Сочинение на тему горе от ума грибоедов

9 вариантов

  1. Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, не гнушавшийся лебезить и преклоняться, чтобы получить выгоду.
    Фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. Он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. А людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь Софью.
    Также мыслят Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». А Скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.
    Однако в противовес отрицательным героям Грибоедов создал образ Чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. За это его считают сумасшедшим.
    К сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.

  2. 2
    Текст добавил: Я гРуБ ты ФрУКт

    Если присмотреться к характеру героя, то можно обнаружить у него такие качества, как вспыльчивость и даже некоторая бестактность (на это указывает ему Софья Фамусова). Горячность молодого человека можно отнести к юности и неопытности, к тому же он влюблен, и, как затем понимает, влюблен безнадежно. Обдумывая, как написать сочинение по «Горе от ума» (комедии Грибоедова), некоторые школьники резкий тон Чацкого оправдывают тем, что он видит безнравственность общества, в котором ему приходится жить. Его вовсе не смешит и не восхищает дядюшка Фамусова, падавший нарочно на приеме у императрицы. Наоборот, это вызывает в нем отвращение, высказывание «служить бы рад — прислуживаться тошно» становится его кредо. Среди дворян он не видит тех, с кого можно было бы брать пример, замечает, что московские дворяне посещают балы лишь с одной целью: завести полезные знакомства.

    Темы школьных сочинений

    Писать сочинение по комедии «Горе от ума» приходится всем старшеклассникам, зачастую отрывки из комедии включают в экзаменационные билеты или же детям предлагаю описать образ того или иного героя произведения Грибоедова. Поэтому важно разбираться в пьесе, знать наизусть отрывки из монологов Чацкого и Фамусова.
    Современным школьникам неспроста предлагают тщательно изучить пьесу «Горе от ума». Темы сочинений этой бессмертной комедии на экзаменах включают в себя приблизительно следующее содержание:
    «Век нынешний и век минувший».
    «Чацкий и фамусовское общество — конфликт поколений».
    «Фамусовская Москва».
    «Автор и его герой».
    «Герой и эпоха».
    «Чацкий и Софья».
    «Смысл названия комедии».
    «Художественное новаторство А. С. Грибоедова».
    Само название комедии «Горе от ума» пророческое. Для многих людей ум — это синоним счастья, но не все носители разума становились счастливыми, скорее, наоборот. Им пришлось столкнуться с невежеством и ограниченностью, а самих передовых из них зачастую объявляли сумасшедшими.

  3. “Безумный по всему…” (Образ Чацкого)
    “Век нынешний” и “Век минувший”
    “Век нынешний” и “век минувший” в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    “Горе от ума”-первая русская реалистическая комедия
    “На всех московских есть особый отпечаток” (старая Москва в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”).
    «А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.» Н. В. Гоголь
    «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека.»А. С. Грибоедов (человеческие типы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    «Век нынешний» и «век «минувший» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    «Горе от ума» – «жемчужина» русской драматургии
    «Горе от ума» – бессмертное произведение Грибоедова
    «Горе от ума» А.С. Грибоедова как комедия нового типа
    «Горе от ума» в одноименной комедии А.С. Грибоедова
    «Горе от ума» как политическая комедия
    «Горе от ума» как политическая комедия
    «Горе от ума» как политическая комедия
    «Грех не беда, молва не хороша» (Нравственный облик фамусовской Москвы» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «Жизнь в раболепстве самом пылком» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого» (И. А. Гончаров)
    «Кто разгадает вас!» (загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «Миллион терзаний Чацкого» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    «Мильон терзаний» (конспект).
    «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
    «Мильон терзаний» Чацкого
    «Молчалины блаженствуют на свете!» (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума)
    «Молчалины блаженствуют на свете…»
    «Молчалины блаженствуют на свете…»
    «Молчалины блаженствуют на свете…»
    «Прошедшего житья подлейшие черты»
    «Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    «Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    «Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    А судьи кто? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Анализ заключительного эпизода комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ заключительного эпизода комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
    Анализ сцены бала в комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».
    Анализ сцены бала в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”
    Анализ эпизода “Диалог Чацкого и Фамусова ”
    Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» комедии Грибоедова «Горе от ума».
    Анализ эпизода «Бал в доме Фамусовых» из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Бал в доме Фамусова
    Бал в доме Фамусова
    Бал в доме Фамусовых
    В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    В чем смысл произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”?
    В чем смысл финала комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Век нынешний и век минувший (“Горе от ума”)
    Век нынешний и век минувший в комедии “Горе от ума”
    Век нынешний и век минувший в комедии “Горе от ума”
    Взгляды Чацкого и Фамусова
    Внесценические и второстепенные герои и их роль в комедии «Горе от ума»
    Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Время: его герой и антигерой (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
    Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Герой времени в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Главная идея комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Глухота в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума».
    Грибоедов А.С. Горе от ума
    Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
    Грибоедов и Чацкий
    Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Грибоедовская Москва
    Два взгляда на мир в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Два патриотизма: спор Чацкого и Фамусова о Москве (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Дворянская молодежь в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Декабрист ли Чацкий?
    Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Диалог Фамусова с Чацким (анализ 2 явления второго действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
    Диалог Чацкого с Репетиловым (анализ 5-го яв-ления из IV действия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
    Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Достойна ли Софья Чацкого?
    Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    За что и против чего борется Чацкий (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Значение комедии “Горе от ума”
    Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и декабристы
    Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Идейное и художественное богатство комедии «Горе от ума»
    Идейный смысл комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох?
    Как Скалозуб стал полковником
    Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Картина нравов жизни дворянства в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия «Горе от ума»
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как политическая комедия
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая драма
    Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Конфликт двух эпох в комедии «Горе от ума»
    Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим»
    Крылатые выражения из произведения Грибоедова «Горе от ума».
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
    Кто же Чацкий: победитель или побежденный?
    Кто Чацкий: победитель или побежденный?
    Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)
    Мильон терзаний
    Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Мильон терзаний Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Мое отношение к Софье («Горе от Ума»)
    Мое отношение к Чацкому и Молчалину
    Можно ли считать Чацкого лишним человеком?
    Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума».
    Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума».
    Молодое поколение в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Молчалин – «жалчайшее созданье» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Молчалин и “молчалинство”. Смешон или страшен Молчалин?
    Молчалин и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Молчалин – «жалчайшее создание» (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Молчалины блаженствуют на свете
    Молчалины блаженствуют на свете?
    Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина
    Москва в изображении А. С. Грибоедова
    Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Москва в лицах в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Московское барство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    На всех московских есть особый отпечаток
    Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
    Новаторство и традиции в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”
    Новаторство и традиции в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Обвиняемые и судьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Софьи Фамусовой
    Образ Чацкого
    Образ Чацкого
    Образ Чацкого
    Образ Чацкого
    Образ Чацкого в «Горе от ума»
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова “Горе от ума” и Н.В.Гоголя “Ревизор”.
    Объяснение Чацкого с Софьей (анализ 1-го явления III действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    Онегин и Чацкий
    Основной конфликт в комедии «Горе от ума
    Основной конфликт комедии ”Горе от ума”
    Особенности конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Письмо Софье Павловне Фамусовой
    Письмо Софье Павловне Фамусовой
    Письмо Чацкому
    Письмо Чацкому (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Поколение отцов в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Поколение отцов в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Пороки фамусовского общества (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?
    Почему Софья выбрала Молчалина?
    Представители «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Представители «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Приезд Чацкого в дом Фамусова. (Анализ сцены из первого действия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
    Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)
    Проблема «безумия» и «ума» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Проблема ума в комедии А.Грибоедова «Горе от ума»
    Проблема ума в комедии Грибоедова “Горе от ума” и смысл ее названия. Два типа ума в пьесе.
    Произведение Грибоедова “Горе от ума” – комедия или трагедия?
    Роль внесценических персонажей в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».)
    Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Роль монологов Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Роль образа Софьи в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Роль образа Софьи в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Роль третьего действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Россия XIX века
    Своеобразие комедии Грибоедова «Горе от ума» как литературного произведения начала 20-х годов xix века
    Своеобразие конфликта в «Горе от ума» А. С. Грибоедова
    Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Семья и ее проблемы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Слух о сумасшествии Чацкого (анализ явлений 14-21, действие 3-го комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Смысл названия комедии «Горе от ума»
    Смысл названия комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Современное прочтение Грибоедова
    Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: два характера и две судьбы.
    Социальная и личностная концепция в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Социально-исторические корни драмы Чацкого
    Социальное и личностное в конфликте комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Сплетня о сумасшествии Чацкого (анализ явлений 14-21, действие 3-го комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого
    Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А.Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н.Гоголя «Ревизор»
    Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого (по комедии А.С Грибоедова “Горе от ума”)
    Судьи и подсудимые в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Сцена бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Тема любви в пьесе
    Трагедия Чацкого
    Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
    Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Традиционное и новаторское в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Традиционное и новаторское в комедии А.С Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусов (по пьесе А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Фамусов в моем представлении
    Фамусов и другие…
    Фамусов и его окружение.
    Фамусов и его окружение.
    Фамусов и жизненная философия “отцов” в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Фамусов и жизненная философия “отцов” в комедии Грибоедова “Горе от ума”
    Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусов и Чацкий (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Фамусовская Москва (по комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Фамусовская Москва в изображении А. С. Грибоедова
    Фамусовский мир
    Фамусовское общество
    Фамусовское общество
    Фамусовское общество (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
    Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова
    Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Характер основного конфликта в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Художественные особенности комедии «Горе от ума»
    Цитатная характеристика Молчалина
    Цитатная характеристика Скалозуба и Фамусова
    Цитатная характеристика Чацкого
    Чацкий – «другой» в мире Фамусовых.
    Чацкий – образ “нового человека” (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Чацкий – победитель или жертва?
    Чацкий и декабристы
    Чацкий и декабристы
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин
    Чацкий и Молчалин в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.)
    Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев
    Чацкий и молчалин. Сравнительная характеристика героев.
    Чацкий и Молчалин: классические образы комедии в современной интерпретации
    Чацкий и фамусовское общество
    Чацкий и фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
    Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий и фамусовское общество.
    Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
    Чацкий как представитель “века нынешнего” (по комедии А.С Грибоедова “Горе от ума”)
    Чацкий против фамусовского общества (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума»)
    Чацкий, Онегин и Печорин.
    Чем объяснить долговечность произведения Грибоедова «Горя от ума»?
    Чем привлекает меня образ Чацкого?
    Чем современна комедия “Горе от ума”?
    Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”
    Черты фамусовского общества, сохранившиеся в современной Москве (на материале комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
    Читая комедию “Горе от ума”

  4. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Чацкий и фамусовское общество
    —         Чацкий и Фамусов
    —         Чацкий и Мочалин
    —         Что делает Чацкого смешным в глазах окружающих его людей?
    —         Чацкий против фамусовского общества
    —         Герой и эпоха в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума
    2. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         «Мильон терзаний»
    —         Чацкий — декабрист
    —         Можно ли назвать Чацкого декабристом?
    —         Что значит «ум» в понимании Чацкого?
    —         За что и против чего борется Чацкий?
    —         Горе от ума или горе от любви? (Причины трагедии Чацкого)
    —         Трагедия Чацкого
    3.Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Дом Фамусова как олицетворение фамусовской Москвы
    —         Мочалин и Скалозуб
    —         «Молчалины блаженствуют на свете»
    —         Фамусовская Москва
    4. Образ Софьи в Комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе  от ума»
    —         Софья и Чацкий
    —         Любит ли Софья Мочалина?
    —         Достойна ли Софья любви Чацкого?
    —         «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой
    —         Идейно-композиционная роль Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    5. Черты реализма, романтизма и классицизма в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму?
    —         Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» как реалистическое произведение»
    Сюжет, композиция и конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    — Роль внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    6. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    7. Идейно-художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Проблематика и идейный смысл комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Идейно-художественное своеобразие образа Молчалина
    —         Художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    8. Средства раскрытия характеров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Имена-характеристики в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль авторских афоризмов в языке комедии «Горе от ума»
    9. Автор и герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    10. Смысл заглавия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    У нас можно попробовать отгадать онлайн кроссворд на тему «Грибоедов: жизнь и творчество»

  5. «Горе от ума» – комедия в стихах, написанная А. С. Грибоедовым в тысяча восемьсот двадцать втором – тысяча восемьсот двадцать четвертом годах. В ней описано светское общество времен крепостного права.
    События в произведении разворачиваются в доме дворянина Павла Афанасьевича Фамусова, типичного представителя светского общества тех дней, который ценит в людях лишь чины да звания. Воинскую службу Фамусов считает показателем состоятельности человека в жизни. Своим родственникам он всячески способствует продвижению по службе, независимо от их способностей и образованности. А мнение светского общества имеет для Павла Афанасьевича большое значение.
    Одним из главных героев пьесы является Александр Андреевич Чацкий. Этот персонаж представлен автором, как молодой человек, который весьма умен и образован, способен думать и размышлять, однако обладает своеобразными взглядами на жизнь в родной стране, которые резко отличаются от взглядов и старшего поколения, и значительной части молодого. В детстве он жил в доме Фамусова, проводя много времени с его дочерью Софьей, поскольку отцы детей дружили. Чацкий и Софья были влюблены друг в друга, но Александр Андреевич покинул дом и отправился в чужие края.
    По возвращении мировоззрение Чацкого и его отношение к Москве изменилось. Во время своего путешествия он изучал науки, тем самым повышая свое образование, глядел на жизнь на чужбине своими глазами. Побывал и на службе, но покинул ее, поняв, что там остались прежние порядки, что все, ради чего приходится служить – это лишь очередной чин. Высокий чин имел значимое место в те времена, и добивались его любыми путями, а добившись, очень гордились, ведь чиновный человек имел очень большой вес в обществе. Однако Чацкий не был заинтересован в прислуживании ради продвижения по службе. Он считал, что главное – это посвятить себя новым познаниям и искусству, развивать свою личность, а не жить лишь ради получения очередного звания. Чацкий категорически не признает крепостного права, веря в то, что все люди равны, и одни не должны безоговорочно подчиняться другим. Он душой болеет за простой русский народ. Во всем этом просматривается патриотизм персонажа. Он понимает, что дворянское общество в своем развитии застыло на месте. Ведь там по-прежнему процветает «кумовство», корысть, подхалимство и обман. Не боясь осуждения, он яростно отстаивает свою точку зрения. Поэтому Чацкий не находит понимания в доме, где прошло его детство.
    Александр Андреевич возвращался в родной город ради встречи с любимой Софьей, чувств к которой он не растерял за долгие годы разлуки. Это придает образу Чацкого романтизма и нежности. Однако девушка успела охладеть к нему, а место в ее сердце уже было занято другим. Соперником Чацкого оказался Алексей Степанович Молчалин. Молчалин – секретарь Фамусова, живущий в его доме. На мой взгляд, он является полной противоположностью Чацкого. Этот человек молчалив, чем полностью оправдывает свою фамилию, лжив, корыстен. Он умеет вовремя подольститься и услужить. Мне он показался большим подхалимом и крайне неприятным человеком. Удивление Чацкого выбору Софьи возрастало по мере того, как он узнавал Алексея Степановича.
    Бал в доме Фамусова, устроенный тем же вечером, собрал верхушку дворянского общества. Все гости были очень похожи друг на друга – надменные дамы, их избалованные дочери и чиновные мужья. Рассуждения Чацкого настолько не пришлись по вкусу собравшимся, что запущенный обиженной Софьей слух о его сумасшествии тут же приняли за правду.
    В окончании пьесы Чацкий принимает решение покинуть Москву. Имея в душе лишь прекрасные порывы изменить жизнь своих соотечественников к лучшему, он наткнулся на стену непонимания, озлобленности и жестокой критики. Чацкий понял, что никому вовсе и не хочется что-либо менять, а его здравые суждения никому не нужны. Он любил этот дом ранее, но теперь он в нем абсолютно чужой. Он стал неугоден дворянскому обществу. Нелегко сломить устоявшиеся стереотипы, даже если перемены приведут к долгожданному светлому будущему. Но я думаю, что Чацкий, имея доброе и справедливое сердце, имея лишь чистые помыслы, обязательно найдет отклик в сердцах людей, которые поймут и примут его жизненные убеждения.

  6. Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» разрушила принципы драматических произведений, принятые в эпоху классицизма. Отличаясь от своих предшественников, комедия все же не основывалась исключительно на любовном конфликте.
    Нельзя считать это произведение и бытовой комедией, равно как и комедией характеров. Несмотря на это, особенности всех указанных жанров можно найти в пьесе Александра Грибоедова. Круги, близкие декабристам, грезили о создании такой «высокой комедии». “Горе от ума” сочетает в себе пародию и сатиру. Мы наблюдаем резкую смену комического и патетического.
    Остановимся на жанровых чертах комедии.

    Комическое в пьесе «Горе от ума»

    Автор характеризовал свое произведение как комедию. Бесспорно в «Горе от ума» можно с легкостью обнаружить иронию и множество комических приемов.
    Эта пьеса обладает явными чертами комедии характеров. Например, Князь Тугоуховский представляет собой явственный комедийный образ. Персонаж глуховат, из-за чего неправильно понимает других людей и их реплики. Образ Репетилова тоже представляет интерес, являясь антиподом Чацкого и в то же время пародией на главного героя.
    Комические черты проявляются и в образе полковника Скалозуба (обладателя «говорящей» фамилии), который отличается своей глупостью. Отдельные элементы комического можно найти и в центральном действующем лице, чьи ум и сердце постоянно противостоят друг другу.
    В “Горе от ума” регулярно обыгрываются мотивы падения и глухоты, что является признаком комедии положений или даже пародии.
    В первом явлении обыгрывается мотив плохого слуха. Лиза стучалась в дверь Софьи Павловны, но безуспешно, после чего обращается к той с вопросом: «Вы глухи?». Фамусов, хозяин дома, в котором разворачивается действие, не желая слушать речи главного героя, затыкает уши, лишаясь слуха добровольно.
    Графиня-бабушка отмечает, что невозможность слышать – это «большой порок». Даже фамилия одного из действующих лиц намекает на мотив глухоты (Тугоуховский). Репетилов не хочет слышать речи о сумасшествии Чацкого в исполнении княжон Тугоуховских. Этот мотив содержит важный и глубокий подтекст, усиливающий конфликт между Чацким и «фамусовским» обществом, не внемлющим идеям главного героя.
    Пародийные моменты – еще один важный элемент пьесы. Например, романтические отношения между Софьей и Молчалиным снижает в пародийном ключе воспоминание Лизы о тетке Софьи, которую в давние времена оставил француз. Но пародийность не определяет жанровые особенности, в ней используются и более тонкие комические приемы.
    Разоблачение пошлости и ограниченности общества начала XIX столетия дает основание считать, что в пьесе активно используются элементы сатиры.
    Главный герой пьесы – яростный критик убеждений, присущих московскому обществу. Он критикует не только косность взглядов, но и отдельные социальные реалии, например, систему крепостного права, упоминая помещика, обменявшего верных крепостных на борзых. Центральный персонаж видит нищету разума военных, скрывающуюся за их красивыми мундирами, выступает против бездумного копирования иностранных порядков, в частности против чрезмерного увлечения французским языком.
    В тексте пьесы можно найти упоминания о передовых социальных идеях и насущных проблемах общества, Вольтере, якобинцах и так далее. Иными словами, все важные аспекты социального бытия так или иначе затрагиваются в произведении А.С. Грибоедова, что дает основание считать ее образцом политической комедии.

    Драматические аспекты пьесы

    Элементы драмы можно найти в образе Софьи, которая переживает собственный «мильон терзаний». Она узнает истину о своем возлюбленном, настоящие мотивы, подтолкнувшие его начать отношения с ней, после чего раскаивается и глубоко переживает сложившуюся ситуацию.
    В то же время, ситуация, сложившаяся с главным героем, который уезжает из дома Фамусова в гневе, непонятный обществом и осмеяный им (его принимают за сумасшедшего), не нужный Софье (которую когда-то любил), одинокий и “себе на уме” – также говорит нам о драматическом конфликте и его исходе в пьесе.
    Здесь мы не находим свойственного комедии счастливого конца. Нет, скорее все герои становятся несчастны, их судьбы рушатся, а любовная линия не находит положительного исхода. И в этом снова проявлляется драматизм.
    Итак, «Горе от ума» – не просто комедия, хотя именно так характеризовал пьесу сам автор, это смешение нескольких жанров. В ней сливаются воедино политическая комедия и психологическая драма, комедия характеров и острая сатира.

  7. Грибоедовская комедия «Горе от ума» – произведение поистине гениальное. Иначе не стала бы она столь знаменитой, не оставалась бы актуальной уже почти два столетия, не были бы десятки ее реплик крылатыми выражениями… А, как и в любом тщательно проработанном художественном произведении, в этой комедии нет ни одного «лишнего» героя – каждый образ здесь необходим. Но все же можно выделить ряд наиболее ярких персонажей. Это, безусловно, Чацкий, а также – Софья. Молчалин, Лиза, Фамусов и Скалозуб. Чацкий наиболее обаятелен. Он явно симпатичен автору, и Грибоедов наделяет любимого героя острым и злым языком, умением верно все подмечать, точно формировать свои мысли. Вот только помогает ли это Чацкому?.. Всегда удивляло то, что с его светлым умом, с его необычайным интеллектом он пытается донести свои прогрессивные взгляды и идеи до тех, кто не то что не хочет, а просто-напросто неспособен его понять?! Неужели он не видит, что эти люди, которые:
    Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма,
    что эти люди понять его не могут?! Да, Чацкий умен, но направить свой ум в верное русло он пока не в состоянии. Но в финале комедии, когда его объявляют сумасшедшим, Чацкий наконец-то осознает, сколько сил он растратил зря. Теперь его основное стремление — удалиться от непонимающего общества. Молчалин не таков. Он, напротив, ищет случая как можно прочнее закрепиться в обществе, готов ради этого унижаться и подхалимствовать. Обладая всего двумя достоинствами – умеренностью и аккуратностью, он признает:
    Ведь надобно ж зависеть от других.
    И готов на все ради покровительства какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Он хочет угождать всем, даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». И Грибоедов явно противопоставляет Чацкого Молчалину.
    Два жалких образа – Лиза и Софья. Нас удивляет, как могла Софья – девушка умная и прямая – полюбить такого человека, как Молчалин. Неужели она не поняла, что это за ничтожество?! Но тут же становится ясно, что она и не могла понять – ведь Молчалин насквозь лжив. Он притворяется тем, кем его хотят видеть. Если Чацкий со всеми одинаков, то Молчалин всегда разный – в зависимости от того, чего он хочет добиться. Поэтому-то и полюбила его Софья, что увидела в нем другого человека… Лиза – классический образ резвой и милой служанки, более умной и сметливой, чем ее госпожа. Эго девушка из народа, и ей свойственен живой юмор и тонкий ум. Лиза в своих едких репликах, пожалуй, куда язвительнее Чацкого. И она. как и Чацкий, явно дорога автору.
    В образе Скалозуба Грибоедов выводит на сцену скудоумного военного. Солдафонство – вот основная черта его характера, достоинства его заключаются всего лишь в том, что он «и золотой мешок, и метит в генералы”. Скалозуб не привык мыслить – ему приказывают, и он выполняет. Именно о таких Чацкий сказал:
    «Служить бы рад — прислуживаться тошно».
    Такому, как Скалозуб, можно только прислуживаться.
    Фамусов – олицетворение старых порядков, старого общества. Его идеалы – Максим Петрович, Марья Алексеевна. Кузьма Петрович… Как и Молчатин, он готов добиваться своей цели – материального благополучия – абсолютно любыми методами… Они странно похожи друг на друга, и это не удивительно: из пробившихся молчалиных получаются Фамусовы.
    Грибоедов в каждом образе показал целый тип людей, целый пласт общества. Его комедия современна и в наши дни, и будет она актуальна до тех пор, пока будут жить и здравствовать Скалозубы, Молчалины и Фамусовы.

  8. Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
    Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита “века покорности и страха”. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: “Учились бы, на старших глядя”. А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который “не то на серебре — на золоте едал”. Максим Петрович, вельможа времен “матушки Екатерины”, является для Фамусова образцом для подражания, потому что “когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб”. Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
    Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня “протекционизмом”. Герой комедии признается:
    При мне служащие чужие очень редки,
    Все больше сестрины, свояченицы детки…
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку.
    Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: “Кто беден, тот тебе не пара”. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он “не нынче — завтра генерал”.
    В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.
    То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к “легкому” хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до “степеней известных”. Этот герой к своим достоинствам относит “умеренность и аккуратность”, умение промолчать, когда тебя бранят.
    Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот “хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки” гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.
    На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.
    Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам “века минувшего”. Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.
    Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о “Несторе негодяев знатных”, обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели”, о тех, “чья чаще гнулась шея”.
    Он презирает людей, готовых
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.
    Он не принимает “век минувший”: “Прямой был век покорности и страха”. Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся “вписаться в полк шутов”.
    Критически относится к засилью иностранцев:
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.
    Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, “вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим высоким и прекрасным”. Чацкий стремится “служить”, а не “прислуживаться”, причем служить “делу”, а не “лицам”.
    Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке “века минувшего” и “века нынешнего”. По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…”
    Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют “белыми воронами”, так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:
    С ума сошел!.. Ей кажется, вот на!
    Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!
    Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал о “Горе от ума”, — что оно “все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности”. Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

  9. Тема: – «Горе от Ума» — бессмертное произведение Грибоедова

    Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
    Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита “века покорности и страха”. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: “Учились бы, на старших глядя”. А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который “не то на серебре — на золоте едал”. Максим Петрович, вельможа времен “матушки Екатерины”, является для Фамусова образцом для подражания, потому что “когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб”. Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
    Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня “протекционизмом”. Герой комедии признается:
    При мне служащие чужие очень редки,
    Все больше сестрины, свояченицы детки…
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку.
    Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: “Кто беден, тот тебе не пара”. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он “не нынче — завтра генерал”.
    В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.
    То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к “легкому” хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до “степеней известных”. Этот герой к своим достоинствам относит “умеренность и аккуратность”, умение промолчать, когда тебя бранят.
    Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот “хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки” гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.
    На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.
    Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам “века минувшего”. Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.
    Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о “Несторе негодяев знатных”, обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые “не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели”, о тех, “чья чаще гнулась шея”.
    Он презирает людей, готовых
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.
    Он не принимает “век минувший”: “Прямой был век покорности и страха”. Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся “вписаться в полк шутов”.
    Критически относится к засилью иностранцев:
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.
    Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, “вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим высоким и прекрасным”. Чацкий стремится “служить”, а не “прислуживаться”, причем служить “делу”, а не “лицам”.
    Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке “века минувшего” и “века нынешнего”. По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…”
    Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют “белыми воронами”, так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:
    С ума сошел!.. Ей кажется, вот на!
    Недаром? Стало быть… с чего б взяла она!
    Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал о “Горе от ума”, — что оно “все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности”. Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *