Сочинение на тему функции знаков препинания в простом предложении

6 вариантов

  1. Многим людям сложно запомнить правила употребления запятых. На письме они либо пропускают нужные запятые, либо ставят лишние. Из-за таких досадных ошибок им хочется, чтобы запятых не было совсем, и не пришлось ломать голову над тем, как ими пользоваться.
    Но не будь запятых на самом деле, стало бы нам легче писать и понимать тексты? Если бы мы писали длинные предложения без запятых, получилось бы нагромождение слов, в котором смысл потерялся. А если бы писали короткие предложения и ставили точки вместо запятых, получился бы обрубленный, односложный текст, лишенный эмоций и интонаций.
    Если говорить обобщенно, то запятые нужны для того, чтобы выделить в предложении конструкции, не входящие в общую структуру, а также при перечислении и обозначении простых предложений в составе сложного. Обособленными конструкциями могут выступать определения и обстоятельства, причастные и деепричастные обороты, уточнения и обращения, а также междометия и вводные слова. Запятые также помогают отделить прямую речь от косвенной, а в числовой записи служат для разделения целой и дробной частей.
    Но если говорить о смысловом, а не о грамматическом предназначении запятой, то следует отметить, что она создает интонацию в предложении – на ее месте вслух мы делаем паузу, выделяя семантически и эмоционально значимые части.
    Кроме того, запятая, разделяя предложение на смысловые блоки, одновременно объединяет их, становится связующим элементом, наполняет смыслом все части в отдельности и предложение в целом.
    Не зря так популярны примеры с пропущенной запятой:
    “Казнить нельзя помиловать”
    “Поставьте статую золотую пику держащую”
    Если запятую не ставить, то значение фраз можно толковать совершенно по-разному, только правильно поставленный знак препинания сможет придать конкретный и понятный смысл этим предложениям.
    Бывает и такое, что в письменном тексте появляются лишние запятые. Иван Бунин писал: “Иногда одна запятая нарушает всю музыку”. И действительно, лишние знаки препинания могут ничуть не меньше, чем их отсутствие, исказить понимание текста и усложнить его восприятие.
    Рассмотрев многообразные функции запятой, можно с уверенностью сделать вывод о том, что ни один знак препинания так не помогает донести до адресата значение письменной речи, как запятая.

  2. 2
    Текст добавил: Девушка с цепью

    МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
    Таблицы по теме «Функции знаков препинания», предназначенные для помощи при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе
    подготовила
    учитель русского языка и литературы
    Морозова Алла Станиславовна
    с. Погромец
    2011
    Цель работы: методическая помощь при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при сдаче ГИА
    Основные задачи:
    Повторение и обобщение материала по пунктуации
    Закрепление и отработка умений и навыков, связанных с определением роли знаков препинания в тексте
    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с форматом ГИА
    Знаки препинания и их употребление
    Точка
    № п/п
    Употребление
    Примеры
    1
    В конце законченного повествовательного предложения
    Слышны далёкие раскаты грома.
    2
    После коротких предложений, рисующих единую картину, для придания предложению большей выразительности
    Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Луна скрылась за горою.
    3
    В конце назывного предложения, не заключающего в себе ни вопроса, ни восклицания
    Поле. Огороды. Пасека. Молочная ферма.
    4
    После разделительной паузы перед присоединительной конструкции, которая при другой пунктуации играла бы роль члена предложения (так называемая парцелляция, т.е. членение)
    В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту.
    5
    В конце побудительного предложения, если оно произносится без восклицания
    Вам бы полечиться.
    6
    Перед союзами и, а, но, однако и др., если союз начинает собой новое предложение
    Заблудился, видно, человек. А плутать сейчас страшно.
    7
    В конце предложения, вводящего в дальнейшее развёрнутое изложение.
    Вот этот рассказ. (дальше следует рассказ)
    Знаки препинания и их употребление
    Вопросительный знак
    № п/п
    Употребление
    Примеры
    1
    В конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос
    Любишь апельсины?
    2
    Может ставиться в вопросительном предложении после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса
    Что я – попугай? индейка?
    3
    Вопросительным может быть и назывное предложение
    Пожар?
    4
    В конце ССП, если все части заключают в себе вопрос
    Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
    5
    В конце СПП, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях
    Вы знаете, что такое сестра милосердия?
    6
    В конце БСП, если все образующие его части являются вопросительными предложениями
    Хвалы приманчивы – как их не пожелать?
    7
    Ставится в скобках для выражения сомнения или недоумения
    «…уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (?) кругами сидели у стола.
    Знаки препинания и их употребление
    Восклицательный знак
    № п/п
    Употребление
    Примеры
    1
    В конце восклицательного предложения
    Счастливый путь!
    2
    В предложении, имеющем в своем составе слова что за, как, какой
    Как вы побледнели!
    3
    В восклицательных предложениях после каждого члена для обозначения эмоциональной, прерывистой речи
    Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!
    4
    В конце побудительного предложения
    Встань! Ступай отсюда!
    5
    В конце назывного предложения, если оно произносится с восклицательной интонацией.
    Чрезвычайное происшествие!
    6
    В конце слова, обращения, междометного предложения или предложения-обращения.
    Еще бы!
    7
    Ставится в скобках для выражения отношения автора к чужому тексту.
    «Наши наблюдения проводились на протяжении ряда лет, выводы подтверждены многочисленными экспериментами (!), основные положения обсуждались на разных совещаниях» – с этими словами автора нового исследования можно полностью согласиться.
    Знаки препинания и их употребление
    Многоточие
    № п/п
    Употребление
    Примеры
    1
    Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной разными причинами.
    «А, так ты…»
    2
    Для указания на перерывы в речи
    «А…а…а, как же иначе», – заикался он
    3
    В конце предложения для указания на то, что приводимое перечисление неполное и могло бы быть продолжено.
    На выставке в зале Музея Искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Дега, Моне…
    4
    Для указания на неожиданный переход от одной мысли к другой.
    Дубровский молчал… вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря…
    5
    В начале текста указывает, что продолжается прерванное какой либо вставкой повествование или что между событиями, описываемыми в предшествующем тексте и в данном, прошло много времени.
    … а теперь вернемся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.
    6
    При перечислении слов с нераскрытым содержанием
    Фестивали… конкурсы… концерты… (название рублики в газете)
    Постановка многоточия в цитатах
    1
    Перед цитатой, синтаксически не связанной с авторским текстом, для указания, что цитата приводится не с начала предложения.
    Л.Н. Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства”
    2
    В середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри нее
    Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А.А. Фадеев напомнил: «не случайно наши русские классики… рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи».
    3
    После цитаты, когда цитируемое предложение приводится не до конца
    А.П. Чехов писал: «В сущности, власть для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
    7
    После вопросительного/восклицательного знака ставятся две точки.
    А как вы вчера играли!..
    Знаки препинания и их употребление
    Тире
    № п/п
    Употребление
    Примеры
    Тире между подлежащим и сказуемым
    1
    При отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме И.п.
    Одиночество в творчестве – тяжелая штука.
    2
    Между подлежащим и сказуемым, если оба выражены неопределенной формой глагола или один из главных членов выражен формой именительного  падежа существительного, а другой – неопределенной формой глагола.
    Наш долг – защищать Родину.
    3
    Перед словами это, это есть, значит, это значит, вот,  присоединяющими сказуемыми к подлежащему
    Поймать ерша или окуня – это такое блаженство!
    4
    Если оба главных члена предложения выражены количеством числительных или один из них выражен формой И.п. существительного, а другой – числительным либо оборотом с числительным
    Двадцать лет – хорошая вещь.
    5
    Между подлежащим, выраженным неопределенной формой глагола, и сказуемым, выраженным категорией состояния
    Это ужасно – струсить в последний момент.
    6
    Перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом.
    Заработок у него теперь – будь здоров.
    7
    При подлежащем, выраженным словом это, между главными членами предложения,  в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия паузы после него
    Это – начало всех начал.
    8
    В сносках отделяет объясняемое слово от объяснения
    Посейдон – в древней мифологии бог морей.
    Тире в неполном предложении
    1
    При наличии паузы в эллиптических предложениях
    Мужики – за топоры…
    2
    В неполных предложениях при параллелизме конструкций
    Теркин – дальше. Автор – вслед.
    3.
    В неполных предложениях, основу которых образуют два существительных – в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части.
    Лыжникам – хорошую базу
    4
    В расчлененных заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта/объекта действия, обстоятельства
    Туризм – для всех
    5
    В неполном предложении, составляющим часть сложного предложения, когда пропущенный член восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза
    Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я – довольно плохо.
    6
    В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения.
    Они смотрели друг на друга: Райский – с холодным любопытством, она – с дерзким торжеством.
    Интонационное тире
    1
    Для указания места разделения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть либо уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядков слов нужный смысл не может быть выражен.
    Ходить – долго не мог.
    2
    Тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения, также имеет интонационный характер
    Через несколько минут загремели цепи , двери отворились, и вошел – Швабрин.
    Соединительное тире.
    1
    Между двумя или несколькими словами для обозначения пределов
    Беспосадочный полет Москва – Хабаровск.
    2
    Между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.д.
    Матч «Спартак» – «ЦСК»
    3
    Между отдельными словами для показа внутренней связи между ними
    Вчера – сегодня – завтра.
    Знаки препинания и их употребление
    Двоеточие
    № п/п
    Употребление
    Примеры
    1
    Перед однородными членами предложения после обобщающих слов
    Нас было двое: брат и я.
    Двоеточие в СПП
    2
    Перед подчинительным союзом в тех случаях, когда в предшествующей главной части СПП содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (можно вставить слова именно)
    И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута.
    Двоеточие в БСП
    3
    Между частями БСП, если вторая часть раскрывает содержание первой части (можно вставить а именно)
    Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
    4
    Между частями БСП двоеточие ставится обязательно, если в первой части имеются слова так, таков, такой, одно и др., конкретное содержание которых раскрывается во второй части
    Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму.
    5
    Между частями БСП, если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т.п. делает предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание
    Он видел: вставала земля из пепла, непокоренная земля.
    6
    Между частями БСП ставится двоеточие, если в первой части имеются глаголы  выглянуть, оглянуться, прислушаться и т.п., а также выражения типа поднять глаза, поднять голову, предупреждающие о дальнейшем изложении (в этих случаях между частями можно вставить слова и увидел, что…и т.п.)
    Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.
    7
    Перед прямым вопросом, включённым в состав БСП.
    Одного только не понимаю: как она могла тебя укусить?
    8
    Если вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в 1 части (между частями можно вставить союзы потому что, так как и др.)
    Однако пора вставать: уже без четверти шесть.
    Знаки препинания и их употребление
    Точка с запятой
    № п/п
    Употребление
    Примеры
    Точка с запятой в ССП
    1
    Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа- с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставиться точка с запятой.
    Часто постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже – перед союзом а.
    Перед союзами и, да (в значении и) точка с запятой ставиться в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой.
    Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновенье; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
    Учился он порядочно, хотя часто ленился; он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство.
    На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду.
    2
    Постановка точки с запятой в некоторых случаях факультативна (здесь сближаются два односоставных неопределённо- личных предложения)
    Кликушку он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за десять от монастыря, да и прежде ее водили к нему.
    Точка с запятой в СПП
    3
    Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой.
    Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи на пролет просиживать за чертежами;  что теперь о нем, видимо, забыли.
    Точка с запятой в БСП
    4
    Если предикативные части отдалены друг от друга по смыслу или значению распространены и имеют внутри себя запятые.
    Берёзы, тополя, черемуха распускали свои клейкие пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки.
    5
    Если бессоюзное  сложное предложение распадается на части ( группы предложений), в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения.
    Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна.
    6
    Если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным (нередко между частями предложения соединенными без союзов, ставиться точка с запятой, а между частями  связанными союзом, – запятая)
    Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.
    Знаки препинания и их употребление
    Кавычки
    № п/п
    Употребление
    Примеры
    1
    Выделяются кавычками малоупотребительные слова, на которые автор хочет обратить внимание
    Петушков «стрепенулся», а солдат вытянулся.
    2
    Слова, употреблённые в необычном, особом значении
    Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ».
    3
    Слова, представляющие собой малоизвестные термины
    Вечером, мы с охотником Ермолаем  отправились на «тягу».
    4
    Устаревшие или новые слова
    Явился к владельцу вотчины… и сал расспрашивать о «верстании».
    5
    Слова из чужого текста, цитаты
    6
    Выделяются кавычками названия литературных произведений, газет, журналов, картин, названия фабрик, заводов, шахт, рудников, гостиниц и т.д.
    7
    Слова прямой речи в предложениях с прямой речью
    Он спросил: «Ты куда пошёл?»
    Знаки препинания и их употребление
    Скобки
    № п/п
    Употребление
    Примеры
    1
    Скобками выделяются вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения
    Молодой воробей выпал из гнезда (это было уже в конце сентября) и сидел неподвижно.
    2
    Вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания
    Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами.
    3
    Вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении
    Нет, вы (или ты) этого не должны знать.
    4
    Вставные конструкции, синтаксически связанные с основным предложением, но выделенные из него и носящие присоединительный характер
    Издеваться над ним (и ещё в официальной газете) нехорошо.
    Пунктуация
    Пунктуация- это 1) система знаков препинания и 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
    В школе изучается десять знаков препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (-), скобки (круглые) ( ), кавычки («»).
    Знаки препинания служат обозначения в предложении  и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.
    Функции знаков препинания
    Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения  и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные, разделительные и выделительные знаки препинания.
    Отделительные знаки препинания
    К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются 1) для отделения каждого предложения от последующего в тексте и 2) для оформления отдельного предложения как законченного.
    Выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.
    Разделительные знаки препинания
    К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном – для разделения простых предложений, входящих в его состав.
    Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
    Выделительные знаки препинания
    Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний и т.д.), а так же прямую речь.
    Выделительными знаками препинания являются запятая; тире; восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и  тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.
    Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
    Функции знаков препинания
    Функции знаков препинания:
    завершения
    разделения
    выделения
    . ? ! …
    , ; – :
    , ,  – – «» ( )
    Конец предложения
    Однородные члены предложения
    Части сложного предложения
    Прямая речь и слова автора
    Причастный оборот
    Деепричастный оборот
    Обращение
    Вводные слова
    Прямая речь
    Вывод: одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.
    Ф.И. Буслаев о значении знаков препинания: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:
    1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и
    2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…»
    Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной.
    В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.
    Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками.
    Используемая литература
    1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, – М.: «Логос», 2002
    2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008

  3. «На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении («Но как он их преподносил!..» ) обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без знака препинания фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмысленно. А восклицательный знак передаёт восхищение автора и придаёт предложению однозначный смысл, мы понимаем, что он преподносил даже самые простые цветы как-то по-своему, необыкновенно.
    Или в предложении («Без телевизора, музыки, обжорства» ) задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена.
    Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания.
    Чтобы, то что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации» .
    «Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.
    Вот предложение текста: «А какие тогда можно было купить цветы? » Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения.
    Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения …).
    Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении …например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении …запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст.
    Так что знаки препинания на письме необходимы».

  4. В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.
    При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.
    Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?
    У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.
    Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.
    Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).
    Чтобы понять важность знаков препинания в тексте, можно, к примеру, составить такое предложение: «Я вернулся домой с радостным мурлыканьем, меня встретила любимая Мурка». Как мы видим, всего лишь из-за одной неправильно поставленной запятой предложение превратилось в полную несуразицу.
    Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?» читают:
    Сочинение на тему «Если бы я был учителем»
    Сочинение на тему «Когда моя мама училась в школе», 6 класс
    Поделиться:

  5. Ответ оставил Гость
    Предложения в тексте отделяются друг от друга различными знаками препинания: точкой, многоточием, вопросительным и восклицательным знаками. Эти знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и передают часть заключенной в тексте информации.
    Так, поставленная в конце предложения точка сигнализирует о том, что предложение содержит повествование или побуждение .
    Многоточие передает недосказанность, недоговоренность.
    Вопросительный знак ставится для выражения вопроса или сомнения, а восклицательный – для передачи эмоционального состояния, восклицания, удивления .
    Таким образом, все вышеперечисленные знаки препинания помогают выбрать правильную интонацию предложения, а также понять смысл написанного.
    Запятая – это один важных знаков препинания, без которого действительно обойтись невозможно.
    Запятые в предложениях выполняют разные функции. Во-первых, запятая может употребляться в разделительной функции.
    Во-вторых, очень важна выделительная функция запятых.
    В заключение хотелось бы сказать, что запятая – это многофункциональный знак препинания, от правильной расстановки которого зависит понимание смысла написанного.
    В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.
    Во-первых, в сложных синтаксических конструкциях знаки препинания нередко служат для разделения частей.
    Во-вторых, в сложноподчинённых предложениях запятые могут выполнять выделительную функцию. Двоеточие и тире в сложных предложениях могут выполнять смыслоразличительную функцию.

  6. СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
    Зачем нужна пунктуация?
    Я согласен с мнением (или я считаю) Антона, что на письме без знаков препинания обойтись просто невозможно. Поэтому нужно изучать пунктуацию.
    Знаки препинания выполняют две общие функции: отделение и выделение. И отделение, и выделение могут осуществляться для разных целей. Основные цели знаков смысловая (или логическая), грамматическая (или синтаксическая) и интонационная.
    Так, например, в предложении (19) тире отделяет прямую речь от слов автора. Таким образом, проявляется и смысловая функция и синтаксическая одновременно. Тире показывает и особое интонирование этой синтаксической конструкции. А запятые в предложении (17) выделяют уточняющую конструкцию (моей матери), тем самым выявляется смысловая, синтаксическая функция, а также интонационная.
    Большую роль на письме играет восклицательный знак. С его помощью можно передать эмоции, чувства. (25, 43, 47…)
    Запятая в предложении (18) отделяет однородные сказуемые (ни спать, ни есть), выполняя тем самым следующие задачи (цели, функции): грамматическую, логическую, а также показывает особое интонирование.
    Таким образом, на письме пунктуация необходима, так как основное её назначение – членение и графическая организация текста. А это значит, что знаки препинания делают текст ясным, доступным, логичным.
    Знаки препинания конца предложения.
    Я считаю, что в споре Антона с Кириллом прав первый: в письменной речи пунктуация нужна.
    Основное назначение знаков препинания – это членение и графическая организация текста. Они выполняют две общие функции: отделение и выделение – и служат для разных целей смысловой, синтаксической и интонационной.
    Например, в предложении (….указать номер предл.) точка в конце предложения отделяет одну синтаксическую предикативную конструкцию (предложение) от другой, то есть отделяет одну законченную мысль от другой.
    А вопросительный знак, помимо функции отделения одного предложения от другого, также придаёт данному предложению интонацию вопросительности (…).
    Так, в предложении (…) с помощью восклицательного знака передаются чувства, эмоции. Таким образом, налицо интонационная функция.
    Многоточие выражает незавершённость, недосказанность мысли, требующих размышления (…).
    Таким образом, данные примеры из текста ещё раз доказывают, что на письме пунктуация необходима. Она делает текст понятным, доступным при прочтении.
    Зачем нужна запятая?
    Я, как и Антон, считаю, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
    Одним из самых употребляемых является запятая. Её присутствие в письменной речи просто необходимо. Она, как и другие знаки препинания, выполняет две общие функции: отделение и выделение.
    Например, в предложении (11) запятая отделяет однородные дополнения (обстоятельства, сказуемые, и т.д.), тем самым передавая интонацию перечисления.
    А в предложении (9) запятая выделяет обращение (мой край родной). Налицо также синтаксическая и интонационная функции.
    Запятая также отделяет предикативные части сложносочинённого предложения. Здесь проявляется её (запятой) логическая (смысловая), синтаксическая ( грамматическая) функции. А также она придаёт предложению особое интонирование (18).
    В предложении(51) запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием. Таким образом проявляется синтаксическая, логическая и интонационная функции одновременно.
    Зачем нужны кавычки?
    Я разделяю точку зрения Антона на то, что пунктуация в письменной речи необходима.
    Все знаки препинания выполняют две функции: отделение и выделение – и служат для разных целей: смысловой (или логической), грамматической (или синтаксической) и интонационной.
    Например, в предложении (21) кавычки выделяют особый вид приложения (собственное наименование, обозначающее название газеты – «Североморские вести»). Таким образом, налицо смысловая и синтаксическая функции одновременно.
    Также кавычки выделяют в предложении прямую речь, отделяя её от авторской(42). Здесь проявляется грамматическая, смысловая и интонационная функции.
    Необходимы кавычки на письме и при цитировании. С их помощью выделяется цитата или её часть (18). Налицо синтаксическая и смысловая функция.
    Таким образом, кавычки на письме нужны, так как они, как другие знаки препинания графически организуют текст, делают его ясным, доступным, логичным.
    Двоеточие.
    Спор Антона и Кирилла о знаках препинания, об их роли на письме не нов. Я полностью согласен с Антоном: знаки препинания в письменной речи нужны.
    Возьмём, к примеру, двоеточие. Оно выполняет функцию, присущую всем знакам препинания: отделение.
    Так, например, в предложении (33) двоеточие отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения (подлежащих, обстоятельств….)
    Налицо логическая, синтаксическая и интонационная функции одновременно.
    Двоеточие также отделяет предикативные части бессоюзного сложного предложения, осуществляя грамматическую (синтаксическую функцию) и, придавая предложение особое интонирование (44).
    А в предложении (19) двоеточие отделяет прямую речь от косвенной. Здесь проявляется синтаксическая, логическая и интонационная функция одновременно.
    Опираясь на данные примеры, можно сделать вывод, что двоеточие служит для графической организации текста, членит его на логические части, тем самым делая его более доступным при чтении.
    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в IX классе
    Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Аттестационная работа состоит из трех частей:
    1 часть– сжатое изложение прослушанного текста;
    2 часть– чтение и анализ предложенного текста и выполнение тестовых заданий;
    3 часть– написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания: с.2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, с.2.2. – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).
    Чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, учащиеся должны четко представлять, о чем писать, как подбирать материал по теме сочинения, в каком порядке выполнять работу. Для этого нужно повторить структуру текста-рассуждения, средства связи его частей; формировать умение создавать текст-рассуждение на определенную лингвистическую тему; через восприятие текста подвести учащихся к размышления о важном и вечном в жизни человека.
    Чтение задания.
    Ознакомьтесь с мнениями Ильи и Романа о роли орфографии в письменной речи.
    Илья: «В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии». Роман:«Правил орфографии очень много. Все их запомнить трудно. Можно писать с орфографическими ошибками, все равно смысл сказанного будет понятен».
    Помогите Илье доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте данный ниже текст М.Пришвина. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные принципы русской орфографии.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).
    Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Илье, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ильи.
    Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
    Чтение текста.
    М. Пришвин «Дедушкин валенок»// Русский язык в школе. – 2008, №4 – с.6. Определение темы, формулировка тезиса.
    Рекомендуемые страницы:
    Воспользуйтесь поиском по сайту:
    ©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *