Сочинение на тему илья муромец едет в стольный киев град

9 вариантов

  1. Второй и самый главный цикл — былины о Киевских или младших богатырях. Эти богатыри собираются в Киеве вокруг князя Владимира, послужить ему кладут душу свою за веру и родину.
    Князь Владимир Красное Солнышко — не вполне историческая личность. Святой князь Владимир крестил Русь, — в былинах Русь уже давно православная. Много говорится в былинах о борьбе с внешними врагами — половцами и даже татарами, которые появились только в ХІІ-м веке, тогда как крещение Руси было при Владимире Святом в конце Х-го века. Но это и не Владимир Мономах. Былинный князь Владимир Красное Солнышко — среднее собирательное лицо ласкового русского князя Киевской Руси. Он имеет свой определенный характер гостеприимный ласковый хозяин, любящий слушать гусляров, любящий пиры, немного любопытный и даже иногда робкий; главный его эпитет — “ласковый”. К нему на службу являются могучие богатыри, из которых главным образом выделяются трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
    Илья Муромец — любимый народный богатырь. О нем больше всего говорится в былинах, по которым можно проследить всю его жизнь. Илья — сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, “сидел сиднем” в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда никого в избе не было, кроме Ильи, в окно к нему постучались странники — “калики перехожие”. По одной былине это были старшие богатыри, по другой — Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела, которые явились для того, чтобы исцелить Илью. Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, т. к. не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья “вскочил на резвы ноги”, спустился “в погреба глубокие” и принес им испить чару зелена вина,, величиной “в полтора ведра”. Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару,, которую он осушил “во единый дух”. Калики спросили его: сколько он “чует в себе силушки”, на что Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы.
    После второй чары Илья сказал, что у него стало “силушки — половинушка”. — “Этого довольно с тебя”, сказали ему калики перехожие, дали ему наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела и предсказали Илье, что “смерть ему в бою не написана”, после чего “калики потерялися”, т. е. — исчезли.
    В этом исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.
    Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой — освобождает поле от “дубья-колодья”, т. е., выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
    «Не сырой дуб к земле преклоняется,
    Расстилается сын перед батюшкой,
    Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
    «На добрые дела я тебе благословенье дам,
    А на недобрые — моего благословенья нет». В наставлении отца замечательны слова
    «Не помысли злом на татарина,
    Не убей в чистом поле христианина», т. е., не убивай со злобой, а только защищая родину. Садится Илья на своего “ретивого коня”, которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в “Киев-град, заложиться за князя Владимира”. Выехав чем свет, Илья расчитывает попасть в Киев к обедне (от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева — добрых 800 верст). Илья бьет своего коня “по крутым бокам”,
    «Ретивый конь под ним осержается, Прочь ют земли отделяется, Он и скачет выше дерева стоячего, Чуть пониже облака ходячего».
    Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут “старый матерой казак Илья, сын Иванович”. Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду. Но в Чернигов нельзя попасть, окружен город “силой несметной”. Под “силой несметной” надо подразумевать вражеское полчище, вероятно — татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
    «Куда саблей махнет — там улица лежит, Куда отмахнет — перезолочен».
    “Мужики Черниговские”, увидав, что Илья Муромец победил всю “силу”, осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклоняет эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спрашивает, где самая короткая “прямоезжая” дорога ко граду Киеву? Оказывается, что надо ехать в объезд, т. к. “прямоезжая” дорога к Киеву заложена, сидит на ней Соловей-разбойник,( и никого к Киеву не пропускает. Узнав об этом, Илья Муромец направляет своего коня именно по этой “прямоезжей” дороге, чтобы освободить землю русскую от этого злого разбойника.
    Илья Муромец и Соловей-разбойник. Илья в Киеве. Идолище поганое. Илья в ссоре с князем Владимиром
    Итак, “ретивный конь” понес Илью Муромца по “прямоезжей” дороге, и скоро очутился богатырь перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его “посвиста соловьиного” и “покрика звериного” люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
    Соловей-разбойник, “станишники” в другой былине |(“Илья Муромец и станишники”) — представители внутренних врагов России, с которыми, также, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хочет убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пускает стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепляет дуб на мелкие щепки.
    И тут, победив Соловья-разбойника, Илья не убивает его, а привязывает к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляют Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец — неподкупен. Итак, с Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья наконец в третий скачок очутился в Киеве. Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев,, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему. Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья идет прямо в “гридницу”, молится на образа, “крест кладет по писанному, поклон ведет по ученому”, кланяется сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? — отвечает, что он — матерой казак Илья Муромец,, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную. Князь Владимир спрашивает Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья отвечает, что ехал он через Чернигов. Князь сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что под Черниговом стоит “сила несметная”. Илья скромно отвечает, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет. “А из Чернигова какой дорогой ехал?” продолжает спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал “прямоезжей”, князь опять сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что дорога “прямоезжая заложена”,, и что сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно отвечает, что действительно Соловей-разбойник “сидел” &а этой дороге, но что теперь он, “собака”, находится тут, на дворе самого князя Владимира, привязанный к седлу Ильи Муромца.
    «Как услышал князь таковы слова, Он вскочил на ноги резвые, Накинул шубку куньк на одно плечо, Шапку соболиную надел на одно ушко» и побежал во двор посмотреть на знаменитого разбойника. Любопытство разбирает князя: ему хочется услыхать знаменитый “посвист соловьиный, покрик звериный”, которыми разбойник убивает добрых людей. Илья Муромец подходит к Соловью и передает ему желание князя, но велит ему, чтобы он, “собака, кричал в полкрика” и “свистал, собака, в полсвиста”. Соловей кричит и свистит, как ему приказано в полкрика и полсвиста, но и от этого ужасного крика и свиста “маковки золотые на церквах зашаталися”, князь Владимир упал на одно коленко, “куньей шубкою прикрывается”. Тогда Илья Муромец увез Соловья-разбойника во “чисто поле” и там убил его, потому что он считает, что такого вредного человека нельзя оставлять жить на земле.
    С этих пор Илья Муромец остается при дворе князя Владимира и от него ездит совершать свои богатырские подвиги. Он — старший над другими богатырями, — “атаман Илья Муромец”. Часто видим мы его на “заставе богатырской”, охраняющим границы родной земли от врагов. “Заставой богатырской” в былинах называется пограничный сторожевой пост, где богатыри сторожили границу Руси и наблюдали за степью.
    Один из самых известных подвигов Ильи, это — победа над “Идолищем Поганым”, который воплощает в себе всю антихристианскую языческую силу. Идолище Поганое изображается грубыми матерьяльньши чертами:
    «Гюловшца у Идолища — что лоханище, А глазища — что пивные чашицы».
    Идолище хвастает, что он “по семи пудов хлеба ест, по семи ведер пиво пьет”. Илья побеждает Идолище Поганое не только физической силой, но и каким-то спокойным мужеством, духовной силой.
    В одной былине рассказывается о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром. Илья обиделся на князя, и князь велел посадить Илью в “погреба глубокие, заковать в оковы железные”. Конечно, богатырь мог бы разломать эти оковы, раскидать стены своей тюрьмы, но он подчиняется воле князя. Проходит долгое время. Сказочное и былинное время — понятие растяжимое. На Киев нападают враги, князь Владимир вспоминает своего верного слугу, Илью Муромца, и посылает дружинников вывести его из “погребов глубоких”. Слуги спускаются в погреба, и что же они видят? Сидит могучий богатырь Илья Муромец, перед ним горит свеча “воску ярого”, при свете ее он читает святую книгу — Евангелие. Вот, как проводит русский богатырь время в заточении.

  2. I. Вступление. Илья Муромец – главный герой киевских былин.
    I.I Основная часть. Чем мне дорог Илья Муромец?
    1.Сила и храбрость Ильи.
    2.Бескорыстие Ильи, его любовь к Руси.
    3.Илья – защитник бедных, слабых, обиженных.
    4.Независимость Ильи. Илья и князь Владимир.
    III. Заключение. Илья Муромец – любимый былинный богатырь русского народа.
    Мой любимый былинный герой – это Илья Муромец. Мне очень нравится описание этого богатыря в былине про Илью Муромца и Соловья – разбойника. Илья Муромец, настоящий защитник русской земли. Он не может проехать мимо беззащитных людей. В былине это описано тем, что Илья Муромец по пути в Киев – град проезжал мимо Чернигова и увидев силу несметную решил помочь черниговцам. Он побил всех их врагов и взамен ничего не потребовал, а только попросил показать ему дорогу прямоезжею в Киев – град. Черниговцы, жалея своего спасителя, попросили не ехать этой дорогой, потому что, у креста Леванидова сидит Соловей – разбойник Одихмантьев сын. Своим криком и свистом, он все лазоревы цветочки осыпает, да людей убивает. Но и тут Илья Муромец свою храбрость проявил. Не испугался он, не послушал черниговцев и поехал дорогой прямоезжею. А так как богатырём он с рождения был, смертельный крик и свист разбойника его не погубил. Выстрелил Илья Муромец в разбойника и выбил ему правое око косицею. Приехав в Киев – град он не стал хвалиться. Как надобно покланялся он князю и присутствующим и дождался вопроса князя о прибытии его в Киев. Во время рассказа своего, он ничуть себя не вознёс и спокойно предложил князю посмотреть на разбойника, который находится у него во дворе. Для того, что бы потешить князя, Илья Муромец приказал Соловью – разбойнику засвистеть в полсвиста соловьиного и закричать в полкрика звериного. Но соловей засвистел во всю силу и закричал во всю мощь. Все кроме испуганного князя Владимира и Ильи Муромца попадали мёртвыми. После такого действия Соловья – разбойника, Илья Муромец убил его. Общие черты характера Ильи Муромца, это храбрость, смекалка, бесстрашие, любовь к своему народу и ненависть к врагам своей родины. Илья Муромец, это богатырь, подвиги которого, восхищают и воспеваются людьми.
    =========
    Илья Муромец – центральный герой киевского цикла былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья и Идолище поганое», «Илья и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца». Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот.
    Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева – народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси.

  3. Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
    Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    А й черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат,
    На добром коне никто тут не проезживат,
    Птица черный ворон не пролётыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.
    А подъехал как ко силушке великоей,
    Он как стал-то эту силушку великую,
    Стал конем топтать да стал копьем колоть,
    А й побил он эту силу всю великую.
    Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
    Выходили мужички да тут черниговски
    И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
    А й зовут его в Чернигов воеводою.
    Говорит-то им Илья да таковы слова:
    – Ай же мужички да вы черниговски!
    Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
    Укажите мне дорожку прямоезжую,
    Прямоезжую да в стольный Киев-град.
    Говорили мужички ему черниговски:
    – Ты, удаленький дородный добрый молодец,
    Ай ты, славный богатырь да святорусский!
    Прямоезжая дорожка заколодела,
    Заколодела дорожка, замуравела.
    А й по той ли по дорожке прямоезжею
    Да й пехотою никто да не прохаживал,
    На добром коне никто да не проезживал.
    Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у той ли у березы у покляпыя,
    Да у той ли речки у Смородины,
    У того креста у Леванидова
    Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
    Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
    А то свищет Соловей да по-соловьему,
    Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
    И от его ли то от посвиста соловьего,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все лазоревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, –
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст,
    А й окольноей дорожкой – цела тысяча.
    Он спустил добра коня да й богатырского,
    Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
    Его добрый конь да богатырский
    С горы на гору стал перескакивать,
    С холмы на холмы стал перамахивать,
    Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
    Подъезжает он ко речке ко Смородине,
    Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
    Да ко тою ко березе ко покляпыя,
    К тому славному кресту ко Леванидову.
    Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
    Закричал злодей-разбойник по-звериному –
    Так все травушки-муравы уплеталися,
    Да й лазоревы цветочки осыпалися,
    Темны лесушки к земле все приклонилися.
    Его добрый конь да богатырский
    А он на корни да спотыкается –
    А й как старый-от казак да Илья Муромец
    Берет плеточку шелковую в белу руку,
    А он бил коня да по крутым ребрам,
    Говорил-то он, Илья, таковы слова:
    – Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
    Али ты идти не хошь, али нести не можь?
    Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
    Не слыхал ли посвиста соловьего,
    Не слыхал ли покрика звериного,
    Не видал ли ты ударов богатырскиих?
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
    Во свои берет во белы он во ручушки.
    Он тетивочку шелковеньку натягивал,
    А он стрелочку каленую накладывал,
    Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
    Ему выбил право око со косицею,
    Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
    Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
    Он повез его по славну по чисту полю,
    Мимо гнездышка повез да соловьиного.
    Во том гнездышке да соловьиноем
    А случилось быть да и три дочери,
    А й три дочери его любимыих.
    Больша дочка – эта смотрит во окошечко косявчато,
    Говорит она да таковы слова:
    – Едет-то наш батюшка чистым полем,
    А сидит-то на добром коне,
    А везет он мужичища-деревенщину
    Да у правого у стремени прикована.
    Поглядела как другая дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет батюшка раздольицем чистым полем,
    Да й везет он мужичища-деревенщину
    Да й ко правому ко стремени прикована, –
    Поглядела его меньша дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет мужичище-деревенщина,
    Да й сидит мужик он на добром коне,
    Да й везет-то наша батюшка у стремени,
    У булатного у стремени прикована –
    Ему выбито-то право око со косицею.
    Говорила-то й она да таковы слова:
    – А й же мужевья наши любимые!
    Вы берите-ко рогатины звериные,
    Да бегите-ко в раздольице чисто поле,
    Да вы бейте мужичища-деревенщину!
    Эти мужевья да их любимые,
    Зятевья-то есть да соловьиные,
    Похватали как рогатины звериные,
    Да и бежали-то они да й во чисто поле
    Ко тому ли к мужичище-деревенщине,
    Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.
    Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
    – Ай же зятевья мои любимые!
    Побросайте-ка рогатины звериные,
    Вы зовите мужика да деревенщину,
    В свое гнездышко зовите соловьиное,
    Да кормите его ествушкой сахарною,
    Да вы пойте его питьецом медвяныим,
    Да й дарите ему дары драгоценные!
    Эти зятевья да соловьиные
    Побросали-то рогатины звериные,
    А й зовут мужика да й деревенщину
    Во то гнездышко да соловьиное.
    Да й мужик-то деревенщина не слушался,
    А он едет-то по славному чисту полю
    Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
    Он приехал-то во славный стольный Киев-град
    А ко славному ко князю на широкий двор.
    А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,
    Он пришел в палату белокаменну,
    Во столовую свою во горенку,
    Он сел есть да пить да хлеба кушати,
    Хлеба кушати да пообедати.
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Становил коня да посередь двора,
    Сам идет он во палаты белокаменны.
    Проходил он во столовую во горенку,
    На пяту он дверь-то поразмахивал.
    Крест-от клал он по-писаному,
    Вел поклоны по-ученому,
    На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
    Самому князю Владимиру в особину,
    Еще всем его князьям он подколенныим.
    Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
    – Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
    Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
    Величают, удалого, по отечеству?
    Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
    – Есть я с славного из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова,
    Есть я старыя казак да Илья Муромец,
    Илья Муромец да сын Иванович.
    Говорит ему Владимир таковы слова:
    – Ай же старыя казак да Илья Муромец!
    Да й давно ли ты повыехал из Мурома
    И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?
    Говорил Илья он таковы слова:
    – Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
    Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
    То моя дорожка призамешкалась.
    А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
    Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
    Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
    Мимо славну реченьку Смородину,
    Мимо славную березу ту покляпую,
    Мимо славный ехал Леванидов крест.
    Говорил ему Владимир таковы слова:
    – Ай же мужичища-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Как у славного у города Чернигова
    Нагнано тут силы много множество –
    То пехотою никто да не прохаживал
    И на добром коне никто да не проезживал,
    Туда серый зверь да нз прорыскивал,
    Птица черный ворон не пролетывал.
    А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у славноей у речки у Смородины,
    А й у той ли у березы у покляпыя,
    У того креста у Леванидова
    Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.
    То как свищет Соловей да по-соловьему,
    Как кричит злодей-разбойник по-звериному –
    То все травушки-муравы уплетаются,
    А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются,
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Говорил ему Илья да таковы слова:
    – Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!
    Соловей Разбойник на твоем дворе.
    Ему выбито ведь право око со косицею,
    И он ко стремени булатному прикованный.
    То Владимир-князь-от стольно-киевский
    Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
    Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
    То он шапочку соболью на одно ушко,
    Он выходит-то на свой-то на широкий двор
    Посмотреть на Соловья Разбойника.
    Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
    – Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
    Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
    Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:
    – Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
    А не вас-то я хочу да и послушати.
    Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
    Да его хочу-то я послушати.
    Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский.
    – Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
    Прикажи-тко засвистать ты Соловья да й по-соловьему,
    Прикажи-тко закричать да по-звериному.
    Говорил Илья да таковы слова:
    – Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!
    Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего,
    Закричи-тко ты во полкрика звериного.
    Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын:
    – Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
    Мои раночки кровавы запечатались,
    Да не ходят-то мои уста сахарные,
    Не могу я засвистать да й по-соловьему,
    Закричать-то не могу я по-звериному.
    А й вели-тко князю ты Владимиру
    Налить чару мне да зелена вина.
    Я повыпью-то как чару зелена вина –
    Мои раночки кровавы поразойдутся,
    Да й уста мои сахарны порасходятся,
    Да тогда я засвищу да по-соловьему,
    Да тогда я закричу да по-звериному.
    Говорил Илья тут князю он Владимиру:
    – Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,
    Ты поди в свою столовую во горенку,
    Наливай-то чару зелена вина.
    Ты не малую стопу – да полтора ведра,
    Подноси-тко к Соловью к Разбойнику. –
    То Владимир-князь да стольно-киевский,
    Он скоренько шел в столову свою горенку,
    Наливал он чару зелена вина,
    Да не малу он стопу – да полтора ведра,
    Разводил медами он стоялыми,
    Приносил-то он ко Соловью Разбойнику.
    Соловей Разбойник Одихмантьев сын
    Принял чарочку от князя он одной ручкой,
    Выпил чарочку ту Соловей одним духом.
    Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
    Закричал Разбойник по-звериному –
    Маковки на теремах покривились,
    А околенки во теремах рассыпались.
    От него, от посвиста соловьего,
    А что есть-то людушек – так все мертвы лежат,
    А Владимир-князь-от стольно-киевский
    Куньей шубонькой он укрывается.
    А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
    Он скорешенько садился на добра коня,
    А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
    И он срубил ему да буйну голову.
    Говорил Илья да таковы слова:
    – Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
    Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
    Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
    Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
    Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!
    А тут Соловью ему й славу поют,
    А й славу поют ему век по веку!

  4. Здесь же богатырь выдерживает и второе испытание характера, отвергая богатые посулы дочерей разбойника за его освобождение.
    Илья Муромец в Киеве
    Третье испытания Ильи происходит за трапезой с князем киевским Владимиром. В ответ на рассказ богатыря о своем пути из Мурома в Киев, князь обвиняет казака во лжи – указывая на осаду Чернигова и отсутствие проезда по владениям Соловья-разбойника.
    Чтобы подтвердить свою правоту, Илья приводит в палаты Соловья-разбойника и велит ему засвистать да закричать вполсилы. Однако, чуя свою гибель, разбойник просит дать ему вина – после чего от его свиста и звериного рыка замертво падают люди и кривятся маковки на теремах.
    И в этом случае Илья-Муромец остается неподкупен. Вместо того чтобы использовать пленного Соловья-разбойника в качества своего страшного оружия, он увозить его в поле и срубает голову.
    Именно это бескорыстие и готовность насмерть стоять на защите русской земли, сделало Илью Муромца любимым героем народных былин. А церковь причислила эту реальную личность русской истории к лику святых.
    Сочинение » Былины » Образ героя в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник»
    One more step

    Please complete the security check to access znanija.com

    Why do I have to complete a CAPTCHA?

    Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

    What can I do to prevent this in the future?

    If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
    If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
    Cloudflare Ray ID: 3bee95d78693970c • Your IP : 5.189.137.82 • Performance & security by Cloudflare
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. С малых лет нам знакомо Имя Ильи Муромца. Мы знаем его по сказкам, былинам древности. Но кто же он, и почему наша литература и другие области искусства вновь и вновь прибегают к образу защитника земли русской, воплощенному в нем? Во времена, когда жил Илья Муромец (как обнаружили исследователи, он действительно был реальным человеком) , наша страна переживала не лучшие моменты: постоянные набеги, междоусобицы, враждебно настроенные соседи… И былины, как устный литературный жанр, отразили в себе те события. Большинство из них объединены темой героической борьбы русского народа с врагами. Былины, кроме содержащегося в них описания событий, были призваны вдохновить русских воинов и личным примером, поэтому в них подробно описаны образы героев – богатырей, воплотивших в себе лучшие человеческие качества: отвагу, доброту, преданность родной земле, честность, мудрость. Илья Муромец – это самый известный герой былин, всегда ассоциируется с образом русского богатыря – защитника. Конечно, его образ полнее всего был передан в Киевском цикле былин, даже можно сказать, что через данные произведения можно проследить его биографию. В. Г. Белинский, выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский. Действие былин киевского цикла происходит в Киеве или около него; в центре стоит князь Владимир, основная тема – защита Русской земли от южных кочевников. Тема Киевских былин: спасение родной земли богатырем Ильей Муромцем.
    Красочно, образно, с помощью присущих былинам средств художественной изобразительности рисуются богатыри – народные герои, защитники русской земли. Образ Ильи Муромца создан при помощи гипербол, эпитетов, сравнений: ” кинул – угодил в тотарьску саму голову. Улетел же тут тотарин из простенка вон,
    Да ведь вылетел тотарин всё на улицу; Илья Муромец, богатырь, – человек веры, ему свойственно и повиновение князю (когда его оболгали бояре, он не стал спорить, а уехал в родное село); человек понимающий, способный усмирить свою гордыню (когда идолище напало на Киев, Илья не вспомнил обиду на него князя Владимира, а помчался на выручку); смекалистый и мудрый (перехитрил идолище татарское и пробрался в Киев и даже в палаты); надежда и опора земли русской: Он рубил?то всё он тут силу тотарьскую.
    Он тотарьску?ту силу, бусурманьскую, – Он избил?то, изрубил силу великую. Приказал?то князь Владимир?от звонить всё в большой колокол, За Илью?ту петь обедни?ти с молебнами: “Не за меня?то молите, за Илью за Муромця” “.
    Так, в образе Ильи Муромца перед нами предстает воплощение образца человеческих качеств и сил.

  6. 6
    Текст добавил: //Моржей вижу,как дни//

    Страница: [ 1 ] 2
    Второй и самый главный цикл — былины о Киевских или младших богатырях. Эти богатыри собираются в Киеве вокруг князя Владимира, послужить ему кладут душу свою за веру и родину.
    Князь Владимир Красное Солнышко — не вполне историческая личность. Святой князь Владимир крестил Русь, — в былинах Русь уже давно православная. Много говорится в былинах о борьбе с внешними врагами — половцами и даже татарами, которые появились только в ХІІ-м веке, тогда как крещение Руси было при Владимире Святом в конце Х-го века. Но это и не Владимир Мономах. Былинный князь Владимир Красное Солнышко — среднее собирательное лицо ласкового русского князя Киевской Руси. Он имеет свой определенный характер гостеприимный ласковый хозяин, любящий слушать гусляров, любящий пиры, немного любопытный и даже иногда робкий; главный его эпитет — “ласковый”. К нему на службу являются могучие богатыри, из которых главным образом выделяются трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
    Илья Муромец — любимый народный богатырь. О нем больше всего говорится в былинах, по которым можно проследить всю его жизнь. Илья — сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, “сидел сиднем” в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда никого в избе не было, кроме Ильи, в окно к нему постучались странники — “калики перехожие”. По одной былине это были старшие богатыри, по другой — Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела, которые явились для того, чтобы исцелить Илью. Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, т. к. не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья “вскочил на резвы ноги”, спустился “в погреба глубокие” и принес им испить чару зелена вина,, величиной “в полтора ведра”. Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару,, которую он осушил “во единый дух”. Калики спросили его: сколько он “чует в себе силушки”, на что Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы.
    После второй чары Илья сказал, что у него стало “силушки — половинушка”. — “Этого довольно с тебя”, сказали ему калики перехожие, дали ему наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела и предсказали Илье, что “смерть ему в бою не написана”, после чего “калики потерялися”, т. е. — исчезли.
    В этом исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.
    Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой — освобождает поле от “дубья-колодья”, т. е., выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
    «Не сырой дуб к земле преклоняется,
    Расстилается сын перед батюшкой,
    Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
    «На добрые дела я тебе благословенье дам,
    А на недобрые — моего благословенья нет». В наставлении отца замечательны слова
    «Не помысли злом на татарина,
    Не убей в чистом поле христианина», т. е., не убивай со злобой, а только защищая родину. Садится Илья на своего “ретивого коня”, которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в “Киев-град, заложиться за князя Владимира”. Выехав чем свет, Илья расчитывает попасть в Киев к обедне (от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева — добрых 800 верст). Илья бьет своего коня “по крутым бокам”,
    «Ретивый конь под ним осержается, Прочь ют земли отделяется, Он и скачет выше дерева стоячего, Чуть пониже облака ходячего».
    Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут “старый матерой казак Илья, сын Иванович”. Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду. Но в Чернигов нельзя попасть, окружен город “силой несметной”. Под “силой несметной” надо подразумевать вражеское полчище, вероятно — татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
    «Куда саблей махнет — там улица лежит, Куда отмахнет — перезолочен».
    “Мужики Черниговские”, увидав, что Илья Муромец победил всю “силу”, осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклоняет эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спрашивает, где самая короткая “прямоезжая” дорога ко граду Киеву? Оказывается, что надо ехать в объезд, т. к. “прямоезжая” дорога к Киеву заложена, сидит на ней Соловей-разбойник,( и никого к Киеву не пропускает. Узнав об этом, Илья Муромец направляет своего коня именно по этой “прямоезжей” дороге, чтобы освободить землю русскую от этого злого разбойника.
    Илья Муромец и Соловей-разбойник. Илья в Киеве. Идолище поганое. Илья в ссоре с князем Владимиром
    Итак, “ретивный конь” понес Илью Муромца по “прямоезжей” дороге, и скоро очутился богатырь перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его “посвиста соловьиного” и “покрика звериного” люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
    Соловей-разбойник, “станишники” в другой былине |(“Илья Муромец и станишники”) — представители внутренних врагов России, с которыми, также, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хочет убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пускает стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепляет дуб на мелкие щепки.
    И тут, победив Соловья-разбойника, Илья не убивает его, а привязывает к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляют Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец — неподкупен. Итак, с Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья наконец в третий скачок очутился в Киеве. Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев,, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему. Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья идет прямо в “гридницу”, молится на образа, “крест кладет по писанному, поклон ведет по ученому”, кланяется сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? — отвечает, что он — матерой казак Илья Муромец,, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную. Князь Владимир спрашивает Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья отвечает, что ехал он через Чернигов. Князь сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что под Черниговом стоит “сила несметная”. Илья скромно отвечает, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет. “А из Чернигова какой дорогой ехал?” продолжает спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал “прямоезжей”, князь опять сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что дорога “прямоезжая заложена”,, и что сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно отвечает, что действительно Соловей-разбойник “сидел” &а этой дороге, но что теперь он, “собака”, находится тут, на дворесамого князя Владимира, привязанный к седлу Ильи Муромца.
    Страница: [ 1 ] 2

  7. Рассказ “Илья Муромец” с цитатами из былин.
    Илья Муромец родился в селе Карачарове в городе Муроме. Его родители простые крестьяне, звали их Иван свет Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна. Илья Муромец до 33-х лет просидел на печи, но старцы напоили Илью Муромца волшебной водой и стал простой крестьянин русским богатырем. Сел на богатырского коня и поехал Илья Муромец на службу к князю в Киев-град. Илья Муромец ехал на службу не за ради жалованья, а защищать русскую землю от врагов. По дороге прогнал врагов от Чернигова и поехал дальше, зная, что встретит Соловья-разбойника. Соловей-разбойник олицетворение всего зла, что накрыло русские земли в тяжелое лихолетье, но Илья Муромец знал свое предназначение, он без страха вступил в бой и одолел страшного врага. Не поддался богатырь на сладкие уговоры и с честью выдержал соблазны.
    В Киеве вошел в палаты княжеские со всем уважением, поклоны бил и крест сотворил. И хотя не поверили в силу богатырскую князья, не стал Илья Муромец хвалить свою силушку, а просто перед всеми усмирил еще раз Соловья-разбойника. И понял князь Владимир, что лучшего защитника земли русской не сыскать и не стоит гневить помощника в делах ратных.

  8. Былины — неотъемлемая часть русского фольклора. Богатырь Илья Муромец — один из самых любимых героев русских былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывает нам о том, кто такой Илья Муромец, откуда он родом и как стал могучим богатырем.
    Илья Муромец — это реальный, а не выдуманный, человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным сыном у немолодых родителей — простых крестьян. Он тридцать три года просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он сиднем и дальше, но  судьба приготовила для Ильи другой путь… Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг — победив самого себя, свои страхи и сомнения.
    На пути к «стольному Киеву-граду», ко дворцу Владимира Красна Солнышка, Илья в одиночку побеждает целое войско, осадившее Чернигов. Вопреки уговорам жителей города стать черниговским воеводой, Илья решает продолжить свой путь в Киев. Он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Оказав помощь черниговцам, Илья продолжает свой путь, следуя своему предназначению: сражаться со злом.
    Любой герой не был бы таковым, если б ему не пришлось на своем пути совершать героические поступки, наказывая разных злодеев. Первый из них, с которым пришлось вступить в поединок Илье Муромцу — Соловей-Разбойник. Если образ Ильи олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник — концентрация силы злой. В отличие от героя-богатыря, образ Соловья — полностью вымышленный, сказочный. Он вобрал в себя заботы русского народа, которому в конце X — начале XI веков, приходилось противостоять набегам степных кочевников. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревы цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат!» — в этих словах словно слышется дыхание степного ветра-суховея, несущего смерть и разруху.
    Победив Соловья-Разбойника, Илья привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику «свиснуть в пол-свиста» и все бояре, да и сам князь начинают прятаться со страху. По-моему, в этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа.
    Илья Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской награды, а ради Руси-матушки. В служении русскому народу он находит свое призвание. Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он едет в ту сторону, которая пророчит погибель. Но могучему богатырю «смерть в бою не писана». «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!» Этими словами заканчивается один из пересказов былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. Но на самом деле, это не конец, а только начало ратного пути легендарного богатыря, удел которого — вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях.

  9. А Илья, “дородный добрый молодец”, стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.
    Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна: Заколодила дорожка, замуравела, Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей, Да у той ли у березы у покляпыя… Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев1 сын.2
    Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он “свищет по-соловьему”, “кричит позвериному”. От этого “травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат”.
    Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает “дорогу прямоезжую”. Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, “упирается, на корзни спотыкается”. Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук “разрывчатый”, натягивает “тетивочку шелковую”, накладывает “стрелочку каленую” и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к “стремечку булатному” и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь: “Ты скажи-ко, ты откулешний, Дородный добрый молодец, Тебя как-то, молодца, да именем зовут, Величают, удалого, по отечеству?”
    Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади – мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает: “Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю, А не вас-то я хочу да и послушати. Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца, Да его хочу-то я послушати”.3
    Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть “в полсвиста соловьиного” и “в полкрика звериного”. Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. “Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат”. А Владимир-князь “куньей шубонькой укрывается”. Только Илья устоял на ногах. Со словами: “тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!” он рубит Соловью голову.
    Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.
    Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник” обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья). Если Вам понравилось сочинение на тему: Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. Анализ, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Нравится
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *