Сочинение на тему истинный герой слова о полку игореве

11 вариантов

  1. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова” – гениальное произведение русской литературы. Автор “Слова … ” неизвестен. А разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности А. И. Мусин-Пушкин. Изучению образной структуры “Слова … ” посвящено множество работ. Из последних и наиболее значительных – труды академика Д. С. Лихачева, который изучал стилистику произведения и его художественные особенности. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не уменьшается, а увеличивается и становится все более глубоким.
    Любовь автора к Родине побудила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. “Слово … ” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств воевали между собой, оспаривая друг у друга владения. Но политический упадок Руси не был. однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры Древней Руси ярко свидетельствуют архитектура и прикладное искусство. Русский язык отвечал требованиям той поры и начал обогащаться политической, военной и технической терминологией. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” их войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения

  2. Зачем древние люди рисовали на стенах ?
    пожалуйста скажите. прочитайте пословицы . спишите те из них , которые посвящены общению-устному или письменному .
    1.сказанное слово улетит, а написанное останется.
    2.петь хорошо вместе , а говорить порознь.
    3.Не стыдись спрашивать – стыдись оставаться невеждой.
    3.Сперва подумай , потом скажи .
    5. Слово не воробей ,вылетит не – не поймаешь.
    6.Говорить не думая- то стрелять не целясь.
    7.Кроткое слово и гнев побеждает.
    8.Худое слово сладким мёдом не запьёшь
    9.Добро помни, а зло забывай
    10.Что написано пером ,не вырубиim и топором.
    ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ НАДО!!!!
    Помогите п-та . Всадник проехал 80 км за 5ч. Сколько времени потратит на этот путь мотоциклист, если его скорость на 24 км/ч больше. чем скорость всадника?
    создать предложения из английских строчных букв: w, e, l, o, c, m, e, o, t, c, sd, h, o, l, o.
    матері 35 років а дочці 12. через скільки років дочка буде удвічі молодшою за матір?
    Кто придумал знаки “+”, “-” “*”, “:”? ( плюс ,минус ,умножить ,разделить)
    вычеркните в числе 4000538 пять цифр так,чтобы оставшееся число стало наиболбьшим
    Как объяснить слово Идол?
    Поезд прошёл 5/9 расстояния между станциями, а затем ещё 56 км.После этого ему
    осталось пройти 2/5 всего расстояния.Сколько километров осталось пройти поезду?
    речення з словом гриб

  3. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова” — гениальное произведение русской литературы. Автор “Слова… ” неизвестен. А разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности А. И. Мусин-Пушкин. Изучению образной структуры “Слова… ” посвящено множество работ. Из последних и наиболее значительных — труды академика Д. С. Лихачева, который изучал стилистику произведения и его художественные особенности. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не уменьшается, а увеличивается и становится все более глубоким.
    Любовь автора к Родине побудила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. “Слово… ” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств воевали между собой, оспаривая друг у друга владения. Но политический упадок Руси не был. однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры Древней Руси ярко свидетельствуют архитектура и прикладное искусство. Русский язык отвечал требованиям той поры и начал обогащаться политической, военной и технической терминологией. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” их войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения

  4. После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тос­кой изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска разли­лась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешаном со слезами, несколько раз закли­нает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
    Одновременно в поэме живет и образ русского народа: наро­да-ратая, народа-воина, народа-защитника родной земли. Князь Всеволод о своих дружинниках с гордостью говорит, что они под трубами были спеленуты, под шлемами взрощены, с кончика ко­пья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели, кото­рые ищут себе славы. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины храб­ро умирают за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
    В «Слове» воссозданы образы древнерусских князей. Наибо­лее ярко выписаны образы мужественных воинов — братьев Иго­ря и Всеволода. Про них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, одновременно упрекая их за своеволие и славолю­бие, за несогласованность их действий с политикой других князей и киевского князя.
    Автор отступает от исторической правды, идеализируя и ге­роизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматри­вает верховную власть Киева как центр объединения русских княжеств в едином феодальном государстве. Образ Святослава — Мудрого, уравновешенного правителя и полководца и грозного
    соперника половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей — раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом» слове, «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей XI— XII веков.
    Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оп­лакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые являются воплоще­нием верности и вечности жизни, ожидания, освященного любо­вью, и непреложности добра на залитой кровью земле.
    Природу в поэме также можно рассматривать как образ дея­тельный и влиятельный. Природа в «Слове» символична и обо­жествлена язычески. Так, Ярославна обращается за помощью к ветру, солнцу, Днепру, воспринимая их как живые существа; зат­мение солнца вещует Игорю поражение, а все живое стремит­ся предупредить его об опасности. Таким образом, можно ска­зать, что из реальности действие поэмы словно переносится в пласт символическо-мифологический, расширяя границы воз­можного.
    Автору удается подняться выше эгоистичных интересов кня­зей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру. [/sms]

  5. Слово о полку Игореве — это произведение, которое и по сей день не забыто. Хоть его и написали более восьмисот лет назад, по настоящее время оно изучается историками, изучаем данное произведение и мы на уроках литературы и сегодня я опишу мое отношение к героям Слово о полку Игореве в сочинении за 9 класс.

    Мое отношение к героям Слово о полку Игореве

    Когда знакомишься с произведением, то понимаешь, что героев у данной поэмы много, оно просто насыщено различными персонажами, которые разные по характеру, по происхождению, отличаются характеристиками, но все они объединяются общей идеей произведения. Это желание автора показать в Слове… идею любви родного края, желание защитить родные границы и при этом автор всем показывает, что цель достижима в объединении.
    Работая над темой мое отношение к героям Слова о полку Игореве, хочется сказать о том, что в основном автор изображает князей и среди них главный герой Игорь Святославич. Кто-то его осудит за желание прославиться, осудит за то, что он пошел походом на половцев, не дождавшись подмоги. Кто-то скажет, что он горяч и самоуверен, поэтому и проиграл битву, попав в плен. Но лично я вижу Игоря Святославича достойным сыном Отечетсва и настоящим патриотом своей страны.
    Я восхищаюсь его мужеством и отвагой, его целенаправленностью и сильным желанием не только прославиться, но и одержать победу над врагом. Читая произведение, я все равно на стороне Игоря, хотя, если учесть что это не просто повесть, но и часть нашей истории, произведение которое рассказывает о реальных событиях, то здесь, как политика и человека, который отвечает за своих людей и их жизни, я не могу полностью поддержать князя. Хотя, кто же не делает в жизни ошибок, главное, что князь раскаялся в том, что причинил родной земле страдания, раскаялся в том, что был участником междоусобных воин.
    Еще мне симпатичен как герой Слова о полку Игореве Святослав Киевский, который предстает является нам правителем мудрым, хорошим наставником для всех князей, которых он считает сыновьями по духу. Это правитель, который имеет внутреннюю культуру, который знает историю страны, ее нравственные корни. Он призывает всех объединиться, прекратить междоусобные войны, ратует за примирение.

  6. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано “слово о полку игореве, игоря святославича, внука олегова” — гениальное произведение . автор “ ” неизвестен. а разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток словесности а. и. мусин-пушкин. изучению образной структуры “ ” посвящено множество работ. из последних и наиболее значительных — труды академика д. с. лихачева, который изучал стилистику произведения и его художественные особенности. минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. интерес к этому произведению не уменьшается, а увеличивается и становится все более глубоким. любовь автора к родине побудила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. “ ” создано в годы, когда феодальная раздробленность руси достигла своего предела. множество городов-княжеств воевали между собой, оспаривая друг у друга владения. но политический упадок руси не был. однако, связан с ее культурным упадком. о высоком уровне культуры древней руси ярко свидетельствуют архитектура и прикладное искусство. язык отвечал требованиям той поры и начал обогащаться политической, военной и технической терминологией. речи князей перед битвами “придавали дерзость” их войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения

  7. «Слово о полку Игореве» – одно из самых загадочных произведений русской литературы – насыщено разнообразными героями. Они различаются по своему происхождению, национальности, полу, возрасту, моральным и нравственным характеристикам. Но всех этих героев объединяет одно: они помогают автору выразить идею произведения – идею любви к родине, необходимости ее защиты и всеобщего объединения.
    Большую группу героев «Слова» составляют древнерусские князья. В первую очередь, это князь Игорь Святославич Новгород-Северский, который осуществил «провальный» поход на половцев и в итоге попал в плен.
    Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него:
    Вспала князю на ум охота,
    А знаменье заступило ему желание
    Отведать Дона великого.
    Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля: «Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…»
    В результате войска князя проиграли битву и сам князь Игорь попал в плен. Лишь при помощи всей земли Русской – природы, людей, высших сил – Игорю Святославичу удается вырваться из половецкого плена и вернуться в родные земли.
    Автор показывает, как вся Русь ликует от этого события. Но мне кажется, что сам автор не столь однозначно относится к этому герою. И я разделяю его мнение. Князь Игорь эгоистичен и чересчур самоуверен. Он, в первую очередь, думает о своих интересах, а не об интересах своей родины. Поэтому этот герой мне, можно сказать, несимпатичен.
    Значительно больше мне нравится двоюродный брат Игоря – Всеволод, который стал для князя «правой рукой», помощью и поддержкой в походе. Он сразу же откликнулся на призыв брата:
    «Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь!
    Оба Святославичи!
    Седлай же, брат, борзых коней своих,
    А мои тебе готовы…»
    Всеволод до конца был с Игорем, являясь ему опорой и поддержкой до самой последней минуты. Такая преданность, большая значимость семьи для этого героя, его мужество и отвага вызывают у меня уважение.
    Но более всего из князей, представленных в «Слове», мне симпатичен образ великого князя Киевского Святослава. Он показан как мудрый правитель, моральный наставник всех русских князей. Именно этот человек искренне, всей душой переживает за свое отечество и всех князей, считая их своими духовными сыновьями.
    В своем «золотом слове» Святослав предстает не только как истинный правитель, но и как человек большой внутренней культуры, знаток истории своей родины, ее нравственных корней. Этот князь ратует за объединение всех русских земель, прекращение междоусобиц, примирение князей:
    О, стонать тебе, земля Русская,
    Вспоминая времена первые и первых князей!
    Кроме того, в «Слове» мне очень симпатичен образ жены Игоря – княгини Ярославны. Эпизод под названием «Плач Ярославны» является, на мой взгляд, одним из самых лиричных и пронзительных во всем произведении.
    Жена Игоря – глубоко русская натура. Это подтверждается и тем, что она обращается за помощью к силам природы, и тем, что ее страдания переданы именно в жанре плача (фольклорный жанр): «Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей…»
    Ярославна очень любит своего мужа, предана ему, ждет «свою ладу» и готова ради него на все. Она обращается ко всем стихиям, в высшей силе, чтобы те помогли ее любимому вернуться домой из плена. Я думаю, что во многом именно любовь этой героини помогли князю Игорю бежать от половцев.
    Образы половецких ханов представлены в «Слове» в мрачных и хищных тонах. Это враги, поэтому они обрисованы сугубо негативно. Мое отношение к ним совпадает с соотношением неизвестного автора.
    Кроме перечисленных героев, в произведении есть еще один немаловажный образ. Это образ самого автора. Он предстает перед нами как глубоко образованный и культурный человек, знакомый со многими князьями, о которых он пишет, с «вещим Баяном». Мне очень симпатичен этот образ, поскольку автор выступает как истинный патриот, всей душой болеющий за свое отечество, призывающий к объединению и защите родной страны от внешних врагов.
    Кроме того, автор «Слова» предстает и как талантливый писатель, новатор, отошедший от традиций воспевания подвигов князей и рассказавший «печальную повесть о битвах Игоря» «по былинам сего времени», то есть достоверно.
    Таким образом, ни один из основных героев «Слова» не оставил меня равнодушным. К кому-то я испытываю искренне уважение и симпатию (князь Святослав, князь Всеволод, Ярославна, автор). К кому-то из героев питаю противоречивые чувства (князь Игорь), к кому-то лишь негатив (половецкие князья Гзак и Кончак).
    Я считаю, в том, что герои «Слова» вызывают в читателе живые эмоции, в том, что мы переживаем за них, негодуем и радуемся вместе с ними, есть большая заслуга неизвестного автора этого произведения. Он призывает и своих современников, и нас, их далеких потомков, любить свою страну и работать ради ее процветания. Ведь от состояния нашей родины зависит и состояние ее народа. И в этом я с автором «Слова о полку Игореве» полностью согласен.

  8. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремлению князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как “опытные воины”, а воины-богатыри черниговцы “без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны также страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин: “Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Столкнулись две огромные силы в битве, подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Иго-ревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали собирать дань с городов “по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общимисилами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: “О Донец! Немало тебе величья…”. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. “Слово…” заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
    ?

  9. Древнерусская поэма «Слово о полку Игореве». созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина – Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор «Слова…» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к oiBcry и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    И копья польские и щиты?
    Загородите полю ворота
    Своими острыми стрелами за землю
    Русскую, за раны Игоревы
    Буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна. прославлявшего воинские подвиг» русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова…» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Бояна». а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет – Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация «Слова…».
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
    К «золотому слову» Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь – пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей. Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция «Слова…» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее— идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано «Слово…», поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: «О. далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! Л Игорева храброго полка уже не воскресить!». «О. стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!»
    Автор «Слова…» одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор «Слова…» удаление войска и дважды восклицает: «О Русская земля уже ты за холмом!» Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор «Слова…» понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав «поганые» полки половецкие, «помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты».
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве «изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье».
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный пейчаж «Слова…»: перед битвой с половцами «кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон. на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи своп на русских воинов, жаждою мм луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно -поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего «Слово…» к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий «Слово о полку Игореве», по выражению академика А. С. Орлова, «не затерялось,— на границе дикого поля». Во все эпохи «Слово…» было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Имя поэта, создавшего «Слово о полку Игореве». затерялось в веках.
    Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *