Сочинение на тему горе от ума образ фамусова

17 вариантов

  1. Что касается образования, то Павел Афанасьевич категорически против просвещения. Для него это зло. Распущенность дочери (отец застает Софью наедине с Молчалиным) он списывает на влияние книг, которые девушка постоянно читает. От них все беды, лучше брать пример с отца, который ведет себя, как монах. Хотя мы, читатели, прекрасно видим, что это не так. За несколько минут до разговора с дочерью Фамусов откровенно флиртует со служанкой Лизой.
    Павел Афанасьевич очень зависим от общественного мнения, он переживает, что в обществе будут плохо о нем говорить. Фамусов переживает, какое впечатление он производит. Его заботит картинка, внешний лоск, а не внутренние человеческие качества и достоинства. Но это все и не удивительно. Такие подходы и взгляды характерны для всего дворянского сословия Москвы того времени.
    Павел Афанасьевич не осуждает, а, наоборот, поддерживает способность выслуживаться, не видит в этом ничего зазорного. Для него на первом месте чин и состояние, остальное же – вещи второстепенные, которые играют незначительную роль. Чацкий – противник таких взглядов – называет это положение дел в обществе – покорностью и постоянным страхом за то, чтобы не потерять статус и за то, что скажет окружение.
    Легко представить характер главного героя – Петра Афанасьевича Фамусова – можно через его отношение к другим людям. Уважает и считается он с мнением тех, кто имеет хоть какой-то вес в обществе. В общении с другими он исходит только из выгоды. А если же ее нет, то такой человек вовсе и не нужен. Личность совершенно утрачивает свое значение.
    Фамусов – типичный представитель дворянства того времени, когда конфликт между старыми убеждениями и новыми веяниями еще только назревает, когда «минувшее» еще имеет силу, но уже потихоньку отдает свои позиции и неизбежно канет в лету.

  2. Не надобно другого образца,
    Когда в глазах пример отца.
    …Прошедшего житья подлейшие
    черты.
    А. С. Грибоедов
    Павел Афанасьевич Фамусов — один из главных героев комедии «Горе от ума»,
    идеолог старой барской Москвы — появляется перед читателем и зрителем в тот мо­мент, когда открывается его нравственное, моральное (вернее, безнравственное и амо­ральное) лицо. Он снисходительно заигрывает с хорошенькой служанкой, но при по­явлении Софьи теряет свою важность и становится смешным. В следующей сцене он лицемерно хвастает своим «монашеским» поведением.
    Откуда же такая важность и самоуверенность? Кто он такой? Фамусов — знатный, богатый дворянин, крупный чиновник. Он гордится своим происхождением (его дядя, Максим Петрович, был известен при дворе Екатерины), дружбой с такими «тузами», как Фома Фомич, князья Тугоуховские, Хлестова, гра­фини Хрюмины, «не нынче — завтра генерал» Скалозуб. У него, Фамусова, богатый, хлебосольный дом, этот человек гостеприимен, живет на широкую ногу. Он поклон­ник и защитник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни, считая себя патриотом, расхваливает Москву, образ жизни московских бар. Что же ценит он в старой дворянской Москве?
    Он, крепостник по убеждениям, не считает крепостных равными себе; уверен, что поступает правильно, окружая себя на службе родственниками, чтобы, представляя «к крестику иль к местечку», иметь возможность «порадеть родному человеку». До­стойными членами общества Фамусов считает только богатеев. Он уверен, что «по отцу и сыну честь», самодовольно заявляет:
    Будь плохонький, а если наберется
    Душ тысячки две родовых,
    Тот и жених.
    Отношение к службе у него тоже своеобразное:
    А у меня что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано — так с плеч долой!
    О гражданском долге, как видим, речь не идет. Служба для Фамусова — только сред­ство получения чинов, наград, денег. Самое важное для него как для чиновника — умение «обойтись» с вышестоящими людьми, угодить им и таким путем выслужиться.
    Кто же для Фамусова образец? Это его дядя Максим Петрович, вельможа екате­рининского времени. Этот важный барин «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом», имел «надменный нрав». «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», ста­новился шутом и таким путем приобрел влияние при дворе. Восхищается Фамусов и Кузьмой Петровичем, почтенным камергером, богачом, который «на богатой был же­нат, переженил детей, внучат». Таким людям он старается подражать, их ставит в пример молодежи.
    Воспитание молодого поколения — одна из волнующих его тем. Фамусов неглуп, он понимает, что от молодежи зависит будущее страны. В просвещении он видит опас­ность, угрожающую привычным устоям жизни. Он говорит с ненавистью:
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
    Что нынче, пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений…
    Заканчивает свою мысль он категорическим требованием:
    …уж коли зло пресечь,
    Забрать все книги бы да сжечь.
    Фамусов подсмеивается над принятым тогда в дворянских семьях России «фран­цузским» воспитанием, однако и сам следует моде, хотя называет французов-учите­лей «побродягами». Он уверен, что детей надо воспитывать в духе подражания стар­шим. «Учились бы, на старших глядя», — внушает он Чацкому, а дочери говорит, что лучший образец он сам.
    Самодовольный до крайности, любящий всех поучать, Фамусов ненавидит и бо­ится молодых людей, поборников нового, которые Отказываются подражать «старшим», а стремятся к свободе, к просвещению, науке, искусству, хотят «служить делу, а не лицам», отказываются «прислуживаться». Забыв, что Чацкий воспитывался в его доме, он с возмущением называет юношу «карбонари», «опасным человеком», кричит: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!» Причины его беспокой­ства ясны: Чацкий высказывается против того строя и тех порядков, которые явля­ются основой благополучия Фамусова и его сторонников.
    К моральным качествам человека барин-крепостник никаких требований не предъявляет. Богатство — вот его бог. Поэтому грубый солдафон Скалозуб, а вовсе не Чацкий, кажется ему подходящим женихом для дочери. Поэтому, напуганный стра­стными нападками Чацкого на «век минувший», Фамусов с готовностью подхватыва­ет и охотно распространяет сплетню о его сумасшествии. Он еще чувствует себя до­статочно сильным: вокруг единомышленники, имеющие власть, влияние. Чацкий уедет, неприятная история с Молчалиным забудется… Конечно, Фамусова волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», и свой гнев, свое раздражение он выплескивает на слуг, еще раз показывая, что их он людьми не считает, его власть над ними безгранична. «В работу вас! На поселенье вас!» — это не пустые угрозы. И все-таки самоуверенность его поколеблена. Как идеолог старой барской Москвы он не может не понимать, что стоит на зыбкой почве, что таким, как он, нанесен удар «ка­чеством силы свежей» (И. А. Гончаров).
    Грибоедовым создан очень интересный герой, прекрасно отражающий свое вре­мя, раскрывающий те его стороны, против которых выступили истинные патриоты России — декабристы. Многочисленные Фамусовы принадлежат истории. Но грибоедовский герой, с его откровенным консерватизмом, сочетанием высокомерия и заис­кивания, яркой, колоритной речью, незабываем.

  3. Взгляды Фамусова на образование и воспитание
    Зависимость героя от общественного мнения
    Отношение Фамусова к людям
    Значение образа Фамусова
    Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

    Взгляды Фамусова на образование и воспитание

    Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.
    Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы.
    В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.
    В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».
    Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

    Зависимость героя от общественного мнения

    Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».
    Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.
    Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

    Отношение Фамусова к людям

    Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».
    Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»
    Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

    Значение образа Фамусова

    Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.
    В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»
    Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник

  4. ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
    Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
    Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».
    Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
    Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:
    Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
    Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
    Хоть честный человек, хоть нет,
    Для нас равнехонько, про всех готов обед.
    Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».
    Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
    Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
    заявляет Фамусов.
    Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
    Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».
    В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».
    Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.
    Образцом жизненного успеха Фамусов счита­ет Кузьму Петровича:
    Покойник был почтенный камергер,
    С ключом, и сыну ключ умел доставить;
    Богат, и на богатой был женат…
    В восторге Фамусов и от своего дяди — Мак­сима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению. Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром — государыня постоянно при­вечала Максима Петровича.
    С точки зрения своего круга определяет Фа­мусов достоинства Скалозуба:
    Не по летам, и чин завидный,
    Не нынче завтра генерал.
    Его будущий зять должен удовлетворять сле­дующим условиям:
    Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — тот и жених.
    С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повсед­невной жизни он умеет добиваться своего поти­хоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:
    Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
    Он, может быть, и рад бы был душой,
    Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.
    Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонан­сом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:
    Моя судьба еще ли не плачевна?
    Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
    Фамусов привык во всем считаться с неписа­ной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а тради­ции своей среды — нерушимыми и единственно истинными. Убежденный защитник самодержа­вия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дво­рянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика рас­поряжаться людьми по собственному усмотре­нию: наказывать, продавать, отправлять в ссыл­ку, на каторгу. Крепостных он не считает людь­ми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, об­зывает их ослами, чурбанами, называет Петруш­ками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.
    Непоколебимая вера в старые порядки — глав­ная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опас­ным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.
    Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель «века минувше­го», ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю кос­ность, реакционность и отсталость России XIX века

  5. Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
    В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.
    Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

    Внесценические персонажи комедии

    Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
    Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
    Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
    Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
    Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

    Выводы

    Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

  6. ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

    Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
    Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».
    Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
    Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:
    Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
    Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
    Хоть честный человек, хоть нет,
    Для нас равнехонько, про всех готов обед.
    Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».
    Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
    Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
    Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
    заявляет Фамусов.
    Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
    Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».
    В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».
    Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.

  7. Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.
    Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами. Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться. У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.
    Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.
    Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться. И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было. Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.
    В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.

    Вариант 4

    А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы  Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.
    Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.
    Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.
    На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.
    Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»
    А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к  «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.
    Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.
    Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.
    Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»
    Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.
    Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.
    Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.
    В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.

  8. Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг отца Чацкого. Именно в его доме разворачиваются события пьесы. Павел Афанасьевич – вдовец, он очень сильно любит свою дочь, заботится об ее воспитании и подыскивает для Софьи достойного жениха. У Фамусова своя точка зрения в этом вопросе: богатого, практичного и не слишком образованного Скалозуба он считает самой подходящей партией для своей дочери.
    Вообще, Фамусова можно назвать типичным представителем «века минувшего», так называемого, лагеря крепостников. Он восхваляет нравы и обычаи московского светского общества, которые долгое время оставались неизменными и передавались из века в век. Фамусов – часть этого общества, он обладает всеми качествами необходимыми для существования в такой среде. Фамусов двуличен (говорит, что «монашеским известен поведеньем», но не против приударить за служанкой), кроме того, он умеет приспосабливаться, угождать, имеет множество нужных связей и не загружает свой ум «вредными» книжными знаниями. Любые новые веяния кажутся для Фамусова опасными, он уверен, что живет в идеальном обществе, которому не нужны перемены. Павел Афанасьевич гордится своей принадлежностью к московскому кругу знатных дворян. Он любит жить на широкую ногу и славится гостеприимством. На службе Фамусов занимает видное положение, но, являясь «управляющим в казенном доме», Павел Афанасьевич мало интересуется делами, он почти целиком доверил их своему секретарю Молчалину, а сам от службы ждет только наград, чинов и денег, конечно.
    Фамусова, самоуверенного и нежелающего порой замечать очевидные факты, обманывают все, кому не лень (Софья, секретарь Молчалин и даже служанка Лиза). В финальной сцене пьесы Павел Афанасьевич узнает об отношениях Софьи и Молчалина. Он поражен «распущенностью» дочери и приходит в ужас от ее вольных идей и высказываний. Но самое главное для Фамусова – это избежать огласки и позорной молвы в светском обществе, поэтому он отсылает дочь в деревню к тетке.
    По своим взглядам и жизненной позиции, Фамусов — антипод Чацкого, ведь молодой человек обладает прогрессивным мировоззрением и высказывается против порядков, которые для барина являются основой благополучия. В образе Фамусова отражены типичные нравы 20-х годов XIX века.

  9. Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает.
    Ярким выразителем идеологии этой среды является глав­ный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов.
    Фамусов — типичный московский барин начала девят­надцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика. Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карь­ера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. В разговоре с Чацким Фамусов восхищается поступком некого придворно­го сановника времен Екатерины, который, чтобы угодить императрице, не постыдился выставить себя на всеобщее по­смешище. «Упал он больно — встал здорово», — одобритель­но отзывается Павел Афанасьевич об этом низком человеке, и мы понимаем, что и сам он готов подличать и пресмыкать­ся перед сильными мира сего, если от них будет зависеть его благополучие. А в свою служебную деятельность он толком и не вникает. «Подписано, так с плеч долой», — вот суть его отношения к делу.
    Подыскивая жениха для дочери, он думает не о ее чувствах, а о том, чтобы брак оказался выгоден. Идеальным женихом для Софьи он считает полковника Скалозуба. Причину его симпа­тии к этому грубому солдафону проницательно называет слу­жанка Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».
    Фамусов и не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажется, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. Фамилия Фамусов произведена драматургом от латинского слова fama, что значит «молва». Больше всего этого барина беспокоит, что будут думать о нем высокопостав­ленные представители московского общества. Так, когда ему становится известно о скандальной связи дочери Софьи с его секретарем Молчалиным, его волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».
    В то же время Фамусов это не ходульная фигура, а живой человек с неоднозначным характером. Он обладает здравым смыслом, являющимся результатом богатого житейского опы­та. Язык Фамусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторого остроумия. Он может быть обаятельным и гос­теприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посо­чувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен рас­крывшимся любовным романом между его дочерью и секрета­рем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадлежит власть. А безнравственность власти при­водит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

  10. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» правдиво изображен пошлый и подлый мир, говоря словами Герцена, который «населен призраками сановников в отставке, прикрывающих орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир — клиентов, тунеядцев, интриганов, влачащих существование, исполненный формализма, этикета, лишенный всякого общественного интереса». Наиболее ярким и типичным представителем этого мира, изображенного в комедии Грибоедова, является Фамусов.
    Как известно, в драматическом произведении истинная сущность персонажей отображена в их словах и поступках. Нередко при этом слова вовсе не соответствуют поступкам, а прямо противоречат им, и уже в этом противоречии проявляется характер героя. В полной мере все сказанное выше касается Фамусова.
    Первая же сцена в пьесе дает прозрачный намек на то, что этот знатный сановник — двуличный человек, весьма воинственно прикрывающий свое ханжество.
    Неожиданно застав ранним утром дочь со своим личным секретарем, живущим у него в доме, Фамусов говорит: «Здравствуй, Софья, что ты так рано поднялась! Для какой заботы? И как вас бог не в пору вместе свел?»
    Он изумлен: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» Скорее всего, Фамусов догадывается, почему Софья и Молчалин оказались в столь ранний час вместе, но он не может прямо указать молодым людям на нарушение порядка, поскольку сам всего несколько минут назад делал недвусмысленные намеки служанке Лизе, которая, как свидетельница отнюдь не монашеского поведения своего барина, находится здесь же. Не придумав ничего лучшего, Фамусов обрушивает град обвинений в сторону учености. Очевидно, убеждение Фамусова в пагубности учености сформировалось уже давно и является одним из самых его глубоких и искренних убеждений.
    Совсем недавно он говорил Лизаньке, что «в чтеньи прок-от не велик», но если с Лизанькой он шутил, то в разговоре с Софьей и Молчал иным этой мысли придается общественно-морализаторское значение:
    Кузнецкий мост, и вечные французы,
    Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
    Губители карманов и сердец!
    Возникает вопрос: каким образом с ученостью связаны французы и Кузнецкий мост? Вспомним, что до появления комедии в размеренной, мирной жизни России произошло трагическое событие — Отечественная война 1812 года. После победы над армией Наполеона незыблемым кредо любого московского барина стало полное патриотических чувств утверждение: «Во всем француз нагадил».
    Кузнецкий мост — это улица в центре Москвы, известная множеством «модных лавок» и магазинов. Французы, как известно, являлись законодателями моды, следовать которой могли только весьма обеспеченные люди. С одной стороны, Фамусов искренне негодует против французов, выражает свой патриотизм. Но он тут же упоминает собственный карман, страдающий от непомерного желания своего хозяина жить роскошно. Таким образом, весь патриотический запал Фамусова объясняется банальной и пошлой скупостью.
    Однако гневными тирадами в адрес французов Фамусов не ограничивается. Перейдя к теме воспитания, неожиданно он приходит к выводу, что не все французы так уж плохи. К примеру, «старушка-золото» мадам Розье заменила Софье мать.
    При этом Фамусов не чувствует противоречия между только что высказанным негодованием по поводу французских книг, мод и «модных лавок» и панегириком «мадам Розье». Быть может, потому, Что в свое время он хитро предусмотрел пагубность опасных влияний, и, следуя обязательному для знатных дворян правилу поручать воспитание детей иностранцам, принял для Софьи не бойкую мамзель, а старушку Розье. К тому же, очевидно, платил ей Фамусов не очень много, если она «за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила». Впрочем, никакой, даже самый идеальный, воспитатель не идет в сравнение с самим Фамусовым-отцом:
    Не надобно иного образца,
    Когда в глазах пример отца.
    По собственному определению Фамусова, он является образцом добродетели и нравственности, ведь он сам себе господин, а также «монашеским известен поведеньем».
    Во втором действии характер Фамусова, его жизненная философия раскрываются в трех пространных «мировоззренческих» монологах.
    Первый монолог славит устойчивый московский быт. Записная книжка Фамусова — своеобразная летопись, в которую заносятся хлопотные, но приятные неслужебные и житейские заботы: вторник — званый обед у Прасковьи Федоровны; четверг — погребенье; пятница или же суббота — крещение.
    С первого взгляда, все события и комментарии к ним Фамусова полны значительности, грандиозности, но, по сути, сами дела эти ничтожны, впрочем, как и оценка их Фамусовым. Так, Собираясь «на форели», Фамусов опасается за свой желудок, упоминание о погребении вызывает у него пространные «философские» рассуждения о бренности человеческого бытия:
    Но память по себе намерен кто оставить
    Житьем похвальным, вот пример:
    Покойник был почтенный камергер,
    С ключом, и сыну ключ умел доставить;
    Богат и на богатой был женат…
    Все свои «великие» дела Фамусов заносит в Адрес-календарь, то есть «книжку, ежегодно печатаемую, в которой содержатся штаты духовные, придворные, гражданские и гвардейские». Тем самым фамусовские «дела» как бы вливаются в штатное расписание Российского государства.
    Следующий монолог Фамусова служит ответом на «неосновательную» реплику Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Фамусовская идеология не приемлет новых веяний, а все старое, в частности екатерининская эпоха, представляется ему «золотым веком». Фамусов не видит ничего плохого в том, что даже заслуженные и уважаемые люди в случае необходимости сгибаются «вперегиб», а иногда и выступают в роли шутов.
    Продолжая размышления о временах и нравах и обращаясь к своему «единомышленнику» Скалозубу, Фамусов утверждает, что достоинство человека определяется только его родословной:
    … у нас уж исстари ведется,
    Что по отцу и сыну честь;
    Будь плохенький, да если наберется
    Душ тысячи две родовых, —
    Тот и жених!
    Постепенно Фамусов уходит от основной темы. Его задача — сосватать дочку за Скалозуба и в ход идет похвала дамам, которыми был восхищен даже прусский король. Вместо того чтобы изобразить дворянство хранителем национальных патриархальных обычаев, Фамусов, по сути, его разоблачает (девицы-патриотки поют военным французские романсы).
    В изображении Грибоедова Фамусов — уверенный человек, убежденный в своей правоте и готовый отстаивать свое мнение. Однако уверенность его основывается на невежестве, тщеславии, угодничестве, легкомыслии, заботе о собственном благе и благосостоянии, на уверенности, что он избранный, а остальные люди должны ему угождать. Прочитав пьесу, читатель составляет для себя следующий портрет Фамусова: любитель «не добродетелей, но только обычаев отцов наших», хулитель всего нового, употребляющий все старания к тому, чтобы вернуть Россию в прежние «золотые» времена.

  11. ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”
    В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” правдиво изображен пошлый и подлый мир, говоря словами Герцена, который “населен призраками сановников в отставке, прикрывающих орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир – клиентов, тунеядцев, интриганов, влачащих существование, исполненный формализма, этикета, лишенный всякого общественного
    интереса”. Наиболее ярким и типичным представителем этого мира, изображенного в комедии Грибоедова, является Фамусов.
    Как известно, в драматическом произведении истинная сущность персонажей отображена в их словах и поступках. Нередко при этом слова вовсе не соответствуют поступкам, а прямо противоречат им, и уже в этом противоречии проявляется характер героя. В полной мере все сказанное выше касается Фамусова.
    Первая же сцена в пьесе дает прозрачный намек на то, что этот знатный сановник – двуличный человек, весьма воинственно прикрывающий свое ханжество.
    Неожиданно застав ранним
    утром дочь со своим личным секретарем, живущим у него в доме, Фамусов говорит: “Здравствуй, Софья, что ты так рано поднялась! Для какой заботы? И как вас бог не в пору вместе свел?”
    Он изумлен: “Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?” Скорее всего, Фамусов догадывается, почему Софья и Молчалин оказались в столь ранний час вместе, но он не может прямо указать молодым людям на нарушение порядка, поскольку сам всего несколько минут назад делал недвусмысленные намеки служанке Лизе, которая, как свидетельница отнюдь не монашеского поведения своего барина, находится здесь же. Не придумав ничего лучшего, Фамусов обрушивает град обвинений в сторону учености. Очевидно, убеждение Фамусова в пагубности учености сформировалось уже давно и является одним из самых его глубоких и искренних убеждений.
    Совсем недавно он говорил Лизаньке, что “в чтеньи прок-от не велик”, но если с Лизанькой он шутил, то в разговоре с Софьей и Молчал иным этой мысли придается общественно-морализаторское значение:
    Кузнецкий мост, и вечные французы,
    Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
    Губители карманов и сердец!
    Возникает вопрос: каким образом с ученостью связаны французы и Кузнецкий мост? Вспомним, что до появления комедии в размеренной, мирной жизни России произошло трагическое событие – Отечественная война 1812 года. После победы над армией Наполеона незыблемым кредо любого московского барина стало полное патриотических чувств утверждение: “Во всем француз нагадил”.
    Кузнецкий мост – это улица в центре Москвы, известная множеством “модных лавок” и магазинов. Французы, как известно, являлись законодателями моды, следовать которой могли только весьма обеспеченные люди. С одной стороны, Фамусов искренне негодует против французов, выражает свой патриотизм. Но он тут же упоминает собственный карман, страдающий от непомерного желания своего хозяина жить роскошно. Таким образом, весь патриотический запал Фамусова объясняется банальной и пошлой скупостью.
    Однако гневными тирадами в адрес французов Фамусов не ограничивается. Перейдя к теме воспитания, неожиданно он приходит к выводу, что не все французы так уж плохи. К примеру, “старушка-золото” мадам Розье заменила Софье мать.
    При этом Фамусов не чувствует противоречия между только что высказанным негодованием по поводу французских книг, мод и “модных лавок” и панегириком “мадам Розье”. Быть может, потому, Что в свое время он хитро предусмотрел пагубность опасных влияний, и, следуя обязательному для знатных дворян правилу поручать воспитание детей иностранцам, принял для Софьи не бойкую мамзель, а старушку Розье. К тому же, очевидно, платил ей Фамусов не очень много, если она “за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила”. Впрочем, никакой, даже самый идеальный, воспитатель не идет в сравнение с самим Фамусовым-отцом:
    Не надобно иного образца,
    Когда в глазах пример отца.
    По собственному определению Фамусова, он является образцом добродетели и нравственности, ведь он сам себе господин, а также “монашеским известен поведеньем”.
    Во втором действии характер Фамусова, его жизненная философия раскрываются в трех пространных “мировоззренческих” монологах.
    Первый монолог славит устойчивый московский быт. Записная книжка Фамусова – своеобразная летопись, в которую заносятся хлопотные, но приятные неслужебные и житейские заботы: вторник – званый обед у Прасковьи Федоровны; четверг – погребенье; пятница или же суббота – крещение.
    С первого взгляда, все события и комментарии к ним Фамусова полны значительности, грандиозности, но, по сути, сами дела эти ничтожны, впрочем, как и оценка их Фамусовым. Так, Собираясь “на форели”, Фамусов опасается за свой желудок, упоминание о погребении вызывает у него пространные “философские” рассуждения о бренности человеческого бытия:
    Но память по себе намерен кто оставить
    Житьем похвальным, вот пример:
    Покойник был почтенный камергер,
    С ключом, и сыну ключ умел доставить;
    Богат и на богатой был женат…
    Все свои “великие” дела Фамусов заносит в Адрес-календарь, то есть “книжку, ежегодно печатаемую, в которой содержатся штаты духовные, придворные, гражданские и гвардейские”. Тем самым фамусовские “дела” как бы вливаются в штатное расписание Российского государства.
    Следующий монолог Фамусова служит ответом на “неосновательную” реплику Чацкого: “Служить бы рад, прислуживаться тошно!” Фамусовская идеология не приемлет новых веяний, а все старое, в частности екатерининская эпоха, представляется ему “золотым веком”. Фамусов не видит ничего плохого в том, что даже заслуженные и уважаемые люди в случае необходимости сгибаются “вперегиб”, а иногда и выступают в роли шутов.
    Продолжая размышления о временах и нравах и обращаясь к своему “единомышленнику” Скалозубу, Фамусов утверждает, что достоинство человека определяется только его родословной:
    … у нас уж исстари ведется,
    Что по отцу и сыну честь;
    Будь плохенький, да если наберется
    Душ тысячи две родовых, –
    Тот и жених!
    Постепенно Фамусов уходит от основной темы. Его задача – сосватать дочку за Скалозуба и в ход идет похвала дамам, которыми был восхищен даже прусский король. Вместо того чтобы изобразить дворянство хранителем национальных патриархальных обычаев, Фамусов, по сути, его разоблачает (девицы-патриотки поют военным французские романсы).
    В изображении Грибоедова Фамусов – уверенный человек, убежденный в своей правоте и готовый отстаивать свое мнение. Однако уверенность его основывается на невежестве, тщеславии, угодничестве, легкомыслии, заботе о собственном благе и благосостоянии, на уверенности, что он избранный, а остальные люди должны ему угождать. Прочитав пьесу, читатель составляет для себя следующий портрет Фамусова: любитель “не добродетелей, но только обычаев отцов наших”, хулитель всего нового, употребляющий все старания к тому, чтобы вернуть Россию в прежние “золотые” времена.

  12. 12
    Текст добавил: Люблю только себя

    Неслыханным был успех комедии. Блестящую и глубокую характеристику «Горе от ума» дал Пушкин. По мнению поэта, цель комедии – «характеры и резкая картина нравов». Комедия, по словам Белинского, явилась «страстным протестом против гнусной действительности, против чиновников-взяточников, против светского общества, невежества, добровольного холопства…»
    Грибоедов дал своей комедии целую галерею живых и ярких образов дворянского общества, представителей «века минувшего». Это Фамусов – богатый барин помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского барства. Фамусов – убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещенья, низкопоклонник, льстец, человек лишенный истинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед «высшими» для получения чинов и богатства.
    Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб, который «метит в генералы». Полковник Скалозуб – гость в доме Фамусова, он типичный представитель аракчивщины в армии, тип офицера-карьериста. В умственном отношении он человек недалекий. «Он слова умного не выговорил сразу,»- замечает Софья. Службист, верный охранник самодержавно-крепостнического строя, враг просвещения – таков Скалозуб.
    Мир Фамусова, его гостей состоит не только из крепостников-тузов, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников-«молчалиных». Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому страмились приучить Россию сначала Аракчеев, а затем Николай1. «Ведь нынче любят бессловных,»-говорил Чацкий.
    Познакомимся более глубоко с гостями, прибывшими на бал в дом Фамусова. Это большое и пестрое общество. Здесь властная, капризная, влиятельная старуха Хлестова, явившаяся с собачкой, и Графиня-бабушка с графиней-внучкой, злой и высокомерной сплетницей, и чета князей Тугоуховских с шестью дочерьми, интересующихся только фасонами платьев, и Наталья Дмитриевна, избалованная молодая дама, превратившая добряка мужа в безвольного раба.
    Незримо здесь присутствует и княгиня Мария Алексеевна, грозная законодательница общественного мнения, и известная Татьяна Юрьевна, которая дает балы «от рождества и до поста, и летом праздники на даче».
    Картина быта, нравов и настроений «фамусовской» Москвы нарисована в комедии ярко и смело. Перед нами толпа разных людей, пустых, бездушных и подлых. Стихия этой среды: сплетни и злословия. Здесь знают каждого дворянина и скажут кто богат, и кто беден, и сколько крепостных душ у Чацкого: «Четыреста; Нет! Триста». И Хлестова добавит обиженно: «Уж чужих имений мне не знать»
    Эта объединенная команда почувствовала в речах Чацкого идейного врага и мгновенно подхватила сплетню о сумасшествии Чацкого. Причину они, гости Фамусова, видят в просвещении: « И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев…»
    Еще более категоричен Фамусов:
    «Ученье – вот чума,
    Ученость – вот причина»
    В этом обществе нужно думать так, как все, здесь грех не беда молва не хороша. Неудивительно, что это общество отторгает от себя Чацкого, как нечто чуждое, инородное. Грибоедов остался в истории русской литературы автором единственного произведения, но эта комедия называется «жемчужиной» русской драматургии.
    Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня «протекционизмом». Герой комедии признается:
    При мне служащие чужие очень редки,
    Все больше сестрины, свояченицы детки…
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку.
    Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «не нынче — завтра генерал».
    В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.
    Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

  13. Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии, пред­ставитель лагеря крепостников. Дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте, он извес­тен в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия (в переводе с латыни фамилия Фамусов означает «известный», «пользующийся славой»). Он, по-видимо­му, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Пет­рович, играл при дворе Екатерины II значи­тельную роль. Его «домашние друзья» — князья Тугоуховские, преуспевающий «не нынче-завтра генерал» Скалозуб.
    Фамусов — вдовец, он любит дочь, забо­тится о ней и считает, что для ее воспитания он сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за бо­гатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что «монашеским известен поведеньем», однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежно­стью к кругу знатных московских дворян, из­вестен гостеприимством, живет на широкую ногу. Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатери­ны II. Фамусов — сторонник крепостных по­рядков. Право обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по своему усмот­рению представляется ему законным и впол­не справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим до­стоинством. Ругает их, не стесняясь в выра­жениях, называет «ослами», «чурбанами», «фомками», «фильками», не считаясь с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: «Изволь-ка в избу, марш за птица­ми ходить». Будучи помещиком, Фамусов дела по службе фактически передоверил Молчалину — секретарю, живущему у него в доме, которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях («…и будь не я, коптел бы ты в Твери…»). Служебные дела Фамусо­ва сводятся к подписыванию подготовлен­ных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    На службе Фамусов окружил себя родст­венниками, считая достойной похвалы та­кую заботу о родне. Он с гордостью гово­рит, что при нем «служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки», один Молчалин ему не свой, а пото­му как «деловой»:
    Как станешь представлять к крестишку или, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!
    Самое важное для Фамусова-чиновни­ка — это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким обра­зом выслужиться. Идеалом для него этом отношении является его дядя Максим Пет­рович — подхалим Екатерининского времени. Тогда, по выражению Чацкого, «но на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным вельможей, «на золоте едал, езжал-то веч­но цугом», когда же ему надо было выслужиться, и он «сгибался вперегиб». Таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал».
    Фамусов восхищается и Кузьмой Петрови­чем, который был камергером «с ключом и сыну ключ умел доставить, богат и на бога­той был женат». Таким людям Фамусов стре­мится подражать. Их способ получения чи­нов и денег он считает самым верным.
    Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасше­ствии Чацкого, считает, что болезнь унасле­дована от матери, сходившей с ума восемь раз. Однако основной причиной этого Фаму­сов считает учение, то есть науку. О книгах он отзывается с неприязнью: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    И заканчивает свою мысль категоричес­ким требованием:
    Нет! Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы да сжечь!
    Фамусов посмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гуверне­рами. Он ворчит: «А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сер­дец!» Однако сам следует этой моде:
    Мать умерла: умел я принанять
    В мадам Розье вторую мать.
    Учителей, которых нанимали для обуче­ния детей «числом по более, ценою поде­шевле», Фамусов называет «побродягами». Он считает, что дело не в учителях и «не в мадаме сила», детей надо воспитывать в духе подражания старшим. «Учились бы на старших глядя», — поучает он Чацкого. А дочери внушает: «Не надобно иного об­разца, когда в глазах пример отца».
    Фамусов ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодо­брением он относится к двоюродному бра­ту Скалозуба, который «набрался каких-то новых правил»: «чин следовал ему — он службу вдруг оставил», уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называ­ет карбонарием и опасным человеком. Причины его возмущения ясны: Чацкий вы­сказывается против того строя, тех поряд­ков, которые являются для Фамусова осно­вой всего его благополучия.
    В образе Фамусова собраны типичные для 20-х годов XIX века нравы и взгляды. Именно против них выступает в пьесе Чацкий

  14. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает.
    Ярким выразителем идеологии этой среды является глав­ный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов.
    Фамусов — типичный московский барин начала девят­надцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика. Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карь­ера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. В разговоре с Чацким Фамусов восхищается поступком некого придворно­го сановника времен Екатерины, который, чтобы угодить императрице, не постыдился выставить себя на всеобщее по­смешище. «Упал он больно — встал здорово», — одобритель­но отзывается Павел Афанасьевич об этом низком человеке, и мы понимаем, что и сам он готов подличать и пресмыкать­ся перед сильными мира сего, если от них будет зависеть его благополучие. А в свою служебную деятельность он толком и не вникает. «Подписано, так с плеч долой», — вот суть его отношения к делу.
    Подыскивая жениха для дочери, он думает не о ее чувствах, а о том, чтобы брак оказался выгоден. Идеальным женихом для Софьи он считает полковника Скалозуба. Причину его симпа­тии к этому грубому солдафону проницательно называет слу­жанка Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

  15. Фамусов — убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.
    О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества».
    Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в «Горе от ума». Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы.
    Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф. Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, «любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы», мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию «к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств».
    В изображении барской Москвы «первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя» ‘. Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев.
    Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса.
    С поразительной исторической точностью и конкретностью грибоедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлёстовой:
    * И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
    * От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
    * Да от Ланкартачных взаимных обучений…
    можно привести вполне точный, реальный комментарий. Пансионы и лицей — это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царскосельский лицей, где учился Пушкин,— учебные заведения, пользовавшиеся «дурной» в глазах московского барского общества славой рассадников политического вольнодумства, своеволия и того духа непокорства и независимости, который Хлёстова заметила в Чацком.

  16. Ее нельзя отнести ни к «веку нынешнему», «ни к веку минувшему». В отличие от своего отца и от Молчалина Софья не боится мнения общества. Она так и заявляет Молчалину, когда тот просит ее поостеречься и не показывать своих чувств на публике. Она занимается музыкой, читает книги, что Фамусов считает лишним и даже вредным. Но Софья и не на стороне Чацкого, поскольку его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно поэтому Софья пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший, а общество так активно эту сплетню распространяет.
    Список действующих лиц «Горя от ума» не ограничивается главными героями. Для понимания проблематики также важны второстепенные персонажи «Горя от ума». Например, невозможно представить себе развитие любовной интриги в комедии без служанки Лизы, которая помогает Софье и Молчалину сохранить их свидания в тайне. Также образ Лизы участвует в более полном раскрытии других персонажей «Горя от ума» Грибоедова. Ей оказывает знаки внимания Молчалин, и читателю сразу становится понятно, что чувств к Софье он не имеет.
    Полковник Скалозуб также участвует в развитии любовной линии. Его прочат в женихи Софье, потому что у него есть деньги. Жаль только, что совсем нет ума. Зато это помогает в сатирическом ключе изобразить армию.
    Особую смысловую нагрузку несут внесценические персонажи. Они не участвуют в действиях комедии, но о них говорят другие герои, что позволяет более полно представить нравы дворянского общества того времени. Наиболее известным внесценическим персонажем является Максим Петрович, дядя Фамусова, который нарочно несколько раз падал на приеме у императрицы, чтобы ее повеселить и заслужить уважение при дворе.
    Следует отметить, что все образы героев комедии приобретают более глубокое звучание, чем это было принято до появление пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих и хороших. Так Фамусов является заботливым отцом для своей дочери, а Чацкий в некоторых моментах проявляет излишнюю горячность и бесцеремонность.
    Характеры, созданные Грибоедовым, не теряют своей актуальности и в наши дни. Ведь проблема смены старых взглядов новыми всегда злободневна. Во все времена живут люди, несущие обществу прогрессивные идеи, и те, кто отказывается воспринимать новое, защищая свои устаревшие взгляды.

  17. Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
    Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
    Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

    Семейные ценности Чацкого и Фамусова

    Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
    Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

    Выводы

    Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *