Сочинение на тему идеалы фамусовского общества

9 вариантов

  1. Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” — “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.
    Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой — Фамусов и те, кто рядом с ним, — фамусовское общество.
    Фамусов — типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” — его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,
    проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,
    опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,
    мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и
    мнений”.
    Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.
    Молчалин — фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам
    Юрьевнам.
    Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае — доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.
    Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,— Репетилова. В его сбивчивом
    рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших
    людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий
    идеи, дорогие сердцу автора.
    Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих
    оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и
    престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной кокеткой, подминающей под каблук собственного мужа, и целым рядом лиц, непосредственно в комедии не участвующих, но упоминаемых в беглых и метких характеристиках.
    Как видим, представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный геройсломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен. Смех побеждает среду, кишащую молчаливыми, скалозубами, загорецкшси,—
    отжившее фамусовское общество.

  2. Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»
    В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.
    Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

    Внесценические персонажи комедии

    Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
    Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
    Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
    Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
    Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

    Выводы

    Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

  3. А.С. Грибоедов был разносторонним и талантливым человеком. Но известным драматургом его сделала пьеса «Горе от ума». Сам автор отнес свое творение к жанру социальной комедии. Критики и современники сомневались в юмористической форме произведения.
    Книга дарит нам широкую полифонию образов. Но сюжет крутится вокруг четырех героев: Чацкий, Фамусов, его дочь Софья и секретарь Молчалин. Эти личности наиболее раскрыты автором. Основной конфликт произведения в противоборстве устоев «фамусовского общества» и современных, европейских идей Чацкого.
    Среди представителей «века минувшего» не только старики, доживающие свой век дворяне. Есть молодежь, зараженная, насквозь пропитанная этими идеями, испорченная праздной, пустой жизнью. Образование и наука здесь не в чести. Фамусов считает учение злом, ядом, уверен, что все книги должны быть сожжены. Несмотря на это «радеет» о воспитании дочки «с колыбели», нанимая ей учителей иностранцев. Не потому, что это принесет результат, а просто так принято в данной среде.
    В этом обществе не нужно быть добропорядочным, честным, благородным, образованным. Таким важно лишь казаться. Низкопоклонничество и чинопочитание здесь главные добродетели. Можно быть хорошим военным, дипломатом, чиновником, исправно выполняющим свою работу, но так и не получить высокой должности. Зато те, «чья чаще гнулась шея» при чинах.
    Браки здесь заключаются лишь по расчету, о любви не может быть речи. «Пусть плохенький», но чтобы в родовом поместье не меньше двух тысяч душ. Пусть не блещет умом, красноречием, но «при чинах, да при звездах». Иного же зятя не примут в семью. Так Фамусов подыскивает будущего супруга для единственной дочери.
    Всем в пример ставится дядя Павла Афанасьевича – Максим Петрович. Он дослужился до «хлебной» должности тем, что был шутом при Екатерине. И умел рассмешить своенравную императрицу с помощью нелепых падений. Поэтому «едал на золоте», «выводил в чины, давал пенсии».
    Софья всю пьесу находится как между двух огней. Это смелая, решительная девушка, которая готова любить, молва ей не авторитет. Но ее, в конечном итоге, губит влияние «фамусовской Москвы», в которой она выросла и была воспитана.

  4. 1 Сочинение на тему горе от ума жизненные идеалы фамусовского общества Чацкий и фамусовское общество (по комедии Грибоедова Горе от ума). Денис Поваров добавил сочинение, 29 апреля 2014, 18:22, 158 просм. минувший обозначают в комедии определенный жизненный уклад, мировоззрение, такого образа жизни, таких идеалов: И точно, начал свет глупеть Комедия Горе от ума это и картина нравов, и галерея живых типов, конечно, будут проявляться и современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других. Его идеал свободной жизни определен: это свобода от всех этих Сочинение на тему Горе от ума: актуальность и по сей день. Сочинение на тему Горе от ума: актуальность и по сей день. Несколько Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества. Листов:. Темы для сочинений по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума: 1. За основу можно взять тему о фамусовском обществе и слегка развернуть её вокруг него, в нём соединены все их жизненные помыслы, принципы, идеалы. Д/З Написать сочинение на тему: Проблема ума в комедии Горе от ума, Быть самостоятельным, независимым в решении жизненных вопросов, Фамусовское общество наложило свой отпечаток на идеалы девушки:. (сочинение) Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова Горе от ума.) Когда Софье было четырнадцать лет, Чацкий уехал набираться ума в дальних Чацкий видит в мире то, что не видит фамусовское общество. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных. Сочинение на тему горе от ума жизненные идеалы фамусовского общества >>>Подробнее<<< Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Мастерство А.С. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусовского общества. Нравственный как иметь два таланта сочинение на тему жизненные идеалы. Сочинения Комедия Александра Сергеевича Грибоедова Горе от ума написана в и идеалы его отделены от взглядов и идеалов фамусовского общества Это завещание отца Молчалин сделал своим жизненным кредо. 2 Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. Фамусов и жизненная философия отцов в комедии Грибоедова Горе от ума Сочинение на тему Горе от ума: актуальность и по сей день. Комедия Горе от ума занимает исключительное место в истории Поэтому главная тема, основной конфликт комедии в борьбе века столкнулись в комедии, у каждого свои идеалы, ценности, жизненные Испытав мильон терзаний, Чацкий не изменил и не переубедил фамусовское общество. Высокие нравственные и социальные идеалы русской литературы Сочинение по произведению Грибоедова на тему: Сатира в произведении Горе от Ума на социальную действительность, оружием в общественной борьбе. он наивно проговаривается о своих жизненных идеалах, называя себя при. сочинение по теме- Фамусовское общество в комедии Горе от ума. а)идеалы б)отношение к службе в)отношение к просвящению и всему новому Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого. О комедии Горе от ума - интерес писателя к жизни народов Кавказа и их комедии(переплетение двух сюжетных линий общественной и личной, ума. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусова и фамусовского общества. Тема взаимоотношений поэта и народа, оценка поэтом своего. Сочинение на тему: Конфликт в комедии Грибоедова Горе от ума Своеобразны- ми идеалами этого общества выступают в мо- Для Лермонтова тема одиночества стала центральной, потому что он не нашел люди рядом с ним не разделяют его жизненных 3 принципов и убеждений, Поэт считает, что люди его поколения лишены высоких идеалов и ценностей. по произведению горе от ума на тему фамусовское общество0. План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным. Например, при описании жизненного пути князя Андрея уместна такая Если же нужен план сочинения Чацкий и фамусовское общество, следует, его горе от ума, то есть не те речи, не в то время, не в том месте. В комедии Александра Сергеевича Грибоедова Горе от ума действие Жизненный идеал когда же надо подслужиться, и он сгибался Взгляды Чацкого на жизнь противоположны мировоззрению фамусовского общества. Если Вам понравилось сочинение на тему: Век нынешний и век. Все сочинения? Сочинение по литературе? Сочинение на тему Почему В произведении А. С. Грибоедова Горе от ума Чацкий был единственным персонажем, противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Андреевича сильным, готовым до конца бороться за свои идеалы. сочинение, Выбирай! Комедия Горе от ума была написана в годы острой борьбы между старым, реакционным Главное для фамусовского общества это богатство. Идеалами для них являются люди в чинах. изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана. Сочинение на примере комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. успешно делают карьеру, богатеют, пользуются всеми жизненными благами. Все ее положительные качества растворяются в фамусовском обществе. Следующее: Образец сочинения на тему: Время и эпоха: его герой и антигерой. Сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных Татьяна милый идеал А. С. Пушкина, Помнит вся Россия про день Тема - вопрос Фамусовское общество в комедии Грибоедова Горе от ума, Образ.

  5. Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” — “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.
    Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой — Фамусов и те, кто рядом с ним, — фамусовское общество.
    Фамусов — типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” — его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,
    проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,
    опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,
    мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и
    мнений”.
    Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.
    Молчалин — фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам
    Юрьевнам.
    Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае — доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.
    Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,— Репетилова. В его сбивчивом
    рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших
    людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий
    идеи, дорогие сердцу автора.
    Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих
    оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и
    престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной кокеткой, подминающей под каблук собственного мужа, и целым рядом лиц, непосредственно в комедии не участвующих, но упоминаемых в беглых и метких характеристиках.
    Как видим, представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный геройсломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен.

  6. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за лю­дей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на катор­гу. Называет их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Филь­ками, Фомками. Таким образом, к службе представители фаму­совского общества относятся как к источнику личных выгод, службе «лицам», а не «делу».
    Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не ли­цам». Он презирает Молчалива, привыкшего «угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальни­ку, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова — подчеркивают малодушие безнравственного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою ясизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположе­ние Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качест­вами своего характера он дорожит больше всего: «умереннос­тью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непо­грешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
    Другим ярким представителем фамусовского общества яв­ляется Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и на­уки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — го­ворит полковник.
    Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои негативные качества. Так, Софья использует свой ос­трый ум для откровенной лжи, невольно распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его критичность. Не разобралась она и в Молчалине, который «лю­бит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского окружения, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в ду­хоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свеже­го воздуха» (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
    Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репети-лов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химера­ми» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.
    «Так! отрезвился я сполна», — говорит Чацкий в конце ко­медии. Что же это — поражение или прозрение? Да, финал ко­медии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полно­стью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац­ких «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он бо­рется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обличает подлый и пошлый фамусовский мир, в кото­ром русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

  7. 7
    Текст добавил: Сын виликого Отца

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» было создано в период зарождавшейся борьбы между «веком нынешним» и «веком прошлым». Это противостояние является главной темой произведения. В комедии Грибоедов показывает нам два противоборствующих лагеря. Это общество помещиков и дворян, чтивших крепостное право и все старое, отжившее, другими словами фамусовское общество, и общество молодых людей которые выступали против старых порядков. Одним из таких революционно настроенных молодых людей был Чацкий.
    Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.
    Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию Молчалина. Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

  8. Комедия “Горе от ума” была
    восторженно встречена революционно
    настроенными дворянами. Она отражала
    жизнь России, дух эпохи, разоблачала
    состояние русского общества, В основу
    комедии Грибоедовым было положено
    столкновение взглядов декабристов с
    реакционной массой дворянства. В своем
    произведении Грибоедов поставил рад
    важнейших проблем: проблему крепостного
    права и взаимоотношение дворян-помещиков
    и крепостного крестьянства, проблему
    государственной службы, просвещения и
    культуры, ложного и истинного патриотизма.
    5га проблематика придала комедии острый
    политический характер.
    «Скопище уродов общества, из
    которых каждый окарикатурил какое-нибудь
    мнение, правило, мысль, извративши по
    своему законный смысл их…» (Гоголь).
    Грибоедов – реалист вывел на сцену
    целую толпу обитателей дворянской Москвы.
    Это «тузы», как они гордо зовут себя,
    богатые и знатные вельможи. Они славятся
    не только своими заслугами на служебном
    поприще, не отличным выполнением
    гражданского долга, не орденами и ранами,
    полученными на полях сражений. Нет! Мы
    знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь
    уважают за то, что она
    Балы дает нельзя богаче
    От рождества и до поста
    И летом праздники на даче.
    Рисуя себе идеалы человека, у
    которого следует учиться жить, Фамусов
    говорит:
    Он не то на серебре,
    На золоте едал, сто человек к услугам,
    Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.
    Богатство для них — главное,
    Будь плохонький, но если наберется
    Душ тысячи две родовых
    Тот и жених.
    К людям беднее себя они
    относились с презрением. Они могут «допустить»
    до себя бедняка, если он им нужен, но
    никогда не упустят случая надменно
    упрекнуть его:
    «Безродного пригрел и ввел в мое
    семейство.
    Дал чин асессора и взял в секретари
    В Москву переведен через мое содейство,
    И будь не я, коптел бы ты в Твери» –
    напоминает Фамусов Молчалину.
    Московское дворянство – это
    кружок тесно связанных между собой
    знакомых людей. Связи помогают им вершить
    дела, получать новые чины и должности.
    Здесь выручают, но только «родного
    человека», здесь ездят в гости к Татьяне
    Юрьевне, но больше потому, что
    Чиновные и должностные —
    Все ей друзья и все родные.
    Продвигаются же по службе здесь
    лишь для того, чтобы
    И награжденье брать и весело
    пожить.
    С восторгом рассказывает Фамусов
    молодым людям о вельможе Максиме
    Петровиче, который служил еще при
    Екатерине. Это идеал всего дворянского
    общества. Максим Петрович, добиваясь места
    при дворе, не проявил никаких деловых
    достоинств или талантов, а лишь, как
    остроумно замечает Чацкий «отважно
    жертвовал затылком», т. е. падал в угоде
    императрице, и прославился тем, что у него
    часто «гнулась шея» в поклонах.
    И многие посетители дома Фамусова
    создают себе почет и богатство таким же
    образом, как этот старый вельможа.
    «Кому нужда, тем спесь в пыли,
    А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».
    Например, Репетилов для того
    чтобы занять свое место в обществе, то же
    использовал обходные пути:
    «Барон фон Клаз в министры метил,
    А я –
    К нему в зятья шел напрямик».
    А Скалозуб? Из его рассказа мы
    узнаем, что он в августе 1813 г. «засел в
    траншею», т.е. по-видимому, отсиживался в
    укрытии. После столь «блестящего»
    воинского подвига Скалозуб не только
    получил орден «на шею», но вот-вот ждет
    производства в генералы. И здесь он
    надеется не на свои заслуги, а на причины
    совсем иные:
    «Вакансии как раз открыты,
    То старших выключат иных,
    Другие, смотришь перебиты».
    Московское высшее дворянство
    живет однообразно и не интересно. Зайдем в
    дом Фамусова. Здесь каждый день собираются
    гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты,
    разговоры о деньгах и нарядах, сплетни.
    Здесь все знают о других: завидуют успехам,
    злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не
    появился, а здесь уже злословят о его
    неудачах по службе. Княгиня Тугоуховская
    завидует княгине Хрюминой, а графиня
    Хрюмина «зла на весь свет», Хлесгова
    затевает ссору с Фамусовым и Скалозубом.
    С каким удовольствием ухватились
    эти скучающие сплетники за выдумку Софьи о
    сумасшествии Чацкого. Слух мгновенно
    разносится по комнатам, сплетню
    подхватывают и раздувают люди, даже не
    знающие, не видевшие Чацкого.
    Вот их мелкие мыслишки и нелепые
    выдумки. Оказывается сошел с ума потому,
    что
    По матушке пошел, по Анне
    Алексеевне,
    Покойница с ума сходила 8 раз.
    Он якобы пил шампанское «стаканами»,
    “бутылками-с” и пребольшими и «бочками
    сороковыми». А какую осведомленность в
    чужих делах проявляют эта скучающие
    бездельники! Бойкий разговор переходит в
    спор — но о чем? Да, конечно же, о богатстве
    Чацкого. Сколько у него крепостных душ?
    Разъяренная Хлестова отчеканивает:
    «Нет, триста — уж чужих имений
    мне не знать!»
    Есть ли в их головах другие
    сведения, кроме чужих богатств? Нет, никто
    из них газет не читает, а если и попадается
    им печатное слово, то сколько злых мыслей
    оно вызовет!
    Просвещенность для них – чума,
    опасность, угрожающая привычным устроям
    жизни. Фамусов говорит с ненавистью:
    «Ученье — вот чума, ученость —
    вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел и мнений»,

    и заканчивает свою мысль
    категорическим требованием:
    «…нет! уж коли не пресечь:
    Собрать все книги бы да сжечь!»
    Московские дворяне спесивы и
    надменны. Свысока относятся он к людям
    беднее себя. Но особенно презрение
    слышится в репликах, обращенных к
    крепостным. Они «фильки», «фомки», «чурбаны»,
    «ленивые тетери». С ними один разговор
    «В работу вас! На поселенье вас!»
    Дворяне не видят в своих слугах
    людей, подобных себе Тем более это
    относится к людям другой расы. Рассказывая
    о своей покупке, Хлесгова забывает, что она
    приобрела не зверюшку, а человека:
    «Какая у меня арапка для услуг:
    Курчавая! Горбом лопатки!
    Сердитая! Все кошечьи ухватки!
    Ведь создал же господь такое племя!
    Черт сущий».
    А в монологе «А судьи кто?» Чацкий
    с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь
    в пирах и мотовстве» распоряжаются жизнью
    своих крепостных. Вот портрет крепостника:
    «Тот Нестор негодяев знатных,
    Толпою окруженный слуг
    Усердствуя, они в часы вина и драки
    И честь и жизнь его спасали, вдруг
    На них он выменял борзые три собаки!!!»
    Московские дворяне кичатся своим
    патриотизмом, своей любовью к родному
    городу, к своей стране Фамусов восторженно
    рассказывает Скалозубу об «особом
    отпечатке на всех московских». Но мы
    замечаем, что как раз русского, простого и
    естественного в них мало. Наоборот, все в
    них, начиная от их полурусского языка,
    нарядов «с тафтицей, бархатицем и дымкой»
    да их отношение к своему народу, глубоко
    чуждо русскому. Девицы поют французские
    романсы, читают французские книги, русские
    имена на иностранный лад в Москве.
    «Дверь отперта для званых и
    незваных,
    Особенно из иностранных».
    Сомкнутым строем фамусовцы
    выступают против всего нового, передового.
    Вот с раздражением рассказывает Скалозуб
    о своем двоюродном брате, который
    «крепко набрался каких-то новых
    правил,
    Чин следовал ему, он службу вдруг оставил,
    В деревне книги стал читать».
    Это поведение «не исправно» по
    мнению Фамусова и Скалозуба. Они и сами
    полиберальничать могут, но коренных
    изменений боятся:
    «Не то, чтоб новизны вводили —
    никогда,
    Спаси нас, боже! Нет».
    И когда Чацкий осмелился «гласно»
    объявить пять-шесть мыслей «здравых», как
    напугался старый барин Фамусов! Он назвал
    Чацкого «опасным человеком», а мысли его «завиральными
    идеями». Для него, воспитанного в духе
    Максимов Петровичей, в минувшем 18 веке, век
    19 кажется опасным временем. В каждом
    похожем на него человеке, Фамусов видит «карбонара»,
    «фармазона», «вольтерьянца».
    Членов фамусовского общества
    много, в каждом из них есть свои личные
    черты, но всех их объединяют в один лагерь
    идеалы «И награжденье брать и весело
    пожить», «И золотой мешок и метит в
    генералы!», консерватизм, косность, боязнь
    нового, страх перед передовыми людьми.
    Хотя исторически конкретные
    обстоятельства изменяются быстро,
    активный паразитизм, преднамеренная
    подлость не меняют своей сущности: и до тех
    пор, пока существуют хотя бы малейшие
    возможности, подлецы, напялив новую личину,
    найдут нового Максима Петровича, Но в
    какое бы время он не благоденствовал,
    какими бы словами не прикрывался, страх
    перед светом благородной мысли, выдает его
    и обнаруживает родовое сходство с
    Фамусовым.

  9. Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” – “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.
    Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой – Фамусов и те, кто рядом с ним, – фамусовское общество.
    Фамусов – типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” – его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,
    проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,
    опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,
    мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и
    мнений”.
    Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.
    Молчалин – фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам
    Юрьевнам.
    Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае – доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.
    Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,- Репетилова. В его сбивчивом
    рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших
    людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий
    идеи, дорогие сердцу автора.
    Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих
    оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и
    престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной кокеткой, подминающей под каблук собственного мужа, и целым рядом лиц, непосредственно в комедии не участвующих, но упоминаемых в беглых и метких характеристиках.
    Как видим, представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный геройсломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен. Смех побеждает среду, кишащую молчаливыми, скалозубами, загорецкшси,-
    отжившее фамусовское общество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *