Сочинение на тему гамлет шекспир 8 класс краткое содержание

7 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: †Когда Жизынь боль†

    16.10.2013, 18:20
    В начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию “Гамлет” именно этой смене эпох.
    Главный герой трагедии — принц Датский Гамлет, типичный интеллигент-гуманист эпохи Возрождения. Он искренне верит в человека. Гамлет — студент одного из известнейших университетов, он окружен друзьями и наполнен любовью к жизни. Он еще не знает, что его представления о мире, при первом же столкновении с реальностью, рассеются как дым. Гамлету придется ощутить все сомнения, свойственные человеку вообще, и два противоречивых чувства овладевают его душой.
    Гамлет возвращается в Эльсинор после неожиданной смерти отца-короля. Принц узнает, что его мать, королева Гертруда, неожиданно быстро вышла замуж за никчемного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Таким поступком королева Гертруда обесчестила не только мужа, но и сына. Гамлет поклялся отомстить за смерть отца и с этого момента жажда мести занимает первое место в его жизни.
    В известном монологе Гамлета о человеке Шекспир показывает разрушительную душевную борьбу между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью. Коварное убийство отца, непристойное замужество матери, предательство друзей, слабость и легкомыслие возлюбленной, подлость придворных — все это наполняет душу принца непомерными страданиями. Гамлет понимает, что Дания — это тюрьма, век расшатался, а время сошло с ума. Отныне главный герой остается один на один с ханжеским и лицемерным миром, которым правят похоть, жестокость и ненависть.
    Гамлет, надев маску дурашливого шута, вступает в единоборство с наполненным злом миром. Принц убивает царедворца Полония, который следит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не смогла противостоять дурному влиянию и втянута в интригу против Гамлета.
    Принц мечтает не только о мести за убитого отца. Душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира. Главный герой задает риторический вопрос: почему именно он должен исправлять мир, который совсем расшатался? Имеет ли он на это право? В нем самом живет зло, и самому себе он сознается в напыщенности, честолюбии и мстительности. Как же в такой ситуации превозмочь зло? Как помочь человеку отстоять истину? Гамлет вынужден страдать под тяжестью нечеловеческих мук. Именно тогда он ставит перед собой вопрос: быть или не быть? В развязке этого вопроса лежит суть трагедии Гамлета — трагедии мыслящего человека, который пришел в беспорядочный мир слишком рано, первым из людей увидел поразительное несовершенство мира.
    “Гамлет” — это трагедия разбуженного сознания. Своеобразный итог этого можно найти в строках:
    Так всех нас в трусов превращает мысль.
    Так блекнет цвет решимости природной
    При тусклом свете бледного ума,
    И замыслы с размахом и почином
    Меняют путь и терпят неуспех
    У самой цели…
    Отсюда берет свое начало скорбь Гамлета. Принц понимает, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, использование которого оскорбляет и унижает благороднейшую мечту. Отсюда крик души, который вырывается из груди Гамлета перед решающей встречей с королевой Гертрудой:
    Я буду строг, но не бесчеловечен.
    Все выскажу и без ножа убью.
    Уста мои, прощаю вам притворство.
    Куда б слова ни завели в бреду,
    Я в исполненье их не приведу.
    Наконец Гамлет принимает решение. Он поистине близок к сумасшествию, так как вид зла, которое торжествует и властвует, невыносим.
    Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, все недоразумения жизни, за все страдания людей. Главный герой остро ощущает свое одиночество и, понимая свое бессилие, все-таки идет в бой и гибнет, как борец. Поведение Гамлета в заключительном акте трагедии должно быть примером поведения человека вообще, примером понимания, что мысль должна быть смелой, помыслы — чистыми, совесть и душа — незапятнанными.
    Трагедия “Гамлет” принадлежит перу гениального драматурга Уильяма Шекспира. Она, как и другие произведения этого автора, поднимает вечные проблемы: противоречия между действительностью и идеалом, несоответствия мечты и способа ее достижения, роль личности в истории человечества. И, наконец, в чем заключен смысл жизни каждого отдельно взятого человека.

  2. Анализированное произведение У. Шекспир создал в 1600-1601 гг. Существует две основные версии истории создания «Гамлета». Согласно первой, источником сюжета послужила пьеса Томаса Кида, автора «Испанской трагедии». Произведение Кида до наших дней не сохранилось.
    Многие литературоведы склоняются к мнению, что сюжет шекспировской трагедии восходит к легенде о короле Ютландии, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в книге «Деяния данов». Главный герой этой легенды – Амлет. Его отца убил родной брат, позавидовав богатству. Совершив убийство, он женился на матери Амлета. Принц узнал о причине смерти отца и решил отомстить дяде. Шекспир детально воспроизвел эти события, но в сравнении с первоисточником, уделил больше внимания психологии персонажей.
    Пьеса У. Шекспира была поставлена в год написания в театре «Глобус».

    Тема

    В«Гамлете» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.
    Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» – преступление, совершенное ради богатства и власти.
    Основные события произведения развиваются в замке, принадлежащем семье Гамлета. В начале пьесы читатель узнает о том, что по замку бродит призрак. Гамлет решает встретиться с мрачным гостем. Он оказывается призраком его отца. Привидение рассказывает сыну, кто его убил и просит отомстить. Гамлету кажется, что он сошел с ума. На том, что увиденное – правда, настаивает друг принца Гораций. После долгих размышлений и наблюдений за новым правителем, а им стал дядя Гамлета Клавдий, убивший своего брата, молодой человек решается на месть. В голове его постепенно созревает план.
    Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.
    Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.
    Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.
    Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.

  3. 8 класс
    СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
    Вечные проблемы человеческого бытия (по трагедии В. Шекспира «Гамлет»)
    В начале XVII века столкнулись два мира: старый мир феодальной тьмы и жестокости и новый мир, где царят сила золота и пагубные страсти. Наблюдая это столкновение двух зол, гуманисты тех времен постепенно теряли веру в торжество добра, справедливости, братства. Именно на этом рубеже эпохи английский драматург Уильям Шекспир создал свой самый проблемный и наиболее глубокое произведение – трагедию «Гамлет».
    Принц датский Гамлет, который является главным героем трагедии, – это типичный интеллигент-гуманист ренессансного сорта. Он искренне верит в человека – самая совершенная из всех существ. Гамлет – студент университета, он окружен друзьями и полон пылкой любви к жизни. Главный герой не знает, что его представление о мире развеется как дым при первом столкновении с реальностью. Гамлетові придется почувствовать, так сказать, все сомнения, свойственные человеку вообще, и два противоречивых чувства владеют его душой.
    Гамлет возвращается в Эльсинор после неожиданной смерти его отца-короля. Принц узнает, что его мать, королева Гертруда, слишком быстро вышла замуж за никчемного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Таким образом, королева Гертруда предала не только мужа, но и сына. Гамлет клянется отомстить за смерть отца. Отныне месть становится главным содержанием его жизни.
    В известном монологе Гамлета о человеке Шекспир показывает разрушительную душевную борьбу между идеальными представлениями и жестокой реальностью. Позорное убийство отца, неприлично и противоестественно замужества матери, предательство друзей, слабость и малодушие любимой, подлость придворных – все это наполняет душу принца невыносимыми страданиями. Гамлет осознает, что Дания – это тюрьма, что возраст разладился, а время помешался. Итак, отныне главный герой остается сам на сам с уродливым миром, где царят похоть, жестокость, ненависть.
    Одев маску дуркуватого шута, Гамлет вступает в поединок с миром, полным зла. Принц убивает царедворца Полония, который шпионит за ним, разоблачает предательство своих товарищей по университету, отказывается от Офелии, которая в состоянии противостоять недоброму влиянию и втянута в интригу против Гамлета.
    Принц мечтает не только о мести за убитого отца или о возмездии за личные обиды. Душа Гамлета бередят размышления о необходимости битвы с несправедливостью мира. Главный герой задает риторический вопрос: почему именно он должен исправить мир, который напрочь разладился? Имеет ли Гамлет на это право? Зло живет в нем самом, и самому себе принц признается в собственной напыщенности, честолюбии, мстительности. Как же при таких условиях победить внешнее зло? Как помочь человеку отстоять добродетели наиболее совершенной из всех существ? Гамлет вынужден медлить, страдать под бременем нечеловеческой муки. Именно тогда главный герой ставит перед собой смертельное вопрос: быть или не быть? В решении этого вопроса и заключается суть трагедии Гамлета – трагедии мыслящей личности, который пришел в беспорядочный мир слишком рано, первым из людей отчетливо увидев его поразительное несовершенство.
    «Гамлет» – это трагедия пробужденного ума. Своеобразный итог ее можно найти в таких строках:
    Так ум пугливыми нас делает,
    Яркие краски нашей отваги
    от размышлений теряют свой цвет,
    а намерения высокие, едва зродившись,
    умирают, еще не воплотившись удію.
    Отсюда берет свое начало скорбь Гамлета. Принц осознает, что в борьбе со злом единственно возможным средством является то самое зло, применение которого искажает и искривляет благородную цель. Отсюда крик души, который вырывается из груди Гамлета перед решающей встречей с королевой Гертрудой:
    Пусть буду я жестоким – и не зверем,
    пусть ранит острое слово – не кинжал,
    душа и мой язык пусть лицемерят.
    Как слова покрають сердце ей,
    соединить, душа, по делом их не смей!
    Наконец Гамлет принимает решение. Он на самом деле близок к сумасшествию, ведь зрелище зла, которое царит, невыносимое.
    Гамлет берет на себя личную ответственность за мировое зло, за все несовершенства бытия, за все страдания людей. Главный герой, остро чувствуя свое одиночество и осознавая свое бессилие, все же идет в бой и погибает как борец. Поведение Гамлета в заключительной действия трагедии является образцом поведения человека, смысл которой заключается в том, что мысль должна быть смелой, помыслы – чистыми, совесть и душа – незапятнанными.
    Трагедия «Гамлет», как и другие произведения Уильяма Шекспира, поднимает вечные проблемы: противоречия между действительностью и идеалом, несоответствие цели средствам их достижения, роль личности в истории человечества. И, наконец, проблема смысла жизни каждого отдельно взятого человека.

  4. Средневековье закончилось. Феодальная эпоха, где главными достоинствами считались верность сюзерену и воинская доблесть, сменилась новым периодом истории. Наступило время новых идей, ценностей, начинаний. Теперь на первое место выступали предприимчивость, умение приспосабливаться к любым условиям, вести прибыльные дела. В эту сложную эпоху жил и творил Шекспир. Гениальный драматург не мог оставаться в стороне от проблем своего времени. Так родился «Гамлет» — по удачному выражению исследователя, «трагедия разбуженного сознания».
    Принц Гамлет — новый человек, внезапно осознавший свою чужеродность в странном ирреальном мире королевского дворца. Начало этому осознанию было положено перед стенами Эльсинорского дворца, где Гамлету явилась тень его покойного отца-короля. Впервые принц почувствовал дыхание судьбы, впервые вступил в беседу с обитателем мира мертвых. Первая сцена трагедии поражает своим величием. Призрак зовет Гамлета с собой, чтобы на краю обрыва поведать принцу страшную правду о смерти его отца — прежнего короля Дании.
    Этот эпизод — завязка трагедии. Именно здесь судьба наносит Гамлету жестокий удар, от которого принцу уже не оправиться. Гамлет встает на путь мести. Он готов на все, чтобы наказать Клавдия — убийцу отца. Но сознание Гамлета не слепо. Принц страдает из-за того, что ему уготовано совершить месть.
    Монологи Гамлета, мастерски выписанные Шекспиром, показывают личность скорее созерцательную, чем деятельную. После беседы с призраком принц приобретает как бы второе зрение: он видит подоплеку каждого события, происходящего во дворце, он вооружен знанием, и поэтому побеждает, даже не осуществив своей мести.
    Гамлет — человек, получивший европейское образование и способный делать глубокие выводы нравственного и философского характера. «Подгнило что-то в датском королевстве», — говорит друг Гамлета. Безнравственные король и королева — беда для государства. А еще большая беда для Дании — ее подданные, готовые безропотно сносить все происходящее.
    Для понимания трагедии и личности самого Гамлета важно знать, что на историческом материале Шекспир создал злободневное произведение. Сохранились воспоминания современников, из которых видно, что простые люди воспринимали «Гамлета» как картинку современной жизни Англии. А знатные зрители очень напоминали короля и королеву из самой трагедии, наблюдающих за спектаклем, который разыграл перед ними Гамлет.
    Принц твердо уверен, что жить по-старому больше нельзя. Как показывает финал трагедии, выбор Гамлета, вероятно, сделанный им бессознательно, — смерть. Смерть убийце — и смерть палачу. Знаменитый монолог Гамлета «Быть иль не быть?» — свидетельство тяжких сомнений и глубоких размышлений принца. Заметим, что еще в первом акте трагедии Гамлет замечает, что самоубийство было бы наилучшим выходом, если бы Бог не сделал его преступлением.
    Гамлет проявляет немалую силу духа, выдержку, смекалку. Чтобы спасти свою жизнь, он умело притворяется безумным. При этом мысль принца работает неустанно. Он ищет пути к достижению поставленной цели и находит их.
    Кто-то из исследователей называл «Гамлета» самой трагичной трагедией всех времен. Это действительно так. Здесь погибают все, кто принимал непосредственное участие в событиях. Случайная гибель Полония и королевы Гертруды — новшество Шекспира. К примеру, в античной трагедии случайная смерть персонажа была невозможна, потому что: неумолимый рок вел его от рождения к смерти. В «Гамлете» все по-другому: вихрь хаотичных и в то же время логичных событий подхватывает героев и несет к смерти. Слишком дорогую цену платит Гамлет за право мыслить самостоятельно, за право знать и понимать то, чего не знают другие.
    Трагедия «Гамлет» стала первой из «великих трагедий» У. Шекспира. Основной идеей произведения является мысль о том, что человечество утратило свой высочайший смысл, слово «человек» перестало быть обозначением высшей ценности, высшей похвалы. Свое стремление спасти мир, восстановить величие человека автор воплотил в образе своего героя — принца Гамлета. Великий драматург ставит перед читателями вопрос — можно ли мириться с несправедливостью, злом, или же необходимо встать на борьбу с пороками общества.
    Мысль о былом величии человека звучит уже с первых страниц, в словах Гамлета об его отце:
    Он человек был в полном смысле слова.
    Уж мне такого больше не видать!
    Герой с горечью сознает, что подобных людей уже не встретить в его окружении: благородство и честь гибнут под натиском подлости, корысти и эгоизма. Возвышенная душа принца страдает в трагическом столкновении идеалов с действительностью. Мы видим, как разрываются его связи с близкими людьми и, более того, с самим собой, с миром убеждений, представлений, идеалов, веры, — миром, в котором он жил раньше. Наделенный проницательным УМОМ, Гамлет сразу же видит «подлую игру» и «злые дела», происходящие в королевстве. Он осознает, что его бывшие друзья стали шпионами нового короля. Из-за их предательства герой теряет веру в дружбу и преданность. Именно поэтому Гамлет без сожаления отправляет их на смерть, которая, при их же невольном участии, была уготована ему самому. Повсюду вокруг себя принц чувствует ложь, угодничество и предательство. Он без труда отличает истинную скорбь от притворной, и потому так дерзок его разговор c Гертрудой и Клавдием:
    …Ни мрачность
    Плаща на мне, ни платья чернота,
    Ни хриплая прерывистость дыханья.
    Ни слезы в три ручья, ни худоба,
    Ни прочие свидетельства страданья
    Не в силах выразить моей души.
    Вот способы казаться, ибо это
    Лишь действия, и их легко сыграть,
    Моя те скорбь чуждается прикрас
    И их не выставляет напоказ.
    Он смело обвиняет мать в поспешном браке с ничтожным человеком, что воспринимается им как моральная нестойкость, уступка плотским желаниям. Поступок королевы положил начало его полному разочарованию в человеке, и особенно в женщине; разрушил его собственную любовь. В холодности Офелии, во всем покорной своему отцу, Гамлет видит женское кокетство. Он также сознает явное угодничество придворных, стремящихся заслужить милости от короля. Главный вывод о развращенности света герой делает после встречи с призраком:
    Что можно улыбаться, улыбаться
    И быть мерзавцем…
    Первым побуждением Гамлета было уйти из жизни, порвав таким образом связи с беспросветным злом. Однако он чувствует свою ответственность за судьбу страны, понимает, что мир необходимо исправить, и сделать это нужно здесь, на земле. Сам Гамлет еще сохранил в своей душе чистые чувства: он способен к глубокой и верной дружбе, горячо любит Офелию, испытывает теплые и нежные чувства к матери. Из его монологов и высказываний открываются искренние личные переживания, страдания и отзывчивость его сердца, хотя и выраженные часто с горячностью и сарказмом. Например, в его резкости с матерью скрыта не столько злоба, сколько желание вырвать ее из рук убийцы, пробудить нравственное начало в ее душе.
    Гамлет играет роль безумца, однако не только для того, чтобы обмануть Клавдия и его шпионов, но и для того, чтобы иметь возможность свободно выражать свое негодование и скорбь, не опасаясь подозрений. Он решил мстить, и его месть — это попытка исправить мир, погрязший во зле и пошлости. И все же он медлит. Но причины его промедления кроются не в слабости или трусости — мы имели возможность не раз убедиться в том, что этих качеств нет в характере героя. Он колеблется, в основном, из-за осознания непосильности подобной задачи для одного человека, даже
    Самого могучего и решительного. Именно этим объясняются его постоянные размышления, сомнения, погружение в глубины своего отчаяния. В этих противоречиях и заключается вся душевная трагедия Гамлета.
    Финал трагедии отражает твердую уверенность автора в том, что участь каждого человека является результатом взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. Шекспир показывает, как лучшие, благородные, умные и одаренные люди, сердца которых наполнены стремлением к лучшему, к высшим человеческим ценностям, гибнут под натиском темных сил.

  5. 5
    Текст добавил: Дмитрий Дмитриев

    8 КЛАСС
     
    УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
     
    ГАМЛЕТ
     
    Действующие лица: король Дании Клавдий, принц датский Гамлет, племянник короля; королева Гертруда, мать Гамлета; советник короля Полоний с дочкой Офелией и сыном Лаертом; друг Гамлета Горацио; призрак отца Гамлета; бывшие университетские товарищи Гамлета Розенкрац и Гильденстерн; слуги короля Вольтиманд и Корнелий. Действия происходят в Ельсинорі.
    Действие первое
    Сцена 1
    В полночь часовые видели призрак короля – отца Гамлета. Они рассказали об этом Горацио. Горацио стал свидетелем появления призрака, но тот молчал. Верный друг решает все рассказать Гамлету.
    Сцена 2
    Клавдий сообщает о намерениях вступить в брак с Гертрудой, женой умершего брата. Гамлет возмущен, что мать через два месяца после смерти отца вновь выходит замуж. Горацио рассказывает Гамлету о повод. Герой решает полночь подойти к страже.
    Сцена 3
    Лаэрт собирается во Францию. Прощаясь с Офелией, он предупреждает ее быть осторожной с Гамлетом, потому что она ему не подходит по происхождению. Отец Офелии приговаривает также быть осторожной в отношениях.
    Сцена 4
    Гамлет видит призрак отца и идет за ним.
    Сцена 5
    Призрак рассказывает принцу, что на самом деле его не укусила змея. Родной брат Клавдий подкрался к сонному короля и влил ему сок белены в ухо. Дух отца призывает сына отомстить.
    Гамлет заставляет друзей поклясться на мече, что эти события они никому ничего не расскажут.
    Действие второе
    Сцена 1
    Офелия рассказывает отцу о странном поведении Гамлета. Полоний считает, что он сошел с ума из-за любви к Офелии. В последнее время она по приказу отца не принимала ни Гамлета, ни его писем.
    Король и королева приказывают университетским товарищам Гамлета, Розенкранцу и Гільденстерну выяснить причины странного поведения Гамлета.
    Полоний сообщает королю и королеве о своих подозрениях. Они решают это проверить. Сначала Полоний разговаривает с Гамлетом, который представляет из себя сумасшедшего. В разговоре с друзьями принц утверждает, что «Дания – тюрьма». Гамлет заставил их признать, что вони приехали к нему по приказу короля.
    В город приехали актеры. Герой просит их показать спектакль об убийстве Приама, царя Трои. Переполненный сомнениями, Гамлет задумал наблюдать за реакцией Клавдия во время спектакля. Возможно, тот сам разоблачит себя.
    Действие третье
    Сцена 1
    Полоний подговаривает Офелию встретиться с Гамлетом, чтобы король с королевой подслушали разговор.
    Гамлет:
    Или быть, или не быть – вот вопрос.
    Что благороднее? Повиноваться судьбе
    И боль от острых стрел ее терпеть,
    А, столкнувшись в поединке с морем бедствий,
    Положить конец ему? Уснуть, умереть –
    И все. И знать – вечный сон спасет,
    Из сердца вынет боль, избавит плоти,
    А заодно страданий. Или не желанный
    Для нас такой конец? Уснуть, умереть.
    И пасты. Может и спать? Вот в чем проблема;
    Какие нам сны приснятся после смерти,
    Когда избавимся от земных сует?
    Вот в чем причина колебаний. Через это
    Живут напасти наши столько лет.
    Ибо кто бы терпел бичи и надругательства времени,
    Фитиль чиновника, гордея пренебрежения,
    Відштовхнуту любовь, несправедливость,
    Властей произвол, волокиту суда,
    Из скромной добродетели бесчестный насмешку,
    Когда бы он простым лезвием мог себе
    Обрести вечный покой? Кто стонал бы
    под тяжестью жизни и свой пот лил,
    Если бы не страх попасть после смерти
    В тот край неведомый, откуда еще никто
    Не возвращался? Этот Страх нас безволить,
    И в привычных бедах мы волієм жить,
    Чем стремиться к неизвестным нам.
    Так ум пугливыми нас делает,
    Яркие краски нашей отваги
    От размышлений теряют свой цвет,
    А намерения высокие, едва зродившись,
    Умирают, еще не воплотившись в действие
    Но тише! Офелия! Вспомни
    Мои грехи в своей молитве, нимфо.
    Гамлет резко разговаривает с Офелией и советует пойти в чернике.
    Король из подслушанного разговора догадывается, что что-то опасное зреет в душе племянника. Клавдий решает выслать его в Англию с дипломатической миссией.
    Сцена 2
    Готовится спектакль. Гамлет договаривается с Горацием вместе наблюдать за Клавдием во время спектакля. В спектакле изображается сцена убийства герцога Гондаго племянником Лукианом. Во время игры актеров король покинул зал возмущен. Полоний зовет Гамлета к королеве для важного разговора.
    Сцена С
    Король приказывает Розенкранцеві и Гільденстерну ехать вместе с принцем в Англию.
    Гамлет видит Клавдия, который молится. Удобный момент отомстить, но принц считает, что таким образом душа короля во время молитвы попадет в рай. Надо подождать другого момента.
    Сцена 4
    Гамлет разговаривает с матерью, Полоний подслушивает за ковром. Принц обвиняет королеву в предательстве и лицемерии. Испуганная яростным поведением сына, мать кричит. Полоний зовет охрану, а Гамлет, считая его за короля, втыкает меч в ковер. Радио как короля падает мертвым. Призрак появляется перед глазами сына и напоминает, что не следует обижать королеву. Гертруда еще больше убеждается в безумии Гамлета.
    Действие четвертое
    Сцена 1
    Королева рассказывает королю об убийстве Полония.
    Сцена 2
    Гамлет признается, что закопал труп. Он смеется над университетскими товарищами, которые превращаются в его предателей.
    Сцена 3
    Принц не признается, куда спрятал труп. Король высылает его в Англию, передав письма бывшим товарищам Гамлета с приказом убить племянника.
    Сцена 4
    Армия норвежцев собирается в поход на Польшу. Гамлет удивляется бессмысленной цели военных действий.
    Сцена 5
    Офелия сходит с ума. Прибывает Лаэрт, чтобы отомстить. Король обещает ему отыскать виновника смерти Полония.
    Сцена 6
    Матросы передают Горацию письма от Гамлета, в котором он сообщает, что в плену у пиратов. Принц зовет друга на помощь.
    Сцена 7
    Клавдий рассказывает Лаэрту, что Гамлет – убийца. Они обсуждают план мести: начать бой на шпагах, используя отравленную оружие. Королева сообщает, что Офелия утонула, упав с отломанной веткой ивы в быстрый поток.
    Действие пятое
    Сцена 1
    Гамлет попадает на похороны Офелии. Лаэрт бросается в могилу, Гамлет за ним. Происходит поединок, но их останавливают. Принц говорит, что любил ее больше всего.
    Сцена 2
    Гамлет рассказывает Горацио, как он заменил письмо короля с приказом убить принца в Англии. Теперь погибнут Розенкранц и Гильденстерн.
    Слуга короля предлагает от имени Клавдия Гамлету дружеское состязание на рапирах с Лаертом.
    Король подготовил отравленное вино для племянника. Но его по ошибке выпивает королева и умирает. Во время соревнования Лаэрт и Гамлет оба ранены отравленной рапирой.
    Перед смертью Лаэрт прощает Гамлета и указывает на короля как виновника всех интриг. Гамлет убивает короля и умирает сам. Умирая, он приказывает Горацио рассказать народу правду.
    В город прибывает принц Фортенбрас. Он приказывает с почестями похоронить Гамлета.
    Комментарий
    Полное название величайшей трагедии Уильяма Шекспира «Трагическая история Гамлета, принца датского». Эту легенду о
    Гамлете впервые записал в XII ст. летописец Данных Саксон Грамматик, ее и использовал английский драматург для написания пьесы в 1601 году. Большинство описанных событий относится к Англии эпохи Шекспира. Под маской давности и иностранных имен драматург показывает картину современного ему общества.
    В первых изданиях пьеса не имела разделения на действия и сцены, действия шли сплошным потоком.
    Лишь после смерти автора «Гамлет» был поделен на действия и сцены. Главная проблема трагедии – трагедия гуманизма эпохи Ренессанса, противостояние героя недостатков общественного строя тогдашней Англии.

  6. Трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» была написана в 1600 – 1601 годах и является одним из наиболее известных произведений мировой литературы. Сюжет трагедии основан на легенде о правителе Дании, посвященной истории мести главного героя за смерть своего отца. В «Гамлете» Шекспир поднимает ряд важных тем, касающихся вопросов нравственности, чести и долга героев. Особое внимание автор уделяет философской теме жизни и смерти.

    Главные герои

    Гамлетпринц датский, сын прежнего и племянник нынешнего короля, был убит Лаэртом.
    Клавдий – датский король, убил отца Гамлета и женился на Гертруде, был убит Гамлетом.
    Полоний – главный королевский советник, отец Лаэрта и Офелии, был убит Гамлетом.
    Лаэрт – сын Полония, брат Офелии, умелый фехтовальщик, был убит Гамлетом.
    Горацио – близкий друг Гамлета.

    Другие персонажи

    Офелия – дочь Полония, сестра Лаэрта, после смерти отца сошла с ума, утонула в реке.
    Гертруда – датская королева, мать Гамлета, жена Клавдия, умерла, выпив отравленное королем вино.
    Призрак отца Гамлета
    Розенкранц, Гильденстерн – бывшие университетские товарищи Гамлета.
    Фортинбрас – норвежский принц.
    Марцелл, Бернардо – офицеры.

    Краткое содержание

    Акт 1

    Сцена 1

    Эльсинор. Площадка перед замком. Полночь. Офицер Бернардо сменяет солдата Фернардо, стоящего на посту. На площади появляются офицер Марцелл и друг Гамлета Горацио. Марцелл спрашивает у Бернардо, не видел ли он призрака, которого уже дважды замечали замковые стражники. Горацио находит это просто игрой воображения.
    Неожиданно появляется призрак, похожий на покойного короля. Горацио спрашивает у духа, кто он, но тот, оскорбившись вопросом, исчезает. Горацио считает, что появление призрака – это «знак грозящих государству потрясений».
    Марцелл интересуется у Горацио, почему в последнее время в королевстве активно готовятся к войне.
    Горацио рассказывает, что Гамлет убил в бою «властителя норвежцев Фортинбраса» и по договору получил земли побежденного. Однако «младший Фортинбрас» решил отбить потерянные земли, и именно это является «предлогом к сумятице и сутолоке в крае».
    Неожиданно призрак появляется вновь, но с криками петуха исчезает. Горацио решает рассказать об увиденном Гамлету.

    Сцена 2

    Зал для приемов в замке. Король сообщает о своем решении взять в жены сестру покойного брата Гертруду. Возмущенный попытками королевича Фортинбраса вернуть власть на потерянных землях, Клавдий отправляет придворных с письмом к его дяде, королю норвежцев, чтобы тот пресек на корне замыслы племянника.
    Лаэрт просит у короля разрешения уехать во Францию, Клавдий позволяет. Королева советует Гамлету перестать скорбеть по отцу: «Так создан мир: что живо, то умрет / И вслед за жизнью в вечность отойдет». Клавдий сообщает, что они с королевой против возвращения Гамлета на учение в Виттенберг.
    Оставшись один, Гамлет возмущен тем, что его мать спустя месяц после смерти мужа перестала скорбеть и вышла замуж за Клавдия: «О женщины, вам имя – вероломство!».
    Горацио сообщает Гамлету, что две ночи подряд он, Марцелл и Бернардо видели призрак его отца в латах. Принц просит держать эту новость в секрете.

    Сцена 3

    Комната в доме Полония. Прощаясь с Офелией, Лаэрт просит сестру избегать Гамлета, не относиться серьезно к его ухаживаниям. Полоний благословляет сына в дорогу, наставляя его, как вести себя во Франции. Офелия рассказывает отцу об ухаживаниях Гамлета.
    Полоний запрещает дочери видеться с принцем.

    Сцена 4

    Полночь, Гамлет и Горацио и Марцелл находятся на площадке перед замком. Появляется призрак. Гамлет обращается к нему, но дух, ничего не отвечая, манит принца за собой.

    Сцена 5

    Призрак сообщает Гамлету, что он дух его умершего отца, раскрывает тайну своей смерти и просит отомстить сына за свое убийство. Вопреки общему мнению, прежний король умер не от укуса змеи. Его убил родной брат Клавдий, вылив королю в ухо настой белены, когда тот спал в саду. Кроме того, еще до смерти прежнего короля Клавдий «увлек королеву к постыдному сожительству».
    Гамлет предупреждает Горацио и Марцелла, что намеренно будет вести себя как безумец и просит их поклясться в том, что они никому не расскажут об их разговоре и о том, что видели призрак отца Гамлета.

    Акт 2

    Сцена 1

    Полоний отправляет своего приближенного Рейнальдо в Париж, чтобы тот отвез Лаэрту письмо. Он просит разузнать как можно больше о сыне – о том, как он себя ведет и кто входит в круг его общения.
    Испуганная Офелия рассказывает Полонию о безумном поведении Гамлета. Советник решает, что принц сошел с ума от любви к его дочери.

    Сцена 2

    Король и королева пригашают Розенкранца и Гильденстерна (бывших университетских друзей Гамлета), чтобы те узнали причину безумия принца. Посол Вольтиманд сообщает ответ Норвежца – узнав о действиях племянника Фортинбраса, король Норвегии запретил ему воевать с Данией и отправил наследника с походом на Польшу. Полоний делится с королем и королевой предположением, что причина безумия Гамлета – любовь к Офелии.
    Беседуя с Гамлетом, Полоний поражается меткостью высказываний принца: «Если это и безумие, то в своем роде последовательное».
    В разговоре Розенкранцем и Гильденстерном, Гамлет называет Данию тюрьмой. Принц понимает, что они явились не по собственному желанию, а по приказу короля и королевы.
    В Эльсинор приезжают приглашенные Розенкранцем и Гильденстерном актеры. Гамлет любезно их встречает. Принц просит прочесть монолог Энея к Дидоне, в котором говорится об убийстве Приама Пирром, а также сыграть на завтрашнем представлении «Убийство Гонзаго», добавив небольшой отрывок, написанный Гамлетом.
    Оставшись один, Гамлет восхищается мастерством актера, обвиняя себя в бессилии. Опасаясь того, что в образе призрака к нему являлся Дьявол, принц решает сначала последить за дядей и проверив его виновность.

    Акт 3

    Сцена 1

    Розенкранц и Гильденстерн докладывают королю и королеве, что не смогли разузнать у Гамлета причину его странного поведения. Подстроив встречу Офелии и Гамлета, король и Полоний прячутся, наблюдая за ними.
    Гамлет заходит в комнату, размышляя над тем, что останавливает человека от самоубийства:
    «Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
    Достойно ль
    Смиряться под ударами судьбы,
    Иль надо оказать сопротивленье
    И в смертной схватке с целым морем бед
    Покончить с ними? Умереть. Забыться».
    Офелия хочет вернуть подарки Гамлета. Принц, понимая, что их подслушивают, продолжает вести себя как сумасшедший, говоря девушке, что никогда не любил ее и сколько бы ей не прививали добродетели, из нее «не выкурить грешного духа».
    Гамлет советует Офелии уйти в монастырь, чтобы не плодить грешников.
    Услышав речи Гамлета, король понимает, что причина безумия принца другая: «он не то лелеет / По темным уголкам своей души, / Высиживая что-то поопасней». Клавдий решает обезопасить себя, отправив племянника в Англию.

    Сцена 2

    Приготовления к пьесе. Гамлет просит Горацио внимательно смотреть на короля, когда актеры будут играть сцену, схожую с эпизодом смерти его отца.
    Перед началом пьесы Гамлет кладет голову Офелии на колени. Начав с пантомимы, актеры изображают сцену отравления прежнего короля. Во время представления Гамлет сообщает Клавдию, что пьеса называется «Мышеловка» и комментирует происходящее на сцене. В момент, когда актер на сцене собирался отравить спящего, Клавдий резко поднялся и со свитой покинул зал, чем выдал свою виновность в смерти отца Гамлета.
    Розенкранц и Гильденстерн говорят Гамлету, что король и королева очень огорчены из-за случившегося. Принц, держа в руке флейту, ответил: «Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне». «Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя».

    Сцена 3

    Король пытается молитвой искупить грех братоубийства. Увидев Клавдия молящимся, принц колеблется, ведь он может отомстить за убийство отца прямо сейчас. Однако Гамлет решает отсрочить кару, чтобы душа короля не отправилась на небо.

    Сцена 4

    Комната королевы. Гертруда позвала Гамлета к себе на разговор. Полоний, подслушивая, прячется в ее спальне за ковром. Гамлет грубит матери, обвиняя королеву в том, что она оскорбила память его отца. Испуганная Гертруда решает, что сын хочет ее убить. Полоний из-за ковра зовет стражу. Принц, думая, что это король, пронзает ковер и убивает королевского советника.
    Гамлет обвиняет мать в грехопадении. Неожиданно появляется призрак, которого видит и слышит только принц. Гертруда убеждается в безумстве сына. Волоча тело Полония, Гамлет уходит.

    Акт 4

    Сцена 1

    Гертруда сообщает Клавдию, что Гамлет убил Полония. Король распоряжается найти принца и отнести тело убитого советника в часовню.

    Сцена 2

    Гамлет говорит Розенкранцу и Гильденстерну, что тело Полония он «смешал с землей, которой труп сродни». Принц сравнивает Розенкранца «с губкою, живущей соками царских милостей».

    Сцена 3

    Потешаясь, Гамлет говорит королю, что Полоний на ужине – «на таком, где ужинает не он, а едят его самого», но после признается, что спрятал тело советника около галерейной лестницы. Король распоряжается немедленно заманить Гамлета на корабль и везти его в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна. Клавдий решает, что Британец должен вернуть ему долг, убив принца.

    Сцена 4

    Равнина в Дании. Войско норвежцев осуществляет проход через местные земли. Гамлету объясняют, что военные идут «отторгнуть местечко, не заметное ни чем». Гамлет размышляет о том, что «решительный принц» «рад пожертвовать жизнью», ради дела, которое «не стоит выеденного яйца», а он сам все никак не решился на месть.

    Сцена 5

    Узнав о смерти Полония, Офелия сходит с ума. Девушка горюет об отце, поет странные песни. Горацио делится с королевой своими страхами и опасениями – «народ ворчит», «вся муть всплыла со дна».
    Тайно вернувшийся из Франции Лаэрт врывается в замок с толпой бунтовщиков, провозгласивших его королем. Юноша хочет отомстить за смерть отца, но король усмиряет его пыл, обещая возместить утрату и помочь «в союзе добиться правды». Увидев безумную Офелию, Лаэрт еще сильнее загорается жаждой мести.

    Сцена 6

    Горацио получает от моряков письмо Гамлета. Принц сообщает, что попал к пиратам, просит передать королю отправленные им письма и как можно быстрее поспешить к нему на помощь.

    Сцена 7

    Король обретает в лице Лаэрта союзника, указывая ему на то, что у них общий враг. Клавдию доставляют письма от Гамлета – принц пишет, что был высажен нагим на датскую землю и просит короля завтра же его принять.
    Лаэрт ждет встречи с Гамлетом. Клавдий предлагает направлять действия юноши, чтобы Гамлет погиб «сам по доброй воле». Лаэрт соглашается, решая для верности перед сражением с принцем смазать острие рапиры ядовитой мазью.
    Внезапно появляется королева с новостью, что Офелия утонула в реке:
    «Ей травами увить хотелось иву,
    Взялась за сук, а он и подломись,
    И, как была, с копной цветных трофеев,
    Она в поток обрушилась».

    Акт 5

    Сцена 1

    Эльсинор. Кладбище. Могильщики копают могилу для Офелии, обсуждая, можно ли погребать самоубийцу по христианскому.
    Видя выброшенные могильщиком черепа, Гамлет раздумывает над тем, кто были эти люди. Могильщик показывает принцу череп Йорика, королевского скоромоха. Взяв его в руки, Гамлет обращается к Горацио: «Бедный Йорик! – Я знал его, Горацио. Это был человек бесконечного остроумия», «а теперь это само отвращение и тошнотой подступает к горлу».
    Офелию хоронят. Желая в последний раз проститься с сестрой, Лаэрт прыгает в ее могилу, прося закопать его с сестрой. Возмутившись фальши происходящего, стоявший в стороне принц прыгает в могилу в лед за Лаэртом и они борются. По приказу короля их разнимают. Гамлет сообщает, что хочет «разрешить соперничество» с Лаэртом в схватке. Король просит Лаэрта пока не предпринимать никаких действий – «потрепите. Все идет к развязке».

    Сцена 2

    Гамлет рассказывает Горацио, что обнаружил на корабле письмо Клавдия, в котором король распорядился убить принца по прибытии в Англию. Гамлет изменил его содержание, приказывая немедленно убить подателей письма. Принц понимает, что отправил Розенкранца и Гильдестерна на смерть, но его не мучает совесть.
    Гамлет признается Горацио, что жалеет о ссоре с Лаэртом и хочет помириться с ним. Приближенный короля Оздрик сообщает, что Клавдий поспорил с Лаэртом на шесть арабских коней, что принц победит в сражении. У Гамлета появляется странное предчувствие, но он отмахивается от него.
    Перед поединком Гамлет просит у Лаэрта прощения, говоря, что не желал ему зла. Незаметно король бросает в бокал принца с вином яд. В разгар сражения Лаэрт ранит Гамлета, после чего они меняются рапирами и Гамлет ранит Лаэрта. Лаэрт осознает, что сам «попался в сети» своего коварства.
    Королева по случайности отпивает из бокала Гамлета и умирает. Гамлет приказывает найти виновного. Лаэрт сообщает, что рапира и питье были отравлены и во всем виноват король. Гамлет убивает отравленной рапирой короля. Умирая, Лаэрт прощает Гамлета. Горацио хочет выпить остатки яда из бокала, но Гамлет забирает чашу у друга, прося рассказать непосвященным «правду о нем».
    Вдали слышатся выстрелы и марш – из Польши с победой возвращается Фортинбрас. Умирая, Гамлет признает право Фортинбраса на датский престол. Фортинбрас приказывает с честь похоронить принца. Раздается пушечный залп.

    Заключение

    В «Гамлете» на примере образа датского принца Шекспир изображает личность нового времени, сила и слабость которого заключены в его нравственности и остром уме. Являясь по натуре философом и гуманистом, Гамлет оказывается в обстоятельствах, вынуждающих его на месть и кровопролитие. В этом и состоит трагизм положения героя – увидев мрачную сторону жизни, братоубийство, измену, он разочаровался в жизни, утратил понимание ее ценности. Шекспир не дает в своем произведении определенного ответа на вечный вопрос «Быть или не быть?», оставляя его за читателем.
    Рекомендуем не останавливаться на прочтении краткого пересказа «Гамлета», а ознакомиться с полным текстом произведения.
    Краткое содержание «Гамлет» | источник

  7. 7
    Текст добавил: Что пришло в голову=)

    Средневековье закончилось. Феодальная эпоха, где главными достоинствами считались верность сюзерену и воинская доблесть, сменилась новым периодом истории. Наступило время новых идей, ценностей, начинаний. Теперь на первое место выступали предприимчивость, умение приспосабливаться к любым условиям, вести прибыльные дела. В эту сложную эпоху жил и творил Шекспир. Гениальный драматург не мог оставаться в стороне от проблем своего времени. Так родился “Гамлет” — по удачному выражению исследователя, “трагедия разбуженного сознания”.
    Принц Гамлет — новый человек, внезапно осознавший свою чужеродность в странном ирреальном мире королевского дворца. Начало этому осознанию было положено перед стенами Эльсинор-ского дворца, где Гамлету явилась тень его покойного отца-короля. Впервые принц почувствовал дыхание судьбы, впервые вступил в беседу с обитателем мира мертвых. Первая сцена трагедии поражает своим величием. Призрак зовет Гамлета с собой, чтобы на краю обрыва поведать принцу страшную правду о смерти его отца — прежнего короля Дании.
    Этот эпизод — завязка трагедии. Именно здесь судьба наносит Гамлету жестокий удар, от которого принцу уже не оправиться. Гамлет встает на путь мести. Он готов на все, чтобы наказать Клавдия — убийцу отца. Но сознание Гамлета не слепо. Принц страдает из-за того, что ему уготовано совершить месть.
    Монологи Гамлета, мастерски выписанные Шекспиром, показывают личность скорее созерцательную, чем деятельную. После беседы с призраком принц приобретает как бы второе зрение: он видит подоплеку каждого события, происходящего во дворце, он вооружен знанием, и поэтому побеждает, даже не осуществив своей мести.
    Гамлет — человек, получивший европейское образование и способный делать глубокие выводы нравственного и философского характера. “Подгнило что-то в датском королевстве”, — говорит друг Гамлета. Безнравственные король и королева — беда для государства. А еще большая беда для Дании — ее подданные, готовые безропотно сносить все происходящее.
    Для понимания трагедии и личности самого Гамлета важно знать, что на историческом материале Шекспир создал злободневное произведение. Сохранились воспоминания современников, из которых видно, что простые люди воспринимали “Гамлета” как картинку современной жизни Англии. А знатные зрители очень напоминали короля и королеву из самой трагедии, наблюдающих за спектаклем, который разыграл перед ними Гамлет.
    Принц твердо уверен, что жить по-старому больше нельзя. Как показывает финал трагедии, выбор Гамлета, вероятно, сделанный им бессознательно, — смерть. Смерть убийце — и смерть палачу. Знаменитый монолог Гамлета “Быть иль не быть?” — свидетельство тяжких сомнений и глубоких размышлений принца. Заметим, что еще в первом акте трагедии Гамлет замечает, что самоубийство было бы наилучшим выходом, если бы Бог не сделал его преступлением.
    Гамлет проявляет немалую силу духа, выдержку, смекалку. Чтобы спасти свою жизнь, он умело притворяется безумным. При этом мысль принца работает неустанно. Он ищет пути к достижению поставленной цели и находит их.
    Кто-то из исследователей называл “Гамлета” самой трагичной трагедией всех времен. Это действительно так. Здесь погибают все, кто принимал непосредственное участие в событиях. Случайная гибель Полония и королевы Гертруды — новшество Шекспира. К примеру, в античной трагедии случайная смерть персонажа была невозможна, потому что: неумолимый рок вел его от рождения к смерти. В “Гамлете” все по-другому: вихрь хаотичных и в то же время логичных событий подхватывает героев и несет к смерти. Слишком дорогую цену платит Гамлет за право мыслить самостоятельно, за право знать и понимать то, чего не знают другие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *