Сочинение на тему горянка расул гамзатов

12 вариантов

  1. Судьба горянки, её непростая и, в общем-то, нелегкая жизнь, с самых первых шагов в поэзии были и остаются предметом раздумий и размышлений Расула Гамзатова. Здесь свою учебу он походил не только в «училище любви», но и в школе сострадания, сочувствия женской доле, столь тяжелой в прошлые времена. Автор поэмы восхищается смелостью, стойкостью горских женщин, их красотой, их постоянством…. Голос поэта негромок без любви, ему, может быть, как никому другому, нужно испытать и выразить в слове всю гамму человеческих переживаний, связанных с этим животворящим чувством. Не испытай все сам – никогда не скажешь так, чтоб было понято всеми.
    Народный поэт был скромен в выражении своих любовных чувств – и время было другое, когда приходилось «наступать на горло собственной песне», и песня была другая. Расул Гамзатов разомкнул этот круг – впервые в аварской советской поэзии столь проникновенно начал писать о своем чувстве. Риск остаться непонятым был велик, но поскольку его стихи близки каждому, настороженность быстро прошла. Формулой поэтического творчества Расула Гамзатова могла бы стать мысль о том, что певец любви всегда является певцом свободы. Незакрепощенность переходит в незащищенность, открытость – в откровение. На таком дыхании писались первые стихи поэта о любви.

  2. Сочинение на тему горянка

    Ответы:

    Судьба горянки, её непростая и, в общем-то, нелегкая жизнь, с самых первых шагов в поэзии были и остаются предметом раздумий и размышлений Расула Гамзатова. Здесь свою учебу он походил не только в «училище любви», но и в школе сострадания, сочувствия женской доле, столь тяжелой в прошлые времена. Автор поэмы восхищается смелостью, стойкостью горских женщин, их красотой, их постоянством…. Голос поэта негромок без любви, ему, может быть, как никому другому, нужно испытать и выразить в слове всю гамму человеческих переживаний, связанных с этим животворящим чувством. Не испытай все сам – никогда не скажешь так, чтоб было понято всеми.
    Народный поэт был скромен в выражении своих любовных чувств – и время было другое, когда приходилось «наступать на горло собственной песне», и песня была другая. Расул Гамзатов разомкнул этот круг – впервые в аварской советской поэзии столь проникновенно начал писать о своем чувстве. Риск остаться непонятым был велик, но поскольку его стихи близки каждому, настороженность быстро прошла. Формулой поэтического творчества Расула Гамзатова могла бы стать мысль о том, что певец любви всегда является певцом свободы. Незакрепощенность переходит в незащищенность, открытость – в откровение. На таком дыхании писались первые стихи поэта о любви.

  3. В этих строчках лежит удаль молодой души, которая не прочь проявить и горскую галантность, и одержимый порыв. Душа поэта восхищена окружающим миром, мельканием девичьих лиц, их улыбками, их взглядами. Любовная лирика Расула Гамзатова тех лет внешне безоблачна, светла, пропитана южным солнцем. В своих стихах он любит шутку, красивую изысканность… Они будто «подмигивают» читателю, завороженному этой любовной игрой.
    Но уже и в те годы или чуть позднее все явственнее в поэзии Расула Гамзатова стало выступать и другое качество, новое для него, но не случайное – верность любви, стремление пронести, не расплескав, свое молодое чувство через многие годы.
    Свою любимую тему поэт развивает и в поэме-странствии «Остров женщин»(1980). Жанровое определение (поэма-странствие) говорит о том, что поэма писалась в дороге, по горячим следам зарубежных впечатлений. В традиционном вступлении «Собираясь в дорогу» автор дает краткую предысторию создания поэмы. Возникла она от желания узнать, где же находится этот «Остров женщин», само название которого, услышанное как-то, так заинтриговало поэта.
    Для Расула Гамзатова женщина – идеал… Он не признает неискренности в отношениях мужчины и женщины, дешевой сентиментальности. Мужчина – это рыцарь, полный мужского достоинства, чувства глубокого уважения к женщине. Этим и современна его поэзия.
    Развивая вечную тему любви, он создает книгу сонетов. «Горские сонеты о любви», в которых решает задачу воспеть любовь не просто как нахлынувшее на него откровение, а показать истинные человеческие чувства без примеси эротики (интима). Он умеет сказать о любви тонко, он создает свой кодекс любви, в котором главенствует народный взгляд на это великое чувство. Расул Гамзатов, странствуя по свету понимает, что все страны и все народы равны перед ней – Любовью.
    Его стихи понятны нам еще и потому, что поэт видит дальше и видит больше. Он пишет:

  4. «С любовью к женщине»
    (женские образы в произведениях Расула Гамзатова).
    Р.Гамзатов – это поэт движения, поэт, который был в вечном поиске новых форм и нового содержания. Я всегда восхищалась богатством и своеобразием его таланта. Он мог писать обо всем легко и просто. Так, как будто вместе с его дыханием, у него рождались стихи. Его творчество разнообразно , но почти каждое стихотворение имеет глубокий философский смысл. Иногда тонкая лирика, казалось бы интимнейших чувств, является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье
    Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.
    Любви заслуг не перечесть,
    Давай в её земную честь
    С тобой протянем руки
    К друг другу возле звёзд.
    Над бездною разлуки
    Построим в небе мост
    Нет, не люблю стихов я о любви,
    Когда о ней кричат, как о несчастье!
    Нет, не люблю я песен о любви,
    Когда, как о беде, поют о страсти!
    Р.Гамзатов женщин хорошо знал, понимал, как никто, быть может, умел любить и воспевал так, что можно сказать: женская тема – одна из центральных в его творческом наследии . На женские темы Р.Гамзатов писал много и на протяжении всей своей жизни : «Горянка», «Зарема», «Целую женские руки», «Берегите матерей»… – вот неполный перечень произведений поэта, которые он посвятил женщинам. Здесь и любовная лирика, и стихи о женской доле, о трагических судьбах горских поэтесс.
    На зеленых холмах и в долинах стремительных рек, на гребнях гранитных скал и вблизи обветренных утесов – повсюду разбросаны в горах каменные аулы. Это и есть Дагестан, что в переводе означает «Страна гор». Люди здесь славятся щедростью сердец, гостеприимством, верностью и дружбой. Природа и суровые условия наделили их характером, в котором сочетаются стойкость, выносливость и долготерпение. Но здесь, в стране гор, драматичным, противоестественным оставалось пренебрежительное отношение к женщине в быту. Странно, но великая любовь и презрение к ней всегда вмещалось в одном и том же сердце горца – воин он или пахарь. Только поэты осмеливались ставить женщину выше тронов царей и громко оплакивали ее бесправие и обездоленность.
    Трагичной была жизнь женщины гор. Посмей она петь песню о воле и счастье своем, и ей зашивали губы. Так погибла поэтесса Анхил Марин, так же трагично сложилась судьба поэтессы – горянки Кадрии.
    Вижу кровь, замирая от боли.
    Опаленные вижу крыла…
    Кадрия, горской музы давно ли
    Ты заветной надеждой была.
    И в родительском доме, и в доме мужа всегда над головой женщины висела плеть, готовая в любую минуту обрушиться на ее плечи.
    В то же время в смертельной схватке разгневанные противники швыряли кинжалы к ее ногам, как только она бросала между ними платок. Это означало уважение к той, которая создана, чтобы родить мужчину. С одной стороны, уважение к природе женщины, с другой – унижение ее только потому, что она слабее. Посмей горянке полюбить против воли отца, и ей уготована могила в волнах бурного потока. Так погибли сотни.
    А если судьбе не сдавалась,
    То прыгала с кручи в Койсу,
    И белая грудь разбивалась
    О черные камни внизу…
    Сейчас другие времена, другие отношения . но инерция старых обычаев, косность, ложные представления о чести мужчины и сейчас дают о себе знать в горных аулах. И на этой почве сложился образ Асият , ее драма, ее вызов всему отжившему.
    Расул Гамзатов написал поэму «Горянка»- драматичную песню о судьбе юной и смелой дочери гор.
    Нередко над книжной стопою
    Нам снятся красивые сны.
    О женщина гор , пред тобою
    Во многом поэты грешны.
    «Женская обездоленность – чернильница, слезы – чернила, подушка – страница, и тогда писалась книга страданий, но мало кто ее читал, горянки не выставляет напоказ свои слезы…»,- писал Р.Гамзатов .
    Отношение человека и женщины было для Р.Гамзатова высшим мерилом, он судил о мужчине по тому, каков он в своем поведении с матерью,
    Я спросил на вершине, поросшей кизилом: «Что мужского достоинством служит мерилом?»
    «Отношение к женщине», – мне отвечала он .
    Женская тема тесно переплетается с темой материнства, свойственной всему творчеству Р.Гамзатова. В разные периоды творчества она проявляется по-разному. В первых сборниках тема материнства связана с такими , как тема Родины и народа, тема личной судьбы и гражданского долга.
    Тема материнства наиболее ярко начинает проявляться, выделяясь в отдельное направление, после смерти Хандулай , матери Р.Гамзатова. В поэзии Гамзатова образ матери всегда сердечен, нежен, трогателен. Сколько прекрасных слов сказано о ней, но поэт нашёл новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повториться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в мировой лирике. По-русски «мама»,
    по-грузински «нана»,
    А по-аварски ласково «баба».
    Из тысяч слов земли и океана
    У этого особая судьба.
    Хандулай – типичная горянка, мать пятерых детей. Держала на своих плечах весь дом, следила, чтобы всегда горел огонь в очаге. Но своим примером она показывала необходимость перемен в жизни женщин гор: садилась за парту, отказывалась от устаревших традиций. Была мудрой, понимающей в горе и радости людей.
    Всё то, что мной написано доселе
    Сегодня до строки готов отдать
    За песню ту, что мне у колыбели
    Вблизи вершин ты напевала, мать.
    Там, где вознесся к небу сопредельный
    Кавказ, достойный славы и любви,
    Не из твоей ли песни колыбельной
    Берут начало все стихи мои?
    («Автограф на книге подаренной маме»)
    Известие о её смерти пришло, когда Гамзатов был в Японии. Чувство раскаяния и мольбы о прощении приходит к поэту над могилой матери. Обращаясь ко всем детям, у кого матери ещё живы, он говорит:
    Если стали сердцем вы суровы.
    Будьте, дети, ласковее с ней.
    Берегите мать от злого слова,
    Знайте, дети ранят всех больней…
    Горянка…К ней обращены лучшие лирические строки поэта. Она стала для него предметом неиссякаемого вдохновения.
    Разнообразие чувств, живое дыхание любви, нежности, преданности мы найдём в стихах Гамзатова.
    Пою тебе сердцем влюблённым
    И пусть твой задумчивый взор,
    На счастье мое, просветлённым
    Становится, женщина гор!
    Спустя 23 года после написания поэмы «Разговор с отцом», были написаны поэмы «Берегите матерей» и стихи из последних книг, посвященных матери. В первых сборниках образ матери, как правило, имеет типизированные, обобщенные черты («После дождя», «Реки и речки», «Леки», «Раздумье» и др.).
    Хмурый день, но дня милее нету,
    Хоть метель и кружится, трубя:
    Ведь когда-то в день декабрьский этот
    Мать в ауле родила тебя.
    («Снег и снег – покуда хватит взора…»)
    В более поздних стихотворениях образ матери становится более конкретным, приближенным к действительности, поэт непосредственно обращается к матери:
    Мне горько, мама, грустно, мама,
    Я – пленник глупой суеты,
    И моего так в жизни мало
    Вниманья чувствовала ты.
    («Матери»)
    В стихотворениях этого периода, посвященных матери, Гамзатов часто использует личные местоимения я, ты, моя, свой, твой. Наиболее частотным становится употребление слова мама. Внимание таким образом сосредотачивается на личных переживаниях поэта.
    В статье «Мы – ветви материнского дерева» Р.Гамзатов писал: «Но сейчас меня одолевают другие размышления, свербит душу другая печаль – о своей матери самое сокровенное, самое проникновенное я написал все же после ее смерти».
    Р.Гамзатов, горюя и оплакивая свою мать, кажется, сказал нечто трогательное о многих матерях вообще : «Трудность заключалась в том, что меня терзала и сковывала горечь по поводу того, что я редко навещал маму при жизни из-за частых поездок, и даже не удалось посидеть у ее изголовья в последние часы, услышать прощальные слова, напутствия и завещания – в дни ее кончины находился в Японии. Но и тогда знал я, а теперь еще острее сознаю, что мать, мама – начало всех начал, неиссякаемый источник нежности, добра, все понимания и всепрощения».
    Нельзя не согласиться со словами великого поэта , что мать – опора земли, ее жизнелюбием, милосердием и бескорыстием создается, крепнет и умножается род людской . Для подтверждения своих мыслей он обращается к традициям Северного Кавказа, отражающих ценность и значимость матери как в личной жизни отдельного человека, так и в обществе в целом:
    «Горцы говорят: лишенный отца – полусирота, а лишенный матери – сирота полный». И еще в народе есть присловье: отцов могут заменить, но матерей не заменяют. Без матери потухает очаг, рушится дом. Нет лучше и пронзительней песен, чем песни матерей, и не напрасно, наверное, утверждают набожные люди, что молитвы матерей доходят до слуха и сердца Всевышнего.
    Самая обязательная клятва – клятва матерью, самое унизительное оскорбление – бранное слово о матери. Нет мамы, кроме мамы, она единственная как земля, вода, небо и потому свята. В поведении людей немало поганых проявлений, но самое омерзительное, аморальное из них – матерщина.
    В Дагестане раньше это никому не прощалось. За осквернение и оскорбление матерей наказывали кинжалом и пулей. Наоборот, платки матерей, брошенные под ноги разъярившимся врагам, отвращали кровопролитие… «Писать о матерях буду, покуда «не оборвется жизни непрочная нить». И это не считаю личной заслугой, ибо это – долг человеческий, благодарное сыновнее чувство» .
    Обращение к теме материнства в более позднем периоде творчества Р.Гамзатова можно объяснить и тем, что в последние годы жизни поэта начинают привлекать нравственные, моральные и философские проблемы, среди которых – уважение и любовь к матери, воспитание детей. Что касается последнего, следует сказать, что в это время Гамзатов воспитывает трех дочерей, и в связи с этим тема материнства, взаимоотношений родителей и детей на этом этапе жизни Р.Гамзатова становится особенно актуальной.
    Памяти матери поэт посвятил великую поэму «Берегите матерей», – написанную в 1976, через 11 лет после того, как ее не стало.
    …слово это среду не обманет,
    В нем сокрыто жизни существо.
    В нем – исток всего . ему конца нет
    Встаньте ! …
    Я произношу его: «Мама!»
    В другой своей книге «Мой Дагестан» поэт писал: «Нет ни одной матери, не умеющей петь. Нет такой матери, которая в душе не была бы поэтом. Кто не слышал материнской песни, все равно что рос сиротой».
    Песни мамы!… сколько разных самых
    Пелось в доме, в поле, у ручья…
    Не было б на свете песен мама,
    Я бы не был, я бы не был я …
    Первый человек, которого мы любим в жизни – мама. Эту любовь, самую естественную и бескорыстную, мы приносим через всю жизнь.
    Любовь к женщине воспевает поэт с таким целомудрием, какого не найти ни у одного российского поэта современности. И всегда подчеркивается, что его любимая не откуда- то, а именно уроженка дагестанских гор. И всегда подчеркивается, что нет в мире места прекраснее , где он родился и вырос:
    … И на берегах чужих морей,
    в Сингапуре, в Токио, повсюду
    Дагестанской песнею своей
    Был понятен я простому люду.
    Где я только не был, но всегда,
    В устье Сены или в бухте Нила,
    Наша дагестанская звезда
    Среди тысяч с неба мне светила!
    Стихи Расула Гамзатова пронизаны любовью и преклонением перед женщиной. Как земля держится на трех китах, так и поэзия Р.Гамзатова держится на теме женщины. Читая стихи поэта о любви, ощущаешь, что эта тема неисчерпаема.
    Р.Гамзатов говорит, что не только стихи, сколько он сам пронизан любовью и преклонением перед женщиной.
    Гамзатов был счастлив в любви. Много прекрасных строк посвятил своей жене Патимат. После окончания учебы и получения премии в жизни. Расула Гамзатова появилась его будущая жена Патимат. Точнее она уже была в его жизни, но …вот впрочем как об этом рассказывал сам поэт. С мягким юмором рассказывал Расул о своем «знакомстве» с будущей женой корреспонденту
    «- можно спросить, как вы познакомились, со своей Патимат?
    – не знакомился вовсе! Мы родились в одном ауле. Ее родители были богатые люди, деньги давали мне, чтобы я присматривал за ней в люльке. Потом, когда она выросла, . я без ден ег готов был всегда смотреть. Она согласилась, я женился…»
    Я был уже большим в тот год,
    Когда ты родилась:
    Я знал в ауле каждый сад
    И бегал в первый класс.
    И если мама занята
    Твоя порой была,
    То за тобою присмотреть
    Меня она звала.
    И хоть за это от нее
    Подарки получал,
    Но помню, до смерти тогда
    У люльки я скучал…
    Промчались годы, и опять
    В ауле я родном.
    Какие косы у тебя!
    Как быстро мы растем!
    И я, как в детстве, снова жду,
    Что мать ко мне войдет
    И за тобою присмотреть,
    Как прежде, позовет.
    Я сам сейчас бы преподнес
    Подарок ей любой…
    Я жду – пусть лишь откроет дверь, –
    О, как бы хорошо теперь
    Смотрел я за тобой!
    Очень много стихотворений Расул Гамзатов посвятил своей жене
    – Патимат Гамзатовой, в девичестве Юсуповой.
    НАУКА ЛЮБВИ
    Не математик я:
    На что мне числа?
    Я — патиматик:
    В том немало смысла.
    Я — патиматик
    С самых ранних лет
    И говорю:
    Важней науки нет!
    Находки и открытья —
    Все подряд
    Всю жизнь я посвящаю Патимат.
    И как поэт, и как человек Расул Гамзатов не скрывал своего преклонения перед женщиной. А на вопрос, что он больше всего ценит в людях, поэт отвечал «В женщинах – ВСЕ, а в мужчинах  – любовь к женщине».
    Что в жизни я люблю, храню в душе всегда?
    Мелодию, друзей, и свой аул Цада,
    И горные хребты, чья так легка вода,
    И женщин я люблю, а больше всех — тебя.
    Его жена и верная спутница Патимат – первый человек, которому читал поэт свои стихи. Поэт сам сделал ее своей судьей, она как бы часть того большого, что зовется Гамзатовым. Когда речь заходила о семье, он в шутливой форме говорил: «В нашем доме один поэт, а все остальные критики».
    Без тебя, Патимат, все бы было мертво…
    Век живи — я к тебе обращаюсь с мольбою
    Патимат, в этот мир я пришел для того,
    Чтоб, узнав о тебе, он гордился тобою!
    Со своей Патимат Расул прожил всю свою жизнь больше 50 лет. За эти годы Расул Гамзатов добился грандиозных успехов!

  5. Женские образы в произведениях Расула Гамзатова.
    Р.Гамзатов – это поэт движения, поэт, который был в вечном поиске новых форм и нового содержания. Я всегда восхищалась богатством и своеобразием его таланта. Он мог писать обо всем легко и просто. Так, как будто вместе с его дыханием, у него рождались стихи. Его творчество разнообразно , но почти каждое стихотворение имеет глубокий философский смысл. Иногда тонкая лирика, казалось бы интимнейших чувств, является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье
    Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.
    Р. Гамзатов женщин хорошо знал, понимал, как никто, быть может, умел любить и воспевал так, что можно сказать: женская тема – одна из центральных в его творческом наследии . На женские темы Р.Гамзатов писал много и на протяжении всей своей жизни : «Горянка», «Зарема», «Целую женские руки», «Берегите матерей»… – вот неполный перечень произведений поэта, которые он посвятил женщинам. Здесь и любовная лирика, и стихи о женской доле, о трагических судьбах горских поэтесс.
    На зеленых холмах и в долинах стремительных рек, на гребнях гранитных скал и вблизи обветренных утесов – повсюду разбросаны в горах каменные аулы. Это и есть Дагестан, что в переводе означает «Страна гор». Люди здесь славятся щедростью сердец, гостеприимством, верностью и дружбой. Природа и суровые условия наделили их характером, в котором сочетаются стойкость, выносливость и долготерпение. Но здесь, в стране гор, драматичным, противоестественным оставалось пренебрежительное отношение к женщине в быту. Странно, но великая любовь и презрение к ней всегда вмещалось в одном и том же сердце горца – воин он или пахарь. Только поэты осмеливались ставить женщину выше тронов царей и громко оплакивали ее бесправие и обездоленность.
    Трагичной была жизнь женщины гор. Посмей она петь песню о воле и счастье своем, и ей зашивали губы. Так погибла поэтесса Анхил Марин, так же трагично сложилась судьба поэтессы – горянки Кадрии.
    И в родительском доме, и в доме мужа всегда над головой женщины висела плеть, готовая в любую минуту обрушиться на ее плечи.
    В то же время в смертельной схватке разгневанные противники швыряли кинжалы к ее ногам, как только она бросала между ними платок. Это означало уважение к той, которая создана, чтобы родить мужчину. С одной стороны, уважение к природе женщины, с другой – унижение ее только потому, что она слабее. Посмей горянке полюбить против воли отца, и ей уготована могила в волнах бурного потока. Так погибли сотни.
    Сейчас другие времена, другие отношения . но инерция старых обычаев, косность, ложные представления о чести мужчины и сейчас дают о себе знать в горных аулах. И на этой почве сложился образ Асият , ее драма, ее вызов всему отжившему.
    Расул Гамзатов написал поэму «Горянка»- драматичную песню о судьбе юной и смелой дочери гор.
    «Женская обездоленность – чернильница, слезы – чернила, подушка – страница, и тогда писалась книга страданий, но мало кто ее читал, горянки не выставляет напоказ свои слезы…»,- писал Р.Гамзатов .
    Отношение человека и женщины было для Р.Гамзатова высшим мерилом, он судил о мужчине по тому, каков он в своем поведении с матерью,
    Я спросил на вершине, поросшей кизилом: «Что мужского достоинством служит мерилом?»
    «Отношение к женщине», – мне отвечала он .
    Женская тема тесно переплетается с темой материнства, свойственной всему творчеству Р.Гамзатова. В разные периоды творчества она проявляется по-разному. В первых сборниках тема материнства связана с такими , как тема Родины и народа, тема личной судьбы и гражданского долга.
    Спустя 23 года после написания поэмы «Разговор с отцом», были написаны поэмы «Берегите матерей» и стихи из последних книг, посвященных матери. В первых сборниках образ матери, как правило, имеет типизированные, обобщенные черты («После дождя», «Реки и речки», «Леки», «Раздумье» и др.).
    Вечные темы – любовь к Родине, матери, женщине,- которые можно найти в творчестве и других поэтов, Р. Гамзатов поднял на небывалую высоту, раскрыв их совершенно по – новому, свежо, мудро и самобытно.

  6. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    «Ново-Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
    Тарумовского района РД
    (по творчеству Расула Гамзатова)
    Руководитель: Хасбулаева Азман Патхулаевна
    Ученица 11 класса: Хутиева Таиса Магомедрасуловна
    2012-2013 уч.год
    «Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
    Не молиться,
    Тебя ль не любить,
    Мне ль в станице твоей журавлиной
    Отколовшейся птицею быть?…»
    (Р.Гамзатов.)
    Кто не знает Расула Гамзатова? Может ли талант передаваться по наследству? Как в Дагестане появился гениальный поэт, сын известного, мудрого поэта Гамзата Цадасы? Какую роль сыграл поэт в развитии культуры Дагестана? Где находится исток творчества Расула Гамзатовича?
    Как выражает поэт свою любовь к Родине?
    «Но почему же сегодня редко выходят книги Расула Гамзатова? Почему нет переводных книг? Неужели такой поэт, как Расул Гамзатов, не нужен стал народу?»(Сб. «Имя твоё»,Магомед Ахмедов с.8,2003г.)
    Эти вопросы очень актуальны, так как сейчас для молодёжи и будущего поколения важно знать, что творчество Гамзатова подняло Дагестан на новую ступень в глазах мировой общественности.
    Расул Гамзатов! При этом имени каждый раз в памяти всплывают белые журавли, меткие афоризмы, мудрые изречения, надписи на кинжалах, дверях, памятниках и Дагестан, воспетый и прославленный поэтом на весь мир. Слава Гамзатова- результат многолетнего кропотливого труда во благо народа и Родины, результат внутреннего отзыва души каждого читателя.
    О его творчестве Буков писал: «Яркая образная система, насквозь пропитанная национальным своеобразием и колоритом, большие мысли и раздумья о людском житие-бытие, о судьбах человечества и высокий гуманизм делают поэзию нашего земляка явлением общечеловеческим, явлением мировым». Буков К. Расул Гамзатов: 70 лет. Махачкала:1993,с24.
    Расул Гамзатович Гамзатов родился в селении Цада Хунзахского района в семье известного поэта Гамзата Цадасы. Он много писал о Дагестане, о его народе, о традициях и обычаях. За плодотворную работу ему присвоено высокое звание героя Социалистического труда, он удостоен Ленинской,Государственной, пяти международных премий.
    Выходец из маленького, в семьдесят саклей аварского аула Цада, Расул Гамзатов прославлял Дагестан: обычаи и традиции, язык, нравственность:
    … Кого-то исцеляет от болезней
    Другой язык, но мне на нём не петь,
    И если завтра мой язык исчезнет,
    То я готов сегодня умереть…» (Р.Гамзатов сб. « Покуда вертится земля» с.45,1976г.)
    Ираклий Абашидзе писал: «Открытие Дагестана-вот как бы я назвал, вот что такое прежде всего для меня творчество Расула Гамзатова.» М.:Советский писатель, 1966,с.135.
    Почти десять лет, как мы… мир без Расула Гамзатова. Слова пророчество:
    И в том строю есть промежуток малый-
    Быть может, это место для меня… сбылись.
    Третьего ноября 2003 года поэт улетел от нас в журавлиную стаю, воспетую им с такой пронзительной осенней грустью. Но с нами навсегда осталась его душа, его поэзия и «День белых журавлей»- день вечной памяти и светлой печали.
    Когда звучит песня «Журавли» в каждой дагестанской, в каждой российской семье вспоминают о своих погибших отцах, братьях, сыновьях и дочерях, о жертвах мировых войн и жертвах терроризма.
    Бессмертный образ белых журавлей стал родным и близким не только каждому дагестанцу, россиянину, но и миллионам людей на нашей планете.
    «Белые журавли» Расула Гамзатова перелетели границы стран и континентов и навеки запечатлены в десятках памятников по всему миру: в России, Японии, США, Украине, Узбекистане и т.д.
    Почему возникает на душе щемящее чувство тоски и ком подкатывает к горлу, когда читаешь стихотворение «Журавли»? Потому что журавли улетают, а мы смотрим на них с бесценной родной земли и задумываемся, что мы не вечны в мире. Близость сердцу слов Гамзатова, боль за погибших, поражаешься мудрости поэта, словно целебный источник его поэзия оживляет, одухотворяет, облагораживает и в то же время осознаёшь, что его нет рядом с нами:
    …Настанет день и в журавлиной стае
    Я поплыву куда-то в сизой мгле,
    Из-под небес по-птичьи окликая,
    Всех вас кого оставил на земле…(Р.Гамзатов сб. «Покуда вертится земля»с.49,1976г.)
    Любовь к родному краю в творчестве Гамзатова занимает особое место. В произведении «Мой Дагестан» поэт воспевает его с сыновьей любовью. Сын Гамзата Цадасы объездил почти весь мир, видел необычайно красивые места, достопримечательности каждой страны, самых красивых женщин в мире, но для себя сделал вывод, что свою Родину, маленький Дагестан, не променяет ни на какие блага на свете:
    … Пусть простят меня пагоды Индии, пирамиды Египта, базилики Италии, пусть простят меня автострады Америки, бульвары Парижа, парки Англии, горы Швейцарии, пусть простят меня женщины Польши, Японии, Рима – я любовался вами, но сердце моё билось спокойно…(Р.Гамзатов «Мой Дагестан»с.15)
    …Неужели аварка, бредущая по тропинке с вязанкой дров, прекраснее высокорослой, белокурой скандинавки?»(Р.Гамзатов «Мой Дагестан»с.15)
    В книге «Мой Дагестан» поэт пишет, как встретился в Париже с художником дагестанцем, уехавшем после революции в Италию учиться и женившемся на итальянке. Художник не вернулся домой, в Дагестан… Гамзатов, вернувшись на Родину, нашёл его родственников, даже мать была жива… Узнав, что Расул разговаривал с сыном через переводчика, по-французски, мать сказала:
    -Ты ошибся,Расул, мой сын давно умер. Это был не мой сын. Мой сын не мог забыть языка, которому его научила я, аварская мать.
    Творчество сына Гамзата Цадасы удивительно. Знаток и ценитель поэзии Н.С. Тихонов отметил связь творчества Р.Гамзатова с тенденциями развития и опытом предшествующей литературы и его новаторский характер. В открытом письме в честь присуждения в 1963 году Расулу Гамзатову Ленинской премии за сборник «Высокие звёзды» Н.С.Тихонов также писал: «Старый друг, дорогой Расул! Нелегко быть выдающимся поэтом в стране, где издавна известна и любима высокая поэзия. Нелегко продолжать поэтическое дело в Дагестане, в Аварии, где были такие могучие поэты, как Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо и Гамзат Цадаса, их хранит бережно народная память, но тебе под силу это сделать, потому что гордый дух родных гор, родного народа дал тебе силу и слово для поэтического подвига. И этим заслужил ты любовь большого читателя.»
    Край родной, одухотворённый поэтом, воспетый, прославленный:
    «…Дагестан, всё, что люди мне дали,
    Я по чести с тобой разделю,
    Я свои ордена и медали
    На вершины твои приколю…» (Р.Гамзатов сб. «Покуда вертится земля» с.41,1976г.)
    Гамзатов прославлял Родину, признавался о своей любви к ней, не мыслил жизни без родного очага:
    «Когда я, объездивший множество стран,
    Усталый, с дороги домой воротился,
    Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
    «Не край ли далёкий тебе полюбился?»
    …На гору взошёл я и с той высоты,
    Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
    «Немало краёв повидал я, но ты
    По-прежнему самый любимый на свете…» (Р.Гамзатов сб. «Покуда вертится земля»с.40,1976г.)
    Чингиз Айтматов пишет: «Практика Гамзатова даёт полное основание судить о благотворности творчества, сочетания национального и интернационального в искусстве и в литературе. Постоянно опираясь на Дагестан, утверждая слово «Дагестан», утверждая гражданское национальное самосознание своего народа, Гамзатов творит широкий, общечеловеческий путь поэзии, осваивая опыт и достижения русской и мировой литературы, смело вторгаясь в диалектику современной жизни, проблемы современного века. Этим и объясняется широкая известность, популярность Гамзатова, любовь многонациональных читателей к его стихам и прозе, ибо видят в нём своего современника, одинаково близкого всем большого советского писателя».
    Любовь к Родине неотделима у поэта от любви к природе:
    «С рассветом на кручах цветы запестрели,
    И росы в густом разнотравье сверкнули.
    А ночью река отразила в ущелье
    Созвездия, горящие в горном ауле.»(Р.Гамзатов сб. «Высокие звёзды»,1963г.)
    Искренность чувств, ощущение себя частью родной земли, любование Дагестаном, немыслимость жизни без Родины –вот что мы видим в творчестве поэта.
    Родина и человек, мораль и нормы поведения переплетаются в творчестве Гамзатова в единое целое. Что представляет собой человек без Родины? Каково предназначение человека? Мудрые поговорки, пословицы, притчи, легенды, наставления отца, воспоминания, « из записной книжки», показывающие нравственную норму поведения в произведении «Мой Дагестан». С.Хайбуллаев отмечает: « В творчестве Расула Гамзатова мы встречаем обновление традиционного жанрового арсенала аварской поэзии или обогащение определённых жанров новыми качествами, которые не были им присущи в ранней, привычной художественной практике». (Хайбулаев С. «Творческое освоение литературного наследия».Махачкала,1983,с.60)
    «Отец ещё говорил: человек, совершивший позорный поступок, а потом через несколько лет начавший раскаиваться, подобен тому, кто хочет погасить долг старыми дореформенными деньгами.» (Р.Гамзатов «Мой Дагестан»с.80,1975г.)
    Как поэт, Расул воспевал добро:
    «И ещё отец говорил: если ты позволил злу сделать всё, что оно хотело, и выпустил его из сакли на волю, что тольку бить то место, где это зло сидело?»
    (Р.Гамзатов «Мой Дагестан»с.81,1975г.)
    Часто поэт приводит в пример поговорки о птицах, животных, предметах природы, подразумевая людей:
    «Говорят: приснилось курице, что она орлица,-полетела со скалы и сломала крылья.» (Р.Гамзатов «Мой Дагестан»с.43,1975г.)
    «Приснилось ручью, что он большая река,-расплеснулся по песку и тут же высох.»(Р.Гамзатов «Мой Дагестан»с.43,1975г.)
    Говорят: и красивый дом может рухнуть, если стены у него непрочные.
    (Р.Гамзатов «Мой Дагестан»с.43,1975г.)
    «Была ли у охотника голова?» с.30,1975г.)
    Чтобы люди стали умнее, учились на ошибках других, знали нравственную норму поведения, были толерантными – учит поэт.
    Знать своё место в жизни, не задаваться и не зазнаваться, быть простыми, обычными людьми учат притчи Гамзатова:
    «Притча о птичке, пожелавшей сравниться с орлом, разбившейся насмерть».
    (Р.Гамзатов «Мой Дагестан»с.91,1975)
    Самому в жизни пробивать себе дорогу:
    «Притча о тропе моего отца»: «Тропу отца оставь отцу. Ищи себе другую, свою тропинку».
    Поучительные истории из юности вплетаются в тему родного края. Нужно быть прямым при любых ситуациях. Когда Расул учился в литературном институте им. М.Горького, отец прислал ему деньги на зимнее пальто. Деньги он потратил, домой приехал без пальто и стал оправдываться перед отцом…(Р.Гамзатов»Мой Дагестан»с10-11,1975)
    Быть правдивым, не врать ни при каких обстоятельствах учат его небольшие рассказы о детстве:
    «Однажды в детстве отец сильно наказал меня. Побои я давно забыл, но причину побоев до сих пор помню крепко.» Утром Расул вышел из дома, якобы в школу, а на самом деле с уличными мальчишками играл в стукалку и до школы не дошёл. Деньги кончились и Гамзатов придумал, как их достать. Он стал обходить все дома в ауле, говоря, что приезжают пехлеваны, а ему поручили собрать для них деньги. На собранные деньги Расул стал продолжать игру в деньги. Узнав об этом, отец наотмашь ударил его ладонью по щеке. На третий день Цадаса спросил Расула, знает ли он, за что его побили? Гамзатов думал за то, что одежду порвал, играл на деньги, не пошёл в школу, но отец уточнил: «За ложь, нельзя лгать.»
    (Р.Гамзатов. Газета «Русский язык» Издательский дом «Первое сентября» с.23-24.)
    Анализируя любовь поэта к родному краю, нельзя не коснуться поэмы «Берегите матерей», являющуюся гимном Родине, матери, женщине:
    «Трудно жить, навеки мать утратив,
    Нет счастливее вас, чья мать жива!
    Именем моих погибших братьев
    Вслушайтесь-молю!-в мои слова!
    Как бы ни манил вас рок событый
    Как ни влёк бы в свой водоворот,
    Пуще глаза маму берегите
    От обид, от тягот и забот.» (Р.Гамзатов «Берегите матерей», 1981, с. 144)
    Поэт с сыновьей теплотой, нежностью, любовью пишет о матери. Невозможность вернуть ушедшее время, позднее раскаяние сына за недостаточное, как ему кажется, оказанное им внимание матери и предостережение других от его ошибок.
    Так же, как родную мать свято чтит поэт Дагестан, назвав его «маленьким окном, открытым на великий океан мира». Задушевной грустью проникнуты слова о родном ауле: «Дорогой мой Цада! Вот я и приехал к тебе… Я брожу по твоим полям, и утренняя холодная роса омывает мои усталые ноги…»(«Мой Дагестан»с.415,1975)
    Дагестан в творчестве Гамзатова подобен дереву, которое выросло на меже и пустило корни…
    Земля – одно из сокровищ – для Гамзатова не только родные горы, ущелья, тропинки детства…
    Море-зеркало, на которое глядят горы, и грудь Дагестана «украшена ожерельями из ракушек, ожерельем из прибрежных камней, ожерельем прибоя.» В отличие от многих певцов Дагестана поэт не только воспевает красоту моря, но и отмечает таинственную мудрость Каспия. Море выражает радости и горести горцев, покой и тревогу планеты, только надо уметь слушать и понимать его. Вот почему седой Гамзат часто шёл с сыном, будущим поэтом, на берег и, всматриваясь в голубые дали, подолгу молчал.
    («Мой Дагестан»с.413,1975)
    Таким образом, Дагестан – источник творчества Расула Гамзатова, его лучшие стихи и поэмы посвящены родной земле, горцам: «Дагестан – моя любовь и моя клятва, моя мольба и моя молитва. Ты один –главная тема всех моих книг, всей моей жизни», – утверждает писатель.(«Мой Дагестан»с423,1975)
    Можно бесконечно говорить о поэзии Гамзатова, являющейся, я думаю, кладовой мудрости, ценностью, сокровищем Дагестана, основой нравственности, толерантности. Творчество Гамзатова можно сравнить с метеоритом, посланным в подарок нашему народу, так как имя Расул, в переводе с арабского – означает посланник.Такие люди, как Расул Гамзатович рождаются один раз в сто лет. Умный, простой, близкий к народу, яркий, скромный, самобытный, проницательный.
    Это талант-гигант. Его творчество, словно радуга, переплелось в сознании миллионов читателей и, подобно солнцу, согрело души. В наш компьютерно-информационный век, в век высоких технических достижений, его творчество не должно терять интерес широкого круга читателей, оно должно жить в сердцах миллионов людей. Не может считать себя дагестанцем тот, кто не знает Расула Гамзатова.
    Гамзатов –это достояние Дагестана, известное во всём мире, величайший поэт, оставшийся обычным человеком, «ощущающим жажду жизни»:
    Люблю, и радуюсь, и стражду,
    И день свой каждый пью до дна,
    И снова ощущаю жажду,
    И в том повинна жизнь одна. (Р.Гамзатов сб. «Покуда вертится земля»с.43,1976г.)
    Значит, всё-таки может талант передаваться по наследству, только нужно кропотливо трудиться и развивать его задатки, любить жизнь:
    Пускай покину мир однажды
    Я, жажды в нём не утолю,
    Но людям жаждать этой жажды,
    Покуда вертится земля. (Р.Гамзатов сб.»Покуда вертится земля» с.43,1976г.)
    Так завещал нам великий поэт, любимый миллионами читателями, черпающими мудрость, знания, обычаи и традиции Дагестана, основу нравственного поведения, безграничную любовь к жизни, к родному краю, к матери, к женщине, к родному языку из его поэзии, подобной прозрачному, чистому, горному роднику, обладающему целебной силой:
    «…Мне дорог край,
    цветущий и свободный,
    От Балтики до Сахалина-весь.
    Я за него погибну где угодно,
    Но пусть меня зароют в землю здесь!
    Чтоб у плиты могильной близ аула
    Аварцы вспоминали иногда
    Аварским словом земляка Расула-
    Преемника Гамзата из Цада.» (Р.Гамзатов сб. «Покуда вертится земля».С.45,1976г.)
    Библиография
    1.Абашидзе И.Слово о поэте. Мастерство Расула Гамзатова.Махачкала:1966,с.135.
    2.Айтматов Ч. Да будет урожайной страда. Расул Гамзатов-поэт и гражданин.
    Махачкала:1963,с.271.
    3.Буков К. Расул Гамзатов:70 лет.Махачкала:1993,с.24.
    4.Гамзатов Р. Покуда вертится земля.Махачкала:1976,с.45.
    5.Гамзатов Р. Покуда вертится земля. Махачкала:1976,с.49.
    6.Гамзатов Р. Мой Дагестан.Махачкала:1975,с.15.
    7.Гамзатов Р. Покуда вертится земля. Махачкала:1976,с.41.
    8.Гамзатов Р. Покуда вертится земля. Махачкала:1976,с.40.
    9.Гамзатов Р. Высокие звёзды.Махачкала:1963,с.52.
    10.Гамзатов Р.Мой Дагестан.Махачкала:1975,с.80.
    11.Гамзатов Р.Мой Дагестан. Махачкала:1975,с.81.
    12.Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала:1975,с.43.
    13.Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала:1975,с.43.
    14.Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала:1975,с.30.
    15.Гамзатов Р.Мой Дагестан.Махачкала:1975,с.91.
    16.Гамзатов Р. Мой Дагестан.Махачкала:1975,с.10-11.
    17.Гамзатов Р. Газета Русский язык № 22 Издательский дом Первое сентября:2009,с.23-24.
    18.Гамзатов Р.Мой Дагестан.Махачкала:1975,с.415.
    19.Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала:1975,с.413.
    20.Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: 1975,с.423.
    21.Гамзатов Р.Покуда вертится земля.Махачкала:1976,с.43.
    22.Гамзатов Р. Покуда вертится земля. Махачкала:1976,с.45.
    23. Гамзатов Р. Берегите матерей. Поэма. Махачкала: 1981, с.144.
    24. Магомед Ахмедов.Имя твоё.Махачкала:2003,с.8.
    25. Тихонов Н.С. Поэты старого Дагестана.махачкала:1973,с.11.
    26. Хайбулаев С. Творческое освоение литературного наследия.Наследия и открытия. Махачкала:1983,с.60.
    27. Фотографии о Расуле Гамзатове и Дагестане – 50 штук.

  7. Расул Гамзатов
    Горянка
    ВСТУПЛЕНИЕ
    Лишь март принесут, словно чудо,
    На маленьких крыльях стрижи,
    Ты вновь на могилу Махмуда,
    Горянка, цветы положи.
    В груди его сердце горело,
    Как будто в ненастье костер.
    Влюбленно, и нежно, и смело
    Он пел тебя, женщина гор.
    Он не был к тебе безучастным,
    Он знал твои думы и сны.
    Цветком называл тебя красным
    И ласточкой — дочкой весны.
    А разве слыхала ты ране,
    Что кто-нибудь так до него
    С тобой говорил в Дагестане?
    Вовек не бывало того!
    Он пел тебя назло мечети.
    За это в родной стороне
    Оставили ханские плети
    Рубцы у него на спине.
    Забрали в солдаты.
    И жарко
    Над ним разрывалась картечь.
    Но он и в Карпатах, аварка,
    Сумел к тебе нежность сберечь.
    Вернулся.
    Однажды в ауле
    На пир зазвала к себе знать
    Его, как Хочбара, и пули
    Он там не сумел избежать.
    Свалился. И, залитый кровью,
    Не гурий услышал он хор.
    Склонившись к его изголовью,
    Рыдала ты, женщина гор.
    Я помню еще и другого
    Лихой твоей доли певца,
    Чье в муках рожденное слово
    До боли сжимало сердца.
    Его ты забудешь навряд ли,
    Заступником он был твоим
    И тех бичевал, кто в Гидатли
    Невест покупал за калым.
    Встречал он вблизи небосвода,
    Там в двери иные стуча,
    Красавицу в доме урода,
    Голубку в гнезде у сыча.
    Не видели белого света
    Андинки за белым чохто.
    И как его мучило это,
    Наверно, не знает никто.
    И эхом откликнулись горы,
    Когда у заоблачных скал
    О выстреле красной «Авроры»
    Тебе он в стихах рассказал.
    Теплом его ласки овеян
    Твой облик в родной вышине.
    Где каждой улыбке твоей он
    Был рад, словно пахарь весне.
    Хотел он, чтоб у колыбели
    Ты пела бы песни без слез,
    И, лежа на жесткой постели,
    В последний свой час произнес:
    «Прощаюсь я с жизнью суровой,
    Но помни, горянка, всегда:
    Любил тебя седобородый
    Старик из аула Цада».
    И я, получивший в наследство
    Стихи, что живут до сих пор,
    Был ранен, как многие, с детства
    Судьбой твоей, женщина гор.
    С надеждой певала мне тоже
    Ты, люльку качая мою:
    «Хочу, чтобы вырос хорошим
    Сыночек мой. Баю-баю».
    В нагорных аулах до срока
    Не старили годы мужчин,
    Но было тебе недалеко
    От свадьбы до первых морщин.
    Я слышал, и ты ведь, бывало,
    Чтоб по сердцу выбрать орла,
    Отказом тому отвечала,
    Кого полюбить не могла.
    Жених не стрелялся постылый,
    В тоске не хватался за нож.
    Похитив, он брал тебя силой:
    Теперь, мол, сама не уйдешь.
    А если судьбе не сдавалась,
    То прыгала с кручи в Койсу.
    И белая грудь разбивалась
    О черные камни внизу.
    Иль, сделавши крепкую петлю
    Из девичьей длинной косы,
    Ты мир покидала немедля,
    От собственной гибла красы.
    Случалось, дарила при встрече
    Ты парню улыбку в ответ,
    И сплетня об этом под вечер
    Змеей выползала на свет.
    Коварно в твой дом проникала,
    И в бешенстве ночью слепой
    Кинжала холодное жало
    Отец заносил над тобой.
    Нельзя, как травинок зеленых
    На белых хребтах в декабре,
    Слов нежных, к тебе обращенных,
    В аварском найти словаре.
    Я их сочинял, где зорянка
    Поет в тишине у ручья.
    Но все ж пред тобою, горянка,
    В долгу еще песня моя.
    В долгу перед каждой слезою, —
    А сколько ты слез пролила!
    В долгу пред твоею красою,
    Что сердцу мужскому мила.
    В долгу пред твоими руками, —
    Тот видел в горах, кто не слеп,
    Они превращали и камень
    В угодья, рождавшие хлеб.
    О, если б я был исполином,
    То верь мне, как сын твой и внук,
    Взвалил бы себе я на спину
    Всех бед твоих тяжкий сундук.
    Пою тебе сердцем влюбленным.
    И пусть твой задумчивый взор,
    На счастье мое, просветленным
    Становится, женщина гор!
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Экзамены кончились в школе.
    Последний вопрос и ответ.
    Белеют на грифельном поле
    Нестертые «игрек» и «зет».
    И та, что сегодня немало
    За всех волновалась ребят,
    Спокойно и нежно сказала:
    «Ты можешь идти, Асият!»
    И радостно сердцу, и больно,
    И стало чего-то вдруг жаль.
    Вздохнула горянка невольно,
    И вышла, и глянула вдаль.
    И ей показалось, что будто
    Ущельями с давней поры
    Шла в гору.
    И в эту минуту
    Достигла вершины горы.
    И нет для нее уже в классе
    Ни парты, ни старой скамьи.
    Подружка ей крикнула: «Ася,
    Ты книжки забыла свои».
    Зачем, для чего они? Или,
    Как девушке взрослой в пути,
    С надеждой не сказаны были
    Слова ей: «Ты можешь идти»?
    Семнадцать тебе, слава богу,
    Коса за спиною до пят…
    Какую же хочешь дорогу
    Ты в жизни избрать, Асият?.
    Пойдешь ли заманчиво торной,
    Шлифованной сотнями ног
    Иль, схожей с дорогою горной,
    Одной из нелегких дорог?
    В том классе, где книжки на парте
    Забыты сегодня тобой,
    Могла отыскать ты на карте
    И море, и город любой.
    Они тебе снились ночами
    И звали в сиянье зари:
    «Приди и своими очами,
    Горянка, на нас посмотри».
    По возрасту ты уж невеста,
    А это не шутка, мой друг.
    Иди! Занимай свое место
    В том мире, что видишь вокруг,
    Мы в юности как новоселы.
    Что ждет нас — не знаем почти.
    Достойна ли будешь ты школы,
    Всех классов ее десяти?
    Иль в кухне, где печка сердито
    Дрова превращает в золу,
    Под стук материнского сита
    Грызть семечки будешь в углу?..

  8. 8
    Текст добавил: прощай_школа

    Кажется, что Гамзатов весь прочитан, продуман. Однако писать о нем трудно. Трудно потому, что Гамзатов находится в постоянном творческом движении, его талант и ход поэтических исканий слишком своеобразен. Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанровыми пристрастиями, не закомплексован застывшими настроениями. Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. Путем сомнений и многочисленных испытаний, через мучительные переживания и освоение глубин народной морали он дошел до сокровенного пласта истин. «Если вода протухает, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена», «если ты не выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки», «от кривой палки прямой тени не бывает». Гамзатов убежден, что нельзя «засыпать соломой или песком свои блуждающие мысли, нельзя заглушить громкими оправданиями глухо произнесенную фальшь». Иногда тонкая лирика, казалось бы, интимнейших чувств является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье:
    Нет, не люблю стихов я о любви,
    Когда о ней кричат, как о несчастье!
    Нет, не люблю я песен о любви,
    Когда, как о беде, поют о страсти!
    Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришел он к вожделенному прозрению, достиг обобщенного звучания темы всеобщего счастья:
    Чтобы люди с улыбкой встречались,
    А прощались грустны и тихи,
    Чтобы дети без боли рождались,
    Чтобы с болью рождались стихи.
    Основная мысль Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей.
    В поэме «Горянка», рисуя картину унизительного для девушки церемониала свадьбы, он говорит:
    Вот так и сидеть им в ауле
    При людях и наедине,
    Осману, как мужу, на стуле,
    Супе на полу, как жене.
    Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в «Стихах о Гамзате Цадаса», поэме «Брат». На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова – «заставить» каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:
    Вокруг цветам цвести и птицам петь,
    Омоют грозы твой могильный камень.
    Я здесь, отец мой!
    Я учусь смотреть
    На жизнь твоими ясными глазами.
    Не оставил Гамзатов без внимания и «процесс мельчания человеческих душ». Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее «многие из них орлами стали, а иные превратились в змей». Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности.
    Человек никогда не одинок, его вечный спутник – время:
    Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,
    Свободных дней у нас в запасе нет …
    Летит скакун! Схвати его за гриву,
    Вскочи ему, упрямцу, на хребет.
    Во многих стихотворения Гамзатова мы слышим голос самого Дагестана. Поэт с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говорит:
    И я сквозь утреннюю дымку
    Мог разглядеть в туманной мгле,
    Как смех и плачь сидят в обнимку
    На темной и крутой скале.
    Этот смелый, простой и зримый образ создан самим народом, в песнях которого слезы и смех тоже живут рядом. На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что-то новое. Уникально стихотворение «Цадинское кладбище». Спор с идеей смерти есть новая ступень философской мысли горской поэзии.
    Подводя итог, нужно отметить, что Гамзатов сегодня достиг апогея творческого взлета. Его самобытное поэтическое слово обогащает многонациональную литературу и в переводе на многие иностранные языки уже получило мировое признание.

  9. Теплом его ласки овеян
    Твой облик в родной вышине.
    Где каждой улыбке твоей он
    Был рад, словно пахарь весне.
    Хотел он, чтоб у колыбели
    Ты пела бы песни без слез,
    И, лежа на жесткой постели,
    В последний свой час произнес:
    «Прощаюсь я с жизнью суровой,
    Но помни, горянка, всегда:
    Любил тебя седобородый
    Старик из аула Цада».
    И я, получивший в наследство
    Стихи, что живут до сих пор,
    Был ранен, как многие, с детства
    Судьбой твоей, женщина гор.
    С надеждой певала мне тоже
    Ты, люльку качая мою:
    «Хочу, чтобы вырос хорошим
    Сыночек мой. Баю-баю».
    В нагорных аулах до срока
    Не старили годы мужчин,
    Но было тебе недалеко
    От свадьбы до первых морщин.
    Я слышал, и ты ведь, бывало,
    Чтоб по сердцу выбрать орла,
    Отказом тому отвечала,
    Кого полюбить не могла.
    Жених не стрелялся постылый,
    В тоске не хватался за нож.
    Похитив, он брал тебя силой:
    Теперь, мол, сама не уйдешь.
    А если судьбе не сдавалась,
    То прыгала с кручи в Койсу.
    И белая грудь разбивалась
    О черные камни внизу.
    Иль, сделавши крепкую петлю
    Из девичьей длинной косы,
    Ты мир покидала немедля,
    От собственной гибла красы.
    Случалось, дарила при встрече
    Ты парню улыбку в ответ,
    И сплетня об этом под вечер
    Змеей выползала на свет.
    Коварно в твой дом проникала,
    И в бешенстве ночью слепой
    Кинжала холодное жало
    Отец заносил над тобой.
    Нельзя, как травинок зеленых
    На белых хребтах в декабре,
    Слов нежных, к тебе обращенных,
    В аварском найти словаре.
    Я их сочинял, где зорянка
    Поет в тишине у ручья.
    Но все ж пред тобою, горянка,
    В долгу еще песня моя.
    В долгу перед каждой слезою, –
    А сколько ты слез пролила!
    В долгу пред твоею красою,
    Что сердцу мужскому мила.

  10. ВСТУПЛЕНИЕ

    Лишь март принесут, словно чудо,
    На маленьких крыльях стрижи,
    Ты вновь на могилу Махмуда,
    Горянка, цветы положи.
    В груди его сердце горело,
    Как будто в ненастье костер.
    Влюбленно, и нежно, и смело
    Он пел тебя, женщина гор.
    Он не был к тебе безучастным,
    Он знал твои думы и сны.
    Цветком называл тебя красным
    И ласточкой — дочкой весны.
    А разве слыхала ты ране,
    Что кто-нибудь так до него
    С тобой говорил в Дагестане?
    Вовек не бывало того!
    Он пел тебя назло мечети.
    За это в родной стороне
    Оставили ханские плети
    Рубцы у него на спине.
    Забрали в солдаты.
    И жарко
    Над ним разрывалась картечь.
    Но он и в Карпатах, аварка,
    Сумел к тебе нежность сберечь.
    Вернулся.
    Однажды в ауле
    На пир зазвала к себе знать
    Его, как Хочбара, и пули
    Он там не сумел избежать.
    Свалился. И, залитый кровью,
    Не гурий услышал он хор.
    Склонившись к его изголовью,
    Рыдала ты, женщина гор.
    Я помню еще и другого
    Лихой твоей доли певца,
    Чье в муках рожденное слово
    До боли сжимало сердца.
    Его ты забудешь навряд ли,
    Заступником он был твоим
    И тех бичевал, кто в Гидатли
    Невест покупал за калым.
    Встречал он вблизи небосвода,
    Там в двери иные стуча,
    Красавицу в доме урода,
    Голубку в гнезде у сыча.
    Не видели белого света
    Андинки за белым чохто.
    И как его мучило это,
    Наверно, не знает никто.
    И эхом откликнулись горы,
    Когда у заоблачных скал
    О выстреле красной «Авроры»
    Тебе он в стихах рассказал.

  11. Кажется, что Гамзатов весь прочитан, продуман. Однако писать о нем трудно. Трудно потому, что Гамзатов находится в постоянном творческом движении, его талант и ход поэтических исканий слишком своеобразен. Он не раб какой – то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанровыми пристрастиями, не закомплексован застывшими настроениями. Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. Путем сомнений и многочисленных испытаний, через мучительные переживания и освоение глубин народной морали он дошел до сокровенного пласта истин. «Если вода протухает, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена», «если ты не выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки», «от кривой палки прямой тени не бывает». Гамзатов убежден, что нельзя «засыпать соломой или песком свои блуждающие мысли, нельзя заглушить громкими оправданиями глухо произнесенную фальшь». Иногда тонкая лирика, казалось бы, интимнейших чувств является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье:
    Нет, не люблю стихов я о любви,
    Когда о ней кричат, как о несчастье!
    Нет, не люблю я песен о любви,
    Когда, как о беде, поют о страсти!
    Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришел он к вожделенному прозрению, достиг обобщенного звучания темы всеобщего счастья:
    Чтобы люди с улыбкой встречались,
    А прощались грустны и тихи,
    Чтобы дети без боли рождались,
    Чтобы с болью рождались стихи.
    Основная мысль Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев. В поэме «Горянка», рисуя картину унизительного для девушки церемониала свадьбы, он говорит:
    Вот так и сидеть им в ауле
    При людях и наедине,
    Осману, как мужу, на стуле,
    Супе на полу, как жене.
    Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в «Стихах о Гамзате Цадаса», поэме «Брат». На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова – «заставить» каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:
    Вокруг цветам цвести и птицам петь,
    Омоют грозы твой могильный камень.
    Я здесь, отец мой!
    Я учусь смотреть
    На жизнь твоими ясными глазами.
    Не оставил Гамзатов без внимания и «процесс мельчания человеческих душ». Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее «многие из них орлами стали, а иные превратились в змей». Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет все и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности:
    О ты, моя комедия, что плачешь?
    Смеешься что, трагедия моя?
    Размышляя над трагедией классиков аварской поэзии, Гамзатов как бы вглядывается в собственную судьбу, пытаясь разгадать ее предназначенный сход:
    Пью чашу жизни я, того не зная,
    Что, может быть, отравлена она
    Не одно стихотворение Гамзатова посвящено времениЕ Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно:
    Часы идут, и тикают, и бьют
    Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
    Или пришлось вести им счет минут,
    Бессмысленно растраченных тобою?!
    Само тиканье часов – образ, разрушающий одиночество. Человек никогда не одинок, его вечный спутник – время:
    Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,
    Свободных дней у нас в запасе нет
    Летит скакун! Схвати его за гриву,
    Вскочи ему, упрямцу, на хребет.
    Во многих стихотворения Гамзатова мы слышим голос самого Дагестана. Поэт с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говорит:
    И я сквозь утреннюю дымку
    Мог разглядеть в туманной мгле,
    Как смех и плачь сидят в обнимку
    На темной и крутой скале.
    Этот смелый, простой и зримый образ создан самим народом, в песнях которого слезы и смех тоже живут рядом. На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что – то новое. Уникально стихотворение «Цадинское кладбище». Спор с идеей смерти есть новая ступень философской мысли горской поэзии.
    Подводя итог, нужно отметить, что Гамзатов сегодня достиг апогея творческого взлета. Его самобытное поэтическое слово обогащает многонациональную литературу и в переводе на многие иностранные языки уже получило мировое признание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *