Сочинение на тему грешное бунтующее сердце базарова

13 вариантов

  1. “…В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души… А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения или страсти…”.
    Эти слова относятся к главному герою романа Тургнева “Отцы и дети” и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу (его статья так и называется — “Асмодей нашего времени”). Это сказано о “титанической личности”, честном, правдивом демократе “до конца ногтей”! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь подобным образом о Базарове?
    Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких, вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей, он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте его происхождения и натуры. “Мой дед землю пахал”, — не без гордости заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек. Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал ему “обнаженную красную руку”, а лицо его “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.
    Герой обладает “мужественным голосом”, его белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали “крупных выпуклостей просторного черепа”. Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий, умного, одаренного энергией и волей.
    Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший, либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его “страстное, грешное, бунтующее сердце”.
    Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих. Очень “непростой” с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости и обладает очень рани-мой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое сердце бьется в его груди.
    Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил “волосатого” за его непохожесть на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно превращается в мертвеца, так как ничего, кроме “английских сьютов, крахмальных воротничков” и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать.
    В отличие от Рудина и других “пассивных”, плывущих по течению тургеневских героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить, “красивые речи” его раздражают: “О, друг мой Аркадий! Об одном прошу тебя: не говори красиво!”.
    Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество, болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать должен…”.
    Природа для Базарова — “не храм, а мастерская”. Отчасти в этом есть своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы. Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко многим явлениям действительности.
    Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества. Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга: “Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как
    все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка а как только курочка начинает приближаться, давай ноги! Я не таков”. “Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”.
    Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например, в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем). Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами только провоцировала Базарова на дерзость.
    Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.
    Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова с Аркадием. “Мягонький либеральный барич”, — так в начале романе называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой, которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров любит и родителей, о которых говорит, что “таких людей днем с огнем не сыскать”. Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения однозначна и полна отрицания: “Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!”.
    Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость, но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее “страстных вздохов” Павла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить эпизод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной болезни известили любимую женщину.
    Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно, почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
    И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной. “Нужен ли я России”, — сомневается Базаров, в последние минуты своей жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами, чем становится ближе и дороже читателю.

  2. “…В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души… А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения или страсти…”.
    Эти слова относятся к главному герою романа Тургнева “Отцы и дети” и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу (его статья так и называется — “Асмодей нашего времени”). Это сказано о “титанической личности”, честном, правдивом демократе “до конца ногтей”! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь подобным образом о Базарове?
    Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких, вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей, он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте его происхождения и натуры. “Мой дед землю пахал”, — не без гордости заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек. Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал ему “обнаженную красную руку”, а лицо его “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.
    Герой обладает “мужественным голосом”, его белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали “крупных выпуклостей просторного черепа”. Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий, умного, одаренного энергией и волей.
    Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший, либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его “страстное, грешное, бунтующее сердце”.
    Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих. Очень “непростой” с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости и обладает очень ранимой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое сердце бьется в его груди.
    Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил “волосатого” за его непохожесть на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно превращается в мертвеца, так как ничего, кроме “английских сьютов, крахмальных воротничков” и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать.
    В отличие от Рудина и других “пассивных”, плывущих по течению тургеневских героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить, “красивые речи” его раздражают: “О, друг мой Аркадий! Об одном прошу тебя: не говори красиво!”.
    Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество, болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать должен…”.
    Природа для Базарова — “не храм, а мастерская”. Отчасти в этом есть своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы. Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко многим явлениям действительности.
    Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества. Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга: “Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как
    все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка а как только курочка начинает приближаться, давай ноги! Я не таков”. “Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”.
    Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например, в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем). Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами только провоцировала Базарова на дерзость.
    Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.
    Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова с Аркадием. “Мягонький либеральный барич”, — так в начале романе называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой, которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров любит и родителей, о которых говорит, что “таких людей днем с огнем не сыскать”. Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения однозначна и полна отрицания: “Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!”.
    Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость, но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее “страстных вздохов” Павла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить эпизод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной болезни известили любимую женщину.
    Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно, почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
    И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной. “Нужен ли я России”, — сомневается Базаров, в последние минуты своей жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами, чем становится ближе и дороже читателю.

  3. “…В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души… А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения или страсти…”.
    Эти слова относятся к главному герою романа Тургенева “Отцы и дети” и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу (его статья так и называется — “Асмодей нашего времени”). Это сказано о “титанической личности”, честном, правдивом демократе “до конца ногтей”! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь подобным образом о Базарове?
    Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких, вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей, он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте его происхождения и натуры. “Мой дед землю пахал”, — не без гордости заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек. Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал ему “обнаженную красную руку”, а лицо его “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.
    Герой обладает “мужественным голосом”, его белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали “крупных выпуклостей просторного черепа”. Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий, умного, одаренного энергией и волей.
    Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший, либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его “страстное, грешное, бунтующее сердце”.
    Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих. Очень “непростой” с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости и обладает очень рани-мой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое сердце бьется в его груди.
    Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил “волосатого” за его непохожесть на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно превращается в мертвеца, так как ничего, кроме “английских сьютов, крахмальных воротничков” и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать.
    В отличие от Рудина и других “пассивных”, плывущих по течению тургеневских героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить, “красивые речи” его раздражают: “О, друг мой Аркадий! Об одном прошу тебя: не говори красиво!”.
    Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество, болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать должен…”.
    Природа для Базарова — “не храм, а мастерская”. Отчасти в этом есть своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы. Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко многим явлениям действительности.
    Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества. Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга: “Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как
    все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка а как только курочка начинает приближаться, давай ноги! Я не таков”. “Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”.
    Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например, в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем). Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами только провоцировала Базарова на дерзость.
    Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.
    Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова с Аркадием. “Мягонький либеральный барич”, — так в начале романе называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой, которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров любит и родителей, о которых говорит, что “таких людей днем с огнем не сыскать”. Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения однозначна и полна отрицания: “Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!”.
    Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость, но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее “страстных вздохов” Павла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить эпизод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной болезни известили любимую женщину.
    Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно, почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
    И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной. “Нужен ли я России”, — сомневается Базаров, в последние минуты своей жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами, чем становится ближе и дороже читателю.

  4. «Бунтующее сердце Базарова», сочинение (10 класс) – это работа, которую пишут школьники в ходе изучения бессмертного произведения Тургенева «Отцы и дети». В ней они анализируют образ героя, который мало кого из читателей может оставить равнодушным. Сочинение позволяет старшеклассникам лучше понять идейное содержание романа и главный замысел автора. Ниже предлагается одна из таких работ: «Бунтующее сердце.
    Образ Базарова», сочинение (10 класс).
    Сочинение
    Образ Евгения Базарова – один из самых ярких и противоречивых в русской литературе. У читателя знакомство с героем вызывает разные, порой кардинально противоположные эмоции – от восхищения до жалости. Для кого-то этот герой – пример, а другие считают его человеком заблудившимся, бездарно прожившим свою короткую жизнь. Истина где-то посредине.
    Базаров – один из основных персонажей из «Отцов и детей». Евгений еще достаточно молод. Он талантлив, преисполнен кипучей энергии, крут нравом, принципиален и идеен. Это не простой обыватель, который плывет по течению, лишь потребляя.
    Это борец, путь которого имеет четкую направленность, а именно – разрушить старое, чтобы расчистить место для нового. Базаров – не аристократ, не дворянин. Его отец – врач. Сам Евгений тоже серьезно занимается медициной. Он исследователь, которые ни минуты не может просидеть без дела.
    Базаров искренне ненавидит праздность и всех тех, кто исповедует такой образ жизни – то есть типичных представителей высшего света 19 века, которые пользуются благами, созданными другими, а сами лишь развлекаются, пьют, едят, тратят свое время на сплетни и удовлетворение тщеславия. Евгений – полная противоположность таким людям.
    Свое призвание, помимо науки, он видит в борьбе с ними, как с представителями старой, прогнившей, не оправдавшей себя системе. Базаров чует новую эпоху, которая уже не за горами. Время, где будет возглавлена наука и ее достижения, когда в почете окажется труд. Сердце героя бунтует против всего, что, по его мнению, мешает приходу такой счастливой эры.
    Эти взгляды Базарова вызывают уважение. Здесь с Евгением сложно не согласиться. Чувствуется, что и сам автор поддерживает в этом своего героя. Однако есть одно «но» и оно очень существенное. Базаров отрицает не только тунеядство, праздность, неоправданную роскошь, присущие жизни дворян тех времен, но и другие вещи. Например, любовь, поэзию, да и вообще искусство.

  5. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» отразил борьбу двух политических лагерей, сложившихся в России в 60-е годы XIX столетия. Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров, который противопоставлен в романе дворянству. Образ Базарова занимает центральное место в произведении.
    «Евгений Васильев» – так представляется он сам при первой встрече отцу Аркадия. «Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
    В романе Базаров противопоставлен всем героям: братьям Кирсановым, Аркадию, местным аристократам.
    Идейная убежденность и бунтарская натура Евгения во многом проявляются в его спорах с представителями “отцов”- защитниками устоев крепостнического общества.
    К Павлу Петровичу Кирсанову Базаров уже с первой встречи был не расположен, между ними установилась взаимная неприязнь. Базаров избегал общения с ним, а «Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел его». Кирсанов увидел в “нигилисте” врага, причем опасного. Павел Петрович только и ждет момента, чтобы наброситься на Евгения. Но Базаров спокоен. Его речь решительна, фразы точны и вески. Немногословный Базаров побеждает “отцов” своим талантом вести споры, показывая противнику твердость и решительность в своей речи.
    Базаров – натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а подвергающая все суду мысли. Типичен для Базарова интерес к естественным наукам, он увлечен медициной, химией, физикой, анатомией. Просвещенность Базарова во многом революционна. Религию он отрицал вообще. Базаров не соглашается с патриархальность. и слепой верой русских людей, когда «народ полагает, что гром вызывает Илья пророк в колеснице, разъезжающий по небу».
    Родители Евгения – старые, добрые и заботливые люди, которые часто вызывают в нем чувство досады и некоторого раздражения. Во время приезда сына, матушка «видела его только за столом и окончательно боялась с ним заговорить». «Енюшенька!» – бывало скажет она, – а тот еще не успеет оглянуться, как она уже перебирает шнурками ридикюля и лепечет: «Ничего, ничего, я так».
    Базаров зачастую несправедливо суров с теми, кто ищет его внимания, любви. Он убеждён, что нежность, ласка — это «гниль, художество», вредные для дела.
    Евгений предстает перед нами человеком, абсолютно лишенным романтизма, практиком, признающим только науку. Читать Пушкина, по его мнению, «никуда не годится, лучше что-нибудь дельное почитать».
    Своеобразно его отношение к женщине. “Базаров, при всем своем нигилизме, любил образованных женщин, но любовь, следуя своим принципам, отрицал”. “Белиберда и болезнь” — вот что такое любовь, по мнению Базарова. Однако Одинцову наш герой полюбил страстно. И полюбил потому, что в ней увидел идеал женщины, идеал неординарной, мыслящей личности.
    Любовь к Одинцовой – умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, победила принципы нигилизма. И Евгений, влюбившись, вдруг «с негодованием сознавал романтика в самом себе».
    Любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилиста вступают в противоречия с его человеческой сущностью, с его страстной натурой. Это противоречие было неразрешимо, и последовал неминуемый разрыв любовных отношений героя.
    Не разделяя нигилистических взглядов Базарова, нельзя не признать незаурядность этой личности, его прекрасные человеческие качества и большое общественное значение этого героя.
    Не случайно сам автор так писал о Базарове: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, – я виноват и не достиг своей цели».

  6. План работы учащегося может быть примерно таким:
    Описание внешности Базарова.
    Его поступки и высказывания.
    Что чувствует главный герой.
    Его отношение к окружающим.
    Встреча с Одинцовой.
    Как заканчивается его жизнь.
    Мое впечатление о Базарове.
    Данный план является приблизительным, школьник может добавить в него и свои пункты.

    Философские мысли героя

    В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти. Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека. Главный герой понимает это, однако никак не может принять.

    Слабость перед трудностями

    Интересно и то, как этот волевой человек стал себя вести после того, как Анна Сергеевна отвергает его любовь. Базаров пасует перед жизненными трудностями. В высказываниях у него возникают нотки скептицизма, пессимизма. Теперь он поступается своими идеями. Теперь он понимает, что нигилизм несовместим с человеческой природой. Базаров несчастен – у него нет ни друзей, ни знакомых.

    Неразрешимый конфликт

    Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».
    10 класс – это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе. Учащиеся понимают, что Базаров – это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт. Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.

  7. «…В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души… А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения или страсти…».
    Эти слова относятся к главному герою романа Тургнева «Отцы и дети» и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу (его статья так и называется — «Асмодей нашего времени»). Это сказано о «титанической личности», честном, правдивом демократе «до конца ногтей»! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь подобным образом о Базарове?
    Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких, вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей, он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте его происхождения и натуры. «Мой дед землю пахал», — не без гордости заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек. Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал ему «обнаженную красную руку», а лицо его «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
    Герой обладает «мужественным голосом», его белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали «крупных выпуклостей просторного черепа». Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий, умного, одаренного энергией и волей.
    Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший, либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его «страстное, грешное, бунтующее сердце».
    Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих. Очень «непростой» с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости и обладает очень ранимой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое сердце бьется в его груди.
    Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил «волосатого» за его непохожесть на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно превращается в мертвеца, так как ничего, кроме «английских сьютов, крахмальных воротничков» и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать.
    В отличие от Рудина и других «пассивных», плывущих по течению тургеневских героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить, «красивые речи» его раздражают: «О, друг мой Аркадий! Об одном прошу тебя: не говори красиво!».
    Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: «Исправьте общество, болезни не будет». А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все времена: «Всякий человек себя воспитать должен…».
    Природа для Базарова — «не храм, а мастерская». Отчасти в этом есть своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы. Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко многим явлениям действительности.
    Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга: «Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай ноги! Я не таков». «Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает».
    Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней категоричности суждений. Но он живой человек, потому и имеет право на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например, в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем). Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами только провоцировала Базарова на дерзость.
    Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого герой по- настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.
    Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова с Аркадием. «Мягонький либеральный барич», — так в начале романе называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой, которая ломает и переворачивает жизнь Базарова.
    По-своему Базаров любит и родителей, о которых говорит, что «таких людей днем с огнем не сыскать». Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения однозначна и полна отрицания: «Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!».
    Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость, но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее «страстных вздохов» Павла Петровича Кирсанова Достаточно вспомнить эпизод, когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной болезни известили любимую женщину.
    Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно, почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
    И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной. «Нужен ли я России», — сомневается Базаров, в последние минуты своей жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами, чем становится ближе и дороже читателю.

  8. Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», стоит в ряду лучших героев русской литературы. В то же время, его можно причислить к «лишним» людям, не сумевшим реализовать свои возможности и свой богатый потенциал. Здесь — трагедия этого человека, направившего свои могучие силы не в то русло, выбравшего не тот путь.
    Евгений Базаров — представитель нового, молодого, поколения в романе. Он — олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров — разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.
    Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова. Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.
    Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
    Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши — нигилист. Что же это значит? «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения — расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории — народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.
    Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.
    На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.
    Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.
    Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?
    Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.
    Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой — злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
    С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Герой умирает. Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.

  9. “…В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души… А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения или страсти…”.
    Эти слова относятся к главному герою романа Тургенева “Отцы и дети” и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу (его статья так и называется — “Асмодей нашего времени”). Это сказано о “титанической личности”, честном, правдивом демократе “до конца ногтей”! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь подобным образом о Базарове?
    Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких, вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей, он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте его происхождения и натуры. “Мой дед землю пахал”, — не без гордости заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек. Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал ему “обнаженную красную руку”, а лицо его “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.
    Герой обладает “мужественным голосом”, его белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали “крупных выпуклостей просторного черепа”. Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий, умного, одаренного энергией и волей.
    Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший, либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его “страстное, грешное, бунтующее сердце”.
    Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих. Очень “непростой” с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости и обладает очень рани-мой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое сердце бьется в его груди.
    Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил “волосатого” за его непохожесть на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно превращается в мертвеца, так как ничего, кроме “английских сьютов, крахмальных воротничков” и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать.
    В отличие от Рудина и других “пассивных”, плывущих по течению тургеневских героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить, “красивые речи” его раздражают: “О, друг мой Аркадий! Об одном прошу тебя: не говори красиво!”.
    Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество, болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать должен…”.
    Природа для Базарова — “не храм, а мастерская”. Отчасти в этом есть своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы. Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко многим явлениям действительности.
    Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества. Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга: “Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как
    все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка а как только курочка начинает приближаться, давай ноги! Я не таков”. “Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”.
    Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например, в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем). Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами только провоцировала Базарова на дерзость.
    Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.
    Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова с Аркадием. “Мягонький либеральный барич”, — так в начале романе называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой, которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров любит и родителей, о которых говорит, что “таких людей днем с огнем не сыскать”. Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения однозначна и полна отрицания: “Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!”.
    Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость, но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее “страстных вздохов” Павла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить эпизод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной болезни известили любимую женщину.
    Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно, почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
    И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной. “Нужен ли я России”, — сомневается Базаров, в последние минуты своей жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами, чем становится ближе и дороже читателю.

  10. Сочинение
    10 класс. «Страстное, грешное, бунтующее сердце» (образ Евгения
    Базарова)

    “…В романе, за исключением одной старушки
    (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души… А о
    нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить
    нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол,
    или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит
    и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть
    не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной
    жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения
    или страсти…”.
    Эти слова относятся к главному герою романа Тургенева “Отцы и дети”
    и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу
    (его статья так и называется — “Асмодей нашего времени”). Это сказано
    о “титанической личности”, честном, правдивом демократе “до конца
    ногтей”! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену
    Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь
    подобным образом о Базарове?
    Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких,
    вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей,
    он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает
    читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте
    его происхождения и натуры. “Мой дед землю пахал”, — не без гордости
    заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек.
    Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал
    ему “обнаженную красную руку”, а лицо его “оживлялось спокойной
    улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.
    Герой обладает “мужественным голосом”, его белокурые волосы, длинные
    и густые, не скрывали “крупных выпуклостей просторного черепа”.
    Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий,
    умного, одаренного энергией и волей.
    Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший,
    либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые
    во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его “страстное, грешное,
    бунтующее сердце”.
    Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в
    душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих.
    Очень “непростой” с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях
    и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости
    и обладает очень рани-мой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое
    сердце бьется в его груди.
    Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил “волосатого” за его непохожесть
    на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно
    превращается в мертвеца, так как ничего, кроме “английских сьютов,
    крахмальных воротничков” и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать.
    В отличие от Рудина и других “пассивных”, плывущих по течению тургеневских
    героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить,
    “красивые речи” его раздражают: “О, друг мой Аркадий! Об одном прошу
    тебя: не говори красиво!”.
    Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать
    самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество,
    болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании
    оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать
    должен…”.
    Природа для Базарова — “не храм, а мастерская”. Отчасти в этом есть
    своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы.
    Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно
    одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко
    многим явлениям действительности.
    Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство
    — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества.
    Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга:
    “Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как
    все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка а как только курочка
    начинает приближаться, давай ноги! Я не таков”. “Я только этим и
    горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”.
    Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней
    категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право
    на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд
    циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например,
    в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем).
    Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами
    только провоцировала Базарова на дерзость.
    Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой
    общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого
    герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет
    себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках
    с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать
    противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.
    Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова
    с Аркадием. “Мягонький либеральный барич”, — так в начале романе
    называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское
    покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это
    заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой,
    которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров
    любит и родителей, о которых говорит, что “таких людей днем с огнем
    не сыскать”. Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения
    однозначна и полна отрицания: “Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только
    тоска одолеет от такой жизни!”.
    Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в
    наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь
    Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость,
    но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью
    отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее
    “страстных вздохов” Павла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить
    эпизод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной
    болезни известили любимую женщину.
    Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость
    прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно,
    почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: “Дуньте на умирающую
    лампаду, и пусть она погаснет”.
    И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь
    к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к
    родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне
    мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной.
    “Нужен ли я России”, — сомневается Базаров, в последние минуты своей
    жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами,
    чем становится ближе и дороже читателю.

  11. “…В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души… А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одного чувства, какого-нибудь увлечения или страсти…”.
    Эти слова относятся к главному герою романа Тургнева “Отцы и дети” и принадлежат известному критику первой половины XIX в. М. Антоновичу (его статья так и называется — “Асмодей нашего времени”). Это сказано о “титанической личности”, честном, правдивом демократе “до конца ногтей”! Это сказано о герое нового времени, который пришел на смену Онегиным и Печориным, Чацким и Рудиным! Прав ли критик, отзываясь подобным образом о Базарове?
    Если тургеневский Рудин — энтузиаст и романтик, мечтающий о высоких, вечных, но призрачных идеалах, то Базаров — реалист до мозга костей, он — естествоиспытатель, ничего не принимающий на веру. Автор дает читателю четкое и ясное представление о своем герое, о простоте его происхождения и натуры. “Мой дед землю пахал”, — не без гордости заявляет Базаров. Его отец — уездный лекарь, добрый и честный человек. Когда Базаров знакомился с отцом Аркадия Кирсанова, он протягивал ему “обнаженную красную руку”, а лицо его “оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.
    Герой обладает “мужественным голосом”, его белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали “крупных выпуклостей просторного черепа”. Из этих штрихов вырисовывается личность человека из низших сословий, умного, одаренного энергией и волей.
    Следовательно, не прав был Антонович, либо невнимательно прочитавший, либо просто не понявший роман. Правда на стороне тех критиков, которые во главу угла ставили не нигилизм Базарова, а его “страстное, грешное, бунтующее сердце”.
    Уже первое знакомство с Базаровым убеждает читателя в том, что в душе героя есть чувства, которые он тщательно скрывает от окружающих. Очень “непростой” с виду, самоуверенный и резкий в высказываниях и поступках, тургеневский разночинец на самом деле имеет слабости и обладает очень ранимой душой. Тревожное и вместе с тем уязвимое сердце бьется в его груди.
    Павел Петрович Кирсанов сразу невзлюбил “волосатого” за его непохожесть на окружающих и за его огромную энергию и ум. Ведь сам он постепенно превращается в мертвеца, так как ничего, кроме “английских сьютов, крахмальных воротничков” и чищеных ногтей, его не могло заинтересовать.
    В отличие от Рудина и других “пассивных”, плывущих по течению тургеневских героев, Базаров чувствует, что пришло время действовать, а не говорить, “красивые речи” его раздражают: “О, друг мой Аркадий! Об одном прошу тебя: не говори красиво!”.
    Базарова отличает активное отношение к жизни, он стремится переделать самого себя, свое время и современное ему общество: “Исправьте общество, болезни не будет”. А мысли Базарова о человеке и его воспитании оказываются актуальными на все времена: “Всякий человек себя воспитать должен…”.
    Природа для Базарова — “не храм, а мастерская”. Отчасти в этом есть своя правда, но уж больно резок герой в обращении с миром природы. Скорее всего, природа — и храм, и мастерская. Но для Базарова характерно одностороннее отношение — во многом критическое и осуждающее — ко многим явлениям действительности.
    Например, любовь для него — лишь физическое влечение, искусство — пустое развлечение праздных и привилегированных слоев общества. Вот как цинично Базаров отзывается о чувствах и ухаживаниях друга: “Да ты, я вижу, Аркадий, понимаешь любовь, как
    все новейшие молодые люди; цып, цып, цып, курочка а как только курочка начинает приближаться, давай ноги! Я не таков”. “Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”.
    Базарова обвиняли и обвиняют в дерзости, в бунтарстве, в излишней категоричности сркдений. Но он живой человек, потому и имеет право на ошибки. Многие высказывания нигилиста Базарова на первый взгляд циничны, грубы, полны ненависти ко всему и глубоко неверны (например, в разговоре с Кукшиной, Ситниковым, Аркадием и Павлом Петровичем). Кукшина мечтала стать нигилисткой и своими самоуверенными выпадами только провоцировала Базарова на дерзость.
    Но герой груб далеко не всегда. Сразу заметно, как много и с охотой общается Базаров с Одинцовой — единственным человеком, которого герой по-настоящему уважал и ценил. В беседах с ней Базаров не позволяет себе резких суждений, ведет себя сдержанно и тактично. А вот в схватках с Павлом Петровичем герой хочет во что бы то ни стало шокировать противника: раздразнить его из-за своей неприязни к ухоженному аристократу.
    Нередко стремление задеть за живое проявляется и в спорах Базарова с Аркадием. “Мягонький либеральный барич”, — так в начале романе называет герой своего лучшего друга, демонстрируя тем самым снисходительно-дружеское покровительство. Но час от часу пропасть между ними растет, и это заметно в ревности Базарова к Аркадию и трагической любви к Одинцовой, которая ломает и переворачивает жизнь Базарова. По-своему Базаров любит и родителей, о которых говорит, что “таких людей днем с огнем не сыскать”. Но все же его оценка жизни отцов, старого поколения однозначна и полна отрицания: “Кажется, чего лучше — ешь, пей? Только тоска одолеет от такой жизни!”.
    Вероятно, внезапно вспыхнувшее чувство к Одинцовой дано герою в наказание за слишком упрощенное толкование жизненных явлений. Любовь Базарова к Одинцовой, с одной стороны, указывает на его слабость, но одновременно и возвышает его. Герой не в состоянии полностью отдаться своему чувству, но вместе с тем оно глубже и серьезнее “страстных вздохов” Павла Петровича Кирсанова. Достаточно вспомнить эпизод, Когда Базаров просит только о том, чтобы о его смертельной болезни известили любимую женщину.
    Умирающий Базаров прост и человечен. Теперь отпала необходимость прятать свой романтизм глубоко внутри. Герой умирает удивительно, почти стихами прощаясь со своей возлюбленной: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”.
    И в финале раскрывается еще одна прекрасная черта в герое: любовь к женщине, любовь к отцу и матери сливаются воедино с любовью к родине, к таинственной России, о преобразовании которой он втайне мечтал, но которая так и осталась для него неразгаданной тайной. “Нужен ли я России”, — сомневается Базаров, в последние минуты своей жизни думая о высоком и важном, возвышаясь над узкими мирскими заботами, чем становится ближе и дороже читателю.

  12. 12
    Текст добавил: Адвокат Канала

    Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», стоит в ряду лучших героев русской литературы. В то же время, его можно причислить к «лишним» людям, не сумевшим реализовать свои возможности и свой богатый потенциал. Здесь – трагедия этого человека, направившего свои могучие силы не в то русло, выбравшего не тот путь.
    Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.
    Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова. Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.
    Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
    Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши – нигилист. Что же это значит? «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.
    Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.
    На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.
    Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.
    Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?
    Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.
    Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
    С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Герой умирает. Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.

  13. В 50 – 60 годы
    в России появляются, так называемые, разночинцы.
    Это образованные люди недворянского
    происхождения, которые не признавали
    сословных различий и своим трудом пробивали
    дорогу в жизнь. Они категорически не принимали
    дворянство и аристократизм. После чего
    в 1860 году у И.С. Тургенева появляется замысел
    романа «Отцы и дети», главным героем которого
    становится молодой человек по имени Евгений
    Базаров – юный нигилист, не признающий
    авторитетов.
    Евгений,
    действительно, был тем человеком, который
    выделяется из общей серой массы. Его незаурядная
    внешность отличала его от всех остальных.
    «Человек высокого роста, в длинном балахоне
    с кистями» выглядел внушительно, но в
    то же время отталкивал. Родившись в семье
    бедного уездного лекаря, Базаров привык
    самостоятельности и труду. Он «отроду
    лишней копейки не взял» у своих родителей,
    которые сразу поняли, что их сын не такой
    и дали ему полную свободу. Его привязанность
    и интерес к делу поражали. Ни минуты он
    не терял зря, проводя время за поисками
    различных видов растений и насекомых,
    занимаясь различного рода исследованиями
    и практикой.
    Но всё это
    лишь внешние факторы, которые играют
    не самую важную роль в создании образа
    Евгения Базарова. Наш герой – нигилист,
    то есть «человек, который ничего не признает»,
    а если быть точным, то «человек, который
    ко всему относится с критической точки
    зрения». Его манера общения и манера поведения
    может сразу показаться несколько странной
    читателю. Ведь изначально нельзя понять,
    почему при знакомстве с Николаем Петровичем
    Базаров не сразу подает ему руку, почему
    медлит. Но разгадка кроется на поверхности.
    Возможно, с Евгением случалось и такое,
    что на протянутую руку человек просто
    не реагировал, что является знаком неуважения.
    Этот случай характеризует Евгения, как
    человека скрытного, замкнутого. Но по
    приезду в Марьино в поместье семьи Кирсановых
    нам представляется совсем другой Евгений
    Базаров.
    К старшим
    представителям семьи Кирсановых он относился
    с некой иронией. А вот с прислугой и Фенечкой
    он очень хорошо сладил. Внешняя холодность
    и безразличие скрывала под собой мягкость
    и доброту. Он был свой среди обычных дворовых
    людей, он не отличался от них и общался
    на равных.
    Его взгляды
    на жизнь, да и на мир в целом были непоколебимы
    и четко обозначены им самим с самого начала
    произведения. «Аристократизм, либерализм,
    прогресс, принципы, – говорил между тем
    Базаров, – подумаешь, сколько иностранных…
    и бесполезных слов! Русскому человеку
    они даром не нужны. Принципиальная неприязнь
    к аристократии и всему, что с ней, так
    или иначе связано, всплывало наружу. С
    первый дней прибывания в поместье у нашего
    героя завязывается некое противостояние
    с дядей Аркадия – Павлом Петровичем.
    Будучи аристократом и приверженцем старых
    взглядов и устоев, Павел Кирсанов категорически
    не хотел понимать и вникать в суть нигилизма.
    А Базаров в свою очередь не желал
    ему ничего доказывать. Но эта борьба переросла
    у них в нечто большее. И это «нечто большее»
    называется ненавистью.
    Между ними
    происходило несколько дуэлей, но все
    это словесные распри, настоящая дуэль
    произошла позже. Причина этой дуэли –
    внезапный порыв чувств, который захлестнул
    Евгения, в этом порыве он поцеловал Фенечку.
    Свидетелем именно этого события стал
    Павел Кирсанов, это же событие и стало
    началом нового конфликта.
    Отношение к дуэли у Евгения было двустороннее:
    «с теоретической точки зрения дуэль –
    нелепость; ну, а с практической точки
    зрения – это дело другое». Но чуть позже
    Базаров характеризует их с Павлом договоренность
    так: «фу ты, черт! Как красиво и как глупо!
    Экую мы комедию отломали !» Возможно,
    Базаров считал дуэль издержкой прошлого,
    с нотками некого романтизма, что в его
    понимании было неприемлемо, но все же
    он соглашается.
    Дуэль вносит
    ясность в отношения между мужчинами и
    является жирной точкой в их конфликте.
    Но изначально ни тот ни другой не правы.
    Имея поверхностные знания, судить о чем
    либо невозможно.
    Но полная
    картина внутреннего мира Евгения Базарова
    открывается нам лишь тогда, когда он влюбляется
    в Анну Одинцову. Это чувство не знакомо
    и чуждо Базарову. Мало того, он еще недавно
    отвергал его и считал «белибердой». Незнакомые
    ощущения загоняют нашего героя в тупик,
    первое время он просто скрывает ото всех
    и от себя, в том числе, то, что творится
    у него на душе.
    НО для самой
    Одинцовой Базаров был лишь человеком,
    которое внес разнообразие в ее скучную
    размеренную жизнь, человеком, чьи взгляды
    ее забавляли. Она сама выводила его на
    откровенный разговор и получила признание,
    которое так тяжело далось Базарову: «Так
    знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…»
    Ответ ее удивил не только Евгения, но
    и многих читателей : «Вы меня не поняли…».
    Она испугалась, испугалась той страсти,
    которая горела в глазах Базарова, напора,
    боялась перемены в своей размеренной
    жизни.
    И к сожалению
    наш герой не состоялся в любви. Но он до
    смерти хранил память о ней, думал о той,
    которая помогла почувствовать, что же
    все таки такое любовь. Возможно он бы
    еще долго жил и снова смог бы полюбить,
    но глупая, нелепая случайность оборвала
    его жизнь так рано.
    Этот удивительный человек
    – Евгений Базаров. Человек с бунтующим
    сердцем. Разносторонний, удивительно
    умный и трудолюбивый. Он умер слишком
    рано, так и не осуществив свое призвание.
    Его сгубило то чувство, которое он так
    долго отвергал, но он умер как достойно,
    его смерть не может вызывать жалость,
    напротив, она вызывает уважение. И бунтующие
    сердце всегда будет биться в такт с нашими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *