Сочинение на тему семья мармеладовых в романе преступление и наказание

9 вариантов

  1. (376 слов) В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” тема униженных и оскорбленных раскрывается на примере семьи Мармеладовых. Автор показывает читателю, из-за чего страдают все члены семейства, и как они борются или же бездействуют в сложившейся ситуации.
    Все началось с брака Мармеладова и Екатерины Ивановны, их союз изначально был не лучшей затеей: оба были бедны, оба с детьми на руках, но именно нищета сплотила этих людей. Последствия были ужасающе плохи: муж пропивает весь заработок, жена больна туберкулезом, дети страдают от голода. Сам Мармеладов говорил о своем пьянстве: “Пью, ибо сугубо страдать хочу”. Однако для мужа и отца такое поведение недопустимо, ведь он несет ответственность за родных, и внутренние переживания — это не повод обрекать близких на смерть. Мать семейства — Екатерина Ивановна — тратила все свои силы на воспитание и уход за детьми. Будучи от рождения благородной особой, женщина лишний раз не доедала и не досыпала, но делала все возможное, чтобы ее отпрыски не ощущали окружавшей их нищеты. Даже когда ей нужны были лекарства, она ставила на первое место благополучие ребят, и покупала им еду. Соня — родная дочь Мармеладова. Она всю свою сознательную жизнь только и делала, что помогала семье справиться с нищетой. Однако в один момент обстоятельства вынудили девочку на великую жертву: она пошла на панель. Героиня осознавала, в какой жизненной ситуации оказалась вместе с семьей, и по-другому не могла помочь, ведь тогда девушка не могла прокормить стольких людей честным трудом.

  2. Ее судьба также не проста. Бедное положение семьи, пьянство отца, малые дети заставляют ее идти на самопожертвование, выйти на улицу и зарабатывать «желтым билетом». Такое деяние говорит о большой душе и добром сердце девушки, идти на жертву даже ради чужих людей, мачехи и ее детей. Жалея отца она иногда давала деньги на выпивку отцу. Позже отец и мачеха погибают. Дети остаются на попечении Сони.
    Средь мрачных петербургских улиц она встречает Раскольникова и ему становится лучиком света. Ее вера в светлое будущее, справедливость, вера в Бога помогают герою возродиться заново. Соня видела в Родионе не убийцу, а страдающего человека. Одновременно с ним она переживала его боль. Сочувствуя, она помогает ему,  направляя Родиона на путь раскаяния и очищения.
    Семья Мармеладовых собирательный образ социальных, психологических и нравственных проблем, а также проявление любви к любому человеку.

    Образец 2

    Семейство Мармеладовых не зря присутствует в произведении. Это очертания народа, страдающего от оскорблений и бедноты.
    Папа, Семен Захарович, в прошлом почетный советник, который уже давно перестал быть добытчиком семейства.  Он взял в жены девушку с тремя отпрысками некоторое время назад, из доброты к ее бедной жизни. Семейство перебралась в Санкт-Петербург, в котором Мармеладову предложили высокооплачиваемую работу, однако вследствие пьянок он моментально ее потерял. Невзирая на собственное понизившееся состояние, он все равно обожает супругу и малышей.       Катерина Ивановна – дама из приличного рода. Она высокомерная и жгучая, порой колотит малышей и супруга, орет на них. Ей приходится труднее всех, потому что у нее нет счастья по-настоящему, как у супруга или приемной дочери. Вступив в брак за игрока, она в скором времени оказалась одна. От девушки отвернулись все родные люди, и Мармеладов решил взять ее в жены из сострадательности к ее реалиям.  Она нередко восстанавливает в памяти времена, когда у нее  была счастливая жизнь. К несчастьям ее в скором времени добавился туберкулез, самочувствие становилось хуже, но, однако, она делала всю свою труд, приглядывала за малышами и пьянствующим супругом.

  3. Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.
    На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:
    Мармеладов Семен Захарович — глава семьи;
    Катерина Ивановна — его супруга;
    Софья Семеновна — дочь Мармеладова (от первого его брака);
    дети Катерины Ивановны (от ее первого брака): Поленька (10-ти лет); Коленька (семи лет); Лидочка (шести лет, еще звалась Ленечкой).
    Семья Мармеладовых — типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют. Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете — такой семье «идти больше некуда». Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.

    Мармеладов Семен Захарович

    Глава семейства, с которым Достоевский знакомит читателя в момент встречи Мармеладова с Раскольниковым. Затем постепенно писатель раскрывает жизненный путь этого персонажа.
    Мармеладов когда-то служил титулярным советником, однако спился, остался без работы и практически без средств к существованию. У него дочь от первого брака – Соня. На момент встречи Семена Захаровича с Раскольниковым Мармеладов уже четыре года состоял в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. У нее самой было трое детей от первого брака.
    Читатель узнает, что женился-то на ней Семен Захарович не столько по любви, сколько из жалости и сострадания. И все они живут в Петербурге, в который переехали полтора года назад. Вначале Семен Захарович находит здесь работу, причем вполне достойную. Однако из своего пагубного пристрастия к питию чиновник очень скоро ее теряет. Так по вине главы семейства вся семья нищенствует, оставшись без средств к существованию.
    Достоевский не рассказывает — что же произошло в судьбе этого человека, что надломилось однажды в его душе так, что он начал пить, в итоге – спился, чем обрек детей на нищенство, Катерину Ивановну довел до чахотки, а его родная дочь стала проституткой, чтобы хоть как-то зарабатывать и прокормить трех малолетних деток, отца и больную мачеху.
    Слушая пьяные излияния Мармеладова, невольно, однако, читатель проникается сочувствием к этому павшему на самое дно человеку. Несмотря на то, что он обворовывал свою жену, клянчил деньги у дочери, зная, как она их зарабатывает и для чего, его терзают муки совести, он противен сам себе, душа его болит.
    Вообще многие герои «Преступления и наказания», даже весьма неприятные вначале, в итоге приходят к осознанию своих грехов, к пониманию всей глубины своего падения, некоторые даже раскаиваются. Нравственность, вера, внутренние душевные страдания характерны и для Раскольникова, и для Мармеладова, и даже для Свидригайлова. Который не выдерживает мук совести и кончает с собой.
    Вот и Мармеладов: он слабоволен, не может справиться с собой и бросить пить, однако он чутко и точно чувствует боль и страдания других людей, несправедливость по отношению к ним, он искренен в своих добрых чувствах к ближним и честен к себе и другим. Семен Захарович не очерствел в этом своем падении — любит жену, дочь, детей своей второй супруги.
    Да, он не добился много на службе, на Катерине Ивановне женился из сострадания и жалости к ней и ее трем детям. Он промолчал, когда его жену избили, молчал и терпел, когда родная дочь пошла на панель, чтобы прокормить детей, мачеху и отца. И реакция Мармеладова была безвольная:

  4. Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять,
    каким образом они вытекают одно из другого,
    стараюсь объяснить себе, насколько
    они находятся в зависимости от общих условий жизни.
    Писарев Д. Н. Борьба за жизнь.
    Тема «униженных и оскорбленных» — одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место. Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью, отвратительными запахами: «жара… страшная»; «духота, толкотня»; «нестерпимая… вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество»; «пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время».
    Обитатели «бедного Петербурга» очень разные, у каждого их них своя судьба и своя история, однако всех их отличает безысходность, надорванность, неверие в себя и в жизнь. Они, в полном смысле слова, «униженные и оскорбленные».
    Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава — Семен Захарович Мармеладов — отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился — в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери.
    Даже внешность героя, с которым Раскольников знакомится в распивочной, заключает в себе дисгармонию: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».
    Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену. Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была «пойти по желтому билету».
    Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери ((«Соня! Дочь! Прости!»), и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: «…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить.
    Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно — Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, — говорит он Раскольникову, — вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…»
    И человек перестает уважать самого себя: «И отсюда питейное». А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика. Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, «звериный облик имеет».
    Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены. Именно тогда он «сорвался» после долгого периода воздержания и «пустился во все тяжкие».
    Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку нужна поддержка — уважение и сострадание: «Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели». Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход — это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.
    Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна — женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.
    Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова — Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к близким («С ними-то что будет?»)
    Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.

  5. 5
    Текст добавил: Армейский Мальчик

    Семья Мармеладовых в романе Достоевского вызывает противоречивые чувства. Кто-то жалеет их, другие презирают, третьи относятся равнодушно. Что же касается меня, то по каждому из членов семьи есть свое мнение.
    Например, полусумасшедшая Катерина Ивановна вызывает жалость. Она тяжело больна, ей нужно лечиться. Но полное отсутствие денежных средств только приближает ее кончину. Она живет предельно бедно, голодая, кое-как воспитывая детей, терпя бесконечное пьянство мужа.
    У нее нет ни выхода из сложившейся ситуации, ни надежды. Она просто доживает свой век в страданиях, но упорно ищет справедливости. Ее душа чиста, не запятнана, не способна пойти против совести. Чужие бесчинства раздражают Катерину Ивановну, но чахоточная стареющая женщина ничего поделать не в состоянии.
    Сострадание вызывают и дети Мармеладовы. Они очень тихие, почти незаметные. С самого рождения обречены на нищету, созерцание больной матери и пьющего отца. Порой им нечего есть, так что детишки обязательно бы умерли с голода, если бы их не спасла Соня. Эта молодая девушка поистине святая. Именно ради чужих малышей она стала падшей женщиной, продавая себя за жалкие гроши. Хотя ее работа недостойна, Сонечка не вызывает омерзения и брезгливости, напротив, ее можно даже уважать за безграничную самоотверженность.
    Девушка, хотя и выглядит скромной и хрупкой, имеет колоссальную силу характера и непоколебимую волю. Она готова помогать всем – и нищим детям, и Раскольникову, и каторжникам в ссылке. У нее большое, любящее сердце, способное на подвиги.
    А вот отец семейства, Мармеладов, окончательно опустившийся пьяница. Он слаб, беспомощен, никчемен, абсолютно лишен воли. Я даже мужчиной назвать его не могу, потому что настоящий представитель сильной половины человечества должен заботиться о своих детях, о жене, а не заставлять их жить за чертой бедности, голодать, подталкивать к проституции. Мармеладов прекрасно знал, как зарабатывает деньги его старшая дочь, но не сделал ничего, чтобы прекратить это. Он не вызывает жалости, а только презрение и ненависть, ведь это именно его вина, что семья являлась нищенской.

  6. Семья
    Мармеладовых и ее роль в романе “Преступление и наказание”

    Роман Федора
    Михайловича Достоевского “Преступление и наказание – одно из самых сложных
    произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели
    души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона
    Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей – матери, сестры,
    друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать
    полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись
    человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.
    Вдумчиво читая
    роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев,
    как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных
    потрясениях главного героя.
    Центральной
    фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в “Преступлении
    и наказании” много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья
    Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин,
    Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.
    Семья
    Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее
    вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее
    великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть
    человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да,
    Соня – “блудница”, как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена
    продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем
    ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не
    затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью
    раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца.
    Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в
    Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские
    рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить
    восемнадцатилетняя девушка, все образование которой – “несколько, книг
    содержания романтического”, видящая вокруг себя только пьяные ссоры,
    дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?
    Достоевский
    противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион
    Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее
    убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа,
    то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими
    детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды
    необыкновенно значимы.
    Первая встреча
    Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом начале
    романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до
    конца уверовав в свою “наполеоновскую” теорию. Родион находится в
    каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы
    в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один
    вопрос: “Быть или не быть?” Для Раскольникова Мармеладов – просто
    пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог
    Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а
    затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство
    отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у
    дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова,
    запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же
    проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему
    больно и противно его настоящее положение. Он не винит жену в том, что она,
    может быть, сама того не желая (“не в здравом рассудке сие сказано было, а
    при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано
    более ради оскорбления, чем в точном смысле…”), толкнула Соню на улицу.
    Дочь же Мармеладова вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей
    “слабости”, ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину
    Ивановну, в запальчивости он кричит: “…Я прирожденный скот!”
    Мармеладов – слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех,
    кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать
    чужую боль и несправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни
    на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей.
    Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что
    после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.
    Мармеладов,
    может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней,
    да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали
    без насмешки и хотя бы попытались понять.
    Соня смогла
    понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на
    оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина
    Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи,
    поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не
    в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни,
    как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее
    отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же – натура
    страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом
    окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом
    шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня.
    Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным
    действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
    О бедственном
    положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор
    “Преступления и наказания” рассказывает для того, чтобы читатель
    почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых
    годов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные низы
    общества.. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория
    “сверхчеловека” родилась именно в такой обстановке.
    Широко известен
    термин “Петербург Достоевского”. В “Преступлении и
    наказании” “Петербург Достоевского” – это увеселительные
    заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость
    большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: “пыль,
    кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных…”, комнаты –
    “гробы” в полуразвалившихся домах.
    Семья
    Мармеладовых – одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи
    является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи
    Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась
    трагедия преступления Родиона Раскольникова.
    Ф.М.
    Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова
    и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты
    современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних
    и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в
    изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского – гуманиста с
    его любовью к “маленьким людям” и стремлением разобраться в душе даже
    самого страшного преступника.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  7. Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание – одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей – матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.
    Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.
    Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в “Преступлении и наказании” много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.
    Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня – “блудница”, как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой – “несколько, книг содержания романтического”, видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?
    Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.
    Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою “наполеоновскую” теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: “Быть или не быть?” Для Раскольникова Мармеладов – просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая (“не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле…”), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей “слабости”, ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: “…Я прирожденный скот!” Мармеладов – слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.
    Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять.
    Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же – натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
    О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор “Преступления и наказания” рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества.. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория “сверхчеловека” родилась именно в такой обстановке.
    Широко известен термин “Петербург Достоевского”. В “Преступлении и наказании” “Петербург Достоевского” – это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: “пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных…”, комнаты – “гробы” в полуразвалившихся домах.
    Семья Мармеладовых – одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова.
    Ф.М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского – гуманиста с его любовью к “маленьким людям” и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

  8. Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять,
    каким образом они вытекают одно из другого,
    стараюсь объяснить себе, насколько
    они находятся в зависимости от общих условий жизни.
    Писарев Д.Н. Борьба за жизнь.
    Тема «униженных и оскорбленных» – одна из основных тем творчества Ф.М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место. Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью, отвратительными запахами: «жара… страшная»; «духота, толкотня»; «нестерпимая… вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество»; «пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время».
    Обитатели «бедного Петербурга» очень разные, у каждого их них своя судьба и своя история, однако всех их отличает безысходность, надорванность, неверие в себя и в жизнь. Они, в полном смысле слова, «униженные и оскорбленные».
    Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава – Семен Захарович Мармеладов – отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился – в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери.
    Даже внешность героя, с которым Раскольников знакомится в распивочной, заключает в себе дисгармонию: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие».
    Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену. Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была «пойти по желтому билету».
    Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери ((«Соня! Дочь! Прости!»), и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: «…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить.
    Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно – Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, – говорит он Раскольникову, – вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…»
    И человек перестает уважать самого себя: «И отсюда питейное». А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика. Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, «звериный облик имеет».
    Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены. Именно тогда он «сорвался» после долгого периода воздержания и «пустился во все тяжкие».
    Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку нужна поддержка – уважение и сострадание: «Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели». Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход – это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.
    Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.
    Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова – Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к близким («С ними-то что будет?»)
    Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.

  9. Тема «униженных и оскорбленных» – одна из основных тем творчества Ф.М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место. Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью, отвратительными запахами: «жара… страшная»; «духота, толкотня»; «нестерпимая… вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество»; «пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время».
    Обитатели «бедного Петербурга» очень разные, у каждого их них своя судьба и своя история, однако всех их отличает безысходность, надорванность, неверие в себя и в жизнь. Они, в полном смысле слова, «униженные и оскорбленные».
    Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава – Семен Захарович Мармеладов – отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился – в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери.
    Даже внешность героя, с которым Раскольников знакомится в распивочной, заключает в себе дисгармонию: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие».
    Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену. Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была «пойти по желтому билету».
    Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери ((«Соня! Дочь! Прости!»), и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: «…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить.
    Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно – Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, – говорит он Раскольникову, – вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…»
    И человек перестает уважать самого себя: «И отсюда питейное». А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика. Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, «звериный облик имеет».
    Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены. Именно тогда он «сорвался» после долгого периода воздержания и «пустился во все тяжкие».
    Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку нужна поддержка – уважение и сострадание: «Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели». Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход – это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.
    Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.
    Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова – Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к близким («С ними-то что будет?»)
    Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *