Сочинение на тему герои русских былин садко

10 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: I love твою маму

    По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей – Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

    Анализ

    Описание произведения

    Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.
    Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

    Главные герои

    Садко

    Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

  2. Главные герои былины “Садко”:
    1) Садко – новгородский гусляр, который хорошо играл на своем инструменте. За небольшой срок времени он смог побывать на дне моря, возвести церковь и побыть богатым купцом. Когда корабль Садко попал в морскую бурю, он опустился на дно моря, чтобы спасти свою дружину. По просьбе морского владыки, главный герой стал играть на гуслях. Но когда он играл, на море начался шторм и корабли шли ко дну. Тогда Садко попытался спасти их и намерено испортил свои гусли, показав себя преданным своей земле.
    2) Морской владыка, которому нравилось, как Садко играет на гуслях. Он помог герою разбогатеть и забрал его к себе в морские глубины, чтобы тот играл для него. И отдал в жены Морскую девушку – Чернаву. Это могущественный царь, который обладал большой силой, он не понимал почему Садко хотел вернуться на землю.
    3) Николай Угодник (Микола Можайский) – спаситель Садко из от морского плена. По его рассказу Садко узнал как надо поступить. И в благодарность главный герой построил для спасителя церковь.
    Главная мысль былины “Садко”:
    Эта былина учит тому, что гордыня и легкая нажива вредят человеку и за них приходиться платить вдвойне. Нужно идти честным путем, быть трудолюбивым и иногда жертвовать собой ради других. Это поможет добиться намного большим успехов, чем обманные способы.

  3. Садко – молодой гусляр из Великого Новгорода, герой былин с мифологическими чертами, разбогатевший при помощи морского царя. Бытует мнение, что прообразом этого героя является известный новгородский купец Сотко Сытинич, который построил церковь в благодарность за спасение на море. По сюжету былины Садко затеял спор с другими купцами о том, что он сможет скупить все товары города и при этом все еще остаться богатым. Спор этот был проигран и гусляр обязался выплатить купцам тридцать тысяч. После этого Садко построил тридцать кораблей и со скупленным добром отправился в морское путешествие. С большой выгодой распродав новгородские товары в заморских городах и странах, он возвращался домой. Однако на обратном пути случилось странное. Все корабли встали на море, двигаться дальше не хотели. Сам морской царь не давал им дорогу.
    Тогда Садко принес себя в жертву и спустился в волшебный подводный мир. Там его радостно встречал царь и просил сыграть на гуслях, а сам пустился в пляс. От его плясок море стало неспокойным и потопило много кораблей. Кораблям Садко все же удалось благополучно добраться до Новгорода, а царь все не унимался. Тогда святой Микола Можайский шепнул на ухо гусляру, что можно струны порвать и музыку прекратить. Так Садко и поступил, чтобы море успокоилось. В благодарность царь предложил ему выбрать себе невесту и остаться в морском царстве. Микола Можайский посоветовал выбирать ту, которую зовут Чернавушкой и не оставаться с ней в первую ночь после пира. Так он и поступил, а наутро после пиршества очнулся в Новгороде на берегу, где стояли его корабли целые и невредимые. На вырученные из морского путешествия средства Садко построил церковь в честь Миколы Можайского. Больше он в море не выходил и жил себе поживал в славном Нове-Граде.

  4. Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.
    Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.
    И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.

    Особенности личности Садко

    В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
    Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
    Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.

    Былина о Садко

    До наших времен дошла лишь одна былина о Садко, под названием «Садко и Морской царь», состоящая из трех частей. В первой части Садко представлен еще бедным гусляром, развлекавшим знатную публику. Он настолько виртуозно владел инструментом, что снискал расположение не только новгородской знати, но и самого Водяного, жившего в озере Ильмень. Сумев усладить его слух, Царь помог Садко заработать денег на споре и стать богатым, уважаемым человеком.
    Во второй части былины Садко предстает зажиточным купцом, одним из самых богатых на новгородской земле. Но его торговой деятельности помешал банальный спор, после чего Садко был вынужден отправиться по морю торговать в далеких землях. Морской царь потребовал у него дань, но его не удовлетворили, ни мешки с золотом, ни с жемчугом – ему нужна была человеческая жертва, которой стал Садко. Он захватил с собой гусли, на которых стал играть Морскому царю, но Святой Николай-угодник, явившийся ему в роли старца, запретил это делать, поскольку от танцев царя волновалось море и тонули корабли.
    В третьей части былины Морской царь заставил Садко жениться. Тот выбрал по совету все того же Николая-угодника девицу Чернаву, которая была рекой, на берегах которой он проснулся после свадебного пира. Сразу же вернулся и флот купца, приумноживший его богатство, а в честь святого, Садко построил церковь в Новгороде.
    Есть версия, в которой вместо женитьбы, Садко удается решить спор царя о том, что больше ценится – булат или золото. Садко выбрал булат, поскольку с его помощью можно победить в ратном деле.
    Подытоживая, можно отметить, что образ Садко отличается от других образов русских былин. Это говори о том, что русские люди постепенно научились ценить тот вклад, который сделали в развитие земель не только защитники отечества, но и те, кто не обладал силой, смелостью, богатырской удалью. То есть, Садко по праву, можно назвать «героем» нового, более спокойного времени, когда русские земли, в первую очередь, Новгородское княжество, жило в относительном покое.

  5. Ответ оставил Гость
    Садко – молодой гусляр из Великого Новгорода, герой былин с мифологическими чертами, разбогатевший при помощи морского царя. Бытует мнение, что прообразом этого героя является известный новгородский купец Сотко Сытинич, который построил церковь в благодарность за спасение на море. По сюжету былины Садко затеял спор с другими купцами о том, что он сможет скупить все товары города и при этом все еще остаться богатым. Спор этот был проигран и гусляр обязался выплатить купцам тридцать тысяч. После этого Садко построил тридцать кораблей и со скупленным добром отправился в морское путешествие. С большой выгодой распродав новгородские товары в заморских городах и странах, он возвращался домой. Однако на обратном пути случилось странное. Все корабли встали на море, двигаться дальше не хотели. Сам морской царь не давал им дорогу.
    Тогда Садко принес себя в жертву и спустился в волшебный подводный мир. Там его радостно встречал царь и просил сыграть на гуслях, а сам пустился в пляс. От его плясок море стало неспокойным и потопило много кораблей. Кораблям Садко все же удалось благополучно добраться до Новгорода, а царь все не унимался. Тогда святой Микола Можайский шепнул на ухо гусляру, что можно струны порвать и музыку прекратить. Так Садко и поступил, чтобы море успокоилось. В благодарность царь предложил ему выбрать себе невесту и остаться в морском царстве. Микола Можайский посоветовал выбирать ту, которую зовут Чернавушкой и не оставаться с ней в первую ночь после пира. Так он и поступил, а наутро после пиршества очнулся в Новгороде на берегу, где стояли его корабли целые и невредимые. На вырученные из морского путешествия средства Садко построил церковь в честь Миколы Можайского. Больше он в море не выходил и жил себе поживал в славном Нове-Граде.

  6. Различие новгородских и киевских богатырей. Новгородские былины сильно отличаются от киевских по содержанию и по характеру своих героев. Киевские богатыри совершают подвиги, стерегут границы родной земли, защищают ее от степных врагов, они — воины-богатыри. Новгород — далек от степи; татары и другие кочевники никогда не добирались до его пределов. Это, главным образом, — торговый город, сильный и гордый своим богатством, величающий себя: “Господин Великий Новгород”. Новгородские богатыри не защищают родной земли, не совершают никаких подвигов. Своеобразная жизнь “Господина Великого Новгорода” отражается в былинах.
    Новгородских богатырей всего двое: Садко и Василий Буслаев.
    Садко — богатый гость, т. е., — купец новгородский. Он известен искусным пением и игрой на гуслях, и сам Царь Морской полюбил его за это и помог ему разбогатеть. Садко осмеливается даже “биться об заклад”, т. е.. состязаться в богатстве со всем Новгородом. По одной былине Садко побеждает и скупает все товары новгородские, по другой — наоборот, Новгород оказывается победителем. Оба эти варианта сходятся в том, что после состязания Садко (по одной былине — победитель, по другой — побежденный) покидает Новгород со своей дружиной на тридцати кораблях, едет по “окиан-морю”. Но Морской Царь недоволен тем, что Садко давно не платил ему дани и задерживает его корабль. Все корабли легко плывут по морю-окиану, но “Сокол” корабль, на котором находится сам Садко, не может сдвинуться с места. Напрасно Садко велит кидать в море — сперва пшеницу, потом — бочки серебра и золота, — корабль не двигается с места, и Садко понимает, что Морской Царь требует человеческой жертвы. В этом виден остаток древних языческих верований, когда еще приносились человеческие жертвы.
    Садко велит своим слугам бросить жребий, чтобы узнать, кого именно требует Царь Морской, и при этом хитрит: велит слугам кидать каждому свой жребий в море: чей жребий потонет,, того, значит, и требует Царь Морской. Сам Садко кидает в море “хмелево перо”, которое, конечно, не должно потонуть, но оно-то и тонет, тогда как другие “жеребья” плывут. Тогда Садко меняет условие: чей жребий поплывет, а не потонет, тот будет принесен в жертву Царю Морскому. Слуги бросают в море кусочки дерева с написанными именами, а Садко кидает свой булатный меч, весом в “девяносто пуд”, и — чудо! Деревянные жребии тонут, а булатный меч плывет. Делать нечего,( видит Садко, что Царь Морской именно его самого хочет заполучить, берет он свои “гусли звонкие”, садится на дорогую золотую “шахматницу” (шахматную доску) и велит спустить себя в синее море. Как только его спустили с корабля на воду, “Сокол” корабль побежал по морю, “как бел кречет”.
    Садко идет ко дну и попадает в царство Морского Царя, которому давно хотелось послушать его пение и игру на гуслях. Садко играет и поет, а Царь под его музыку начинает плясать и так пляшет, что взбаламучивает все море. В благодарность за доставленное удовольствие, Царь Морской предлагает Садко выбрать себе в жены одну из его дочерей и устраивает свадебный пир, во время которого Садко опять играет, а Царь Морской со всем царством морским вновь пускается плясать, да так пляшет, что поднимается на море страшная буря. Тонут корабли, гибнут души христианские. Среди этой страшной бури, этого хаоса морского, является вдруг святитель Николай, “Микола Можайский”, как его называют в был

  7. 7
    Текст добавил: Дима Колесников

    Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому.
    Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Не обратив внимание на это, Садко возвращается назад в город.
    Вскоре история повторяется. Садко опять не зовут на пир — раз, другой, третий. Он вновь идёт к Ильмень-озеру, вновь садится на горюч камень и начинает играть. И опять вода в озере колышется, что-то предвещая.
    Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами: «Ай же ты, Садко Новгородский! / Не знаю, чем буде тебя пожаловать / За твои утехи за великия, / Аль бессчётной золотой казной?..»
    Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу — золотые перья. Царь обещает подбросить этих рыб в невод к Садко.
    На ближайшем же пиру музыкант следует этому совету. В кругу сильно подвыпивших купцов он предлагает спор, хвастаясь, что знает «чудо чудное в Ильмень-озере». Он предлагает своим соперникам, которые смеются над его рассказами: «Ударим-ка о велик заклад: / Я заложу свою буйну голову, / А вы залатайте лавки товара красного».
    Трое из купцов соглашаются. Спор заканчивается полной победой Садко. Трижды закинув невод, он вытаскивает трёх золотых рыбок. Купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров.
    С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью, давая волю прихотливой фантазии. В своих белокаменных палатах Садко устраивает «все по-небесному»: «На небе солнце и в палатах солнце, / На небе месяц и в палатах месяц, / На небе звезды и в палатах звезды».
    Он задаёт богатый пир, на который приглашает самых именитых новгородских граждан. На пиру все наедаются, напиваются и начинают похваляться друг перед другом — кто молодецкой удалью, кто бессчётной казной, кто добрым конём, кто знатным родством, кто красавицей женой. Садко хранит до поры до времени молчание. Гости наконец интересуются, почему же хозяин ничем «не похваляется». Садко важно отвечает, что превосходство его теперь слишком очевидно, чтобы пускаться в спор. И в доказательство своего могущества заявляет, что способен скупить все новгородские товары.
    Не успевает он вымолвить это, как все гости ударяют с ним «о велик заклад», оскорблённые столь непомерной гордыней. Решают, что, коли Садко не сдержит своего слова, он отдаст тридцать тысяч рублей купцам.
    На другой день Садко просыпается на заре, будит свою храбрую дружину, каждому дружиннику даёт уйму денег и один-единственный наказ: отправляться в торговые ряды и скупать все подряд. Сам он тоже идёт в гостиный ряд, где покупает все без разбору.
    На следующее утро богатырь опять встаёт рано и опять будит дружину. В торговых и гостиных рядах они находят товару вдвое против прежнего и опять скупают все, что попадается под руку. Лавки и развалы пустеют — но лишь до нового дня. Утром Садко и его дружинники видят ещё большее изобилие товаров — теперь здесь втрое, а не вдвое больше прежнего!
    Садко ничего не остаётся, как призадуматься. Он понимает, что не в его власти повыкупить товары в этом замечательном торговом городе, признает — за товарами московскими подоспеют ещё и товары заморские. И как бы ни был богат купец, славный Новгород будет побогаче любого. Так тщеславный герой вовремя получает хороший урок. После проигрыша Садко смиренно отдаёт соперникам тридцать тысяч, а на оставшиеся деньги строит тридцать кораблей.
    Теперь Садко — азартный и удалой — решает посмотреть мир. Через Волхов, Ладогу и Неву он выходит в открытое море, затем поворачивает на юг и доплывает до владений Золотой Орды. Там он успешно продаёт захваченные с собой новгородские товары, в результате чего его богатство снова умножается. Садко насыпает бочки золота и серебра и поворачивает корабли назад в Новгород.
    На обратном пути караван судов попадает в страшный шторм. Волны бьют корабли, ветер рвёт паруса. Садко понимает, что это дурит его старый знакомый — морской царь, которому давно не плачено дани. Купец обращается к своей дружине с приказом бросить в море бочку серебра, Но стихия не успокаивается. Корабли из-за бури не могут стронуться с места. Бросают бочку золота — тот же результат. Тогда Садко понимает: морской царь требует «живой головы в сине море». Он сам предлагает своим дружинникам кинуть жребий. Бросают дважды, и оба раза жребий выпадает на Садко.
    И вот Садко-купец даёт последние распоряжения, перед тем как опуститься на дно. Он завещает свои имения — божьим церквам, молодой жене и нищей братии, а остальное — своим храбрым дружинникам. Попрощавшись с товарищами, он берет старинные яровчатые гусли и на одной доске остаётся на волнах. В тот же миг буря утихает, корабли срываются с места и исчезают вдали.
    Садко засыпает на своём плоту прямо посреди моря. Просыпается он во владениях морского царя. В белокаменном подводном дворце он встречается с самим царём. Тот не скрывает торжества: «Век ты, Садко, по морю езживал, / Мне, царю, дани не плачивал, / А нонь весь пришёл ко мне во подарочках».
    Царь просит гостя поиграть ему на гуслях. Садко начинает плясовую мелодию: царь, не выдержав, пускается в пляс, все больше входя в азарт. Садко играет сутки, потом вторые и третьи — без перерыва. Царь продолжает свою пляску. На море от этого танца поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Народ повсеместно молился Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что у него приказ и он не может ослушаться царя. «А ты струночки повырывай», — научил его седой старик. И ещё он дал такой совет. Если морской царь прикажет жениться, не спорить с ним. Но из сотен предложенных невест выбрать самую последнюю — Чернавушку. Да в первую брачную ночь не творить с ней блуда, не то навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.
    И вот одним движением Садко рвёт заветные струны и ломает любимые гусли. Буря утихает. Благодарный за музыку морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Рано утром Садко отправляется на смотрины. Он видит трижды по триста писаных красавиц, но всех их пропускает. Позади всех идёт, потупив очи, девица Чернавушка. Ее Садко и называет своей суженой. После свадебного пира они остаются одни, но Садко не прикасается к жене. Он засыпает рядом с Чернавушкой, а проснувшись, обнаруживает, что он в Новгороде, на крутом берегу реки Чернавы. На Волхове он видит свои подходящие целёхонькие корабли. Там его жена и дружина поминают Садко. Они не верят своим глазам, когда видят его живого, встречающего их в Новгороде.
    Он обнимается со своей женой, потом здоровается с друзьями. Выгружает с кораблей свои богатства. И строит соборную церковь Николая Можайского — как просил о том его святой.
    С тех пор «не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нови-граде».

  8. Доклад 6 класс.
    Всемирно известная былина «Садко» относится к былинам новгородского цикла. Это былины, повествующие о жизни и бы­те Великого Новгорода, второго по значению города средневеко­вой Руси, и его жителей. Ученые считают, что былина «Садко» – одна из древнейших (если не самая древняя) из сохранившихся и дошедших до нас былин.
    В центре былины – новгородский купец Садко, талантливый гусляр. По его имени и названо произведение русского фольклора. Образ Садко жизненно достоверен и многогранен, очень неодно­значен. «Садко, – пишет известный исследователь В.Г. Мирзоев, – истинный представитель Великого Новгорода, воплотивший его характерные черты».
    В начале былины Садко предстает перед нами как обыкно­венный гуселыцик (играющий на гуслях – старинном русском музыкальном инструменте), без знатного происхождения, богат­ства, достатка, «несчетной золотой казны». Однажды он встреча- 18 ется с морским царем, который награждает его за искусную игру на гуслях богатством.
    В результате своей предприимчивости, ловкости и удачи Садко становится купцом и вскоре бросает вызов всему купе­честву Великого Новгорода. Однако в этом поединке Садко терпит поражение, – иначе в былинах и быть не могло: победа одного человека, Садко, была бы принижением второго по мо­гуществу города Древней Руси – Господина Великого Новгоро­да. Вскоре после этого Садко отправляется в путь. Это был долгий и сложный путь. Волхов, Ладожское озеро, Нева, сине море, Золотая Орда – вот вехи этого пути (интересно, что в этой былине о Садко Золотая Орда рисуется неизвестным авто­ром не как враждебная сила; Садко получает там даже большие барыши).
    На обратном пути Садко ожидают большие испытания: в мо­ре царь Морской потребовал у него жертвоприношения. И вот в этой ситуации раскрывается непростой характер Садко: он эгои­стичен и расчетлив, недобр и несправедлив. Садко готов пожерт­вовать своей дружиной ради собственного спасения. Садко предлагает выбрать жертву — «живую голову» — в результате же­ребьевки. Вот здесь и проявляются такие черты его личности, как хитрость, коварство, непорядочность. Садко делает жребий себе из тяжелого металла – золота, а дружине – из дерева: он по­нимает, что золото тяжелее и сразу пойдет на дно, а это означает спасение – не он будет выбран в качестве жертвы.
    Ай же ты, дружина хоробрая! А-й возьмите-тко уж как делайте А-й да жеребья да себе, волжаны. А-й как всяк свои имена вы пишите на жребьи, А спущайте жеребья на сине море; ч- А я сделаю себе-то жребий на красное-то на
    золото.
    А-й как спустим жеребья теперь мы на сине море, А-й как чей у нас жребий теперь ко дну
    пойдет,
    А тому идти как у нас да в сине море.
    В былине «Садко» нашли отражение древнейшие верования, обычай принесения человеческой жертвы морским богам. Здесь отражен еще сохранившийся у людей Древней Руси страх перед морем, страх далеких путешествий на непрочных ладьях. Вот здесь проявились другие стороны личности Садко, не побоявше­гося отправиться в далекое и опасное морское путешествие, – храбрость, смелость, отвага.
    Интересен в былине еще один образ – образ Морского царя, в котором нашли воплощение такие черты, которые особенно це­нились новгородцами в те далекие времена: щедрость, широта натуры. Морской царь восхищается игрой Садко и щедро его одаривает, требует его к себе, на дно морское; он пляшет широ­ко, по-русски, под гусли новгородского купца Садко:
    А-й как начал играть Садко как во гусли во яровчаты,
    А как начал плясать уже Морской теперь в сине мори,
    А от него сколебалося все сине море,
    А сходилася волна да на синем мори,
    А-й как стал он разбивать много черных кораблей
    да на синем мори, А-й как много стало ведь тонуть народу
    да в синем море, А-й как много стало гинуть именьица
    да в сине море.
    Лишь в самом конце былины сказители ввели образ Святите­ля Николая, святого Николая-угодника, одного из самых почи­таемых на Руси святых, который вызволяет Садко из плена. Как пишет В.Г. Мирзоев в своем исследовании, «Сочная, красочная былина «Садко», обнаруживая полнокровную жизнь Древнего Новгорода, сохранила нам дохристианские верования его насе­ления (в другом варианте спасительницей Садко была русалка Чернавка. – М.Г.), а также ясно обрисовала детали местной жиз­ни, психологию средневекового новгородского купца. Былина о Садко – живая картина с натуры, живой рассказ о жизни древне­го города».
    В былине о Садко ярко и выразительно описывается талант­ливая игра главного героя, новгородского купца, на гуслях: 20
    А-й как пошел Садке Ильменьда ко озеру,
    А-й как он садился на синь горюч камень да об озеро,
    А-й как начал играть во гусли во яровчаты,
    А-й как ведь опять играл он с утра до вечера,
    А волна уж как в озере сходилася,
    А вода ли с песком да смутилася;
    А тут осмелился Садке да новгородский
    А сидеть играть как он об озеро.
    А-й как тут вышел царь водяной топерь со озера,
    А-й как сам говорит царь водяной да таковы слова:
    «Благодарим-ка, Садко да новгородский!
    А спотешил нас теперь да ты во озере,
    А у меня было да как во озере,
    А-й как у меня столованье да почестен пир,
    А-й как всех развеселил да на честном пиру,
    А-й любезных да гостей моих.
    А-й как я не знаю топерь, Садка, тебя да чем
    Пожаловать.
    В былине «Садко» выразились взгляды народа на прекрасное, на значение прекрасного в жизни.
    Народные представления о жизни, о прекрасном, о добре и зле, выраженные в былине, вдохновили спустя много веков замечательного русского композитора XIX века Н.А. Римско- го-Корсакова на создание оперы с одноименным названием по мотивам известного памятника русского эпоса – были­ны «Садко».

  9. Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т.е. гиперболизация 5 и идеализация 6 . Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные. 7
    В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.
    В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:
    «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа». 8
    В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко».
    В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.
    Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.
    Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем9raquo; Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.
    Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». 9
    Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко9raquo;. В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз 10 Новгороду». 11 Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.
    Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.
    &#&658; Читайте также другие статьи по теме “Русский героический эпос. Былины”:
    Все материалы, опубликованные на сайте в любом виде, являются объектами авторского и имущественного права.
    Никакие материалы этого сайта не являются публичной офертой.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *