Сочинение на тему гордого одиночества в лирике лермонтова

8 вариантов

  1. Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Это во многом объясняется методом, которым написаны его стихи и неповторимыми особенностями личности поэта, его мироощущения и творческого дара. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов — это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У него нет друга, способного поддержать его “в минуту душевной невзгоды”, нет возлюбленной. Он одинок в толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба.
    Уже в раннем творчестве эта тема декларируется поэтом как основная. В стихотворении “Одиночество”, написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по “родной душе” сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. Ему горестно осознавать, что утешения дружбы, поддержка близкого человека недоступны для него. В стихотворении “И скучно и грустно…” он одинок “в минуту душевной невзгоды”, некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку.
    Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство. Любовь не приносит ему радости, не дарит счастья. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою…” поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В одноименном стихотворении жаждущий ответной любви лирический герой, сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.
    Одиночество героя лирических стихотворений Лермонтова распространяется не только на его личную жизнь, он одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”, неспособные на проявление человеческого тепла, сочувствия, сострадания. Чтобы найти утешение в этой ситуации, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Он вспоминает себя ребенком, воскрешает в своем воображении отрадные для него картины детства. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу “железный стих, облитый горечью и злостью”.
    Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении “Дума” противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей.
    Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении “На севере диком стоит одиноко…”, представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству.
    Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом. В стихотворении “Пусть я кого-нибудь люблю…”, герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве, которое никто не может с ним разделить.
    Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой…” лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении “Дубовый листок”. Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары. В стихотворении “Тучи” лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с “милым севером”.
    Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Размышляя, он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти утешение, “свободу и покой” от опустошающих его желаний и стремлений. Однако минуты гармонии и покоя крайне редки, лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, преодолеть внутреннюю боль, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…”: небесное и земное соединяютсясе же прекрасной возлюбленной, его сердцемпоколения. иовека, живущего бессознательной жизньюодвижность и отсутствие жизни. в сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле.
    Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность и отсутствие жизни. Поэтому поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении “Парус”, написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал. Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным.
    Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.

  2. Тема одиночества важна, наверное, для каждого поэта. Ведь человек творческий одинок по определению, поскольку он — личность, стоящая на голову выше толпы, а значит — вне ее. Пушкин, Тютчев, Фет задумывались об этом. Но только у Лермонтова одиночество имеет столь пронзительное, почти невыносимое звучание. Изучая лирику Лермонтова, осознаешь, что он был самым несчастным русским поэтом. Вот почему его поэзия так печальна и одновременно так притягательна.
    Лирический герой Лермонтова высказывает свое резкое отрицание существующей действительности. Он одинок уже потому, что не принимает правила игры общества и стоит вне круга людей и их отношений. В некоторых стихотворениях Лермонтов отвергает буквально все человечество, но иногда его произведения приобретают более конкретное звучание, в них начинает звучать укор России и тем, кто живет в ней. Такое негативное отношение ясно видно, например, в стихотворении “Жалобы турка”. Россия предстает в унылом свете: это страна “поблекших лугов”, хитрости, злобы, умов “хладных и твердых, как камень”; человек в этой стране стонет “от рабства и цепей”. Безрадостная картина. Но именно так видел Лермонтов свою Родину уже в юные годы. Та же идея, как пи удивительно, звучит в стихотворении, написанном в последний год жизни поэта:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Лермонтов любил Родину, в этом не может быть сомнения. Но даже любя ее, ои был одинок в родной земле, как пасынок при мачехе.
    Тема о трицания действительности в лирике Лермонтова находит свое непосредственное воплощение в образе маски. Светское общество в мироощущении поэта бездуховно, его жизнь — лишь яркий, блестящий маскарад. Самое известное стихотворение на эту тему — “Как часто, пестрою толпою окружен…” Это пе просто описание шумного бала, когда вокруг проносятся карнавальные костюмы, маски, слышен смех, шум, музыка и тебя все больше затягивает в этот водоворот, но мыслями ты далеко оттуда и равнодушен ко всему. Картину маскарада нужно воспринимать как аллегорию светской жизни. В обществе человека окружают не люди, но бездушные маски. Нет возможности понять, что скрывается за каждой из них. Поэтому человек так одинок, даже окруженный многочисленной толпой. Все эпитеты, употребляемые автором в описании бала, создают тягостную картину: “затверженные речи”, “бездушные образы”, “приличьем стянутые маски”, “давно бестрепетные руки”. Таково было восприятие поэтом жизни вокруг него. И это касается не только светского общества, а человеческого существования в целом.
    Толпа равнодушна к герою, и это порождает ответную реакцию: он скрывает свои чувства, стремления, помыслы. Это и есть “гордое” одиночество, когда ты не понят, когда твое ощущение действительности идет вразрез с мнением толпы. Многие стихотворения поэта — об этом. “Одиночество”, “Исповедь”, “Чаша жизни”, “Узник” — эти названия уже говорят сами за себя. Но воплощением бесконечного одиночества стал Парус из одноименного стихотворения. Одинокий белый парус в бесконечном море: таково и восприятие поэтом самого себя среди окружающей жизни. “Мятежный” парус ищет бури, так и душа Лермонтова всегда была мятежной, бунтующей.
    Но парус — далеко не единственная аллегория одинокой ищущей личности в лирике Лермонтова. Вспомним хотя бы замечательное стихотворение “На севере диком стоит одиноко…”, или “Утес”, или “Листок”. Все это — размышления о тоске и одиночестве как будто неодушевленных предметов, а на самом деле — о вселенской тоске и вселенском одиночестве души, потерявшейся в пространстве и времени.
    Расширяют тему одиночества и делают ее еще более трагичной мотивы усталости и безысходности (“Одиночество”, “И скучно и грустно…”). Стихотворение “И скучно и грустно” определяет, как мне кажется, весь жизненный настрой поэта. Более того, можно сказать, что в нем одном — квинтэссенция всех многолетних размышлений поэта о собственной судьбе:
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,-
    Такая пустая и глупая шутка.
    Вспомним, как наслаждались жизнью Пушкин, Тютчев, Фет, все лучшие русские поэты, умея находить радость и в полете бабочки, и в свете луны, и в дожде, и в солнце, и в любви, и в дружбе. Лермонтов стоит от этих поэтов особняком. Он также умеет видеть красоту жизни и не менее искренне восхищается ею, но он смотрит на кипящую вокруг него жизнь безучастно, как сторонний наблюдатель. Для его творчества основополагающим является не наслаждение жизнью, а разочарованность в ней. Жизнь для него “пустая и глупая шутка”, не более того. Этим ощущением проникнута вся его лирика, от первого до последнего стихотворения. Благодаря этому Лермонтов — единственный в своем роде поэт.
    Надо сказать, что если бы не это странное восприятие действительности, если бы не тоска, не одиночество, не разочарованность, то не было бы сейчас огромной части русской литературы, называемой лирикой М. Ю. Лермонтова. Читая стихи поэта, мы невольно наслаждаемся плодами его мук. Творчество его — кровоточащая рана, поэтому к Лермонтову испытываешь не только уважение как к автору, но и сострадание как к человеку. Его творчество не воспринимается как хрестоматийная литература, а как нечто родное, к чему можно обратиться в грустную минуту и найти, как ни странно, утешение.
    Похожее сочинение: Мотив одиночества в лирике Лермонтова.
    Похожие сочинения:
    Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Лирический герой М. Ю. Лермонтова
    Картины русской природы в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
    Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова
    Образ дороги в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Историческая тема в творчестве М. Ю. Лермонтова
    Народ и Родина в лирике М. Ю. Лермонтова
    Мироощущение Лермонтова в стихотворении “Парус”, художественное своеобразие и лирический сюжет

  3. О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
    Жрецы минутного, поклонники успеха!
    Над кем ругается слепой и буйный век,
    Но чей высокий лик в грядущем поколенье
    Поэта приведет в восторг и умиленье!
    А. С. Пушкин
    Одна из центральных тем романтизма — тема вольности и гордого одиночества. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне. Европейских романтиков увлекала идея непонятности поэта обществом, его изгнанности и трагического одиночества. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — М. Ю. Лермонтова.
    Поэт — избранник судьбы. Эта избранность — не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. Это судьба талантливых поэтов всего мира, и поэтому тема одиночества в понимании немецких романтиков близка и Лермонтову. Пропустив их произведения через призму своей творческой личности, переосмыслив и переоценив их, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких, как “Родные вершины…”, “На севере диком…” и др.
    Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение “Смерть поэта”, в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении “Парус” звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот, не сломленный, гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям “за стеной Кавказа”. Так в лирике Лермонтова появляется мотив изгнанничества:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении “Тучи” тучки мчатся, как он, “с милого севера в сторону южную”, но они неживые и не могут разделить его боль расставания с Родиной:
    Нет у вас родины, нет вам изгнания!
    Боль усугубляется тем, что поэт абсолютно одинок, рядом с ним нет понимающей и сочувствующей души, которая могла бы разделить его тоску по родине. В стихах Лермонтова начинает звучать мотив разобщенности, невозможности соединения с родственной душой. Так, поэт трактует любовное стихотворение Шиллера, где говорится о невозможности встречи двух влюбленных, по-своему делая акцент на невозможность слияния вообще двух родных душ (“На севере диком…”).
    Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою…” и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной. Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть.
    В стихотворении чувствуется ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, где нет трудностей и тревог, и этот сон потом плавно перейдет в смерть, такую же тихую и безболезненную. А в стихотворении “И скучно и грустно” звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни:
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка…
    Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни. В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей.
    В одном из своих поздних стихотворений — “Дума” — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Однако история рассудила иначе; великий поэт здесь ошибся: если его лирика и не ценилась современниками, то виноваты в этом только серость и индифферентность общества, не сумевшего распознать настоящего гения и сделавшего его гордым одиноким странником. Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю. Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

  4. Структура итогового сочинения
    Вступление.
    Определите ключевое слово в Вашей теме, оно должно иметь общий понятийный смысл с концептом, внутри которого предложена данная тема. Употребите это слово в форме назывного предложения. Ответьте на вопрос, что означает это понятие. Мо­жете дать определение понятию из толкового словаря.
    Например:
    Честь и бесчестие… В.И.Далъ в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так определяет слова честь и бесчестие. «Честь – внутреннее нравствен­ное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая со­весть». «Бесчестье – всякое действие, противное чести: стыд, срам, позор, поноше­ние, поругание».
    2. Основная часть:
    а) заявите Ваш тезис. Выскажите Ваше мнение, определив своё отношение к дан­ному понятию;
    б) развёрнуто и убедительно докажите Вашу точку зрения, обратившись к 1-2 ли­тературным произведениям. Больше привлекать не надо, так как можете не успеть раскрыть тему. Помните, что обращение ко второму произведению предполагает но­вый абзац.
    В начале основной части можно использовать следующие клише:
    «В том, что это именно так, я убедилась, прочитав произведение…. (не забудьте указать автора)»
    «Подтверждение своей точки зрения я нашла в … (название произведения и ав­тора )»
    «За доказательством своего мнения я хотела бы обратиться к … (название про­изведения и автора )»
    «Хочется обратиться к страницам романа (рассказа и т.д.)… (название произ­ведения и автора)»
    «Именно этой теме посвящён текст романа (рассказа и т.д.)… (название произ­ведения и автора )»
    «Обратимся к страницам повести (рассказа, романа и т.д.)… (название произ­ведения и автора)»
    «Эта же тема поднимается и произведении … (название произведения и авто­ра)»
    Помните о том, что Вы должны, как сказано в критериях, показать разный уро­вень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (напри­мер, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте вы­бранной темы.
    Раскрывая тему, не уходите от неё, не подменяйте тему другой.
    Заключение.
    Подведите итог своим размышлениям, обобщите сказанное.
    «И в заключение мне хотелось бы сказать, что…»
    «К какому же можно прийти выводу, размышляя над данной темой…»
    Помните об абзацном членении текста. Каждый абзац — отдельная мысль. Сплош­ной текст тяжело читается.
    Перечитайте свой текст несколько раз, проверяя его. Проверьте орфографические и пунктуационные ошибки. При повторном прочтении обратите внимание на рече­вые ошибки и грамматические. Если возникли хоть какие-то сомнения по поводу написания какого-либо слова, замените его или исключите из текста, не рискуйте и попробуйте заменить слово синонимом или «выбросить» его из текста.
    Помните, что одним из видов речевых ошибок является повтор однокоренных слов. Избегайте повторов.
    Не забудьте о том, что сначала работа должна быть написана на черновике. Може­те сокращать слова. Но черновик должен быть.
    Любое сочинение начинается со вступления, в котором обозначается тезис, в рус­ле которого будет раскрываться тема сочинения.
    Критерий грамотного вступления таков: по вступлению любой прочитавший дол­жен определить тему сочинения. Ведь во вступлении вы заявляете то, о чём будете писать.
    Если тема сочинения сформулирована достаточно широко, то во вступлении вы должны объяснить выбор материала, на котором будете её раскрывать.

  5. Главная
    Рефераты – Разное
    Лермонтов м. ю. – Тема вольности и гордого одиночества в лирике м. ю. лермонтова – сочинение
    Лермонтов м. ю. – Тема вольности и гордого одиночества в лирике м. ю. лермонтова
    О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
    Жрецы минутного, поклонники успеха!
    Над кем ругается слепой и буйный век,
    Но чей высокий лик в грядущем поколенье
    Поэта приведет в восторг и умиленье!
    А. С. Пушкин
    Одна из центральных тем романтизма – тема вольности и гордого одиночества. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне. Европейских романтиков увлекала идея непонятности поэта обществом, его изгнанности и трагического одиночества. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов – М. Ю. Лермонтова.
    Поэт – избранник судьбы. Эта избранность – не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта – постоянная борьба и одиночество. Это судьба талантливых поэтов всего мира, и поэтому тема одиночества в понимании немецких романтиков близка и Лермонтову. Пропустив их произведения через призму своей творческой личности, переосмыслив и переоценив их, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких, как “Родные вершины…”, “На севере диком…” и др.
    Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение “Смерть поэта”, в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении “Парус” звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот, не сломленный, гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям “за стеной Кавказа”. Так в лирике Лермонтова появляется мотив изгнанничества:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении “Тучи” тучки мчатся, как он, “с милого севера в сторону южную”, но они неживые и не могут разделить его боль расставания с Родиной:
    Нет у вас родины, нет вам изгнания!
    Боль усугубляется тем, что поэт абсолютно одинок, рядом с ним нет понимающей и сочувствующей души, которая могла бы разделить его тоску по родине. В стихах Лермонтова начинает звучать мотив разобщенности, невозможности соединения с родственной душой. Так, поэт трактует любовное стихотворение Шиллера, где говорится о невозможности встречи двух влюбленных, по-своему делая акцент на невозможность слияния вообще двух родных душ (“На севере диком…”).
    Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою…” и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной. Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть.
    В стихотворении чувствуется ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, где нет трудностей и тревог, и этот сон потом плавно перейдет в смерть, такую же тихую и безболезненную. А в стихотворении “И скучно и грустно” звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни:
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка…
    Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни. В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей.
    В одном из своих поздних стихотворений – “Дума” – поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Однако история рассудила иначе; великий поэт здесь ошибся: если его лирика и не ценилась современниками, то виноваты в этом только серость и индифферентность общества, не сумевшего распознать настоящего гения и сделавшего его гордым одиноким странником. Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю. Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

  6. О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
    Жрецы минутного, поклонники успеха!
    Над кем ругается слепой и буйный век,
    Но чей высокий лик в грядущем поколенье
    Поэта приведет в восторг и умиленье!
    А. С. Пушкин

    Одна из центральных тем романтизма — тема вольности и гордого одиночества. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне. Европейских романтиков увлекала идея непонятности поэта обществом, его изгнанности и трагического одиночества. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — М. Ю. Лермонтова.
    Поэт — избранник судьбы. Эта избранность — не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. Это судьба талантливых поэтов всего мира, и поэтому тема одиночества в понимании немецких романтиков близка и Лермонтову. Пропустив их произведения через призму своей творческой личности, переосмыслив и переоценив их, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких, как “Родные вершины…”, “На севере диком…” и др.
    Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение “Смерть поэта”, в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении “Парус” звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот, не сломленный, гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям “за стеной Кавказа”. Так в лирике Лермонтова появляется мотив изгнанничества:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении “Тучи” тучки мчатся, как он, “с милого севера в сторону южную”, но они неживые и не могут разделить его боль расставания с Родиной:
    Нет у вас родины, нет вам изгнания!
    Боль усугубляется тем, что поэт абсолютно одинок, рядом с ним нет понимающей и сочувствующей души, которая могла бы разделить его тоску по родине. В стихах Лермонтова начинает звучать мотив разобщенности, невозможности соединения с родственной душой. Так, поэт трактует любовное стихотворение Шиллера, где говорится о невозможности встречи двух влюбленных, по-своему делая акцент на невозможность слияния вообще двух родных душ (“На севере диком…”).
    Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою…” и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной. Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть.
    В стихотворении чувствуется ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, где нет трудностей и тревог, и этот сон потом плавно перейдет в смерть, такую же тихую и безболезненную. А в стихотворении “И скучно и грустно” звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни:
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка…
    Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни. В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей.
    В одном из своих поздних стихотворений — “Дума” — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Однако история рассудила иначе; великий поэт здесь ошибся: если его лирика и не ценилась современниками, то виноваты в этом только серость и индифферентность общества, не сумевшего распознать настоящего гения и сделавшего его гордым одиноким странником. Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю. Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

  7. О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
    Жрецы минутного, поклонники успеха!
    Над кем ругается слепой и буйный век,
    Но чей высокий лик в грядущем поколенье
    Поэта приведет в восторг и умиленье!
    А. С. Пушкин
    Одна из центральных тем романтизма — тема вольности и гордого одиночества. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне. Европейских романтиков увлекала идея непонятности поэта обществом, его изгнанности и трагического одиночества. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — М. Ю. Лермонтова.
    Поэт — избранник судьбы. Эта избранность — не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. Это судьба талантливых поэтов всего мира, и поэтому тема одиночества в понимании немецких романтиков близка и Лермонтову. Пропустив их произведения через призму своей творческой личности, переосмыслив и переоценив их, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких, как “Родные вершины…”, “На севере диком…” и др.
    Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение “Смерть поэта”, в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении “Парус” звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!
    Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот, не сломленный, гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям “за стеной Кавказа”. Так в лирике Лермонтова появляется мотив изгнанничества:
    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ…
    Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении “Тучи” тучки мчатся, как он, “с милого севера в сторону южную”, но они неживые и не могут разделить его боль расставания с Родиной:
    Нет у вас родины, нет вам изгнания!
    Боль усугубляется тем, что поэт абсолютно одинок, рядом с ним нет понимающей и сочувствующей души, которая могла бы разделить его тоску по родине. В стихах Лермонтова начинает звучать мотив разобщенности, невозможности соединения с родственной душой. Так, поэт трактует любовное стихотворение Шиллера, где говорится о невозможности встречи двух влюбленных, по-своему делая акцент на невозможность слияния вообще двух родных душ (“На севере диком…”).
    Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою…” и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной. Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть.
    В стихотворении чувствуется ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, где нет трудностей и тревог, и этот сон потом плавно перейдет в смерть, такую же тихую и безболезненную. А в стихотворении “И скучно и грустно” звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни:
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка…
    Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни. В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей.
    В одном из своих поздних стихотворений — “Дума” — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Однако история рассудила иначе; великий поэт здесь ошибся: если его лирика и не ценилась современниками, то виноваты в этом только серость и индифферентность общества, не сумевшего распознать настоящего гения и сделавшего его гордым одиноким странником. Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю. Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

  8. Нет у вас родины, нет вам изгнания!
    Боль усугубляется тем, что поэт абсолютно одинок, рядом с ним нет понимающей и сочувствующей души, которая могла бы разделить его тоску по родине. В стихах Лермонтова начинает звучать мотив разобщенности, невозможности соединения с родственной душой. Так, поэт трактует любовное стихотворение Шиллера, где говорится о невозможности встречи двух влюбленных, по-своему делая акцент на невозможность слияния вообще двух родных душ (“На севере диком…”).
    Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою…” и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной. Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:
    Я ищу свободы и покоя,
    Я б хотел забыться и заснуть.
    В стихотворении чувствуется ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, где нет трудностей и тревог, и этот сон потом плавно перейдет в смерть, такую же тихую и безболезненную. А в стихотворении “И скучно и грустно” звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни:
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка…
    Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни. В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей.
    В одном из своих поздних стихотворений — “Дума” — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.
    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
    Ни гением начатого труда.
    Однако история рассудила иначе; великий поэт здесь ошибся: если его лирика и не ценилась современниками, то виноваты в этом только серость и индифферентность общества, не сумевшего распознать настоящего гения и сделавшего его гордым одиноким странником. Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю. Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *