Сочинение на тему героический эпос

8 вариантов

  1. Армянский героический эпос – поэма “Давид Сасунский”. Героическая борьба армянского народа против иностранных захватчиков отобразилась в героическом эпосе “Давид Сасунский”, тысячелетие которого отмечалось в 1939 году во всем мире. Основой сюжета поэмы есть рассказ о борьбе четырех поколений богатырей против арабских Цч завоевателей. Центральный герой Давид из Сасуна – выразитель народных расположений духа. Он унаследовал от своих предков силу сверхчеловека – титана. Герой этого эпоса стал для армянского народа историческим лицом. Привокзальную площадь в Ереване, столицы Армении, украшает памятник: Давид Сасунский на волшебном кону Джалали (скульптор Эрванд Кочар).
    Героический эпос восточных славян. Былина “Илья Муромец и Соловей-розбийник”. Бесконечная степь, которая заросла ковылем. На переднем плане картины три богатыри. Народ доверил им святое – охрану родной земли. Чувство тревоги, патриотизма охватывает нас, зрителей, когда мы смотрим на картину Виктора Васнецова “Богатыри”. Вот на своем богатырском коне Илья Муромец. Слева от него – на белом коне – Добрыня Никитич, по правую сторону – молодой богатырь Алеша Попович. Богатырям, которые изображены на картине, посвященный киевский цикл былин. Центральная фигура русского эпоса – Илья Муромец. О нем составленное наибольшее количество былин. Илья Муромец – защитник народа, родной земли. Она олицетворяет для него всю русскую землю: ее города, обездоленный народ. За них он готов биться с врагом. Не удивительно, что именно этот герой стал главным народным любимцем.
    Немецкий героический эпос – “Песня о Нибелунгах”. Идут к нам сказания предание из давности о витязях действия, как бились они.
    * Как учат учили,
    * как голосили вдовы,
    * Как царства строили…
    * Кто слушать готовый.
    “Песня о Нибелунгах” – памятка героического эпоса немецкого народа, в которой осуждается предательское своеволие, коварная феодальная мораль. В центре произведения – мужественный Зигфрид, благородный, справедливый витязь, который стал жертвой подлой измены. Это идеал народного героя – сильного, доброго, великодушного.
    У каждого народа, как и у каждого человека, своя судьба. Но, наверное, не найти в мире такого народа, чей путь сквозь тьму возрастов не был бы тернистым. Если не внешние враги, то внутренние противоречия не давали возможности простому человеку ощутить себя свободной и счастливой. Поэтому каждый народ питал надежду на появление своего защитника. И у часа тяжелого времени появлялись такие мстители. Много удивительных пересказов седой давности дошло к нам о героических поступках славных героев. Народ воспевал их силу, храбрость, мужество. Так на основе рассказов о прошлом возник жанр средневековой литературы – героический эпос. Первоначально это были сказа, песни. Выполняли их народные исполнители: жонглеры во Франции, шпильманы в Германии, хуглари в Испании. На сегодняшнем уроке мы с вами выясним, что общего у героев эпоса разных стран.
    Испанский героический эпос – “Песня о Сиде” “Песня о Сиде” знакомит нас с историческим прошлым Испании. Сид – центральная фигура произведения – лицо историческое. В реальной жизни Сид был очень жестоким правителем: когда он со своим войском захватывал города, то уничтожал все на своем пути. Он был богатейшим, мощнейшим вельможей Кастилии. А в поэме Сид изображенный как рыцарь среднего благосостояния, которое стало выдающимся благодаря мужеству и таланту полководца. Народ переосмыслил эту историческую фигуру, воплотив в фольклорный образ свою мечту об идеальном народном герое.
    Французский героический эпос – “Песня о Роланде”. Ведущей темой поэмы постоянная борьба против иностранных завоевателей. Сочинение имеет историческую основу. Главный герой – рыцарь Роланд, который верой и правдой служил королю Карлу Великому.
    Английский героический эпос.
    * Баллада о Робине Гуда
    * Кто счастье желает беднякам
    * И свободолюбивый сам,
    * Садитесь в круг – расскажу
    * О Робин Гуда вам.
    * Он за наилучших друзей имел
    * Обездоленных всех,
    * А богачей насмерть пугал
    * Его охотничий рог.
    Много лет тому английский народ создал баллады о легендарном разбойнике, храбром и великодушном Робине Гуда. Этот герой – историческая особа. И как всегда в эпохе, любимый народный герой – человек мужественный, смелый. Эти черты мы наблюдали и у других героев эпоса. Но английский народ хотел видеть своего героя еще и веселым, способным к шуткам, более простым и тем самым более близким ему. Вот почему в английских балладах Робин Гуд чаще всего это простой крестьянин, бравый йомен, хотя иногда его называют сыном лесника и даже графом. Робин Гуд – враг тех, кто притесняет простой народ. Он ненавидит богатеев-епископов, судей.

    Похожие сочинения

    Сочинение на тему: раскрытие пословицы «Слово не стрела, а разит»

  2. У каждого народа есть свое достояние – история. События самых давних дней запечатлены в эпических произведениях. Правда в них зачастую переплетается с вымыслом. Но, главное – это память о тех далеких событиях и их героях. Именно благодаря тому, что народ воспевал их из века в век, и дошли сведения о них до наших дней.
    А память о героях земли русской сохранилась в былинах. В них зло и беды, которые когда-либо обрушивались на наш народ, нашли свое отражение в лице отрицательных героев, таких как, например, Соловей-разбойник, или Тугарин-змей.
    Вели борьбу с этим злом люди особые, награжденные огромной силой и, зачастую, острым умом и находчивостью. Это легендарные былинные богатыри.
    О их подвигах и деяниях были сложены народом песни, прославляющие и воспевающие их. Одни молодцы защищают свой край, другим же мало становилось там места для их силушки богатырской. И, отправлялись они по землям русским странствовать. Побеждали они врагов страшных, которых прочие боялись и стороной обходили.
    Так, Илье Муромцу и не поверили сразу, что прошел он дорогой, где страшный разбойник обитал. Не мало и других славных подвигов совершил этот богатырь. Немало их и на счету других добрых молодцев, таких как Алеша Попович, или же Микула Селянинович.
    Благодаря тому, что водились на Руси богатыри доблестные и славные, гораздо спокойнее жилось людям. Ведь они знали, что есть защитники среди них.
    Прославляя деяния этих легендарных личностей, воспевал народ мужество, смелость и, конечно же, силу. Во многих эпических произведениях прославляется и смекалка человеческая, находчивость. Ведь благодаря ей можно одолеть любого врага, даже и не обладая большой силой. И, все герои эпоса любили свою родную землю и доблестно защищали ее.

  3. Чтобы сказать о том, что воспевает народ в героическом эпосе, нужно вспомнить русские былины и их героев.
    Одним из самых популярных и известных всем русских богатырей является Илья Муромец. Он сочетает в себе огромную силу, мужественность, смелость, решительность, мудрость и смекалку. Обладая огромной силой, он не хвастается ею, не бросает слова на ветер, а на деле показывает свои умения и защищает свою землю, при этом всегда сохраняет спокойствие.
    Вспомнив былину «Об Илье Муромце и Соловье разбойнике», мы видим то, что Илья Муромец добрался на своем коне в такие края, в какие никто не мог пройти, даже князь Владимир сначала ему не поверил, потому что многие люди не могли туда добраться, а погибали по дороге. Из этого мы понимаем, что для Ильи Муромца нет ничего невозможного: он и до опасного места добрался и самого соловья разбойника обезглавил. В былине « Три поездки Ильи Муромца» богатырю приходиться делать выбор: либо выбрать ту дорогу, где быть ему женатым, или богатым, или быть убитым. Илья отказывается и от богатства, и от невесты, а как истинный герой выбирает смерть.
    Другие не менее известные былинные герои это Алеша Попович и Добрыня Никитич, они также как Илья Муромец защищают Русь. Главным подвигом Алеши Поповича является избавление народа от Тугарина змея, он мужественно убивает его. Из троицы богатырей, Алеша самый младший, если Илью Муромца отличает мудрость, рассудительность, то главной чертой Алеши Поповича является жизнерадостность и озорство, ради выигрыша в деле он может и хитро обмануть врага. Прежде всего, Добрыня Никитич – это избавитель от Змея Горыныча, он умеет общаться с людьми, благодаря нему татарский хан перестал собирать дань с русского народа, он совершает немало подвигов, которыми гордится Русь.
    Главными героями в эпосе являются богатыри, они олицетворяют все положительные стороны русского народа, они постоянно совершают подвиги, не задумываясь о своей жизни или выгоды, всех их поступки совершаются ради блага народа и Родины. Они являются защитниками Руси, также помогают бедным и старым людям.

  4. Бессоница. Гомер. Тугие паруса.
    Я список кораблей прочел до середины:
    Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
    Что над Элладою когда-то поднялся.
    Осип Мандельштам.
    Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.
    Сейчас считается установленным, что примерно в XII веке до нашей эры племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Ахейцы покорили Трою и вернулись на родину. Память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны.
    Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей Тезея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.
    Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими.
    Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в «Одиссее» много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь «Илиада» посвящена войне, а «Одиссея» — превратностям человеческой жизни.
    Сюжет «Илиады» связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Начинается «Илиада» с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Долгая речь жреца образна и ярка. Он просит об отмщении:
    Так вопиял он; и внял Аполлон сребролукий!
    Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
    Лук за плечами неся и колчан со стрелами, отовсюду закрытый;
    Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
    В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.
    Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан. Ахилл отказывается участвовать в осаде Трои.
    Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно; он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.
    Только тогда Ахилл, мстя за друга, вступает в бой. Он убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших. Заканчивается «Илиада» погребением героев двух враждующих лагерей — Патрокла и Гектора.
    Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Ахилл — гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу — старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера — это не знающий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни «Илиады», когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора.
    …говорит Ахиллес быстроногий:
    «Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
    Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
    Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
    Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
    Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским…
    Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.
    Гектор — троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует гибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.
    В «Одиссее» изображаются события после разрушения Трои. Все герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона.
    Муза, скажи мне о том многоопытном муже,
    который Странствуя долго со дня, как святой
    Илион им разрушен,
    Многих людей города посетил и обычаи видел,
    Много и сердцем скорбел на морях, о спасеньи заботясь
    Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…
    Начало «Одиссеи» повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину. Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут жена Пенелопа, осаждаемая женихами, и ставший юношей сын Телемак. Одиссей останавливается у свинопаса, потом под видом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентов на руку Пенелопы, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи. Прекрасен образ жены Одиссея Пенелопы, верной, преданной и умной женщины. Двадцать лет Пенелопа растила сына и оберегала дом в отсутствие мужа.
    Гомер так описывает радость Пенелопы, когда она удостоверилась, что перед нею действительно Одиссей:
    Так веселилась она, возвращенным любуясь супругом,
    Рук белоснежных от шеи его оторвать не имея
    Силы. В слезах бы могла их застать златотронная Эос…
    Общество, представленное у Гомера. — патриархальный род, который еще не знает классового расслоения. Цари трудятся наравне с пастухами и ремесленниками, а рабы, если они и существуют, являются пленниками, взятыми на войне, и не занимают еще униженного положения в семье. Одиссей сам себе строит плот, царевна Навзикая стирает белье. Пенелопа искусно ткет.
    Вместе с тем появляется имущественное неравенство, вожди получают лучшую добычу, судьба рабов зависит от воли господина. Пенелопа, например, безжалостно грозит старой, верной своим господам няне; Одиссей предает провинившихся слуг жестокой казни; воин Терсит не без основания укоряет вождей в корыстолюбии, честолюбии и обвиняет их во всех тяготах войны. Однако его слова не находят сочувствия у воинов, так как они одержимы одной идеей — победить врага. Ради этого они готовы забыть обиды со стороны вождей.
    Одиссей — храбрый воин, но вместе с тем опытный в жизненных невзгодах человек. Одиссей умеет сражаться не только оружием, но и умным словом. Если надо, он может обмануть и пойти на хитрость. Главное же в нем — любовь к родной земле, к жене и сыну, которых он не видит долгие годы. Ради них он даже отверг бессмертие, которое ему хотела подарить нимфа Калипсо.
    В XIV песне «Одиссеи» говорится, что «люди разные бывают, одни любят одно, другие —другое». В гомеровских поэмах боги столь же разнообразны и интересны, как и люди. Здесь верная помощница греков, особенно Одиссея, мудрая Афина, здесь же коварный, мрачный Аполлон, защитник троянцев, и дикий, покрытый кровью бог войны Арес.
    А вещи, окружающие людей? Они прекрасны и «священны». Каждая вещь, сделанная руками человека, хороша и является произведением искусства. Описанию щита Ахилла посвящаются сотни строк, тщательно описывается даже задвижка на двери дома Одиссея. Человек восхищен своим уменьем, своим искусством, своей активной деятельностью. Он не только воюет и разрушает, но стремится создать нечто нужное и вместе с тем прекрасное.
    Особо стоит отметить язык поэм. Написаны они гекзаметром (шестистопным дактилем), который произносился несколько нараспев. Огромное значение имеют также постоянные эпитеты, развернутые сравнения и речи героев.
    Постоянные эпитеты, например «тучегонитель» Зевс, «белолокотная» Гера, «среброногая» Фетида, большей частью сложны, несколько громоздки. Развернутые сравнения (битва, например, рисуется как бушующий пожар, буря в лесу, схватка диких зверей, разлив реки, прорвавший все плотины) замедляют повествование, как и речи, которыми часто обмениваются герои во время ожесточенной битвы. Замедленный темп повествования, его величественный характер расцвечиваются необычными красками в описании природы.
    В поэмах каждая вещь зрима, ощутима и красочна. Море, например, «седое» в пене прибоя, «фиалковое» под синим небом, «пурпурное» в лучах заката. Даже земля в «Илиаде» «смеется» в блеске щитов и доспехов под весенним солнцем.
    Таким образом, в гомеровском эпосе воплощена не только суровая героика войны, но и радость творчества, созидательного труда и мирной жизни, основанной на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших, гуманных чувств.
    Поэтому-то гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни.

  5. Героический эпос Руси
    1. Отличительная особенность русских былин. 2. Исторические условия возникновения русского эпоса. 3. Богатыри как главные герои героического эпоса. 4. Близость былин и сказочного творчества.
    Особое место в русской литературе занимает героичес­кий эпос или былины. Отличительными их особенностями от других народных песен являются монументальность, грандиозность, торжественность тона, важность действия и величавость образов. Былины пелись и сказывались од­новременно, поэтому их можно назвать и рассказом, и пес­ней, и стихом, и речью. Объединение разных жанров в бы­лине стало возможным потому, что русский эпос зарождал­ся на заре народной истории, в те времена, когда пение и рассказывание еще не отделились друг от друга. Благодаря пению героический эпос обретал торжественность, а рас­сказ так подчинил себе пение, что порою казалось, что оно существует именно ради рассказа.
    Величавость и торжественность — те черты героическо­го эпоса, которые служили для прославления народных де­яний. Пение служило еще и для того, чтобы помочь скази­телям запомнить мерные строки рассказа. В древние вре­мена эпические пения сопровождались игрой на гуслях мягкие звуки которых располагали слушателей к восприятию былин. Листая страницы сборников былин, невольно проникаешься эпическим спокойствием повествования, бо­гатством подробностей, живостью колорита, отчетливос­тью характеров изображаемых лиц.
    А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются, У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата.
    Возникновение русских былин связано со временем ста­новления Древней Руси как государства. Они стали выраже­нием исторического сознания русского народа, когда глав­ными городами у славян были Киев и Новгород, а Москва только возникла как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства той роли, которая ей была от­ведена позднее. В это время богатыри отождествлялись с защитниками родного края. В них отражаются нравствен­ные и социальные идеалы народа.
    Известный исследователь русского творчества Халан – ский так говорит о возникновении богатырей в русском эпосе: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража, и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, обе­регающих границы Святорусской земли». Поэтому богаты­ри в былинах не являются захватчиками, они лишь хранители земли русской. Халанский считает, что образы русских богатырей сложились еще в те времена, когда российский народ не начал освободительного движения от татарского ига, а был только лишь на стадии оборонительной войны.
    Другой исследователь русского творчества, Майков, предположил, что в былинных сюжетах отобразились со­бытия, произошедшие не с одним воином, пусть даже и зна­менитым в свои времена, а с целою дружиной, представите­лем которой является тот или иной богатырь.
    Во всех русских былинах образы главных героев всегда безупречны, тверды в правилах нравственной жизни. Бога­тырь выступает в качестве защитника достоинства, чести и человеческих прав народа. Оттого он беспощаден к врагам, ко всем, кто покушается на свободу человека. Стремление к гиперболизации приводит к тому, что все в облике и дейст­виях богатырей крупно, размашисто, величаво, широко.
    Непременным атрибутом такого героя является необык­новенная физическая сила, к примеру, богатырь может вы­пить единым духом чарку в полтора ведра. В битве с вражь­ей силой богатырь неутомим, он может по двенадцать дней кряду «не пиваючи, не едаючи» громить супостата. И конь у него не чета другим, и оружие такое, что простой человек даже поднять его не может. Орудует богатырь во время сра­жения своим оружием так, что враги валятся, как подко­шенная трава, «улочками» да «переулочками».
    Чтобы подчеркнуть величие и силу главных героев геро­ического эпоса, противники им даются не из числа слабых: Тугарин глотает по целой ковриге хлеба, выпивает за раз ча­ру вина не меньшую, чем богатырь. Побороть такого врага нелегко, отчего победа над ним более почетна и возвышенна. Сознательное преувеличение силы богатырей и их врагов — гиперболизация — в первую очередь является средст­вом прославления героя.
    Русский эпос близок не только к песенному творчеству. Былины по своему содержанию теснейшим образом при­мыкают к сказкам. В первую очередь это обусловлено тем, что в них присутствует элемент чудесного. Деятельность былинных героев проникнута элементом чудесного. Одна­ко волшебство здесь играет иную роль, нежели в сказках. Сказочный сюжет предполагает чудесные представления в качестве главной завязки. В былине же элементы чудесного только дополняют содержание, взятое из действительного быта, с целью прославления богатырского образа, а вместе с ним и всей земли Русской.
    Чудесный элемент в былинах возникает от сочетания простых приемов. Повествование в былинах медленное и спокойное, действие разворачивается неспешно. Значи­тельные эпизоды текста во время пения троекратно повто­ряются, как и в русских народных сказках:
    Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестен пир И третий не зовут на почестен пир, Потом Садко соскучился. Как пошел Садко к Ильмень-озеру, Садился на бел-горюч камень И начал играть в гусельки яровчаты. Как тут-то в озере вода всколыбалася, Тут-то Садко перепался, Пошел прочь от озера во свой во Новгород.
    Садко трижды играет на гуслях на берегу Ильмень-озе­ра, и трижды от его игры озеро колеблется. Подобные по­вторения нетрудно найти и в словесном стиле былины — слова, предлоги, целые стихи часто звучат в былине не один раз: «Говорят ему таковы слова», «Позвали Садка на почестен пир» и др. Еще одним сходством эпоса со сказ кой является прикрепление постоянных эпитетов к раз­личным предметам: красный (о солнце, золоте), белый (о березе, дне, лебеди, руках, груди, снеге и пр.), серый (о волке, селезне), желтый (о песке), синий (о море), зеле­ный (о лугах).
    На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море:
    Героический эпос русского народа — это совершенно осо­бенный жанр. Былина является ценнейшим источником для изучения народной истории. И все же самое главное в русском эпосе то, что он донес до нас думы, мысли и чувст­ва российского народа прошлых времен. Сохранилось все самое важное, имевшее цену во времена минувшие, остав­шееся актуальным и в жизни позднейших поколений.

    Похожие сочинения

    Народно-поэтическое творчество

  6. Армянский героический эпос – поэма “Давид Сасунский”. Героическая борьба армянского народа против иностранных захватчиков отобразилась в героическом эпосе “Давид Сасунский”, тысячелетие которого отмечалось в 1939 году во всем мире. Основой сюжета поэмы есть рассказ о борьбе четырех поколений богатырей против арабских Цч завоевателей. Центральный герой Давид из Сасуна – выразитель народных расположений духа. Он унаследовал от своих предков силу сверхчеловека – титана. Герой этого эпоса стал для армянского народа историческим лицом. Привокзальную площадь в Ереване, столицы Армении, украшает памятник: Давид Сасунский на волшебном кону Джалали (скульптор Эрванд Кочар).
    Героический эпос восточных славян. Былина “Илья Муромец и Соловей-розбийник”. Бесконечная степь, которая заросла ковылем. На переднем плане картины три богатыри. Народ доверил им святое – охрану родной земли. Чувство тревоги, патриотизма охватывает нас, зрителей, когда мы смотрим на картину Виктора Васнецова “Богатыри”. Вот на своем богатырском коне Илья Муромец. Слева от него – на белом коне – Добрыня Никитич, по правую сторону – молодой богатырь Алеша Попович. Богатырям, которые изображены на картине, посвященный киевский цикл былин. Центральная фигура русского эпоса – Илья Муромец. О нем составленное наибольшее количество былин. Илья Муромец – защитник народа, родной земли. Она олицетворяет для него всю русскую землю: ее города, обездоленный народ. За них он готов биться с врагом. Не удивительно, что именно этот герой стал главным народным любимцем.
    Немецкий героический эпос – “Песня о Нибелунгах”. Идут к нам сказания предание из давности о витязях действия, как бились они.
    * Как учат учили,
    * как голосили вдовы,
    * Как царства строили…
    * Кто слушать готовый.
    “Песня о Нибелунгах” – памятка героического эпоса немецкого народа, в которой осуждается предательское своеволие, коварная феодальная мораль. В центре произведения – мужественный Зигфрид, благородный, справедливый витязь, который стал жертвой подлой измены. Это идеал народного героя – сильного, доброго, великодушного.
    У каждого народа, как и у каждого человека, своя судьба. Но, наверное, не найти в мире такого народа, чей путь сквозь тьму возрастов не был бы тернистым. Если не внешние враги, то внутренние противоречия не давали возможности простому человеку ощутить себя свободной и счастливой. Поэтому каждый народ питал надежду на появление своего защитника. И у часа тяжелого времени появлялись такие мстители. Много удивительных пересказов седой давности дошло к нам о героических поступках славных героев. Народ воспевал их силу, храбрость, мужество. Так на основе рассказов о прошлом возник жанр средневековой литературы – героический эпос. Первоначально это были сказа, песни. Выполняли их народные исполнители: жонглеры во Франции, шпильманы в Германии, хуглари в Испании. На сегодняшнем уроке мы с вами выясним, что общего у героев эпоса разных стран.
    Испанский героический эпос – “Песня о Сиде” “Песня о Сиде” знакомит нас с историческим прошлым Испании. Сид – центральная фигура произведения – лицо историческое. В реальной жизни Сид был очень жестоким правителем: когда он со своим войском захватывал города, то уничтожал все на своем пути. Он был богатейшим, мощнейшим вельможей Кастилии. А в поэме Сид изображенный как рыцарь среднего благосостояния, которое стало выдающимся благодаря мужеству и таланту полководца. Народ переосмыслил эту историческую фигуру, воплотив в фольклорный образ свою мечту об идеальном народном герое.
    Французский героический эпос – “Песня о Роланде”. Ведущей темой поэмы постоянная борьба против иностранных завоевателей. Сочинение имеет историческую основу. Главный герой – рыцарь Роланд, который верой и правдой служил королю Карлу Великому.
    Английский героический эпос.
    * Баллада о Робине Гуда
    * Кто счастье желает беднякам
    * И свободолюбивый сам,
    * Садитесь в круг – расскажу
    * О Робин Гуда вам.
    * Он за наилучших друзей имел
    * Обездоленных всех,
    * А богачей насмерть пугал
    * Его охотничий рог.
    Много лет тому английский народ создал баллады о легендарном разбойнике, храбром и великодушном Робине Гуда. Этот герой – историческая особа. И как всегда в эпохе, любимый народный герой – человек мужественный, смелый. Эти черты мы наблюдали и у других героев эпоса. Но английский народ хотел видеть своего героя еще и веселым, способным к шуткам, более простым и тем самым более близким ему. Вот почему в английских балладах Робин Гуд чаще всего это простой крестьянин, бравый йомен, хотя иногда его называют сыном лесника и даже графом. Робин Гуд – враг тех, кто притесняет простой народ. Он ненавидит богатеев-епископов, судей.

  7. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
    Я список кораблей прочел до середины:
    Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
    Что над Элладою когда-то поднялся.
    Осип Мандельштам
    Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.
    Сейчас считается установленным, что примерно в XII веке до нашей эры племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Ахейцы покорили Трою и вернулись на родину. Память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны.
    Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей Тезея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.
    Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе еще более древнюю культуру, а именно культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, всегда считавшихся чисто греческими.
    Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в “Одиссее” много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь “Илиада” посвящена войне, а “Одиссея” — превратностям человеческой жизни.
    Сюжет “Илиады” связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Начинается “Илиада” с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий вождь Агамемнон отнял дочь. Долгая речь жреца образна и ярка. Он просит об отмщении.
    Так вопиял он; и внял Аполлон сребролукий!
    Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
    Лук за плечами неся и колчан со стрелами, отовсюду закрытый;
    Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
    В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.
    Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочь отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан. Ахилл отказывается участвовать в осаде Трои.
    Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно; он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.
    Только тогда Ахилл, мстя за друга, вступает в бой. Он убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших. Заканчивается “Илиада” погребением героев двух враждующих лагерей — Патрокла и Гектора.
    Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Ахилл — гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу — старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Но основная линия его характера — это не знающий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни “Илиады”, когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора.
    …говорит Ахиллес быстроногий:
    “Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
    Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
    Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
    Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
    Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским…
    Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, вместе с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.
    Гектор — троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует гибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.
    В “Одиссее” изображаются события после разрушения Трои. Все герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона.
    Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
    Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
    Многих людей города посетил и обычаи видел,
    Много и сердцем скорбел на морях, о спасеньи заботясь
    Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…
    Начало “Одиссеи” повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину. Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут жена Пенелопа, осаждаемая женихами, и ставший юношей сын Телемак. Одиссей останавливается у свинопаса, потом подвидом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентов на руку Пенелопы, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи. Прекрасен образ жены Одиссея Пенелопы, верной, преданной и умной женщины. Двадцать лет Пенелопа растила сына и оберегала дом в отсутствие мужа.
    Гомер так описывает радость Пенелопы, когда она удостоверилась, что перед нею действительно Одиссей:
    Так веселилась она, возвращенным любуясь супругом,
    Рук белоснежных от шеи его оторвать не имея
    Силы. В слезах бы могла их застать златотронная Эос…
    Общество, представленное у Гомера, — патриархальный род, который еще не знает классового расслоения. Цари трудятся наравне с пастухами и ремесленниками, а рабы, если они и существуют, являются пленниками, взятыми на войне, и не занимают еще униженного положения в семье. Одиссей сам себе строит плот, царевна Навзикая стирает белье. Пенелопа искусно ткет.
    Вместе с тем появляется имущественное неравенство, вожди получают лучшую добычу, судьба рабов зависит от воли господина. Пенелопа, например, безжалостно грозит старой, верной своим господам няне; Одиссей предает провинившихся слуг жестокой казни; воин Терсит не без основания укоряет вождей в корыстолюбии, честолюбии и обвиняет их во всех тяготах войны. Однако его слова не находят сочувствия у воинов, так как они одержимы одной идеей — победить врага. Ради этого они готовы забыть обиды со стороны вождей.
    Одиссей — храбрый воин, но вместе с тем опытный в жизненных невзгодах человек. Одиссей умеет сражаться не только оружием, но и умным словом. Если надо, он может обмануть и пойти на хитрость. Главное же в нем — любовь к родной земле, к жене и сыну, которых он не видит долгие годы. Ради них он даже отверг бессмертие, которое ему хотела подарить нимфа Калипсо.
    В XIV песне “Одиссеи” говорится, что “люди разные бывают, одни любят одно, другие —другое”. В гомеровских поэмах боги столь же разнообразны и интересны, как и люди. Здесь верная помощница греков, особенно Одиссея, мудрая Афина, здесь же коварный, мрачный Аполлон, защитник троянцев, и дикий, покрытый кровью бог войны Арес.
    А вещи, окружающие людей? Они прекрасны и “священны”. Каждая вещь, сделанная руками человека, хороша и является произведением искусства. Описанию щита Ахилла посвящаются сотни строк, тщательно описывается даже задвижка на двери дома Одиссея. Человек восхищен своим уменьем, своим искусством, своей активной деятельностью. Он не только воюет и разрушает, но стремится создать нечто нужное и вместе с тем прекрасное.
    Особо стоит отметить язык поэм. Написаны они гекзаметром (шестистопным дактилем), который произносился несколько нараспев. Огромное значение имеют также постоянные эпитеты, развернутые сравнения и речи героев.
    Постоянные эпитеты, например “тучегонитель” Зевс, “белолокотная” Гера, “среброногая” Фетида, большей частью сложны, несколько громоздки. Развернутые сравнения (битва, например, рисуется как бушующий пожар, буря в лесу, схватка диких зверей, разлив реки, прорвавший все плотины) замедляют повествование, как и речи, которыми часто обмениваются герои во время ожесточенной битвы. Замедленный темп повествования, его величественный характер расцвечиваются необычными красками в описании природы.
    В поэмах каждая вещь зрима, ощутима и красочна. Море, например,”седое” в пене прибоя, “фиалковое” под синим небом, “пурпурное” в лучах заката. Даже земля в “Илиаде” “смеется” в блеске щитов и доспехов под весенним солнцем.
    Таким образом, в гомеровском эпосе воплощена не только суровая героика войны, но и радость творчества, созидательного труда и мирной жизни, основанной на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших, гуманных чувств.
    Поэтому-то гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни.

  8. Бессоница. Гомер. Тугие паруса.
    Я список кораблей прочел до середины:
    Сей длительный выводок, сей поезд журавлиный,
    Что над Элладою когда-то поднялся. Осип Мандельштам
    Героический эпос Гомера впитал в себя самые древние мифы и легенды, а также отразил жизнь Греции накануне появления классового общества.
    Сейчас считается установленным, что примерно в XII веке до нашей эры племена ахейцев отправились под Трою в поисках новых земель и богатств. Ахейцы покорили Трою и вернулись на родину. Память о великом последнем подвиге ахейского племени жила в народе, и постепенно стали складываться песни о героях Троянской войны.
    Когда же первенство в Греции получила Аттика и Афины, афиняне тоже связали с этой войной подвиги сыновей Тезея. Таким образом оказалось, что все греческие племена имели в гомеровском эпосе произведение, воспевавшее их общее великое прошлое, для всех одинаково дорогое и вечное.
    Интересно также отметить, что гомеровский эпос отразил в себе ещё более древнюю культуру, а аккурат культуру острова Крита. У Гомера можно найти много элементов быта, жизни общества, напоминающих об этой древней культуре. В критских надписях упоминаются имена героев, известных из эпоса Гомера, а также имена богов, вечно считавшихся чисто греческими.
    Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в “Одиссее” много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь “Илиада” посвящена войне, а “Одиссея” — превратностям человеческой жизни.
    Сюжет “Илиады” связан с мифом о похищении троянским царевичем Парисом Елены, жены греческого царя Менелая, владетеля Спарты. Начинается “Илиада” с того момента, когда в греческом лагере на десятом году осады началась чума. Ее наслал бог Аполлон, покровитель троянцев, по просьбе своего жреца, у которого греческий предводитель Агамемнон отнял дочка. Долгая речь жреца образна и ярка. Он просит об отмщении.
    Так вопиял он; и внял Аполлон сребролукий!
    Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
    Лук за плечами неся и колчан со стрелами, отовсюду закрытый;
    Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
    В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.
    Чтобы прекратить чуму, Агамемнон вынужден вернуть дочка отцу, но взамен отбирает пленницу у Ахилла. Разгневанный Ахилл, одержимый чувством горькой обиды, уходит в свой стан. Ахилл отказывается участвовать в осаде Трои.
    Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Тогда они посылают к Ахиллу послов (IX песнь), но безрезультатно; он отказывается принять участие в боях. Наконец, в XVI песне Пат-рокл, товарищ Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В этом бою Патрокл погибает от руки троянского героя Гектора, сына царя Приама.
    Только тогда Ахилл, мстя за друга, вступает в бой. Он убивает Гектора, жестоко издеваясь над его трупом. Однако старик Приам, отец Гектора, явившись ночью в палатку к Ахиллу, умоляет его вернуть тело сына. Ахилл, тронутый горем старика и вспоминая своего собственного отца, которого он никогда не увидит, возвращает тело Гектора и более того устанавливает перемирие, чтобы вручить троянцам час оплакать погибших. Заканчивается “Илиада” погребением героев двух враждующих лагерей — Патрокла и Гектора.
    Герои поэм мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки и троянцы изображены с большим уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и трря-нец Гектор. Ахилл — гроза для троянцев, суровый, непоколебимый боец. Он любит родину. Но в его душе живет и жалость к троянцу — старику Приаму, потерявшему родного сына. Он ощущает горечь своей собственной судьбы (ему суждено погибнуть во цвете лет). Он мстит за обиду, помнит зло, порой плачет, как ребенок. Но основная линия его характера — это не сведущий предела героизм и преданность общему делу. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена XXIV песни “Илиады”, когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора.
    …говорит Ахиллес быстроногий:
    “Старец, не гневай меня! Разумею и сам я, что должно
    Сына тебе возвратить: от Зевса мне весть приносила
    Матерь моя среброногая, нимфа морская Фетида.
    Чувствую, что и тебя (от меня, ты, Приам, не сокроешь)
    Сильная бога рука провела к кораблям мирмидонским…
    Вместе с Приамом Ахилл сетует на тяжелую судьбу человека, сообща с ним оплакивает погибших; он разрешает Приаму двенадцать дней справлять тризну по Гектору и с богатыми дарами отпускает его в Трою.
    Гектор — троянский предводитель, основополагающий защитник города. Он оставляет отца, мать, жену и ребенка, уходя в последний бой. Нежностью и беспредельной любовью овеяна сцена прощания Гектора с Андромахой и сыном. Мальчик плачет, испугавшись шлема отца. Гектор снимает с головы сияющий шлем, и ребенок смеется, тянется к нему. Задумчива и горестна мать. Она предчувствует погибель Гектора и скорбную судьбу сироты-сына. Со стены города смотрит Андромаха на последний поединок. Гектор, лишенный помощи богов, до последнего вздоха сражается с Ахиллом. Жизнь его отдана за родину.
    В “Одиссее” изображаются события после разрушения Трои. Все герои вернулись домой, кроме Одиссея, царя острова Итаки. Он странствует десять лет из-за ненависти к нему бога моря Посейдона.
    Муза, скажи мне о том многоопытном муже,
    который Странствуя длительно со дня, как святой
    Илион им разрушен,
    Многих людей города посетил и обычаи видел,
    Много и сердцем скорбел на морях, о спасеньи заботясь
    Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…
    Начало “Одиссеи” повествует о последних событиях из семи лет странствий Одиссея, когда он жил на острове нимфы Калипсо. Оттуда по велению богов он отправляется на родину. Прибывает Одиссей на Итаку в XIII песне. Дома его ждут супруга Пенелопа, осаждаемая женихами, и ставший юношей сын Телемак. Одиссей останавливается у свинопаса, потом под видом нищего пробирается во дворец и, наконец, в союзе с верными слугами истребляет всех претендентов на руку Пенелопы, подавляет восстание родственников убитых и начинает счастливую жизнь в кругу своей семьи. Прекрасен образ жены Одиссея Пенелопы, верной, преданной и умной женщины. Двадцать лет Пенелопа растила сына и оберегала жилье в отсутствие мужа.
    Гомер так описывает радость Пенелопы, когда она удостоверилась, что перед нею на самом деле Одиссей:
    Так веселилась она, возвращенным любуясь супругом,
    Рук белоснежных от шеи его оторвать не имея
    Силы. В слезах бы могла их застичь златотронная Эос…
    Общество, представленное у Гомера. — патриархальный род, который ещё не знает классового расслоения. Цари трудятся наравне с пастухами и ремесленниками, а рабы, если они и существуют, являются пленниками, взятыми на войне, и не занимают ещё униженного положения в семье. Одиссей сам себе строит плот, царевна Навзикая стирает белье. Пенелопа искусно ткет.
    Вместе с тем появляется имущественное неравенство, вожди получают лучшую добычу, судьба рабов зависит от воли господина. Пенелопа, например, безжалостно грозит старой, верной своим господам няне; Одиссей предает провинившихся слуг жестокой казни; боец Терсит не без основания укоряет вождей в корыстолюбии, честолюбии и обвиняет их во всех тяготах войны. Однако его слова не находят сочувствия у воинов, так как они одержимы одной идеей — победить врага. Ради этого они готовы запамятовать обиды со стороны вождей.
    Одиссей — храбрый боец, но сообща с тем опытный в жизненных невзгодах человек. Одиссей умеет сражаться не только оружием, но и умным словом. Если надо, он может обмануть и пойти на хитрость. Главное же в нем — любовь к родной земле, к жене и сыну, которых он не видит долгие годы. Ради них он более того отверг бессмертие, которое ему хотела подарить нимфа Калипсо.
    В XIV песне “Одиссеи” пишется, что “люди разные бывают, одни любят одно, другие —другое”. В гомеровских поэмах боги столь же разнообразны и интересны, как и люди. Здесь верная помощница греков, особенно Одиссея, мудрая Афина, в этом месте же коварный, мрачный Аполлон, защитник троянцев, и бешеный, покрытый кровью бог войны Арес.
    А вещи, окружающие людей? Они прекрасны и “священны”. Каждая вещь, сделанная руками человека, хороша и является произведением искусства. Описанию щита Ахилла посвящаются сотни строк, тщательно описывается более того задвижка на двери дома Одиссея. Человек восхищен своим уменьем, своим искусством, своей активной деятельностью. Он не только воюет и разрушает, но стремится создать нечто нужное и сообща с тем прекрасное.
    Особо стоит отметить язык поэм. Написаны они гекзаметром (шестистопным дактилем), который произносился несколько нараспев. Огромное важность имеют также постоянные эпитеты, развернутые сравнения и речи героев.
    Постоянные эпитеты, например “тучегонитель” Зевс, “белолокотная” Гера, “среброногая” Фетида, большей частью сложны, несколько громоздки. Развернутые сравнения (битва, например, рисуется как бушующий пожар, буря в лесу, схватка диких зверей, разлив реки, прорвавший все плотины) замедляют повествование, как и речи, которыми часто обмениваются герои во час ожесточенной битвы. Замедленный темп повествования, его величественный характер расцвечиваются необычными красками в описании природы.
    В поэмах каждая вещь зрима, ощутима и красочна. Море, например, “седое” в пене прибоя, “фиалковое” под синим небом, “пурпурное” в лучах заката. Даже почва в “Илиаде” “смеется” в блеске щитов и доспехов под весенним солнцем.
    Таким образом, в гомеровском эпосе воплощена не только суровая героика войны, но и радость творчества, созидательного труда и мирной жизни, основанной на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших, гуманных чувств.
    Поэтому-то гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *