Сочинение на тему история петра 1 на руси

7 вариантов

  1. Петр Алексеевич был наделен целеустремленностью, сильной волей и недюжинным умом. Всю жизнь он стремился к знаниям, пополняя их в различных областях, а особое внимание уделял морскому и военному делу. Царь учился строить корабли, в Кенигсберге окончил курс артиллерийских наук, на верфях Амстердама работал плотником, чтобы постичь  корабельную архитектуру, изучил курс кораблестроения в Англии.
    В 1698 году по возвращении из своего путешествия по Западной Европе он запустил масштабные реформы государственного и общественного устройства в России. Одним из основных достижений Петра считается расширение российских территорий после успешной Великой Северной войны. Это сделало Петра в 1721 году российским императором.
    Монарх приказывал закупать за границей приборы, книги, оружие, приглашал иностранных ученых и мастеров. Он общался с Исааком Ньютоном, Готфридом Лейбницем и многими другими выдающимися учеными. А в 1717 году Петр I вошел в Парижскую Академию наук в качестве почетного члена.
    В годы его царствования в России осуществился ряд крупных реформ, призванных справиться с отсталостью страны во всех сферах жизни. К примеру, принятый им Табель о рангах определил порядок служебного чинопроизводства в зависимости от личных способностей и заслуг, а не от знатности.
    Петр I был великим человеком. Он колоссально продвинул Россию вперед, сделав в ее развитие неоценимый вклад. Думаю, страна во многом выиграла от его правления.

  2. Период правления Петра 1 был важной эпохой в истории Российского государства, которая ознаменовалась значительными сдвигами в культуре, экономике и государственном строе. Особенно изменения коснулись международных отношений. Именно в это время Россия вошла в число сильнейших государств Европы.
    Можно выделить некоторые события и изменения, коснувшиеся государства в этот период. Во-первых, это борьба за выход к морям, во-вторых, реформы, затрагивающие все сферы жизни и, в-третьих, постройка Санкт-Петербурга. Все эти реформы связаны с именем последнего царя всея Руси, первого русского императора, реформатора и полководца Петра 1. Он был провозглашён царём в 10-летнем возрасте и стал править самостоятельно с 1689 года.
    Реформы Петра начались по его возвращению из Великого Посольства с введения иностранного наряда и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. В 1699 году указом царя была осуществлена реформа календаря. Царь также поощрял обучение ремеслам, создавал многочисленные мастерские, приобщая русских людей к западному стилю жизни. Появились светские учебные заведения, основана первая русская газета. Специальным указом были созданы ассамблеи. Также были введены арабские цифры и гражданские шрифты; учреждались типографии. Была основана Академия наук. В 1701 году открывается первая Навигацкая школа. Начались и реформы городского управления, упразднилось патриаршество с учреждением Святейшего Синода. В 1703 началось строительство бастионов крепости Петербурга в дельте Невы.
    Петр 1 всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Было построено множество заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности, начался экспорт оружия в Пруссию. Немало молодых людей отправлялось изучать науки и ремесла за границу, приглашались иностранные специалисты.
    Первый Азовский поход в 1695 году показал, что России необходим регулярный военный флот, в том числе для выхода к Балтийскому морю, находящегося под властью Швеции. Россия, в составе Северного союза (Дания, Польша, Саксония), в 1700 начала Северную войну против Швеции. Для начала этой войны было несколько причин, но одна из важнейших – необходимость для России выйти к Балтийскому морю. Итогом же стала победа российского государства с получением по Ништадскому мирному договору 1721 г. земель, за счет чего расширились его границы. Был выстроен крупный город-порт, ставший впоследствии столицей, в 1720 году переименованный в Санкт-Петербург. Кроме того, в 1700-1721 годах был построен российский военно-морской флот. Выход к Балтике привел и к положительным экономическим результатам: Россия наладила морскую торговлю с Европой.

  3. Самым важным и судьбоносным событием данного периода, да и русской истории в целом стала победа в Северной войне, продолжавшейся 21 год. Главной причиной вступления в войну против Швеции для России была необходимость выхода в Европу через Балтийское море. Для борьбы с такой могущественной державой в 1699 сложился Северный союз, куда помимо России вошли Дания, Саксония и Речь Посполитая. За время войны состоялись битвы, которые продемонстрировали возросшую мощь русской армии и укрепили тем самым международный авторитет России. Русскими войсками, помимо самого Петра, руководили такие полководцы как Ф. Апраксин и А. Меншиков , благодаря мастерству которых Россия в конечном счете одержала победу. Война завершилась подписанием Ништадтского мирного договора в 1721 году. Последствиями победы в войне стал выход России в Балтийское море, что способствовало торговле и связям с Европой. Россия вошла в число мировых держав, а Петр I получил титул императора.

    Оценка политики периода

    В целом, политика Петра I вызывала споры как среди современников, так и в будущем среди историков. Такие историки как: В.Н.Татищев, Ломоносов считали реформы Петра основой для расцвета государств, другие (В.О.Ключевский, М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин) склонялись к мнению, что его нововведения разорили страну и разрушили русские национальные устои. Но несмотря на противоречия относительно реформ, все историки признают величие Петре I во внешней политике, так как именно при нем Россия стала великой европейской державой
    Поправка от февраля 2016: в методических рекомендациях указано, что для каждой личности (К2) необходимо указать 2 направления деятельности, вывев их в роль (!)
    Смотреть новые критерии оценивания сочинения
    Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!
    Записаться на подготовку к ЕГЭ в школе Ивана Некрасова

  4. Исторический роман “Петр I” — это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего — это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании об эпохе Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни.
    Продолжая традиции великой русской литературы, Алексей Толстой создает исторический роман, в котором органически сочетаются историческая правда (факты, события, подлинные герои историй) с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни. Изображая жизненное поведение и внутренний мир этого героя, писатель наиболее полно и достоверно передает дух времени.
    Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись, создают иллюзию полной жизни давно минувшего времени. Личность Петра оказалась чрезвычайной и сама по себе стала воздействовать на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и он сам искал применения своим силам. Здесь было взаимодействие.
    Конечно, он один ничего сделать не мог, вокруг него накапливались силы. Действие романа развертывается на огромном пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до Урала, это и европейские города, где побывал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа — Петра.
    Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиевскую лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси.
    Историческая неизбежность преобразований очевидна. Все в ожидании коренных изменений в жизни. Это ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос, кто же сможет сдвинуть с места вековые устои русской старины. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. Особенно значительно, с точки зрения художественного раскрытия роли личности в истории, противопоставление Василия Голицина Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. В постоянном противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Писатель показывает, как история “выбирает” Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
    Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского времени оживают под пером замечательного художника. Центром своеобразного притяжения является Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгулин, адмирал Головнин, Александр Меншиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения писателя не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Воспроизводя облик Петровской эпохи, писатель не ограничивается обобщающими картинами жизни, труда и страданий народа. Роль народа в петровских преобразованиях раскрыта в романе значительно глубже и многостороннее. В тесноте многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье этих умельцев создавали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы.
    Алексей Толстой показывает вольнолюбивого русского человека, который чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями. Роптали угнетенные крестьяне, они собирались в разбойничьи шайки и уходили в леса, присоединялись к раскольникам, в поисках воли уходили на Дон. Но в отношении народа к царю есть и другое: ропща и осуждая царя –”мироеда”, “антихриста”, простые люди видят в нем царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в обращении, отважного в бою. Не случайно писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и разговоры царя с людьми труда приоткрывают его отношение к своему собственному народу.
    В широком эпическом размахе повествования о России эпохи Петра ощущается позиция писателя-рассказчика, который говорит от лица народа, оценивает прошлое с точки зрения народа. Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о Петре и его времени в романе — это справедливый и объективный суд народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре I и запоминающиеся портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают неповторимую картину Петровской эпохи. Художественным мастерством писателя, самобытностью его таланта роман завоевал самое широкое признание в нашей стране.

  5. Великого Петра дел славных проповедник,
    Витийством Златоуст, муз чистых собеседник,
    Историк, богослов, мудрец Российских стран –
    Таков был пастырь стад словесных Феофан.
    В.И. Майков
    Безусловно, я соглашусь со словами, произнесенными из уст сподвижника Петра I Феофана Прокоповича. И действительно, мое сердце подсказывает мне, что именно эти справедливые слова государственного деятеля Петровской эпохи полностью отражают идею о превращении России в великую державу. На самом деле, я очень горжусь, что судьбою нашей Родины с 1682 по 1725 год правил такой замечательный и незаменимый царь, как Петр I. Он, словно луч солнца, стал светочем для русского народа, чтобы жить, учиться, работать, процветать и побеждать, но в то же время имел свойство палить и обжигать.
    Хотелось бы отметить, что Петр вступил на престол совсем маленьким мальчиком десяти лет. В этот период страной управляет царевна Софья, но вскоре Петр, подобно молодому орлу, расправляет крылья и пробует свои силы,  еще не зная, куда будет направлен его путь. Во всяком случае, «потехам конец», начинаются первые серьезные принятия решений в государственном направлении, а именно, хотелось бы обратить внимание  на уникальное переплетение внутренней и внешней политики царя.
    Петр еще в 90-е годы XVII века пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции необходим выход к морям- Черному и Балтийскому или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экспансия устремилась на юг – в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. В результате второго похода Азов был взят, выход в Азовское море обеспечен. Однако больших успехов в южном направлении против сильной Османской империи Россия тогда не добилась.
    В марте 1697 года в Западную Европу через Лифляндию было отправлено Великое посольство, основной целью которого было найти союзников против Османской империи. Великими полномочными послами были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин, начальник Посольского приказа П. Б. Возницын. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I. Чему приходится удивляться, так это тому, что Пётр ехал официально не как царь. Интересный факт в истории: впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства. Это уже можно назвать становлением дипломатии!
    Пётр посетил Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию, был намечен визит в Венецию и к Папе Римскому. А ведь путешествовал царь не из праздного любопытства! Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование. Кроме переговоров, Пётр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. И что особенно восхищает, что Пётр сам, собственноручно работал плотником на верфях Ост-Индской компании, и при  его участии  был построен корабль «Пётр и Павел». В Англии посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон.
    Но великое посольство главной цели не достигло: коалицию против Османской империи создать не удалось из-за подготовки ряда европейских держав к Войне за испанское наследство. Однако благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику. Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике России должен переместиться на Запад. Главная цель – выход к Балтийскому морю, где хозяйничала Швеция и для России выход к морю был закрыт. Таким образом, произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.
    Вот и удача улыбнулась молодому царю. В жизни Петра появляется завещанное его предками великое дело-борьба с западными соседями за восточное побережье Балтийского моря. Как же Петр готовился к этой борьбе?
    Вот тут-то и проявляется решительный и целеустремленный характер царя, ведь кроме задачи возвращения русских земель у Финского залива, необходимо было развивать экономику страны, расширять ее рынок и внешние связи. Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Эта новизна для одних была приятна, потому что они видели в ней осуществление своих желаний и симпатий, для других она была ужасным делом, так как им казалось, что подрывались основы старого быта, освященные старинным московским правоверием. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого, так как реформы задевали всех. Но передо мной сейчас стоит задача выявить внешнеполитические заслуги Петра I.
    Северная война началась для России и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. А в ноябре 1700 года 8 тысяч шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серьезный урок, который Петр сумел извлечь для себя и для русской армии. Можно с уверенностью сказать, что Нарвское поражение стало суровой школой и, взяв волю в кулак, Петр делает все возможное, а может быть и невозможное, чтобы ускорить военные победы русской армии. И уже в 1702 -1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург, Ниеншанц. Все устье Невы оказалось в руках русских.
    Деревня Лесная стала предвестником дальнейших побед. Дело в том, что 28 сентября 1708 года царь Петр со своим войском настиг здесь шведов и полностью сокрушил их! Вот это был тактический ход! С гордостью хочется сказать, что вот они, первые плоды деятельности Петра! Как бы сейчас со мной не спорили противники нововведений Петра, приводя примеры насилия, недовольства крестьян и гибели изнеможденных работой людей, но ведь реформы того требовали, и нельзя было добиться успеха без потерь.
    Рубежом в Северной войне стала Полтавская битва. Русские уже воевали не числом, а умением. Стратегическая инициатива перешла в руки России. Вскоре  от шведов были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией, Северную войну, длившуюся 21 год, удалось бы закончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула.
    Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте, островах Эзель  и Гренгам. Эти грандиозные морские победы, да еще на Балтике, как громом поразили Европу. Более того, русский десант неоднократно высаживался на шведское побережье. 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексголь.
    Петр считал одержанную победу самой большой радостью в своей жизни. В октябре 1721 года, продолжавшийся месяц празднества в столице, завершился торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. При жизни Петра его новый статус императора признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия, Венеция.
    Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков – выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами.
    Не секрет, что наш Великий император был очень умным и образованным, и именно он прорубил «Окно в Европу». Гениальность Петра проявилась в этом направлении  с блеском! «Окно» раздвинуло прежние горизонты, дало русским людям возможность почувствовать себя частью Европы. Я просто восхищаюсь этим удивительным и могучим человеком!
    Петр Великий любил свой народ, он настоящий патриот и реформатор и     заслуживает вечной памяти и славы от потомков. Благодаря Императору Всероссийскому наше государство превратилось в могучую и великую державу!

  6. 6
    Текст добавил: ЭльвирочкаLOVE

    Автор: Ирина Михайлова
    Реферат по истории России.
    Предыстория и воцарение Петра I
    Петр Алексеевич Романов родился 30 мая 1672 г. в Москве. Он был четырнадцатым ребенком многосемейного царя Алексея Михайловича, первенцем от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Первая жена царя Алексея – Марья Ильинична Милославская – умерла ранее мужа, оставив ему двух сыновей – Федора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, в царском семействе образовалось два круга родных: Милославские и Нарышкины. Еще при жизни Алексея Михайловича между ними завязалась вражда, так как Федор и Иван не отличались физическим здоровьем, в отличие от младшего Петра.
    После кончины царя на престол вступил его старший сын – Федор, царствовавший с 1676 по 1682 г. Все это короткое царствование было наполнено борьбой и взаимными интригами царской родни и бояр. Наследовать Федору, скончавшемуся 20 лет от роду, должен был его брат Иван. Но он был больным, полуслепым и слабоумным, поэтому патриарх Иоаким и бояре провозгласили царем младшего царевича Петра. Родные царевича Ивана – его сестры и бояре Милославские не могли примириться с происшедшим. Царевна Софья и боярин Иван Милославский не остановились перед открытой смутой и подняли против врагов стрелецкое войско.
    После смерти Федора правительство показало стрельцам свою слабость и страх перед ними, и это повело к открытым беспорядкам в стрелецких слободах. Они стали своевольничать, утратили дисциплину. Этим и воспользовались Милославские, распространив слух, что Нарышкины якобы удушили Ивана, в руки стрельцам дали список «изменников-бояр».
    Стрельцы поверили, вторглись в Кремль и потребовали вывести к ним Ивана и Петра. Их вывели и показали здоровыми и невредимыми. Но стрельцы не успокоились и на глазах у царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи. Они разошлись по всей Москве, преследуя «бояр-изменников», после этого они потребовали поставить особый «столп» на площади в память их подвига. Стрельцы настаивали на том, чтобы царевич Иван царствовал вместе с братом Петром и чтобы за несовершеннолетних братьев правила государством царевна Софья. Причем, Ивана следовало поставить первым, а Петра – вторым, чтобы принизить роль Натальи Нарышкиной. Все это было исполнено, и началось двоевластие, которое продолжалось в течение 15 лет, и 7,5 лет из них существовало троевластие.
    Для Ивана и Петра сделали даже двойной трон. Отстранив Наталью от государственных дел, Софья стала правительницей. Ее правление продолжалось 7 лет, до 1689 г. Она стала задумываться о средствах, которые бы упрочили ее положение. Софья видела, как чахнет Иван и набирает силу Петр, она стала понимать, что власти ее может прийти конец, и принимает решение стать самодержицею всея Руси. Она помышляла даже о братоубийстве, советовалась по этому вопросу со своим фаворитом, В.В.Голицыным, который сам мечтал о престоле. К счастью, заговор не удался, заговорщики побоялись того, чем это может для них кончиться в случае неудачи.
    Но Софья не успокоилась, привела к присяге еще одну группу стрельцов и распространила слух, что Ивана хотят отравить. Однако, на этот раз не все стрельцы пошли за Софьей, а некоторые ее просто предали. Петр, на глазах у которого происходили все эти страшные события, начал вникать в государственные вопросы. Находясь с матерью и патриархом в Троицком монастыре, Петр сам встретил группу стрельцов и объяснил им положение дел. Со сторонниками своей сестры Петр жестоко расправился. Он добивался от стрельцов показаний, обвиняющих Софью, при этом применялись жесточайшие пытки. В основном, все арестованные стрельцы были казнены.
    Петр предложил Софье добровольно удалиться в монастырь, но предложение это было ею отклонено, так как она собиралась бежать в Польшу. Тогда по воле Петра Софью схватили и заключили в Новодевичий монастырь, где в 1698 г. она сумела организовать еще один бунт стрельцов. Тогда Петр приказал ее постричь, и она была названа именем Сусанны. Проведя в монастыре 15 лет, Софья умерла в 1704 г.
    Царь Иван теперь лишь формально занимал царское место, вся власть была в руках Петра. Видя это, Иван сам передал всю власть брату. В 1696 г. Иван скончался в возрасте 30 лет, и Петр стал самодержцем.
    Обучение Петра I
    Учиться грамоте Петр начал с 5-летнего возраста, а учителями его были: дьяк челобитного приказа Н.М.Зотов, Лефорт, Тиммерман. Последние двое учили его геометрии и фортификации. Петр не любил попусту тратить время, он постоянно чему-то учился, во что-то полезное играл.
    Ему подобрали 600 мальчиков, из которых сформировали 2 пехотных батальона. В селе Преображенском это «войско» сильно увеличилось, и часть его поселилась в селе Семеновском. Из них были образованы Семеновский и Преображенский полки.
    Петр часто встречался с новыми людьми, учился у них нужному для жизни и государственной деятельности.
    Подростку-царю привезли из Франции астролябию – прибор для определения широты и долготы в астрономии. Голландец Франц Тиммерман научил Петра пользоваться прибором. Отремонтировав старый английский бот, Пе6тр плавал на нем по Яузе. Потом, найдя в 120 км от Москвы озеро Плещеево, Петр увлекся кораблестроением, работая топором, молотком, нося тяжелые грузы.
    Когда в 1695 г. русские войска потерпели поражение при осаде Азова в Черном море, Петр начал строить флот под Воронежем. Было построено 2 военных корабля, 23 галеры, 1300 стругов, 300 лодок. И в июне 1696 г. русский флот одержал победу. После этого Петр умножил флот и сделал расчет: 10 кораблей – на свой счет, 6 кораблей – патриарха, 5 кораблей – духовенства, 34 корабля – боярам, 11 кораблей – городам. За 3 года у флота стало 2506 пушек, 11 мортир и 16800 человек. По этим делам можно смело считать Петра основателем русского флота.
    Чтобы удержать как-то сына, мать решила женить Петра на Евдокии Лопухиной – дочери окольничего. В январе 1689 г. состоялась свадьба. Приверженность жены к старинным порядкам, богомольству, предрассудкам раздражала Петра. Она не могла поддерживать его стремления к новшествам.
    Недалеко от Преображенского, в Немецкой слободе, где жили иностранцы, Петр приметил Анну Монс, увлеченность которой делала его отношения с Евдокией более напряженными. Жена постоянно жаловалась, упрекала Петра. Евдокию насильно увезли в Суздаль и заключили в Покровский девичий монастырь.
    Петр посетил много зарубежных стран. В 1697 г. было назначено Великое посольство в Европу, в которое входил сам царь. Лифляндия, Курляндия, Голландия с заездом в Амстердам, Кенигсберг, Митаву. Петр обращал внимание на земледелие, зарисовывал орудия, расспрашивал, записывал. Одевался матросом, рабочим, ходил за продуктами, иногда готовил сам еду. Был в Гааге, в Лейдене осмотрел университет, в Лондоне встречался с корабельными плотниками, двоих из которых отправил в Москву.
    Царь нанимал художников, мастеров, собирал птиц, рыб, картины, нанял гравера, который впоследствии украшал книги, печатаемые в России. Большое количество мастеров было приглашено и отправлено в Россию.
    Петр I был высокого роста, обладал большой физической силой, сгибал в трубу серебряную тарелку и разгибал подкову. Он был вспыльчив, легко выходил из себя, при этом лицо его дергалось, что возможно было следствием пережитых в детстве потрясений от стрелецких бунтов.
    Царь тянулся к наукам и государственным делам. Он был волевым энергичным человеком. Хорошо знал историю, математику, изучал финансовое дело, любил работать физически, на его руках всегда были мозоли. Петр прекрасно разбирался в кораблестроении, военно-морском деле, артиллерии и фортификации.
    В процессе своей деятельности Петр становился искусным дипломатом, талантливым полководцем, радеющим за благо отчизны. Он глубоко понимал необходимость экономических, государственных, культурных преобразований в России.
    Вся деятельность царя пронизана практическими делами, преобразованиями, строительством и введением нового, изменениями, реформами.
    Реформы Петра 1
    Петр 1 решал вопросы: о строительстве кораблей, об административно-территориальном делении, о финансах, о строительстве городов, мостов, о приказах, о фураже, о продаже леса, сукна, вина, о пошлинах, о податях, о купечестве, о строительстве фабрик, заводов, о печати, о переписи населения, о войнах, о ловле рыбы, о беглых девках, о суде, о полиции, о табаке, о переписке книг и прочее. И во всем стремился разобраться самостоятельно.
    В 1703 г. была заложена крепость у дельты Невы. Она получила название Петропавловской. Затем Петр решил построить город на Неве, лично изучал архитектурный план города, делал поправки. Строительство Санкт-Петербурга окончательно закрепило за Россией выход к Балтийскому морю.
    В 1709 г. были разбиты шведы под Полтавой, показав мощь и способность вооруженных сил России. Была одержана победа при Гангуте в 1714 г. и при Генгаме в 1720. Северная война, длившаяся более 20 лет, закончилась успешно для России.
    В 1703 г. было принято решение подчинить государству церкви, упразднить патриаршества. В 1721 г. вместо патриаршества был учрежден Синод, который ведал всеми делами православной церкви, возглавлял его обер-прокурор, назначаемый царем.
    В 1708-10 гг. Петр провел областную реформу: появились губернии и провинции между уездами, подчинявшиеся центрам. Россия разделялась на 8 губерний во главе с губернаторами, которым подчинялись войска на местах, административная и судебная власть.
    В 1711 г. Петр распустил Боярскую думу и учредил Правительствующий сенат, весь состав которого подписал присягу, и был обнародован указ, которым повелевалось всем чинам подчиняться сенату как самому царю.
    В 1718-20 гг. все старинные приказы были заменены коллегиями, которые управляли определенной отраслью государственного хозяйства на территории России. Во главе коллегия стояли опытные чиновники.
    В 1718-22 гг. была проведена перепись населения и подворное обложение заменено подушной податью. Перепись имела финансовое, социальное (развитие крепостного права) и полицейское (введена паспортная система, что затрудняло миграцию крестьянского населения) значение.
    В 1722 г. введен «Табель о рангах», который отделил военную службу от гражданской, где каждый ранг определял статус и привилегии.
    Петр понимал, что развитие страны невозможно без совершенствования и распространения знаний, образования и науки. Для подготовки специалистов посылались русские молодые люди на учебу за границу. В 1697 г. в Италию и Долмацию послано 39 человек, в Англию и Голландию – 22 человека. Каждому из отправленных предписывалось царем завербовать по 2 человека на службу в Россию.
    Петр принимает меры к созданию собственных учебных заведений: в 1701 г. в Москве основана школа математических и навигационных наук, пушкарская (артиллерийская) школа, в 1707 г. – медицинское училище, в 1721 г. на Урале – горные школы, в 1722 г. в Петербурге открылись артиллерийская и инженерная школы, создана Морская академия, в 1725 г. – петербургская Академия наук.
    В 1712 г. Петр перенес столицу России из Москвы в Петербург.

  7. Биография Петра:
    Пётр I Великий (1672 – 1725) — выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор! Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра 1 важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. А после смерти отца, в возрасте четырех лет, опекуном Петра стал его сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич.
    С возраста 5 лет маленького Петра начали обучать азбуке. Уроки ему давал дьяк Н. М. Зотов. Однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью.
    ПРИХОД К ВЛАСТИ:
    1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически управление взяла на себя их старшая сестра — царевна Софья Алексеевна.
    В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.
    Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.
    В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.
    Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. Заключив мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц. В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем году – взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *