Сочинение на тему гражданственность

13 вариантов

  1. Д.С.Лихачев – живая совесть России». (Рекомендации для подготовки к сочинению-рассуждению по русскому языку в формате ОГЭ (15.3) «Что такое гражданственность?» Автор: Алиева Аида Фикрат кызы, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 63 город Ульяновск
    Жизнь – это драгоценнейший дар…
    Он дается для какой-то огромной,
    великой цели.
    Чтобы заложить в годы
    детства основы человечности
    и гражданственности,
    надо дать ребенку правильное
    видение добра и зла.
    В. Сухомлинский
    Гражданственность
    Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Философский словарь
    Уроки гражданственности академика Лихачева актуальны всегда
    Если о чем Дмитрий Сергеевич Лихачев не думал вообще, так это о том, что когда-нибудь ему, возможно, поставят памятник. Он памятник воздвиг себе сам – давно и прочно. Этот памятник – его научные труды, внесшие огромный вклад в сокровищницу гуманитарного знания.
    Имя Лихачева широко известно далеко за рамками академических кругов, прежде всего, благодаря его г р а ж д а н с к о й позиции. Это не была позиция политического трибуна. Ему не нужна была власть, ему не нужно было почитание. Он думал о России и служил ей всю свою жизнь.
    В самые сложные моменты нашей новейшей истории его слово звучало как камертон, напоминающий о том, что у нас
    одна страна,
    одна история
    и одна культура,
    и никто не имеет права ради собственных амбиций покушаться на самые основы жизни народа.
    Сегодня такого камертона, увы, нет.
    Зато есть памятник, который будет
    напоминать каждому о таких простых
    вещах, как
    совесть, достоинство,
    уважение к истории и культуре и
    умение оставаться человеком
    в любых обстоятельствах.
    Напишите сочинение- рассуждение на тему:
    «Что такое гражданственность?»,
    взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
    Структура сочинения 15.3
    1. Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления.
    2. Основная часть:
    а) формулирование тезиса;
    б) приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта).
    3. Заключение (вывод).
    Этапы подготовки к сочинению – рассуждению
    (15.3)
    Насколько актуально сегодня это понятие?
    Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера)?
    Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?
    Чем существенным я могу дополнить это определение?
    Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?
    Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?
    Сегодня, читая и перечитывая мудрые и эмоционально насыщенные
    страницы книг Д.С.Лихачева, мысленно проходя вместе с ним его жизненный
    путь, ясно представляешь то бесценное, что оставил он нам в наследство –
    неиссякающий источник воспитания у детей и юношества патриотизма и
    гражданственности.
    Дмитрий Сергеевич был подлинным патриотом своего Отечества.
    Его любовь к России была глубокой, неизменной и действенной.
    Все научное творчество Д.С.Лихачева до последних дней его жизни – не
    просто деятельность блестящего ученого, глубоко увлеченного избранной для
    исследования темой, но и объяснение в любви своей Родине, служение
    истории и культуре.
    Издательство «Просвещение» выпустило в 1983 году публицистическую
    книгу Д.С.Лихачева «Земля родная». В ней автор на широком
    историческом фоне раскрывает ценность и значимость памятников культуры.
    Обращаясь к молодому читателю, академик писал: «Человека создает
    земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека
    зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства.
    От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться,
    расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально
    богатыми и интеллектуально здоровыми… А люди должны жить с
    достоинством. Достоинство –это уважение к семье, к самому себе, это
    опрятность, это наша одежда, одежда нашего города.
    «Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря: не для мелочей, не
    для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин.
    (26) Он дается для какой-то огромной, великой цели. (27) Вы подумайте,
    природа создавала человека миллионы лет. (28) И человек обязан
    отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить
    созидательную деятельность. (29)Она может быть продолжена в
    маленькихобластях и в больших, в очень престижных и в не очень
    престижных. (30) Но нужно продолжать накапливать в жизни добро,
    накапливать все то, что способствует созиданию. (31) И тогда человек
    будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря».
    Вся долгая жизнь Д.С.Лихачева
    явилась подтверждением этих слов.
    Наталия ЭЛИАСБЕРГ ,
    доктор педагогических наук,
    профессор
    Клише для первого аргумента:
    Обратимся к тексту….
    Сущность данного понятия, по мнению автора текста, сводится к…
    Автор строит свое рассуждение о данном понятии на…
    Автору (писателю, ученому, лингвисту..) данного текста было важно показать, что…
    Автор текста заставляет нас задуматься о том, что…
    Как справедливо замечено автором данного текста: «….»..
    Клише для второго аргумента:
    Я думаю…
    Данное понятие заставляет нас задуматься над тем, что…
    Разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного понятия….
    Высказывая свое отношение к данному понятию, хочу отметить…
    Я вполне разделяю общепринятую точку зрения о том, что…
    Приводя пример из жизни, хочу обратиться к…
    Обращаясь к своему жизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее…
    Клише для заключения:
    Вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим, следовательно, значит…;
    Синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что…;
    В результате рассуждения мы пришли к выводу
    о том, что…;
    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
    Можно сделать вывод, что…, из вышесказанного следует…
    C оветы экспертов по подготовке к сочинению
    Начать подготовку к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку рекомендуется со знакомства с различными темами сочинений и подбора материалов по каждой возможной теме.
    Для написания сочинения на высокий балл школьникам рекомендуется отыскать в тексте интересные слова и выстроить аргументы на их основе. Также для аргументации следует подобрать глаголы.
    В ходе написания сочинения учащимся необходимо обращать внимание на такие лексические единицы, как синонимы, неологизмы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова и строить доказательства на их основе.
    .
    Кроме этого, выпускники могут отыскать в тексте лексические единицы, которые созданы на основе переносного значения слов (метафору, олицетворение, эпитет), на основе которых затем выстроить аргументацию.
    Материалы для беседы
    Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
    Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и
    правовой культуры человека.
    Гражданственность – это осознание человеком своих
    обязанностей по отношению к родной стране.
    Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства,
    ведущее человека к совершенству.
    Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
    Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и
    национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.
    Преимущества гражданственности
    Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.
    Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
    Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.
    Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.
    Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.
    Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.
    Проявления гражданственности в повседневной жизни
    Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
    Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
    Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
    Речевые клише
    для
    основной части
    сочинения-рассуждения 15.3:
    Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей
    жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
    Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных
    Обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
    Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной
    дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.
    Как развить в себе гражданственность
    Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.
    Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.
    Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.
    Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – человек воспитывает в себе и гражданственность.

  2. Сегодня на уроке нам задали написать по теме: Что значит гражданин, сочинение. И вот я задумалась, а что значит быть гражданином?

    Что значить быть гражданином?

    Уже с рождения каждый из нас получает гражданство, а становясь автоматически гражданами страны, мы получаем от нее защиту наших прав и наших свобод. Но, что мы, как граждане делаем для своей страны и что в моем понимании быть по-настоящему гражданином своей, а не чужой, страны?
    Как по мне, мало родиться в своей стране, чтобы получить статус и быть настоящим гражданином. По моему мнению, гражданин — это тот, кто по-настоящему любит страну, свою Родину и готов не задумываясь отдать за нее жизнь, как это делали наши предки, защищая границы своей страны в военные годы.
    Гражданин — это тот, кто почитает память предков, тот, кто ценит наследие предков, тот, кто не оскверняет памятники архитектуры и культуры. Гражданин — это тот, кто защищает свою историю и историю своей страны. Вот только беда! Люди стали забывать, что значит быть настоящим гражданином и от этого рушится все вокруг, забывается история, а люди не могут ответить даже на самые легкие вопросы. Они оскверняют памятники, разрушают архитектурные сооружения и ничего не делают, чтобы сохранить все для потомков. А ведь, достаточно лишь объединить усилия, и можно всегда отстоять свои права на исторические и культурные ценности страны и настоящие граждане так и делают. Они никогда не закрывают глаза, а действуют, защищая культурное наследие.

  3. 3
    Текст добавил: Дио и я лучшие друзья!

    …Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    Н.А.Некрасов
    Поэт в России — больше чем поэт.
    В ней суждено поэтами рождаться
    Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
    Кому уюта нет, покоя нет.
    Евгений Евтушенко
    Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Любовь к родине, размышление над тайнами национального российского характера, высокое чувство гражданственности — таковы особенности лирики Некрасова.
    Близость к революционерам-демократам сказалась на взглядах Некрасова на сущность искусства, на место и роль поэзии в жизни общества. Сторонники “чистого искусства” были его идейными противниками. Некрасов заявил: “Нет науки для науки, нет искусства для искусства — все существует для общества, для облагорожения человека…”
    Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении “Поэт и гражданин” Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам “не имущих хлеба”.
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденность, за любовь…
    Иди и гибни безупречно,
    Умрешь не даром — дело прочно,
    Когда под ним струится кровь.
    Через сердце поэта проходят “боли народные”. Вот от “парадного подъезда” гонят оборванную чернь; вот на “несжатой полосе” плачет крестьянка от непосильного труда; вот разоренные голодные деревни; тройки, мчащиеся по бездорожью; вот бурлаки со стонами тянут баржу; вот Россия, где “рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов”. Некрасовская Россия — это поэтическое размышление о судьбе народа.
    Муза поэта была спутницей “бедняков, рожденных для труда, страданья и оков”. Она раскрывала бездны насилия и зла, призывала к борьбе.
    Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Пафос гражданственности, революционный настрой — главное отличие таких стихотворений. Но также для Некрасова характерно выражение простых человеческих чувств, которые вызывают у поэта воспоминания о друзьях-революционерах. Это чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.
    В стихотворении “Памяти Белинского” поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья “наивная и страстная душа” стремилась “к одной высокой цели”. Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, “упорствуя, волнуясь и спеша”, а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.
    Ты нас любил, ты дружеству был верен —
    И мы тебя почтили в добрый час!
    В другом своем стихотворении, посвященном Белинскому, поэт назовет его “братом по судьбе”, с которым он шел “одной тернистой дорогой”. Некрасов считает себя правопреемником своего ближайшего друга. Борцам за светлое будущее России посвящены стихотворные строки, ставшие хрестоматийными:
    Природа-мать! Когда б таких людей
    Ты иногда не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.
    Стихотворение “Родина” открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:
    Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
    Она была горда, упорна и прекрасна,
    И все, что вынести в тебе достало сил,
    Предсмертный шепот твой губителю простил!..
    Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять-лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, — этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь. Вспомним Матрену Тимофеевну Корчагину, которая вынесла величайшее для каждой Матери горе — потерю ребенка, и, несмотря на это, сумела простить Савелия, нечаянного виновника гибели Демушки; вспомним княгинь Трубецкую и Волконскую, которые остались преданными своим мужьям, верными своему долгу.
    Поэт считает, что именно такие женщины должны воспитывать новое поколение русских людей, именно они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. “Не бойся”, — скажет мать и, держа свое чадо за руку, поведет его по жизни.
    Не бойся горького забвенья:
    Уж я держу в руке моей
    Венец любви, венец прощенья,
    Дар кроткой родины твоей…
    Недаром женщину-мать Некрасов называет “многострадальной” матерью “всевыносящего русского племени”. Такая женщина в стихах Некрасова становится символом родного дома, родного края, воспоминания о котором всегда живы в сердце русского человека.
    И с тем же чувством, которым проникнуты строки о святых, искренних “слезах бедных матерей”, поэт будет говорить о “слезах” русской земли:
    Я призван был воспеть твои страданья,
    Терпеньем изумляющий народ!
    И бросить хоть единый луч сознанья
    На путь, которым бог тебя ведет…
    Поэта искренне волнует судьба народа, способного изготовлять не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Сам поэт был величайшим Гражданином свой Отчизны. До последних дней он воспевал красоту русской земли, красоту души человеческой. Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Он верил в прекрасной будущее России.
    Да не робей за Отчизну любезную…
    Вынес достаточно русский народ,
    Вынес и эту дорогу железную —
    Вынесет все, что господь ни пошлет!
    Вынесет все — и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется ни мне, ни тебе.
    Некрасовская лирика является неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Честь, трудолюбие, стремление к истине, гуманизм, вера в справедливость, гражданственность, любовь к Родине — вот в чем видел поэт смысл и содержание жизни человека. Эту идею Некрасов пытался выразить почти в каждой своей строке. И нельзя согласиться с теми, кто считает, что ценность лирики Некрасова потеряна с годами, что в наше время читать его произведения неинтересно. Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному российскому обществу.

  4. Гражданственность поэзии Н. А.Некрасова

    Я лиру посвятил народу своему…
    Н. А. Некрасов
    В годы творческой молодости Некрасов находился под влиянием своего друга и учителя В. Г. Белинского его ближайшими соратниками были Н. Г. Чернышевский и Н. А Добролюбов. Русская действительность и близость к революционерам-демократам были той школой, которая сформировал Некрасова как мыслителя и поэта, в которой сложились его взгляды на сущность искусства, на место и роль в поэзии и жизни.
    Современники и идейные противники Некрасова- Фет, Майков и все те, кто защищал поэзию «чистого искусства», — видели в поэте «жреца красоты», который прорывается «к звездам, где пышно и светло». Некрасов заявлял: «Нет науки для науки, нет искусства для искусства – все существует для общества, для облагорожения человека…»
    Некрасов видел, как тяжело жилось народу в суровых социальных условиях ого времени. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, каторжный труд бурлака – все эти стороны печальной русской действительности глубоко волновали поэта-патриота, угнетали его сознание гражданина:
    Зрелище бедствий народных
    Невыносимо, мой друг…
    В суровое время борьбы за освобождение крестьян муза Некрасова становится «музыкой мести и печали». Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» поэт описывает случай избиения молодой женщины на Сенной площади.
    Ни звука из ее груди.
    Лишь бич свистал, играя…
    И Музе я сказал: «Гпяди!
    Сестра твоя родная!»
    Муза Некрасова была спутницей бедняков, рожденных для труда, страданья и оков. Она раскрывала бездны насилия и зла, звала на борьбу.
    Поэт в своем творчестве всегда обращался к народу, родине и революции, и стихи Некрасова -памятник борцам его эпохи за светлое будущее России. В творчестве поэта важнейшее место заняли произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову. Чернышевскому. В поэме «Белинский», стихотворениях «Памяти Добролюбова» и «Чернышевский» Некрасов в соответствии с требованиями своего времени запечатлел идеалы общественных деятелей. Поэт писал:
    Природа-мать! Когда б таких людей
    Ты иногда не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.
    Гражданственность поэта Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта и поэзии. Каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии? Эти вопросы всегда были предметом ожесточенных споров в русской и мировой литературе. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может и не должен быть равнодушен к горю и мукам «не имущих хлеба», не имеет права уклоняться от борьбы за счастье народа:
    Иди в огонь за честь отчизны.
    За убежденность, за любовь…
    Иди и гибни безупречно
    Умрешь не даром: депо прочно. Когда под ним струится кровь. И действительно, через сердце поэта проходят боли народные».
    Вот от «парадного подъезда» гонят «оборванную чернь», вот на «несжатой полосе» плачет крестьянка от непосильного труда, вот разоренные голодные деревни, тройки, мчащиеся по бездорожью, вот бурлаки со стонами тянут баржу, вот Россия, где «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Некрасовская Россия – это поэтические размышления о судьбе народа.
    Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни. В стихотворении «Элегия», написанном в последние годы жизни, он подвод и т итог своему творчеству:
    Я пиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру, неведомый ему.
    Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
    Для Некрасова общественные, социальные темы были настолько личными и «больными», что он назвал элегией стихи, проникнутые свободолюбивым духом. Смысл некрасовского творчества прежде всего в борьбе за счастье народа. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым. Пушкиным и Лермонтовым. Она не переставала «глаголом жечь сердца людей». Высокий гражданский пафос ее воспримут впоследствии Блок и. особенно. Маяковский, который совсем по-некрасовски скажет о себе: Я – народа водитель и одновременно – народный слуга. И как по-современному звучат слова Некрасова сегодня:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан…
    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.

  5. Текст сочинения:

    Ни один великий поэ? или писатель не может прой?и мимо вопроса о роли и значении поэта в поэзии.
    Рылеев поэ?-декабрист первым провозгласил поэ?ического кредо: Я не поэ?, а гражданин, заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз. Поэ? должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего времени. Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он уподоблял поэта пророку, которому дано глаголом жечь сердца людей. (Пророк)
    Лермонтов в 30-е годы XIX века скорбел о том, что голос поэта не звучи? более как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных.
    Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Некрасова с первых шагов литературной деятельности волновали вопросы о назначении поэзии и роли поэта в обществе. Небольшое стихотворение Тот не поэ? заканчивается словами:

    …Кто продает себя толпе за злато,
    Тот не поэ?!

    Взгляды Некрасова на назначение поэта и поэзии выкристаллизовались в процессе борьбы с реакционной теорией искусство для искусства. Некрасов писал Толстому в 1856 году: … в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных.
    Свой манифест поэта революционной демократии Некрасов у?вердил в знаменитом стихотворении-диалоге Поэ? и гражданин.
    Спать, молчать талантливому лирику стыдно, но еще хуже, когда поэ? уводи? общество от больных вопросов современности в мир узко личных чувств и переживаний:

    С ?воим талантом стыдно спать:
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать.

    Строки э?и относились к реакционным поэтам, сторонникам чистого искусства, отгораживающих поэзию от жизни китайской стеной. Некрасов обращается к талантливому лирику с призывом, который звучи? как обращение ко всем современникам, в ком осталась хоть искра совести и любви к родине:

    Не может сын глядеть спокойно,
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К О?чизне холоден душой,
    Ему нет горше укоризны…

    Некрасов требует, чтобы поэ? был прежде всего гражданином:

    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.

    В стихотворении Элегия, написанном в конце жизненного пу?и, в 1874 году, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в общественной жизни. Он говори?:

    Пускай нам говори? изменчивая мода,
    Что тема старая
    страдания народа,
    И что поэзия ее забыть должна.
    Не верьте, юноши!
    Не стареет она.

    В Элегии поэ?, используя риторический вопрос, у?верждает, что реформа не принесла народу облегчения (народ освобожден, но счастлив не народ, так как, несмотря на реформу, люди влачатся в нищете, покорствуя бичам). Надежду на подлинное освобождение крестьян путем реформ он называет наглым увлечением. В этом стихотворении Некрасов еще раз подчеркивает и народность и боевой, действенный характер своей поэзии.

    Я лиру посвятил народу своему,
    Быть может, я умру, неведомый ему,
    Но я ему служил
    и сердцем я спокоен.

    В своих стихах поэ? добивался необычайного обобщения. Например, Забытая деревня вызывает мысль, что это вся Россия, похожая на забы?ую деревню. Или Размышления у парадного подъезда, где сразу ясна основная мысль: народ заби?, бесправен, унижен. Чиновники и помещики бессовестно грабят его. Вскрываю?ся ханжество, лицемерие, пошлость владельцев роскошных палат. Народность должна определяться степенью ?ипизации, обобщенности, широтой охвата. Мысль о том, что народ заби? и бесправен заключена в следующем:

    Назови мне такую обитель,
    Я такого угла не видал,
    Где бы сеятель ?вой и хранитель,
    Где бы русский мужик не стонал?

    Некрасов не примиряется с ?яжелой жизнью народа. Он хочет, чтобы о ней узнали все, и пишет о ней снова и снова, в частности о ?яжелом принудительном труде детей (Плач детей).
    Некрасов резко и обличающе показал контрасты города. В 1843 году лириком было написано одно из его наиболее проникновенных стихотворений: Еду ли ночью по улице темной,… В нем показана ?ипичная кар?ина нужды, горя, будничная мучительная петербургская драма.
    Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые и чистые чувства человека. Голодное существование, смерть ребенка, самоотверженная решимость матери пожер?вовать собой для того, чтобы купить гроб ребенку и ужин отцу.
    Основное внимание Некрасов уделяет крестьянской ?яжелой жизни. Крестьянство ассоциируется у поэта с всем народом (так как в это время крестьянство составляло подавляющую часть населения). Если в ранних стихах, отражая ?яжелое положение крестьянства, полное его бесправие, поэ? не указывал людей, которые приведу? народ к счастью, и те силы, которые буду? решающими в борьбе за него, то в ?ворчестве 6070-х годов уже ясно звучат мотивы народной революции как единственного пу?и освобождения. И народ уже выступает в роли той силы, которая грудью проложи? дорогу себе.

    Некрасов изображал русский народ трудолюбивым, выносливым, но в то же время униженным, зависимым. Исходя из этого, поэ? в стихотворении Железная дорога говори? о простом мужике, его привычке работать:

    Э?у привычку к труду благородную
    Нам бы не худо с тобой перенять…
    Благослови же работу народную
    И научись мужика уважать.

    Права на сочинение “Гражданственность и народность лирики Н. А. Некрасова” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  6. Сочинение эссе на тему
    «Я горжусь тем, что я гражданин  России»
    Выполнила ученица 11 класс: Сурнева Виктория.
    О, мать моя, Россия, Русь,
    Незыблем трон твой златоглавый,
    Люблю тебя, тобой горжусь,
    Многострадальной и державной.
    А. Черный.
    У каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Моя Родина –  Россия: сильное государство с богатой историей, культурным наследием, символикой.
    В юридическом смысле «гражданин» – это человек, который обладает правами, свободами,  несет определенные обязанности  в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации. Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
    Что относится к основным обязанностям гражданина России?
    – соблюдение Конституции и законов России.
    – уважение прав и свобод других людей.
    – защита Отечества, уплата налогов, сохранение природы и окружающей среды, забота о детях, их воспитании, образовании, забота о сохранении исторического и культурного наследия.
    Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.
    Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение «гражданин», сколько его духовно – нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»
    Для меня понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Настоящий  гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему.
    Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. Он понимает, что без его действий ничего не изменится. А что, скажете вы, может сделать школьник, во всем зависящий от родителей?  Все зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины.
    Я испытываю гордость за свою страну, за то, что она пережила.  Великая Отечественная война была страшным испытанием для всех, но она доказала, что Россия сильный противник с большим потенциалом.
    Каждый из нас,  живущих в обществе, играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то  рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д.  И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны.
    Сочинение эссе на тему
    Я горжусь тем, что я гражданин России.
    Выполнила ученица 9 класса: Ножина Софья.
    Нет края на свете красивей,
    Нет Родины в мире светлей!
    Россия, Россия, Россия, –
    Что может быть сердцу милей?
    В. Гудимов.
    Мне выпало великое счастье  родится на русской земле.
    Русь, Россия, Родина –  это святые понятия, волнующие душу многих. Как не гордиться гениями, взращенными этой землей, такими как Ломоносов, Чайковский, Айвазовский,  Пушкин, Гагарин…? Где еще в мире вы найдете такую обширную территорию с великолепными лесами, степями, величавыми реками, зеркальными озерами? Где еще такое богатое культурное наследие, которым славится Россия?
    Живущим здесь людям невозможно не быть патриотами. Ведь патриот-это человек, который любит свое отечество, предан  народу, готов на жертвы и подвиги  во имя своего государства.
    Благодаря нашим предкам, у нас есть возможность жить  в этой великой стране. Мы как граждане должны  заботится о своей Родине, исполнять предписанные Конституцией законы, развивать наше государство. И я как гражданка  России должна внести свой вклад в развитие  моей страны. Конечно же, невозможно сразу решить какие – то глобальные проблемы, но можно попытаться сделать хоть что-нибудь, чтобы принести пользу стране.
    Так, например,  поэт Константин Симонов считал: «Родина – это не то место, где тебе выпало родиться, а та точка Земли, для которой ты что – то сделал, за которую ты отвечаешь»  И, будучи таким, ты смело можешь называть себя гражданином России.
    Сочинение эссе на тему
    «Я горжусь тем, что я гражданин России»
    Выполнила ученица 9 класса  Переверзева Валерия.
    О, Родина святая!
    Какое сердце не дрожит,
    Тебя благословляя?
    В. А. Жуковский.
    На мой взгляд, гражданин – это человек, знающий историю своей страны, любящий свою Родину и ценящий культурное наследие государства. Любовь к Родине растет и укрепляется в течение всей жизни человека. И проявляется в бережном отношении к тем местам, где родился, вырос, учился.
    Я являюсь гражданкой России и считаю, что гражданин России должен быть справедливым, умным, волевым и упорным в добрых делах; должен выполнять главное правило – подчиняться закону Российской Федерации (Конституция РФ).
    А государство не только защищает каждого гражданина, дает ему определенные права, но и наделяет обязанностями. Современная Россия – динамично развивающаяся страна, в ней происходят перемены: растет экономика, развивается культура,  улучшается уровень жизни людей. А когда жизнь улучшается, люди чувствуют, что государство о них заботится, и сами стараются быть настоящими гражданами любимой России.
    Быть настоящим гражданином – это быть патриотом своей родины, знать историю своей страны,  помнить ее героев и гордится достижениями и победами государства.
    Гражданин России должен быть образованным, честным, он должен понимать, что он хоть и маленькая, но часть могучего государства Россия.
    Наша страна имеет необыкновенную историю, и российский гражданин должен помнить о ней, чтить память своих предков и для процветания своей Родины использовать тот положительный опыт, который накоплен многими поколениями нашей страны.
    Каждый, кто считает себя гражданином России, должен быть готов в любую минуту встать на защиту своей Родины от врагов, как это не раз делали наши предки, подвигами которых мы до сих пор гордимся.  Такие сражения как: Ледовое побоище, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война и т. д. – это великие страницы не только исторической памяти, но и гордость россиян.
    Я думаю, что для того, чтобы вас называли настоящим гражданином России, вы обязаны чтить законы своей страны, любить, оберегать и уважать свою Родину. Никогда не причиняйте вред своему государству, ведь Родина одна. И самая лучшая Родина – это Россия.
    Я горжусь тем, что я гражданка такого могучего государства как Россия.
    Сочинение эссе на тему
    «Я горжусь тем, что я гражданин России»
    Выполнила ученица 11 класса Ерин Никита.
    Люблю отчизну я,
    Но странною любовью…
    М. Ю. Лермонтов.
    Широк и разнообразен мир, в котором мы живем. Невозможно на Земле отыскать двух одинаковых государств, как невозможно отыскать на ней двух одинаковых людей. И у каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Моя Родина – Россия, я – россиянка и горжусь этим.
    Да и как не гордится ею.  Она самая большая по площади, самая интернациональная, самая могучая, обладающая поистине неисчерпаемыми природными ресурсами.
    Уважая и любя свою страну, я не могу не замечать многих негативных явлений в жизни общества: растущая пропасть между богатыми и бедными, бедственное положение поколения, принесшего нам победу в Великой Отечественной войне, рост наркомании и алкоголизма, безработица, падение рождаемости и многое другое. И как следствие – желание молодых людей выехать за пределы страны и строить свою жизнь и карьеру в более развитых странах. Остаются только настоящие патриоты, готовые пройти через все трудности и работать на благо Родины.
    В настоящее время Россия является уважаемым и влиятельным государством, к мнению которых прислушиваются и дорожат дружбой.
    А еще двадцать лет назад с Россией боялись заключать договоры о сотрудничестве. Боялись приезжать в страну с нестабильной экономикой, боялись вкладывать деньги в бизнес. Сейчас все с точностью до наоборот. Иностранные инвесторы с охотой и без риска вкладывают в российскую экономику большие средства.
    Государство в ответе за каждого человека своей страны. Оно защищает своих граждан, где бы они ни находились. Примером тому может служить недавний случай с летчиком Российских авиалиний Владимиром Садовничим.
    Но у граждан есть почетная обязанность защищать свою Родину, работать на ее блага.
    Я живу в небольшом поселке Передовом.  Это тоже Россия. Значит, заботясь о процветании своего поселка, о чистоте его улиц, прудов, сохраняя памятники воинам односельчанам, мы заботимся, в целом, о России.
    Я горжусь тем, что я являюсь гражданкой России!

  7. …Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан. Н.А.Некрасов
    Поэт в России — больше чем поэт.
    В ней суждено поэтами рождаться
    Лишь тем, в ком бродит надменный дух гражданства,
    Кому уюта нет, покоя нет. Евгений Евтушенко
    Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Любовь к родине, размышление над тайнами национального российского характера, высокое чувство гражданственности — таковы особенности лирики Некрасова.
    Близость к революционерам-демократам сказалась на взглядах Некрасова на сущность искусства, на место и роль поэзии в жизни общества. Сторонники “чистого искусства” были его идейными противниками. Некрасов заявил: “Нет науки для науки, нет искусства для искусства — все существует для общества, для облагорожения человека…”
    Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении “Поэт и гражданин” Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный задолженность поэта. Он писал о том, что подлинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам “не имущих хлеба”.
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденность, за любовь…
    Иди и гибни безупречно,
    Умрешь не даром — дело прочно,
    Когда под ним струится кровь.
    Через сердце поэта проходят “боли народные”. Вот от “парадного подъезда” гонят оборванную чернь; вот на “несжатой полосе” плачет крестьянка от непосильного труда; вот разоренные голодные деревни; тройки, мчащиеся по бездорожью; вот бурлаки со стонами тянут баржу; вот Россия, где “рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов”. Некрасовская Россия — это поэтическое размышление о судьбе народа.
    Муза поэта была спутницей “бедняков, рожденных для труда, страданья и оков”. Она раскрывала бездны насилия и зла, призывала к борьбе.
    Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Пафос гражданственности, революционный настрой — главное отличие таких стихотворений. Но также для Некрасова характерно выражение простых человеческих чувств, которые вызывают у поэта воспоминания о друзьях-революционерах. Это чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.
    В стихотворении “Памяти Белинского” поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья “наивная и страстная душа” стремилась “к одной высокой цели”. Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, “упорствуя, волнуясь и спеша”, а совсем не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.
    Ты нас любил, ты дружеству был верен —
    И мы тебя почтили в добрый час!
    В другом своем стихотворении, посвященном Белинскому, поэт назовет его “братом по судьбе”, с которым он шел “одной тернистой дорогой”. Некрасов считает себя правопреемником своего ближайшего друга. Борцам за светлое будущее России посвящены стихотворные строки, ставшие хрестоматийными:
    Природа-мать!
    Когда б таких людей
    Ты порой не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.
    Стихотворение “Родина” открывает ещё одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:
    Но знаю: не была личность твоя бесстрастна;
    Она была горда, упорна и прекрасна,
    И все, что перенести в тебе достало сил,
    Предсмертный шепот твой губителю простил!..
    Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов постоянно вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прошать, но в то же пора стойкость, мужество, верность, — этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь. Вспомним Матрену Тимофеевну Корчагину, которая вынесла величайшее для каждой матери горесть — потерю ребенка, и, несмотря на это, сумела простить Савелия, нечаянного виновника гибели Демушки; вспомним княгинь Трубецкую и Волконскую, которые остались преданными своим мужьям, верными своему долгу.
    Поэт считает, что аккурат такие женщины должны взращивать новое поколение русских людей, аккурат они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. “Не бойся”, — скажет мать и, держа свое чадо за руку, поведет его по жизни.
    Не бойся горького забвенья:
    Уж я держу в руке моей
    Венец любви, венец прощенья,
    Дар кроткой родины твоей…
    Недаром женщину-мать Некрасов называет “многострадальной” матерью “всевыносящего русского племени”. Такая леди в стихах Некрасова становится символом родного дома, родного края, воспоминания о котором постоянно живы в сердце русского человека.
    И с тем же чувством, которым проникнуты строки о святых, искренних “слезах бедных матерей”, поэт будет изрекать о “слезах” русской земли:
    Я призван был воспеть твои страданья,
    Терпеньем изумляющий народ!
    И бросить хоть цельный луч сознанья
    На путь, которым бог тебя ведет…
    Поэта от всего сердца беспокоит судьба народа, способного изготовлять не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Сам поэт был величайшим Гражданином свой Отчизны. До последних дней он воспевал красоту русской земли, красоту души человеческой. Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Он верил в прекрасной будущее России.
    Да не робей за Отчизну любезную…
    Вынес довольно русский народ,
    Вынес и эту дорогу железную —
    Вынесет все, что бог ни пошлет!
    Вынесет все — и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только существовать в эту пору прекрасную
    Уж не придется ни мне, ни тебе.
    Некрасовская лирика является, неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Честь, трудолюбие, стремление к истине, гуманизм, вера в справедливость, гражданственность, любовь к Родине — вот в чем видел поэт смысл и содержание жизни человека. Эту идею Некрасов пытался высказать почти в каждой своей строке. И нельзя согласиться с теми, кто считает, что ценность лирики Некрасова потеряна с годами, что в наше пора читать его произведения неинтересно. Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному российскому обществу.

  8. Ни один великий поэт или писатель не может пройти мимо вопроса о роли и значении поэта в поэзии.
    Рылеев – поэт-декабрист – первым провозгласил поэтического кредо: “Я не поэт, а гражданин”, – заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз. Поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего времени. Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он уподоблял поэта пророку, которому дано “глаголом жечь сердца людей”. (“Пророк”)
    Лермонтов в 30-е годы XIX века скорбел о том, что голос поэта не звучит более “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”.
    Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Некрасова с первых шагов литературной деятельности волновали вопросы о назначении поэзии и роли поэта в обществе. Небольшое стихотворение “Тот не поэт” заканчивается словами:
    …Кто продает себя толпе за злато,
    Тот не поэт!
    Взгляды Некрасова на назначение поэта и поэзии выкристаллизовались в процессе борьбы с реакционной теорией “искусство для искусства”. Некрасов писал Толстому в 1856 году: “… в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных”.
    Свой манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге “Поэт и гражданин”.
    Спать, молчать поэту стыдно, но еще хуже, когда поэт уводит общество от больных вопросов современности в мир узко личных чувств и переживаний:
    С твоим талантом стыдно спать:
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать.
    Строки эти относились к реакционным поэтам, сторонникам “чистого искусства”, отгораживающих поэзию от жизни “китайской стеной”. Некрасов обращается к поэту с призывом, который звучит как обращение ко всем современникам, в ком осталась хоть искра совести и любви к родине:
    Не может сын глядеть спокойно,
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К Отчизне холоден душой,
    Ему нет горше укоризны…
    Некрасов требует, чтобы поэт был прежде всего гражданином:
    А что такое гражданин?
    Отечества достойный сын.
    В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизненного пути, в 1874 году, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в общественной жизни. Он говорит:
    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая – “страдания народа”,
    И что поэзия ее забыть должна.
    Не верьте, юноши!
    Не стареет она.
    В “Элегии” поэт, используя риторический вопрос, утверждает, что реформа не принесла народу облегчения (народ освобожден, но счастлив не народ, так как, несмотря на реформу, люди влачатся в нищете, “покорствуя бичам”). Надежду на подлинное освобождение крестьян путем реформ он называет “наглым увлечением”. В этом стихотворении Некрасов еще раз подчеркивает и народность и боевой, действенный характер своей поэзии.
    Я лиру посвятил народу своему,
    Быть может, я умру, неведомый ему,
    Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
    В своих стихах поэт добивался необычайного обобщения. Например, “Забытая деревня” вызывает мысль, что это вся Россия, похожая на забытую деревню. Или “Размышления у парадного подъезда”, где сразу ясна основная мысль: народ забит, бесправен, унижен. Чиновники и помещики бессовестно грабят его. Вскрываются ханжество, лицемерие, пошлость владельцев “роскошных палат”. Народность должна определяться степенью типизации, обобщенности, широтой охвата. Мысль о том, что народ забит и бесправен заключена в следующем:
    Назови мне такую обитель,
    Я такого угла не видал,
    Где бы сеятель твой и хранитель,
    Где бы русский мужик не стонал?
    Некрасов не примиряется с тяжелой жизнью народа. Он хочет, чтобы о ней узнали все, и пишет о ней снова и снова, в частности о тяжелом принудительном труде детей (“Плач детей”).
    Некрасов резко и обличающе показал контрасты города. В 1843 году поэтом было написано одно из его наиболее проникновенных стихотворений: “Еду ли ночью по улице темной,..”. В нем показана типичная картина нужды, горя, будничная мучительная петербургская драма.
    Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые и чистые чувства человека. Голодное существование, смерть ребенка, самоотверженная решимость матери пожертвовать собой для того, чтобы купить гроб ребенку и ужин отцу.
    Основное внимание Некрасов уделяет крестьянской тяжелой жизни. Крестьянство ассоциируется у поэта с всем народом (так как в это время крестьянство составляло подавляющую часть населения). Если в ранних стихах, отражая тяжелое положение крестьянства, полное его бесправие, поэт не указывал людей, которые приведут народ к счастью, и те силы, которые будут решающими в борьбе за него, то в творчестве 60-70-х годов уже ясно звучат мотивы народной революции как единственного пути освобождения. И народ уже выступает в роли той силы, которая “грудью проложит дорогу себе”.
    Некрасов изображал русский народ трудолюбивым, выносливым, но в то же время униженным, зависимым. Исходя из этого, поэт в стихотворении “Железная дорога” говорит о простом мужике, его привычке работать:
    Эту привычку к труду благородную
    Нам бы не худо с тобой перенять…
    Благослови же работу народную
    И научись мужика уважать.
    Я лиру
    посвятил народу своему,
    Не небесам
    чужой отчизны –
    Я песню
    Родине слагал.
    Понятие гражданственности определено Некрасовым уже в первых его произведениях. Так, в стихотворении “Поэт и гражданин” есть строки: “Что такое гражданин? Отечества
    достойный сын.”. Так Некрасов определяет свое понимание гражданственности, то есть
    понимание важных задач, стоящих перед страной, и умение работать для их
    осуществления. Гражданственная поэзия Некрасова определяет народность его произведений, потому что он, думая о судьбе своей Родины, не может не думать о
    народе. Видно, что для Некрасова понятия гражданственности и народности слиты
    воедино; защищать интересы крестьян и городской бедноты – значит быть отечества
    достойным сыном. В стихотворении “Элегия” мы читаем: “Я лиру посвятил народу своему”.
    С позиции поэта-гражданина Некрасов делит своих героев на три группы: людей труда, “заступников народных” и угнетателей. Произведения, посвященные Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, восславляют подвиги этих людей во имя народного счастья. Некрасов постоянно подчеркивает, что путь восставших “против угнетателей народа” терпит, но сознает, что без жертв не могут быть достигнуты великие цели.
    Будучи человеком свободолюбивых взглядов, Некрасов борется за народное счастье пером. Центральный герой его произведений -народ. Поэт изображает его полно и широко, обрисовывая не только картины крестьянской жизни, но и жизнь городской бедноты. Одним из произведений подлинной гражданственности и народности является
    стихотворение “Размышления у парадного подъезда”. Обычное для
    Руси происшествие у подъезда богатого вельможи вызывает в поэте массу горестных
    мыслей. Он думает о рабской покорности крестьян своей доле, о купающемся чиновнике,
    который не любит “оборванной черни”, о судьбе всего своего народа. В конце
    стихотворения ставится вопрос: “Ты проснешься ль, исполненный сил? Ответ
    на эти сомнения Некрасов ищет в самом народе. Такие произведения поэта, как “Школьник”, “Железная дорога” и поэма “Кому на Руси жить хорошо?”, служат продолжением этих раздумий. В стихотворении “Школьник” поэт передал гордость за свою страну, которая “выводит из народа столько славных”, идущих “к своей великой цели”, людей. Несколько другой подход к проблеме в стихотворении “Железная
    дорога”. Оно построено в виде спора с “утеснителем народа”.
    Особое значение здесь принимает тема воспитания. Лирический герой сатирически описывает Ване купца, прямого угнетателя народа, спорит с генералом, презирающим “чернь”.
    Главная мысль стихотворения раскрывает частную гражданскую позицию Некрасова: народ – лучшая часть нации, он сам “грудью проложит дорогу себе”.
    В подтверждение этой мысли поэт показал образы мужиков -правдоискателей в поэме “Кому на Руси жить хорошо?”. Если в умах простых крестьян зарождаются вопросы о счастье, правде, то такая нация, такой народ способен к борьбе.
    О чем бы ни писал Некрасов в своих произведениях, они всегда были выражением его взглядов, которым поэт верен до конца.

  9. …Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан. Н.А.Некрасов
    Поэт в России — больше чем поэт.
    В ней суждено поэтами рождаться
    Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
    Кому уюта нет, покоя нет. Евгений Евтушенко
    Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Любовь к родине, размышление над тайнами национального российского характера, высокое чувство гражданственности — таковы особенности лирики Некрасова.
    Близость к революционерам-демократам сказалась на взглядах Некрасова на сущность искусства, на место и роль поэзии в жизни общества. Сторонники “чистого искусства” были его идейными противниками. Некрасов заявил: “Нет науки для науки, нет искусства для искусства — все существует для общества, для облагорожения человека…”
    Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении “Поэт и гражданин” Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам “не имущих хлеба”.
    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденность, за любовь…
    Иди и гибни безупречно,
    Умрешь не даром — дело прочно,
    Когда под ним струится кровь.
    Через сердце поэта проходят “боли народные”. Вот от “парадного подъезда” гонят оборванную чернь; вот на “несжатой полосе” плачет крестьянка от непосильного труда; вот разоренные голодные деревни; тройки, мчащиеся по бездорожью; вот бурлаки со стонами тянут баржу; вот Россия, где “рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов”. Некрасовская Россия — это поэтическое размышление о судьбе народа.
    Муза поэта была спутницей “бедняков, рожденных для труда, страданья и оков”. Она раскрывала бездны насилия и зла, призывала к борьбе.
    Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Пафос гражданственности, революционный настрой — главное отличие таких стихотворений. Но также для Некрасова характерно выражение простых человеческих чувств, которые вызывают у поэта воспоминания о друзьях-революционерах. Это чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.
    В стихотворении “Памяти Белинского” поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья “наивная и страстная душа” стремилась “к одной высокой цели”. Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, “упорствуя, волнуясь и спеша”, а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.
    Ты нас любил, ты дружеству был верен —
    И мы тебя почтили в добрый час!
    В другом своем стихотворении, посвященном Белинскому, поэт назовет его “братом по судьбе”, с которым он шел “одной тернистой дорогой”. Некрасов считает себя правопреемником своего ближайшего друга. Борцам за светлое будущее России посвящены стихотворные строки, ставшие хрестоматийными:
    Природа-мать!
    Когда б таких людей
    Ты иногда не посылала миру,
    Заглохла б нива жизни.
    Стихотворение “Родина” открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:
    Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
    Она была горда, упорна и прекрасна,
    И все, что вынести в тебе достало сил,
    Предсмертный шепот твой губителю простил!..
    Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прошать, но в то же время стойкость, мужество, верность, — этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь. Вспомним Матрену Тимофеевну Корчагину, которая вынесла величайшее для каждой матери горе — потерю ребенка, и, несмотря на это, сумела простить Савелия, нечаянного виновника гибели Демушки; вспомним княгинь Трубецкую и Волконскую, которые остались преданными своим мужьям, верными своему долгу.
    Поэт считает, что именно такие женщины должны воспитывать новое поколение русских людей, именно они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. “Не бойся”, — скажет мать и, держа свое чадо за руку, поведет его по жизни.
    Не бойся горького забвенья:
    Уж я держу в руке моей
    Венец любви, венец прощенья,
    Дар кроткой родины твоей…
    Недаром женщину-мать Некрасов называет “многострадальной” матерью “всевыносящего русского племени”. Такая женщина в стихах Некрасова становится символом родного дома, родного края, воспоминания о котором всегда живы в сердце русского человека.
    И с тем же чувством, которым проникнуты строки о святых, искренних “слезах бедных матерей”, поэт будет говорить о “слезах” русской земли:
    Я призван был воспеть твои страданья,
    Терпеньем изумляющий народ!
    И бросить хоть единый луч сознанья
    На путь, которым бог тебя ведет…
    Поэта искренне волнует судьба народа, способного изготовлять не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Сам поэт был величайшим Гражданином свой Отчизны. До последних дней он воспевал красоту русской земли, красоту души человеческой. Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Он верил в прекрасной будущее России.
    Да не робей за Отчизну любезную…
    Вынес достаточно русский народ,
    Вынес и эту дорогу железную —
    Вынесет все, что господь ни пошлет!
    Вынесет все — и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    Жаль только жить в эту пору прекрасную
    Уж не придется ни мне, ни тебе.
    Некрасовская лирика является, неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Честь, трудолюбие, стремление к истине, гуманизм, вера в справедливость, гражданственность, любовь к Родине — вот в чем видел поэт смысл и содержание жизни человека. Эту идею Некрасов пытался выразить почти в каждой своей строке. И нельзя согласиться с теми, кто считает, что ценность лирики Некрасова потеряна с годами, что в наше время читать его произведения неинтересно. Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному российскому обществу.
    ?

  10. Что значит быть гражданином?

    На мой взгляд, гражданин — это прежде всего человек неравнодушный, знающий, лю­бящий и ценящий культурное наследие своих предков. Ему больно, оттого что разрушен дво­рец, построенный выдающимся архитектором прошлого, взорван памятник, осквернён монас­тырь.
    Я уверен, что без прошлого нет настоящего и будущего. Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. На мой взгляд, беспамят­ство — преступление по отношению к истори­ческому и культурному наследию России. Ведь государство сильно не только своей военной и экономической мощью, но ещё и уважением к достижениям предков, сохранением традиций и уникальных памятников старины, памятью о важных событиях и выдающихся личностях.
    Мы должны ценить творения ума и рук наших прародителей, знать историю своего народа, чувствовать и беречь хрупкую связь времён. Иначе вся наша земля однажды пре­вратится в мираж, призрак.
    Как же воспитывать настоящих граждан своей страны? Нужно не призывать к патри­отизму, а прививать его с детства, начиная с малого: любви к семье, месту рождения, до­му. Ключом же к уважению, пониманию ис­тинных ценностей, по моему мнению, являет­ся знание родной истории. Любовь к Родине не может появиться в человеке внезапно, по­тому что кто-то приказал. Это чувство растёт и укрепляется в течение всей жизни.
    Истоки его — в уважении, трепетном от­ношении к месту, где родился, вырос, к отче­му дому, людям, воспитавшим тебя, в памяти о предках. Ещё в детстве каждый из нас дол­жен начать изучать историю Отечества, дабы исполняться гордостью за своих предков. Тог­да не будет у нас брошенных стариков, ветша­ющих древних памятников, полуразрушенных зданий великих архитекторов прошлого, забы­тых книг и умирающих народных ремёсел.

  11. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: USER
    Дата: 6 янв 2017
    Формат: RTF
    Размер: 8 Кб
    Страниц: 3
    Слов: 930
    Букв: 5806
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 2
    За все время: 246

    Тезисы:

    Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта.
    Николай Алексеевич Некрасов – русский поэт-реалист.
    Каковы задачи поэзии?
    Некрасовская Россия – это поэтическое размышление о судьбе народа.
    Пафос гражданственности, революционный настрой – главное отличие таких стихотворений.
    Некрасов считает себя правопреемником своего ближайшего друга.
    Стихотворение “Родина” открывает еще одну сторону личности Некрасова.
    Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину.
    Недаром женщину-мать Некрасов называет “многострадальной” матерью “всевыносящего русского племени”.
    Некрасовская лирика является неистощимым источником жизненной силы и мудрости.

  12. Муниципальное  общеобразовательное  учреждение
    средняя  общеобразовательная  школа  №1
    сочинение
    на  тему:
    «МОЯ  ГРАЖДАНСКАЯ  ПОЗИЦИЯ»
    выполнил:
    учащийся  9  класса  А
    Галась  Богдан  Олегович,
    проживающий  в  ст. Староминской
    Краснодарского  края
    по  ул. Новодеревяньковской  18
    руководитель:
    учитель  истории  и  обществознания
    МОУ  СОШ  №1
    Поддубняя  Нина  Алексеевна
    ст. Староминская
    2010  год
    «Моя  гражданская  позиция»
    Есть вещи, которые нельзя передоверять другим.
    Есть вещи, которые нужно делать лично.
    В.В.Путин
    Процветающее государство!…. Вряд ли можно найти такого человека, который бы не мечтал об этом. Это по душе, и мне, юному гражданину России, живущему в маленькой кубанской  станице, где каждого уезжающего провожают как своего родного, со слезами на глазах и с болью в сердце, где как в капле воды отразились все проблемы большой страны и её граждан. Но я люблю этот край, здесь я родился, и здесь прошло моё детство. Оно, как родник, с которого начинается песня, дарит силы – крылья человеку на всю жизнь. Волшебный край!
    Расстилается благодатная Солнечная долина! А вот и мой друг, кристально чистый родник под обрывчиком, бьет из самого сердца земли. Летом вода в нем так холодна, что отдается болью в зубах. С этого неиссякаемого источника начинается дорога тех, кто идёт в армию и тех, кто идет учиться в большие города. Он с радостью встретит тех, кто после учебы возвращается домой, чтобы помочь землянам обновить родное гнездо. Я часто задаю себе вопрос: а что верну своему родному дому, чем я отблагодарю людей, так много сделавших для меня, чем украшу тот родной уголок, где сделал первый шаг, своё первое открытие мира и где собираюсь растить и своих детей.
    Многие ищут лучшей жизни, уезжают за границу, в теплые края, а потом мучаются ностальгией. Я же хочу прожить свою жизнь со своим народом и разделить с ним и печаль и радость, а свои силы, знания, талант отдать в услужение ему. Человек   становится человеком благодаря любви. Любовь, укрепленная трудом на благо тех, с кем рядом живешь, вырастает в огромное чувство неразрывной связи с Родиной. Это чувство делает нас справедливыми  и объединяет в борьбе с теми, кто нарушает порядок в нашем общем доме. Всегда ли мы помним о том, что Землю украшаем мы, люди живущие на ней? От того, как прожит нами день и уж тем более жизнь, зависит судьба страны, судьба планеты. И это не преувеличение.
    Я благодарен своей школе, что она научила меня задумываться над жизненными проблемами, смотреть на мир серьёзными и удивительными глазами, а главное – брать на себя ответственность за многое, что происходит, даже если набиваешь  себе шишки. Мне   16 лет, я взрослый человек, и я не хочу быть в этой жизни сторонним наблюдателем, хочу быть в гуще событий, никогда не буду отсиживаться в норе, как премудрый пескарь.
    Никто не обязан был создавать для нас Мир Райское Наслаждение. Никто не обещал нам, что мы будем сидеть под яблонькой, кушать яблочки и запивать кисельком из кисельного болотца. Этот мир как тренировочный зал для наших душ, и он не может быть сплошным блаженством. Скорее – наоборот. Мир хорош для нашего духовного роста. И мы, молодые, готовы к его преобразованию. Мы придем туда, где мы нужны: на завод, в науку, во власть. Кто же, если не я, возьмет на себя ответственность и за эту деревеньку, и людей, и природу, и страну.
    Верю что глубокие знания, окрашенные сильным чувством и особым отношением к миру, сделают поведение целеустремленным и последовательным и помогут добиться успеха. Только молодым присущ особый взгляд на мир, у нас есть нестандартные идеи, а главное мы горим желанием, нам все интересно. Радует, что мой возраст получить избирательное  право  начинается  с   18  лет.   Государство  предоставляет  нам  равные возможности. Мы получаем доступ к различным правам, а их реализация зависит только от самого человека.  Вот я хочу воспользоваться данным мне правом. Кто же если не я? Вот моя гражданская позиция!
    Жизнь напряженно каждый день, тщательно проверяя себя и контролируя, наверно трудно, но это тот необходимый заряд надежности, без которого чувствовать себя мы будем неуверенно, Воспитать себя человеком надежным – это значит воспитать себя человеком государственным, потому что, только серьезно и творчески относясь к своему можно добиться успеха для себя и для других. Если с детства прикоснешься  к  заботам  страны,  и  они  станут  твоими  собственными,  то  чувство ответственности за её судьбу всегда будет руководить твоими поступками и во взрослой жизни.
    Органы  местного  самоуправления  предоставляют  широкие  возможности для участия граждан в политическом процессе, дают возможность играть активную, политическую роль. Я думаю, для активной молодежи – это будет первый опыт приобщения к государственным делам и первые шаги управления, проявления своей активной жизненной позиции.
    Для процветающего государства, необходимо, чтобы граждане исполняли законы. В большой семье каждый должен делать свое дело: Законодательная власть вырабатывает и принимает законы, исполнительная – реализует, а судебная – следит за их нарушением. Дурные законы в хороших руках исполнителей -хороши; а самые лучшие законы в руках дурных исполнителей – вредны. Ответственность – вот цена, которую мы готовы платить за власть.
    Я считаю, что от нас зависит будущее нашей страны; мы полны сил, энергии, необходимо только развивать веру в себя, готовить себя стать хорошими законодателями и исполнителями Нам придется пройти непростой путь, но ведь рядом с нами всегда будут старшие товарищи. Они помогут, направят нашу энергию в нужное русло. Но, в первую очередь, надо заслужить уважение людей, которые бы нам поверили и вручили свои судьбы в наши руки. А пока я учусь, усердно изучаю право, обществознание, литературу, историю и культуру нашего государства. Занимаюсь научной деятельностью, стремлюсь мыслить масштабно, учусь отстаивать собственную позицию, стараюсь, чтобы ни одно стоящее дело в школе и селе не проходило без моего участия и, конечно же, борюсь со своими недостатками.
    Мы должны проявить себя как деятельные, думающие, инициативные люди, не допускающие компромиссов, если они идут вразрез с интересами людей. В этой готовности молодого поколения прийти в органы власти, в стремлении к непрерывному обновлению общества – источник веры…. Нет, не все решается наверху!
    От каждого из нас зависит, как мы будем жить завтра. Нельзя быть равнодушными к судьбе народа и страны, ведь равнодушие хуже предательства! Моя вера маленьким огонькам согревает меня в душе, и становится светлее и радостнее жить. Верю, что через два года я прочитаю свою фамилию в избирательном бюллетене – ради этой деревеньки, моих односельчан, любимого родника и великой страны, которую мы зовем Россией. Ведь жизнь только начинается!
    Активная молодежь – процветающее государство! Хочется добавить: и счастливые люди

  13. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира.  Сам термин «патриот»  стал широко  применяться, начиная с эпохи  Великой Французской революции  1789 г., но исторические корни патриотизма имеют  многовековуюисторию.  Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.  Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству,  сопричастность с его историей, культурой,  достижениями  и ценностями народа.Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не толькосоциальный, но и духовно-нравственный, идеологический,  культурно-исторический, военно-историческийидругие компоненты.В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено  определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного  развития человека.   Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического,  духовно-нравственноговоспитаниякаксоциально-значимойдуховно-практическойдеятельности, приоритетного направления  работы  образовательных  учреждений.   Духовно-нравственное воспитание понимается  нами как  воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является  гражданско-патриотическоевоспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами  гражданина-патриота, что подразумевает  уважение к своей Родине, её истории и культуре.В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.
    Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из  центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим  диалог  и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки  эффективных методов  подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для  организации и проведения в системе  образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *