Сочинение на тему фольклор в моей семье

15 вариантов

  1. Надежда Смольянинова
    Эссе «Мои представления о значении фольклора в современной жизни»
    Мы живем в сложное перестроечное время, когда каждый заботится о том, как прожить спокойно день. Поэтому с годами на многое начинаешь смотреть по-другому, заново что-то открываешь и переоцениваешь. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое знаем очень поверхностно. Восстановить связь времен поможет фольклор. Именно он рассказывает нам: как жили люди, работали; раскрывает духовный мир русского человека.
    Я ничего не знала о фольклоре, когда «познакомилась» с ним в раннем возрасте, и этому способствовала моя бабушка. Именно она мне рассказывала сказку «Курочка Ряба» и пела колыбельную песню «Про волка». Слушая ежедневно сказку, я сама быстро выучила ее. Колыбельную пела кукле-голышу. И только потом, спустя двадцать лет, я поняла, что мне тогда было всего один год. В подростковом возрасте услышала от бабушки много русских народных песен, которые она раньше пела в деревне. Самой ее любимой была «Уж ты, сад, ты, мой сад». А еще массу частушек и пословиц. Все эти знания непроизвольно отложились в моей голове до поры до времени. Родились мои дети – вот тогда все это доброе и полезное я вспомнила. Работая почти тридцать лет воспитателем, я постоянно обращалась к русскому народному творчеству: то собирала русские народные игры, то потешки, то кропотливо изучала быт людей, их одежду и т. д. Все это пригодилось мне в моей работе.
    Дети в отличие от взрослых умеют радоваться всей душой. В минуты общения с ними, находясь в русской избе детского сада, всегда хочется очень много рассказать, показать, объяснить, дать потрогать вещи, сделанные старинными мастерами: сундук и самовар, прялку и кочергу, зыбку и вышитые одеяла. Здесь же водим хороводы, поем, разучиваем и показываем драматизации и сценки из театра Петрушки. Все дети, без исключения, бывают заинтересованы.
    Если Вы хотите знать о значении фольклора в современной жизни, то могу ответить однозначно: он нужен! Нужен каждому ребенку, так как от соприкосновения с ним маленький человечек становится добрее, лучше, умнее, учится адекватно мыслить, сравнивать добро и зло, делать хорошие поступки.
    Фольклор – это основа нашего уклада жизни, он – как воздух, которым мы дышим. Это то, без чего не может жить каждый русский человек.
    Задача педагогов дошкольных и школьных учреждений состоит в том, чтобы на протяжении нескольких лет (пока ребенок находится в детском саду и школе) знакомить детей с русским фольклором и дать им знания, которые потом им пригодятся в жизни.

  2. Фольклор в семье
    Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному фольклору.
    Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка – муравка”).
    Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки, и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
    Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному фольклору, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.
    Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку – «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка.
    При укладывании спать:
    Спи, усни, дитя, Сереженька,
    Все ласточки спят,
    Все касаточки спят,
    Нашему Сереженьке
    Спать велят.
    Баю-бай, баю-бай,
    Ты, собаченька, не лай.
    Белолапа, не скули,
    Нашу дочку  не буди.
    Одевая на прогулку, мама приговаривает:
    Валенки – валенки,
    Невелички  маленьки.
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.
    Завяжу потуже шарф,
    Будем делать снежный шар,
    Шар покачу, гулять хочу
    Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.
    Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного фольклора у малышей вызывает восторг и удивление.
    Мудрость  мысли  Сократа в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь.
    Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
    Потешки про животных
    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Что так рано встаешь,
    Деткам спать не даешь?
    Наши уточки с утра:
    Кря,кря, кря.
    Наши гуси у пруда:
    Га-га! Га-га! Га-га!
    Наши курочки в окно:
    Ко-ко, ко-ко, ко-ко…
    На дубочке,
    Тут сидят два голубочка.
    У них шейки голубые,
    У них перья золотые.
    С той звучностью, ритмичностью, напевностью, когда мама, папа, и другие члены семьи произносят занимательные потешки, песенки, – это привлекает внимание ребенка, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует внедрению фольклора в семью.
    В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожалениегрусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
    Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом картинок из книг, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
    Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет. Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку, и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть «металлофон, бубен, барабан, дудочка, треугольник».
    Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от семьи, воспитывающая малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложат предпосылки высоких человеческих начал. Народный фольклор, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду – семью.

  3. «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
    Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».[1]
    Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе
    Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
    Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений.
    Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
    В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами, как показывалось выше на примерах.
    По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остается устойчивым, а также активным.

  4. Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.
    Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.
    Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

  5. «Русский фольклор» – Поговорки: Взглянет – лес повянет. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Таскать каштаны из огня. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Хлеб – всему голова. Одни из известных – «Волга и Кама», «Чёрт», «В няньках у лешего». Былички (бывальщины). Фольклорные сказки делятся на: О животных, растениях, предметах.
    «Проблемы в семье» – Работа психолога с семьей больного. Проблемы клинической психологии семьи. Проблемы семьи в клинической психологии. Клинические примеры:стигматизация. Параметры исследования проблемы: специфика нозологии и лечения, возраст больного, наличие собственного семейного окружения, этно-культурные факторы социальные факторы.
    «Семья как малая группа» – Развитие. Понимание. Сочинение «Моя семья». Общие ценности, интересы. Конфликт. Что объединяет семью? Семья как малая группа. Любовь. Сотрудничество. Условия для создания семьи: Проблема «отцов» и «детей». Для чего создают семью? Забота. Потомство. Поддержка. Общество. Если совпадают. Если не совпадают.
    «Урок Семья» – Учебно-методический пакет Моя семья. Проблемные вопросы учебной программы: Что такое семья в жизни человека? Компоненты учебно-методического пакета. Московский городской педагогический университет Городской информационный ресурсный центр. Какие права мы имеем в семье? Аннотация. Каковы наши обязанности в семье?
    «Уроки фольклора» – Словарь. Нескладухи – различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка. Аннотация Проект создан для учащихся 5-х классов. Пестушки – от слова пестовать (воспитывать). Вопрос – обращение, требующее ответа. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Структура урока.
    «Семья» – Мама. Фото сестры. Семь. Праздники, юбилеи, семейные традиции! Фото дедушек. Золотая осень. Фотографии детей и родителей На отдыхе. Мне интересно всё! Прощай, азбука! Фото. Моя книжная полка. День знаний. Праздник – для всей семьи! Фотографии детей и родителей 1 сентября. Фото учащихся 2 «В» класса.

  6. Фольклор

    Сочинение по произведению на тему: Устное народное творчество

    Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
    folklor/folklor10
    История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

  7. О. П. Леванова
    Формирующееся новое общество требует и новых решений в воспитании будущего своей страны — подрастающего поколения.
    Воспитание детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации и т.д. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия
    На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей. Одно из исходных положений этих поисков состоит в том, что человек есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.
    Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам. В этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности.
    Но сами по себе эти процессы идти не могут. Ребенок — человек еще не самодостаточный для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен, но он лишь помощник, защитник, наставник, даже образец для подражания.
    Главная роль педагога — создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе — своего внутреннего мира.
    Вторая основополагающая идея: ребенка не надо переделывать. И здесь для педагога встает основная задача: своими «воздействиями» на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.
    Думается, что эти идеи выросли не на пустом месте. Изучая опыт работы педагогов дополнительного образования, преданных своему делу, можно сказать, что опыт такой педагогической деятельности есть. Дополнительное образование может создавать условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития. На наш взгляд, в дополнительном образовании более ярко выступает возможность разрабатываемых сегодня новых подходов в воспитании детей. Это и гибкость образовательной системы, меньшая наполняемость групп по сравнению с классом, вариативность, выполнение социального заказа самих детей и их родителей, содействие развитию ребенка в приемлемом для него темпе, — все это позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, создать неформальные отношения ребенка и педагога, при желании обеспечить участие родителей в учебно-воспитательном процессе и т.д.
    Вместе с этим УДО позволяет развивать разнообразие направлений деятельности детей и форм организации учебно-воспитательной работы. Одной из них, которая привлекает многих детей и их родителей, является музыкальный фольклор.
    Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.
    Вместе с тем, учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.
    Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть «трудолюбивыми», все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость — вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному.
    Изучая опыт работы молодого педагога Елены Николаевны Смирновой по музыкальному фольклору в центре народных традиций «Творчество», мы отметили именно это стремление создать педагогические условия для детей, позволяющие чувствовать себя уверенно, спокойно, получать от занятий музыкальным фольклором удовольствие. На наш вопрос о педагоге дети хором говорили: «Она добрая».
    Елена Николаевна, занимаясь с детьми народным творчеством, серьезно работает над проблемой оказания помощи семье в воспитании детей средствами музыкального фольклора. Она много работает с педагогической литературой по этому вопросу, изучает опыт работы своих коллег, выступает в педагогических коллективах, делясь своими мыслями по этому вопросу. В результате такой целенаправленной работы вырабатывается стиль ее деятельности. Так, перед началом учебного года Елена Николаевна проводит работу по сбору информации о детях, которые хотят заниматься музыкальным фольклором. В беседе с родителями и детьми выясняется, в какой семье живет ребенок, есть ли у него друзья, чем увлекался раньше, какие успехи в школе, как проводит свободное время, т.е. интересы, наклонности, здоровье, есть ли проблемы в семье по воспитанию ребенка. Если они есть, то предлагает маме или бабушке (по возможности) приходить на занятия в качестве участника или наблюдателя. Эти условия дают возможность чаще общаться и в дальнейшем находить оптимальные варианты в совместном решении возникшей воспитательной проблемы в семье. В результате этого составляется план воспитательной работы, где участниками его исполнения являются и родители, а в свой педагогический дневник Елена Николаевна добавляет к постоянным воспитанникам фольклорной студии вновь поступивших детей. Несмотря на ее молодость, родители идут к ней, чувствуя ее заинтересованность и желание помочь. Их неформальное общение происходит на протяжении всего учебного года (мы не рассматривали собственно занятия, где создаются индивидуальные ситуации и действия для развития ребенка и коррекции поведения).
    Записи отзывов о работе фольклорной студии, беседы с родителями, наблюдения за детьми на занятиях и во время концертов и праздников позволяют сделать вывод, что за 4 года работы Елены Николаевны по проблеме оказания помощи семье в воспитании детей средствами музыкального фольклора имеются хорошие результаты. Вот некоторые из них:
    Света М. — 7 лет. Проблемы в семье — отношения. Мама рассказала, что девочка воспитывалась у бабушки и перед школой приехала к ней, но их отношения не получаются. Девочка больше играет одна. Елена Николаевна предложила маме ходить вместе с дочерью на вечерние занятия. Мама призналась позднее, что она сначала ходила на занятия, не веря, что из этого что-нибудь получится. Но постепенно ей самой понравилось петь, слушать рассказы о народных традициях. Дома они с дочкой иногда пели вместе песни, которые разучивались на занятиях. Постепенно их отношения с девочкой стали более доверительными. Мама очень благодарила Елену Николаевну.
    Миша З. — 10 лет. Из беседы мамы и личных наблюдений можно было сказать, что мальчик — неуравновешенный, вспыльчивый, подвижный. Его внимания хватало на 5-10 минут. Елена Николаевна сумела заинтересовать его музыкальными инструментами. После некоторого времени Миша перешел на занятия в шумовой оркестр. Педагог постоянно меняла методы работы с ребенком, отмечая положительные моменты в развитии мальчика, который стал стараться не отставать от других участников оркестра, формировалось терпение, внимание. Мама сказала, что Миша стал успешнее в школе. Мальчику нравится, когда его хвалят. Он старается. Мама часто бывает в центре, участвует в подготовке к праздникам вместе с другими родителями и детьми. На следующий год Миша высказал желание участвовать во всех праздниках. Теперь он исполняет соло на аккордеоне и говорит, что ему это очень нравится.
    Но были и другие случаи, когда семья не дала никакой информации о ребенке. Женю М. мама привела в студию, когда ему было 5 лет. Мама сказала только то, что Жене нравится слушать музыку. На протяжении первого полугодия Женя регулярно посещал занятия, но контакт с детьми и педагогом игнорировал. На празднике «День рождения», где исполнялась сказка «Теремок», он впервые улыбнулся. Мама с бабушкой не хотели общаться и объяснить поведения мальчика. В заключительном концерте Женя участия не принимал, но с интересом смотрел выступления детей.
    На следующий год в сентябре дети с удовольствием общались друг с другом и очень обрадовались, когда пришел Женя. Он тоже стал меньше стесняться и со всеми вместе повторял песни, выученные в прошлом году. Мама сказала, что заниматься пением им посоветовал логопед для устранения заикания, и сейчас врач отметил у мальчика заметное улучшение. К концу второго года Женя уже не стеснялся своей речи. На заключительном концерте исполнил выбранную им песню «Весну пора ждать».
    3 год обучения — Женя первоклассник. На занятия к своему педагогу он ходит теперь со своим классом и с удовольствием помогает одноклассникам в том, что умеет сам. С Еленой Николаевной они друзья, он искренен и открыт, рассказывает ей о своих друзьях и желаниях. Мама говорит, что он с нетерпением ждет музыкальных занятий. Мальчик стал общительным, доброжелательным, уверенным в себе.
    Итак, как мы видим, народное творчество, фольклорная музыка могут использоваться не только в эстетическом, нравственном, интеллектуальном образовании, но и в семейном воспитании. Для этого необходимо:
    педагогу неформально отнестись к проблеме;
    организовать совместные усилия педагога и семьи;
    создать условия для заинтересовавшей ребенка творческой деятельности;
    оказать помощь в самооценке воспитанника;
    предоставить возможность свободы выбора в ситуации, при этом подводя ребенка к нужному выбору.

  8. «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, – говорившиеся нараспев, под звон струн, – о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
    Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».[1]
    Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе
    Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
    Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений.
    Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
    В течение всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, помогает принимать решения, а также бороться с врагами, как показывалось выше на примерах.
    По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остается устойчивым, а также активным.
    < Предыдущая

  9. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость “словесного текста напева и характера исполнения”, сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  10. Наши семейные традиции
    В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной. Вы спросите, зачем они нужны? Традиции сближают семью, делают ее настоящей крепостью, где каждый чувствует себя уверенно и защищенно.
    В нашей семье, а она у нас большая: мама, папа, сестра, брат, я, и, конечно же, многочисленные родственники – тоже есть свои семейные традиции. Например, по воскресеньям мы печем блины, садимся всей большой дружной семьей за круглый стол, пьём чай с мёдом и обсуждаем события прошедшей недели. Общение с близкими людьми – самые светлые минуты в моей жизни. Или, каждое лето мы с родителями отправляемся на море, открывая всё новые и новые места для отдыха, любуясь красотами родной страны. И это незабываемо!.. А как мы любим летними вечерами всей семьёй совершать прогулки на велосипедах.
    Отмечать праздники в кругу семьи – тоже наша традиция, о которой я и хочу рассказать. Не зря говорят: «Как встретишь Новый год, так его и проживёшь». Праздник Нового года – самый яркий праздник в нашей семье. Готовиться к празднику мы начинаем заранее. Мы, дети, пишем письма-пожелания Деду Морозу, а потом с мамой придумываем сценарий праздника, разучиваем стихи. Когда папа приносит домой пушистую ёлку, пахнущую хвоей, и ставит её у камина, мы дружно начинаем её украшать. И вот наступает вечер 31 декабря. Уже накрыт праздничный стол, все одеты нарядно и красиво. И вдруг на улице раздаётся звон колокольчиков. Мы, как завороженные, ждём чуда. И чудо происходит! В комнату входят Дед Мороз с большим мешком подарков и Снегурочка. Начинается настоящее веселье. Мы читаем стихи, с родителями водим хоровод, поём песни и играем, а Дедушка Мороз и Снегурочка вручают нам подарки. И пусть под маской Деда Мороза мы видим такие знакомые, родные глаза, всё равно мы верим маминому рассказу о том, что настоящий Дед Мороз поручил нашему дедушке раздать нам подарки, потому что он сам не успевает прийти ко всем детям.  Наш веселый праздник  продолжается весь вечер, а потом мы целый год с нетерпением опять ждём наступления Нового года…
    А ещё есть самая дорогая для меня традиция. Наступает вечер, все дела сделаны. Я подхожу к своей кровати, ложусь и, глядя на огонек ночника, жду маму. Вот она садится на краешек кровати, берет в свою руку мою, нежно гладит меня, потом целует, и я слышу самые дорогие слова: «Спокойной ночи, мой любимый сынуля!»  И сны мои текут спокойно…
    Может быть, кому-то эти традиции покажутся не такими уж яркими, но зато они наши, собственные, и дороже их для нас нет ничего на свете.
    Благодаря  традициям, существующим в нашей семье, мы учимся любить, уважать, доверять, ценить минуты общения с родными людьми, помогать друг другу. А это –  самое главное в жизни.

  11. №СлайдТекст
    1

    Обобщающий урок

    Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вадская СОШ» Скудина Галина Викторовна
    2

    Задания из ЕГЭ по литературе – 2009 (11 класс)

    Прочитайте фрагмент текста От слов: Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. До слов: “Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”. – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе. Выполните задания:
    3

    Вожатый

    Укажите название главы, из которой взят фрагмент пушкинского произведения.
    4

    Пугачёв

    Кто указал Гриневу путь в буране? (Назовите фамилию персонажа)
    5

    Реализм

    Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.
    6

    Пейзаж

    Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?
    7

    Деталь или символ

    Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?
    8

    Диалог

    Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?
    9

    Ирония

    Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?
    10

    Тестовые задания

    Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный
    11

    3

    1. Образом 2. Типом 3. Персонажем
    Действующее лицо художественного произведения называется:
    12

    1

    1. Роман 2. Рассказ 3. Семейно-бытовая хроника 4. Мемуары
    Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
    13

    3

    Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?
    1. «На зеркало неча пенять, коль рожа крива». 2. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». 3. «Береги честь смолоду». 4. «Стрелялись мы».
    14

    2

    1. Проблема любви 2. Проблема чести, долга и милосердия 3. Проблема роли народа в развитии общества 4. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства
    Какова основная проблематика «Капитанской дочки»:
    15

    1

    1. Пугачёв 2. Гринёв – отец 3. капитан Миронов 4. Швабрин
    Кому из героев произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова «Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?
    16

    2

    1. В-а-г-д-б 2. Б-д-г-в-а 3. Д-б-г-в-а
    Выберите правильную последовательность событий в романе А.С.Пушкина “Капитанская дочка”: а) арест Гринёва по обвинению Швабрина, б) поездка Гринёва в Оренбург на службу, в) захват Пугачёвым Белогорской крепости, г) дуэль Гринёва со Швабриным, д) буран в степи:
    17

    2

    Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым
    1. Алексей Швабрин 2. капитан Миронов 3. Петр Гринев 4. Савельич
    18

    3

    В какой семье был рожден Петр Гринев?
    1. В семье крестьян 2. В семье врача 3. В семье военного 4. В семье городничего
    19

    4

    Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием?
    1. «Служи верно, кому присягнешь» 2. «Слушайся начальников» 3. «Служи в армии, тяни лямку» 4. «Береги платье снову, а честь смолоду»
    20

    2

    Имя какого царя присвоил себе Пугачев?
    1. Петр I 2. Петр III 3. Иван IV 4. Павел I
    21

    1

    Укажите фамилию героя романа «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева
    1. Алексей Швабрин 2. капитан Миронов 3. Петр Гринев 4. Савельич
    22

    3

    По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика?
    1. он распускал руки 2. он очень любил женский пол 3. он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал 4. он не имел диплома учителя
    23

    4

    Как звали дочку коменданта Белогорской крепости?
    1. Маша Пугачева 2. Татьяна Ларина 3. Ольга Ильинская 4. Маша Миронова
    24

    1

    Образы Гринева и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
    1. Антитезы 2. Сопоставления 3. Взаимодополнения
    25

    3

    “Весёлое лукавство ума” характерно для:
    1. Гринева 2. Савельича 3. Пугачева
    26

    1

    В раскрытии образа Пугачева особую роль играет:
    1. фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) 2. сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике 3. сцена на военном совете
    27

    2

    1. Гринева 2. Пугачева 3. Швабрина
    “Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок” – это портрет:
    28

    Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений

    В эпизоде, рассмотренном в начале урока, получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему?
    «Фольклор моей семьи по литературе»

  12. У нас семья очень дружная. Мы все помогаем друг другу. А на праздники мы, уже традиционно, собираемся все вместе у моей бабушки Наташи.
    Именно о ней я и хочу рассказать. Бабушка Наташа – это папина мама, ей 48 лет и она работает ветеринарным врачом. Хоть она и работает, но всегда находит время для своих детей и внучек. Бабушка пользуется авторитетом в коллективе и в нашей семье, потому что она рассудительная, мудрая женщина. Моя бабушка строгая, но справедливая – за это мы её все очень любим. Бабушка умная, трудолюбивая.
    Моя бабушка – на все руки мастер! Она очень красиво вяжет и шьёт. Вот чуть-чуть из того, что она смастерила своими руками. Может нарезать стекло, распилить и прибить доски. Ремонт в квартире она делает сама, по своим дизайнерским проектам, а ещё даёт советы по дизайну своим детям и знакомым.
    Когда мы собираемся у бабушки, то часто вспоминаем веселые истории, которые произошли с нами. Бабушка рассказывает, а мы все смеёмся. Эти воспоминания приносят нам большую радость, потому что мы очень любим слушать, как она про нас говорит. Семейные праздники мы отмечаем дома или на природе. В Новый год все собираемся у бабушки, а после двенадцати часов пускаем на улице салют.
    С ранней весны и до поздней осени бабушка собирает нас всех вместе на рыбалку, на шашлыки, в лес за грибами и за ягодами, на огород, за вениками для бани.
    А ещё каждый год, в Вербное воскресенье, идем за вербой. Берём с собой термос с чаем и бутерброды. Сначала наломаем вербу, разожжём костёр, потом пьём чай и катаемся с горки на санках и ледянках.
    У бабушки есть огород. На нём растёт картошка, зелень и клубника. Огород копаем, картошку садим и снимаем все вместе, а зеленью и клубникой бабушка занимается сама.
    Куда бы мы не пошли, в лес за грибами и за ягодами, на шашлыки, на огород, на рыбалку бабушка всегда с собой берёт несколько термосов с вкусным чаем, бутерброды и ещё много вкусностей.
    Я очень люблю пить её чай на природе, каждый раз не хватает терпения дождаться чаепития. А ещё у нас очень много фотографий, бабушка всегда берёт с собой фотоаппарат. Каждое лето бабушка ездит в отпуск, на Азовское море. В 2012 году она взяла с собой меня и ещё одну внучку – Сашу. А в этом году мы ездили на море всей нашей большой и дружной семьёй. Нас было17 человек и нам было очень весело, мы не скучали.
    Если я что-то не знаю или не могу сделать по школьной программе, то бабушка всегда мне помогает. Все творческие работы для конкурсов или для уроков мы делаем вместе. Вот и это сочинение мы писали вдвоём. Спасибо моей БАБУШКЕ!
    Она всегда старается собрать всех нас вместе, учит быть дружными и держаться друг друга. Бабушка двигатель нашей большой семьи. Я всегда с большим желанием хожу и езжу с ней везде.
    Я хочу быть похожей на свою бабушку. Буду стараться не огорчать её, что бы она могла гордиться мной.

  13. Традиции моей семьи
    Газизова Лия
    4 класс «В»
    МОУСОШ № 4
    г. Дмитров
    учитель: Бирюкова Юлия Вячеславовна
    2011
    Прежде чем рассказать о традициях моей семьи, я задумалась: «А что означает слово «традиция»?
    Из словарей я узнала, что с латинского языка «традиция» переводится как «передавать». А папа рассказал, что древние римляне применяли это слово, когда давали друг другу предметы обихода, утварь и даже выдавали девушку замуж.
    Получается, что традиция – это передача идей, обычаев, обрядов из поколения в поколение.
    Моя семья – это маленькая частичка моего народа, моей нации, которая бережно хранит свои традиции.
    Моя семья – это не только мама, папа и я. К счастью, у меня есть еще бабушки с дедушкой, тёти и дяди, сёстры, братья и братишки. В общем, у нас большая дружная семья. И мы очень любим собираться все вместе летом в маленьком деревянном домике, где жили мои прабабушка и прадедушка. Я их называла Зур-этей и Зур-эней (с татарского языка это переводится как «старший отец» и «старшая мать»).
    В саду возле их дома стоит большой круглый стол, на котором обязательно присутствуют наши национальные блюда: чак-чак, кастыбый, шурпа, мёд и очень много фруктов.
    Мы, дети, бегаем-играем во дворе, мужчины топят баню и готовят шашлык, а мама, тёти и бабушки заваривают чай, обсуждают новости и говорят о самом сокровенном…
    Всё готовится с трепетом и волнением, ведь мы так редко видимся (как правило, наши встречи происходят летом, когда взрослые берут отпуска и приезжают к родителям). А когда все соберутся за столом, начинается настоящий разговор. Помню, когда еще были живы прадедушка с прабабушкой, Зур-эней вспоминала своё детство, маму. Зур-этей рассказывал о войне…
    Постепенно беседа оживляется забавными историями, мы вспоминаем разные смешные случаи, которые происходили с членами нашей семьи. Среди нас нет самых важных или самых любимых людей – все по своей значимости равны и любимы.
    У меня три прадеда. И все они прошли войну и вернулись живыми, хотя и с ранениями. У них много медалей и орденов. Например, Зур-этей – кавалер трех степеней ордена Славы.
    Зур-эней получила медаль «Ветеран тыла». Во время войны (с 1941 по 1945 года) она работала на тракторе, выполняя тяжёлую мужскую работу.
    И поэтому День Победы особенно чтим нами, как и в каждой семье нашей страны. Не важно, солнце или дождь за окном – для нас это всегда светлое торжество!
    Помню, как ещё с вечера (8 мая) Зурэтейка начищал медали, с волнением примерял пиджак, потому что назавтра предстоял ответственный день…
    …И вот уже четыре года нет его на Праздничном параде, но мы бережно храним память о прадедушке, и обязательно возлагаем цветы к Вечному огню. А вечером за праздничным столом вспоминаем рассказы Зур-этея о голодном детстве, о войне, о трудностях послевоенных лет… И как будто даже слышим гармонь, на которой он любил исполнять песни собственного сочинения.
    Дома, в Дмитрове, я как и все дети хожу в школу, а мои родители – на работу.
    Но моё утро самое замечательное. Потому что ещё с вечера бабушка спрашивает меня: «Что тебе завтра приготовить, солнышко?».
    Я мечтательно закрываю глаза, начинаю фантазировать и засыпаю. И вижу самые сладкие сны.
    Утром первым встаёт папа, варит кофе и только после этого будит маму. После завтрака они вместе уезжают, а меня на столе ожидает «моя вечерняя фантазия». И так каждый день!
    А когда наступает вечер, мы собираемся за круглым столом на кухне (у нас такой же круглый стол, как в том маленьком деревянном домике) и рассказываем друг другу о прожитом дне. Это мой любимый момент. Мне нравится смотреть на папу и маму, наблюдать за ними со стороны. Они у меня очень заботливые и радушные.
    Все праздники у нас проходят весело и непременно с подарками. Но я точно знаю, что все сюрпризы придумывает мама, а папа воплощает в реальность ее идеи.
    Я, в свою очередь, тоже стараюсь их чем–нибудь удивить и, конечно, порадовать.
    На описание всех наших семейных обычаев уйдёт много времени. Ведь это и прогулки в выходные на площади, где голуби едят с рук; это и Новый год, когда мы под бой курантов загадываем желание и задуваем свечи; это и поездки в лес ранней весной, когда природа только пробуждается от зимней спячки; это и генеральные уборки по субботам, во время которых у каждого свои обязанности…
    Наша маленькая семья создаёт свой уклад жизни, который, возможно, в будущем перейдет к следующим поколениям, моим детям, внукам, правнукам…
    Все традиции нашего огромного государства складываются из таких вот маленьких традиций каждой семьи. Это как пчелиный улей, состоящий из множества ячеек… Поэтому я горжусь своей семьёй, своими предками, своим народом.
    Я считаю, что каждый человек должен знать и чтить обычаи их дедов и прадедов, чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства»…
    В моей семье особая ценность – это любовь и доброта. И я точно знаю, что сохраню ее и передам своим детям.

  14. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Одинцовская средняя общеобразовательная школа №8
    Номинация
    Традиции моей семьи.
    Тема сочинения
    Наши семейные традиции.
    Учитель (руководитель):                                            Автор:
    Корчагина                                                                    Цыганкова
    Светлана Михайловна                                               Евгения Анатольевна
    учитель начальных классов                                       учащаяся 4 «Б» класса
    2013 г
    Моя семья небольшая. Я, мама и папа. Но, несмотря на это, у нас есть свои семейные традиции, которые мы всегда соблюдаем.
    Встречать Новый год и Рождество вместе – одна из самых любимых традиций. Эти праздники мы отмечаем у бабушки. Сначала мы вместе наряжаем елку, украшаем ее игрушками, гирляндами, затем поздравляем друг друга с праздником и обмениваемся подарками. Вечером мы садимся за праздничный
    ужин. После ужина мы выходим на улицу, где встречаемся с соседями и друзьями. Мы с ними весело проводим время. Танцуем, поем, зажигаем бенгальские огни, пускаем салюты.
    Еще одна наша семейная традиция – проводить выходные дни на даче. Весной мы работаем в саду и огороде. Я помогаю маме высаживать рассаду в теплицу, в саду мы сажаем цветы. К концу весны наш сад уже благоухает
    цветами, а на столе появляются первые овощи и зелень.
    Летом я провожу на даче свои каникулы. У меня много друзей. Мы катаемся на скейте, велосипеде, роликовых коньках и играем в подвижные игры на свежем воздухе. Всей семьей мы ездим на рыбалку, варим на костре отличную уху, ходим в походы.
    Осенью мы ходим в лес собирать грибы и орехи, а зимой катаемся на лыжах. Около дачи есть прекрасный пруд, когда он замерзает, мы с папой катаемся на коньках. Мы получаем огромное удовольствие от общения с природой!
    А самая главная традиция нашей семьи – отмечать светлые праздники: Вербное воскресенье и Пасху.
    В Вербное воскресенье мы срываем ветки вербы, идем в церковь и освящаем их. Потом каждого касаемся веточкой, чтобы было здоровье и благополучие в семье.
    Перед Пасхой мы делаем генеральную уборку квартиры. Затем мы с мамой печем пасхальный кулич и красим яйца. С замирание сердца я наблюдаю, как мама ставит на праздничное блюдо готовый кулич и выкладывает вокруг него необыкновенно красивые яйца. Субботним предпраздничным утром мы идем на утреннюю службу в храм Преподобного Серафима Саровского. В храме по-особому торжественно, всюду цветы, горят свечи, пахнет ладаном. После службы Отец Вадим освещает куличи и поздравляет всех с наступающим праздником. Его добрые глаза искрятся светом радости. В Светлое Христово Воскресенье наша семья встречает гостей. Все целуются и говорят друг другу – “Христос Воскресе!”
    И еще добрая традиция нашей семьи – чуткое и бережное отношение к родным и близким. Мы всегда готовы радоваться, и огорчатся вместе с ними.          Конечно, это далеко не все наши семейные традиции, но именно о них мне хотелось рассказать в своем сочинении. Может быть, кому-то эти традиции покажутся не такими уж яркими, но зато они наши собственные и очень для нас дорогие.
    Я считаю, что семейные традиции – это огромная и важная ценность каждой семьи!

  15. «Русский народ создал огромную изустную литературу… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». Фольклор – это подлинная энциклопедия поэтических знаний народа, дающая полные представления об идейно-эстетических богатствах его творчества. Фольклорные произведения возникли и бытуют в народных массах. Но понятие «народ» – социально-историческое. В разные исторические эпохи социальная структура народа была разной. В доклассовом обществе фольклор удовлетворял запросы всех людей. В эпоху феодализма народные произведения преимущественно выражали настроения и мысли обездоленного крестьянства и «народа людей», то есть тех же крестьян, находившихся на подневольной работе у заводчиков и фабрикантов. С развитием капитализма в народном творчестве большое место занял народный фольклор.
    Фольклор народа (народный фольклор) – устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды. Устный репертуар народа был значительно шире собственно рабочего фольклора. Еще в XIX в., а также позднее, в среде народа записывали крестьянские песни, сказки, пословицы и поговорки, обрядовую поэзию. Исследователями было отмечено, что эти произведения начинали трансформироваться, выражать жизненные интересы народа, их идеалы. Например, традиционный свадебный обряд, записанный от солеваров Прикамья, содержал величальную песню жениху, в которой тот прославлялся как мастеровой-умелец. Подобные факты свидетельствовали о том, что фольклор народа, особенно на ранних этапах, формировался на почве культурной традиции, созданной патриархальной деревней.
    Однако, в отличие от частушки, фольклор народа не превратился в национальное, общерусское явление. Его характерная особенность – локальность, замкнутость в пределах той или иной промышленной территории. Рабочие фабрик, заводов и рудников Петрозаводска, Донбасса, Поволжья, Урала, Алтая, Сибири почти не знали устных произведений друг друга.
    Процесс создания новых произведений рабочего фольклора также был своеобразным. В большинстве случаев они имели авторов – непрофессиональных поэтов-самоучек. Утратив связь с устной народной культурой, эти люди лишь поверхностно приобщились к культуре городской, книжной и пытались ей подражать, что не могло не сказаться на художественном уровне произведений. Вероятно, потому, что он был невысок, произведения рабочего фольклора не имели большого количества вариантов.
    В фольклоре народа преобладали песенные жанры. В песнях изображались тяжелые условия труда и быта простого рабочего, которым контрастно противопоставлялась праздная жизнь угнетателей – владельцев предприятий, надсмотрщиков. Песни отличались приземленностью, натурализмом, почти документальным описанием процессов труда. Их лексика – бытовая, насыщенная профессиональными терминами. По форме это монологи-жалобы. Песни имели силлабо-тонический стих, литературные способы рифмовки и, как правило, четырехстрочные куплеты.
    Путь развития рабочей песни начинался с различного рода приспособлений старинных песен к условиям жизни народа. Под влиянием этих песен, развивая ряд их идейно-эстетических особенностей, рабочие создавали свое самобытное песенное творчество. Помимо традиционной народной поэзии рабочая песня вобрала и художественный опыт современного ей фольклора города и деревни, письменной самодеятельности народа и профессиональной литературы. Она подчинила все эти истоки своим социально-эстетическим и политическим задачам, став на третьем этапе освободительного движения в России мощным средством социалистического преобразования общества.
    Уже в дореформенную эпоху фабрично-заводские песни всех промышленных районов страны имели много общего как в тематике, так и в своем художественном методе. Дополняя друг друга, они развертывали широкую и многообразную картину жизни и труда формировавшегося разными путями рабочего класса, постепенно вырабатывая общие черты своего поэтического стиля.
    Характеристику песенного творчества крепостных народа необходимо начать с горнозаводских песен Урала, Алтая и Сибири, где уже в начале XVIII в. возникла мощная промышленность и рано сложились постоянные кадры мастеровых и «работных» людей.
    Из дошедших до нас песен потомственных народа особый интерес представляет песня змеиногорских (сибирских) рудокопов «О, се горные работы» ставит в центр своего повествования труд, изображая его точно, почти документально. В ней не упущена ни одна существенная деталь производственного процесса, начиная с его подготовки и кончая выполнением «урока», то есть задания. Но более важно другое: картины труда являются здесь средоточением всего того, о чем хотели бы рассказать рабочие. Они раскрывают во всей конкретности крепостническую действительность и порождаемые ею чувства и настроения «работных людей».
    Паразитизм начальства, которое насаждало жестокие военизированные порядки, подчеркнут в песне отношением этого начальства к неимоверно тяжелому труду закрепощенной массы. Горняки начинают в сырых и темных штольнях «золотую руду качать», а правители – «пристав, офицеры, господа», – говорит насмешливо песня, –
    * Все исправности несли
    * Постояли да ушли.
    * Сетуя на свое подневольное положение, ожидая за малейшую провинность наказания, «бергалы» (потомственные горняки) не скрывают своего презрения к горной администрации:
    * Постарайся, друг и брат,
    * Чтобы Правдин был богат
    Обращается иронически песня к рабочим, намекая на взяточничество одного из кнутобоев-уставщиков. Лексика песни «О, се горные работы» отображает характерные особенности разговорной речи крепостных народа. Даже иностранные названия работ и горняцких чинов она дает в народноэтимологической форме: «щегарь» (штайгер), «фонталы» (фонтаны), «бергалы» (бергауеры) и т.д. Но в ней заметно и влияние книжной поэзии XVIII в. Отсюда почерпнула она ряд своих лексических форм (например, «При сем жить им неразлучно», «Мы противны быть на можем», «Все исправности несли») и силлабическое строение своих стихов с их смежными и грамматически совпадающими рифмами. По своему социальному пафосу, языковым и стилевым особенностям песня «О, се горные работы» близка к таким антикрепостническим памфлетам XVIII – начала XIX в., как «Плач холопов», «Копия просьбы в небесную канцелярию», «Стихи крепостного живописца» и т.д. Она, как и все эти памфлеты, создана грамотным человеком.
    Образцы песенного творчества народа (вместе с деревенскими частушками) одним из первых опубликовал и прокомментировал Г. И. Успенский. Он писал: «В руках моих находятся несколько песен народа в шахтах, и получены они с Юга и Екатеринославской губернии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *