Сочинение на тему информационное общество и я

13 вариантов

  1. человек информационного
    общества новые возможности новые
    обязанности
    Мы
    живём в 20 веке, веке прогресса
    информационных технологий, неотвратимо
    вступая в информационную эпоху.
    Окружающий
    Мир,   наполнен  и   даже
    перенасыщен
    информацией. Она необходима
    для принятия  политических  решений,
    лежит  в  основе  процессов обучения
    и образования, в основе любой творческой
    деятельности.  Разумеется, что информация,
    сама  по  себе  не  может произвести
    коренных изменений в нашей жизни.
    Но, как правило, информация   влияет
    на деятельность  человека, на  окружающий
    мир,   и становится технической,
    социально-экономической и культурной
    силой развития. Нынешняя  борьба
    за  социальное   и   физическое
    выживание   человека   зависит
    от  уровня  и  качества  информационных
    технологий.
    Как
    правило,   информационная
    технология    ведет    к
    созданию
    интеллектуальных
    компьютерных  систем. Благодаря
    компьютерам, человечество достигло высокого
    уровня развития, как интеллектуального,
    так и   технического. В связи с этим,
    у человека появились новые возможности,
    но в тоже самое время, новые обязанности.
    Возможности,
    открывшиеся в связи с возникновением
    компьютерных систем, практически неограниченны,
    с каждым годом они модернизируются,
    и в этом заключается их многогранность.
    Человек
    без труда и особых усилий может
    находить нужную информацию, общаться
    с людьми, делать покупки и даже
    оплачивать счета: всё это стало
    возможным при помощи интернета,
    который в современное время
    доступен практически каждому индивиду.
    При
    помощи модернизированных компьютерных
    систем, мы имеем совершенно новые
    возможности ранее не известные
    . Например, мы можем использовать различные
    компьютерные программы при редактировании
    фотографий, создании новых музыкальных
    произведений, корректировании видео,
    что ранее было практически невозможно.
    Кроме
    того, создание и совершенствование
    мобильных телефонных систем, которые
    так же дают человеку многие приоритетные
    возможности.
    Но,
    как правило, всякие возможности
    влекут за собой определённые обязанности.
    Возникающие
    обязанности следующие: непосредственно,
    обязанность нести ответственность
    за свои действия, в сфере открывшихся
    возможностей; обязанность человека
    знать и использовать свои субъективные
    права и юридические обязанности; а так
    же, обязанность, с соответствии с установленными
    правилами пользования современными услугами,
    исполнять их.

  2. Кафедра рекламы и связей с общественностью
    Эссе
    по культурологии
    на тему «Информационное общество»
    Бишкек 2013

    Информационное общество
    Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
    · увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества
    · возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте
    · нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ
    · создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
    (а) эффективное информационное взаимодействие людей
    (б) их доступ к мировым информационным ресурсам
    (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах
    · развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей
    История появления концепции
    информационный общество социальный рынок
    Японская версия термина «информационное общество» появилась в 1961 году во время беседы между Кисё Курокава и Тадао Умесао. Позже этот термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Т. Умесао (1963) и Ф. Махлупа (1962) . Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Карц и др.; в той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического, или технетронного (technetronic — от греч. techne), общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society». Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных, порой даже совершенно несущественных признаков современного общества, по тем или иным причинам называемых, тем не менее, основанными его характеристиками. Таким образом, в отличие от первого подхода к терминологическим обозначениям второй ведет, по сути, к отказу от обобщающих понятий и ограничивает исповедующих его исследователей изучением относительно частных вопросов.
    Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.
    В конце XX в. термины информационное общество и информатизация прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.
    27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.
    Основные идеи
    Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.
    Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, и традиционной футурологии.
    Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».
    Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.
    У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.
    Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
    Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
    Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения. Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
    При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».
    Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.
    Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:
    · структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
    · растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
    · широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
    · развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
    · поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
    · широкое распространение — компьютерные вирусы и вредоносные программы по всему миру.
    В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания». В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 60-х — начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.
    Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.
    Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.
    Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.
    Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.
    Размещено на Allbest.ru

  3. Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Фактически за последние годы роиизошла революция в области передачи, накопления и обработки информации. Эта революция, затрагивает и коренным образом преобразует все области человеческой жизни. Значительное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к радикальным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д. Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляетсамую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу.
    Информатизация — это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьёзных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.
    Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.
    ИТ являются жизненно важным стимулом развития самых разных сфер деятельности человека, вряд ли кто-либо сможет назвать сферу, где они не используются хотя бы косвенно. Начиная от узкоспециализированных областей тяжелой промышленности и заканчивая такими вещами, как аватары для Твиттера или Фейсбука – везде информационные технологии прямо либо косвенно находят свое применение. Любые бухгалтерские операции на любом предприятии сегодня проводятся с использованием компьютера. То, насколько эффективно работает городское самоуправление, во многом определяется теми техническими средствами и тем программным обеспечением, которыми оно располагает. Естественно, использование самых последних технологий и технических средств не решает полностью всех проблем, однако инновации могут значительно упростить и ускорить работу служащих. Особенно это заметно на сложных участках аналитической деятельности, в процессах формирования отчетов и справок.
    Особого внимания заслуживают технологии, используемые в сфере образования, их значение сложно переоценить. Найти школу, в которой не было бы компьютерного класса, можно, наверное, только в каком-нибудь уж очень захолустном уголке. Чего уж говорить про Интернет, который предоставляет школьнику массу информации, получить которую можно за несколько минут, без долгого корпения над книжками в библиотеке. Таким образом, информационные технологии могут значительно облегчить процесс образования и обучения. Скорость передачи информации растет ежедневно, возрастают и технологические мощности. С помощью технических средств люди с разных концов Земли могут общаться друг с другом, Интернет – это один из популярнейших способов связи на сегодняшний день, главным образом потому, что он общедоступен.
    Подводя итог, можно сказать, что информационные технологии очень глубоко проникли в жизнь современного человека, и даже более того – вряд ли будет преувеличением тот факт, что без информационных технологий современное общество не сможет существовать в том виде, в котором оно находится сейчас.
    Автор: WorsDragoN •
    Школьники 2012-2013 •
    0

  4. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный человек живёт в мире электронной культуры. Все пользователи новых технологий делятся на цифровое поколение (digital natives) и цифровых иммигрантов (digital immigrants), такое разделение было предложено Марком Пренски еще в 2001 году. За эти годы успело появиться на свет еще одно поколение, которое так же условно называют born digital (т.е. «цифровые с рождения»). В связи с этим, владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, принципиально новый стиль мышления. Стремительное внедрение новых цифровых технологий в значительной мере повлияло на образ жизни современного человека.
    Социальные сети, в частности, стали важной составной этого нового образа жизни, обеспечивая возможность быстрого и легкого общения с широким кругом людей. Если на заре Интернета люди, проводившие много времени в виртуальном мире, считались странными и асоциальными, то сегодня подобное поведение расценивается с точностью до наоборот.
    Раньше «зависимость» от социальных сетей приравнивали к зависимостям типа алкогольной, считалось, что ее необходимо лечить. Кто может ответить на вопрос, что в настоящее время считать «зависимостью от социальных сетей», если проверка своих сообщений в соц.сети для подавляющего большинства молодых людей является таким же естественным утренним ритуалом, как завтрак или утренний душ? С уверенностью можно сказать, что социальные сети для digital natives и born digital являются не зависимостью, а неотъемлемой частью образа жизни, как удобное средство создания и поддержки социальных контактов. Разумеется, люди, зависимые от социальных сетей, тоже существуют (в таком случае, человека не интересуют и даже пугают другие виды социального взаимодействия, кроме общения и активности в соц.сетях), но тут речь скорее об исключении, чем о правиле.
    Для постоянного доступа к интернету и упрощения своей жизни современный человек приобретает себе различные гаджеты. Умные устройства окружают нас: смартфоны хранят в себе сотни контактов, GPS-навигаторы строят более короткие и быстрые маршруты, фитнес-браслеты считают каждый наш шаг, следят за физической активностью и сном, что было невозможно представить себе еще десять лет назад. Какова же обратная сторона медали? В результате люди не помнят даже важных номеров, картами больше никто не пользуется и, вопреки легкому доступу к инструментам для занятий фитнесом, ожирение и другие болезни, связанные с малоподвижным образом жизни и неправильным питанием, стали хронической проблемой современного общества. Парадоксально, но чем больше за нас делают умные устройства, тем меньше мы контактируем с естественной окружающей средой и тем меньше мы тренируем как свое тело, так и мозг.
    Некоторые исследования демонстрируют, почему не стоит чрезмерно увлекаться ноутбуками, смарфонами, планшетами и другими устройствами. Исследователи из Университета Сассекса и Университетского колледжа Лондона выяснили, что частое использование таких устройств сопровождается уменьшением количества серого вещества в мозге. То, что мозг может меняться под действием условий среды, известно давно. В зависимости от того, какие задачи приходится выполнять человеку, нейронные цепочки перестраиваются, нейроны формируют новые отростки и соединения, что может вести к довольно масштабным изменениям в структуре мозга. Понятно, что для мозговых изменений влияние среды должно быть сильным и стабильным, но ведь всевозможные гаджеты как раз и обеспечивают такое сильное и стабильное влияние.
    Очевидно, что виноваты не сами гаджеты, а рассредоточенность внимания, вызываемая так называемой «медийной многозадачностью», когда человек может одновременно смотреть фильм на планшете и вести переписку со смартфона. Такая многозадачность снижает способность концентрироваться на чем-то одном, повышает отвлекаемость.
    Разумеется, еще рано говорить о причинно-следственных связях в вопросе влияния гаджетов на изменения в строении поясной коры мозга. Возможно наоборот, именно люди с определенным строением данной коры, в большей мере имеют предрасположенную тягу к различного рода гаджетам.
    Тут небольшое отступление. Последний вопрос, который Вы предложили затронуть в эссе, в моем личном понимании не совсем корректно поставлен. Не могу согласиться с тем, что инфантильность и аутизм (как и присущий людям с аутизмом эгоцентризм) в коей-то мере связаны с цифровым обществом и его влиянием на личность или являются свидетельством непонимания между диджитал-нейтивс и старшими поколениями. Аутизм – не недопонимание, это расстройство психического развития, иногда (и довольно часто) генетически обусловленное.
    Возможно, вопрос был понят мной неправильно и речь шла о чертах, характерных для людей с данным расстройством, таких как «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С.Лебединская). В таком случае действительно можно говорить о влиянии цифрового общества; об отрыве от реальности, которому способствует развитие реальности виртуальной.
    Уход в виртуальную реальность среди нынешних молодых людей, учащихся в средней и старшей школе, довольно частое явление. Виртуальная реальность (в лице компьютерных игр) заменяет им скучные и однообразные будни. Кроме того, в играх ребята находят признание, которого не могут найти в реальной жизни: они получают достижения, зарабатывают «деньги» или являются частью команды, таким образом чувствуя свою необходимость. Чем больше времени такой ребенок проводит в своем виртуальном мире, тем более травматичным является для него пребывание в мире настоящем, реальном. Для окружающих он замкнут и пассивен, потому что свой потенциал раскрывает исключительно в играх.
    Это является одним из негативных последствий развития цифрового общества. Слишком раннее знакомство с гаджетами не сказывается на детях положительно. Родителям необходимо следить за тем, сколько времени проводит их ребенок в интернете, не давать ребенку свободного доступа в сеть до определенного возраста, и тем более не делать из интернета «няню», круглые сутки транслирующую мультфильмы, лишь бы ребенок спокойно сидел и не мешал заниматься родителям своими делами. В условиях современного цифрового общества дети еще успеют провести достаточное количество времени в интернете, в условиях той самой «медийной многозадачности», а нормальное развитие ребенка должно проходить при условии сосредоточенности на одном конкретном занятии.

  5. Как связаны информационное общество и демократия. Могут ли они существовать друг без друга.
    Демократия — по моему мнению, это где присутсвует власть у народа. Сам народ выбирает власть. Он принимает решение кого устранять и кого назначать на должность. В демократии как и в информационном обществе присутствует свобода слова, мнения, доступ к информации.
    Информационное общество – это общество, в котором главным условием благополучия каждого человека являются знания, информация, полученные благодаря доступу, распространению и использованию информации.
    В таком обществе — главное информация, открытость, доступ знаний гражданам. Это проявляется в:
    электронном голосовании граждан. Граждане могут получить информацию необходимую ему, и проголосовать за того или иного кандидата. В этом есть свои плюсы и минусы. Преимущества в электронном голосовании — быстрота, затрачивает меньше материальных ресурсов, удобное голосоввание для жителей, проживающих далеко от центра голосования. Сущетсвуют и минусы. В данное время существуют много хакеров, которые могут влиять на проценты голосования, а также электронное голосование может привести к большим инициатив, исходящих от население. В итоге все это может вернуть современное общество к прямой демократии.
    получение информации и использование ее может хорошо сказаться на общение общества и власти. Это выражается в большей информировании граждан, учет их мнения по каким-либо вопросам. В качестве примера -Финляндия, где за место строительства городского зала, приняли решение создать открытую информационную сеть.
    В новых условиях (при электронном получении информации) информационные обязанности государтсва перед граждане возрастает. Информация должна быть в наибольшей степени доступна. В связи с Постановлением федеральным органам необходимо обеспечивать доступ граждан и организаций к ифнформации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, своевременно и регулярно размещать информационные ресурсы в системах общего пользования (Интернет).
    Мое мнение, демократия и информационное общество тесно связано между собой и сущетсвовать друг без друга не могут. Так как в информационном обществе присутствует свобода слова, свобода выбора, открытость информации обществу. Общество может свободно высказывать свои мнения в сторону политики. В демократии действует референдум. Если нет свободы выбора и слова, не будет и информаицонного свободного общества. Необходимо либеральная система, которая присутсвует в информационном и демократическом обществе.

  6. Человек радикально отличается от всех других существ на Земле и, прежде всего, в разумом. Но отличается он и технологичностью деятельности, стремлением к творчеству, к свободе – четыре фундаментальных признака человека (А.И.Ракитов). В новом веке новые информационные технологии впервые открывают перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах.
    Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни, так по преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами.
    Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация – это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.
    Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.
    Способ существования человека в историческом плане определяется отношением человек – орудие – техника. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.
    Как результат исторического развития практической деятельности человека современный мир представляет собой технологизированное и информационное пространство. Но и сам человек технологизировал свою сущность, существуя в технически обусловленном пространстве, он творчески реализуется как по законам природы, так и по законам технической среды.
    Одним из определяющих моментов организации этой среды, да и самого существования в ней человека, является передача информации. С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д.
    Информационное общество – понятие, предполагающее взгляд на современное общество с точки зрения стремительно возрастающей, все проникающей информации о всех сторонах его жизнедеятельности. Его, даже неявное влияние, не может не усиливаться в поисках ответов на всё более настоятельно встающие вопросы о том, что происходит с человеком в процессе продолжающегося «информационного взрыва».
    Здесь следует отметить ряд негативных последствий компьютерной революции, к которым можно отнести изменения в традиционном образе жизни, когда книга, письмо и сама письменность оттесняются иными способами получения информации (при помощи Интернета и компьютерного набора).
    Новые формы общения, модификации традиций, изменение системы социальных ценностей происходят с такой интенсивностью, что массовое общественное сознание, а также многие теоретики оценивают компьютерную революцию как кризис культуры. Если в прежних условиях процесс культурной адаптации к инновациям был во многом растянут во времени, так как возможность трансляции, усвоения и распространения огромных объемов информации была технологически необеспеченна, то сейчас темпы и возможности освоения всех сокровищ мировой культуры невероятно возросли, и теперь уже необходимо говорить о Допускающих возможностях человеческой психики. Это весьма острая проблема.
    Однако очевидно, что культурогенез XXI в. не мыслим без использования персональных компьютеров, современных информационных технологий, телевидения и Интернета, при помощи которых реализуется возможность выбора информации. Все эти факторы оказывают разнонаправленное и далеко не всегда положительное воздействие на мировосприятие человека. Они значительно ускоряют время социального бытия, загоняя психику человека в тупик все новых и новых проблем.
    Так, в последнее время наблюдается возрастание интереса к искусственному интеллекту, вызванное повышением требований к информационным системам. Умнеет программное обеспечение, умнеет бытовая техника. Мы неуклонно движемся к новой информационной революции, сравнимой по масштабам с развитием Интернета, имя которой – «искусственный интеллект». Это наталкивается на вопрос: а сможет ли человечество выжить в условиях невероятного усложнения задач, подлежащих срочному решению, если он не будет формировать информационную компьютерную революцию и не усилит свой интеллект искусственным?
    Следовательно, в современных условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.
    Положение личности уже не может детерминироваться только её формой участия в процессе производства, на личность воздействуют факторы социального манипулирования. Человек постоянно находится в ситуации выбора. Личность имеет огромные информационные возможности, социальные технологии направлены на ускоренную адаптацию личности, но сама необходимость постоянного принятия решений может быть представлена как ограничение свободы.
    Информатизация общества усиливает и авторитарные тенденции. Способность, с одной стороны, получать точную информацию о каждом гражданине, а, с другой стороны, – манипулировать массами людей, предельно возрастает при использовании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают всё, что им нужно, а остальные не знают ничего.
    Тенденции развития в среде информации позволяют предположить, что к примеру политическая власть, приобретаемая большинством благодаря концентрации информации, уменьшит реальную власть политиков-трибунов, роль выборов. Сложившаяся таким образом властвующая элита может оказаться инфократией (властью информации), источник власти которой не в авторитете перед народом, а лишь в больших возможностях использовать информацию. Примером тому может служить борьба олигархов за средства массовой коммуникации. Приобретение в собственность как можно больше каналов ТВ, журналов, газет и др. форм, есть гарантия политической власти, основанной на владении информацией и возможностью манипулировать ею.
    Вторжение электронных коммуникативных систем во все сферы жизни вызывает необходимость новых форм организации человеческих отношений. Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности индивида, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к нравственно-идеологическим ресурсам общества) является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизации различных аспектов жизни.
    Кроме того, компьютеры создают не только безлюдные производства, но и «безлюдное» общение, когда собеседника вполне заменяет ПЭВМ. Мы являемся очевидцами возникновения нового вида реальности, основанного на компьютеризации – «виртуальной реальности», – искусственной псевдосреды, с которой можно обращаться как с подлинной.
    Компьютеры привязывают к себе с детства, заменяя книги, театр, друзей, снижает степень активности человеческого общения, они создают иную реальность, которая может восприниматься более серьезно, чем окружающий мир. Эта новая технологическая среда оказывает мощное (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается, в частности, в феномене маньяков компьютерных игр и уходе от действительности в виде погруженности в «виртуальную реальность», где есть множество псевдовидов человеческой деятельности.
    Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требования, прежде всего наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению; овладению новой профессией. На предыдущем этапе развития это востребовалось в меньшей степени. Антропогенная цивилизация базируется на утверждении человека основной ценностью функционирования общества в целом и отдельных его подсистем.
    Вопрос о месте человека в новом информационном мире можно перевести в плоскость вопроса о новых функциях человека. Прежде всего, следует обратить внимание на повышение уровня образования в обществе, на новые формы коллективного сознания, на новые формы общения и объединения людей.
    Сейчас, в первой половине 21 века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.
    Информация как вид знания необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать материальные и духовные блага, но и для того, чтобы вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в изменяющихся условиях как природного, так и общественного бытия, для того, чтобы сформировать определенную экономическую, социальную, политическую и нравственную позиции.
    Однако необходимо не только иметь информацию, но и владеть способами её использования. Образование для современного человека имеет своей целью не столько обучить традиционным алгоритмам в мышлении и практике, сколько умению выбрать необходимую информацию, осмыслить её, привести обработанную информацию в соответствие со своими потребностями. Действия, основанные не на традиции, а на информации – определяющая черта современного человека.
    Таким образом, последняя четверть XX в. была ознаменована тем, что человечество вступило в новую стадию информационного развития. Становление общества информационных услуг и новых технологий, наступление информационной экономики, массовая персональная компьютеризация – явления, не имевшие раньше места в истории человечества.
    Подведя итог, можно сделать вывод о том, что в современном информационно-технологичном мире разрабатываются новые формы отношения к окружающему миру, среде обитания, к биологии и психологии человека. Можно высказать предположение, что современная информационно-техническая цивилизация превращает информационные технологии в необходимые условия саморазвития человека.
    Современное человечество как никогда заинтересовано в философском анализе перспектив своего развития. Во все времена, будучи прочно связанной с культурой, философия выстраивала прогноз будущих состояний предметных взаимодействий, социальных форм, ценностей. Анализ новых социокультурных реалий, опираясь на которые философия выявляет и обосновывает новые ценностные установки, составляющие новую стратегию деятельности человека в информационном мире, в т.ч. следующие:
    – появление и все большее распространение человекомерных систем, конструирование и нормальное функционирование которых невозможно без включения антропологических параметров;
    – обнаружение и исследование наукой объектов Вселенной, свидетельствующих о необходимости использования для их понимания антропных представлений и принципов;
    – развитие процессов глобализации, развертывающейся в политической, информационной сферах и оформляющейся в модели многополюсного, интегрированного мира, в котором, образно говоря, нет первых и последних, то есть «первые среди равных»;
    – выявление наукой и практикой сверхсложных, саморазвивающихся систем, которые имеют нелинейный характер развития и способны в определенных точках приводить к срыву в состояние хаоса.
    На основе этих новых реалий формируются и новые ценности человеческого бытия в мире: ненасилие, терпимость, ответственность, благоговение перед жизнью и космосом и т.п.
    Философия задает критерии оценки развития общества. В зависимости от того, что выбрано в качестве мерила развития, оценивается состояние и перспективы дальнейшего развития общества, его динамика. Оценка развития общества с точки зрения соответствующего критерия и дает возможность констатировать либо прогресс, либо регресс в общественном развитии, выстроить пессимистический или оптимистический прогноз.
    Уже сегодня необходимо задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которыми они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным.

  7. 7
    Текст добавил: Люблю только себя

    Понятие «информационное общество» давно уже стало брендом. Если ты живешь в современном обществе, значит оно информационное. Для всех оно ассоциируется с компьютерами, информацией, мобильниками… Со многим, что уже давно вошло в жизнь любого горожанина. Однако я хочу остановится на самих характеристиках этого общества с точки зрения науки и разобраться по крайней мере для себя: какие страны сегодня реально подпадают под определение информационного общества, а какие нет.
    Если не хотите разочаровываться в стране, в которой живете, лучше не читайте дальше ??

    Основные характеристики

    Сначала предлагаю вам вместе со мной разобрать основные характеристики этого общества, а затем дать определение.
    Информационное общество еще иногда называют постиндустриальным. Мне эта дефиниция кажется не совсем точной — как будто в этом обществе нет индустрии. Она есть, просто производит товары и услуги на несколько ином уровне: автоматизации и роботизации. То есть производством управляет не человек, и трудится не человек, а роботы и компьютеры. Человек просто их контролирует. Вот посмотрите интересный фильм о том, как производят электрокары Tesla:
    Из фильма видно, что наносварка и другие нюансы создания совершенного автомобиля вообще наталкиваются на постоянные трудности: то компьютер выйдет из строя, то еще что-то. Сегодня роботизированное производство пока применяется для сравнительно простых операций: розлив воды в бутылки, уничтожение мусора и пр. Создавать действительно сложные нановещи с помощью роботов крайне трудоемко: проще собирать вручную. Вот, например, как собирают пресловутые Ipad:
    Половину работы делают роботы, вторую половины люди. О чем вообще речь?
    Самым главным признаком информационного общества является то, что информация становится товаром. То есть покупаются и продаются идеи, сведения, информация. Если у вас есть идея, вы можете ее грамотно оформить, зарегистрировать свои права на нее (например, получить патент) и затем продавать ее налево и направо. Какие интересные идеи в последнее время принесли своим владельцам миллионы и даже миллиарды баксов?
    Джефу Безосу к 30 годам надоело работать на дядю, и он стал продавать книги через Интернет. Так возник Amazon — крупнейший цифровой магазин в США и мире. Идея принесла создателю 4.4 миллиарда баксов.
    Дитрих Матешиц и Калео Ювидиха стали создали бренд энергетического напитка Red Bull и стали продавать его спортсменам и завсегдатаям ночных клубов. Ребята обогатились на 3 миллиарда баксов на рыло.
    Брэдли Хьюз заработал свои 5,3 миллиарда баксов, вложив свои кровные 50 тысяч в строительство камеры хранения вдоль автомагистралей. Особенность была в том, что Хьюз строил на купленной земле, что само по себе было страховкой: для тех, кто не в курсе землю больше никто не производит.
    Таким образом, в странах капитализма те кто генерировал идею, тут же ее реализовывали и становились миллиардерами. Примеры продаж идей в мире не так много, потому что сложность именно в самом механизме продажи. Идея — это ведь некая определенная информация, узнав которую, совсем не обязательно ее покупать. Но вот на известном портале наткнулся на любопытную статью с механизмом продажи любой идеи.
    Как бы там ни было, продажа информации является важнейшим признаком.
    Кстати, рекомендую прочесть статью о примерах вертикальной мобильности.
    Важнейшим признаком, кроме названных, информатизация — процесс распространения информационной инфраструктуры: повсеместный доступ в Интернет, компьютеризация, в том числе и образования и пр.
    В политической сфере — распространение демократии, когда мнение большинства учитывает мнение меньшинства. Потому что в условиях информатизации крайне трудно установить тоталитарный режим. Детальнее о политических режимах в этой статье.
    Думаю, вы поняли ключевые признаки информационного общества: роботизация и компьютеризация производства, информация становится товаром, развитие в обществе демократических начал, а также информатизация всех сторон жизни общества. Как следствие становится более развита сфера услуг, ведь производством занимаются роботы.

    Развитые страны

    Для ответа на вопрос о том, в каких же государствах сегодня оно развито, я сделал такой хит лист.
    На первом месте по развитию стоит Япония. В этой стране даже мусор роботы утилизируют, а в туалетах установлены говорящие унитазы.
    Суперскоростной поезд в Японии: 675 км за три часа
    На втором месте, я думаю, стоит Китай. Поскольку все транснациональные корпорации размещают свои производство именно в Китае.
    На третьем месте, уверен, стоит США, поскольку многие мировые бренды именно американского происхождения: Apple, Google, Microsoft и пр.
    На четвертом месте я бы поместил Европу.
    На пятое Россию. Россия хотя и имеет свои некоторые характеристики информационного общества, но они лишь внешние. Если наша страна и производит компьютеры, то только для военных нужд да и то по госзаказам. Да есть Интернет, да есть информатизация, да есть идеи, но рынок всего этого крайне слабо развит,  а в большинство регионов страны, мало урбанизированных, Wi Fi вообще ругательное слово. Пока наша страна лишь потребитель благ информационного общества, а не производитель.
    Ну вот, к примеру, у нас в Перми, в Политехе, студент сделал говорящего робота, который, к примеру, может рассказать о большом магазине посетителям. То есть не нужны никому уже посредственно работающие промоутеры. Поставил робота и все: реклама, интерес, прибыль — все у тебя в кармане. И кто купил права на это чудо? Китайцы. Нашим-то бизнесменам ничего такого не надо.
    Думаю, Вы меня поняли, если не согласны пишите в комментах, что думаете по этому поводу.
    Кстати, если Вы готовитесь к ЕГЭ, то милости просим на наши курсы подготовки: 90 баллов средний результат наших выпускников по каждой дисциплине:
    С уважением, Андрей Пучков

  8. Профессии и люди в информационном обществе. Современное общество нашей страны уже стали называть информационным. Это то общество, где активно и быстро среди населения распространяются информация и знания, высока их роль для жизни человека, где в сфере информации и знания работает большая часть населения. А каков же рядовой человек, личность, гражданин в обществе информационном? Каковы его характерные черты и признаки?
    В какой-нибудь из африканских стран большинство населения будет занято сельским хозяйством, в отдельно взятой азиатской – работой в промышленности и производством промышленных товаров, а вот в какой-нибудь из стран европейских – именно информацией и работой со сферой знаний. Поэтому типичный гражданин страны, где построено информационное общество, скорее всего, окажется работником сферы знаний и информации. То есть учителем, преподавателем, тренером интеллектуальных тренингов и семинаров, менеджером по рекламе, по связям с общественностью, логистом, экономистом, бухгалтером, инженером, программистом, администратором компьютерных сетей… Список можно продолжать и продолжать!
    В таком обществе развиты информационные технологии, потому гражданин будет иметь о них хорошее представление и уметь ими пользоваться (например, дома у него установлен телевизор, в сумке уложен ноутбук, а в кармане смартфон).
    Ориентация в сфере знаний и информации. Еще один важный момент в жизни личности в информационном обществе – она постоянно испытывает на себе огромный, изливающийся на ее информационный поток. С того момента, как человек проснулся утром, чтобы ехать, например, в техникум на занятия и включил телевизор, чтобы сделать утреннюю гимнастику вместе с видео-тренером, поток информации не заканчивается, пока он не засыпает. Она доходит до человека через многочисленные СМИ, через общение с людьми, наружную рекламу в населенном пункте и так далее. Каждый фрагмент информации настроен на то, чтобы побудить человека к определенному действию, что-то донести до него (например, купить новые колготки или проголосовать за Ивана Иваныча). Поэтому ежедневно гражданин информационного общества «фильтрует» море информации: какую-то запоминает, какую-то пропускает мимо ушей, какой-то верит, а какую-то считает ложью.
    Умение разбираться в информационных полях и пространствах. Возможность разобраться в море информации и знаний, сделать в нем верный выбор, применить их правильно в своей жизни, отличить ложные информации и знания от истинных – вот то требование, которое цивилизация выдвигает к современному человеку. К члену общества информационного. Это требование дает выживание и полноценную жизнь для того, кто сумеет ему соответствовать.

  9. Все возрастающая роль информации в обществе является предметом научного осмысления, том числе проблемы человека в информационном обществе.
    . Человек и информационное общество
    Созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает сегодня зримые очертания: происходит прогнозируемое превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными электронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Процессы информатизации общества сопровождаются появлением новых отраслей производства, новых направлений в научных исследованиях и культуре.
    Эти изменения, оказывая комплексное воздействие на всё общество в целом, приводят к значительным преобразованиям производственной и духовной жизни человека.
    Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет людей от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движущей силой развития общества становится производство не материального, а информационного продукта. Что же касается материального продукта, то он становится более «информационно емким» и его стоимость в значительной степени зависит от объема допущенных в его структуре инноваций. Деятельность людей сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов возложено на машины.
    Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни. Это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества.
    Однако сколько бы ни размышляли философы над перспективами информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной самой себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.
    Человек – главная проблема философии.
    Философия рассматривает человека как сложную совокупность многомерных универсальных характеристик. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационного мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя. Именно тогда философия проникает в сферу информационной деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности.
    Кроме того, на современном этапе существования человека именно информационная деятельность вызывает самые большие тревоги человечества, потому что под угрозой существования в результате такой деятельности сейчас оказался сам человек. В связи с высокой актуальностью проблемы человека в информационном мире, в современной философии уделяется ей большое внимание.
    Человек радикально отличается от всех других существ на Земле и, прежде всего, в разумом. Но отличается он и технологичностью деятельности, стремлением к творчеству, к свободе – четыре фундаментальных признака человека (А.И.Ракитов). В новом веке новые информационные технологии впервые открывают перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах.
    Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни, так по преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами.
    Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация – это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.
    Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.
    Способ существования человека в историческом плане определяется отношением человек – орудие – техника. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.
    Как результат исторического развития практической деятельности человека современный мир представляет собой технологизированное и информационное пространство. Но и сам человек технологизировал свою сущность, существуя в технически обусловленном пространстве, он творчески реализуется как по законам природы, так и по законам технической среды.
    Одним из определяющих моментов организации этой среды, да и самого существования в ней человека, является передача информации. С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д.
    Информационное общество – понятие, предполагающее взгляд на современное общество с точки зрения стремительно возрастающей, все проникающей информации о всех сторонах его жизнедеятельности. Его, даже неявное влияние, не может не усиливаться в поисках ответов на всё более настоятельно встающие вопросы о том, что происходит с человеком в процессе продолжающегося «информационного взрыва».
    Здесь следует отметить ряд негативных последствий компьютерной революции, к которым можно отнести изменения в традиционном образе жизни, когда книга, письмо и сама письменность оттесняются иными способами получения информации (при помощи Интернета и компьютерного набора).
    Новые формы общения, модификации традиций, изменение системы социальных ценностей происходят с такой интенсивностью, что массовое общественное сознание, а также многие теоретики оценивают компьютерную революцию как кризис культуры. Если в прежних условиях процесс культурной адаптации к инновациям был во многом растянут во времени, так как возможность трансляции, усвоения и распространения огромных объемов информации была технологически необеспеченна, то сейчас темпы и возможности освоения всех сокровищ мировой культуры невероятно возросли, и теперь уже необходимо говорить о Допускающих возможностях человеческой психики. Это весьма острая проблема.

  10. угрозы международного терроризма На этом фоне будет расти доля виртуальных встреч, видеоконференций. Instant Messaging и др.
    4. Рост количества кибератак и наличие уязвимых мест в программном обеспечении будут способствовать привлече-нию к отрасли внимания информационной безопасности. Не случайно одно из последних
    публичных заявлений Microsoft сводится к тому, что вопросы безопасности продуктов Microsoft получат более высокий приоритет по сравнению С другими потребительскими свойствами.
    5. Несмотря на некоторое снижение спроса на специалис-тов в области ИТ-индустрии. потребность в высококвали-фицированных сотрудниках в приоритетных областях оста-нется высокой. Это касается прежде
    всего таких областей. как управление проектами, разработка баз данных, систем безопасности и Java-приложений. Общий рост зарплаты ИТ-сотрудников сократится с 2003 годом.
    6. Последствия слияния Compaq и HP. Слияние Compaq и HP уже сказалось и будет иметь еще более серьезные последствия при перераспределении рын-ка. чем представлялось ранее. Слияние оказало
    воздей-ствие на многие компании Особенно агрессивные и удач-ные шаги на рынке в период слияния сделала IBM.
    7. Повышение роли аналитики. Автоматизация транзакций уходит в прошлое, поскольку больше не в состоянии обеспечить лидерства на рынке. В ближайшее время будет наблюдаться более активное
    при-влечение планирования бизнес-процессов и повышение роли аналитики.
    8. Сегодня индустрия держится на двух основных альтерна-тивных платформах: Java и NET. Дальнейшее развитие бизнеса заставит обе платформы сближаться и интегрироваться- Web-сервисы имеют боль-шой
    потенциал, но они пока находятся на той стадии раз-вития, когда трудно обеспечить необходимую степень ин-теграции. От ИТ-индустрии потребуется разработка интег-рированных архитектур, которые смогут
    соответствовать комплексным требованиям пользователей и будут основа-ны на открытых стандартах.
    9. Рост автоматизированного самообслуживания. Еще одна тенденция заключается в усилении внедре-ния форм автоматизированного самообслуживания в це-лом ряде областей, включая розничную торговлю,
    фи-нансовые сервисы. Банки, страхование, а также техподдержку по огромному спектру высокотехнологичных продуктов. Главной движущей силой в этом процессе яв-ляется стремление снизить издержки, а
    также овладеть новыми технологиями, для того чтобы избежать очере-дей. плохого сервиса и субъективного человеческого фактора.
    10. Акцент на автоматизации финансов. Роль автоматизированного прогнозирования в финансо-вом планировании будет возрастать. В свою очередь, роль руководителей ИТ-подразделений (СЮ) также будет
    неиз-менно повышаться.
    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1.Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. – М.:Наука,1989.
    2. Зуев А. Впереди цифровая революция // Свободная мысль XXI, 2003, № 5. С. 55-63
    3. Информационные ресурсы России. – М.:Росинформресурс,1996
    4. Матвеев В. Информационное воздействие на человека и на общество // ОБЖ. – 2002, № 4. С. 34-36
    5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политическая литература,1990.
    6. Рунов А.В. Исследование проблем информационной коммуникационной среды // Социальные гуманитарные знания.2002. № 6. С. 269-277
    7. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США – экономика, политика, идеология. №7-11 за 1982 год.
    8. Тершенко С.С. Информационное общество и информационная Россия на рубеже веков // НТИ – СЕР. 1 – 2002, № 7 С. 30-39
    9. Урсул А.Д. Информатизация общества. – М.:1990.
    10. Шляхтина С. Рынок информационных технологий в 2002-2003: цифры, тенденции, прогнозы // Компьютер пресс, 2003 № 1. С. 8-15
    11. Подшивки журналов: Компьютер пресс; Компьютерра.
    ………..
    Страницы: 1 | [2] |

  11. Введение
    Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60%. И ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития, может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
    · если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
    · если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
    В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году, а информационным обществом США стали в 1974 году.
    Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз. Это явление, получившее название «информационный взрыв», указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
    · быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
    · превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
    · возможность реально наблюдать человечество из космоса.
    В основе современной социотехнологической революции лежит принципиально новая технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих, – информационная технология. Ее специфика заключается в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств могут быть изменены не только процессы материального производства, но и процессы интеллектуальной и духовной деятельности. Основу этой технологии составляют быстродействующие ЭВМ – компьютеры, необходимые для управления ими программы, написанные на специальных языках программирования, а также чрезвычайно сложные устройства для хранения, передачи, размножения и преобразования информации. Так как высшей формой информации являются знания, особенно знания научные, то нетрудно понять, что такая технология может оказывать революционизирующее воздействие на все формы человеческой деятельности. Информационная революция, по существу как раз в том и состоит, что позволяет с помощью современных технологий в значительной мере автоматизировать, а иногда и полностью заменить роботами человеческий труд в сфере материального производства. Радикально облегчить и интенсифицировать умственную деятельность, особенно в науке, проектировании и системах управления и колоссально ускорить процесс передачи и поиска всей необходимой информации.
    Некоторые западные философы и социологи, а также специалисты по искусственному интеллекту склонны признать, что постоянный симбиоз человека с интеллектуальным компьютером и автономными роботами, обладающими человекоподобным поведением, приведет, в конечном счете, к возникновению человека нового вида – homo intellect’s или homo informatics’. Хотя эти прогнозы и являются в значительной мере утопическими, однако они все же о многом заставляют задуматься.
    1. Концепция информационного общества

    Мы живем в мире, наполненном и даже перенасыщенном информацией. Научные учреждения создают и внедряют информацию. Она необходима для принятия политических решений, лежит в основе процессов обучения и образования, в основе любой творческой деятельности. Разумеется, что информация, рассматриваемая изолированно, сама по себе не может произвести коренных изменений в нашей жизни. Но информация, влияющая на деятельность человека, а через нее и на окружающий мир, становится гигантской технической, социально-экономической и культурной силой. Поэтому в современном мире при прочих равных условиях победит и выиграет историческое соревнование та общественная система, которая сможет производить больше информации, будет создавать информацию лучшего качества и сумеет внедрять ее быстрее во все сферы общественной жизни. Ясно, что делать это можно не традиционными методами, возможности которых ограничены, а лишь с помощью современной сверхсложной информационной технологии.
    Нынешняя борьба за социальное и физическое выживание человека и человечества все в большей степени зависит от уровня и качества такой технологии. Вследствие этого процесс, в котором осуществляется ускоренное развитие и внедрение информационной технологии, а также экспоненциально нарастающий прирост информации, представляет собой особый интерес с точки зрения философского осмысления общества. Данный процесс получил название информатизации общества. Информатизация, стало быть, есть особый социально-исторический процесс, в котором реализуется информационная революция и который ведет к новому состоянию общества. Это новое состояние называется информационным обществом или информационной цивилизацией.
    Суммируя все сказанное, можно сформулировать концепцию современного информационного общества. Общество является информационным, если:
    любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
    в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
    имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и прежде всего научную. Последний пункт особенно важен для понимания концепции информационного общества. Так как в настоящее время имеется ряд стран, например, в азиатском регионе, обладающих высоким уровнем информационной технологии, выдерживающих конкурентную борьбу на мировых компьютерных и информационных рынках. Обеспечивающих компьютерную насыщенность в быту, производстве и управлении, но получающих основную часть научной информации и знаний главным образом из США, а также из Западной Европы и Японии. Поэтому в полном смысле слова они не являются информационными обществами;
    в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления;
    происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг. В этой сфере трудится большинство работающего населения, по крайней мере, не менее 50%. Число занятых в традиционных сферах производства, неуклонно снижается, при столь же неуклонном повышении производительности труда и качестве продукции.
    Принятая здесь концепция позволяет теперь ранжировать и установить соотношение между понятиями информатизации, медиатизации, компьютеризации и электронизации общества.
    Электронизация представляет собой, в общем и целом инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и широком внедрении полупроводников, приборов и других электронных технологий и создании на их основе различных электронных устройств, включая интегральные схемы, микропроцессоры и т.д., применяемые в промышленности, научных исследованиях, бытовых приборах, транспорте и т.д. Электронная промышленность охватывает изготовление новых материалов с заданными свойствами, элементной базы для компьютеров, средствами связи и т.д. Сама по себе электронизация общества еще не означает радикальных изменений в социальной сфере, хотя предполагает более или менее существенные изменения в сфере промышленного производства и экономики.
    Компьютеризация как бы надстраивается над электронизацией, создающей различные элементы и компоненты современных компьютеров, качество которых зависит в первую очередь от электронных приборов и устройств, включая устройства для запоминания, интегральные микропроцессорные схемы и т.д. Разумеется, создание современных компьютеров и их широкое внедрение для контроля и автоматизации производства, для конструирования, производства и использования роботов и т.п. сами по себе играют революционизирующую роль, особенно при наличии высокой компьютерной насыщенности. Однако ни наличие, ни использование не делает общество информационным. Например, использование компьютеров для подсчета голосов депутатов в парламенте еще не повышает, как показывает наш собственный опыт, уровня информированности, осведомленности и компетентности последних. Электронизация и компьютеризация позволяют судить о техническом, технологическом и экономическом уровне развития общества. Но отождествлять их с процессом информатизации, в основе которого они лежат, и целиком редуцировать к ним этот процесс было бы принципиальной ошибкой.
    Как же может быть определен термин «информатизация»? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества. Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как «системнодеятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе дальнейшего продолжения прогресса цивилизации».
    По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
    · медиатизацию – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
    · компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
    · интеллектуализацию – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
    Таким образом, информатизация общества – это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений в культуре, духовной жизни и быту.
    Информатизация общества, интегрируя, синтезируя и аккумулируя в себе ряд технических и технологических подпроцессов, перерастает рамки технологической проблемы. Она выступает как процесс, реализующий происходящую на наших глазах социально-технологическую информационную революцию. И сам этот процесс, и его результат – информационное общество, не только перемещаются в фокус философских исследований, но постепенно занимают, так сказать, все поле философского зрения. Ибо по сути дела, речь идет об изменениях структуры и сущности человеческого бытия, системы личностных и безличностных отношений, уровня человеческого самопостижения и возможности проникновения в таинственные глубины человеческого размышления, в тайны творчества, тысячелетиями составлявшие главную загадку всякой серьезной философии.
    2. Человек в информационном обществе

    И все же, сколько бы ни размышляли философы над перспективами информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком. То, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с понятием общество. Но помимо этого абстрактного родового существа, обитающего в философских трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, работают на заводах и в конторах, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и старости, обладают властью или сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах.
    Какие бы ограниченные, сиюминутные цели не ставил перед собой человек, рано или поздно, с большей или меньшей остротой, тревогой и страхом задумывается он о смысле своего бытия, о смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности. Людям свойственны стрессы и аффекты, рациональные и иррациональные механизмы деятельности. Поэтому на вопрос, каков же человек – мудр он или глуп, разумен или неразумен, добр он или зол, философ может дать лишь один ответ: человек разнообразен. Но при этом радикально отличается от всех других существ на Земле, а может быть, и во всей Вселенной. Так чем же отличается человек от всего живого? Прежде всего, разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека. Животные не обладают знаниями, не вырабатывают их и поэтому не способны быть свободными, поскольку свобода предполагает принятие и реализацию решений со знанием дела. Они производят и передают информацию, но далеко не всякая информация разумна. Животные преобразуют мир, но это преобразование не опирается на технику и технологию и не носит творческого характера. Фундаментальные особенности человека возвышают его над миром животных, но это еще не означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом. Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах. Но каковы будут последствия ее внедрения и применения, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов. Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, служить добру и злу. Человек должен сделать особый, сверхдетерминирующий выбор, основанный на четком понимании ужасающей силы связанных с ней негативных последствий, а также конструктивных, позитивных возможностей.
    Человек своей деятельностью преобразует мир, самого себя, общество. Находясь вначале зависимости от окружающей среды, он, в конце концов, сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость. Перспектива экологической катастрофы, о которой несколько десятилетий назад говорили как об очень далекой, стала сейчас уже реальностью. Разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается масса лесов – главного источника атмосферного кислорода. Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована. А вместе с тем на человечество уже надвигаются новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.
    В странах, развивающихся на основе централизованного планирования в рамках суперэтатизма и однопартийной политической системы, происходят глубочайшие изменения и предпринимаются усилия для преодоления социально-экономического и идеологического кризиса. Новые социально-экономические программы и преобразования, намечающиеся в этих странах и рассчитанные на преодоление пренебрежительного отношения к человеку, к личности, к индивидуальной инициативе, требуют радикального пересмотра проблемы собственности, государственного контроля над социальной активностью и изменения приоритетов в системе взаимодействия коллектива и индивида. Рушатся обветшавшие идеологические клише, управленческие и организационные формы, не выдержавшие испытания социальной практикой и временем.
    В этих условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.
    Однако существуют и вполне определённые положительные стороны. Информационное общество в принципе лишено каких-либо государственных или национальных признаков в том плане, что оно уж совершенно точно невозможно в одной отдельно взятой стране. Так что Россия только присоединяется к уже существующей системе отношений – общественных, экономических, культурных.… И если этот процесс будет, хоть в какой-то мере удачным, мы – каждый из нас – несомненно, окажемся в выигрыше. Потому что, не считая развития технологий – как высоких, так и чисто утилитарных, бытовых, которые немного облегчат нашу жизнь, – мы получим шанс стать более значимыми, менее «винтиками» в государстве, которое сможем контролировать при помощи информационных коммуникаций.
    Кроме того, информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой, антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической) гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война?
    Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество, наконец, осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Но должно оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок и может быть, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным. Там, где социальные и человеческие проблемы достигают предельной остроты, применение самых радикальных средств, в том числе представляемых новейшей технологией и наукой, может оказаться наиболее эффективным.
    3. Научно-техническое развитие

    В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально изменяющая отношение мира человека и мира природы. Она еще не получила общепринятого названия. Это и понятно – она еще более в истоках, чем в развороте. Ее расцвет еще впереди.
    В разных теоретических системах она именуется неодинаково. В марксистской терминологии это «научно-техническая революция», по цивилизационной типологии О. Тоффлера – «социо-техническая революция». Чаще всего ее называют информационно-компьютерной или информационно-экологической. Ее собственным внутренним стержнем выступает создание и развертывание электронно-компьютерной биотехнологической технологии. Ее результатом в самом широком смысле может стать новая цивилизация, условно говоря «постиндустриальная», «информационная», «информационно-экологическая».
    Общество, контуры которого только-только проявляются, будет характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нем информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные области промышленного и сельскохозяйственного производства, связь и коммуникации, быт и развлечения, образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более наукоемкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее место в деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.
    Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальнее вглядеться в само понятие «информация». Еще недавно, так сказать, в докибернетическую пору информация понималась попросту как передача сообщения. Понимание того, что информация есть некий содержательный сгусток любого знания, его внутренняя доминанта, глубинный стержень становится широко распространенным. Полагая возможность развития общества как «информационного», мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в «техносфере» и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и «вещественных» моментов на «информационные».
    Весь мир производства там, где он вступил в фазу революционных изменений, разительно меняет свой облик. Меняется соотношение производства благ и сферы услуг в пользу последней. Снижается весомость тяжелой промышленности, идет ее разукрупнение, диверсификация (умножение многообразия). Жесткие вертикальные моноструктуры заменяются территориально рассеянными производственными сетями. Интеллектуальная деятельность подвергается всесторонней «технологизации». Компьютерная технология расширяет возможности мыслительных актов, разоружает память, создает предпосылки для творческих взлетов.
    Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубоких социальных изменений. Они охватят все этажи общественной целостности – социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования. Информационная технология стремительно развивается. Уже происходят процессы, ведущие к тому, что в промышленном производстве остается все меньше «синих воротничков» (рабочих). Зато все больше становится «белых воротничков» (специалистов) и «стальных воротничков» (роботов). Возникает новый слой работников с высокой интеллектуальной квалификацией.
    Информационная революция не может не затронуть сферу политических отношений. С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей непосредственного участия каждого в принятии демократических решений, упрочение демократической индивидуальной свободы. Но вместе с тем возникает опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми, вплоть до манипулирования ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путях недопущения любых форм тоталитаризма и защиты достоинства и свободы каждого человека.
    И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствии. Разумеется, многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией социальности, гуманизацией духовной атмосферы. Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями (например, А.Д. Урсул), это общество должно быть не только информационным, но и экологическим. Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще не решает всех коллизий в отношении «общество – природа».
    Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть обоснованные расчеты, насколько сможет хватить в обозримом будущем не возобновляемых ресурсов. Но есть один ресурс, который стремительно возрастает – интеллектуальный, информационный и прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.
    Вывод

    Сейчас неопределенность, нестабильность и неуверенность являются, пожалуй, самыми общераспространенными характеристиками нашего бытия. Перед страной все еще остается открытым вопрос о выборе исторического пути. Общество постепенно пробуждается от мутных чар, и перед ним встают во всем объеме необъятные по сложности проблемы. В нашей стране до сих пор не решены жилищный и продовольственный вопросы, снабжение населения промышленными товарами, проблемы транспорта и связи, проблемы технологического прогресса и социального обновления. Процесс демократизации общества, разгосударствление экономики, утверждение новых форм собственности, развитие индивидуальной инициативы находятся в начальной стадии. Возникают и утверждаются новые политические партии и общественные организации. В этих условиях вопрос о том, превратится ли наше общество в информационное или индустриально-информационное, приобретает особый смысл и звучание. Сейчас далеко не все, даже среди специалистов в области информационной технологии, до конца понимают важность его решений.
    Для каждой эпохи характерно свое философское видение мира, свое понимание и ориентация философии. Конец XX – начало XXI в. должны стать эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и культуры. Философия, соприкасающаяся с современностью и размышляющая над ней, все большее внимание должна уделять этой стороне человеческой деятельности. И этим определяется место философии в технологии и духовой жизни общества.
    Решение того, пойдет ли общество по пути информационной демократии или информационного тоталитаризма будет зависеть от сознательного и целенаправленного выбора. Поэтому-то философский анализ и осознание глубинных процессов и природы информатизации общества и новой информационной цивилизации – важнейшая предпосылка исторически значимого, судьбоносного выбора, перед которым стоит человечество на пороге нового тысячелетия.
    Список использованной литературы
    информационный человек общество технический
    1. Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк / Под общ. ред. А.И. Ракитова. – 2-е изд., переработ, и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 368 с.
    2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с.
    3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 336 с.: 58 ил.
    4. Тавризян Г.М. Техника, Культура, Человек. М., 1988.
    5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
    Размещено на Allbest.ru

  12. Таким образом, в современном мире IТ-сфера гармонично совмещает телекоммуникационные и информационные услуги, производство средств информационных технологий и телекоммуникаций, программных средств, электронных информационных ресурсов, что делает ее чем-то большим, чем просто одной из инфраструктур и отраслей экономики. В современных условиях она должна рассматриваться как системный, мощный фактор как политической и общественно-экономической модернизации, так и социогуманитарного развития страны, создания конкурентоспособной экономики, обеспечения оптимальных условий человеческого развития, внедрения эффективных демократических процедур. Вместе с тем бурное развитие и распространение IТ влечет и значительные риски, связанные прежде всего, с информационной безопасностью государства, а также с информационно психологической безопасностью общества и граждан.
    Все развитые страны мира в настоящее время имеют нормативно утвержденные национальные стратегии построения информационного общества, всячески и системно содействуют последующему развитию его элементов, тогда как проблемой остальных стран в той или иной степени становится так называемый цифровой разрыв (или «информационное неравенство») – отставание в данной отрасли. Основная угроза этого отставания заключается в неминуемом отодвигании такой страны на периферию мировых процессов, торможении ее развития и превращении на зависимого «донора».
    Беспрецедентная по масштабам и качественным характеристикам глобальная инфраструктура IТ становится технологической подпочвой для все более глубоких трансформаций в повседневной жизни людей и обществ. Кроме невиданных ранее возможностей для повышения материального благосостояния человечества, современные информационные технологии повлекли появление и интенсивное распространение принципиально новых моделей социальной интеграции, коммуникации, общественно-политической активности, образа жизни, образования, и тому подобное.
    6

  13. «Информационное общество» – что это? Это общество, в котором доминирующее значение занимает получение, хранение, переработка информации; компьютеризация информационного пространства; создание новых и совершенствование старых информационных технологий. Все перечисленные факторы в первую очередь, на мой взгляд, способствуют росту производства, увеличению количества людей, занятых разработками информационных технологий – активному развитию экономики страны в целом.
    Является ли современное российское общество информационным? Думаю, да, но только на стадии развития!
    ·     Информация на сегодняшний день пронизывает все сферы жизни общества.
    ·     Мы получаем ее различными способами – периодические печатные издания, телевидение, радио и, пожалуй, главенствующее положение в этой цепочке занимает Интернет.
    ·     Мы пользуемся различными средствами связи, что можно отнести к информационным технологиям: телефоны, компьютеры, планшеты.
    ·     В нашей стране реализуется всеобщий и свободный доступ к информации, что в какой-то мере обеспечивает прозрачность власти.
    Но, не смотря на все перечисленные положительные стороны, существует множество проблем в области развития информационного общества в России. Такими, на мой взгляд, являются:
    O неполная защищенность конфиденциальной информации;
    O под вопросом ставится достоверность и точность информации;
    O слабо развитая компьютеризация общества и насыщение его различными информационными технологиями
    (в отличие от развитых стран);
    O кибертерроризм и пиратство;
    O цензура в огромных информационных пространствах (Интернет).
    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что информационное общество в России находится лишь на стадии развития. Органы власти способствуют этому с помощью разработки и внедрения различных государственных программ. Действующей  на сегодняшний момент является государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *