Сочинение на тему храм александра невского

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Ассасин_В_Стрингах

    Собор Александра Невского

    Строительство

    В результате пожара 1810 года были уничтожены значительная часть города и главный в то время храм — церковь Ильи Пророка, встал вопрос о строительстве нового храма. Уже на следующий год заводской архитектор С. Е. Дудин, выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был отвергнут, в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского собора в Кронштадте. Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, например, заменил гранит на заводское литье, а также упростил отдельные архитектурные формы.
    Построен в 1818 — 1823 годах в г. Ижевске по проекту Андреевского Собора в Кронштадте архитектора А. Д. Захарова при участии местного архитектора С. Е. Дудина.
    Центральный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный предел — в честь святой великомученицы Екатерины (ее день долго отмечался потом как обще ижевский праздник), северный — в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, «пещерный» храм — в честь святых мучеников Власия и Модеста.
    В 1871 году при Соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. С 1875 года при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода.
    В марте 1922 года комиссия под председательством члена ВЦИК И. А. Наговицына изъяла из Собора более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней. В марте 1929 года Собор был закрыт по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов.
    Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб. С 1930 года здание собора служило как детский клуб и кинотеатр, затем как музей с атеистическими экспонатами. В 1932 году, после новой реконструкции, здесь снова открылся кинотеатр.
    В 1937 году был снесен купол Собора. Собор был возвращен верующим в 1990 году. После подготовки проекта реставрации (руководитель творческого коллектива С. А. Макаров) в 1992 году начались работы по возрождению этого Собора.
    Настоятелем Собора в 1990-1992 годах был Епископ Ижевский и Удмуртский ПАЛЛАДИЙ (Шиман).
    С 1993 года Настоятелем Собора является архиепископ Ижевский и Удмуртский НИКОЛАЙ (Шкрумко).
    При нем начались регулярные богослужения в южном приделе Собора, для которого был изготовлен небольшой резной иконостас из дерева, а сам придел был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая.
    Активизировались реставрационные работы в Соборе, в результате чего к концу 1993 года в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ.
    Освящение Собора состоялось 2 января 1994 года. Статус Кафедрального Собору придан Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1994 года.
    Фасад
    Собор представляет собой идеальное воплощение русского классицизма — строгого, «державного», по-петербургски холодноватого. Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилонасо срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши.
    Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырех колонн каждая. Перекрытие над главным нефом — коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера холодного храма. Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным утолщением. Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной соответствует пилястра.
    Михайло-Архангельская церковь
    Михайло-Архангельская церковь в пос.Ижевский завод заложена в 1897г. на месте каменной часовни, освященной в 1855г. в честь Св.Архистратига Михаила в память назначения е.и.в. Великого князя Михаила Николаевича генерал-фельдцейхмейстером Ижевских заводов.
    Храм строился с 1897 по 1907гг. на пожертвования мастеровых, рабочих и служащих Ижевских заводов по проекту вятского губернского архитектора И.А.Чарушина.
    Высота храма составляла около 70 м, диаметр в основании – 43 м. Праздничный звон колоколов был слышен за много километров. Самый большой колокол весил 400 пудов.
    Иконостасам и живописи Строительный комитет храма уделял особое внимание. Росписью храма занимались лучшие московские иконописцы. Все образы храма были написаны в мастерской придворного художника — иконописца В.П.Гурьянова.
    Храм имел 3 престола: главный – во имя Св.Архистратига Михаила, южный – в честь Св.Николая Чудотворца и северный – в честь Св.Мученицы Александры. Главный престол был освящен 4 ноября 1907г.
    Храм недолго принадлежал верующим. 19 марта 1929г. Ижевский горсовет рабочих и красноармейских депутатов постановил: «Расторгнуть договоры с религиозными общинами Михайловского, Александро-Невского соборов и Покровской церкви на аренду зданий». Михайловский собор предполагалось приспособить под музей или рабочий университет.
    26 марта 1929г. Президиум Облисполкома ВАО своим постановлением утвердил постановление Ижевского горсовета о закрытии Михайловского собора.
    27 марта 1929г. собор был закрыт и опечатан представителями Ижевской городской милиции.
    Как известно, в середине 30-х годов борьба «с поповщиной» в Советском Союзе достигла невиданных размахов. Подавляющая часть православных храмов была осквернена, церковная утварь разграблена, а внутри помещений разместили либо зернохранилища, либо «пролетарские клубы». Увы, не избежал этой печальной участи и собор Михаила Архангела.
    С точки зрения коммунистического режима храм смотрелся слишком вызывающе.
    В 1936 году из Москвы пришла директива с указанием храм Михаила Архангела разрушить, а полученный строительный материал использовать при возведении новых зданий. В 1937 году Михайловский собор был разрушен. С 1932г. по апрель 1937г. в здании собора располагался Областной музей краеведения ВАО (ныне Национальный музей УР им. К. Герда).
    8 апреля 1937г. СНК УАССР принял решение о сносе здания Михайловского собора «для освобождения площадки под строительство городского театра», а оформлен документ был лишь 14-15 апреля в форме протокола заседания СНК УАССР.
    Вскоре собор был разрушен.Восстановлен и освящен в 2007 году.
    Церковь Успения Пресвятой Богородицы
    К началу XX века в Ижевском заводе уже было шесть храмов, среди них Свято-Троицкая кладбищенская церковь, построенная по проекту С. Е. Дудина еще в 1814 г.
    Церковь эта, перестроенная в 1852-1967 гг., к 1905 г. нуждалась в серьезном ремонте.
    О плачевном состоянии храма в тот период свидетельствуют архивные документы. Благочинный Ижевских церквей, протоиерей Василий Успенский, в рапорте в Вятскую Духовную Консисторию писал, что кладбищенская церковь …по своей тесноте становится решительно непригодной для молящихся, а между тем в ней каждодневно совершается отпевание всех умерших жителей села с 40-тысячным населением.
    Потому количество отпеваемых одновременно достигает 10 и больше, так что половина церкви нередко бывает занята гробами и для живых остается мало места.
    Неудовлетворительные санитарные нормы, тесноту, обусловленную постоянным ростом числа прихожан и вместе с тем устаревшей проектировкой здания, легко себе представить, читая рапорт священника кладбищенской церкви Василия Олюнина:
    …а главное – купола над нею (церковью – И. Т.) нет, в следствие чего духота бывает страшная и сырость в Церкви, особенно в праздники….
    Надо отметить, что сложности возникли и с Троицким кладбищем: по сведениям, приводимым известным исследователем Е. Ф. Шумиловым, оно было своего рода престижным, т. к. при нем был храм и располагалось оно на горе, и уже к 1875 г. здесь было захоронено 55317 человек. Ситуацию необходимо было менять.
    Задумали расширение храма, даже начали сбор средств для этого дела…Но вскоре стало понятным, что целесообразнее построить новый храм на другом кладбище.
    Такой и должна была стать новая Успенская церковь, строительство которой началось по приговору Ижевско-Заречного волостного схода от 27 сентября 1910 г. на Николо-Покровском погосте.
    С 1850 г. здесь была часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы, отпевание же совершалось в заречных храмах Св. Николая (1859 г.) и Покровском (1903 г.).Отсюда и название кладбища.
    Строительный комитет, в который вошли как рядовые рабочие, так и чиновники, купцы, фабриканты и священнослужители, возглавил 45-летний токарь оружейного завода Флегонт Власьевич Шишкин.
    По данным Е.Ф. Шумилова, то был человек горячей веры, который, несмотря на свою неграмотность, весьма уважаем и несколько раз избирался церковным старостой. В 1930-е годы Ф. В. Шишкина неоднократно арестовывали и до прашивали органы НКВД, обвиняя его в фанатизме при защите храмов Ижевска от закрытия и уничтожения.
    Постановлением от 10 января 1939 года Ф. В. Шишкина все же освободили, учитывая, что он из рабочих, производственный стаж 59 лет, на пенсии, дряхлый старик (Е. Ф. Шумилов. Неугасимая лампада. Ижевск, 1999).
    Для этих целей производились сборы за места на кладбище, а начальство местного казенного завода позволило, с согласия рабочих, производить отчисления на строительство по 1 копейке с заработанного рубля.
    Автором проекта храма стал губернский архитектор Иван Аполлонович Чарушин (1862-1945), который работал и над созданием грандиозного Михайловского Собора.
    И, наконец, по благословению Преосвященнейшего епископа Сарапульского Мефодия 3 июля 1911 г. была произведена закладка храма во имя Успения Божией Матери.
    Крестовоздвиженская часовня
    В 1774 году к Ижевскому заводскому посёлку приближались орды пугачёвцев. Там, где проходили отряды, пылали монастыри и церкви. Только за этот год от рук головорезов погиб 21 священник на территории нынешней т.н. Удмуртии. Ижевцы, дабы сберечь главную церковную ценность единственной тогда в посёлке деревянной Ильинской церкви, сняли большой «крест напрестольный серебряный златопозлащённый». Он был зарыт в лесу «верстах в двух от завода по направлению к северо-востоку».
    В дальнейшем люди, прятавшие крест, то ли погибли, то ли позабыли место. И крест был чудесно найден по Произволению Божиему лишь спустя сорок с лишним лет, в сентябре 1817. На месте чудесного обретения был поставлен Крест, а в 1879 по проекту ижевского архитектора М.И. Коковихина была воздвигнута часовня.
    Ежегодно на Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня к часовне устраивались многолюдные Крестные ходы.
    При Советах часовня была закрыта. Благодаря какому-то бездарному архитектору хрупкая часовня оказалась буквально «задавлена» громоздким задним фасадом торгового центра «Океан».
    Освящена вновь в 1996 году. Некоторое время здесь проходили службы. Сейчас временно бездействует в виду необходимости ремонта.
    Свято-троицкая церковь
    В конце XVIII века, когда Ижевск был еще крохотным поселком при железоковательной фабрике, на горе, находившейся тогда далеко за его чертой, располагалось кладбище с деревянной часовней.
    В 1783 году часовня была заменена небольшой, тоже деревянной, Троицкой церковью.
    Во время майского пожара 1810 года церковь сгорела и больше на этом месте не возобновлялась. Кладбище было перемещено за восточную черту разросшегося к этому времени заводского селения, в конец нынешней Советской улицы.
    Там и была в 1814 году построена по проекту С. Дудина новая, каменная, Троицкая церковь, дошедшая до нас в сильно измененном виде.
    На месте сгоревшей церкви долгое время стоял столб с иконой, а в 1855 году была построена каменная Михайловская часовня (архитектор И. Т. Коковихин).
    Построена по проекту архитектора С.Е. Дудина в 1812 — 1814 годах на восточном кладбище рабочего поселка Ижевского оружейного завода, на месте прежней деревянной часовни, построенной в 1807 году одновременно с основанием кладбища и оружейного завода.
    Освящена 2 ноября 1814 года протоиереем Захарием Лятушевичем.
    Архитектурные достоинства новосозданной Троицкой церкви были отмечены московским журналом «Вестник Европы» в 1817 году.
    В 1852 — 1857 годах к храму была пристроена низкая колокольня (архитектор И.Т.Коковихин).
    В 1912-1914 годах по проекту губернского архитектора И.А. Чарушина была выложена трехъярусная колокольня.
    Почти сразу после официального закрытия кладбища в 1928 году закрыли и храм при нем, большой колокол весом 258 пудов сбросили с колокольни и разбили.
    Но единичные отпевания и захоронения все же производились в соответствии с православными традициями.
    В 1938 году был репрессирован последний настоятель храма протоиерей Андрей Викторович Волков.
    В феврале 1939 года стали разбирать купол и алтарь храма, чтобы устроить здесь кинотеатр, который должен был вступить в строй в конце 1941 года. Этого так и не произошло.
    Вскоре храм снова начал служить верующим. В 1985-1991 годах по проекту архитектора С.А.Макарова была выстроена одноярусная колокольня, сделаны двухэтажные пристрои с северной и южной сторон Собора, на территории Собора выстроен кирпичный Крестильный храм, освященный в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
    Собор имел три придела: главный алтарь освящен в честь Святой Троицы, северный придел — в честь святого великомученика Пантелеимона, южный — в честь святой великомученицы Екатерины.
    При Епископе Ижевском и Удмуртском ПАЛЛАДИИ (Шимане), который в 1989-1992 гг. был Настоятелем Собора, на территории Собора было размещено Епархиальное Управление.
    С 1993 года Настоятель Собора — Архиепископ Ижевский и Удмуртский НИКОЛАЙ (Шкрумко).
    При нем перестроен Крестильный храм на территории Собора, полностью обновлена настенная живопись внутри Собора и Крестильного храма, проведена реконструкция главного купола и колокольни Собора, внутри Собора убраны боковые пределы, на территории Собора построен новый Пантелеимоновский храм

  2. 2
    Текст добавил: прощай_школа

    Организаторам международного
    литературного конкурса «Лицо России»
    Сочинение
    ученицы  9А  класса (15 лет)
    МСОШ№40
    г.Нижневартовска
    ХМАО-Югры
    Неждановой Ольги Николаевны,
    проживающей по адресу:
    Ханты-Мансийский автономный округ-
    Югра,
    г.Нижневартовск,ул.Северная,д.80,кв.39
    д/т 45-03-01
    Сочинение.
    Святой Александр Невский – лицо России.
    История России складывается из ниточек жизни наших миллионов предков, которые возделывали  и   защищали землю, рожали  и растили детей… Русские православные люди ставили высшие, то есть духовные ценности в заглавие своей жизни, имели нравственные ценности и жизненную целеустремленность. Ими  руководили православно-христианские принципы любви, гармонии  и красоты в устроении мира, национальные православные традиции. Это давало русским людям возможность полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Религия была значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия.
    «Святая Русь» светила  «миру великой, бескорыстной и чистой идеей,…не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом…»(Ф.М.Достоевский). Православные  люди Руси мечтали создать «царство праведников», построить наилучшее общество на Земле.
    Святополк, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский – выдающиеся личности прошлого России, лица России,   внесшие наибольший вклад в духовное, культурное, интеллектуальное развитие России, в созидание идеалов добра, любви, мирного сосуществования.
    Святой Александр Невский – сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук Андрея Боголюбского и правнук знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха – отличался разумом, мужеством, крепостью телесных сил, величественной красотой ,правдолюбием, сострадательностью и истинно христианским благочестием.
    За какие заслуги Александр Невский причислен к лику Святых? Почему он является выдающейся личностью, лицом России? Вспомним деяния   Святого Александра.
    От благодатного старца-иерарха Александр получил первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту русской церкви и русской земли. Промысел Божий воздвиг на спасение Русской земли Святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. «Без Божия повеления не было бы княжения его».
    Святой Александр перед боем  всегда молился в храме Святой Софии, вспоминал псалом Давида и говорил, обращаясь к Господу: «Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, стани в помощь мне». Затем обращался к дружине со словами, исполненными веры: «Не в силе Бог, а в правде. Иные- с оружием, иные –на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь отправлялся в бой с врагами земли русской…
    Однажды перед сражением Святому Александру рассказали о чудном знамении: будто ладья плывет по морю, а  в ней святые мученики –Борис и Глеб в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Святой Александр, приободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество…» Ангел Божий помогал православному  воинству. За эту победу народ назвал святого Александра Невским…
    Опасным врагом были для Руси немецкие рыцари.  Враги похвалялись “подчинить себе весь славянский народ”. Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, Святой Александр молился: “Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле  Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка”. По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед  Святому князю, и шли они посрамленные…
    Прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, “по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима”.
    Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была “кротость голубя и мудрость змеи”…Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал крепить Святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ…
    Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его “темным походом”, русское войско шло сквозь полярную ночь, “идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи”. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими…
    Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное Святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году, по его указанию, во многих городах были перебиты татарские сборщики  дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.
    Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре, князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.
    Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении Святого князя, сказал в надгробном слове: “Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле”. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом “чудо дивно и памяти достойно”. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. “И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время”. Так прославил Бог своего угодника – Святого воина-князя Александра Невского.
    Да, жизнь и деяния Святого Александра  будут навечно в памяти народной… Мы благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения… Мы живем в большом общежитии, и надо уметь помнить героев прошлого, уметь любить людей, отдавать богатство ума и сердца для блага России,  увеличивать добро в окружающем нас мире…
    В настоящее время  необходимо думать о благости, милосердии, любви, терпении, смирении. Все мы знаем, что на России  особая благодать, мы живем на Святой земле. Католики пытались покорить и  уничтожить дух Православия, однако безуспешно, потому что Святые молились и молятся за Русь. Православные прославляют Святую княгиню Ольгу, Святого благоверного князя Александра Невского, которые своими святыми молитвами и доныне поддерживают и укрепляют русский народ. Мы идем  путем Православия, взирая на жительство Святых…
    Сегодня  мы обращаемся к своим духовным истокам, традициям, обычаям, классическому духовному наследию, вновь осознаем значение православной веры в нашей жизни, для многих  также стало очевидным, что  православная история  содержит богатый опыт духовно – нравственного воспитания. Нравственно – православные принципы, заложенные  в нашей истории, литературе, основанные на любви к  ближнему, на гуманном отношении к человеку,  на послушании родителям и уважении старших, на осознании неповторимого дара жизни обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями…
    «В нынешний суетный век самое главное…для всякого христианина-сохранить твердую, глубокую веру… На стержне веры и духовной жизни укрепляются качества, весьма важные сегодня: любовь и чуткость,…предельная честность, ответственность, сочетание «смиренномудрия с творческим, активным подходом к жизни…(Святейший Патриарх Алексий  II).

  3. Князь был силен, красив и отличался большим умом. «Невским» его стали называть за битву со шведами. Несмотря на то, что Александр Невский искренне верил в Бога и не отличался агрессивным нравом, он всю свою жизнь посвятил борьбе с захватчиками. О могуществе князя стало известно далеко за пределами тогдашней Руси. Когда он узнал о нападении, которое готовят шведы, то немедленно встал на защиту родной земли.
    Считалось, что Александру помогает Бог, это значительно укрепило позиции христианства. Вскоре после победы над королем Невский разбил немцев на Чудском озере. Это надолго принесло мир на западные границы Руси.
    Примечательно, что князь показал себя не только доблестным полководцем, но и хорошим дипломатом. В те времена Русь была под гнетом татаро-монгольского ига, а князей русских назначал хан Золотой Орды. Александру приходилось проявлять чудеса дипломатии, чтобы заслужить доверие хана Батыя. Он не имел возможности избавить Русь от татаро-монгол военным путем, поэтому старался укрепить военную мощь державы, разбитой на множество княжеств.
    Русь тогда уже была православной и Римский Папа готов был поддержать Александра в борьбе с татарами, требуя за это принять католическую веру. Князь от этого предложения отказался.
    Основным правилом Александра было: «Не в силе Бог, но в прав­де». Он заботил­ся о благополучии своего народа и старался всегда быть справедливым. После его смерти люди горевали, считая, что потеряли «солнце земли Суздальской». Народная любовь к Александру была настолько сильна, что его имя было причислено к лику святых.

  4. Давайте напишем краткое сочинение об Александре Невском, и расскажем о жизни и бытии князя Александра, о его подвигах на ратном поле, и почему Александр Невский остался в народной памяти, как великий и справедливый князь.

    Кратко об Александре Невском

    Если говорить кратко о Александре Невском, то это был сын Ярослава и Феодосии. Наше краткое содержание повести Александр Невский мы начнем о том, как знатный человек Андреяш, что специально пришел посмотреть на Александра, сказал, что не видел таких царей среди всех царей и таких князей среди князей.
    Александр был высоким, голос, что труба голосит, к тому же очень красивый, храбрый и мужественный. Почему Александр Невский имеет такое прозвище? Ответ опять же найдем, когда познакомимся с князем Александром Невским в повести о нем. Из жизни Александра мы узнаем, что он посвятил всего себя борьбе с врагами, которые пытались завоевать нашу землю. Вот как раз в битве со шведами, что произошла на реке Неве, он и получил свое прозвище Невский.
    Великий князь Александр Невский постоянно становился на защиту своего края, а о его могуществе распространилась молва на всю округу, даже на пределах родной страны. Врагам Александр не давал покоя, и стоит ему узнать о предстоящем нападении с их стороны, как тут же Александр отправлялся на битву. Во всех битвах Александр Невский к себе на помощь призывал высшие силы. Он всегда обращался к Богу, просил у него помощи, и бог ему помогал. Ведь множество битв было выиграно, а об Александре Невском и его подвигах мы до сих пор знаем и слышим.

  5. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение. Александр Невский. Краткое сочинение сын земли русской об Александре Невском

    Образ Александра Невского стоит в одном ряду с такими русскими богатырями, как Илья Муромец, Добрыня Никитич. Но это не выдуманный персонаж. Александр Невский был князем Великого Новгорода, Киева и древнего Владимира.
    Александр был сыном русского князя Ярослава. Еще до наступления совершеннолетия, в детском возрасте, отец оставлял его вместо себя управлять Великим Новгородом. Замещая Ярослава, Александр успешно справлялся со своими обязанностями. Позже он стал полноправным князем Новгорода.
    Прозвище Невский князь получил после Невской битвы, когда русские войско победило шведов в устье реки Невы в 1240 году. Через 2 года Александр одержал победу над тевтонскими рыцарями, разбив агрессоров на Чудском озере. Эта битва получила название Ледового побоища. В итоге Россия надолго получила мир на своих западных границах.
    Александр Невский был не только храбрым полководцем, но и искусным дипломатом. В то время Русь находилась под татаро-монгольским игом, русских князей назначал хан Золотой Орды. Ярлык на княжение в Киеве выдал Александру хан Батый. Князю приходилось проявлять чудеса изворотливости и хитрости, чтобы заслужить доверие татаро-монгол. Не имея возможности освободить Русь военным путем, Александр Невский стремился укрепить военную мощь страны, разбитую в то время на множество княжеств.
    В то время Русь была православной. Римский Папа предложил Александру свою помощь в борьбе с татарами, в обмен требуя принятия католической веры. Однако, князь отказался от такого предложения. После смерти Александра его имя было причислено церковью к лику святых.
    Александр Невский скончался во Владимире, там же и был похоронен. Позже, в 16 веке в Санкт-Петербурге в честь Александра Невского был основан монастырь (Александро-Невская Лавра), куда по приказу Петра Первого были перенесены его останки.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение. Александр Невский. Краткое сочинение сын земли русской об Александре Невском» / Январь 2016
    источник

  6. Конкурс сочинений ,посвященных Александро-Невской Лавре
    Сочинение на тему :
    «За что в русском народе почитают Александра Невского»
    Выполнила:
    Ученица 10 а класса ГБОУ школы № 489
    Московского района Санкт-Петербурга
    Круглова Полина
    Руководитель :
    учитель истории и обществознания
    ГБОУ школы № 489
    Московского района Санкт-Петербурга
    Бойкова  Виктория Юрьевна
    Плакат к фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». 1938 год.
    Александр Невский – славный герой, защитник земли русской, благоверный князь, Святой покровитель Санкт-Петербурга . Сколько лет ни пройдёт, сколько воды ни утечёт, Александр Невский –герой на века, память о нём нетленна. За что же так любит и почитает его русский народ? За храбрость? За любовь к Отчизне? Может быть, за то, как самоотверженно он защищал православную веру? Попробуем разобраться.
    Перенесёмся в май 1221 года в Переяславль-Залесский, где только что родился будущий национальный герой – Александр Невский. Для своего отца, в те годы переяславль-залесского князя Ярослава Всеволодовича , и матери Ростиславы (Феодосии) он стал вторым сыном и вторым ребёнком. В 1225 году Александр, трёх лет от роду, прошёл обряд посвящения в воины, совершённый в Спасо-Преображенском соборе епископом Суздальским Святителем Симоном. Быть может, это событие символически предопределило героическое будущее православного князя Александра Невского.
    Александр рос, мужал, а на Руси тем временем шёл 1236 год. Именно тогда  Ярослав Всеволодович утвердился и стал княжить в Киеве, сын же его, Александр Ярославович, пятнадцатилетний юноша, стал князем новгородским. Нелегко, наверное, было юному Александру княжить в Новгороде, держать свою линию под постоянным контролем и натиском со стороны строптивого и властолюбивого боярства  . Меж тем, в этих сложных отношениях складывался, закалялся, как стальной меч, характер Александра. Добрым , сердечным, внимательным он был в отношении простого люда . Надёжным и требовательным в отношении с дружинниками. Непримиримым , неподкупным , бескомпромиссным  с теми  своевольными и своенравными боярами, которые  лукавыми речами и коварными делами пытались сделать юного князя  ведомой марионеткой.
    Смолоду Александр проявлял дипломатичность, незаурядный ум, талант управления , дальновидность и справедливость. Эти качества необходимы были тогда русскому князю. Удельная раздробленность. Начинается экспансия немцев и датчан в Прибалтийских землях, соседствующих с Новгородской боярской республикой. С востока грядёт страшное нашествие и , начиная с 1237 года  монголо-татарская орда «пожирает» всё больше и больше  русских земель. Рязань, Владимир, Суздаль и другие крупные города сожжены  и разрушены, полегли русские дружины и  некоторые князья, монголо-татары уничтожают женщин , детей, стариков. Путь на Новгород открыт-пройдены монголами Тверь, Торжок, и вдруг тьма монгольских воинов  поворачивает назад. Почему? Разные версии есть в истории. Одна из них признаёт в этом событии значимость дипломатических переговоров с монголами Александра Невского. Монголам заплачен  огромный выкуп: новгородская земля богатая, но подпускать к ней монголов нельзя, так как северо-западе, в землях ливов , положение не  было стабильным, да и шведы –противники свободы новгородской торговли, давно как коршуны смотрят на разоряемую, раздробленную русскую землю. Уже здесь мы видим дальновидность Александра , стратегичность его замысла .
    Опасения молодого князя оправдались. В 1240 году немцы подступили к Пскову, а шведы двинулись на Новгород .Это стало серьёзным, трудным испытанием для земли новгородской и для самого Александра, который осознаёт долю своей ответственности, будучи военным руководителем. Защитить землю от шведов во что бы то ни стало. Ночью 15 июля Александр внезапно напал на шведов, когда они остановились лагерем для отдыха на Неве, при устье Ижоры, нанёс им полное сокрушительное поражение и получил своё гордое прозвище  “Невский”.
    В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями как доблестный и славный защитник Земли Русской , талантливый полководец и мудрый князь. Но новгородской знати это было не по нраву. Сильный и властный князь, любимый народом, создавал  угрозу утвердившемуся приоритетному положению бояр в новгородской земле , а также их меркантильным интересам .Александр Ярославович был изгнан из города.
    «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» Н.К.Рерих
    Удивительно ,что такой сильный военный человек ,за которым скорее всего пошли бы тысячи жителей новгородской земли, возвращается в Переяславль. Наверное, в сердце Александра утвердилось смирение, но вместе с ним была страшная  ,щемящая боль за Землю Русскую. Он, смелый и решительный, понимающий военно-политическую ситуацию, мог бы спасти города и людей ,но вынужден пребывать в бездействии. Тем временем немцы берут Изборск, затем Псков. Опасность народного возмущения заставила правителей Новгорода вновь призвать Александра Ярославовича. Как бы повел себя другой в данной ситуации? Мы видим в истории Руси периода раздробленности множество примеров, когда князья из-за своих амбиций, себялюбия, гордости и обид не выполняли долга в отношении Родины. Но Александр прощает обидчиков во имя любви к Богу ,Родине и ближним – своим соотечественникам. Он отвоевывает русские города . Вдохновлённый успехами, Невский наступает на Эстонию, но терпит поражение и отступает на Чудское озеро для решающего сражения. 5 апреля 1942 года состоится битва, получившая название “Ледовое побоище”, где были разбиты основные силы Тевтонского Ордена. В том же году немцы заключают мир с Новгородом, отказываются от всех захваченных земель, причём не только на Руси, но и в Летголии, проводится обмен пленными. Только через десять лет рискнут тевтонцы напасть на Псков!
    История двух величайших сражений в новгородской земле – это то, с чего каждый человек начинает знакомство с Александром Невским. В этих исторических событиях просматривается не только величие полководческого таланта, но и высокие нравственные качества человека, князя .
    Событиям 1242 года посвящён художественный фильм 1938 года «Александр Невский», снятый Сергеем Эйзенштейном. Несмотря на то, что фильм снят в советском антирелигиозном тоталитарном государстве, Александр показан не только защитником русской земли, истинным патриотом ,  но  человеком духовным ,глубоким, нравственно-чистым.
    «Ледовое побоище» В. А. Серов
    Подвиги Александра нельзя забыть, и они не ограничиваются Невской битвой и Ледовым побоищем. В 1245 году Александр Невский освобождает Торжок и Бежецк, вселяя страх и уважение в литовцев, напавших на эти города.
    Есть сведения ,что приходили к  князю Александру послы от папы из Рима, чтобы послушал князь  их проповеди. Он же, подумав, написал такой ответ: “От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем”. Пришлось послам возвратиться ни с чем. Это объясняется тем, что князь был человеком православным, глубоко и твёрдо  верующим ,чтил священство и строил жизнь свою по заповедям Божьим.
    Известно ,что князь Александр вступал в дипломатические переговоры с монголами, желая улучшить участь русского народа, истязаемого данью и порядками, установленными Золотой Ордой. Почему князь не выступил против Орды? Объективно для этого ему не хватило бы сил .Переговоры были единственным средством. С северо-запада одна угроза ,с востока – другая. Из двух зол пришлось выбирать меньшее. Монголы были меньшим, ибо не ставили  цели разрушить главный духовный стержень Земли Русской-Православную веру. Известно также ,что в Орде опасались и одновременно уважали Александра Невского, признавая в нём великого тактика и стратега.
    .       Время неумолимо, оно идёт и с каждым шагом забирает своё. Вот и время Александра уходило. В 1262 году Александр отправляется в Орду, чтобы отговорить хана от требования произвести военный сбор с русского народа. Там Александра  настигает болезнь, он выезжает на Русь. Перед самой смертью Александр Невский принимает схиму и новое имя в монашеском постриге – Алексий – и 14 ноября 1263 года умирает.
    Много лет прошло с той поры, но все мы помним и чтим сына Земли Русской, славного героя, дарившего свои силы служению Отчизне.
    Сколько благого сделал Александр Ярославович для Руси – не перечесть: сколько городов отстроил, церквей воздвиг, сколько уладил волнений!
    Не случайно и в наше время при вопросе : «Кто ваш национальный герой?» – у большинства такой ответ:  Александр Невский: храбрый и умный, жестокий к врагу, но милосердный к несправедливо обиженному -таким его образ дошёл до наших дней. И сколько ещё режиссёров увековечит его в своих фильмах? Сколько художников изобразят его на картинах, сколько будет написано книг?
    За что же русский народ почитает Александра Невского? На мой взгляд , образ этого  национального героя многогранен и каждая грань – истинная добродетель, признанная в веках русским обществом. Это верность народу и отечеству, сила , мужество, храбрость – здесь мы чтим Александра как защитника, благодаря которому мы живем на нашей родной земле. Это  и государственный ум  , дипломатичность, политическая дальновидность. Также Александр Невский отстоял не только территорию, но и веру Православную, был человеком истинно верующим и стал нравственным примером для потомков. Благоверный Князь Александр причислен Русской Православной церковью к лику святых и по сей день является заступником и молитвенником о нас перед Богом.

  7. 7
    Текст добавил: **..ЧьЯ-тО ПрЕлЕсТь..**

    Александр Невский – знаменитый русский полководец. Сын великого князя Ярослава и Феодосии.
    Глубоко верующий, благочестивый,суровый и замкнутый, с порывами гнева и милосердия – таким встаёт перед нами образ Александра Невского. Автор этого жития хотел показать, как поданные любили и уважали князя. В начале он принижал себя, чтобы Невский на его фоне стал величавым: “Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра. ” Глубоко верующий Александр показывается, когда над его родиной нависла опасность: “Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами. “, но это не показывает, что он слабый, Невский боится за свой народ, родину, поэтому просит у Бога помощи.
    Смерть Александра Невского была неожиданной. По одной из версий его отравили в Золотой Орде,когда ездил вымаливать своих людей. Кончина князя стала ужасной вестью для его поданных. Автор повести писал о его смерти: “О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.”
    К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа. Александр Невский – так и мы зовём великого полководца. Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчётливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим “ангелом-хранителем9quot;. Русская церковь причислила его к лику святых.
    37170 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

  8. Глубоко верующий, благочестивый,суровый и замкнутый, с порывами гнева и милосердия – таким встаёт перед нами образ Александра Невского. Автор этого жития хотел показать, как поданные любили и уважали князя. В начале он принижал себя, чтобы Невский на его фоне стал величавым: “Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра. ” Глубоко верующий Александр показывается, когда над его родиной нависла опасность: “Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами. “, но это не показывает, что он слабый, Невский боится за свой народ, родину, поэтому просит у Бога помощи.
    Смерть Александра Невского была неожиданной. По одной из версий его отравили в Золотой Орде,когда ездил вымаливать своих людей. Кончина князя стала ужасной вестью для его поданных. Автор повести писал о его смерти: “О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.”
    К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа. Александр Невский – так и мы зовём великого полководца. Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчётливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим “ангелом-хранителем9quot;. Русская церковь причислила его к лику святых.
    37170 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Древнерусская литература / Житие Александра Невского / Сын земли Русской

    Смотрите также по произведению “Житие Александра Невского”:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  9. 9
    Текст добавил: Ведущий балтолог

    Нашей стране доводилось знать трудные времена. Но всегда находились люди, настолько умные, храбрые и решительные, что им удавалось переломить ход истории.
    Таким человеком был князь Александр, прозванный Невским. Он жил в веке, когда Русь переживала тяжкие испытания. Хан Батый и его монголо-татары разорили множество русских княжеств. А не севере Новгороду и Пскову угрожали шведы и немецкие крестоносцы.
    Новгород и Псков были республиками. Князя здесь выбирали, и он был не правителем, а командующим войском. Конечно, новгородцы могли пригласить княжить опытного, известного воина. Но они позвали Александра Ярославича, хотя ему было всего двадцать лет. И не ошиблись в выборе.
    В июле 1240 года князь разгромил у берегов Невы шведское войско. Планы шведов по завоеванию Новгорода провалились. Так у Александра появилось прозвище.
    Прошло два года, и на Русь надвинулись войска рыцарей из Ливонского ордена. Это были немецкие крестоносцы. У них было большое, хорошо обученное войско. В бою рыцари строились клином, который проламывал оборону противника. Этот строй называли еще «свиньей». Он действовал очень эффективно. Крестоносцам удалось захватить Псков.
    Но князь Александр не допустил, чтобы ему «подложили свинью». Он принял бой ранней весной на Чудском озере, прямо на льду. Князь сумел так расположить свои войска, что «свинья» не смогла прорвать оборону. Новгородцы окружили и разгромили врага. Многие рыцари в своих тяжелых латах провалились сквозь подтаявший лед и утонули. Битву прозвали Ледовым побоищем.
    Князь Александр прожил недолгую жизнь, но сумел защитить родную землю от серьезной опасности. После понесенных поражений захватчики стали куда осторожнее вести себя на севере Руси. Имя Александра навеки осталось в памяти потомков. Ведь не так уж важно, много ли тебе лет. Важнее то, что ты можешь и хочешь сделать для других.
    Мини-сочинение на тему “Александр Невский” (вариант 2)

  10. Князь Александр был сыном Ярослава, внуком Всеволода. Получил прозвище «Невский» за битву со шведами. Он был очень красив, силен и отличался большим умом. Атександр Невский посвятил свою жизнь борьбе с захватчиками, сам же верил искренне в бога и не отличался агрессивностью. Слух о его могуществе распространился за пределами Руси.
    Когда князь Александр узнал о том, что шведы готовятся к нападению, он «разгорелся сердцем» и встал на защиту Роди­ны. Автор говорит, что Бог помогает Александру, так он утвер­ждает торжество христианства.
    Александр победил короля, а в скором времени сражался с немцами. Тоже одержал победу. Александр Невский всегда имел верных соратников, которые отличались мужеством, силой, искренне служили общему делу. Всегда на стороне князя были высшие силы, Бог.
    Особенным был его последний подвиг. Он защищал Русь от нападок хана Батыя, ему удалось «отмолить людей от беды той», то есть от попыток Батыя заставить россиян «воевать вместе с ним».
    Основное его воинское правило: «Не в силе Бог, но в прав­де». Он всегда старался быть справедливым, искренне заботил­ся о благополучии людей. После его кончины люди скорбели, считали, что потеряли «солнце земли Суздальской».
    «И были вопль, и кричание, и тоска, так никогда не бывало. И земля сотрясалась».
    Такова была любовь людей к этому князю, который впос­ледствии был причислен к лику святых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *