Сочинение на тему фома гордеев

12 вариантов

  1. Фома Гордеев – сын Игната Гордеева. Положение Ф. в жизни символизируют слова из «Книги Иова»: «На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком?» У Ф. нет цельности и силы характера отца. В момент тяжелых раздумий он видит себя в стороне от «котлована жизни». Ему хочется понаблюдать за жизнью со стороны, понять, «зачем дана жизнь человеку». Он «хотел научить людей жить, но как надо жить, не знал сам». Натура героя противоречива. С одной стороны, Ф. присуще полусонное, даже спящее сознание; с другой – молодая потребность «вмешаться в жизнь», «заставить всех обратить на себя внимание и показать всем силу, ловкость, живую душу в себе». Такая противоречивость приводят героя к тяжелому душевному конфликту. Ф. жаждет реализовать себя, но не способен на это. Герой стеснителен, замкнут, робок, он мучается от неумения что-то делать, говорить, вникать в суть вещей: «я думать не умею». Но, в то же время, Ф. эгоистичен, честолюбив, высокомерен. Укоры совести заглушаются у него греховными страстями. Но Ф. присуща и нравственная чистота, духовность, которая не позволяет ему стать продолжателем семейного дела, принять фальшь, обман, грязные деньги. Герой умеет ценит красоту во всем. Во время подъема баржи он любуется работой кудрявого веселого парня, но это восхищение перерождается в зависть, потому что он не способен на такую поглощенность каким-либо делом. Герой говорит: «Все живут, шумят, а я только глазами хлопаю…Мать, что ли, меня бесчувственностью наградила?..Жить не могу! Оглянешься – некому сказать…Все сволочи!» Действительно, люди, любящие Ф., поначалу пытались помочь герою. Но, видя его ненависть и упрямство, они постепенно отошли от Ф. – и он остался один. Ф. никого не любит. Он не сделал никому добра, никого не поддержал ни словом, ни делом. В кутежах герой спускает все состояние отца, испытывая смятение, мстительность, раздражительность. Финал жизни героя страшен: «…истертый, измятый и полоумный бродит по улицам – над ним смеются люди, которых когда-то он так ненавидел».

  2. Страница: [ 1 ] 2
    На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома Гардеев». Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии. Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот «хитрый, старый черт» был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…»
    Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.
    Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.
    Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, «жулика первой степени», ничего передового ждать нельзя.
    Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гардеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты ужасно не похож на купца», – замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное», – говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи». Глядя на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес». Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. «Душно мне, – восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится!» Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму…» он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.
    Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: « Правду не свяжешь, врешь!» трагедия Фомы Гардеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда».
    Вот Анатолий Саввич Щуров, крупный торговецлесом, один из воротил купеческого мира, о котором Маякин говорит: «Хитрый старый черт… Преподобная лиса… возведет очи в небеса, и лапу тебе за пазуху запустит да кошель-то и вытащит… Поостерегись!..»
    Но и сам Яков Маякин в хитрости никому не уступит. Это своего рода идеолог купечества, «мозговой человек», как называли его купцы. Он обучает крестника Фому своей «философии»: «Купец в государстве — первая сила, потому что с ним — миллионы!» Поэтому, говорит он, дворяне и чиновники должны посторониться и
    дать купцам простор для применения своих сил и вложения капиталов. Анатолий Щуров — представитель старого, дикого, патриархального купечества. Он против новшеств, против машин, облегчающих жизнь, против свободы. «От свободы человек гибнет!» — злобно пророчит он. Яков Маякин тоже представитель старого купечества, но он умеет приспосабливаться к любым условиям. Его сын Тарас и зять Африкан Смолин продолжают дело отцов, придав ему европейский лоск, действуя более расчетливо, более трезво. Они рвутся к власти и стремятся преобразовать промышленность на европейский манер.
    Но уже в старшем поколении, среди тех, кто основывал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев — одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, «охваченный неукротимой страстью к работе», в прошлом водолив, а теперь богач — владелец трех пароходов и десятка барж. «Жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования».
    Мир собственнических отношений для него «тюрьма»:
    «…Душно мне… Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что — не мирится!» «Не жизнь вы сделали — тюрьму… Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали… — говорит Фома купцам.
    — Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!.. Вы не жизнь
    строите — вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими… Вы
    испортили жизнь! Вы все стеснили… от вас удушье… от вас!»
    Фома — «здоровый человек, который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках современности». Он упорно «выламывается» из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее
    изменить. Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов
    ее изменения, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям и книге («…пусть голодные учатся, мне не надо…»), общество умных и
    образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир
    собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него
    свою печать; он рано познал «снисходительную жалость сытого к голодному». В конце
    повести Фома повержен и унижен; маякинский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым Алексей Максимович Горький раскрыл всю неприглядность царства щуровых и маякиных.
    Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.
    В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых.
    Игнат Гордеев — основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. Это мощная и противоречивая личность.
    В нем уживались будто сразу три человека: неистовый .и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег.
    Страница: [ 1 ] 2

  3. Поиск смысла жизни в романе «Фома Гордеев».

    В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со сво­ей средой, «выламывание» из нее.
    Фома Гордеев — сын купца, один из богатейших людей на Вол­ге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формиро­вания характера и взглядов Фомы. И отец — хищный, умный Иг­нат Гордеев, и Яков Маякин видели в младшем Гордееве наслед­ника и продолжателя дела. Они внушали Фоме свою философию жизни: будь ближе к тем, от кого может быть польза; только день­ги дают власть — они сила и ум людской, за чужое не следует «бороться», «нужно, чтоб человек за себя встать умел… за свое кров­ное»; «кто хочет от жизни толку добиться — тот греха не боится»; «или всех грызи, иль лежи в грязи». Наблюдения над жизнью по­степенно развенчивают человечность такой морали. Сначала Фома начинает сомневаться в справедливости отца. Потом видит, что все люди его круга были одинаково «алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга». Фоме становится тяжело жить рядом с ними. Он чувствует сначала скуку и апатию, потом приступы злой тоски, душевную боль. Ни в деле отца, ни в любви Фома не находит счастья. Он хочет жить свободно, а свободу представляет как освобождение «из пут своего богатства». Первый шаг к этому он делает, объясняясь с Яковом Маякиным.
    Чувство недовольства, протеста выталкивает Фому Гордеева из купеческого мира. Он ищет смысл жизни и свое место в ней. Но среди рабочих-наборщиков, среди грузчиков Фома чувствует себя чужим и ненужным. Он видит тяжелый труд одних и сытость дру­гих, сомневается в законности жизни тех, «которые командуют». Фома бросает резкую обвинительную речь купцам: «Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете!» Фома одинок в своей же среде и бунт его оказывается подавленным.
    Метафорой его духовных поисков является эпизод из детст­ва, когда он днем вспугнул сову, и та, ослепленная дневным светом, беспомощно металась по оврагу. «Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни… Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, — только перья летят от него, а все толку нет». Фома похож на эту сову. Он ищет смысл и цель жизни, но не имеет положительного идеала. Он не представляет, чего же он хочет. Он протестует против буржуазной морали, но протест его стихиен, эмоционален. Фома Гордеев — это «блудный сын» бур­жуазии, трагедия которого состоит в отсутствии конкретной цели.
    Горький исторически верно отразил процесс раскола буржу­азного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.

  4. Начало нового этапа в творчестве Горького связано с его романом. «Фома Гордеев» (1899), посвященным изображению «хозяев жизни», представителей русской буржуазии — купечества, с которыми мы уже встречались в некоторых рассказах Горького 90-х годов. Писатель особенно глубоко постиг мир капитала, когда в качестве корреспондента «Нижегородского листка» и «Одесских новостей» несколько месяцев провел на Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 896 году. Именно в это время были написаны его рассказы о «хозяевах»: «Тоска», «Тронуло», «Колокол» и др.
    В «Фоме Гордееве» Горький на первый план выдвигает проблему морали. Он ставит перед собой задачу показать, как подлинно человеческое начало вступает в противоречие с лицемерной, лживой, а часто и откровенно циничной моралью капиталистов. В романе показана группа «хозяев», представляющих разные социально-психологические типы русского купечества. Среди них есть и представители старых, патриархальных первонакопителей и тех, кто, почувствовав свою экономическую силу, рвется к политической власти. К купцам первого типа относится крупный лесоторговец и пароходчик Ананий Шуров, прообразом которого, как свидетельствует автор, был нижегородский купец Гордей Чернов, отличавшийся необузданным самодурством и жестокостью. К богатству Шуров шел через целую цепь преступлений. Он разбогател на том, что с помощью беглого каторжника делал фальшивые деньги, затем убил его и труп сжег вместе с банькой, где каторжник прятался от людей. Через преступления пришли к богатству Луп Резников, Кононов, Зубов, Робустов и другие купцы, изображенные или упомянутые в романе. «Среди этих людей,— пишет Горький,— нет почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного».
    Эти люди ради денег готовы пойти на любое преступление — в этом суть капитализма, его «фамильная черта». Так показаны капиталисты не только Горьким. И. Франко еще в 80-е годы в повести нарисовал яркий тип хищника в образе Германа Гольдкремера, в душе которого постепенно «разгоралась страшная лихорадка, слепая жажда денег, она заглушала все остальные чувства, заставляла его не видеть никаких преград и манила его к одной только цели — богатству». Во второй редакции повести (907) Франко еще больше заострил черты хищника в характере Германа, подчеркнув, что для расширения своих богатств он не останавливается перед прямым грабежом, вступив в разбойничью шайку барышников. Не лишена основания мысль о том, что такое заострение образа Франко сделал под влиянием романа Горького, который он высоко ценил.
    Иным, хотя не менее жестоким и беспощадным, представлен в романе Яков Маякин. Он не только богатый купец, крупный делец, но и идеолог класса. Если Шуров — враг просвещения и технического прогресса, считающий, что машина развращает людей («машины работают, а люди от этого балуются»), то Маякин готов человека подменить машиной: машину «завел — она и кует тебе рубли… без всяких слов, без хлопот… А человек — он беспокойный». Маякин и за просвещение, но такое, которое помогло бы нивелировать людей, превращать их в «простые кирпичи» «одной меры», чтоб удобно управлять: «как я хочу, так и положу». Маякин любит разглагольствовать о купечестве как носителе культуры. Хорошо понимая экономическую силу буржуазии, он считает, что купечество «по нынешним дням» вправе потребовать и политической силы, «простора» в делах государственных, «свободы действий».
    Однако при всей самоуверенности, при всем оптимизме, с которым он смотрит на будущее купечества, Маякин, как человек трезвого и практического ума, не мог не почувствовать, что в мире назревают какие-то перемены, что для России наступают тревожные дни, жизнь становится беспокойной и неустойчивой: «Смутилась Россия, и нет в ней ничего стойкого: все пошатнулось!..»
    Россия действительно «смутилась». Даже в купеческой среде появились люди, которые почувствовали фальшь собственнического мира. Именно таков главный герой романа молодой купец Фома Гордеев, «выламывающийся» из своего класса. Впрочем, Горький и Якова Маякина считал центральным персонажем, и для этого есть основания: Маякин и Фома — два полюса в романе, два центра, в них в наибольшей мере воплощена борьба двух тенденций, двух моралей — морали капиталиста и морали человека, стремящегося к здоровому жизненному началу. Маякин даже как бы заслоняет собой Фому. В то же время, как заметил Горький в письме к Чехову (август, 1899), Фома «загородил» Маякина от цензуры.
    Не ограничиваясь изображением буржуазного класса и людей, поднимающих бунт внутри этого класса, Горький пытается найти те силы, которые могли бы повести осознанную борьбу за изменение жизни. И хотя писатель и сам еще ясно не представлял эти силы, взоры его все чаще обращались в сторону людей труда, в сторону рабочего класса. Образы рабочих в «Фоме Гордееве» не занимают много места, однако они играют в нем важную роль. Первый протест против хозяев мы слышим из уст матросов на пароходе Игната Гордеева; матрос Ефим, называя хозяина кровососом, гневно говорит: «…драть с меня шкуру, которой я не продал… Это уж без совести! Ишь ты, какой мастер соки-то из людей выжимать».
    Образы людей труда, особенно рабочих-наборщиков, наиболее грамотных в среде рабочего класса, с которыми журналист Ежов знакомит Фому во время загородной прогулки, придают роману особое революционное звучание. «Будущее принадлежит людям честного труда… Великая работа предстоит вам!» В этих словах Ежова выражена горьковская вера в силы и возможности народа.

    Похожие сочинения

    Изображение купечества в повести

  5. Тема: – Фома Гордеев.

    На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома Гардеев». Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии.
    Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот «хитрый, старый черт» был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…»
    Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.
    Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.
    Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, «жулика первой степени», ничего передового ждать нельзя.
    Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гардеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты ужасно не похож на купца», – замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное», – говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи». Глядя на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес». Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. «Душно мне, – восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится!» Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму…» он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.
    Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: « Правду не свяжешь, врешь!» трагедия Фомы Гардеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда».

  6. На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома Гардеев». Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии.
    Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот «хитрый, старый черт» был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…»
    Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.
    Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.
    Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, «жулика первой степени», ничего передового ждать нельзя.
    Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гардеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты ужасно не похож на купца», – замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное», – говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи». Глядя на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес». Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. «Душно мне, – восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится!» Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму…» он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.
    Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: « Правду не свяжешь, врешь!» трагедия Фомы Гардеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда».
    ?


  7. Сочинения по литературе:
    Фома гордеев.

    На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома
    Гардеев». Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется
    о набирающей силы русской буржуазии.
    Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского
    вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами,
    такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот «хитрый, старый черт» был
    фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком,
    скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя
    владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит
    всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису:
    «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и
    вытащит…»
    Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь
    владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе,
    отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам,
    улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из
    народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А
    главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И
    тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то
    пароход, баржа или деньги.
    Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность
    всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов
    первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит
    людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный
    материал в руках хозяев.
    Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат
    Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи
    Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов
    образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с
    мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от
    Африкана Смолина, «жулика первой степени», ничего передового ждать нельзя.
    Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и
    широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является
    Фома Гардеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая
    остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька
    ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с
    матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты
    ужасно не похож на купца», – замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное», –
    говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала
    свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи». Глядя
    на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же
    охоты – добрый пес». Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к
    разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он
    не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он
    разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема
    затонувшей баржи. «Душно мне, – восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь?
    Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится!» Фома
    становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец
    в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает
    бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму…» он
    терпит поражение, связи с купечеством прерваны.
    Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в
    словах: « Правду не свяжешь, врешь!» трагедия Фомы Гардеева в том, что он не
    хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по
    убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда».

  8. Горький М.

    Сочинение по произведению на тему: Фома Гордеев.

    На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома Гардеев». Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии.
    Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот «хитрый, старый черт» был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…»
    Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.
    Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.
    Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, «жулика первой степени», ничего передового ждать нельзя.
    Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гардеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты ужасно не похож на купца», – замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное», – говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи». Глядя на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес». Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. «Душно мне, – восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится!» Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму…» он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.
    Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: « Правду не свяжешь, врешь!» трагедия Фомы Гардеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда».
    http://vsekratko.ru/gorkiy/fomagordeev5

  9. На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман «Фома Гардеев». Это широкая, содержательная картина современности, в повествуется о набирающей силы русской буржуазии. Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот «хитрый, старый черт» был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: «…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…» Рядом с ним умный волевой Игнат Гардеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное – его душа мятежно вскипает и бргосает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги. Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев. Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, «жулика первой степени», ничего передового ждать нельзя. Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гардеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальш. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое «ведь ты ужасно не похож на купца», — замечает Люба. «Есть в вас что-то особенное», — говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: «…или всех грызи или лежи в грязи». Глядя на Фому, капитан «Прилежного» заметил: «…хорошей породы щенок, с первой же охоты – добрый пес». Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. «Душно мне, — восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что – не мирится!» Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: «Не жизнь вы сделали – тюрьму…» он терпит поражение, связи с купечеством прерваны. Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: « Правду не свяжешь, врешь!» трагедия Фомы Гардеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил, что радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, «будущее принадлежит людям честного труда». Вот Анатолий Саввич Щуров, крупный торговецлесом, один из воротил купеческого мира, о котором Маякин говорит: «Хитрый старый черт… Преподобная лиса… возведет очи в небеса, и лапу тебе за пазуху запустит да кошель-то и вытащит… Поостерегись!..» Но и сам Яков Маякин в хитрости никому не уступит. Это своего рода идеолог купечества, «мозговой человек», как называли его купцы. Он обучает крестника Фому своей «философии»: «Купец в государстве — первая сила, потому что с ним — миллионы!» Поэтому, говорит он, дворяне и чиновники должны посторониться и Дать купцам простор для применения своих сил и вложения капиталов. Анатолий Щуров — представитель старого, дикого, патриархального купеч
    е

  10. Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.
    В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых.
    Игнат Гордеев – основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. Это мощная и противоречивая личность.
    В нем уживались будто сразу три человека: неистовый .и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. Он не жаден до них, рассуждая философски: «Волга дала, она же и забрала». Он понимает, что «дело – зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». Игнат – хозяин, строящий дело.
    Долгожданный же наследник – Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». Фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная смерть отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги.
    Речи крестного Маякина о ценности денег не внушают ему доверия. Молодому человеку страшно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Деньги для него сродни обузе. Он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: «Человек разбился». Нет в нем «стержня», опоры.
    Фома выступает «против всех… против фальши». Его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого Фомы. Он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.
    Горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой Фомы нет никакой видимой цели. Он не знает, что хочет, а это страшнее всего. Капитан Ефим говорит про него: «И делу не хозяин, а лютый враг».
    «Класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. Защищая капитал Игната Гордеева, дело жизни приятеля, Маякин доводит его сына до «сумасшествия». Никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. Здесь правят деньги. Они Бог этого общества. Ради них эти люди – «столпы общества» – пойдут на любое преступление.
    Фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления.
    Горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.
    Чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что благодаря таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.

  11. Образно, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий множество людей на нищету, голод и бесправие. Но данный мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, (то) есть хотелось бы его обитателям. В романе «Фома Гордеев» Тяжёлый показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» внутри. Этот строй обречен, но еще пытается удержать былое могущество и власть, цепляясь за любую допустимость, пренебрегая всеми человеческими принципами.
    В чем же право вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает для примере семьи Гордеевых. Игнат Гордеев — основатель конъюнктура. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сороковушка лет стал собственником трех пароходов.
    Это мощная и противоречивая мордасово. В нем уживались будто сразу три человека: фанати. и жадный до любого дела работник; «шалый» бражник и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен хладнокровно смотреть на гибель своих барж во момент ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного у себя, прокутить и пропить огромную сумму денег.
    Он неважный (=маловажный) жаден до них, рассуждая философски: «Волга дала, симпатия же и забрала». Он понимает, что «дело — чудовище живой и сильный, править им нужно умеючи». Игнат — лесной хозяин, строящий дело.
    Долгожданный же наследник — Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем числа странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». Фомка не понимает пользы учения, не хочет брать книгу в руки книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная танатология отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги. Речи крестного Маякина о сокровище денег не внушают ему доверия.
    Молодому человеку сильно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Капитал(ы) для него сродни обузе. Он готов прогулять их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: «Человек разбился».
    Вышел в нем «стержня», опоры. Фома выступает «против всех… наперекор фальши».
    Его протест стихийный, разрушительный, в первую каскад для самого Фомы. Он дерется и буянит, разбивает приманка и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные гоминидэ, работающие на него. Горький показывает, что нынешний протест не несет никакого положительного результата, круглым счетом как за грубой и темной силой Фомы налицо денег не состоит никакой видимой цели. Он не знает, почему хочет, а это страшнее всего.
    Капитан Ефим говорит относительно него: «И делу не хозяин, а лютый враг». «Класс хозяев» экий единодушен, когда ему грозит беда извне. Защищая деньги Игната Гордеева, дело жизни приятеля, Маякин доводит его сына давно «сумасшествия». Никому в этом мире не дано юриспруденция жить самостоятельно.
    Здесь правят деньги. Они Небо этого общества. Ради них эти люди — «столпы общества» — пойдут для любое преступление.
    Фома оказался «лишним», и был выкинут с «общества дельцов» без всякого сожаления. Горький показал в романе, какими судьбами протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если только за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о томище, чего хочешь добиться. Чтение произведения оставляет горькое чувствование зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, по какой причине благодаря таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым тьма.

  12. Игнат Гордеев – отец Фомы Гордеева. «В мощной фигуре его было много русской, здоровой и грубой красоты; от его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы».
    И. – умный, волевой, удачливый человек. Он обладал огромным запасом жизненной энергии. И. руководствовался в жизни только своим желанием: «не знающий закона, кроме своего желания».
    Герой всего в жизни – успеха и богатства – добился сам. Он начинал работать водоливом на барже, а к 40-ка годам стал владельцем трех пароходов и десятка барж на Волге.
    И. – натура страстная и противоречивая. Его жизнь – череда этапов, сменяющих друг друга. На первом И. «ловил золото», работал так, что «в безумии жажды денег возвышался до поэзии». Причем, герой работал даже не ради денег, а ради самой работы: «горела бы душа в работе».
    Состояние энергии и жажды работы сменялось у И. состоянием апатии, полного безразличия к деньгам и имуществу. Тогда наступал второй этап.
    И. пускался во все тяжкие: кутил, проматывал деньги. Он пытался избавиться от чувства, что не он управляет своим делом, а дело управляет им. Как дикий зверь, И. пытался разорвать на себе цепи – и был бессилен это сделать. Потому никак не мог найти себе успокоения.
    Третий этап в жизни И. – стыд и покаяние. Тогда герой часами стоял перед иконами, сидел у себя в комнате, питаясь только хлебом и водой.
    Раскаяние героя было искренним, так как он имел в сердце «страх Божий». За несколько месяцев до смерти И. знакомится с «ангелоподобной женщиной» Медынской. Под ее влиянием герой вкладывает деньги в богоугодное дело не только, чтобы понравиться Медынской, но и чтобы люди после его смерти «добром помянули». Финал жизни И. благополучен. Он умирает без мучений, с миром в душе, как человек достойный, «сумевший сохранить себя цельным» и реализовать себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *