Сочинение на тему характеристики владимира дубровского

13 вариантов

  1. Владимир Дубровский стремился к справедливости. Он хотел отомстить человеку, который лишил его отца имения и фактически довел его до смерти. Владимир становится разбойником и грозой всех богатых дворян. “…Не на робкого напал: мой соколик и сам за себя постоит..” сказано в кратком описании из текста.
    Однако главное качество в характере героя – способность к любви. Именно оно останавливает героя от мести Троекурову. Владимир влюбляется в его дочь Марию и отказывается от злодеяний.
    А. С. Пушкин показывает Дубровского как человека честного и справедливого, доброго и милосердного. Он не побоялся в одиночку пойти против важного человека в городе, крестьянам и людям бедным он не причинял никакого вреда, понимая, насколько тяжела их жизнь.
    Владимир Дубровский смел и решителен. Чтобы дом его отца не перешел в руки Троекурова, он его поджигает.

    «Благородный разбойник»

    Дубровский противопоставлен дворянам. Он становится против них в честной борьбе. Владимир, являясь разбойником, смог заслужить доверие крестьян. “…Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием … предводительствовал отважными злодеями…” Грабил он только богатых помещиков, которые несправедливо и жестоко относились к своим крепостным. Эта характеристика Дубровского позволяет некоторым исследователям назвать героя благородным разбойником. Этот тип героя был очень популярен в зарубежной литературе. Владимир Дубровский не держит зла на Марию Троекурову за то, что она отказалась бежать с ним, он по-мужски уходит с ее жизненного пути.

  2. Муха GTAshnik
    комментирует…
    Там где возраст можно ещё добавить вот это “Будучи в Петербурге, 23-летний Дубровский”
    20 марта 2017 г., 08:17
    Кошемир
    комментирует…
    Урраааа!!!Наконец нашел подходящий!Спасибо выручили!
    8 октября 2017 г., 05:44
    Анонимный
    комментирует…
    Топ
    12 октября 2017 г., 09:14
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо очень помогли
    14 октября 2017 г., 08:01
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо огромное! Вы спасли..от двойки!)
    17 октября 2017 г., 05:25
    Unknown
    комментирует…
    Прям что надо. Спасибо большое вам админ??
    19 октября 2017 г., 03:49
    Unknown
    комментирует…
    Прям что надо. Спасибо большое вам админ??
    19 октября 2017 г., 03:49
    Анонимный
    комментирует…
    спасибки
    20 октября 2017 г., 03:29
    Анонимный
    комментирует…
    спасибки
    20 октября 2017 г., 03:30
    Анонимный
    комментирует…
    спасибки
    20 октября 2017 г., 03:31
    Polina
    комментирует…
    Спасибо большое! Домашнее задание по литературе сделано!
    20 октября 2017 г., 05:35
    Анонимный
    комментирует…
    спасибо
    20 октября 2017 г., 07:43
    Анонимный
    комментирует…
    Гигантское спасибо помагли с сочинением
    20 октября 2017 г., 07:46
    Анонимный
    комментирует…
    СПАСИБКИ ОЧЕНЬ ВЫРУЧИЛИ
    23 октября 2017 г., 08:49
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо)))
    23 октября 2017 г., 09:35
    Анонимный
    комментирует…
    БлагоДарю!)
    1 ноября 2017 г., 06:36
    Анонимный
    комментирует…
    Огромное спасибо!)
    9 ноября 2017 г., 04:17
    Unknown
    комментирует…
    Благодарю за информацию) Надеюсь, что данная статья поможет мне на сочинении :р
    12 ноября 2017 г., 22:30
    Анонимный
    комментирует…
    Спс вери биг
    13 ноября 2017 г., 23:22
    Анонимный
    комментирует…
    тттооооппппп
    17 ноября 2017 г., 07:54
    Анонимный
    комментирует…
    Пасиб��оч помогли, училка 5+ поставила, ещё раз благодарю вас)УДАЧИ в дальнейшем развитии сайта, будьте такими же УМНИЧКАМИ
    18 ноября 2017 г., 05:58
    Анонимный
    комментирует…
    Спаси прям! Спасибо огромное����
    21 ноября 2017 г., 18:51
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо огромное!!!!!!!!!!
    23 ноября 2017 г., 04:26
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо большое
    28 ноября 2017 г., 09:47
    Анонимный
    комментирует…
    Эщкере спс
    7 декабря 2017 г., 05:07
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо огромное,помогли сочинение написать.
    ЛЮБЛЮ ВАС!!!!!!!!!
    11 декабря 2017 г., 10:11
    Анонимный
    комментирует…
    Цёмки вам,мои хорошие,я сочинение пишу,и мне характеристика Дубровского и Маши очень пригодилась!Спасибо вашему сайту!!!!!
    13 декабря 2017 г., 09:29
    Анонимный
    комментирует…
    Тут все правильно написано. Тогда когда писался это роман, слово произносилось не среднего, а среднего.
    28 февраля 2018 г., 10:02
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо
    4 марта 2018 г., 03:55
    Анонимный
    комментирует…
    Самый лучший сайт про литературу
    3 октября 2018 г., 11:10
    Unknown
    комментирует…
    Пасябббаааа
    8 октября 2018 г., 10:07
    Unknown
    комментирует…
    И в правду спасибо ! (Не бот )
    10 октября 2018 г., 12:40
    Unknown
    комментирует…
    Огромное спасибо!!!!не читала рассказ и он мне помог не получить 2 по литературе!!!выручил!!
    17 октября 2018 г., 04:42
    Анонимный
    комментирует…
    Круто
    18 октября 2018 г., 09:54
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо.
    19 октября 2018 г., 04:21
    Unknown
    комментирует…
    Благодарю вас !:)
    19 октября 2018 г., 22:30
    Unknown
    комментирует…
    Прям СУПЕР фенькйу
    21 октября 2018 г., 01:46
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо огромное! Очень хороший сайт разработчик молодец!!!��
    22 октября 2018 г., 07:43
    Анонимный
    комментирует…
    Короче, годный сайт! Помогли сделать домашку, надоели нам в школе с этим Дубровским. Романы я не понимаю, поэтому вот ищу тут. Ну то что я не понимаю романы, тогда я лох и дебил. Спасибо короче, помогли придурку – недоумку вроде меня.
    31 октября 2018 г., 05:41
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо большое надеюсь поможет)))
    1 ноября 2018 г., 12:18
    Unknown
    комментирует…
    Огромное спасибо, вспомнила главных героев благодаря Вам, и помогла ребенку с домашним сочинением!
    5 ноября 2018 г., 09:21
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо помог!
    6 ноября 2018 г., 06:12
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо! Очень большое такое же сколько и букв
    8 ноября 2018 г., 22:04
    Unknown
    комментирует…
    много ошибок но сайдёт.
    10 ноября 2018 г., 13:26
    ✔ Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, уточните, пожалуйста, где именно “много ошибок”. Мы специально проверили весь текст и нашли одну опечатку. Где именно “много ошибок” – укажите конкретно, пожалуйста.
    10 ноября 2018 г., 13:44
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо очень спасли????????
    11 ноября 2018 г., 03:18
    Unknown
    комментирует…
    Админы! Да это про свои ошибки!
    ) Написал…но с ошибками…”хотя и так сойдет”) у вас все хорошо!спасибо!
    13 ноября 2018 г., 06:59
    ✔ Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, спасибо, что успокоили ) Мы знаем, что на сайте есть опечатки, поэтому мы так волнуемся. Благодарим за вашу обратную связь!
    13 ноября 2018 г., 09:38
    Unknown
    комментирует…
    Как бы это не опечатка это так в тексте
    14 ноября 2018 г., 04:21
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо!Очень помогло для персказа внешности Владимира Дубровского! ❤️ этот сайт!!!
    14 ноября 2018 г., 10:00
    Анонимный
    комментирует…
    спасибооооооо
    22 ноября 2018 г., 03:32
    Анонимный
    комментирует…
    спс
    22 ноября 2018 г., 05:59
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо большое! Сэкономили моё время. Я очень вам благодарен, вы мне очень помогли! И я доволен качеством вашего материала.
    26 ноября 2018 г., 22:29
    Анонимный
    комментирует…
    я доволен норм круто спасибо
    2 декабря 2018 г., 06:26
    Unknown
    комментирует…
    Здравствуйте ! Вам наверно покажется странным ,но я знаю куда скрылся Дубровский !!!! Он уехал на Кавказ и был принят Чеченской семьей из города Шали ,тогда село Шали .Приехал он больным ,при смерти .Его выходили но он не прожил долго и умер .Похоронили его на сегодня это поле принадлежит селу Сержень-юрт .Есть семьи в которых про него передают историю в поколениях …
    28 июня 2019 г., 13:25
    Анонимный
    комментирует…
    Это прекрасно спасибо огромное
    30 сентября 2019 г., 12:10
    Анонимный
    комментирует…
    Много писанины.
    4 октября 2019 г., 10:48
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо большое, очень помогли!!
    7 октября 2019 г., 13:18
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо огромное за помощь это очень спасло от 2 ¦️
    9 октября 2019 г., 22:53

  3. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» – точное и красочное изображение русской деревни с тяжелым положением крестьян и укладом помещичьей жизни, изобилующей забавами и богатством.
    Главный герой этого произведения – Владимир Дубровский. Фамилия его рода положена и в основу названия романа. Все события сюжетной линии связаны с ним и его жизненными перипетиями. Этот персонаж – не застывший статический образ. Характер Владимира, его принципы, внутренний мир меняются по ходу произведения.
    В начале, знакомясь с младшим Дубровским, мы видим молодого барина, единственного сына помещика, будущего наследника имения. Владимир получил достойное образование, сначала дома с гувернерами, затем в кадетском корпусе. Он, проходя службу в Петербургском пехотном полку, ведет праздный образ жизни. В деньгах не нуждается: отец поставляет их вовремя и в нужном количестве. Игры в карты, развлечения – вот список обычных занятий Владимира Дубровского. Мысли о будущем его не тревожат.
    Но все меняется с приходом письма – известия о болезни отца. Сын взволнован этой новостью. Он искренне любил отца, хотя даже и не знал его по-настоящему, не представлял, какой это человек. Единственное верное решение приходит в голову Владимиру – немедленно ехать домой.
    Все трагические события, произошедшие после, полностью меняют молодого человека. Они будто переворачивают его жизнь с ног на голову. После похорон отца он понимает, что остался один, и на всем свете нет близкой и родной души. Вот тут-то Владимир начинает думать о будущем, о том, что же ждет его там, впереди.

  4. Владимир Андреевич Дубровский – молодой дворянин, офицер, который очень рано потерял мать. Ребенком его отправили на обучение в Петербург. “…Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию…”. Молодой человек ведет веселую жизнь на средства родителя, предаваясь развлечениям и азартным играм. Его мало заботят вопросы о будущем, все, чего он хочет от жизни – удачно жениться. «…Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
    Письмо о тяжелом состоянии отца всколыхнуло в нем сыновние чувства, и он отправился домой, в Кистеневку. Здесь он переживает две страшные потери: умирает Андрей Гаврилович, а родовое имение переходит в руки человека, повинного в этом. Испытания помогают характеру Дубровского раскрыться, проявляется невероятная сила духа. Высокое чувство дворянской чести, унаследованное от отца, толкает его на путь мщения. Он не желает, чтобы его дом попал в руки Троекурова, и принимает решение сжечь его дотла. Не ведая, что в помещении заперты судебные исполнители, он вместе со своими крестьянами воплощает задуманное в жизнь. Вследствие этого чиновники погибают. Понимая, что теперь пути назад нет, Владимир с некоторыми своими крестьянами, которые отказываются переходить к Троекурову, организует шайку и уходит в лес. Отныне все его помыслы и дела направлены на месть всем богатым и жестоким помещикам.

    Благородный разбойник

    Владимир Дубровский, как справедливо указывают исследователи, во многом схож с образом благородного разбойника, героя западноевропейской литературы. Это сходство проявляется в том, что, желая отомстить, молодой Дубровский сжигает за собой все мосты, сознательно становится человеком, преследуемым законом. Он грабит только богатых и подлых помещиков, при этом проявляет благородство по отношению к бедным дворянам (история Анны Савишны Глобовой). Образ молодого разбойника у многих вызывает симпатии, особенно у женского пола. «Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического…».

  5. Андрей Дубровский совсем другой. Он не добился карьеры, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. В его владении только одна небольшая Кистеневка с разрушенными домами да березовая роща.
    Они разные и в нравственном плане. Троекуров – развращенный и презирающий всех и вся, особенно тех, кто по социальному положению находится ниже. Характеристика Андрея Дубровского совсем другая. Ему тоже присуще быть гордым, но его гордость иная. Она появилась от чувства бедности и ущемленного самолюбия. Этим можно объяснить завышенные требования к окружающим и показное самолюбие.
    Отец Дубровского не терпит унижения, никогда никого не унижает, и, соответственно, требует от близких того же. Крепостные не лебезят перед ним, они его уважают и почитают. Ведь не просто же они предпочитают разбой, а не житье под крылом Троекурова.

    В чем преимущество Дубровского

    Несмотря на разность характеров и образ жизни Дубровский старший имеет с Троекуровым некоторую общность. Оба они служили и делали военную карьеру, оба гордились этим отрезком жизни. Своих жен они любили, в одно время стали вдовцами, у обоих остались маленькие дети. Но если в Андрее Дубровском можно предположить какие-то романтические черты, то в образе Троекурова этого нет. Но все-таки он тоже любит, пусть не так как Дубровский своего сына, свою малолетнюю дочь.
    Дубровский нежно любит сына, отправляет того учиться в надежде, что тот добьется большего. Он отрицательно относится к планам Троекурова соединить детей в браке, так как считает, что тот должен выбрать себе жену по любви, которая будет его уважать и слушать.
    Этот образ играет второстепенную роль в произведении, но без него автор бы не смог создать по-настоящему правдивой картины того времени.

  6. Главный герой одноимённого романа Александра Сергеевича Пушкина Владимир Дубровский – молодой дворянин. Он служил в гвардейском полку в Петербурге, однако вернулся в родное поместье, получив известие о тяжёлой болезни отца.
    Приехав в Кистенёвку, Владимир узнаёт о причинах болезни Андрея Гавриловича. Мне кажется, уже тогда у него появляется желание отомстить Троекурову, который из прихоти захотел завладеть имением Дубровских.
    Беда не приходит одна… Умирает Андрей Гаврилович, и подкупленные Троекуровым стряпчие требуют выселения молодого барина из родного дома. Жизнь Владимира рушится. Ему кажется, что всё кончено. Но в этой ситуации Дубровский поступает как сильный человек. Владимир не сломался, не сник – он решил отомстить виновнику своих несчастий.
    В окрестностях троекуровского имения начинает орудовать шайка разбойников, и распространяются слухи о том, что главарь её – Дубровский-младший. А Кириле Петровичу и в голову не приходило, что Владимир находится гораздо ближе, чем он думает.
    Под видом Дефоржа, учителя французского языка, главный герой романа поселяется в доме врага. Окружающие не догадывались, что человек, обучающий Сашу, не настоящий француз. Ведь языком Дубровский владел в совершенстве, да и манеры у него были соответствующие.
    Под видом Дефоржа Владимир совершил очень отважный поступок. Он застрелил медведя, которым барин-самодур, развлекаясь, пугал гостей. Читатель понимает, что Дубровский заранее знал о «потехе» Троекурова. И всё же поведение  Владимира в этой ситуации заслуживает уважения.
    Самые интересные страницы романа посвящены любви Дубровского и Маши Троекуровой. Но героям не суждено быть вместе. Отец принуждает Машу выйти замуж за богатого старика – князя Верейского. Владимир пытается помочь возлюбленной. Однако ему мешают роковые случайности. Дубровский опаздывает. Маша обвенчана с Верейским и требует от Владимира уважения к своему супругу.
    Судьба Дубровского трагична. Потеряв отца, родной дом, любимую женщину, он распускает свою шайку разбойников и остаётся совсем один.
    И всё-таки этот герой очень привлекателен для меня. Ведь для него превыше всего была честь. Таких людей нельзя не уважать.
    Автор сочинения — Тимофей Разумихин, 6 класс

  7. Первая встреча с Владимиром
    Образ Владимира Дубровского
    В основе повести А. С. Пушкина «Дубровский» лежит исторический сюжет о бунте крестьян псковского помещика Дубровского. Автор создал произведение, которое очень реалистично влилось в его современность. Но изначально задуманный образ главного героя получился противоречивым: Владимир Дубровский из романа «Дубровский» – это благородный разбойник, образ которого совершенно не вяжется с нравами крепостной России.
    Характеристика Дубровского из романа «Дубровский», с которой знакомит нас автор в начале произведения, наводит на мысль, что в будущем он превратится в эгоиста и гуляку, бестолково проживающего жизнь. Владимир ничем не отличается от других молодых людей: живет на средства отца и нисколько не заботится о том, откуда они берутся. Он молод и может позволить себе роскошную жизнь, игру в карты, долги и развлечения. Его не интересует будущее, ведь, как и его друзья, он мечтает о богатой невесте, брак с которой решит все проблемы.
    Но очень быстро можно понять, что все это безрассудство, беспечное поведение объясняется только его молодостью.
    Узнав, что отец сильно болен, он бросил все и поехал к нему, не раздумывая ни минуты. Таким образом, личность Дубровского раскрывается совсем с другой стороны.
    Встретивший его кучер рассказал о событиях, происходящих в доме Дубровского старшего, о тяжбе, которую затеял сосед. Но все это мало интересует молодого человека. Для него намного важнее состояние отца. Приближаясь к родному имению, он испытывает нежные и добрые чувства. Его сердце переполнено воспоминаниями, а встретившая его няня, вызвала у Владимира умиление и жалость. В свои объятия он вложил всю нескрываемую любовь и заботу о родных людях.

    Первая встреча с Владимиром

    Жизнь Дубровского младшего сильно изменилась после смерти отца. Он не уподобился другим помещикам в округе и не стал преклоняться перед самодуром Троекуровым. Для него было важнее сохранить честь офицера, и юноша стал искать способы отмщения. Думы о мести сделали его разбойником, благородным разбойником. Ведь как иначе можно объяснить такие поступки, как грабеж только богатых, раздача денег нуждающимся.
    Образ Владимира Дубровского – это своеобразный авторский протест против несправедливости. Конечно, назвать разбойника честным и благородным очень трудно. Понятие чести несовместимо с такими делами. Но именно так А. С. Пушкин пытается донести до людей, что виновным в такой ситуации является не один человек, а весь политический строй страны. Молодой сын Дубровского не знает, как ему выразить протест, поэтому и становится на путь разбоя. В итоге, он понимает необоснованность своих действий, но изменить ситуацию уже не в силах. Он только просит своих сообщников сдаться и поменять образ жизни.

    Образ Владимира Дубровского

    Такие качества Дубровского, как ум, образование, говорят о многом. Сына Кирилы Петровича он учит грамматике и географии, Машу обучает музыке и пению.
    Будь он глуп, перевоплотиться в учителя не получилось бы.
    Его смелости многие завидовали. Один его поступок, убийство медведя, принадлежащего барину, вызывает уважение. Он не испугался, а обратил на себя внимание, чем заставил себя уважать.
    Такие черты характера Дубровского, как искренность, нежность и благородство раскрываются в сценах с Машей Троекуровой. Его любовь сильнее мщения, из-за нее он отказывается вредить своему врагу. Своим решением Владимир подводит читателя к мысли, звучащей в библейской заповеди: не отвечай на зло злом.
    История Владимира Дубровского поучительна. Автор пытается показать, что беспредел помещиков не может остаться безнаказанным. Там, где на пути неправды и бесчестия, встречается благородство и справедливость, помещики получают достойный отпор. Владимир стал разбойником по стечению обстоятельств, а смерть Дубровского старшего их только усилила. Однако избранный им путь не принес удовлетворения и Дубровский исчезает из жизни своих крестьян.
    Крестьяне не просто следуют за ним, они ему верят. А добиться такого от простого народа очень сложно. По описанию Дубровский благороден и добр, он не может отдать своих крестьян на расправу, поэтому предлагает им сдаться и начать жить правильно.
    Характеристика образа Дубровского, описание истории жизни и личности Владимира | источник

  8. А.С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что «точность и краткость – вот первые достоинства прозы». Роман «Дубровский» тому подтверждение. Это роман о молодом человеке, который решает отомстить за несправедливое оскорбление своего отца.
    Владимир Андреевич Дубровский 23 года, молодой человек, имеющий хорошее образование, служивший корнетом в гвардии. Узнав о незаконном лишение его отца родового имения, становится разбойником, но и тут Дубровский проявляет благородство, ни одного убийства на счету Дубровского не было. Несмотря на то, что Владимир Андреевич решил отомстить Троекурову, он никогда (в отличие от своего противника) не опускался до такой низости, как вредить своему обидчику. Это благородный, великодушный, умеющий любить молодой человек. Он отказывается от «кровавой» мести, полюбив дочь своего врага – Машу: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».
    Из всего этого можно сделать вывод, что он был ранимым, искренним, добрым, заботливым человеком. Мне понравился этот герой с его горячим характером.

  9. В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько их у его отца есть. С проблемой нехватки денег Владимир никогда не сталкивался, потому как, будучи единственным сыном своего отца, хоть далеко и небогатого дворянина, он “получал из дому более, нежели должен был ожидать”. А, известное дело, если деньги достаются легко, то очень легко с ними и расставаться. Так было и с Владимиром: “Он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”. Одним словом, наследник Андрея Гавриловича Дубровского в первое наше с ним знакомство показался нам ничуть не выдающимся, молодому человеку были свойственны все те шалости и поступки, которые, не задумываясь, можно приписать почти всем молодым людям его возраста и сословия.
    Читая о праздном времяпрепровождении юного Владимира в кругу своих друзей, представляешь, забегая наперед, этого молодого человека в недалеком будущем этаким самодовольным, глухим к чужим бедам, а порой и жестоким барином — подобием Кирилы Петровича Троекурова. Но очень скоро начинаешь понимать, что представления эти были ложными, потому как Владимир Дубровский — настоящий сын своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный. Время, проведенное в кадетском корпусе, нисколько не повлияло на врожденные и заложенные отцом в детстве благородные качества. Узнав о болезни Андрея Гавриловича, сын, ни минуты не колеблясь, направляется к нему в поместье. Очень корит он себя за то, что долго не получая письма от родителя, сам не удосужился справиться о его здоровье.
    Родина для юного Дубровского — это не просто слово. Подъезжая к родительскому дому, узнавая родные и знакомые с детства места, “он смотрел вокруг себя с волнением неописанным”. Все в нём вызывало трепет и боль: и “березки, которые при нем только что были посажены около забора”, а теперь стали “высокими ветвистыми деревьями”, и “двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками”. Умиление и жалость вызвала у Владимира добрая его няня Егоровна, которую при встрече юноша обнял с нескрываемой любовью. Про встречу Владимира и Андрея Гавриловича написано всего несколько слов: “…Владимир с жаром обнял отца своего”. Но и этих нескольких слов достаточно для того, чтобы сделать вывод: сыновнее сердце за столь долгую разлуку не остыло, оно полно жалости, любви и сострадания. Более того, в этих нескольких словах, которыми автор передал встречу отца и сына, на мой взгляд, весь Владимир — прямой, сдержанный, немногословный — точная копия своего отца.
    Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский собирается мстить. Сносить обиды — не в его правилах. Но обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег лишились своих человеческих качеств.
    Присуще Дубровскому и чувство товарищества. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти деньги, а возвратил их обратно. Потом, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: “Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища”.
    О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать.
    Дубровский — сильный, смелый, бесстрашный. Вряд ли найдется тот, кто станет опровергать наличие этих качеств у молодого человека. Но зато каким робким и сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с любимой девушкой — Машей Троекуровой. Любовь для Дубровского — чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для него — несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора.
    Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный. Именно таким: честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя А. С. Пушкин. Что касается лично меня, то, познакомившись с жизнью и творчеством поэта, я и самого Пушкина вижу именно таким.

  10. Страница: [ 1 ] 2
    ДУБРОВСКИЙ
    (Роман, 1832—1833; опубл. 1841)
    Дубровский Владимир Андреевич — главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник».
    У Д., что в художественной системе Пушкина редкость, есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову сельце Новопанском». Писарская копия этого дела (с заменой Муратова на Д., Крюкова на Троекурова) включена в текст второй главы. Видимо, использовано и псковское предание о бунте крестьян помещика Дубровского (1737); и рассказ П. В. Нащокина о судьбе белорусского помещика Островского, оставшегося без земли и подавшегося в грабители; в планах и черновиках герой именуется то Островским, то Зубровским.
    Роман (а значит, и его герой) в равной мере ориентирован на российскую действительность и на литературную традицию. Пушкин ищет точку пересечения социальной роли «разбойника поневоле» и «романической» роли благородного разбойника. (Он прямо отсылает читателя к поэме А. Мицкевича «Конрад Вал-ленрод» и «массовому» роману X. А. Вульпиуса «Ринальдо Ри-нальдини, предводитель разбойников» — рус. пер. 1802—1803; рассчитывает на параллель с Карлом Моором Шиллера; но также имеет в виду оппозицию джентльмен-разбойник, восходящую к роману Бульвер-Литтона «Пэлем, или Приключения джентльмена», «разбойничью» тему романов В. Скотта «Роб Рой» и Ш. Нодье «Сбогар»; все это осложнено социальным анализом в духе новейших романов Ж. Санд и О. де Бальзака.) В этой точке и сфокусирован образ Владимира Д. — одновременно и очень условный, и очень реальный.
    «Предыстория» героя вполне литературна; набор биографических подробностей типичен. С 8 лет Д. воспитывается в петербургском кадетском корпусе; как молодой офицер из бедной семьи, он кутит, играет в карты, влезает в долги — и мечтает о богатой невесте. Получив известие о болезни отца, Андрея Гавриловича, а главное — о беззаконном отнятии единственного имения Кистеневки в пользу богатого соседа-самодура Кирилы Троекурова, Д. отправляется домой. Проезжая мимо имения Троекурова, он с нежностью вспоминает о детской дружбе с дочерью «злодея», Марьей Кириловной; дома застает отца при смерти.
    Ситуации, в которых отныне предстоит действовать Д., также романически-традиционны.
    Сначала, даже не выйдя на порог (что важно; это впоследствии позволит ему остаться неузнанным), Д. разрывает отношения с Троекуровым, приехавшим мириться. Затем, после похорон, приказывает поджечь дом, по суду отошедший врагу, — и вместе с крестьянами подается в родную кистеневскую рощу, чтобы грабить неправедных помещиков. (Само название имения Д., намекающее на разбойничий кистень, как бы заранее предполагает такой поворот событий.) Отныне он словно перестает быть реальным человеком, мелкопоместным дворянином и превращается в персонажа легенды о Роб Рое. Он полностью обособляется от своего настоящего лица. Поэтому помещицу Анну Са-вишну Глобову, которая рассказывает гостям Троекурова о Д., явившемся к ней под видом генерала и разоблачившем вора-приказчика, ничуть не смущает, что ее гость был черноволос, как герой Отечественной войны генерал Кульнев, и на вид имел 35 лет, тогда как «настоящий» Д. светловолос и юн — ему 23 года. (О чем тут же сообщает исправник, зачитывающий приметы Д., в которых почти полностью повторены приметы Лжеди-митрия из драмы «Борис Годунов».)
    К этому моменту читатель уже должен догадаться, что Д. сидит среди гостей, — ибо он пробрался в дом Троекурова под видом учителя-француза Дефоржа, выписанного для маленького Саши, сводного брата Марьи Кириловны. (Подробнее о «сцене с медведем», в которой «Дефорж», только что прибывший в дом Троекурова, проявляет героическое хладнокровие в сцене травли медведем и «влюбляет» в себя Машу.) Естественно, использованы все сюжетные возможности такого положения. В комнате «Дефоржа» ночует помещик Спицын, чье лжесвидетельство как раз и позволило Троекурову обобрать Дубровских; мнимый учитель не может удержаться от мести — и грабит Спицына, из-за чего спустя несколько дней вынужден бежать. Конечно же перед исчезновением «Дефорж»-Д. объясняется с Марьей Кириловной — и тут читатель узнает подробность, которая полностью переворачивает ситуацию, наполняет узнаваемые «ходы» авантюрного романа новым смыслом. Читатель должен был предполагать, что разбойник Д. пробрался в дом Троекурова, чтобы убить виновника всех своих несчастий — и лишь внезапная любовь к Маше остановила его. Но нет; оказывается, он купил документы у «настоящего» Дефоржа (между прочим, за 10 000 ассигнациями) только ради того, чтобы оказаться рядом с Марьей Кириловной; ради нее он давно простил своего погубителя; его мечта о семейственном счастье (которая пробуждается в сердце героя при чтении писем покойной матери к только что похороненному отцу) куда сильнее, чем жажда мести.
    Благородный разбойник превращается в несчастного любовника; несчастного при любом исходе событий — брак с лесным атаманом не сулит возлюбленной ничего, кроме тревоги, испытаний и — в каком-то смысле — позора. Его счастье равносильно ее несчастью, и наоборот, а счастья друг без друга они не мыслят. Потому-то, когда Марья Кириловна, сосватанная за старого утонченно-сластолюбивого князя Верейского просит ее похитить, Д. — чья мечта исполняется! — закрывает глаза руками и, кажется, задыхается от невидимых слез ужаса. И при этом — в его сердце все равно «нет места ненависти»; по самоощущению он не атаман, не народный мститель, он — дворянин, он — человек. Зато социальная жизнь, обрекающая его, — бесчеловечна.
    В том-то и состоит истинная трагедия Д., в том-то и заключена истинная вина Троекурова, что честный русский дворянин, романически привязанный к отцу, к дому, к мысли о семье, поставлен в положение, из которого вообще нет выхода. (Кисте-невская роща — это уход, а не выход.) Беспросветная нищета равнозначна социальному самоубийству; подчинение Троекуров-скому самодурству равнозначно потере дворянского (оно же человеческое) достоинства; бунт, во-первых, лишает надежды на счастье, во-вторых, не может быть до конца благородным. Первый же приказ Д.-атамана — поджечь дом, но открыть переднюю, чтобы успели спастись приказные чиновники, — не выполнен; Архип-кузнец втайне от барина запирает их, «окаянных». Не по личной, душевной злобе (он тут же лезет, рискуя собой, спасать из огня кошку); просто в нем просыпается страшный инстинкт бунтовщика, над которым уже не властна воля атамана. Но если бы не атаман — не было бы и бунта, пробуждающего этот ужасный инстинкт.
    Недаром в финальной сцене, когда Маша уже безнадежно потеряна для Д. (разбойники опоздали, она обвенчана с Верейским и будет ему верна), а первая атака правительственных войск отбита, раненый Д. распускает своих кистеневцев. И хотя на прощание он говорит им: «вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло», — тем не менее после его ухода из банды грабежи прекращаются, дороги становятся свободными для проезда.
    Что же до самого атамана, то первоначально Пушкин собирался отправить его в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина — автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу — не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.
    Проекция образа Д. на другую сословно-культурную почву очевидна в образе разбойника Пугачева в «Капитанской дочке». Н. В. Гоголь (очевидно, знакомый с сюжетом неопубликованного романа) при создании «Мертвых душ» полупародийно повторил черты Д. в «Повести о капитане Копейкине», безногом офицере-дворянине, герое Отечественной войны (ср.
    Страница: [ 1 ] 2

  11. ДУБРОВСКИЙ
    (Роман, 1832—1833; опубл. 1841)
    Дубровский Владимир Андреевич — главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник».
    У Д., что в художественной системе Пушкина редкость, есть реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову сельце Новопанском». Писарская копия этого дела (с заменой Муратова на Д., Крюкова на Троекурова) включена в текст второй главы. Видимо, использовано и псковское предание о бунте крестьян помещика Дубровского (1737); и рассказ П. В. Нащокина о судьбе белорусского помещика Островского, оставшегося без земли и подавшегося в грабители; в планах и черновиках герой именуется то Островским, то Зубровским.
    Роман (а значит, и его герой) в равной мере ориентирован на российскую действительность и на литературную традицию. Пушкин ищет точку пересечения социальной роли «разбойника поневоле» и «романической» роли благородного разбойника. (Он прямо отсылает читателя к поэме А. Мицкевича «Конрад Вал-ленрод» и «массовому» роману X. А. Вульпиуса «Ринальдо Ри-нальдини, предводитель разбойников» — рус. пер. 1802—1803; рассчитывает на параллель с Карлом Моором Шиллера; но также имеет в виду оппозицию джентльмен-разбойник, восходящую к роману Бульвер-Литтона «Пэлем, или Приключения джентльмена», «разбойничью» тему романов В. Скотта «Роб Рой» и Ш. Нодье «Сбогар»; все это осложнено социальным анализом в духе новейших романов Ж. Санд и О. де Бальзака.) В этой точке и сфокусирован образ Владимира Д. — одновременно и очень условный, и очень реальный.
    «Предыстория» героя вполне литературна; набор биографических подробностей типичен. С 8 лет Д. воспитывается в петербургском кадетском корпусе; как молодой офицер из бедной семьи, он кутит, играет в карты, влезает в долги — и мечтает о богатой невесте. Получив известие о болезни отца, Андрея Гавриловича, а главное — о беззаконном отнятии единственного имения Кистеневки в пользу богатого соседа-самодура Кирилы Троекурова, Д. отправляется домой. Проезжая мимо имения Троекурова, он с нежностью вспоминает о детской дружбе с дочерью «злодея», Марьей Кириловной; дома застает отца при смерти.
    Ситуации, в которых отныне предстоит действовать Д., также романически-традиционны.
    Сначала, даже не выйдя на порог (что важно; это впоследствии позволит ему остаться неузнанным), Д. разрывает отношения с Троекуровым, приехавшим мириться. Затем, после похорон, приказывает поджечь дом, по суду отошедший врагу, — и вместе с крестьянами подается в родную кистеневскую рощу, чтобы грабить неправедных помещиков. (Само название имения Д., намекающее на разбойничий кистень, как бы заранее предполагает такой поворот событий.) Отныне он словно перестает быть реальным человеком, мелкопоместным дворянином и превращается в персонажа легенды о Роб Рое. Он полностью обособляется от своего настоящего лица. Поэтому помещицу Анну Са-вишну Глобову, которая рассказывает гостям Троекурова о Д., явившемся к ней под видом генерала и разоблачившем вора-приказчика, ничуть не смущает, что ее гость был черноволос, как герой Отечественной войны генерал Кульнев, и на вид имел 35 лет, тогда как «настоящий» Д. светловолос и юн — ему 23 года. (О чем тут же сообщает исправник, зачитывающий приметы Д., в которых почти полностью повторены приметы Лжеди-митрия из драмы «Борис Годунов».)
    К этому моменту читатель уже должен догадаться, что Д. сидит среди гостей, — ибо он пробрался в дом Троекурова под видом учителя-француза Дефоржа, выписанного для маленького Саши, сводного брата Марьи Кириловны. (Подробнее о «сцене с медведем», в которой «Дефорж», только что прибывший в дом Троекурова, проявляет героическое хладнокровие в сцене травли медведем и «влюбляет» в себя Машу.) Естественно, использованы все сюжетные возможности такого положения. В комнате «Дефоржа» ночует помещик Спицын, чье лжесвидетельство как раз и позволило Троекурову обобрать Дубровских; мнимый учитель не может удержаться от мести — и грабит Спицына, из-за чего спустя несколько дней вынужден бежать. Конечно же перед исчезновением «Дефорж»-Д. объясняется с Марьей Кириловной — и тут читатель узнает подробность, которая полностью переворачивает ситуацию, наполняет узнаваемые «ходы» авантюрного романа новым смыслом. Читатель должен был предполагать, что разбойник Д. пробрался в дом Троекурова, чтобы убить виновника всех своих несчастий — и лишь внезапная любовь к Маше остановила его. Но нет; оказывается, он купил документы у «настоящего» Дефоржа (между прочим, за 10 000 ассигнациями) только ради того, чтобы оказаться рядом с Марьей Кириловной; ради нее он давно простил своего погубителя; его мечта о семейственном счастье (которая пробуждается в сердце героя при чтении писем покойной матери к только что похороненному отцу) куда сильнее, чем жажда мести.
    Благородный разбойник превращается в несчастного любовника; несчастного при любом исходе событий — брак с лесным атаманом не сулит возлюбленной ничего, кроме тревоги, испытаний и — в каком-то смысле — позора. Его счастье равносильно ее несчастью, и наоборот, а счастья друг без друга они не мыслят. Потому-то, когда Марья Кириловна, сосватанная за старого утонченно-сластолюбивого князя Верейского просит ее похитить, Д. — чья мечта исполняется! — закрывает глаза руками и, кажется, задыхается от невидимых слез ужаса. И при этом — в его сердце все равно «нет места ненависти»; по самоощущению он не атаман, не народный мститель, он — дворянин, он — человек. Зато социальная жизнь, обрекающая его, — бесчеловечна.
    В том-то и состоит истинная трагедия Д., в том-то и заключена истинная вина Троекурова, что честный русский дворянин, романически привязанный к отцу, к дому, к мысли о семье, поставлен в положение, из которого вообще нет выхода. (Кисте-невская роща — это уход, а не выход.) Беспросветная нищета равнозначна социальному самоубийству; подчинение Троекуров-скому самодурству равнозначно потере дворянского (оно же человеческое) достоинства; бунт, во-первых, лишает надежды на счастье, во-вторых, не может быть до конца благородным. Первый же приказ Д.-атамана — поджечь дом, но открыть переднюю, чтобы успели спастись приказные чиновники, — не выполнен; Архип-кузнец втайне от барина запирает их, «окаянных». Не по личной, душевной злобе (он тут же лезет, рискуя собой, спасать из огня кошку); просто в нем просыпается страшный инстинкт бунтовщика, над которым уже не властна воля атамана. Но если бы не атаман — не было бы и бунта, пробуждающего этот ужасный инстинкт.
    Недаром в финальной сцене, когда Маша уже безнадежно потеряна для Д. (разбойники опоздали, она обвенчана с Верейским и будет ему верна), а первая атака правительственных войск отбита, раненый Д. распускает своих кистеневцев. И хотя на прощание он говорит им: «вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло», — тем не менее после его ухода из банды грабежи прекращаются, дороги становятся свободными для проезда.
    Что же до самого атамана, то первоначально Пушкин собирался отправить его в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина — автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу — не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.
    Проекция образа Д. на другую сословно-культурную почву очевидна в образе разбойника Пугачева в «Капитанской дочке». Н. В. Гоголь (очевидно, знакомый с сюжетом неопубликованного романа) при создании «Мертвых душ» полупародийно повторил черты Д. в «Повести о капитане Копейкине», безногом офицере-дворянине, герое Отечественной войны (ср. сравнение Д. с Кульневым в рассказе Глобовой), от безнадежности положения подавшемся в разбойничью шайку.
    Образ благородного разбойника-джентльмена Пушкин попробует развить в незавершенном романе 1834—1835 гг. «Русский Пелам» (Пелымов, Ф. Орлов).

  12. В первое наше знакомство с Владимиром Дубровским перед нами предстает молодой, уверенный в себе и своем будущем дворянин, гвардейский корнет, мало когда задумывающийся о том, откуда берутся деньги и сколько их у его отца есть. С проблемой нехватки денег Владимир никогда не сталкивался, потому как, будучи единственным сыном своего отца, хоть далеко и небогатого дворянина, он «получал из дому более, нежели должен был ожидать». А, известное дело, если деньги достаются легко, то очень легко с ними и расставаться.
    Так было и с Владимиром: «Он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Одним словом, наследник Андрея Гавриловича Дубровского в первое наше с ним знакомство показался нам ничуть не выдающимся, молодому человеку были свойственны все те шалости и поступки, которые, не задумываясь, можно приписать почти всем молодым людям его возраста и сословия.
    Читая о праздном времяпрепровождении юного Владимира в кругу своих друзей, представляешь, забегая наперед, этого молодого человека в недалеком будущем этаким самодовольным, глухим к чужим бедам, а порой и жестоким барином — подобием Кирилы Петровича Троекурова. Но очень скоро начинаешь понимать, что представления эти были ложными, потому как Владимир Дубровский — настоящий сын своего отца: такой же честный, справедливый, порядочный. Время, проведенное в кадетском корпусе, нисколько не повлияло на врожденные и заложенные отцом в детстве благородные качества. Узнав о болезни Андрея Гавриловича, сын, ни минуты не колеблясь, направляется к нему в поместье. Очень корит он себя за то, что долго не получая письма от родителя, сам не удосужился справиться о его здоровье.
    Родина для юного Дубровского — это не просто слово. Подъезжая к родительскому дому, узнавая родные и знакомые с детства места, «он смотрел вокруг себя с волнением неописанным». Все в нём вызывало трепет и боль: и «березки, которые при нем только что были посажены около забора», а теперь стали «высокими ветвистыми деревьями», и «двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками». Умиление и жалость вызвала у Владимира добрая его няня Егоровна, которую при встрече юноша обнял с нескрываемой любовью.
    Про встречу Владимира и Андрея Гавриловича написано всего несколько слов: «…Владимир с жаром обнял отца своего». Но и этих нескольких слов достаточно для того, чтобы сделать вывод: сыновнее сердце за столь долгую разлуку не остыло, оно полно жалости, любви и сострадания. Более того, в этих нескольких словах, которыми автор передал встречу отца и сына, на мой взгляд, весь Владимир — прямой, сдержанный, немногословный — точная копия своего отца.
    Узнав о причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский собирается мстить. Сносить обиды — не в его правилах. Но обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он подвергает преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег лишились своих человеческих качеств.
    Присуще Дубровскому и чувство товарищества. Поймав на дороге приказчика с деньгами для гвардейского офицера, он не отобрал эти деньги, а возвратил их обратно. Потом, при встрече с матерью этого офицера, он скажет: «Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».
    О благородстве и доброте Дубровского говорит и тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать.
    Дубровский — сильный, смелый, бесстрашный. Вряд ли найдется тот, кто станет опровергать наличие этих качеств у молодого человека. Но зато каким робким и сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с любимой девушкой — Машей Троекуровой. Любовь для Дубровского — чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для него — несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле, оставляя за девушкой право выбора.
    Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный. Именно таким: честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя А. С. Пушкин. Что касается лично меня, то, познакомившись с жизнью и творчеством поэта, я и самого Пушкина вижу именно таким.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *