Сочинение на тему гуманизм лирики пушкина

16 вариантов

  1. Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  2. Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  3. Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня» 1819) После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд. .» (1827) В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там» Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистичеекие чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.


  4. Лелеющая душу гуманность…” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
    Гуманность –
    человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его  права на свободное развитие и проявление
    своих способностей.
    Великий русский
    поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался  множества тем, которые стали традиционными
    для многих русских поэтов. Основными
    темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь,
    дружба и ,  конечно, родина. Во всех
    этих темах отчетливо видна гуманность автора, его  безграничная любовь к свободе и красоте.
    Вольнолюбивый
    дух присущ многим его произведениям. В оде “Вольность” Пушкин  утверждает свободу как нравственный,
    политический идеал. Достижение свободы
    возможно с помощью мудрых законов, обязательных для всех – от народа до
    царя. Но  самодержавие в России не
    гуманно, и не признает справедливых законов, и душит  свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к
    жизни верит, что  будущее за теми, кто
    “свободою горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В  стихотворении “ Деревня “ объектом критики Пушкина становится
    крепостное право,  которое как позорное
    ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в  этом стихотворении является “барство дикое”
    , которое присваивает себе “и труд, и
    собственность , и время земледельца”.
    После
    подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема  верности поэта его идеалам . Гуманизм
    Пушкина проявился в том, что автор не  хотел
    , чтобы дело его друзей -декабристов погибло. Пушкин в своих  произведениях неизменно напоминал о
    проблемах , существовавших в России, чьи
    лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит
    стихотворение  “Анчар”.
    Дружба являлась
    одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит  отражение в стихотворениях “19 октября 1827
    года”, “Воспоминания в Царском  селе”,
    “К Чаадаеву” и во множестве других посланий друзьям.  Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую
    лирику Пушкина ,-  это мотив верности в
    дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной  верности друзьям. Эта клятва не оказалась
    поэтическим преувеличением . Пушкин
    через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот
    мотив  звучит в послании “К Чаадаеву” –
    человеку безукоризненной честности и огромного
    свободолюбия:
    Мой друг,
    отчизне посвятим
    Души прекрасные
    порывы!
    Друзья были той
    отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более  поздних произведениях видны ностальгические
    мотивы. Светлой датой  был для поэта
    день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по  стихотворению, вспоминая тех, кто покинул
    его.
    Другими
    нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская  красота. Сколько чудных стихотворений Пушкин
    посвятил дамам! Прекрасные дамы
    обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.
    Примером тому
    служит послание к Анне Петровне Керн, написанное в 1825 году.
    В этом послании
    любовь у Пушкина соединена с жизнью.
    Несколько
    нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой,  о которой он помнил всю жизнь (“Сожженное
    письмо”, “Талисман” , ”Прощание”).  Эти
    стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине.
    Любви у Пушкина
    присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко  это видно в послании, посвященном Амалии
    Ризнич:
    Простишь ли мне
    ревнивые мечты,
    Моей любви
    безумное волненье.
    Очень часто
    тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который  гармонирует с чувством , владеющим поэтом.
    Примером тому служит стихотворение  “На
    холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.
    Вершиной
    любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В  этом стихотворении раскрывается вся красота
    души поэта. Человек в любви должен  быть
    выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора(“Так дай  вам бог любимой быть другим”).
    При написании
    своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями,  которые “питают здравый ум и вместе учат
    нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о
    нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе
    человека”.  Человека, который будет
    уважать права и свободы других, а также право любимой на  выбор. Разве не в этом заключается
    гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

    Список литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

  5. Название: Гуманизм лирики Пушкина
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение
    Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    ?

  6. Что же такое гуманность? Гуманность — это человеколюбие, отношение к человеку как к высшему существу. Александр Сергеевич Пушкин — великий русский национальный поэт. Поэзия Пушкина явилась воплощением гуманных чувств, свободолюбия, любви к России, мудрости. Александр Сергеевич проявил себя во многих жанрах русской литературы. Нередко в своих произведениях Пушкин рассказывает о человеческой свободе и вольности. Ярким примером этого является стихотворение «К морю», которое было написано в 1824 году:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    В нем автор сравнивает море со свободой, но в то же время он прощается с ним, как бы предугадывая то, что скоро он станет невольным. И в самом деле, Пушкин попадает в ссылку. На вторую половину 20-х годов приходится расцвет поэзии Пушкина. Он создает такие прекрасные стихотворения, как «Поэт», «Три ключа», «Воспоминание», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» и десятки других. В эти годы Александр Сергеевич пишет стихотворение «19 октября». В нем он вспоминает друзей-лицеистов, сожалеет о том, что некоторых из них уже нет. Именно от Пушкина идет развитие русской литературы первой половины XIX века. Александр Сергеевич положил основу для развития русского реализма. Очень точно и ясно умел Пушкин подметить даже самую незначительную вещь. Природу он описывает красочно, ярко:
    Роняет лес багряный свой убор
    Сребрит мороз увянувшее поле
    Проглянет день, как будто поневоле
    И скроется за край окружных гор.
    Пушкин — художник слова. Как великий художник-реалист, он показал в своих произведениях все стороны действительности, в которой он жил. Он обращал внимание на все: на права людей, на их поступки, разговоры и даже на то, как они одевались. Поэт выражал свои мысли полно, свободно и разносторонне. Читая произведения
    Пушкина, мы узнаем не только его жизнь, но и судьбы людей, живших в ето время. Можно читать произведения Александра Сергеевича, даже не зная его биографии, потому что он в стихах описывал самого себя, своих друзей и врагов, свои мысли, мечты, желания. В его лирике человек раскрывается естественно и полно. Поэзия Пушкина отражает все самое главное, тайное и красивое, что есть в русском народе. Читая некоторые произведения Пушкина, на первый взгляд кажется, что он всегда веселый, жизнерадостный и что у него все хорошо. На самом деле это не так. Во многих стихотворениях и рассказах Пушкин размышляет над смыслом жизни, о дружбе, о любви. Эти произведения носят грустный оттенок. Часто в стихах Александр Сергеевич выражает убежденность в том, что жизнь и человек прекрасны. Это доказывает гуманистическое направление его произведений. Горький говорил, что в лирике Пушкина он находил «больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звезд или в ритмическом прибое океана, шепоте леса или молчании пустыни…». Пушкин умел выразить в стихотворении и гнев, и доброту, и сожаление, и недовольство.
    Я вас любил так искренно, так нежно
    Как дай вам Бог любимой быть другим.
    Читая эти строки, сразу можно заметить искренность и доброжелательность.
    Александр Сергеевич Пушкин внес огромный вклад в развитие русской литературы и русского языка. Проблемы, о которых он рассказывает в своих произведениях, актуальны и в наше время. Без него невозможно представить Россию.

  7. Гуманизм — это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию — везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня» 1819) После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд. .» (1827) В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х — начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там» Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы — бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистичеекие чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир — «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, — поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х — 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  8. Гуманизм лирики Пушкина
    Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В. Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И. И. Пущину», «19 октября» и другие.
    весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    ».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    И милость к падшим призывал.

  9. Категория: Сочинения по русской литературе
    Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

  10. Гуманизм — это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию — везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х — начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы — бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир — «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, — поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х — 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *