Сочинение на тему илья муромец и соловей разбойник 6 класс

7 вариантов

  1. Былины — неотъемлемая часть русского фольклора. Богатырь Илья Муромец — один из самых любимых героев русских былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывает нам о том, кто такой Илья Муромец, откуда он родом и как стал могучим богатырем.
    Илья Муромец — это реальный, а не выдуманный, человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным сыном у немолодых родителей — простых крестьян. Он тридцать три года просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он сиднем и дальше, но судьба приготовила для Ильи другой путь… Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг — победив самого себя, свои страхи и сомнения.
    На пути к «стольному Киеву-граду», ко дворцу Владимира Красна Солнышка, Илья в одиночку побеждает целое войско, осадившее Чернигов. Вопреки уговорам жителей города стать черниговским воеводой, Илья решает продолжить свой путь в Киев. Он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Оказав помощь черниговцам, Илья продолжает свой путь, следуя своему предназначению: сражаться со злом.
    Любой герой не был бы таковым, если б ему не пришлось на своем пути совершать героические поступки, наказывая разных злодеев. Первый из них, с которым пришлось вступить в поединок Илье Муромцу — Соловей-Разбойник. Если образ Ильи олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник — концентрация силы злой. В отличие от героя-богатыря, образ Соловья — полностью вымышленный, сказочный. Он вобрал в себя заботы русского народа, которому в конце X — начале XI веков, приходилось противостоять набегам степных кочевников. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревы цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат!» — в этих словах словно слышется дыхание степного ветра-суховея, несущего смерть и разруху.
    Победив Соловья-Разбойника, Илья привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику «свиснуть в пол-свиста» и все бояре, да и сам князь начинают прятаться со страху. По-моему, в этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа.
    Илья Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской награды, а ради Руси-матушки. В служении русскому народу он находит свое призвание. Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он едет в ту сторону, которая пророчит погибель. Но могучему богатырю «смерть в бою не писана». «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!» Этими словами заканчивается один из пересказов былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. Но на самом деле, это не конец, а только начало ратного пути легендарного богатыря, удел которого — вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях.

  2. Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
    Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    А й черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат,
    На добром коне никто тут не проезживат,
    Птица черный ворон не пролётыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.
    А подъехал как ко силушке великоей,
    Он как стал-то эту силушку великую,
    Стал конем топтать да стал копьем колоть,
    А й побил он эту силу всю великую.
    Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
    Выходили мужички да тут черниговски
    И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
    А й зовут его в Чернигов воеводою.
    Говорит-то им Илья да таковы слова:
    – Ай же мужички да вы черниговски!
    Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
    Укажите мне дорожку прямоезжую,
    Прямоезжую да в стольный Киев-град.
    Говорили мужички ему черниговски:
    – Ты, удаленький дородный добрый молодец,
    Ай ты, славный богатырь да святорусский!
    Прямоезжая дорожка заколодела,
    Заколодела дорожка, замуравела.
    А й по той ли по дорожке прямоезжею
    Да й пехотою никто да не прохаживал,
    На добром коне никто да не проезживал.
    Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у той ли у березы у покляпыя,
    Да у той ли речки у Смородины,
    У того креста у Леванидова
    Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
    Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
    А то свищет Соловей да по-соловьему,
    Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
    И от его ли то от посвиста соловьего,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все лазоревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, –
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст,
    А й окольноей дорожкой – цела тысяча.
    Он спустил добра коня да й богатырского,
    Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
    Его добрый конь да богатырский
    С горы на гору стал перескакивать,
    С холмы на холмы стал перамахивать,
    Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
    Подъезжает он ко речке ко Смородине,
    Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
    Да ко тою ко березе ко покляпыя,
    К тому славному кресту ко Леванидову.
    Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
    Закричал злодей-разбойник по-звериному –
    Так все травушки-муравы уплеталися,
    Да й лазоревы цветочки осыпалися,
    Темны лесушки к земле все приклонилися.
    Его добрый конь да богатырский
    А он на корни да спотыкается –
    А й как старый-от казак да Илья Муромец
    Берет плеточку шелковую в белу руку,
    А он бил коня да по крутым ребрам,
    Говорил-то он, Илья, таковы слова:
    – Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
    Али ты идти не хошь, али нести не можь?
    Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
    Не слыхал ли посвиста соловьего,
    Не слыхал ли покрика звериного,
    Не видал ли ты ударов богатырскиих?
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
    Во свои берет во белы он во ручушки.
    Он тетивочку шелковеньку натягивал,
    А он стрелочку каленую накладывал,
    Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
    Ему выбил право око со косицею,
    Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
    Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
    Он повез его по славну по чисту полю,
    Мимо гнездышка повез да соловьиного.
    Во том гнездышке да соловьиноем
    А случилось быть да и три дочери,
    А й три дочери его любимыих.
    Больша дочка – эта смотрит во окошечко косявчато,
    Говорит она да таковы слова:
    – Едет-то наш батюшка чистым полем,
    А сидит-то на добром коне,
    А везет он мужичища-деревенщину
    Да у правого у стремени прикована.
    Поглядела как другая дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет батюшка раздольицем чистым полем,
    Да й везет он мужичища-деревенщину
    Да й ко правому ко стремени прикована, –
    Поглядела его меньша дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет мужичище-деревенщина,
    Да й сидит мужик он на добром коне,
    Да й везет-то наша батюшка у стремени,
    У булатного у стремени прикована –
    Ему выбито-то право око со косицею.
    Говорила-то й она да таковы слова:
    – А й же мужевья наши любимые!
    Вы берите-ко рогатины звериные,
    Да бегите-ко в раздольице чисто поле,
    Да вы бейте мужичища-деревенщину!
    Эти мужевья да их любимые,
    Зятевья-то есть да соловьиные,
    Похватали как рогатины звериные,
    Да и бежали-то они да й во чисто поле
    Ко тому ли к мужичище-деревенщине,
    Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.
    Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
    – Ай же зятевья мои любимые!
    Побросайте-ка рогатины звериные,
    Вы зовите мужика да деревенщину,
    В свое гнездышко зовите соловьиное,
    Да кормите его ествушкой сахарною,
    Да вы пойте его питьецом медвяныим,
    Да й дарите ему дары драгоценные!
    Эти зятевья да соловьиные
    Побросали-то рогатины звериные,
    А й зовут мужика да й деревенщину
    Во то гнездышко да соловьиное.
    Да й мужик-то деревенщина не слушался,
    А он едет-то по славному чисту полю
    Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
    Он приехал-то во славный стольный Киев-град
    А ко славному ко князю на широкий двор.
    А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,
    Он пришел в палату белокаменну,
    Во столовую свою во горенку,
    Он сел есть да пить да хлеба кушати,
    Хлеба кушати да пообедати.
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Становил коня да посередь двора,
    Сам идет он во палаты белокаменны.
    Проходил он во столовую во горенку,
    На пяту он дверь-то поразмахивал.
    Крест-от клал он по-писаному,
    Вел поклоны по-ученому,
    На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
    Самому князю Владимиру в особину,
    Еще всем его князьям он подколенныим.
    Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
    – Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
    Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
    Величают, удалого, по отечеству?
    Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
    – Есть я с славного из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова,
    Есть я старыя казак да Илья Муромец,
    Илья Муромец да сын Иванович.
    Говорит ему Владимир таковы слова:
    – Ай же старыя казак да Илья Муромец!
    Да й давно ли ты повыехал из Мурома
    И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?
    Говорил Илья он таковы слова:
    – Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
    Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
    То моя дорожка призамешкалась.
    А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
    Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
    Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
    Мимо славну реченьку Смородину,
    Мимо славную березу ту покляпую,
    Мимо славный ехал Леванидов крест.
    Говорил ему Владимир таковы слова:
    – Ай же мужичища-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Как у славного у города Чернигова
    Нагнано тут силы много множество –
    То пехотою никто да не прохаживал
    И на добром коне никто да не проезживал,
    Туда серый зверь да нз прорыскивал,
    Птица черный ворон не пролетывал.
    А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у славноей у речки у Смородины,
    А й у той ли у березы у покляпыя,
    У того креста у Леванидова
    Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.
    То как свищет Соловей да по-соловьему,
    Как кричит злодей-разбойник по-звериному –
    То все травушки-муравы уплетаются,
    А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются,
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Говорил ему Илья да таковы слова:
    – Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!
    Соловей Разбойник на твоем дворе.
    Ему выбито ведь право око со косицею,
    И он ко стремени булатному прикованный.
    То Владимир-князь-от стольно-киевский
    Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
    Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
    То он шапочку соболью на одно ушко,
    Он выходит-то на свой-то на широкий двор
    Посмотреть на Соловья Разбойника.
    Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
    – Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
    Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
    Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:
    – Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
    А не вас-то я хочу да и послушати.
    Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
    Да его хочу-то я послушати.
    Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский.
    – Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
    Прикажи-тко засвистать ты Соловья да й по-соловьему,
    Прикажи-тко закричать да по-звериному.
    Говорил Илья да таковы слова:
    – Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!
    Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего,
    Закричи-тко ты во полкрика звериного.
    Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын:
    – Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
    Мои раночки кровавы запечатались,
    Да не ходят-то мои уста сахарные,
    Не могу я засвистать да й по-соловьему,
    Закричать-то не могу я по-звериному.
    А й вели-тко князю ты Владимиру
    Налить чару мне да зелена вина.
    Я повыпью-то как чару зелена вина –
    Мои раночки кровавы поразойдутся,
    Да й уста мои сахарны порасходятся,
    Да тогда я засвищу да по-соловьему,
    Да тогда я закричу да по-звериному.
    Говорил Илья тут князю он Владимиру:
    – Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,
    Ты поди в свою столовую во горенку,
    Наливай-то чару зелена вина.
    «
    1
    2
    »

  3. Страница: [ 1 ] 2
    Второй и самый главный цикл — былины о Киевских или младших богатырях. Эти богатыри собираются в Киеве вокруг князя Владимира, послужить ему кладут душу свою за веру и родину.
    Князь Владимир Красное Солнышко — не вполне историческая личность. Святой князь Владимир крестил Русь, — в былинах Русь уже давно православная. Много говорится в былинах о борьбе с внешними врагами — половцами и даже татарами, которые появились только в ХІІ-м веке, тогда как крещение Руси было при Владимире Святом в конце Х-го века. Но это и не Владимир Мономах. Былинный князь Владимир Красное Солнышко — среднее собирательное лицо ласкового русского князя Киевской Руси. Он имеет свой определенный характер гостеприимный ласковый хозяин, любящий слушать гусляров, любящий пиры, немного любопытный и даже иногда робкий; главный его эпитет — “ласковый”. К нему на службу являются могучие богатыри, из которых главным образом выделяются трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
    Илья Муромец — любимый народный богатырь. О нем больше всего говорится в былинах, по которым можно проследить всю его жизнь. Илья — сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, “сидел сиднем” в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда никого в избе не было, кроме Ильи, в окно к нему постучались странники — “калики перехожие”. По одной былине это были старшие богатыри, по другой — Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела, которые явились для того, чтобы исцелить Илью. Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, т. к. не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья “вскочил на резвы ноги”, спустился “в погреба глубокие” и принес им испить чару зелена вина,, величиной “в полтора ведра”. Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару,, которую он осушил “во единый дух”. Калики спросили его: сколько он “чует в себе силушки”, на что Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы.
    После второй чары Илья сказал, что у него стало “силушки — половинушка”. — “Этого довольно с тебя”, сказали ему калики перехожие, дали ему наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела и предсказали Илье, что “смерть ему в бою не написана”, после чего “калики потерялися”, т. е. — исчезли.
    В этом исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.
    Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой — освобождает поле от “дубья-колодья”, т. е., выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
    «Не сырой дуб к земле преклоняется,
    Расстилается сын перед батюшкой,
    Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
    «На добрые дела я тебе благословенье дам,
    А на недобрые — моего благословенья нет». В наставлении отца замечательны слова
    «Не помысли злом на татарина,
    Не убей в чистом поле христианина», т. е., не убивай со злобой, а только защищая родину. Садится Илья на своего “ретивого коня”, которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в “Киев-град, заложиться за князя Владимира”. Выехав чем свет, Илья расчитывает попасть в Киев к обедне (от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева — добрых 800 верст). Илья бьет своего коня “по крутым бокам”,
    «Ретивый конь под ним осержается, Прочь ют земли отделяется, Он и скачет выше дерева стоячего, Чуть пониже облака ходячего».
    Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут “старый матерой казак Илья, сын Иванович”. Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду. Но в Чернигов нельзя попасть, окружен город “силой несметной”. Под “силой несметной” надо подразумевать вражеское полчище, вероятно — татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
    «Куда саблей махнет — там улица лежит, Куда отмахнет — перезолочен».
    “Мужики Черниговские”, увидав, что Илья Муромец победил всю “силу”, осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклоняет эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спрашивает, где самая короткая “прямоезжая” дорога ко граду Киеву? Оказывается, что надо ехать в объезд, т. к. “прямоезжая” дорога к Киеву заложена, сидит на ней Соловей-разбойник,( и никого к Киеву не пропускает. Узнав об этом, Илья Муромец направляет своего коня именно по этой “прямоезжей” дороге, чтобы освободить землю русскую от этого злого разбойника.
    Илья Муромец и Соловей-разбойник. Илья в Киеве. Идолище поганое. Илья в ссоре с князем Владимиром
    Итак, “ретивный конь” понес Илью Муромца по “прямоезжей” дороге, и скоро очутился богатырь перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его “посвиста соловьиного” и “покрика звериного” люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
    Соловей-разбойник, “станишники” в другой былине |(“Илья Муромец и станишники”) — представители внутренних врагов России, с которыми, также, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хочет убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пускает стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепляет дуб на мелкие щепки.
    И тут, победив Соловья-разбойника, Илья не убивает его, а привязывает к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляют Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец — неподкупен. Итак, с Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья наконец в третий скачок очутился в Киеве. Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев,, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему. Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья идет прямо в “гридницу”, молится на образа, “крест кладет по писанному, поклон ведет по ученому”, кланяется сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? — отвечает, что он — матерой казак Илья Муромец,, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную. Князь Владимир спрашивает Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья отвечает, что ехал о

    Похожие сочинения

    Праздник Егорьев день Ивана Купалы фольклор

  4. Илья Муромец — великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ярко раскрываются многие качества «удалого добра молодца» как народного героя.
    Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. Поэтому и выехал добрый молодец без промедления, лишь только узнал, что по дороге на стольный Киев-град злодействует Соловей-разбойник Одихмантьев сын:
    И от его ли то от посвиста соловье го,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все Лазаревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, —
    А что есть людей — то все мертвы лежат.
    Однако Илья Муромец — «старый казак», он храбр, умен и опытен. Подстрелил он грозного Соловья-разбойника, «ему выбил право око со косицею». Когда на выручку злодею прибежали его зятья, Соловей-разбойник сразу понял, что им даже всем вместе не одолеть славного богатыря, и решили они его подкупить, посулив «ествушку сахарную», «питьецо медвяное» и драгоценные дары. Однако не поддался Илья Муромец на вражьи уговоры и повез пленного разбойника «во славный стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор». Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако, когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:
    Аи же мужичище-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей-разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а «старый-от казак да Илья Муромец», оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно и погиб Соловей-разбойник — в назидание и на страх всем врагам русской земли.

  5. 4)    Выразительно прочитайте эпизод былины, где описывает­ся встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. (Засвистал- то Соловей да по-соловьему,
    Закричал злодей-разбойник по-звериному, Так все травушки-муравы уплеталися, Да и лазоревы цветочки осыпалися, Тёмны лесушки к земле все приклонилися. Его добрый конь да богатырский, А он на корни да спотыкается — А и как старый-то казак да Илья Муромец Берёт плеточку шёлковую в белу руку, А он бил коня да по крутым рёбрам, Говорил-то он, Илья, таковы слова: Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Не слыхал ли посвиста соловьего, Не слыхал ли покрика звериного, Не видал ли ты ударов богатырскиих? А и тут старыя казак да Илья Муромец Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый.
    Во свои берёт во белы он во ручушки. Он тетивочку шёлковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повёз его по славну по чисту полю, Мимо гнёздышка повёз да соловьиного.)
    Как проявил себя во время битвы с Соловьём-разбойником богатырь?
    5)     Перечислите художественные особенности, характерные для данной былины, (постоянные эпитеты — «травушки-муравы», «силушку великую»; гиперболы — Во том гнёздышке да соловьино- ем, / А случилось быть да и три дочери, / А и три дочери его лю- бимыих; повторы — Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, / Сидит Соловей Разбойник…)
    6)   Какие ещё былины об Илье Муромце вы знаете? («Три по­ездки Ильи Муромца»)
    7)    Кто из русских художников иллюстрировал былины? (Бы­линные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив своё отношение к бы­линному творчеству. Одним из самых известных художников- иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «Три богатыря» (1881-1898). Остановимся на истории создания картины «Три богатыря». В 187б-м Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии русских художни­ков. Именно здесь он задумал «начать новый жанр своей дея­тельности» и сделал первый этюд «Богатырей». В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьёй переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу (былине), сказке, родной истории. В 1893-1894 годах Васнецов построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в
    Москве, где были закончены «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», выполнены сказочные полотна «Царевна-лягушка», «Спящая царевна» и др. Полностью картина «Богатыри» была го­това только в 1898 году, то есть создавалась художником более 20 лет. Решённая в монументально-декоративном плане картина воссоздаёт образы трёх любимейших народом героев былинно­го эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.
    Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные крас­ки — зелёная, коричневая, красная, белая, синяя, придавая осо­бую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объеди­нён плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.
    В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид, — в одной руке, напряжённо поднятой к глазам, у него палица, в другой копьё, — исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алёша Попович. Молодой красавец, пол­ный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикрепле­ны гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответст­вии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчёркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить са­мые сложные поручения, требующие изворотливости ума и ди­пломатического такта.
    Герои, как это было принято в реалистической живописи и со­гласно творческому принципу Васнецова, конкретны, историче­ски точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами харак­тера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, со­звучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Бо­гатыри» заняли почётное место в Третьяковской галерее. «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецо­ва занимают одно из первейших мест», — выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетённая и ещё затоптанная… а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».
    Ещё одним известным русским художником, обращавшимся в своём творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844-1930). Он написал известную картину «Садко». Репин сам дал истолкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в не­весты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном отечестве.)

  6. Ответ оставил Гость
    В древности людям люди придумывали различные сказания, иначе – былины. Их исполняли в царских палатах и за застольями. Зачастую героями былин были могучие богатыри, защитники отечества. Это Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Волх Всеславьявич и другие.
    Большинство былин были написаны про Илью Муромца (“Три поездки Ильи Муромца”, “Илья Муромец и Соловей Разбойник”, “Илья Муромец и Калин-Царь” и др. ) Как видно из одной былины, раньше Илья был не мог ходить и 30 лет просидел на печке. Но однажды его навестили мудрецы и подарили умение ходить за его доброту (Илья напоил их пивом) . Потом Илья нашёл себе богатырского коня и поехал записываться на службу к королю князю – Владимиру Красное Солнышко.
    Илья Муромец боролся с различными монстрами и врагами. Во всех битвах он одерживал победу, но не погибал, потому что ему “на роду написано” умереть своей собственной смертью.
    Илья Муромец был патриотом, был преданным своей Родине и службе у князя. Когда вражеский царь Калин хотел сделать Илью своим воеводой в награду за его упорность и отвагу на поле битвы – он один бился с бесчисленным войском! – Илья отказался и сказал: “Мне Родина дороже службы у врага! ”
    Илья Муромец был настоящим храбрецом – он не побоялся расчистить прямоезжую дорогу до Киева, где сидел в засаде Соловей-Разбойник.
    Илья – очень умный богатырь. Когда черниговцы хотели сделать его своим “начальником”, он не захотел у них править и поехал дальше. Ведь он сделал в каком-то роде правильно. Если бы он начал править у черниговцев, то в скором времени разбогател бы, сидел на троне, занимался бы делами города и был бы просто правителем. А так Илья Муромец, “дородный славный добрый молодец” совершил много подвигов, получил княжескую милость и уважение народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *