Сочинение на тему гамлет вечный образ в мировой литературе

8 вариантов

  1. «ПРИНЦ ДАТСКИЙ»:ГАМЛЕТ КАК ВЕЧНЫЙ ОБРАЗ [2]
    Вечные образы — термин литературоведения, искусствознания, истории культуры, охватывающий переходящие из произведения в произведение художественные образы — инвариантный арсенал литературного дискурса. Можно выделить ряд свойств вечных образов (обычно встречающихся вместе):
    содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов;
    высокая художественная, духовная ценность;
    способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность;
    поливалентность — повышенная способность соединяться с другими системами образов, участвовать в различных сюжетах, вписываться в изменяющуюся обстановку, не теряя свою идентичность;
    переводимость на языки других искусств, а также языки философии, науки и т. д.;
    широкая распространенность.
    Вечные образы включены в многочисленные социальные практики, в том числе далекие от художественного творчества. Обычно вечные образы выступают как знак, символ, мифологема (т. е. свернутый сюжет, миф). В их качестве могут выступать образы-вещи, образы-символы (крест как символ страдания и веры, якорь как символ надежды, сердце как символ любви, символы из сказаний о короле Артуре: круглый стол, чаша святого Грааля), образы хронотопа — пространства и времени (всемирный потоп, Страшный суд, Содом и Гоморра, Иерусалим, Олимп, Парнас, Рим, Атлантида, платоновская пещера и мн. др.). Но основными остаются образы-персонажи.
    Источниками вечных образов стали исторические лица (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Клеопатра, Карл Великий, Жанна д’Арк, Шекспир, Наполеон и др.), персонажи Библии (Адам, Ева, Змей, Ной, Моисей, Иисус Христос, апостолы, Понтий Пилат и др.), античных мифов (Зевс — Юпитер, Аполлон, музы, Прометей, Елена Прекрасная, Одиссей, Медея, Федра, Эдип, Нарцисс и др.), сказаний других народов (Осирис, Будда, Синдбад-мореход, Ходжа Насреддин, Зигфрид, Роланд, баба Яга, Илья-Муромец и др.), литературных сказок (Перро: Золушка; Андерсен: Снежная королева; Киплинг: Маугли), романов (Сервантес: Дон Кихот, Санчо Панса, Дульсинея Тобосская; Дефо: Робинзон Крузо; Свифт: Гулливер; Гюго: Квазимодо; Уайльд: Дориан Грей), новелл (Мериме: Кармен), поэм и стихотворений (Данте: Беатриче; Петрарка: Лаура; Гёте: Фауст, Мефистофель, Маргарита; Байрон: Чайльд Гарольд), драматических произведений (Шекспир: Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло, король Лир, Макбет, Фальстаф; Тирсо де Молина: Дон Жуан; Мольер: Тартюф; Бомарше: Фигаро).
    Примеры использования вечных образов разными авторами пронизывают всю мировую литературу и другие искусства: Прометей (Эсхил, Боккаччо, Кальдерон, Вольтер, Гёте, Байрон, Шелли, Жид, Кафка, Вяч. Иванов и др., в живописи Тициан, Рубенс и др.), Дон Жуан (Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Бальзак, Дюма, Мериме, Пушкин, А. К. Толстой, Бодлер, Ростан, А. Блок, Леся Украинка, Фриш, Алешин и мн. др., опера Моцарта), Дон Кихот (Сервантес, Авельянеда, Филдинг, очерк Тургенева, балет Минкуса, фильм Козинцева и др.).
    Нередко вечные образы выступают как парные (Адам и Ева, Каин и Авель, Орест и Пилад, Беатриче и Данте, Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона или Отелло и Яго, Лейла и Меджнун, Дон Кихот и Санчо Панса, Фауст и Мефистофель и т. д.) или влекут за собой фрагменты сюжета (распятие Иисуса, борьба Дон Кихота с ветряными мельницами, преображение Золушки).
    Вечные образы становятся особо актуальными в условиях бурного развития постмодернистской интертекстуальности, расширившей использование текстов и персонажей писателей прошлых эпох в современной литературе. Есть ряд значитель-ных работ, посвященных вечным образам мировой культуры, но не разработана их теория[3] . Новые достижения в гуманитарном знании (тезаурусный подход, социология литературы) создают перспективы решения проблем теории вечных образов, с которой смыкаются столь же мало разработанные области вечных тем, идей, сюжетов, жанров в литературе[4] . Данные проблемы интересны не только для узких специалистов в области филологии, но и для широкого читателя, что формирует базу для создания научно-популярных работ.
    Источниками сюжета для «Гамлета» Шекспира послужили «Трагические истории» француза Бельфоре и, видимо, недошедшая до нас пьеса (возможно, Кида), в свою очередь восходящие к тексту датского летописца Саксона Грамматика (ок. 1200). Главная черта художественности «Гамлета» — синтетичность (синтетический сплав ряда сюжетных линий — судеб героев, синтез трагического и комического, возвышенного и низменного, общего и частного, философского и конкретного, мистического и бытового, сценического действия и слова, синтетическая связь с ранними и поздними произведениями Шекспира).
    Гамлет — одна из самых загадочных фигур мировой литературы. Вот уже несколько столетий писатели, критики, ученые пытаются разгадать загадку этого образа, ответить на вопрос, почему Гамлет, узнав в начале трагедии правду об убийстве отца, откладывает месть и в конце пьесы убивает короля Клавдия почти случайно. И. В. Гёте видел причину этого парадокса в силе интеллекта и слабости воли Гамлета. Напротив, кинорежиссер Г. Козинцев подчеркнул в Гамлете активное начало, увидел в нем непрерывно действующего героя. Одну из самых оригинальных точек зрения высказал выдающийся психолог Л. С. Выготский в «Психологии искусства» (1925). По-новому поняв критику Шекспира в статье Л. Н. Толстого «О Шекспире и о драме», Выготский предположил, что Гамлет не наделен характером, а является функцией действия трагедии. Тем самым психолог подчеркнул, что Шекспир — представитель старой литературы, не знавшей еще характера как способа обрисовки человека в словесном искусстве.
    Л. Е. Пинский связал образ Гамлета не с развитием сюжета в привычном смысле этого слова, а с магистральным сюжетом «великих трагедий» — открытием героем истинного лица мира, в котором зло более могущественно, чем это представлялось гуманистами.
    Именно эта способность познать истинное лицо мира делает трагическими героями Гамлета, Отелло, короля Лира, Макбета. Они — титаны, превосходящие обычного зрителя интеллектом, волей, смелостью. Но Гамлет отличается от трех других протагонистов шекспировских трагедий. Когда Отелло душит Дездемону, король Лир решает разделить государство между тремя дочерьми, а потом долю верной Корделии отдает лживым Гонерилье и Регане, Макбет убивает Дункана, руководствуясь предсказаниями ведьм, то они ошибаются, но зрители не ошибаются, потому что действие построено так, чтобы они могли знать истинное положение вещей. Это ставит обычного зрителя выше титанических персонажей: зрители знают то, чего те не знают.
    Напротив, Гамлет только в первых сценах трагедии знает меньше зрителей. С момента его разговора с Призраком, который слышат, помимо участников, только зрители, нет ничего существенного, чего бы не знал Гамлет, но зато есть нечто такое, чего зрители не знают. Гамлет заканчивает свой знаменитый монолог «Быть или не быть?» ничего не значащей фразой «Но довольно», оставляя зрителей без ответа на самый главный вопрос. В финале, попросив Горацио «рассказать все» оставшимся в живых, Гамлет произносит загадочную фразу: «Дальнейшее — молчанье». Он уносит с собой некую тайну, которую зрителю не дано узнать. Загадка Гамлета, таким образом, не может быть разгадана. Шекспир нашел особый способ выстроить роль главного героя: при таком построении зритель никогда не может почувствовать себя выше героя.
    Сюжет связывает «Гамлета» с традицией английской «трагедии мести». Гениальность драматурга проявляется в новаторской трактовке проблемы мести — одного из важных мотивов трагедии.
    Гамлет совершает трагическое открытие: узнав о смерти отца, поспешном браке матери, услышав рассказ Призрака, он открывает несовершенство мира (это завязка трагедии, после которой действие быстро развивается, Гамлет на глазах взрослеет, превращаясь за несколько месяцев фабульного времени из юноши-студента в 30-летнего человека). Следующее его открытие: «время вывихнуто», зло, преступления, коварство, предательство — нормальное состояние мира («Дания — тюрьма»), поэтому, например, королю Клавдию нет необходимости быть могущественной личностью, спорящей со временем (как Ричарду III в одноименной хронике), напротив, время на его стороне. И еще одно следствие первооткрытия: чтобы исправить мир, победить зло, Гамлет сам вынужден встать на путь зла. Из дальнейшего развития сюжета вытекает, что он прямо или косвенно виновен в смерти Полония, Офелии, Розенкранца, Гильденстерна, Лаэрта, короля, хотя только эта последняя диктуется требованием мести.
    Месть, как форма восстановления справедливости, таковой была только в старые добрые времена, а теперь, когда зло распространилось, она ничего не решает. Для подтверждения этой мысли Шекспир ставит перед проблемой мести за смерть отца трех персонажей: Гамлета, Лаэрта и Фортинбраса. Лаэрт действует не рассуждая, сметая «правых и неправых», Фортинбрас, напротив, вовсе отказывается от мести, Гамлет же ставит решение этой проблемы в зависимости от общего представления о мире и его законах.
    Подход, обнаруживаемый в развитии Шекспиром мотива мести (персонификация, т. е. привязывание мотива к персонажам, и вариативность) реализован и в других мотивах.
    Так, мотив зла персонифицирован в короле Клавдии и представлен в вариациях невольного зла (Гамлет, Гертруда, Офелия), зла из мстительных чувств (Лаэрт), зла из услужливости (Полоний, Розенкранц, Гильденстерн, Озрик) и т. д. Мотив любви персонифицирован в женских образах: Офелии и Гертруды. Мотив дружбы представлен Горацио (верная дружба) и Гильденстерном и Розенкранцем (измена друзей). Мотив искусства, мира-театра, связан как с гастролирующими актерами, так и с Гамлетом, представляющимся безумным, Клавдием, играющим роль доброго дяди Гамлета, и т. д. Мотив смерти воплощен в могильщиках, в образе Йорика. Эти и другие мотивы вырастают в целую систему, представляющую собой важный фактор развития сюжета трагедии.
    Л. С. Выготский видел в двойном убийстве короля (шпагой и ядом) завершение двух разных сюжетных линий, развивающихся через образ Гамлета (этой функции сюжета). Но можно найти и другое объяснение. Гамлет выступает как судьба, которую каждый себе приготовил, готовя его смерть. Герои трагедии погибают, по иронии судьбы: Лаэрт — от шпаги, которую он смазал ядом, чтобы под видом честного и безопасного поединка убить Гамлета; король — от этой же шпаги (по его предложению, она должна быть настоящей, в отличие от шпаги Гамлета) и от яда, который приготовил Король на случай, если Лаэрт не сможет нанести Гамлету смертельный удар. Королева Гертруда по ошибке выпивает яд, как она по ошибке доверилась королю, творившему зло тайно, в то время как Гамлет делает все тайное явным. Фортинбрасу, отказавшемуся от мести за смерть отца, Гамлет завещает корону.
    У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейную драму убийства отца он рассматривает как портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери, столь быстро забывшей об отце и вышедшей замуж за Клавдия, приводит его к обобщению: «О женщины, вам имя — вероломство». Вид черепа Йорика наводит его на мысли о бренности земного. Вся роль Гамлета построена на том, чтобы тайное сделать явным. Но особыми композиционными средствами Шекспир добился того, чтобы сам Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.

  2. Островский описывает свою драму “Бесприданница” в 1879 году, то есть в последний, третий срок своего творчества. До этого драматург уже создал свою пьесу “Гроза” и многие другие пьесы. Среди которых и “Горячее сердце”. Эти три произведения писателя объединены одной темой – темой “горячего сердца”. Катерина в “Грозе”, Параша в “Горячем сердце”, Лариса в “Бесприданнице”, а потом и Купава в “Снегурочке” – все они относятся к одному типу женщин, женщин с “горячим сердцем”. Но, несмотря на то, что все они переживают из-за любви, ее недостатка, у каждой из них своя драма. –
    Раньше Островский образ женщины пылкого и чистого сердца, не принимающий и не стремящийся принять ужасный мир, ищущей и не могущей найти человека, достойного большой любви, противопоставлялась галерея страшных фигур “темного царства”. Теперь Островский сталкивает Ларису Огудалову с жестоким миром буржуазных отношений.
    Подробнее…

    Особенности лирики Есенина

    С. А. Есенин любил родную природу, поэтому в своих стихотворениях уделял ей особое значение. Он считал, что природа и человек неразрывно связаны. Читая его лирические произведения, понимаешь, что природа как живой организм оказывает влияние на жизнь человека. Она может также грустить, сопереживать, помогать, оберегать от неприятностей. Не зря еще в древних сказаниях и легендах природе тоже уделялось особое внимание. В них природа либо мешала путнику добраться до места, пытаясь сберечь его, либо наоборот помогала. Я даже помню, как из какого-то произведения запомнил фразу «Лес расступился», он вывел героя к определенному месту.
    Так и Есенин говорил о природе, как о живом организме. Даже собственные переживания он описывал через изображение природы.
    Подробнее…

    Сочинение на тему Перо гения мудрее самого гения….

    За всю историю литературы существовало множество писателей, которые описывали определенную эпоху в жизни человечества, пытались донести полезную информацию до своих читателей. В целом думается, что чаще всего это удавалось этим людям. Не зря множество людей находит ответы на все вопросы бытия именно в книгах, а не где-то еще. Литература во все времена была наиболее ценным источником информации, который давал человеку пищу для размышлений, мимоходом подсказывал человеку выход из самых сложных ситуаций.
    Подробнее…

    Евгений Онегин. Образ автора

    В романе “Евгений Онегин” автор занимает уникальное положение. Он не просто рассказывает о жизни своих героев, показывает Россию того времени, но и сам является активным участником происходящего. Поэтому можно сказать, что Пушкин выступает в своем романе и повествователем, и героем одновременно. Это неудивительно, ведь личность поэта не могла не проявиться в его самом задушевном, самом любимом произведении.
    На протяжении всего романа автор постоянно ведет диалог с читателем через лирические отступления. Например:
    О, вы, почтенные супруги!
    Вам предложу свои услуги;
    Прошу мою заметить речь:
    Я вас хочу предостеречь.
    Подробнее…

    «На дне» Горького как философская драма

    Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на «дно жизни», с другой — он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти ее решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный — между хозяевами ночлежки и босяками, другой — философский, затрагивающий основные вопросы бытия, разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.
    Подробнее…

    «Любовь в лирике Лермонтова» сочинение

    С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы.
    Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности.
    30-е годы — это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото».
    Подробнее…

  3. ВВЕДЕНИЕ
    Гамлет давно признан вечным образом мировой культуры. В галерее вечных образов принц Датский занимает одно из самых видных мест. Несмотря на то, что понятие «вечные образы» получило широкое использование в философской и эстетической критике, оно недостаточно четко определено. Вкладом в теорию вечных образов может стать рассмотрение различных аспектов образа Гамлета в трагедии У. Шекспира, его интерпретаций в западной и русской культурных традициях, его роли в становлении такого феномена отечественной культуры, как «русский Шекспир».
    Трагедия «Гамлет» стала не только самой близкой для русского читателя, литературных и театральных критиков, актеров и режиссеров, но приобрела значение текстопорождающего художественного произведения, а само имя принца стало нарицательным. Вечный образ сомневающегося Гамлета вдохновил целую вереницу русских писателей, которые, так или иначе, использовали черты его характера в своих литературных произведениях и типах. Гамлет интересовал А. С. Пушкина, будоражил воображение М. Ю. Лермонтова. Выдающуюся роль в русской культуре, в становлении русского самосознания сыграли работы В. Г. Белинского. В известной степени «гамлетизмом» вдохновлялся Ф. М. Достоевский, особый взгляд выразился в оппозиции «Гамлет и Дон Кихот», выдвинутой И. С. Тургеневым, позже получившей в русском самосознании статус культурной константы [1]. Шекспировский «Гамлет» стал не только самой популярной зарубежной пьесой на русской сцене, но и наиболее часто переводимым произведением, способствовавшим становлению русской переводческой школы. (П. А. Вяземский, А. А. Григорьев, А. Н. Плещеев, А. А. Фет, А. А. Блок, Ф. К. Сологуб, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева, В. Г. Шершеневич, Б. Л. Пастернак, В. В. Набоков, Н. А. Павлович, П. Г. Антокольский, Б. Ю. Поплавский, Д. С. Самойлов, Т. А. Жирмунская, В. С. Высоцкий, Ю. П. Мориц, В. Э. Рецептер и многие другие испытали влияние этого образа шекспироской трагедии.). Принц Датский не оставлял равнодушными членов царской семьи, трагедию Шекспира переводит великий князь Константин Константинович Романов.
    Образ Гамлета был осмыслен в мировой культуре как в художественной форме («Ученические годы Вильгельма Мейстера» И. В. Гёте, «Черный принц» А. Мёрдок, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Гамлет» П. А. Антокольского и мн. др.), так и в научных исследованиях (Г. Гервинус, Г. Брандес, Е. К. Чемберс, Л. С. Выготский, М. М. Морозов, А. А. Смирнов, Л. Е. Пинский, А. А. Аникст, Б. И. Пуришев, И. Е. Верцман, М. П. Алексеев, Ю. Д. Левин, И. О. Шайтанов, А. В. Бартошевич, И. С. Приходько и мн. др.).

  4. Шекспировский Гамлет относится к так называемых «вечных» образов, как
    отделяются от произведения, что их породил, и начинают жить своей жизнью в произведениях
    других времен и народов.
    Наследник датской короны Гамлет отправляется на учебу в Виттенбергского
    университета и там находится в неподходящем окружении, к тому же его ближайшее
    другом становится нетитулована лицо. Принц очень любит искусство, театр, сам пишет
    стихи. Узнав о смерти отца, парень приехал домой к Ельсинора, где он
    увидел, что и матери у него, кажется, больше нет… Подозрительная смерть короля,
    отца Гамлета, позорное внезапное замужество овдовевшей королевы Гертруды… Язык не
    поворачивается назвать ее матерью’ю! Встреча с призраком снимает заволоку тайны с
    королевской смерти, поэтому виновник назван. Парень решает прежде всего
    проверить, не был ли призрак просто галюцінацією. С этого момента и начинается
    рождения «вечного образа»: проверка приводит принца к страшным открытиям,
    что дорогие ему люди предали его (мать, любимая Офелия, Полоний, Лаэрт, также
    Розенкранц и Гильденстерн, с которыми он учился в
    университете).
    Гамлет вполне может принять мгновенное решение и выполнить его. Так умирает
    Полоний; решается судьба Розенкранца и Гілденстерна; рвутся все связи с
    Офелией, жаль, что она оказалась такой слабкодухою.
    Когда Гамлет видит дядю, его рука тянется к шпаге, но разве
    «мышеловка» устраивалась только для Клавдия? Хуже всего то, что, кроме Горацио,
    принцу не на кого положиться; ибо датчане не поймут его, хоть и любят;
    им ближе Лаэрт, которого они сопровождают к замку. Поэтому убить Клавдия –
    значит стать таким же, как он, а для парня нет ничего позорнее по
    это. Он пустит в ход рапиру после того, как мать вып’есть яд, после признаний Лаэрта, перед своей
    неизбежной смертью. Его понесут, как воина, четыре капитана, а Фортінбрас знает
    смысл в хоробрости и трусости.
    Этот образ настолько противоречив и необычен, что люди, разговаривая о
    Гамлета, будут говорить сами о себе.
    Вечно.

  5. Уильям Шекспир – один из самых знаменитых писателей всего времени. Он создал в своих пьесах бесконечные образы, до сих пор волнующие читатели. В своих пьесах он постарался осветить множество проблем, до сих пор остающихся актуальными. Среди самых известных его персонажей – Ромео и Джульетта, Отелло, Макбет и, конечно же, Гамлет.
    Гамлет – это персонаж пьесы с одноименным названием. На его судьбе, его внутренних муках, английский поэт пытался показать трагический образ человека, который пытается найти ответы на вечные вопросы жизни и смерти. Гамлет очень хорошо чувствует современную ему действительность. Он глубоко переживает в себе все, что происходит вокруг и именно это не дает ему покоя.
    Он задумывается о природе человека.
    «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии!… Краса вселенной! Венец всего живущего!» – говорит Гамлет. Он считает, что человек может сделать все. Он идеализирует человеческое существо. И именно поэтому Гамлета намного больше разочаровывает собственная несостоятельность и несовершенство: «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Он с презрением относится и ко всему миру, к каждому человеку: «Из людей меня не радует ни один…»
    Гамлет с течением пьесы подвергается все большему и большему внутреннему разладу. Он «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия», потому что мир для него стал пустым, бессмысленным, воздух – «мутным и чумным скоплением паров». Гамлет разочаровывается в мире, где царит только зло. Для Гамлета зло – это уже не только Клавдий, убивший его отца и женившийся на его матери, но и весь мир. Гамлета предают самые близкие люди, сначала его родная мать, затем друзья Розенкранц и Гильденстерн, игрушкой в руках отца оказывается и возлюбленная Гамлета Офелия.
    Все его предают так или иначе, поэтому Гамлет и считает, что «быть честным при том, каков этот мир, – это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». Добро и правда исчезли для Гамлета. А вся его страна, наследным принцем которой он является, «Дания – тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».
    В самом значительном монологе «Быть или не быть – вот в чем вопрос» Гамлет затрагивает практически все проблемы, затронутые в пьесе. Он размышляет о том, стоит ли жизнь борьбы, или стоит подчиниться безумству мира. Стоит ли жить, или легче уснуть, умереть? Стоит ли вообще этот мир, где существует «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге» того, чтобы с ним бороться?
    Но эти вопросы остаются открытыми. А вместе с ними остаются открытыми и все те проблемы, показанные на судьбе Гамлета и на его образе. Свои тайны принц Датский уносит в могилу. В конце пьесы он умирает, пронзенные отравленным клинком. Но не умирает его образ, остающийся вечным в мировой литературе.
    < Предыдущая Следующая >

  6. II семестр
     
    ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
     
    УРОК № 64
    Тема. Гамлет – вечный образ мировой литературы
    Цель: охарактеризовать образ Гамлета; выяснить, почему он стал вечным образом мировой литературы; проанализировать отношения Гамлета и Офелии; установить міжлітературні связи; развивать умение высказывать собственную точку зрения; воспитывать уважение к мыслящего человека.
    Оборудование: тексты трагедии «Гамлет»; тексты стихотворений А. Блока, М. Цветаевой, В. Высоцкого.
    Я шел спокойно, прямо – в короли.
    Я вел себя наследным принцем крови.
    Я знал – все будет так, как я хочу.
    Я не бывал в наложит и уроне.
    В. Высоцкий
    ХОД УРОКА
    И. Мотивация учебной деятельности
    – Четыре века назад Шекспир написал бессмертную трагедию «Гамлет». ее называют самым загадочным из шекспировских пьес, поставить ее на сцене считается большой честью, а соответствовать уровню гениальной пьесы – счастьем.
    Кто же он, загадочный Гамлет? Почему его судьба до сих пор волнует читателей и зрителей, а образ его считается вечным образом мировой литературы?
    II. Обобщение и систематизация изученного
    1. Работа над характеристикой Гамлета
    Словесное рисование
    Опишите, каким вы представляете принца Гамлета.
    Творческое задание
    – Если бы вам пришлось создавать скульптуру Гамлета, какой бы она была? (Поза, взгляд…)
    Над загадкой трагедии «Гамлет» на протяжении четырех веков сражались не только литературоведы. Поэты и писатели тоже не оставались равнодушными и стремились дать свою интерпретацию образов и событий шекспировской трагедии. Сегодня на уроке именно их произведения помогут нам глубже постичь неоднозначный образ Гамлета.
    Чтение стихотворения В. Высоцкого «Мой Гамлет»
    МОЙ ГАМЛЕТ
    Я только малость объясню в стихе,
    На все я не имею полномочий…
    Я был зачат, как нужно, во грехе –
    В поту и в нервах первой брачной ночи.
    Я знал, что, отрываясь от земли,-
    Чем выше мы, тем жестче и суровей;
    Я шел спокойно прямо в короли.
    Я вел себя наследным принцем крови.
    Я знал – все будет так, как я хочу,
    Я не бывал в наложит и в уроне,
    Мои друзья по школе и мечу
    Служили мне, как их отцы – короне.
    Не думал я над тем, что говорю,
    И с легкостью слова бросал на ветер.
    Мне верили и так, как главарю,
    Все высокопоставленные дети.
    Пугались нас ночные сторожа,
    Как оспинами, болело время нами.
    Я спал на кожах, мясо ел с ножа
    И злую лошадь мучил стременами.
    Я знал, мне будет сказано: «Царуй!» –
    Клеймо мне рок на лбу с рожденья выжег.
    И я пьянел среди чеканных сбруй,
    Был терпелив к насилью слов и книжек.
    Я улыбаться мог одним лишь ртом,
    А тайный взгляд, когда он зол и горек,
    Умел скрывать, воспитанный шутом.
    Шут мертв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик…
    Но отказался я от дележа
    Наград, добычи, славы, привилегий:
    Вдруг стало жаль мне мертвого пажа,
    Я объезжал зеленые побеги…
    Я позабыл охотничий азарт,
    Возненавидел и борзых, и гончих.
    Я от подранка гнал коня назад
    И плетью бил загонщиков и ловчих.
    Я видел – наши игры с каждым днем
    Все больше походили на бесчинства.
    В проточных водах по ночам, тайком
    Я отмывался от дневного свинства.
    Я прозревал, глупея с каждым днем,
    Я прозевал домашние интриги.
    Не нравились. И я зарылся в книги.
    Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
    Все постигал: недвижность и движенье,
    Но толку нет от мыслей и наук,
    Когда повсюду – им опроверженье.
    С друзьями детства перетерлась нить.
    Нить Ариадны оказалась схемой.
    Я бился над словами «быть не быть»,
    Как над неразрешимою дилеммой.
    Но вечно, вечно плещет море бед.
    В него мы стрелы мечем – в сито просо,
    Отсеивая призрачный ответ
    Вот вычурного этого вопроса.
    Зов предков слыша сквозь затихший гул,
    Пошел на зов,- сомненья крались с тылу,
    Груз тяжких дум наверх меня тянул,
    А крылья плоти вниз влекли, в могилу
    В непрочный сплав меня спаяли дни –
    Едва застыв, он начал расползаться.
    Я пролил кровь, как все. И, как они,
    Я не сумел от мести отказаться.
    А мой подъем пред смертью – есть провал.
    Офелия! Я тленья не приемлю.
    Но я себя убийством уравнял
    С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.
    Я Гамлет, я насилье презирал.
    Я наплевал на Датскую корону,-
    Но в их глазах – за трон я глотку рвал
    И убивал соперника по трону
    Да, гениальный всплеск похож на бред.
    В рожденьи смерть проглядывает косо.
    А мы все ставим каверзный ответ
    И не находим нужного вопроса.
    • Найдите в поэзии «Мой Гамлет» строки, созвучные рассказы о безмятежной жизни героя до смерти отца.
    («Я шел спокойно, прямо – в короли.
    Я вел себя наследным принцем крови.
    Я знал – все будет так, как я хочу,
    Я не бывал в наложит и в уроне»…)
    • Как меняется взгляд на жизнь Гамлета после смерти короля? (Гамлет переживает большое разочарование в людях, в окружающем мире. От слов «Что за мастерское создание человек!» он приходит к выводу «Что мне эта квинтэссенция праха…» Пережив предательства близких людей, смерть отца, Гамлет не испытывает желания жить. Больше ничто его не держит в этом мире. Только чувство долга заставляет героя думать не только о личной мести, но и о восстановлении справедливости, нравственного очищения общества.)
    • Зачитайте строки из поэзии Высоцкого, что комментируют это состояние героя.
    («Не нравился мне век, и люди в нем не нравились»,
    «Но толка нет от мыслей и наук,
    Когда повсюду – им опроверженье»;
    «Я бился над словами «быть не быть»,
    Как над неразрешимою дилеммой».)
    • Послушайте отрывок из стихотворения. Определите, о каком времени пишет поэт.
    И в философии царит сомненье,
    Погас огонь, осталось только тленье,
    Пропали солнце и земля, и где
    Тот ум, что нам помочь бы мог в беде;
    Распалось все, ни в чем порядка нет.
    (Ответы учащихся.)
    – Это стихи современника Шекспира Джона Донна, что написаны 1611 года.
    • В каких словах Гамлета воплощено такое же мнение?
    («Век расшатался – и скверней всего,
    Что я рожден восстановить его»;
    «Дания – тюрьма… И прекрасная,
    со множеством темниц и затворов»;
    «Подгнило что-то в Датском королевстве».)
    • Сравните монологи Клавдия (после спектакля) и Гамлета «Быть или не быть». О чем размышляют герои? (Клавдий встревожен за совершенное им убийство, но не может раскаяться и не хочет терять власть, добытое страшной ценой. Это – мысли правителя целого государства, который должен быть образцом для своих подданных. Принц же рассуждает о недостатках общественной жизни, безнравственность людей и думает о том, как это можно изменить.)
    Вывод. Гамлет чувствует ответственность не только за свою семью, но и за судьбу Датского королевства. Однако, чтобы «действовать», ему нужно совершить убийство, наказать преступника. Гамлет, который учился в Виттенбергском университете, организации прогрессивных взглядов, является гуманистом, человеком эпохи Возрождения. Для него отомстить означает самому стать убийцей, преступником.
    Груз тяжких дум наверх меня тянул,
    А крылья плоти вниз влекли, в могилу.
    И он решил действовать:
    Я пролил кровь, как все. И как они,
    Я не сумел от мести отказаться.
    Но простил он себе эти поступки?
    Офелия! Я тленья не приемлю.
    Но я себя убийством уравнял
    С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.
    Оттуда и неслучайное просьба – требование к Горацио рассказать историю Гамлета людям. Возможно, принц пытался предупредить других, чтобы не шли его путем – путем мести. А может, хотел, чтобы поняли:
    Я Гамлет, я насилье презирал.
    Я наплевал на Датскую корону,-
    Но в их глазах – за трон я глотку рвал
    И убивал соперника по трону.
    Гамлету важно, чтобы потомки знали: он боролся не за власть, а за справедливость в этом мире.
    Чтение поэзии О. Блока «Я – Гамлет» подготовленным учеником
    Я – Гамлет. Холодеет кровь,
    Когда плетет коварство сети,
    И в сердце – первая любовь
    Жива – к единственной на свете.
    Тебя, Офелию мою,
    Увел далеко жизни холод,
    И гибну, принц, в родном краю,
    Клинком отравленным заколот.
    – Любил ли Гамлет Офелию? Как считает А. Блок?
    Чтение поэзии М. Цветаевой «Диалог Тамлета с совестью» за лицами подготовленными учащимися
    ДИАЛОГ ГАМЛЕТА С СОВЕСТЬЮ
    – На дне она, где ил
    И водоросли… Спать в них
    Ушла,- но сна и там нет!
    – Но я ее любил,
    Как сорок тысяч братьев любит не могут!
    – Гамлет!
    На дне она, где ил:
    Ил!.. И последний вэнчик
    Всплыл на приречных бревнах…
    – Но я ее любил,
    Как сорок тысяч…
    – Меньше
    Все ж, чем один любовник.
    На дне она, где ил.
    – Но я ее –
    любил?
    – Сравните мнения М. Цветаевой и О. Блока. К которой из этих стихов склоняетесь вы?
    Метод ПРЕСС
    1. Я считаю… (позиция).
    2. Потому, что… (объяснение).
    3. Например,… (доказательства, аргументы).
    4. И поэтому… (вывод).
    Комментарий учителя
    – По пьесе Шекспира, Гамлет любил Офелию, о чем неоднократно ей говорил, делал подарки. Но, разочаровавшись в матери, которая была для него образцом Женщины, он теряет доверие и к Офелии, отталкивает ее, оскорбляет, прикрываясь маской сумасшедшего. Таким образом он разрушает не только свое чувства к Офелии, но и веру девушки в любовь. Однако дальнейшие действия Полония и Офелии убеждают Гамлета, что он не ошибся: любимая способна предать его, она слишком инфантильная и слабая, чтобы сделать шаг навстречу своему смелому герою, она навсегда останется в враждебном для него лагере. Вина безвольного Офелии в том, что она никогда не станет решительной Джульеттой.
    И все же, образ Офелии вызывает у читателя сочувствие: она теряет любовь, а потом, не выдержав смерти отца, становится сумасшедшей и, в конце концов, умирает.
    Гамлету не хватило чуткости? («Из жалости я должен быть жесток»)
    2. Проблемный вопрос
    Образ Гамлета вызывает разные оценки в литературоведении, иногда даже полярные.
    Например, И. С. Тургенев считал, что Гамлет «…весь живет для самого себя, он эгоист, он скептик, и постоянно занимается и носится с самим собой».
    И. В. Гете, напротив, убежден, что Гамлет – «прекрасная, чистая, благородная, высоконравственный человек».
    Прием «Займи позицию»
    Ученики располагаются в классе в зависимости от своего мнения в отношении проблемного вопроса:
    1 группа – «правый Тургенев»;
    2 группа – «правый Гете»;
    3 группа – «не определился».
    Учащиеся по очереди высказывают свое мнение, приводя доказательства и аргументы.
    III. Итоги урока
    – У каждого из нас есть свой Гамлет, такой, каким мы его видим, ощущаем. Кому-то он кажется слишком медленным и нерешительным, кому – отважным и смелым. Думаю, что самое важное – иметь собственную точку зрения и собственное решение. А еще – перед его принятием нужно хорошо подумать и только тогда воплощать в жизнь свои замыслы.
    Чтение поэзии Б. Пастернака «Гамлет»
    Гул затих. Я вышел на подмостки.
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далеком отголоске,
    Что случится на моем веку.
    На меня наставлен сумрак ночи
    Тысячью биноклей на оси.
    Если только можно, Авва Отче,
    Чашу эту мимо пронеси!..
    Но продуман распорядок действий
    И неотвратим конец пути.
    Я один, все тонет в фарисействе.
    Жизнь прожить – не поле перейти.
    IV. Домашнее задание
    Подготовить инсценировку отрывков 1-й сцены из V действия.

  7. В бедности и одиночестве доживал свой возраст Мигель Сервантес де Сааведра, хотя при жизни он был известен как автор талантливого, яркого романа «Дон Кихот». Ни сам писатель, ни его современники не знали, что пройдет несколько веков, а его герои не только не будут забыты, но станут самыми «популярными испанцами», и соотечественники поставят им памятник. Что они выйдут из романа и заживут своей самостоятельной жизнью в произведениях прозаиков и драматургов, поэтов, художников, композиторов. Сегодня трудно перечислить, сколько произведений искусства создано под воздействием образов Дон Кихота и Санчо Пансы: к ним обращались Гойя и Пикассо, Массне и Минкус.
    Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI века, когда жил и творил Сервантес. Но замысел писателя ширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа исторически конкретный (отображает современную писателю Испанию) и универсальный (потому что существуют в любой стране во все времена). Суть конфликта: столкновения идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью — не идеальной, «земной».
    Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и везде есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в состоянии реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство». Оно совмещает гуманистическое стремление к идеалу, энтузиазм с одной стороны, и наивность, чудачество с другой. Внутренняя воспитанность Дон Кихота совмещается с комизмом ее внешних проявлений (он способен полюбить простую крестьянскую девушку, но видит в ней только благородную Прекрасную даму).
    Второй важный вечный образ роману — остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожи друг на друга в своих надеждах и разочарованиях. Сервантес показывает своими героями, что действительность без идеалов невозможна, но они должны основываться на реальности.
    Совсем другой вечный образ появляется перед нами в трагедии Шекспира «Гамлет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра против зла. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и наказать зло. Его нерешительность не является проявлением трусости, он смелый, откровенный человек. Его колебание — следствие глубоких размышлений о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийцу своего отца. Он колеблется, потому что воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета — это образ человека, который понимает свою ответственность в разрешении конфликта добра и зла, которая стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям. Неслучайный этот образ приобрел особенное звучание в XX веке — времени социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечный «гамлетовский вопрос».
    Можно привести еще несколько примеров «вечных» образов: Фауст, Мефистофель, Отелло, Ромео и Джульетта — все они раскрывают вечные человеческие чувства и стремления. И каждый читатель учится на этих обидах понимать не только прошлое, но и современное.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  8. Литературные персонажи, которые глубиной художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображенной в них эпохи, называют «вечными образами». «Вечные образы» становятся определенными знаками культуры и получают новую жизнь в искусстве разных стран и эпох. Именно таким есть образ Гамлета из одноименной трагедии В. Шекспира.
    Гамлет олицетворил человека позднего Возрождения. Человека, который постиг беспредельность мира и своих собственных возможностей и растерялся перед этой беспредельностью. Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг него, твердо стоит на стороне добра. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и подвергнуть наказанию зло. Его нерешительность не является проявлением трусливости: он смелый, откровенный человек. Образ Гамлета – это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и зла, который стоит на стороне добра, но его внутренние моральные законы не позволяют перейти к решительным действиям.
    К образу Гамлета обращался Гете, который трактовал этот образ как своеобразного Фауста, «проклятого поэта», вынужденного заслужить прощение за грехи цивилизации. Особое значение приобрел этот образ у романтиков. Именно они раскрыли «вечность» и универсальность образа, созданного Шекспиром. Гамлет в их толковании – чуть ли не первый романтический герой, который болезненно переживает несовершенство мира.
    Не потерял своей актуальности этот образ и в ХХ столетии – эпоху социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечный «гамлетовский вопрос». Уже в начале ХХ ст. английский писатель Томас Элиот написал поэму «Песня любви Альфреда Пруфрока», которая отображала отчаяние поэта от осознания бестолковости бытия. Главного героя этой поэмы критики метко назвали генерированным Гамлетом ХХ столетия. К образу Гамлета обращались в своем творчестве русские поэты И. Анненский, М. Цветаева, Б. Пастернак.
    Вывод. 400 лет тому назад гениальным талантом Шекспира был создан образ, который и до сих пор волнует читателей, который побуждает к раздумьям, который вдохновляет художников разных стран и разных эпох на создание новых версий этого образа. Все это дает основания назвать Гамлета «вечным образом».
    Опорные слова: «вечный образ», проблема добра и зла, внутренние моральные законы, трагический образ, природа зла, гуманизм, актуальность проблем произведения, универсальный образ.
    Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
    Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *