Сочинение на тему истинная честь не может терпеть неправду

8 вариантов

  1. 1. Со­чи­не­ние со­от­вет­ству­ет те­ме, и все те­зи­сы рас­суж­де­ний вы­стра­и­ва­ют­ся во­круг про­бле­мы, за­дан­ной в за­гла­вии.
    2. Для до­ка­за­тель­ства те­зи­сов при­вле­ка­ет­ся ар­гу­мен­та­ция из ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, пра­виль­но по­до­бра­ны эпи­зо­ды для ана­ли­за, при ин­тер­пре­та­ции ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­жа­ет­ся, од­на­ко дан ана­лиз толь­ко од­но­го эпи­зо­да, про­из­ве­де­ние, та­ким об­ра­зом, рас­смот­ре­но очень по­верх­ност­но. МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ: 250 слов -это ми­ни­маль­ный объ­ем со­чи­не­ния, ре­ко­мен­ду­е­мый – 350 слов. Сле­ду­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся не на ми­ни­маль­ный, а на ре­ко­мен­ду­е­мый объ­ем, и бо­лее раз­вер­ну­то рас­кры­вать те­му. Ана­ли­зи­руя ро­ман А.С.Пуш­ки­на “Ка­пи­тан­ская доч­ка”, Вы мог­ли бы опи­сать и дру­гие эпи­зо­ды про­из­ве­де­ния, а не огра­ни­чи­вать­ся толь­ко од­ним.
    3. Ком­по­зи­ция со­чи­не­ния про­ду­ма­на, со­от­но­ше­ние меж­ду те­зис­ной и до­ка­за­тель­ной ча­стя­ми вы­дер­жа­но, но есть ло­ги­че­ская ошиб­ка.
    4. Ка­че­ство ре­чи непло­хое, ис­поль­зу­ют­ся раз­но­об­раз­ные грам­ма­ти­че­ские кон­струк­ции и раз­лич­ная лек­си­ка, мыс­ли вы­ра­жа­ют­ся точ­но.
    5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­ны 2 пунк­ту­а­ци­он­ные и 3 ре­че­вые ошиб­ки.

  2. Честь – это одно с самых тяжелых и проблематичный черт характера в человеке. Оно не позволяет совершать плохие или бессовестные поступки. Во все времена, мир ценил людей, которые все совершают по чести. В частности это касается Средних веков, когда мир был полон великих воинов и прекрасных принцесс. Но, вопреки всем прекрасным и великим свершениям дел, честь имела всегда множество врагов в лице лжи, предательства и лицемерия.
    Из-за слишком жесткого противостояния, два таких “извечных” понятия не могут полноценно существовать вместе. Человек, который действительно дорожит своей честью, никогда не сможет вынести ложь и неправду. Настолько противные термины всегда провоцируют людей совершать плохие и ужасные действия.
    Почему же честь и неправда настолько противоречивые? Этому всему есть несколько простых мыслей. Неправда превращает человека в раба собственных слов. После того, как неправда начинает управлять человеком, он постепенно погружается в глубь одиночества и предательств. Понемногу небольшая, якобы, “неправда” превращается с больший и тяжелый груз, который невозможно просто так скинуть. Честь же никогда не даст человеку опуститься к тому, чтобы потерять свободу. Не имея за спиной груза и тяжестей неправды, человек с честью может совершенствоваться, находить новые способы быть лучше. К тому же честь позволяет быть настоящим покорителем человеческих сердец. Она притягивает к себе много других людей, тех, кто нуждается в ней, или пытается побороть неправду.
    Честь никогда не идет сама, в ногу с ней покоряют мир вера, доброта, честность, милосердие. В то время, как плохие качества порождают в душе человека тьму, эти светлые очертания подобно маяку освещают путь в спокойствию и внутренней благодати.

  3. Приложение 1.
    1. Прочитайте отрывок из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» (часть 4, глава IV)
    2. Ответьте на следующие вопросы: Какая неправда может свершиться? Как поступает Григорий? Что побудило героя совершить этот поступок?
    И особенно выпукло вспомнил Григорий, лежа на черной плешине холма, случай, столкнувший его с лютым врагом — Степаном Астаховым. Это было(в 1914 году), когда 12-й полк сняли с фронта и кинули в Восточную Пруссию. Казачьи кони копытили аккуратные немецкие поля, казаки жгли немецкие жилища. По пути, пройденному ими, стлался рудный дым и дотлевали обугленные развалины стен и черепичные потрескавшиеся крыши. Под городом Столыпином полк шел в наступление вместе с 27-м Донским казачьим полком. Григорий мельком видел похудевшего брата, чисто выбритого Степана и других казаков-однохуторянцев. В бою полки понесли поражение. Немцы окружили их, и когда двенадцать сотен, одна за другой, устремились в атаку с целью прорвать сомкнувшееся вражеское кольцо, Григорий увидел, как Степан спрыгнул с убитого под ним вороного коня и закружился волчком. Григорий, обожженный внезапной и радостной решимостью, с трудом удержал коня и, когда последняя сотня, едва не растоптав Степана, промчалась мимо, подскакал к нему, крикнул:
    — Хватайся за стремя!
    Степан сжал ремень стремени в руке, с полверсты бежал рядом с конем Григория.
    — Не скачи шибко! Не скачи, ради Исуса Христа! — просил он, задыхаясь.
    Прорыв они миновали благополучно. До леса, где спешивались вырвавшиеся сотни, оставалось не больше ста саженей, но тут пуля хлестнула Степана по ноге, и он, оторвавшись от стремени, упал навзничь. Ветер сорвал с Григория фуражку, кинул на глаза чуб. Григорий отбросил волосы, оглянулся. Степан, хромая, подбежал к кусту, швырнул в него казачью фуражку, сел, торопливо стягивая алевшие лампасами шаровары. Из-под бугра перебегали звенья немецкой цепи, и Григорий понял: хочет Степан жить — для того рвет с себя казачьи шаровары, чтобы сойти за солдата — казаков не брали тогда немцы в плен… Подчиняясь сердцу, Григорий крутнул коня и подскакал к кусту, на ходу спрыгнув:
    — Садись!..
    Не забыть Григорию короткого взмаха Степановых глаз. Помог Степану сесть в седло, сам бежал, держась за стремя, рядом с облитым потом конем.
    Цьююууу… — цедила горячий свист пуля и, вылетая из слуха, рвала свист: юууть!
    Над головой Григория, над меловым лицом Степана, по бокам — этот нижущий, сверлящий высвист: цьююуууть, цьюуу-уть, а сзади — хлопки выстрелов, как треск перезревших стручков акации:
    — Пук-пак! Пук-пак! Та-тах-ах-ах!
    В лесу Степан слез с седла, кривясь от боли, кинул поводья, захромал в сторону. Через голенище левого сапога текла кровь, и при каждом шаге, когда наступал на раненую ногу, — из-под отставшей подошвы била вишнево-красная тонкая струя. Степан прислонился к стволу разлапистого дуба, поманил Григория пальцем. Тот подошел.
    — Полон сапог натекло крови, — сказал Степан.
    Григорий молчал, глядел в сторону.
    — Гришка… как шли мы нынче в наступление… Слышишь, Григорий? — заговорил Степан, ища ввалившимися глазами глаза Григория. — Как шли, я сзади до трех раз в тебя стрелял… Не привел бог убить.
    Они столкнулись глазами. Из запавших глазниц нестерпимо блестел остро отточенный взгляд Степана. Степан говорил, почти не разжимая стиснутых зубов:
    — Ты меня от смерти отвел… Спасибо… А за Аксинью не могу простить. Душа не налегает… Ты меня не неволь, Григорий…
    — Я не неволю, — ответил тогда Григорий.
    Они разошлись по-прежнему непримиренные…
    1. Прочитайте отрывок из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» (часть 6, глава IX )
    2. Ответьте на следующие вопросы: Какая неправда может свершиться? Как поступает Григорий? Что побудило героя совершить этот поступок?
    (Лето 1918 года) Cо своим взводом Григорий занял отведенный квартирьерами дом. Хозяин, оказалось, ушел с красными. Взводу стала угодливо прислуживать престарелая дородная хозяйка с дочерью-подростком. Григорий из кухни прошел в горницу, огляделся. Хозяева, видно, жили ядрено: полы крашены, стулья венские, зеркало, по стенам обычные фотографии служивых и ученический похвальный лист в черной рамке. Повесив к печке промокший дождевик, Григорий свернул курить.
    Прохор Зыков вошел, поставил к кровати винтовку, равнодушно сообщил:
    — Обозники приехали. С ними папаша ваш, Григорий Пантелеевич.
    — Ну?! Будет брехать!
    — Право слово. Окромя его, наших хуторных, никак, шесть подвод. Иди встревай!
    Григорий, накинув шинель, вышел.
    В ворота за уздцы вводил лошадей Пантелей Прокофьевич. На бричке сидела Дарья, закутанная в зипун домашней валки. Она держала вожжи. Из-под мокрого капюшона зипуна блестела на Григория влажной улыбкой, смеющимися глазами.
    — Зачем вас принесло, земляки? — крикнул Григорий, улыбаясь отцу.
    — А, сынок, живого видать! На гости вот приехали, не спроша заезжаем
    Когда все улеглись спать, Пантелей Прокофьевич вызвал Григория на баз. Присели на крыльце.
    — Хочу погутарить с тобой. — Старик тронул колено Григория, зашептал: — Неделю назад ездил я к Петру. Ихний Двадцать восьмой полк за Калачом зараз… Я, сынок, поджился там неплохо. Петро — он гожий, дюже гожий к хозяйству! Он мне чувал одежи дал, коня, сахару… Конь справный…
    — Погоди! — сурово перебил его Григорий, обожженный догадкой. — Ты сюда не за этим заявился?
    — А что?
    — Как — что?
    — Люди ить берут, Гриша…
    — Люди! Берут! — не находя слов, с бешенством повторял Григорий. — Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали!..
    — Да ты не сепети! — холодно остановил его отец. — Я у тебя не прошу. Мне ничего не надо. Я нынче живу, а завтра ноги вытяну… Ты об себе думай. Скажи на милость, какой богатей нашелся! Дома одна бричка осталась, а он… Да и что ж не взять у энтих, какие к красным подались?.. Грех у них не брать! А дома каждая лычка бы годилась.
    — Ты мне оставь это! А нет — я живо провожу отсель! Я казакам морды бил за это, а мой отец приехал грабить жителев! — дрожал и задыхался Григорий.
    — За это и с сотенных прогнали! — ехидно поддел его отец.
    — На черта мне это сдалось! Я и от взвода откажусь!..
    — А то чего же! Умен, умен…
    С минуту молчали. Григорий, закуривая, при свете спички мельком увидел смущенное и обиженное лицо отца. Только сейчас ему стали понятны причины отцова приезда. «Для этого и Дарью взял, чертяка старый! Грабленое оберегать», — думал он.
    1. Прочитайте отрывок из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» (часть 7, глава ХХIХ)
    2. Ответьте на следующие вопросы: Какая неправда может свершиться? Как поступает Григорий? Что побудило героя совершить этот поступок?
    (Весна 1920 года) Григорий с утра приехал на пристань; поручив коня Прохору, долго ходил в толпе, высматривал знакомых, прислушивался к отрывистым тревожным разговорам. На его глазах у сходен «Святослава» застрелился пожилой отставной полковник, которому отказали в месте на пароходе
    Когда последний пароход, покачиваясь, начал отходить от причала, в толпе послышались женские рыдания, истерические вскрики, ругань… Не успел еще утихнуть короткий басовитый рев пароходной сирены, как молодой калмык в лисьем треухе прыгнул в воду, поплыл вслед за пароходом.
    — Не вытерпел! — вздохнул кто-то из казаков.
    — Значит, ему никак нельзя было оставаться, — проговорил стоявший возле Григория казак. — Значит, он красным дюже нашкодил.
    Григорий, стиснув зубы, смотрел на плывущего калмыка. Все реже взмахивали руки пловца, все ниже оседали плечи. Намокший чекмень тянул книзу. Волною смыло с головы калмыка, отбросило назад рыжий лисий треух.
    — Утопнет, проклятый нехристь! — сожалеюще сказал какой-то старик в бешмете.
    Григорий круто повернулся, пошел к коню. Прохор оживленно разговаривал с подскакавшими к нему Рябчиковым и Богатыревым. Завидев Григория, Рябчиков заерзал в седле, в нетерпении тронул коня каблуками, крикнул:
    — Да поспешай же ты, Пантелевич! — И, не дождавшись, когда Григорий подойдет, еще издали закричал: — Пока не поздно, давай уходить. Тут собралось нас с полсотни казаков, думаем правиться на Геленджик, а оттудова в Грузию. Ты как?
    Григорий подходил, глубоко засунув руки в карманы шинели, молча расталкивая плечами бесцельно толпившихся на пристани казаков.
    — Поедешь или нет? — настойчиво спрашивал Рябчиков, подъехав вплотную.
    — Нет, не поеду.
    — С нами пристроился один войсковой старшина. Он дорогу тут наскрозь знает, говорит: «Зажмурки до самого Тифлису доведу!» Поедем, Гриша! А оттуда к туркам, а? Надо же как-то спасаться! Край подходит, а ты какой-то, как рыба снулый…
    — Нет, не поеду. — Григорий взял из рук Прохора поводья, тяжело, по-стариковски, сел в седло. — Не поеду. Не к чему. Да и поздновато трошки… Гляди!
    Рябчиков оглянулся, в отчаянии и ярости скомкал, оторвал темляк на шашке: с гор текли цепи красноармейцев. Около цементных заводов лихорадочно застучали пулеметы. С бронепоездов ударили по цепям из орудий. Возле мельницы Асланиди разорвался первый снаряд.
    — Поехали на квартиру, ребятки, держи за мной! — приказал повеселевший и как-то весь подобравшийся Григорий.
    Но Рябчиков схватил Григорьева коня за повод, испуганно воскликнул:
    — Не надо! Давай тут останемся… На миру, знаешь, и смерть красна…
    — Э, черт, трогай! Какая там смерть? Чего ты мелешь? — Григорий в досаде хотел еще что-то сказать, но голос его заглушило громовым гулом, донесшимся с моря. Английский дредноут «Император Индии», покидая берега союзной России, развернулся и послал из своих двенадцатидюймовых орудий пачку снарядов. Прикрывая выходившие из бухты пароходы, он обстреливал катившиеся к окраинам города цепи красно-зеленых, переносил огонь на гребень перевала, где показались красные батареи. С тяжким клекотом и воем летели через головы сбившихся на пристани казаков английские снаряды.
    Туго натягивая поводья, удерживая приседающего коня, Богатырев сквозь гул стрельбы кричал:
    — Ну и резко же гавкают английские пушки! А зря они стервенят красных! Пользы от ихней стрельбы никакой, одного шума много…
    — Нехай стервенят! Нам зараз все равно. — Улыбаясь, Григорий тронул коня, поехал по улице.
    Навстречу ему из-за угла, пластаясь в бешеном намете, вылетели шесть конных с обнаженными клинками. У переднего всадника на груди кровенел, как рана, кумачный бант.
    Приложение 2.
    Истинная честь
    не может терпеть неправду. Генри Филдинг
    …не мирясь в душе с бессмыслицей войны,
    он честно берег
    свою казачью славу.
    М.А.Шолохов
    НЕПРАВДА: несправедливость бесчестие безнравственность
    ЧЕСТЬ истинная:
    голос сердца, чистая совесть, справедливость
    ЧЕСТЬ ложная: корысть, эгоистичные побуждения
    НЕ МОЖЕТ
    ТЕРПЕТЬ:
    не дает свершиться препятствует
    Встреча Григория со Степаном Астаховым при попытке русских войск прорваться из немецкого окружения
    1914
    Приезд Пантелея Прокофьевича
    к Григорию
    в лагерь белых
    1918
    Подавление
    красной армией
    восстания донских казаков
    1920
    Какая неправда может свершиться?
    Как поступает Григорий?
    Что побудило героя совершить
    этот поступок?
    Убийство Степана.
    Рискуя своей жизнью и
    не смотря на вражду из-за Аксиньи, спасает Степану жизнь: дает ему своего коня и они отходят
    в безопасное место.
    Григорий подчинился голосу сердца.
    Грабеж беззащитного населения – женщин и детей
    Пользуясь руководящим положением, Григорий имел возможность грабить местное население. Однако он не позволил это совершать ни себе, ни солдатам, ни своему отцу.
    Григорий считает несправедливым обворовывать беззащитных жителей. Герой не преследует корыстных целей, кроме того, его за эту честность лишают должности сотенного, о чем он нисколько не жалеет.
    Арест и возможная казнь Григория.
    Встав перед выбором: сбежать в Грузию и сохранить жизнь или остаться, и быть преданным суду за участие в восстании, и, возможно, казни, – Григорий выбирает второе.
    Григорий не боится ответить за свои поступки, он не поддерживает позицию: «на миру и смерть красна», –
    а спокойно отправляется на квартиру ждать возможного ареста.
    Поступки Григория Мелехова, совершенные им в разное время, характеризуют его как человека истиной чести, т.к. для него прежде всего была важна чистая совесть, честность и справедливость.

  4. «Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и свое существование в категориях самоуважения», – Архимандрит Платон. Часто к такому понятию, как честь, приписывают второстепенные совесть, благородство, целомудрие – все, что составляет нравственную и духовную чистоту человека, его внутреннего судью и своеобразный ориентир. Однако само это понятие современными поколениями трактуется как один из пережитков прошлого, наряду с аристократизмом, что, разумеется, является ошибкой и недостатком современного воспитания.
    Честь рождается вместе с человеком и является его попутчиком на протяжении всей жизни, если в той не было места для лжи, предательства и бесчинств. Эта та черта характера, которую нельзя потерять с возрастом, о которой нельзя по случайности забыть, которую нельзя отнять насильно, она не пропадает под воздействием каких-то сложных жизненных ситуаций и стрессов, потому что честь – это надежная опора человеческого мировоззрения, мироощущения и мировосприятия. Это, в первую очередь, честное отношение человека к самому себе, и лишиться его можно лишь по собственному, вполне осознанному желанию. Как, например, поступил Швабрин, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Он никогда не позиционировал себя как человека злого, завистливого и лицемерного – обычный дворянин, не без доли высокомерия и горделивости относящийся к окружающим. Однако в переломный и опасный для жителей крепости момент, когда под угрозой смерти от рук Пугачева находился каждый, Швабрин решился унизить собственное достоинство и перейти на сторону врага, соглашаясь на роль его подмастерья, а затем всеми своими поступками все сильнее и сильнее втаптывал в землю свою честь, лишаясь всякого права называться дворянином. Таким же образом он оклеветал, а затем и пытался обесчестить Марию, однако ни она, ни её возлюбленный Петр не дали ему такой возможности. Швабрину, как и всем, было дано понятие чести и достоинства, но его низкая натура, его трусость и безвольный характер позволили ему навсегда её потерять, и никто, кроме него самому, не являлся тому виной.
    Но существует и тот тип людей, которые сами для себя выводят свою личное понятие совести, свою степень честности с самим собой, что, в принципе, является приемлемым, потому как сама по себе честность зачастую регулируется заведомо индивидуально, а понятие нормы очень расплывчиво. Так герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» без угрызения совести с особенной жестокостью и циничностью обходился с судьбами людей и разбивал женские сердца. Он обесчестил черкешенку Бэлу, тем самым забрав у неё всякий шанс завести семью, очень разочаровал своей холодностью Максима Максимовича, отобрав у старика одну из немногих радостей от долгожданной встречи – однако был честен с собой во всех этих ситуациях, что отрицать сложно. Печорин никогда не делал того, о чем мог бы пожалеть позже, и во всех его действиях всегда присутствовала некая благородность и аристократичность – и потому он пожалел бы на дуэли даже наглого и беспринципного Грушницкого, если бы тот не угрожал ему смертью. Конечно, понятие человеческого достоинства для Печорина условно, однако, если проанализировать его действия, становится понятно, что герою не чужда благородность, и во всех своих действиях он был честен в первую очередь с самим собой.
    «Истинная честь не может терпеть неправду», – Г. Филдинг. Действительно, понятие чести является ключевым в жизни человека, ведь именно оно является своеобразным нравственным ограничителем, однако стоит понимать, что каждый по-своему расценивает свою жизнь, и у каждого из нас существует своя правда, только кто-то находит в себе силы следовать ей, а кто-то лишает себя такой возможности и прогибается под правду другого.

  5. 5
    Текст добавил: Мамина радость

    Официальный комментарий:
    В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
    Методические рекомендации:
    Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.
    Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
    Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.
    Афоризмы и высказывания известных людей:
    Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью.
    Теофраст
    Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.
    Р.Роллан
    Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.
    Апулей
    Истинная честь не может терпеть неправду.
    Г.Филдинг
    Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь – основа его подлинной чести.
    Мишель де Монтень
    Не покидайте никогда дороги долга и чести — это единственное, в чем мы почерпнем счастье.
    Жорж Луи Леклерк

    Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

    История русской дуэли ХIХ века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.
    Среди дуэлянтов были не редки бретеры – люди, щеголявшие свой готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.
    Такие негативные варианты дуэли изображены в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Герой повести Сильвио, «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Он кичится своим превосходством и удачливостью, демонстрирует презрение к смерти, ест черешни под дулом пистолета в угоду своему самолюбию. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит – храбрость героя вызывает также сомнение.
    Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина.
    В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал.
    В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство.
    Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.
    Литературные герои эпохи ХIХ века вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, ценой которой была сама жизнь.

    Честь как воплощение духовной силы героя

    Для русской литературы характерен очень серьезный и пристальный взгляд на понятие чести и бесчестья. Но понимание чести героями может быть различным. Пример тому – «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
    Петр Андреевич Гринев понимает честь как действие по совести. Основная составляющая его чести – это долг по отношению к императрице, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова.
    А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но, нарушив воинскую присягу, перешел на сторону Пугачева, предал Родину. Он корыстен и труслив, циничен и равнодушен. Ему неведомо благородство.
    Совсем иное понимание чести у Пугачева. Оно держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно это узкое понимание чести позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту?». В разговоре с Пугачевым Гринев признается сам себе, что между малодушием, предательством и верной погибелью делает выбор, продиктованный совестью: «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Его прямодушие заставит Пугачева искренне восхититься и отпустить героя на все четыре стороны.
    Еще один пример пушкинского произведения – повесть «Дубровский». Старший Дубровский – потомственный дворянин, честь которого исходит из его положения и истории рода, для Троекурова – это богатство и власть. У сына же Дубровского, Владимира, как и у Гринева, главный аспект мотива чести – это долг, в первую очередь, перед отцом, что заставляет его мстить Кириле Петровичу. Позднее долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви, дочери Троекурова.
    Честь, честность… Случайно ли созвучие этих слов с «чисто», «чистота», «чтить»? Честность, как чистота души, незапятнанность репутации – один из аспектов рассматриваемого направления.
    «Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю», – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана. Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.
    Герой лермонтовского «Героя нашего времени» Печорин не типичный персонаж, а исключительный. Поэтому и честь Печорина – это честь другая, исключительная. Фактически у Печорина нет чести в традиционном понимании этого слова. Проблески благородства и доброты, временами его осеняющие, вызываются ощущением исключительности собственного предназначения.
    Печорин в некотором роде является предтечей Раскольникова – героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», у которого тоже понятие чести очень личностно и своеобразно. Оно никак не совмещается с общественным пониманием чести, а иногда является и сдерживающим фактором.Раскольников не признает законов общества и хочет жить лишь по собственным. Другое понимание чести у Свидригайлова. Здесь, наоборот, не честь рождает любовь, как у Пушкина в «Капитанской дочке», а любовь возрождает утраченное ранее понятие чести.
    В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». На примере образа Настасьи Филипповны автор показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Можно сказать, что, потеряв свою честь, героиня потеряла свою жизнь.
    Глубоко скорбит Н.В.Гоголь об искалеченной и погибающей душе человека, без чести и совести: “»И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком» («Мертвые души»).
    И невозможно не вспомнить роман Л.Н.Толстого «Война и мир. Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну князю Андрею. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Друбецких, Курагиных, Бергов, для которых не существует понятия чести. Не мыслит иного пути для своего сына, кроме пути чести, Николай Андреевич Болконский. Боль, которую принесет известие о смерти князя Андрея, он примет. Но весть о бесчестии… «Мне будет… стыдно!» Задумаемся: стыд страшнее смерти. Для семьи Болконских категория чести, нравственной чистоты основополагающая. Не эта ли чистота делает взгляд княжны Марьи лучистым?
    Другая героиня Толстого, живущая сердцем, искренняя, прямодушная Наташа Ростова однажды оказывается в шаге от бесчестия. Увлечение Анатолем Курагиным, подготовка побега. Почему эта история дана через восприятие Пьера? Именно он видит Наташу злой и жестокой, он же забирает у Анатоля ее письма и заботится о сохранении тайны постыдного поступка. Ему доверяет автор стать спасителем Наташи. Может быть потому, что Петр Кириллович Безухов сам имел несчастье столкнуться с «подлой, бессердечной породой» и обрел силу в противостоянии тому злу и разврату, что сеют вокруг себя Курагины.
    Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев – защитника Отечества Кутузова и захватчика Наполеона. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, и убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, как человек чести и высокой нравственности.
    Отнюдь не любовью к Родине (у них просто нет этой любви!) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру, второй старается отличиться, чтобы вернуть себе офицерское звание, затем получать награды и чины. Военный чиновникБерг в оставленной жителями Москве скупает по дешевке вещи. Война, как показывает это Толстой, сурово проверяет человека.

    Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века

    В литературе ХХ века особое внимание уделяется военному сословию. Ведь лихолетье революционных смут ударило по нему наотмашь. Что значит остаться честным, как сохранить верность долгу, если вокруг сумятица и хаос? Каждый делает свой выбор. Спасая вверенных ему юнкеров, гибнет Най-Турс. Теперь мы понимаем: неслучайно Алексей Турбин видел полковника во сне в образе Святозарного рыцаря. Словно повинуясь законам рыцарской чести, действует и полковник Малышев, распустивший дивизион: «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» Николай Турбин считает своим долгом, делом чести рассказать семье Най-Турса о героической смерти полковника и помочь его близким достойно похоронить героя. Как же далеки от них Тальберг («чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»), гетман, штабные офицеры, бросившие Город, и тайно бежавшие трусы. Словно от их имени заявляет «маленький кошмар в крупную клетку» из сна Турбина: «Русскому человеку честь – только лишнее бремя» (М.А. Булгаков «Белая гвардия»).
    Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия (В. Быков «Сотников»).

    Честь рода как категория народной нравственности

    Народные представления о чести, правде, достоинстве многие века хранит русский фольклор. Герои русских сказок, совершающие предательство, как старшие братья Ивана-Царевича, неизменно испытывают позор разоблачения. Их прогоняют за пределы царства. Герой, до конца прошедший испытания, не уронив своего достоинства, в итоге получает награду. С древних времен понятие честь в русской культуре является определяющим для оценки человека. Невозможно представить былинных Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича вне категории чести. Так, в былине «Илья Муромец и Калин царь» Илья Муромец, заточенный на три года в погребе по приказу князя Владимира, хоть и держит обиду, но в минуту опасности надевает доспехи и идет защищать родную землю от врага. Более того, оказавшись в татарском плену, он не принимает предложения служить Калину. Ведь это значит предать свой народ, обесчестить себя.
    Продолжая фольклорные традиции, древнерусская литература связывает понятие чести с защитой интересов родной земли, своей семьи, своего рода. Так, в «Повести о разорении Рязани Батыем» антитеза «честь и бесчестие» воплощается в образах рязанского князя Федора Юрьевича и «безбожного царя Батыя». Федор Юрьевич принимает смерть, отказавшись отдать Батыю княгиню Евпраксию. Смерть мученическую. Но разве мог он преступить нравственный закон, обесчестить свой род, отдать на поругание жену? Нравственный выбор для героя очевиден. Подвиг чести совершают и вдохновленные князем рязанцы. Пять дней против сменяющих друг друга отрядов завоевателей бьются жители города. Не сдаются, не просят пощады. Не торгуют своей честью.
    Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь. Кто, если не он, должен спасти от бесчестия свою жену. Алена Дмитриевна верна своему мужу, не утаивает своей беды, у него просит защиты от позора.
    Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности. Поединок чести развернется перед всем народом. Услышав обвинения купца, Кирибеевич испугался. Он-то вышел потешиться, а предстоит бой насмерть. Степан Парамонович спокоен и готов принять смерть, ведь на кону – честь его семьи, честь рода Калашниковых. Примечательно, что на площади все его братья, готовые вслед за Степаном защищать правду-матушку. Обратим внимание, что первый удар наносит Кирибеевич. Удаль или снова подлость?.. И вот бой окончен. Победитель держит ответ перед царем. Ответ ПО СОВЕСТИ тронул Грозного. Казнили Степана Парамоновича «смертью лютою, позорною» и похоронили промеж трех дорог, в безымянной могиле. Совсем не как доброго христианина. Но суд царский разошелся с судом народным. Погребенный как разбойник, купец Калашников стал поистине народным героем.

  6. Итоговое сочинение
    «Честь и бесчестие»
    Щербакова Е.В.
    МАОУ СОШ № 2
    Г. Реж
    Честь и бесчестие
    В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным
    принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным
    правилам и различных форм компромисса с совестью – вплоть до глубокого морального падения личности.
    Цитаты
    Честь — это бриллиант на руке у добродетели.
    Вольтер
    Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.
    Федор Михайлович Достоевский
    Честь — вот истинная красота!
    Ромен Роллан
    Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец.
    Шекспир У.
    Истинная честь не может терпеть неправду.
    Филдинг Г.
    А.С. Пушкин
    «Капитанская дочка»
    Герои:
    Петр Гринев, Алексей Швабрин, Емельян Пугачев
    А.С. Пушкин часто обращался к теме чести и бесчестия в своем творчестве. В произведении «Капитанская дочка» эта тема станет центральной. На это указывает и эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Да и отец главного героя дает наставления сыну не добиваться каких-то чинов, а служить честно, не угождать начальству, а беречь честь дворянина. Петр Андреевич Гринев присягает государыне и Отечеству, он готов отдать свою жизнь за императрицу. Герой оказывается в центре страшных событий – бунта Пугачева. Петр Андреевич отказывается присягать лжегосударю во имя спасения собственной жизни.
    В произведении есть и другой герой –Алексей Иванович Швабрин, который забыл про свою дворянскую честь и перешел на сторону Емельяна Пугачева. Но уважения у Пугачева этим не заслужить.
    Пушкин показывает, что даже Пугачев понимает, что человек, предавший единожды, может совершить предательство и во второй, и в третий раз.
    Не чуждо понятие чести и самому Емельяну Пугачеву. Он способен оценить чужое благородство и чужую честь, да и сам верен своему слову.
    Д.С.Лихачёв
    «Письма о добром и прекрасном»
    Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной . Но представления о чести бывают совершенно ложными и наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло …понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.
    «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами …
    Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
    Дмитрий Михайлович
    Карбышев
    Дмитрий Михайлович Карбышев (1880-1945) -учёный-инженер, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, Герой Советского Союза.
    Дмитрий Михайлович
    Карбышев
    8 августа 1941 года генерал-лейтенант
    Карбышев был тяжело контужен в бою у реки
    Днепр, и в бессознательном состоянии попал
    в плен. В нацистском концентрационном
    лагере Д.М. Карбышева безуспешно
    склоняли к измене Отечеству.
    Карбышев предпочел погибнуть
    под пытками.
    «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая
    находится в состоянии войны с моей Родиной».
    (Д.М. Карбышев)
    Наполеон Бонапарт
    Вопреки славе великого полководца,
    выходящего победителем из сражений,
    Наполеон дважды предавал свою армию,
    бросив её в Египте и на Березине.
    «Если желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте всё и не выполняйте ничего».
    (Наполеон)
    «Вместо плети я управлял честью».
    (Наполеон)
    «Вернейший способ сдержать слово – не давать его».
    (Наполеон)
    Анна Ахматова
    Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – поэтесса, переводчица, литературовед.
    После революции Анна Ахматова оказалась
    перед выбором: остаться в разрушенной и
    голодной России или эмигрировать в благополучную Европу. Многие из знакомых Анны Андреевны покинули Россию, спасаясь от предстоящих репрессий. У Анны Андреевны тоже была такая возможность, но
    поэтесса отказалась от нее, хотя предполагала, что жизнь в России будет крайне тяжелой. Вплоть до массовых репрессий знакомые неоднократно предлагали Ахматовой эмигрировать, но она каждый раз отказывалась.
    «Не с теми я, кто бросил землю
    На растерзание врагам.
    Их грубой лести я не внемлю,
    Им песен я своих не дам».
    (А.А. Ахматова)
    «Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был».
    (А.А. Ахматова, «Реквием»)
    Примерные темы сочинений
    Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)
    Может ли честь противостоять бесчестию?
    Береги честь смолоду… (пословица)
    Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?
    Откуда берутся бесчестные люди?
    Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.
    Есть ли право на бесчестье?
    Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?
    Каждая нечестность — шаг к бесчестью.
    Автор шаблона:
    Ранько Елена Алексеевна
    учитель начальных классов
    МАОУ лицей №21
    г. Иваново

    Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
    http://s3.uploads.ru/BdO9t.png
    рамка

    http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg
    перо, чернильница

    http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png
    книги
    http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png
    открытая книга с пером

    http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png
    свитки

    Интернет – ресурсы:
    Интернет-ресурсы
    http://citaty.su/chest-citaty-i-aforizmy
    http://www.wisdoms.ru/190.html
    http://www.skupiknigi.ru/image/Large/multimedia/books_covers/100932249.jpg
    http://grani.agni-age.net/edu/likhachev4.htm
    http://cor.edu.27.ru/dlrstore/c4dd21f7-2589-ac6b-50dae5e6c86aa51c/images/grinevgif.gif
    http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_509/2/d-1881/1881_html_m39a514ff.jpg
    http://cdn.fishki.net/upload/post/201510/26/1712205/1_original.jpg
    http://nn-dom.ru/1images/sov_mon/il_sov_172.jpg
    http://k43.kn3.net/3112761C0.jpg
    http://spbstarosti.ru/wp-content/uploads/2011/08/0003_a.jpg
    http://www.edustandart.ru/
    http://4ege.ru/sochinenie/53337-temy-k-itogovomu-sochineniyu.html

  7. ? Чем больше, тем лучше!
    ? Профессия УЧИТЕЛЬ – вневозрастная. тем она и хороша! Коллеги, с ПРАЗДНИКОМ!
    Пусть Вашу жизнь ничто не омрачает,
    Пусть солнце светит радостно всегда,
    Пусть каждый день Ваш праздничным бывает,
    А горя пусть не будет никогда!
    ? 6227586-a139992
    Спасибо за поздравление, дорогая Валентина Викторовна!
    Пусть будет так, чтоб в жизни Вашей светлой, доброй
    Всегда Вас окружали дети, как цветы,
    Чтоб школа всем была надежной пристанью –
    Счастливой, светлой, полной доброты!
    ? Моя мать взяла в свою семью будущего академика Мишку и мы перебрались в деревню , где была семилетка. После семилетки он перебрался к тётке, где была десятилетка. Мать заметила, что Мишка способный и уже тащила на себе четверых детей. Моя тётка Серафима воевала сержантом в пехоте.К нам в деревню после войны приезжала её боевая подруга пулемётчица Шпонкина. Я наливал в бочку воды и загружал туда карасей, чтобы варили когда им заблагорассудится. Мысли о войне гнали прочь.
    ? Каждый из нас хранит особые воспоминания, связанные со школьными годами. Все мы чьи-то ученики. И порой уже в зрелом возрасте осознаем, какой огромной самоотдачи требует ваш кропотливый ежедневный труд, написал Медведев.
    Он подчеркнул, что школьное образование помогает ученикам не только получить обширные знания, но и развить важнейшую для становления личности способность мыслить самостоятельно, а также выразил признательность учителям за стремление личным примером показать, как много значат порядочность, справедливость и уважение.
    Для вас работа не просто профессия, а подлинное призвание, которому вы отдаете все свои силы, опыт, энергию, отметил глава правительства.
    ? Желание похвальное. Вопрос? Деньги вы зарабатываете или копите, что дают родители?

  8. Честь -это качество, по которому определяется достоинство человека.
    Век живи – век учись. Это идеально подходит к наставлению на жизненном пути человека. Перед каждым человеком рано или поздно возникают соблазны или трудные ситуации, в которых нужно сделать нелегкий выбор, пожертвовать чем-то (кем-то). Именно от того, как будет вести себя человек в обыденных и неординарных ситуациях, и складывается мнение о нем.
    Конечно, во все времена в людях ценились такие качества, как благородство, высокая нравственность, честность, справедливость – все эти качество сопряжены с понятием чести.
    Однако часто люди желают создать себе репутацию человека чести, на самом деле таковым не являясь, они хотят казаться в глазах окружающих, да часто и в своих собственных глазах (по сути, это уже самообман) благородными, или это должно служить прикрытием для достижения ими каких-то корыстных целей.
    В этих случаях такое проявление мнимой чести – только обман, фальшь и лицемерие.
    В литературе тема истинной и мнимой чести очень распространена.
    Контрастно сравнение героев, которые проявляют великодушие, отвагу, благородство, являются людьми с сильной волей, и героев, прикрывающихся благородными целями, скрывающихся за маской великодушия, но на деле являющихся ненадежными людьми, часто эгоистами или бравирующими показной смелостью.
    Мнимая честь отличается недобросовестностью, у такого человека нет самоуважения, он способен на подлые поступки.
    Истинная же честь – это качество души, идущее от чистого сердца.
    Отличные примеры проявления истинной и мнимой чести -в произведении “Капитанская дочка”. Гринев и Швабрин – соперники в борьбе за Машу, однако истинная натура Швабрина все равно проявляет свою низменность, долго скрывать мнимую честь нельзя.
    Гринев же превыше всего ставит понятие чести, справедливости, достоинства.
    В “Герое нашего времени” Грушницкий тоже недолго скрывает свою низменную натуру – получив отказ княжны, он сразу проявляет злобу и желание опорочить чистого человека.
    В любом случае у каждого человека есть выбор, какие качества он будет в себе развивать, как жить с собственной совестью, как сохранить свое человеческое “я”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *