Сочинение на тему горького старуха изергиль

11 вариантов

  1. Произведение М.Горького «Старуха Изергиль состоит из трех частей»: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль.
    Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю в Бесарабии.
    …Молдаване закончили сбор винограда и шли к морю. Они были очень красивы, а их женщины «странны и сказочные». Автор и старуха Изергиль сидели на берегу. Глядя на старуху, автор думал, что она была когда-то очень красивой, а теперь «время согнуло ее пополам». Когда взошла луна, старуха сказала, что это «идет Ларра», и указала на неясную тень в степи. Затем начала рассказ о Ларе.
    …Много тысяч лет назад «в стране большой реки» жило племя могучих людей. Однажды орел унес из племени девушку. Ее искали, но безуспешно. «Но через двадцать лет она сама пришла, измученная и иссохшая». С нею был юноша, красивый, похожий на нее в молодости. Женщина рассказала, что орел жил с ней в горах, как с женой, а потом умер. А юноша – это сын орла. Люди племени с удивлением смотрели на юношу, и видели, что он ничем не лучше их, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Со всеми юноша говорил как с равными, а к старейшинам относился без нужного почтения. Юноше понравилась одна девушка из племени, и он подошел к ней и обнял ее. Она оттолкнула юношу. В ответ сын орла ударил ее, а когда она упала, поставил ей ногу на грудь. Девушка умерла, но юноша даже не смутился. Его схватили и решили казнить. Перед смертью юноша попросил разрешения сказать свое последнее слово. Он сказал, что считает себя «первым на земле». Племя решило, что будет лучше, если просто изгнать его из племени – одиночество станет самой страшной казнью для юноши. …С тех пор юношу называли Ларрой, что значит «отвергнутый». В течение многих лет Ларра похищал из племени скот и девушек; стрелы его не брали, так как на нем было проклятье. Но однажды пришел день, когда Ларра сам пришел к людям, желая быть убитым. Но люди не трогали его. Ларра попытался ударить себе ножом в грудь, но нож сломался. Ларра стал биться головой о землю, но «и земля отстранялась от него». С тех пор Ларра ходит повсюду, ожидая смерти…. Так завершается рассказа старухи о Ларра. Затем она повествует автору историю своей жизни.
    Когда-то старуха Изергиль была молодой и очень нравилась мужчинам. Первый, кому она отдала свое тело и душу, был «черноусый молодой рыбак». Но вскоре Изергиль познакомилась с «Красавцем гуцулом». Он иногда ее бил, за что однажды Изергиль впилась зубами в его щеку. Позже и рыбака, и гуцула не стало. Изергиль стала девятой женой в гареме немолодого турка. Затем она сбежала от него вместе с его шестнадцатилетним сыном. Мальчик вскоре умер, но даже в мертвом нем «горела любовь». После этого Изергиль попала в монастырь, а оттуда ушла в Польшу «вместе с монахом, который в нее влюбился». Он, по ее словам был «подлый и хитрый». Как-то Изергиль купил один «жид». Она сама на это согласилась, потому что «работать не умела», и к ней стали ходить богатые поляки, которые «много платили». В сорок лет Изергиль вдруг полюбила молодые шляхтича, избалованного и гордого. Когда он попал в плен «русским, она даже спасла его, убив солдата». Но она ему была не нужна. Поняла Изергиль, что «перья потускнели» и стала жить одна и на одном месте». Молдавская молодежь не оставляет Изергиль, и часто слушает с интересом ее истории.
    Затем Изергиль поведала историю о Данко. Это был прекрасный юноша, пожертвовавший собой ради своего народа. Народ Данко с некоторых пор жил в страшном и темном лесу – с прежних мест его прогнали иные племена. Выжить можно было только вне леса. Но дорогу людям преграждали деревья огромной высоты. Данко повел людей сквозь лес, люди падали и гибли, но шли. Однако тоска и отчаянье вскоре завладело ими, они стали кричать и ругать Данко. А он пожалел людей, возненавидевших его, и он вырвал из своей груди сердце. Данко поднял сердце над головой, а оно засветилось ярче солнца. Юноша двинулся вперед, а зачарованные люди «бросились за ним, очарованные». Вскоре лес расступился, показалась степь. Из раны Данко била кровь, и он умер. Но никто не заметил его гибели, а один человек даже наступил на его сердце, отчего то рассыпалось в искры. С тех пор в степи перед грозой появляются голубые огоньки – искорки сердца Данко…
    На этом старуха закончила свое повествование и задремала…
    Так завершается произведение М.Горького «Старуха Изергиль».

  2. «Старуха Изергиль»
    «Старуха Изергиль» – вариант 2
    Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
    Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)
    Анализ рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”
    В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
    В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
    Герои ранней романтической прозы М.Горького
    Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)
    Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М.Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького
    Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького “Старуха Изергиль” )
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”
    Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»
    Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
    Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»
    Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького
    Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»
    Романтические произведения М.Горького
    С какой целью М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
    Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергнль
    Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
    Сочинение по произведению М. Горького “Старуха Изергиль”
    Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»)
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького – вариант 3

  3. 3
    Текст добавил: Максим Березников

    Рассказ «Старуха Изергиль» (1895) начинается образами сказочно прекрасных людей, картиной вечернего неба, на котором бродят тучи — «пышные, странных очертаний и красок». Все это было «странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». И все же эта условность и декоративность не означает статичности в обрисовке пейзажей, ибо Горький населяет свой рассказ людьми с яркими характерами, людьми страстными и мятежными.
    Это и сама старуха, прожившая бурную, исполненную острых приключений жизнь. Казалось бы, что в таком случае эта жизнь могла стать жизнью только для себя, и в критике так она порою трактуется. Это было бы действительно так, если б Изергиль не вынесла из своей жизни высокого уважения к людям смелым и отважным, умеющим нежно и страстно любить и яростно ненавидеть. В её жизнь они вошли прекрасными легендами, и теперь, на склоне лет, она с большой гордостью и удовлетворением рассказывает молодежи о тех, кто умеет любить и бороться.
    Для романтических рассказов Горького характерно, что среди людей, обладающих сильными характерами, писатель различал силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. Это видно уже в первом произведении, где противопоставлены свободолюбивый цыган Лойко Зобар и Радда, которой доставляло удовольствие оскорблять чувство свободы в человеке, больше всего ценившем именно свободу. Решающее место в жизни Радды занимала её прихоть, себялюбие. В Ларре, герое одной из легенд старой Изергиль, себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего наказание Ларре за его преступление, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализмом — обречь преступника-эгоцентриста на вечное одиночество. Так, эгоцентризм сведен к абсурду: если нет человеческого окружения — нет и центра, в котором красовалось бы «я» Ларры.
    Поучительность судьбы Ларры не исчерпывается тем справедливым наказанием, которое он получил, недостаточно подытожить его судьбу словами: так был «поражен человек за гордость!» Старая мудрая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он в жизни сделал полезного, за что он требует благ себе: ведь «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Вечная злободневность этой мысли совершенно ясна. В этом, между прочим, и нравственно-философская основа легенды о Ларре. В словах Изергиль заключен один из важнейших аспектов горьковской концепции человека: свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности во имя людей. Через несколько лет Горький скажет об этом в пьесе «На дне» — устами Сатина:
    * «Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..»

  4. В жизни… всегда есть
    место подвигам.
    М. Горький
    Алексей Максимович Горький — писатель яркий и талантливый. Не было такого жанра литературы, в котором бы не работал писатель. В молодости Горький отдал дань романтизму, создав ряд интересных и своеобразных произведений: “Макар Чудра”, “Девушка и Смерть”, “Старуха Изергиль” и другие.
    Талант Горького-рассказчика поражает свежестью и новизной.
    Алексей Максимович использует хорошо известную форму “рассказ в рассказе”, где автор — слушатель, находящий интересных собеседников, простых людей, знающих сказки, легенды, умеющих мудро и просто рассказать о своей интересной и содержательной жизни.
    Такова Изергиль. Она рассказывает две необычные легенды-сказки, перемежая их повествованием о своей нелегкой и интересной жизни.
    В первой легенде рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины — Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. “Он презирал людей и думал, что может обойтись без них”. В наказание за жестокость люди обрекли его на одиночество и бессмертие. Это страшное наказание даже для гордеца Ларры, его жизнь вне общества становится бессмысленной. Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы.
    Рассказывая о своей жизни, Изергиль с особой теплотой вспоминает о смелых и благородных людях, повстречавшихся ей в жизни. Свободолюбивая и независимая, она жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам против насилия и рабства. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам,— говорит Изергиль.— И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней”.
    В служении людям — подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за людей — вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко, который пожертвовал своей жизнью, осветив людям дорогу из тьмы своим сердцем. Данко погиб, но он вывел людей к свету, к счастливой жизни. “Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь…”
    Данко видит людские пороки и слабости и прощает их людям. Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать жизнью, не ожидая никакой ответной благодарности. Это удел сильных и гордых, независимых и отважных — героев.
    Рассказ Горького поражает читателей не только необычной тематикой, красивыми легендами, но и прекрасным певучим языком. Автор начинает и заканчивает рассказ описанием прекрасной южной природы. Красивость языка не заслоняет высокую идейность, которую автор старается донести до читателей.
    Романтические рассказы Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях самоотверженность и любовь к окружающим — в этом их главная ценность и неувядаемая свежесть.

  5. «Старуха Изергиль»
    «Старуха Изергиль»
    Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
    Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)
    Анализ рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”
    В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
    В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
    Герои ранней романтической прозы М.Горького.
    Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)
    Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М.Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького
    Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”).
    Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького “Старуха Изергиль” )
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
    Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”
    Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»
    Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
    Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»
    Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького
    Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»
    Романтические произведения М.Горького
    С какой целью М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
    Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергнль
    Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
    Система образов и символика в произведении Максима Горького “Старуха Изергиль”
    Сочинение по произведению М. Горького “Старуха Изергиль”
    Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»).
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького

  6. Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим про­изведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера но­сит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.
    В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.
    Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.
    Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Это легенда о Ларре и легенда о Данко.
    Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной жен­щины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «гла­за его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она каза­лась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.
    За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добро­вольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бес­смертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех лю­дей мира».
    Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.
    Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чисто­го воздуха, промытого дождем».
    Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он вы­полнил свое заветное желание — спас людей ценой собствен­ной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности. Не случайно именно ме­жду этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.
    Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть ме­сто подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.
    Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в нача­ле, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.
    В одном произведении писатель сопрягает реалистиче­скую и романтическую манеры повествования. Рассказ акку­мулирует горьковские представления о скоротечности челове­ческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.

  7. МАКСИМ ГОРЬКИЙ «Старуха Изергиль»
    Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим про­изведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера но­сит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.
    В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.
    Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.
    Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Это легенда о Ларре и легенда о Данко.
    Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной жен­щины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «гла­за его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она каза­лась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.
    За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добро­вольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бес­смертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех лю­дей мира».
    Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.
    Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чисто­го воздуха, промытого дождем».
    Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он вы­полнил свое заветное желание — спас людей ценой собствен­ной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности. Не случайно именно ме­жду этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.
    Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть ме­сто подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.
    Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в нача­ле, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.
    В одном произведении писатель сопрягает реалистиче­скую и романтическую манеры повествования. Рассказ акку­мулирует горьковские представления о скоротечности челове­ческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.

  8. В своем произведении «Старуха Изергиль» Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко.
    Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. Но, однажды пришли на их землю те, кто оказался сильнее, и выгнали они их. Племя ушло в лес к болоту. Там стали они болеть и умирать один за другим, так как от болота исходил ужасный отравляющий смрад.
    Люди не знали, что им делать. Пойти назад и отвоевать свою землю у врага они не могли, потому что боялись нарушить завет. А идти вперед через страшный лес в поиске новой земли они боялись. И, чем больше думали они о предстоящих тяготах, тем сильнее становился их страх, и все больше иссякали их силы.
    И тут-то и появляется среди них Данко. В глазах его светился огонь и был он смел. Люди решили, что он сможет провести их сквозь лес. Он согласился. Но, путь был труден. И народ стал роптать на него, а после и вовсе пожелал убить.
    Совсем недавно эти люди боялись предстоящего пути и не находили в себе сил проделать его. А, идя за Данко, словно стадо овец за пастухом, они и ответственность всю сложили на него. Перед читателем предстает толпа людей безвольных. Трудности пути их настолько утомили, что они и рады бы остаться на месте. И, хоть и согласились они идти сами, обвиняют во всем того, кто вел их. Никто и не думал о том, что потерь нельзя было избежать. А страх и безволие все больше поглощали их, порождая в сердцах неверие и бессилие.
    Тут бы и бросить Данко их. Но, он был человеком самоотверженным. Поэтому он, вместо того, чтобы оставить тех, ради которых он тщетно старался, приносит себя в жертву ради их спасения. Он вырывает из своей груди сердце.
    Этот момент с особенным восторгом описывает автор. Сердце Данко горело, горело силой, отвагой и любовью к людям. А они, зачарованные таким зрелищем, без особого труда завершают свой путь. Теперь они уже не роптали.
    А когда вышел народ из леса, он был так рад этому, что и не заметил даже того, что спаситель их лежал мертвым под их ногами.
    С одной стороны, образ Данко – это пример самоотверженности и любви к ближним. Но, как печален конец: наградой для героя стала лишь его гибель. А те, ради кого он пожертвовал собой, не оценили подвига. Они видели лишь конец своего пути: новую землю, чистое небо и свежий воздух. Но не помнили они уже того, как не решались они на этот путь, не помнят уже и того, как хотели убить человека, поведшего их и отдавшего за них свою жизнь.

    Сочинение Характеристика и образ Данко

    В рассказе «Старуха Изергиль» есть две легенды, но они противоположны друг другу. История Ларры – это история жестокого и бесчувственного, очень злого человека. Но, так как его история рассказана в начале, то общее впечатление от «Старухи Изергиль» определяет именно последняя часть, в которой говорится о Данко.
    Данко – это один из людей, которых автор описывает, как «весёлых, сильных и смелых». В тексте упомянуто, что они жили не племенами, а таборами, то есть, скорее всего, это цыгане. Цыгане и в кино, и в литературе давно стали символом свободы и храбрости. Поэтому легко представить, что для этих людей заветы предков были очень важны, и вместо того, чтобы погибнуть, сражаясь за возможность жить на старом месте, они решили, что им нужно новое, не среди тех болот, куда их загнали племена врагов.
    И в минуту, когда такой прекрасный народ был охвачен тоской, именно Данко является всех спасти. Старуха Изергиль говорит про него: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы». После её слов представляется высокий и статный юноша, цыган, с чёрными, как смоль, волосами и тёмными глазами, в которых и горит тот самый живой огонь, которого не хватало сердцам его народа. Поэтому на его призыв все легко откликаются – за таким лидером действительно хочется идти.
    Однако дорога оказалась для них слишком тяжёлой – и, как бывает в жизни, тот, кто не спасает быстро, становится в глазах людей лгуном и предателем. От пережитых тягот те, кто был весёлыми и сильными, слабеют и в своей слабости обвиняют сильнейшего из всех – Данко. Он пытается образумить их словами, но они описываются старухой Изергиль уже как звери – значит, в них нет больше той веры, которая вела их вперёд прежде.
    Дальнейшие события уже больше напоминают сказку, чем легенду, но они являются кульминацией того, что человек может сделать для своего народа. Окружённый, но преисполненный любовью и жалостью, Данко задаёт себе вопрос – «Что я сделаю для людей?». Старуха Изергиль говорит, что этот голос был «сильнее грома», то есть даже природа отступила перед силой духа Данко. А потом он вырывает из груди сердце – и тьма окончательно оказывается побеждённой, подчёркивая торжество человеческого разума, человеческой доброты и духовного огня над первобытными страхами и ничтожностью.
    В этом отрывке рассказа много повторов – они используются для того, чтобы привлечь внимание к тому, как отличалось путешествие с факелом-сердцем от предыдущего, как заворожены поступком Данко люди, как, в конце концов, невероятно значим этот поступок.
    Смерть Данко, описанная в конце, потрясает. Приведя свой народ через такие испытания, совершив невозможное и оказавшись на свободе, он не успевает насладиться чувством долгожданного освобождения и умирает. Это великолепный пример самопожертвования, истинный и горячий, и тут будет более точным сказать – от чистого, горячего сердца. Тем трагичнее то, что какой-то человек растоптал то, что осталось от Данко, превратив его искренний огонь в голубые искры, появляющиеся в степи перед грозой. Но даже и то, что они появляются перед грозой – это ещё одна черта подвига Данко – когда природа наступает, в это опасное время отголоски пламени его сердца словно говорят, что надежда есть всегда, и не нужно бояться грома и молний.
    Теперь вы знаете Чем интересен образ Данко. 7 класс

  9. Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений — рассказ “Старуха Изергиль”.
    Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, — беззаветно и всем сердцем. Данко — настоящий герой — мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели — помощи своему народу — он способен на подвиг. Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.
    Образ Данко воплощает в себе высокий идеал — гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение — вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.
    Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет “негативный” образ Ларры — гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей… и еще многим”.
    Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. “В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.
    Гордость, по мнению автора, — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и “общепринятого”. Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.
    Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким — абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.
    Отличительная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.
    Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы — старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно”.
    В рассказе “Старуха Изергиль” Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, — подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях.
    Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно “гореть”, недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что “цена человека — дело его”. “В жизни всегда есть место подвигу”. “Вперед! — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека”.

  10. Писательский Гений Максима Горького в том, что за свою жизнь он успел написать какое-либо творение, пожалуй, в каждом литературном жанре. Ранние его произведения написаны в жанре романтизм, и все они наполнены небывалой в то время свежестью и новаторством.
    В своём произведении «Старуха Изергиль» он использовал достаточно необычный приём – рассказ в рассказе. Главная героиня повести – Изергиль рассказывает о своей судьбе, добавляя в этот рассказ очень интересные сказки.
    Первая легенда Изергиль посвящена Ларру – гордецу, который был рождён женщиной от орла. Он эгоистичен, им движет чувство индивидуализма, возвышения своих интересов над интересами общества. Из-за такого отношения к окружающим его людям, Ларр был наказан одиночеством. Кроме того, он был бессмертен. Автор осуждает эгоистические настроения героя, показывая как тяжело и убого сотни лет быть в одиночестве. Горький хотел показать нам, как плохо сказывается наплевательское отношение к другим людям.
    Вторая сказка – «Легенда о Данко», рассказывает о молодом человеке, который погиб во имя человечества, осветив им путь в темноте своим пылающим сердцем. И пусть он умер, но люди, ведомые им – живы. Во время жизни этот персонаж всегда прощал людей. Он делал добро совершенно бескорыстно, не нуждаясь в благодарностях и похвалах.
    Произведением «Старуха Изергиль» Горький хотел сказать людям о том, как правильно жить – быть добрым, искренним, помогать окружающим людям. Стремление помочь человечеству, служение обществу – вот главная задача каждого из нас! А эгоизм и индивидуализм не принесёт человеку ничего хорошего…

  11. Важнейшим вопросом, составляющим идейное содержание рассказа «Старуха Изергиль», является смысл человеческой жизни. Тема человека, сильной, неординарной личности, непосредственно связана с идеей произведения — служение людям как великий смысл жизни, высшее предназначение. Раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также особый, героический пафос.
    Произведение «Старуха Изергиль», состоящее из трех частей, представляет собой реалистический рассказ старухи о ее жизни в обрамлении двух романтических легенд.
    Первой частью произведения является легенда о JIappe, сыне орла и земной женщины, сверхчеловеке, эгоцентристе, который был чрезвычайно горд и презирал людей, чувствуя свое превосходство над ними, считая себя «первым на земле». Когда они с матерью вернулись к ней в племя, Ларра разговаривал со старейшинами как с равными себе, отказывался чтить законы племени и кому-либо подчиняться, относился к окружающим так, словно «они были рабы». После того же, как понравившаяся ему девушка оттолкнула его, Ларра жестоко убил красавицу, ибо воспринимал ее как собственность, убежденный, что может взять все, что ни пожелает. Старейшины поняли, что «его наказание — в нем самом», и решили отпустить Ларру, и он стал жить вольно, «один, свободный, как его отец», свободный от человеческого общества, от необходимости подчиняться его порядкам, чтить его законы и обычаи, считаться с чужими интересами… Однако торжество Лар- ры заменилось отчаянием. Одиночество, отверженность оказались страшным наказанием, вечным проклятием. Ларра хотел умереть, но нож ломался о его грудь, земля «отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы…». Постепенно он превратился в тень, живя тысячелетия, «нет ему места среди людей», «ему нет жизни, и смерть ему не улыбается». Жизнь на свободе, в одиночестве стала наказанием за гордость, за презрение к людям…
    Рассказ о жизни самой старухи Изергиль во многом логически продолжает легенду о Ларре. Будучи эгоисткой, она жила лишь для себя, наслаждалась жизнью, ничем не жертвуя ради других. Изергиль не задумываясь оставляла прежних возлюбленных и выбирала новых, нередко проявляя бессердечие и эгоизм. Она погубила мальчика турка, убежавшего вместе с ней в Болгарию из гарема его отца, мальчика, «умершего от тоски по дому или от любви». Жизнь старухи, столь яркая и необычная, по мысли автора, прошла впустую, в ней нет смысла, ибо Изергиль, «никогда не бывшая чьей-либо рабой», жившая по своим собственным жизненным законам, всегда поступавшая согласно своим желаниям, ничего не дала миру… Эгоизм и гордость сближают ее с Ларрой, поэтому, осуждая его, старуха в то же время сочувственно относится к этому герою, ибо его мировоззрение близко ее собственному. Их сходство видно даже в портрете Изергиль: «согнутая временем пополам, с тусклыми глазами, изрезанной морщинами кожей, напоминавшей лохмотья», старуха Изергиль, бесследно прожившая на земле, не оставившая потомства, никому не подарившая счастья, не принесшая людям блага, сама похожа на тень Ларры. Но вместе с тем Изергиль способна видеть красоту подвига и восхищаться им. По ее мнению, «в жизни всегда есть место подвигам» и «когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать…». Не случайно одного из своих возлюбленных, пана с изрубленным лицом, воевавшего с турками, она считала истинно «достойным человеком». Именно поэтому высшим эталоном, идеалом для нее является Данко, герой легенды, составляющей третью часть произведения. Смелый молодой красавец Данко, «лучший из всех», безусловно, является сверхчеловеком, как и JIappa.
    Герой второй легенды старухи Изергиль, альтруист, искренне любивший людей и вдохновленный огнем этой любви, решил спасти свое племя, загнанное другими в глубь леса и решившее пожертвовать волей, покориться другим племенам, чтобы избежать смерти. Герой призвал людей пройти сквозь лес, ибо «все на свете имеет конец», и, полный решимости, повел их. Но дорога оказалась столь трудна, что люди начали роптать на Данко, «молодого и неопытного», обрекавшего их, как им казалось, на верную погибель. Бессильные, они обрушивались на него, упрекая, называя «ничтожным и вредным человеком». В сердце Данко вспыхнуло было негодование, но величие любви Данко к людям состоит в том, что он сумел преодолеть презрение к толпе, негодование «погасло от жалости к людям», в нем вспыхнуло желание спасти их, «вывести на легкий путь». И тогда он, движимый бескорыстным, страстным стремлением помочь, все готовый «сделать для людей», разорвал себе грудь и вырвал из нее сердце, пылающее ярче солнца пламенем великой любви к людям». И Данко вывел их к степи, «в море солнечного света и чистого воздуха». «Радостные и полные надежд», все тут же забыли про него, а он умер, не прося у них ничего в награду.
    Итак, с помощью композиции, состоящей из трех частей, а также всем ходом сюжета, от эгоцентризма Ларры До альтруизма Данко, Горький показывает, что смысл жизни не в ненависти и презрении к людям, не в противопоставлении себя окружающим, не в том, чтобы жить лишь ради наслаждения жизнью и удовлетворения собственных желаний… Воспев красоту подвига Данко ради блага людей, восхищаясь его героизмом, Горький всем своим произведением будто бы провозглашает, что высший смысл существования — в служении, в способности распорядиться своей жизнью так, чтобы принести как можно больше блага окружающим, даже если этого не понимают и не ценят, в бескорыстной, всепрощающей любви и гуманизме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *