Сочинение на тему государство и общество

9 вариантов

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа имени И.Е.Кулакова»
    с. Приуральское
    Сочинение.
    Государство- это…
    Фамилия, имя, отчество автора:       Шахтарова Анна Владимировна,
    обучающаяся 11 класса
    Руководитель:     Степаненко Татьяна Леонидовна,
    учитель истории и обществознания
    2015 г.
    Прежде чем ответить на этот вопрос обратимся к древности. Первобытные люди на земле появились более двух  с половиной миллионов лет назад, в то время люди жили племенами. Но более сорока тысяч лет назад человек стал «разумным» . «Люди разумные» жили родовыми общинами. Прошли тысячелетия и более пяти тысяч лет назад появились первые государства. Во главе государства обычно стоял царь, власть получал по наследству от отца к сыну. Каждое царство имело определённую территорию,  на котором строились города. Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. Это был Египет. С тех пор государство развивалось как самостоятельный институт общества.
    Существуют различные трактовки понятия «Государство».  По Аристотелю государство – продукт естественного развития и по своей природе «стоит впереди семьи индивида».
    На рубеже Средних веков и Нового времени флорентиец Н.Макиавелли, опираясь на идеи античных политических мыслителей, разработал концепцию круговорота государственных форм правления и режимов. Макиавелли отрицательно относился к власти простого народа , стремящегося к фактической демократии. В то же время он был и противником монархии, склонялся к умеренному республиканизму как политическому идеалу.
    Видный мыслитель Просвещения Ш. Монтескье предложил три определения: республиканское правление, монархическое и деспотическое.
    А по характеристике Гегеля, государство – земнобожеское существо.
    Политические мыслители Нового времени, особенно эпохи Просвещения, подходили к государству как относительно самостоятельному социальному и противоречивому явлению. В «Рассуждении о происхождении неравенства» Ж.Ж.Руссо впервые связал появление государства с принципом частной собственности , необходимостью её охраны.
    Н.Г.Чернышевский связывал возникновение государства с экономическим развитием общества, изменениями в характере хозяйственной деятельности.
    Проблема происхождения государства являлась главной в сочинениях русского историка и юриста М.Ковалевского. По его мнению, государство закономерно возникло из родового строя.
    В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определённой территории и имеет следующие фундаментальные признаки: единая территория, единая система управления территорией, единая система законов, монополия на легальное применение силы, право на взимание налогов, обязательство членства в государстве – гражданство, представительство от имени общества в международных организациях, переговорах, суверенитет- (независимость государства во внешних и  верховенство во внутренних делах).
    Государство – это не просто организация общества, а высшая форма общности, содержанием  которой является народ, и через эту форму каждый народ представляет себя в мировом сообществе как единое целое. Поэтому можно утверждать, что государство – это мы, граждане.
    Назначение государства выражается в его функциях. Современным государствам присущи следующие основные функции: политическая, экономическая, социальная и идеологическая.
    Политическая функция выражает в том, что государство оказывается главным носителем политической власти. Особенность государственной власти состоит в том, что она осуществляется единой системой специальных органов , взаимосвязанных между собой по вертикали и горизонтали.
    Экономическая функция выступает в форме регулирования экономических отношений и структурных изменений экономики (национализация и приватизация). В современных условиях возрастает ее значение и усложняет содержание.
    Социальная функция проявляется в осуществлении программ развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.
    Целью идеологической культуры является воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей. Данная функция осуществляется через систему государственного образования и через официальные каналы средств массовой информации.
    В соответствии с функциями государства создается структура органов управления. К ним относятся представительные, исполнительно – распорядительные, судебные органы, а также органы охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно – контрольные органы управления.
    Государство –  основной институт политической системы общества.
    Обратимся прежде всего к самому понятию «политическая система общества», остановившись на трех аспектах: время и причины появления; происхождение; содержание понятий.
    По сравнению с большинством основных понятий политологического словаря термин «политическая система общества» получил широкое распространение относительно недавно – в середине нынешнего столетия. За точку отсчёта обычно берется вышедшая в 1953 году работа американского политолога Д.Истана  «политическая система». В последующие годы в литературе западных исследователей, посвященной анализу проблем политики, политическая жизнь общества, это понятие употребляется уже постоянно.
    До середины 70-х годов термин «политическая система общества» в работах советских ученых-обществоведов практически не использовался. Его заменял другой, служивший тем же исследовательским целям, – «политическая организация общества»  и лишь после появления в 1975 году в документах 25 съезда КПСС понятие «советская политическая система» начинается его интересное освоение. Сегодня, по словам известного отечественного юриста и политолога М. Н. Маркченко, в политическом лексиконе стран Запада и Востока термин «политическая система» является одним из наиболее распространенных.
    В основе термина «политическая система общества» лежит три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первая из них призвана обратить внимание на то,  что речь идет о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определённую целостность, образованную совокупностью  множества входящих в нее элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом.
    Итак, можно сделать вывод, что государство- важнейшая составная часть политической системы общества.
    Основы конституционного строя отражены в 1 статье Конституции:
    РФ- Россия есть демократическое (политический режим) федеративное (национально-государственное устройство) правовое государство с республиканской формой правления.

  2. Ефимов
    Роман, гр. 20-Ж.

    Эссе
    на тему: “Государство”.

    Каждый
    человек принимает участие в политической
    жизни общества. Мы можем быть политиками
    по случаю, по профессии, по совместительству.
    Согласно
    теории общественного договора, государство
    создавалось гражданами, чтобы те, передав
    часть своих полномочий, обрели свободу
    и безопасность. Соответственно, чем
    сильнее становится государство, тем
    лучше оно справляется со своей задачей.
    Однако важно понимать, что под «силой»
    имеется в виду не «силовые методы», а
    смелость правителей государства и сила
    их духа. Ведь
    действительно, не в авторитаризме, не
    в тоталитаризме или монархии, а только
    в демократическом государстве власть
    учитывает интересы общества, интересы
    граждан. Сейчас каждый имеет право
    мирных собраний и публичных манифестаций,
    имеет равный доступ к государственной
    службе и право участвовать в управлении
    делами государства.
    Экономическая
    жизнь общества также затрагивает
    человека ежедневно. Кто-то работает,
    кто-то совершает покупки в магазине или
    на рынке, и даже не задумывается, что
    может выполнять какие-либо экономические
    операции. Но и здесь не забывают о правах
    человека. Каждый имеет право на труд,
    свободу предпринимательской деятельности,
    право наследования и частной собственности.
    Социальные
    права тоже являются важной частью жизни
    человека и гражданина. Ведь именно в
    социуме происходит развитие индивида
    как личности. Мы не должны забывать, что
    человек имеет право на социальное
    обеспечение по возрасту, охрану здоровья
    и медицинскую помощь.
    Социальные
    права тесно переплетаются с гражданскими
    правами человека. Каждый имеет право
    на свободу слова, совести и вероисповедания.
    Но даже здесь нарушаются права человека.
    Создаются националистические, расистские
    группировки, которые не могут быть
    толерантны к людям другой нации,
    культуры, религии. В связи с этим нельзя
    не согласиться с мнением обществоведа
    И.Н.Шевелева: «Гордиться своей нацией-
    патриотизм, хвалиться своей
    национальностью-национализм».
    Однако нельзя забывать и о культурных
    правах человека. Ж.-Ж.Руссо говорил: «Вам
    не удастся никогда создать мудрецов,
    если будете убивать в детях шалунов».
    Действительно, если мы будем запрещать
    детям дерзость их воображения и полную
    свободу их творчеству, то наш мир не
    будет столь прекрасным и совершенным.
    Например, Моцарт начал создавать свои
    первые произведения совсем в юном
    возрасте. А Чарльз Дарвин, автор
    эволюционной теории происхождения
    человека, был признан выдающимся ученым
    лишь через двести лет после смерти.
    Французский философ
    Ж.-Ж. Руссо говорил: “Лишь
    сильное государство обеспечивает
    свободу своим гражданам”.
    Я согласен с этим высказыванием, т.к.
    каждый человек от рождения обладает
    определенным набором прав, и право на
    личную свободу одно из важнейших в этом
    списке. Но и личные свободы разнятся
    между собой. Свобод существует несколько:
    свобода слова, вероисповедания,
    передвижения, творчества. Но в данном
    контексте нас скорее интересует
    абстрактное понятие свободы в отношениях
    гражданин – государство, то есть то, что
    государство должно гарантировать в
    самом полном объеме, независимо от расы,
    пола и других субъективных показателей.
    Так только ли сильное государство
    способно обеспечить свободу своим
    гражданам? Должно ли государство быть
    сильным для обеспечения свобод, свободы
    своих граждан? Насколько соотносятся
    понятия свободы и силы?
    Для начала нам
    необходимо определить для себя – что
    такое государство? Кроме того что это
    особая форма организации общества на
    определенной, ограниченной территории,
    это еще коммуникативное объединение
    людей с определенными ролями. Если
    верить договорной теории, то государство
    образовалось путем молчаливого признания
    возможности править одних и потребности
    в защите других членов общества. С другой
    стороны, что есть изначально государство,
    как не объединение с целью выполнения
    каких-то задач (здесь можно вспомнить
    ирригационную теорию): будь то защита,
    нападение, улучшение обстановки вокруг,
    технический и научный прогресс. Что
    есть граждане для государства, как не
    функциональные единицы – показатель
    состоятельности и дееспособности? Как
    любое производство, предприятие,
    организация, государство заинтересованно
    в том, чтобы КПД его функциональных
    единиц стремился к наибольшему значению,
    то есть к максимальной пользе при
    минимальных затратах. В каком случае
    проявляется высшая форма осуществления
    данного принципа? Конечно же в принципах
    рабства, когда свобода гражданина (а по
    сути даже не являвшегося
    таковым ) ограниченна (а по сути
    сведена на нет), а всё его существование
    полностью, или почти полностью, занимает
    труд на благо государства. Отсюда следует
    что для того, чтобы позволить своим
    гражданам хоть какую-то свободу,
    государство должно располагать какими-то
    ресурсами. Если же подойти к проблеме,
    рассматривая свободу как свободу волеизъявления
    и голоса, то очевидно, что государство
    должно быть полностью уверенно в своей
    мощи, правоте, легитимности, в харизме
    лидера государственного аппарата и
    в прочих факторах, обеспечивающих
    государству полноту власти. Уверенность
    в том, что граждане имея свободу выбора,
    все же сделают его в пользу государства,
    обеспечивается именно силой государства.
    Слабое государство будет просто напросто
    разрушено собственными гражданами
    получившими свободу. Имея свободу,
    разве не станет гражданин терпеть власть
    над собой государства слабого – нет, не
    станет. Поэтому и должно быть сильным
    государство, обеспечивающее своим
    гражданам свободу. Оно должно быть
    уверенно, что эта свобода не обернется
    против него самого, не превратится в
    анархию или протест, но станет подспорьем
    в укреплении государственного уклада
    и его силы.
    Необходимо учитывать
    и тот факт, что некоторые страны стремятся
    к расширению своих границ и проводят
    агрессивную внешнюю политику. Следствием
    этого является насильственный захват
    чужих территорий и фактическое пленение
    населения, проживающего на этих
    территориях. Чтобы охранять свои границы,
    отбивать нападения агрессивно настроенных
    стран, необходимо иметь силовые
    государственные структуры: армию,
    вооружение, военную промышленность.
    Хотя   сегодня в мире господствуют
    принципы гуманизма, которые декларированы
    в нормах международного права, сохранить
    суверенитет, а значит и свободу своих
    граждан, государству просто необходимо
    быть сильным.
    Так, например, в
    1989 году начался грузино-абхазский
    конфликт в связи с желанием Абхазии
    расширить автономию в составе Грузии
    и, в последствии, стать суверенным
    демократическим государством. В 1992 году
    началась настоящая война с применением
    авиации, артиллерии и других видов
    оружия. Будучи довольно слабой в военном
    и экономическом отношении, Абхазия не
    смогла обеспечить своим гражданам
    реализацию их конституционного права
    на самоопределение, что и позволило
    Грузии ввести свои войска на территорию
    Абхазии. Война длилась до 2006 года. И
    только посредничество России, одной
    из сильнейших стран мира, заставило
    Грузию прекратить этот конфликт и дать
    возможность населению Абхазии реализовать
    свою свободу и право на самоопределение.
    Отсюда следует,
    что сила – непременный атрибут свободы.
    Свободен – значит силен. Только сильное
    государство может обеспечить своим
    гражданам свободу во всей её полноте,
    только сильное государство может
    оградить граждан от посягательств на
    их свободу, только сильное государство
    может не опасаться последствий, к
    которым может она привести. Только
    сильное государство может не опасаться,
    что свобода обернётся против него
    самого.
    В
    заключение необходимо отметить, что
    многие права человек имеет с момента
    своего рождения, а многие получает,
    достигая совершеннолетнего возраста.
    Но какими бы ни были эти права, государство
    обязано защищать их, а человек, в свою
    очередь, обязан защищать свое государство.

  3. Государство как общество,напишите сочинение

    Ответы:

    Общество и государство
    Государство есть продукт общества на известной ступени его развития. Оно возникает в процессе общественного разделения труда, когда, наряду с ремесленниками, скотоводами, торговцами, выделяются в обособленную группу люди, профессия которых – управление. Вырастая из власти родового строя, государство сохраняет поначалу черты его слитной природы (соединение власти и собственности в феодальном обществе, государства и религии на мусульманском Востоке и т. д.) . Общесоциальные функции власти родового строя государство все более дополняет функциями политическими, поскольку является орудием политического господства тех классов, которые господствуют в обществе экономически. Соотношение классовых и общесоциальных функций в деятельности государства исторически изменчиво. В рабовладельческом, феодальном обществе, а также на известных стадиях капитализма преобладают классовые функции. В наши дни в наиболее развитых странах мира на первый план выходят общесоциальные функции.
    Будучи продуктом общества, государство в каждую эпоху отражает его природу. Вместе с тем государство обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и даже к правящим классам, стоящим у власти. Это объясняется тем, что, представляя общество, государство не совпадает с обществом. Интересы чиновников как обособленной (и обычно привилегированной) группы лиц не всегда совпадают с интересами общества. Поэтому, представляя общество, государство не забывает о собственных интересах. Кроме того, возводимая в закон воля правящего класса нередко подвергается корректировке в силу того, что структуры государства выражают интересы и других классов и социальных групп.
    В переходные периоды истории государство приобретает исключительную самостоятельность по отношению к обществу. Обычно это происходит потому, что оно утрачивает свою социальную опору в лице класса-собственника основных средств производства. На формирование новой социальной опоры необходимо время. Поэтому государство становится как бы надклассовым. Оно балансирует над классами, используя их борьбу в своих интересах, не будучи непосредственно орудием ни одного из них. При исключительной самостоятельности государства на первый план могут выйти интересы самого государства.

  4. 4
    Текст добавил: Творческий беспорядок

    Актуальность темы обусловлена тем, что ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития в начале XXI века, стала глобализация. Её суть – в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей различных государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Все эти процессы прямо или косвенно отражаются на функциях современного государства.
    Понятие «функция государства» — одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную сторону государства. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения. В частности, таким вопросом является определение функции государства.
    Понятие функции государства
    Прежде чем начать исследование основных функций современного государства, необходимо дать понятие функции. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.
    В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
    Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Но среди ученых есть много определений функций государства, я приведу несколько наиболее известных определений:
    1) Под функциями государства «подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности, государства; его практическая деятельность имеющая предметно-политический и социальный характер» (С.А. Комаров);
    2) «Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства – это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности» (В.В. Лазарев);
    3) «Функции государства – это основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации» (В.В. Оксамытный);
    4) «Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение» (М.И. Байтин).
    На мой взгляд, функции государства – это рассматриваемые в комплексе
    предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.
    Я также считаю, что функции государства не могут быть «застывшим явлением». Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным и неизменным. В зависимости от конкретно – исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями.
    Далее я рассмотрю классификацию основных функций современного государства.
    В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

    Внутренние функции современного государства

    а) Правоохранительная функция. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, – это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.
    б) Экономическая функция. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства – ночного сторожа”) до полного контроля в сей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
    В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
    Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к выработке экономической политики; к управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность.
    в) Социальная функция государства. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
    В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
    г) Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.
    д) Экологическая функция. Охрана природы, окружающей среды – насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы – дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
    В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
    Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач.
    Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
    Таким образом, внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества. К ним относятся функция охраны правопорядка, экономическая и социальная функции, функция развития культуры, науки и образования, экологическая функция.

    Внешние функции современного государства

    В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной войны.
    Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие – получили дальнейшее адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи – возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).
    а) Функция национальной обороны. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.
    Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
    Практическое исполнение функции защиты из вне возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с Конституцией.
    б) Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. Приоритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира – это недопущение новой глобальной войны – горячей или холодной, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, военно-техническое сотрудничество с другими странами, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области, введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия.
    Один из приоритетов многосторонней российской дипломатии – укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира. Россия все увереннее занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Встречи глав семи ведущих стран мира постепенно становятся встречами «восьмерки» с полновесным участием России. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.
    в) Функция взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.
    В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.
    Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
    д) Борьба с международной преступностью и терроризмом. Эта функция имеет очень актуальное значение сегодня, ввиду сильного развития международного терроризма. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.
    Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием – вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.
    Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.
    е) Международное участие в охране окружающей среды. В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально – технической базы в государстве.
    ж) Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта новая основная функция возникла у Российского государства в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это – сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей.
    Таким образом, внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция национальной обороны, функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка, функция взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международное участие в охране окружающей среды, борьба с международной преступностью, функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ.
    В заключении хочется остановиться на очень актуальном вопросе – влиянии глобализации на функции современного государства.
    Изменяется экономическая функция государства. Имеет место активизация действий правительств и центральных банков, направленная на координацию валютно-кредитной и общеэкономической политики в условиях финансового кризиса. Центральные банки выступают в качестве кредиторов в последней инстанции, пытаясь обеспечивать ликвидность финансовой системы путем поддержки частных банков и других кредитных институтов. Важным рычагом проведения согласованной политике на мировом финансовом рынке является международные финансовые организации – МВФ и Мировой банк.
    Проявляется тенденция к перенесению части государственных функций по регулированию валютно-финансовой сферы на надгосударственный уровень. Помимо этого, развитие процессов глобализации подталкивает государства ко все большей координации их политике в области правового регулирования информационного пространства, экологии, борьбы с терроризмом, наркобизнесом и преступностью. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института государственной власти, которая связана с международным сотрудничеством и развитием.
    Не менее важные изменения происходят в функциях государства внутри страны. В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных экономических и социальных связей, Социальным расслоением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами.
    Глобализация объективно ведет к размыванию и обесценению регулирующих функций национального государства, которое не обеспечивает защиты национальной экономики от внешнеэкономических воздействий. Международные экономические процессы перерастают из межстрановых, более или менее эффективно регулировавшихся в одностороннем, дву- или многостороннем порядке национальными государствами, во внестрановые, то есть глобальные, почти или совсем не поддающиеся государственному регулированию.
    Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Таким образом, глобализация сглаживает различие между внешними и внутренними функциями государства.
    Таким образом, в условиях глобализации, мировое экономическое сообщество из совокупности взаимосвязанных стран превращается в целостную экономическую систему, где государства оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их судьбы в возрастающей мере определяются ходом развития этого организма как целого. В ходе этого процесса национальные и всемирные экономические отношения меняются ролями: глобальная экономическая система постепенно становится сильнее и значимее национальных экономических систем. Глобализация объективно ведет к размыванию и обесцениванию регулирующих функций национального государства, которое уже не может, как прежде, защищать национальную экономику от нежелательных внешнеэкономических воздействий.

  5. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Федеральное государственное образовательное учреждение
    Высшего профессионального образования
    Академия бюджета и казначейства
    Калужский филиал
    Реферат
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
    Студентки
    Группы
    Тема:
    Факультет
    Специальность
    Отделение
    Научный руководитель
    Дата поступления работы в деканат
    Допуск к защите
    Защита работы. Подпись преподавателя
    Оценка. Подпись преподавателя.
    Калуга
    2007
    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Федеральное государственное образовательное учреждение
    Высшего профессионального образования
    Академия бюджета и казначейства
    Калужский филиал
    РЕЦЕНЗИЯ
    на реферат
    по дисциплине:…………………………………………………………………..
    по теме:…………………………………………………………………….
    Студентки………………………………………………………………………………………….
    Группа…………………
    Факультет…………………………………………………………………
    Специальность…………………………………… Отделение………………………………………………….
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Научный руководитель________________________________________
    (рецензент) (Ф.И.О., учёная степень, звание)
    Калуга
    2007
    Содержание
    Глава IВведение
    Глава IIГосударство
    1 Сущность государства
    2 Государство по Аристотелю
    3 Формы правления государством
    4 Идеальное государство
    Глава III Общество
    1. Общество
    2. Общественные отношения
    Глава IVЧеловек
    1. Человек в государстве
    2 Человек как биологическое и социальное существо
    Глава VЗаключение
    ГлаваVICноски
    Глава VIIСписок литературы
    Введение
    Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322г. до н.э.), энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образовываться человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.
    Аристотель — ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
    Понять учения Аристотеля трудно. Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.
    Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства. Не оспариваются исторические факты, касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства.На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху великих потрясений. Мир Аристотеля – это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.С этой точки зрения было бы интересно, изучая взгляды Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении его взглядов. Тем более что свойственный Аристотелю антидогматизм и особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами его творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.Интерес к творчеству этого философа не ослабевает, и, быть может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшими учеными, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.
    Сущность государства
    В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству, в котором, концентрируются самые животрепещущие интересы различных общественных сил. Множество точек зрения было выказано по этому поводу. Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Самая общая задача государства заключается в том, чтобы охранять основы общежития, без которых человечество не может существовать, и способствовать развитию всех сил челове­ка. Поэтому некоторые полагали, что государство — это некая ор­ганизация «охраны порядка», призванная, подобно ночному сто­рожу, оберегать покой своих граждан1. Некоторые требовали сильного государства и власти, а иные — «абсолютной» демократии. Думали и так: власть тем лучше, чем ее меньше. Такая пестрота воззрений на государство свидетельст­вует о том, что последовательно научно не продуман ответ на во­прос о его сущности.
    Государство существовало не всегда. Оно — результат истори­ческого развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего раз­вития производительных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. В свою очередь государственное устройство зависит от характера и развития самосознания народа: каждый народ имеет то устрой­ство, которое «соразмерно» и «соответствует» его духу. Государство — это общественный организм с опре­деленной структурой. Государство — это, прежде всего, носитель социально зрелой общности. Оно являет собой факт зрелого осу­ществления социальной организации людей в единое целое, что можно назвать их политической совместимостью. Так, первое условие наличности государства есть существование человеческих индивидуумов. Без этой обыч­ной и общедоступной видимости, наивно характеризуемой как «много разных отдельных людей», государство невозможно. Они живут земной жизнью, временными и субъективными интереса­ми, среди разрозненных материальных вещей. Все вмес­те они образуют как бы одно тело народа, слагающее действующее государство. Это не простое множество разрозненных людей, т.е. это не толпа, лишенная связи и единства. Такое состояние народа было бы «состоянием бесправия, безнравственности и неразумия». Это не народ, а сброд. Народ не может жить без государства: это было бы чревато хаосом и гибелью2. Таким образом, частные ин­тересы людей должны подчиняться условиям, необходимым для существования целого. Но и само целое должно заботиться о благе частного, т.е. о благе своих граждан.
    Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное осно­вание всех государств заключается в материальном и нравствен­ном благополучии народа. Государство существенно изменяется тремя путями: или потому, что государственный строй обновляет­ся, реформируется, или потому, что оно разлагается, или потому что оно коренным образом преобразуется в ходе социальной ре­волюции, когда изменяются уже сами принципы данного государ­ства. Государство является естественным общежитием (подобно живому организму), человек — политическое животное. Высшая цель государства, как отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни!» Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан.
    Главными характеристиками политических систем демократичес­кого общества являются основные принципы конституционного правления, права человека и равенство всех перед законом. «Как в абсолютистских государствах король является законом, так и в свободных странах закон должен быть королем и не должно быть никакого другого»3. Следовательно, совершенное государство не должно быть недемократическим: нормальная гражданская жизнь общества предполагает политическую свободу, подчинен­ную нормам права. Политическая свобода состоит в том, чтобы в своих социально значимых поступках быть в зависимости, прежде всего, от законов.
    Там, где существует свобода совести, каждый отдельный чело­век может требовать, чтобы ему дали возможность следовать своим собственным интересам и убеждениям, конечно, в рамках, дейст­вующих в данном обществе правовых норм. Здесь уместно привес­ти слова Ш. Монтескье: «Для того чтобы пользоваться свободой, надо, чтобы каждый мог творить то, что он думает; для того чтобы сохранить свободу, опять-таки надо, чтобы каждый мог творить то, что он думает; поэтому гражданин такого государства будет говорить и писать обо всем, о чем не запрещено говорить и писать прямым постановлением законов»4
    Государство по Аристотелю В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Отсюда немалые трудности понимания его учения. Так, он определяет человека как zoon politikon – «политическое животное». Но что это означает? Есть ли человек животное общественное или государственное? Разница немалая, поскольку может существовать общество и без государства… Но для Стагирита это невозможно. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные. Да и то Аристотель часто отрицает права гражданства за теми из них, кто «не самодостаточен» и не обладает досугом для того, чтобы вести «блаженную жизнь», – ремесленниками, крестьянами… Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т.д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Формы правления государством Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются «правильные» и «неправильные» формы государства: в «правильных» формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление, где власть принадлежит наследственному правителю; аристократия, где властвуют лучшие; и полития, где власть осуществляется гражданами государства, а соответствующими ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия и демократия. Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т. е. вообще характерен для государства как политического общения.Из неправильных форм государства тирания — наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе—средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других — равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам. Идеальное государство
    Совершенное государство должно соответствовать по человече­ской мерке: т.е. быть ни слишком населенным, ни малонаселенным, как, впрочем, и территория: оно должна быть достаточно большой, чтобы удовлетворять материальным нуждам, но не настолько, чтобы тяготить своими размерами. Черты гражданского характера предпоч­тительны греческого типа, включающие, впрочем, лучшие черты се­верных и восточных народов. Чтобы лучше использовать энергию молодых и мудрость старших, следует первых готовить для защиты государства, вторых — для богослужений, но и те, и другие участвуют в управлении.
    Идеал совершенного государства — жизнь в мире и созерцательная активность. Все в жизни разделено на две части, одна, к примеру, тяготеет к заботам и труду, другая — к свободе; одна — к войне, другая — к миру, соответственно действия могут быть либо полезными, либо прекрасными. В выборе целей необходимо предпочитать более высокие цели, опираясь и отталкиваясь от более низких. Имея целью мир, мы готовимся к войне; работая на пределе, не забываем о свободе как о цели; все полезное — для достижения прекрасного. Этим критерием должен руководствоваться законодатель, не путая средства с целями, удерживая правильное соотношение между способностями души и дей­ствиями: важно умело работать и искусно вести войну, но еще более важно уметь отдыхать, жить в мире и создавать прекрасное.
    Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей
    Общество Целью человеческой деятельности для всей древнегреческой философии было достижение блаженства. Поскольку нравственная деятельность есть деятельность, она должна основываться, считает Стагирит, на разуме. Смысл жизни не в удовольствиях, не в счастье, а в осуществлении требований разума.Блаженство, считает Аристотель, недостижимо иначе как в условиях зрелой и завершенной жизни: ребенок, человек только в возможности, неспособен к совершенной деятельности, бедность и болезнь, слабость и несчастье отнимают у человека средства к блаженной жизни, которые даются, напротив, богатством и здоровьем, силой и счастьем. И все-таки, рассматривая условия жизни как «материю», а благо как «форму» (цель) блаженной жизни, Аристотель видит решающий элемент блаженства во внутреннем достоинстве и добродетели личности. Блаженство есть результат деятельности, сообразной с добродетелью, и сама эта деятельность. Ставший уже классическим вопрос о соотношении удовольствия и разума Аристотель решает путем компромисса: удовольствие, вытекающее из разумной, т.е. сообразной благу, деятельности, само есть благо.Аристотель исследует добродетели в контексте общественной жизни античного общества. Особое место занимает у него справедливость. Справедливое – середина между двумя родами несправедливости: нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Поэтому «понятие справедливости означает одновременно как законное, так и равномерное, а несправедливое – противозаконное и неравное отношение к людям ».В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества – здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные.Аристотель прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии уничтожает частную собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д. Таким образом, он отстаивает частную собственность, которая представлялась ему, да и действительно была в его время единственно возможной и прогрессивной, обеспечивая своим развитием преодоление последних пережитков общинного социального устройства. Сохранение установившегося строя зависит от того, насколько государство сможет обеспечить превосходство своих сторонников над теми, кто не желает сохранения существующего порядка. Общественные отношения Аристотель, в отличие от Демокрита и софистов, стоит за «природное» происхождение и устройство государства, он выводит его из «природы человека», а не из божественного установления. С особой силой сказывается эта его установка в трактовке рабства.Аристотель считает, что рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены повелевать, а другие – подчиняться и следовать указаниям первых. И здесь он использует мысль о противоположности души и тела. «Те люди, которые столь же отличаются от других людей, как душа от тела, а человек от животного… по своей природе – рабы, для них… лучший удел быть в подчинении у деспотической власти»– такой, какой подчиняются тела и животные. Рабы – это, прежде всего, варвары, отличные от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душою. Раб – «одушевленный инструмент», часть имущества господина, отличающаяся от другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело. Раб не имеет никаких прав, и по отношению к нему не может быть совершено несправедливости; нельзя дружить с рабом, поскольку он раб, делает оговорку Аристотель, – но дружить с ним можно, поскольку он человек.Уже здесь мы видим явную непоследовательность. Великий мыслитель не мог не видеть слабости своей аргументации в пользу «рабства по природе». Последнее явно противоречит его собственным убеждениям, поскольку Стагирит считал, что рабы по существу выполняют социальную функцию освобождения граждан от забот о предметах первой необходимости. А способы осуществления этой функции могут быть различными: пенесты в Фессалии, илоты в Спарте…
    Правда, и они для Аристотеля рабы, но ведь и ремесленники, свободные, но не самодостаточные и вынужденные добывать средства к жизни собственным трудом, являются по существу рабами… но не по природе. Более того, Стагирит открывает путь, ведущий за пределы ситуации, связывающей господина и раба: «Если бы челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, то мастерам не было бы никакой нужды в слугах, а господам в рабах». Ну а если предположить, что возможно такое положение, когда увеличившаяся производительность труда создаст условия для смягчения, а затем и уничтожения рабства? Аристотелю не приходит еще на ум такая возможность, впоследствии реализованная историей.Нельзя не сказать, что социально-политическая концепция Аристотеля, при всем том, что она отражала адекватным образом существующие общественные отношения, была крайне ограниченной. Ее теоретические установки не допускают превращения ее в орудие социального прогноза. Если применительно к природе это незаметно (слишком медленны ее процессы, чтобы встала необходимость в прогнозе, скажем, экологического порядка), то распространение на быстро меняющееся общество учения о соотношении души и тела, формы и материи исключает прогностические возможности теории вообще. Человек в государстве По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Человек как биологическое и социальное существо Человек. Личность. На первом этапе рассмотрения её индивидуальные моменты необходимо отходят на второй план, главным же вопросом остаётся выяснение универсальных её свойств, с помощью которых можно было бы определить понятие человеческой сущности как таковой. Исходным пунктом такого понимания является трактовка человека как субъекта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения.
    Не претендуя на статус определения, суммируем кратко сущностные черты человека. Человек есть воплощенный дух и одухотворённая телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. При этом, говоря о социальной природе человека, Аристотель не имел в виду, что будто бы только социальная среда формирует его. Социальное здесь понимается как альтернатива субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, с одной стороны, является альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой — не отрицает биологического начала в человеке, также имеющего универсальный характер.
    Причины биологического определяют индивидуально-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемый от родителей, уникален. Он несёт информацию, предопределяющую развёртывание свойственных лишь данному человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик.
    Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым подчёркивая в нём наличие двух начал: биологического и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой, в четырёх стенах своего индивидуального кругозора; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и душевно-духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека. Своим организменным уровнем он включён в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок.
    В разных познавательных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут несколько смещаться в ту или иную сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение этих сторон человека. Можно и нужно исследовать то, как проявляется природная, биологическая сущность общественно развитого человека или, напротив, социально-психологическая сущность природного начала в человеке, но само понятие человека, его личности в том и другом исследовании должно основываться на понятии единства социального, биологического и психического. Иначе рассмотрение покинет область собственно человеческой сферы и примкнёт либо к естественнонаучным и биологическим исследованиям, имеющим свою частную научную цель, либо к культурологи, отвлекающейся от непосредственно действующего человека.
    Возникнув как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, социально-философская мысль постепенно выделяет в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов. Древние философы пытались как-то разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности. Аристотель выдвинул положение, что человек родится политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей – исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе.
    В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое.5 И эта социальная природа человека отличает его от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от « сверхчеловека»:
    Тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чём, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством6 .
    Ещё один отличительный признак человека — его разумность, «человек и есть в первую очередь ум»7. Таким образом, человек, по Аристотелю, — это общественное животное, наделённое разумом. Социальность и разумность- две основные характеристики, отличающие человека от животного.
    Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. Он, в частности, отмечает, что добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности.
    Нужно отметить, что древнегреческая философская антропология несёт в себе печать мифологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними. Так же она является началом и источником западноевропейской традиции в философии человека.
    Дело свободного человека — интеллект, политическая и эстетическая деятельность.
    Заключение Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским греческой философии». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир.Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Труды Аристотеля – важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии.Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, — политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, метафизика, экономика – получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.В заключение можно сказать, что Аристотель, осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально-философское учение. Социальная и политическая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города государства как политического общения свободных и равных людей. Государство по Аристотелю – продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Человек по природе своей существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Отношение господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и над господской властью над рабами. Что касается формы правления государством, то Аристотель выделял правильные формы правления (монархия, аристократия, полития) и неправильные формы правления – тирания, олигархия и демократия. Но все-таки лучшей формой правления выступает полития – правление большинства в интересах общей пользы. Во главе всего Аристотель ставит закон.
    Сноски
    1 «Когда человек ходит ночью спокойно по улице, ему и в голову не приходит, что это могло быть иначе, ибо эта привычка к безопасности сделалась второй натурой, и мы не размышляем о том, что эта безопасность представляет собою лишь результат особых учреждений. Связь-де государства – так что мнит обычное представление – поддерживается силой, но действительной поддержкой является лишь основное чувство порядка, которым все обладают » (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. VII. С.227 )
    2 Так И.А. Ильин излагает чрезвычайно кратко идею Гегеля о государстве, точнее говоря, в нескольких словах подводит к этой идее (см.: Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 2: Учение о человеке. М., 1918.
    3 Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.С. 33.
    4 Слово “справедливость” произошло от слова “право” (правый, правда), а в латинском justitia (справедливость) — от jus (право).
    5 Монтескье Ш. Указ.соч. С. 426.
    6 См.: Аристотель. Соч. В 4 т. Т4.-М.: Мысль ,1983
    7 Там же. С. 379
    8 Там же. С. 283
    Список литературы.
    1. «Аристотель. Политика. Афинская полития.»,-М.: Мысль, 1997.
    2. Квасова И.И. Философия. Учебное пособие.- М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2001.
    3. Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб.,1996, кн.3
    4. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М.: Мысль, 1993.
    5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник.- М.: Гардарики, 2001.
    6. Философия. Учебник. / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998,2001
    7. Хрестоматия по философии. Учебное пособие./ Под. ред. Радугина А.А.-М., 1998.

  6. ЭССЕ
    На тему:
    «Существует ли в России гражданское общество и правовое государство?»

    «Дети, кто сейчас мне скажет хоть одно правовое государство, получит «5» в полугодии…», – вспоминаю я с умилением мой урок обществознания в восьмом классе, когда мы только начали изучать раздел «право и политика». Как вы поняли никто не получил «5» в полугодии, вернее получили, но не из-за того, что ответили на заданный вопрос учителя. «Правового государства в мире еще нет», – вот то, что точно я запомнила с тех времен.
    Говоря о терминах «правовое государство» и «гражданское общество», думаю стоит знать, что же они означают и их признаки.Правовое государство- это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Основными признаками правового государства являются: верховенство закона и права, разделение властей, равноправие и защита гражданских свобод. В правовом государстве закон и права человека превыше всего, это раз. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Собственно, возникает вопрос «Зачем так бюрократизировать аппарат власти?», а вот зачем: «Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к “ужасающему деспотизму”», – вот как отвечает нам французский политолог и философ XXVIII века. Наряду с этими признаками стоит и наличиегражданского общества.
    Гражданское общество – это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Основными признаками гражданского общества являются:
    Верховенство закона во всех сферах жизни общества:
    Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
    Взаимная ответственность личности и государства;
    Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
    Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;
    Наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
    Законность и правопорядок в обществе.
    Гражданское общество подразумевает под собой прежде всего знание своих прав и свобод, соблюдение их, а так же соблюдение прав другого человека, как сказал Виктор Гюго: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». И свобода здесь означает не только свободу действий и слова, но так же и ответственность.
    В целом, Правовое государство и гражданское общество- это идеал любого государства, в котором и государство, и общество желают нести ответственность за своего народа и свое государство, в котором гражданин понимает, что он один имеет огромный удельный вес в системе, что государство может и хочет бороться за его права, а он сам, как гражданин, готов так же бороться за Родину, за справедливость. Например, идти служить в армию, не засорять природу, соблюдать законы. Я считаю, что Россия еще не правовое государство (хотя в Конституции так написано), но я не теряю оптимизма, и считаю, что наша страна скоро удостоится такого звания. Россия – это еще молодежь, всего лишь 20 лет на пути становления в сторону капитализма и либеральных устоев.
    А вот, что касается, гражданского общества, то я так же считаю, что российское общество далеко еще не гражданское. Почему? На выборы ходит лишь 40% от всего населения, в каждом углу любого города все мы уничижаем свою страну и в один кричим как бы поскорей свалить из этой «Рашки», коррумпированные чиновники ни для кого не секрет, молодые люди 18 лет думают лишь о том, как бы «откосить» от армии, работники полиции избивают невинных граждан, профсоюзы не защищают права работников и т.д. Эти примеры антиподы признаков гражданского общества.
    Я считаю, что только взаимная любовь может породить эти две еще несуществующие вещи в нашей стране. Мне кажется, это должно еще начинаться с младенчества, многое зависит от воспитания нового поколений. Весь этот ропот рождается, еще когда ребенок сидит и слушает, как родители кричат в ответ на новости по телевизору о «уродах в государственной думе», как учителя злятся, как в магазине все ругаются. После, юная молодежь не верит в исправимость системы, коррупция продолжается, ропот, недовольство, апатия.
    Я вижу решение проблемы в создании идеологии, не навязчивой как в СССР, но стимулирующей нас на подвиги, на ответственность за себя и свое государство, в котором нам будет приятно жить, в котором нам будет не страшно оставить своих детей.
    Сочинения курсовыеСочинения курсовые

  7. В данном высказывании автор выражает мысль о том, что в условиях войны, вооруженных конфликтов, революций и т.д. люди перестают подчиняться законам. Борясь друг с другом, люди забывают о принципах, ограничениях, правовых нормах и последствиях за их нарушение.
    Для начала нужно понять, что такое право. Право – это система правовых норм, т.е. формально-определенных общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством, с целью регулирования общественных отношений. Структура нормы права состоит из трех частей: диспозиции, гипотезы и санкции. Нормы права не могут существовать сами по себе, поэтому они обличены в источники права – формы внешнего закрепления и выражения норм права. Источники права бывают нескольких видов: судебный прецедент, правовой обычай, священные книги, нормативный договор и нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся нормы права. Он является главным источником права в Российской Федерации. Нормативно-правовой акт подразделяется на два вида: закон и подзаконный акт. Закон – нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или на референдуме, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий важнейшие стороны общественных отношений. Однако законы не могут одновременно контролировать все стороны общественных отношений, поэтому для этого существуют еще и подзаконные акты – нормативно-правовые акты, имеющие меньшую юридическую силу, чем закон, и принятые на его основе и во имя его исполнения. Российская Федерация состоит из немалого количества субъектов, именно поэтому существует иерархия нормативно-правовых актов по трем уровням: федеральный, региональный и локальный. Кроме того, существует такое понятие как система права, т.е. совокупность связанных между собой норм права и его объединений, существующих в этой стране. Система состоит из норм права, институтов права, подинститутов права, а затем отраслей права. Несмотря на то, что нормы права являются общеобязательными, находятся люди, которые их нарушают. За это они несут юридическую ответственность – применение мер государственного принуждения к на нарушителю за совершение правонарушения. К принципам юридической ответственности относят справедливость, неотвратимость наступления, законность, целесообразность. Юридическая ответственность выполняет ряд функций: превентивную, правовосстановительную, регулятивную, воспитательную, карательную. Однако урегулированы должны быть не только отношения внутри страны, но и между странами. Для этого существует международное право – публичное право, состоящее из юридических норм и принципов, регулирующее отношения между государствами. К принципам международного права относят суверенное равенство всех членов, добросовестное исполнение принятых на себя по уставу обязательств, мирное разрешение конфликтов, воздержания от применения силы в международных отношениях и т.д. Также существует международно-гуманитарное право, т.е. совокупность международно-правовых норм, защищающих жертв войны и ограничивающих средства и методы ведения войны. Можно убедиться в том, что люди максимально попытались урегулировать отношения не только внутри стран, но и между ними. Однако в условиях вооружённых конфликтов, когда людьми правит лишь желание бороться друг с другом, зачастую все принципы, нормы и законы игнорируются, и, как и говорит Монтень, «заглушается голос законов».
    Из истории нам известно такое событие как революция 1917 года. В эти времена совершалась коренная ломка общественного строя, происходила кардинальная смена власти, повсюду слыли хаос, смерти и разрушение. Естественно, нет и речи ни о каком соблюдении законов в стране, ведь у каждой из воюющих сторон были свои принципы и законы. Таким образом, в условиях вооруженного конфликтах люди полностью игнорируют установленные в обществе законы и порядки, что приводит к полной дезинтеграции общества и беспорядку.
    Совсем недавно СМИ сообщали об атаке Сирии Америкой. Американские ракеты были выпущены на отдельные территории Сирии, где якобы находились заводы по разработке химического оружия. Действия США полностью нарушали суверенитет Сирии и нормы международного права, подвергли опасности жизни сотен людей. Мы видим, что в условиях политической войны, люди не учитывают законов, которые были ими же созданы для предотвращения конфликтов, сохранения мира и равновесия в мире.
    Таким образом, законы игнорируются, когда дело касается войн, конфликтов и т.д. Так быть не должно, ведь именно законы призваны регулировать отношения между людьми. Как внутри стран, так и на международном уровне должно обеспечиваться верховенство закона даже в конфликтных ситуациях, ведь, игнорируя законы, мы разрушаем стабильность общества.

  8. 9целых 4/21-4целых 11/14
    Дерзость в мгновение изгоняет благоговение.
    У каждого воя судьба своя .
    Говори лично . но безразлично .
    Искусство размышления – важнейшее явление .
    Беги не от греческого, а от человеческого.
    Дай кров и прими дух, свекровь.
    Добродетели, братки, в середине меж излишеством и недостатком.
    Не уклонись, дева, ни на десно ни на лево.
    Мудрость многих – сила благородных .
    Рес перерывов работа – скорость во та .
    Мужество, сродница, меж страхом и наглостью находится.
    Смиренномудрие и впредь меж гордостью и человекоугодием
    иметь.
    Благословление меж стыдом и бесстыдством не на мгновение.
    Речи полёт проникать в мысли Бога и людей не даёт.
    Ты, Митяй, страсть искореняй.
    Ни в мгновение радость в оскорблении.
    Красивое редко плодоносивое .
    Афоризмы мудрых , коль ко времени применяют – валидол заменяют .
    Смиренномудрие Славе я совет дал от тщеславия.
    Как достичь поднятия уровня понятия?
    Казак вот на поле кровь льёт , но не пот .
    Гадить годить.
    От сластолюбия дрожание-воздержание.
    Делай сколько сможешь сложностей , остальное отдай судьбе в возможности .
    Сребролюбие содержание тело укрепляет , энергией наполняет.
    Речи явление для самомысления.
    Глубокое мышление , как удаль молодца , питает мудреца .
    Стекаются драгоценности , коль твоё родство –не воровство.
    За истиной бежим – результат достижим.
    Ненасилие , бывает, вражду устраняет.
    Сказал мал – вдруг война , а я устал .
    Цель не нова – из сердца в сердце слова .
    Оберегает от бед , без кастовость , безвременье , без обстоятельность и не привязанность к территории. (Великий обет)
    Выигран бой, коль внутри покой.
    Договоримся , Пров , о значении слов .
    Враги меж нами с русскими именами.
    Руси образование — соцгрупп соборование.
    Русь стала заложницей капитала.
    Раскаты грома , даже вне дома , не мешают мудрецу слушать тишину .
    Все люди братия – разделяют лишь понятия .
    Спроси сколько стоит вред нанесённый Руси .
    На самом деле живём в духе , действуем в теле .
    Бездонны 64 кодоны .
    Смысл , Нике , только в русском языке.
    Интер — слово гнило, в переводе — могила.
    Народ — палач для решения особых задач.
    Кругом стон и плач, великий народ для решения великих задач.
    Смотри! Они нравственные дикари.
    Слова с языка не далее ушей пока .
    Морфологический разбор слова “Проведенной” в путешествиях
    Как зделать?
    Стихотворение М.Чехова
    Таблица «Культура эпохи Возрождения». (сл. № 4)
    Область культуры
    Деятель культуры
    Произведения, идеи.
    Философия
    Литература
    Архитектура
    Живопись, скульптура
    Музыка
    Помогите составить бизнес план на любую тему
    Срозно 20 баловв
    Придумать три сложных вопроса по сказке спящая красавица
    Какого цвета сизая от росы трава ? Какую картинку надо представить ?
    Решите пж ( одна пятая равно два пятых иксовых
    Как зделать?
    Стихотворение М.Чехова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *