Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Введение
Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а, приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способен преодолеть все трудности.
Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незнакомой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.
Показывать результат своего творчества всегда очень тяжело. Вне зависимости от количества таких показов в прошлом, каждый новый раз, когда в кругу даже самых близких людей ты читаешь новый рассказ, новое стихотворение, играешь новую песню, ты чувствуешь почти непреодолимый страх.
Естественное желание найти свое истинное призвание в жизни затрудняется нередко слабой осведомленностью юношей и девушек не только о будущей профессии, но и о возможностях человека вообще и своих личных резервах в частности. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшать свои личные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Мешают также работать над собой, совершенствовать свои личные качества излишняя самоуверенность, когда человек не считает нужным заниматься самосовершенствованием, ошибочно полагая, что он и так достойнее других; удовлетворенность материальным благополучием в ущерб духовным ценностям.
Многие юноши и девушки зачастую просто не знают, как работать над собой, как достичь высокого уровня в развитии воли, характера, внимания, памяти, мышления, воображения. Каждый человек обладает поистине огромными возможностями, заложенными в нем природой. Взять хотя бы память, без которой трудно представить себе вообще какую-либо деятельность. Если бы не было памяти, то человек не мог бы планировать, приобретать навыки, использовать прошлый опыт. По выражению И. Сеченова, человек, не имеющий памяти, в миллионный раз воспринимал бы все как в первый раз и находился бы в состоянии новорожденного. Развитие было бы невозможно.
1. Человек может многое, если захочет
Миллионы юношей и девушек ежегодно приходят в профессионально-технические училища, в средние и высшие учебные заведения, на производство, в спортивные секции, художественные школы и т.д. Каждый пытается найти спой жизненный путь, многие мечтают о большом успехе. Однако не каждый достигает желаемого. В чем же дело?
Причины разные. Многие молодые люди, встречаясь с трудностями, зачастую опускают руки, теряют веру в себя, легко отказываются от своих жизненных планов и начинают считать себя заурядными, полагая при этом, что резервы их психических возможностей полностью исчерпаны. Они недооценивают своих физических и душевных сил.
Как мы уже убедились из приведенных примеров, даже обладая скромными природными данными, путем самосовершенствования можно добиться больших успехов и развитии тех или иных качеств, способностей и т.д. Естественно, результат будет зависеть, прежде всего, от нас самих: знаний своих особенностей и возможностей; нашего желания; степени сформированности волевых черт характера. Здесь конечно можно понять, что этих условий (знаний и желаний) явно не достаточно для полного успеха, так как желание даже при наличии знаний может остаться несбыточной мечтой при отсутствии стойкого характера и высокоразвитой воли.
2. Характер и его свойства
Как часто нам приходится слышать: слабохарактерный человек, сильный характер, безвольный или волевой человек, выработать свой характер, воспитать свою волю и т.д. Слова «характер», «воля» уходят своими корнями в глубокую древность. Уже тогда люди пытались понять их сущность, выделить типологию.
Следует отметить, что ярко выраженные типы темперамента встречаются довольно редко. Обычно в каждом человеке можно обнаружить свойства двух, а то и более типов темперамента. Изменить свойства темперамента можно в очень ограниченных пределах. С возрастом происходит маскировка темперамента, т.е. свойства его проявляются менее ярко. Это говорит о сложном сочетании социального биологического в человеке. Биологическое, в данном случае тип высшей нервной деятельности, составляет физиологическую основу темперамента, но определяющими все же являются социальные качества человека, вырабатываемые в процессе его жизнедеятельности.
Характер — это такие устойчивые особенности личности, которые обуславливают типичный для данного человека способ поведения, отношение к людям, самому себе, к работе и т.д.
Можно выделить лишь наиболее общие свойства характера:
Сила характера. Человек с таким характером умеет добиваться поставленных целей, преодолевать трудности, отстаивать свои убеждения, развивать бурную деятельность, проявлять мужество.
Слабость характера проявляется в малодушии, нерешительности, колебании, неустойчивости взглядов, уступчивости, трусости.
Оригинальность характера проявляется в индивидуальном своеобразии человека, в том, что его резко отличает от других. Например, повышенная чувствительность, излишняя замкнутость и т. д.
Цельность характера представляет собой согласованность отношений человека к различным сторонам жизни. Единство слова и дела. Цельность характера, по словам Эрнста Тельмана, является неотъемлемым качеством прогрессивной личности.
Твердость характера означает последовательность, упорство в достижении цели, отстаивании взглядов и т.д.
Большинство черт характера можно объединить в следующие группы: эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность, подавленность, оптимизм и т.д.), моральные (честность, коллективизм, сознание общественного долга, ответственность, чуткость, внимательность и др.). Волевые: решительность, настойчивость, мужество, самообладание, выдержка, целеустремленность, активность. Смелость, инициативность, уверенность, терпеливость и др.
Решающее значение в характере человека имеют морально-волевые свойства, которые, как и большинство других, формируются постепенно в процессе познания и практической деятельности.
Заблуждением было бы считать, что характер человека — это нечто неизменное, обусловленное наследственностью. Среди советских психологов общепризнанно, что характер вырабатывается и изменяется в течение жизни. Весьма интересны в связи с этим наблюдения над близнецами, которые имеют совершенно одинаковые прирожденные свойства. Но если их разлучить, то под влиянием среды и воспитания они приобретут разные характеры.
Характер — это своего рода стержень, во многом определяющий степень настойчивости человека в реализации целей и задач. По существу характер влияет на весь стиль поведения человека и отношений его с окружающими. Не случайно уже с древности давались описания счастливых и несчастливых, плохих и хороших характеров. Многие писатели — тонкие знатоки человеческой психологии, показали, как много в жизни может сделать человек с сильным и оптимистическим характером и сколько неприятностей, огорчений может принести тяжелый или слабый характер.
3. Понятие воли
Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли — необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности, оно необходимо для ее формирования в целом. Если вы хотите всерьез заниматься самовоспитанием, то должны стать по отношению к себе педагогом и психологом, а для этого необходим хотя бы минимум психолого-педагогических знаний и в первую очередь о характере и воле человека.
Все наше поведение состоит из отдельных поступков. Поступок неразрывно связан с отношением к самому себе, к окружающей действительности, другим людям, труду, его предметам и результатам. Это отношение может быть неустойчивым и устойчивым. Например, какая-либо игра может нравиться или не нравиться в зависимости от нашего настроения. Это неустойчивое отношение. Все мы любим свою Родину. Это уже устойчивое отношение. Источником такого устойчивого отношения являются убеждения, систему которых мы называем мировоззрением. В любой конкретной ситуации мы стремимся поступить так или иначе в зависимости от нашего отношения к тем обстоятельствам, в которых мы оказываемся. Иногда мы (даже с риском для жизни) поступаем в соответствии с нашими убеждениями (вступаем в схватку с бандитами, защищаем слабого, выручаем из беды товарища и т.д.). Но бывают случаи, когда мы пасуем перед трудностями, стараемся выйти из ситуации, хотя, согласно нашим убеждениям, мы должны были бы вмешаться (например, защитить честь девушки, друга и т.д.). Поведение наше зависит от многих факторов, но, прежде всего от нашей воли. Когда гармонично сочетаются воля и убеждение, человек способен на свершение благородных и героических поступков. Воля человека тесно связана с его характером. По меткому выражению английского писателя С. Смайлса, характер проявляется в образе действия, внушаемом и направляемом принципами, честностью и практической мудростью. В своем высшем проявлении это не что иное, как личная воля. В повседневном поведении мы руководствуемся не только убеждениями и мировоззрением. Многие наши поступки побуждаются чувствами (сколько совершено подвигов во имя любви, чувства долга?), интересами, жаждой познания (вспомните, какие героические поступки совершали ученые Джордано Бруно и др.) и другими мотивами.
Мотивы — это то, что побуждает человека к тому или иному действию. Они являются психологическим центром личности. Мотивами могут выступать потребности, интересы, убеждения, нравственные чувства. Мотивы не остаются неизменными. Одни из них развиваются, приобретают большую значимость для человека и оттесняют другие мотивы, которые занимали ранее ведущее место в его деятельности. Профессор В.И. Селиванов отмечает: «Из всей совокупности разнообразных мотивов личности в процессе жизни и воспитания постепенно начинают выделяться доминирующие и устойчивые мотивы, определяющие направленность личности, ее жизненную позицию (то, к чему стремится личность и в направлении чего она организует свое поведение, свою деятельность)». Направленность личности проявляется в особенностях интересов и потребностей личности, в особенностях целей, которые ставит перед собой человек, в установках личности, в чувствах, убеждениях человека и т.д. Направленность складывается уже в подростковом и юношеском возрасте. Во всех случаях направленность личности определяет и направление волевой активности. Направленность находит свое выражение в таком мотивационно-волевом свойстве личности, как целеустремленность. Очень важно, поэтому уже с подросткового и юношеского возрастов формировать у себя высоконравственные мотивы, ибо, как отмечает ученый-психолог А.Н. Леонтьев. Внутреннюю психологическую оправданность существования человека создает только такой ведущий мотив-цель, который «возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом». Но любой мотив и цель, какими бы они благородными ни были, должны воплотиться в действие, только тогда они приобретают истинную ценность. Мотивы и цели претворяются в деятельность с помощью волевых процессов, состояний и качеств личности.
Таким образом, воля тесно связана с мотивами человека, со всей личностью в целом. «В волевой активности, — пишут А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев, — проявляется весь человек со всеми его качествами и особенностями — интересами, потребностями и склонностями, способностями и убеждениями…». Основные особенности волевых качеств неразрывно связаны с общими особенностями личности.
В.И. Селиванов определяет волю как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков». Как видим, волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за ее достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия. Волевое поведение человека складывается из волевых действий. Волевые действия бывают простые и сложные. Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения. Сложные волевые действия состоят из нескольких компонентов, одним из которых является волевое усилие. Волевое усилие выражается или в сосредоточении внимания на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать на пути к достижению цели, преодолевая трудности и препятствия.
Все трудности, которые приходится нам преодолевать в повседневной деятельности, можно свести к двум группам:
1) объективные трудности, обусловленные особенностями самих объектов и явлений, например, физическая работа, требующая больших затрат мышечных усилий, сложная задача, решение которой сопряжено с большим умственным напряжением;
2) субъективные трудности, обусловленные особенностями самого субъекта, например, боязнь погружаться в воду, когда мы не умеем плавать; нежелание приступить к выполнению домашнего задания по нелюбимому предмету. Лень к умственному или физическому труду, привычка не утруждать себя преодолением трудностей по своей инициативе, неусидчивость, неумение быть последовательным при решении какой-либо задачи и т.д. В зависимости от характера трудностей мы и должны строить свое волевое поведение, чтобы успешно справиться с ними. Так, для преодоления объективных трудностей мы должны связывать наши волевые усилия с усвоением приемов работы: чтобы преодолеть трудности при решении математических задач, нужно приобрести необходимые знания и поупражняться на каждое правило. Для успешного преодоления субъективных трудностей мы должны направлять свои волевые усилия на формирование устойчивых мотивов, твердых жизненных убеждений и нравственных правил поведения. Мы должны учиться подавлять у себя чувство страха, отрицательные эмоциональные состояния при выполнении неинтересной, но нужной работы, вырабатывать привычку доводить начатое дело до конца, проявлять решительность, смелость, самостоятельность в повседневной жизни и т.д. Следовательно, саморегулирование поведения человека в затрудненных условиях происходит с помощью волевых усилий на всех этапах волевого действия, т.е. при определении и постановке целей, борьбе мотивов, принятии решении, планировании, исполнении. Если вы хотите развивать свою волю, то, систематически упражняясь в преодолении трудностей в том или ином виде деятельности, вы создаете предпосылки и условия для развития все более сложных навыков и умений. Приобретая тот иной навык, человек вначале держит ее операции под волевым контролем. Волевые усилия при этом проявляются и во внешних реакциях — в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. В процессе упражнений и автоматизации навыка волевые усилия как бы свертываются. Теперь человеку достаточно уже сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, словом «нужно», чтобы что-то изменить в выполняемой деятельности.
При закаливании воли важно учитывать, что волевые усилия тесно связаны с мотивами действия, ибо, по выражению И.М. Сеченова, голой воли не существует. Чем больше значимость и сила мотива, тем шире возможности человека для мобилизации волевых усилий. Воля не имеет абсолютной социальной ценности. Она может обслуживать как чрезвычайно благородную, социально ценную цель, так и отрицательные в нравственном плане, преступные и эгоистические побуждения и устремления.
Многие ребята рассматривают волю как способность изо всех сил напрягаться, никому не подчиняться и делать что-то утомительное для себя. Такие опасные заблуждения могут принести даже к трагическим последствиям. В «Комсомольской правде» сообщалось как-то о юноше, который, желая закалить свою волю, один отправился на плоту в штормовую погоду по реке Амур. Только благодаря счастливой случайности юноша остался жив. Чтобы успешно закалять свою волю, надо не только иметь представление о ней, но и хорошо знать все стороны нашей психики, с которыми связана воля, ибо воля и психические процессы взаимно обогащают друг друга. Воля связана с вниманием. Как отмечают многие ученые и педагоги-практики, тренировка внимания является одним из важных путей формирования воли. Кроме этого, с помощью внимания мы приобретаем знания. По образному выражению великого русского педагога и психолога К.Д. Ушинского, внимание — это та единственная дверь души нашей, через которую проходят все наши знания, а чем обширнее наши знания в той или иной области, тем продуктивнее волевая деятельность. Воля связана с мышлением, так как оно помогает достигать цели с наименьшими затратами энергии. Судите сами, можно обладать сильной волей, но не добиться поставленной цели, так как недостаточно развитое мышление не подскажет нам правильного пути достижения этой цели и наши усилия окажутся напрасными. Особенно хорошо это чувствуется при решении задач. Из-за того что мы не в состоянии преодолеть шаблонность мышления, задача может остаться нерешенной, хотя мы и затратим много времени на ее обдумывание и проявим максимум волевых усилий. Воля связана с воображением. Без развития творческого воображения будет затруднено мысленное создание ясного плана предполагаемого действия, предвидение его последствий, что отрицательно может сказаться на достижении поставленной цели. Воля связана с чувствами человека. Даже трудно представить себе деятельность, которая не мотивировалась бы или не сопровождалась чувствами. Воля связана с привычками человека. Тренировка в преодолении трудностей вырабатывает привычку — ценнейшее свойство выполнять всякое дело энергично и доводить его до конца. Добрая привычка, по выражению К.Д. Ушинского, есть нравственный капитал, который растет беспрестанно и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь. Имея выработанную привычку, человек не тратит каждый раз своего сознания и воли на борьбу с теми трудностями, которые были уже раз побеждены. Для успешного формирования воли очень важно ознакомиться еще и с такими понятиями, характеризующими волю, как «волевые процессы», «волевые состояния», «волевые свойства личности».
Вот как характеризует их профессор В.И. Селиванов в своей книге «Воля и ее воспитание». Волевые процессы имеют место в самом течении волевого акта от постановки цели до исполнения. Они конкретно выражаются в преднамеренном внимании, восприятии, запоминании, воспроизведении, мышлении, воображении, т.е. везде, где требуется мобилизовать волевые усилия для решения той или иной сложной задачи.
Волевые состояния — это те временные психические состояния, которые являются оптимальными внутренними условиями личности, способствующими успешному преодолению возникших трудностей. К ним относятся состояние оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересованности, решимости, возникающие под действием целого комплекса жизненных обстоятельств. Временные психические состояния, снова и снова неоднократно испытываемые человеком, превращаются в черты личности, становятся особенностью его характера.
Волевые свойства (качества) личности — это уже не временные состояния, а относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения.
Моральная воспитанность определяет направленность всех наших поступков, в том числе и волевых. Если у человека, к примеру, развито чувство коллективизма, желание делать добро, то и все дела его и волевые усилия направлены на совершение добрых дел. Поступки же и волевые усилия эгоиста направлены на удовлетворение собственных узкоэгоистических интересов. Стержень жизнедеятельности человека — волевая основа его характера. И если вы хотите жить полной жизнью, отдавая себя общему делу, не попасть в разряд неудачников, если вы хотите стать хозяином своей судьбы, добиваться успехов в любом деле, закаляйте свою волю. И недаром, сравнивая волю и талант, Бальзак писал: «…Не существует больших талантов без большой воли, эти две силы — близнецы — необходимы для сооружения громадного здания славы… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает. Подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».
4. Сила внутри нас
Каждый человек должен научиться ощущать внутреннюю меру, находить тот предел, при котором формируется тонкая чувствительность, не переходящая в сентиментальность. Тогда наши реакции будут сбалансированы, и мы сможем властвовать собой. Управление собой тесно связано с нравственной позицией человека: если мы соразмеряем свои личные желания с потребностями других, то наш самоконтроль будет строиться на здоровой моральной основе, наше поведение в сущности своей будет устойчивым, нравственным. А для того чтобы оно было не только приемлемым, но и эстетичным по форме, необходима культура чувств, осознанное саморегулирование. При этом мы должны не просто следовать долгу, не просто идти путем, который нам указывают окружающие люди, общество в целом, — у нас должна развиться внутренняя потребность в самосовершенствовании, та самая потребность, которая не дает нам успокоиться, бездействовать. Только при упорной работе над собой мы приближаем свои цели, преодолевая трудности, которых никто не может избежать. Здесь связываются в один узел все наши сущностные силы: высоконравственный человек чувствует духовно, мыслит эмоционально, действует с умом. Самосовершенствование предполагает синтез разума, чувства, воли, действия. Только при таком внутреннем единстве человек преодолевает свои слабости, может полноценно реализовать себя и будет по-настоящему счастлив. Высоконравственный человек всегда гуманен. А гуманность — неотъемлемая ценность коммунистического мировоззрения.
Человек — самобытная социальная микроструктура, «совокупность всех общественных отношений», по словам К. Маркса. Для того чтобы он полноценно развивался, необходима высокая внутренняя активность. Только тогда наши возможности станут действительностью. Но для успешного самосовершенствования нужна не просто внутренняя активность, а целенаправленная активность, осуществляться она должна с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Занимаясь самосвершенствованием, обучаясь и тренируясь, вы получаете двойную пользу: развиваете и укрепляете такие черты характера, как самообладание, выдержка, а также вызываете необходимые психические состояния, которые помогают нам в работе, учебе, спорте и т.д. Каким же образом это достигается?
Дело в том, что для каждого из нас существует так называемый оптимальный уровень эмоционального напряжения, который способствует максимальной эффективности нашей деятельности, например, учебной, связанной с умственной работой или спортивной, где главную роль играют координация и мышечные усилия. Отклонения от оптимального уровня эмоционального напряжения в сторону повышения или понижения его приводят к резкому снижению продуктивности нашей деятельности. Изменяя степень своего эмоционального напряжения (одним из объективных показателей которого является частота пульса) и, измеряя продуктивность работы, можно определить для себя оптимальный уровень эмоционального напряжения. Причем этот уровень, как правило, неодинаков для умственной и физической работы. Например, вы вычислили для себя оптимальный уровень эмоционального напряжения для успешного изучения учебного материала. Этому уровню соответствует частота пульса, положим, 70 ударов в минуту. Если вы пришли на экзамен в сильном волнении (а как показали исследования, некоторые учащиеся испытывают состояние, близкое к прединфарктному) с пульсом, положим, 120 ударов в мин, т. е. ваше эмоциональное напряжение отклонилось от оптимального в сторону повышения, то возникают серьезные затруднения с извлечением из памяти изученного материала. Если вы воспитали у себя самообладание, т. е. умеете владеть собой и регулировать свои психические состояния, то вы сможете усилием воли снизить уровень эмоционального возбуждения до оптимального (70 ударов в мин). И спокойно вспомните изученный ранее учебный материал. Каждый спортсмен имеет свой оптимальный уровень эмоционального напряжения, способствующий достижению наилучшего результата. В спорте такое состояние называют еще оптимальной боевой готовностью, или кратко ОБГ.
Любой человек — ставит или не ставит он перед собой сознательную цель самосовершенствования — всю жизнь изменяется в том или ином направлении. Задача заключается в том, чтобы сознательно направлять процесс собственного развития, понимая свои слабые и сильные стороны, ближайшие и высшие цели. Однако недаром говорят, что нет ничего сложнее, чем справляться с самим собою. Совершенствовать самого себя — это, наверное, самое сложное дело, какое только нам приходится делать. Мы довольно легко, как говорится, видим «соринку» в чужом глазу, но увидеть «бревна» в своих собственных нам бывает трудно. Да, вероятно, мы не всегда видим (осознаем) даже существенный свой недостаток, но очень часто мы ощущаем его как сигнал неблагополучия. И тогда человек ищет выход. Если он не поймет, не осознает смысл этого сигнала, тогда он будет искать выход интуитивно и лишь в редких случаях нащупывает его правильно. Если он явно видит свой идеал и четко осознает свой недостаток, он будет осуществлять самоконтроль и целенаправленно бороться с собой за самого себя.
Таким образом, наличие идеала в форме конкретного положительного лица в сочетании с психолого-педагогическими знаниями является мощным стимулом самосовершенствования, укрепления воли, формирования высоконравственных черт, характера, успехов на пути к достижению поставленных нами целей. В сложном волевом действии планирование достижения поставленной цели следует после принятия решения (постановки цели). При разработке средств достижения цели мы можем сталкиваться с определенными трудностями, которые потребуют от нас значительных волевых усилий, выдержки, настойчивости, больших затрат времени. В такие моменты мы можем даже переживать внутренний конфликт. Напряжение спадает, как только разрешается эта конфликтная ситуация, т.е. когда мы выбираем то или иное средство для достижения поставленной цели. Выбрав средства для достижения цели, мы приступаем к практическому осуществлению принятого нами решения. Здесь требуются определенные рабочие операции, и наши волевые усилия реализуются в сделанном нами предмете, в определенном поступке. В процессе исполнения принятого решения мы не только действуем по заранее составленному плану, но и контролируем, корректируем нашу деятельность, совершенствуем свои умения и навыки, находим более рациональные пути и т.д. Практическое осуществление поставленной цели также сопровождается, как правило, преодолением трудностей как внешних (обстоятельства, стихия, время, расстояние и т.д.). Так и внутренних (усталость, болезнь, недостаток знаний, умений). В этих случаях нам приходится напрягать и мобилизовывать волевое усилие. Слабовольный человек в такие моменты прекращает практическую деятельность и обязательно ищет и находит для себя оправдательные аргументы, о которых написанно выше. Волевой же человек, крепкий духом, в такие моменты мобилизует всю свою волю, энергию и в трудной борьбе с внешними и внутренними препятствиями достигает поставленной цели, закаляя и укрепляя, таким образом, свою волю.
Вот пример, описанный в «Комсомольской правде». На одном из советских кораблей находившемся в северных широтах, обледенела антенна локатора, Корабль «ослеп». Нужно было срочно сколоть лед. Однако сделать это можно было только голыми руками, так как инструмент мог повредить антенну. (Антенна находилась на высоте девятиэтажного дома.) Вызвался доброволец — комсомолец Эдгар Шкерт. Парень полез наверх. Скорость ветра достигала 45 м в секунду. Было видно, как на верхнем мостике ледяной вихрь прижал его к леерам. Парня буквально пронизывало жгучим ледяным ветром. Наконец площадка. Он привязал себя к лееру, снял перчатки и начал работать. Лед, облепивший антенну, был очень крепкий. Целых 15 минут, преодолевая страшный ветер, мороз голыми руками Эдгар скалывал лед. Руки его опухли, стали багровыми, нестерпимо болели от ссадин и мороза. Но он преодолел все трудности, завершил работу и благополучно спустился на палубу.
Сложные волевые действия чаще всего разворачиваются в больших временных отрезках. Тогда мы четко разграничиваем все этапы волевого действия. Но иногда приходится совершать поступки, весьма ограниченные во времени. В этих случаях этапы волевого действия как бы сглаживаются. Для успешного претворения в жизнь наших планов нужна внутренняя активность. Она должна быть целенаправленна и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами, психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (самообладание, выдержку), а также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам в работе, учебе, спорте и т.д. достигать поставленных целей.
Человек не всегда бывает, уверен в своих силах. Зная силу общественного мнения, он сознательно берет на себя обязательство перед коллективом, понимая, что невыполнение своих обязательств грозит ему осуждением коллектива, потерей авторитета среди своих товарищей Желание выйти победителем. Повысить свой авторитет среди товарищей помогает человеку мобилизовать свою волю на выполнение принятых на себя обязательств, на преодоление внутренних трудностей, связанных с изживанием вредных привычек. Необходимо помнить при этом, что каждая такая, даже небольшая победа над собой в борьбе с трудностями способствует формированию воли и характера, т.е. самообладанию и умению управлять собственным поведением.
Самоубеждение — убеждение себя в чем-либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов. С помощью самоубеждения можно регулировать психические состояния, поступки как путем осуждения себя и своих поступков, так и путем одобрения и побуждения к изменению их. Успешность применения этого метода зависит от знаний, логического мышления и чувства долга. Ведь суть его сводится к дискуссии с самим собой — выдвижению и сравнению аргументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется и что необходимо сделать. Поэтому развитое чувство долга, знания и всесторонне обоснованная аргументация могут превратить самоубеждение в мощный инструмент развития самообладания и умения управлять собой, воздействовать и изменять как психическое состояние, так и поведение в целом.
Самоприказ — приказ самому себе — действенный прием для выработки самообладания и умения управлять собой даже в самых экстремальных условиях. Самоприказ, соответствующий ведущим жизненным целям человека, его убеждениям, оказывается значительно эффективнее, нежели самоприказ, противоречащий направленности личности, ее основным убеждениям. Эффективность самоприказа еще более возрастает, если вы будете использовать самоубеждение, т.е. находить все новые и новые доводы и аргументы в пользу выполнения самоприказа. Самоубеждение может завершаться принятием определенного решения и самоприказом выполнить его: «Надо!», «Сделать»! «Вперед!», «Все!» «Хватит!» и т. п. Самоприказ и самоубеждение взаимосвязаны. Самоприказ оказывается наиболее действенным, если он дается на основе самоубеждения, а самоубеждение приводит к волевому акту, если оно завершится самоприказом выполнить принятое решение. В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, совершенствовать свои личные качества, выполнять нужные виды деятельности, которые в данный момент кажутся малозначительными или неинтересными, и многое другое.
Беспрецедентное путешествие через Атлантический океан в одиночку на надувной лодке немецкого врача Ханнеса Линдемана привлекло к себе внимание всего мира. 72 суток длилось это путешествие. X. Линдеман вспоминает, что подготовка к путешествию «означала самовоспитание по программе физической и психической подготовки. И это была жесткая, долгая подготовка потому, что я знал, что почти все мои предшественники, рискнувшие отправиться через Атлантику в лодке, поплатились жизнью за свою легкомысленную дерзость.
Каждый, кто пускается в подобное предприятие, должен точно знать свои силы и границы своих возможностей, а также знать предельные нагрузки своего судна, ведь он рассчитывает только на себя и свою лодку.
Второй предпосылкой успеха является вера, вера в двух смыслах. Во-первых, это твердое убеждение в успехе начинания — первый шаг к достижению цели. Вера в свои силы и конечную победу необходима для всякого начинания, связанного с риском. Во-вторых, и для нас это главное, вера в свою способность управлять собственной психикой– настраивать свои мысли на позитивный лад, уметь по желанию расслабиться и сосредоточиться. Такая вера – внутренний резерв сил. Также нужна активная помощь разума, профилактическое ограждение психики, роль самовнушения, самоприказа, самообладания, убежденность в успехе против ожидаемых срывов и стрессов.
Заключение
Чтобы овладеть подсознательным влиянием на свое душевное самочувствие, используют самовнушение. Самовнушение помогает человеку сохранять свое здоровье, влиять на артериальное давление и кровообращение, обмен веществ. В экспериментах профессора А.М. Свядоща испытуемые путем тренировок овладели даже ритмом сердечной деятельности, доводя частоту ударов сердца с 68 до 144 и уменьшая до 46 ударов в минуту. И хотя ставшее общеизвестным выражение «в здоровом теле — здоровый дух» едва ли можно назвать истиной (и среди людей физически сильных немало трусливых и безнравственных), все же здоровье отнюдь не во вред стойкому характеру. Ведь среди больных больше людей эмоционально неуравновешенных. Говорят: человек стал злым, раздражительным, желчным. Конечно, дело не в «в безнравственности» желчи, а в том, что человек плохо себя чувствует, ослабляется самоконтроль, поведение становится неуравновешенным, возможны всякого рода импульсивные и непродуманные поступки, ссоры, нарушение нравственных норм. Самовнушение, таким образом, способствуя положительному состоянию эмоциональных процессов, хорошему здоровью человека, опосредованно, косвенно влияет на его волю и характер.
Разумеется, самовнушение в любых своих вариантах лишь вспомогательное средство поддержания положительного эмоционального состояния. Важнейшее же условие душевного благополучия — умственный и физический труд, радость от процессов познания и созидания и удовлетворенность от результатов трудовой деятельности.
психологический самосовершенствование самовнушение эмоциональный
Литература
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13т. – М. , 1954, т. 6.
2. Далецкий Ч. Практикум по риторике. – М. , 1996.
3. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н. Леонтьев и современная психология. М.,1983, с. 118 – 128.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с.423.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
6. Гуревич С.С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988.
7. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: ” Просвещение “, 1994.
8. Ладанов И.Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М., 1995, с. 220 – 226, 272 – 304.
Размещено на Allbest.ru
…
Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а, приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способен преодолеть все трудности.
Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незнакомой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.
Показывать результат своего творчества всегда очень тяжело. Вне зависимости от количества таких показов в прошлом, каждый новый раз, когда в кругу даже самых близких людей ты читаешь новый рассказ, новое стихотворение, играешь новую песню, ты чувствуешь почти непреодолимый страх.
Естественное желание найти свое истинное призвание в жизни затрудняется нередко слабой осведомленностью юношей и девушек не только о будущей профессии, но и о возможностях человека вообще и своих личных резервах в частности. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшать свои личные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Мешают также работать над собой, совершенствовать свои личные качества излишняя самоуверенность, когда человек не считает нужным заниматься самосовершенствованием, ошибочно полагая, что он и так достойнее других; удовлетворенность материальным благополучием в ущерб духовным ценностям.
Многие юноши и девушки зачастую просто не знают, как работать над собой, как достичь высокого уровня в развитии воли, характера, внимания, памяти, мышления, воображения. Каждый человек обладает поистине огромными возможностями, заложенными в нем природой. Взять хотя бы память, без которой трудно представить себе вообще какую-либо деятельность. Если бы не было памяти, то человек не мог бы планировать, приобретать навыки, использовать прошлый опыт. По выражению И. Сеченова, человек, не имеющий памяти, в миллионный раз воспринимал бы все как в первый раз и находился бы в состоянии новорожденного. Развитие было бы невозможно.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!
“Напряженно шуршала тишина”, какое это средство выразительности?
это из текста Четверо наедине с горами.
И для чего автор использовал это средство выразительности?что он хотел передать?
велосипедист догонял пешехода. скорость велосипедиста х км/ч, пешехода 4 км/ч. какое расстояние S было между ними первоначально,если велосипедист догна пешехода за 3ч?
Божествена комедія-про яку людину мріяв данте?
как звали основателя движения за создание национальной церкви в чехии?
Сравните частные:
а) 12 : 8 и 15 : 10;
б) 4 : 14 и 2 : 3
1. Какие из следующих предложений являются высказываниями? Определите их истинность. 1.Число 6 – четное. 2.Посмотрите на доску. 3.Все роботы являются машинами. 4.У каждой лошади есть хвост. 5.Внимание! 6.Кто отсутствует? 7.Есть кошки,которые дружат с собаками. 8.Не все то золото,что блестит. 9.x>0. 10.Некоторые люди являются художниками. 11.Выразите 1 час 15 минут в минутах. 12.Всякий моряк умеет плавать. 2. Определите значение истинности следующих высказываний: 1.Приставка-это часть слова, и она пишется раздельно со словом. 2.Суффикс-это часть слова, и он стоит после корня. 3.Родственные слова имеют общую часть, и они сходны по смыслу. 4.Рыбу ловят сачком или ловят крючком, или мухой присматривают, иль червячком . 5.Буква “а”-первая буква в слове “аист” или “сова” 6.Две прямые на плоскости параллельны или пересекаются. 7.Данное число четно или число,больше его на единицу, четно. 8.Луна-планета или 2+3=5.
Ответить на вопросы.ОБЯЗАННОСТИ 1) Мама Юли может не ходить на работу?Почему? 2) У Юли есть обязанности? 3) Юля всегда выполняет свои обязанности? 4) Какие обязанности у Юли? 5) Какие обязанности у тебя? 6) Какие обязанности у твоего папы? 7) Какие обязанности у твоего мамы? помогите пожалуйста)))
рецепт пиццы на английском
Сарматский звериный стиль
Стороны подобного треугольника равны 4 см,8 см,10 см.Найдите периметр треугольника ,подобного данному.если сторона подобного треугольника равна 20 см и авляется наибольшей.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Введение
Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а, приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способен преодолеть все трудности.
Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незнакомой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.
Показывать результат своего творчества всегда очень тяжело. Вне зависимости от количества таких показов в прошлом, каждый новый раз, когда в кругу даже самых близких людей ты читаешь новый рассказ, новое стихотворение, играешь новую песню, ты чувствуешь почти непреодолимый страх.
Естественное желание найти свое истинное призвание в жизни затрудняется нередко слабой осведомленностью юношей и девушек не только о будущей профессии, но и о возможностях человека вообще и своих личных резервах в частности. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшать свои личные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Мешают также работать над собой, совершенствовать свои личные качества излишняя самоуверенность, когда человек не считает нужным заниматься самосовершенствованием, ошибочно полагая, что он и так достойнее других; удовлетворенность материальным благополучием в ущерб духовным ценностям.
Многие юноши и девушки зачастую просто не знают, как работать над собой, как достичь высокого уровня в развитии воли, характера, внимания, памяти, мышления, воображения. Каждый человек обладает поистине огромными возможностями, заложенными в нем природой. Взять хотя бы память, без которой трудно представить себе вообще какую-либо деятельность. Если бы не было памяти, то человек не мог бы планировать, приобретать навыки, использовать прошлый опыт. По выражению И. Сеченова, человек, не имеющий памяти, в миллионный раз воспринимал бы все как в первый раз и находился бы в состоянии новорожденного. Развитие было бы невозможно.
1. Человек может многое, если захочет
Миллионы юношей и девушек ежегодно приходят в профессионально-технические училища, в средние и высшие учебные заведения, на производство, в спортивные секции, художественные школы и т.д. Каждый пытается найти спой жизненный путь, многие мечтают о большом успехе. Однако не каждый достигает желаемого. В чем же дело?
Причины разные. Многие молодые люди, встречаясь с трудностями, зачастую опускают руки, теряют веру в себя, легко отказываются от своих жизненных планов и начинают считать себя заурядными, полагая при этом, что резервы их психических возможностей полностью исчерпаны. Они недооценивают своих физических и душевных сил.
Как мы уже убедились из приведенных примеров, даже обладая скромными природными данными, путем самосовершенствования можно добиться больших успехов и развитии тех или иных качеств, способностей и т.д. Естественно, результат будет зависеть, прежде всего, от нас самих: знаний своих особенностей и возможностей; нашего желания; степени сформированности волевых черт характера. Здесь конечно можно понять, что этих условий (знаний и желаний) явно не достаточно для полного успеха, так как желание даже при наличии знаний может остаться несбыточной мечтой при отсутствии стойкого характера и высокоразвитой воли.
2. Характер и его свойства
Как часто нам приходится слышать: слабохарактерный человек, сильный характер, безвольный или волевой человек, выработать свой характер, воспитать свою волю и т.д. Слова «характер», «воля» уходят своими корнями в глубокую древность. Уже тогда люди пытались понять их сущность, выделить типологию.
Следует отметить, что ярко выраженные типы темперамента встречаются довольно редко. Обычно в каждом человеке можно обнаружить свойства двух, а то и более типов темперамента. Изменить свойства темперамента можно в очень ограниченных пределах. С возрастом происходит маскировка темперамента, т.е. свойства его проявляются менее ярко. Это говорит о сложном сочетании социального биологического в человеке. Биологическое, в данном случае тип высшей нервной деятельности, составляет физиологическую основу темперамента, но определяющими все же являются социальные качества человека, вырабатываемые в процессе его жизнедеятельности.
Характер — это такие устойчивые особенности личности, которые обуславливают типичный для данного человека способ поведения, отношение к людям, самому себе, к работе и т.д.
Можно выделить лишь наиболее общие свойства характера:
Сила характера. Человек с таким характером умеет добиваться поставленных целей, преодолевать трудности, отстаивать свои убеждения, развивать бурную деятельность, проявлять мужество.
Слабость характера проявляется в малодушии, нерешительности, колебании, неустойчивости взглядов, уступчивости, трусости.
Оригинальность характера проявляется в индивидуальном своеобразии человека, в том, что его резко отличает от других. Например, повышенная чувствительность, излишняя замкнутость и т. д.
Цельность характера представляет собой согласованность отношений человека к различным сторонам жизни. Единство слова и дела. Цельность характера, по словам Эрнста Тельмана, является неотъемлемым качеством прогрессивной личности.
Твердость характера означает последовательность, упорство в достижении цели, отстаивании взглядов и т.д.
Большинство черт характера можно объединить в следующие группы: эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность, подавленность, оптимизм и т.д.), моральные (честность, коллективизм, сознание общественного долга, ответственность, чуткость, внимательность и др.). Волевые: решительность, настойчивость, мужество, самообладание, выдержка, целеустремленность, активность. Смелость, инициативность, уверенность, терпеливость и др.
Решающее значение в характере человека имеют морально-волевые свойства, которые, как и большинство других, формируются постепенно в процессе познания и практической деятельности.
Заблуждением было бы считать, что характер человека — это нечто неизменное, обусловленное наследственностью. Среди советских психологов общепризнанно, что характер вырабатывается и изменяется в течение жизни. Весьма интересны в связи с этим наблюдения над близнецами, которые имеют совершенно одинаковые прирожденные свойства. Но если их разлучить, то под влиянием среды и воспитания они приобретут разные характеры.
Характер — это своего рода стержень, во многом определяющий степень настойчивости человека в реализации целей и задач. По существу характер влияет на весь стиль поведения человека и отношений его с окружающими. Не случайно уже с древности давались описания счастливых и несчастливых, плохих и хороших характеров. Многие писатели — тонкие знатоки человеческой психологии, показали, как много в жизни может сделать человек с сильным и оптимистическим характером и сколько неприятностей, огорчений может принести тяжелый или слабый характер.
3. Понятие воли
Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли — необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности, оно необходимо для ее формирования в целом. Если вы хотите всерьез заниматься самовоспитанием, то должны стать по отношению к себе педагогом и психологом, а для этого необходим хотя бы минимум психолого-педагогических знаний и в первую очередь о характере и воле человека.
Все наше поведение состоит из отдельных поступков. Поступок неразрывно связан с отношением к самому себе, к окружающей действительности, другим людям, труду, его предметам и результатам. Это отношение может быть неустойчивым и устойчивым. Например, какая-либо игра может нравиться или не нравиться в зависимости от нашего настроения. Это неустойчивое отношение. Все мы любим свою Родину. Это уже устойчивое отношение. Источником такого устойчивого отношения являются убеждения, систему которых мы называем мировоззрением. В любой конкретной ситуации мы стремимся поступить так или иначе в зависимости от нашего отношения к тем обстоятельствам, в которых мы оказываемся. Иногда мы (даже с риском для жизни) поступаем в соответствии с нашими убеждениями (вступаем в схватку с бандитами, защищаем слабого, выручаем из беды товарища и т.д.). Но бывают случаи, когда мы пасуем перед трудностями, стараемся выйти из ситуации, хотя, согласно нашим убеждениям, мы должны были бы вмешаться (например, защитить честь девушки, друга и т.д.). Поведение наше зависит от многих факторов, но, прежде всего от нашей воли. Когда гармонично сочетаются воля и убеждение, человек способен на свершение благородных и героических поступков. Воля человека тесно связана с его характером. По меткому выражению английского писателя С. Смайлса, характер проявляется в образе действия, внушаемом и направляемом принципами, честностью и практической мудростью. В своем высшем проявлении это не что иное, как личная воля. В повседневном поведении мы руководствуемся не только убеждениями и мировоззрением. Многие наши поступки побуждаются чувствами (сколько совершено подвигов во имя любви, чувства долга?), интересами, жаждой познания (вспомните, какие героические поступки совершали ученые Джордано Бруно и др.) и другими мотивами.
Мотивы — это то, что побуждает человека к тому или иному действию. Они являются психологическим центром личности. Мотивами могут выступать потребности, интересы, убеждения, нравственные чувства. Мотивы не остаются неизменными. Одни из них развиваются, приобретают большую значимость для человека и оттесняют другие мотивы, которые занимали ранее ведущее место в его деятельности. Профессор В.И. Селиванов отмечает: «Из всей совокупности разнообразных мотивов личности в процессе жизни и воспитания постепенно начинают выделяться доминирующие и устойчивые мотивы, определяющие направленность личности, ее жизненную позицию (то, к чему стремится личность и в направлении чего она организует свое поведение, свою деятельность)». Направленность личности проявляется в особенностях интересов и потребностей личности, в особенностях целей, которые ставит перед собой человек, в установках личности, в чувствах, убеждениях человека и т.д. Направленность складывается уже в подростковом и юношеском возрасте. Во всех случаях направленность личности определяет и направление волевой активности. Направленность находит свое выражение в таком мотивационно-волевом свойстве личности, как целеустремленность. Очень важно, поэтому уже с подросткового и юношеского возрастов формировать у себя высоконравственные мотивы, ибо, как отмечает ученый-психолог А.Н. Леонтьев. Внутреннюю психологическую оправданность существования человека создает только такой ведущий мотив-цель, который «возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом». Но любой мотив и цель, какими бы они благородными ни были, должны воплотиться в действие, только тогда они приобретают истинную ценность. Мотивы и цели претворяются в деятельность с помощью волевых процессов, состояний и качеств личности.
Таким образом, воля тесно связана с мотивами человека, со всей личностью в целом. «В волевой активности, — пишут А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев, — проявляется весь человек со всеми его качествами и особенностями — интересами, потребностями и склонностями, способностями и убеждениями…». Основные особенности волевых качеств неразрывно связаны с общими особенностями личности.
В.И. Селиванов определяет волю как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков». Как видим, волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за ее достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия. Волевое поведение человека складывается из волевых действий. Волевые действия бывают простые и сложные. Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения. Сложные волевые действия состоят из нескольких компонентов, одним из которых является волевое усилие. Волевое усилие выражается или в сосредоточении внимания на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать на пути к достижению цели, преодолевая трудности и препятствия.
Все трудности, которые приходится нам преодолевать в повседневной деятельности, можно свести к двум группам:
1) объективные трудности, обусловленные особенностями самих объектов и явлений, например, физическая работа, требующая больших затрат мышечных усилий, сложная задача, решение которой сопряжено с большим умственным напряжением;
2) субъективные трудности, обусловленные особенностями самого субъекта, например, боязнь погружаться в воду, когда мы не умеем плавать; нежелание приступить к выполнению домашнего задания по нелюбимому предмету. Лень к умственному или физическому труду, привычка не утруждать себя преодолением трудностей по своей инициативе, неусидчивость, неумение быть последовательным при решении какой-либо задачи и т.д. В зависимости от характера трудностей мы и должны строить свое волевое поведение, чтобы успешно справиться с ними. Так, для преодоления объективных трудностей мы должны связывать наши волевые усилия с усвоением приемов работы: чтобы преодолеть трудности при решении математических задач, нужно приобрести необходимые знания и поупражняться на каждое правило. Для успешного преодоления субъективных трудностей мы должны направлять свои волевые усилия на формирование устойчивых мотивов, твердых жизненных убеждений и нравственных правил поведения. Мы должны учиться подавлять у себя чувство страха, отрицательные эмоциональные состояния при выполнении неинтересной, но нужной работы, вырабатывать привычку доводить начатое дело до конца, проявлять решительность, смелость, самостоятельность в повседневной жизни и т.д. Следовательно, саморегулирование поведения человека в затрудненных условиях происходит с помощью волевых усилий на всех этапах волевого действия, т.е. при определении и постановке целей, борьбе мотивов, принятии решении, планировании, исполнении. Если вы хотите развивать свою волю, то, систематически упражняясь в преодолении трудностей в том или ином виде деятельности, вы создаете предпосылки и условия для развития все более сложных навыков и умений. Приобретая тот иной навык, человек вначале держит ее операции под волевым контролем. Волевые усилия при этом проявляются и во внешних реакциях — в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. В процессе упражнений и автоматизации навыка волевые усилия как бы свертываются. Теперь человеку достаточно уже сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, словом «нужно», чтобы что-то изменить в выполняемой деятельности.
При закаливании воли важно учитывать, что волевые усилия тесно связаны с мотивами действия, ибо, по выражению И.М. Сеченова, голой воли не существует. Чем больше значимость и сила мотива, тем шире возможности человека для мобилизации волевых усилий. Воля не имеет абсолютной социальной ценности. Она может обслуживать как чрезвычайно благородную, социально ценную цель, так и отрицательные в нравственном плане, преступные и эгоистические побуждения и устремления.
Многие ребята рассматривают волю как способность изо всех сил напрягаться, никому не подчиняться и делать что-то утомительное для себя. Такие опасные заблуждения могут принести даже к трагическим последствиям. В «Комсомольской правде» сообщалось как-то о юноше, который, желая закалить свою волю, один отправился на плоту в штормовую погоду по реке Амур. Только благодаря счастливой случайности юноша остался жив. Чтобы успешно закалять свою волю, надо не только иметь представление о ней, но и хорошо знать все стороны нашей психики, с которыми связана воля, ибо воля и психические процессы взаимно обогащают друг друга. Воля связана с вниманием. Как отмечают многие ученые и педагоги-практики, тренировка внимания является одним из важных путей формирования воли. Кроме этого, с помощью внимания мы приобретаем знания. По образному выражению великого русского педагога и психолога К.Д. Ушинского, внимание — это та единственная дверь души нашей, через которую проходят все наши знания, а чем обширнее наши знания в той или иной области, тем продуктивнее волевая деятельность. Воля связана с мышлением, так как оно помогает достигать цели с наименьшими затратами энергии. Судите сами, можно обладать сильной волей, но не добиться поставленной цели, так как недостаточно развитое мышление не подскажет нам правильного пути достижения этой цели и наши усилия окажутся напрасными. Особенно хорошо это чувствуется при решении задач. Из-за того что мы не в состоянии преодолеть шаблонность мышления, задача может остаться нерешенной, хотя мы и затратим много времени на ее обдумывание и проявим максимум волевых усилий. Воля связана с воображением. Без развития творческого воображения будет затруднено мысленное создание ясного плана предполагаемого действия, предвидение его последствий, что отрицательно может сказаться на достижении поставленной цели. Воля связана с чувствами человека. Даже трудно представить себе деятельность, которая не мотивировалась бы или не сопровождалась чувствами. Воля связана с привычками человека. Тренировка в преодолении трудностей вырабатывает привычку — ценнейшее свойство выполнять всякое дело энергично и доводить его до конца. Добрая привычка, по выражению К.Д. Ушинского, есть нравственный капитал, который растет беспрестанно и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь. Имея выработанную привычку, человек не тратит каждый раз своего сознания и воли на борьбу с теми трудностями, которые были уже раз побеждены. Для успешного формирования воли очень важно ознакомиться еще и с такими понятиями, характеризующими волю, как «волевые процессы», «волевые состояния», «волевые свойства личности».
Вот как характеризует их профессор В.И. Селиванов в своей книге «Воля и ее воспитание». Волевые процессы имеют место в самом течении волевого акта от постановки цели до исполнения. Они конкретно выражаются в преднамеренном внимании, восприятии, запоминании, воспроизведении, мышлении, воображении, т.е. везде, где требуется мобилизовать волевые усилия для решения той или иной сложной задачи.
Волевые состояния — это те временные психические состояния, которые являются оптимальными внутренними условиями личности, способствующими успешному преодолению возникших трудностей. К ним относятся состояние оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересованности, решимости, возникающие под действием целого комплекса жизненных обстоятельств. Временные психические состояния, снова и снова неоднократно испытываемые человеком, превращаются в черты личности, становятся особенностью его характера.
Волевые свойства (качества) личности — это уже не временные состояния, а относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения.
Моральная воспитанность определяет направленность всех наших поступков, в том числе и волевых. Если у человека, к примеру, развито чувство коллективизма, желание делать добро, то и все дела его и волевые усилия направлены на совершение добрых дел. Поступки же и волевые усилия эгоиста направлены на удовлетворение собственных узкоэгоистических интересов. Стержень жизнедеятельности человека — волевая основа его характера. И если вы хотите жить полной жизнью, отдавая себя общему делу, не попасть в разряд неудачников, если вы хотите стать хозяином своей судьбы, добиваться успехов в любом деле, закаляйте свою волю. И недаром, сравнивая волю и талант, Бальзак писал: «…Не существует больших талантов без большой воли, эти две силы — близнецы — необходимы для сооружения громадного здания славы… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает. Подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».
4. Сила внутри нас
Каждый человек должен научиться ощущать внутреннюю меру, находить тот предел, при котором формируется тонкая чувствительность, не переходящая в сентиментальность. Тогда наши реакции будут сбалансированы, и мы сможем властвовать собой. Управление собой тесно связано с нравственной позицией человека: если мы соразмеряем свои личные желания с потребностями других, то наш самоконтроль будет строиться на здоровой моральной основе, наше поведение в сущности своей будет устойчивым, нравственным. А для того чтобы оно было не только приемлемым, но и эстетичным по форме, необходима культура чувств, осознанное саморегулирование. При этом мы должны не просто следовать долгу, не просто идти путем, который нам указывают окружающие люди, общество в целом, — у нас должна развиться внутренняя потребность в самосовершенствовании, та самая потребность, которая не дает нам успокоиться, бездействовать. Только при упорной работе над собой мы приближаем свои цели, преодолевая трудности, которых никто не может избежать. Здесь связываются в один узел все наши сущностные силы: высоконравственный человек чувствует духовно, мыслит эмоционально, действует с умом. Самосовершенствование предполагает синтез разума, чувства, воли, действия. Только при таком внутреннем единстве человек преодолевает свои слабости, может полноценно реализовать себя и будет по-настоящему счастлив. Высоконравственный человек всегда гуманен. А гуманность — неотъемлемая ценность коммунистического мировоззрения.
Человек — самобытная социальная микроструктура, «совокупность всех общественных отношений», по словам К. Маркса. Для того чтобы он полноценно развивался, необходима высокая внутренняя активность. Только тогда наши возможности станут действительностью. Но для успешного самосовершенствования нужна не просто внутренняя активность, а целенаправленная активность, осуществляться она должна с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Занимаясь самосвершенствованием, обучаясь и тренируясь, вы получаете двойную пользу: развиваете и укрепляете такие черты характера, как самообладание, выдержка, а также вызываете необходимые психические состояния, которые помогают нам в работе, учебе, спорте и т.д. Каким же образом это достигается?
Дело в том, что для каждого из нас существует так называемый оптимальный уровень эмоционального напряжения, который способствует максимальной эффективности нашей деятельности, например, учебной, связанной с умственной работой или спортивной, где главную роль играют координация и мышечные усилия. Отклонения от оптимального уровня эмоционального напряжения в сторону повышения или понижения его приводят к резкому снижению продуктивности нашей деятельности. Изменяя степень своего эмоционального напряжения (одним из объективных показателей которого является частота пульса) и, измеряя продуктивность работы, можно определить для себя оптимальный уровень эмоционального напряжения. Причем этот уровень, как правило, неодинаков для умственной и физической работы. Например, вы вычислили для себя оптимальный уровень эмоционального напряжения для успешного изучения учебного материала. Этому уровню соответствует частота пульса, положим, 70 ударов в минуту. Если вы пришли на экзамен в сильном волнении (а как показали исследования, некоторые учащиеся испытывают состояние, близкое к прединфарктному) с пульсом, положим, 120 ударов в мин, т. е. ваше эмоциональное напряжение отклонилось от оптимального в сторону повышения, то возникают серьезные затруднения с извлечением из памяти изученного материала. Если вы воспитали у себя самообладание, т. е. умеете владеть собой и регулировать свои психические состояния, то вы сможете усилием воли снизить уровень эмоционального возбуждения до оптимального (70 ударов в мин). И спокойно вспомните изученный ранее учебный материал. Каждый спортсмен имеет свой оптимальный уровень эмоционального напряжения, способствующий достижению наилучшего результата. В спорте такое состояние называют еще оптимальной боевой готовностью, или кратко ОБГ.
Любой человек — ставит или не ставит он перед собой сознательную цель самосовершенствования — всю жизнь изменяется в том или ином направлении. Задача заключается в том, чтобы сознательно направлять процесс собственного развития, понимая свои слабые и сильные стороны, ближайшие и высшие цели. Однако недаром говорят, что нет ничего сложнее, чем справляться с самим собою. Совершенствовать самого себя — это, наверное, самое сложное дело, какое только нам приходится делать. Мы довольно легко, как говорится, видим «соринку» в чужом глазу, но увидеть «бревна» в своих собственных нам бывает трудно. Да, вероятно, мы не всегда видим (осознаем) даже существенный свой недостаток, но очень часто мы ощущаем его как сигнал неблагополучия. И тогда человек ищет выход. Если он не поймет, не осознает смысл этого сигнала, тогда он будет искать выход интуитивно и лишь в редких случаях нащупывает его правильно. Если он явно видит свой идеал и четко осознает свой недостаток, он будет осуществлять самоконтроль и целенаправленно бороться с собой за самого себя.
Таким образом, наличие идеала в форме конкретного положительного лица в сочетании с психолого-педагогическими знаниями является мощным стимулом самосовершенствования, укрепления воли, формирования высоконравственных черт, характера, успехов на пути к достижению поставленных нами целей. В сложном волевом действии планирование достижения поставленной цели следует после принятия решения (постановки цели). При разработке средств достижения цели мы можем сталкиваться с определенными трудностями, которые потребуют от нас значительных волевых усилий, выдержки, настойчивости, больших затрат времени. В такие моменты мы можем даже переживать внутренний конфликт. Напряжение спадает, как только разрешается эта конфликтная ситуация, т.е. когда мы выбираем то или иное средство для достижения поставленной цели. Выбрав средства для достижения цели, мы приступаем к практическому осуществлению принятого нами решения. Здесь требуются определенные рабочие операции, и наши волевые усилия реализуются в сделанном нами предмете, в определенном поступке. В процессе исполнения принятого решения мы не только действуем по заранее составленному плану, но и контролируем, корректируем нашу деятельность, совершенствуем свои умения и навыки, находим более рациональные пути и т.д. Практическое осуществление поставленной цели также сопровождается, как правило, преодолением трудностей как внешних (обстоятельства, стихия, время, расстояние и т.д.). Так и внутренних (усталость, болезнь, недостаток знаний, умений). В этих случаях нам приходится напрягать и мобилизовывать волевое усилие. Слабовольный человек в такие моменты прекращает практическую деятельность и обязательно ищет и находит для себя оправдательные аргументы, о которых написанно выше. Волевой же человек, крепкий духом, в такие моменты мобилизует всю свою волю, энергию и в трудной борьбе с внешними и внутренними препятствиями достигает поставленной цели, закаляя и укрепляя, таким образом, свою волю.
Вот пример, описанный в «Комсомольской правде». На одном из советских кораблей находившемся в северных широтах, обледенела антенна локатора, Корабль «ослеп». Нужно было срочно сколоть лед. Однако сделать это можно было только голыми руками, так как инструмент мог повредить антенну. (Антенна находилась на высоте девятиэтажного дома.) Вызвался доброволец — комсомолец Эдгар Шкерт. Парень полез наверх. Скорость ветра достигала 45 м в секунду. Было видно, как на верхнем мостике ледяной вихрь прижал его к леерам. Парня буквально пронизывало жгучим ледяным ветром. Наконец площадка. Он привязал себя к лееру, снял перчатки и начал работать. Лед, облепивший антенну, был очень крепкий. Целых 15 минут, преодолевая страшный ветер, мороз голыми руками Эдгар скалывал лед. Руки его опухли, стали багровыми, нестерпимо болели от ссадин и мороза. Но он преодолел все трудности, завершил работу и благополучно спустился на палубу.
Сложные волевые действия чаще всего разворачиваются в больших временных отрезках. Тогда мы четко разграничиваем все этапы волевого действия. Но иногда приходится совершать поступки, весьма ограниченные во времени. В этих случаях этапы волевого действия как бы сглаживаются. Для успешного претворения в жизнь наших планов нужна внутренняя активность. Она должна быть целенаправленна и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами, психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (самообладание, выдержку), а также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам в работе, учебе, спорте и т.д. достигать поставленных целей.
Человек не всегда бывает, уверен в своих силах. Зная силу общественного мнения, он сознательно берет на себя обязательство перед коллективом, понимая, что невыполнение своих обязательств грозит ему осуждением коллектива, потерей авторитета среди своих товарищей Желание выйти победителем. Повысить свой авторитет среди товарищей помогает человеку мобилизовать свою волю на выполнение принятых на себя обязательств, на преодоление внутренних трудностей, связанных с изживанием вредных привычек. Необходимо помнить при этом, что каждая такая, даже небольшая победа над собой в борьбе с трудностями способствует формированию воли и характера, т.е. самообладанию и умению управлять собственным поведением.
Самоубеждение — убеждение себя в чем-либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов. С помощью самоубеждения можно регулировать психические состояния, поступки как путем осуждения себя и своих поступков, так и путем одобрения и побуждения к изменению их. Успешность применения этого метода зависит от знаний, логического мышления и чувства долга. Ведь суть его сводится к дискуссии с самим собой — выдвижению и сравнению аргументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется и что необходимо сделать. Поэтому развитое чувство долга, знания и всесторонне обоснованная аргументация могут превратить самоубеждение в мощный инструмент развития самообладания и умения управлять собой, воздействовать и изменять как психическое состояние, так и поведение в целом.
Самоприказ — приказ самому себе — действенный прием для выработки самообладания и умения управлять собой даже в самых экстремальных условиях. Самоприказ, соответствующий ведущим жизненным целям человека, его убеждениям, оказывается значительно эффективнее, нежели самоприказ, противоречащий направленности личности, ее основным убеждениям. Эффективность самоприказа еще более возрастает, если вы будете использовать самоубеждение, т.е. находить все новые и новые доводы и аргументы в пользу выполнения самоприказа. Самоубеждение может завершаться принятием определенного решения и самоприказом выполнить его: «Надо!», «Сделать»! «Вперед!», «Все!» «Хватит!» и т. п. Самоприказ и самоубеждение взаимосвязаны. Самоприказ оказывается наиболее действенным, если он дается на основе самоубеждения, а самоубеждение приводит к волевому акту, если оно завершится самоприказом выполнить принятое решение. В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, совершенствовать свои личные качества, выполнять нужные виды деятельности, которые в данный момент кажутся малозначительными или неинтересными, и многое другое.
Беспрецедентное путешествие через Атлантический океан в одиночку на надувной лодке немецкого врача Ханнеса Линдемана привлекло к себе внимание всего мира. 72 суток длилось это путешествие. X. Линдеман вспоминает, что подготовка к путешествию «означала самовоспитание по программе физической и психической подготовки. И это была жесткая, долгая подготовка потому, что я знал, что почти все мои предшественники, рискнувшие отправиться через Атлантику в лодке, поплатились жизнью за свою легкомысленную дерзость.
Каждый, кто пускается в подобное предприятие, должен точно знать свои силы и границы своих возможностей, а также знать предельные нагрузки своего судна, ведь он рассчитывает только на себя и свою лодку.
Второй предпосылкой успеха является вера, вера в двух смыслах. Во-первых, это твердое убеждение в успехе начинания — первый шаг к достижению цели. Вера в свои силы и конечную победу необходима для всякого начинания, связанного с риском. Во-вторых, и для нас это главное, вера в свою способность управлять собственной психикой– настраивать свои мысли на позитивный лад, уметь по желанию расслабиться и сосредоточиться. Такая вера – внутренний резерв сил. Также нужна активная помощь разума, профилактическое ограждение психики, роль самовнушения, самоприказа, самообладания, убежденность в успехе против ожидаемых срывов и стрессов.
Заключение
Чтобы овладеть подсознательным влиянием на свое душевное самочувствие, используют самовнушение. Самовнушение помогает человеку сохранять свое здоровье, влиять на артериальное давление и кровообращение, обмен веществ. В экспериментах профессора А.М. Свядоща испытуемые путем тренировок овладели даже ритмом сердечной деятельности, доводя частоту ударов сердца с 68 до 144 и уменьшая до 46 ударов в минуту. И хотя ставшее общеизвестным выражение «в здоровом теле — здоровый дух» едва ли можно назвать истиной (и среди людей физически сильных немало трусливых и безнравственных), все же здоровье отнюдь не во вред стойкому характеру. Ведь среди больных больше людей эмоционально неуравновешенных. Говорят: человек стал злым, раздражительным, желчным. Конечно, дело не в «в безнравственности» желчи, а в том, что человек плохо себя чувствует, ослабляется самоконтроль, поведение становится неуравновешенным, возможны всякого рода импульсивные и непродуманные поступки, ссоры, нарушение нравственных норм. Самовнушение, таким образом, способствуя положительному состоянию эмоциональных процессов, хорошему здоровью человека, опосредованно, косвенно влияет на его волю и характер.
Разумеется, самовнушение в любых своих вариантах лишь вспомогательное средство поддержания положительного эмоционального состояния. Важнейшее же условие душевного благополучия — умственный и физический труд, радость от процессов познания и созидания и удовлетворенность от результатов трудовой деятельности.
психологический самосовершенствование самовнушение эмоциональный
Литература
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13т. – М. , 1954, т. 6.
2. Далецкий Ч. Практикум по риторике. – М. , 1996.
3. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н. Леонтьев и современная психология. М.,1983, с. 118 – 128.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с.423.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
6. Гуревич С.С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988.
7. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: ” Просвещение “, 1994.
8. Ладанов И.Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М., 1995, с. 220 – 226, 272 – 304.
Размещено на Allbest.ru
…
Начиная большую работу, боишься, что не справишься, а, приступив к ней, успокаиваешься, понимаешь, что способен преодолеть все трудности.
Говорится, чтобы подбодрить перед началом большой или незнакомой работы, или произносится с радостью, когда такая работа сделана.
Показывать результат своего творчества всегда очень тяжело. Вне зависимости от количества таких показов в прошлом, каждый новый раз, когда в кругу даже самых близких людей ты читаешь новый рассказ, новое стихотворение, играешь новую песню, ты чувствуешь почти непреодолимый страх.
Естественное желание найти свое истинное призвание в жизни затрудняется нередко слабой осведомленностью юношей и девушек не только о будущей профессии, но и о возможностях человека вообще и своих личных резервах в частности. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшать свои личные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Мешают также работать над собой, совершенствовать свои личные качества излишняя самоуверенность, когда человек не считает нужным заниматься самосовершенствованием, ошибочно полагая, что он и так достойнее других; удовлетворенность материальным благополучием в ущерб духовным ценностям.
Многие юноши и девушки зачастую просто не знают, как работать над собой, как достичь высокого уровня в развитии воли, характера, внимания, памяти, мышления, воображения. Каждый человек обладает поистине огромными возможностями, заложенными в нем природой. Взять хотя бы память, без которой трудно представить себе вообще какую-либо деятельность. Если бы не было памяти, то человек не мог бы планировать, приобретать навыки, использовать прошлый опыт. По выражению И. Сеченова, человек, не имеющий памяти, в миллионный раз воспринимал бы все как в первый раз и находился бы в состоянии новорожденного. Развитие было бы невозможно.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!!
“Напряженно шуршала тишина”, какое это средство выразительности?
это из текста Четверо наедине с горами.
И для чего автор использовал это средство выразительности?что он хотел передать?
велосипедист догонял пешехода. скорость велосипедиста х км/ч, пешехода 4 км/ч. какое расстояние S было между ними первоначально,если велосипедист догна пешехода за 3ч?
Божествена комедія-про яку людину мріяв данте?
как звали основателя движения за создание национальной церкви в чехии?
Сравните частные:
а) 12 : 8 и 15 : 10;
б) 4 : 14 и 2 : 3
1. Какие из следующих предложений являются высказываниями? Определите их истинность. 1.Число 6 – четное. 2.Посмотрите на доску. 3.Все роботы являются машинами. 4.У каждой лошади есть хвост. 5.Внимание! 6.Кто отсутствует? 7.Есть кошки,которые дружат с собаками. 8.Не все то золото,что блестит. 9.x>0. 10.Некоторые люди являются художниками. 11.Выразите 1 час 15 минут в минутах. 12.Всякий моряк умеет плавать. 2. Определите значение истинности следующих высказываний: 1.Приставка-это часть слова, и она пишется раздельно со словом. 2.Суффикс-это часть слова, и он стоит после корня. 3.Родственные слова имеют общую часть, и они сходны по смыслу. 4.Рыбу ловят сачком или ловят крючком, или мухой присматривают, иль червячком . 5.Буква “а”-первая буква в слове “аист” или “сова” 6.Две прямые на плоскости параллельны или пересекаются. 7.Данное число четно или число,больше его на единицу, четно. 8.Луна-планета или 2+3=5.
Ответить на вопросы.ОБЯЗАННОСТИ 1) Мама Юли может не ходить на работу?Почему? 2) У Юли есть обязанности? 3) Юля всегда выполняет свои обязанности? 4) Какие обязанности у Юли? 5) Какие обязанности у тебя? 6) Какие обязанности у твоего папы? 7) Какие обязанности у твоего мамы? помогите пожалуйста)))
рецепт пиццы на английском
Сарматский звериный стиль
Стороны подобного треугольника равны 4 см,8 см,10 см.Найдите периметр треугольника ,подобного данному.если сторона подобного треугольника равна 20 см и авляется наибольшей.