Сочинение на тему характеристика лизы и эраста

12 вариантов

  1. Одна из лучших повестей Н.М.Карамзина была написана во время, когда писатель жил на даче около Симонова монастыря у Бекетова. Наблюдение за сельской жизнью в большой степени повлияло на реальность сюжета. Окружающая обстановка, отношения людей сказались на замысле писателя и вызвали достоверность в изложенных фактах.
    В “Бедной Лизе” писатель раcсказывает о любви двух молодых людей из разных слоев общества. Молодой богатый дворянин с добрым открытым сердцем, но от природы ветреный влюбляется в крестьянскую девушку Лизу. Он не является коварным искусителем. Он действительно искренне полюбил Лизу. В его клятвах нет лжи. Для него не имеет значения тот факт, что девушка не его круга.Общественная жизнь, удовольствия пресытили его, он мечтал о счастье, не отягченном условностями цивилизации. И встреча с Лизой становится для него как бы отдушиной, глотком свежего воздуха в затхлости его повседневной жизни. Но любовь его безрассудна. Эраст не выдерживает испытания этим чистым пламенем настоящей любви. Когда Лиза отдается ему, молодой дворянин начинает понемногу остывать к девушке. Он говорит ей, что вынужден ехать на войну. Но вместо участия в боях, он играет в карты и проигрывает все. Привыкший к обеспеченной жизни и пользоваться всеми удовольствиями, он не видит лучшего выхода и женится на богатой вдове. Лиза же, обманутая в своей любви – в этом самом прекрасном, светлом чувстве, – бросается в пруд около Симонова монастыря.
    Характерный образ Эраста очень сильно отличается от образа Лизы. Воспитанный в другой социальной среде, он вел довольно рассеянную жизнь, искал удовольствия в светских забавах и часто не находил их. Он постоянно жаловался на свою судьбу. Это и привело его к первому настоящему чувству. Но конфликт между двумя сословиями – богатством и бедностью – заставляет его поступить так, как он поступил. В повести “Бедная Лиза” Эраст выступает не столько виновником в трагедии Лизы, сколько сам становится жертвой того образа жизни, к которому он привык.
    Повесть “Бедная Лиза” принесла Карамзину настоящую популярность. Она написана настолько достоверно, что вызывает у читателя чувство реальности событий, воспринимается как достоверная, подлинная жизнь со всеми ее положительными и отрицательными сторонами. И хоть образы в повести приукрашены, тем не менее они вызывают восхищение и признательность читателей.

  2. Повесть «Бедная Лиза» – это оригинальное произведения Карамзина, где автор показывает серьезное противостояние между городским и деревенским образом жизни. Все нюансы борьбы он показал на примере двух персонажей – Лизы и Эраста. Краткая характеристика Бедной Лизы показывает, что девушка была крестьянкой, которая привыкла упорно работать ради пропитания. Ее отец давно погиб, а мать была бедной. Встреча Лизы и Эраста произошла в Москве, где девушка торговала цветами. Воспитание Лизы и Эраста сильно отличается. Ведь парень был молодым дворянином, который был обученным. Девушка влюбилась в Эраста. Но вскоре поняла, что чувства не взаимны. Она бросилась в пруд, желая покончить со своими проблемами и страхами. Это был поступок, основа которого чувства. Она не приняла во внимание доводы разума. Описывая характер Лизы, можно также добавить, что она была доброй и умела любить. Она не понимала, что люди могут быть жестокими обманщиками. Внешность Бедной Лизы теперь стала бледной, так как печаль погрузила ее в депрессию. А быстрая смерть стала последним эпизодом ее жизни. Характеристика Эраста совсем другая. Он эгоист. Думает только о себе. Чтобы сбежать от Лизы, он пошел в армию, где не проявлял себя в подвигах, а проигрывал состояние в карты. Чтобы поправить свое положение, он решил жениться на богатой и пожилой вдове. В итоге можно сказать, что Карамзин показал, как беспощадный город губит простую и добрую деревню.

  3. В повести «Бедная Лиза » Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.
    Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
    Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду.
    Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
    Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
    Эраст – светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
    Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
    Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
    Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.
    Добавил: KatyaCat5

  4. В мировой литературе сюжет о коварном злодее, который соблазняет наивную девушку, достаточно распространённый. Автор произведения отходит от типичности этого образа, создавая молодого человека и ситуацию, в которую он попал значительно сложнее.
    С этим персонажем читатель знакомится в момент, когда тот устаёт от богатого и бесцельного существования. Начитавшись романов о счастливых людях, которые живут на лоне природы, не обременённые условностями и правилами высшего общества, он желает найти себе такие же идеальные отношения. В этот момент и происходит встреча с дитём леса – молодой крестьянкой, в которой, по мнению Эраста, было всё то, чего желало его сердце.
    Дальнейшие встречи влюблённых, соблазнение девушки и предательство молодого человека символизируют губительную мощь больших городов по отношению к деревенской жизни. Эта сила действует разрушающе, уничтожая доброго человека, что и произошло с Лизой.
    Образ денег в произведении символичен, ведь злато и серебро преследуют молодого дворянина в течение всего повествования. Во время первой встречи с наивной девушкой он предлагает купить её букет по очень высокой цене. При встрече с матерью Лизы, парень просит продать её работы намного дороже их стоимости. В походе проводит дни за карточным столом, где проигрывает всё, что у него было. Мысль об удачной женитьбе на обеспеченной вдове снова возвращает молодого человека к вопросу денег. И даже просить прощения у Лизы он решает тоже с помощью купюр.
    Герой считает, что, имея хорошее наследство, можно не только твёрдо стоять на ногах, но и решить любой вопрос. Возлюбленный Лизы всё измеряет деньгами, не исключением становятся и чувства. Презренный металл символичен, он является выражением неискренних взаимоотношений.
    Автор не злится на своего героя, понимая, что тот и так будет несчастлив всю оставшуюся жизнь. Поступок, который он совершил по отношению к влюблённой девушке, не характеризует Эраста грубым и циничным человеком. Самоубийство Лизы стало причиной того, что у молодого дворянина не хватило душевных сил быть рядом с девушкой, таким образом, полностью изменить свою жизнь.
    Общественное мнение тоже оправдало поступок литературного героя. Подтверждением тому стало большое количество Эрастов в дворянских списках сразу после издания произведения. Как известно, в высшем свете редко называли детей именами отрицательных героев.

  5. В повести «Бедная Лиза » Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.
    Лиза – крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
    Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду.
    Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
    Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
    Эраст – светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
    Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
    Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
    Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.

  6. Просмторов страницы:
    н/д
    Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и распо­ложение её матери.
    Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб­лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в сто­лице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафан­тазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской де­вушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.
    Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он ока­зался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали пре­следовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он по­ступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безна­дёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
    Повесть «Бедная Лиза» — произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей челове­ческой души, внимании к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет боль­шое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести при­ближается к разговорному языку образованного общества того времени.

  7. Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и распо­ложение её матери.
    Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб­лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в сто­лице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафан­тазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской де­вушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он ока­зался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали пре­следовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он по­ступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безна­дёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
    Повесть «Бедная Лиза» — произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей челове­ческой души, внимании к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет боль­шое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести при­ближается к разговорному языку образованного общества того времени.

  8. Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то со­вершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных дере­венских развлечений.
    Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкла­дывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьян­ки имеют чувствительную душу.
    Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с та­ким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоян­ных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то измени­лось в их отношениях, и её это тревожило.
    Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испы­тала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлитель­ная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное на­громождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить из­мены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из ил­люзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бо­роться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действи­тельности.
    Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько по­гружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враж­дебным и равносильным полному исчезновению личности.

  9. Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то со­вершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных дере­венских развлечений.
    Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкла­дывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьян­ки имеют чувствительную душу.
    Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с та­ким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоян­ных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то измени­лось в их отношениях, и её это тревожило.Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испы­тала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлитель­ная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное на­громождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить из­мены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из ил­люзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бо­роться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действи­тельности.
    Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько по­гружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враж­дебным и равносильным полному исчезновению личности.

  10. Характеристика
    Эраста.

    Сентиментализм
    – одно из самых
    значительных
    литературных
    направлений
    XVIII
    веке в России,
    ярчайшим
    представителем
    которого стал
    Н.М. Карамзин.
    Писатели –
    сентименталисты
    проявляли
    интерес к изображению
    обыкновенных
    людей и обыкновенных
    человеческих
    чувств.
    По
    выражению
    самого Карамзина,
    повесть «Бедная
    Лиза» – «сказка
    весьма не
    замысловатая».
    Сюжет повести
    прост. Это история
    любви бедной
    крестьянской
    девушки Лизы
    и богатого
    молодого дворянина
    Эраста.
    Эраст – светский
    молодой человек
    «с изрядным
    разумом и добрым
    сердцем, добрым
    от природы, но
    слабым и ветреным».
    Общественная
    жизнь и светские
    удовольствия
    ему надоели.
    Он постоянно
    скучал и «жаловался
    на судьбу свою».
    Эраст «читывал
    романы идиллии»
    и мечтал о
    том
    счастливом
    времени, когда
    люди, не обремененные
    условностями
    и правилами
    цивилизациями,
    жили беспечно
    на лоне природы.
    Думая только
    о своем удовольствии,
    он «искал его
    в забавах».
    С
    появлением
    в его жизни
    любви все меняется.
    Влюбляется
    Эраст в чистую
    «дочь природы»
    – крестьянку
    Лизу. Он решил,
    что «нашел в
    Лизе то, что
    сердце его
    давно искало».
    Чувственность
    – высшая ценность
    сентиментализма
    – толкает героев
    в объятья друг
    к другу, дает
    им миг счастья.
    Картина
    чистой
    первой влюбленности
    нарисована
    в повести очень
    трогательно.
    Эраст восхищается
    своей « пастушкой».
    «Все блестящие
    забавы большого
    света представлялись
    ему ничтожными
    в сравнении
    с теми удовольствиями,
    которыми страстная
    дружба невинной
    души питала
    сердце его».
    Но когда Лиза
    отдается ему,
    пресыщенный
    молодой человек
    начинает охладевать
    в своих чувствах
    к ней.
    Напрасно
    Лиза надеется
    вернуть утраченное
    счастье. Эраст
    отправляется
    в военный поход,
    проигрывает
    в карты все
    свое
    состояние
    и, в конце концов,
    женится на
    богатой вдове.
    А обманутая
    в лучших надеждах
    и чувствах Лиза
    забывает душу
    свою» – бросается
    в пруд около
    Си…нова монастыря.
    Эраст
    тоже
    наказан за свое
    решение оставить
    Лизу: он будет
    вечно корить
    себя за ее смерть.
    «Он не мог утешиться
    и почитал себя
    убийцею». Их
    встреча, «примирение»
    возможна лишь
    на небесах.
    Конечно, пропасть
    между богатым
    дворянином
    и бедной поселянкой
    очень велика,
    но Лиза в повести
    меньше всего
    похожа на крестьянку,
    скорее на милую
    светскую барышню,
    воспитанную
    на
    сентиментальных
    романах.
    Существовало
    множество
    произведений,
    подобных этой
    повести. Например:
    «Пиковая дама»,
    «Станционный
    смотритель»,
    «Барышня –
    крестьянка».
    Это произведения
    А.С. Пушкина;
    «Воскресенье»
    Л.Т. Толстого.
    Но именно в
    этой повести
    зарождается
    признанный
    во всем мире
    утонченный
    психологизм
    русской художественной
    прозы.
    END
    СОЧИНЕНИЕ
    НАПИСАНО ГЛОТОВЫМ
    И. С. НА «5»

  11. Характеристика Эраста.
    Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем
    которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
    По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.
    Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Общественная жизнь и светские
    удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о
    том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно
    на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
    С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» – крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
    Чувственность – высшая ценность сентиментализма
    – толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина
    чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. Эраст восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
    Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое
    состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.
    А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» – бросается в пруд около Си…нова монастыря. Эраст
    тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя
    убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
    Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой
    очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на
    сентиментальных романах.
    Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка». Это произведения А.С. Пушкина; «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
    END
    СОЧИНЕНИЕ НАПИСАНО ГЛОТОВЫМ И. С. НА «5»

  12. Как и в прежние годы, с маленькой котомкой за плечами Карамзин на целые дни уходил бродить без цели и плана по милым подмосковным лесам и полям, подступившим вплотную к заставам белокаменной. Особенно привлекли его окрестности старого монастыря, который возвышался над Москвой-рекой. Сюда Карамзин приходил читать любимые книги. Здесь у него возникла мысль написать «Бедную Лизу» — повесть о печальной участи крестьянской девушки, полюбившей дворянина и брошенной им. Повесть «Бедная Лиза» взволновала русских читателей.
    Со страниц повести перед ними вставал образ, хорошо знакомый каждому москвичу. Они узнавали Симонов монастырь с его мрачными башнями, березовую рощу, где стояла хижина, и окруженный старыми ивами монастырский пруд — место гибели бедной Лизы … Точные описания придавали какую-то особую достоверность всей истории. Окрестности Симонова монастыря сделались любимым местом прогулок меланхолически настроенных читателей и читательниц. За прудом укрепилось название «Лизин пруд». «Бедная Лиза» принесла Карамзину, которому было тогда 25 лет, настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаменитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью. Во времена Карамзина было много помещиков-крепостников, которые не считали крестьян людьми; для них крепостные были рабочим скотом, неспособным на чувства и переживания.
    А Карамзин громко, на всю Россию, сказал свою знаменитую фразу: «И крестьянки любить умеют!» Реакционеры обвиняли Карамзина в подрыве власти помещиков, зато молодое поколение, которого коснулись демократические и гуманистические веяния века, встретило повесть с восторгом. Гуманизм «Бедной Лизы» и ее высокие художественные достоинства создали повести успех у современников и поставили ее на почетное место в истории русской литературы. Лиза и ее мать имеют мало общего с настоящими крестьянами: выдуманы и приукрашены их быт, занятия, интересы. Карамзин ищет причину трагической развязки повести в личных свойствах характеров Лизы и Эраста. Между тем причину нужно искать в существовавшем тогда в России социальном неравенстве, в том, что Эраст был дворянин, а Лиза — крестьянка. Карамзин правдиво и жизненно описал развитие любви героев повести, точно и выразительно созданы им пейзажи, открывающие читателю красоту Подмосковья, покоряет читателя в «Бедной Лизе» и щедрый разлив чувств и переживаний — Карамзин словно возвратил русскому читателю отнятое литературой классицизма право чувствовать.
    В произведении классицизма персонажи резко делились на положительных героев, обладающих одними только добродетелями, и на отрицательных, наделенных всеми возможными пороками. А у сентименталиста Карамзина Эраст — живой человек, наделенный и положительными чертами и отрицательными, как это и бывает в жизни. Карамзин стремился писать и добился в этом больших успехов. Язык его повести — простой и ясный литературный язык.
    Современники Карамзина, читая «Бедную Лизу», написанную в духе нового для русских читателей литературного направления — сентиментализма, проливали над ее страницами потоки слез.
    Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н.Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым барином и покончившей с собой, — банальный сюжет, банальная развязка. Особенно на фоне современных событий: разгула криминала, политического беспредела, террора…
    Да и книги нынче иные в чести — приключенческие, фантастические, остросюжетные, с большим количеством действия.
    И все же! Читаешь, вчитываешься, и постепенно странное обаяние захватывает куда больше, чем надуманные истории женщин-следователей или суперменов, спасающих планету. Пре дельно точные фразы, будто дурманное кружево, затягивают нас в мир другого измерения, в мир искренних чувств и жестокого предательства, в мир простой и одновременно сложный, как проста и сложна реальная жизнь.
    Сентиментальный роман. Это лишь кажется, что он изжил себя вместе с кринолинами и каретами. Он реален и жесток, он дотошно воссоздан писательским гением и потому вечен.
    В повести есть и образ самого писателя, переданный через описание Москвы, столь предметной, будто рассматриваешь выцветшую фотографию, и разноликая природа, и раздумья автора.
    “…Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалинах гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет”.
    А как прекрасна героиня, “Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве”, — от которой веет свежестью самой природы, недоступной нынешним пустоголовым красоткам.
    Завязка сюжета описана одним предложением, мастерство которого поражает: “Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы — и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» — спросил он с улыбкою. «Продаю», — отвечала она. «А что тебе надобно?» — «Пять копеек…» — «Это слишком дешево. Вот тебе рубль».
    Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, еще более заскраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмет рубля. «Для чего же?» — «Мне не надобно лишнего»”.
    Столь же лаконична и точна характеристика молодого барина, который “…вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце”.
    Столь же лапидарно комментирует писатель Лизину смерть. Но скупость словесного выражения не уменьшает силу воздействия на наши чувства: “Таким образом кончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза! Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья”.
    Вряд ли есть смысл напоминать биографию литератора, историка, и государственного деятеля Н.М.Карамзина. Сказать, что из его/Бедной Лизы” вышли многие писательские шедевры, что повесть послужила стартовой для многих писателей, впоследствии прославивших себя, — почти ничего не сказать. Важно другое. Прекрасный стилист и большой ученый не только познакомил Россию с сентиментальной литературой. Он показал, как нужно писать. Жаль, что нынешние беллетристы больше учатся на других, не столь достойных примерах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *