Сочинение на тему илья муромец и соловей разбойник

13 вариантов

  1. Былины — неотъемлемая часть русского фольклора. Богатырь Илья Муромец — один из самых любимых героев русских былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывает нам о том, кто такой Илья Муромец, откуда он родом и как стал могучим богатырем.
    Илья Муромец — это реальный, а не выдуманный, человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным сыном у немолодых родителей — простых крестьян. Он тридцать три года просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он сиднем и дальше, но судьба приготовила для Ильи другой путь… Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг — победив самого себя, свои страхи и сомнения.
    На пути к «стольному Киеву-граду», ко дворцу Владимира Красна Солнышка, Илья в одиночку побеждает целое войско, осадившее Чернигов. Вопреки уговорам жителей города стать черниговским воеводой, Илья решает продолжить свой путь в Киев. Он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Оказав помощь черниговцам, Илья продолжает свой путь, следуя своему предназначению: сражаться со злом.
    Любой герой не был бы таковым, если б ему не пришлось на своем пути совершать героические поступки, наказывая разных злодеев. Первый из них, с которым пришлось вступить в поединок Илье Муромцу — Соловей-Разбойник. Если образ Ильи олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник — концентрация силы злой. В отличие от героя-богатыря, образ Соловья — полностью вымышленный, сказочный. Он вобрал в себя заботы русского народа, которому в конце X — начале XI веков, приходилось противостоять набегам степных кочевников. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревы цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат!» — в этих словах словно слышется дыхание степного ветра-суховея, несущего смерть и разруху.
    Победив Соловья-Разбойника, Илья привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику «свиснуть в пол-свиста» и все бояре, да и сам князь начинают прятаться со страху. По-моему, в этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа.
    Илья Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской награды, а ради Руси-матушки. В служении русскому народу он находит свое призвание. Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он едет в ту сторону, которая пророчит погибель. Но могучему богатырю «смерть в бою не писана». «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!» Этими словами заканчивается один из пересказов былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. Но на самом деле, это не конец, а только начало ратного пути легендарного богатыря, удел которого — вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях.

  2. Илья Муромец — великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” ярко раскрываются многие качества “удалого добра молодца” как народного героя.
    Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. Поэтому и выехал добрый молодец без промедления, лишь только узнал, что по дороге на стольный Киев-град злодействует Соловей-разбойник Одихмантьев сын:
    И от его ли то от посвиста соловьего,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все Лазаревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, –
    А что есть людей — то все мертвы лежат.
    Однако Илья Муромец — “старый казак”, он храбр, умен и опытен. Подстрелил он грозного Соловья-разбойника, “ему выбил право око со косицею”. Когда на выручку злодею прибежали его зятья, Соловей-разбойник сразу понял, что им даже всем вместе не одолеть славного богатыря, и решили они его подкупить, посулив “ествушку сахарную”, “питьецо медвяное” и драгоценные дары. Однако не поддался Илья Муромец на вражьи уговоры и повез пленного разбойника “во славный стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор”. Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако, когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:
    Ай же мужичище-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей-разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а “старый-от казак да Илья Муромец”, оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно и погиб Соловей-разбойник — в назидание и на страх всем врагам русской земли.

  3. 3
    Текст добавил: *..._ЛаПуЛя__Йа_...*

    Здесь же богатырь выдерживает и второе испытание характера, отвергая богатые посулы дочерей разбойника за его освобождение.
    Илья Муромец в Киеве
    Третье испытания Ильи происходит за трапезой с князем киевским Владимиром. В ответ на рассказ богатыря о своем пути из Мурома в Киев, князь обвиняет казака во лжи – указывая на осаду Чернигова и отсутствие проезда по владениям Соловья-разбойника.
    Чтобы подтвердить свою правоту, Илья приводит в палаты Соловья-разбойника и велит ему засвистать да закричать вполсилы. Однако, чуя свою гибель, разбойник просит дать ему вина – после чего от его свиста и звериного рыка замертво падают люди и кривятся маковки на теремах.
    И в этом случае Илья-Муромец остается неподкупен. Вместо того чтобы использовать пленного Соловья-разбойника в качества своего страшного оружия, он увозить его в поле и срубает голову.
    Именно это бескорыстие и готовность насмерть стоять на защите русской земли, сделало Илью Муромца любимым героем народных былин. А церковь причислила эту реальную личность русской истории к лику святых.
    Сочинение » Былины » Образ героя в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник»
    One more step

    Please complete the security check to access znanija.com

    Why do I have to complete a CAPTCHA?

    Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.

    What can I do to prevent this in the future?

    If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
    If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
    Cloudflare Ray ID: 3bee95d78693970c • Your IP : 5.189.137.82 • Performance & security by Cloudflare
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Былина Илья Муромец и Соловей разбойник переносит нас в далекое прошлое и рассказывает нам о давних временах, знакомя нас с богатырем Ильей и его подвигами. Приключения Ильи Муромца начались, когда он отправился из села в Киев, чтобы устроиться на службу к князю. Это герой целого цикла былин, среди которых есть и сказка Илья Муромец и Соловей разбойник.

    Илья Муромец и Соловей разбойник

    Для аннотаций об Илье Муромце и Соловье разбойнике в читательский дневник, предлагаем краткое описание и характеристику Ильи Муромца, а также характеристику Соловья разбойника. Итак, встретился Илья Муромец с разбойником, по пути на Киев, когда пошел прямой дорогой, хотя его и предупреждали о злодее-разбойнике, который своим свистом всех повергает в ужас. Не испугался Илья и сразился с Соловьем разбойником, поверг его и поехал вместе с ним к Владимиру, которому и показал Соловья-разбойника. В конце былины Илья отрубает голову разбойнику, так как тот ослушался Илью и засвистел не на пол-силы, а во всю силу.

    Илья Муромец и Соловей разбойник главные герои

    Знакомясь с героями былины Илья Муромец и Соловей-разбойник мы видим представителей добра и зла. Илья представлен богатырем. Одно только слово богатырь рисует перед нами не просто человека, а человека с большой силой, который может повергнуть целое вражеское войско. Повествователь говорит нам, что богатыри всегда носили с собой сорокапудовую палицу, была такая палица и у Ильи. А ведь сорок пудов это более шестисот килограмм. Вот и представьте, какой силой огромной обладали богатыри. Илья — это храбрый, сильный, благородный молодец, который противостоит злу, сражаясь с чудовищами и змеями, и в нашем случае с Соловьем разбойником.

  5. Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
    Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    А й черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат,
    На добром коне никто тут не проезживат,
    Птица черный ворон не пролётыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.
    А подъехал как ко силушке великоей,
    Он как стал-то эту силушку великую,
    Стал конем топтать да стал копьем колоть,
    А й побил он эту силу всю великую.
    Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
    Выходили мужички да тут черниговски
    И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
    А й зовут его в Чернигов воеводою.
    Говорит-то им Илья да таковы слова:
    – Ай же мужички да вы черниговски!
    Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
    Укажите мне дорожку прямоезжую,
    Прямоезжую да в стольный Киев-град.
    Говорили мужички ему черниговски:
    – Ты, удаленький дородный добрый молодец,
    Ай ты, славный богатырь да святорусский!
    Прямоезжая дорожка заколодела,
    Заколодела дорожка, замуравела.
    А й по той ли по дорожке прямоезжею
    Да й пехотою никто да не прохаживал,
    На добром коне никто да не проезживал.
    Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у той ли у березы у покляпыя,
    Да у той ли речки у Смородины,
    У того креста у Леванидова
    Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
    Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
    А то свищет Соловей да по-соловьему,
    Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
    И от его ли то от посвиста соловьего,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все лазоревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, –
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст,
    А й окольноей дорожкой – цела тысяча.
    Он спустил добра коня да й богатырского,
    Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
    Его добрый конь да богатырский
    С горы на гору стал перескакивать,
    С холмы на холмы стал перамахивать,
    Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
    Подъезжает он ко речке ко Смородине,
    Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
    Да ко тою ко березе ко покляпыя,
    К тому славному кресту ко Леванидову.
    Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
    Закричал злодей-разбойник по-звериному –
    Так все травушки-муравы уплеталися,
    Да й лазоревы цветочки осыпалися,
    Темны лесушки к земле все приклонилися.
    Его добрый конь да богатырский
    А он на корни да спотыкается –
    А й как старый-от казак да Илья Муромец
    Берет плеточку шелковую в белу руку,
    А он бил коня да по крутым ребрам,
    Говорил-то он, Илья, таковы слова:
    – Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
    Али ты идти не хошь, али нести не можь?
    Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
    Не слыхал ли посвиста соловьего,
    Не слыхал ли покрика звериного,
    Не видал ли ты ударов богатырскиих?
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
    Во свои берет во белы он во ручушки.
    Он тетивочку шелковеньку натягивал,
    А он стрелочку каленую накладывал,
    Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
    Ему выбил право око со косицею,
    Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
    Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
    Он повез его по славну по чисту полю,
    Мимо гнездышка повез да соловьиного.
    Во том гнездышке да соловьиноем
    А случилось быть да и три дочери,
    А й три дочери его любимыих.
    Больша дочка – эта смотрит во окошечко косявчато,
    Говорит она да таковы слова:
    – Едет-то наш батюшка чистым полем,
    А сидит-то на добром коне,
    А везет он мужичища-деревенщину
    Да у правого у стремени прикована.
    Поглядела как другая дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет батюшка раздольицем чистым полем,
    Да й везет он мужичища-деревенщину
    Да й ко правому ко стремени прикована, –
    Поглядела его меньша дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет мужичище-деревенщина,
    Да й сидит мужик он на добром коне,
    Да й везет-то наша батюшка у стремени,
    У булатного у стремени прикована –
    Ему выбито-то право око со косицею.
    Говорила-то й она да таковы слова:
    – А й же мужевья наши любимые!
    Вы берите-ко рогатины звериные,
    Да бегите-ко в раздольице чисто поле,
    Да вы бейте мужичища-деревенщину!
    Эти мужевья да их любимые,
    Зятевья-то есть да соловьиные,
    Похватали как рогатины звериные,
    Да и бежали-то они да й во чисто поле
    Ко тому ли к мужичище-деревенщине,
    Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.
    Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
    – Ай же зятевья мои любимые!
    Побросайте-ка рогатины звериные,
    Вы зовите мужика да деревенщину,
    В свое гнездышко зовите соловьиное,
    Да кормите его ествушкой сахарною,
    Да вы пойте его питьецом медвяныим,
    Да й дарите ему дары драгоценные!
    Эти зятевья да соловьиные
    Побросали-то рогатины звериные,
    А й зовут мужика да й деревенщину
    Во то гнездышко да соловьиное.
    Да й мужик-то деревенщина не слушался,
    А он едет-то по славному чисту полю
    Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
    Он приехал-то во славный стольный Киев-град
    А ко славному ко князю на широкий двор.
    А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,
    Он пришел в палату белокаменну,
    Во столовую свою во горенку,
    Он сел есть да пить да хлеба кушати,
    Хлеба кушати да пообедати.
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Становил коня да посередь двора,
    Сам идет он во палаты белокаменны.
    Проходил он во столовую во горенку,
    На пяту он дверь-то поразмахивал.
    Крест-от клал он по-писаному,
    Вел поклоны по-ученому,
    На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
    Самому князю Владимиру в особину,
    Еще всем его князьям он подколенныим.
    Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
    – Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
    Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
    Величают, удалого, по отечеству?
    Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
    – Есть я с славного из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова,
    Есть я старыя казак да Илья Муромец,
    Илья Муромец да сын Иванович.
    Говорит ему Владимир таковы слова:
    – Ай же старыя казак да Илья Муромец!
    Да й давно ли ты повыехал из Мурома
    И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?
    Говорил Илья он таковы слова:
    – Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
    Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
    То моя дорожка призамешкалась.
    А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
    Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
    Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
    Мимо славну реченьку Смородину,
    Мимо славную березу ту покляпую,
    Мимо славный ехал Леванидов крест.
    Говорил ему Владимир таковы слова:
    – Ай же мужичища-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Как у славного у города Чернигова
    Нагнано тут силы много множество –
    То пехотою никто да не прохаживал
    И на добром коне никто да не проезживал,
    Туда серый зверь да нз прорыскивал,
    Птица черный ворон не пролетывал.
    А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у славноей у речки у Смородины,
    А й у той ли у березы у покляпыя,
    У того креста у Леванидова
    Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.
    То как свищет Соловей да по-соловьему,
    Как кричит злодей-разбойник по-звериному –
    То все травушки-муравы уплетаются,
    А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются,
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Говорил ему Илья да таковы слова:
    – Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!
    Соловей Разбойник на твоем дворе.
    Ему выбито ведь право око со косицею,
    И он ко стремени булатному прикованный.
    То Владимир-князь-от стольно-киевский
    Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
    Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
    То он шапочку соболью на одно ушко,
    Он выходит-то на свой-то на широкий двор
    Посмотреть на Соловья Разбойника.
    Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
    – Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
    Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
    Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:
    – Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
    А не вас-то я хочу да и послушати.
    Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
    Да его хочу-то я послушати.
    Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский.
    – Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
    Прикажи-тко засвистать ты Соловья да й по-соловьему,
    Прикажи-тко закричать да по-звериному.
    Говорил Илья да таковы слова:
    – Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!
    Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего,
    Закричи-тко ты во полкрика звериного.
    Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын:
    – Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
    Мои раночки кровавы запечатались,
    Да не ходят-то мои уста сахарные,
    Не могу я засвистать да й по-соловьему,
    Закричать-то не могу я по-звериному.
    А й вели-тко князю ты Владимиру
    Налить чару мне да зелена вина.
    Я повыпью-то как чару зелена вина –
    Мои раночки кровавы поразойдутся,
    Да й уста мои сахарны порасходятся,
    Да тогда я засвищу да по-соловьему,
    Да тогда я закричу да по-звериному.
    Говорил Илья тут князю он Владимиру:
    – Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,
    Ты поди в свою столовую во горенку,
    Наливай-то чару зелена вина.
    «
    1
    2
    »

  6. Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
    Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    А й черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат,
    На добром коне никто тут не проезживат,
    Птица черный ворон не пролётыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.
    А подъехал как ко силушке великоей,
    Он как стал-то эту силушку великую,
    Стал конем топтать да стал копьем колоть,
    А й побил он эту силу всю великую.
    Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
    Выходили мужички да тут черниговски
    И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
    А й зовут его в Чернигов воеводою.
    Говорит-то им Илья да таковы слова:
    – Ай же мужички да вы черниговски!
    Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
    Укажите мне дорожку прямоезжую,
    Прямоезжую да в стольный Киев-град.
    Говорили мужички ему черниговски:
    – Ты, удаленький дородный добрый молодец,
    Ай ты, славный богатырь да святорусский!
    Прямоезжая дорожка заколодела,
    Заколодела дорожка, замуравела.
    А й по той ли по дорожке прямоезжею
    Да й пехотою никто да не прохаживал,
    На добром коне никто да не проезживал.
    Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у той ли у березы у покляпыя,
    Да у той ли речки у Смородины,
    У того креста у Леванидова
    Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
    Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
    А то свищет Соловей да по-соловьему,
    Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
    И от его ли то от посвиста соловьего,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все лазоревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, –
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст,
    А й окольноей дорожкой – цела тысяча.
    Он спустил добра коня да й богатырского,
    Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
    Его добрый конь да богатырский
    С горы на гору стал перескакивать,
    С холмы на холмы стал перамахивать,
    Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
    Подъезжает он ко речке ко Смородине,
    Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
    Да ко тою ко березе ко покляпыя,
    К тому славному кресту ко Леванидову.
    Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
    Закричал злодей-разбойник по-звериному –
    Так все травушки-муравы уплеталися,
    Да й лазоревы цветочки осыпалися,
    Темны лесушки к земле все приклонилися.
    Его добрый конь да богатырский
    А он на корни да спотыкается –
    А й как старый-от казак да Илья Муромец
    Берет плеточку шелковую в белу руку,
    А он бил коня да по крутым ребрам,
    Говорил-то он, Илья, таковы слова:
    – Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
    Али ты идти не хошь, али нести не можь?
    Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
    Не слыхал ли посвиста соловьего,
    Не слыхал ли покрика звериного,
    Не видал ли ты ударов богатырскиих?
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
    Во свои берет во белы он во ручушки.
    Он тетивочку шелковеньку натягивал,
    А он стрелочку каленую накладывал,
    Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
    Ему выбил право око со косицею,
    Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
    Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
    Он повез его по славну по чисту полю,
    Мимо гнездышка повез да соловьиного.
    Во том гнездышке да соловьиноем
    А случилось быть да и три дочери,
    А й три дочери его любимыих.
    Больша дочка – эта смотрит во окошечко косявчато,
    Говорит она да таковы слова:
    – Едет-то наш батюшка чистым полем,
    А сидит-то на добром коне,
    А везет он мужичища-деревенщину
    Да у правого у стремени прикована.
    Поглядела как другая дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет батюшка раздольицем чистым полем,
    Да й везет он мужичища-деревенщину
    Да й ко правому ко стремени прикована, –
    Поглядела его меньша дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет мужичище-деревенщина,
    Да й сидит мужик он на добром коне,
    Да й везет-то наша батюшка у стремени,
    У булатного у стремени прикована –
    Ему выбито-то право око со косицею.
    Говорила-то й она да таковы слова:
    – А й же мужевья наши любимые!
    Вы берите-ко рогатины звериные,
    Да бегите-ко в раздольице чисто поле,
    Да вы бейте мужичища-деревенщину!
    Эти мужевья да их любимые,
    Зятевья-то есть да соловьиные,
    Похватали как рогатины звериные,
    Да и бежали-то они да й во чисто поле
    Ко тому ли к мужичище-деревенщине,
    Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.
    Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
    – Ай же зятевья мои любимые!
    Побросайте-ка рогатины звериные,
    Вы зовите мужика да деревенщину,
    В свое гнездышко зовите соловьиное,
    Да кормите его ествушкой сахарною,
    Да вы пойте его питьецом медвяныим,
    Да й дарите ему дары драгоценные!
    Эти зятевья да соловьиные
    Побросали-то рогатины звериные,
    А й зовут мужика да й деревенщину
    Во то гнездышко да соловьиное.
    Да й мужик-то деревенщина не слушался,
    А он едет-то по славному чисту полю
    Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
    Он приехал-то во славный стольный Киев-град
    А ко славному ко князю на широкий двор.
    А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,
    Он пришел в палату белокаменну,
    Во столовую свою во горенку,
    Он сел есть да пить да хлеба кушати,
    Хлеба кушати да пообедати.
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Становил коня да посередь двора,
    Сам идет он во палаты белокаменны.
    Проходил он во столовую во горенку,
    На пяту он дверь-то поразмахивал.
    Крест-от клал он по-писаному,
    Вел поклоны по-ученому,
    На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
    Самому князю Владимиру в особину,
    Еще всем его князьям он подколенныим.
    Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
    – Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
    Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
    Величают, удалого, по отечеству?
    Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
    – Есть я с славного из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова,
    Есть я старыя казак да Илья Муромец,
    Илья Муромец да сын Иванович.
    Говорит ему Владимир таковы слова:
    – Ай же старыя казак да Илья Муромец!
    Да й давно ли ты повыехал из Мурома
    И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?
    Говорил Илья он таковы слова:
    – Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
    Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
    То моя дорожка призамешкалась.
    А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
    Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
    Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
    Мимо славну реченьку Смородину,
    Мимо славную березу ту покляпую,
    Мимо славный ехал Леванидов крест.
    Говорил ему Владимир таковы слова:
    – Ай же мужичища-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Как у славного у города Чернигова
    Нагнано тут силы много множество –
    То пехотою никто да не прохаживал
    И на добром коне никто да не проезживал,
    Туда серый зверь да нз прорыскивал,
    Птица черный ворон не пролетывал.
    А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у славноей у речки у Смородины,
    А й у той ли у березы у покляпыя,
    У того креста у Леванидова
    Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.
    То как свищет Соловей да по-соловьему,
    Как кричит злодей-разбойник по-звериному –
    То все травушки-муравы уплетаются,
    А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются,
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Говорил ему Илья да таковы слова:
    – Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!
    Соловей Разбойник на твоем дворе.
    Ему выбито ведь право око со косицею,
    И он ко стремени булатному прикованный.
    То Владимир-князь-от стольно-киевский
    Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
    Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
    То он шапочку соболью на одно ушко,
    Он выходит-то на свой-то на широкий двор
    Посмотреть на Соловья Разбойника.
    Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
    – Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
    Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
    Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:
    – Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
    А не вас-то я хочу да и послушати.
    Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
    Да его хочу-то я послушати.
    Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский.
    – Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
    Прикажи-тко засвистать ты Соловья да й по-соловьему,
    Прикажи-тко закричать да по-звериному.
    Говорил Илья да таковы слова:
    – Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!
    Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего,
    Закричи-тко ты во полкрика звериного.
    Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын:
    – Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
    Мои раночки кровавы запечатались,
    Да не ходят-то мои уста сахарные,
    Не могу я засвистать да й по-соловьему,
    Закричать-то не могу я по-звериному.
    А й вели-тко князю ты Владимиру
    Налить чару мне да зелена вина.
    Я повыпью-то как чару зелена вина –
    Мои раночки кровавы поразойдутся,
    Да й уста мои сахарны порасходятся,
    Да тогда я засвищу да по-соловьему,
    Да тогда я закричу да по-звериному.
    Говорил Илья тут князю он Владимиру:
    – Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,
    Ты поди в свою столовую во горенку,
    Наливай-то чару зелена вина.
    Ты не малую стопу – да полтора ведра,
    Подноси-тко к Соловью к Разбойнику. –
    То Владимир-князь да стольно-киевский,
    Он скоренько шел в столову свою горенку,
    Наливал он чару зелена вина,
    Да не малу он стопу – да полтора ведра,
    Разводил медами он стоялыми,
    Приносил-то он ко Соловью Разбойнику.
    Соловей Разбойник Одихмантьев сын
    Принял чарочку от князя он одной ручкой,
    Выпил чарочку ту Соловей одним духом.
    Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
    Закричал Разбойник по-звериному –
    Маковки на теремах покривились,
    А околенки во теремах рассыпались.
    От него, от посвиста соловьего,
    А что есть-то людушек – так все мертвы лежат,
    А Владимир-князь-от стольно-киевский
    Куньей шубонькой он укрывается.
    А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
    Он скорешенько садился на добра коня,
    А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
    И он срубил ему да буйну голову.
    Говорил Илья да таковы слова:
    – Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
    Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
    Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
    Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
    Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!
    А тут Соловью ему й славу поют,
    А й славу поют ему век по веку!

  7. Илья Муромец — великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ярко раскрываются многие качества «удалого добра молодца» как народного героя.
    Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. Поэтому и выехал добрый молодец без промедления, лишь только узнал, что по дороге на стольный Киев-град злодействует Соловей-разбойник Одихмантьев сын:
    И от его ли то от посвиста соловье го,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все Лазаревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, —
    А что есть людей — то все мертвы лежат.
    Однако Илья Муромец — «старый казак», он храбр, умен и опытен. Подстрелил он грозного Соловья-разбойника, «ему выбил право око со косицею». Когда на выручку злодею прибежали его зятья, Соловей-разбойник сразу понял, что им даже всем вместе не одолеть славного богатыря, и решили они его подкупить, посулив «ествушку сахарную», «питьецо медвяное» и драгоценные дары. Однако не поддался Илья Муромец на вражьи уговоры и повез пленного разбойника «во славный стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор». Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако, когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:
    Аи же мужичище-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей-разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а «старый-от казак да Илья Муромец», оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно и погиб Соловей-разбойник — в назидание и на страх всем врагам русской земли.

  8. В древности люди придумывали различные сказания, иначе – былины. Их исполняли в царских палатах и за застольями. Зачастую героями былин были могучие богатыри, защитники отечества. Это Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Волх Всеславьявич и другие.
    Большинство былин были написаны про Илью Муромца (“Три поездки Ильи Муромца”, “Илья Муромец и Соловей Разбойник”, “Илья Муромец и Калин-Царь” и др. ) Как видно из одной былины, раньше Илья был не мог ходить и 30 лет просидел на печке. Но однажды его навестили мудрецы и подарили умение ходить за его доброту (Илья напоил их пивом) . Потом Илья нашёл себе богатырского коня и поехал записываться на службу к королю князю – Владимиру Красное Солнышко.
    Илья Муромец боролся с различными монстрами и врагами. Во всех битвах он одерживал победу, но не погибал, потому что ему “на роду написано” умереть своей собственной смертью.
    Илья Муромец был патриотом, был преданным своей Родине и службе у князя. Когда вражеский царь Калин хотел сделать Илью своим воеводой в награду за его упорность и отвагу на поле битвы – он один бился с бесчисленным войском! – Илья отказался и сказал: “Мне Родина дороже службы у врага! ”
    Илья Муромец был настоящим храбрецом – он не побоялся расчистить прямоезжую дорогу до Киева, где сидел в засаде Соловей-Разбойник.
    Илья – очень умный богатырь. Когда черниговцы хотели сделать его своим “начальником”, он не захотел у них править и поехал дальше. Ведь он сделал в каком-то роде правильно. Если бы он начал править у черниговцев, то в скором времени разбогател бы, сидел на троне, занимался бы делами города и был бы просто правителем. А так Илья Муромец, “дородный славный добрый молодец” совершил много подвигов, получил княжескую милость и уважение народа.
    Илья Муромец – мой самый любимый былинный герой. Он попадает в разные ситуации и с лёгкостью из них выходит. Он сильный, умный, добрый и самый лучший богатырь

  9. 9
    Текст добавил: Чудо женщина

    Страница: [ 1 ] 2
    Второй и самый главный цикл — былины о Киевских или младших богатырях. Эти богатыри собираются в Киеве вокруг князя Владимира, послужить ему кладут душу свою за веру и родину.
    Князь Владимир Красное Солнышко — не вполне историческая личность. Святой князь Владимир крестил Русь, — в былинах Русь уже давно православная. Много говорится в былинах о борьбе с внешними врагами — половцами и даже татарами, которые появились только в ХІІ-м веке, тогда как крещение Руси было при Владимире Святом в конце Х-го века. Но это и не Владимир Мономах. Былинный князь Владимир Красное Солнышко — среднее собирательное лицо ласкового русского князя Киевской Руси. Он имеет свой определенный характер гостеприимный ласковый хозяин, любящий слушать гусляров, любящий пиры, немного любопытный и даже иногда робкий; главный его эпитет — “ласковый”. К нему на службу являются могучие богатыри, из которых главным образом выделяются трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
    Илья Муромец — любимый народный богатырь. О нем больше всего говорится в былинах, по которым можно проследить всю его жизнь. Илья — сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, “сидел сиднем” в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда никого в избе не было, кроме Ильи, в окно к нему постучались странники — “калики перехожие”. По одной былине это были старшие богатыри, по другой — Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела, которые явились для того, чтобы исцелить Илью. Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, т. к. не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья “вскочил на резвы ноги”, спустился “в погреба глубокие” и принес им испить чару зелена вина,, величиной “в полтора ведра”. Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару,, которую он осушил “во единый дух”. Калики спросили его: сколько он “чует в себе силушки”, на что Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы.
    После второй чары Илья сказал, что у него стало “силушки — половинушка”. — “Этого довольно с тебя”, сказали ему калики перехожие, дали ему наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела и предсказали Илье, что “смерть ему в бою не написана”, после чего “калики потерялися”, т. е. — исчезли.
    В этом исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.
    Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой — освобождает поле от “дубья-колодья”, т. е., выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
    «Не сырой дуб к земле преклоняется,
    Расстилается сын перед батюшкой,
    Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
    «На добрые дела я тебе благословенье дам,
    А на недобрые — моего благословенья нет». В наставлении отца замечательны слова
    «Не помысли злом на татарина,
    Не убей в чистом поле христианина», т. е., не убивай со злобой, а только защищая родину. Садится Илья на своего “ретивого коня”, которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в “Киев-град, заложиться за князя Владимира”. Выехав чем свет, Илья расчитывает попасть в Киев к обедне (от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева — добрых 800 верст). Илья бьет своего коня “по крутым бокам”,
    «Ретивый конь под ним осержается, Прочь ют земли отделяется, Он и скачет выше дерева стоячего, Чуть пониже облака ходячего».
    Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут “старый матерой казак Илья, сын Иванович”. Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду. Но в Чернигов нельзя попасть, окружен город “силой несметной”. Под “силой несметной” надо подразумевать вражеское полчище, вероятно — татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
    «Куда саблей махнет — там улица лежит, Куда отмахнет — перезолочен».
    “Мужики Черниговские”, увидав, что Илья Муромец победил всю “силу”, осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклоняет эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спрашивает, где самая короткая “прямоезжая” дорога ко граду Киеву? Оказывается, что надо ехать в объезд, т. к. “прямоезжая” дорога к Киеву заложена, сидит на ней Соловей-разбойник,( и никого к Киеву не пропускает. Узнав об этом, Илья Муромец направляет своего коня именно по этой “прямоезжей” дороге, чтобы освободить землю русскую от этого злого разбойника.
    Илья Муромец и Соловей-разбойник. Илья в Киеве. Идолище поганое. Илья в ссоре с князем Владимиром
    Итак, “ретивный конь” понес Илью Муромца по “прямоезжей” дороге, и скоро очутился богатырь перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его “посвиста соловьиного” и “покрика звериного” люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
    Соловей-разбойник, “станишники” в другой былине |(“Илья Муромец и станишники”) — представители внутренних врагов России, с которыми, также, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хочет убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пускает стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепляет дуб на мелкие щепки.
    И тут, победив Соловья-разбойника, Илья не убивает его, а привязывает к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляют Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец — неподкупен. Итак, с Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья наконец в третий скачок очутился в Киеве. Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев,, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему. Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья идет прямо в “гридницу”, молится на образа, “крест кладет по писанному, поклон ведет по ученому”, кланяется сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? — отвечает, что он — матерой казак Илья Муромец,, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную. Князь Владимир спрашивает Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья отвечает, что ехал он через Чернигов. Князь сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что под Черниговом стоит “сила несметная”. Илья скромно отвечает, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет. “А из Чернигова какой дорогой ехал?” продолжает спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал “прямоезжей”, князь опять сомневается в правдивости Ильи, т. к. знает, что дорога “прямоезжая заложена”,, и что сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно отвечает, что действительно Соловей-разбойник “сидел” &а этой дороге, но что теперь он, “собака”, находится тут, на дворесамого князя Владимира, привязанный к седлу Ильи Муромца.
    Страница: [ 1 ] 2

  10. Горький писал: «Начало искусства слова — в фольклоре». Изучая русский фольклор, мы знакомимся с истоками русской литературы. В устном поэтическом творчестве выражаются представления: народа об обществе, государстве, раскрываются нравственные идеалы. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» принадлежит к героическому эпосу и повествует о тех временах, когда Русь страдала от татарского нашествия. В образе богатыря Ильи Муромца народ воплотил свои представления о воине-герое. Этот «удаленький дородный добрый молодец» выехал «из города из Мурома», «а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град».
    По дороге богатырь решил заехать в Чернигов, а там «нагнано-то силушки черным-черно».
    * А подъехал как ко силушке великой,
    * Он как стал-то эту силушку великую,
    * Стал конем топтать да стал копьем колоть,
    * А и побил он эту силу всю великую
    Жители Чернигова радостно приветствовали своего освободите ля и предложили ему остаться у них воеводой. Но настоящий русский богатырь не гонится за почестями, поэтому Илья Муромец отказался от высокого звания и отправился даль-ше в Киев. Его предупредили, что по пути ему встретится Соловей-разбойник, от которого «все лазоревы цветочки осыпаются, … а что есть людей — то все мертвы лежат». Но богатырь проявляет мужество и героизм, решив в одиночку сразиться со страшным разбойником.
    * …Он пустил стрелу в того-то Соловья-разбойника,
    * Ему выбил право око со косицею,
    * Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
    * Пристегнул его к правому ко стремечку
    * булатному. Он повез его по славну по чисту полю…
    И богатырь разбойника « мимо гнездышка повез да соловьиного ». Питья Соловья-разбойника выехали ему навстречу и стали зазывать свое гнездышко» и соблазнять его «ествушкой сахарной» и «дарами драгоценными». Но Илья Муромец не стал предателем своей земли, не купился на обещания и не отдал своего пленника. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности. Все эти качества были воплощены в образе Ильи Муромца, что делало его настоящим героем.
    .

  11. Страница: [ 1 ] 2
    Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
    Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    А й черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат,
    На добром коне никто тут не проезживат,
    Птица черный ворон не пролётыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.
    А подъехал как ко силушке великоей,
    Он как стал-то эту силушку великую,
    Стал конем топтать да стал копьем колоть,
    А й побил он эту силу всю великую.
    Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
    Выходили мужички да тут черниговски
    И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
    А й зовут его в Чернигов воеводою.
    Говорит-то им Илья да таковы слова:
    – Ай же мужички да вы черниговски!
    Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
    Укажите мне дорожку прямоезжую,
    Прямоезжую да в стольный Киев-град.
    Говорили мужички ему черниговски:
    – Ты, удаленький дородный добрый молодец,
    Ай ты, славный богатырь да святорусский!
    Прямоезжая дорожка заколодела,
    Заколодела дорожка, замуравела.
    А й по той ли по дорожке прямоезжею
    Да й пехотою никто да не прохаживал,
    На добром коне никто да не проезживал.
    Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у той ли у березы у покляпыя,
    Да у той ли речки у Смородины,
    У того креста у Леванидова
    Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
    Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
    А то свищет Соловей да по-соловьему,
    Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
    И от его ли то от посвиста соловьего,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все лазоревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, –
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Прямоезжею дороженькой – пятьсот есть верст,
    А й окольноей дорожкой – цела тысяча.
    Он спустил добра коня да й богатырского,
    Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
    Его добрый конь да богатырский
    С горы на гору стал перескакивать,
    С холмы на холмы стал перамахивать,
    Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
    Подъезжает он ко речке ко Смородине,
    Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
    Да ко тою ко березе ко покляпыя,
    К тому славному кресту ко Леванидову.
    Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
    Закричал злодей-разбойник по-звериному –
    Так все травушки-муравы уплеталися,
    Да й лазоревы цветочки осыпалися,
    Темны лесушки к земле все приклонилися.
    Его добрый конь да богатырский
    А он на корни да спотыкается –
    А й как старый-от казак да Илья Муромец
    Берет плеточку шелковую в белу руку,
    А он бил коня да по крутым ребрам,
    Говорил-то он, Илья, таковы слова:
    – Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
    Али ты идти не хошь, али нести не можь?
    Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
    Не слыхал ли посвиста соловьего,
    Не слыхал ли покрика звериного,
    Не видал ли ты ударов богатырскиих?
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
    Во свои берет во белы он во ручушки.
    Он тетивочку шелковеньку натягивал,
    А он стрелочку каленую накладывал,
    Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
    Ему выбил право око со косицею,
    Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
    Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
    Он повез его по славну по чисту полю,
    Мимо гнездышка повез да соловьиного.
    Во том гнездышке да соловьиноем
    А случилось быть да и три дочери,
    А й три дочери его любимыих.
    Больша дочка – эта смотрит во окошечко косявчато,
    Говорит она да таковы слова:
    – Едет-то наш батюшка чистым полем,
    А сидит-то на добром коне,
    А везет он мужичища-деревенщину
    Да у правого у стремени прикована.
    Поглядела как другая дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет батюшка раздольицем чистым полем,
    Да й везет он мужичища-деревенщину
    Да й ко правому ко стремени прикована, –
    Поглядела его меньша дочь любимая,
    Говорила-то она да таковы слова:
    – Едет мужичище-деревенщина,
    Да й сидит мужик он на добром коне,
    Да й везет-то наша батюшка у стремени,
    У булатного у стремени прикована –
    Ему выбито-то право око со косицею.
    Говорила-то й она да таковы слова:
    – А й же мужевья наши любимые!
    Вы берите-ко рогатины звериные,
    Да бегите-ко в раздольице чисто поле,
    Да вы бейте мужичища-деревенщину!
    Эти мужевья да их любимые,
    Зятевья-то есть да соловьиные,
    Похватали как рогатины звериные,
    Да и бежали-то они да й во чисто поле
    Ко тому ли к мужичище-деревенщине,
    Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.
    Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
    – Ай же зятевья мои любимые!
    Побросайте-ка рогатины звериные,
    Вы зовите мужика да деревенщину,
    В свое гнездышко зовите соловьиное,
    Да кормите его ествушкой сахарною,
    Да вы пойте его питьецом медвяныим,
    Да й дарите ему дары драгоценные!
    Эти зятевья да соловьиные
    Побросали-то рогатины звериные,
    А й зовут мужика да й деревенщину
    Во то гнездышко да соловьиное.
    Да й мужик-то деревенщина не слушался,
    А он едет-то по славному чисту полю
    Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
    Он приехал-то во славный стольный Киев-град
    А ко славному ко князю на широкий двор.
    А й Владимир-князь он вышел со божьей церкви,
    Он пришел в палату белокаменну,
    Во столовую свою во горенку,
    Он сел есть да пить да хлеба кушати,
    Хлеба кушати да пообедати.
    А й тут старыя казак да Илья Муромец
    Становил коня да посередь двора,
    Сам идет он во палаты белокаменны.
    Проходил он во столовую во горенку,
    На пяту он дверь-то поразмахивал.
    Крест-от клал он по-писаному,
    Вел поклоны по-ученому,
    На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
    Самому князю Владимиру в особину,
    Еще всем его князьям он подколенныим.
    Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
    – Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
    Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
    Величают, удалого, по отечеству?
    Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
    – Есть я с славного из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова,
    Есть я старыя казак да Илья Муромец,
    Илья Муромец да сын Иванович.
    Говорит ему Владимир таковы слова:
    – Ай же старыя казак да Илья Муромец!
    Да й давно ли ты повыехал из Мурома
    И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?
    Говорил Илья он таковы слова:
    – Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
    Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
    А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,
    То моя дорожка призамешкалась.
    А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
    Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град,
    Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,
    Мимо славну реченьку Смородину,
    Мимо славную березу ту покляпую,
    Мимо славный ехал Леванидов крест.
    Говорил ему Владимир таковы слова:
    – Ай же мужичища-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Как у славного у города Чернигова
    Нагнано тут силы много множество –
    То пехотою никто да не прохаживал
    И на добром коне никто да не проезживал,
    Туда серый зверь да нз прорыскивал,
    Птица черный ворон не пролетывал.
    А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,
    Да у славноей у речки у Смородины,
    А й у той ли у березы у покляпыя,
    У того креста у Леванидова
    Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.
    То как свищет Соловей да по-соловьему,
    Как кричит злодей-разбойник по-звериному –
    То все травушки-муравы уплетаются,
    А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются,
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Говорил ему Илья да таковы слова:
    – Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!
    Соловей Разбойник на твоем дворе.
    Ему выбито ведь право око со косицею,
    И он ко стремени булатному прикованный.
    То Владимир-князь-от стольно-киевский
    Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
    Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
    То он шапочку соболью на одно ушко,
    Он выходит-то на свой-то на широкий двор
    Посмотреть на Соловья Разбойника.
    Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
    – Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
    Закричи-тко ты, собака, по-звериному.
    Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:
    – Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
    А не вас-то я хочу да и послушати.
    Страница: [ 1 ] 2

  12. 1. Жанр былин и его особенности.
    2. Сказочные образы и мотивы.
    3. Искусство исполнения былин.
    Былинами называются русские народные эпические песни-сказания, широко распространенные на Руси в IX—XIII веках. Сейчас их относят к одному из направлений фольклора. В древности подобные песни-былины были очень популярны. Чаще всего их исполняли нараспев под аккомпанемент гуслей.
    Главными героями былин становились великие богатыри, народные герои. Однако некоторые песни-сказания были посвящены тем или иным великим происшествиям из истории Древней Руси. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт. Былины впитывали также в себя события более позднего времени. Именно поэтому одно и то же сказание могло стать прародителем двух, а то и трех произведений устного народного творчества. На Руси существовало несколько родов, славившихся своим талантливым умением петь былины. Семья Рябининых так же не была обделена этим удивительным качеством. Несколько поколений Рябининых занимались сказанием былин. А представительница семьи Крюковых на протяжении месяца могла каждый день напевать исследователям фольклора эти уникальные памятники древнего устного народного творчества и не разу не повториться. Главных персонажей былин насчитывается не так уж много. Все они условно подразделяются на две группы: более древние богатыри: Волх Всеславьевич, Святогор, Вольга и Микула Селянинович, — и уже современные образы: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
    Все древние русские былины-сказания подчиняются одному и тому правилу построения: имеют определенную схему: зачин, основное содержание, исход. Поэтому если действие былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев-града, то зачин начинается значительно раньше. Он проявляется в том, что один добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Зачин, концовка, а так же эпитеты, встречающиеся на протяжении всей былины, выдержаны в традиционных формах, характерных для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два — три раза. Например, рассказывая о том, что творится на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути, автор утверждает, что:
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    Ай черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат
    На добром коне никто ту не проезживат
    Птица черный ворон не пролетыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.
    Та же самая информация повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром, и тот подвергает слова молодого человека сомнению, он не верит, что за такое короткое время можно добраться из Муромля до Киева. Художественный прием троекратного повторения успешно используется и дальше. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, проезжает мимо дома, где живут три его дочери, то опять автор трижды описывает это событие. Первые две дочери смогли увидеть только, что их отец везет с собой какого-то «мужичища-деревенщину», но третья поняла, что не батюшка ведет кого-то, а его самого побежденного тащит за собой богатырь. Этот художественный прием значительно усиливает эмоциональное восприятие былины слушателями. В песнях-сказаниях часто употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения, прочно закрепленные за каким-либо одним явлением. Так, сила обязательно должна быть великой, добрый молодец — непременно удаленький и дородный, а Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», — неминуемо самый ужасный злодей.
    Создавая образ главного героя — богатыря Ильи Муромца, народные авторы воспользовались таким художественным приемом, как гиперболой. Описывая мужественного молодца, его героическую победу над Соловьем-разбойником, сказители явно приукрасили его реальные человеческие возможности. Так, например, богатырю вполне по плечу оказалось в одиночку справиться с силой великою, силушкой черной. Целый город со своим войском и князем много дней находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Причем в случившейся битве немалое значение приобретает это верное животное. Богатырский конь, как в сказке:
    С горы на гору стал перескакивать,
    С холма на холму стал перемахивать,
    Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
    Сказочный подход к изложению сюжета также значительно усиливает эмоциональное впечатление слушателя. С нарочитой подробностью и даже скрупулезностью сказители описывают, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием придает, казалось бы, простому действию особый, более глубокий и торжественный смысл. Слушатель получает возможность более ярко нарисовать в своем воображении все происходящие. И вот, как в замедленной съемке
    Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
    Во свои берет во белы он во ручушки,
    Он тетивочку шелковеньку натягивал,
    А он стрелочку каленую накладывал.
    Богатырь преисполнен гордостью и чувством собственного достоинства. С высоты своего избранного положения он уже без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру. Без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал», — предстает он перед правителем. Его уверенность передается и другим персонажам былины. Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички хотят оставить у себя Илью Муромца воеводой. Знаменитого путешественника приветливо встречает и сам князь Владимир. Богатырь невольно вызывает уважение даже у своего злейшего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику показать свое искусство свиста, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может что-то ему указывать. Злодей требует чарку вина. И вот уже не князь — правитель города, отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, таким образом сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой царь, даже такой справедливый, как Владимир не может сравниться с простым мужиком — богатырем из простого народа. В описаниях Соловья-разбойника авторы былины также используют гиперболу. Этот персонаж не просто злодей, он разбойник невероятного для того времени масштаба. Никому не под силу было в одиночку нагнать страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град:
    Как кричит злодей-разбойник по-звериному —
    То все травушки-муравы уплетаются,
    А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются,
    А что есть людей — то все мертво лежат.
    Это еще раз подтверждает тот факт, что в любой былине существенно преувеличены личные качества главных персонажей, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины определен сценой расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником.
    Слушание и исполнение былин на Руси часто являлось любимым времяпрепровождением у представителей простого народа после тяжелых ежедневных трудов. Уникален особый образ исполнения этих народных произведений: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями.
    Существовали некоторые отличия в звучании былин в южных и северных областях России. На Севере, как правило, песни исполняются одним человеком, одноголосно, причем на сравнительно короткие повествовательные напевы. Южане предпочитают произносить свои сказания хором, причем по музыке былины часто напоминали современные широкораспевные донские песни. В конце многих былин можно услышать восхваление автором своего главного персонажа. Это приобретало на Руси огромное значение в плане педагогического и патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком наполнялись гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли рождаться такие богатыри.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *