Сочинение на тему гете фауст 8 класс

9 вариантов

  1. Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением наиважнейших тенденций и противоречий современности той эпохи. Трагедия “Фауст” стала произведением Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради человека, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки.
    Начинается трагедия “Фауст” “Прологом на небе”, где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напоминающая философскую дискуссию. В разговоре впервые звучит имя Фауст, которого Бог приводит в пример как своего верного раба. Мефистофелю удается убедить Бога провести эксперимент, обещая заставить Фауста пресмыкаться и “жрать… прах из башмака”. Бог в данном споре является носителем оптимистического взгляда на человека, а Мефистофель ведет себя как закоренелый скептик, который не верит в человеческую порядочность и здравомыслие. Мефистофель отправляется на землю. И начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного.
    Доктор Фауст — ученый-энциклопедист, почитаемый среди народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная опустошенность толкает Фауста обратиться к магии, но дух, которого он вызвал, ужасно испугал его. Вскоре в комнате Фауста появляется и Мефистофель. Гость едко посмеивается над слабостями человека, никчемностью существования, будто проникает в глубину терзаний Фауста. Мефистофель обещает открыть Фаусту все радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасному мгновенью остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля. И они отправляются странствовать.
    Мефистофель — воплощение злой мудрости. Он досконально знает человеческую натуру, и как никто, умеет воспользоваться ее слабостями. Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и переживания, но ему не удается устоять против чар любви. Но и любовь не смогла дать Фаусту чувства безоблачного счастья, и странствия продолжаются.
    В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию смысла бытия. Ему кажется, что заключается он в бескорыстном служении людям. Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель понимает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и земным.
    Трагедию “Фауст” следует рассматривать не как бытовую драму, а как философское и морально-этическое произведение, ее можно также отнести к нашему времени и к будущему человечества с его надеждами и горестями. Конфликт между Фаустом и Мефистофелем существует вечно, потому
    что это борьба между добром и злом, которые живут в каждом. И по сей день остается актуальным призыв доктора Фауста не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром:
    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день за них идет на бой!
    Путем вечного поиска и вечной работы над собой виделось Гете дальнейшее развитие человечества, победа духа не только над физической, но и над духовной смертью.
    http://www.litra.ru/index.php/composition/get/coid/00058201184864060507/woid/00018101184773069457/

  2. Чтобы стать счастливее, герой прибегает к магии и взывает к духам. И поэтому его не сильно шокирует появление Мефистофеля. Фауст заключает с ним сделку, ставя на кон свою душу.
    С момента заключения договора Фауст начинает осуществлять свои мечты. Теперь ему доступны различные знания и удовольствия. Среди желаний есть место и любви. Фауст сближается с Маргаритой, милой чистой девушкой. Их чувства взаимны, однако любовь, которая начинается при помощи сверхъестественных сил, обречена на трагический конец. Сам того не желая герой губит свою любимую.
    Вторая важная женщина в жизни Фауста – это Прекрасная Елена. Она является олицетворением высшей красоты в поэме. Античная красавица возвращается к жизни при помощи неземных сил. Герой прошел этапы подготовки перед важной встречей с Еленой. Чтобы понять ее, герой углубляется в античную культуру. Фауст сближается с Еленой, и от их связи рождается красивый и мятежный сын Эвфорион, который живет не долго, так как он порождение двух уже несовместимых миров – античности и современности Фауста. Елена исчезает из жизни героя.
    Фауст познает многие тайны, но все равно не ощущает себя по-настоящему счастливым человеком. Заветные слова о прекрасном мгновении так и не звучат из уст героя. Наконец он принимает решение построить город, чтобы осчастливить несчастных людей. И это решение становится судьбоносным для него. Герой осознает, что настоящий смысл жизни в помощи другим людям. Благодаря хорошему поступку, духовному прозрению, Фауст прощен в конце поэмы, как и его возлюбленная в первой части.
    Образ Фауста в поэме Гете отличается от реального доктора Фауста, описанного в легенде. Он не просто ученый, врач, а философ.

  3. На протяжении всего произведения Фауст проходил удивительный путь, полный разочарований, боли, а также радости и неожиданных открытий.
    Этот человек продал свою душу дьяволу ради того, чтобы познать основы мироздания. Ему мало обычных, обыденных знаний, которыми располагают почти все. Он жаждет большего, стремится к раскрытию тайн, получению новых откровений. Фауст научился ценить знания. Как это похоже на многих представителей человечества, желающих знать тайны, раскрывать их и готовых за это отдать даже то, что дорого.
    Образ Фауста является противоречивым в самом начале – то он воодушевлен, то его мучают сомнения и в дальнейшем решается на самоубийство, думая что жизнь прошла напрасно. Фауста одолевают совершенно разные, даже противоположные чувства и эмоции.Такой период проходит тот, кто понимает, что окружающая реальность – это не предел, в ней нет границ, а значит, нужно отправляться в полет, нырять в глубины неопознанного. Фауст олицетворяет собой постоянное движение, постоянный труд, посредством всего этого можно познать не только окружающий мир, но и самого себя.
    Фауст был одержим познанием истины. Многие ищут ее, иногда подсознательно, но все же ищут. Неважно, какие сейчас времена – фаустовские или современные, внутренняя сущность стремится освободиться от лжи, получить истину, знания. Он посвятил свою жизнь исследованиям, но понял, что это ничего не даст, не приведет к истине, так как она не состоит из фактов, расчетов и доказательств. Именно поэтому Фауст решился на такой рискованный поступок – продать свою душу дьяволу.
    Герой Гете готов платить любую цену, он страдает, переживает взлеты и падения – это сильный и волевой человек, который несмотря ни на что идет к тому, чего желает его душа. Но для достижения чего-либо не хватит просто вдохновения и мечтаний, потому что придется пройти отчаянный путь испытаний и трудностей.
    Положительным качеством этого персонажа является стремление быть свободным и счастливым, а также помогать этого достигать и другим людям. Образ Фауста неразрывно связан с темой смысла жизни, поэтому наблюдая за героем, начинаешь размышлять о собственной жизни, о ее смысле и значении, есть ли в ней то ценное, что видел Фауст в своей? Можно ли так же отдаться мечтам, погоне за чем-то новым и нераскрытым? Фауст жил беспечно, удовлетворяя свои желания, но когда ему представилась возможность построить плотину, он понял, что был рожден для этого дела, это его настоящее предназначение и смысл жизни. Так и в каждом человеке заложен дар, который нужно в себе раскопать, раскрыть, чтобы он стал ступенькой, а затем основой для новой жизни.
    Также у этого героя можно научиться ценить все, что было в жизни, не жалеть об этом, а принимать все, как должное, находить в этом настоящее счастье. Особенно примечательно то, что имя Фауста в переводе с латинского означает счастливый и удачливый. Прожитая жизнь Фауста была яркой, она не прошла даром для самого героя. Конечно, есть вероятность после всех поисков остаться без желаемых ответов, но лучше такая жизнь, чем мир иллюзий.
    Но одна вещь отличает Фауста от других людей. Он нашел то, что искал, сумел достичь единения с природой, понял, что является ее неотъемлемой частью. В конце жизни герой полностью удовлетворен -«Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Кто теперь может похвастаться таким достижением? Таким осознанием, внутренней полнотой и самодостаточностью? Увы, немногие. Он показал, что за обычной, серой жизнью, земными целями и мечтаниями, есть то, что можно достичь и оно досягаемо, главное пойти этому навстречу.
    Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»
    Образ Мефистофеля в трагедии «Фауст»
    Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» довольно чётко охарактеризован. Приведём для примера хотя бы эти строки:
    Часть силы той, что без числа
    Творит добро, всему желая зла.
    Я дух, всегда привыкший отрицать.

    Мефистофель отрицает схоластику, то есть оторванное от реальной жизни знание:
    Теория, мой друг, суха,
    Но зеленеет жизни древо.

    Мефистофель может управлять огнём:
    Не завладей я областью огня,
    Местечка не нашлось бы для меня.

    Сам Фауст выразился о своём госте так:
    Так вот он в чем, твой труд почтенный!
    Не сладив в целом со вселенной,
    Ты ей вредишь по мелочам?

    Внешний облик Мефистофеля также вырисовывается вполне ясно:
    Цивилизация велит идти вперёд;
    Теперь прогресс с собой и чёрта двинул.
    Про духа северного позабыл народ,
    И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.

    Мефистофель отрицает божественное подобие людей, стремится доказать Господу, что от искушений Фауст навсегда останется во власти зла. Он уверенно заключает спор с Господом, совершенно не опасаясь, проиграть его:
    Посмотрим. Вот моя рука,
    И скоро будем мы в расчете.
    Вы торжество мое поймете,
    Когда он, ползая в помете,
    Жрать будет прах от башмака.

    Мефистофель выработал для себя незыблемые истины о мироздании и о людях. Он не способен на постижение «вселенной во весь объём», и не понимает, почему он часть силы, которая творит добро вопреки его воле. Мефистофель разрушал иллюзии Фауста, не осознавая, что именно так он приближал его к истине. Мефистофель в этой трагедии интеллектуал и философ, который знает слабости людей и знает, как играть на них. Он допускает много замечаний в адрес человеческого рода:
    Божок вселенной, человек таков,
    Каким и был он испокон веков.
    Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
    Его ты божьей искрой изнутри.
    Он эту искру разумом зовет
    И с этой искрой скот скотом живет.

    У Мефистофеля несколько обличий: среди гуляк он остряк, любящий исполнять весёлые куплеты, для императора он маг и мастер развлечений, а с Фаустом он и философ-наставник, и слуга, и сводник, и телохранитель. С представителями тёмного мира: чертями, духами и ведьмами он также умеет легко находить общий язык. Мефистофель не всесилен, и это можно понять в начале и в конце трагедии: «Я не всеведущ, я лишь искушен», «Подумай, друг: не всё же мне подвластно!». То, что он не смог освободить Маргариту из тюрьмы доказывает то, что ему не подчиняется весь мир.
    Свои размышления о загнивающем феодальном обществе и пришедшем ему на смену капиталистическом, Гёте вкладывает в уста Мефистофеля. В сцене «Императорский дворец» Мефистофель предлагает императору выпустить бумажные деньги под обеспечение подземных кладов, которые по закону «принадлежат кесарю». Подземные клады, символизирующие здесь производительные силы страны, так и остаются нетронутыми, а это значит, что будет продолжаться обирание народа вооружёнными сборщиками податей. Бумажные деньги как символ перехода в капиталистическое общество не могут не пасть в цене при таком бездействии государства, но императора это мало волнует, он одаривает приближённых бумажными деньгами. А это доказывает, что капиталистический мир ничуть не лучше прежнего.
    Мефистофель такой же неординарный, как и Фауст, но они антиподы, ведь Фауст стремится достичь глубин мудрости, Мефистофель уверен, что там ничего нет. Первый жаждет поисков, а второй пресыщен тем, что наблюдает на земле.
    Некоторые исследователи считают, что Мефистофель – это второе «Я» Фауста, то есть телесное воплощение его подсознания. Обнажается внутренний конфликт Фауста: остаться одиноким, поглощённым своими проблемами и страстями или отказаться от своих интересов и помогать другим людям. В нём добро сражается со злом. Когда Фауст познал идеал, он сказал: «Мгновенье ты прекрасно, остановись, постой!». А достижение идеала – это смерть. В природе нельзя реализовать идеал, можно лишь стремиться к нему. Душу Фауста уносят ангелы, Мефистофель, который вериОбраз Маргариты в трагедии «Фауст» – сочинение
    Образ Маргариты в трагедии «Фауст»
    Одним из величайших произведений всех времен и народов, безусловно, является трагедия Гете «Фауст». В ее основу была положена немецкая легенда XVI века о чернокнижнике, который заключил договор с самим дьяволом. Но сюжет для Гете не являлся самоцелью, главной для себя задачей он считал дать ответы на самые животрепещущие вопросы своего времени.
    Этой же цели служат и персонажи произведения: Фауст, Мефистофель, а также прекрасная девушка по имени Гретхен (Маргарита). Этот образ Гете считал одним из самых любимых и удавшихся. Скромной и наивной провинциалке, любящей тихий семейный уклад, удалось стать настоящим искушением для Фауста.
    Это была любовь с первого взгляда. Встретив девушку на улице, ученый уже ничего не смог поделать с нахлынувшими чувствами, и назначил ей свидание в саду. Маргарита ответила Фаусту взаимностью. Несложно догадаться, какой вихрь чувств бушевал тогда в груди влюбленной девушки. Воспитанная в строгих правилах провинциального городка мелких бюргеров, она ради любви решилась на отчаянный поступок: усыпила свою мать, которая могла помешать свиданию с Фаустом.
    Но что же так сильно привлекло ученого в этой простолюдинке? Неужели только молодость и красота звучным аккордом затронули потаенные струны души средневекового эскулапа? Пожалуй, этого было недостаточно. Фауст сумел разглядеть в молоденькой девушке природную зоркость и проницательность. Ведь Маргарита сразу же почувствовала в Мефистофеле представителя темных сил. Она томилась в его присутствии, чувствовала себя очень неуютно. И это естественное чувство собственного достоинства было оценено даже Мефистофелем.
    Маргарита – типичная представительница молодых и обаятельных, но очень несчастных девушек, которые волей судьбы воспитывались в жестокой бюргерской среде. Они ощущают жестокость и несправедливость этого мира, но, пытаясь вырваться из порочного круга, попадают в очень неприятные истории.
    Любовь Фауста и Маргариты, так внезапно и счастливо начавшаяся, претерпевает затем много трагических моментов. Сигналом тому послужила нелепая смерть брата Маргариты – Валентина, которого случайно убивает Фауст. В последние минуты жизни Валентин проклинает свою «гулящую» сестру, доставив, таким образом, бедной девушке двойное страдание.
    Но это лишь начало трагедий Маргариты. Ей еще предстоит пройти все земные круги ада, чтобы в итоге обезуметь в тюрьме. Но в этот, казалось бы, самый безнадежный момент ее жизни, приходит благословение небес. Мефистофель считает, что Маргарита осуждена на вечные муки грешницы, однако голос свыше утверждает иначе: «Спасена».
    Кроме Божественного понимания, есть в спасении Маргариты и земной смысл. Она в итоге смогла противостоять соблазнам и жестоким правилам этого мира, хоть и совершила в жизни много непоправимых ошибок. Ей было очень тяжело в своем окружении, ведь даже самые близкие и родные люди не стали опорой для девушки, а лишь усложнили ее жизнь. Не смог дай ей счастье и Фауст.
    Борьба между добром и злом в трагедии Гёте «Фауст»
    Проблема добра и зла, их абсолютного, трансцендентального и обыденного, земного воплощения, их взаимосвязь друг с другом и возможность перетекания одного в другое издавна волновала лучшие умы человечества. И если в Средние века добро и зло трактовалось, преимущественно, с религиозной, христианской позиции, то в эпоху Нового времени к ним стали применяться более трезвые и неоднозначные методы оценки. В своей поэтической трагедии Гёте пытается вскрыть истинную сущность двух непримиримых состояний бытия, и начинает он со знаковых для любого христианина фигур – Бога и Дьявола, носящего в трагедии имя Мефистофеля.
    Уже с первых страниц произведения читатель оказывается перед вопросом: «Зачем Добру в лице Создателя нужно отдавать в руки Злу своего «верного раба» Фауста»? Авторское объяснение имеет классический христианский вид: только с помощью испытаний человеческая душа может обрести свою истинную сущность. Таким образом, вечные, незыблемые понятия Добра и Зла сходятся на единственном возможном поле битвы – душе человека. В качестве подопытного кролика автором выбирается известная полумифическая-полуреальная фигура своего времени – доктор Фауст. Уставший от научного познания, герой стремится к познанию чувственному – он хочет объять окружающий его мир во всей полноте его жизни, стать его частью, прикоснуться ко всем его проявлениям.
    В своём поиске совершенной красоты и знания Фауст выходит за рамки как религиозных, так и общественных представлений о добре и зле. Он соблазняет невинную девушку, танцует с ведьмами в Вальпургиеву ночь, вызывает из преисподней духов умерших, участвует в императорских войнах и снабжает государство ничего не стоящими бумажными деньгами. При этом даже в злодеяниях Фауст по-своему прекрасен. Его одержимость жаждой познания гораздо лучше закостенелого в своих предрассудках немецкого общества, которое хочет денег – для пиршеств, здоровья – для телесных наслаждений, знаний – для всеобщего уважения, любви – для удовлетворения своих чувственных потребностей. В то время как мир живёт по законам мнимой добродетели, Фауст просто живёт, оценивая свои поступки только, когда они достигают пограничного состояния. Своей любовью к Гретхен герой наслаждается до тех пор, пока не понимает, что именно она стала причиной великого зла в жизни девушки.
    Приговорённая к виселице за убийство дочери, Гретхен осуждена обществом по всем статьям: она виновна и в том, что любила, и в том, что наслаждалась своим счастьем, и в том, что родила вне брака. Фактически никто уже и не пытается разобраться, что же случилось с ребёнком. Главное, что вышедшая за рамки христианской добродетели девушка, уже сама по себе является великим злом. Когда-то осудившая нагулявшую младенца Варвару, Гретхен сама повторила её судьбу, и была осуждена окружающими, но спасена собственным желанием искупления и Богом, увидавшим её душу морально выросшей и не сдавшейся даже под влиянием высочайшего несчастья – потери любви, любимого, дочери и всей жизни. Несчастная судьба Гретхен как нельзя лучше показывает истинное лицо немецкого общества, бытовая добродетель которого на деле превращается в злобный оскал грехов – осуждения, страстолюбия, лжи. Последнее очевиднее всего проявилось в репликах дам и кавалеров при императорском дворе. Знатная публика, разгоняющая скуку представлением с духами Париса и Елены, до глубины души возмущена естественным поведением Париса, посмевшего в присутствии высоких особ подпирать голову рукой и даже спать, немного похрапывая. По мнению высокородных дам, он ведёт себя неприлично; по мнению, автора – естественно, ведь он даже не видит всех этих людей, отдалённых от него целыми веками истории.
    Йоганн-Вольфґанґ ҐЕТЕ (1749-1832)
    Переклав з німецької Максим Рильський
    ВІЛЬШАНИЙ КОРОЛЬ
    Хто пізно так мчить у час нічний?
    То їде батько, з ним син малий.
    Чогось боїться і мерзне син –
    Малого тулить і гріє він.
    „Чому тремтиш ти, мій сину, щомить?”
    – Король вільшаний он там стоїть!
    Він у короні, хвостатий пан! –
    “То, сину, вранішній туман!”
    – „Любе дитя, до мене мерщій!
    Будемо гратись в оселі моїй,
    Квіти прекрасні знайду тобі я,
    У злото матуся одягне моя”.
    – Мій тату, мій тату, яке страшне!
    Як надить вільшаний король мене! –
    „Годі, маля, заспокойся, маля!
    То вітер колише в гаю гілля!”
    – „Хлопчику любий, іди ж до нас!
    Дочки мої у танку в цей час,
    Дочки мої тебе вийдуть стрічать,
    Вітати, співати, тебе колихать!”
    – Мій тату, мій тату, туди подивись!
    Он королівни вільшані зійшлись! –
    „Не бійся, мій синку! Повір мені:
    То верби сивіють у далині!”
    – „Мені, хлопче, люба краса твоя!
    З неволі чи з волі візьму тебе я!”
    – Мій тату, мій тату, він нас догнав!
    Ой, як бол?юче мене він обняв! –
    Батькові страшно, батько спішить,
    В руках його хлопчик бідний кричить;
    Насилу додому доїхав він,
    В руках його мертвий лежав його син.
    Гретхен
    (одна за прялкою)
    На серці жаль,
    Мій спокій зник
    І вже не вернеться
    Повік, повік.
    Де його нема –
    Могильна тьма,
    І білий світ –
    Зів’ялий цвіт.
    В голівоньці
    Журба тяжка,
    На думоньці
    Печаль гірка.
    На серці жаль,
    Мій спокій зник
    І вже не вернеться
    Повік, повік.
    Я виглядаю
    Його в вікно.
    Я дожидаю
    Його давно.
    Ой коли б прийшов,
    Хорош, ласкaв,
    Пройняв очима,
    Словом заграв,
    Посмішкою
    Зачарував,
    Потиснув руку,
    Поцілував!
    На серці жаль,
    Мій спокій зник
    І вже не вернеться
    Повік, повік…
    До нього рветься
    Душа моя.
    Його обняти
    Жадаю я,
    І цілувати,
    І любо мліть.
    В його цілунках
    І смерть зустріть.

  4. Смысл человеческой жизни, устройство мира, любовь, власть, деньги, неограниченные желания и их последствия – это лишь часть тем, которые затрагивает автор “Фауста”. Выделить основную мысль в таком масштабном произведении достаточно сложно. Трагедия Гёте учит тому, что абсолютное знание не всегда во благо, человек слишком слабое существо, чтобы пройдя дьявольские испытания сохранить душу невредимой и чистой.
    Над идеей “Фауста” до сих пор не утихают споры литературоведов и критиков. Жажда познания мира, эмоционального, физического, интеллектуального, неминуемо приводит к гибели души, ведь идти на поводу у своих желаний – заведомый провал. Гёте наполнил произведение серьёзной философской проблематикой, при этом основу сюжета составляет народная легенда. Если добавить к этому идеи просвещения и критику средневековья – то получится абсолютно уникальное творение – таковым стала трагедия “Фауст”.

    Композиция

    “Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы.

  5. Универсальный гений немецкой классической литературы Гете написал глубоко философское произведение «Фауст», в котором превознес человека, ищущего истину.
    История написания трагедии связана с увлечением автора давними немецкими легендами о докторе и маге Фаусте, жившем еще в средние века. Об этой неоднозначной личности ходили разные слухи. И то, что он учитель, развращающий своих учеников, и то, что он занимается алхимией и магией. Поговаривали, что Фауст был настолько талантлив и эрудирован, что мог бы с легкостью по памяти воспроизвести труды античных философов. Но главное, чем взволновал всех этот человек – это сделка с мистическими силами.
    Гете тоже был пленен образом средневекового доктора, и решил создать на его основе своего героя. Однако интерпретация образа Фауста великим драматургом отличается от прежних его художественных воплощений. Это уже не был несчастный дерзкий доктор-маг, а одаренный ученый, ищущий истину. Таким образом, средневековый Фауст приобрел характерные черты человека эпохи Просвещения.
    Тема трагедии: поиски главным героем истинных знаний, открывающих путь к познанию мира. Фауст – талантливый ученый, достигший высот во многих сферах, но ему этого не достаточно. Он понимает, что человек ограничен в своих интеллектуальных возможностях. Поэтому главный герой обращается за помощью к духам. В то же время на небе заключается договор, объектом которого становится душа Фауста. В результате, Фауст заключает сделку с мистическими силами о том, что ему помогут открыть все тайны бытия взамен на его душу.
    Идея трагедии: превознесение разума, вера в человечество.
    Главной проблемой произведения является борьба добра и зла, их противостояние в душе человека. Главный герой поддается различным испытаниям и соблазнам, но все-таки в конце находит правильный путь и выходит победителем.

  6. Школьное сочинение на тему Иоганн Вольфганг Гёте и его «Фауст». Начать разговор с «Фауста» Гёте означает начать его с конца XVIII- начала XIX в., т. е. с эпохи, главным событием которой явилась Французская революция 1789-1794 гг. Революция положила конец господству феодализма в Европе, длившемуся несколько веков, и открыла эру, господства буржуазии. Гёте был в числе тех немногих, кто уже в то время понимал историческое значение этой революции. Известна фраза, сказанная им после победы французских революционных войск над армиями феодальной коалиции под Вальмй: «Здесь и отныне началась новая эпоха Всемирной истории, и вы вправе говорить, что присутствовали при ее рождении». Одна форма эксплуатации сменилась при этом другой, но пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», были разорваны, национальная замкнутость нарушена, патриархальные иллюзии развенчаны.
    Германия, как мы уже знаем, далеко отставала в то время в социальном и политическом развитии от революционной Франции и хозяйственно крепкой Англии, – к концу XVIII в. она все еще состояла из множества карликовых княжеств и герцогств, властители которых угнетали и тиранили своих подданных. Крестьяне страдали от крепостной зависимости. Бюргерство (т. е. городские, буржуазные слои населения) было экономически слабым и политически трусливым, не боролось против князей, а лакействовало перед ними. «Все прогнило, расшаталось, готово было рухнуть, и нельзя было даже надеяться на благотворную перемену, . . – писал Ф. Энгельс, характеризуя состояние Германии того времени. – И только отечественная литература подавала надежду на лучшее будущее. Эта позорная в политическом и социальном отношении эпоха была в то же время великой эпохой немецкой литературы. Каждое из выдающихся произведений этой эпохи проникнуто духом вызова, возмущения против тогдашнего немецкого общества». Французская революция, по выражению Энгельса, «точно молния ударила в этот хаос, называемый Германией». В ряде районов страны начались крестьянские волнения. В Майнце организовалось «Общество друзей равенства и свободы» по образцу якобинского клуба, создавшее свое правительство. Но просуществовало оно всего несколько месяцев. В стране не было сил для революционного переворота. Вторжение наполеоновских войск способствовало дальнейшей деградации и без того прогнившего феодально-монархического режима.
    После падения Наполеона в Германии снова, казалось, укрепились феодальные порядки, однако восстановить всю старую систему, существовавшую до 1789 г., было уже невозможно.Еще с конца XVIII в. в немецкую литературу вошло острое ощущение исторического перелома. Мощные революционные взрывы происходили за пределами Германии, но драматическая напряженность эпохи с большой силой отразилась и в «Фаусте» Гёте, и в трагедиях Шиллера, и в произведениях их младшего современника Клейста. В немецкой литературе нашло свое выражение новое самоощущение личности, духовно освобождавшейся от местнических, сословных, религиозных ограничений и предъявившей к себе и мироустройству максималистские нравственные требования. Центральной проблемой большой немецкой литературы сделалось соотношение «личность и мир».
    Есть книги, читаемые в определенном возрасте, интересные только юным читателям или же только тем, кого юным уже не назовешь. И есть такие произведения, которые можно читать и перечитывать всю жизнь, каждый раз открывая в них для себя что-то новое, но так и не исчерпав всего богатства их содержания. Вот уже около двух столетий «Фауст» великого писателя, мыслителя Гёте (1749-1832) волнует, восхищает, побуждает к раздумьям о смысле и назначении человеческой жизни все новые поколения людей разных стран, возрастов, профессий. Трагедия, созданная Гёте, вдохновляет художников, иллюстрирующих ее страницы, композиторов, пишущих музыку на ее текст. Замечательны иллюстрации к «Фаусту», сделанные французским живописцем и графиком Эженом Делакруа. К «Фаусту» обращались в своем творчестве русский художник Михаил Врубель, немецкий – Эрнст Барлах, американский – Рокуэлл Кент. Наряду с широко известной оперой «Фауст», созданной в середине прошлого века Шарлем Франсуа Гуно, можно назвать также оперу итальянского композитора Арриго Бойто «Мефистофель». На мотивы гётевского «Фауста» писали музыку Людвиг; ван Бетховен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Рихард Вагнер, Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Петр Чайковский, Альфред Шнитке.
    «Фауст» Гёте переведен на множество языков мира. Существует около двадцати переводов «Фауста» (или его отдельных частей) на русский язык. Фигура Фауста впервые появилась в немецкой «народной книге» XVI в. – книге, созданной на основе народных преданий, легенд. А затем образ Фауста сделался, подобно мифологическому титану Прометею, давшему людям огонь, одним из тех образов, что, раз возникнув, появляются в искусстве вновь и вновь: Трудно даже перечислить всех писателей, обращавшихся, как и Гёте, к образу Фауста. Среди них английский драматург времен Шекспира Кристофер Марло, немецкие просветители Готхольд Эфраим Лессинг и Максимилиан Клингер, английский поэт-романтик Джордж Гордон Байрон и австрийский – Николаус Ленау, великий Пушкин, немецкий романист Томас Манн…

  7. ТИП урока: урок поиска истины
    ТЕМА. И.В.Гете. «Фауст» – спор о человеке, спор за душу человека»
    Больше света!..
    Предсмертные слова Гете
    Задачи: рассмотреть философскую трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения,
    раскрыть идейное и художественное содержание трагедии,
    развивать навыки  литературоведческого анализа драматургического произведения,
    воспитывать жизнеутверждающие начала, противостояние злу.
    Оборудование: портрет И.В.Гете, подборка репродукций картин художников Просвещения, аудиозапись арии Мефистофеля из оперы Ш.Гуно «Фауст» , текст трагедии в переводе Б.Пастернака и Н.Холодковского, портрет  Ю.Гагарина, вид Земли из космоса.
    Содержание урока:
    1. Вступительное слово учителя.
    2. Интеллектуальная разминка (фронтальный опрос по материалу предыдущего урока).
    3.Прослушивание аудиозаписи.
    4. Обращение к художественной подборке.
    5. Индивидуальное сообщение «Система образов».
    6. Индивидуальное сообщение «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века»
    7. Выборочное выразительное чтение с комментированием (групповые  задания): Фауст – Вагнер, трагедия Фауста-ученого; Фауст – Гретхен, трагедия Фауста-любящего человека.
    8. Индивидуальное задание «Обзор П части трагедии».
    9. Чтение последнего монолога Фауста.
    10. Заключительное слово учителя.
    11. Д.з., итог урока.
    1. Вступительное слово учителя.
    – 45 лет назад наш соотечественник, первый землянин,  увидевший планету из космоса, воскликнул в восхищении и восторге: «Какая же она голубая!». Теперь иное видят космонавты: планета подернута дымкой, похожей на городской смог, сверхточные приборы фиксируют на черном фоне космического вакуума темный шлейф. Что это? Одни объясняют сбоем аппаратуры или особым составом стекла окуляров и иллюминаторов. Другие утверждают, что это темная энергетика человечества, скопившаяся за тысячелетия, энергетика убийств и насилия, подлости и предательства, зависти и корысти, неблаговидных поступков, слов, мыслей. И те, и другие признают: мир находится на грани хрупкого равновесия и на чаше мировых весов не золото и серебро, нефть и газ, а то, что в наших душах, энергетика души каждого из нас.
    Но любой из нас еще по детским сказкам крепко-накрепко усвоил прописную истину: Зло победимо, Добро и Красота обязательно восторжествуют, какие бы испытания ни преодолевали персонажи.
    Вот и Гете проводит своего героя через дьявольские искушения в поисках Истины.
    И мы с вами проведем урок поиска истины, на котором рассмотрим трагедию Гете как художественное воплощение идей эпохи Просвещения, попытаемся раскрыть идейное и художественное содержание трагедии и, надеюсь, получим урок жизнеутверждающей силы  Разума и Добра. Именно к этому сводится спор о человеке, спор о его душе, о смерти и бессмертии, низости и возвышенности Человека.
    ЗАПИШЕМ тему урока.
    В качестве эпиграфа я предлагаю записать афористичные предсмертные слова Гете «Больше света!..», потому что  воспринимаю их и как призыв, и как завет мудрого просветителя: «Больше света в нашу жизнь! Больше света в наши души!»
    ЗАПИШЕМ ЭПИГРАФ и ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
    ? Человек… «саранча», «цикада легковесная», «скот скотом» или «озаренный божьим светом изнутри»?
    ? В чем сущность человеческого бытия?
    – Может быть, кому-то покажется рано восьмиклассникам задумываться над такими серьезными вопросами. Но 14 лет – это возраст отрицания всех и всего, возраст поиска самого себя, поиска своих ценностей, 14 лет – это первые влюбленности и разочарования, безверия в себя и моменты прозрения и вдохновения. Так что, очень может быть, что  история о Фаусте  вам покажется более понятной и близкой, чем мне.
    П. Интеллектуальная разминка (фронтальный опрос по материалу прошлого урока).
    – Вспомним основные положения прошлого урока и выводы, к которым мы пришли.
    ? Что легло в основу трагедии Гете? (Средневековая легенда о докторе Фаусте)
    ? Фауст – плод народного вымысла или и литературного Фауста был реальный прототип? (Действительно, в Германии в конце 15 века жил маг и чернокнижник доктор Фауст)
    ? Какие общие и различные черты мы отмечаем в Фаусте из народной легенды, многочисленных литературных версий? (ученый заключил сделку с дьяволом, но проиграл ему, Фауст Гете – победитель).
    ? Как в произведении сочетается реальное с вымыслом?
    ? Почему по жанру мы относим к философской трагедии?
    ? На чем основан конфликт трагедии?
    ? Нами прочитан «Пролог» в переводах Б.Пастернака и Н.Холодковского. Что дало сопоставление различных переводов в понимании спора Господа и Мефистофеля о Человеке? (В переводе Пастернака мнение Мефистофеля о Человеке более циничное).
    Ш. Прослушивание аудиозаписи.
    –  Сейчас, я думаю, самое время предоставить слово Мефистофелю, Послушаем запись арии Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст» в классическом исполнении итальянского певца Н.Гедды . Тут же прозвучит современная аранжировка в неожиданно женском  варианте Татьяны Калинченко. Музыка передаст силу и натиск, а в русском переводе вы услышите рефреном звучащую уверенность в собственном беспределе и презрение к человеку. Пока слушаете, всмотритесь в фотографии, на которых Ф.И.Шаляпин в расцвете творческих сил в образе Мефистофеля. Интересно, что Шаляпин говорил о Мефистофеле: «Мефистофель дьявольски красив, но он не дьявол. Он темная сторона человеческих страстей»
    ? Так в чем же так уверен Мефистофель.
    1У. Обращение к художественной подборке репродукций картин эпохи  Просвещения.
    – А вот просветители, среди них и Гете, были уверены в ином. Перед вами репродукции картин этого времени. В основном по жанру…портреты. Не божественные лики, не монархи и видные государственные деятели, а скульптор, ученый (Коперник). Художник, негоциант-купец, держащий в руке не счеты, а книгу в дорогом переплете. Веком ранее написаны портреты этих юных женщин, потому еще скованы линии, профильное изображение, но образы очаровательны, В свое время они были символом ликующей светом женской красоты. Может быть, и Гретхен была такая…  Появляются и жанровые (бытовые) картины, герои которых – обычные люди в обычных ситуациях. Обратите внимание на цветовое соотношение лиц и фона. Просветитель утверждает: «Человек, ты красив. Твой внутренний мир  одухотворен. Познай себя и мир. Преобразуй темный, мрачный мир вокруг себя. Совершенствуй и совершенствуйся!»
    Просветитель Гете в образе Фауста символизирует все человечество, осознающее несовершенство мира, вечно неудовлетворенного собой и окружающим миром, но страстно стремящееся стать лучше, сделать мир более совершенным местом для жизни и развития людей.
    У. Инд.задание «Система образов(схема, комментарий взаимосвязи).
    – Рядом с Фаустом множество второстепенных персонажей, без имен. Но это те, кто возвращает к жизни человека просвещенного, но разуверившегося, это те, ради кого Фауст решается на дальнейшие поиска смысла жизни. Какова же система образов? ЗАПИШЕМ микротему и слушаем …
    У1. Инд.задание  «Изображение социального быта немецкой провинции 18 века».
    -Кто герои и как они взаимосвязаны, мы выяснили. А вот где происходят события, какова социальная среда, атмосфера, расскажет …
    ЗАПИШЕМ микротему и вывод.
    УП. Выборочное чтение наиболее ярких сцен, комментарии и вывод (групповые задания).
    -Рассмотрим соотношение образов Фауста и Вагнера, трагедию Фауста-ученого.
    ? Какие сцены важны? Кто представляет?
    «За городскими воротами», «В кабинете».
    ВЫВОД: Фауст и Вагнер – коллеги, ученые. Вагнера интересует только наука, он чужд жизни людей. А Фауст глубоко страдает от бессилия и разочарования. Его душа стремится к идеалу и к жизни.
    – Так как пособия у нас разные и трагедия дана в сокращении, то я кратко расскажу, о чем говорится в пропущенных сценах. Мефистофель приступает к выполнению тайного плана. Для начала он ведет Фауста в компанию веселых бражников, полагающих, что истина  в вине. Из этой дьявольской попытки, однако, ничего не вышло. Фауст равнодушен к вину, случайным знакомствам, мимолетной любви. И тогда с помощью ведьмы Мефистофель  заставляет Фауста выпить снадобье, возвращающее молодость и желание любить и быть любимым. Знакомит с прекрасной и доверчивой Маргаритой, в чьей жизни Фауст, сам того не желая, сыграет неблаговидную роль. Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст  забудет о своих исканиях и в любовном упоении произнесет заветные слова. Мефистофель не понимает, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление тех же исканий: Маргарита для него знаменует красоту и полноту самой жизни. Ее непосредственность и простота воспринимается им как воплощение природы.
    «Ах, две души живут в груди моей!» – восклицает Фауст. И вот кажется, эти две души сейчас соединятся – идеал воплощен в реальной девушке. Но так ли это?
    -Рассмотрим ТРАГЕДИЮ ФАУСТА-ЛЮБЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА .
    – Представляют … Сцены «Сад», «Пасмурный день. Поле», «В тюрьме».
    ВЫВОД: Трагедия Фауста и Маргариты не бытовой случай из частной жизни. Это – символ недостижимости совершенства, идеала на земле. Порыв Фауста к людям стал роковым для Гретхен, Валентина. Фауст понимает теперь, как велика ответственность человека пред другим человеком.
    УШ. Обзор П части трагедии, чтение монолога.
    -Первая часть «Фауста» – художественное завершенное произведение. Это трагедия ученого, который разуверился в современной ему науке, и трагедия человека, не нашедшего счастья в любви, в печальном конце которой он сам невольно оказался виноват.
    Но на этом поиск истины,  испытание души человеческой не закончен, не остановлено  мгновение. Гете продолжил разрешение спора о человеке во второй части «Фауста», которую нам представляет обзорно …
    Монолог Фауста, который нам прочитает …, по признанию самого автора, очень важен: в нем ключ к пониманию всей трагедии, Слушаем, вникаем.
    1Х. Заключительная беседа.
    ? В чем же нашел Фауст смысл жизни, сказав: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»?  (в борьбе, в труде ради народа, в исканиях).
    – Фауст мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил, он щедро отдавал себя науке, любви, служению красоте, труду ради блага других. Верой в человека проникнуты строки последнего монолога Фауста:
    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день идет за них на бой.
    ? Вернемся к нашим проблемным вопросам. Так как вы ответите на них?
    ? Вернемся к воображаемым мировым весам. Что положим в светлую чашу? темную? (труд, оптимизм, гуманность, доброту, веру; разочарование, цинизм, эгоизм).
    – История Фауста сложна, фантастична и реальна. Дерзания Фауста помогают понять, что достичь душевную гармонию возможно, только трудясь  во благо других, неся ответственность перед людьми и природой, освободившись от цинизма, зависти.
    Больше света!
    Д.з. Монолог Фауста наизусть, творческая работа «Мысли  по прочитанному» (аналогии с русскими просветителями-классицистами, сентименталистами, обращение к Гете, размышление по эпиграфу, произведению…).

  8. Калининградский Государственный Университет
    Доклад по литературе
    Студентки II курса 7 группы факультета РГФ
    Туровской Татьяны Викторовны
    Религиозно – философский смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете «Фауст»
    Калининград,
    2001
    Поэзия – дар, свойственный всему миру и всем народам,
    а не частное наследственное владение отдельных тонких
    и образованных людей.
    И. – В. Гете.
    29 августа 1749 года во Франкфурте – на – Майне родился Иоганн Вольфган Гете. Именно этому ребенку суждено было стать лицом немецкой литературы 18 в. К моменту рождения Гете уже как 100 лет назад закончилась в Германии Тридцатилетняя война. Мир за собой повлек сначала бурное развитие экономики, а затем ее же резкий спад. По требованию отца, повзрослевший Гете изучал юриспруденцию и защитил в 1771 году диссертацию на тему о взаимоотношении между церковью и государством. Но кроме этого Гете занимался геологией, оптикой, морфологией животных и растений, изучал историю искусства, много рисовал, посещал лекции, посвященные творчеству Шекспира, и писал стихи. Кроме Шекспира на молодого Гете оказали сильное влияние такие писатели как В. Скотт, Гизо, Вильмен, Кузен – это все писатели – романтики. Но в немецкой литературе эпоха романизма была отмечена необычным взлетом философской мысли. Отсюда на Гете оказали свое влияние такие мыслители как Фихте, Шеллинг, Гегель.
    В своей жизни Гете много путешествовал. Он трижды побывал в Швейцарии: этот «рай на земле» ко времени Гете был неоднократно воспет. Гете ездил и по городам Германии, где и столкнулся с удивительным явлением – кукольными ярморочными спектаклями, в которых главными действующими лицами был некий Фауст – доктор и чернокнижник и черт Мефистофель. Именно с национальной традицией связанно то, что для Гете принципы, сформулированные Аристотелем, утрачивают значение вечной нормы.
    Неизгладимым впечатлением для Гете явилась Италия. Она стала исходным рубежом, определившим новое – классическое направление в творчестве Гете. Но она обогатила поэта такими впечатлениями, которые уже подготовили и выходы за рамки системы «веймарского классицизма». В Венеции Гете знакомится с театром масок. Мне кажется, что именно образ этого театра масок воспроизвел Гете в «Фаусте», а точнее в Вальпургиевой ночи в первой части и в бале – маскараде у императора при дворе во 2 – ой части. Кроме того во второй части произведения место всего действия – это какие – то классическо – античные  итальянские ландшафты, а во многих сценах Гете, стилизируя, начинает изъясняться в ритме стихов античных авторов. И это не говоря уже о сюжете…
    Как уже отмечалось раньше, поездки по Германии привели Гете к замыслу «Фауста». Театр представлял историю о докторе Фаусте и Мефистофеле как веселую, иронически – сатирическую комедию. Но ведь это театр, и он всегда отражает мысли, думы, да и сам стиль жизни народа. И Гете обратился к письменным источникам – хроникам и преданиям. Из хроник узнать удалось немного, а вот легенда рассказала о том, что некогда родился мальчик у вполне благополучных родителей, но с самых ранних лет он проявлял дерзкий нрав. Когда он подрос его родители и дядя посоветовали учиться ему на богословском факультете. Но молодой Фауст «оставил это богоугодное занятие» и занимался изучением медицины, а также попутно, «толкованием халдейских… и греческих знаков и письмен». В скоре он стал доктором и при том очень неплохим. Но его интерес к магии привел к тому, что он вызвал духа и заключил с ним договор … Это была чисто религиозная оценка ситуации; здесь окончательно и бесповоротно осуждались Фауст и Мефистофель, а все внемлющие предостерегались и поучались – наставлялись в богобоязненной жизни. Мефистофель на протяжении всей легенды обманывает Фауста, а островной конфликт можно было бы сформулировать так: «конфликт между добром и злом», без дальнейших разбирательств, что есть добро, а что зло… Мефистофель, здесь представляет сторону зла, предлагал знание и вместе с ним могущество, а от Фауста требовалось лишь отречение от христианства. Мефистофель был лишь одним из демонов, но отнять не особенным.
    Гете перевел эту легенду на современную ему почву. В «Фаусте» оказались органически слиты самые разные элементы – начало драмы, лирики и эпоса. Именно поэтому многие исследователи называют это произведение драматической поэмой.  «Фауст» включает с себя элементы, различные и по своей художественной природе. В нем есть сцены реально – бытовые, например, описание весеннего народного гуляния в выходной день; лирические свидания Фауста и Маргариты; трагические – Гретхен в темнице или момент, когда Фауст едва не прекратил жизнь самоубийством; фантастические. Но фантастика Гете в конечном счете всегда связана с реальностью, а реальные образы за частую носят символический характер.
    Идея трагедии о Фаусте возникла у Гете достаточно рано. Изначально у него получилось две трагедии –«трагедия познания» и «трагедия любви». При этом обе они остались неразрешимыми. Общий тон этого «пра – Фауста» мрачный, что вообще-то и неудивительно, т. к. Гете удалось полностью сохранить колорит средневековой легенды, по крайней мере в первой части. В  «пра – Фаусте» сцены, написанные в стихах перемежаются с прозаическими. Здесь в личности Фауста сочетались, титанизм, дух протеста, порыв к бесконечному.
    13 апреля 1806 г. Гете записал в своем дневнике:» Закончил первую часть «Фауста». Именно в первой части Гете обрисовывает характеры двух своих главных героев – Фауста и Мефистофеля; во- второй части Гете больше внимания уделяет внимания окружающуму миру и общественному устройству, а также соотношению идеала и реальности.
    С Мефистофелем мы знакомились уже в «Прологе на небе». И здесь уже видно, что Мефистофель – черт не будет полностью отрицательным персонажем, т. к. он симпотичен даже Богу:
    Из духов отрицания ты всех менее
    Бывал мне в тягость, плут и весельчак.
    И именно Господь дает поручение Мефистофелю:
    Из лени человек впадает в спячку.
    Ступай, расшевели его застой…
    Гете отражает в Мефистофеле особый тип человека своего времени. Мефистофель становиться воплощенным отрицанием. А 18 век особенно изобиловал скептиками. Расцвет рационализма содействовал развитию критического духа. Все, что не соответствовало требованиям разума ставилось под сомнение, а насмешка разила сильнее гневных обличений. Для некоторых отрицание стало всеобъемлющим жизненным принципом, и это отражено в Мефистофеле. Его реплики вызывает улыбку даже над тем, над чем смеяться, в принципе, и не надо:
    Как речь спокойно и легка!
    Мы ладим, отношения с ним не портя.
    Прекрасная черта у старика
    Так человечно думать и о черте
    Но как уже было замечено, Гете не рисует Мефистофеля исключительно воплощением зла. Он умен и проницателен, он критикует очень обоснованно и критикует все: беспутство и любовь, тягу к знаниям и глупость:
    Приятно то, что отдаляет цель:
    Улыбки, вздохи, встречи у фонтана,
    Печаль томления словом, канитель,
    Которую всегда полны романы.
    Мефистофель – мастер подмечать человеческие слабости и пороки, и нельзя отрицать справедливости многих его язвительных  замечаний:
    О, вера – важная статья
    Для девушек властолюбивых:
    Из женихов благочестивых
    Выходит смирные мужья…
    Мефистофель к тому же еще и пессимистически настроенный скептик. Именно он говорит, что жизнь человеческая – маята, сам человек считает себя «божком вселенной». Именно эти слова черта мне кажутся показателями того, что Гете уже отказывается от рационалистических концепций. Мефистофель говорит, что Господь наделил человека искрой разума, но пользы от этого нет, ибо он, человек, ведет себя хуже скотов. Речь Мефистофеля содержит резкое отрицание гуманистической философии – философии эпохи Возрождения. Люди сами настолько испорчены, что дьяволу нет необходимости творить зло на земле. Люди отлично обходятся в этом и без него:
    Да, господи, там бессовестный мрак
    И человеку бедному так худо.
    Что даже я щажу его покуда.
    Но тем не менее Мефистофель обманывает Фауста. Ведь на самом деле Фауст не говорит:» Мгновение, повремени!». Фауст, уносясь в своих мечтах в далекое будущее, употребляет условное наклонение:
    Народ свободный на земле свободной
    Увидеть я б хотел в такие дни.
    Тогда бы мог воскликнуть я :»Мгновенье!
    О, как прекрасно ты, повремени!»
    Фауст в глазах Мефистофеля безумный мечтатель, желающий невозможного. Но Фаусту дана божественная искра поиска. На протяжении всей поэмы он ищет себя. И если вначале он отчаивается, что не может стать богоподобным, то в самом конце произведения он говорит:
    О, если бы, с природой наравне,
    Быть человеком, человеком мне…
    На мой взгляд каждому из нас дана эта искра поиска, искра пути. И каждый из нас умирает, духовно умирает, в тот миг, когда ему уже становится ничего не надо, когда время как поток перестает иметь значение. Спор Бога с Мефистофелем – это решение каждого из нас куда идти. И правы, как ни странно, они оба. И Бог это прекрасно осознает. Поиск искупляет ошибки, и именно поэтому и Фауст и Маргарита оказываются в раю.
    А закончить я хотела бы словами А. Аникста:
    «»Фауст» Гете принадлежит к числу тех явлений искусства, в которых с огромной художественной силой воплощен ряд коренных противоречий жизни. Прекраснейшая поэзия сочетается здесь с поразительной глубиной мысли».
    Список литературы:
    И. –В. Гете. Фауст. М., 1982 г.
    Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986 г.
    Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987 г. Том 1, 2.
    Легенда о докторе Фаусте. М., 1978 г.
    Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989 г.

  9. Таганрог 1997

    Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

    ФАУСТ

    “Фауст” Гёте- одно из выдающихся
    художественных произведений, которые, доставляя высокое эстетическое
    наслаждение, одновременно открывают много
    важного о жизни.
    Такие
    произведения превосходят по своему значению книги, которые читают из любопытства, для отдыха и развлечения.
    В произведениях
    такого рода поражает особенная глубинна постижения жизни и несравненная красота, с какою мир воплощён в живые образы. Каждая их страница таит для нас
    необыкновенные красоты, озарения о смысле некоторых
    жизненных явлений, и мы из читателей
    превращаемся в соучастников великого процесса духовного развития человечества.
    Произведения, отличающиеся такой силой обобщения, становятся высшим воплощением духа
    народа и времени. Более того, мощь художественной мысли
    преодолевает географические и государственные рубежи и другие народы также
    находят в творении поэта мысли и чувства, близкие им. Книга обретает всемирное
    значение.
    Произведение, возникшее в определённых условиях и в
    определённое время, несущее на себе неизгладимую
    печать своей эпохи, сохраняет интерес и для
    последующих поколений, потому что человеческие
    проблемы: любовь и ненависть, страх и надежда, отчаяние и радость, успех и поражение, рост и упадок- всё это и многое другое
    не привязано к одному времени. В чужом
    горе и в чужой радости люди иных поколений узнают своё. Книга приобретает общечеловеческую
    ценность.
    Создатель “Фауста” Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) прожил на свете восемьдесят два года, наполненных неустанной и
    разнообразной деятельностью    Поэт, драматург, романист, Гёте был также неплохим художником и
    весьма серьёзным учёным- естествоиспытателем. Широта умственного кругозора Гёте была необыкновенной. Не было такого жизненного явления, которое не привлекло бы его внимания.
    Гёте работал над “Фаустом” почти всю свою творческую жизнь. Первый замысел возник у него когда ему было
    не многим больше двадцати лет. Закончил
    он произведение за несколько месяцев до кончины. Таким образом, от начала работы до её окончания прошло около шестидесяти лет.
    Больше
    тридцати лет заняла работа над первой частью “Фауста”, которая была впервые
    опубликована целиком в 1808 году. К созданию второй части Гёте долго не приступал, занявшись ей вплотную в самые
    последние годы жизни.  В печати она появилась уже после его смерти, в 1833
    году.
    “Фауст” – поэтическое
    произведение особого, черезвычайно редкого
    стилевого строя. В “Фаусте”  есть сцены реально – бытовые, как, например, пирушка
    студентов в погребке Ауэрбаха, лирические, как свидания  героя с Маргаритой, трагические, как финал первой части – Гретхен в
    темнице.
    В “Фаусте” широко использованы
    легендарно – сказочные мотивы, мифы и
    предания, а рядом с ними, причудливо сплетаясь с фантастикой, мы видим реальные человеческие образы
    и вполне жизненные ситуации.
    Гёте прежде всего – поэт. В немецкой поэзии нет произведения, равного “Фаусту” по всеобъёмлющему характеру его поэтического строя. Интимная лирика, гражданский пафос, философские раздумья, острая сатира, описание природы, народный юмор – всё это наполняет
    поэтические строки универсального творения Гёте.
    Основу сюжета составляет легенда о
    средневековом маге  и чернокнижнике Иоанне Фаусте. Он был реально существовавшей личностью, однако уже при его жизни о нём стали
    складывать легенды. В 1587 году в Германии вышла
    книга “История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника
    “, автор которой неизвестен. Он написал свое сочинение в осуждение
    Фауста как безбожника. Однако при всей враждебности
    автора в его сочинении проглядывает истинный облик замечательного человека, который порвал со средневековой
    схоластической наукой и богословием с целью постигнуть законы природы и
    подчинить её человеку. Церковники обвинили его в том, что он продал душу дьяволу.
    Порыв Фауста к знанию отражает
    умственное движение целой эпохи духовного развития европейского общества, получившей название эпохи Просвещения
    или века Разума. В восемнадцатом веке в борьбе
    против церковных предрассудков и мракобесия развивалось широкое движение за
    изучение природы, постижение её законов и
    использование научных открытий на благо человечества. Именно на почве этого
    освободительного движения и могло возникнуть произведение, подобное “Фаусту” Гёте .Эти идеи имели
    общеевропейский характер,
    но были особенно
    характерны для Германии.
    В то время как
    Англия пережила свою буржуазную революцию ещё в семнадцатом веке, а Франция прошла через революционную
    бурю в конце восемнадцатого века, а в Германии исторические условия сложились так, что из- за раздробленности страны
    передовые общественные силы не могли объединиться для борьбы против отживших
    социальных установлений.
    Стремление
    лучших людей к новой жизни проявлялось поэтому не в реальной политической
    борьбе, даже не в практической
    деятельности, а в деятельности умственной.
    В “Фаусте” Гёте выразил в образной поэтической форме  своё  понимание
    жизни. Фауст – несомненно  живой
    человек с страстями и чувствами, присущими
    другим людям. Но будучи яркой и выдающейся
    индивидуальностью Фауст отнюдь не является воплощением совершенства. Путь Фауста сложен. Сначала он бросает гордый вызов
    космическим силам, вызывая духа земли и надеясь
    помериться с ним силой. Жизнь Фауста, которую развёртывает перед читателем
    Гёте -, это путь неустанных исканий .
    Отец Фауста был врачом, он привил ему любовь к науке и
    воспитал в нём стремление служить людям. Но врачевание отца оказалось бессильным против болезней, поражавших людей. Во время эпидемии чумы юный Фауст, увидев, что отцовские средства не могут остановить поток смертей, обратился с горячей мольбой к небесам. Но помощь не пришла и оттуда. Тогда Фауст раз и навсегда решил, что, бесполезно обращаться за помощью к богу. После этого Фауст посвятил себя науке.
    Эту
    предысторию Фауста мы узнаём по ходу действия. С героем мы  встретимся уже тогда,  когда он проделал большой жизненный
    путь и пришёл к выводу о  напрасных своих стараниях. Отчаяние Фауста настолько глубоко, что он хочет покончить жизнь
    самоубийством. Но в этот момент он слышит
    мольбы людей и решает остаться жить.
    В критический
    момент на пути Фауста встречается Мефистофель. Здесь надо вернуться к одной из сцен,  предваряющих начало действия, – к Прологу на небе. В нём Господь, окружённый ангелами, встречается с Мефистофелем. Обитатель ада Мефистофель воплощает
    зло. Вся сцена символизирует
    борьбу добра и зла, происходящую в мире.
    Мефистофель
    полностью отрицает за человеком какие- либо достоинства . Господь признаёт что человек далёк от
    совершенства, но всё же  в конечном счёте
    способе выбраться “из мрака”. В качестве такого человека Господь
    называет Фауста. Мефистофель просит разрешения
    доказать, что и Фауста легко сбить с
    пути истинного. Спор между Мефистофелем и
    Богом  является спором о природе и ценности человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *