Сочинение на тему храм спаса на крови чудесный храм

8 вариантов

  1. Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 [13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России
    Александр II Николаевич — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
    Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III “разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник” погибшему государю.
    Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.
    Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.
    Место смертельного ранения Александра II. Храм Спаса-на-Крови. Оригинальная часть мостовой сохранена
    Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа. Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.
    Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883
    Был объявлен архитектурный конкурс. Его условием были: ориентация на русскую культовую архитектуру XVII века, включение во внутренний объём собора места трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался академик архитектуры Альфред Александрович Парланд. Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором – архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.
    Альфред Парланд
    Он писал:
    “Высочайше утверждённый в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения мною составлен по указанию Его Величества в стиле времён московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве и целая группа храмов в Ярославле, Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приёмы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь, насколько возможно, понять тайну их творчества, я с увлечением принялся за возложенную на меня работу”.


    Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император – Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату – великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников.
    Сразу после закладки собора деревянную часовню разобрали.
    Спас-на-крови был создан на основе необычного инженерного решения, на что повлияло его расположение на берегу канала. Для того, чтобы воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на восемь метров.
    Спас-на-крови был создан в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного. Одним из украшений фасадов собора Спас-на-крови стала мозаика, из которой выполнены гербы русский городов, губерний и уездов.
    В технике мозаики выполнены также и панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников и расположенные на всех четырёх фасадах. В нишах закреплены 20 гранитных досок с описанием важных исторических событий времён правления Александра II.
    Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы – по рисункам Михаила Нестерова. Общая площадь мозаик в интерьерах храма составляет 7050 кв. м., они покрывают не только стены, но и пол, потолок, колонны.
    Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной – части ограды, плит тротуара, мостовой, на которую упал император, сооружена специальная сень. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов. Высота самого высокого купола собора – 81 метр.
    Спас-на-Крови строился долго. Его освящение состоялось только лишь 19 августа 1907 года, уже при внуке Александра II, императоре Николае II. При этом тогда вдвое быстрее был построен дворец великого князя Владимира Александровича. Комиссия по строительству собора обнаружила растрату казённых средств в особо крупных размерах
    Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт. Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился – не много не мало – районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название – “На Крови”. Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.
    Следствие быстро нашло виновного. Им стал сотрудник великого князя, конференц-секретарь Академии художеств Пётр Фёдорович Исеев. Несмотря на ходатайство брата императора, Исеева сослали в Сибирь. Впрочем, ходили слухи, что жил он там весьма богато.
    От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.
    В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.
    После закрытия в 1930 году собор стал использоваться как склад. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. Но в последний момент в судьбу Спаса-на-крови вмешалась война. Снести его попросту не успели.
    Во время блокады храм использовался как морг, сюда свозили тела погибших. В один из куполов попал неразорвавшийся снаряд. После Великой Отечественной войны Спас-на-крови использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.
    Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Западный фасад
    В 1970 году собор передали в качестве филиала музею “Исаакиевский собор”. С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах. В связи с этим возникли истории, схожие с разговорами о строительных лесах Исаакиевского собора. Говорили, что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Открыт для посетителей собор был 19 августа 1997 года.
    В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
    В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок.
    Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.
    В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
    Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения – 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях. Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне – гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.
    Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
    Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
    С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.
    В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

    Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови “крестились” водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их… на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, “случайный прохожий”, рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.
    Внутреннее убранство собора


    Храм планировался как мемориальный, посещать его в основном должны были члены царской фамилии и их гости, поэтому внутреннее убранство было выполнено с размахом и пышностью.
    Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров.
    Все стены и своды собора покрыта мозаикой с изображением святых и библейскими сюжетами.
    Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге – одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера – Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас. Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества – электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.
    Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
    Владимир Александрович Фролов – выдающийся художник-мозаичист. Его работами были украшены множество российских храмов и советских административных зданий.Последней работой мастера стали мозаики для станции “Новокузнецкая”, созданные по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде в 1943 году.
    На набор мозаик у группы Фролова, насчитывавшей сорок человек, ушло 12 лет.
    Особую роль в облицовке собора играет полированный пол из различных сортов итальянского мрамора.
    Нижняя часть стен облицована неапольским серпентинитом.
    В алтарной части храма имеются три полукруглых выступа.
    В этих выступах справа и слева от иконостаса расположены киоты из розового родонита.
    В киотах помещены мозаичные полотна с изображением Иисуса и святых.
    Кроме того, киоты орнаментированы резьбой из уральской яшмы.
    Иконостас храма был выполнен в Генуе по эскизам А. А. Парланда. Для него подобрали мрамор различных оттенков так, чтобы они плавно переходили друг в друга. Снизу он красно-коричневый с разноцветными прожилками, выше он постепенно светлеет, плавно переходя в охристо-желтый, наверху становится почти белым. Верхняя часть напоминает резьбу по дереву.
    Свод алтарной части собора украшен огромной мозаикой Спаса в силах.
    С противоположной стороны зала, прямо под колокольней, находится место убийства Александра II, накрытое сенью из ревневской яшмы.
    Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й – год Октябрьской революции, 1941-й – год начала Великой Отечественной войны, 1953-й – год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.
    Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне “Покажите мне Москву, москвичи…” поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

  2. 1 марта 1881 года И. Н. Гриневицкий, террорист из «Народной воли», взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра II, возвращавшегося с парада в Михайловском манеже. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена передвижная временная часовня, автором которой был Л. Н. Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.
    Победителем конкурса стала во втором туре совместная работа А. А. Парланда и архим. Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, окончившего Академию художеств. В процессе доработки и упрощения архитектор, положив в основу «исконно русские начала», по желанию заказчика еще больше приблизил проект к памятникам московского зодчества, прежде всего к храму Василия Блаженного.
    Девятиглавый однопресгольный храм на 1600 человек был заложен 6.Х.1883 в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три тода пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6.VII.1897 на главном шатре высотой 81 м. был водружен крест.
    Еще раньше, в 1895, известная мастерская Фроловых приступила — сперва снаружи, а затем внутри — к мозаичному убранству, которое обошлось в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев — для Христа во славе на южном, Парланд — для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов — для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома работы костромского мастера Савельева.
    Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.
    Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19.VIII.1907 митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.
    Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части — Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной — сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.
    Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа — В. М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых.
    Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу — уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, — с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
    После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно — литию.
    Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной оградой, сработанной на заводе К. Винклера.
    27.IV.1908 митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому. В 1888 храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.
    С самого освящения настоятелем в соборе, имевшем приход, служил прот. Петр Иоаннович Лепорский, профессор догматики в Духовной академии.
    В 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а через четыре года стал оплотом «иосифлян». Постановлением Президиума ВЦИК храм был закрыт 17.ХI.1930 и передан «под культурно-просветительные нужды». В 1934 Общество политкаторжан устроило в соборе выставку, посвященную «Народной воле». Однако через год ее закрыли, храм сняли с государственной охраны; стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.
    Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хота надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970 храм передан как филиал музею «Исаакиевский собор», в нем начались сложные реставрационные работы. Зарегистрированная в 1990 община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать.

  3. Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови) – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века. Помимо удивительной красоты, храм известен своей необыкновенной историей. Он построен на месте, где 1 марта 1881г. был смертельно ранен император Александр II . Это дало собору второе, более часто употребляемое название – «Спас-на-Крови».
    В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.
    Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.
    Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.
    Все достижения архитектурного убранства как в зеркале отразили построенный в неорусском стиле музей Санкт-Перербурга Спас-на-крови.
    Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!
    Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 гг. — на месте, где 1 марта 1881 г. взрывом бомбы террориста из «Народной воли» И. Н. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II, возвращавшийся с парада в Михайловском манеже. Проект выполнен в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного. Возведенный храм не являлся приходским, в нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II.
    Уже через полмесяца на месте гибели императора была возведена памятная часовня по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, в которой ежедневно стали проводиться панихиды. Эта часовня простояла на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 г., потом она была перенесена на Конюшенную площадь.
    В 1881 г. была создана комиссия по увековечению памяти Александра II и объявлен конкурс на лучший проект собора. Над проектами трудились многие знаменитые архитекторы того времени — А. Томишко, И. С. Китнер, А. Л. Гуна, Л. Н. Бенуа. В марте 1882 г. в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил высочайшего одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм был построен в стиле русских церквей XVI—XVII вв.
    Второй конкурс на проект храма был объявлен в апреле 1882 г. В нем приняли участие архитекторы: А. Г. Бенуа, Л. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. М. Павлинов, В. А. Шретер, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.
    После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев, выпускник Академии художеств; после трагической смерти императора отцу Игнатию во сне явилась Богородица и показала основы будущего храма). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 г. с условием его последующей доработки; окончательно проект был утвержден только
    1 мая 1887 г. В 1888 г. храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.
    Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 г., и, после длительного строительства, собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 г. На грандиозной церемонии освящения, которая сопровождалась военным парадом, присутствовали император Николай II и члены его семьи.
    27 мая 1908 г. митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому.
    При строительстве храма были применены новые технологии, здание храма было полностью электрифицировано. Его освещали 1689 электроламп. В начале XX в. территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.
    После октябрьского переворота 1917 г. доступ в храм получили все желающие, постепенно внутреннее убранство храма стало приходить в упадок. В 20-е годы, после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. 30 октября 1930 г. президиум ВЦИКа постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова.
    В ноябре 1931 г. Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови. В 1938 г. вопрос был поставлен снова и был положительно решен, но, с началом Великой Отечественной войны, ресурсов на снос храма не нашлось.
    В годы блокады в соборе размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев. После войны храм арендован Малым оперным театром, который устраивает в нем склад декораций.
    В 1968 г. собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 г. было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 г. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
    В 70-х годах XX в. были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена многоплановая подготовка по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Большую продолжительность работ было трудно чем-либо объяснить, и по городу пошли слухи, что, дескать, пока стоят леса на храме, будет стоять и Советская власть. Интересно, что леса сняли в 1991 г., почти перед самыми августовскими событиями в Москве. Таким образом, предсказание оказалось пророческим.
    Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 г. 19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей. Зарегистрированная в 1990 г. община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея до сих пор выступает против.
    Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII вв. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
    В основе композиции храма — компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причем место центральной главы занимает шатер высотой 81 метр. В западной части собора находится колокольня, завершенная куполом, что делает ее похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Всего Спас-на-Крови венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу, причем часть глав имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
    Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой впечатляет — 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были такие талантливые живописцы, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
    Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6 октября 1883 г. в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 г. были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 г. закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 г. на главном шатре высотой 81м был водружен крест.
    Еще раньше, в 1895 г., известная мастерская Фроловых приступила — сперва снаружи, а затем внутри — к мозаичному убранству, которое обошлось казне в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для образов Нерукотворенного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев — для Христа во Славе на южном, Парланд — для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов — для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых Царствующего Дома работы костромского мастера Савельева.
    Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.
    Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в Новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19 августа 1907 г. митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб. Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части — Страсти Господни, Распятие и Воскресение, в восточной — сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем художественном уровне и поражают своим органическим единством. Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал М. В. Нестеров, местные образа — В. М. Васнецов. Иконы в Царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых. Фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, поставили богатейшую утварь; в мастерской известного ювелира П. Овчинникова был сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу — уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца,— с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
    После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза, и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно — литию.
    Известный знаток протоирей Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной оградой, сработанной на заводе К. Винклера.
    Купола храма покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем — золотой смальтой. Во внутренний объем Спаса-на-Крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император. Сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство делают Спас-на-Крови непохожим на большинство архитектурных сооружений Петербурга, отличающихся строгостью пропорций и цветовых сочетаний.
    От Михайловского сада собор Спас-на-Крови отделяет полукруглая ограда в стиле модерн, выполненная по проекту архитектора Парланда в 1903—1907 гг. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.
    Примыкающая к собору территория — одна из наиболее старых частей Петербурга, «ядро» центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века. В этот период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным конюшенным ведомством и Невским проспектом. Расположение храма в сердце города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства. Здесь особенно богата историко-культурная среда, представленная такими сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большой зал филармонии. Пожалуй, в историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения, противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде,— своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством. Однако он, как ничто другое, дополняет и украшает своим видом окружающие его архитектурные ансамбли.
    Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной глазурованной черепицей. Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1000 м2. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.
    Серия сообщений “=дворцы и замки=”:
    Часть 1 – Храм Спаса на Крови – Санкт-Петербург…)))
    Часть 2 – Фердинанд Шеваль и его идеальный дворец…)))

  4. В Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание удивительное здание храма Воскресения Христова. Его разноцветные эмалевые купола господствуют над окружающими сооружениями, и вместе с куполом Исаакиевского и шпилем Петропавловского соборов создают архитектурный акцент в панораме центральной части города.Освященный в честь праздника Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века.Собор возвели на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Это дало храму второе, более часто употребляемое название –
    Дубникова Елена и Чернякова Лидия
    Немного из истории…
    В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящен при его внуке как храм Спаса на крови . Первого марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие.
    Александр II Александр III
    Второго марта 1881 года на чрезвычайном заседании городская дума просила Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник». Император ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако временно решили построить часовню. По проекту архитектора Л.Н.Бенуа уже в апреле часовня была возведена. Думе это практически ничего не стоило: поставил ее купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милицин, он же стал старостой.
    Часовня, возведенная на месте ранения Александра II Архимандрит Игнатий (И.В.Малышев) (1811-1897)
    Ежедневно в часовне служились панихиды в память Александра II . Эта часовня простояла на набережной до весны 1883 года, затем в связи с началом строительства собора была перенесена на Конюшенную площадь.
    Первоначальный проект Парланда и архимандрита Игнатия Альфред Александрович Парланд (1842-1919)
    Проект не отличался композиционной законченностью, но соответствовал задаче прославления Александра II . Именно поэтому совместный проект А.А.Парланда и Игнатия был принят как наиболее полно вобравший в себя конкретные условия, поставленные императором Александром III . 23 апреля 1883 года состоялось первое заседание созданной комиссии. Решался вопрос о наименовании собора, и архимандрит Игнатий предложил назвать его храмом Воскресения Христова. Проект Парланда–Игнатия был одобрен царем 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки. Окончательно же он был утвержден лишь спустя 4 года – 1 мая 1887 года.
    В октябре 1883 года состоялась торжественная закладка храма.На строительство храма-памятника государство выделило по смете 3 млн. 600 тыс. рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 млн. рублей.Этот миллион рублей на строительство храма-памятника внесла царская семья.
    Строительство его велось 24 года, и 19 августа 1907 года собор Воскресения Христова был освящен.
    Ч/б фотография, созданная С. М. Прокудиным-Горским в начале XX века (1905—1915)
    Внешний вид
    Собор имеет ассиметричную, неуравновешенную композицию. Пятиугольное в плане здание вытянуто по оси «восток-запад». К основному объему с восточной стороны примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся малыми куполами. Западную часть здания как бы продолжает двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. В нарушение православных традиций входные двери храма смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Они оформлены четырьмя крыльцами со стрельчатыми шатрами. Во внешнем облике здания соблюдена пространственная трехмерность.
    Храм Воскресения Христова (Спас на крови)
    Спас на крови. Боковое крыльцо южного фасада
    Воскресение Христово (художник М.В. Нестеров)
    “Распятие” Мозаика западного фасада собора Выполнена по оригиналу А.А.Парланда
    Внутреннее убранство
    При сооружении храма был учтен печальный опыт Исаакиевского собора, в котором часть живописи начала гибнуть еще до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам набирать мозаики. Предстояло собрать мозаичное покрытие площадью почти в 7 тысяч квадратных метров.
    Нагорная проповедь (художник В.В. Беляев)
    Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Степень их одаренности, различная манера исполнения, характерная для того или иного художественного направления, – все это нашло свое отражение в многочисленных мозаичных композициях. Часть мозаик выполнена в традициях академизма: это работы по эскизам А.П.Рябушкина, Н.А.Кошелева, Н.К.Бодаревского. В композициях В.М.Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Есть мозаики в стиле модерн. К ним следует отнести работы М.В.Нестерова и В.В.Беляева. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А.Парланда и А.П.Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер». Изумительные по цвету и рисунку орнаменты занимают важное место в мозаичном оформлении здания.
    Распятие Христа (художник В.В. Беляев)
    Евхаристия (художник Н.Н. Харламов)
    Сошествие во ад (художник В.В. Беляев)
    Положение во гроб (художник В.В. Беляев)
    Христос в доме Марфы и Марии (художник В.В. Беляев)
    Троица ветхозаветная (художник В.В. Беляев)
    Собор Архистратига Михаила (художник В.В. Беляев)
    Южный киот
    Северный киот
    Святой князь Александр Невский (художник М.В. Нестеров)
    Северный притвор
    Иконостас
    Воздвижение Креста (художник В.В. Беляев)
    Воскрешение Лазаря (художник М.А. Титов)
    Центральный трансепт
    Благословение детей (художник В.В. Беляев)
    Святая царица Александра (художник Н.К. Бодаревский)
    Святой Николай Чудотворец (художник Н.К. Бодаревский)
    Святая Мария Магдалина (художник Н.К. Бодаревский)
    Вознесение Христа (художник М.В. Нестеров)
    Центральный неф
    Свод сени был инкрустирован сибирскими самоцветами и топазами в виде звезд. Значительная часть камней для свода была взята из запасов Петергофской гранильной фабрики. Оправа для «звезд» выполнена в мастерской «золотых и серебряных изделий братьев Грачевых».Сень была ограждена орлецовой балюстрадой и металлическими ажурными решетками, изготовленными на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках. Ее установили в 1909 году, уже после освящения храма. Балюстрада предала сени определенную художественную завершенность. При изготовлении сени была использована яшма двух оттенков: серо-фиолетовая и зеленоватая. Нжняя ее часть выполнена из яшмы, добытой в коргонской каменоломне, являющейся одной из богатейших месторождений серо-фиолетовой яшмы на Алтае. Верхняя часть – из зеленоватой алтайской яшмы, получившей название николаевской.Пол под сенью, часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые упал смертельно раненный царь, сохранились.Значительный интерес представляют 20 выполненных из норвежского темно-красного гранита досок, расположенных по периметру фасадов собора. На них золочеными буквами начертаны «деяния Александра II». По существу, это несколько идеализированные главные события истории русского государства периода правления этого императора с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.
    Здесь еще очень много фотографий мозаики храма Воскресения Христова
    Сайт Спас-на-крови
    Назад к списку

  5. Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права. [more] Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек. История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор. Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).
    Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек. Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди. В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны этот решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей. Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части – двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой – главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора. Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии. Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве. Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повляло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова – “Богоматерь с Младенцем” и “Спаситель”. Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II. Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Храм Спас-на-крови – это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства.
    Модель Храма Спас на крови изготовлен в 2007 году.

  6. 1 марта 1881 года И. Н. Гриневицкий, террорист из
    “Народной воли”, взрывом бомбы смертельно ранил на набережной
    Екатерининского канала Императора Александра II, возвращавшегося с парада в
    Михайловском манеже. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена
    передвижная временная часовня, автором которой был Л. Н. Бенуа, а вскоре
    объявлен конкурс на проект храма-памятника.
    Победителем конкурса стала во втором туре совместная работа А.
    А. Парланда и архим. Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни,
    окончившего Академию художеств. В процессе доработки и упрощения архитектор,
    положив в основу “исконно русские начала”, по желанию заказчика еще
    больше приблизил проект к памятникам московского зодчества, прежде всего к
    храму Василия Блаженного.
    Девятиглавый однопресгольный храм на 1600 человек был заложен
    6.Х.1883 в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта,
    ибо первые три тода пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента.
    В 1888 были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским
    кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из
    эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе,
    были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894
    закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном
    металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике
    А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6.VII.1897 на главном
    шатре высотой 81 м. был водружен крест.
    Еще раньше, в 1895, известная мастерская Фроловых приступила –
    сперва снаружи, а затем внутри – к мозаичному убранству, которое обошлось в
    полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на
    западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев – для Христа во славе на
    южном, Парланд – для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов
    – для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными
    изображениями святых царствующего дома работы костромского мастера Савельева.
    Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения,
    возвышается “Распятие с предстоящими” с крестом из мрамора и гранита,
    перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых,
    празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по
    рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под
    золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия
    Великого, воплощающая покаянную идею храма.
    Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что
    делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время.
    Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19.VIII.1907
    митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе
    была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.
    Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н.
    Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и
    др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в
    западной части – Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной – сцены после
    Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим
    художественным единством.
    Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного
    мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из
    горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа – В. М.
    Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике
    Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых.
    Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова,
    работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П.
    Овчинникова сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для
    напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу – уменьшенную копию
    храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, – с гранильной фабрики
    в Екатеринбурге.
    После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень,
    которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и
    окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом
    булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные
    неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В
    день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно – литию.
    Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил
    изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма, главный из которых
    весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной
    оградой, сработанной на заводе К. Винклера.
    27.IV.1908 митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую
    часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине
    Александра II, в том числе “Распятие”, приписывавшееся В. Л.
    Боровиковскому. В 1888 храму был подарен крест с кусочками камней от
    Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.
    С самого освящения настоятелем в соборе, имевшем приход,
    служил прот. Петр Иоаннович Лепорский, профессор догматики в Духовной академии.
    В 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а
    через четыре года стал оплотом “иосифлян”. Постановлением Президиума
    ВЦИК храм был закрыт 17.ХI.1930 и передан “под культурно-просветительные
    нужды”. В 1934 Общество политкаторжан устроило в соборе выставку,
    посвященную “Народной воле”. Однако через год ее закрыли, храм сняли
    с государственной охраны; стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского
    зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.
    Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры,
    хота надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские,
    картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970
    храм передан как филиал музею “Исаакиевский собор”, в нем начались
    сложные реставрационные работы. Зарегистрированная в 1990 община подала
    документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать.

  7. Собор Спаса-на-Крови – это одна из самых главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его построили при довольно драматических обстоятельствах, а его история стала не менее трагичной.
    Со знаменитым сооружением связано немало мистики. К примеру, таинственным образом он смог избежать разрушения. Более того, говорят, в нем находится икона, способная открыть будущее…
    Спас-на-Крови. Фото 1910 г. Для многих удивительно расположение храма – он буквально висит над каналом, разорвав набережную. Как такое могло получиться в городе, который застраивался, используя самые строгие архитектурные каноны. Утром 1 марта 1881 году российский император Александр II, как обычно посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в нее сверток. Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу. Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решеткам канал. Это оказалось концом. В прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным. Мундир, в который был одет 1 марта 1881 года, в день своей гибели император Александр II. Ирония истории. Император был одет в мундир Лейб-гвардии саперного батальона и погиб от саперного средства – заряда ВВ… Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. Александром III был объявлен конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Строительство Храма Воскресения Христова. Фото 1900-1906 г Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). После трагической смерти императора отцу Игнатию во сне якобы явилась Богородица и показала основы будущего храма. Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено только в 1907 году. Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадер идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек. Спас-на-Крови. Фото 1910 г. Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. Более чем 7000 кв.м. пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Самым значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Спас-на-Крови. Фотограф С.М.Прокудин-Горский 1905-10 г. Высота самого высокого купола храма – 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Купола покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью. От Михайловского сада собор Спас на Крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда. Сразу после освящения храма Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм может уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор:
    Спас, Спас-на-Крови!
    Спаси нас, спаси!
    От дождя, от ножа,
    От волка, от дурака,
    От ночной мороки,
    От кривой дороги…
    Собор сильно пострадал в годы советской власти. Как и многие другие церкви города, вскоре после революции он был закрыт и долгое время использовался как склад. Еще ходило поверье, что этот собор невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1938 году власти приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт. В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным. После войны храм использовался для хранения декораций Малого Оперного театра. А в эпоху Хрущева «Спас-на-Крови» опять хотели уничтожить. На этот раз под предлогом начала строительства транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно сто церквей, «заговоренный» храм остался невредимым. Появились слухи, что этому помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто уверен, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы, это защитный знак, дошедший к нам из древности. В 1970 году началась реставрация храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась, все привыкли к виду храма, окруженного лесами. А в середине 80-х пошли разговоры о пророчестве – якобы, советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года. Есть предание, что в храме находится икона, на которой, если пристально смотреть, проступают роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Вполне возможно, что они относятся к будущим событиям, но пока никто не смог их расшифровать.
    link

  8. Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда был заложен 18 октября 1883 года на месте убийства императора.
    Однако не всем известно, какие тайны и загадки хранит Спас на Крови. Вы узнаете в этой статье, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, почему кресты были под водой, а также сколько лет неразорвавшийся фугас пролежал под куполом.
    1. Фрагмент мостовой.
    Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала (ныне — Грибоедова).
    2. Водолазы и кресты.
    В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: «случайный прохожий», знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили послушаться совета и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению последние действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.
    3. Евангельская символика уживается с нумерологией.
    Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения — 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
    Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на Крови венчает вызолоченная царская корона.
    4. Шедевры.
    Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики — основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса на Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.
    5. Таинственная икона.
    В связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают ещё какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, доподлинно неизвестно, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.
    6. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
    Известный факт, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме — где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей — некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив — его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.
    7. Легенда о развале СССР.
    Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи…» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.
    8. Неразорвавшийся снаряд.
    При одном из вражеских артобстрелов в шатер центральной башни попал немецкий фугасный снаряд массой около 150 кг. Вероятно, он пробил купол и застрял в перекрытии его свода. Слава Богу, снаряд не взорвался, однако повреждения были серьезными. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах почти двадцать лет и был случайно обнаружен верхолазами. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, обезвреживая его 28 октября 1961 года. Снаряд был извлечен, вывезен из города и уничтожен.
    По материалам сайта «Русская Семерка».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *