Сочинение на тему герб курска

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: алимпиус инферно

    Геральдическое описание герба города Курска
    В серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки.
    Обоснование символики герба
    8 марта 1730 года был утвержден герб Курска, в котором изображены три куропатки. Эта символика присутствовала в Знаменном гербовнике 1729–1730 гг.
    Известно и более раннее изображение курской символики. Во время археологических раскопок на месте старого рынка в Пскове в 1976 году была найдена медная отливка овальной формы, с одной стороны которой изображение земельного герба Курска, а с другой надпись «Град Курск 1700 г.».
    Официально герб Курска был утвержден 8 января 1780 года Указом императрицы Екатериной II вместе с гербом Курской губернии. Символика гербов была идентичной.
    Для объяснения изображения трех куропаток в гербе следует обратиться к истории курского края, ко времени языческой религии. В этот период у племенных союзов почитались не только пантеоны языческих богов, но также существовало поклонение своим небесным покровителям. Покровителем северского племенного союза являлся бог неба Сварог. Поэтому племена курского региона многие исследователи называют «сварожьим племенем».
    Сварог изображался в обличии человека с огнем и молотом и считался покровителем кузнецов. Сварог часто изображался с сидящей на его голове птицей – соколом, уткой или аистом. В гербе города Курска изображены три куропатки, птицы, распространенные на территории области. В славянской мифологии цифра «3» считалась знаком Сварога, именно такое количество куропаток присутствует в гербе города.
    Синяя полоса может обозначать речку Кур, у места слияния которой с рекой Тускарь, располагался исторический центр Курска.

  2. Несколько слов о гербе Курского края
    В серебряном поле синяя полоса
    и на ней три летящие куропатки…
    эссе выполнила
    Варавина Елена
    Символика всегда занимает особое место в любом административно-территориальном образовании, т.к. является подчас основным выражением идеологии и культуры, является своеобразным “олицетворением” области. Любое сообщество с богатой историей очень дорожит своими отличительными знаками, которые, как и товарные знаки, являются своеобразным политическим и экономическим капиталом. Символизм – неотъемлемая часть идеологии, политики и культуры любого общества.
    Наиболее известными и значимыми символами являются, как правило, различные гербы, флаги и гимны, активно используемые не только как официальная символика того или иного территориального образования, но подчас выступают и как важный атрибут регионального самосознания.
    Практически все куряне знают, как выглядит одна из старинных символик – герб нашей области, утвержденный 8 января 1780 года Императрицей Екатериной II. Манифест Государыни так описывает главный геральдический символ губернии: «в серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки».
    В современном виде “герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета”.
    Среди геральдистов укрепилось мнение, что герб Курской области является «гласным», т.е. прямо (а не символически) совпадающим с названием города.Официальное объяснение, что наш город назван по наличию в его окрестностях куропаток, и потому они присутствуют в его официальной атрибутике, мало приемлемо. Куропатки обитают во всех лесостепных и степных зонах Центральной России. Почему же они присутствуют только на курском гербе?  Тем более, что, по мнению исследователя  А. И. Ященко, гидроним «кур» производится от слова «курья», означающего речной залив, заводь, небольшой приток, у которого нет названия. При этом исследователь ссылается на то, что в старинных документах Курск пишется как Куреськ, Курьск.
    Мне кажется, что куропатки, изображенные на гербе Курской области, имеют другое символическое значение.
    Если мы заглянем в далекое прошлое курского края, к временам культа языческой религии, то  узнаем, что в состав Киевской Руси входили племенные союзы, имевшие, наряду с общим почитанием пантеона языческих богов, своего «личного» небесного покровителя. Согласно сведениям археологических раскопок, покровителем северского племенного союза был бог неба Сварог, что дало право многим исследователям называть курян «сварожьим племенем».
    У каждого верховного языческого бога была своя зооморфная ипостась. Очень часто к изображению Сварога добавлялась сидящая на его голове птица: утка, сокол и даже аист (лелека), а затем само изображение верховного божества упростилось до символической летящей птицы.
    Можно предположить, что два века назад герольдмейстеры еще помнили историческое прошлое своего края и отразили на гербе Курской губернии тотем древних курян – летящих птиц. Пусть и утрировано, сочетая название города с обитающими в окрестностях куропатками. Цифра «3» в славянской мифологии являлась знаком Сварога, что и было продемонстрировано на курском гербе в виде трех летящих птиц.
    Немаловажное значение имеет и синий цвет полосы. Во-первых, это подчеркивает происхождение названия города от наименования водного объекта, реки Кур. Во-вторых, синим цветом обозначалось небо, ипостасью которого и был Сварог. В-третьих, в языческой цветовой символике синий цвет обозначал восток, что подчеркивает принадлежность северян к восточным славянам.
    Безусловно, хорошо, что в символике, а в частности в гербе нашей области отражается история и даже языческие традиции наших предков. Только мало кто эту историю и эти традиции знает. А ведь герб должен отражать  выраженную в символах особенность области, и что еще важнее, быть, как уже сказано выше, атрибутом регионального самосознания.
    В процессе позиционирования Курской области в коммуникационном пространстве следует более пристальное внимание уделить культурному наследию, в частности, символам региона. Но что может претендовать на роль символа? По мнению курских социологов, в настоящее время устоявшимися символами Курской области являются: Курская битва, курский соловей, Курская магнитная аномалия, курская антоновка, Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение». То есть потенциал — социальный, культурный, исторический, — у Курской области есть. К нему следует отнести, прежде всего, обширную площадь, равную площади стран Европы, выгодное географическое положение (Курская область — южные врата России), развитую транспортную инфраструктуру, давние традиции промышленного и сельскохозяйственного производства, наличие крупных объектов энергетики, богатые природные ресурсы.
    Быть может, один из этих символов мог бы занять свое почетное место на гербе Курской области, и весь мир узнал бы об особенностях Курского края,  а мы стали бы гордиться своей Родиной еще больше.

  3. Дата принятия: 08.01.1780, 27.02.1992
    Описание:
    В серебряном щите лазуревая перевязь (на щите лазуревая лента с надписью “Г. Курск”), на которой изображены три летящие куропатки.
    Символическое значение цветов, используемых в гербе: серебро – символ чистоты, доброты и невинности; синий цвет – символ красоты, мягкости и величия. С куропатками связывалось происхождение названия города.
    Утвержден Решением Малого совета Курского горсовета народных депутатов №48 27 февраля 1992 года – был восстановлен исторический герб 1780 г., но с внешним элементов в виде ленты.
    Из-за несоответствий методическим рекомендациям Геральдического совета при Президенте РФ гербу отказано в государственной регистрации до внесения соответствующих изменений.
    Обычно герб города используется с внешними украшениями в виде венка, перевитого лазоревой лентой, а также ленты с надписью “Курск” над щитом (подобный вариант герба приведен на сайте администрации города Курска по состоянию на апрель 2019 года):

    Герб города Курск (советское время)

    В советское время куропатки на гербе Курска сохранились, благодаря своей идеологической нейтральности. Существует даже байка, согласно которой один из художников-оформителей в ответ на вопрос советского чиновника “Что это за старорежимные птички на гербе” ответил: “Маркс, Ленин и Сталин”. После этого герб был повсеместно разрешен. Но помимо куропаток в щите в советское время еще изображались половина шестерни, подшипник, бобина ниток.
    Об официальном утверждении герба сведения отсутствуют.

    Исторический герб города Курск

  4. Согласно историческим документам, курский герб был утвержден Екатериной II в 1780 году. Что любопытно, в том же виде этот символ присутствует в Знаменном Гербовнике 1729 года. Когда же на самом деле появился герб Курска? Во время археологических раскопок в Пскове была обнаружена отливка, выполненная из меди. На одной из ее сторон можно рассмотреть узнаваемое изображение герба Курска. На другой же присутствует надпись «Град Курск, 1700 г.». Соответственно, можно сделать вывод, что этот символ существует не менее трех столетий.

    Описание герба и флага Курска

    Как же выглядит курский герб? Это французский прямоугольный щит с острым основанием. Основное поле серого (серебристого) цвета наискосок пересекает голубая полоса, на которой изображены три летящих куропатки белого цвета. Птицы попали на государственный символ города не случайно. Когда-то в Курской области действительно водилось множество куропаток. По мнению некоторых историков, большая популяция этих птиц дала городу название, однако данная теория не подтверждена.
    С точки зрения геральдики большое значение для любого знака имеет выбранная цветовая гамма. Серебристый цвет в курском гербе обозначает доброту и чистоту помыслов горожан. Голубой цвет символизирует мягкость, величие и истину. В своем полном варианте символ Курска обрамляется золотыми листьями дуба, обвитыми голубой лентой. Сверху щит венчает корона, соединяющаяся с дубовыми гирляндами красными лентами. Похожим образом оформляются и многие другие гербы городов России.
    Курск гордится собственным флагом. Это прямоугольное, горизонтально расположенное полотнище с соотношением сторон 2:3. В верхней и нижней части флага располагаются равновеликие красные полосы. В центральной части – три более узкие полосы серебристого, желтого и черного цветов. Красные полосы символизируют преемственность времен. Серебристая говорит о духовности населения, желтая – о развитом сельском хозяйстве, а черная – о плодородии местных земель. В центральной части флага мы видим герб города, обрамленный дубовыми листьями и увенчанный короной.

    Герб Курска в СССР

    С приходом советской власти были изменены многие географические названия и официальные символы населенных пунктов. Что любопытно: курский герб не был подвергнут значительным изменениям. Кроме куропаток на щите появились подшипник, половина шестерни и бобина ниток, которые символизируют промышленность региона, развивающуюся ударными темпами. В верхней части щита было размещено название города.
    В таком виде герб Курска просуществовал до 1992 года, после чего официально был утвержден исторический вариант главного городского символа.

    Интересные факты о символике Курской области

    По версии некоторых неофициальных источников, во времена СССР не все чиновники были довольны видом курского герба. Один из художников, работавший над его корректировкой, придумал гениальное объяснение. Изображение белых птиц он предложил считать символом единства трех главных лидеров коммунистического движения. Так куропатки превратились в товарищей Маркса, Ленина и Сталина. Сегодня герб Курска, описание которого вы можете найти в нашей статье, вновь является символом своего региона и народа, а не политической идеи. Исторический знак отражает историю и особенности этой местности.

  5. В серебряном поле синяя полоса и на ней три летящие куропатки…За основу герба был взят утвержденный 8 марта 1730 года эскиз курской символики. Сбитые с толку сочетанием однокоренных слов «Курск» и «куропатки», мало кто задумывался, почему на гербе города присутствуют птицы. Официальное объяснение, что наш город назван по наличию в его окрестностях куропаток, и потому они присутствуют в его официальной атрибутике, мало приемлемо. Куропатки обитают во всех лесостепных и степных зонах Центральной России. Почему же они присутствуют только на курском гербе? Есть ли смысл в изображении птиц на курском гербе или это фантазия художников XVIII столетия?
    Три куропатки на синем фоне
    Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо заглянуть в далекое прошлое курского края, к временам культа языческой религии. Из истории мы знаем, что в состав Киевской Руси входили племенные союзы, имевшие, наряду с общим почитанием пантеона языческих богов, своего «личного» небесного покровителя. У полян это был Перун, у древлян – Даждьбог. Согласно сведениям археологических раскопок, покровителем северского племенного союза был бог неба Сварог, что дало право многим исследователям называть курян «сварожьим племенем».
    У каждого верховного языческого бога была своя зооморфная ипостась. Все они изображались полуживотными-полулюдьми. Сварог – бог неба, отец земного огня Сварожича и покровитель кузнецов – изображался в виде человека с молотом и огнем. Очень часто к изображению Сварога добавлялась сидящая на его голове птица: утка, сокол и даже аист (лелека), а затем само изображение верховного божества упростилось до символической летящей птицы.
    Можно констатировать, что два века назад герольдмейстеры еще помнили историческое прошлое своего края и отразили на гербе Курской губернии тотем древних курян – летящих птиц. Пусть и утрировано, сочетая название города с обитающими в окрестностях куропатками. Почему же на гербе изображены именно три птицы? Дело в том, что Сварог как верховный бог входил в состав так называемого языческого Триглава (Сварог – Перун – Святовит) и, будучи родоначальником как Святовита, так и Перуна, в своем лице отражал троичность высшего божества. Цифра «3» в славянской мифологии являлась знаком Сварога, что и было продемонстрировано на курском гербе в виде летящих птиц.
    Немаловажное значение имеет и синий цвет полосы. Во-первых, это подчеркивает происхождение названия города от наименования водного объекта, реки Кур. Во-вторых, синим цветом обозначалось небо, ипостасью которого и был Сварог. В-третьих, в языческой цветовой символике синий цвет обозначал восток, что подчеркивает принадлежность северян к восточным славянам. Соответственно, север – черный, запад – белый, юг – красный.
    Куряне – предки русского народа?
    По верованиям наших предков, Сварог являлся верховным богом славянского пантеона. Он известен в мифологии под многочисленными названиями: Род, Приап, Ваал, Белбог. В качестве бога Дива (Дыя) он упоминается как помощник курян в «Слове о полку Игореве»: «Солнце мраком путь ему загородило; тьма, грозу суля, громом птиц пробудилось, свист звериный поднялся; Див забился, на вершине дерева кличет, велит послушать земле незнаемой». Вероятнее всего, общеславянского бога солнца Ра следует также отождествлять со Сварогом. Это вытекает из многочисленных названий Сварога у разных племен, имеющих общий корень Ра: Рарог, Рах, Радегаст (Радгост), Родовон.
    Согласно языческой мифологии, у Сварога с богиней неба Божуней было три сына – бог земного огня Сварожич и два бога солнца Святовит и Даждьбог. Не опровергая данную мифологическую иерархию, славянские летописи тем самым признают факт происхождения западных славян, почитающих культ Даждьбога и Святовита, как потомков северского племенного союза.
    Известно, что у Даждьбога (называемого курянами Богданом) с «летней» женой богиней жизни Живой (Божаной) родились дочь Нива и сыновья Богумир, Водан, Покленц и Перун (!). Вот как! Главный бог киевских князей, грозный покровитель войны Перун, «бог-громовержец», согласно религиозным учениям, являлся всего лишь внуком Сварога. В связи с этим киевские князья, правившие от имени Перуна, приходились «внуками» по отношению к курским правителям. Это вполне объясняет непримиримость верховных правителей в отношении свободолюбивых курян и их активную экспансию в Посеймье.
    Уже в 883–885 годах князь Олег Вещий покорил земли древлян, северян и радимичей, а его потомки предпринимали попытки ликвидировать независимость северских (курских) князей, разорвав со временем племенной союз на несколько частей и присоединив их к Полянской, Черниговской и Тьмутараканской землям. Ни одна из дохристианских «официальных» летописей не упоминает ни самого города Курска, ни каких-либо населенных пунктов в Посеймье. Вероятно, летописцам было приказано вычеркнуть имена всех без исключений курских князей, являющихся законными претендентами на киевский престол.
    Несмотря на политические усилия региональных правителей по поддержанию культа «местных» богов, религиозно-политическое влияние Сварога, как верховного бога, на Руси было подавляющим. Это ярко продемонстрировано незадолго до принятия славянами христианства. Согласно «Повести временных лет», князь Владимир Святославович совершил попытку создать в 980 году общегосударственный языческий пантеон. В Киеве «на холме вне княжеского теремного двора были поставлены идолы Дажбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши, Хорса и Перуна». Казалось бы, здесь напрочь отсутствует почитание Сварога – покровителя курян. Налицо полное игнорирование значения северского Посеймья?
    Но чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься, почему идолов было прославлено только шесть. Реально к 980 году русских земель было одиннадцать: Полянская, Древлянская, Новгородская, Полоцкая, Дреговичская, Смоленская, Ростовская, Радимичская, Вятичская, Тмутараканская и Волынская. Вместе с Уличской землей (союзницей Древлянской еще с IX века) вообще 12. По какому принципу киевский князь отбирал верховных покровителей подвластных регионов, почему проигнорировал интересы половины союзных земель?
    Дело в том, что Владимир, как потомок варяжской династии, был далек от тонкостей славянской религии, ее культовых особенностей. Верховные языческие жрецы, похоже, просто посмеялись над стремлениями Владимира вознестись над верованиями славян. Если учитывать идолы в порядке «старшинства», начиная с фамильного бога Владимира Древлянского – Даждьбога – и прочитать начальные буквы их «сферы деятельности»: Солнце, Ветер, Ар (земля), Рукоделие (ремесло), Огонь и Гром, получается сочетание СВАРОГ, имя верховного божества, которое и было прославлено в Шестибожии. Ни варяжско-киевский Перун, ни фамильно-древлянский Даждьбог не имели такой власти и популярности среди славян, как курский Сварог, а, следовательно, мы еще раз находим подтверждение в общерусском признании главенства курян (северян) на Руси.
    Многие крупные российские ученые выдвигают гипотезы происхождения русской государственности с территории курского края, а академик Рыбаков в «Рождении Руси» заявляет прямо: «В VI веке союз жителей Роси с Полянским Киевом и Северянским Посемьем (по реке Сейм) стал ядром зарождающегося государства Русь с центром в Киеве».
    Славянская руница, вошедшая в широкий обиход в период появления первого русского государства Русколань со столицей Голунь на курской земле, также указывает на факт происхождения русских племенных союзов с территории Посеймья. Об этом красноречиво говорят названия соседних народов. Так слово «вятичи» означает «покинувшие родину», «радимичи» – «переселившиеся в солнечные края». «Полянами» называли жителей Дикого Поля – территории южнее реки Сейм. Поэтому «поляне» из окрестностей Киева, проживающие в лесостепной и лесной зонах, являются потомками переселенцев из курского края.

  6. Курский герб с тремя летящими куропатками известен еще по Знаменному гербовнику Миниха (1730).
    Рисунок веб-оптимизирован для “Геральдикума” Ю.Калинкиным
    Герб Курска утвержден 8 января 1780 года.
    (ПСЗ, собр.1, т.ХХ, №14964). Он же являлся и гербом Курского наместничества.
    “В серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки”.
    Куропатки делают герб города “говорящим”. Такая композиция появилась впервые в Знамённом гербовнике 1730 года.
    Использованы материалы статьи О.Рево в журнале “Наука и жизнь” №12, 1984 и ПСЗ РИ
    В 1859 году разработан проект нового герба Курска (официально не утверждён):
    В серебряном щите лазурная перевязь влево, обремененная 3 серебряными же летящими куропатками.
    В вольной части герб Курской губернии; щит увенчан золотой стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровскою лентою.
    Материалы геральдического архива В.Маркова (г.Санкт-Петербург), рисунок подготовлен для “Геральдикума” Ю.Калинкиным (г.Долгопрудный)
    В советское время куропатки на гербе Курска сохранились, благодаря своей идеологической “благонадежности” (существует геральдическая байка, согласно которой один из художников-оформителей в ответ на вопрос чиновника – Что это за старорежимные птички на гербе – ответил: – Маркс, Ленин и Сталин; после чего герб был повсеместно разрешен), но помимо них
    в щите изображались половина шестерни, подшипник, бобина ниток.
    Изображение герба восстановлено по значку из частной коллекции
    Геральдистом-энтузиастом С.А.Акатовым выпускался сувенирный значок с эмблемой
    Курска (1974; своеобразный “римейк” советского значка). Видимо, этот вариант эмблемы не использовался и не утверждался официально.
    Материалы геральдического архива В.Маркова.
    Решением Малого совета Курского горсовета народных депутатов №48 27 февраля 1992 года
    восстановлен исторический герб и утверждено Положение о гербе, согласно которому герб Курска:
    В серебряном щите лазуревая перевязь (на щите лазуревая лента с надписью “Г. Курск”), на которой изображены три летящие куропатки.
    Символическое значение цветов, используемых в гербе: серебро – символ чистоты, доброты и невинности; синий цвет – символ красоты, мягкости и величия. С куропатками связывалось происхождение названия города.
    Изображение герба взято с официального сайта Администрации Курска. Текст – из базы документов Министерства Юстиции
    Решением Малого Совета Курского городского Совета народных депутатов от 25 июня 1992 г. №159 Положение о гербе города переутверждено с изменениями и дополнениями. Описание герба:
    “Официальным гербом г. Курска является исторический герб, утвержденный в 1780 году. Герб представляет собой серебряный щит с лазуревой перевязью, на которой изображены три летящие куропатки”.
    Иногда (неофициально) герб обрамляется венком, перевязанным лентой национальных цветов, а над щитом изображается синяя ленточка с белыми буквами “КУРСК”.
    Изображение взято с официального сайта Администрации Курской области
    В 2011 году в серии “Города воинской славы” вышла монета с изображением герба Курска. Как и у всех городов воинской славы, в гербе за муниципальной короной размещены два меча.
    Между тем, на памятной стеле, что устанавливается в каждом городе воинской славы, герб Курска “старый”, без мечей и короны.
    Использовано изображение монеты на сайте
    http://4×10.ru/

  7. 17 декабря 1996 года депутаты Курской областной Думы разместили летящих куропаток на обоих символах области. Закон о них гласит:
    “Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками.
    Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета”.
    “Флаг Курской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из пяти полос: красного, серебряного, золотого, черного и красного цветов. Полосы красного цвета равновелики. Полосы серебряного, золотого и черного цветов равновелики между собой. Отношение ширины полосы красного цвета к ширине одной из полос серебряного, золотого или черного цветов – два к одному. В центре флага расположен герб Курской области. Отношение ширины флага к его длине – 2:3”.
    Впервые представленный герб без обрамления и короны в качестве герба города Курска был утвержден 8 января 1780 года Екатериной II. Однако его изображение известно по Знаменному Гербовнику 1729-1730 годов. Тем не менее найденная в 1976 году во время раскопок на территории старого рынка в Пскове овальная медная отливка величиной с чайное блюдце говорит, что символ еще старше. На лицевой стороне находки изображен земельный герб города Курска, а на обратной начертана надпись “Град Курск, 1700 г.”. Выходит, что курские куропатки летят более трех столетий. Аналогичный гербу города 5 июля 1878 года был утвержден герб Курской губернии, правда, уже с императорскою короною и в окружении золотых дубовых листьев, соединенных Андреевскою лентою.
    Герб Курской области говорит о том, что в том крае, некогда богатом лесами, водилось много куропаток. Попытки же некоторых авторов объяснять, что от птицы куропатки произошло название самого города Курска, не имеют достаточных обоснований. Корона и дубовые листья подчеркивают силу, могущество и крепость власти.
    О цветах символов. Черная полоса на флаге символизирует плодородные черноземные земли Курской области, золотая (желтая) – ее богатую ниву, серебряная (белая), а также лазурная перевязь на гербе – чистоту помыслов населения области. Расположенные в верхней и нижней частях полотнища флага красные полосы – это не что иное, как выражение преемственности времен. Появление красных полос на полотнище -результат принятия пожеланий населения области, прежде всего ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы на флаге был красный цвет.
    Герб города Курска был утвержден 8 января 1780 года Екатериной II. Однако его изображение известно по Знаменному Гербовнику 1729-1730 годов. Тем не менее найденная в 1976 году во время раскопок на территории старого рынка в Пскове овальная медная отливка величиной с чайное блюдце говорит, что символ еще старше. На лицевой стороне находки изображен земельный герб города Курска, а на обратной начертана надпись “Град Курск, 1700 г.”. Аналогичный гербу города 5 июля 1878 года был утвержден герб Курской губернии.
    Герб города является символом городского суверенитета. Официальным гербом г. Курска является исторический герб, утвержденный в 1780 году. Герб представляет собой серебряный щит с лазуревой перевязью, на которой изображены три летящие куропатки. Эталон герба находится на хранении у администрации г. Курска, его копия в постоянной экспозиции краеведческого музея. Эталон герба выполнен в цветном и черно-белом изображении.
    Флаг Курска – прямоугольное полотнище лазуревого цвета с диагональной полосой сине-голубого цвета. На ней изображены три летящие куропатки серебряного цвета. Ширина диагональной полосы составляет одну треть ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 2:3.
    Символическое значение цветов:
    лазуревый – красота, мягкость, величие;
    сине-голубой – правда, истина, небеса;
    серебро – чистота, доброта, невинность.
    Куропатки символизируют богатство курской природы. С ними связывалось происхождение названия города.
    Гимн Курска
    «Песня о Курске» с недавних пор стала своего рода гимном областного центра. Хотя официально гимна у Курска пока что нет, «Песня о Курске», рассказывающая о красотах соловьиного края, звучит сегодня практически на всех торжественных мероприятиях – будь то первомайская демонстрация, День города или просто концерт по случаю какой-либо даты. Так что куряне воспринимают слова и музыку этой песни, прославляющей родную землю, словно гимн.
    А история «курского гимна» такова. Еще в феврале 2001 года мэрия Курска объявила конкурс на создание лучшего поэтического и музыкального произведения о городе. Всего за полгода, пока шел конкурс, жюри, в составе которого были члены союза писателей и союза композиторов, рассмотрело около восьми десятков работ. Авторами одного, особо приглянувшегося жюри, произведения, стали председатель Курского областного суда Василий Золотарев и заместитель начальника УВД Курской области по кадрам Иван Цивадис. Председатель облсуда написал стихи для песни, а курский милицейский начальник – музыку. В итоге оба автора в канун Дня города были удостоены творческой премии. И хотя премия была всего лишь третья в номинации «Лучшая песня о городе», именно она стала в последствии звучать повсюду, как символ соловьиного края.
    Надо сказать, что творческий тандем «Цивадис-Золотарев» в Курске известен давно. В числе созданных ими произведений известен, например, и «Милицейский вальс». Однако самая популярна, безусловно, «Песня о Курске».

  8. Мой Курск — старинный город, расположенный на реке Сейм. Он упоминается в житийном произведении (о Феодосии Печерском) на 115 лет раньше упоминания в летописи о Москве. Уже в 1032 году он считался крупным, экономически развитым городом. Не раз Курск, богатый торговый центр, переживал разорения, набеги. Удачное расположение Курска между Москвой и Киевом послужило быстрому развитию торговли и промышленности. В Курске процветало кожевенное ремесло и производство кирпичей, а по Сейму шли гружённые товарами корабли.
    Что собой представляет Курск в наше время? Это областной центр, расположенный южнее Москвы на 530 км. Численность его населения немного меньше 500 000 человек. Это город с жаркими летними днями и мягкой зимой.
    Русскому человеку слово «Курск» всегда напоминает о великом событии Великой Отечественной войны — Курской битве летом 1943 года. Это сражение, длительностью в сорок девять дней, имело решающие значение в ходе войны.
    Сам город пережил немецкую оккупацию, освобождение пришло в феврале 1943 г. С 1944 года в Курске шли восстановительные работы. Город возродился, позднее было построено много нового.
    Мой город и сейчас, как во времена Древней Руси, богат промышленностью. Только теперь это не кожевенное производство. Промышленность современного Курска связана с электротехникой, приборостроением, машиностроением, фармацевтикой, химическим волокном. В Курске производится мебель, торговое оборудование, работают предприятия пищевой промышленности, в городе действуют три ТЭЦ. И это ещё не полный список продуктов производства Курска.
    Мой город красив. Его украшает старинная архитектура прошлых столетий. Это соборы, купеческие особняки, здания учебных заведений и присутственных мест. Современные строения тоже интересны, это не безликие «коробки» недавнего прошлого. Реконструируются центральные улицы, что облагораживает облик города. В городе строятся новые спальные районы. Это красивые благоустроенные комплексы с развитой инфраструктурой.
    Для культурного и духовного роста горожан обеспечены все условия. В Курске очень много музеев, домов культуры, есть театры, библиотеки, выставочные залы. Город богат храмами (их тридцать три), открыты духовные учебные заведения. В высших учебных заведениях тоже нет недостатка.
    Фразеологизм «курский соловей», подразумевающий прекрасного певца, имеет реальное обоснование. Курские соловьи, действительно, самые лучшие певцы из своих собратьев. Поэтому на территории Курского района установилась традиция каждый год проводить фестиваль авторской песни «Соловьиная трель».
    Я люблю свой город, как и большинство жителей Курска. Он хорошеет, становится чище, растёт и развивается. Курск сохраняет память о прошлом и стремится в светлое будущее. А я своё будущее надеюсь связать с Курском.

  9. Курск, «В серебряном поле синяя полоса и на оной три летящих куропатки».
    Суджа, «В верхней части щита герб Курский. Во вто­рой части щита сидящий в тростнике серый дикий гусь в серебряном поле, означающий великое в таковых птицах изобилие».
    Новый Оскол, «В верхней части щита герб Курский. Во второй части щита три большие рыбы, называемые вырезуб, ло­вящиеся в реке Осколе, каковых в других реках нигде не находится».
    Дмитриев, «В верхней части щита герб Курский. Во второй части щита пять горок, называе­мые сопки в зеленом поле, каковыми натура оный город от прочих отличила».
    Льгов, «В верхней части щита герб Курский. Во второй части щита птица дрохва, которых в окрестно­стях сего города плодится много».
    Обоянь, «В верхней части щита герб Курский. Во второй части щита зверек, называемый хорек, в золотом поле по той причине, что таковых множество в окрестностях оного города ловится».
    Короча, «В верхней части щита герб Курский. Во второй части щита большие яб­локи в серебряном поле для того, что сей город оными производит торг довольно знатный».
    Богатый, «В верхней части щита герб Курский; в ниж­ней, разделенной на двое, в первой части в зеленом поле золотые грабли, а в другой в красном поле ружье».
    Фатеж, «Разделенный щит на двое, из которых в первой части в красном поле ружье, а во второй в зеленом поле золотая борона».
    Тим, «Разделенный щит на двое, в одной части в крас­ном поле ружье, а в другой в зеленом поле золотая коса».
    Щигры, «Разделенный щит на двое, в одной части в крас­ном поле ружье, а в другой — в зеленом поле золотой серп».
    Старый Оскол, «Разделенный щит на двое, в одной части в крас­ном поле ружье, а в другой — в зеленом поле золотая соха».
    В 1797 г. к Курской губернии отошли города Мирополье и Хотмыжск, имевшие свои гербы, утвержденные 21 сентября 1781 г.
    Мирополье, «В верхней части щита герб Харьковский. Во второй части щита часть засе­янного житом поля, и положенные крестооб­разно две масличныя ветви в серебряном поле, означающия имя сего города».
    Хотмыжск, «В верхней части щита герб Харьковский. Во второй части щита золотой плуг в чёрном поле, означающий изобильныя в окрестностях сего города поля».
    В 1838 г. центром Хотмыжского уезда стал г. Грайворон, преобразованный из казенной слободы.
    Грайворон, утверждён 21 июля 1893 г. «Щит разделенный на две части; верхняя из них заключает в себе герб Курский, а нижняя имеет в золотом поле летящего в правую сторону ворона, с рас­простертыми в диагональном направлении крыльями».
    Путивль, утвержден 27 августа 1854 г. «Щит разделен на две части. В верхней изобра­жен Курский губернский герб, а в нижней, зо­лотой, червленого цвета горизонтальная поло­са, на коей две золотые цевки» (цевки — детали машин).
    Белгород, утверждён 21 июля 1893 г. «В лазуревом щите золотой с червлёными глазами и языком лев, сопровождаемый сверху парящим се­ребряным орлом с золотым клювом, глазами и когтями; в вольной части герб Курской губернии».
    Рыльск, утверждён 21 июля 1893 г. «В золотом щите черная отрезанная кабанья голова, с червле­ными глазами и языком, и серебряными клыка­ми; в вольной части герб Курской губернии».
    Герб Курской губернии, утверждён 5 июля 1878 г. «В серебряном щите лазуревая перевязь, обремененная тремя же летящи­ми куропатками. Щит увенчан Императорс­кою короною и окружен золотыми дубо­выми листьями, соединенными Андреев­скою лентою».

  10. 17 декабря 1996 года депутаты Курской областной Думы разместили летящих куропаток на обоих символах области. Закон о них гласит:
    “Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками.
    Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета”.
    “Флаг Курской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из пяти полос: красного, серебряного, золотого, черного и красного цветов. Полосы красного цвета равновелики. Полосы серебряного, золотого и черного цветов равновелики между собой. Отношение ширины полосы красного цвета к ширине одной из полос серебряного, золотого или черного цветов – два к одному. В центре флага расположен герб Курской области. Отношение ширины флага к его длине – 2:3”.
    Впервые представленный герб без обрамления и короны в качестве герба города Курска был утвержден 8 января 1780 года Екатериной II. Однако его изображение известно по Знаменному Гербовнику 1729-1730 годов. Тем не менее найденная в 1976 году во время раскопок на территории старого рынка в Пскове овальная медная отливка величиной с чайное блюдце говорит, что символ еще старше. На лицевой стороне находки изображен земельный герб города Курска, а на обратной начертана надпись “Град Курск, 1700 г.”. Выходит, что курские куропатки летят более трех столетий. Аналогичный гербу города 5 июля 1878 года был утвержден герб Курской губернии, правда, уже с императорскою короною и в окружении золотых дубовых листьев, соединенных Андреевскою лентою.
    Герб Курской области говорит о том, что в том крае, некогда богатом лесами, водилось много куропаток. Попытки же некоторых авторов объяснять, что от птицы куропатки произошло название самого города Курска, не имеют достаточных обоснований. Корона и дубовые листья подчеркивают силу, могущество и крепость власти.
    О цветах символов. Черная полоса на флаге символизирует плодородные черноземные земли Курской области, золотая (желтая) – ее богатую ниву, серебряная (белая), а также лазурная перевязь на гербе – чистоту помыслов населения области. Расположенные в верхней и нижней частях полотнища флага красные полосы – это не что иное, как выражение преемственности времен. Появление красных полос на полотнище -результат принятия пожеланий населения области, прежде всего ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы на флаге был красный цвет.
    (Виктор Сапрыков, Российская Федерация сегодня)
    Герб города Курска был утвержден 8 января 1780 года Екатериной II. Однако его изображение известно по Знаменному Гербовнику 1729-1730 годов. Тем не менее найденная в 1976 году во время раскопок на территории старого рынка в Пскове овальная медная отливка величиной с чайное блюдце говорит, что символ еще старше. На лицевой стороне находки изображен земельный герб города Курска, а на обратной начертана надпись “Град Курск, 1700 г.”. Аналогичный гербу города 5 июля 1878 года был утвержден герб Курской губернии.
    Герб города является символом городского суверенитета. Официальным гербом г. Курска является исторический герб, утвержденный в 1780 году. Герб представляет собой серебряный щит с лазуревой перевязью, на которой изображены три летящие куропатки. Эталон герба находится на хранении у администрации г. Курска, его копия в постоянной экспозиции краеведческого музея. Эталон герба выполнен в цветном и черно-белом изображении.
    Флаг Курска – прямоугольное полотнище лазуревого цвета с диагональной полосой сине-голубого цвета. На ней изображены три летящие куропатки серебряного цвета. Ширина диагональной полосы составляет одну треть ширины флага. Отношение ширины флага к его длине – 2:3.
    Символическое значение цветов:
    лазуревый – красота, мягкость, величие;
    сине-голубой – правда, истина, небеса;
    серебро – чистота, доброта, невинность.
    Куропатки символизируют богатство курской природы. С ними связывалось происхождение названия города.
    Гимн Курска
    «Песня о Курске» с недавних пор стала своего рода гимном областного центра. Хотя официально гимна у Курска пока что нет, «Песня о Курске», рассказывающая о красотах соловьиного края, звучит сегодня практически на всех торжественных мероприятиях – будь то первомайская демонстрация, День города или просто концерт по случаю какой-либо даты. Так что куряне воспринимают слова и музыку этой песни, прославляющей родную землю, словно гимн.
    А история «курского гимна» такова. Еще в феврале 2001 года мэрия Курска объявила конкурс на создание лучшего поэтического и музыкального произведения о городе. Всего за полгода, пока шел конкурс, жюри, в составе которого были члены союза писателей и союза композиторов, рассмотрело около восьми десятков работ. Авторами одного, особо приглянувшегося жюри, произведения, стали председатель Курского областного суда Василий Золотарев и заместитель начальника УВД Курской области по кадрам Иван Цивадис. Председатель облсуда написал стихи для песни, а курский милицейский начальник – музыку. В итоге оба автора в канун Дня города были удостоены творческой премии. И хотя премия была всего лишь третья в номинации «Лучшая песня о городе», именно она стала в последствии звучать повсюду, как символ соловьиного края.
    Надо сказать, что творческий тандем «Цивадис-Золотарев» в Курске известен давно. В числе созданных ими произведений известен, например, и «Милицейский вальс». Однако самая популярна, безусловно, «Песня о Курске».
    Светлана Волкова

  11. Герб Курска — символ города Курска. Герб является гласным.

    1. Описание

    в серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки [1]

    2. История герба

    Впервые герб Курска с изображением трёх куропаток приводится в Знаменном гербовнике 1730 года.
    Герб города Курска был утверждён как официальный 8 (19) января 1780 года.[2]:
    В серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки.
    Герб Курска одновременно являлся гербом Курского наместничества, а затем и Курской губернии (до 1878 года[3]), и был помещён в верхнюю часть остальных утверждённых гербов Курского наместничества.
    В 1859 году разработан проект нового герба Курска, который так и не был официально утверждён[4]:
    В серебряном щите лазурная перевязь влево, обремененная 3 серебряными же летящими куропатками. В вольной части герб Курской губернии; щит увенчан золотой стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровскою лентою.
    В советские годы куропатки на гербе Курска сохранились, но к ним на щит были добавлены половина шестерни, подшипник, бобина ниток.
    Решением Малого совета Курского горсовета народных депутатов № 48 27 февраля 1992 года восстановлен исторический герб города: в серебряном щите лазуревая перевязь — лента, на которой изображены три летящие куропатки.
    Иногда на неофициальных мероприятиях используется ещё одна версия нового Курского герба, которая является неутверждённым проектом, где официальный герб обрамлен дубовым венком, перевязанным лентой расцветки российского триколора, а над щитом — синяя ленточка с белыми буквами КУРСК. [5]

    3. Интересные факты

    Герб города Курска используется в символике российского футбольного клуба Авангард
    Благодаря своей идеологической «благонадёжности», в советский период герб был лишь откорректирован, а не изменён полностью. Согласно легенде, один из художников, оформлявших герб советского Курска, на строгий вопрос чиновника
    — Что это за старорежимные птички на гербе?
    — ответил, что эти куропатки символизируют трёх лидеров коммунистического движения: Маркса, Ленина, Сталина.

    4. Галерея

  12. Описание герба Курской области
    В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона и дубовые листья соединены лентами красного цвета.
    Обоснование символики герба
    Герб области повторяет герб Курской губернии, утвержденный 8 января 1780 года императрицей Екатериной II. Описание герба гласило: «В серебряном поле синяя полоса и на оной три летящие куропатки». В свою очередь герб Курской губернии имеет в своей основе герб Курска, утвержденный 8 марта 1730 года, изображение которого приводится в Знаменном гербовнике 1730 г.
    Изображение куропаток в гербе объясняется историей региона, восходящей к периоду языческой религии, когда племенными союзами наряду с почитанием пантеона языческих богов, почитались свои небесные покровители. Археологические раскопки указывают на то, что таким покровителем северского племенного союза был бог неба Сварог. Поэтому многие исследователи называют жителей курского региона «сварожьим племенем».
    Сварог считался покровителем кузнецов и изображался в обличии человека с огнем и молотом. Зачастую в изображении Сварога присутствовала сидящая на его голове птица. Это могли быть сокол, утка или аист. В гербе Курской области изображены три куропатки – птицы, распространенные на территории региона. В славянской мифологии цифра «3» считалась знаком Сварога, что соответствует количеству куропаток в гербе.
    Лазурная (синяя) перевязь указывает на речку Кур, у места слияния которой с рекой Тускарь, располагался исторический центр города Курска – административного центра Курской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *