Сочинение на тему как читать художественную литературу

6 вариантов

  1. Можно совершенно определенно сказать, что однозначного ответа на этот вопрос
    до сих пор нет. Здесь возможно несколько разных подходов.
    Художественную литературу нужно читать медленно, очень медленно. «Это неверно»,—
    скажете вы после чтения всех наших предыдущих бесед. И будете безусловно правы.
    Художественную литературу нужно читать быстро. «И это неверно»,— скажете вы.
    И опять будете безусловно правы.
    Как же читать художественную литературу? Есть очень простой ответ на этот вопрос:
    как художественную. Но вслед за этим, очевидно, возникает следующий вопрос: что
    же такое художественность литературы? Если вас заинтересует этот вопрос, рекомендуем
    прочесть книгу, в полной мере раскрывающую это понятие: Гей Н. К. Художественность
    литературы.—М., 1975. В нашей же книге будут разобраны лишь основные подходы к проблеме.
    Мы не случайно рассматриваем этот вопрос, ибо есть литература, называемая художественной,
    которая при более внимательном рассмотрении таковой не является. По нашему мнению,
    очень важно уметь разбираться в этом. Для того чтобы показать сложность и глубину
    проблемы измерения художественной ценности, давайте посмотрим график, приведенный
    на рис. 41. Здесь показана зависимость ценности произведения искусства от ряда основных
    факторов. Отметим, что исследователи во главе с известным французским ученым А.
    Молем считают этот график универсальным для всех видов искусства: литературы, музыки,
    изобразительного искусства и т. п.
    Рис. 41. График зависимости ценности произведения искусства от ряда факторов

    Как показано на графике, произведение искусства представляет собой сообщение,
    характеризуемое степенью сложности или количеством информации, причем эта характеристика,
    в свою очередь, зависит от культуры данного общества. Как показано на графике, ценность
    произведения меняется в зависимости от его сложности, следуя кривой, имеющей в какой-то
    точке максимум. Этот максимум в процессе исторического развития общества и роста
    его культуры смещается. В то же время он становится размытым в результате более
    равномерного распространения элементов культуры. Иначе говоря, общая эволюция искусства
    приводит к появлению все более уточненных и труднопонимаемых сочетаний элементов,
    т. е. того, что в каждую эпоху называют непонятным. Как здесь не согласиться со
    знаменитым высказыванием Гете:
    Мир каждый видит в облике ином,
    И каждый прав
    Так много смысла в нем.
    Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественного
    творения. Каждый писатель, исходя из конкретного содержания слов, создает художественный
    текст, в котором соединение слов не произвольно, а зависит от смысла и значения
    составляющих элементов. В результате слово получает особый, уже не словесный, а
    образный смысл, что отличает художественный текст от научного, где все подчинено
    логике, и только ей. Поэтическое содержание слова предполагает существование в художественном
    мире бесконечного количества образов. Суть истинно художественного произведения
    проявляется в том, что слово выступает здесь не как средство информации или сообщения,
    а как актер, в котором видят не его самого, а тот образ, который он воплощает. Когда
    писатель пишет: «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось,
    схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплет окна» (Ю.
    Олеша), то это не называние объектов в слове, а скорее превращение слов в объекты,
    в зрительные образы, возникающие в сознании читателя в процессе чтения.
    И вот здесь мы подошли к самому главному: что же может дать быстрое чтение для
    восприятия художественной литературы?
    Главное — не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия
    за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не
    случайно многие школьники после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое
    увеличение зрительных компонентов процесса чтения. «Как будто не читаю, а смотрю
    интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются
    в книге» — так писал один из наших слушателей.
    М. Горький, о быстром чтении которого мы говорили в начале книги, читал быстро
    художественные тексты именно потому, что его отличала яркая образность восприятия.
    Еще в детстве, читая книги, Алеша Пешков так отчетливо представлял себе прочитанное,
    что был поражен колдовской силой печатной строчки и, не понимая скрытой в художественном
    слове тайны, рассматривал страницы на свет.
    Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны
    три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются
    своего рода алгоритмами чтения.
    Первая ступень погружения: понять сюжет и фабулу. Писатель прибегает к) сюжету,
    чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя
    — за всем этим уследить, ничего не упустить. Такую ступень можно назвать «событийной»
    или «фабульной». Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили, что на этой
    ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими
    действие. Так, при пересказе фильма «Ко мне, Мухтар!» из 175 слов было 32 глагола,
    обозначающих действие, и только 1 — состояние. Таким уровнем восприятия характеризуются
    до 80% юных зрителей.
    Важно ли знать действие — фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться в фабуле и сюжете
    произведения — значит приблизиться к пониманию психологии творчества писателя, его
    мастерства.
    Искусство писателя «рассказывать» — особое искусство, которое требует, чтобы
    по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.
    Вторая ступень погружения: умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать
    свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться
    в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий,
    поступков и поведения — в художественном конфликте произведения. Такую ступень можно
    назвать еще «смысловой». Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к остро-
    фабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а и их переживания.
    Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц.
    В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей. Рассказывая
    о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но
    и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).
    Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества
    является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев,
    без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает
    сам автор, в эпосе и драме — обязательно один или несколько героев.
    Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого
    мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением
    его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают
    для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.
    Третья ступень погружения: отождествление читателя с автором-художником. Ее называют
    образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л. Н. Толстого,
    сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же
    человек автор и что у него, автора, за душой.
    Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания
    писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая
    произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень.
    Его можно охарактеризовать как «малый» мир. Отношение писателя к окружающей среде,
    времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Это другой уровень.
    Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него —путь,
    ведущий к познанию мира большого, макрокосма — вселенной, человечества. Уяснив себе
    эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения
    автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем
    точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить,
    что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания,
    а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.
    В заключение этой беседы прочитайте контрольный текст № 9. Постарайтесь читать
    как можно быстрее, но, главное, пробуждайте в своем сознании яркие зрительные образы,
    представления того, о чем пишет автор. Закончив чтение текста, не спешите, как обычно,
    отвечать на вопросы. досидите, подумайте, поразмышляйте. Проверьте, все ли блоки
    интегрального алгоритма чтения вы запомнили, нет ли пробелов.
    По известной вам формуле подсчитайте скорость чтения и занесите результат в график
    и таблицу своих успехов.
    Контрольный текст № 9 Объем 5500 знаков
    ПРИНЦИПЫ «ВЫЗОВА» (о способах, которыми в Японии добиваются высокого качества
    товаров)

    Телемост между студентами Японии и Соединенных Штатов подходил к концу, когда
    ведущий в Токио сделал коварный ход. Выслушав тираду заокеанского коллеги о нежелании
    дальневосточных союзников открывать свой рынок для американской продукции, он выдержал
    паузу и неожиданно скомандовал в микрофон: «Пусть поднимут руки те, кто покупает
    товары с клеймом «сделано в США»! Никто в зале не пошевелился. «А кто пользуется
    только японской продукцией?» Тут же взметнулся лес рук.
    «Вы знаете,— растолковывала, глядя в телекамеру, одна из токийских студенток,—дело
    тут не в национализме. Просто наши товары дешевле и качественнее западных». Впрочем,
    так считают отнюдь не только жители Японских островов. «Пора понять,— пишет «Нью-Йорк
    тайме»,— что секрет успеха дальневосточных бизнесменов на внешних рынках кроется
    отнюдь не в коварстве, не в нарушении «джентльменских правил торговли», а’ в умении
    производить хорошие товары и добиваться постоянного усовершенствования». Каким же
    путем завоевали японские бизнесмены право на подобные комплименты со стороны своих
    злейших конкурентов? Один из ответов — в деятельности кружков качества, ставших
    важнейшим средством мобилизации десятков миллионов людей в Японии.
    .. .За заваленным диаграммами металлическим столом — восемь молодых рабочих,
    членов группы «Вызов». Она действует на линии технического контроля двигателей гигантского
    автомобильного завода корпорации «Тойота» в центральной части острова Хонсю. Ребята
    в аккуратной бежевой униформе шутят, громко смеются, пьют зеленый чай. . . Раз в
    неделю они примерно на час остаются после работы в выделенной для них в цехе комнатке
    и обсуждают пути решения очередной проблемы рационализации и улучшения качества.
    Тему выбирают сообща и затем утверждают у начальника. Вмешательство руководства
    цеха — минимальное, хотя мастер участка — непременный участник всех дебатов и зачастую
    сам руководит изыскательскими работами. На сей раз кружок «Вызов» бьется над уменьшением
    шума мотора, из-за которого новая модель «Тойоты» не слишком хорошо встречена потенциальными
    покупателями. «Мы просчитали некоторые варианты. Есть идея изменить форму глушителя»,—
    говорит один из рабочих, и члены группы вновь склоняются над диаграммой.
    — Иногда не слишком хочется оставаться после работы,— рассказывает симпатичный
    парень с усиками.— Но когда начинается спор, часто забываешь обо всем. Поможет ли
    это моей карьере? Не думаю. Просто занятия в кружке повышают качество моей работы.
    Ведь это здорово, если в новой модели автомобиля учтены и твои идеи!..
    Группа «Вызов» — лишь один из 240 тысяч кружков качества, которыми охвачено сейчас
    ядро японских рабочих и техников. Это движение приобрело здесь поистине тотальный
    характер, а участие в борьбе за всевозможные усовершенствования стало почти неотъемлемым
    элементом местного образа жизни. Такие кружки действуют в химчистках и в мастерских
    автосервиса, в закусочных и даже в ночных клубах. Однако главное поле деятельности
    — сфера материального производства.
    Как считают японские экономисты, ошибка Запада заключается в том, что он идет
    по пути усиления внешнего контроля за рабочим, рассматривая его как лентяя или даже
    как скрытого саботажника. Ужесточается система надзора, вводятся неожиданные проверки
    и все более грозные комиссии. Иными словами, производитель товара и контроль за
    качеством оторваны и даже противопоставлены друг другу. Японцы же убеждены, что
    контролером должен быть в первую очередь сам рабочий.
    Кружки качества как общенациональное явление родились в апреле 1962 года, когда
    решение об их создании приняла всеяпонская конференция с участием ведущих бизнесменов
    и экспертов-экономистов. Они начали издавать дешевый журнал по проблемам борьбы
    с браком, доступный каждому рабочему. Затем был создан общенациональный штаб кружков
    качества, у которого сейчас пять мощных региональных отделений.
    Фактически все члены японских производственных бригад выступают как индивидуальные
    контролеры и несут коллективную ответственность за выявление брака. Принцип прост:
    заметил неполадку — немедленно исправь ее своими силами. Не можешь — зови на помощь.
    Если времени не хватает — останавливай конвейер. Главный лозунг: «Делай что хочешь,
    но дефект не должен пройти!» Усилиями опытных менеджеров на японских предприятиях
    создана такая обстановка, когда любой пропущенный брак становится мощной психологической
    драмой. Вот еще один пример: группа фрезеровщиков и шлифовщиков завода электротехнических
    изделий компании «Нихон мусэн» в городе Нагано решила добиться резкого снижения
    уровня брака на своем участке. Два месяца рабочие следили за собой, чертили диаграммы
    и графики. Было установлено, что наибольший сбой происходит при разметке заготовок,
    и прежде всего в начале и в конце каждой смены.
    Члены кружка решили по своей инициативе ежедневно проводить трех-, пятиминутные
    летучки для «концентрации внимания» и ввели систему взаимной инспекции, когда рабочие
    с соседних станков по очереди проверяют друг друга. В результате за семь месяцев
    напряженной деятельности кружку удалось
    снизить уровень брака на сорок процентов. Однако такие огромные достижения, разумеется,
    достигаются не часто.
    Основная ставка делается на постоянный контроль за качеством, на беспрерывный
    процесс мелких усовершенствований. Изобрел более удобную ручку для отвертки? Премия!
    Скажете, мелочь? Но из таких «мелочей» на японских предприятиях складывается высокое
    качество товаров, достигаемое только за чет использования внутренних ресурсов.
    В Японии беспрерывно проходят конференции качества самых различных ровней, на
    которые командируют лучших рационализаторов. Организаторы движения исходят из того,
    что борьба за улучшение продукции должна носить тотальный характер, поскольку небольшое
    число энтузиастов никогда не сможет добиться результата, если они окажутся в окружении
    равнодушных ли даже враждебно настроенных рабочих.
    В. Головнин // Советская Россия.— 1987.— 26 декабря.

    Разделы:Скорочтение – как читать быстрее |
    Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения |
    Проговаривание слов и увеличение скорости чтения |
    Угол зрения – возможность научиться читать зиг-загом |
    Концентрация внимания – отключение посторонних шумов
    Медикаментозные усилители – как повысить концентрирующую способность мозга |
    Запоминание – Как читать, запоминать и не забывать |
    Курс скорочтения – для самых занятых |
    Статьи |
    Книги и программы для скачивания |
    Иностранный язык |
    Развитие памяти |
    Набор текстов десятью пальцами |
    Медикаментозное улучшение мозгов |
    Обратная связь

  2. Книги не даром называют хранилищами мудрости, кладовыми знаний всего человечества. Люди должны помнить, что авторам было чрезвычайно трудно получить знания, которыми мы можем легко пользоваться. Каждый человек должен понимать чего стоило автору написать произведение. Все должны уважать книги и относится к ним серьезно.
    Чтение это всегда хорошо, так что надо приобщаться к литературе. Литература чрезвычайно разнообразна, она отражает воззрения людей разных эпох, мировоззрений, мест. Каждый найдет произведения себе по вкусу.
    Не всякая литература может менять личность. Время — один из самых надежных фильтров, самое авторитетное испытание для любой мысли, любого произведения. Поэтому художественная литература, проверенная веками, пользуется таким уважением и именно ее читают в школе.
    Художественная литература — это, прежде всего нравственные ценности, передаваемые от поколения к поколению. Эти ценности вечны и художественная литература является очень важно частью воспитания, развития личности, духовного мира любого человека. Ведь от преемственности поколений зависит сохранность этноса, а как следствие и независимость целой страны, где народ является государствообразующим. Множество принципов и устоев мы получаем из художественной литературы, где в народная и имеющая авторство мудрость (пословицы, поговорки, афоризмы) получают контекст. Тем самым мудрые мысли раскрываются глубже, получают тут же литературные иллюстрации. Даже совесть, которая у каждого своя, индивидуальная может меняться под влиянием высоконравственных литературных произведений. Но это не значит, что литература на всех влияет одинаково. Каждый человек по-разному понимает и…
    оценивает произведения, у каждого свое мнения о персонажах, событиях и конфликтах произведения.
    Многие произведения носят глубокий философский характер и его можно воспринимать каждый раз по-разному. В детстве это сильные, порой непонятные размышления о самой сущности человека. В юношестве взгляд на произведения меняется. Это самый сложный период, период поиска, неопределенности, формирования личности человека. Любое произведение производит сильное впечатление, меняет мировоззрение. Взрослый человек так же по-другому воспринимает художественную литературу. Ранее сложные образы и размышления автора, поступки взрослых героев становятся понятным, близкими. Даже взрослый человек, являясь сложившейся личностью может меняться под влиянием литературы. Литература в любом возрасте влияет на человека, каждый раз по-новому, но всегда положительно.
    Тем более художественная литература — это наша история. С помощью произведений мы узнаем подлинное общество тех времен, о которых рассказывает автор, человеческие отношения, мораль и совесть людей того времени. Надо относиться к художественной литературе серьезно и извлекать из каждого произведения урок. Ведь опыт персонажей может пригодиться нам и в нашей жизни. Недаром образы персонажей художественной литературы становятся нарицательными. Митрофанушка Фонвизина — бездельник и разгильдяй, образ «маленького» человека, Дон Жуан — образ повесы и нарушителя моральных норм, Ромео и Джульетта — вечная история любви и множество других образов. Становятся вечными не только образы, но и конфликты: конфликт «отцов и детей», конфликт поколений («Горе от ума» А. С. ГрибоедовА) и другие.

  3. Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.
    Первая ступень погружения: понять сюжет и фабулу. Писатель прибегает к) сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя — за всем этим уследить, ничего не упустить. Такую ступень можно назвать «событийной» или «фабульной». Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие. Так, при пересказе фильма «Ко мне, Мухтар!» из 175 слов было 32 глагола, обозначающих действие, и только 1 — состояние. Таким уровнем восприятия характеризуются до 80% юных зрителей.
    Важно ли знать действие — фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться в фабуле и сюжете произведения — значит приблизиться к пониманию психологии творчества писателя, его мастерства.
    Искусство писателя «рассказывать» — особое искусство, которое требует, чтобы по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.
    Вторая ступень погружения: умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения — в художественном конфликте произведения. Такую ступень можно назвать еще «смысловой». Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к остро- фабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей. Рассказывая о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).
    Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев, без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает сам автор, в эпосе и драме — обязательно один или несколько героев.
    Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.
    Третья ступень погружения: отождествление читателя с автором-художником. Ее называют образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л. Н. Толстого, сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.
    Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как «малый» мир. Отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Это другой уровень. Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него —путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма — вселенной, человечества. Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.
    В заключение этой беседы прочитайте контрольный текст № 9. Постарайтесь читать как можно быстрее, но, главное, пробуждайте в своем сознании яркие зрительные образы, представления того, о чем пишет автор. Закончив чтение текста, не спешите, как обычно, отвечать на вопросы. досидите, подумайте, поразмышляйте. Проверьте, все ли блоки интегрального алгоритма чтения вы запомнили, нет ли пробелов.
    По известной вам формуле подсчитайте скорость чтения и занесите результат в график и таблицу своих успехов.
    Контрольный текст № 9 Объем 5500 знаков
    ПРИНЦИПЫ «ВЫЗОВА»
    (о способах, которыми в Японии добиваются высокого качества товаров)
    Телемост между студентами Японии и Соединенных Штатов подходил к концу, когда ведущий в Токио сделал коварный ход. Выслушав тираду заокеанского коллеги о нежелании дальневосточных союзников открывать свой рынок для американской продукции, он выдержал паузу и неожиданно скомандовал в микрофон: «Пусть поднимут руки те, кто покупает товары с клеймом «сделано в США»! Никто в зале не пошевелился. «А кто пользуется только японской продукцией?» Тут же взметнулся лес рук.
    «Вы знаете,— растолковывала, глядя в телекамеру, одна из токийских студенток,—дело тут не в национализме. Просто наши товары дешевле и качественнее западных». Впрочем, так считают отнюдь не только жители Японских островов. «Пора понять,— пишет «Нью-Йорк тайме»,— что секрет успеха дальневосточных бизнесменов на внешних рынках кроется отнюдь не в коварстве, не в нарушении «джентльменских правил торговли», а’ в умении производить хорошие товары и добиваться постоянного усовершенствования». Каким же путем завоевали японские бизнесмены право на подобные комплименты со стороны своих злейших конкурентов? Один из ответов — в деятельности кружков качества, ставших важнейшим средством мобилизации десятков миллионов людей в Японии.
    .. .За заваленным диаграммами металлическим столом — восемь молодых рабочих, членов группы «Вызов». Она действует на линии технического контроля двигателей гигантского автомобильного завода корпорации «Тойота» в центральной части острова Хонсю. Ребята в аккуратной бежевой униформе шутят, громко смеются, пьют зеленый чай. . . Раз в неделю они примерно на час остаются после работы в выделенной для них в цехе комнатке и обсуждают пути решения очередной проблемы рационализации и улучшения качества. Тему выбирают сообща и затем утверждают у начальника. Вмешательство руководства цеха — минимальное, хотя мастер участка — непременный участник всех дебатов и зачастую сам руководит изыскательскими работами. На сей раз кружок «Вызов» бьется над уменьшением шума мотора, из-за которого новая модель «Тойоты» не слишком хорошо встречена потенциальными покупателями. «Мы просчитали некоторые варианты. Есть идея изменить форму глушителя»,— говорит один из рабочих, и члены группы вновь склоняются над диаграммой. (
    — Иногда не слишком хочется оставаться после работы,— рассказывает симпатичный парень с усиками.— Но когда начинается спор, часто забываешь обо всем. Поможет ли это моей карьере? Не думаю. Просто занятия в кружке повышают качество моей работы. Ведь это здорово, если в новой модели автомобиля учтены и твои идеи!..
    Группа «Вызов» — лишь один из 240 тысяч кружков качества, которыми охвачено сейчас ядро японских рабочих и техников. Это движение приобрело здесь поистине тотальный характер, а участие в борьбе за всевозможные усовершенствования стало почти неотъемлемым элементом местного образа жизни. Такие кружки действуют в химчистках и в мастерских автосервиса, в закусочных и даже в ночных клубах. Однако главное поле деятельности — сфера материального производства.
    Как считают японские экономисты, ошибка Запада заключается в том, что он идет по пути усиления внешнего контроля за рабочим, рассматривая его как лентяя или даже как скрытого саботажника. Ужесточается система надзора, вводятся неожиданные проверки и все более грозные комиссии. Иными словами, производитель товара и контроль за качеством оторваны и даже противопоставлены друг другу. Японцы же убеждены, что контролером должен быть в первую очередь сам рабочий.
    Кружки качества как общенациональное явление родились в апреле 1962 года, когда решение об их создании приняла всеяпонская конференция с участием ведущих бизнесменов и экспертов-экономистов. Они начали издавать дешевый журнал по проблемам борьбы с браком, доступный каждому рабочему. Затем был создан общенациональный штаб кружков качества, у которого сейчас пять мощных региональных отделений.
    Фактически все члены японских производственных бригад выступают как индивидуальные контролеры и несут коллективную ответственность за выявление брака. Принцип прост: заметил неполадку — немедленно исправь ее своими силами. Не можешь — зови на помощь. Если времени не хватает — останавливай конвейер. Главный лозунг: «Делай что хочешь, но дефект не должен пройти!» Усилиями опытных менеджеров на японских предприятиях создана такая обстановка, когда любой пропущенный брак становится мощной психологической драмой. Вот еще один пример: группа фрезеровщиков и шлифовщиков завода электротехнических изделий компании «Нихон мусэн» в городе Нагано решила добиться резкого снижения уровня брака на своем участке. Два месяца рабочие следили за собой, чертили диаграммы и графики. Было установлено, что наибольший сбой происходит при разметке заготовок, и прежде всего в начале и в конце каждой смены.
    Члены кружка решили по своей инициативе ежедневно проводить трех-, пятиминутные летучки для «концентрации внимания» и ввели систему взаимной инспекции, когда рабочие с соседних станков по очереди проверяют друг друга. В результате за семь месяцев напряженной деятельности кружку удалось
    снизить уровень брака на сорок процентов. Однако такие огромные достижения, разумеется, достигаются не часто.
    Основная ставка делается на постоянный контроль за качеством, на беспрерывный процесс мелких усовершенствований. Изобрел более удобную ручку для отвертки? Премия! Скажете, мелочь? Но из таких «мелочей» на японских предприятиях складывается высокое качество товаров, достигаемое только за чет использования внутренних ресурсов.
    В Японии беспрерывно проходят конференции качества самых различных ровней, на которые командируют лучших рационализаторов. Организаторы движения исходят из того, что борьба за улучшение продукции должна носить тотальный характер, поскольку небольшое число энтузиастов никогда не сможет добиться результата, если они окажутся в окружении равнодушных ли даже враждебно настроенных рабочих.
    В. Головнин // Советская Россия.— 1987.— 26 декабря.

    БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ.
    ЧИТАЕМ БЫСТРО,БЫСТРЕЕ,ЕЩЕ БЫСТРЕЕ

    Что дает быстрое чтение
    «Сегодня пришел домой и решил попробовать читать методом быстрого чтения. И неожиданно получилось. Результат удивил меня. Случилось странное. Я не читал в традиционном смысле этого понятия, а быстро скользил глазами по тексту и при этом мгновенно анализировал: что нужно запомнить и что отбросить. Строчки пробегали плавно и быстро, как титры в кино. Словно не было ни строчек, ни слов, а были факты, которые всплывали и врезались в сознание, в воображение как бы сами собой. Чтение шло легко и свободно, и это доставляло удовольствие» — так писал в дневнике Виктор Панкратов, техник одного из ленинградских предприятий, самостоятельно освоивший метод быстрого чтения. Что же дает этот метод рядовому читателю? Лучше всего на этот вопрос ответят те, кто уже работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушатели курсов быстрого чтения.
    Проведенные социологические исследования среди обученных убедительно доказали эффективность методики. Основное преимущество большинство видит в возможности ежедневно читать необходимый объем литературы. Особенно много дает быстрое чтение учащейся молодежи.
    Лаборант одного из предприятий г. Молодечно Минской области В. Причина писал нам: «Техника быстрого чтения дала очень много. Скорость чтения возросла в несколько раз. Я успеваю за 1,5—2 часа в сутки прочитать 2—3 газеты, иногда журнал. Кроме того, удается быстро найти нужный материал в учебниках. Часто читаю такое солидное издание, как «Юманите». Смысл прочитанного понимаю гораздо быстрее, быстрее нахожу незнакомые слова в словаре. После просмотра телевизионных программ многие публикации в га зетах пробегаю мгновенно, поскольку они содержат знакомый материал. Намного улучшилась память. Стал замечать, что во время разговоров, бесед, встреч некоторые факты, слова, события всплывают в памяти как бы сами собой. Иногда вспоминаю точные цитаты, казалось бы, ненужные в дальнейшем цифры целые высказывания. Внимание стало более стабильным: могу читать даже при работающем телевизоре». I
    Приведенное высказывание достаточно полно отвечает на поставленный вопрос.
    Мы уже знаем, что быстрое чтение используется не только для чтения научных и учебных текстов. Естественно, возникает вопрос: не ухудшается ли чтение художественной литературы? Есть законное опасение, что человек, научившись читать быстро технические тексты, так же быстро будет читать и классическую художественную литературу. Не обеднится ли при этом восприятие? 1
    Как показал опыт, подобные опасения напрасны. Человек, читающей быстро, не становится рабом скорости. Приобретая навыки быстрого чтения, он совершенствует и другие способы чтения. А что касается глубины восприятия, то быстрое чтение развивает и эту особенность человеческой психики. «Быстрое чтение приблизило нас к искусству,— писали освоившие этот метод,— так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описания природы, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтении художественной литературы мимо нашего сознания. Оказывается, мы раньше просто не способны были воспринимать их в тексте…»
    Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.
    Наша заключительная, десятая беседа посвящена подведению итогов освоения техники быстрого чтения.
    Как суммировать все, чему вы научились? Мы предлагаем золотые правила быстрого чтения, которые могут служить и дальнейшим руководством в совершенствовании техники чтения.

  4. Ничто не сравнится с литературой, особенно с художественной. Ни один другой жанр не сможет так ярко, чисто и искренне передать чувства, эмоции, описать характеры и внешность главных героев, их быт, жизнь и все остальное, как авторы художественных произведений. Если вы спросите, как лучше воспитывать ребенка, с помощью чего, что ему необходимо прививать с детства – ответом может быть только одно – художественной литературой. Приучайте детей читать с детства, потом они скажут вам “спасибо”. Произведения художественной литературы не только “будят” и будоражат воображение читателя, но и дают ему необходимую информацию о жизни. Из любой прочитанной книги всегда можно что-то оставить в голове. Обязательно, хотя бы толика, но оседает.
    Ну а если вас интересуют самые свежие новости шоу бизнеса – посетите сайт http://www.wday.ru. Только там вы узнаете все про последние события в жизни звезд из первых уст.
    Художественные произведения заряжают необходимой энергией, возвращают в давно ушедшие времена, помогают соединиться с прошлым и даже сопоставить его с настоящим. Для сравнения вы можете прочитать какую-либо современную книгу и, например, одно из произведений художественной литературы 18-19 веков. Разницу вы действительно почувствуете. Тот язык, те слова, вся гамма чувств, которая возникает – ни с чем несравнимое ощущение и удовольствие. Образы, описанные в произведениях, которые вы читаете, воспитывают вас не только нравственно и морально, но и эстетически, интеллектуально.
    Максим Горький считал, что литература гораздо выше, нужнее и важнее, чем философия или наука. Островский полагал, что литература не обнажает голые факты, как та же наука, а разъясняет их, вводит в разум и сознание. Литература объясняет и историю, наглядно демонстрируя связь между поколениями. Она “приглашает” нас “окунуться” в прошлые времена, которые никогда не вернутся.

  5. Литература по-прежнему является основой обучения любой нефизической профессии, однако на рынке развлечений она безнадежно уступает конкурентным видам искусства и не всегда справедливо. В то время как заурядный потребитель отдает предпочтение невдумчивой забаве, люди, которые ищут не только способ провести время, но и пищу для ума, уделяют внимание всем видам творчества, которым есть что предложить, особенно книгам. Вот пять причин, почему чтение все еще остается актуальным. Итак, почему нужно читать художественную литературу и что это дает для нас:

    1) Удовольствие

    Литература не может быть скучной. Это огромный мир, где каждый сможет найти своего писателя и свое произведение. Безусловно, исключения есть всегда, однако, во-первых, они встречаются намного реже, чем кажется, а во-вторых, зачастую человек намеренно хочет считать искусство слова чуждым, то есть речь идет о банальном нежелании получать удовольствие. Большинство интересов вырабатывается естественно, и если один испытывает истинное наслаждение от книг, то другому нужно научиться это делать, чему не способствует обилие развлекательного продукта. Индустрии визуального и интерактивного товаров доминируют над текстовой продукцией, однако литература все еще остается важным искусством хотя бы по четырем следующим причинам.

    2) Развитие воображение

    Искусство влияет на человека при помощи чувственности и ее возбудителя. В случае с кинематографом последним будет зрительный аппарат, в то время как литература связана с внутренним миром воображением. Оно воссоздает картину прочитанного творческими силами самого читателя, и когда он обустраивает сцены декорациями и вживается в персонажей, отыгрывая каждый жест, это производит на него большее впечатление. Кроме того, интеллектуальные способности напрямую зависят от воображения, поэтому когда оно развивается, обостряется и мышление.

    3) Эрудиция

    Помимо развлекательной функции, литература носит образовательный характер. Сознательный читатель ищет в книгах практикум по культуре речи, анализируя построение диалогов персонажей, подражая изяществу стиля и пополняя словарный запас.

    4) Разнообразие трактовок

    Субъективность взглядов мешает мыслить рационально, и человек, который отталкивается только от своей концепции миропонимания, редко бывает правым. Побороть этот врожденный дефект интеллектуального механизма помогут книги. Автор не только выражает свое виденье мира и его проявлений, но также может вступать в дискуссию с самим собой, используя персонажей произведения, которые будут перестреливаться аргументами за и против той или иной позиции, благодаря чему книга заставляет читателя заново обдумать принятые убеждения и подвергнуть их сомнениям.

    5) Объект для подражания

    Хороший писатель стремится к живости персонажей, которые не только отыгрывают роли, но еще и взаимодействуют с окружением личностными качествами. Негативные стороны героев оборачиваются дурными последствиями, а их достоинства заслуживают того, чтобы им подражать в реальной жизни. Таким образом читатель вдохновляет себя меняться в лучшую сторону и избавляться от плохих черт.
    Поделиться:

  6. 6
    Текст добавил: Чистосовестный

    Зачем нужны книги, и почему я не читаю художественную литературу.
    Безусловно необходимо читать, и читать много. Зачем?
    Во первых, увеличивается словарный запас. Кто много читает, тот умеет говорить. Это факт. Начитанным стать не сложно, тем более в условиях современной информационний среды.
    Большинство людей читают мало или не читают вообще, поэтому осилив с десяток книг Вы становитесь на порядок выше своих сверстников или друзей, если таковы еще останутся после прочтения этих самых книг.
    Сегодня подавляющее большинство человечества состоит из людей – визуалов, людей, не способных к восприятию иных источников информации помимо кинематографии, телешоу, и разного рода тематических публикаций с мемчиками и скуднословными шаблонными вбросами. Подобные источники “информации” радикально сужают диапазоны деятельности мозга, и убивают способность анализировать. Вот почему люди привыкли к тому, что неумение конструктивно излагать свои мысли это норма.
    Во вторых, Вам станет интереснее наедине с самим собой, Вы избавитесь от зависимости постоянного пребывания в сумбурных “impersonal” компаниях и перестанете нуждаться в чужих советах и мнениях, так как сформируете и отточите собственные.
    Но есть один важный момент. Все упирается в то, какие именно книги Вы будете читать. Не скажу что я исключительно против художественной литературы, но перечитывая истории чужих жизней Вы не сможете ни поумнеть ни получить какой либо опыт, она не сделает Вас лучше.
    Беллетристика не поможет Вам принять какое либо решение, или поддержать разговор. Не думаю, что Вашему собеседнику будет интересно услышать в кого была влюблена Наташа Ростова и чем закончилась история Розмэри и Дика Дайвера.
    Вот почему я ставлю художественную литературу как продукт потребления на ряду с такими развлечениями как музыка и кинематограф.
    Куда более практично владеть фактами или познаниями полезными в первую очередь для Вас, а так же способными по настоящему удивить, заинтересовать собеседника.
    Поэтому не стоит бояться приставок “научная” или “прикладная”, эта литература специфическая и имеет свою «избранную» аудиторию.
    ОтветитьУдалить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *