Сочинение на тему хлестаков в комедии гоголя ревизор

8 вариантов

  1. Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия «Ревизор», где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Самым ярким образом комедии является Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий.
    Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии. Хлестакову было около двадцати трех лет. Был он худощавого телосложения. Иван Александрович не был человеком большого ума. Говорил, что думал. Про таких людей в народе говорили «без царя в голове». Служил в одной из канцелярий Петербурга мелким чиновником. Направляется из Петербурга, где служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию к отцу. По дороге он полностью проигрался, поэтому совсем не имеет денег и живет в трактире в долг. Его принимают за долгожданного ревизора из Москвы. Дерзкое поведение и манера держаться в обществе не оставляют чиновникам сомнений – по их мнению так может себя вести только ревизор.
    При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится. Однако Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее – он быстро ориентируется в ситуации. И вот уже чиновники суют ему деньги, а он берет «взаймы» у каждого из них. Хлестаков становится дорогим гостем в доме городничего, очаровывает его жену и дочь – двух провинциальных кокеток, помешанных на нарядах и альбомчиках для стихов.
    Характерной и наиболее значительной чертой характера Хлестакова является вранье, с помощью которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его пустой персоной. Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его “роли”. Интересно, что этот герой врет без всякого умысла, он только любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден в этом — полагались ему по праву. Лишь постепенно Хлестаков понимает, что происходит вокруг него, но и, решившись «подыграть» обескураженным его появлением отцам города, он занимает пассивную позицию, если не считать его безудержного хвастовства.
    Иван Александрович без зазрения совести брал у чиновников взаймы, обещая все вернуть, хотя знал, что этого ни когда не будет. Он позволяет себе ухаживать сразу за двумя дамами, обманывая обоих. Возможно, Хлестаков еще долго мог бы так жить, но в конечном итоге закончилось бы это плачевно. Судьба распорядилась так, что Иван Александрович уехал из города до момента своего разоблачения.
    Образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставлены на сцене.
    Автор: Rediell
    Оценка от редакции SochinenieNa5.ru: ? ??? ?? ??

  2. Иван Александрович Хлестаков – один из главных героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сам автор так характеризует его: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;… несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».
    Мы узнаем, что Хлестаков по дороге из Петербурга домой проигрался в пух и прах. И теперь, без копейки денег, сидит в гостинице уездного города N. Здесь-то его и находит городничий, принимая за «важную птицу» – ревизора.
    Хлестаков – это типичный «маленький человек», осознающий свое полное ничтожество. Он служит в канцелярии и получает мизерную зарплату. Но, в то же время, герой мечтает о другой жизни, которую он каждый день видит в Петербурге. Хлестаков хочет чувствовать себя «значительным лицом», вести роскошный образ жизни, хочет быть «любимцем дам»: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».
    Но на самом деле все это герою не дано. Не дано от рождения, а, значит, Хлестаков никогда этого не получит.
    При этом Иван Александрович наделен талантом неудержимого фантазера и враля. Гоголь говорит о нем, как о человеке «без царя в голове». Кроме всего прочего, этот герой очень легкомыслен и поверхностен, он не задумывается о последствии своих поступков. Именно поэтому он, оказавшись в роли лжеревизора, начинает неудержимо врать о себе: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».
    Что самое интересное, Хлестаков сам верит в то, о чем говорит. Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором.
    Без зазрения совести этот герой берет «в долг» от чиновников деньги, зная, что не вернет их. Хлестаков считает допустимым волочиться сразу за двумя дамами – женой и дочерью городничего, обеим обещая любовь до гроба: «Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй…»
    И все это «безобразие» могло бы продолжаться еще долго. И закончилось бы очень плачевно для самого Хлестакова, ведь герой не смог бы вовремя остановиться. По счастливой случайности он уезжает из города, и вскоре городничий и весь город узнают, что это был всего лишь обманщик, лгун, вертопрах: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю».
    По имени Хлестакова названо целое явление – «хлестаковщина». Оно подразумевает и безудержное вранье, и легкомысленность, и поверхностность, и глупость, и стремление выдать себя не за того, кем ты являешься на самом деле, и безответственность.

  3. 3
    Текст добавил: Хейли Маршалл

    Н.В.Гоголь «Ревизор». Образ Хлестакова.
    Хлестаков  является главным героем произведения Н.В.Гоголя «Ревизор».
    Это молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорят и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Образ чистосердечия и чистоты. Одет по моде.
    Слова у Хлестакова то значительные, то уменьшительно-ласкательные. Он то съеживается, то распрямляется. Он побуждает и чиновников именовать себя на военную ногу.
    Так как Хлестаков был чиновником из Петербурга я думаю деньги у него имелись, но не в огромных количества. Семьи у него не было, но в четвертом действии он становится нареченным женихом Марьи Антоновны.
    Хлестаков– «самый трудный образ в пьесе». Почему? Потому что, сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль ревизора, не только не намериваясь ее играть, но даже не поняв, что он ее играет. Лишь в середине четвертого действия в голове Хлестакова начинают брезжить смутные догадки, что его принимают за «государственного человека».
    Но как раз в преднамеренности – «сила» Хлестакова. Он спровоцировал всю хитроумную игру городничего и чиновников не хитростью, а чистосердечием…
    Страх подготовил почву для обмана. Интересно, что у Хлестакова в противоположность городничему и другим почти совсем нет реплик «в сторону». Такие реплики служили драматургу для передачи внутренней речи персонажа, его тайных намерений. По отношению к Хлестакову это не требовалось: у него что на уме, то и на языке.
    В третьем и четвертом действиях начинаются головокружительные превращения Хлестакова – воображаемые и реальные.
    В сцене вранья он министр и поважнее министра – до фельдмаршала включительно. В сцене приема чиновников он взяточник. Но во всех случаях – даже в минуту самого невероятного вранья – Хлестаков искренен. Выдумывает Хлестаков с тем же чистосердечием, с каким ранее говоря правду, – и снова чиновники обманываются. Но на этот раз они принимают за истину то, что было вымыслом.
    Образ Хлестакова неисчерпаем, таит в себе ошеломляющие неожиданности. Хлестаков «гениален» исключительной легкостью и «непринужденностью», имя которой хлестаковщина.

  4. 4
    Текст добавил: *§···истерика···§*

    Наглое поведение и развязная манера молодого человека вводят в заблуждение местных чиновников, принявших его за ожидаемого из Москвы ревизора. Каждый из них, из страха раскрытия своих неблаговидных действий, несет взятки «высокому начальству», надеясь таким образом остаться на службе.
    Пребывающий поначалу в недоумении, Хлестаков решает воспользоваться сложившимся положением, и, не боясь разоблачения, исполняет роль ревизора. Постепенно входя во вкус, он приударяет за дочерью городничего, попутно очаровывая и ее мать.
    Его вранье, которое без труда можно было бы разоблачить в каком-нибудь другом обществе, остается незамеченным местной элитой. Даже если они и замечают какое-то несоответствие, то не обращают на это внимание, считая мелочью.
    Желающий получать от жизни самое лучшее, мнимый ревизор уверен в том, что все должны ему потакать и помогать. У Хлестакова отсутствуют всякие моральные принципы. Он берет в долг, зная, что не отдаст. Несмотря на то, что он не собирается жениться, делает предложение дочке городничего. Его не волнуют чувства других людей. Черствость и беспринципность – вот основные качества Хлестакова.
    Однако Хлестаков не настолько глуп, как могло бы показаться вначале – он вовремя уезжает из города, так и оставшись безнаказанным.
    Изображая Хлестакова, Гоголь хотел показать алчность и невежество, являющиеся вечной проблемой России. Ведь даже приезд настоящего ревизора ничего не изменил в сознании местного бомонда, вызвав лишь досаду, что Хлестаков оказался не тем, за кого себя выдавал. Его поведение, рассказы и хвастовство не вызвали у них смущения, так как они были присущи всему тогдашнему чиновничеству.
    Черты Хлестакова можно узнать во многих людях, живущих в настоящее время. Люди, желающие нажиться на чужой глупости, и уверенные в своей безнаказанности, существовали во все времена, существуют и сейчас. Наглый мошенник Хлестаков, трусливые, жалкие людишки, заискивающие перед высшим начальством – все эти образы актуальны до настоящего времени.

    Сочинение 2

    В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь правдиво изобразил жизнь людей своего времени – периода 30-х годов 19 века.
    Правители небольшого уездного города злоупотребляют властью, пренебрежительно относятся к народу, тратят казенные деньги на личные нужды, процветает взяточничество. Каждый из «отцов города» низок и подл по-своему. Во главе их стоит городничий. Все в городе приходит в движение, когда чиновники узнают о приезде мнимого ревизора. Кто же им оказался?
    Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга. Живя в Петербурге, молодой человек развлекался, играл в карты и прогулял таким образом все отцовские деньги. Он едет к отцу в имение пополнить счет, а по дороге останавливается в данном уездном городишке. Живет Хлестаков в гостинице, ни за что не платит, да еще и свысока со всеми разговаривает. По этим приметам его и приняли за ожидаемого ревизора.
    Хлестаков – глупый, легкомысленный, внутренне пустой человек. Он даже не сразу понимает, что его приняли за кого-то другого. Но ему такое внимание даже нравится. Когда чиновники пытаются его задобрить, он занимает у них деньги «в долг». И они Хлестакову с радостью дают, думая, что откупаются за свои грешки у ревизора. Его поведение совершенно непредсказуемо. Он быстро перестраивается в зависимости от обстоятельств. Его ложь производит на всех неизгладимое впечатление. По рассказам Хлестакова, с начальником отделения он на дружеской ноге, с Пушкиным – тоже, да еще он и сочинитель, автор многих известных произведений. Суп ему в кастрюльке из Парижа привозят… Хлестаков быстро переключается с одной темы на другую и забывает, о чем говорил минуту назад. Он так увлекается, что и сам начинает верить в то, что говорит. Главное для него – обретение значимости, весомости. Собственная значимость в глазах местных чиновников его окрыляет.
    И странно: чем больше Хлестаков врет, тем больше ему верят чиновники. Они живут в таком мире, где принято верить в случай, а не в заслуги людей. Люди эти оказываются еще более глупыми и недальновидными, чем он. И этих мошенников провел такой ничтожный и мелкий человек, как Хлестаков! Но они сами в этом виноваты, одурачили сами себя.
    Образ Хлестакова не вызывает ни малейшей симпатии, наоборот, он ничтожен.
    В комедии нет ни одного положительного героя. По словам самого автора, единственное положительное действующее лицо в его комедии – смех.

    Образ Хлестакова

    А.В.Гоголь – многогранный писатель с яркой индивидуальностью своего стиля. Гоголевские произведения – необычны своей сюжетной линией и философско-идейным смыслом. Каждый герой произведения Гоголя несет на себе особую смысловую нагрузку, объединенную в один замысел автора.
    Подтверждением слов служит образ Хлестакова из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Молодой человек, промотавши состояние отца, возвращается из Петербурга в деревню. По пути останавливается в неком городке N, где его персону принимают за ревизора. Понимая происходящее, Хлестаков берет с чиновников деньги и уезжает из города.
    Характеризуя главного героя, Гоголь пишет о нем просто: «пустейший человек». Словно хамелеон меняет манеру своего поведения Иван Александрович. Со слугой он считает себя хозяином: постоянно грубит, относится свысока, капризничает, словно неразумное дитя. При дамах – Хлестаков столичная штучка, он пытается казаться остроумным и пытается продемонстрировать образцовые манеры. С чиновниками ведет себя словно бывалый контролер, нагло берет взятки и считает, что ему все что-то должны.
    Не случайно автор выбрал для своего главного героя фамилию Хлестаков. Она словно хлестанет чиновничью Россию за разгул пороков. Глупыми, грубыми, лживыми, склонными к сводничеству и взяткам – такими рисует автор мир городской верхушки.
    Иван Александрович обладал притягивающий взгляд внешностью: милый носик, бегающие глазки, приятные черты лица. Сам герой не большого роста, худой. Несмотря на его не спортивную фигуру, Хлестаков прекрасно понимает, что людей встречают по одежке, поэтому у него чистый и довольно дорогой костюм. Дворянское происхождение героя влияет на его манеры и общение с такими же по социальному положению людьми.
    Учитывая место службы героя, можно сделать вывод, что блестящего образования он не имеет. Коллежский регистратор – низший чин гражданской службы. Учитывая, что родители не пристроили сына в обществе, можно говорить, что в высшем свете они не имеют влияния. Они способны содержать своего сына, посылая ему деньги, которые он просто проигрывал в карты.
    Служба Хлестакова не увлекала, ему было лень выполнять свои должностные обязанности. Он не испытывает финансовых трудностей и радуется жизни за счет родителей.
    Автор умышленно делает из главного героя, человека без чести и совести. Его окружение ему подобны, они рады быть обманутыми и считают, что доносами и взятками в обществе решаются все вопросы.
    Настоящий же ревизор не произносит ни слова, но читателям ясно по выражению лиц чиновников, что расправа близка.
    Образ Хлестаков не уходит в прошлое. В современной жизни не редко встречаешь людей с показными манерами. Он пытается доказать обществу, что имеет связи и многое может, на самом же деле все его старания просто пыль. Пока будет существовать человеческое общество, хлестаковские нравы будут актуальны.

  5. Главные особенности этого персонажа – непомерная глупость, а также ничем не обоснованная самоуверенность. Его глупость совершенно не знает границ. Что еще хуже, данное качество сочетается с самоуверенностью. Хлестаков не испытывает ни тени сомнения в том, что он достоин подобного уважения. А оказавшись в обществе симпатичных женщин, он и вовсе заливается, словно соловей. И при этом воображение Хлестакова совершенно не ограничивается хвастовством своими заслугами, ценности его деятельности в обществе, а также скромности. И необходимо заметить – если бы не было почитателей этой лжи, то дурачить людей Хлестаков бы долго не смог.
    С людьми, которые занимают низшее положение относительно самого Хлестакова, он обращается презрительно и грубо. Он называет Осипа только лишь бранными словами; трактирного слугу Хлестаков называет «дураком». Ничтожная натура этого героя особенно ярко проявляется в тех ситуациях, где необходимо проявить лучшие качества характера.

    Талантливый психолог

    В сочинении по литературе на тему «Образ Хлестакова» можно также указать, что описание Хлестакова, которое дает ему Гоголь, полностью раскрывается в монологах и фразах данного персонажа. Его речь отрывиста, а также он предпочитает совершенно бессмысленные фразы, хвастовство. Хлестаков говорит о своем таланте, однако на деле у него есть всего одна выдающаяся способность, раскрывающаяся в четвертом действии произведения. Здесь этот герой предстает перед читателем как тонкий психолог. Хлестаков требует денег у чиновников, и при этом говорит о собственных нуждах. В разговоре с судьей он подчеркивает, что суд уже не нужен. А почтмейстера Хлестаков уверяет, что основной ценностью в жизни является любовь других людей. Она может быть незаслуженной, но главное – чувство должно быть искренним.
    Луке Лукичу Хлестаков туманно намекает на любовную историю. Артемию Филипповичу же он предлагает зафиксировать свои подозрения на бумаге. В каждом из этих случаев сам Хлестаков на уровне интуиции осознает, что все эти люди в действительности занимаются торговлей своими пороками. И поэтому внутри себя они готовы оплатить собственные прегрешения.
    Наконец, откровения чиновников заставляют Хлестакова постепенно прозреть. Он понимает, что его приняли за другого человека. Здесь также проявляется глупость и жадность данного персонажа. Хлестаков пересчитывает «заработанные» деньги, и решает написать о тех злоключениях, которые его постигли, одному знакомому журналисту. Лишь только слуга Осип оказывается благоразумным, и предлагает своему барину как можно скорее покинуть этот город.

  6. 6
    Текст добавил: КласснаяЧика

    Одним из наиболее ярких образов комедии «Ревизор» является образ Хлестакова.
    Это, с одной стороны, образ человека в сущности комичного – ведь он приезжает в незнакомый город, все принимают его за ревизора, оказывают ему всяческие почести, а он молча упивается своей нежданной славой. С другой стороны, этот человек не так уж и смешон, как может показаться на первый взгляд: он становится виновником всех важных событий, происходящих в губернском городе. Самое парадоксальное, что мог придумать автор, – это то, что Хлестаков вовсе не хотел играть роль ревизора, автор даже подчеркивает, что играть эту роль ему было бы трудно при всем желании. Он нерасторопен, недостаточно умен и сообразителен. Он ничего не изобретает, не придумывает и не собирается обманывать чиновников. Все происходит не по его воле.
    Только в финале комедии Хлестакова осенило, что все принимают его за исключительное в своем роде лицо.
    Таким образом, Хлестаков ничего собой не представляет, сам Гоголь характеризует его как «ничтожного, пустейшего человека».
    Эпитет «пустой» нам чрезвычайно важен, поскольку главная цель комедии – обличить пустотелые нравы, да и всю жизнь губернского города в собирательном образе, противопоставленном здешнему обществу. Хлестаков оказался весьма подходящим на роль обличителя пороков, который сам того не желает.
    Подлинный комизм в итоговой «немой» сцене представлен тем, что это фарсовое изображение трепещущей безликой, вороватой и безнравственной массы перед обычным непримечательным человеком.
    Гоголь показывает, как страх и боязнь открытия миру ревизионных органов «темных» дел чиновников не только безнравственны сами по себе и неприемлемы в обществе, но и смешны.
    Таким образом, авторская задумка и неожиданные композиционные ходы поставили комедию «Ревизор» на одно из самых высших мест по организации системы образов, формирующих общий тон драматического произведения.
    Мини-сочинение на тему “Образ Хлестакова в комедии Гоголя “Ревизор”” (вариант 2)

  7. 7
    Текст добавил: Вдохновляющий

    Иван Хлестаков – один из главных персонажей комедии Н.В. Гоголя. Это очень небогатый молодой человек двадцати четырёх лет, чиновник низшего ранга, проигравший всё то немногое, что у него было. Хлестаков пытается устроиться в столице, но там всё не так то просто, и у него ничего не выходит, неудачи преследуют его.
    Проиграв последние гроши по дороге домой, он останавливается в небольшом городке, где ждут со дня на день приезда ревизора. Он пользуется случаем и не разубеждает никого, когда его ошибочно принимают не за того, кто он есть на самом деле. Это показывает, что он нечестный человек, ведь он мог признаться, что уездное начальство ошиблось, но не делает этого. Его охватывает азарт и он полностью вживается в роль ревизора.
    Молодой человек просто настолько хотел выглядеть солидно и значительно в глазах окружающих, что все заискивали и лебезили перед ним. Он является фантазёром и, по сути, ещё ребёнком, не осознающим последствий своих действий. Доходит до того, что он сам начинает верить в свою ложь. Придумывая всякие небылицы, в которых воплощает все свои внутренние мечты, Хлестаков обманывает не только всех вокруг, но и себя самого.
    Мошенническим образом он выманивает у людей деньги и, ухаживая одновременно за матерью и дочкой, он раскрывает всю свою беспринципность и отсутствие каких-либо моральных принципов.
    Очень интересно, чем бы закончилась вся эта история, если бы Хлестаков так вовремя не уехал из этого городка и всё его лицемерие и обман раскрылись. Наверное, ему бы не поздоровилось. Но ему удается вовремя удалиться и его враньё раскрылось без его участия.
    Образ Хлестакова – это образ обманщика и негодяя, глупого азартного и легкомысленного повесы без серьезных и нормальных целей в жизни. Такой образ и назвали «хлестаковщиной», олицетворением вранья, лживости, мелкого мошенничества и расхлябанности.

  8. “Ревизор” — знаменитая комедия Н.В.Гоголя. Ее события происходят в маленьком уездном городе. Идейный смысл комедии, обозначенный в эпиграфе, наиболее отчетливо раскрывается в образах чиновников.
    Они изображены порочными, в целом представляют один социальный тип. Это люди, не соответствующие тем “важным местам”, которые занимают. Все они уклоняются от истинного служения Отечеству, воруют из государственной казны, берут взятки или совершенно ничего не делают на службе. В каждом из персонажей Гоголь отмечает и индивидуальные черты.
    Мнимый “ревизор” Иван Александрович Хлестаков – воплощение бездумного вранья, легкомысленного отношения к жизни и распространенной человеческой слабости – приписывать себе чужие дела и чужую славу. Хлестаков – чиновник из Петербурга. Он служит в департаменте, имеет низший гражданский чин – коллежский регистратор. Ничтожная должность переписчика бумаг соответствует внутренней убогости героя. Автор в “Замечаниях для господ актеров” указывает на характерную особенность Хлестакова: “… несколько приглуповат, без царя в голове, пустейший человек”. Легкое, бездумное отношение к жизни проявляется у героя уже в том, что к службе он относится безо всякого рвения и усердия. Отец Хлестакова – помещик в Саратовской губернии. За его счет и живет герой. По дороге в родовое имение он промотал все деньги, присланные отцом. В Пензе Хлестаков окончательно проигрался в карты. В уездном городе N он голодал, не мог заплатить за гостиницу, не имел никаких средств на дальнейший путь и думал: “Штаны, что ли, продать?” Легкомысленность и безалаберность Хлестакова в какой-то степени даже помогают ему не унывать в абсолютно безнадежных обстоятельствах, по привычке надеясь на “авось”. Поэтому Хлестаков легко входит в роль важной особы: и с чиновниками знакомится, и прошения принимает, и начинает, как и положено “значительному лицу”, ни за что “распекать” хозяев, заставляя их “трястись от страха”. Хлестаков не способен наслаждаться властью над людьми, он просто повторяет то, что, вероятно, сам не раз испытывал в своем петербургском департаменте. Герой живет одним днем, не ставит перед собой каких-либо конкретных целей, кроме одной: “Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия”.
    Хлестаков непредсказуем, плывет по течению, не задумываясь о последствиях своих слов, поступков. В этом отношении интересна сцена превращения “его превосходительства” в жениха. Хлестаков, обласканный вниманием в доме городничего, неожиданно остается наедине с его дочерью и тут же объясняется ей в любви. Случайно вошедшая жена городничего изгоняет “соперницу”, и Хлестаков бросается на колени уже перед матерью. Застигнутый внезапно вбежавшей Марьей Антоновной, он снова попадает в нелепое положение, но беспечно выходит из него: просит “маменьку” благословить их с Марьей Антоновной “постоянную любовь”.
    От глупости и легкомыслия “происходит” другой порок чиновника – вранье, бездумное, без расчета. Хлестаков потому и обманул городничего и уездных чиновников, что не собирался никого обманывать. Неожиданные благоприятные обстоятельства вознесли Хлестакова на небывалую высоту, и он придумал себе “идеальную” биографию. Вино окончательно освобождает Хлестакова от самоконтроля, и он становится в хвастовстве все смелее. Полет его безрассудной фантазии так стремителен, что он произносит фразы неожиданные и для себя. Хлестаков выдумывает, что он с Пушкиным “на дружеской ноге”, что является автором сочинений разных эпох и стилей и издает журнал “Московский телеграф”. Ничтожный чиновник в своих речах производит себя в фельдмаршалы. Он лжет из страха и из желания возвыситься в глазах слушателей.
    Уездные чиновники, тоже парализованные страхом, слышат, что говорит Хлестаков, как он неправдоподобно врет и то и дело “провирается”, но до них не доходит истинный смысл сказанного. Ведь, по мнению чиновников, в устах “значительного лица” даже самая фантастическая ложь превращается в правду. Так появляются знаменитые гиперболы Хлестакова: “арбуз в семьсот рублей”, “суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа”, “тридцать пять тысяч одних курьеров”. Жалкий переписчик с блеском входит в роль влиятельной особы и даже запугивает чиновников: “Меня сам государственный совет боится…” Герой произносит смесь глупости, бессмыслицы и чепухи. Ключевыми словами в его самодовольном возвеличивании можно назвать следующие: “Я везде, везде..” Вот в этом Хлестаков невольно прав. Как заметил автор, “всякий хоть на минуту… делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться…”
    Хлестаковщина – общий порок для героев пьесы. Стремление играть роль хоть на ступеньку выше той, которую отвела жизнь, составляет внутреннее желание и чиновников, и дам, и даже Бобчинского и Добчинского. Хлестаков оказывается кумиром потому, что в каждом из героев живет его тень. Так, Бобчинский имеет к Хлестакову одну-единственную “нижайшую просьбу”: “… как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам … если эдак и Государю придется, то скажите и Государю, что вот мол, Ваше Императорское Величество. В таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”. Тем самым он тоже, по существу, хочет “возвысить” себя до высших чиновников империи вплоть до государя. Попечитель богоугодных заведений Земляника – пройдоха и плут. В подведомственной ему больнице “лекарств дорогих не употребляют”, больных кормят капустой, везде грязь и запустение, так что больные напоминают кузнецов. Однако Земляника, как и Хлестаков, тоже приписывает себе несуществующие достоинства: “Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу”. Судья Ляпкин-Тяпкин – взяточник, ничего не смыслит в делах: “Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда”. Перед мнимым ревизором он не признается в злоупотреблениях, а превозносит свои заслуги: “За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства”. С помощью родства со “значительным лицом” сам городничий надеется изменить свою жизнь к лучшему. Одержанная победа, устраненная опасность льстят ему, и он не в силах отказаться от торжества, от самовосхваления: “Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! Высокого полета…” Сближение с Хлестаковым открывает городничему возможность “влезть в генералы”. И после отъезда мнимого ревизора городничий словно бы продолжает играть “хлестаковскую” роль – роль враля и фантазера, мгновенно вживаясь в новый образ: “А, черт возьми, славно быть генералом!” Теперь его тщеславие не знает границ: “Всем объяви, чтобы все знали… я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина…”
    Таким образом, хлестаковщина типична для всего чиновничества, его манера себя вести и стимулы поведения – общие для всех героев. В Хлестакове собраны тайные желания людей: казаться лучше, чем на самом деле, преувеличивать личные качества, переоценивать свои возможности, претендовать на незаслуженное уважение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *