Сочинение на тему гуманистические чувства в лирике пушкина

19 вариантов

  1. Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.


  2. Лелеющая душу гуманность…” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
    Гуманность –
    человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его  права на свободное развитие и проявление
    своих способностей.
    Великий русский
    поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался  множества тем, которые стали традиционными
    для многих русских поэтов. Основными
    темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь,
    дружба и ,  конечно, родина. Во всех
    этих темах отчетливо видна гуманность автора, его  безграничная любовь к свободе и красоте.
    Вольнолюбивый
    дух присущ многим его произведениям. В оде “Вольность” Пушкин  утверждает свободу как нравственный,
    политический идеал. Достижение свободы
    возможно с помощью мудрых законов, обязательных для всех – от народа до
    царя. Но  самодержавие в России не
    гуманно, и не признает справедливых законов, и душит  свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к
    жизни верит, что  будущее за теми, кто
    “свободою горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В  стихотворении “ Деревня “ объектом критики Пушкина становится
    крепостное право,  которое как позорное
    ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в  этом стихотворении является “барство дикое”
    , которое присваивает себе “и труд, и
    собственность , и время земледельца”.
    После
    подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема  верности поэта его идеалам . Гуманизм
    Пушкина проявился в том, что автор не  хотел
    , чтобы дело его друзей -декабристов погибло. Пушкин в своих  произведениях неизменно напоминал о
    проблемах , существовавших в России, чьи
    лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит
    стихотворение  “Анчар”.
    Дружба являлась
    одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит  отражение в стихотворениях “19 октября 1827
    года”, “Воспоминания в Царском  селе”,
    “К Чаадаеву” и во множестве других посланий друзьям.  Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую
    лирику Пушкина ,-  это мотив верности в
    дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной  верности друзьям. Эта клятва не оказалась
    поэтическим преувеличением . Пушкин
    через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот
    мотив  звучит в послании “К Чаадаеву” –
    человеку безукоризненной честности и огромного
    свободолюбия:
    Мой друг,
    отчизне посвятим
    Души прекрасные
    порывы!
    Друзья были той
    отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более  поздних произведениях видны ностальгические
    мотивы. Светлой датой  был для поэта
    день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по  стихотворению, вспоминая тех, кто покинул
    его.
    Другими
    нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская  красота. Сколько чудных стихотворений Пушкин
    посвятил дамам! Прекрасные дамы
    обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.
    Примером тому
    служит послание к Анне Петровне Керн, написанное в 1825 году.
    В этом послании
    любовь у Пушкина соединена с жизнью.
    Несколько
    нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой,  о которой он помнил всю жизнь (“Сожженное
    письмо”, “Талисман” , ”Прощание”).  Эти
    стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине.
    Любви у Пушкина
    присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко  это видно в послании, посвященном Амалии
    Ризнич:
    Простишь ли мне
    ревнивые мечты,
    Моей любви
    безумное волненье.
    Очень часто
    тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который  гармонирует с чувством , владеющим поэтом.
    Примером тому служит стихотворение  “На
    холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.
    Вершиной
    любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В  этом стихотворении раскрывается вся красота
    души поэта. Человек в любви должен  быть
    выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора(“Так дай  вам бог любимой быть другим”).
    При написании
    своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями,  которые “питают здравый ум и вместе учат
    нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о
    нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе
    человека”.  Человека, который будет
    уважать права и свободы других, а также право любимой на  выбор. Разве не в этом заключается
    гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

    Список литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

  3. 3
    Текст добавил: незатыкаемый фонтан

    Авг
    08 2010

    Гуманизм в лирической поэзии Пушкина

    В лирической поэзии Пушкина с особенной полнотой и яркостью отразилась светлая личность поэта. «Живость, пылкость, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам,, нравственное здоровье… – эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто читал его произведения, кто имеет хотя малейшее понятие о его жизни, – писал о Пушкине Чернышевский. Белинский особенно ценил гуманизм Пушкина. Он писал: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит его способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека».
    Лирика Пушкина с необычайной широтой и правдивостью осветила все стороны и явления современной ему действительности. Но, являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь, лирика Пушкина в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия и ощущения жизни, жизнерадостность, свободолюбие,   высокую  гуманность,  призыв к служению родине.
    Лирика Пушкина, как и всё его творчество, отличается высочайшей художественной культурой. Изумительная внутренняя стройность, естественность и простота являются отличительными чертами поэзии Пушкина. Точность, свежесть, меткость слова» сжатость в выражении мыслей и чувств, поразительное многообразие интонаций, «союз волшебных звуков, чувств и дум отличают стих Пушкина.
    Предыдущие Сочинения: Композиция повести «Капитанская дочка»
    Следующие Сочинения: Лирика Пушкина. Ода «Вольность»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Гуманизм в лирической поэзии Пушкина . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
    Сочинение по лирике Пушкина.«В мой век жестокий восславил я свободу»
    Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.
    Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
    Стихотворение А. С. Пушкина «Поэту» (восприятие, истолкование, оценка)
    Куррикулум по русскому языку и литературе для V – IX классов – часть 2
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  4. Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня» 1819) После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд. .» (1827) В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там» Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистичеекие чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  5. Название: Гуманизм лирики Пушкина
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение
    Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    ?

  6. Гуманность- человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь, дружба и , конечно, родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора , его безграничная любовь к свободе и красоте. Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Так, в оде “Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал. Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов , обязательных для всех от народа, до царя. Но самодержавие в России не гуманно и не признает справедливых законов, и душит свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою горит ” и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении ” Деревня ” объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как позорное ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в этом стихотворении является “барство дикое” , которое присваивает себе “и труд и собственность , и время земледельца”.
    После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема верности поэта его идеалам . Гуманизм Пушкина проявился в том, что автор не хотел , чтобы его друзья -декабристы погибли даром . Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах , существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит стихотворение “Анчар”.
    Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”, “Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву”, и в множестве других посланий друзьям.
    Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую лирику. Пушкина,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной верности друзьям. Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением .Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву”, человеку безукоризненной честности и огромного свободолюбия:
    Мой друг отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы в его строках. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его. Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. О сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам! Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения. Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанном в 1825 году. В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью. Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой , о которой он помнил всю жизнь . (“Сожженное письмо”, “Талисман” , “Прощание”). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине. Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич:
    Простишь ли мне ревнивые мечты,
    Моей любви безумное волненье.
    Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством , владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.
    Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение ” Я вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора.(“Так дай вам бог любимой быть другим”).
    При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор. Разве не в этом заключается гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

  7. Практически любой писатель, пишущий как поэтические, так и прозаические произведения, обречен на то, что их неизбежно будут сравнивать – внутри его творчества. Александр Сергеевич Пушкин, пожалуй, один из тех редких случаев в русской литературе, когда глядя на творчество писателя, трудно определить, что обладает большей художественной ценностью или хотя бы просто ближе тебе как читателю. Его поэзия и его проза подобны двум стихиям, о которых решительно нельзя говорить в категории лучше-хуже.
    О лирике же Пушкина говорить особенно трудно. Как объединить вместе несколько сот таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним – именем автора – Пушкина? Решить эту задачу помогает сам Пушкин. Есть у него произведения, дающие своеобразный ключ к многообразию его лирики, неизменно сопровождавшей его на протяжении его жизненного и творческого пути. Одно из них – новелла “Египетские ночи” (1835).
    В ней русский поэт Чарский дает приезжему гастролеру-итальянцу тему для стихотворной импровизации: “Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением”. Чарский тяжело переживает мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих сомнениях у итальянского импровизатора.
    В стихотворении, произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки зрения толпы, своей деятельности тем,
    … что ветру и орлу.
    И сердцу девы нет закона.
    Таков поэт, как Аквилон,
    Что хочет, то и носит он…
    И далее итальянец говорит о “быстроте впечатлений”, которые производит на поэта окружающий мир. Такое же понимание деятельности поэта содержится в стихотворении “Эхо” (1831 год). Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта “отклик”, “ответ”: “Тебе ж нет отзыва… Таков ты и поэт!” – заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта-лирика эху. То, что поэт здесь имеется в виду лирический, ясно из перечисления “впечатлений”: охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы, сельские пастухи – все это темы для лирика и, отметим, с известной точки зрения, темы весьма мелкие.
    Ведь здесь нет ни политики, ни морали того, что бы воспитывало, в недостатке чего упрекали Пушкина и критики-декабристы, и критики-охранители, а после смерти поэта и революционные демократы, особенно Писарев.
    Лирическая стихия пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и “Руслан и Людмила”, и “Евгений Онегин”, и “Домик в Коломне” вызывали упреки в болтовне, отсутствии связи прекрасных картин, отсутствии общей мысли. Но все проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать предметом его лирического шедевра.
    В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкина: “Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”. Последнее слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе, милосердно-жалостливое отношение к человеку. Это верно, но за что? почему?
    Вот определение гуманности из новейшего философского словаря: “гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума”, “высшее культурное и нравственное развитие” их “в эстетически законченную форму”. Т.е. гуманность – это красота, формула Белинского тафталогична, красота оказала лелеющее действие на душу критика-демократа. И он прав и глубок в своем определении: ценностные способности чувства и разума поэта – вот источник многообразия пушкинской лирики, уникальная способность Пушкина самый ничтожный и низкий предмет возвести в перл создания.
    Разговор о лирике Пушкина по “темам”: тема дружбы, тема свободы и т.д. – неплодотворен, ибо он обязательно избирателен. При тематическом подходе полнота пушкинской личности, беззаконная свобода, с которой он переходил от темы к теме, пропадают. Об этом же свидетельствует и применение к Пушкину понятия “лирический герой”. Если понимать под этим литературоведческий термин, то в лирике Пушкина лирического героя нет. Лирический герой предполагает наличие в лирике поэта единства авторского сознания, его сосредоточенность на определенном круге проблем, настроений и т.п. Но главное, что личность – не только субъект, но и объект произведения, его тема. Для Пушкина в лирике такая сосредоточенность на теме собственного Я не характерна, в отличие от Тютчева, Фета и особенно Лермонтова. Для Пушкина его собственное Я – одна из тем, одно из проявлений равноценного во всех своих направлениях мира.
    Сказать, каков был человек, написавший – берем подряд стихи 1830 года – “Поэт!” (“Поэт! не дорожи любовию народной”), “К вельможе”, “Бесы”, “Элегию” (“Безумных лет угасшее веселье”), “Ответ Анониму”, “Миг вожделенный настал” – на основании содержания этих стихов невозможно, ибо здесь не видно единства личности. Точнее, оно есть, но самое общее – носитель творческого сознания, субъектная призма, обладатель “магического кристалла”, или вот еще пушкинская формула: “Все волновало нежный ум”.
    Зато у Лермонтова, Блока, дореволюционного Маяковского единый лирический герой проявлен вполне определенно. Анализ одного стихотворения, выбранного из множества, начинается с обоснования этого выбора. Трудно поверить современному школьнику или абитуриенту, заявляющему: “Мое любимое стихотворение Пушкина – “К Чаадаеву” — и начинающему его “анализировать”. Поэтому мы предложим в качестве образца анализа “взрослое” стихотворение Пушкина, о котором вряд ли упоминают в школе, но для такого анализа важно, чтобы выбравшая лирическая миниатюра “говорила” уму и сердцу интерпретатора, ведь индивидуальность проявляется прежде всего в непосредственном отношении.
    В 30е годы Пушкин мало печатал стихотворений, выходил к читателю как прозаик, драматург, историк, журналист и критик. Лирика этого времени стала известна лишь после смерти поэта. Осталось в рукописях и стихотворение, начинающееся строкой “Не дорого ценю я громкие права” и имеющее взятый Пушкиным в скобки заголовок – “Из Пиндемонти”. Пиндемонти – современный Пушкину итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской миниатюре.
    Выходит, что поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи, для себя стремился замаскировать, ослабить свое авторство, отвести его от себя хоть частично, настолько необычно содержание стихотворения. О чем же оно? О свободе, но понимание ее вовсе не такое, как в вольнолюбивых стихах 15летней давности. Там свобода прежде всего политическая. “Из Пиндемонти” даже сейчас поражает откровенностью проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта, и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних перестройках и потрясениях!
    Пушкин начинает с отрицания ценности Декларации прав человека, от которой и сейчас в нашей стране продолжает “не одна кружиться голова”. Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку.
    Тогдашняя цензура вряд ли разрешила стихотворение. Оно редко упоминалось и в массовых пушкиноведческих изданиях при Советской власти. Итак, свобода от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. “Иные, лучшие мне дороги права; Иная, лучшая потребна мне свобода”. Какая же? – Свобода честного человека. Такой человек эгоистичен, он желает “себе лишь одному Служить и угождать”, своим прихотям. Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал жизни пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Но каковы же эти “прихоти”? А вот в них-то и светит нам “лелеющая душу гуманность” нашего национального гения.
    Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения (“скитаться здесь и там”), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства. “Вот счастье! вот права…” – обрывает он последнюю строчку.
    Написанное 6стопным ямбом с парной рифмовкой (“александрийским” стихом) стихотворение публицистично. В нем много высокой общественно-политической лексики, но в контексте иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь, морочить слухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую замыкает известная гамлетовская формула: “Слова, слова, слова”.
    Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер), так и последекабрьском (“Дума” Лермонтова) вариантах. Тем не менее, ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в синтаксическом строе “Из Пиндемонти”: вторая, “позитивная” часть стихотворения открывается стихотворными переносами – анжамбманами: Никому /Отчета не давать…; самому/ Служить и угождать; для власти, для ливреи/Не гнуть… В стихотворении наглядно проявляется важнейшая черта стилистики позднего Пушкина: соединение высокого и низкого, но не как смесь, а синтез этих начал в новое качество пушкинского стиля, что так удивляло его современников.

  8. “ Лелеющая душу гуманность…” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

    Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права
    на свободное развитие и проявление своих способностей.
    Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь, дружба и , конечно,
    родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора , его безграничная любовь к свободе и красоте.
    Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Так, в оде “Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал. Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов , обязательных для всех от народа, до царя. Но самодержавие в России не гуманно и не признает справедливых законов, и душит свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении “ Деревня “ объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как позорное ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в этом стихотворении является “барство дикое” , которое присваивает себе “и труд и собственность , и время земледельца”.
    После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема верности поэта его идеалам . Гуманизм Пушкина проявился в том, что автор не хотел , чтобы его друзья -декабристы погибли даром . Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах , существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит стихотворение “Анчар”.
    Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”, “Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву”, и в множестве других посланий друзьям.
    Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую лирику Пушкина ,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной верности друзьям. Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением .Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву”, человеку безукоризненной честности и огромного свободолюбия:
    Мой друг отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы в его строках. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его.
    Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. О сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам! Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.
    Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанном в 1825 году.
    В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью.
    Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой , о которой он помнил всю жизнь . (“Сожженное письмо”, “Талисман” , ”Прощание”). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине.
    Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич:
    Простишь ли мне ревнивые мечты,
    Моей любви безумное волненье.
    Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством , владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.
    Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора.(“Так дай вам бог любимой быть другим”).
    При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор. Разве не в этом заключается гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

  9. Что же такое гуманность? Гуманность — это человеколюбие, отношение к человеку как к высшему существу. Александр Сергеевич Пушкин — великий русский национальный поэт. Поэзия Пушкина явилась воплощением гуманных чувств, свободолюбия, любви к России, мудрости. Александр Сергеевич проявил себя во многих жанрах русской литературы. Нередко в своих произведениях Пушкин рассказывает о человеческой свободе и вольности. Ярким примером этого является стихотворение «К морю», которое было написано в 1824 году:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    В нем автор сравнивает море со свободой, но в то же время он прощается с ним, как бы предугадывая то, что скоро он станет невольным. И в самом деле, Пушкин попадает в ссылку. На вторую половину 20-х годов приходится расцвет поэзии Пушкина. Он создает такие прекрасные стихотворения, как «Поэт», «Три ключа», «Воспоминание», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» и десятки других. В эти годы Александр Сергеевич пишет стихотворение «19 октября». В нем он вспоминает друзей-лицеистов, сожалеет о том, что некоторых из них уже нет. Именно от Пушкина идет развитие русской литературы первой половины XIX века. Александр Сергеевич положил основу для развития русского реализма. Очень точно и ясно умел Пушкин подметить даже самую незначительную вещь. Природу он описывает красочно, ярко:
    Роняет лес багряный свой убор
    Сребрит мороз увянувшее поле
    Проглянет день, как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пушкин — художник слова. Как великий художник-реалист, он показал в своих произведениях все стороны действительности, в которой он жил. Он обращал внимание на все: на права людей, на их поступки, разговоры и даже на то, как они одевались. Поэт выражал свои мысли полно, свободно и разносторонне. Читая произведения
    Пушкина, мы узнаем не только его жизнь, но и судьбы людей, живших в ето время. Можно читать произведения Александра Сергеевича, даже не зная его биографии, потому что он в стихах описывал самого себя, своих друзей и врагов, свои мысли, мечты, желания. В его лирике человек раскрывается естественно и полно. Поэзия Пушкина отражает все самое главное, тайное и красивое, что есть в русском народе. Читая некоторые произведения Пушкина, на первый взгляд кажется, что он всегда веселый, жизнерадостный и что у него все хорошо. На самом деле это не так. Во многих стихотворениях и рассказах Пушкин размышляет над смыслом жизни, о дружбе, о любви. Эти произведения носят грустный оттенок. Часто в стихах Александр Сергеевич выражает убежденность в том, что жизнь и человек прекрасны. Это доказывает гуманистическое направление его произведений. Горький говорил, что в лирике Пушкина он находил «больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или в ритмическом прибое океана, шепоте леса или молчании пустыни…». Пушкин умел выразить в стихотворении и гнев, и доброту, и сожаление, и недовольство.
    Я вас любил так искренно, так нежно
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Читая эти строки, сразу можно заметить искренность и доброжелательность.
    Александр Сергеевич Пушкин внес огромный вклад в развитие русской литературы и русского языка. Проблемы, о которых он рассказывает в своих произведениях, актуальны и в наше время. Без него невозможно представить Россию.

  10. Творчество Пушкина широко и многогранно. Создатель русского литературного языка, Пушкин, кроме того, был и остается великим мыслителем, философом-гуманистом, своего рода истоком, в котором берет начало вся русская литература. Гуманизмом, любовью и уважением к человеку, его личности, пронизано все творчество Пушкина — это касается и его любовной лирики, и гражданских стихов, и философской прозы.
    Любовная лирика поэта представлена в его творчестве многими стихотворениями, создававшимися в разные периоды жизни. Однако, несмотря на определенную эволюцию взглядов, изменение мировоззрения, гуманистический пафос в пушкинских стихах остается неизменным.
    Прежде всего гуманизм Пушкина проявляется в уважении к предмету своего чувства. Поэт признает за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Характерный пример — стихотворение «Я вас любил…». Стандартная для поэзии ситуация, когда оказывается, что избранница поэта разлюбила его, освещается совершенно по-иному, чем, например, у романтиков. Для романтиков подобный сюжет — источник трагедии, порождающий целый вихрь страстей, когда противника убивают на дуэли, а порой и сами жертвуют жизнью. Совершенно иное освещение эта ситуация получает у Пушкина.
    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она оставила его, он понимает, что «сердцу не прикажешь». Напротив, он благодарен ей за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Его любовь — это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству. В отношении поэта к своей возлюбленной нет эгоизма, его чувство настолько сильно, что он согласен не напоминать о себе, так как не хочет ее ничем опечалить. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить ее так же сильно, как он.
    Любовь, по Пушкину, это не аномалия, не «роковой пожар страстей» (как это часто бывает у романтиков), но естественное состояние души человека. Любовь — это чувство, даже если оно не взаимное, приносящее радость, а не страдания. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а л юбовь — как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется своими законами, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть.
    Яркий пример такого взгляда на любовь — стихотворение «На холмах Грузии…»:
    На холмах Грузии лежит ночная мгла;
    Шумит Арагва предо мною.
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою,
    Тобой, одной тобой… Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
    И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    Любовь для Пушкина — это естественное состояние души человека, так как в нем проявляется полнота жизни, ощущение радости бытия. Именно поэтому поэту «грустно и легко», именно поэтому печаль его «светла».
    Подобный взгляд на природу любви можно увидеть и в других стихотворениях Пушкина, например, «Увы, зачем она блистает…», «К *** (А. П. Керн)», «Воспоминание» и другие.
    Итак, гуманизм любовной лирики Пушкина заключается в глубинном, исконном уважении к человеческой личности, ее праву на свободный выбор жизненного пути. Мир в представлении поэта широк и многообразен, он не хорош и не плох, так как прекрасен во всех своих проявлениях. Добро и зло привносит в мир человек, и у каждого человека эти понятия имеют свое собственное наполнение, свою, отличную от остальных, ценность. Однако при безоговорочном уважении к этическим представлениям каждой отдельнй личности, Пушкин своим творчеством утверждает ценности гуманистические, общечеловеческие. Только тогда, когда человек делает окружающих его людей счастливыми, привнося в мир радость и гармонию, он может быть по-настоящему счастлив сам.
    Как отмечал В. Г. Белинский, произведения Пушкина «положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь». Та этическая основа, которая составляет характерную особенность русской литературы, берет свое начало в творчестве Пушкина, в его гуманизме и в высшей степени нравственном отношении к жизни.

  11. 1. «Чувства добрые»: красота, гуманность, свобода.
    2. Значение философской лирики.
    3. Значение вольнолюбивой лирики.
    4. Тема поэта и поэзии.
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей
    А. С. Пушкин
    В программном стихотворении 1836 года «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкин пытается осознать и описать основную миссию поэта-пророка на земле:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.
    Для поэта основной задачей его творчества является внесение в мир светлых, положительных эмоций, воспевание радости и красоты. Знаменитый русский критик В. Г. Белинский сказал о творчестве Пушкина: «Он,ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением… Общий колорит поэзии Пушкина… — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». И действительно это лучшая характеристика творчества поэта на любом его этапе, вне зависимости от тем и мотивов произведений.
    Поэзия Пушкина 30-х годов, характеризуется важностью и глубиной философских тем. Созданные в этот периоду стихотворения: «Пора, мой друг, пора…» (1834), «Не дай мне бог сойти с ума…» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1834), — шедевры отечественной и зарубежной философской лирики. В этих произведениях переосмысливаются вечные проблемы человечества: смысла жизни, смерти и жизни после нее, борьбы зла и добра. Многие стихотворения композиционно построены на контрасте светлого и темного. В частности, в .произведении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») начало — минорное, печальное:
    Мой путь уныл,
    Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море;
    Однако вторая часть текста имеет светлую,
    мажорную окраску: Но не хочу, о други, умирать,
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
    Трагизма бытия эти строки перебороть не могут. Жизнь человека во многом грустна и печальна — страдания, горести, вечные заботы и «закат печальный» не могут сделать человека счастливым. Однако он счастлив хотя бы потому, что в жизни есть не только проблемы, но и красота природы, мира:
    Порой опять гармонией упьюсь,
    Радость свободного творчества:
    («Над вымыслом слезами обольюсь»),
    Способность страдать, мыслить и любить…
    Тема воли и свободы — программная в творчестве поэта. Он часто обращается к ней как в своих ранних стихотворениях, так и перед «закатом» жизни. Тема свободы впервые была затронута Пушкиным во время его южной ссылки 1820—1824 годов. Романтизм южной природы и свободолюбивые нравы местных жителей не могли не отразиться в произведениях этого периода, тем более что сам певец был лишен ощущения свободы. Не только личная свобода волнует автора, но и свобода всеобщая, свобода народная. Поэтому для этого периода творчества Пушкина характерны стихи, которые порицают «барство дикое» и «рабство тощее» («Деревня», 1819 год). Гуманизм и осознание того, что источник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого, проникают в текст стихотворения. Воля и свобода для Пушкина также напрямую связаны с государственной службой. Именно добровольная служба, искреннее желание «Отчизне посвятить души прекрасные порывы» становятся основой простого человеческого счастья. Ожидание «минуты вольности святой» сравнимо только с чувством, с которым ждет любовник молодой минуты верного свиданья».
    Сама по себе тема весьма проблемна в творчестве Пушкина. Поэт впервые ее коснулся в лицейские годы, к ней же обращался он на каждом этапе своего писательского пути. Для него творческий процесс — божественное откровение, доступное немногим. Но творчество не может принадлежать только писателю: его цель — нести свет правды и красоту поэзии народу. Стихотворение «Пророк» — манифест поэта-пророка, поэта-просветителя. Судьба пророка вложена в уста шестикрылого серафима:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    Эта формула определяет весь жизненный и творческий путь жреца муз. Поэт должен воспевать только светлое и прекрасное. Слово должно пробуждать в человеческих сердцах христианские добродетели: доброту, милосердие, терпимость, т. е. «чувства добрые».
    Нельзя утверждать, что вся лирика поэта проникнута светлыми и радужными красками. Жизнь любого человека, а уж тем более печальная судьба поэта, имеющего гораздо больше обязанностей перед народом и отечеством, по сравнению с рядовым гражданином, наполнена не только светлыми чувствами, но и печальными настроениями. Нельзя в мажорных тонах описать боль от потери любимого человека, тоску по друзьям, с которыми в разлуке, грусть из-за несбыточности многих надежд и мечтаний.
    Но при этом, даже в самом трагическом из стихотворений, Пушкин находит в себе силы, словно тонкий солнечный луч, оставить надежду на то, что будет лучше, будет светлее и лучше.
    «Чувства добрые»: сострадание, умение радоваться жизни, любовь к ближнему, — присущи не всем. Не каждому дано в полной мере осознать величие творчества Пушкина. Но поэт не имеет права опускаться до толпы. Если темень и тоску будет нести каждая строка, не будет выполнен наказ высшего существа Серафима.
    На поэта возлагается большая ответственность, чем на любого другого человека. Он должен быть не только талантливым, но и искренним в своих чувствах, тонким и чутким в восприятии мира, добрым и чистым в душевных порывах. Только так может быть выполнена миссия творца и только так на свет может быть создано стихотворение, трогающее душу уже не одного поколения читателей.

  12. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина. Тема добра, красоты человеческой души звучала во все вре­мена в сочинениях всех поэтов. В творческом наследии А. С. Пушкина она не стала исключением — в своих стихах поэт учит восхищаться окружающим миром, радоваться жизни, наслаждаться чувствами, преодолевать неудачи. Он сочувствует всем, кто нуждается в милосердии, отзывается всеми струнами души на высокое и доброе и в этом видит свое призвание, даже если нести людям истину и добро не так-то просто. Одним из главных, непременных условий поэтического творчества счита­ет Пушкин свободу. Причем речь идет о свободе в самых разных значениях этого понятия — от свободы в плане общественном и политическом до свободы личности и творчества поэта. Конеч­но, здесь не могли не сказаться общественный подъем начала 1820-х годов, близкие дружеские отношения поэта с будущими декабристами, пора молодого энтузиазма и веры в будущее. Для поэта важна свобода гражданская, политическая, отмена рабст­ва в России:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
    («Деревня», 1819 г.)
    Но особенность пушкинской лирики такова, что в ней сти­рается грань между интимной и гражданской лирикой, что сво­бода личная важнее для поэта, не приемлющего деспотизма и произвола. В знаменитом обращении «К Чаадаеву» (1818 г.) поэт говорит о своей гражданской позиции, избрав для этого жанр дружеского послания. С нетерпением призывает поэт действовать на благо Отчизны, причем жажда свободы сравни­вается им с предвкушением любовного свидания. Такое глубо­кое личное восприятие свободы делает стихотворение особым, незабываемым, выражающим глубокую веру автора в будущее России:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
    Ощущение молодого задора пройдет с годами, но свобода личности будет непреходящей нравственной ценностью и не­пременным условием творчества на протяжении всей жизни поэта:
    Иные, лучшие, мне дороги права;
    Иная, лучшая, потребна мне свобода:
    Зависеть от царя, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно? Бог с ними.
    Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…
    («Из Пиндемонти». 1836 г.)
    Еще одна непреходящая ценность для поэта — чувство друж­бы, священное лицейское братство, которому посвящены многие строки Пушкина. Иван Пущин — «мой первый друг, мой друг бесценный», Кюхельбекер, Дельвиг, Горчаков — неизменные ад­ресаты дружеской лирики. Интересно сравнить стихи, написан­ные в лицейскую годовщину — 19 октября — 1825 и 1836 годов. Первое написано в пору михайловского одиночества и, несмотря на горечь разлуки, исполнено трепетной веры в духовное братст­во лицеистов:
    Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело,
    Все те же мы: нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село.
    И как полно грусти стихотворение позднее, когда Лицей празднует двадцать пятую годовщину со дня открытия:
    Прошли года чредою незаметной,
    И как они переменили нас!
    Но поэт понимает и принимает неизбежность такого изменения:
    Не сетуйте: таков судьбы закон…
    («Была пора: наш праздник молодой…», 1836 г.)
    Он гордится теми грозными событиями, свидетелем которых стал, и ролью в этих событиях России, русских людей, своих со­временников.
    И конечно же, огромная часть поэтического наследия Пуш­кина — это лирика, посвященная любви, возвышенному, свет­лому чувству, делающему жизнь человека лучше и прекрасней. Пушкин был человеком очень эмоциональным, влюбчивым, у его интимной лирики множество адресатов. Но кому бы ни были посвящены эти строки, в них чувствуется живая душа поэта, бьется его трепетное сердце. Хрестоматийные строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» (1825 г.), посвя­щенного А. П. Керн, показывают, что значила любовь в жизни поэта:
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    Любовь — жизнь. Нет любви — и жизнь превращается в унылое, скучное прозябание, изменить которое может толь­ко новая встреча с любимой. Только тогда «душе настало про- бужденье»:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Любовь изменчива и преходяща, но сердце человека пустеет без нее и даже в страдании остается возвышенно прекрасным. Только Пушкин мог так написать:
    Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою…
    И сердце поэта не знает одиночества:
    И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    («На холмах Грузии…», 1829 г.)
    Благородства и великодушия исполнены строчки, посвящен­ные расставанию с любимой женщиной:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    («Я вас любил…», 1829 г.)
    И какой благодарностью звучат слова поэта, обращенные к его Мадонне, его жене и спутнице жизни:
    Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    («Мадонна», 1830 г.)
    Свобода, творчество, добро и красота, дружба и любовь — вот нравственные ценности поэта, которым он оставался верен на протяжении всей жизни и которым он посвятил свои стихи. Как свою высочайшую заслугу видит Пушкин следование этим заве­там в своем творчестве:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.

    читать похожие:

    «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина
    «Чувства добрые я лирой пробуждал» по лирике А. Пушкина
    Какие «чувства добрые» пробуждает поэзия А. С. Пушкина?
    Какие добрые чувства пробуждает лирика Пушкина?

  13. Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права
    на свободное развитие и проявление своих способностей.
    Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь, дружба и , конечно,
    родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора , его безграничная любовь к свободе и красоте.
    Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Так, в оде “Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал. Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов , обязательных для всех от народа, до царя. Но самодержавие в России не гуманно и не признает справедливых законов, и душит свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении “ Деревня “ объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как позорное ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в этом стихотворении является “барство дикое” , которое присваивает себе “и труд и собственность , и время земледельца”.
    После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема верности поэта его идеалам . Гуманизм Пушкина проявился в том, что автор не хотел , чтобы его друзья -декабристы погибли даром . Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах , существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит стихотворение “Анчар”.
    Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”, “Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву”, и в множестве других посланий друзьям.
    Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую лирику Пушкина ,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной верности друзьям. Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением .Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву”, человеку безукоризненной честности и огромного свободолюбия:
    Мой друг отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы в его строках. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его.
    Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. О сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам! Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.
    Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанном в 1825 году.
    В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью.
    Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой , о которой он помнил всю жизнь . (“Сожженное письмо”, “Талисман” , ”Прощание”). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине.
    Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич:
    Простишь ли мне ревнивые мечты,
    Моей любви безумное волненье.
    Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством , владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.
    Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора.(“Так дай вам бог любимой быть другим”).
    При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор. Разве не в этом заключается гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

  14. Александр Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, создатель современного русского литературного языка.
    Родился: 06.06.1799, Москва
    Умер: 10.02.1837 (37 лет)
    Популярные произведения А.С. Пушкина
    К морю
    Кавказ
    Когда за городом, задумчив я брожу
    Паж, или Пятнадцатый год
    Повести Белкина: Станционный смотритель
    Поэт
    Узник
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
    Деревня
    Капитанская дочка
    Медный всадник
    Евгений Онегин
    Другие сочинения по произведению Пушкина
    Свободолюбивая лирика Пушкина
    Пушкин – наше все.
    Чему учат нас сказки
    Моё отношение к творчеству Пушкина
    Мои Пушкин (1)
    Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    Значение творчества А.С. Пушкина
    Сочинение “Школа будущего”
    Стихотворения А.С.Пушкина о любви.«Я вас любил…».
    Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Тема любви в творчестве Пушкина
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    Тема свободы в лирике Пушкина
    Любовь в творчестве Пушкина
    Основные темы лирики Пушкина
    Лирика Пушкина
    О судьбе России в творчестве Пушкина
    Значение лирики Пушкина для развития русской литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *