Сочинение на тему гроза екатерина

12 вариантов

  1. Что вы, помилуйте!
    Катерина: Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
    Кабанова: Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
    Катерина: Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»
    Ответ Катерины достаточно интересен по нескольким причинам. Она, в отличие от Тихона, обращается к Марфе Игнатьевне на ты, как бы ставя себя вровень с ней. Катя обращает внимание Кабанихи на то, что не притворствует и не пытается показаться той, кем не является. Несмотря на то что Катя выполняет унизительную просьбу стать перед Тихоном на колени, это не говорит о её смирении. Катерину оскорбляют ложные слова: «напраслину-то терпеть кому приятно?» — таким ответом Катя не только защищает себя, но и упрекает Кабаниху во лжи и злословии.
    Муж Катерины в «Грозе» представляется серым человеком. Тихон похож на великовозрастного ребёнка, который устал от опеки матери, но при этом не пытается изменить ситуацию, а лишь жалуется на жизнь. Даже его сестра, Варвара, попрекает Тихона тем, что тот не может оградить Катю от нападок Марфы Игнатьевны. Варвара единственный человек, который хоть немного интересуется Катей, но всё же и она склоняет девушку к тому, что ей придётся врать и извиваться, чтобы выжить в этой семье.

    Отношения с Борисом

    В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.
    Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.

  2. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная
    идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”,
    царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
    конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
    душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
    сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
    получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
    Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не
    чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
    вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
    матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
    странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
    снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
    сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
    шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
    вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
    Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
    ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
    любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
    церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
    самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
    остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
    не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
    замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
    церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
    можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
    доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе.
    противоречило ее
    идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
    себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
    было и в случае с лодкой.
    После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
    радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
    слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
    жестокости и опущенности.
    Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
    она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
    Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
    создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
    посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
    Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
    природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
    не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
    возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа
    любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но
    искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на
    шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В
    Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
    заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
    самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
    хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
    чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
    одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
    мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
    И любовь к Борису была этим чистым, не
    давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
    Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
    человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
    против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
    совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
    нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
    По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
    конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела
    насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
    свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис –
    причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
    Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
    Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
    совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
    Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
    человеку – грех.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
    хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
    во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
    странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
    могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
    себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
    ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
    домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
    будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
    ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу –
    все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо…
    Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный,
    русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
    на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
    Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
    не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с
    природой, с Богом.
    Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
    Способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения,
    Оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

  3. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная
    идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”,
    царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
    конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
    душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
    сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
    получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
    Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не
    чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
    вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
    матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
    странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
    снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
    сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок
    шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
    вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
    Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но
    ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
    любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
    церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
    самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
    остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
    не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
    замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
    церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
    можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
    доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе.
    противоречило ее
    идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
    себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
    было и в случае с лодкой.
    После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
    радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
    слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
    жестокости и опущенности.
    Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
    она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
    Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
    создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
    посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
    Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться
    природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже
    не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
    возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа
    любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но
    искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на
    шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В
    Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и
    заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
    самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
    хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
    чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем
    одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
    мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
    И любовь к Борису была этим чистым, не
    давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
    Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
    человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт
    против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
    совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
    нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
    По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
    конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела
    насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
    свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис –
    причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
    Грех висит на ее сердце тяжким камнем.
    Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
    совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
    Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
    человеку – грех.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
    хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
    во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
    странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
    могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
    себя? Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в
    ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется
    домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
    будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
    ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу –
    все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо…
    Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный,
    русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
    на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
    Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
    не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с
    природой, с Богом.
    Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
    Способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения,
    Оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

  4. Текст сочинения:
    Екатерина в драме “Гроза”
    Сочинение по драме А.Н. Островского “Гроза”
    Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная
    идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”,
    царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот
    конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в
    душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно
    сделать, благодаря мастерству драматурга Островского.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не
    получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.
    Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не
    чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно:
    вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с
    матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала
    странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине
    снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
    сильно контрастирует с такой ?ихой, счастливой жизнью поступок
    шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала
    вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!…
    Мы видим, что Катерина росла счастливой, роман?ичной, но
    ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно
    любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце,
    церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но
    самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от
    остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что
    не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не
    замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее
    церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где
    можно помечтать.
    Можно сказать, что Катерина была наивной и
    доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе.
    Но если она встречала на своем пу?и то, что. противоречило ее
    идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала
    себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так
    было и в случае с лодкой.
    После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного,
    радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое
    слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана,
    жестокости и опущенности.
    Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле:
    она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить.
    Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она
    создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от
    посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами.
    Грустные, тревожные мысли не даю? ей спокойно любоваться
    природой. Кате остается терпеть, пока терпи?ся, и мечтать, но она уже
    не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность
    возвращает ее на землю, ?уда, где унижение и страдание.
    Катерина пытается най?и свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа
    любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но
    искренние проявления этой любви пресекаю?ся Кабанихой: “Что на
    шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В
    Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, лирикому она и
    заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
    самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему,
    хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю,
    чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) станови?ся совсем
    одинокой.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои
    мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней.
    Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной
    атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была э?им чистым, не
    давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
    Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
    человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бун?
    против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что
    совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему
    нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жер?ву свободе и Борису.
    По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся
    конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела
    насы?иться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом
    свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис –
    причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели.
    Грех виси? на ее сердце ?яжким камнем.
    Катерина ужасно бои?ся надвигающейся грозы, считая ее наказанием за
    совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
    Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему
    человеку – грех.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом
    хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается
    во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень
    странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
    могу” – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама
    себя? Будучи очень религиозной. Катя бои?ся бога, а ее бог живет в
    ней, бог – ее совесть. Девушку мучаю? два вопроса: как она вернется
    домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она
    будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой
    си?уации Катерина види? смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу –
    все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо”
    Преследуемая своим грехом, Катерина уходи? из жизни, чтобы спасти
    свою душу.
    Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный,
    русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
    на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
    Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто
    не противоречи? друг другу, потому что Катя составляет единое с
    природой, с Богом.
    Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить,
    Способен так жер?вовать, так с виду покорно переносить все лишения,
    Оставаясь при э?им самим собой, свободным, не рабом.
    Права на сочинение “Екатерина в драме “Гроза”” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  5. Пьеса «Гроза» была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.
    Главная героиня пьесы – это Катерина, девушка из мещанской семьи, не была образована, а получила домашнее воспитание. Она умелая хозяйка, рукодельница, была развита духовно. С детства научили домоводству, вышивать, поливать цветы, привили любовь к церкви. «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Катерина очень религиозная и набожная девушка, эмоциональная. Вышла замуж за Кабанова для повышения статуса и
    благосостояния.
    Катерина относится к типу людей решительных, с сильным характером, которые привыкли бороться за лучшую жизнь. Она была окружена любовью с ранних лет, и свободе, отсутствующих в городе Калинове. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много». Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами, испытывает большую любовь к природе. Катерина часто видит себя в образе птицы, что говорит о её мечтательности и стремлении к свободе. «Ах, от чего люди не летают!». Но в доме Кабановых ее не понимают ни Варвара, ни муж.
    Катерина яркая натура, стремится к счастью и благополучию, она смиренна, спокойна и терпелива, не способна мыслить логически. Это человек, душа которого чиста, незапятнанна. Искренне верит в бога, поэтому боится совершенного ею греха.
    «Ах, Варя, грех у меня на уме!…Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька…». Часто испытывает страх перед неизвестным. «Боюсь, до смерти боюсь!…Гроза! Побежим домой поскорее!»
    Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которым живут другие жители Калинова. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу». Ее жизнь оказывается невыносимой, но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина любит, но по-христиански, то есть жалеет. «Как не любить! Мне жалко его очень».
    Главная героиня страстная, романтичная, познала истинную любовь к Борису, который изменил её до неузнаваемости. Поэтому Катерина не может больше оставаться дома. Ее противоречия вырастают в протест против кабановских понятий. Это взятничество, жестокость, нравственность, «Домострой». Ей не помогает даже раскаяние. Катерина не видит другого выхода как самоубийство!
    «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!…А жить нельзя!»
    Островский создал первую русскую национальную трагедию на бытовом, а не на историческом материале и трагична в пьесе не только судьба Катерины Кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом. Писатель в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Если природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  6. Тема женской судьбы в суровом обществе одна из самых ярких тем, раскрытых в произведениях Островского. «Гроза» тоже относится к циклу этих произведений. Главная героиня пьесы – это собирательный образ.
    Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.
    Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени.  Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.
    Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.
    Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки.  Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.
    Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом.  В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.
    Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.
    Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.
    Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.
    Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

    Вариант 4

    Произведение «Гроза» Островского занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главной героини.
    Катерина отличается от остальных людей «Темного царства» тем, что она включает в себя всю доброту. Однако, судьба ее не балует. С ее слов мы узнаем, что образования не получила, так как не было у нее для этого возможности. Проживала героиня в деревне в бедности. Но детство у нее было беззаботным. Мать ее работать не заставляла, и у Катерины поэтому было много времени для занятий по душе. Отчетливо видно, что девушка росла счастливой и романтичной, любящей все окружающее вокруг нее. Но самое главное, она жила в мечтах, обособленных от существующего мира. Особенно Катерина любила бывать в храме и любоваться на ангелов. Да ее тоже можно к ним причислить. Но порой в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла наперекор некоторым действиям.
    Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.
    И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.
    10 класс

  7. «Гроза» Островского была написана после экспедиции по Волге с целью изучения жизни населения. В пьесе мы знакомимся с жизнью обитателей города Калинова. Все действующие лица делятся на два лагеря: угнетателей и угнетенных.
    Уже в первых картинах сталкиваются два противоположных мнения: Кулигин – сторонник просвещения, прогресса. Он осуждает городской уклад. И Феклуша, которая наоборот одобряет его, яро защищает суеверия, невежество и религиозное ханжество.
    Катерина сильно отличается своим характером от других персонажей. Выросшая в любви и ласке она не может лгать и лицемерить, поэтому не способна жить так, как живут Дикой и Кабаниха. Обладая тонкой, поэтической натурой эта героиня хорошо чувствует красоту. Очень любит цветы, с удовольствием ухаживает за ними.
    Все ее сны наполнены видениями из сказок, в которых она летает, будто птица. «Мне иногда кажется, что я птица» – говорит она Варваре. Здесь автор очень тонко видит мотив неволи, клетки.
    Несколько раз заговаривает Катерина о своем желании летать. Этими повторами Островский показывает стремление героини к свободе, независимости. Ее очень рано выдали замуж, она как-то старается уживаться со свекровью, любить своего мужа. К сожалению, ее чувства не нужны абсолютно никому.
    Честная, чистая, нежная Катерина в такой обстановке просто «завяла». Ей некуда деться, не за кого ухватиться. Тихон не способен хоть как-то поддержать ее. Душу молодой женщины переполняет нежность, но она не находит своего выхода. Героиня мечтает о детях, которых нет. Какой заботливой, любящей матерью и женой она могла бы стать!
    Катерина очень набожна. Живя в доме родителей, она часто посещала церковь. Но как же сильно отличается по-детски чистая набожность Катерины от веры Кабанихи! Религия Кабанихи была для нее лишь силой, с помощью которой можно подавлять волю людей.
    Катерина пыталась вырваться из «темного царства», так как по своей сути она свободолюбивый человек с чувством собственного достоинства. На первый взгляд жизнь в городе Калинов была такой же, как и в доме родителей, но «здесь все делается как будто из-под неволи». Неволя была просто несовместима с гордой душой Катерины.
    Сильное желание молодой женщины изменить судьбу воплощается в любви к Борису, который внешне – манерами, одеждой, речью – не похож на жителей города. Катерина влюбилась в него и не смогла скрыть это чувство, так как стремилась к жизни безо лжи. Она понимала, что так жить больше нельзя.
    Ее самовольный уход из жизни, несмотря ни на что, – сильный поступок. На другую форму протеста она просто не способна. Перед ней был выбор: либо всю жизнь лицемерить, либо умереть, спасая свою душу. Ей неоткуда было ждать помощи, потому что даже любимый человек ее предал ради капиталов дяди.
    Островский рассказал нам о судьбе человека, доведенного до полного отчаяния и от безысходности лишившего себя жизни. Но Добролюбов увидел в «Грозе» что-то ободряющее и освежающее, потому что устои «темного царства» уже пошатнулись и властители почувствовали приближающийся конец их власти.

  8. Апр
    01 2015

    Екатерина в драме “Гроза”

    Екатерина в драме “Гроза” Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза” Катерина главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве.
    Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме.
    Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей.
    Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе.
    Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую
    Предыдущие Сочинения: Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
    Следующие Сочинения: ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Екатерина в драме “Гроза” . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    А) Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А. Н. Островского “Гроза”.)
    ОБРАЗ КАТЕРИНЫ
    КАТЕРИНА – “ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ”
    “РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЦЕЛЬНЫЙ, РУССКИЙ ХАРАКТЕР” КАТЕРИНЫ (А. Н. Островский)
    По пьесе Островского “Гроза” Катерина – “сильный русский характер”
    Катерина – луч света в темном царстве.
    Русский характер Катерины («Гроза»)
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  9. Драма Островского “Гроза” выделяется из великого множества его пьес именно благодаря Катерине. В драматургии очень редко случается “живой” положительный герой. Как правило, у автора достаточно красок для отрицательных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть может, оттого, что в этом мире так мало действительно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Островского — единственное, что есть хорошего в том темном мире, “темном царстве” мещанства, что окружает ее. Стремление летать — вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила, благодаря замужеству. Но, к сожалению, выход из ловушки для нее был только один.
    Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней “души не чаяла”, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.
    Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то в ней проявлялась непокорная и упрямая натура и она защищала себя от того постороннего, чужого, что посмело потревожить ее душу. Этим и объясняется случай с лодкой.
    После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и обреченности. Дело даже не в том, что Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщине становится совсем одиноко.
    Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису.
    По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится надвигающейся грозы; считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех.
    Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу” — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Женщину мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: “Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо”.
    Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как “решительный, цельный, русский”. Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

  10. Пьесы А. Н. Островского — это отражения жестокой правды жизни, реалий, бытовавших в русском обществе конца XIX века. Драма «Гроза» занимает среди них особое место, она, по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского». В ней Островский бичует самодурство и деспотизм купеческого сословия, бывшего опорой государственности того времени. А образ Катерины по праву считается лучшим женским образом в творчестве Островского.
    Главная героиня драмы — Катерина, поэтическая, мечтательная, нежная женщина, живущая в доме деспотичной Кабанихи. Катерина замужем за сыном Кабанихи, Борисом. Она — птица, живущая в клетке. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества.
    Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.
    «… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Эти слова говорят о Катерине как о женщине, которой тесны рамки обыденного, ей нужно больше, чем размеренный мещанский быт, но выйдя замуж, Катерина попадает в «темное царство», где царят ложь и притворство. Ей невыносимо жить в условиях, когда ей приходится выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Возвышенные помыслы Катерины сталкиваются с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни.
    Традиции домостроя, которым Катерина отчасти готова следовать (стерпится — слюбится), принимают в доме Кабанихи уродливую форму: Катерина ищет черты, за которые могла бы полюбить мужа, пытается проявлять уважение к свекрови, но не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Катерина одинока, но как женщина «русского сильного характера», терпеливо несет свое бремя, не находя защиты ни у своего мужа, ни, как окажется позже, у своего возлюбленного Бориса Григорьевича.
    Любовь к Борису окрыляет Катерину, ее любовь искренна и глубока. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Сильная и решительная женщина, она ждет того же от Бориса, но он слишком слаб, чтобы помочь Катерине. Как и Тихон, Борис не может бороться за свое счастье, он словно парализован старыми порядками, подавлен «Кабанихами» и не способен отстоять свои права, любовь.
    Когда Катерина понимает, что от Бориса не дождаться решительных действий, она сама принимает решение. Она не может мириться с окружающей действительностью: когда она понимает, что путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых уже невмоготу, Катерина решается на самоубийство. Этот шаг она делает намеренно и обдуманно, вопреки нормам христианской морали и ее собственным представлениям. Это ее протест, вызов самодурству, темным силам, царству домостроя. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорила Катерина, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…». Смелая и волевая женщина привела свои слова в дело и в «темном царстве» блеснул «светлый луч». «Вы ее погубили! Вы! Вы!» — говорит своей матери Тихон, в котором Катерина сумела пробудить чувства любви, сострадания и правдивости, и его слова становятся отблеском этого луча.

  11. Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году, накануне отмены крепостного права. В ней писатель изображает «темное царство» самодаржавно-крепостнического деспотизма. Необузданный произвол и насилие царят в изображенном Островским городе Калинове, олицетворяющем всю Россию, Дикие и Кабановы – воинственные защитники отсталости, мракобесия, убежденные сторонники заветов старины, стараются не допустить, остановить шествие всего нового и прогрессивного. Выдающееся значение «Грозы» состоит в том, что Островский, обличая жестоких героев «темного царства», показал появление стихийного протеста их жертв. С наибольшей силой этот протест выражает Катерина. До замужества Катерина жила как «птичка на воле». Она любила цветы, любила слушать рассказы странниц, вышивала золотом по бархату, молилась. Катерина – цельный, простой, волевой, решительный и свободолюбивый характер русской женщины. Всем существом ненавидя окружающий ее быт, задыхаясь в нем, Катерина страстно стремится к воле, к свету, к любви, которой до сих пор не знала. Катерина не может обманывать. Она говорит Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то не могу». Но жизнь без обмана в доме Кабанихи невозможна, и Варвара объясняет это Катерине: «У нас ведь дом на обмане держится, а без этого нельзя». Она говорит: «Я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». И Катерина, охваченная чувством, нарушает клятву, данную мужу, и идет на встречу с Борисом. Катерина- правдивый и честный человек. Ее угнетало украденное счастье, тревожило то, что на¬рушила клятву верности, данную Тихону. Она не смогла сохранить в тайне свой поступок. Катерина верила в бога, но ее религиозность была сродни вере в волшебные сказки. Катерина обращает внимание на предрассудки, которые заставляют воспринимать светлое чувство любви как смертный грех. Она мечется, тоскует, пытается погасить в себе радость любви, озарившую ее жизнь. Когда началась гроза, Катерине показалось, что наступает решительная расплата за ее грех. Это убеждение еще больше увеличили странная барыня со своими проклятиями и древняя картина на стене, изображающая ад, где мучились грешники. Катерина не смогла сдержать себя – и в состоянии помрачения, в полубреду, она всенародно кается в своем грехе. Кабаниха рада этому. Наконец-то у нее есть новая жертва, чтобы до конца дней своих точить ее. С победным видом она говорит: «Что, сынок, куда воля-то ведет. Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» Катерина ушла из дому на берег Волги. Там, встретившись с Борисом, она рассказывает, как с ней стали обращаться Кабановы. Она говорит: «Мучают меня, запирают. Кабаниха говорит мужу: «Не верь ей, она хитрая!», все ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове тобой попрекают». Когда Катерина просит Бориса взять ее с собой, он отказывается. Если бы он захотел взять ее с собой, то она с радостью пошла бы за любимым человеком. Катерина понимает, что, если она вернется домой, Кабаниха будет мучить ее всю жизнь. И она решает, что лучше умереть, чем терпеть издевательства Кабанихи. С этими мыслями она и покидает этот мир, бросившись в Волгу… В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под домашней пыткой. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу. Своей смертью она бросает вызов крепостническому строю. Смерть Катерины – это не поражение, не трусость, это проявление ее характера, ненависти к «темному царству», стремление к воле, осознание своих человеческих прав. Образ Катерины является одним из самых лучших образов русской женщины в литературе XX века.

  12. Сочинение: Образ Екатерины в произведении Островского “Гроза”
    ОБРАЗ КАТЕРИНЫ
    (ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
    «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…»
    – писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и
    он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с
    необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и
    показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина,
    главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных
    действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины
    соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего
    осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый
    смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина –
    это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый
    сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и
    терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение
    женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы
    слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно,
    открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть
    на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение
    и постоянные, пусть даже и немые, упреки.
    В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но
    она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее
    характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и
    Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же
    свободолюбивая, открытая, независимая натура.
    До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я
    жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых
    воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным
    жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.
    Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного
    восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно
    сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных
    забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность
    Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые
    травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на
    цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай
    войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба
    кончится», – вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице
    улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали
    проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае
    детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не
    больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру,
    уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от
    берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок
    Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом
    вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра,
    попытка найти защиту у великой Волги-матушки.
    Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности
    характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она
    изменилась?
    Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла
    совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось
    то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине
    прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого
    безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни
    сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего
    не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с
    грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается,
    не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала
    протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же
    ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже
    теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно,
    вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с
    представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где
    вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной
    гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что
    ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни
    желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на
    своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею
    страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с
    собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня
    уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще
    навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину
    потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная
    тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба
    свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной
    чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о
    последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь
    перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь
    Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь
    нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате
    за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при
    прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за
    причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви
    Катерины и душевной дряблости Бориса.
    Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в
    совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители
    Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее
    чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной,
    предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх
    Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с
    таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.
    Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее
    станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!
    И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может
    покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не
    таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но
    Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания,
    она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка
    одухотворенной любви к Божьему миру.
    Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее
    Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей
    ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не
    гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием
    потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».
    Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на
    примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа,
    воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как
    она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей
    будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства».
    Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного
    царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми,
    чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.
    Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера,
    свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей
    качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном
    обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как
    Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня,
    спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее
    написания.
    5/5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *