Сочинение на тему идеальный студент

11 вариантов

  1. ?УДК 159.923.2-057.875
    Э. А. Соколова
    ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СТУДЕНТА В ПОНИМАНИИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ УНИВЕРСИТЕТА
    Образ идеального студента – это активный, ответственный, целеустремленный, добросовестный, отзывчивый, успешный в учебе человек с обширными многосторонними интересами, основная сфера интересов которого – учеба и будущая профессия. Этот образ складывается из сочетания деловых качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми, направленности на многие сферы, с выделением приоритета учебы и будущей профессиональной деятельности, психофизиологических особенностей.
    Ключевые слова: идеальный образ, студент, качества, личность, взаимодействие, деятельность, сфера интересов.
    Когда молодой человек после окончания школы стремится поступить в высшее учебное заведение, для него это престижно. Многочисленными исследованиями установлено, что престижность высшего образования в стране, отношение к высшему образованию в семье, понимание собственного будущего с учетом получения высшего образования и получения профессии влияют на решение молодого человека поступать в высшее учебное заведение. Молодой человек одобряет себя в образе студента, этот образ для него эмоционально окрашен, ценностно наполнен. Поступив в университет и в течение нескольких лет продолжая оставаться студентом, он корректирует этот образ. Недостаточно изучено, какой образ идеального студента складывается в понимании студентов старших курсов университета.
    По мнению Н. В. Козловой, О. Г. Берестневой и И. Л. Шелехова, в условиях высшего профессионального образования происходят многосторонние и сложные изменения, связанные с личностно профессиональным становлением [1]. Личностно профессиональное становление отражается в понимании образа идеального студента. В формировании этого образа принимают активное участие как сам студент, так и та среда, которая складывается вокруг него, общение с преподавателями, коллегами по учебе, та общая уникальная атмосфера, которая существует в университете,
    Как указывают Н. В. Жигинас, Н. И. Широкова, «к сожалению, отсутствует научно обоснованная модель выпускника как системообразующего компонента целей высшего образования…» [2, с. 69]. Если такая модель будет создаваться, то она неизбежно будет опираться на конечный результат, который включает образ идеального студента в понимании преподавателей, с учетом требований специальности, а также тот образ идеального студента, который сформировался в результате обучения в вузе у самого студента. Идеальный образ студента отражает в символическом виде тот опыт, который приобрел студент, пребывая в университете в течение нескольких лет. Для преподавателя выяв-
    ление такого идеального образа у студентов старших курсов представляет своеобразную обратную связь, показывая и эффективность воспитательных мероприятий, и последствия воздействия личностей преподавателей на студента, пути дальнейшей работы и позволяет в какой-то мере прогнозировать, какой специалист и человек из этого студента получится. Ценностная составляющая этого образа лежит в основе тех направлений, в которых студент будет совершенствоваться. Идеальный образ направлен в будущее.
    Учитывая, что идеальный образ студента недостаточно изучен, это обосновывает актуальность изучения идеального образа студента в понимании студентов старших курсов университета.
    Целью исследования является установление идеального образа студента в понимании студентов старших курсов университета.
    Методологическая основа исследования складывается из:
    – понимания ведущей роли сознания в понимании. Как писал К. Г Юнг, «психическое существование распознается лишь по наличию элементов, доступных сознанию» [3, с. 249];
    – понимания того выбора, который делает человек, выбирая для себя идеал. Как писал Ж.-П. Сартр, «.целью исследования должно быть открытие выбора, а не состояния.» [4, с. 438].
    Метод исследования – эмпирическое исследование идеального образа студента, анализ и обсуждение результатов.
    Психологический инструментарий – методика открытых текстов [5]. Методика многократно использовалась в ряде научных исследований [6, 7] и показала свою эффективность. Ее достоинство в том, что мнение исследователя не навязывается респондентам [5].

  2. Размышляя на тему, каков идеал студента для меня, я долго не могла прийти к какому-то определенному образу. Возможно, из-за того, что сама уже много лет являюсь «вечным студентом» и мне сложно посмотреть на нас, студентов, со стороны. А может, из-за того, что не придаю особого значения этому, так как не вижу (пока что) в этом вИдении практической значимости (как говорится, «живу себе и живу…»). И, тем не менее, сопоставив свои размышления с прочитанным и услышанным материалом на тему студенчества, у меня сформировалось два образа идеального студента, которые, впрочем, могут в чём-то друг другу не соответствовать и даже противоречить.
    Упрощенный образ гласит, что идеальный студент – это тот, кому нравится учиться, кто умеет учиться и кто учится! Эти три показателя должны быть едины. Главным «драгоценным камнем» в этом образе является познавательная активность студента – стремление к познанию.
    Студент, стремящийся к познанию себя и мира – это счастливый человек! Его мозг работает всегда, даже когда для этого нет внешнего директива. Этот человек, как правило, уже в юности много прочитал, многое знает, ищет истину, любит думать и критически воспринимает мир. Такой студент – находка для преподавателя (такого же думающего и ищущего, конечно) – это и интересный собеседник, и (иногда) даже оппозиционер. Такой студент является двигателем внутреннего развития студенческого коллектива и взаимоотношений с преподавателями. Хорошо, когда такой студент прилежно посещает занятия и имеет сносный характер. Но даже если не так, ничего страшного, ведь самое важное – познание – он реализует! А это в большинстве случаев залог становления в будущем хорошего специалиста.
    Более сложный образ охватывает сразу несколько сторон человеческого бытия и личности: мировоззрение, поведение и характер, ценностные ориентации, академические способности и социальную активность студента. Такой образ нужно разобрать детальнее.
    На первое место я поставила мировоззрение: оно является фундаментом (явно или косвенно) при поступлении в вуз, играет ведущую роль в выборе будущей профессии. Итак, идеальный студент уже при поступлении в вуз понимает и осознает свое место в профессии и место профессии в его жизни, даже если это понимание еще носит поверхностный (хотя кто судьи?) характер.
    Поведение и характер идут почти в начале, так как отражают некую личностную и социальную зрелость человека, вступающего на путь профессионального становления – как он ведет себя в обществе, с людьми разного статуса и возраста? Умеет ли он проявлять лучшие свои качества, умеет ли контролировать себя? Воспитан ли он, в конце концов? Так, идеальный студент – тот, кого не нужно перевоспитывать и «довоспитывать». Он либо уже воспитан, либо с успехом сам себя воспитывает.
    Что касается ценностных ориентаций, то здесь, отчасти, вопрос близок к мировоззрению студента, но всё же более узок и широк одновременно: что является ценным в жизни человека? На что он ориентируется при выборе того или иного решения на своем жизненном пути? Какие ценности ставит на вершину своей «ценностной пирамиды»? Готов ли он жертвовать ради общечеловеческих ценностей? Считается ли он с ценностями других? Как глубоко он осознает ценности, заложенные в его будущей профессии? На эти и многие другие подобные вопросы в отношении ценностей идеальный студент ответит в русле высокодуховного философа-практика: «Гуманизм и ценность жизни превыше всего, а я лишь их слуга и проводник». Да, таков странный у меня образ – мы, дети ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, на какой бы специальности не обучались, должны нести высокие идеалы и ценности той культуры, в которой выросли. И настоящий, идеальный студент это неизбежно чувствует и стремится реализовывать.
    Академические способности в этом «сложном» варианте идеального студента я поставила предпоследними, так как они, с одной стороны, как будто сами собой разумеющиеся после всего выше перечисленного, а с другой стороны – действительно не самые главные. Ведь студент это не школьный ученик, задача которого учиться, учиться и учиться, это практически полноценный «творитель» взрослого мира, который еще просто учится делать это качественно и профессионально. Так вот, академические способности идеального студента – это стремление максимально глубоко и широко изучить, понять азы своей будущей профессии, и пропитавшись всеми ее компетенциями, стать мастером выбранного дела.
    Социальная активность – как завершающая окантовка в этом образе идеального студента, внутреннее содержание которого соответствует высокоорганизованному взрослому человеку со зрелым сознанием, понимающему свое место в мире людей и стремящемуся к качественной реализации своего потенциала. Социальная активность в группе, в жизни вуза и за его пределами – это еще один показатель готовности студента быть частью социального мира, стремления делиться с миром «собой» и также принимать этот мир.
    Возможно, моё понимание и ощущение идеального студента слишком утопично, но на то он и идеал, чтобы быть почти недостижимым и тем самым толкать к бесконечному развитию.
    Просмотров: 123
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии

  3. Раздел:
    Заветный студенческий билет в кармане, в твоей жизни начинается новый этап, который открывает двери в будущее. У тебя есть огромное желание и стремление получать новые знания, ты сможешь максимально проявить свои способности, ты хочешь стать идеальным студентом!
    Идеальный студент… А разве такое возможно? Ведь, согласитесь, в жизни каждого студента бывают моменты:
    -когда не хочется идти на лекцию ;
    -когда забываешь выполнить домашнее задание ;
    -когда случайно засыпаешь на паре .
    “И что, идеальным студентом я уже не стану?” – спросите вы. А почему бы  и нет, хотя… Давайте рассмотрим этот каверзный вопрос со стороны строгих преподавателей и со стороны весёлых студентов.
    Идеал студента: взгляд самого студента.
    1.Студент всегда идеален, ведь он герой, который смог проснуться очень рано, отсидеть или отоспаться на всех лекциях и остаться “живым”, после очередного сумасшедшего дня в институте. И так каждый день!
    2.Студент всегда идеален: он выживает в любых условиях (за ночь способен подготовиться к экзамену и сдать его), он не боится трудностей, обладает недюжинными интеллектуальными способностями (попробуйте каждый день придумать причину опоздания или прогула).
    3.Студент наслаждается лучшим периодом в своей жизни на полную катушку, а значит он не дурак.
    4.Идеальный студент в сутки вмещает не 24 часа, а все 72, а может и больше. Он успевает всё, даже посетить лекции, которые ему не очень – то и нравятся.
    Ну как, по все студенческим критериям, Вы уже идеальный студент?
     Идеал студента: взгляд преподавателя.
    Ну, здесь всё построже и посерьёзней, ведь они – преподаватели!
    1.Идеальный студент – это студент, который сам сможет оплачивать свою учёбу. И вот тогда он будет понимать, что уровень его знаний будет зависеть от собственноручно заработанной копейки.
    2.Идеальный студент – это студент, который подготовлен учиться в ВУЗе, он сможет проявить себя, как творческая личность при выполнении любого задания.
    3.Идеальный студент – это воспитанный человек, обладающий, исключительно, хорошими манерами. Его стремления к знаниям должны стоять на первой ступени пьедестала.
    4.Идеальный студент должен уметь думать. Наличие собственной точки зрения – это работа собственных мыслей, а данный факт уважают все!
    5.“В споре рождается истина” – это девиз для идеального студента. Студент, который сидит, сложа аккуратненько руки, да ещё и молча всю лекцию – это, безусловно, “правильный” студент, но не идеальный.
    6.Идеальный студент – это студент, который не стоит на месте, он постоянно стремиться к чему – то более высокому, сравнивая себя только с самим собой!
    7.Идеальный студент учится не ради оценок, а ради тех знаний, которые пытается донести преподаватель.
    Ну, что сложно стать идеальным студентом для преподавателей? Может стоит задуматься, ведь их критерии не так уж и сложны? Просто нужно подумать, для чего ты поступил в ВУЗ и стать идеальным студентом!!!

  4. Дыгало Евгений
    БОУ НПО ПУ №33
    г. Называевск, Россия
    Эссе
    Студент современной России.
    В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. Течение жизни очень быстрое. Образ среднестатистического российского студента, считаю, за последнее время изменился. Современный студент осознаёт, что успех в жизни напрямую зависит от того, насколько хорошим специалистом он сможет стать по окончании учёбы. Для того, чтобы обеспечить своё благополучие и стабильность в будущем, выдержать конкуренцию, современный молодой человек вынужден стремиться к постоянному профессиональному развитию.   Студент сейчас воспринимается динамичным, талантливым, легко обучаемым. На мой взгляд, это человек, который должен всё успевать. Он активный пользователь информационных технологий и быстро адаптирующийся в настоящем мире. Студент современной России не так беспечен, как кажется некоторым. Он знает множество социальных и экономических проблем, в курсе политических новостей.
    Но студенческие годы заключаются не в одной учёбе. Здесь есть все возможности раскрыться как личности. Надо только принимать участие в общественной жизни образовательного учреждения. Можно петь, танцевать, заниматься спортом, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах. Ты можешь открыть в себе новые способности, о которых раньше и не подозревал.  Активной жизненной позицией ты поднимаешь рейтинг своего учебного заведения. И твои усилия не останутся незамеченными.
    Основной же чертой, которая объединяет студенчество всех времён, является дружба. Проживание в общежитиях, совместная сдача зачётов и экзаменов, студенческие праздники по-прежнему сплачивают коллектив и объединяют людей на долгие годы воспоминаниями о студенческом братстве.
    Вот такой собирательный образ современного студента у меня получился: немного безалаберный, немного мечтательный, но и ровно настолько же трезво смотрящий на жизнь. Да, молодости свойственно заблуждаться, переоценивать собственные силы и видеть порой всё в розовом цвете. Но уж лучше, я думаю, делать свои ошибки и стремиться к недосягаемым идеалам, чем смотреть на всё окружающее скептически-безнадёжным взглядом.

  5. Идеальный вуз… Миф или реальность? Всего лишь наивная фантазия или действительно возможный факт? Каким должен быть университет мечты современного подростка?
    Конечно, каждый хочет, чтобы вуз представлял собой шикарное здание, имел красивый вид из окон, много цветов внутри, а снаружи – зеленый парк для отдыха студентов и преподавателей в перерывах между парами и после занятий. Все кабинеты представляются чистыми, недавно отремонтированными, хорошо оснащенными, с удобной и комфортной мебелью. Для перемещения по любимому университету построены лифты. Чем больше – тем лучше, и никаких страшных историй о застревании в них.
    Что касается занятий, то продолжительность можно оставить той же – 1,5 часа. Начинаться они будут хотя бы в 10 часов утра, чтобы все студенты высыпались и с новыми силами приходили на учебу. Никаких пар по субботам, а в пятницу – короткий день. Возможна разная форма проведения занятий: лекции, семинары, круглые столы по различным волнующим и актуальным вопросам, дебаты, мастер-классы. При хорошей погоде – обучение на свежем воздухе и побольше экскурсий по городам России. А может, даже удастся побывать за границей?!
    Каким же должен быть студент идеального вуза? Тоже идеальным! Он не должен болеть, чтобы не пропускать лекций. Должен знать все (абсолютно ВСЕ!). Он не должен ни пить, ни курить, ни нецензурно выражаться (и, вообще, не ругаться!) Идеальный студент должен быть вежлив. Должен не экономить стипендию, а лучше вообще ее не тратить. У него 8 рук, 4 ноги, хвост и крылья, чтобы успевать везде и во всем. Идеальный студент ни в коем случае не должен быть человеком (люди так несовершенны!). И, наконец, идеальный студент обязан уметь спать с открытыми глазами, при этом читая, конспектируя лекции и отвечая преподавателю. Увы, идеальных студентов просто не может быть, иначе остальных выгонят из учебного заведения. Поэтому требования к студентам остаются обычными.
    А преподаватели? Преподавательский состав – это суперпрофессионалы, заботливые и внимательные люди, которые любят свою работу. А значит, с удовольствием устраивают факультативы, находят индивидуальный подход к каждому студенту, объективно оценивают знания. Систему оценки можно также оставить пятибалльной.
    Конечно же, в идеальном вузе очень высокие заработные платы и стипендии. Предоставлено «море» бюджетных мест, а у «коммерческих» студентов, которых можно пересчитать по пальцам, фиксированная плата за обучение.
    Кроме того, «вуз-мечта» имеет прекрасную столовую с богатым меню, качественными продуктами и низкими ценами. Библиотеки содержат всю необходимую литературу для учебы не только в печатном, но и электронном варианте. Компьютерные классы оснащены по последнему слову техники, и возможен свободный выход во всемирную паутину. Здесь имеются комнаты отдыха с мягкими диванами, умиротворяющей атмосферой и расслабляющей музыкой.
    Естественно, такой университет с высококвалифицированными преподавателями имеет высокий статус и рейтинг. Поэтому по окончании учебы выпускников будут буквально рвать на части с предложениями о престижной работе, и все смогут найти себе любимое дело по душе.
    Таков идеальный вуз в моем представлении, а что думают по этому поводу другие студенты Чувашского госуниверситета им. И.Н. Ульянова?
    Евгения Шляхина:
    – В мире нет ничего идеального, но вуз, в котором качественно преподносят знания, где царит взаимопонимание, а студентов ценят за моральные качества, я могу назвать идеальным. Плюсы подобного университета в том, что он – государственный, здесь хорошие и требовательные преподаватели, дружный коллектив; минус – высокие цены за обучение.
    Сюзанна Скворцова:
    – У меня есть давняя мечта – получить знания в идеальном вузе, вузе моей мечты!.. Во-первых, каждый студент был бы не против доступных цен в кафе, столовых. Как известно, на голодный желудок невозможно думать. Если в кармане лежат лишь остатки стипендии, как быть? В таком случае должны помочь низкие цены. Рейтинг вуза тогда необычайно возрастет.
    Во-вторых, мест, где учащиеся могли бы подкрепиться, должно быть много, чтобы не стоять в очереди. В этом заключается ещё один важный плюс – студенты не будут опаздывать на пары, и преподаватели будут этому рады.
    Чего не хватает студентам? – Приключений! Путешествия в другие города, страны, походы… Вот что нас манит. Маленькой стипендии на это не хватает. Вот если бы ввели какие-нибудь льготы, мы были бы очень признательны!
    Понимаю, мечтать не вредно… Но все-таки, мечты сбываются!
    …Это – мнения подростков, но даже у взрослых людей существует своя точка зрения об идеальном вузе. Например, ведущий сотрудник Аналитического центра Юрия Левады Б.В.Дубин приводит свои критерии, которым должен соответствовать университет, претендующий на звание идеального:
    – направленность и типы учебных пособий, соотношение общих и специальных дисциплин;
    – характеристика абитуриентов, их мотивация, университетские требования к ним;
    – состав и уровень профессуры, соотношение исследований и преподавания;
    – направленность и структура образовательного процесса; предоставляемые студентам возможности и права, уровень их самостоятельности и влияния на учебный процесс;
    – централизованные и местные государственные субсидии, собственные средства;
    – запросы общества к образованию.
    Таковы требования взрослого мира, и не всегда мнения двух поколений схожи, что создает определенные преграды на пути создания идеального учебного заведения.

  6. < << ??? >>>
    Преподаватель, как, впрочем, и любой человек, живет в определенной системе координат, заданной предыдущими знаниями и зачастую на происходящие изменения не реагирует. А конкретная ситуация каждый раз меняется, за одними и теми же внешними проявлениями скрываются разные причины. Общеизвестно, что самыми консервативными и наиболее стойкими по отношению к новому во все времена были и остаются люди в педагогической системе. Это хорошо: они сохраняют преемственность традиций и передают апробированные временем знания и умения. С другой стороны, это тормозит и затягивает процесс адаптации молодого поколения к новым условиям, особенно в период быстрых социальных перемен. Изменения, происходящие в обществе, неравномерно отражаются на жизни людей, их работе, поэтому целесообразность перестройки и сама возможность перестраиваться осознается людьми по-разному. Каждый человек решает эту проблему по-своему, конкретно для себя. Отсюда очевидно, что преподаватели как никто другой нуждаются в информации о тех, кого обучают. Порой мы слышим, как преподаватели говорят: “Они ничего не хотят, они ничего не знают”. Неправда – хотят, но не того, чего, по мнению преподавателей, должны хотеть. Знают, но не то, что они должны, опять-таки по мнению преподавателей, знать.
    “А каким должен быть идеальный студент?” – на этот вопрос современные преподаватели отвечают иначе, чем в прошлые годы.
    Пятнадцать лет назад, выстраивая социально-психологический портрет так называемого идеального студента (термин условный, определяющий студента, с которым хотели бы работать большинство преподавателей), университетские педагоги на первое место ставили преимущественно такие качества, как дисциплинированность, прилежание, ответственность, в реальном же портрете они отмечали недостаточный уровень развития у студентов желаемых качеств и наличие таких нежелательных, как инфантилизм, социальная незрелость, учебная пассивность. Одной из самых характерных особенностей студенчества того времени преподаватели называли его ориентацию на получение высшего образования.
    В настоящее время стало уменьшаться число преподавателей, которые важнейшим качеством студента называли дисциплинированность, и постепенно стало увеличиваться число тех, кто в “идеальном” студенте видел прежде всего самостоятельно мыслящего человека.
    Такое положение определяет время. Сегодня молодые люди сталкиваются с задачами, решение которых отсутствует в жизненном опыте родителей. Нет их в содержании обучения ни общеобразовательной, ни высшей школы. Нынешние молодые люди должны не просто самостоятельно отыскивать выход, но и обучаться умению решать новые, современные задачи. При этом старый опыт сегодня может быть просто помехой, барьером на пути поиска оригинального решения. И если раньше “дисциплинированность”, как послушание и следование укоренившимся образцам, более всего способствовала успеху, то нынче обеспечить успех могут именно самостоятельность и оригинальность мышления.
    Однако на практике все далеко не так гармонично. По высказываниям студентов, именно самостоятельность мнений и суждений, оригинальность оценок, непохожесть поведения вызывают негативную реакцию преподавателя. “Свободомыслие не допускается”, – категорически утверждается в большинстве студенческих ответов.
    Особенно поражают описания студентами конфликтов с преподавателями. В них нередко фигурируют такие определения, как ненависть преподавателя, жестокость, месть, унижение достоинства студента.
    В материалах исследования, проводившегося в 1998/99 учебном году, содержатся такие высказывания студентов: “На вопросы студентов преподаватели нередко отвечают с каким-то пренебрежением”, “Самое большое удовольствие для некоторых преподавателей – это экзамен. Если придешь нарядная – унижают, если кто-то одет убого – принимают как подружку” и т.п.
    Материалы, выпущенные головным советом Госкомитета по народному образованию – “Общественное мнение”, “Образ прошлого и будущего в сознании студентов”, “Студенчество: социальные ориентиры и социальная политика”, убедительно показывают, что 60% педагогов придерживаются сугубо авторитарных позиций и не интересуются мнением студентов, не говоря уже о том, чтобы с ним считаться. Вуз по-прежнему привычно использует формы и методы авторитарной педагогики, или, как ее еще называют, педагогики тотальной требовательности, а короче – угроз: если не сдашь, если не выучишь, и т.п. В этом смысле можно констатировать, что для реальных прогрессивных изменений в высшей школе условия далеко не благоприятные.
    А в результате ухудшаются самочувствие, здоровье и студентов, и преподавателей: 45% студентов страдают теми или иными хроническими заболеваниями; большинство молодых людей быстро устают, им нужно в два раза больше времени на отдых, чем их родителям 20-30 лет назад, а это означает, что они менее успешно осваивают программу; 50% преподавателей испытывают негативные эмоции, неудовлетворенность, неуверенность, страдают неврозами, соматическими заболеваниями…
    Проведенные кафедрой педагогики и психологии высшей школы МГУ им. М. В. Ломоносова исследования позволяют набросать портреты преподавателя и студента глазами друг друга, причем как идеальный, так и реальный.
    Студенты идеальным преподавателем назвали прежде всего знатока преподаваемого предмета и соответствующей области науки, честного, справедливого человека, хорошего психолога, умеющего понять другого человека. При этом младшекурсники на первое место ставили именно умение понять студента, в то время как старшекурсники более всего ценили компетентность. И это закономерно: сложный период адаптации первокурсников к новым условиям требует психологической поддержки, оказать которую может только понимающий и уважающий студента преподаватель. Вообще аристократизм профессоров, преподавателей, каждого сотрудника вуза, от которого в какой-то степени зависит студент, особенно это касается первокурсников, состоит в том, чтобы никогда, ни в какой обстановке не допустить покушения на суверенитет, личное достоинство студентов. Достаточно вспомнить атмосферу старых российских вузов. “Здравствуйте, господа студенты”, – приветствовал аудиторию профессор, тем самым подчеркивая свое уважение к ним и их равенство с собой как личностей и будущих коллег по профессии.
    Ну, а когда студент освоится и научится решать свои проблемы самостоятельно, он становится менее строгим в оценке личностных качеств преподавателя и более требовательным по отношению к его научной компетентности.
    Впервые за последние десятилетия обе стороны – студенты и преподаватели – едины во взглядах на модель идеального преподавателя и студента, т.е. желаемого партнера в учебном процессе вуза. Модель преподавателя, которую студенты назвали “супер” и которую единодушно принимают преподаватели: человек широкого кругозора, успешный в научном поиске, независимый в суждениях и поступках, хороший психолог. Ну, а модель идеального студента еще более лаконична: молодой человек, имеющий интерес к науке и умеющий самостоятельно мыслить. Так мало и так труднодостижимо.
    Снижение общекультурного уровня, как всегда, прежде всего отразилось на молодых. На собраниях преподавателей университетские педагоги с болью констатировали обеднение интеллектуального запаса нынешних студентов, упрощение схем мышления, недостаточную развитость сферы чувств, что в значительной степени вытесняет из процесса обучения, особенно в гуманитарном образовании, не только понимание, но и знание. Наша высшая школа традиционно отличалась высоким уровнем теоретического мышления, широким кругозором своих выпускников. Сегодня эта традиция утрачивается с еще большей скоростью, чем раньше…
    Не противоречат ли эти два факта друг другу? С одной стороны, снижение общекультурного уровня студентов, с другой – высокая оценка в модели преподавателя “широкого кругозора”, “знания не только предмета”? Нет, не противоречат, а обусловливают друг друга. Именно потому, что познавательная потребность нормально развивающейся личности не была поддержана и удовлетворена должным образом в предыдущий возрастной период. Сейчас она проявляется более интенсивной, чем прежде, потребностью получить от преподавателя нечто большее, чем конкретные факты преподаваемого предмета, – то, что мы традиционно относим к понятию “широкий кругозор”.
    В силу присущей молодым социальной чуткости они, пусть неосознанно, улавливают, что студенческий период может оказаться последним шансом полноценного интеллектуального развития, включающего не только сугубо профессиональные знания и умения, но и более важные – общекультурные, формирующие понимание контекста профессиональной деятельности.
    Изучение личности студента в практике высшей школы осуществляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уровень общеобразовательной подготовки, характер деятельности до поступления в вуз, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии. Для выявления всего этого широко используются опросы, наблюдения, рецензирование самостоятельных работ студентов, результаты выполнения контрольных заданий, зачетов, экзаменов, тестирование. На основе такого изучения осуществляется дифференцированный подход к студентам. Выявляются трудности в учебе и практической работе, предпочтение учебным дисциплинам и видам занятий, самооценка уровня своей деятельности и себя как личности, степень удовлетворенности.
    Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации, состоящим личности и коллектива по осуществлению управления и руководства. Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как ее главное назначение – обеспечить подготовку специалистов для различных отраслей народного хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Студенческая деятельность в целом не относится к сфере материального производства. Основное в деятельности студента – учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. К числу особенностей деятельности студента следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность студента протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности – книги, лабораторное оборудование и т.д.; для деятельности студента характерна ннтенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).
    Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразумеваются личностные особенности (адаптивность, пластичность личности, напряженность мотивации и т.п.) н весь интеллектуальный потенциал человека.
    Успех любой деятельности, в том числе и учебной, в первую очередь зависит от уровня интеллектуального развития. Взаимосвязь между интеллектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует определенного уровня способностей к этой деятельности, которая в свою очередь определяющим образом влияет на процесс развития и формирования способностей.
    Успеваемость студентов зависит не только от общего интеллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, направленности личности, ее самосознания и т.п.
    < << ??? >>>
    Этапы ее решения
    Единицами тестирования служат тестовые задания это одна единица контрольного материала
    Культуры
    Представляются вам важными в долговременном плане течение работать
    Вместе с тем получаемые решения

  7. Казанский государственный университет культуры и искусств.
    Сочинение.
    На тему : Студент глазами студента.
    Выполнила:
    Студентка гр.492
    Шайхутдинова Л.Д.
    Научный руководитель:
    Кашуркина
    Казань 2009
    Каждому человеку в своей жизни нужно получать высшее образование. Как и где получать его человек решает сам. Но в нашей жизни все бывает наобарот. Кто-то учится, чтобы не поехать в армию, кто-то по указанию родителей, кому-то нужно просто корочка высшего образования, а кто-то по своему желанию. Но мое мнение такого, что каждый молодой человек сам должен решать как ему быть в дальнейшем: продолжить учебу или идти работать. Суть то не только в этом, а суть в том, что есть ли возможность продолжить учебу в высших учебных заведениях?!? Вопрос стоит жестко, но все, же желание пойти и продолжить учебу не теряет свое актуальность. Многие ставят перед собой большие задачи, в том числе поступить в университет. Поступить и на бюджетной основе в наше время очень сложно. Во первых, в высших учебных заведениях каждый год сокращают бюджетные места, а во вторых, нужно собрать хорошие баллы по ЕГЭ. Хотя плюс этого года в том, что один студент может подать документы на несколько учебных заведений. Но плюс ли это на самом деле? Даже не знаю, но по мне это, с одной стороны хорошо тем, что если молодой человек не смог поступить на одно может он сможет поступить в другое учебное заведение. И у него появляется шанс. А если посмотреть, с другой, то много возни с документами и еще многое другое. У всех свое мнение по этому поводу. Ладно, этот вопрос можно рассматривать бесконечно. И поэтому лучше перейдем к рассмотрению жизни студенческой среды.
    Студент, студенческая жизнь, среда, быт, обычаи, традиции, праздники, одногрубники- все эти слова и словосочетания ведут за собой большое значение. Как говорят уже «бывшие студенты»,
    –Студенческая среда- это самое прекрасное, чистое, завораживающее время в жизни человека, которое нельзя вернуть, как и молодость, если даже захотим.
    Студент –это еще одна большая ступенька в жизни молодого человека. Жизнь студенческой среды многообразное и интересное. Для того чтобы его понять нужно самому стать студентом. Лекции, творческие занятия, практика, новые друзья – все это присуще жизни студента.
    Но есть люди, которые всю жизнь учатся. Их называют со смешкой «вечный студент».
    Молодой человек став студентом воля неволя уже становится другим, более взрослым человеком. Он самостоятельно от родителей начинает принимать важные решения. У человека повышается к себе уважение. Он в полной мере самовыражается.
    Если же посмотреть студенческую жизнь поподробнее, можно узнать очень интересные моменты. Мне кажется, у студента никогда не бывает свободного времени. Студента всегда можно разглядеть из толпы. Он всегда выделяется веселостью, от него веет молодостью, рвением познать мир, драйвом, любовью. Все что связано студентами это интересно, это весело и смешно.
    Мне как студенту, нравится сама атмосфера студенческой жизни. Самое запомнившее зрелище, для меня было день первокурсника. Этот праздник как родник, который в дальнейшем поможет студенту превратиться в большую реку. Она помогает показать себя в полной мере. Сама атмосфера этого праздника – волнение, тревога, боязнь завораживает.
    Есть еще один интересный момент в студенческой жизни, которое мне очень нравится это дом студента. А это уже совсем другой мир, другая жизнь, которое навсегда остается в сердце и в памяти студента. Новые знакомства, совсем иная среда в общежитии, праздники, устраивавшие в честь первокурсника, клятва студентов – все это незабываемые моменты.
    Студент – это мы, это вы и это я. Эмоции перехлестывают мои мысли. Если сделать вывод, нужно обязательно отметить, что быть студентом – это очень ответственно. Поэтому нужно соответствовать этому статусу и гордо носить это имя!!!

  8. Раздел:
    Очень часто будучи студентами, мы с однокурсниками задавались вопросом: “А каким должен быть идеальный студент по мнению преподавателя?”
    Предположений возникало огромная масса, но самим спросить у преподавателей духу почему то не хватало. Каким он виделся нам? Одним как ботаник, внимательно схватывающий и записывающий каждое слово лектора, другим как усидчивый, дисциплинированный хорошист, который случает и старается запомнить и понять новую тему, третьим же просто как разгильдяй – гений, который даже проспав или прогуляв лекцию прекрасно разбирается в рассматриваемом вопросе.
    Каждый из нас пытался доказать свою, как ему казалось”верную” точку зрения, но в итоге к единому решению мы придти не могли.
    Именно поэтому мы попробовали составить кодекс идеального студента для преподавателя с нашей студенческой точки зрения, а потом проверить верность наших умозаключений.
    Что же мы определили главными параметрами такого студента
    Во первых идеальный студент должен иметь представление о том какой предмет и как зовут преподавателя. Звучит как из старого анекдота, но роль имеет немалую для педагогов.
    Во вторых – иметь лекционную тетрадь( желательно отдельную под его предмет, а не универсальный конспект для всех дисциплин) и пишущую ручку( а лучше несколько и разных цветов). И соответственно вести записи по мере необходимости.
    В третьих- постоянно присутствовать на занятиях, как лекционных, так и практических, и принимать в них самое активное участие. При этом появляться в аудитории за несколько минут до звонка и выдерживать всю пару, без движений в сторону двери.
    В четвертых – уточнять материал непонятый и недослышанный на паре, осмысливать его и делать собственные умозаключения и выводы. Уметь применять теорию полученную на лекции в практических целях.
    В пятых – придти на экзамен подготовленным, полностью владея материалом, без каких – либо шпаргалок.
    Именно так мы и представляли себе студента- идеала в глазах преподавателя.
    Верность мы проверяли на разных преподавателях, и в целом кодекс подтвердил свое право на существование.
    Теперь спустя некоторое время став преподавателем сама, я могу смело сказать, что правила эти может и верны, но далеко не на сто процентов. Это лишь верхушка огромного айсберга, для педагога. И далеко не всегда преподавателю важна лекционная тетрадь или ручка.
    Сейчас для меня идеальный студент тот, который на самом деле увлечен предметом, который я преподаю.
    Студент который смотрит с заинтересованностью , а не поглядывает на часы в надежде долгожданного звонка.
    Студент, который вникает в суть вопроса и материала предмета, а не плавает на поверхности.
    С такими студентами хочется работать, хочется учить,хочется готовиться к каждой лекции и находить новые и интересные материалы и факты, и становиться лучше в преподавании!
    Будьте такими студентами! И про вас скажут, что вы были самыми лучшими, то есть идеальными!

  9. Студенческая жизнь полна ярких моментов. Студенчество и молодость две родные сестры. Момент поступления в колледж или университет очень волнительный. В школе всё было по-другому. Школьная пора – самое беззаботное время. Время для игр, познания мира и общения со сверстниками. И дальше всё это будет, но уже по-взрослому.
    В школе было время для подготовки, выбора нужных предметов. Школьник, становясь старше, больше думает о том, чем ему заниматься по жизни. Но, к сожалению, наши мечты не всегда становятся реальностью. Но, несмотря на это, многие выпускники школ поступают в университет, который хотели. Вступительные испытания позади, баллов достаточно.
    Наступает время знакомства с однокурсниками. Все такие же, как и ты. Пока ещё ничего не знают, здание института очень большое. Очень сложно быстро найти нужную аудиторию. Появляются новые предметы, которых не было в школе. Требования теперь совсем другие. ЕГЭ по сравнению с ними – разминка перед серьёзными нагрузками. Предметов много, каждый преподаватель требует, чтобы его предмет знали на отлично. А всего предметов, минимум 15. Здесь не школа. Не выучил – за красивые глаза тройку не поставят, быстро отправят на пересдачу. Отличники тут тоже есть, но они, то и делают, что не вылезают из учебников.
    Студенческая жизнь – время новых знакомств, именно в институте можно встретить много интересных и образованных людей, кто-то в эту пору находит свою любовь и лучших друзей. Многие ребята для того, чтобы продолжать учиться, вынуждены работать. У них очень мало времени, но они каким-то образом умудряются совмещать работу и учёбу. Утром на парах, вечером на работе, а ночью за учебниками. Сложный ритм, но нужно строить своё будущее. Кому-то повезло, некоторые студенты ничего не учат и всё время отдыхают, потому что у них есть хорошие связи.
    Именно во время обучения в университете многие сталкиваются с вопиющей несправедливостью. В жизни многое бывает. Студенческая пора – самое лучшее время, человек познаёт жизнь, заводит много интересных связей и знакомств, осваивает профессию и получает необходимые для работы и общения навыки. Потом из простых студентов выходят знающие своё дело специалисты.

  10. Ответ оставил Гость
    Меня зовут Юрий и мне 17 лет. Недавно я окончил школу и поступил в педагогический университет. Я теперь студент факультета физической культуры. Закончив учебу, я планирую стать учителем физкультуры в школе и профессиональным тренером. Мне всегда нравились физические упражнения и спорт. Даже во время учебы в школе, физкультура была моим любимым предметом. После школьных занятий я ходил в тренажерный зал или играл в подвижные игры с друзьями. Мы играли в теннис, баскетбол, футбол, настольный теннис, пляжный волейбол и т.д. Сегодня я горжусь тем, что являюсь студентом лучшего учебного заведения в нашем городе. Мне нравится быть студентом. Это так весело. Помимо учебы, мы участвуем в различных конкурсах и забавных сценках. Например, каждый год на День университета существует традиция ставить смешные зарисовки. Это событие приходится на октябрь. Каждый факультет готовит несколько шуток, а затем выступает с ними на сцене. Я также был частью команды, и мы победили другие факультеты. Во время соревнований по бегу, мы тоже пришли первыми. Я думаю, что у нас такой побеждающий факультет, потому что спортсмены по натуре борцы. Несмотря на то, что это мой первый год в университете, я уже успел пройти практику, обучая детей в лагере. Это был отличный опыт. Все, что я должен был делать, так это просыпаться рано утром и делать утреннюю зарядку с детьми лагеря. Во второй половине дня мы устраивали соревнования. А вечером мы сидели вместе у костра и дружно пели песни. Время пролетело быстро в лагере и вскоре пришлось возвращаться к городской жизни. В заключение, я хотел бы сказать, что, быть студентом здорово. Я уверен, что, когда стану старше, то буду вспоминать эти годы с улыбкой на лице.

  11. Эссе на тему:
    «Идеальный преподаватель»
    Кто такой преподаватель высшей школы и чем он отличается от обычного учителя средней школы? На мой взгляд, отличия есть и они существенные, но, к сожалению, в современном мире они стали стертыми, поверхностными и словно неважными.
    Если мы обратимся к истории высших учебных заведений, то увидим, что изначальная цель вуза – интерпретация божественных писаний и выведение из них житейских законов. И преподаватели, и студенты должны были добросовестно служить народу и Богу, быть посредниками между ними, нести ответственность за дела житейские своего населенного пункта.
    Студент и преподаватель в те времена (Средневековье) были людьми особого ранга, практически неприкосновенными и судились, при необходимости, в особом порядке. Таким образом, изначальная роль преподавателя – нести, преподавать божественную истину и знания, знания высшие, определяющие уклад мысли и всей жизни отдельного человека и всего народа. Преподаватель должен сам быть образцом того идеала человека, к которому он, по призванию своему, должен призывать других.
    Что же касается учителя школьного, то в его функции входит передача знаний земных, бытовых, необходимых в рутинной жизни, независящей, по большому счету, от законов божественных (это гигиенические ЗУН, навыки чтения и письма, самообслуживания и труда).
    Что же изменилось за несколько веков? Роль школьного учителя во многом осталась прежней, но обогатилась большим числом обязанностей и ответственности. Также добавился учитель «младший» – воспитатель, работающий с детьми до школы. А преподаватель высшей школы – что «стало» с ним?
    На мой взгляд, педагог высшей школы, независимо от своего ученого звания, потерял свое истинное предназначение в наше время. Сейчас от преподавателя ждут чаще всего успешной подготовки квалифицированных специалистов разных профилей и мастей. Но в этом ли их основное могущество и миссия? Конечно, нет.
    Настоящий педагог ВЫСШЕЙ школы по-прежнему должен нести ВЫСШИЕ ценности и знания, не зависимо от того, какого специалиста он готовит. Он должен пробуждать совесть, персональную и коллективную ответственность у всех, кого обучает.
    Идеальный преподаватель тот, от общения с которым и даже простого присутствия которого у окружающих студентов пробуждается РАЗУМ (а не обыденный ум), постепенно раскрывается и обогащается ценностно-смысловой багаж человека, возникает стремление к самопознанию и саморазвитию. Идеальный преподаватель тот, рядом с которым видишь свои пороки и слабые места, словно тебя освещает мощный источник света, и тебе становится стыдно за них. Тот, после слушания которого, хочется искать ответы на вопросы и делиться с ним своими ответами. Тот, кому не боишься раскрывать свои идеи и опасения. Тот, в которого веришь и знаешь, что не всё еще потеряно в этом мире. Это тот человек, за которым хочется идти, доверять, тот, у кого всегда есть Цель и она не угасает, не придумана для «убиения» времени и сил, а отражает истинные потребности человечества и ведет к их удовлетворению и духовно-нравственной эволюции общества.
    А где же обучают такому умению преподавать? Нигде. Это свет разума и сердца, который не появляется и не формируется извне. Это свет, рождающийся из глубин каждого нас. Но задача преподавателя высшей школы в том, чтобы нести этот свет и зажигать его в других….
    Дата написания: 28-29.05.2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *