Сочинение на тему гражданские качества личности

13 вариантов

  1. Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.
    Чувство национальной гордости и патриотизма.
    Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).
    Ответственность за судьбу страны.
    Общественная дисциплина и культура совместного проживания.
    Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.
    Общественная активность.
    Соблюдение демократических принципов.
    Бережное отношение к природе.
    Уважение прав и свобод других людей.
    Активная жизненная позиция.
    Правосознание и гражданская ответственность.
    Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
    Ответственность за свои дела и поступки.
    Интернационализм, уважение к народам других стран.
    Качества современного работника
    Дисциплинированность и ответственность.
    Работоспособность и организованность.
    Общие и экономические знания.
    Политические знания.
    Творческое отношение к труду.
    Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело.
    Профессиональная гордость, уважение к мастерству.
    Сознательность, вежливость, аккуратность.
    Опыт трудовой деятельности.
    Эмоциональная производственная культура.
    Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности.
    Коллективизм, умение трудиться сообща.
    Инициативность, самостоятельность.
    Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества.
    Деловитость и предприимчивость.
    Ответственность за результаты труда.
    Уважение к людям труда, мастерам производства и др.
    Качества семьянина
    Трудолюбие, ответственность.
    Тактичность, вежливость, культура общения.
    Умение держать себя в обществе.
    Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.
    Здоровье, привычка к активному образу жизни.
    Умение организовывать и проводить досуг.
    Разносторонняя образованность.
    Знание правовых норм, законов.
    Знание практической психологии, этики.
    Умение воспитывать детей.
    Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности.
    Уважение к своим родителям, престарелым людям.
    Как видим, учителю начальной школы не приходится выдумывать или привлекать извне элементы содержания воспитания. Все они идут от жизни, от необходимости решения насущных проблем.
    Воспитатель составляет перспективный план воспитательной работы на весь период начальной школы, где системно представит элементы содержания, направленные на формирование будущего гражданина, работника, семьянина. Разумеется, это только общие элементы будущего конкретного плана. Никакая программа воспитательной работы не может регламентировать содержания воспитания не то что во всех школах, но даже в параллельных классах. Вот почему, опираясь на ориентировочную тематику, каждый педагог будет творчески подходить к определению конкретных элементов содержания, учитывая цели, конкретные условия, уровень воспитанности школьников.

    Согласимся, что в период существенных преобразований в обществе трудно составить конкретную программу воспитания и предложить воспитателям готовые рецепты. Но нам уже известно главное – в каком направлении будет развиваться общество, школа, к чему нужно готовить подрастающие поколения. Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.

  2. 2
    Текст добавил: Спасибо за внимание

    Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.
    Чувство национальной гордости и патриотизма.
    Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).
    Ответственность за судьбу страны.
    Общественная дисциплина и культура совместного проживания.
    Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.
    Общественная активность.
    Соблюдение демократических принципов.
    Бережное отношение к природе.
    Уважение прав и свобод других людей.
    Активная жизненная позиция.
    Правосознание и гражданская ответственность.
    Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
    Ответственность за свои дела и поступки.
    Интернационализм, уважение к народам других стран.
    Качества современного работника
    Дисциплинированность и ответственность.
    Работоспособность и организованность.
    Общие и экономические знания.
    Политические знания.
    Творческое отношение к труду.
    Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело.
    Профессиональная гордость, уважение к мастерству.
    Сознательность, вежливость, аккуратность.
    Опыт трудовой деятельности.
    Эмоциональная производственная культура.
    Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности.
    Коллективизм, умение трудиться сообща.
    Инициативность, самостоятельность.
    Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества.
    Деловитость и предприимчивость.
    Ответственность за результаты труда.
    Уважение к людям труда, мастерам производства и др.
    Качества семьянина
    Трудолюбие, ответственность.
    Тактичность, вежливость, культура общения.
    Умение держать себя в обществе.
    Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.
    Здоровье, привычка к активному образу жизни.
    Умение организовывать и проводить досуг.
    Разносторонняя образованность.
    Знание правовых норм, законов.
    Знание практической психологии, этики.
    Умение воспитывать детей.
    Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности.
    Уважение к своим родителям, престарелым людям.
    Как видим, учителю начальной школы не приходится выдумывать или привлекать извне элементы содержания воспитания. Все они идут от жизни, от необходимости решения насущных проблем. Воспитатель составляет перспективный план воспитательной работы на весь период начальной школы, где системно представит элементы содержания, направленные на формирование будущего гражданина, работника, семьянина. Разумеется, это только общие элементы будущего конкретного плана. Никакая программа воспитательной работы не может регламентировать содержания воспитания не то что во всех школах, но даже в параллельных классах. Вот почему, опираясь на ориентировочную тематику, каждый педагог будет творчески подходить к определению конкретных элементов содержания, учитывая цели, конкретные условия, уровень воспитанности школьников.

    Согласимся, что в период существенных преобразований в обществе трудно составить конкретную программу воспитания и предложить воспитателям готовые рецепты. Но нам уже известно главное – в каком направлении будет развиваться общество, школа, к чему нужно готовить подрастающие поколения. Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.

  3. Личность – многообразное слово. Одно из значений понятия “личность” выражает сущность человека, самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку, свойствах разума, души, поведения, что любит, умеет, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово. Быть личностью – значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину. Личность дает иметь твердые принципы, к ним относят моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.
    В науке обосновывалась мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений – язык, знания, умения, право, обычаи и т. д. – все то, что делает человека человеком. У каждого человека, личности есть права и обязанности, ответственность по отношению к окружающим людям, коллективу, обществу, государству.
    Для характеристики личности в смысле прав, свобод и обязанностей употребляют понятие “гражданин”. Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое, старинное словосочетание “гражданин отечества”. Гражданин является участником политической и правовой жизни общества. Государство обращает свои законы к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям.
    С момента своего появления на свет ребенок является человеком и индивидом, но он еще не является личностью: для этого ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического, а главное морального созревания.

  4. ГБОУ
    СПО “Октябрьский нефтяной колледж”
    им. С.И. Кувыкина
    Реферат на тему:
    Гражданские качества
    личности
    Выполнила:
    Э. Р. Ямалетдинова
    Принял:
    Г. В. Ханбикова
    2014
    Личность – это человек со своими социально
    обусловленными и индивидуально выраженными
    качествами: интеллектуальными, эмоциональными
    и волевыми.
    Качества личности –
    это определенные составляющие характера
    человека, сформированные в течение
    жизни, или же переданные по наследству. Качеством
    человека, наиболее обусловленным наследственностью,
    считается уровень темперамента. Зависит
    он от особенностей нервной системы индивида.
    То есть уровень темперамента невозможно
    изменить.
    Некоторые психические
    процессы формируют качества, ответственные за
    индивидуальный характер памяти, ощущений,
    воли, восприятий, мышления, воображения
    и так далее. Именно эти качества личности
    оказывают огромное влияние на способность
    к обучению, восприятию новой информации.
    Уровень опыта человека формируется в процессе его
    жизни. Сюда можно отнести такие качества
    личности, как привычки, стереотипы, знания,
    навыки. Как они формируются? Выделяют
    два основных направления. Такие качества
    приобретаются или в процессе обучения,
    или же в процессе практической деятельности.
    Уровень направленности
    личности также формируется в
    процессе жизни, и на него оказывают
    значительное влияние традиции, культура,
    в которых человек воспитывался.
    Сюда можно отнести принципы, взгляды,
    цели, убеждения, ценностные ориентации, моральные нормы, мировоззрение.
    Подобные качества служат направляющей
    основой поведения человека
    Как известно, индивидуум
    не может жить вне общества. Следовательно,
    существуют социальные качества личности,
    которые помогают человеку адаптироваться среди людей. Они чрезвычайно разнообразны.
    Каждому человеку принадлежит определенный
    набор таких качеств. Попробуем выделить
    основные из них.
    В первую очередь, это
    способность к коммуникации, к
    установлению отношений. Человеку на протяжении
    его жизни приходится общаться со множеством людей,
    следовательно, здесь необходимы соответствующие
    навыки. Еще одно важнейшее качество –
    это эмпатия. То есть человеку для осуществления
    коммуникаций необходимо уметь ставить
    себя на чужое место, чувствовать эмоциональное
    состояние собеседника.
    Каждый индивид обладает
    определенным набором способностей
    и талантов. Долг каждого человека
    заключается в их развитии и применении
    во благо обществу.
    Личность должна осознавать
    важность ответственности. Человеку для
    успешной социализации необходимо использовать свою
    свободу так, чтобы не причинять вреда
    другим людям.
    Индивид должен обладать
    определенными моральными нормами,
    принципами, ценностями, культурой, соответствующей
    его окружению. Очень важна и
    активная жизненная позиция. То есть человек должен участвовать
    в различных общественных делах, быть
    заинтересованным в решении насущных
    проблем государства.
    Гражданские качества – это качества личности, характеризующие
    её способность к активному проявлению
    своей гражданской позиции через социально
    значимую, практико-ориентированную деятельность.
    Гражданские качества личности
    вырабатываются под непосредственным
    влиянием социума. Рассмотрим их все.
    Гражданственность – это осознание своей принадлежности
    к жителям страны, участие в жизни общества,
    уважение своих и чужих интересов.
    Преимущества
    гражданственности
    Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.
    Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
    Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.
    Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.
    Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.
    Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.
    Проявления
    гражданственности в повседневной
    жизни
    Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
    Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
    Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
    Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
    Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
    Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.
    Как развить
    в себе гражданственность
    Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.
    Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.
    Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.
    Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.
    Идентичность – это понимание своей роли в социуме,
    принятие определенных правил, норм и
    традиций, признание единства с другими
    людьми.
    Идентичность, с одной
    стороны, включена в структуру национального самосознания как некая
    социологизированная форма, выявляющая
    социальную значимость существования
    индивида, его поведения, самобытного
    развития, с другой стороны, выходит за
    рамки гносеологического статуса содержания
    национального самосознания, так как идентичность
    – не только субъективное переживание
    своей индивидуальности, но и то, что объективно
    определяется как размещение в определенном
    мире и может быть усвоено лишь наряду
    с этим миром, что акцентирует бытийно-конституирующий
    смысл роли идентичности в современном
    существовании общества.
    Гражданское становление – это осознание сопричастности к другим
    гражданам, заинтересованность в решении
    различных социальных проблем, осведомленность
    о политической жизни своей страны.
    В заключение можно сказать, что человек, для успешного исполнения
    своих функций в обществе, должен иметь
    целый набор соответствующих качеств.
    Приобретаются они, чаще всего, в процессе
    жизнедеятельности. Обычно все необходимые
    качества личности прививаются при помощи
    родителей и учителей. Кроме того, здесь
    важна идеологическая политика государства.
    Ребенку с малых лет необходимо осознавать
    важность своего участия в общественных
    процессах, жизни своей страны.
    Тест
    1.Личность это – ..
    а) это осознание сопричастности
    к другим гражданам, заинтересованность
    в решении различных социальных проблем,
    осведомленность о политической жизни
    своей страны
    б) это человек со своими
    социально обусловленными и индивидуально
    выраженными качествами: интеллектуальными,
    эмоциональными и волевыми
    в) это понимание своей роли в социуме,
    принятие определенных правил, норм и
    традиций, признание единства с другими
    людьми.
    2.В понятия социальный институты
    не входят …
    а) армия
    б)семья
    в)школа
    г)дружба
    3. Качества личности –это…
    а) это определенные
    составляющие характера человека, сформированные
    в течение жизни, или же переданные по
    наследству
    б) это понимание своей роли в
    социуме, принятие определенных правил,
    норм и традиций, признание единства
    с другими людьми
    в) это осознание сопричастности
    к другим гражданам, заинтересованность
    в решении различных социальных проблем,
    осведомленность о политической жизни
    своей страны
    г) это человек со своими социально
    обусловленными и индивидуально выраженными
    качествами: интеллектуальными, эмоциональными
    и волевыми
    4.Социальной потребностью
    человека является потребность в
    а) пище и воде
    б) физическом движении
    в) воздухе
    в) общении
    5.Гражданственность – это
    а) это понимание своей роли в
    социуме, принятие определенных правил,
    норм и традиций, признание единства
    с другими людьми
    б) это определенные составляющие
    характера человека, сформированные в
    течение жизни, или же переданные по наследству
    в) это осознание своей принадлежности
    к жителям страны, участие в жизни общества,
    уважение своих и чужих интересов
    6.Эмпатия – это
    а) способность ощущать эмоции другого,
    ставить себя на место другого человека
    (или предмета), способность к сопереживанию,
    сочувствию, проникновению в его субъективный
    мир.
    б) чувство устойчивой эмоциональной
    предрасположенности к человеку
    в) безразличное, безучастное
    отношение к окружающему
    7.Мировозрение ….
    а) безразличное, безучастное отношение
    к окружающему
    б) это наши собственные мнения
    в) совокупность взглядов, оценок,
    принципов и образных представлений, определяющих
    самое общее видение, понимание мира, места
    в нем человека
    Ответы
    1.б
    2.г
    3 а
    4.в
    5.в
    6.а
    7.в

  5. – понимание своих гражданских прав в сочетании с гражданскими обязанностями;
    – признание культурных интересов национальных и этнических меньшинств на основе поликультурного воспитания;
    – развитая гражданская активность, выражающаяся в готовности к участию в делах государства и общества, при сбалансированном соблюдении интересов личности – общества – государства [5].
    С педагогической точки зрения в структуре гражданственности В. К. Савельев выделил интеллектуальный, эмоциональный, волевой, деятельностный компоненты жизнедеятельности человека как члена общества, проявляющиеся через основные гражданские качества личности
    – гражданскую активность, гражданскую ответственность, гражданскую совесть, гражданское достоинство, гражданское мужество, патриотизм, интернационализм и т. д. [5].
    Анализ результатов исследования позволил сделать следующий вывод: лишь исследование специфического характера компонентов, в совокупности составляющих сущность гражданственности, позволяет не только полно и точно определить ее, но и показать, что гражданственность -это интегральное проявление качеств личности. Такой подход позволяет включить в сущность гражданственности проявления не только социально типичных (патриотизм, интернационализм и др.), но и общечеловеческих качеств (духовность, культура, цивилизованность и др.) [2].
    Для философских исследований данной проблемы характерно представление об источнике гражданственности как противоречии между новым и старым в общественном развитии, между существующим и должным (необходимым) уровнями развития гражданских качеств личности, а также противоречий между личным и общественным (интересами, потребностями конкретного гражданина и государства). По мнению философов, гражданственность выражает связь между конкретным гражданином государства и личностью как субъектом общественных отношений и деятельности. Сам субъект гражданственности творчески преобразует и совершенствует существующие общественные отношения. В данном случае гражданственность выступает как социальное новаторство, критерий социальной зрелости личности. Кроме того, гражданственность синтезирует утвердившиеся в обществе ценности, расширяет пределы их распространения. В этом случае гражданственность – это элемент общечеловеческой культуры, которая подразумевает целостность воспроизводства личности. Гражданственность позволяет личности осознать свою общественную природу и передает направленность ее сознания и деятельности на осуществление общего дела, приобщает личность к общенародным проблемам и осуществляет сплочение людей для обеспечения жизненно необходимых потребностей, которые вызывают активность личности, ее деятельность.
    Гражданственность формируется и проявляется в общественно полезной деятельности. В этом плане гражданственность выступает как критерий нравственного развития и показатель направленности личности, степень ее цивилизованности. Через гражданственность выражается целостность личности в единстве всех ее гражданских качеств. Иначе говоря, гражданственность выступает как качество, интегрирующее в себе проявления и таких факторов, как свобода личности, ее духовность. Для проявления гражданственности необходима возможность поступать согласно своей воле, необходима свобода личности. Внутренняя способность самостоятельно и активно реагировать на социальные ситуации создает свободу выбора, которая включает ответственность перед другими людьми. Только в этом случае гражданственность проявляется в духовности личности как высшем проявлении нравственности. Духовность выступает как
    мера ценности личности, как степень проявления личностью гражданских качеств – гражданственности.
    Исходя из социально-исторической, педагогической обусловленности процесса гражданского воспитания, социального заказа конкретного общественно-государственного универсума, определяют типы гражданственности: полисный (плебисцитарный), подданнический, символический (ритуальный), демократический [5, с. 10].
    Полисная гражданственность: долг – права – ответственность. Гражданственность подданнического типа: служение-лояльность – долг. Символическая (ритуальная) гражданственность: политический активизм – долг – обязанность. Содержание гражданственности демократического типа выражается формулой: обязанность – права – ответственность.
    Формирование гражданственности позволит личности осознать свои права и обязанности и строить отношения с государством на основе равноправного сотрудничества, сбалансированно реализовывать интересы личности, общества и государства.
    Специалист, должен овладеть не только специальными знаниями и навыками, но и обладать определенными личными качествами гражданина, такими как активная гражданская позиция, гражданская инициатива, гражданский долг и ответственность.
    Гражданское самосознание рассматривается как составная часть структуры самосознания личности, в которой отражается социальный и нравственный опыт личности. На основании анализа научных подходов к определению понятия «самосознание» выявлено, что оно рассматривается как результат и предпосылка развития личности, направлено на решение задач, относящихся к внутреннему миру личности, на понимание себя как целостности, определение собственной идентичности, формирование значимых для личности представлений о себе, своих качествах, переживаниях, действиях. В. С. Мухина, В. С. Мерлин, Г.А.Урунтаева,К.К.Платонов,И.И.Чесноковаопределяют самосознание человека как системное образование каторое рассматривается в составе трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования человека. Гражданское самосознание рассматривается как составная часть общественного сознания и общественного мнения. В процессе его формирования у человека складывается самопред-ставление об обществе и его социальном идеале. Гражданское самосознание является одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, отражает ряд представлений и самооценок, осознание человеком перспектив развития общества. Важнейшие функции педагогического процесса, направленного на становление гражданского самосознания: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, защитная, социальная, культурно-просветительная, воспитательная, психологическая [3].
    Опираясь на обоснование трехкомпонентной структуры самосознания (И. И. Чеснокова) и адаптируя выводы В. С. Мерлина о содержании его структурных компонентов, исследователи выделяют следующие компоненты структуры гражданского самосознания:

  6. Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.
    Чувство национальной гордости и патриотизма.
    Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).
    Ответственность за судьбу страны.
    Общественная дисциплина и культура совместного проживания.
    Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.
    Общественная активность.
    Соблюдение демократических принципов.
    Бережное отношение к природе.
    Уважение прав и свобод других людей.
    Активная жизненная позиция.
    Правосознание и гражданская ответственность.
    Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
    Ответственность за свои дела и поступки.
    Интернационализм, уважение к народам других стран.
    Качества современного работника
    Дисциплинированность и ответственность.
    Работоспособность и организованность.
    Общие и экономические знания.
    Политические знания.
    Творческое отношение к труду.
    Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело.
    Профессиональная гордость, уважение к мастерству.
    Сознательность, вежливость, аккуратность.
    Опыт трудовой деятельности.
    Эмоциональная производственная культура.
    Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности.
    Коллективизм, умение трудиться сообща.
    Инициативность, самостоятельность.
    Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества.
    Деловитость и предприимчивость.
    Ответственность за результаты труда.
    Уважение к людям труда, мастерам производства и др.
    Качества семьянина
    Трудолюбие, ответственность.
    Тактичность, вежливость, культура общения.
    Умение держать себя в обществе.
    Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.
    Здоровье, привычка к активному образу жизни.
    Умение организовывать и проводить досуг.
    Разносторонняя образованность.
    Знание правовых норм, законов.
    Знание практической психологии, этики.
    Умение воспитывать детей.
    Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности.
    Уважение к своим родителям, престарелым людям.
    Как видим, учителю начальной школы не приходится выдумывать или привлекать извне элементы содержания воспитания. Все они идут от жизни, от необходимости решения насущных проблем. Воспитатель составляет перспективный план воспитательной работы на весь период начальной школы, где системно представит элементы содержания, направленные на формирование будущего гражданина, работника, семьянина. Разумеется, это только общие элементы будущего конкретного плана. Никакая программа воспитательной работы не может регламентировать содержания воспитания не то что во всех школах, но даже в параллельных классах. Вот почему, опираясь на ориентировочную тематику, каждый педагог будет творчески подходить к определению конкретных элементов содержания, учитывая цели, конкретные условия, уровень воспитанности школьников.

    Согласимся, что в период существенных преобразований в обществе трудно составить конкретную программу воспитания и предложить воспитателям готовые рецепты. Но нам уже известно главное – в каком направлении будет развиваться общество, школа, к чему нужно готовить подрастающие поколения. Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина.
    ⇐ Предыдущая66676869707172737475Следующая ⇒
    Date: 2015-09-02; view: 414; Нарушение авторских прав

  7. «Формирование личности» – Предметно-ориентированный. Образование. Сочетание свойств Личности, необходимое для подготовки специалистов к инновационной деятельности. Шаг 2. Инновационая личность. Ориентированность образовательных программ и технологий для формирования «публично-креативной» личности. Инновационное образование. Ориентированность образовательных программ и технологий для формирования «организационно-креативной» личности.
    «Социализация личности» – Цель образования – развитие личности, Участились случаи суицида*. ? Возникает следующий вопрос: В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. Не ясна цель деятельности. Помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.Д. Учителя. Другой наглядный пример. 4. Воспитание в процессе обучения.
    «Личность Лермонтова» – Траншеи – место военных игр будущего поэта. Определите рифму в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус». Кавказ. М.М.Арсеньева (Лермонтова). «Крестовая гора» – одна из лучших работ М.Ю.Лермонтова. 1837 год. М.Ю.Лермонтов. Неизвестный художник. 1820-1822 гг. Вспомните, какие существуют стихотворные размеры.
    «Личность учителя» – Учитель всегда настроен на успех своих учеников. Позиции эффективного учителя. Личность педагога в современной школе. Учитель умеет передавать знания и формировать умения наилучшим образом. Личностно ориентированный: на педагога, на ученика, на всех субъектов образовательного процесса. Подходы к пониманию сути понятия Нормативно-официальный.
    «Личность и индивидуальность» – Идеальный вариант. От общего к частному. Общество. Человек, индивид, личность. Цицерон. Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя. Значения термина «ИНДИВИД» (через взаимоотношения человека и общества). «Атом». Человек с точки зрения человека. 1.Отношение к собственности 2.Место в соци- ально-классовой структуре и др.
    «Творческая личность» – Третья стадия (характеризуется повышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности). Шестая стадия – стадия расцвета таланта. Правило 3. Не давайте загнать себя в угол! Всякий раз отстаивайте свое право на творчество, право выбора в принятии решений. Пройдет неделя, месяц, год и вы поймете, что вы в целом стали умнее, сильнее, добрее.

  8. Семыкина Е. Н.
    Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, – звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
    И. Кант
    Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю…
    И. Кант
    Личность (как философское понятие) – это объединенная единством самосознания, совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная). Такое понятие личности мы находим в энциклопедическом словаре последней четверти XIX века.
    С начала прошлого века понятие «личность» не менялось, и весь XX век толковалось практически одинаково. Оно рассматривается только в связи с социальными явлениями. Но совершенно очевидно, что, наше бытие связано кроме этого еще и с внутренними духовными проявлениями, размышлениями и жизнью. Без бытия духа мы не можем себя представлять и существовать.
    И нам стало совершенно очевидно, что общество нуждается в достоинстве не только личности как исключительно социальной категории, но в достоинстве человека.
    Русский язык богат и многозначен – слово «достоинство» имеет несколько значений. Одно из них – это необходимые моральные качества, это ценность человек, но, кроме того, и осознание своей ценности. А другое значение слова «достоинство» – это стоимость (напр., достоинство монеты).
    Вероятно, такая многозначность этого слова неслучайна.
    Мы задались вопросом: «Нужно ли достоинство воспитывать, формировать и для чего?». В этом понятии сочетается материальное отношение и нравственное, духовное. Это совсем не случайно. Так как мир не существует раздельно. Для него опасно разделение, перегибы и гипер-состояния, природа и мир стремятся к ГАРМОНИИ и РАВНОВЕСИЮ.
    В качестве примера обратимся к судьбе одного из ученых античности Сократу.
    Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить по сочинениям других греческих философов (главным образом по книгам его ученика Платона). Философские размышления Сократа стремились к твердому обоснованию этических понятий (добродетели, справедливости, честности, достоинства и т.д.). Сейчас многим это кажется «общим местом» и всем понятными истинами. Но, оттого, что эти вопросы задаются на протяжении столетий, они не становятся проще и понятнее и всегда вызывают полемику, имеют тайных и явных сторонников и противников. Их видимая простота обманчива. К возможности разрешить метафизические вопросы о начале и сущности мироздания он относился скептически. Сократ был присужден к смертной казни афинскими судьями за неверие в существующих богов и введение новых божеств. То есть он призывал к разрушению «закона», которому подчинялись безоговорочно.
    Было такое правило в Афинском полисе, если граждане Афин, вышли в море, и их корабль потерпел крушение, то вернуться в полис спасшиеся мореплаватели могли только все вместе, иначе они становились изгнанниками. Мы задаем вопрос, взаимопомощь – это нравственная категория. Отвечаем – да. Но формировалась в античном мире до Сократа она как необходимость. И за невыполнение этой нравственной категории следовало наказание более страшное, чем смерть – изгнание. Сократ выступил на суде в защиту таких моряков. Объясняя их поступок невозможностью спасти товарищей. А в своих выступлениях часто обращался к «внутреннему голосу совести», которое его соотечественники сочли за новое божество. То есть Сократ разрушал многовековой закон гражданского мира строго регламентированный и беспрекословно всеми исполняемый. Как же эти рассуждения соотносятся с нашей темой. Вопрос достоинства обязательно столкнется с вопросом свободы и воли.
    Необходимость в воспитании определенных нравственных качеств, таких как милосердие, доброта, совестливость, ответственность, порядочность, чувство долга, добросовестность, личное достоинство, справедливость, дающих основу для гражданской позиции растущего человека оспорить нельзя. Но, испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго, вечного» что, как правило, приводило к отрицательному результату, наше общество и в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось – навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самых рациональных.
    Необходимо осознавать, что достоинство человека не избыточная роскошь, а приоритет. Становление личного достоинства – необходимость не только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Мы ведь не доверим сумму денег человеку, заведомо зная, что он вор (если, конечно не ставим задачи его перевоспитания, как это делал в свое время А.С.Макаренко). А почему же мы можем доверить важный пост человеку без личного достоинства. И будем заблуждаться, что он справится со своими обязанностями хорошо. Для того чтобы сложилось гражданское общество необходимо много условий, но не нужно тешить себя надеждами о возможности его существования без определенных нравственных качеств его граждан. К ним относится и достоинство личности.
    Сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как в новых, изменившихся социальных условиях, даже прекрасно разработанные воспитательные системы дают сбои. Причин для этого много, но главное несоответствие социальных условий и целей. Так СМИ навязывают нам, что можно и нужно лгать для достижения своих целей, предавать близких, что главное-это успех в карьере (хотя это действительно не плохо), но ведь не любой ценой.
    Кроме достоинства необходимо сформировать у школьников и психологические качества – это устойчивость и эмпатия, поддерживающие и закрепляющие нравственные составляющие. Эмпатия «… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого…. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам…
    …Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким».
    Л.С. Выгодский доказал, что психические процессы основаны на межличностных отношениях. Самосознание в своем онтогенетическом развитии, согласно Л.С. Выгодскому, проходит тот же путь, что и все высшие психические функции: «средства социальных связей и есть основные средства для образования тех сложных психологических связей, которые возникают, когда функции становятся индивидуальными функциями …». Механизмы сознания и социального контакта тождественны: « … сознание есть как бы социальный контакт с самим собой … Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других и тем же самым способом, каким мы сознаем других, потому что мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас».
    Анализ современной психологической литературы дает представление о личности как изменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир, свое социальное окружение и взаимодействие. Движущей силой индивидуального развития признается процесс социального взаимодействия, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды/
    Одним из основных результатов личностного роста, с этой точки зрения, является становление у человека представлений о собственной идентичности, складывающееся в процессе взаимодействия с «Другими». Это происходит, прежде всего, потому, что человек осознает собственное «Я», только если смотрит на себя глазами «Другого». Данную позицию в зарубежной психологии впервые отчетливо обозначил Дж. Мид, настоявший на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными «Другими». В данном подходе личность предстает не только как обладающая параметрами активности в реальном взаимодействии, но и как способная к активности в духовной, нравственной сфере. Человек формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов нравственной, эстетической и гражданской деятельности.
    Достигнуть качественного позитивного изменения общества можно, формируя его гражданские институты на базе личностного развития и присвоения каждым человеком определенных нравственных качеств, и базовым является достоинство личности.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

  9. 9
    Текст добавил: МУЛЬТприрода

    Семыкина Е. Н.
    Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
    И. Кант
    Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю…
    И. Кант
    Личность (как философское понятие) — это объединенная единством самосознания, совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная). Такое понятие личности мы находим в энциклопедическом словаре последней четверти XIX века.
    С начала прошлого века понятие «личность» не менялось, и весь XX век толковалось практически одинаково. Оно рассматривается только в связи с социальными явлениями. Но совершенно очевидно, что, наше бытие связано кроме этого еще и с внутренними духовными проявлениями, размышлениями и жизнью. Без бытия духа мы не можем себя представлять и существовать.
    И нам стало совершенно очевидно, что общество нуждается в достоинстве не только личности как исключительно социальной категории, но в достоинстве человека.
    Русский язык богат и многозначен – слово «достоинство» имеет несколько значений. Одно из них — это необходимые моральные качества, это ценность человек, но, кроме того, и осознание своей ценности. А другое значение слова «достоинство» — это стоимость (напр., достоинство монеты).
    Вероятно, такая многозначность этого слова неслучайна.
    Мы задались вопросом: «Нужно ли достоинство воспитывать, формировать и для чего?». В этом понятии сочетается материальное отношение и нравственное, духовное. Это совсем не случайно. Так как мир не существует раздельно. Для него опасно разделение, перегибы и гипер-состояния, природа и мир стремятся к ГАРМОНИИ и РАВНОВЕСИЮ.
    В качестве примера обратимся к судьбе одного из ученых античности Сократу.
    Сам Сократ ничего не написал, поэтому о его взглядах мы можем судить по сочинениям других греческих философов (главным образом по книгам его ученика Платона). Философские размышления Сократа стремились к твердому обоснованию этических понятий (добродетели, справедливости, честности, достоинства и т.д.). Сейчас многим это кажется «общим местом» и всем понятными истинами. Но, оттого, что эти вопросы задаются на протяжении столетий, они не становятся проще и понятнее и всегда вызывают полемику, имеют тайных и явных сторонников и противников. Их видимая простота обманчива. К возможности разрешить метафизические вопросы о начале и сущности мироздания он относился скептически. Сократ был присужден к смертной казни афинскими судьями за неверие в существующих богов и введение новых божеств. То есть он призывал к разрушению «закона», которому подчинялись безоговорочно.
    Было такое правило в Афинском полисе, если граждане Афин, вышли в море, и их корабль потерпел крушение, то вернуться в полис спасшиеся мореплаватели могли только все вместе, иначе они становились изгнанниками. Мы задаем вопрос, взаимопомощь — это нравственная категория. Отвечаем — да. Но формировалась в античном мире до Сократа она как необходимость. И за невыполнение этой нравственной категории следовало наказание более страшное, чем смерть – изгнание. Сократ выступил на суде в защиту таких моряков. Объясняя их поступок невозможностью спасти товарищей. А в своих выступлениях часто обращался к «внутреннему голосу совести», которое его соотечественники сочли за новое божество. То есть Сократ разрушал многовековой закон гражданского мира строго регламентированный и беспрекословно всеми исполняемый. Как же эти рассуждения соотносятся с нашей темой. Вопрос достоинства обязательно столкнется с вопросом свободы и воли.
    Необходимость в воспитании определенных нравственных качеств, таких как милосердие, доброта, совестливость, ответственность, порядочность, чувство долга, добросовестность, личное достоинство, справедливость, дающих основу для гражданской позиции растущего человека оспорить нельзя. Но, испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго, вечного» что, как правило, приводило к отрицательному результату, наше общество и в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось — навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самых рациональных.
    Необходимо осознавать, что достоинство человека не избыточная роскошь, а приоритет. Становление личного достоинства – необходимость не только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Мы ведь не доверим сумму денег человеку, заведомо зная, что он вор (если, конечно не ставим задачи его перевоспитания, как это делал в свое время А.С.Макаренко). А почему же мы можем доверить важный пост человеку без личного достоинства. И будем заблуждаться, что он справится со своими обязанностями хорошо. Для того чтобы сложилось гражданское общество необходимо много условий, но не нужно тешить себя надеждами о возможности его существования без определенных нравственных качеств его граждан. К ним относится и достоинство личности.
    Сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как в новых, изменившихся социальных условиях, даже прекрасно разработанные воспитательные системы дают сбои. Причин для этого много, но главное несоответствие социальных условий и целей. Так СМИ навязывают нам, что можно и нужно лгать для достижения своих целей, предавать близких, что главное-это успех в карьере (хотя это действительно не плохо), но ведь не любой ценой.
    Кроме достоинства необходимо сформировать у школьников и психологические качества — это устойчивость и эмпатия, поддерживающие и закрепляющие нравственные составляющие. Эмпатия «… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого…. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам…
    …Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким».
    Л.С. Выгодский доказал, что психические процессы основаны на межличностных отношениях. Самосознание в своем онтогенетическом развитии, согласно Л.С. Выгодскому, проходит тот же путь, что и все высшие психические функции: «средства социальных связей и есть основные средства для образования тех сложных психологических связей, которые возникают, когда функции становятся индивидуальными функциями …». Механизмы сознания и социального контакта тождественны: «… сознание есть как бы социальный контакт с самим собой… Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других и тем же самым способом, каким мы сознаем других, потому что мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас».
    Анализ современной психологической литературы дает представление о личности как изменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир, свое социальное окружение и взаимодействие. Движущей силой индивидуального развития признается процесс социального взаимодействия, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды/
    Одним из основных результатов личностного роста, с этой точки зрения, является становление у человека представлений о собственной идентичности, складывающееся в процессе взаимодействия с «Другими». Это происходит, прежде всего, потому, что человек осознает собственное «Я», только если смотрит на себя глазами «Другого». Данную позицию в зарубежной психологии впервые отчетливо обозначил Дж. Мид, настоявший на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными «Другими». В данном подходе личность предстает не только как обладающая параметрами активности в реальном взаимодействии, но и как способная к активности в духовной, нравственной сфере. Человек формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов нравственной, эстетической и гражданской деятельности.
    Достигнуть качественного позитивного изменения общества можно, формируя его гражданские институты на базе личностного развития и присвоения каждым человеком определенных нравственных качеств, и базовым является достоинство личности.

  10. Сенека в трактате «Наставление нравов» писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». И далее: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
    И.Ф. Гербарт утверждал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
    Отсутствие внешнего принуждения в вопросах нравственности делает нравственное воспитание делом чрезвычайной важности. Нравственное воспитание молодежи является важнейшей задачей семьи, школы, общества.
    Философская наука о морали называется этикой. Основные категории этики – добро и зло. Соблюдение моральных требований обычно ассоциируется с добром, а пренебрежение ими или их нарушение характеризуется как нравственное зло. Понимание того, что является добром, а что злом, побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями.
    Однако содержание морали задается исторически и может различаться в разных обществах. Нормы морали тоталитарного и демократического общества различны. Нравственная эволюция мирового сообщества происходила в направлении смягчения моральных норм, гуманизации морали.
    Личность усваивает обычаи и традиции морали, культивируемые в обществе, и постепенно их соблюдение перерастает в нравственные привычки и навыки нравственного поведения.
    Нравственность – это совокупность знаний, мотивов, навыков и привычек человека, связанных с соблюдением норм, правил и требований морали.
    Но человека нельзя назвать нравственным, если он выполняет моральные предписания под страхом общественного мнения или стремясь показать свою «нравственность», желая добиться преимуществ в обществе (например, ради карьеры). Подобная внешняя «нравственность» называется лицемерием.
    Трудно назвать нравственным и человека, который не делает чего-то из-за боязни дурных последствий.
    Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология» пишет: «Не следует превращать нравственность во внутреннюю полицию духа… Не делать чего-нибудь из-за боязни дурных последствий так же безнравственно, как и делать… Нравственное в психологическом смысле всегда свободно». И далее: «Морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально».
    Спиноза говорил, что если человек избегает чего-нибудь на том основании, что оно дурно, то он поступает как раб. Свободный человек только тот, кто избегает того же самого потому, что нечто другое хорошо.
    В процессе нравственного воспитания можно считать закрепленными те правила и. нормы поведения, которые прочно вошли в быт и нравы учащихся.
    Джемсу принадлежат слова: «Постарайтесь же сделать своих учеников свободными людьми, приучите их действовать везде, где возможно, рассматривая вещи с точки зрения добра. Приучите их говорить всегда правду, но для этого не столько показывайте им дурные стороны лжи, сколько возбуждайте в них страстную любовь к честности и правдивости. Когда вам придется говорить с ними о вредном влиянии алкоголя, то не подчеркивайте так, как это делается в книгах, болезней желудка, почек и нервов, которым подвержен пьяница, не подчеркивайте и низкого положения, которое он занимает в обществе, а больше указывайте на то, какое счастье обладать здоровым организмом, который в течение всей жизни сохраняет благодаря свежей и здоровой крови юношескую гибкость, которому незнакомы возбуждающие наркотические средства, и в котором утреннее солнце, воздух и роса ежедневно вызывают достаточно сильный подъем духа».
    Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной в силу внутреннего влечения к добру. Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Другими словами, как внутренний императив личности.
    Суть нравственного воспитания состоит в переводе норм, правил и требований общественной морали в знания, взгляды, убеждения, идеалы, навыки и привычки поведения личности. Другими словами, в формировании нравственных качеств личности.
    Нравственные качества личности – это выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, родине и т.д. К нравственным качествам личности относятся:
    1) качества, выражающие отношение к родине: сознание гражданского долга, любовь и преданность родине, ненависть к ее врагам;
    2) качества, выражающие отношение к другим странам и народам:интернационализм, доброжелательность ко всем странам и народам, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, культура межнациональных отношений;
    3)качества, выражающие отношение к труду: трудолюбие, добросовестность, настойчивость, дисциплинированность;
    4)качества, выражающие отношение к общественной, частной и личной собственности: честность, нестяжательство, бережливость, экономность;
    4) качества,выражающие отношение к природе: забота о природе;
    5) качества, выражающие отношение к другим людям: гуманность, коллективизм, демократизм, справедливость, благородство, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, забота, честность, правдивость, прямота, простота и скромность в общении, пунктуальность, чувство долга, ответственность, тактичность;
    6)качества, выражающие отношение к самому себе: принципиальность, самокритичность, умеренность.
    Каждое из указанных качеств должно быть сформировано во всей полноте трех компонентов: интеллектуально-чувственного, потребностно-мотивационного, деятельностно-волевого.
    Важная роль в нравственном воспитании занимает и формирование моральных чувств: стыда, совести, раскаяния.
    Формирование нравственных качеств, как и любых других качеств личности, возможно только в деятельности. Исходя из этого, педагог должен включить учащихся в следующие виды деятельности: общественную, трудовую, экологическую, в деятельность по сбережению материальных ценностей, в деятельность общения с другими людьми, в деятельность самопознания и самосовершенствования.
    Наиболее распространенные формы нравственного воспитания в школе: чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, книг, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, устные журналы, изучение правил поведения учащихся, уроки этикета, диспуты, конференции (например, читательские).
    Соответственно нравственное воспитание включает в себя такие направления воспитания, как: гражданское, политическое, патриотическое, интернациональное, трудовое, экологическое, экономическое, этическое (добавим также – религиозное) воспитание.
    Подчеркивая значение взглядов, убеждений и идеалов в нравственном воспитании, иногда говорят об идейно-нравственном, идейно-политическом, идейно-патриотическом воспитании.
    Рассмотрим некоторые из направлений нравственного воспитания школьников подробнее.
    Сочинения на моральные темы.
    Гражданское воспитание –это целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщении детей и молодежи к истории и культуре данного общества в прошлом и в современности, имеющий целью формирование гражданственности.
    Гражданственность –это интегративное качество личности, заключающееся в осознании человеком своего единства с белорусским обществом и государствам и формировании установки на совершенствование и развитие белорусского общества и государства, активной гражданской позиции.
    Гражданственность включает:
    – внутреннюю свободу и уважение к государственной власти;
    – любовь к Родине, готовность к ее защите и, одновременно, стремление к миру;
    – уважение государственных символов – Герба, Флага, Гимна;
    – знание Конституции, гражданских прав и обязанностей;
    – чувство собственного достоинства и дисциплинированность;
    – готовность к активному участию в жизни общества, к борьбе с несправедливостью, эксплуатацией;
    – сформированность потребности защищать интересы своего государства;
    – гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
    Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей, родителей, общественных организаций (пионеры, БРСМ) по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.
    По мнению А.С. Макаренко, главное условие формирования гражданственности – когда родители и учителя на глазах у детей живут полной, радостной, общественно-полезной жизнью (это основа подлинного родительского и педагогического авторитета).
    Гражданственность – это осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству и обществу.
    Гражданское воспитание включает:
    — патриотическое;
    — политическое;
    — правовое.
    Цель гражданского воспитания — подготовка детей и молодежи к ответственному участию в жизни страны. Суть — в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.
    Гражданские качества личности:
    — патриотизм;
    — гражданская честь и гражданская совесть;
    — обязательность;
    — ответственность;
    — трудолюбие;
    — социальная активность;
    — осознанная законопослушность;
    — преданность интересам Родины и народа;
    — уважение национальной культуры, ее традиций и обычаев.
    Основные средства:
    — социально-политические предметы;
    — СМИ, общественные организации;
    — музеи;
    — традиции, этнографический материал;
    — литература.
    Система гражданских знаний.
    Политическое воспитание и показатели политической культуры. Школа никогда не стояла вне политики. Она всегда была одним из тех средств, через которые правящие классы осуществляли свою политику. Педагогика как наука о воспитании всегда выражала политические взгляды и чаяния определенных общественных классов. Говоря сло­вами В.И. Ленина, школа вне политики – ложь и лицемерие.
    Значение политического воспитания очень велико, тем более что в наше настоящее время зна­чительная часть молодежи проявляет равнодушие к воп­росам политики, остается индифферентной по отношению к событиям общественной жизни.
    Политическое воспитание учащихся заключается в формировании политических взглядов, убеждений, ценностей, политической ориента­ции, политической направленности личности.
    Школьник должен овладеть навыками правомерного политического поведения, эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, избирателя, налогоплательщика, члена органов местного самоуправления). Он должен знать и выполнять Конституцию Республики Беларусь, другие нормативные акты, владеть способами конструктивного разрешения конфликтных общественно-политических ситуаций, самостоятельно отбирать и критически осмысливать информацию из различных источников, аргументировано отстаивать свою политическую позицию.
    Важно передать учащимся такие политические ценности, как: белорусская государственность, правовое государство, гражданское общество, состоящее из политически и юридически компетентных граждан, демократия, социальная справедливость, мирное сосуществование и др.
    Политическое воспитание в школе осуществляется прежде всего в процессе изу­чения социально-гуманитарных дисциплин – истории, ЧОГ. Задача педагога – «разбудить» активность студентов, их интерес к полити­ческой жизни Беларуси и мира.
    Важное значение для политического воспитания школьников имеет объективное научное освещение истории Беларуси и бывшего СССР, успе­хов и недостатков общественно-политического и народно­хозяйственного развития советского периода существова­ния нашего государства. Школьники должны знать правду о Великой Отечественной войне, об ужасах оккупации, о партизанском движе­нии, о народных героях и предателях Родины, о значе­нии нашей победы во Второй мировой войне. Но школьники должны знать правду и о кровавой братоубийственной гражданской войне, о культе личности Сталина, о массовых репрессиях власти против своего же народа, о периоде «застоя».
    Политическое воспитание продолжается во внеклассной работе. Для этого можно использовать следующие формы работы:
    а) политические информации, тематические и обзорно­го типа – хроника событий в Беларуси, в странах СНГ, в мире;
    б) доклады о международном положении «Наша плане­та сегодня», «Беларусь сегодня» и т.д.;
    в) дискуссии по особо актуальным вопросам или собы­тиям общественно-политической жизни;
    г) информационные сообщения о политических парти­ях, молодежных и детских организациях, функциониру­ющих в стране;
    д) общественный смотр политических знаний.
    Важ­но приучить школьников к ежедневному чтению газет и просмотру политических телепередач.
    Педагогические условия эффективной организации поли­тического воспитания учащихся:
    а) разнообразие форм и методов при проведении поли­тических мероприятий;
    б) активное участие школьников в подготовке и проведе­нии мероприятий: каждый должен много раз побыть в роли политинформатора, автора обзоров политической периодики и телепередач, организатора походов и т.д.;
    в) учет возраста и уровня политической культуры учащихся;
    г) методологическая подготовка педагога, высокий уровень его политической культуры. Политическая работа с учащимися требует от учителя высоко­го уровня пропагандистского мастерства, искренности и личной убежденности.
    Политическая зрелость ученика проявляется в его умении активно противостоять общественной пассивности и аполитич­ности, в непосредственном участии в общественной жизни своего города или села, школы, комсомольской и пионерской организа­ций, в непримиримости к врагам дела мира и свободы народов.
    Для осуществления задач идейно-политического воспитания в школах организуется деятельность лекториев, пропагандистских групп, политшкол. Учащиеся, прежде всего стар­шеклассники, выступают с лекциями и докладами на обществен­но-политические темы в школе и вне ее, проводят политические информации, диспуты, вечера вопросов и ответов, посвященные важнейшим проблемам общественно-поли­тической жизни страны и за рубежом.
    Проводятся походы и экскурсии, оформляются стенды и альбомы, организуются встре­чи с ветеранами войны и труда.
    Необходимо активно использовать в воспи­тательной работе общественно-политические чтения, тематиче­ские циклы лекций, устные журналы, вечера вопросов и отве­тов, организовывать агитбригады, кружки, клубы, школьные музеи, способствующие расширению политического кругозора учащихся.

  11. Достоинство личности как качество гражданского общества
    Семыкина Е. Н.
    Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, – звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
    И. Кант
    Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю…
    Личность (как философское понятие) – это объединенная единством самосознания, совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная). Такое понятие личности мы находим в энциклопедическом словаре последней четверти XIX века.
    С начала прошлого века понятие «личность» не менялось, и весь XX век толковалось практически одинаково. Оно рассматривается только в связи с социальными явлениями. Но совершенно очевидно, что, наше бытие связано кроме этого еще и с внутренними духовными проявлениями, размышлениями и жизнью. Без бытия духа мы не можем себя представлять и существовать.
    И нам стало совершенно очевидно, что общество нуждается в достоинстве не только личности как исключительно социальной категории, но в достоинстве человека.
    Русский язык богат и многозначен – слово «достоинство» имеет несколько значений. Одно из них – это необходимые моральные качества, это ценность человек, но, кроме того, и осознание своей ценности. А другое значение слова «достоинство» – это стоимость (напр., достоинство монеты).
    раздельно. Для него опасно разделение, перегибы и гипер-состояния, природа и мир стремятся к ГАРМОНИИ и РАВНОВЕСИЮ.
    В качестве примера обратимся к судьбе одного из ученых античности Сократу.
    к твердому обоснованию этических понятий (добродетели, справедливости, честности, достоинства и т. д.). Сейчас многим это кажется «общим местом» и всем понятными истинами. Но, оттого, что эти вопросы задаются на протяжении столетий, они не становятся проще и понятнее и всегда вызывают полемику, имеют тайных и явных сторонников и противников. Их видимая простота обманчива. К возможности разрешить метафизические вопросы о начале и сущности мироздания он относился скептически. Сократ был присужден к смертной казни афинскими судьями за неверие в существующих богов и введение новых божеств. То есть он призывал к разрушению «закона», которому подчинялись безоговорочно.
    Было такое правило в Афинском полисе, если граждане Афин, вышли в море, и их корабль потерпел крушение, то вернуться в полис спасшиеся мореплаватели могли только все вместе, иначе они становились изгнанниками. Мы задаем вопрос, взаимопомощь – это нравственная категория. Отвечаем – да. Но формировалась в античном мире до Сократа она как необходимость. И за невыполнение этой нравственной категории следовало наказание более страшное, чем смерть – изгнание. Сократ выступил на суде в защиту таких моряков. Объясняя их поступок невозможностью спасти товарищей. А в своих выступлениях часто обращался к «внутреннему голосу совести», которое его соотечественники сочли за новое божество. То есть Сократ разрушал многовековой закон гражданского мира строго регламентированный и беспрекословно всеми исполняемый. Как же эти рассуждения соотносятся с нашей темой. Вопрос достоинства обязательно столкнется с вопросом свободы и воли.
    Необходимость в воспитании определенных нравственных качеств, таких как милосердие, доброта, совестливость, ответственность, порядочность, чувство долга, добросовестность, личное достоинство, справедливость, дающих основу для гражданской позиции растущего человека оспорить нельзя. Но, испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго, вечного» что, как правило, приводило к отрицательному результату, наше общество и в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось – навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самых рациональных.
    Необходимо осознавать, что достоинство человека не избыточная роскошь, а приоритет. Становление личного достоинства – необходимость не только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Мы ведь не доверим сумму денег человеку, заведомо зная, что он вор (если, конечно не ставим задачи его перевоспитания, как это делал в свое время А. С. Макаренко). А почему же мы можем доверить важный пост человеку без личного достоинства. И будем заблуждаться, что он справится со своими обязанностями хорошо. Для того чтобы сложилось гражданское общество необходимо много условий, но не нужно тешить себя надеждами о возможности его существования без определенных нравственных качеств его граждан. К ним относится и достоинство личности.
    много, но главное несоответствие социальных условий и целей. Так СМИ навязывают нам, что можно и нужно лгать для достижения своих целей, предавать близких, что главное-это успех в карьере (хотя это действительно не плохо), но ведь не любой ценой.
    Кроме достоинства необходимо сформировать у школьников и психологические качества – это устойчивость и эмпатия, поддерживающие и закрепляющие нравственные составляющие. Эмпатия «… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого…. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам…
    Л. С. Выгодский доказал, что психические процессы основаны на межличностных отношениях. Самосознание в своем онтогенетическом развитии, согласно Л. С. Выгодскому, проходит тот же путь, что и все высшие психические функции: «средства социальных связей и есть основные средства для образования тех сложных психологических связей, которые возникают, когда функции становятся индивидуальными функциями…». Механизмы сознания и социального контакта тождественны: « … сознание есть как бы социальный контакт с самим собой… Мы сознаем себя, потому что мы сознаем других и тем же самым способом, каким мы сознаем других, потому что мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас».
    Анализ современной психологической литературы дает представление о личности как изменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир, свое социальное окружение и взаимодействие. Движущей силой индивидуального развития признается процесс социального взаимодействия, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды/
    Одним из основных результатов личностного роста, с этой точки зрения, является становление у человека представлений о собственной идентичности, складывающееся в процессе взаимодействия с «Другими». Это происходит, прежде всего, потому, что человек осознает собственное «Я», только если смотрит на себя глазами «Другого». Данную позицию в зарубежной психологии впервые отчетливо обозначил Дж. Мид, настоявший на значении «взгляда Другого» в построении «Я» (self) и на значении ролей, играемых человеком в ходе социального взросления во взаимодействиях с разными «Другими». В данном подходе личность предстает не только как обладающая параметрами активности в реальном взаимодействии, но и как способная к активности в духовной, нравственной сфере. Человек формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов нравственной, эстетической и гражданской деятельности.
    является достоинство личности.

  12. Помогите написать сочинение на тему “Какого народа я сын или дочь?”
    В книге 825 страниц. Сколько потребуется цифр для номерации страниц… Эта задача со * и в ответе написан результат 2367 страниц. Пожалуйста помогите с решением..
    Решите пример: 0,25 : 2,4 х 0,9 х 2,1     3,5 х 0,04 : 3,2
    10-15 примеров чем отличается город от села.
    постройте график областью определения которой служит промежуток[ -2:6] а областью значений промежуток [-4:3]
    в левую колонку таблицы запишите по какому признаку химические элементы разделены на две : цинк медь натрий золото серебро железо   хлор фтор водород кремний углерод азот
    какова сила давления пиклада на плечо стрелка при стрельбе из ручного пулемета производящего 600 выстрелов в минуту? масса пули 10 г. Скорость пули в момент вылета 700 м/с
    распределите слова на группы в зависимости от способа их образования. Придумайте предложения с любыми словами из упражнения.                                                                                  Колхоз (коллективное хозяйство), замминистра (заместитель министра), телепередача (телевизионная передача), вуз (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
    Значение слова “общество”.
    У этого слова много значений, а мне надо общее, чтобы могла выучить и писать самостоятельную по словам с:
    разберите по составу слова:кочка,выкройка,закваска,прополка,плетенка,загадка,шипучка,сгущенка,наклейка,задоринка,японка,фуражка,выдумка,варежка,шифровка,пряжка,косынка,копейка,текучка,лепешка,прогулка,кавычка,головоломка,скалка,горячка,бумажка,стрижка,планировка,утечка,подножка,тянучка,щетка,поломка,примерка,ячейка,пробежка,перестрелка,сыроежка

  13. 7
    Вопросы для размышления: 1. Что значит быть гражданином? 1. Что значит быть гражданином? 2. Какими качествами должен обладать идеальный гражданин демократического государства? 2. Какими качествами должен обладать идеальный гражданин демократического государства?
    8
    ГРАЖДАНИН
    9
    Ассоциативная таблица: КАЧЕСТВА ГРАЖДАНИНА
    10
    Гражданин – человек, имеющий гражданство определенного государства, обладающий правами и свободами данного государства, имеющий высокие нравственные качества, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.
    11
    Гражданство. Гражданские права и обязанности Гражданство. Гражданские права и обязанности Конституция РФ Закон РФ «О гражданстве РФ»
    12
    Гражданская ответственность 1. Граждане России должны соблюдать законы своего государства. 1. Граждане России должны соблюдать законы своего государства. 2. Граждане России должны исполнять свои конституционные обязанности. 2. Граждане России должны исполнять свои конституционные обязанности. 3. Граждане России должны принимать участие в голосовании на выборах и референдумах. 3. Граждане России должны принимать участие в голосовании на выборах и референдумах. 4. Граждане России должны доводить до сведения своих депутатов и представителей в органах власти свое мнение о ситуации в обществе и его проблемах. 4. Граждане России должны доводить до сведения своих депутатов и представителей в органах власти свое мнение о ситуации в обществе и его проблемах. 5. Граждане России должны требовать отчета о работе своих депутатов, а также избранных ими представителей власти. 5. Граждане России должны требовать отчета о работе своих депутатов, а также избранных ими представителей власти. 6. Граждане России должны уважать права других граждан. 6. Граждане России должны уважать права других граждан.
    13
    Предпочитаю жить в Чувашской Республике Предпочитаю жить за пределами Чувашской Республики
    14
    Синквейн 1.Одно существительное (заявляется тема или предмет). 1.Одно существительное (заявляется тема или предмет). 2.Два прилагательных или два причастия (описание темы\предмета). 2.Два прилагательных или два причастия (описание темы\предмета). 3.Три глагола, характеризующих действия темы\предмета. 3.Три глагола, характеризующих действия темы\предмета. 4.Фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к теме\предмету. 4.Фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к теме\предмету. 5.Существительное- синоним, обобщающее или расширяющее смысл темы\предмета. 5.Существительное- синоним, обобщающее или расширяющее смысл темы\предмета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *