Сочинение на тему главный герой повести тарас бульба

9 вариантов

  1. Тарас Бульба будто собственноручно выстраивает русло для дальнейшего сюжета. Аналогичная сцена есть и в середине повести. Когда Тарас узнал, что Андрий предал запорожцев, старый козак хотел посмотреть своему сыну в глаза, а после – отомстить ему. В повествование вновь вмешивается случай: до козаков дошли нехорошие слухи. Пока защитники были в Польше, татары разграбили Сечь и взяли в плен нескольких запорожцев. Если до этого момента козаки единогласно поддержали идею Тараса остаться и ждать, пока в Дубно закончатся припасы еды, чтобы потом вновь дать бой, то после полученной информации, воины хотели свести счёты с татарами. В итоге часть козаков уезжает, а другие остаются около города Дубно.
    Наиболее значимым сюжетным поворотом в повести оказывается убийство Андрия. Не сумев смириться с выбором сына, Бульба убивает его. Козак мог пощадить сына, оставить того биться с запорожцами или же устроить над ним суд, взяв в плен – вариантов было несколько. Но Бульба не раздумывал ни минуты. Полный решительности и жажды справедливости, Бульба-старший стреляет в Андрия. Для того чтобы решиться на такой поступок, нужно быть по-настоящему отважным человеком, который верен своим незыблемым идеалам. Бульба очень много говорит о православной вере, в частности, о христианстве. Он считает себя законным защитником христиан, а потому: «самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю…» Эпизод в тюрьме наглядно демонстрирует насколько сильно вопрос веры волнует козака. Переодевшись иностранным посетителем, Бульба проникает в темницу с помощью Янкеля. Один из стражников не хотел пропускать гостей и позволил себе резко высказаться о христианстве. Не смог стерпеть этого Тарас – он отвечает стражнику, раскрывая тем самым свою личность.

  2. Остап Бульбенко – старший сын Бульбы, вместе со своим братом окончил семинарию и после окончания обучения вернулся домой. Читатель узнаёт о том, как показал себя Остап в семинарии из нескольких эпизодов: Остап поначалу не хотел учиться и пытался сбежать, но со временем взялся за ум. По-настоящему этот персонаж раскрывается в походе на поляков. Остап предстаёт перед нами достойным сыном своего отца: храбрым, сильным козаком, который наделён аналитическими способностями.
    Несмотря на то что Остап попадает в плен к полякам, козак не теряет самообладания и присущей его характеру твёрдости. После сцены казни у читателя не остаётся сомнений в том, что Остап по праву достоин называться настоящим козаком. Герой идёт на лобное место без страха, с достоинством встречая смерть.
    Перечисляя главных героев повести «Тарас Бульба» нельзя не сказать об Андрие, младшем сыне старого запорожца. Он отличается и от брата, и от отца. Можно сказать, что от своей матери он взял лирический склад души, а от отца – решительность и волю к победе. Можно сказать, что именно это сочетание и стало для юноши фатальным.
    В военных делах Андрий не отставал от своего брата, а подчас совершал такое, что ни одному козаку даже в голову прийти не могло. Молодого парня очаровывают сражения, гулянки, мечи, шпаги, набеги – всё то, из чего состоит козацкая жизнь. Образ Андрия создан Гоголем в романтическом ключе. Читатель понимает, что в Андрие борются два противоположных начала: желание любить и поступать по велению сердца и желание служить родному краю, стоять на страже свободы и независимости.

  3. В образе Тараса Бульбы — главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя — воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.
    Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он “отличался грубой прямотой своего нрава” и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для “бранной тревоги”. Его “нежба” — чистое поле да добрый конь. Служению “товариществу”, отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.
    Это был один из числа коренных, старых полковников — мудрый и опытный предводитель казацкого войска. “Все давало ему перевес перед другими, — пишет Гоголь, — и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам…” Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого “равного ему в доблести”.
    Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и “перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов”.
    Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что “нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь”, и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: “Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!”, как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: “Я тебя породил, я тебя и убью!”
    А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, “еретиков”, он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. “Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?” — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: “Добре, сынку, добре!” И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына “подвели к последним смертным мукам”, и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: “Батько! Где ты? Слышишь ли ты?” — среди тишины раздался голос Тараса: “Слышу!” И этот голос заставил вздрогнуть “весь миллион народа”.
    Страшной местью отомстил Тарас за смерть любимого сына. “Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением”. Он один не согласился на мир с поляками, “гулял по всей Польше со своим полком…”. Но польское правительство самому Потоцкому поручило поймать Тараса и предать лютой смерти. Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. “Мало не тридцать человек” навалилось на Тараса, и в конце концов “сила одолела силу”. “Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак”, принялись ляхи раскладывать костер. Но не об огне, которым собирались жечь его, думал Тарас в последние минуты, не о муках, которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу.
    Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости.
    “Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, — говорит автор, — …когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество — широкая, разгульная замашка русской природы…” Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Некоторые исследователи считали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какой-то конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод. Но это были неверные предположения. В одних случаях действие повести отнесено к XV веку, в других — к XVI веку. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа.

  4. Повесть Тарас Бульба Гоголя показывает нам борьбу украинского народа за свою независимость, борьбу против польского гнета. Здесь изображается жизнь казаков, показана Запорожская Сечь с ее бытом и традициями, подробно описывается жизнь казачьего атамана Тараса Бульбы, который и является главным бесстрашным героем одноименного произведения. В повести автор затрагивает тему предательства, тему любви к своей Родине, показывает моральные и социальные устои времен казачества. Это замечательное произведение, в котором Гоголь показал истинное лицо настоящего казака. Какими же предстают перед нами казаки? Давайте подробно остановимся на образе Тараса Бульбы, созданном Гоголем и напишем сочинение по повести.

    Образ Тараса Бульбы

    Тарас Бульба — бесстрашный атаман, мужественный предводитель казаков, о котором автор произведения пишет так; Он был создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава. Читая произведение, мы понимаем, это действительно мужественный человек, имеющий большую силу духа, преданность к друзьям и беспощадность к врагам.
    Тарас — это человек, который мечтает лишь об одном, о независимости своего народа и своей страны.
    Тарас Бульба скорее народный герой, замечательный, мудрый вожак, который всего себя отдает во имя служения Родине. Его жизнь — это постоянные военные походы, в которых он показывает всю ненависть к врагам, защищая слабых крестьян, наказывая богатых поляков.
    Казачий атаман Тарас не желает жить в роскоши и презирает тех казаков, что стали перенимать польские обычаи. Для него самый лучший кров — это чистое поле. У атамана было два сына, от которых он также желал полной отдачи Родине. Сыновья воспитывались так, чтобы и они посвятили себя Отчизне, поэтому сразу, как те заканчивают учиться, забирает их с собою в Сечь. Там они себя показали бравыми молодцами, хорошими казаками, храбро сражались в боях, пока младший сын не перешел на сторону поляков. Такого предательства Тарас Бульба не мог простить. Измена Родины не может быть оправдана, даже таким светлым чувством, как любовь. Тарас собственноручно казнит сына.
    Старшего сына также ждала смерть, но от руки врага. Поляки поймали Остапа и казнили его на площади, однако этим сыном Тарас гордился. Мало того, он пробирается на площадь, чтобы в последние минуты жизни сына поддержать его, сказать, что он рядом и что Остап не один.

  5. Все давало ему перевес перед другими: и
    преклонные лета, и умение двигать своим
    вой­ском, и сильнейшая всех ненависть к врагам.
    Н. Гоголь. Тарас Бульба
    Центральное место в повести Н. В. Гоголя занимает образ могучего запорожского казака — Тараса Бульбы. Именно его глазами мы видим многие происходящие в повести события, именно его мысли и поступки помогают нам сделать определенные выводы.
    Тарас Бульба «был один из числа коренных, старых полковников». Он был «чрезвычайно тяжел и толст». Если что-то приходилось ему не по душе, он хмурил свои «исчерна-белые брови, подобные кустам, повыраставшим по высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней». Словом, одним своим видом Тарас походил на старого запорожского вояку.
    Как раз в те времена Польша стала оказывать замет­ное влияние на русское дворянство, что было не по сердцу Тарасу Бульбе. Ни за какие богатства, роскошь, спокой­ную и сытую жизнь он не согласился бы сменить тради­ции и веру родной земли на чужие, непривычные его широ­кому сердцу. Поэтому и хата его «была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах», т. е. без излишеств, без рос­коши, а скромно и чисто. На стенах комнаты были разве­шаны сабли, ружья, сетки для птиц, рог для пороха, уздеч­ка для коня и т.д., словом, то, что всегда должно было быть под рукой.
    Тарас «настолько любил простую жизнь казаков», что большую часть жизни проводил в Запорожской Сечи. Домой он показывался на несколько дней в году, после чего снова возвращался к своим боевым товарищам. К оседлой домашней жизни, как и ко всем другим заня­тиям, не имевшим отношения к военной службе, старый казак относился пренебрежительно, поскольку все его надежды, устремления, вся жизнь связаны были с борьбой за независимость родины. Поэтому самый страшный грех, который может совершить человек, по мнению Тараса Бульбы, — это предательство товарищей и предательство обычаев предков.
    К своим товарищам по оружию Тарас относится тро­гательно, бережно, ради их спасения ему не жаль даже собственной жизни. Казаки ценят такое отношение, и за мудрость, мужество, опыт, воинскую доблесть и отвагу за­порожцы выбирают Тараса Бульбу своим атаманом в труд­ную для них минуту.
    Когда казаки, расположившись на отдых после перво­го боя под Дубно, узнали, что во время их отлучки на Сечь пришли татары и забрали в плен многих оставших­ся там казаков, кошевой предлагает немедленно «гнаться за татарином». Однако Тарас не соглашается, возражая: «Ты позабыл, видно, что в плену остаются наши, захва­ченные ляхами?» Уйти, не выручив товарищей, наде­ющихся на спасение из плена, кажется Тарасу Бульбе невозможным.
    Перед решающим, самым страшным боем, выбранный атаман Тарас Бульба находит нужное слово, чтобы подбод­рить и объединить людей. Он «знал, что и без того крепки они духом. — а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце». Речь, свидетельствовавшая о мудрос­ти Тараса, немалом его опыте и убежденности в правоте своего дела, глубоко тронула казаков: «Всех… разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца». Горя­чий отклик в душах запорожцев находят слова атамана, что «нет уз святее товарищества!»
    Во время страшного второго боя под Дубно качества Тараса-полководца раскрываются во всей своей полноте. Тарас Бульба как опытный воин всегда в центре сраже­ния. Тяжело приходилось запорожцам, однако всегда ата­ман находил нужное слово, чтобы поддержать их. «Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» — гремит над полем боя с разных сторон. С болью в сердце наблюдает Тарас за тем, как гибнет «лучший цвет… войска». Еще большей болью ото­звалось, когда увидел Бульба своего младшего сына, воз­главлявшего отряд поляков.
    С какой радостью встретил не так давно Тарас Бульба своих сыновей, вернувшихся домой из бурсы! Два сына, две надежды: молодой красавец Андрий и с детства мечтающий о боях и подвигах Остап. Немного времени дал им отец, чтобы отдохнуть и повидаться с матерью, решил сразу везти на Сечь: «Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму». Однако разные сыновья, разная и судьба у них. Без страха и сомнений сражается Остап — гордость отца — за род­ную землю. Он умен и часто в тяжелые минуты ведет себя как мудрый опытный запорожец. За эти и многие другие заслуги казаки выбирают Остапа куренным ата­маном.
    Поступки Андрия идут вразрез с жизненными уста­новками Тараса Бульбы. За личное счастье готов Андрий продать «все, что ни есть»: и отца, и товарищей, и отчиз­ну. В конце концов, доходит до того, что Андрий выводит против отца, против запорожцев конный отряд поляков. Не может стерпеть Тарас измены и предательства. Он убивает свою любовь — своего младшего сына Андрия, пресекая тем самым его возможные дальнейшие злоде­яния и выполняя свой долг перед собой и перед боевыми товарищами.
    Беда не ходит одна. Вслед за убийством Андрия стар­ший сын Тараса Остап попадает в плен. Ему грозит смерт­ная казнь. Подвергая свою жизнь опасности, пробирается Тарас Бульба в город в надежде в последний раз увидеть своего сына и поддержать его, если потребуется. Муже­ственно выдержал пытки Остап, доказав в последний раз, что «не гнутся казаки».
    Так Тарас Бульба потерял двух своих сыновей. Эта трагедия превратила его из жизнерадостного и общитель­ного человека в замкнутого и мрачного. Он стал еще бес­пощаднее к врагам, исчезла последняя жалость и состра­дание: «только огонь да виселицу определяла седая голо­ва его, и совет его в войсковом совете дышал только од­ ним истреблением». Пережитая трагедия не поколебала веры Тараса в справедливость и необходимость борьбы против захватчиков. Он появляется со своими товарища­ми в разных местах, нанося неожиданные удары врагам украинской земли.
    В конце повести полякам удалось-таки захватить мо­гучего запорожца, однако «не старость была виною: сила одолела силу». Почти тридцать человек «повисло» на Тарасе, и лишь тогда смогли они остановить его. Поляки понимают, какая опасность исходит от грозного запорож­ского атамана, и тут же решают предать его смерти. «При­тянули его железными цепями к древесному стволу, гвоз­дем прибили ему руки и… принялись… раскладывать под деревом костер». Однако опять не о себе думает в этот момент Тарас. Со своей высоты подсказывает он боевым товарищам, что нужно делать, и этим спасает их от верной гибели.
    Славная жизнь была у старого запорожского казака Тараса Бульбы. Множество суровых испытаний подгото­вила для него судьба, однако не смогли страдания сломить его духа. Всегда живой оставалась вера его в свои силы, убежденность в правильности своих действий. Автор ис­кренне восхищается могучей, несгибаемой натурой Тараса, даже во время трагической смерти сумевшего не изменить своим жизненным принципам.
    Мне кажется, что Тарас Бульба — это собирательный образ многих защитников родной земли, но Н. В. Гоголь сумел так ярко и достоверно раскрыть его внутренний мир, чувства и переживания, что мы воспринимаем ка­зацкого атамана как живого человека — народного ге­роя. Он остался жив даже после страшной своей смерти, поскольку память о нем будут хранить и друзья, и враги, а дело, в которое верил Тарас Бульба, закончат его по­следователи.

  6. Повесть «Тарас Бульба» – одно из самых совершенных творений Н. В. Го­голя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского на­рода за свое национальное освобож­дение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве сво­боды и равенства. Это вольная рес­публика, в которой живут люди широ­кого размаха, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для таких людей нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и не­зависимость Отчизны. В повести пре­восходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Заме­чателен образ главного героя повес­ти – Тараса Бульбы.
    Суровый и непреклонный Тарас Буль­ба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для се­мейного очага. Его «нежба» – чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он на­завтра же спешит с ними в Сечь, к каза­кам. Здесь его подлинная стихия. Го­голь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался гру­бой прямотой своего нрава».
    Человек огромной воли и недюжин­ного природного ума, трогательно неж­ный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездолен­ных. Это могучий образ, овеянный по­этической легендой, по выражению Го­голя, «точно необыкновенное явление русской силы».
    Тарас Бульба – это мудрый и опыт­ный вожак казацкого войска. Его от­личали «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Вместе с тем Тарас не противопоставлен ок­ружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.
    Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, стра­стей, мыслей. В нем нет ничего эгоис­тического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремле­нием – к свободе. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных
    душах предателей: «Знаю, подло заве­лось теперь на земле нашей: перени­мают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»
    Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товарище­ству, Отчизне он отдавал всего с е б я безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность иде­алам Сечи, он беспощаден к изменни­кам и трусам.
    Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встре­чи отца со старшим сыном. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смот­рит, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» — восклицает Го­голь. Но ничем не выдал своего страш­ного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!»
    Столь же крупно и выразительно рас­крывается характер Тараса в трагичес­ком конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгоро­дила его от товарищей, от отца, от От­чизны. Такое не простится даже храб­рейшему из казаков, и печать прокля­тия легла на чело предателя: «Пропал, пропал бесславно, как подлая соба­ка…» Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
    Писатель рисует огромное нравст­венное превосходство Тараса и его со­ратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерть по­зорна. Тарас, человек суровой и вмес­те с тем нежной души, не чувствует ни­какой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приго­вор: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Эти слова Тараса проникнуты сознани­ем величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.
    Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н. В. Гоголь не пытается идеа­лизировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом харак­тере. Именно таким является Тарас.

  7. Повесть “Тарас Бульба” – одно из самых совершенных творений Н.В. Гоголя. Оно стоило писателю
    огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести -Тараса Бульбы.
    Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную . невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его “нежба” -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: “Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”.
    Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: “точно необыкновенное явление русской силы”.
    Тарас Бульба – это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его “отличали” “умение двигать войском и сильная ненависть к врагам”. Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.
    Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: “знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…”.
    Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
    Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. “Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? “Что было тогда в его сердце?” – восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: “Добре, сынку, добре!”
    Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: “Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…”. Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
    Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерь позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: “Я тебя породил, я тебя и убью!”. Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.
    Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н.В.Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является образ Тараса. В нем поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современных людей.
    Источник

  8. Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.
    Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
    Тарас Бульба – один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно управляет войском, наделен огромной силой воли и умом, относится с любовью к товарищам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»
    Гордость Тараса Бульбы – это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. По его мнению, духовное образование – это лишь малая часть того, что необходимо молодому человеку для жизни, а самое главное – это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.
    Остап – это настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запорожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага.
    Тарасу свойственно проявление отваги, например когда он пробирается на территорию врага, чтобы увидеть Остапа. Сцена встречи отца и сына потрясает своим драматизмом. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрел, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» – вопрошает Гоголь. Но Тарас ничем не выдал напряжения. Он смотрел на сына и говорил: «Добре, сынку, добре!»
    Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь его никто не может обвинить в пренебрежении идеалами Запорожской Сечи.
    Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.
    Николай Васильевич Гоголь был патриотом родной Малороссии. Все его творчество пришлось на эпоху Николая I. Это было время жестокого подавления свободомыслия и проявлений народного духа. Тарас Бульбы на многие десятилетия стал воплощением образа борца за независимость и справедливость, верного запорожским традициям, уверенного в победе над врагом, а повесть стала гимном свободолюбию.
    В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Старый Тарас – это воплощение идеалов рыцарства, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап – воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

  9. Гоголь, Николай Васильевич –
    Тарас Бульба
    Повесть “Тарас Бульба” – одно из самых совершенных творений Н.В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести -Тараса Бульбы.
    Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную . невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его “нежба” -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: “Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”.
    Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: “точно необыкновенное явление русской силы”.
    Тарас Бульба – это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его “отличали” “умение двигать войском и сильная ненависть к врагам”. Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.
    Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: “знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…”.
    Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
    Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. “Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? “Что было тогда в его сердце?” – восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: “Добре, сынку, добре!”
    Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: “Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…”. Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
    Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерь позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: “Я тебя породил, я тебя и убью!”. Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.
    Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н.В.Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является образ Тараса. В нем поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современных людей.

    Список литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *