Сочинение на тему гроза островский образ екатерины

12 вариантов

  1. Пьеса «Гроза» была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.
    Главная героиня пьесы – это Катерина, девушка из мещанской семьи, не была образована, а получила домашнее воспитание. Она умелая хозяйка, рукодельница, была развита духовно. С детства научили домоводству, вышивать, поливать цветы, привили любовь к церкви. «…До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда службы кончится», – вспоминает она. Катерина очень религиозная и набожная девушка, эмоциональная. Вышла замуж за Кабанова для повышения статуса и
    благосостояния.
    Катерина относится к типу людей решительных, с сильным характером, которые привыкли бороться за лучшую жизнь. Она была окружена любовью с ранних лет, и свободе, отсутствующих в городе Калинове. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много». Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами, испытывает большую любовь к природе. Катерина часто видит себя в образе птицы, что говорит о её мечтательности и стремлении к свободе. «Ах, от чего люди не летают!». Но в доме Кабановых ее не понимают ни Варвара, ни муж.
    Катерина яркая натура, стремится к счастью и благополучию, она смиренна, спокойна и терпелива, не способна мыслить логически. Это человек, душа которого чиста, незапятнанна. Искренне верит в бога, поэтому боится совершенного ею греха.
    «Ах, Варя, грех у меня на уме!…Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька…». Часто испытывает страх перед неизвестным. «Боюсь, до смерти боюсь!…Гроза! Побежим домой поскорее!»
    Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на фальшь и обман, которым живут другие жители Калинова. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу». Ее жизнь оказывается невыносимой, но Катерина – очень сильная натура, и поэтому она ведет борьбу против «темного царства». Катерина любит, но по-христиански, то есть жалеет. «Как не любить! Мне жалко его очень».
    Главная героиня страстная, романтичная, познала истинную любовь к Борису, который изменил её до неузнаваемости. Поэтому Катерина не может больше оставаться дома. Ее противоречия вырастают в протест против кабановских понятий. Это взятничество, жестокость, нравственность, «Домострой». Ей не помогает даже раскаяние. Катерина не видит другого выхода как самоубийство!
    «И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!…А жить нельзя!»
    Островский создал первую русскую национальную трагедию на бытовом, а не на историческом материале и трагична в пьесе не только судьба Катерины Кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом. Писатель в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе во второй половине XIX века. Если природе после грозы воздух становится чище, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.

  2. «Гроза» Островского была написана после экспедиции по Волге с целью изучения жизни населения. В пьесе мы знакомимся с жизнью обитателей города Калинова. Все действующие лица делятся на два лагеря: угнетателей и угнетенных.
    Уже в первых картинах сталкиваются два противоположных мнения: Кулигин – сторонник просвещения, прогресса. Он осуждает городской уклад. И Феклуша, которая наоборот одобряет его, яро защищает суеверия, невежество и религиозное ханжество.
    Катерина сильно отличается своим характером от других персонажей. Выросшая в любви и ласке она не может лгать и лицемерить, поэтому не способна жить так, как живут Дикой и Кабаниха. Обладая тонкой, поэтической натурой эта героиня хорошо чувствует красоту. Очень любит цветы, с удовольствием ухаживает за ними.
    Все ее сны наполнены видениями из сказок, в которых она летает, будто птица. «Мне иногда кажется, что я птица» – говорит она Варваре. Здесь автор очень тонко видит мотив неволи, клетки.
    Несколько раз заговаривает Катерина о своем желании летать. Этими повторами Островский показывает стремление героини к свободе, независимости. Ее очень рано выдали замуж, она как-то старается уживаться со свекровью, любить своего мужа. К сожалению, ее чувства не нужны абсолютно никому.
    Честная, чистая, нежная Катерина в такой обстановке просто «завяла». Ей некуда деться, не за кого ухватиться. Тихон не способен хоть как-то поддержать ее. Душу молодой женщины переполняет нежность, но она не находит своего выхода. Героиня мечтает о детях, которых нет. Какой заботливой, любящей матерью и женой она могла бы стать!
    Катерина очень набожна. Живя в доме родителей, она часто посещала церковь. Но как же сильно отличается по-детски чистая набожность Катерины от веры Кабанихи! Религия Кабанихи была для нее лишь силой, с помощью которой можно подавлять волю людей.
    Катерина пыталась вырваться из «темного царства», так как по своей сути она свободолюбивый человек с чувством собственного достоинства. На первый взгляд жизнь в городе Калинов была такой же, как и в доме родителей, но «здесь все делается как будто из-под неволи». Неволя была просто несовместима с гордой душой Катерины.
    Сильное желание молодой женщины изменить судьбу воплощается в любви к Борису, который внешне – манерами, одеждой, речью – не похож на жителей города. Катерина влюбилась в него и не смогла скрыть это чувство, так как стремилась к жизни безо лжи. Она понимала, что так жить больше нельзя.
    Ее самовольный уход из жизни, несмотря ни на что, – сильный поступок. На другую форму протеста она просто не способна. Перед ней был выбор: либо всю жизнь лицемерить, либо умереть, спасая свою душу. Ей неоткуда было ждать помощи, потому что даже любимый человек ее предал ради капиталов дяди.
    Островский рассказал нам о судьбе человека, доведенного до полного отчаяния и от безысходности лишившего себя жизни. Но Добролюбов увидел в «Грозе» что-то ободряющее и освежающее, потому что устои «темного царства» уже пошатнулись и властители почувствовали приближающийся конец их власти.

  3. Александра
    комментирует…
    Вы серьезно? Катерина вышла за Тихона по любви, она сама говорила о том,что он первая ее любовь, Тихон любил ее, он лишь был трусом и боялся мать свою.
    7 ноября 2016 г., 07:20
    Admin
    комментирует…
    Александра,
    подкрепите, пожалуйста, свою позицию цитатами из пьесы, которые бы говорили о любви Катерины к Тихону.
    Из текста пьесы ясно, что Катерина не любит Тихона. Она его жалеет, но не любит. В тексте об этом есть цитата:
    “…А ведь ты, Катя, Тихона не любишь Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь…” (слова Варвары)
    Вероятно, Катерину выдали замуж не по любви, а потому что не было другого выхода. Такое мнение также встречается в критических статьях о пьесе.
    7 ноября 2016 г., 07:39
    Анонимный
    комментирует…
    Очень хочу поблагодарить создателей за идею введения цитатных характеристик. Когда текста нет под рукой, это самое то, чтобы освежить в памяти представление о героях
    2 февраля 2017 г., 09:29
    Анонимный
    комментирует…
    Огромное Вам спасибо! Я очень рада, что вы подкрепили эту статью цитатами. В последнее время не нахожу нормальных сайтов. Но теперь не буду мучиться благодаря вам. Еще раз спасибо
    18 октября 2017 г., 10:33
    Анонимный
    комментирует…
    задрали с этой литрой!!!!
    23 октября 2017 г., 07:13
    Unknown
    комментирует…
    +
    8 ноября 2017 г., 05:14
    Анонимный
    комментирует…
    Думаю, стоит добавить информацию и цитаты о том, что она глубоко верующая, это сыграло большую роль в некоторых сценах.
    19 ноября 2017 г., 11:46
    Юлия
    комментирует…
    Я думаю, ещё можно добавить то, что Катерина выросла в патриархальной семье и была там счастлива, а после замужества она, по сути, попала в такую же семью, где такое же времяпровождение,но ей здесь очень плохо, потому что в семье Кабанихи всё делается поневоле
    21 декабря 2017 г., 05:03
    Юлия Кузьминова
    комментирует…
    “Борис не поддерживает ее и трусливо уезжает из города.” А можно цитату к этому моменту, пожалуйста?) По тексту Борис уезжает не по своей воле, его отправляет дядя. Почему “трусливо”? И почему “Не поддерживает”? Об этих двух моментах не слова.
    24 декабря 2017 г., 16:17
    Админ
    комментирует…
    Дорогая Юлия, Борис уезжает по своей воле, хотя бы потому что его никто не привязывает к телеге насильно. Он едет по своей воле, это его выбор. Он предпочитает и дальше угождать дяде-самодуру, и такое поведение называется трусливым. Он боится дяди и боится не получить наследство. А это и есть трусость. Да, в тексте вы не найдете прямых цитат, что Борис – трус. Он себя оправдывает и говорит, что едет не по своей воле. Но как раз это и есть признак слабохарактерного, трусливого человека. Не стоит доверять словам Бориса о самом себе. Он может себя оправдывать как угодно (“не по своей воле”), но его поступок уж точно нельзя назвать благородным и мужественным. Мы в этом случае называли его трусливым. Вы можете придерживаться другой точки зрения, в зависимости от ваших моральных ценностей. Мы дали Борису такую оценку, и она совпадает с оценкой многих критиков (смотрите на сайте критику по пьесе).
    24 декабря 2017 г., 18:26
    Анонимный
    комментирует…
    Не думаю, что Катерина и вправду уважала Кабаниху, скорее всего она так сказала, чтобы лишний раз ее не взбесить. Там другая картина представляется, а так просто вырвано из контекста.
    12 октября 2018 г., 13:28
    Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, ваша версия интересна и имеет право на существование. Мы приветствуем умные дискуссии.
    Вероятно, мы заменим слово “уважение” на “почитание” или вроде того. Здесь мы согласны, что про уважение Катерина и не говорит.
    Кабаниха для Катерины – родной и по-своему любимый человек: так было принято. Уважает ли Катерина старуху? Скорее всего, уважает её возраст и статус, как было принято. Но не её “чудесную” личность.
    При этом мы настаиваем на искренности Катерины. Из пьесы ясно, что ей не свойственны лживость, лицемерие, похалимство, лесть. Так что её фразам можно верить – это наше мнение.
    Она говорит, что Кабаниха ей как “родная мать”. И вряд ли Катерина посмела бы так обидеть память любимой матери: приравнять добрую мать к ужасной Кабанихе. Вряд ли. Значит это искреннее чувство Катерины к свекрови, которая, конечно, не достойна его.
    Мы убеждёны, что Катерина не льстит и не преувеличивает, это ее искренние слова.
    12 октября 2018 г., 14:28
    Unknown
    комментирует…
    А почему Катерина сбросилась со скалы
    23 октября 2018 г., 11:20
    Unknown
    комментирует…
    +
    20 ноября 2018 г., 01:03
    Анонимный
    комментирует…
    Катерина – очень спорный персонаж, возможно, Островский намеренно сделал её именно такой, но, с другой стороны, не надо идеализировать классиков, я полагаю, никто не застрахован от ошибкой.
    Катерина нелогичная, из-за чего трудно описать её психологический протрет, к тому же мешает мнение самого Островского к ней. Он её просто возвышает, делает из неё великомученицу, которая пережила такие горести и страдания, что она утопилась (хотя скорее подано так, будто ей ПРИШЛОСЬ). Тут видна т.н. романтизация суицида, что меня немного раздражает. Это как те смазливые истории о любви, столь любимые 12-летними девочками, которые видят себя на крыше многоэтажки в красивом платье, задумчивым взглядом встречающие рассвет.
    А ведь концовка “Грозы” как раз и подходит под это определение. Мы все должны пожалеть девушку, которые довели до самоубийства, но как можно пожалеть девушку, которая до этого усердно молилась, а затем совершила самый тяжёлый грех по мнению христианства? Это тяжелее, чем убийство, потому что после убийства можно покаяться, а самоубийцы покаяться не смогут.
    Тем не менее Катерина не является лицемером, совсем не похожа на человека, который просто хочет вызвать жалость смазливым личиком с протёкшей тушью.
    В этом и заключается спорный образ героини, он просто нелогичен, из-за чего нельзя её оценивать, как цельную личность.
    22 ноября 2018 г., 05:36
    Анонимный
    комментирует…
    “Свекровь Катерины – злая старуха Кабаниха – обижает безответную Катерину.” – злая старуха? Она вела себя как мать, может Тихону и Катерине так кажется, что она злая и обижает Катерину, но на сам деле Кабаниха любящая мать, которая следит за жизнью сына.
    25 ноября 2018 г., 09:42
    ✔ Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, вы имеете право на свое мнение. И мы уважаем это право. Это здорово, что произведение порождает дискуссии.
    Однако ваша версия не самая популярная среди читателей, надо отметить. Мы считаем, что Кабаниха все-таки обижает Катерину. Об этом говорит даже сама дочь Кабанихи, Варвара:
    “…Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену…” (слова Варвары).
    Может, Кабаниха и любящая мать, но она не умеет выразить, проявить любовь так, чтоб детям и невестке было комфортно с ней? Может, в этом ее проблема?
    25 ноября 2018 г., 09:54
    Unknown
    комментирует…
    +
    11 декабря 2018 г., 08:17
    Unknown
    комментирует…
    Кабаниха – старуха? А может по нашим меркам она была молодой? Многие считают, что ей было лет 40-45. Хотя, в своих суждениях и обычаях она, конечно, была старухой.
    17 декабря 2018 г., 12:20
    Анонимный
    комментирует…
    +
    18 декабря 2018 г., 21:47
    Unknown
    комментирует…
    +++
    18 февраля 2019 г., 08:30

  4. По одной из версий, во время написания «Гроза» Островский был влюблен в одну из актрис Малого театра. Звали ее Любовь Косицына. Она была замужем и не могла ответить автору взаимностью. В дальнейшем, Косицына сыграла роль Катерины и, возможно, словами литературного произведения предсказывала свою судьбу. Стоит отметить, что актриса в какой-то мере повторила судьбу своей героини, рано уйдя из жизни.
    Образ Катерины собрал в себе все бесправие русской женщины той эпохи. Нужно сказать, что в 19 веке российские женщины не имели практически никаких прав. Львиная доля браков заключалась исключительно из расчета личной выгоды или получения высокого чина. Молоденькие девушки были вынуждены выходить замуж за мужчин преклонного возраста только по тому, что они были богаты или почитались в высоком обществе. Института развода не существовало вовсе. В духе именно таких традиций Катерина была выдана замуж за купеческого сына Тихона Кабанова. Замужество стало для девушки настоящим адом, ведь она попала в «темное царство», где правила тирания и ложь.
    Немаловажное место в образе в Катерины занимает описание ее детства. Она была дочерью зажиточного купца. Детство Катеньки было веселым и беззаботным. Она могла заниматься любимыми делами, и никто не мог упрекнуть ее в этом. Катерина с самого рождения была окружена материнской любовью. Маленькую Катю наряжали словно куклу.
    Еще с детства Катерина очень увлеклась церковью. Она часто посещала церковные службы, получая от этого душевное удовольствие. Именно это увлечение церковью сыграло с Катериной злую шутку, потому что именно в церкви ее заприметил Борис и сразу же полюбил.
    Родительское воспитание раскрыло в характере девушки лучшие черты русской души. Катерина была чувственным, открытым и добрым человеком. Она не умела и не хотела обманывать. В один момент вся эта чистота и забота родительского дома сменились на дом Кабановых, где человеческие отношения строились на страхе и безоговорочном повиновении.
    Каждый день девушка терпела унижения со стороны своей свекрови. Ни кто, даже муж, не может ее защитить и поддержать, все думают о том, как не попасть в немилость Кабанихи.
    Катерина пыталась относиться к свекрови, как к любимой матери, но ее чувства не были ни кому нужны. Эта атмосфера постепенно «убивает» в девушке ее жизнерадостный характер. Она увядает словно цветок. Но сильный характер девушке не дает ей увянуть совсем. Катерина восстает против этой деспотии. Она становится единственным героем произведения, который готов бороться за свою жизнь, свои чувства.
    Протест Катерины вылился в ее любви к Борису. Конечно же, за этот поступок девушка корит себя. Она понимает, что нарушила божью заповедь и обманула мужа. Катерина не может с этим жить. Она открыто заявляет о своем поступке. После этого Катерина испытывает страшные душевные страдания, она не может найти себе места. Тихон не может поддержать свою супругу, ведь опасается проклятий матери. Борис также отворачивается от девушки. Не выдержав этих страданий, Катерина бросается с обрыва. Но ее душа осталась все такой же сильной и непокоренной. Только смерть позволила ей вырваться из этого «темного царства».
    Поступок Катерины был не напрасным. Тихон обвинил свою мать в смерти своей жены. Варвара, не выдержав самодурства Кабанихи, сбежала с Кудряшом из дома матери. Катерина смогла разрушить это царство вечной тирании, пусть даже ценой собственной жизни.

  5. Тема женской судьбы в суровом обществе одна из самых ярких тем, раскрытых в произведениях Островского. «Гроза» тоже относится к циклу этих произведений. Главная героиня пьесы – это собирательный образ.
    Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.
    Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени.  Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.
    Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.
    Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки.  Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.
    Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом.  В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.
    Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.
    Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.
    Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.
    Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

    Вариант 4

    Произведение «Гроза» Островского занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главной героини.
    Катерина отличается от остальных людей «Темного царства» тем, что она включает в себя всю доброту. Однако, судьба ее не балует. С ее слов мы узнаем, что образования не получила, так как не было у нее для этого возможности. Проживала героиня в деревне в бедности. Но детство у нее было беззаботным. Мать ее работать не заставляла, и у Катерины поэтому было много времени для занятий по душе. Отчетливо видно, что девушка росла счастливой и романтичной, любящей все окружающее вокруг нее. Но самое главное, она жила в мечтах, обособленных от существующего мира. Особенно Катерина любила бывать в храме и любоваться на ангелов. Да ее тоже можно к ним причислить. Но порой в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла наперекор некоторым действиям.
    Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.
    И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.
    10 класс

  6. Мне умереть не
    страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я
    здесь — вот что страшно.
    А. Н. Островский. Гроза.
    Образ Катерины Кабановой — главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» — до сих пор вызывает множество споров и противоречивых мнений. Кто-то считает эту женщину «решительной натурой» «лучом света в темном царстве» (Н.А. Добролюбов), кто-то, напротив, слабой женщиной, не сумевшей защитить себя, отстоять свою позицию, выбравшей самоубийство вместо борьбы.
    Так кем же на самом деле являлась Катерина — «решительным русским характером» или слабовольной женщиной? На мой взгляд, дать однозначный ответ на этот вопрос довольно трудно.
    Живя в семье мужа, Катерина Кабанова была несчастна. Я думаю, героиня всей душой стремилась полюбить Тихона, наладить с ним жизнь, но ей это не удавалось. Муж Катерины всегда и во всем подчинялся своей матери — Марфе Игнатьевне Кабановой. Да и как ей было не подчиниться — Кабаниха держала в страхе не только своих родных, но и весь город. Ей удавалось «укрощать» даже самого Дикого.
    Марфа Игнатьевна в пьесе выступает как поборница старых патриархальных нравов. Она считает, что именно они являются единственно правильными и должными. Причем для этой героини очень важно все показное и напускное — что подумают люди, что скажут соседи, как ее семья будет выглядеть в глазах общества. Поэтому Кабаниха так настаивает на том, чтобы на людях выполнялись все «ритуалы». Она заставляет Катерину «выть», провожая мужа в поездку, заставляет Тихона бить жену, наказывая ее за провинность и т. д.
    Все это лицемерно-бессмысленое поведение противоречит светлой и искренней натуре Катерины, ее представлениям о семье, о счастливой жизни. Ведь главная героиня тоже воспитывалась в патриархальном духе, но для нее важнее внутреннее, то, что есть на самом деле, а не то, что кажется.
    Устами Катерины автор рассказывает нам о детстве этой женщины, чтобы мы лучше поняли истоки и основу ее характера. Купеческая дочь, Катерина воспитывалась в обстановке семейного лада, тепла, взаимной любви. Большую роль в ее воспитании сыграла религия: «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Девушка говорит, что в ее доме всегда было много богомолок и странников, которым ее семья давала приют.
    Весь этот рассказ Катерины овеян светлыми тонами и красками. Они как нельзя лучше характеризуют натуру девушки — светлую, искреннюю, любящую, свободную. Очень многое говорят о Катерине и ее сны: «А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху».
    Выходя замуж, героиня мечтала о крепкой любящей семье, детях, долгой и счастливой жизни. Но ее мечтам не суждено было сбыться. В реальности Тихон, боясь Кабаниху, не имеет сил заступиться за свою жену. Он покорно смотрит, как Марфа Игнатьевна обижает и оскорбляет Катерину, заставляет ее делать то, что претит женщине.
    Мечты героини оказываются разбиты. Она не находит для себя никакой отдушины. Мне кажется, Катерина понимает, что в таких условиях она, рано или поздно, все равно погибнет. Ее душа начинает протестовать. Недаром женщина говорит Варваре: «Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду».
    Именно поэтому, следуя неосознанному желанию счастья, Катерина решается на роман с Борисом Григорьевичем. Идя к нему на свидание, она уже знает, что скоро умрет, потому что не сможет жить с тяжестью измены. Но героиня все же решается на нее. И то время, что Катерина проводит с Борисом Григорьевичем, становится для нее настоящим праздником, той отдушиной, мечтой, о которой героиня так грезила.
    Но даже окунувшись в любовь, она никогда не забывала о том, что совершила тяжелый грех. И когда из поездки вернулся Тихон, ощущение вины у Катерины только усилилось. И вот, во время грозы, не выдержав, женщина признается в измене «перед всем честным народом»: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»
    После такого признания жизнь героини превратилась в ад. Конечно, в первую очередь, из-за ее душевных мук. Но еще и потому, что Кабаниха никогда не простит своей невестке такого публичного позора. Гибель Катерины, на мой взгляд, предрешена. Вопрос в том, как скоро она случится.
    Была очень маленькая надежда, что Борис увезет свою «любовь» с собой, но этот человек выбрал деньги. Из-за страха потерять наследство племянник Дикого бросает Катерину на верную погибель.
    Что оставалось героине в таком случае? Жить под вечным арестом, в вечных душевных муках и презрении всех окружающих? Катерина знала, что не выдержит этого. Именно поэтому, как мне кажется, она решилась на самоубийство. Был ли это протест? Не думаю. Был ли это решительный шаг? Да, но он был сделан в отчаянье, от безысходности. Была ли это слабость? Возможно. Но кто вправе судить несчастную Катерину Кабанову?
    Таким образом, поступок героини «Грозы» противоречив и неоднозначен. Но в любом случае, он характеризует Катерину как светлую натуру, к сожалению, не нашедшую своего места в «темном царстве».

  7. Пьесы А. Н. Островского — это отражения жестокой правды жизни, реалий, бытовавших в русском обществе конца XIX века. Драма «Гроза» занимает среди них особое место, она, по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского». В ней Островский бичует самодурство и деспотизм купеческого сословия, бывшего опорой государственности того времени. А образ Катерины по праву считается лучшим женским образом в творчестве Островского.
    Главная героиня драмы — Катерина, поэтическая, мечтательная, нежная женщина, живущая в доме деспотичной Кабанихи. Катерина замужем за сыном Кабанихи, Борисом. Она — птица, живущая в клетке. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества.
    Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.
    «… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Эти слова говорят о Катерине как о женщине, которой тесны рамки обыденного, ей нужно больше, чем размеренный мещанский быт, но выйдя замуж, Катерина попадает в «темное царство», где царят ложь и притворство. Ей невыносимо жить в условиях, когда ей приходится выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Возвышенные помыслы Катерины сталкиваются с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни.
    Традиции домостроя, которым Катерина отчасти готова следовать (стерпится — слюбится), принимают в доме Кабанихи уродливую форму: Катерина ищет черты, за которые могла бы полюбить мужа, пытается проявлять уважение к свекрови, но не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Катерина одинока, но как женщина «русского сильного характера», терпеливо несет свое бремя, не находя защиты ни у своего мужа, ни, как окажется позже, у своего возлюбленного Бориса Григорьевича.
    Любовь к Борису окрыляет Катерину, ее любовь искренна и глубока. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Сильная и решительная женщина, она ждет того же от Бориса, но он слишком слаб, чтобы помочь Катерине. Как и Тихон, Борис не может бороться за свое счастье, он словно парализован старыми порядками, подавлен «Кабанихами» и не способен отстоять свои права, любовь.
    Когда Катерина понимает, что от Бориса не дождаться решительных действий, она сама принимает решение. Она не может мириться с окружающей действительностью: когда она понимает, что путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых уже невмоготу, Катерина решается на самоубийство. Этот шаг она делает намеренно и обдуманно, вопреки нормам христианской морали и ее собственным представлениям. Это ее протест, вызов самодурству, темным силам, царству домостроя. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорила Катерина, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…». Смелая и волевая женщина привела свои слова в дело и в «темном царстве» блеснул «светлый луч». «Вы ее погубили! Вы! Вы!» — говорит своей матери Тихон, в котором Катерина сумела пробудить чувства любви, сострадания и правдивости, и его слова становятся отблеском этого луча.

  8. В пьесе «Гроза» Островский создает совершенно новый для его творчества женский тип, простой, глубокий характер. Это уже не «бедная невеста», не безразлично-добрая, кроткая барышня, не «безнравственность по глупости». Катерина отличается от ранее созданных героинь Островского гармоничностью своей личности, силой духа, своим мироощущением.
    Это натура светлая, поэтическая, возвышенная, мечтательная, с сильно развитым воображением. Вспомним, как она рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Посещения церкви, занятия вышиванием, молитвы, странницы и богомолки, чудесные сны, в которых ей являлись «храмы золотые» или «сады необыкновенные» — вот что составляет воспоминания Катерины. Добролюбов замечает, что она «старается все осмыслить и облагородить в своем воображении… Грубые, суеверные рассказы превращаются у ней в золотые, поэтические сны…». Таким образом, Островский подчеркивает в своей героине духовное начало, ее стремление к красоте.
    Катерина религиозна, но вера ее обусловлена в значительной мере ее поэтическим миросозерцанием. Религия тесно сплетается в душе ее со славянскими языческими верованиями, с фольклорными понятиями3. Так, Катерина тоскует оттого, что люди не летают. «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» — говорит она Варваре. В родительском доме Катерина жила точно «птичка на воле». Снится ей то, как она летает. В другом месте пьесы она мечтает стать бабочкой.
    Тема птиц вводит в повествование мотив неволи, клетки. Здесь мы можем вспомнить о символическом обряде славян выпускать птиц на волю из клеток. Обряд этот проводился в самом начале весны и символизировал «освобождение стихийных гениев и душ из той неволи, в какой они томились, заключенные злыми демонами зимы». В основе этого обряда — вера славян в способность перевоплощения человеческой души.
    Но тема птиц задает здесь и мотив смерти. Так, во многих культурах млечный путь называется «птичьей дорогой», потому что «души, возносящиеся по этой дороге на небо, представлялись легкокрылыми птицами». Таким образом, уже в начале пьесы присутствуют мотивы, служащие знаками трагической судьбы героини.
    Проанализируем характер Катерины. Это натура сильная, обладающая чувством собственного достоинства. Ей невыносимо в доме Кабанихи, где «все как будто из-под неволи», невыносимы бесконечные попреки свекрови, глупость и слабохарактерность мужа. В доме Марфы Игнатьевны все построено на лжи, обмане, покорности. Прикрываясь религиозными заповедями, она требует полного подчинения от своих домашних, соблюдения ими всех домостроевских норм. Под предлогом моральных проповедей Кабаниха методично и последовательно унижает домочадцев. Но если дети Марфы Игнатьевны по-своему «приспособились» к обстановке в доме, найдя выход в молчании и лжи, то не такова Катерина.
    «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. Не хочет Катерина терпеть и необоснованные оскорбления свекрови. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» — говорит она Марфе Игнатьевне. Когда Тихон уезжает, Кабаниха замечает, что «хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет». На что Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить».
    Возможно, что постоянные нападки Кабановой на невестку связаны еще и с тем, что подсознательно она чувствует в Катерине значительный, сильный характер, способный противостоять свекрови. И в этом Марфа Игнатьевна не ошибается: Катерина будет терпеть лишь до определенного момента. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А коли уж очень мне опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты режь!» — признается она Варваре.
    Варваре же она рассказывает о характерном событии из своего детства: «…Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» В этом рассказе угадываются мотивы славянской языческой культуры. Как замечает Ю.В. Лебедев, «этот поступок Катерины согласуется с народной мечтой о правде-истине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее, и речка укрывает девочку в своих берегах». В композиционном плане рассказ Катерины предваряет финал пьесы. Волга для героини — символ воли, простора, свободного выбора.
    Тоска по воле сливается в душе Катерины с жаждой настоящей любви. Сначала она пытается сохранить верность мужу, но в сердце ее нет любви, да Тихон и не понимает ее, не чувствует состояния жены. Уважать мужа она тоже не может: Тихон слабоволен, не особенно умен, духовные запросы его ограничиваются выпивкой да желанием «погулять» на воле. Любовь же Катерины — чувство избирательное. Она любит Бориса Григорьевича, племянника Дикого. Этот молодой человек кажется ей добрым, интеллигентным и воспитанным, он так не похож на окружающих. Образ его, вероятно, ассоциируется в душе героини с иной, «некалиновской» жизнью, с иными ценностями, к которым она подсознательно стремится.
    И Катерина тайно встречается с ним, пока муж ее находится в отъезде. А затем она начинает мучиться сознанием совершенного греха. Здесь в «Грозе» возникает внутренний конфликт, позволяющий критикам говорить о трагедийности пьесы: действия Катерины не только представляются ей греховными с точки зрения православной религии, но и расходятся с ее собственными представлениями о морали, о добре и зле.
    Трагедийность пьесе придает и мотив неизбежности страданий героини, возникающий в контексте ее характера и мироощущения. С другой стороны, страдания Катерины представляются читателям незаслуженными: в поступках своих она реализует всего лишь естественные потребности человеческой личности — желание любви, уважения, право избирательности чувств. Поэтому героиня Островского вызывает в читателях и зрителях чувство сострадания.
    Сохранено здесь и понятие «двойственности трагического поступка» (ужас и удовольствие). С одной стороны, любовь Катерины представляется ей грехом, чем-то страшным и ужасным, с другой стороны — это для нее возможность ощущения счастья, радости, полноты жизни.
    Мучаясь сознанием собственной вины, героиня публично признается в содеянном мужу и свекрови. Катерина кается во всем на городской площади, во время грозы. Ей кажется, что гром — это кара Божья. Гроза в пьесе — это символ очищения героини, катарсиса, который также является необходимым элементом трагедии.
    Однако внутренний конфликт здесь не может разрешиться признанием Катерины. Она не получает прощения семьи, ка-линовцев, не избавляется от чувства вины. Напротив, презрение и попреки окружающих поддерживают в ней это чувство вины — она находит их справедливыми. Однако если бы окружающие простили, пожалели ее — чувство жгучего стыда, владеющее ее душой, было бы еще сильнее. В этом и состоит неразрешимость внутреннего конфликта Катерины. Будучи не в силах примирить свои поступки со своими чувствами, она решается на самоубийство, бросается в Волгу.
    Самоубийство, с точки зрения православной религии — страшный грех, но ключевые понятия христианства — это любовь и всепрощение. И именно об этом думает Катерина перед смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»
    Безусловно, в поступке этом отразились и внешние обстоятельства — Борис оказался робким, заурядным человеком, он не способен спасти Катерину, дать ей желаемое счастье, в сущности, он не достоин ее любви. Образ непохожего на местных обывателей Бориса Григорьевича в сознании Катерины — не что иное, как иллюзия. И Катерина, думается, чувствует это во время своей последней встречи с ним. И тем сильнее становится для нее осознание собственной неправоты, горечь и разочарование в самой любви.
    Именно эти чувства усиливают трагическое мироощущение героини. Безусловно, сказывается здесь и впечатлительность, экзальтированность Катерины, и ее нежелание мириться далее с жестокостью окружающего мира, с самодурством свекрови, и невозможность далее следовать калиновской морали — жить без любви. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей вполне законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что она нашла и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Пятый акт „Грозы” составляет апофеозу этого характера, столь простого, глубокого и так близкого к положению и сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе», — писал Добролюбов.

  9. Сочинение: Образ Екатерины в произведении Островского “Гроза”
    ОБРАЗ КАТЕРИНЫ
    (ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
    «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…»
    – писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и
    он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с
    необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и
    показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина,
    главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных
    действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины
    соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего
    осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый
    смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина –
    это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый
    сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и
    терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение
    женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы
    слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно,
    открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть
    на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение
    и постоянные, пусть даже и немые, упреки.
    В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но
    она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее
    характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и
    Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же
    свободолюбивая, открытая, независимая натура.
    До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я
    жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых
    воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным
    жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.
    Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного
    восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно
    сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных
    забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность
    Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые
    травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на
    цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай
    войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба
    кончится», – вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице
    улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали
    проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае
    детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не
    больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру,
    уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от
    берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок
    Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом
    вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра,
    попытка найти защиту у великой Волги-матушки.
    Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности
    характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она
    изменилась?
    Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла
    совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось
    то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине
    прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого
    безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни
    сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего
    не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с
    грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается,
    не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала
    протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же
    ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже
    теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно,
    вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с
    представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где
    вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной
    гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что
    ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни
    желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на
    своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею
    страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с
    собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня
    уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще
    навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину
    потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная
    тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба
    свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной
    чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о
    последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь
    перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь
    Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь
    нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате
    за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при
    прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за
    причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви
    Катерины и душевной дряблости Бориса.
    Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в
    совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители
    Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее
    чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной,
    предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх
    Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с
    таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.
    Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее
    станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!
    И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может
    покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не
    таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но
    Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания,
    она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка
    одухотворенной любви к Божьему миру.
    Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее
    Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей
    ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не
    гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием
    потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».
    Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на
    примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа,
    воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как
    она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей
    будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства».
    Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного
    царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми,
    чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.
    Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера,
    свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей
    качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном
    обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как
    Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня,
    спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее
    написания.
    5/5

  10. Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского “Гроза”, в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту.
    Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться.
    Катерина – самый сильный характер пьесы. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу.
    Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворятся, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не страх перед гиеной огненной побудили героиню сказать правду.
    «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» – так начала она свое признание. Для её честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить, лишь бы жить – не для нее. Жить – это значит быть самой собою. Её самая дорогая ценность это личная свобода, свобода души.
    Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам, и в тоже время сопоставлен с ними.
    Главным внешним конфликтом пьесы является противостояние Катерины и Кабанихи.
    Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире. Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого уклада жизни. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел, перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.
    Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.
    У Катерины и Кабанихи различное отношение к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.
    Характер Катерины также противопоставлен характерам Тихона и Бориса, безвольных людей смирившихся с властью самодуров. Так, муж Катерины Тихон Кабанов во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Борис мало чем отличается от Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.
    Образ Катерины противопоставлен Варваре и Кудряшу, молодому поколению города Калинова, которые научились жить в «темном царстве».
    Варвара – наперсница и постоянная спутница Катерины. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать. Приспосабливаясь к нравам города Калинова, Варвара выучила все его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Ложь для нее – норма жизни: “У нас весь дом на этом держится”, без обмана нельзя. Не видя ничего плохого в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина не может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.
    А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем Калинова. Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми. Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают “темное царство”, но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же “темном царстве”, но уже хозяевами в нем.
    Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Кулигин дает яркую и верную характеристику “темному царству”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…”
    Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился с ними.
    Автор пьесы постарался подчеркнуть исключительность главной героини. И это выразилось в создании образа, в речи Катерины. Также внутренний мир героини выражается в ее монологах, в них мы видим ее переживания, мотивы поступков. Первый монолог – вдохновенное воспоминание о детстве. И характер воспоминаний, и манера говорить свидетельствуют об одухотворенности Катерины. Второй монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. Ей пришлось пережить унизительные наказы, данные мужем по приказу матери. Из монолога мы узнаем, о чем думает она, оставшись одна. Монолог покоряет нас отсутствием какого-либо надрыва. Сцена эта словно затишье перед грозой. Последний монолог Катерины словно подводит черту. Он погружает нас во внутренний мир потрясенной женщины. Возвращение домой означает духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти она мечтает обрести подлинное спокойствие. Весь последний монолог звучит как грустная, проникновенно – лирическая песня. Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А последние слова героини еще сильнее заставляют ощутить трагическое несоответствие живой души с законами мрачного патриархально-деспотического уклада.
    Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины — вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в “Грозе” на решительное дело”.
    Добавил: vika888

  11. Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского «Гроза», в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту.
    Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле», среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться.
    Катерина — самый сильный характер пьесы. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу.
    Я думаю, что самая важная черта характера Катерины — это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворятся, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не страх перед гиеной огненной побудили героиню сказать правду.
    «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» — так начала она свое признание. Для её честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить, лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Её самая дорогая ценность это личная свобода, свобода души.
    Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам, и в тоже время сопоставлен с ними.
    Главным внешним конфликтом пьесы является противостояние Катерины и Кабанихи.
    Катерина и кабаниха — это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха — это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же — единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире. Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого уклада жизни. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел, перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины — это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть.
    Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону.
    У Катерины и Кабанихи различное отношение к богу. Если чувство к богу у Катерины — это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи — это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи — это только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.
    Характер Катерины также противопоставлен характерам Тихона и Бориса, безвольных людей смирившихся с властью самодуров. Так, муж Катерины Тихон Кабанов во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Борис мало чем отличается от Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.
    Образ Катерины противопоставлен Варваре и Кудряшу, молодому поколению города Калинова, которые научились жить в «темном царстве».
    Варвара – наперсница и постоянная спутница Катерины. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать. Приспосабливаясь к нравам города Калинова, Варвара выучила все его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Ложь для нее — норма жизни: «У нас весь дом на этом держится», без обмана нельзя. Не видя ничего плохого в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина не может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.
    А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем Калинова. Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми. Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают «темное царство», но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же «темном царстве», но уже хозяевами в нем.
    Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Кулигин дает яркую и верную характеристику «темному царству»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…»
    Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился с ними.
    Автор пьесы постарался подчеркнуть исключительность главной героини. И это выразилось в создании образа, в речи Катерины. Также внутренний мир героини выражается в ее монологах, в них мы видим ее переживания, мотивы поступков. Первый монолог — вдохновенное воспоминание о детстве. И характер воспоминаний, и манера говорить свидетельствуют об одухотворенности Катерины. Второй монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. Ей пришлось пережить унизительные наказы, данные мужем по приказу матери. Из монолога мы узнаем, о чем думает она, оставшись одна. Монолог покоряет нас отсутствием какого-либо надрыва. Сцена эта словно затишье перед грозой. Последний монолог Катерины словно подводит черту. Он погружает нас во внутренний мир потрясенной женщины. Возвращение домой означает духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти она мечтает обрести подлинное спокойствие. Весь последний монолог звучит как грустная, проникновенно — лирическая песня. Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А последние слова героини еще сильнее заставляют ощутить трагическое несоответствие живой души с законами мрачного патриархально-деспотического уклада.
    Бесчеловечным нравам «темного царства» все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины — вызов «темному царству», страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в «темном царстве» изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в «Грозе», он распространил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в „Грозе“ на решительное дело».

  12. Образ Катерины
    Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
    В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
    Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», – так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина готова была относится к Кабановой, как к родной матери, но ее чувства не встречают поддержки ни со стороны Кабанихи, ни со стороны Тихона. Жизнь в этом полном зла и обмана доме изменило поведение Катерины. «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем.… Такая ли я была?!». Но от природы обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить этого издевательства, идти против своей воли. Катя – единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви, а те к видимому благополучию и временной радости. Ее чистота, искренняя любовь и открытость несовместимы с моральными нормами «темного царства», и именно эти качества приводят к открытому противостоянию деспотизму Кабанихи. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Это ей кажется страшным преступлением: во-первых, по религиозным канонам, а во-вторых, потому, что не выполнила наказ мужа. Ее неумение лгать и ощущение греха вынуждают ее совершить публичное покаяние, при этом она прекрасно понимает, что это конец. Важную роль при этом сыграли гроза. Из-за своего языческого восприятия грозы как кары Господней Катя еще больше пугается, да тут еще сумасшедшая барыня пророчит ей геену огненную. Мы видим, как страдает Катерина, когда Тихон рассказывает о состоянии после раскаянья: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так до сих пор и рыдает». Тихон жалеет жену, но реально оказать ей поддержку он не может, так как боится гнева матери. Борис также ничем не может помочь своей возлюбленной и она разочаровывается в нем. Все это приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство, что с ее стороны является очень сильным поступком. Она, истинная христианка, прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который только может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной.
    Смерть Катерины не оказалась напрасной, она привела к разрушению всего царства Кабанихи: Тихон восстает против матери и открыто обвиняет ее в смерти Катерины, Варвара, которой не так и не удалось приспособиться к тирании матери сбегает с Кудряшом. В этом поступке, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе». А во всем образе Катерины он увидел» протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась женщина».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *