Сочинение на тему греха возмездия и покаяния в пьесе островского гроза

10 вариантов

  1. Катерина – жертва не кого-либо из окружающих (что бы ни думали по этому поводу герои пьесы), а хода жизни. Мир фанатизма суров. Из Бога сделали карателя. Его бесценный дар – жизнь – воспринимается как обязанность. Красота и любовь принимают уродливые формы. “Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!” – даже разум не служит истинной воле человека. А разразившаяся природная гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом возмездия за грехи. Гроза – символ Божьего гнева и Божьей кары (такая символика есть и в Библии, и в святоотеческой традиции). Именно под впечатлением грозы (а сочетании с изображением “геенны” на фресках “сводчатой галереи” и с пророчествами “полусумасшедшей барыни”) Катерина признается Тихону в совершенной измене. Вспомним, что в споре Дикого и Кулигина по поводу установления громоотвода Кулигин называет грозу “электричеством”, то есть сводит это понятие к простому явлению природы, снимает с нее символический покров. С другой стороны, тот же Кулигин истолковывает грозу в глубокой религиозно-философской перспективе: “Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза!… Изо всего-то вы себе пугал наделали”. Этих “пугал” действительно понаделали сами люди, мирно прикрыв их якобы религиозной моралью. Но религия религии рознь. Вопрос об истинной и ложной религиозности очень сложен, и до сих пор еще не решен. И в наши дни многие религии, прикрываясь ложной лояльностью, все еще продолжают запрещать то, что запретить невозможно. Все это позволяет истолковать пьесу “Гроза” как религиозно-философскую притчу. Если “гроза” – суд Божий, то для фарисея или воинствующего язычника Бог будет грозой, а для верящих в любовь – это “не гроза”.
    Пьеса А.Н.Островского “Гроза” – одно из вершинных произведений писателя, включившее в себя в той или иной степени все центральные темы его творчества: отношения народа и дворянства, сущность народной жизни, ее проблемы, трансформации внутри сословий, обусловленные историческим временем, и их отражение в нравственно-мировоззрен ческих установках, положение женщины в семье, слом эпох и его последствия в русском обществе и многие другие. Смысловая доминанта “Грозы” – это смена эпох, неумолимо движущееся Время, влекущее изменения в представлениях о нравственности, морали, Боге, добродетели, о правилах семейного уклада и о наказании за грехи. Как же раскрываются эти проблемные узлы в пьесе? В пьесе показаны неотвратимые исторические изменения, развертывающиеся в глухом небольшом городке на Волге, общественный и семейный уклад в котором являет собой воплощение традиции. Уклад жизни здесь-результат складывавшегося веками единого свода правил, в основе которого лежит православная вера и ее установки. Все жители города находятся в поле действия этих сложившихся законов, порядков и обычаев и на первый взгляд живут, следуя им. Но по мере развития действия оказывается, что так или иначе все верны только букве и внешней форме этих канонов, забывая об их содержании, поскольку содержание уже нивелировалось из-за произошедших изменений. Патриархальная Россия оказывается уже больше воспоминанием, нежели окружающей реальностью. Человек больше не является прежде всего частью рода, а становится индивидуальностью со своей собственной волей и личными представлениями о добре и зле. Герои пьесы оказываются перед тремя альтернативами реакции на происходящее и соответственно жизненного выбора. Проблему выбора можно рассмотреть на примере Кабанихи, Варвары и Кудряша, и Катерины. Кабаниха безраздельно предана сложившимся веками правилам и канонам и готова на все ради их сохранения и соблюдения. Этого она требует от всех окружающих, не отдавая себе отчета в том, что эти правила уже давно содержательно “опустошены”. Мир Кабанихи неумолимо рушится, но она не желает признавать этот факт. В результате то, что при Домострое было гармоничным и естественным укладом жизни, благодаря ей превращается в неумолимый деспо тизм, вытесняющий естественные отношения между людьми и отчуждающий всех друг от друга. Именно на Кабанихе лежит ответственность за произошедший духовный разрыв между Катериной и Тихоном. Она предпочла форму содержанию, и природа возмездия ей становится очевидной в финале драмы: сын, который так долго подчинялся и уже давно лишь играл в почтение к матери, бунтует открыто, обвиняя Кабаниху в гибели невестки: “Это Вы ее погубили!”. Это-персонификация уже случившегося краха всего старого мира, который еще не стал очевиден только для самой Кабанихи, а непонимание сына – символ несовместимости матери с новым миром, который для нее оказывается неприемлем. Жизнь Марфы Игнатьевны по большому счету уже закончена – так же как и жизнь Катерины. Никакого будущего, кроме созерцания обломков прошлого, с которым Кабаниха не в состоянии расстаться, для нее нет. Варвара и Кудряш – герои, которые легче всех переживают происходящие изменения. Формально они остаются верными всем старым традициям и сложившемуся укладу, но на самом деле оба живут так, как им удобно. Умело лавируя между старым поколением и его требованиями к формальным приличиям и собственными стремлениями к воле, они единственные избегают трагических осложнений и конфликтов. Но появляется вопрос о том, что делает возможным такой благополучный путь. Возможным он оказывается благодаря тому, что ни Кудряш, ни Варвара не обременяют себя решением мировоззренческих вопросов, не обладают четкой и твердой собственной позицией и легко идут на компромисс: “Лишь бы шито-крыто было”. То есть благополучие достигается благодаря довольно значительной личностной ограниченности. Пожалуй, именно поэтому ни Кудряш, ни Варвара не несут никакого возмездия за свои поступки и свой выбор: они существуют по другую сторону понятий греха, покаяния или возмездия.
    Самой трагической оказывается судьба Катерины. Воспитанная на традиционных правилах, она восприняла не фор му и букву этих правил, а прежде всего содержание, которое стало основой жизни и направлением ее построения. И изменения происходят не в сфере убеждений Катерины, но в сфере личности, когда начинается процесс индивидуализации, лишь принявший форму незаконной, преступной любви по отношению к Борису. Таким образом, Катерина оказывается в ситуации трагического разрыва: ее вера в Бога и представления о нравственности делают невозможными эту любовь и сами изменения, происходящие в личности Катерины, но также невозможно остановить эти изменения. Компромисс становится для героини неприемлемым в силу особенностей ее сознания: ее убеждения являются частью ее жизни, а возвышенная и пылкая вера в Бога – центром ее натуры. Изменить себе Катерина также не в состоянии – это было бы равносильно предательству, продолжение жизни оказалось бы автоматически обессмысленным. Таким образом, она совершает грех, принести покаяние в котором нельзя: ведь покаяние означает перемену в человеке, когда он больше не может совершать этот грех, оказываясь по его другую сторону. Но этот грех соприроден тем трансформациям во внутренней жизни героини, понять которые она сама не в состоянии. И здесь как раз начинается возмездие: Катерина не может принести покаяние в содеянном, но продолжать так жить дальше тоже невозможно. Она кончает с собой, принеся перед этим публичное покаяние в измене мужу, и совершает самый страшный в православной традиции грех – грех самоубийства: отказ от жизни, которая была дана Богом, – вызов Богу. Но в сложившейся ситуации это остается единственным приемлемым решением. Таким образом, происходит своеобразное совмещение греха и возмездия, а покаяние, даже истинное по природе, оказывается нерезультативным. Но при этом из всех героев пьесы только Катерина смогла сохранить свою личностную высоту, пронести то, что было свято, и принять то новое, что в ней самой появилось помимо ее воли. В качестве вывода можно заметить, что в этой драме Островский осмысляет традиционное одномерное понимание сущности греха, покаяния и возмездия: человеческие представления о моральных и нравственных императивах могут фатально расходиться с теми законами, которые действуют в жизни объективно. Жизнь в таком случае определяется не в этих, часто искажаемых, терминах, а тем сознательным и ответственным выбором, который человек делает в каждый момент своего бытия.
    Драма Островского “Гроза” открывает перед нами сложные взаимоотношения в среде русского купечества. Патриархальные устои, деспотизм, высокомерие, жестокость, равнодушие. Оказывается, все это свойственно домостроевскому укладу жизни. Положение женщины в купеческой среде поистине плачевно. Молодая женщина, попавшая из родительского дома в семью мужа, оказывалась самым бесправным существом. Драма “Гроза” затрагивает не только конфликт поколений, но и ставит перед нами сложнейшие философские вопросы о грехе, возмездии и покаянии.
    Что такое грех? Если следовать религиозным канонам, то любое отступление ,’от норм является грехом. За любой грех человеку придется расплачиваться на этом или на том свете. По крайней мере, все религии мира говорят об этом. Покаяние может спасти человеческую душу, оно возвышает над грехом. Можно ли назвать русское купечество благочестивым и богобоязненным народом? С точки зрения здравого смысла, разумеется, нет. Ведь купцы-самодуры нарушают главную заповедь: “Возлюби ближнего своего как самого себя”. Кого любит Дикой, Кабаниха? Себя и только себя. Даже члены семьи оказываются в немилости у жестоких и бессердечных людей. Что уж там говорить о других. Однако нормы поведения русского купечества сами по себе никого бы, наверное, не заинтересовали. Ведь окружающие люди так или иначе привыкли к плохому к себе отношению. Если мы повнимательнее присмотримся к Борису, племяннику Дикого, к Тихону и Варваре, детям Кабанихи, то не увидим явного протеста. Все так или иначе приспособились. Может быть, им и не слишком комфортно, но, по крайней мере, несчастными они себя не ощущают. Другое дело — Катерина. С точки зрения любого нормального человека плохое отношение к слабому — это грех. Однако русское патриархальное купечество думает иначе. Поэтому Плохое отношение к слабой и беззащитной женщине никого не удивляет. Но зато когда женщина пытается вырваться из тесных оков, найти себе хоть малую толику радости, это воспринимается как преступление. То, что Катерина влюбляется в Бориса, это считается грехом. Разумеется, ведь согласно домостроевским порядкам измена мужу — преступление. Значит, Катерина заслуживает самой страшной кары. Но может ли быть для человека наказание страшнее, чем его собственные муки совести? Катерина, впечатлительная и экзальтированная, боится надвигающейся грозы. Она считает грозу наказанием, которое Бог посылает ей. Катерина обладает удивительным качеством — явным стремлением к свободе. Свободный человек не воспринимает религиозные каноны как доказательство необходимости отказаться от стремлений своей души. Поэтому Катерина позволяет себе любить Бориса, несмотря даже на патриархальное воспитание. Но Катерина не останавливается на одной любви. Ведь с точки зрения верующего человека самоубийство — это страшный грех. Катерина идет и на это. Почему? Да потому что общество ее отвергло. Она искренне раскаивается, но не получает прощения от окружающих. Казалось бы, какое дело ей до таких людей, как слабый и безвольный супруг Тихон, злобствующая Кабаниха и прочие. Но для Катерины возможность прощения значит очень много. Катерина часто вспоминает свою жизнь в родительском доме. Она была счастлива и свободна. Жизнь в доме мужа резко контрастирует с жизнью в девичестве. Катерина с детства была воспитана в религиозной атмосфере, поэтому искренне верит в возмездие, которое обязательно настигает человека, если он грешит. Зачем Катерина кается перед мужем? На этот вопрос легко ответить, если понимаешь экзальтированность и впечатлительность девушки. Она настолько уверена, что вот-вот ее настигнет Божья кара, что пытается найти спасение в прощении людей. Катерина чувствует свою гибель. Она пытается найти хотя бы намек на сочувствие и поддержку. Однако никто не протягивает руку помощи несчастной. Если бы Катерина не позволила себе публично покаяться, то, наверное, осталась бы жива. Ведь самоубийство она совершает под влиянием не только собственных душевных переживаний, но и под действием презрения окружающих. Неверная жена, каковой является Катерина, по меркам патриархального общества, не заслуживает ничего хорошего. Катерина кается публично перед людьми, которые ее не стоят. Этим людям не дано понять глубину страдания несчастной женщины, вынужденной жить в обществе равнодушия, чванства, жестокости и высокомерия. Каждый пребывает в своей скорлупе, желая спрятаться от окружающих. Каждый по-своему несчастен, разумеется, если исключить таких “патриархов”, как Дикой и Кабаниха. Они чувствуют себя вполне вольготно и удобно. Остальным тесен и неудобен мир купеческого городка. Настигла ли Катерину Божья кара? Или своими страданиями она сполна искупила свой грех? По крайней мере, Катерина выглядит чище и безгрешнее, чем те “благочестивые”, которые ее окружают. Но мы можем сказать однозначно — за “грех” Катерины придется расплачиваться “темному царству”. Ведь своей смертью девушка как бы сбросила пелену, прикрывающую “благочестивый” город. Теперь Кабанихе и ей подобным намного труднее будет морочить голову всем вокр
    уг, даже таким безвольным и бесхарактерным, как Тихон. Возмездие обязательно настигнет неправедных, поэтому “жестокому миру” скоро придет конец, по крайней мере, из финала драмы мы можем об этом догадаться.

  2. Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
    Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерины — жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,— признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам— Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная — это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне— доказать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина
    о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорьич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили…» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня — грешная, заблудшая душа.

  3. Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
    Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерины — жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,— признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам— Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная — это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне— доказать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина
    о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорьич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили…» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня — грешная, заблудшая душа.

  4. Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
    Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерины — жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,— признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам— Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная — это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне— доказать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина
    о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорь-ич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили…» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня — грешная, заблудшая душа.
    “Любовь или неспособность выстоять в мире «золотого тельца»? (по пьесе А. И. Островского «Бесприданница»)”
    Пьеса “Бесприданница” написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей — разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной героини драмы. Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна прежде всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса никак не может понять, что в обществе, где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Героиня бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить все, товаром становится ее красота, о чем девушка до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой “миллионщиков” из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль, не случайно он признается Кнурову: “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Лариса верит, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: “Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины”. Критически взглянуть на Паратова Лариса не в состоянии, между тем Сергей Сергеич — вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. В финале героиня прозревает. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично утешает ее жениха. Девушка окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: “У меня один жених: это вы”. Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, но пытается уверить Огу-далову, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради большого наследства.
    На самом деле “идеальный мужчина” Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил поставить Юлия Капитоныча на место. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любил ее тот, за Кем она была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова девушка, действительно, только мимолетное увлечение.
    И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить. Она произносит горькие слова: “Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину”. Когда Лариса предупреждает Паратова: “Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет”, она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей стать содержанкой, со значением подчеркивая: “Для меня невозможно мало”, мысли о смерти становятся реальными. Лариса размышляет: “Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко… Ах, что я!… да ведь и мне ничто не мило, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет… Не Кнуров, роскошь, блеск… нет, нет… я должна от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная.. Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… Пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься, всем простишь и умрешь… Ах, как дурно, как кружиться голова”.
    А тут Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь. Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: “Кабы теперь Меня убил кто-нибудь…” Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти. И за минуту до смерти она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова — главных действующих лиц драмы и истинных виновников ее гибели: “Это я сама… Никто не виновен, никто… Это я сама”. Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он иступленно кричит поющим цыганам: “Велите замолчать! Велите замолчать!”. Но умирающая ему и остальным нисколько не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: “Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело, кому весело… Я не хочу мешать никому. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь … вы все хорошие люди…” И заканчивая глубоко искренним признанием: “Я вас всех… всех, люблю”, посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу “громкий хор цыган”. Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось. И обвиняет она прежде всего саму себя, за то что долгое время терпела “цыганский табор”, что позволила превратить себя в вещь, игрушку.
    Судьба Ларисы — один из многих примеров драмы “горячего сердца” в мире чистогана и грубого расчета. Там, где вместо “души арифметика”, никому не нужны искренние чувства. Любовь и деньги несовместимы.

  5. Религия и религиозность… Что мы вкладываем в эти понятия? По каким критериям мы оцениваем степень религиозности человека? Какие важные составляющие включают в себя два эти понятия? На эти и другие вопросы следует опираться при рассмотрении одной из основных идей пьесы А. Н. Островского «Гроза».
    Мы привыкли связывать понятия греха, возмездия и покаяния с понятием «религия». Причем «грех», «возмездие», «покаяние» — это своего рода религиозные константы, опровергать либо подвергать сомнению которые просто не приходит в голову «истинно верующему» человеку.
    С позиции нравственности и морали принято полагать, что религия (любая религия) несет в себе законы истины и справедливости, добра и прощения. Безусловно, это так. Но это справедливо при идеальном рассмотрении религии. Если же подойти к этому вопросу со стороны человеческого фактора (со стороны одного человека, личности по отношению ко всему человечеству), то многие основополагающие религиозные законы вступят в противоречие с личной свободой человека.
    К примеру, основные заповеди христианской религии в большинстве своем основаны на запрете, определенном табу. Преступить запрет — значит, совершить грех, стать на путь греховной жизни: «Всякий, делающий грех, делает беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин.3:4). Из этого всего следует, что ставший на путь порока нарушает Закон Божий, следовательно, он виновен и должен бояться наказания.
    «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умирать не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой. После этого разговору-то, — вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!» — запуганная своей же собственной религиозностью, говорит Катерина Варваре в конце первого действия пьесы. По сути, грех Катерина совершила уже мысленно, и это угнетает ее. Это каким-то образом обесценивает ее собственную жизнь, ставя во главу угла вину и осознание этой вины как преступления.
    По сути своей религиозность Катерины сходна с религиозностью Кабанихи: они обе не помнят о милосердии и прощении и делают из Бога страшного судью, воля которого — запрещать и карать. Утверждение «Бог есть любовь» теряет смысл в мире запрета. Идиллическая гармония семейной жизни замкнута на формальности. По религиозным соображениям человек, попавший в узы брака, не имеет права их разорвать. Назад дороги нет, шаг в сторону — прелюбодеяние, а значит, грех. А если в союзе двух людей нет любви, есть либо привычка, либо принуждение? Вся оставшаяся жизнь человека превращается в ад.
    Немудрено, что Катерина так обесценила свою жизнь. «…Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!» — это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационалистически. Это просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно, в соответствии со всем жизненным опытом купеческой жены, приобретает форму индивидуальной, личной любви.
    Свою любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга, а религиозные заповеди для Катерины полны первозданного смысла.
    Катерина — личность и фанатик одновременно. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит в этой борьбе опоры. вокруг нее уже все рушится, и все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной подлинного нравственного содержания. «Гроза», таким образом, не «трагедия любви», а скорее, «трагедия совести». Сознание греха не оставляет Катерину и в минуту счастья, и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение — вот он, мотив покаяния. Гибель Катерины поэтому предрешена и неотвратима, как бы не повели себя люди, от которых зависит ее жизнь. Она кается сама себе. Сама себе признается в своей любви, на которую у нее не хватает воли.
    «Разве Я хочу смерти беззаконника?» — говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив? «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь — и живите!» Получается, что Катерина должна признать преступлением свою любовь и покаяться в ней, а затем вернуться обратно, в тот ад, из которого она должна была выйти по велению любви.
    Катерина — жертва не кого-либо из окружающих (что бы ни думали по этому поводу герои пьесы), а хода жизни.
    Мир фанатизма суров. Из Бога сделали карателя. Его бесценный дар — жизнь — воспринимается как обязанность. Красота и любовь принимают уродливые формы. «Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!» — даже разум не служит истинной воле человека. А разразившаяся природная гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом возмездия за грехи.
    Гроза — символ Божьего гнева и Божьей кары (такая символика есть и в Библии, и в святоотеческой традиции). Именно под впечатлением грозы (в сочетании с изображением «геенны» на фресках «сводчатой галереи» и с пророчествами «полусумасшедшей барыни) Катерина признается Тихону в совершенной измене.
    Вспомним, что в споре Дикого и Кулигина по поводу установления громоотвода Кулигин называет грозу «электричеством», то есть сводит это понятие к простому явлению природы, снимает с нее символический покров.
    С другой стороны, тот же Кулигин истолковывает грозу в глубокой религиозно-философской перспективе: «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза… Изо всего-то вы себе пугал наделали».
    Этих «пугал» действительно понаделали сами люди, мирно прикрыв их якобы религиозной моралью.
    Но религия религии рознь. Вопрос об истинной и ложной религиозности очень сложён и до сих пор еще не решен. И в наши дни многие религии, прикрываясь ложной лояльностью, все еще продолжают запрещать то, что запретить невозможно.
    Все это позволяет истолковать пьесу «Гроза» как религиозно-философскую притчу. Если «гроза» — суд Божий, то для фарисея или воинствующего язычника Бог будет грозой, а для верящих в любовь — это «не гроза».

  6. Религия и религиозность… Что мы вкладываем в эти понятия? По каким критериям мы оцениваем степень религиозности человека? Какие важные составляющие включают в себя два эти понятия? На эти и другие вопросы следует опираться при рассмотрении одной из основных идей пьесы А. Н. Островского “Гроза”.
    Мы привыкли связывать понятия греха, возмездия и покаяния с понятием “религия”. Причем “грех”, “возмездие”, “покаяние” – это своего рода религиозные константы, опровергать либо подвергать сомнению которые просто не приходит в голову “истинно верующему” человеку.
    С позиции нравственности и морали принято полагать, что религия (любая религия) несет в себе законы истины и справедливости, добра и прощения. Безусловно, это так. Но это справедливо при идеальном рассмотрении религии. Если же подойти к этому вопросу со стороны человеческого фактора (со стороны одного человека, личности по отношению ко всему человечеству), то многие основополагающие религиозные законы вступят в противоречие с личной свободой человека.
    К примеру, основные заповеди христианской религии в большинстве своем основаны на запрете, определенном табу. Преступить запрет – значит, совершить грех, стать на путь греховной жизни: “Всякий, делающий грех, делает беззаконие; и грех есть беззаконие” (1 Ин.3:4). Из этого всего следует, что ставший на путь порока нарушает Закон Божий, следовательно, он виновен и должен бояться наказания.
    “Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умирать не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой. После этого разговору-то, – вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!” – запуганная своей же собственной религиозностью, говорит Катерина Варваре в конце первого действия пьесы. По сути, грех Катерина совершила уже мысленно, и это угнетает ее. Это каким-то образом обесценивает ее собственную жизнь, ставя во главу угла вину и осознание этой вины как преступления.
    По сути своей религиозность Катерины сходна с религиозностью Кабанихи: они обе не помнят о милосердии и прощении и делают из Бога страшного судью, воля которого – запрещать и карать. Утверждение “Бог есть любовь” теряет смысл в мире запрета. Идиллическая гармония семейной жизни замкнута на формальности. По религиозным соображениям человек, попавший в узы брака, не имеет права их разорвать. Назад дороги нет, шаг в сторону – прелюбодеяние, а значит, грех. А если в союзе двух людей нет любви, есть либо привычка, либо принуждение? Вся оставшаяся жизнь человека превращается в ад.
    Немудрено, что Катерина так обесценила свою жизнь. “… Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!” – это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационалистически. Это просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно, в соответствии со всем жизненным опытом купеческой жены, приобретает форму индивидуальной, личной любви.
    Свою любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга, а религиозные заповеди для Катерины полны первозданного смысла.
    Катерина – личность и фанатик одновременно. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит в этой борьбе опоры. вокруг нее уже все рушится, и все, на что она пытается опереться, оказывается пустой оболочкой, лишенной подлинного нравственного содержания. “Гроза”, таким образом, не “трагедия любви”, а скорее, “трагедия совести”. Сознание греха не оставляет Катерину и в минуту счастья, и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение – вот он, мотив покаяния. Гибель Катерины поэтому предрешена и неотвратима, как бы не повели себя люди, от которых зависит ее жизнь. Она кается сама себе. Сама себе признается в своей любви, на которую у нее не хватает воли.
    “Разве Я хочу смерти беззаконника?” – говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив? “Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь – и живите!” Получается, что Катерина должна признать преступлением свою любовь и покаяться в ней, а затем вернуться обратно, в тот ад, из которого она должна была выйти по велению любви.
    Катерина – жертва не кого-либо из окружающих (что бы ни думали по этому поводу герои пьесы), а хода жизни.
    Мир фанатизма суров. Из Бога сделали карателя. Его бесценный дар – жизнь – воспринимается как обязанность. Красота и любовь принимают уродливые формы. “Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!” – даже разум не служит истинной воле человека. А разразившаяся природная гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом возмездия за грехи.
    Гроза – символ Божьего гнева и Божьей кары (такая символика есть и в Библии, и в святоотеческой традиции). Именно под впечатлением грозы (в сочетании с изображением “геенны” на фресках “сводчатой галереи” и с пророчествами “полусумасшедшей барыни) Катерина признается Тихону в совершенной измене.
    Вспомним, что в споре Дикого и Кулигина по поводу установления громоотвода Кулигин называет грозу “электричеством”, то есть сводит это понятие к простому явлению природы, снимает с нее символический покров.
    С другой стороны, тот же Кулигин истолковывает грозу в глубокой религиозно-философской перспективе: “Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза!… Изо всего-то вы себе пугал наделали”.
    Этих “пугал” действительно понаделали сами люди, мирно прикрыв их якобы религиозной моралью.
    Но религия религии рознь. Вопрос об истинной и ложной религиозности очень сложён и до сих пор еще не решен. И в наши дни многие религии, прикрываясь ложной лояльностью, все еще продолжают запрещать то, что запретить невозможно.
    Все это позволяет истолковать пьесу “Гроза” как религиозно-философскую притчу. Если “гроза” – суд Божий, то для фарисея или воинствующего язычника Бог будет грозой, а для верящих в любовь – это “не гроза”.

  7. Драма Островского «Гроза» открывает перед нами сложные взаимоотношения в среде русского купечества. Патриархальные устои, деспотизм, высокомерие, жестокость, равнодушие. Оказывается, все это свойственно домостроевскому укладу жизни. Положение женщины в купеческой среде поистине плачевно. Молодая женщина, попавшая из родительского дома в семью мужа, оказывалась самым бесправным существом. Драма «Гроза» затрагивает не только конфликт поколений, но и ставит перед нами сложнейшие философские вопросы о грехе, возмездии и покаянии.
    Что такое грех? Если следовать религиозным канонам, то любое отступление ,’от норм является грехом. За любой грех человеку придется расплачиваться на этом или на том свете. По крайней мере, все религии мира говорят об этом. Покаяние может спасти человеческую душу, оно возвышает над грехом. Можно ли назвать русское купечество благочестивым и богобоязненным народом? С точки зрения здравого смысла, разумеется, нет. Ведь купцы-самодуры нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Кого любит Дикой, Кабаниха? Себя и только себя. Даже члены семьи оказываются в немилости у жестоких и бессердечных людей. Что уж там говорить о других.
    Однако нормы поведения русского купечества сами по себе никого бы, наверное, не заинтересовали. Ведь окружающие люди так или иначе привыкли к плохому к себе отношению. Если мы повнимательнее присмотримся к Борису, племяннику Дикого, к Тихону и Варваре, детям Кабанихи, то не увидим явного протеста. Все так или иначе приспособились. Может быть, им и не слишком комфортно, но, по крайней мере, несчастными они себя не ощущают. Другое дело — Катерина.
    С точки зрения любого нормального человека плохое отношение к слабому — это грех. Однако русское патриархальное купечество думает иначе. Поэтому Плохое отношение к слабой и беззащитной женщине никого не удивляет. Но зато когда женщина пытается вырваться из тесных оков, найти себе хоть малую толику радости, это воспринимается как преступление. То, что Катерина влюбляется в Бориса, это считается грехом. Разумеется, ведь согласно домостроевским порядкам измена мужу — преступление. Значит, Катерина заслуживает самой страшной кары.
    Но может ли быть для человека наказание страшнее, чем его собственные муки совести? Катерина, впечатлительная и экзальтированная, боится надвигающейся грозы. Она считает грозу наказанием, которое Бог посылает ей. Катерина обладает удивительным качеством — явным стремлением к свободе. Свободный человек не воспринимает религиозные каноны как доказательство необходимости отказаться от стремлений своей души. Поэтому Катерина позволяет себе любить Бориса, несмотря даже на патриархальное воспитание. Но Катерина не останавливается на одной любви. Ведь с точки зрения верующего человека самоубийство — это страшный грех. Катерина идет и на это. Почему? Да потому что общество ее отвергло. Она искренне раскаивается, но не получает прощения от окружающих. Казалось бы, какое дело ей до таких людей, как слабый и безвольный супруг Тихон, злобствующая Кабаниха и прочие. Но для Катерины возможность прощения значит очень много.
    Катерина часто вспоминает свою жизнь в родительском доме. Она была счастлива и свободна. Жизнь в доме мужа резко контрастирует с жизнью в девичестве. Катерина с детства была воспитана в религиозной атмосфере, поэтому искренне верит в возмездие, которое обязательно настигает человека, если он грешит.
    Зачем Катерина кается перед мужем? На этот вопрос легко ответить, если понимаешь экзальтированность и впечатлительность девушки. Она настолько уверена, что вот-вот ее настигнет Божья кара, что пытается найти спасение в прощении людей. Катерина чувствует свою гибель. Она пытается найти хотя бы намек на сочувствие и поддержку. Однако никто не протягивает руку помощи несчастной.
    Если бы Катерина не позволила себе публично покаяться, то. наверное, осталась бы жива. Ведь самоубийство она совершает под влиянием не только собственных душевных переживаний, но и под действием презрения окружающих. Неверная жена, каковой является Катерина, по меркам патриархального общества, не заслуживает ничего хорошего.
    Катерина кается публично перед людьми, которые ее не стоят. Этим людям не дано понять глубину страдания несчастной женщины, вынужденной жить в обществе равнодушия, чванства, жестокости и высокомерия. Каждый пребывает в своей скорлупе, желая спрятаться от окружающих. Каждый по-своему несчастен, разумеется, если исключить таких «патриархов», как Дикой и Кабаниха. Они чувствуют себя вполне вольготно и удобно. Остальным тесен и неудобен мир купеческого городка.
    Настигла ли Катерину Божья кара? Или своими страданиями она сполна искупила свой грех? По крайней мере, Катерина выглядит чище и безгрешнее, чем те «благочестивые», которые ее окружают. Но мы можем сказать однозначно — за «грех» Катерины придется расплачиваться «темному царству». Ведь своей смертью девушка как бы сбросила пелену, прикрывающую «благочестивый» город. Теперь Кабанихе и ей подобным намного труднее будет морочить голову всем вокруг, даже таким безвольным и бесхарактерным, как Тихон. Возмездие обязательно настигнет неправедных, поэтому «жестокому миру» скоро придет конец, по крайней мере, из финала драмы мы можем об этом догадаться.

  8. В “Грозе” проблема покаяния является наиболее острой. Главная героиня трагедии-Катерина – испытывает страшные муки совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния.
    Катерина очень набожная женщина, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.
    Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет внезапно,-опасается не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами. Отношение людей к возможности покаяния проявляется во время грозы.
    Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы испытывают страх. Некоторые стараются что-то придумать. Например, Ку-лигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, потому что он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод.
    Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния (хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги мужику и просит прощения за то, что обругал его). Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому у самоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: как такая набожная женщина, как Катерина, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему?
    Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение Перед ней возникает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь.
    Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль – чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

  9. Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как “Очарованный странник” Н. С. Лескова, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно – это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века.
    Эту же тему развивает в своей
    социально-психологической драме “Гроза” и А. Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
    Драма “Гроза”, написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерина, – жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность – искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой
    и защитой.
    Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды.
    Страшно то, “что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми”, – признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает “страшным грехом”, пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа, заставляя взять с нее “страшную клятву”, чтоб она и думать ни о ком не смела. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия.
    Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что “загубила” свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам – Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное – тайна, чтоб все было “шито да крыто”, чтоб “никто и не узнал” об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация – все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” – говорит она Борису.
    Поэтому “Гроза” – это не столько трагедия любви, как трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная – это разные вещи, как показывает нам автор. И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное. В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни – все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе.
    Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне – доказать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают “на каждом слове”.
    Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: “Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет”. Так же слаб и Борис Григорьич, не способный защитить Катерину.
    Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: “уж душу свою я ведь погубила”. И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что “жить нельзя”.
    Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев “темного царства” , и как просто глупость. Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью.
    Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им мат
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В трагедии Островского “Гроза” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность…
    ТЕМА ГРЕХА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”, ЕЕ РЕШЕНИЕ В ОБРАЗАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ Александр Николаевич Островский – это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи…
    НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ДРАМАТУРГ? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием “Ночи на Волге”….
    Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот…
    “Трагедия совести” (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела…
    ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Драма Островского “Гроза” написана в 50-60-х годах XIX века. Это время, когда в России существовало крепостное право, но уже ясно виделся приход новой силы – разночинцев-интеллигентов. В литературе появилась новая…
    Система образов в пьесе А. Н. Островского “Гроза” В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального…
    ГРОЗА НАД КАЛИНОВОМ (ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”) В 1856 году Островский совершил путешествие до Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в “Грозе”, действие которой происходит в…
    “РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР” КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения – конфликт героини с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так…
    Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) В драме “Гроза” Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет…
    Сочинение на тему: “Самоубийство Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза” , показывает нам ее слабость или силу?” Героиня драмы Катерина романтичная и нежная натура, представляет собой русский сильный характер. Она самостоятельная, решительная натура, с правильно ложившимися нравами и убеждениями. В произведении происходит столкновение этой нежной натуры Катерины…
    “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Русская литература 2-й половины XIX века “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Рассуждая о…
    В чем причина драмы Катерины в пьесе Островского “Гроза”? “Гроза” Островского – произведение сложное и многогранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой, то народной трагедией в зависимости от того, как…
    Сочинение на тему: Душевная драма Катерины (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях…
    ОБРАЗ КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не…
    Быт и нравы “темного царства” (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы купечества, нарисовал колоритные образы самодуров. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать…
    Система образов в пьесе “Гроза” А. Н. Островского Своеобразие “Грозы” состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет,…
    ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе….
    СУДЬБА КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в той погибели гнуть Н. А. Некрасов Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы, знают произведения Александра Николаевича Островского. Так часто по…
    КАТЕРИНА КАК ТРАГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР (ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”) Умереть бы теперь… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А. Н. Островский В течение довольно длительного времени…
    РУССКИЙ ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается “живой” положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а…
    РОЛЬ АВТОРСКИХ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” “Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драматическому жанру, что определяет всю композицию произведения. Автор затрагивает многие важные аспекты жизни мещанства и купечества конца 50-х годов XIX века и не может…
    Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… Н. А. Добролюбов План I….
    Суровые нравы города Калинова. По пьесе А. Н. Островского “Гроза” Русская литература 2-й половины XIX века Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает…
    “Темное царство” и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени….
    “Темное царство” в пьесе Островского “Гроза” Оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит…
    Народные истоки характера Катерины (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) “Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой – сельский вид”, – такой ремаркой Островский открывает “Грозу”, Действие русской трагедии возносится над волжской ширью, распахивается на всероссийский простор, ему сразу…
    Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. По пьесе А. Н. Островского “Гроза” Русская литература 2-й половины XIX века Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса “Гроза” стала для А. Н. Островского одновременно пьесой-итогом и пьесой-началом всех…
    Образ Кулигина в пьесе Островского “Гроза” А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства….
    Кто виноват в гибели Катерины героини драмы Островского “Гроза” Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова…
    Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского “Гроза”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *