Сочинение на тему история мцыри 8 класс

12 вариантов

  1. “Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез”
    Эти строки являются началом известного рассказа Мцыри. В нём идет речь о горце, который по сути можно считать примером свободы и непокорности. Несколькими строками автор описал детство и юношество главного героя. Мцыри был взят в плен и его увозили в Россию, но в пути он заболел. Приютить его решился некий монарх, он ухаживал за больным и воспитывал. Несмотря на тяжелую болезнь и серьезные испытания в жизни это закалило в ребенке могучий дух. Рос мальчик одиночкой, он не общался со сверстниками, не интересовался ими и никому не доверял свои переживания. С самого детства героя можно выделить две главные характеристики, это сильный дух и слабое тело. Ведь он очень слабый, тонкий и гибкий, но это не мешало ему стойко переносить страдания.
    Читая произведение, мы видим, что Лермонтов показывает Мцыри как героя-мятежника, который решается бунтовать против общества. Освобожденный Мцыри теперь на свободе и теперь ему нужно привыкать к новой жизни. Его внимание приковывает абсолютно всё, он с любопытством наблюдает за деревьями, росой на листьях и даже обычной тенью. Описывая эти сцены Лермонтов показывает истинную душу Мцыри, он не может считаться только диким горцом, ведь внутри его есть философ и поэт, и всё это проявляется по мере ощущения героем свободы.
    Чувство любви так же не является чужим для Мцыри. Он с горестью вспоминает своих отца и сестер, для него эти люди были самыми драгоценными и святыми. Не прошла мимо парня и встреча с красивой девушкой, увидев её, он долго не мог перестать думать. Её образ являлся Мцыри даже во сне. Конечно можно предположить, что если б не определенная цель молодого человека, то его любовь могла развиваться достаточно хорошо, он смог бы любить долго и быть счастливым. Держа путь на свою родину, Мцыри следует на Кавказ. Поэтому влюбленность стала для него неким испытанием, через которое он прошел ради мечты.
    Свобода для главного героя длилась три дня, после чего он был изранен и ему пришлось вернуться в монастырь. Но эти три дня всё же много изменили в нем, поэтому в монастырь вернулось только тело Мцыри, а душа его была свободна от плена. Характеризуя Мцыри можно выделить разносторонность героя, автор совместил в нем своеобразные черты, которые в какой-то степени заставляют видеть противоречивого героя.
    Характеристика главного героя поэмы Мцыри для 8 класса. По литературе. Черты характера.
    8 класс

  2. Почему же он пытается оттуда сбежать? Его не пытали и не делали ничего плохого. Парню было одиноко и хотелось найти близкого по духу человека.  Он был сиротой и никогда не чувствовал тепло и любовь. Юноша стремиться, быстрее освободиться и готов ради этого даже  пожертвовать своей жизни. Лучшими днями в его жизни были те 3 дня на воле. Юноша смог почувствовать свою свободу в действиях, ему никто не говорил как и что нужно делать. Он не переживает что у него не получилось выбраться на волю. Он рад, что в его жизни были эти три дня свободы.
    Сначала молодой человек вспоминает свое детство и своего отца. Потом он встречает красивую грузинку. После этого у него случится встреча с барсом. Герой должен будет сражаться с ним, хотя в монастыре никто не научил его драться. Юноша сумел победить врага. Весь избитый и опустошённый бродя 3 дня, юноша смог прийти только к своему монастырю. Умирая, он просил похоронить его в саду.
    Поэма мотивирует нас никогда не сдаваться и всегда пробовать воплотить свою мечту. Читатель считает юношу настоящим героем, он мужественно сражался за свою свободу. Даже если у него не вышло, это не значит что он трус и неудачник. В каждом возрасте произведение можно понимать по-разному. При взрослении оно набирает все больше и больше философского смысла. Не обязательно тюрьма должна быть в прямом смысле. Многие люди чувствуют моральное заточение и не могут никуда от этого сбежать. Нужно чувствовать себя уверенно и делать только то, что нравится вам. Нельзя чувствовать моральное и физическое заточение. Такое насилие не приведет ни к чему хорошему. Мцыри познавательное произведение, которое позволяет о многом задуматься, в том числе и о жизни в целом.

    Вариант 2

    Великий русский поэт. М.Ю. Лермонтов задумал создать поэму о скитаниях юного горца, лишенного Родины и семьи, еще в юности. Он часто в детстве бывал на Кавказе с бабушкой, которая привозила его для оздоровления. Маленький Лермонтов был слаб здоровьем. Поэт от всей души полюбил горы и природу Кавказа. Однажды в 23-х летнем возрасте он в очередной раз посетил Кавказ, в частности город Мцхету, старую столицу Грузии. Там он встретил монаха, поведавшего Михаилу удивительную и грустную историю. Поэт давно мечтал написать нечто подобное. Поэма «Мцыри» была издана в 1840 году, через год после создания. Вначале он дал ей название «Бэри», что на грузинском означает «монах». Но потом заменил более подходящим для своего творения словом «Мцыри», в переводе с грузинского – «послушник», чужеземец».
    В поэме описываются события не в хронологическом порядке. Вначале описан старинный монастырь, уже заброшенный давно, где воспитывался главный герой. Потом автор возвращается к детству мальчика и его воспоминаниям о далекой Родине, к тому, как он оказался в чужом краю:
    Шестилетнего ребенка, взятого в плен, русский генерал вез в Тифлис. Но по дороге мальчик сильно заболел, и генерал бросил его в монастыре под присмотром монахов. Несмотря на возраст, мальчик был терпеливым и гордым: ни словом не пожаловался на свои муки. Один из монахов выходил умирающего, и его оставили послушником при монастыре. Он научился чужому языку, чужой религии, но видно не мог забыть отчий дом. Всегда был печален и молчалив. Мальчик незаметно превратился в юношу, и пришло время принять ему монашеский обет. Но вдруг темной осенней ночью он исчез. Три дня искали его монахи, но тщетно. Исхудавшего и обессиленного, его нашли в степи какие-то люди и принесли в обитель. Когда юноша пришел в себя, он отказывался от пищи и не хотел говорить.
    Тогда к нему пришел чернец, который вылечил его когда-то. Собрав последние силы, Мцыри поведал монаху о своих мыслях и чувствах, о том, что он делал вне монастыря. Прежде всего, Мцыри упрекал своего наставника за то, что в детстве он спас ему жизнь. С горечью вспоминал, что его оторвали от родной земли, от отца и матери, сделали рабом! Но он всегда мечтал хоть на миг оказаться там, где родился.
    И тогда он сбежал! На волю, долой из мрачных стен, к свободе! Он вспомнил все: отца и мать, своих сестер, свой дом в ущелье. Встретив у ручья девушку с кувшином, он был смущен ее красотой. И так захотелось жить настоящей жизнью, какой жили его предки: любить, сражаться, наслаждаться красотой природы.
    И вот он повстречал барса, изумительно красивого, но опасного хищника. В юноше проснулся инстинкт охотника, он решил сразиться со зверем. Закипел смертельный бой:
    «И мы, сплетясь, как пара змей,
    Обнявшись крепче двух друзей,
    Упали разом, и во мгле
    Бой продолжался на земле».
    В этой битве победил человек. Мцыри понял, каким бы он мог быть героем в своей стране. Он отправился дальше искать родные горы, но оказалось, что сделал круг и вернулся в окрестности монастыря. Его охватило отчаянье. Тогда и решил умереть. Ведь лучше смерть, чем вечный плен. Он сознательно отказывается от пищи и просит лишь о том, что бы его предали земле в том месте монастырского сада, откуда можно видеть Кавказ.
    Вначале критики восприняли поэму, как призыв к революции. Но позже рассмотрели эту тему более широко: воспевается любовь к Родине, к своим историческим корням, стремление к любви и семье. Осуждается рабство, навязывание определенной духовности. Человек стремиться быть свободным и счастливым.  «Доверие к жизни и к внутренним силам личности провозглашает и поэтизирует Лермонтов в «Мцыри»» (В.И. Коровин).

  3. Цепь событий проста: генерал забирает из плена ребенка с Кавказа, и, не успев доехать, тот подхватывает болезнь, что наталкивает генерала на мысль оставить ребенка в монастыре, там он и живет до конца своей жизни. Размышляя над названием поэмы, Лермонтов перебрал несколько вариантов, один из которых «Бэри», что означает «монах». Но задумка такова, что в центр произведения поставлен герой, который не против радостей обычного человека. Поэтому поэт выбрал другое название – «Мцыри», что в переводится как «неслужащий монах».
    Со временем Мцыри не может вспомнить свое происхождение и свыкается с происходящим, но жажда свободы делает свое дело и герой сбегает из монастыря. В своей исповеди он рассуждает об отчаянии, что терзало его это время. Герой не видел ни отца, ни мать, но мечтает найти хотя бы близкого человека, чтобы было с кем разделить свое тепло. Он думает о движении жизни, поэтому решает сбежать из монастыря.
    Патриотизм красной нитью проходит всю поэму, уже в эпиграфе говорится, что у каждого есть одна родина. Патриотизм перекликается с идеей свободы. Именно патриотизм и жажда свободы являются причинами побега из тюрьмы монастыря.
    Мцыри встречается с красавицей-певицей. Девушка понравилась ему, но нужна свобода, поэтому он отказывается от любви.
    Восторгает своими красотами пейзаж, описанный в произведении. С неимоверной любовью Мцыри рассуждает о куполообразных, красивых холмах, о деревьях, что растут кругом. Главный герой находится в гармонии с окружающим миром и чутко чувствует его.
    Ключевой момент – это поединок с барсом. Не так страшна Мцыри смерть, как возвращение в свой монастырь. Когда он оказывается у стен монастыря, сила духа остается несломленной.
    Сказать, что мне понравилось произведение «Мцыри», – это все равно, что ничего не сказать. Когда читаешь поэму, думаешь: «Что за удивительный дух, что за натура у Мцыри!». Когда ты ради цели готов бросить все, что у тебя есть – это дорогого стоит. Я считаю, что данная поэма – вершина творчества Лермонтова.

  4. В произведении “Мцыри”, Лермонтов затрагивает диалектику души человека, который волею судьбы попал в строгий патриархальный уклад жизни монашеской обители.
    Сам монастырь, изначально в романе, показан как нечто светлое и гуманистическое, что дарует жизнь человеку. Причем такое спасение, происходит наглядно, когда юного мальчика, реально выхаживают монахи спасая его от неминуемой смерти, так как хворь и его состояние от нее не позволили бы ему выжить.
    Однако преодолев смерть, главный герой, начинает жить и взращиваться в условиях, которые по сути, надевают на него духовные кандалы. Причем культура и патриархальные порядки, чужды юному мцыри и от безысходности которая его порабощает своим бытием, он становится настоящим пленником и идеологическим антагонистом общества, которому он как бы всем обязан.
    Саму эту помощь, можно расценивать, только как благо чисто с материальной точки зрения, так как даруя жизнь его телу, она по сути, забирает жизни у его души пленяя ее. При этом, сама обитель, действуя крайне авторитарно, и за счет этого не входя и не вникая в душевные переживания и чаяния героя, с моральной точки зрения, однозначно показана самим автором, как классическая поработитель.
    Такие условия, по сути чужды как самому романтизму, в стиле которого писал сам Лермонтов свое произведение, так и человеку, который имеет свои идеалы нравственности и культуры и хочет в них жить, ощущая подлинную своду, а в месте с ней и гармонию души. При этом сам такой дисбаланс, который вызван гнетом обители, неминуемо сам по себе, ничего кроме вызова от морального антагонизма, вызвать не может.
    Этот вызов, трансформируется в побег, в самый крайней момент его жизни, когда им должен был быть принят обед, сигнализирующий о его окончательном смирении и интеграции в чужеродную для него культуру и все что из нее вытекает.
    Случается побег, где Лермонтов с помощью своего потрясающего описания лона природы родной для автора и точного описания красок чувств которые вызвала она. Его романтическую идиллию усиливает прекрасный образ грузинки и ее кувшин с водой, представленный автором как ключ к потенциальному спасению для тела истощенного юноши.
    Кроме того, автор показывает то, как совершенно незначительный по временному интервалу промежуток времени, может стать целой жизнью и затмить то рабство души, которое порождало в главном герое тотальный конформизм. При этом самому мцыри, удалось воплотить свою мечту о побеги, которая зрела в нем в какие то моменты обостренно, а в какие то подспудно, но в итоге при ее реализации, дала герою ощущение самодостаточности и удовлетворение первостепенных надежд и чаяней во всех смыслах благодати жизни.
    В завершении рома, главного героя, находят и на фоне попытки монахов увещевать и вновь порабощая его внушать о его неправильности в выборе он умирает. При этом, его смерть так же наполнена яркими красками идеализма и превосходства его души, над гнетом патриархальных идей обители. Ему гордо удается умереть, устремив свой взор на далеки, но таки родные места, которые виднеются в виде далеких гор и в обстановки гармонии которую ему дарует прекрасный сам монастыря.

  5. Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле. За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь – то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.
    Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.
    Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.
    В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.
    Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

  6. I Поэма М. Ю. Лермонтова и ее основной смысл.
    II Главный герой поэмы.
    1. Жизнь Мцыри в монастыре
    2. Бегство Мцыри из монастыря
    3. Поединок с барсом
    4. Возвращение к монастырю
    III Чем мне понравился Мцыри
    Поэма «Мцыри» – это романтическое произведение М. Ю. Лермонтова. В ней поэт ставит вопрос о свободе и о любви к Родине. В своей поэме М.Ю. Лермонтову удалось передать читателям яркий и живой образ человека с огромной силой воли, свободного и смелого.
    Несмотря на свою болезненность и слабость, вызванную долгой жизнью в монастыре, Мцыри имел огромный запас внутренних сил. Его, когда он был ещё совсем ребенком, привез в монастырь русский генерал: «Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал; ребёнка пленного он вез. Тот занемог…». Ребенок был настолько слаб, что генерал беспокоился о том, что не сможет довезти его до Тифлиса, поэтому он оставил его в монастыре. И хотя Мцыри с ранних лет был воспитан по всем христианским традициям, в душе его остались воспоминания о его корнях, о вольной и прекрасной жизни в родных краях. Эти воспоминания и тоска по вольной жизни не дают Мцыри покоя, поэтому он решает сбежать из монастыря.
    Этот побег стал для него настоящей жизнью, хоть и длилась она всего три дня. Но за эти дни Мцыри смог испытать самые яркие эмоции. Как верно подметил В.Г. Белинский о поэме «Мцыри», «почти вся поэма состоит из исповеди о том, что было с ним в эти три дня. Давно манил его к себе призрак родины, темно носившийся в душе его, как воспоминание детства. Он захотел видеть божий мир — и ушел». За время своего пребывания на воле Мцыри открывает для себя красоту и величие мира, его завораживает гроза, эта сила стихии не напугала, а лишь вдохновила его. Такая же гроза была и в душе самого Мцыри, в ней торжествовало чувство свободы, опьянившее его. Мцыри смог увидеть, как прекрасен окружающий мир, он смог вспомнить себя, вольного и бесстрашного.
    О его бесстрашии и силе говорит и его поединок с барсом, в котором Мцыри одержал победу. Удивительно то, что Мцыри не испытывает страха перед барсом, – наоборот, он восхищается величием и красотой этого дикого зверя. Глаза барса светились, шерсть «отливалась серебром», он был воплощением свободы и красоты природы. Барс был в этот момент такой же, как и Мцыри, свободный, независимый, наслаждающийся вольной жизнью, барс играет, «весело визжит», чувствуя себя сильным, смелым и свободным. Битва с этим зверем позволила Мцыри поверить в себя, в свои силы, он понял, что «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри проявляет себя как ловкий и быстрый воин, умеющий бороться за свою жизнь и за свою свободу. Мцыри смог победить барса, как смог победить свой страх, свою слабость. Он готов на все ради того, чтобы отыскать путь в родные края. После поединка с барсом Мцыри, израненный и обессиленный, все же упрямо продолжает свой путь, надеясь отыскать дорогу на Кавказ.
    К сожалению, сколько ни искал Мцыри нужный путь, он понимал, что снова возвращается к монастырю, из которого сбежал. Эти три дня, которые Мцыри провел вне стен монастыря, смогли сделать его счастливым, по-настоящему живым. Поэтому Мцыри не раскаивался в своем поступке, он не сожалел о том, что сбежал из монастыря. Сожаление он испытывал лишь от того, что не смог найти тропинку в родные места. Видимо, жизнь в монастыре все-таки убила в нем эти инстинкты настоящих горцев, благодаря которым они всегда находят нужную тропу. Из последних сил Мцыри пытался найти дорогу в родные края, но сколько он ни петлял, все-таки снова возвратился в окрестности монастыря, где и упал без сил. Мцыри не хочет больше жить в неволе, ведь познавший красоту и величие природы, он понимает, что не сможет больше жить в монастыре, поэтому он не старается поправиться, не борется за жизнь. В своей исповеди монаху он самыми красивыми и поэтичными словами описывает монаху увиденное на воле, он просит похоронить его в том месте, откуда видны горы Кавказа, чтобы хотя бы после смерти его душе легче было отыскать дорогу домой.
    Мне понравился этот герой тем, что он бесстрашный и свободолюбивый. Еще мне импонирует то, что он очень любит свою Родину.

  7. История создания поэмы «Мцыри», известной романтической поэмы М. Лермонтова, могла бы сама по себе послужить сюжетом для повести. Замысел написать поэму о юном монахе, погибающем в неволе монастыря, появляется у поэта еще в юности. В дневнике семнадцатилетнего Лермонтова мы читаем следующие строки: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы». Но понадобилось достаточно много времени, почти 10 лет, чтобы замысел поэта воплотился. Самым сложным оказалось найти те идеалы, за которые мог бы погибнуть герой.
    В 1830 году Лермонтов пишет небольшую поэму «Исповедь». В ней герой-монах осужден на казнь за любовь. Через несколько лет поэт создает еще одну поэму, «Боярин Орша». Ее герой также воспитанник монастыря. Однако эти ранние разработки (позднее включенные в текст «Мцыри») не могли удовлетворить Лермонтова. Главное произведение еще ждало его впереди.
    Следующим этапом в истории создания «Мцыри» становятся впечатления Лермонтова от природы Кавказа.
    Говорят, что все мы родом из детства – и великий поэт не становится исключением. Еще ребенком бабушка привозит его на Кавказ лечиться. Здесь он знакомится с величественной природой, слушает горные легенды. Одна из таких легенд, кавказские предания о юноше и тигре, позднее отобразится в «Мцыри» в сцене битвы с барсом.
    Став взрослым, Лермонтов вновь возвращается на Кавказ, и воспоминания детства вспыхивают перед ним с новой силою. Особенно поражает его старая Военно-грузинская дорога. «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов. Любуясь этой дорогой, Лермонтов еще и не знает, что на ней его ждет встреча с его героем…
    История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.
    Искренний рассказ не мог не произвести на Лермонтова впечатления. Соединив услышанное от монаха со своими более ранними набросками, поэт создает окончательный вариант поэмы. Интересно, что он практически не изменил рассказанного монахом, за исключением одной ключевой детали. Герой «Мцыри» не может смириться с монастырем, это остается для поэта наиболее важным. Так рождается романтическое произведение «Мцыри».
    У литературоведов существуют сомнения в точности поэтичной легенды о создании «Мцыри», изложенной все тем же Висковатовым. Одно, по крайней мере, точно не вызывает сомнений – такая история вполне могла произойти в то время. Война России с Грузией послужила причиной для появления множества детей-пленных, отличающихся неугасимой любовью к своему краю. Известен и еще одни похожий случай, который также наверняка был знаком Лермонтову: печальная история художника П. З. Захарова. Он, по рождению чеченец, также был захвачен в плен русскими. Все тот же генерал Ермолов привез его в Тифлис, где он и вырос.
    Разумеется, какая бы из историй не лежала на самом деле в основании поэмы, потребовался огромный поэтический талант, чтобы превратить ее из простого рассказа о военных событиях в гениальную поэму. Создание «Мцыри» Лермонтова потребовало от него многих лет вдохновенного труда, а их результат восхищает читателей и поныне
    История создания поэмы «Мцыри» Лермонтовым | источник

  8. Мцыри – главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь «мцыри» с грузинского можно перевести двумя разными способами. В первом случае получится «монах, послушник», во втором же – «чужак, иностранец». Между двумя этими полюсами и проходит жизнь Мцыри.
    Его история начинается в детстве, когда проезжающий мимо грузинского монастыря русский генерал-завоеватель оставляет монахам на воспитание маленького ребенка. Мцыри взят из родного аула как пленник, а о судьбе его родных читателю остается только догадываться. По всей видимости, его близкие погибли на войне, и Мцыри остался сиротой. Не вынеся разлуки с семьей и тягот пути, он заболел, отказывался от пищи и был уже близок к смерти, «тихо, гордо умирал». По счастливой случайности Мцыри повезло: один из монахов привязался к нему, сумел выходить и воспитать. Юноша вырос в стенах монастыря, выучил язык и готовился к постригу. Кажется, что это обычная история, одна из многих других подобных ей, созданных войной: дикарь-горец ассимилировался в культурной среде, принял христианство и зажил новой жизнью.
    Но Лермонтов не был бы великим поэтом, если бы он не повернул эту историю совершенно по-другому, и вот накануне пострига, в страшную грозовую ночь, когда смиренные монахи не смеют оторвать глаз от икон, Мцыри бежит! Разумеется, Мцыри ищут, но целых три дня все поиски оказываются тщетными. А когда их уже почти собираются прекратить, решив, что юноша добрался до своих родных мест, его все же находят в степи, «без чувств», страшно бледного и худого. Мцыри болен, и, как в детстве, снова отказывается от пищи и каких-либо объяснений. Поняв, что близится смертный час, к нему присылают все того же пожилого монаха, который его воспитал: возможно, он сможет увещевать Мцыри исповедаться и облегчить душу. И герой произносит свою исповедь, но не покаянную, а гордую и страстную, в которой раскрываются основные черты характера Мцыри.
    Мцыри совершает побег, поскольку, как он говорит, никогда не считал жизнь в монастыре жизнью. Да, монах спас его от смерти, но, спрашивает его Мцыри – «Зачем?..». В этом вопросе уже отчетливо выражается личность Мцыри, предпочитающего смерть неволе. Он вырос в плену, мать не пела над ним колыбельных, а сверстники не звали играть. Это было одинокое детство, вот и Мцыри получился – «душой дитя, судьбой монах». Юноша томим мечтой увидеть свою родину и хотя бы на миг прикоснуться ко всему тому, чего его лишили. Он решается на побег, отчетливо понимая, что рискует всем, ведь за пределами монастыря его никто не ждет. И все же, очутившись на свободе, Мцыри наслаждается жизнью, как только может. Он с восторгом рассматривает мир, которого был лишен. Угрюмый и молчаливый послушник внезапно преображается. Мы видим, что главный герой «Мцыри» не только мятежник, он еще и романтик, поэт, но эта черта его характера может раскрыться только в условиях прекрасной кавказской природы.
    Высокие горы, необъятные леса, бурные потоки и синева расстилающегося повсюду неба – все в этом пейзаже наводит на мысли об отсутствии каких-либо запретов, о полнейшей свободе, такой естественной для человека. Мцыри прислушивается к голосам рек и трав, любуется грозовой ночью, а затем и тишиной полдня. Даже находясь при смерти, он не забывает красоты мира, с восторгом рассказывая обо всем увиденном монаху. Природа стала более близкой для Мцыри, чем окружавшие его люди. Именно благодаря единению с ней он может осознать себя как свободного человека. Так в поэме реализуется образ романтического героя, оказавшегося более восприимчивым к красоте, чем воспитавшие его монахи-«просветители».
    Однако восхищение Мцыри природой не является просто пассивным любованием. Пережив первую радость от побега, он начинает планировать свой дальнейший путь. В его голове появляется дерзкая идея: добраться до Кавказа, видимого вдали! Понимает ли Мцыри, что на родине его никто не ждет, и даже родной дом разрушен войной? Скорее всего, понимает, но Мцыри (и это было особенно важно для Лермонтова) – герой действия. Описание Мцыри носило под собой и еще одну идею: укорить современников Лермонтова, поколение 1830-х годов, в полной пассивности, неделании духовно развиваться и менять окружающий мир. Поэт не раз затрагивал в творчестве идею бездеятельности своего поколения (вспомним «Бородино»). Мцыри – главный герой поэмы Лермонтова, недвусмысленно указывает на то, что, по его мнению, следует делать. Мцыри борется с судьбой и жизненными невзгодами, не обращая внимания ни на какие преграды.
    Его ждут три испытания, каждое из которых может сбить Мцыри с пути. Вначале герой встречается с девушкой, с прекрасной дочерью Востока, пришедшей к источнику за водой. Легкий ветер колышет ее чадру, и «мрак очей» заставляет юношу забыть обо всем. В его душе зарождается первая любовь, требующая осуществления. Все складывается в пользу Мцыри: красавица живет неподалеку. Он видит, как она подходит к своему тихому домику, следит, «как отперлась тихонько дверь… / И затворилася опять! ..». Мцыри мог бы войти в эту дверь вслед за девушкой, и кто знает, как бы сложилась его жизнь… Но желание вернуться на родину оказывается сильнее. Мцыри признает, что воспоминания тех минут драгоценны для него, и желает, чтобы они вместе с ним умерли. И все же им движет одно:
    «Я цель одну –
    Пройти в родимую страну –
    Имел в душе и превозмог
    Страданье голода, как мог»
    Мцыри продолжает идти вперед, но на его пути встает сама природа, олицетворенная в образе барса. Сытый, мощный зверь и измученный бесконечными постами и воздухом неволи человек – силы кажутся неравны. И все же Мцыри, подобрав с земли ветку, сумел победить хищника. В кровавом бою он доказывает свое право вернуться на родину.
    Последняя преграда, отделяющая героя от желанного Кавказа – это тёмный лес, в котором Мцыри заблудился. Он до последнего продолжает идти вперед, но каково же его отчаяние, когда он осознает, что все это время ходил кругами!
    «Тогда на землю я упал;
    И в исступлении рыдал,
    И грыз сырую грудь земли,
    И слезы, слезы потекли
    В нее горючею росой…»
    Силы оставляют Мцыри, но его дух остается непобедимым. Последняя доступная ему форма протеста – это смерть, и Мцыри умирает. В смерти он сможет найти освобождение, недоступное на земле, душа же его вернется на Кавказ. И, хотя он об этом и не думает, его жизнь и его подвиг, непонятные для монахов, не будут забыты. Мцыри – герой поэмы Лермонтова, навсегда останется для последующих читателей символом несгибаемой воли и мужества, благодаря которым человек может осуществить свою мечту, не обращая внимания ни на что.
    Описанием личности главного героя и основных черт характера Мцыри могут воспользоваться ученики 8 классов во время написания сочинения на тему «Главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри»»
    Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова описание характера для сочинения по теме | источник

  9. Сочинение по поэме Лермонтова Мцыри
    План
    1.Введение
    2.Особенности конфликта в поэме
    3.Был ли предопределен трагический финал судьбы героя
    4.Тема патриотизма в поэме
    «Мцыри» – одна из самых лучших, глубоких и прочувствованных поэм Лермонтова. В ней наиболее ярко отражена сложная идейная борьба эпохи романтизма. Это произведение о свободе, которая никогда не достаётся легко и нередко сопряжена со смертью.
    Основной конфликт в поэме «Мцыри» – противостояние судьбы, того положения, в котором герою пришлось оказаться, и стремления к свободе. Поэтому, кстати, Лермонтов и дал такое название поэме – в переводе с грузинского это слово означает «неслужащий, недоучившийся монах»; одним из первоначальных вариантов названия было «Бэри», то есть просто «монах». Новое название куда лучше отражает основную проблему произведения.
    Так уж получилось, что Мцыри всю свою жизнь просуществовал в закрытом от внешнего мира монастыре, будучи лишён радостей жизни. И под конец жажда этой самой жизни взяла верх. Сбежав из монастыря, он принялся навёрстывать упущенное – влюбился в девушку, сразился с барсом, ощутил массу новых запахов, вкусов, увидел горы, леса, реки и долины. В финале его настигла смерть, и настигла она его у стен родного монастыря, однако дух Мцыри даже в этот момент оказался не сломлен.
    Ключевым моментом, объясняющим суть трагедии героя, является его беседа со старым монахом, который в молодости вёл полнокровную жизнь. Монах привёл его в чувство и принялся исповедовать, однако Мцыри упрекает его. Ведь он не желает умереть рабом, в обители, которая погубила его душу ещё в детском возрасте. Старому монаху легко говорить о покое, безмятежности и тишине, ведь он прожил настоящую жизнь, а вот он, Мцыри, сыт этой тишиной и безмятежностью по горло.
    О своём поступке – побеге из монастыря – он не жалеет, считая его не грехом, а подвигом. На свободе он пробыл всего три дня, но они показались ему более полными жизни, чем всё его предшествующее существование.
    Мцыри с детства был болезненным и слабым ребёнком, так что недолгая его жизнь была, в сущности, предопределена. Это перекликается с детством самого Лермонтова, который также рос болезненным. Важно отметить, что герой убежал из монастыря «осенней ночью», в момент, когда бежать было нежелательно.
    Недостаток сил, жизненного опыта и враждебный характер внешнего мира и привели его к гибели. Видимо, о чём-то таком и подозревал Мцыри. Он решился на побег в неподходящее время, наверное, потому, что боялся, что до более благоприятной поры он мог и не дожить. Тем более что в тот миг он готовился окончательно принять монашеский постриг и, таким образом, полностью оторвать себя от мира.
    Герой хотел хоть немного вкусить жизни перед смертью. Важно и то, что Мцыри всегда одинок. Его порыв не получает поддержки со стороны, остальные монахи и прислужники не понимают его мотивов. Лишь старый инок, исповедовавший его перед смертью, находит путь к его душе и, кажется, понимает его. «Один в поле не воин», вот и Мцыри, какой бы сильной волей, отчаянной решимостью и смелостью он ни обладал, не способен вырваться на свободу насовсем.
    В поэме Лермонтов поднимает и тему патриотизма, однако трактует её своеобразно. Монастырь стал для Мцыри родиной – здесь его приютили, вскормили, дали образование и определили для него дальнейший жизненный путь; он даже не знает, кем были его родители – их место заняли монахи. Однако он чувствует, что это не настоящая родина. А настоящая его отчизна находится там, далеко, в той стороне, куда он, собственно, и пытался убежать.
    Таким образом, понятие отечества для Лермонтова неотделимо от свободы; если же в «отечестве» человек чувствует себя бесправным рабом, значит, это отечество ненастоящее. Найдя родителей и деревню, в которой он появился на свет, герой смог бы понять самого себя, открыть своё истинное предназначение. Здесь же, в монастырских стенах, его личность с самого детства подавляли, заменяя её некими чуждыми установками.

  10. 10
    Текст добавил: о_О ~FannY cRaZzzzY GiRL~ О_о

    Романтическая поэма «Мцыри» написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году – это единственное произведение, которое опубликовано при жизни поэта. Поэма относится к его кавказским стихам и считается образцом русской романтической поэзии. В качестве сюжета послужила история, слышанная поэтом во время, проведенное классиком на Кавказе.
    В основе «Мцыри» драматичная судьба мальчика. Его взял в плен русский генерал. Маленький горец попадает в монастырь, где пленника спасают от смерти и оставляют. Мальчик вырос вдали от родных мест и чувствовал себя узником. Он постоянно тосковал по солнцу и горам: «Я мало жил, и жил в плену». Пленник не понимал, почему так трагически сложилась его судьбы: «Но людям я не делал зла».
    Душа горца и внутренний порыв толкают его на побег, хотя казалось, что он привык к монашеской жизни, готов смириться и принять обет. Одно мгновение – и Мцыри получает возможность ускользнуть, семнадцатилетний парень решается на побег. Юноша стремится неведомо куда. Пленника толкают вперед юношеский порыв и память детства.
    Свобода беглеца длится лишь три дня. Хотя за это время Мцыри смог ощутить невероятную гамму чувств, эти дни теперь имеют для него особое значение. Ведь он увидел красоту природы своей родины, бесстрашно сражается с барсом. За три дня он проживает то, что некоторые не могут прожить и за целую жизнь.
    Мцыри находят недалеко от монастыря в бессознательном состоянии, не зная дороги, он случайно возвращается к мосту своего заточения. Беглец не жалеет о своём поступке. Он опечален тем, что умрет рабом:
    И я как жил, в земле чужой
    Умру рабом и сиротой.
    Умирая, пленник просит перенести его в сад, где он в последний раз увидит родные горы, до которых так и не сумел добраться. Он желает умереть, видя свой родной край: «И с этой мыслью я засну». Нельзя сказать, что эти слова произносит сломленный человек. Мцыри говорит: «И никого не прокляну!», в конце поэт ставит восклицательный знак. Поэт даёт понять, что его герой поступает мужественно, оп прощает всех своих обидчиков.
    Хотя побег закончился неудачно, Мцыри «спорил с судьбой» не напрасно. Он прожил три прекрасных дня на свободе – это было единственной отдушиной в его трагической жизни. Побег позволил юноше понять свой внутренний мир. Жизнь в неволе не сломила его духовно. До последнего дыхания Мцыри сохранил в себе любовь к родине, которую он готов был увидеть, не боясь смерти: «Я б рай и вечность променял…».
    В «Мцыри» Лермонтов развивает сюжет в двух направлениях: тоска по родным краям и стремление к свободе. Поэт продвигает две одинаково ценные для него идеи – мужество и протест, – которые переплетаются со свободой. Мцыри – настоящий герой, чувствующий себя рабом. Именно в этом трагедия главного героя этой поэмы.

  11. 11
    Текст добавил: Аццкий Талпайоп

    Действие поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, “смотрел, вздыхая, на восток…”. Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал “по стороне своей родной”. Однажды “во цвете лет” он исчез под покровом осенней ночи. Его нашли через три дня в степи, “Он страшно бледен был и худ И слаб…” Собрав остатки сил, Мцыри начинает свою предсмертную исповедь:
    “Я мало жил, и жил в плену.
    Таких две жизни за одну,
    Но только полную тревог,
    Я променял бы, если б мог”.
    Всю жизнь он был томим тоской по свободе. Существование в монастырских “сумрачных стенах” стесняло грудь и в конце концов стало невыносимым. “Дитя неведомой страны” вырывается на свободу из тихой обители. И открывшийся огромный мир обрушился на юношу всею мощью, природа захлестнула его, он “сам, как зверь, был чужд людей. /И полз и прятался, как змей”. В окружающей природе он видит единение, гармонию, все, чего был лишен в человеческом обществе. Страна отцов, красоты и изобилия роскошной природы влекут пылкую душу Мцыри дальше, в дорогу-
    …Я цель одну
    -Пройти в родимую страну
    -Имел в душе и превозмог
    Страданье голода, как мог.
    Однако Мцыри заблудился, и гармония была разрушена встречей с могучим барсом. Смертельная схватка состоялась между Мцыри и барсом, свободными, сильными отпрысками природы.
    Я пламенел, визжал, как он;
    Как будто сам я был рожден
    В семействе барсов и волков… ..
    Лазалосъ, что слова людей Забыл я…
    В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера Мцыри. Он победил и нашел в себе силы продолжить путь.
    Но тщетно спорил я с судьбой:
    Она смеялась надо мной!
    Едва он “блаженство вольности познал”, судьба приводит его к “тюрьме”, спасшей когда-то ему жизнь. И все же Мцыри умер не только от ран, полученных в схватке с барсом, а еще от того, что:
    Меня печалит лишь одно:
    Мой труп холодный и немой
    Не будет тлеть в земле родной…
    Он остался непокоренным, не сломленным никакими невзгодами и страданиями:
    Но что мне в том? — пускай в раю,
    В святом заоблачном краю
    Мой дух найдет себе приют.
    Духовный мир Мцыри
    (По поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”)
    В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ.
    Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться. Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.
    М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму “Мцыри”. Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни.
    Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине — теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.
    И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. “И близок стал его конец;/ Тогда пришел к нему чернец”. Начинается предсмертная исповедь — одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем “чудесный мир тревог и битв”, открывающийся свободой. Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, — гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой.
    На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений. Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса.
    Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле.
    Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.
    М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.
    Гармония природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Люблю я цепи синих гор…”
    М. Ю. Лермонтов великолепно чувствовал природу и точно мог передать свои ощущения. В стихотворении “Люблю я цепи синих гор…” он описывает красочный закат в горах:
    Ярка без света и красна
    Всплывает из-за них луна…
    или
    На западе вечерний луч
    Еще горит на ребрах туч
    И уступить все медлит он
    Луне – угрюмый небосклон…
    Каждое слово стихотворения пронизано настроением, образом, цветом. А затем — стремление, полет, стук копыт, и замирает дыхание:
    Однажды при такой луне
    Я мчался на лихом коне…
    …Туманный месяц и меня,
    И гриву, и хребет коня
    Сребристым блеском осыпал…
    Лермонтов очень хорошо чувствовал ритм жизни. Человек стремителен в желаниях, мыслях, действиях. Но срок его жизни короткий, и, вырвавшись из круговерти, можно успеть увидеть, для чего мы рождены.
    …И долго так мой конь летел…
    И вкруг себя я поглядел:
    Все та же степь, все та ж луна…
    Мы крохотная часть природы, ее осколок, мы не можем укротить ее, хотя уже и выбились из-под материнского крыла. И Лермонтов очень тонко заметил, как луна
    Казалось, упрекала в том,
    Что человек с своим конем
    Хотел владычество степей
    В ту ночь оспаривать у ней!
    В смерти нет жизни, а в жизни есть природа, а в природе есть гармония, гармония должна быть в человеке, и такая целостность поможет нам увидеть мир глазами замечательного поэта Михаила Лермонтова.
    НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
    О времена, о нравы!
    (По комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)
    Даже при поверхностном чтении комедия “Ревизор” поражает современностью своего звучания. Кажется, что это современные представители государственного бюрократического аппарата переоделись в старинные костюмы, выучились говорить на неплохом русском языке и отправились на сцену, чтобы разыграть до боли знакомые эпизоды. Нужно заметить, что персонажи “Ревизора” выглядят вполне современно и в 1836-м, и в 2002 году. Наверное, такова судьба земли русской — плодить дармоедов, неспособных к труду и с пышностью паразитирующих на теле общества. Основные признаки деятельности российского государственного аппарата— произвол, унижение человеческого достоинства, беззаконие, казнокрадство, взяточничество. Это с большой обличительной силой показал Николай Васильевич Гоголь в комедии “Ревизор”.
    Пользуясь современным сленгом, можно сказать, что в уездном городе творится полный беспредел. Мэр города одновременно является “крестным отцом” местной мафии. Бюджетные деньги, в том числе выделенные на нужды социально незащищенных категорий граждан, тут же разворовываются. Учреждения здравоохранения являются лишь филиалом морга. Все без исключения чиновники берут взятки. Экономические преступления совершаются открыто. Органы правопорядка становятся орудием принуждения. В учреждениях связи вскрываются и прочитываются частные письма… Грустная и знакомая картина, не правда ли?
    Кто-то из критиков однажды заметил, что Россия развивается не по пушкинскому, а по гоголевскому сценарию. Действительно, писательское предвидение у Гоголя было необычайно сильным. Однако вернемся к чиновникам, получившим “пренеприятное известие”. Как говорит пословица, “сколь веревочке не виться, а конец будет”. Уездное чиновничество готовится к неминуемой расплате, надеясь, тем не менее, выкрутиться и из этой ситуации. К счастью чиновников, ревизор из Петербурга оказался душа-человек: и от взятки не отказался, и за дружеский стол садится с удовольствием, и барышней не прочь полакомиться вкупе с ее маменькой. Нет пределов радости чиновников: теперь-то он наш, теперь мы сможем жить и трудиться на ниве общественного блага, как и было прежде! Но иронии судьбы нет предела: только что почтмейстер принес ужасную весть о подлоге, как настоящий ревизор из столицы появляется в городе. “Над чем смеетесь? Над собою смеетесь!” — недавно восклицал городничий, однако после всех событий только немая сцена, мастерски выписанная Гоголем, может в полной мере показать замешательство уездного чиновничества. Стоит обратить внимание на то, что сам настоящий ревизор на сцене не появляется, — до персонажей комедии, ее зрителей и читателей доносится только весть о его приезде. Можно ли полностью исключить повторный обман зрения, разума и чувств многочисленных чиновников? А может быть, это тот же Хлестаков, по обыкновению позабывший о своем пребывании в уездном городе, решил вновь остановится в доме городничего? Как бы то ни было, наиболее справедливым остается прямой исход этого социально-психологического анекдота — под занавес приехал все-таки настоящий ревизор, и очень скоро над шайкой преступников совершится правый суд. На правый суд очень хочется надеяться, не забывая, однако, что этой надеждой Россия живет последние несколько сот лет.
    “Сборный город всей темной стороны”
    (По комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)
    Николаевская Россия не была бедной или политически слабой страной, однако комедия “Ревизор” изображает именно Россию эпохи царствования Николая I. Один из мемуаристов дал этому времени определение “глухие годы”. Действительно, на фоне роста мощи империи духовные устои общества слабели. На смену чести и порядочности пришли сыск и муштра. В культурной жизни общества наступил подлинный застой, а о политической жизни российское общество первой половины XIX века и не помышляло.
    Город, в котором происходит действие комедии, вымышлен, однако выглядит он необыкновенно типично. Десятки таких городов были разбросаны по России. “Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь” — так устами своего персонажа автор характеризует этот город. Место действия комедии выглядит как маленькое государство. В нем есть, кажется, все необходимое для достойной жизни горожан: суд, учебные учреждения, почта, полиция, учреждения здравоохранения и социального обеспечения. Но в каком плачевном состоянии они находятся! В суде берут взятки. Больных лечат кое-как, вместо поддержания порядка полиция бесчинствует. И самое удивительное то, что весь административно-финансовый механизм, бюджетные учреждения и прочее работает вполне сносно. Этот город — далеко не худший в России.
    Гоголю, как известно, пришлось неоднократно оправдываться по поводу своей великой комедии. Автор утверждал, что место действия комедии — это “сборный город всей темной стороны”, то есть сборище всероссийской мерзости, показанное лишь затем, чтобы искоренить пороки общества. Но каждый рядовой зритель и каждый власть имущий прекрасно понимал, что город, с такой силой и живостью изображенный в “Ревизоре”, есть не что иное как образ николаевской России. В этом смысле комедия Гоголя стала не только сатирическим, но культурологическим феноменом, сохранившим свое значение до сего дня.
    Появление Хлестакова заставляет городское чиновничество позаботиться еще раз о внешней благопристойности, до которой они были большие охотники. Эти административно-полицейские потуги просто смешны: производится уборка улицы, по которой поедет ревизор, со стены присутствия снимают арапник-кнут для собак и тому подобное. Ни о каких реальных улучшениях речь и не заходит. Город принимает своего ревизора и с радостью провожает его, чтобы вновь погрузиться в спячку, прерываемую какими-либо мелкими происшествиями.
    Характеризуя честно действия комедии, можно сказать, что все обитатели города, изображенного автором, суеверны, склонны к сплетням, лишены человеческого достоинства, лицемерны, лживы, чванливы, развратны, пошлы. Город, в котором живет столько измельчавших донельзя представителей человеческой породы, не имеет будущего. Понятен ужас Гоголя перед лицом реальности, не оставляющей человеку даже намека на ыадемсду.
    Непреходящее идейно-художественное значение комедии “Ревизор” в том, что она показала истинную изнанку общества и государства. И, может быть, сегодня новый Хлестаков въезжает в очередной провинциальный городок, чтобы поразись, очаровать и, наконец, обмануть его доверчивых до глупости обитателей.
    Что такое хлестаковщина?
    (По комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)
    Появление комедии “Ревизор” в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зрителям встречу с настоящим шедевром. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных “милицейских” сериалов — чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокими?
    Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком — двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько “государственного человека”. Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего.
    Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В
    каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, — актера, играющего ревизора.
    Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствия характера Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.
    Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: “Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве…”
    Влияние комедии “Ревизор” на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное. А хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора — Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образования и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.
    Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”
    Как таковое, чиновничество появилось в России при Петре I. Именно он ввел знаменитую “Табель о рангах”, где все государственные должности делились на четырнадцать классов — от коллежского регистратора до действительного тайного советника. Будучи прогрессивной в эпоху царствования Петра I, “Табель о рангах” к XIX веку, безусловно, устарела. Однако так называемое просвещенное общество продолжало делить себя на четырнадцать классов.
    В комедии “Ревизор” Николай Васильевич Гоголь рисует широкую картину разложения российского чиновничества. Глава города — городничий. Это “уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, однако ведет себя очень солидно”. Впрочем, его подчиненные тоже берут взятки, хотя и ведут себя не очень-то солидно. Гоголь наградил каждого персонажа комедии “говорящей фамилией”. Легко, например, представить, как будет судить чиновник по фамилии Ляпкин-Тяпкин, или как будет выполнять свои обязанности полицейский по фамилии Уховертов. Но посмотрим внимательнее на чиновников, изображенных Гоголем.
    Попечитель богоугодных заведений Земляника, к примеру, так говорит об особенностях медицинского обслуживания во вверенной ему больнице: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”.
    Уездный лекарь Гибнер — немец. Он не знает по-русски ни слова, и поэтому больные чаще умирают, чем выздоравливают.
    Почтмейстер Шпекин — необыкновенно глупый человек. Свою нетрудную службу он считает “приятным времяпрепровождением”. Чтобы служба была еще приятнее, почтмейстер распечатывает и с удовольствием читает чужие письма, а наиболее интересные из них попросту коллекционирует.
    Судья Ляпкин-Тяпкин относится к службе более чем прохладно. Он занят охотой, а непременные для российского чиновника взятки берет борзыми щенками, считая себя поэтому гораздо нравственнее прочих уездных чиновников.
    Выражаясь современным языком, эти люди получают заработную плату из государственного бюджета, а к исполнению своих обязанностей относятся просто наплевательски. Куда же смотрит государство? Вероятнее всего, высоким властям выгодно иметь на местах чиновников-негодяев: ведь такого можно держать в страхе и раболепии, а при случае с легкостью сместить. Коррупция, злоупотребление служебным положением, присвоение казенных сумм — все это будни уездного чиновничества. Иногда кажется, что Гоголь написал свою великую комедию о нашей сегодняшней жизни.
    На мой взгляд, перечисленные пороки и недостатки уездного чиновничества и чиновничества вообще неискоренимы или практически неискоренимы. Недаром сатирический заряд комедии угодил в самое больное место общества: заволновались все, даже те, кто никогда не интересовался театром и слыхом не слыхивал о Николае Гоголе. Автору пришлось оправдываться и перед публикой, и перед властями. Волнение было вызвано не тем, что где-то в каком-то захолустном уездном городишке творятся “свинцовые мерзости жизни”. Шок у зрителей вызвала та потрясающая правда, благодаря которой комедия “Ревизор” остается единственным в своем роде произведением. И в наше время обязательно найдется комедиограф, способный написать об уездном и не только уездном чиновничестве современного “Ревизора”.

  12. Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.
    И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.
    К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.
    Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *