Сочинение на тему как произошел человек

9 вариантов

  1. Вопросы о появлении человека не Земле, его происхождении не дают покоя учёным и простым людям. На данный момент есть 2 версии, каждая из которых имеет право на существование:
    Религиозная.
    Научная.
    Все остальные теории происхождения базируются на этих двух.
    По религиозной теории человека создал Бог. Первыми из людей были Адам и Ева, которых Бог создал по своему образу и подобию из глины. Подробно о происхождении написано в Библии. У скептиков по поводу этой версии возникает масса вопросов, главный из которых: как продолжал свой род Каин, сын Адама и Евы, если других детей у первых обитателей не было?  Но религиозные люди верят, что человека создал Творец. Доказательства не нужны, это просто вера.
    По научной версии человек произошел от обезьяны, которая несколько миллионов лет назад стала ходить на 2-х ногах, разговаривать и трудиться, то есть эволюционировала. Главный создатель этой теории – британец Чарльз Дарвин. По его версии эволюция происходила в результате естественного отбора, когда слабый погибал, а сильный развивался и становился умнее. Такие выводы учёный сделал, работая в дикой природе. В подтверждение этой версии существуют находки древних людей, неандертальцев, которые отличаются от современного человека. Но вопрос, почему человек начал мутировать и развиваться, остаётся без ответа до сих пор.
    Однако, благодаря этому вопросу, появилась ещё одна версия появления людей: НЛО. Тут тоже есть деление:
    Теория вмешательства.
    Версия, что мы – инопланетяне.
    Теория вмешательства НЛО предполагает, что именно благодаря инопланетным существам, древние люди начали мутировать и развиваться. Вторая версия говорит о том, что инопланетяне переселились на Землю из-за катастрофы на собственной планете и стали людьми.

  2. Согласно данным, полученным в ходе недавних исследований, древние люди освоили прямохождение с целью спасения от перегрева. Четыре миллиона лет назад по знойным африканским равнинам ходить на двух ногах было гораздо комфортнее. Среди главных преимуществ следующее: лучи солнца падали только на голову тому, кто ходил прямо. Ну а тот, кто продолжал передвигаться с согнутой спиной, перегревался гораздо больше. Люди, которые стали ходить на двух ногах, менее интенсивно потели, следовательно, для выживания им требовалось не так много воды. Это позволило человеку обойти других животных в непрестанной борьбе за существование.

    Волосяной покров

    Освоение прямохождения имело и другие существенные последствия. Так, двуногому существу больше не нужно было иметь такой обширный и густой волосяной покров, ранее оберегавший его спину от беспощадного солнца. В результате защищенной волосами осталась только голова. Таким образом, наши предки стали пресловутыми «голыми обезьянами».

    Благостная прохлада

    Начав ходить на двух своих ногах, наш предок словно приоткрыл одну из важных «эволюционных дверей». Приняв выпрямленную позу, он значительно отдалился от земли, а следовательно, и от жара, который она испускала. Мозг по этой причине стал перегреваться гораздо меньше. Прохладный ветерок, гулявший в одном-двух метрах над землей, дополнительно охлаждал организм. По вышеуказанным причинам мозг стал более крупным и деятельным.

    Где появился первый человек?

    Ученые находили и продолжают находить останки древних людей в самых разных местах планеты. Одни из самых широко известных раскопок проводились в долине недалеко от немецкого селения Неандер. Похожие останки позже обнаруживали во Франции и других странах. По той причине, что находки близ Неандера были самыми полными и интересными, наших самых древних предков стали называть неандертальцами.
    Где появился первый человек современного типа? Ранее ученые считали, что это произошло в восточной части Африки, однако позже появилась версия о южных районах. Сделать выводы, опровергнувшие первоначальную теорию, помогли генетические исследования представителей коренных африканских племен. Тем не менее, подобные заключения находятся в противоречии с современными археологическими данными, поскольку наиболее древние останки современного в анатомическом плане человека нашли именно на востоке Африки – на территории таких современных стран, как Кения, Танзания и Эфиопия. Кроме того, имеющиеся на сегодняшний день сведения позволяют сделать вывод о том, что население вышеуказанных государств отличается наибольшей генетической изменчивостью, если сравнивать с представителями других регионов планеты. Данный факт дает право считать Африку отправной точкой всех волн распространения людей по Земле.

    Заключение

    Вопросы о том, сколько лет назад появился человек и где именно это произошло, до сих пор будоражат умы и ученых, и простых обывателей. Версий существует множество, и каждая из них имеет право на существование. К сожалению, с течением времени все сложнее докопаться до истины, поскольку годы неумолимо стирают с лица Земли свидетельства прошлого…

  3. Эволюционная теория возникновения человечества является наиболее распространенной в современном научном сообществе.
    Эта теория предполагает, что человек произошел от высших приматов, путем постепенного видоизменения и под влиянием внешних факторов. Приверженцы теории эволюции оперируют множеством доказательств, однако, далеко не все из них могут быть восприняты однозначно.
    Согласно теории эволюции, существовали три стадии эволюции человечества: периоды последовательного существования антропоидных предков человека, существование древнейших людей и развитие современного человека.

    Теория сотворения

    Взгляды, которые основывались на том, что человека создал Бог или высший разум, появились гораздо раньше, чем теория эволюции. В разных философских учениях, акт творения человека приписывался различным божествам.
    Важнейшее доказательство этой теории это сходство мифов совершенно разных народов, в которых рассказывается о происхождении человека.
    Теории сотворения или креационизма придерживаются последователи почти всех распространенных сегодня религиозных течений.
    Креационисты отвергают эволюцию и приводят неоспоримые факты в свою пользу. Например, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике не смогли воспроизвести человеческое зрение. Даже Дарвин признавал, что человеческий глаз не мог быть выработан естественным отбором.
    Область исследований, которая направлена на поиск научных доказательств божественного сотворения мира, называется «научным креационизмом». Однако, ученым сообществом теории научного креационизма не признаются убедительными.

    Теория внешнего вмешательства

    Согласно этой теории, появление людей на Земле связано с вмешательством других цивилизаций. Некоторые считают людей прямыми потомками представителей внеземных цивилизаций. Предки современных людей высадились на Землю еще в доисторические времена.
    Существует также предположение, что люди возникли на Земле путем скрещивания инопланетян с предками современного человека.
    В различных сочинениях на тему теории внешнего вмешательства, упоминаются цивилизации с планетной системы Сириуса, планеты из Весов, Скорпиона и Девы, как прямые предки или производители землян. В качестве доказательств этой теории приводятся снимки Марса, на которых можно увидеть остатки строений, очень похожих на Египетские пирамиды.
    По своей сути, теория внеземного вмешательства мало чем отличается от теории божественного сотворения человека, только здесь в роли бога выступают представители других, более развитых цивилизаций.

  4. Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. Дарвин знал только дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них как о далеких предках человека. В XX веке раскопки позволили обнаружить остатки ископаемых обезьян, живших примерно от 20 до 12 млн. лет назад. К ним относятся проконсулы (обнаруженные в Восточной Африке), ориопитек (находка скелета в 1958 г. в Италии), рамапитек (30-е годы XX века в Индии), сивапитеки и др., которые уже по многим признакам обнаруживают сходство с человеком.

    Австралопитек и его орудия труда

    В настоящее время большинство специалистов считает, что ближайшим предшественником человека являются австралопитеки – прямоходящие млекопитающие. Их костные остатки, возраст которых составляет от 5 до 2,5 млн. лет, впервые были обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. К настоящему времени обнаружены костные остатки около 400 особей австралопитековых.
    Австралопитеки были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.
    В современной антропологии наиболее распространенной является точка зрения, по которой “эволюция человеческой линии заняла не свыше 10 млн. лет, а обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе, был по существу “шимпанзеподобен”… В качестве “модельного предка” человеческой и шимпанзоидной линии некоторые антропологи рассматривают карликового шимпанзе – бонобо – … из джунглей Экваториальной Африки” (Хрисанова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология, М.: 1991, стр.37-38).
    В 1891 г. голландский исследователь Эжен Дюбуа на о.Ява впервые нашел окаменелости древнейшего человека – первого питекантропа, или человека прямоходящего. Уже в нашем веке на Яве найдены еще несколько питекантропов, в Китае – близкие к ним синантропы и т.д. Все они представляют собой различные географические варианты человека прямоходящего, существовавшего приблизительно 0,5-2 млн.лет назад. Наряду с добыванием растительной пищи у питекантропов большую роль играла охота. Они умели пользоваться огнем, сохраняли его от поколения к поколению.
    В 60-70-е годы нашего века в Африке были обнаружены остатки древнейших людей и самые примитивные орудия труда из гальки. Этот древнейший предок человека получил название человека умелого.
    Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,6-3,5 млн. лет назад, существовал более полумиллиона лет, медленно эволюционировал, пока не приобрел значительное сходство с человеком прямоходящим.

    Кроманьонский человек, его орудия и жилище

    Древнейших людей – питекантропов – сменили древние люди, которых называют неандертальцами (по месту первой находки в долине реки Неандр, Германия). Их скелетные остатки открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования – 200-35 тысяч лет назад. Они могли не только поддерживать, но и добывать огонь. Шло развитие речи. С помощью изготовленных орудий древние люди охотились на животных, сдирали с них шкуры, разделывали туши, строили жилища. У неандертальцев впервые встречаются захоронения.
    В гроте Кроманьон во Франции было обнаружено сразу несколько ископаемых людей современного типа. По месту находки их называют кроманьонцами. Самые ранние их костные остатки датируются в 40 тысяч лет. Разнообразие типов орудий из камня и кости говорит о сложной трудовой деятельности. Человек уже умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду, жилье. На стенах пещер обнаружены мастерские рисунки.

  5. На тему того, как произошла жизнь за Земле, ходит много споров, не утихающих и сейчас. Какие есть теории о происхождении жизни? Первая теория, о которой будет идти речь — это теория об эволюции, которую выдвинул Чарлз Дарвин. По его теории, люди произошли от обезьян, и, в процессе нескольких миллионов лет, человек эволюционировал, становясь всё более не походящим на своих потомков. Человек стал прямоходящим, он умел целесообразно мыслить и строит орудия труда. Вторая теория — это теория самопроизвольного или спонтанного зарождения. Ученые Древнего мира и средневековой Европы верили в то, что живые существа постоянно возникают из неживой материи: черви — из грязи, лягушки — из тины, светлячки — из утренней росы и тому подобное. Однако, благодаря работам Луи Пастера, эта теория была признана несамостоятельной. Третья теория — теория креационизма. Эта теория предполагает, что все живые организмы были сотворены, в определённый период времени, неким сверхъестественным божеством. Этой теории придерживались последователи большинства ведущих религий, в частности, христианство. Сторонники теории креационизма яро конфликтуют с теорией Чарлза Дарвина об эволюции и этот конфликт ведётся уже несколько веков. Четвёртая теория — теория стационарного состояния и панспермии. Эти две теории утверждают, что вселенная существует вечно и в ней вечно существует жизнь (теория стационарного состояния). Жизнь переносится с планеты на планету путешествующими в космическом пространстве «семенами жизни», которые могут входить в состав комет и метеоритов (панспермия). Одним из сторонников этой теории был основоположник учения о биосфере академик В.И. Вернадский. В заключении могу сказать, что никто точно не знает, как произошла жизнь на Земле и как на ней появился человек. Точного ответа нет, поэтому, нам остаётся только гадать и предполагать. Я же считаю себя сторонником теории (тут напишешь к какой; а я, к примеру, сторонник теории об эволюции, ибо я атеист, не верящий ни в каких богов, а теории панспермии и стационарного состояния я считаю интересными, и по-своему романтичными).

  6. Согласно общепринятому на сегодняшний день представлению, жизнь на планете зародилась в результате случайных химических реакций, протекавших в Мировом океане. Водный раствор множества химических элементов под воздействием мощных электрических разрядов (молний) послужил питательным бульоном для создания первых молекул простейших белков. Понадобились миллионы лет эволюции, чтобы из этих белковых молекул смогли образоваться простейшие живые клетки, которые впоследствии сумели объединиться в сложные многоклеточные организмы.
    Эта теория, при всей простоте и наглядности, не объясняет очень многих моментов. Например, совершенно непонятным остается наличие в каждой клетке каждого живого существа генетического кода – сложной цепочки молекул белков, которая состоит всего из четырех «букв» и содержит всю необходимую информацию для развития клетки. Но даже если согласиться с тем, что столь сложная структура возникла случайно в ходе спонтанных биохимических реакций, дальнейшее развитие жизни на планете содержит слишком много «белых пятен» для исследователей.

    Теория Дарвина: не все так однозначно

    Общепринятая теория Дарвина, которая сегодня лежит в основе современной биологии, оказывается не в силах объяснить ни огромного разнообразия видов живых существ, среди которых нередко можно найти очень странные и мало приспособленные к биологической конкуренции экземпляры. Да и сам путь развития, согласно которому жизнь развивалась от простейших к более и более сложным существам, далеко не всегда можно подтвердить с помощью археологических раскопок.
    Так, до сих пор непонятно, каким образом от ящеров могли произойти птицы и млекопитающие – ни одного организма с «переходным» строением тела или его останков до сих пор наука обнаружить так и нее смогла. Да и сама теория накопления постепенных изменений морфологии путем случайных мутаций оказалась, мягко говоря, неподтверждаемой. Да, изменения в строении организмов могут происходить при изменении внешних условий, однако они, как правило, являются вполне целенаправленными.
    Количество нежизнеспособных мутаций является слишком низким, чтобы всерьез говорить о каком-то естественном отборе. Так, лабораторные мыши, выращенные при более низкой, по сравнению с привычной, температуре окружающей среды, уже в следующем поколении обзаводятся густой шерстью и толстым жировым подкожным слоем. Процент «неудачных» мутаций настолько низок, что его можно не принимать всерьез. Налицо вполне целенаправленное изменение видовых качеств, не оставляющее места для случайности.

    Происхождение человека

    До сих пор теория Дарвина не смогла убедительно объяснить одну из главных загадок биологии – антропогенез, или происхождение Человека Разумного. Всем нам известно, что люди относятся к классу приматов, т.е. к тому же классу живых существ, что и обезьяны. Однако до сих пор нет ни одного убедительного доказательства существования общего предка у людей и обезьян. Все археологические находки, сделанные в разное время, оказывались при тщательном исследовании либо плодом заблуждений, либо более-менее искусными подделками.
    Однако и «божественная» теория происхождения людей не устраивает ученых. На смену дарвиновскому естественному отбору приходят более экзотические предположения, от участия в этом процессе разумных внешних сил – например, инопланетян или таинственного Сверхразума – до появления людей откуда-то из параллельных пространств. Эта загадка, как и многие проблемы, стоящие перед современной биологией, еще ждет своего решения. Возможно, оно будет найдено в ближайшие годы, а может, ответ человечество узнает спустя несколько столетий.

  7. Эссе на тему: Мои взгляды на происхождение жизни на Земле
    В мире существует много теорий, предположений о возникновении жизни на Земле. Одни считают, что планеты солнечной системы и в том числе Земля возникли из-за большого взрыва. Другие утверждают, что Земля возникла из пылевого облака. Третье же придерживаются мнения, что все живое создал «бог» либо «иная сила», которую мы не ощущаем. При этом первые два утверждения исследованы наукой и исследуются, посей день, а третье утверждение является религиозным.
    На мой взгляд, все эти утверждения верны в той или иной степени. Но на данный момент лично я затрудняюсь что – то выбрать и с полной уверенностью утверждать именно этот взгляд. Потому что жизнь это понятие весьма растяжимое так сказать и сделать какой-то один вывод как мне кажется не возможно.
    Сейчас не то что я простой ученик 11 класса общеобразовательной школы, а даже ученые и академики наук, имеющие гораздо больше знаний ежили я не могут с полной уверенностью сказать, что жизнь зародилась по такой или такой причине. Почему скажите вы ну а я отвечу на ваш вопрос потому что с каждым новым днем археологи, ученые изучающие различные науки открывают новые факты и доказательства. А эти факты и доказательства в свою очередь пошатывают репутацию одного утверждения ив то же время усиливают репутацию другого. Да может когда – то человечество и разгадают одну из этих великих тайн, но пока все факты и доказательства не будут собраны мы не узнаем истинное происхождение жизни на Земле.
    Вот такой мой взгляд на эту тему.
    Красикова Виталина – ученица 11 класса
    Средней школы имени Панфилова, с. Когалы
    Кербулакского район, Алматинской области

    ЭССЕ на тему: «Мои взгляды на происхождение жизни на Земле»
    Я считаю что, как и когда точно произошла жизнь на Земле, учёные никогда не узнают со 100 %- процентной уверенностью, если бы, конечно, человек жил больше средних 70 лет, а, к примеру, 1000, тогда известно было, кто бы помнил как это происходило. Я считаю, это – большая загадка, которую разгадать будет можно только догадками. Учёные утверждают, что человек произошёл от обезьяны, тогда почему сейчас ни одна трудолюбивая обезьяна не превратилась в человека? Кто – то утверждает, что жизнь произошла из – за взрывов, а как из – за взрыва появился человек? Он что – сын огня? Сейчас из – за взрывов только погибают, нежели рождаются. Сотворение мира Богом: Адам и Ева – это вера людей, просто вера в потустороннюю жизнь, однако это тоже не доказано. И поэтому, я считаю, что откуда мы произошли знает каждый из нас – элементарно, от мамы с папой. Зачем утопать в догадках о жизни на Земле, когда мы этого НИКОГДА не узнаем, но мы знаем, что у нас есть замечательные родители. Просто будем жить дальше и радоваться этой жизни, откуда бы она не произошла 5 млрд. лет назад.

  8. Введение

    Множество наук с древних времен занимается изучением человека.
    Человек – это сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. В данном реферате речь пойдет о том аспекте, который связан с естественнонаучным познанием человека.
    Мой реферат посвящен изучению человека с точки зрения естествознания. Раскрывая тему, я старалась опираться на 3 основных аспекта:
    – концепции происхождения человека;
    – сходства и отличия человека и животных;
    – биологическое и социальное в человеке.
    В первой части я привожу различные концепции происхождения человека, существующие и по сей день. Это креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции.
    Во второй части я старалась остановиться на основных сходствах и отличиях человека и животных. Разумеется, очень сложно охватить весь материал, поэтому мне пришлось выделить наиболее главные, существенные, на мой взгляд, моменты.
    И, наконец, в заключение я постаралась разобраться, чего же больше в современном человеке: биологического или все же социального? Для ответа на этот вопрос, потребовалось обратиться не только к естественным наукам, но и к гуманитарным.
    Основной принцип моей работы – это литературный поиск. Материал по данной теме представлен широко: нашлось очень много книг в библиотеке Курск ГТУ, в библиотеке им. Асеева. Кроме этого, у меня была возможность воспользоваться домашними энциклопедиями, книгами по философии (они мне помогли раскрыть тему социального в человеке), а так же Интернетом. Однако информацию, взятую хоть и с научных сайтов по естествознанию, я тщательно проверяла по книгам.
    В процессе работы над рефератом мне также помог мой учебник по КСЕ (Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. «Концепции современного естествознания», М., 2005г.). Благодаря нему, я определилась со структурой своей работы, с теми вопросами, которые необходимо раскрыть в рамках данной темы.
    Происхождение человека

    Ответ на вопрос о том, как появился и формировался человек, иными словами, как шел антропогенез, был предметом ожесточенных дискуссий на протяжении веков и тысячелетий.
    Изучением процесса антропогенеза занимается антропология – общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека.
    С точки зрения естествознания необходимо, прежде всего, решать вопрос о происхождении и эволюции вида Homo sapiens, в определении его места в животном мире, выявлении его родства с другими приматами, а также выяснения отличий человека от них.
    В настоящее время на эти вопросы пытаются дать ответы пять основных концепций о происхождении человека:
    1. Креационизм – человек сотворен Богом или мировым разумом.
    2. Биологическая концепция – человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений.
    3. Трудовая концепция – в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей.
    4. Мутационная концепция – приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе.
    5. Космическая концепция – человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.
    Креационизм в антропогенезе
    Эта концепция возникла исторически первой, так как религия появилась задолго до науки, и первые ответы на вопросы о происхождении и сущности человека были даны именно религией. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос.
    Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (обычно это или растение, или животное, или какой-то неодушевленный предмет), превратился в первого человека и дал начало их роду. например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера, и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу и т.д.
    В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Например, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу.
    В монотеистических религиях, таких как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на 6ой день творения Бог сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву.
    Коран рассказывает о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости. После этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Подобные утверждения могут быть лишь предметом веры, но не научного доказательства. Тем более, что был обнаружен ряд фактов, не укладывающихся в религиозную картину мира. Среди них – обнаружение останков живых существ, имеющих сходство с человеком, но не являющихся людьми.
    Поэтому с момента возникновения науки ученые начали искать другие объяснения происхождению человека.
    Космическая концепция
    По степени доказательства эта точка зрения стоит ближе всего к концепции креационизма. Возникла она в 60е годы 20 в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть либо осуществление заранее намеченной цели – распространение разума на подходящих планетах, либо результатом несчастного случая – аварии космического корабля инопланетян, заставившего их остаться на Земле, и их последующего одичания.
    Наиболее подробна космическая концепция была изложена Э. Фон Дэникеном в книге «Воспоминания о будущем» По его мнению, несколько млн. лет назад посланцы внеземной цивилизации посетили нашу планету и, руководясь своими целями, внесли изменения в генетический аппарат гоминид, вызвав, таким образом, появление человека. Позже они еще несколько раз посещали нашу планету, чтобы проконтролировать и помочь своим питомцам. Для доказательства этой точки зрения в книге приводится множество свидетельств палеоконтактов.
    Биологическая концепция
    Предпосылки, которые привели к формированию этой концепции, появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступным для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с 15 в., в мире господствовало мнение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог. но сначала 19в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человека, о том, что народы могут находиться на разных ступенях общественного прогресса. основная заслуга в этом принадлежит Тайлору, который в сер. 19в. разработал основные положения классического эволюционизма – теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же было высказано предположение, что разные народы движутся с разной скоростью, но путь, который им предстоит пройти, один.
    Параллельно с этими исследованиями появились и первые научные представления о происхождении человека, являющегося результатом животного мира Земли. Впервые эти идеи были высказаны К.Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во 2ой половине 18в. Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, особенно высших обезьян, заложив основы научной приматологии.
    К 19в. в науке сложилось теоретические предпосылки появления теории антропосоциогенеза. Важнейшей из них стало проникновение идей эволюционизма в биологию.
    Решающий, подлинно революционный шаг был сделан Ч.Дарвином, который в 1871г. опубликовал свою книгу «Происхождение человека и половой отбор». В ней на громадном фактическом материале Дарвин обосновал два важных положения:
    – человек произошел от животных предков;
    – человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами.
    Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза, согласно которой человек и современные антропоиды произошли от общего предка, жившего в отдаленную геологическую эпоху и представлявшего собой ископаемое африканское обезьяноподобное существо.
    Во 2ой половине 20 в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить и другие доказательства родства человека с животным миром нашей планеты. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки ископаемых существ – как общих предков человека и обезьян, так и промежуточных форм между обезьяньим предком и современным человеком.
    По последним данным, появление высших обезьян, давших начало обезьяньим предкам человека, произошло около 20 млн. лет назад. Судя по всему, в то время существовало около 20-30 видов антропоидов. Большинство из них вымерло, а переход к человеку осуществил лишь один вид.
    Итак, древнейший предок человека и высших обезьян – рамапитек, живущий на территории от Индии до Африки. Рамапитек — останки ископаемой крупной обезьяны, по строению зубов оказавшейся промежуточной между современными человекообразными обезьянами и человеком. Жил около 14–8 млн. лет назад.
    Австралопитеки — самые древние, переходные от обезьян к человеку формы, найденные в Южной Африке и вымершие свыше 2 млн. лет назад. Эволюция их продолжалась 8 млн. лет. Австралопитеки ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела, жили в пещерах, на безлесных пространствах. Их челюсти были слабо развиты. В качестве орудий для ударов использовали камни, палки, крупные кости конечностей копытных животных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных. Австралопитеки были всеядными. Концевые фаланги пальцев у австралопитеков короткие и плоские, как у современного человека. Человек умелый.
    Древнейшие люди (архантропы) — ранняя стадия становления человека. Предками их были различные ветви вида “Человек умелый”: представлены значительным числом форм. Внешне они были очень похожи на современного человека, хотя строение черепа имело такие примитивные черты, как низкий, покатый лоб, мощное развитие надбровного валика, отсутствие подбородочного выступа; масса мозга достигала 1000г, но форма его также была примитивной. Рост мужчины был 160см. По-видимому, им была свойственна примитивная речь. Речь, умение мыслить словами называют второй сигнальной системой и характерна она только для человека. Древнейшие люди освоили огонь. Они далеко расселились на территории Старого Света. Время их существования 1,5 млн. — 200 тыс. лет.
    Древние люди (палеоантропы) — жили 200–400 тыс. лет назад. Представители этой стадии названы неандертальцами. Название этого вида связано с долиной Неандерталь в Германии (XIX в.), где впервые были найдены останки этих людей. По времени с эпохой неандертальцев совпала эпоха Великого оледенения. При большой массе мозга и черепа неандертальцы обладали еще примитивными чертами: низкий лоб и затылок, большой надглазничный валик, слабое развитие подбородочного выступа. Речь, по-видимому, была еще нечленораздельной. Этот вид с начала своего возникновения дал две ветви эволюции. Одна была представлена людьми звероподобными, очень крупными, но по строению бывшими ближе к древнейшим людям: они являлись тупиковой ветвью эволюции. Люди другой ветви были меньше ростом и менее развиты физически, но по морфологическим признакам были ближе к современному человеку. Они жили большими стаями, у них было разделение труда между мужчинами и женщинами. Речь была еще примитивна, но логическое мышление уже было развито. “Человек разумный” (неоантроп) — существует 40 тыс. лет. Представителем неоантропов является кроманьонец. Первая находка была сделана на юге Франции близ местечка Кро-Маньон. Они характеризуются небывалым психическим развитием. Главной чертой было развитие интеллекта, способности к искусству. Они охраняли слабых, женщин, детей, стариков — и этим обеспечили свое процветание. Важнейший вклад этих людей в историю человечества — приручение ряда животных и развитие земледелия, выведение культурных растений.
    После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.
    Трудовая концепция
    Трудовая концепция отвечает на вопрос о причине превращения обезьяноподобных предков в человека. По словам Ф.Энгельса, труд создал человека.
    Таким образом, важнейшими шагами в ходе эволюции человека стали прямохождение, а также развитие руки и мозга. Они привели его к очеловечиванию.
    Переход к прямохождению был вызван наступлением ледникового периода. Гоминидные предки не ушли к экватору, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались в вертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, стала развиваться психика. Это в свою очередь повлекло изменение анатомического строения мозга, его объем составлял 522см кубических.
    Итак, прямохождение высвобождало передние конечности и постепенно превращало их в руку – орган трудовой деятельности. Изменение головы и глаз привело к возрастанию зрительной информации.
    Естественный отбор шел в направлении закрепления тех качеств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни. Так совершенствовалось прямохождение, устойчивость тела, развивались верхние конечности. В ходе отбора рука научилась использовать камни и дубины, кости и зубы убитых животных для защиты от нападения, для добычи пищи.
    Человеческие предки стали не только использовать, но и производить орудия труда. В своб очередь, труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, то есть окончательно превратил животное в человека.
    Мутационная концепция антропогенеза
    Человек выделился из животного мира благодаря появлению способности к труду и сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность такого скачка. На этой основе возникли предпосылки о роли мутаций у предчеловека в наследственном аппарате. Причины появлений мутаций такого рода могли быть самыми разными.
    Одной из возможных причин стало влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по 2м направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян, прежде всего ландшафта и климата, и через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Чижевским еще в 30е г.г. 20в. Современная наука согласна с ним в том, что периодические колебания магнитного поля Солнца влияют на нервную систему и сердечную деятельность и в прошлом могли привести к мутациям древних обезьян.
    В качестве еще одной причины мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних 4 млн. лет северный и южный полюса менялись 4 раза. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60% и в 2 раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках гоминид. Автор этой теории – Г.Н.Матюшкин.
    Дополнительным фактором, вызвавшим появление непосредственных предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу. Так, в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн. лет назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнаружились залежи урановых руд. Они интенсивно влияли на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи, вызывая мутации разного рода.
    В 1960-е годы ученым удалось выяснить, что источником генетических мутаций может быть не только радиация, но и стресс, запредельные нервные нагрузки.
    Мутанта, ставшего предком человека, в обычных условиях ждала неминуемая гибель. Но он нашел замену всему тому, что у него отобрала природа. Он стал использовать искусственные орудия труда, жить в обществе, творить культуру. Иными словами, он стал человеком.
    Сходства и отличия человека от животных
    Для рассмотрения проблемы антропогенеза необходимо уточнить, каково место человека в структуре живого. Отсюда вытекают основные сходства и отличия человека от животных. Они состоят в следующем.
    Сходство человека с животными определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животное, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш в своем развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя сейчас не нужны ему (например, аппендикс, копчик и др.).
    Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двухсторонней симметрии в строении тела определяют принадлежность человека к типу хордовых. Развитие позвоночного столба, сердце на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей — к типу позвоночных. Теплокровность, развитие молочных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу плацентарных. Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда приматов.
    Итак, с биологической точки зрения, человек — один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду высших. Однако и отличия от животных фундаментальны. К ним, прежде всего, относится разум. Самые высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим понятийным, логичным. Благодаря способности к понятийному мышлению человек сознает, что он делает, и понимает мир. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. У животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов, но только у человека есть вторая сигнальная система – общение с помощью слов. В естествознании предполагается, что речь произошла из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум. Способность к труду – еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее и что в конечном счете, труд создал человека. Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки и как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека повлиявших на развитие культуры – использование огня и захоронение трупов.
    Таким образом, главные отличия человека от животных –
    понятийное мышление, речь, труд – стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
    Биологическое и социальное в историческом развитии человека
    В настоящем разделе, теперь уже имея представление об антропогенезе, мы остановимся на рассмотрении собственного развития homo sapiens и его свойствах. И первый вопрос, который в связи с этим возникает, можно сформулировать так: а продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения 30–40 тыс. лет назад homo sapiens? Другими словами, как культурная организация жизни людей, включая способы производства, развитие трудовой деятельности, образ жизни и т.д., могла повлиять на биологическую эволюцию человека, и влияла ли она на нее вообще?
    Строго говоря, эволюция человека продолжается на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. Что же касается биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества.
    Значение естественного отбора резко меняется в жизни человека и животных. Если у животных отбор — это главный фактор эволюции, то у человека его роль заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье.
    Естественный отбор у человека происходит главным образом на уровне зародышевых клеток. В основном дети рождаются из здоровых в генетическом отношении клеток. Об этом свидетельствует тот факт, что крупные генетические нарушения в половых клетках родителей в подавляющем большинстве случаев обусловливают гибель оплодотворенных яйцеклеток и зародышей на ранних стадиях развития.
    А меняются ли вместе с социальным обликом человека и его биологическая природа, физический облик, умственные способности? Становятся ли новые поколения людей более развитыми в физическом и умственном плане?
    Прежде всего, коснемся физического здоровья. Очевидно, что его состояние за историю homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения. Под влиянием социальных условий она возросла с 20–22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75–78 лет.
    Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения), английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, был убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллектуальности — IQ. В то же время именно они имеют большее число детей. Причем статистические данные, свидетельствовавшие о более высоком репродуктивном уровне людей с низким IQ, были широко распространены до сравнительно недавнего времени. На основании этих данных Гальтоном и некоторыми другими учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться «худшими породами» людей и, следовательно, уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг. вывод о tom)-что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ, был признан ошибочным. И сегодня нельзя считать доказанным, что коэффициент интеллектуальности у людей обусловлен генетически.
    На сегодняшний день нет данных, позволяющих говорить об эволюции главного органа мышления — мозга. Косвенно о прекращении эволюции мозга свидетельствует тот факт, что его размеры у homo sapiens остаются неизменными на протяжении примерно 30–40 тыс. лет. А у наших предков они увеличивались постоянно, в течение всей эволюции. Так, у австралопитеков размер мозга составлял 500–600 куб. см, у питекантропов — до 900 куб. см, у синантропов — до 1 000 куб. см. У современного человека средний размер мозга составляет 1 400 куб. см у мужчин и 1 270 — у женщин.
    При этом у человека нет прямой зависимости между величиной мозга и индивидуальной одаренностью. Так, по имеющимся данным, довольно маленький размер мозга среди талантливых людей имел известный французский писатель А. Франс — не более 1 000 куб. см. А самый большой объем мозга среди них имел И.С. Тургенев — 2 012 куб. см. Это еще раз доказывает, что на основе различий в объеме мозга не следует делать каких-либо выводов об умственных способностях человека.
    Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его видообразования, прекратился со времени появления homo sapiens. Прежде всего, об этом свидетельствует тот факт, что в течение данного периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. Для противоположной точки зрения, во всяком случае, нет достаточных оснований.
    Эволюция связана с социальной стороной, и будущее человека зависит от состояния нашей культуры. В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней «определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс».
    Заключение
    Таким образом, мы видим, что проблема происхождения человека представляет большой научный интерес и вызывает жаркие споры среди ученых.
    Существует пять основных концепций происхождения человека: креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции.
    Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели большое значение в эволюции человека, что позволяет говорить об антропосоциогенезе. Это означает, что становление социальной формы движения не отменило действия биологических законов, а лишь изменило их проявление.
    Сравнивая человека и животных, мы можем говорить как о сходствах, так и о различиях. К основным сходствам можно отнести одинаковый внешний состав, строение и поведение, наличие у человека рудиментов и атавизмов. Самым же главным отличием можно считать понятийное мышление, речь, труд.
    Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. его видообразования, прекратился со времени появления homo sapiens. Значит, эволюция на своременном этапе связана с социальной стороной, следовательно, будущее человека зависит от состояния нашей культуры и образования.
    Список использованной литературы

    1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. «Философия», М., 2004г.
    2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. «Концепции современного естествознания» – учебник, М., 2005г.
    3. Калмыков В.Н. «Основы естествознания», СПб., 2003г.
    4. Курилов В.А., «Философия», учебник для ВУЗов, М., 1998г.
    5. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. «Основы современного естествознания и экологии», М., 2004г.
    6. http://koncepcii.narod.ru/

  9. 10
    Реферат
    “ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА”
    Вопрос о происхождении человека всегда живо интересовал людей. На разных ступенях культуры и общественного развития человечество давало на него различные ответы. В древних легендах о возникновении первых людей отражались природные и социально-экономические условия того времени. По сказаниям жителей жарких стран, человек произошел из влажной земли под действием солнечного тепла; одни, северные народы, считали своими предками оленя, медведя; другие, источником существования которых был рыбный промысел, думали, что человеческий род ведет свое начало от рыбы.
    С появлением и распространением религии возникло учение о сотворении человека богом и о том, что человек состоит из двух начал: тела и души. На земле он временный гость и поэтому должен развивать в себе терпение, смирение, пренебрежение к земным радостям во имя будущей загробной жизни. Нетрудно видеть, кому выгодна такая мораль: она направлена на оправдание социального неравенства и на притупление классового самосознания.
    С развитием науки накапливались факты о сходстве в строении человека и животных. В начале XVII в. появилось первое сообщение путешественников о человекообразных обезьянах и о сходстве их с человеком. В своей системе животного мира К. Линней искал место человеку и поместил его в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Сходство между человеком и животными, близость их в зоологической системе уже наводили на мысль: нет ли у них и общего происхождения? Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привел к выпрямлению тела, освобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.
    С появлением в 1859 г. книги Дарвина “Происхождение видов” некоторые ученые-эволюционисты на Западе ив России распространили учение об эволюции органического мира и на человека. Это вызвало яростные нападки со стороны противников эволюции и религиозно настроенных людей. В 1871 г. вышел в свет труд Дарвина “Происхождение человека”, в котором убедительно доказано, что человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами.
    Движущей силой эволюции человека Дарвин считал естественный отбор, благодаря которому выработалась вертикальная походка и освободились руки. Большое значение, по его мнению, имели высокое развитие нервной системы у наших предков, их общественный образ жизни и труд. Однако Дарвин не смог выяснить, какой фактор был ведущим в процессе превращения обезьяны в человека, а стада обезьян – в человеческое общество.
    Эта проблема была раскрыта Энгельсом в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”, опубликованной в 1896 г., хотя она была написана вскоре после выхода в свет “Происхождения человека” Дарвина. В то время наука располагала относительно скудными данными об ископаемых предках человека. Позднее многочисленные находки остатков костей и орудий труда ископаемых людей блестяще подтвердили справедливость теории Энгельса.
    Доказательства происхождения человека от животных
    Общие черты строения человека и животных. Сравнение скелетов человека и других позвоночных, особенно млекопитающих, убедительно показывает общие черты в их строении: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей. В скелете конечностей человека и животных имеются одни и те же кости, хотя они различаются между собой по форме и развитию. Человек относится к млекопитающим, так как имеет все признаки этого класса: внутриутробное развитие, диафрагму, млечные железы, зубы трех родов (коренные, клыки, резцы), три слуховые косточки в среднем ухе и ушные раковины.
    Рудименты и атавизмы у человека. Для доказательства животного происхождения человека, как и для доказательства исторического развития животных, особенно важны рудименты. Млекопитающие имеют хорошо развитые подкожные мышцы. У человека заметно выражена только лицевая подкожная мускулатура, но на шее у него сохранилась подкожная мышца в виде рудимента. Среди мышц уха человека есть ненужные для него, но у животных такие мышцы играют заметную роль, когда они прислушиваются к звукам. Кожа человека покрыта незначительным количеством коротких мягких волосков – остатков сплошного волосяного покрова у наших обезьяноподобных предков. Копчик в скелете человека также рудиментарен: он состоит из четырех (реже пяти) недоразвитых, сросшихся между собой позвонков. Потерял свое первоначальное значение червеобразный отросток слепой кишки человека – аппендикс, который принимает участие в переваривании пищи у многих млекопитающих. Не нужен третий коренной зуб, часто недоразвитый или даже отсутствующий. Во внутреннем углу глаза сохранился рудимент третьего века, хорошо развитого у птиц, пресмыкающихся и некоторых других животных: рыб, земноводных. Всего у человека насчитывают свыше 90 рудиментов.
    Бывают случаи рождения людей с атавизмами: с хвостом, с густым волосяным покровом тела, с дополнительными сосками.
    Все эти факты можно объяснить только животным происхождением человека.
    Сходство в развитии зародышей человека и животных. Человек, как и животные, начинает свое развитие с оплодотворенного яйца. Оно дробится, образуются ткани и дают начало органам. По многим признакам человеческий зародыш похож в дальнейшем на зародыши других позвоночных. У него закладываются жаберные щели, как у зародыша рыб; сердце сначала представляет собой трубку с пульсирующими стенками, напоминая пульсирование некоторых сосудов у ланцетника; есть клоака, как у однопроходных.
    В возрасте 1,5-3 месяцев человеческий зародыш, подобно зародышам других позвоночных животных, имеет хвост с числом позвонков до десяти, который впоследствии дегенерирует и от которого остается копчик. Большой палец ноги короче других и расположен под углом к ним, как у обезьяны; у взрослого человека он длиннее остальных, параллелен им и служит точкой опоры при ходьбе.
    Мозг месячного человеческого зародыша состоит из пяти отдельных частей – мозговых пузырей, расположенных линейно друг за другом, напоминая мозг рыбы. Постепенно большие полушария надвигаются на другие отделы. На коре больших полушарий появляются борозды и извилины, увеличивающие поверхность мозга. Однако и у семимесячного зародыша он все еще напоминает мозг павиана. Особенное сходство обнаруживается между зародышами обезьяны и человека. На ранних стадиях развития их почти невозможно различить.
    Человек и человекообразные обезьяны. По строению и физиологическим особенностям к человеку ближе других животных стоят человекообразные обезьяны: орангутанги, гориллы, шимпанзе близкие к ним гиббоны. Орангутанги и гиббоны обитают в Юго-Восточной Азии, гориллы и шимпанзе – в тропических районах Западной Африки.
    Человекообразные обезьяны во многом напоминают человека: они выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. У них хорошая память, высокоразвитая высшая нервная деятельность.
    Опытами по изучению высшей нервной деятельности человекообразных обезьян установлено, что они способны пользоваться находящимися под рукой предметами как простейшими орудиями. Например, обезьяны палкой сбивают высоко подвешенные фрукты или добираются до них, поставив друг на друга ящики, применяют палки как рычаги для поднятия тяжести.
    У обезьян высоко развиты безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность. Но обезьяны обладают только конкретным мышлением. Это означает, что они воспринимают внешний мир через раздражения, действующие только непосредственно на их органы чувств. Однако обобщать, мыслить отвлеченно от самих предметов, т.е. понятиями о них, обезьяны не в состоянии.
    Человекообразные обезьяны не имеют хвоста; они могут ходить на задних конечностях, но опираются при этом на руки. У них на пальцах ногти, а не когти, 12 – 13 пар ребер, 5-6 крестцовых позвонков, число резцов, Клыков и коренных зубов как у человека.
    В скелете и внутренних органах человекообразных обезьян и человека наблюдается поразительное сходство. Строение уха, глаз, кожи человека очень сходно со строением этих органов у человекообразных обезьян. Красные кровяные клетки этих обезьян не разрушаются в человеческой крови, как это происходит с кровью низших обезьян; есть общие паразиты, например вошь. Все это доказывает их несомненное родство.
    Однако между человеком и человекообразными обезьянами существует огромное различие. Основу жизни человека составляет труд, изготовление и применение орудий. Человек живет в обществе и подчиняется законам его развития, т.е. социально-экономическим законам. Человек имеет ряд анатомических и физиологических особенностей. Он ходит прямо на двух ногах, и все его тело приспособлено к прямохождению. Отметьте сходство и отличие в скелете обезьяны и человека.
    Объем человеческого мозга – около 1400-1600 см3, а человекообразной обезьяны – 600 см3. Поверхность коры полушарий головного мозга у человека в среднем равна 1250 см2, у человекообразной обезьяны она меньше примерно в 3,5 раза. У человека сильно развиты мозговые борозды и извилины; большое развитие получили лобные и височные доли, с которыми связаны главнейшие центры высшей умственной деятельности.
    Люди обладают членораздельной речью, благодаря которой могут общаться друг с другом, передавать и накапливать жизненный и трудовой опыт из поколения в поколение. Человек способен мыслить отвлеченно, развивать различные науки и искусство.
    Важно отметить, что морфологические различия выражены / зародышей и в раннем детском возрасте не так резко, как взрослого, человека и человекообразных обезьян.
    Каждый из видов человекообразных обезьян ближе к человеку по одним определенным признакам и дальше от него по другим. Так, горилла ближе к человеку по общим пропорциям тела, строению кисти, стопы, таза и некоторым другим особенностям. Шимпанзе больше, чем горилла, подходит к человеку по строению черепа, размерам конечностей. У орангутанга 12 пар ребер, как и у человека. Гиббон напоминает человека строением черепа (сглаженной формой), плоской грудной клеткой и некоторыми другими признаками. Нельзя сказать, какая обезьяна стоит к человеку ближе других. Ни одна из них не является прямым предком человека.
    Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека
    Труд создал человека. Тело человека замечательно приспособлено к трудовой деятельности, а также к прямохождению. Но вместе с тем и само прямохождение отличается высокой приспособленностью к труду. Человек – член общества и подчиняется законам его развития. Для человеческого общества характерен основной признак – труд его членов. Все достижения материальной и духовной культуры человечества – результат труда многих и многих поколений.
    Если животные только пользуются дарами природы, то человек изменяет ее с помощью труда. Изготовление орудий труда, применение их и складывающиеся в человеческом обществе производственные отношения – совершенно новые факторы, каких не может быть среди животных.
    Труд начинается с изготовления орудий труда. Труд, по словам Энгельса, “первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека”.
    Первый шаг от обезьяны к человеку. Предками древнейших людей были жившие еще в палеогене высокоразвитые человекообразные обезьяны. Они жили на деревьях и вели стадный образ жизни, питались плодами, листьями, насекомыми, мелкими птицами, передвигались, лазая по ветвям, при помощи верхних и нижних конечностей.
    В связи с похолоданием климата в северных и южных широтах земного шара леса поредели. В экваториальной зоне, наоборот, увеличилось количество атмосферных осадков и процветала лесная растительность. Здесь сохранились человекообразные обезьяны и до нашего времени, причем их приспособления к лесному образу жизни в процессе естественного отбора совершенствовались.
    Совсем по-иному сложилась история обезьян в северных и южных широтах Африки. С исчезновением лесов животные не могли приспособиться к жизни на земле и постепенно вымирали. Лишь немногие перешли к жизни на открытых пространствах. Им пришлось вести жестокую борьбу за существование с другими животными, ранее заселявшими эти пространства. У одних животных были мощные клыки и острые когти, другие быстро бегали, третьи отличались большой мышечной силой. Обезьяны не обладали этими качествами, но у них был значительно увеличен объем головного мозга по отношению к общим размерам тела. Еще при жизни на деревьях обезьяны отличались развитой способностью к ориентировке в окружающих условиях, так как обладали отличным слухом и объемным – стереоскопическим – зрением благодаря выдвинутым вперед и сближенным глазам. У обезьян при древесном образе жизни существовало разделение функций между руками и ногами, что сохранилось и у современных человекообразных обезьян, например у шимпанзе. При передвижении по деревьям обезьяны пользовались руками иначе, чем ногами; основной тяжестью тела они опирались на ноги, а руками цеплялись и придерживались за ветви. Руками схватывали предметы, строили гнезда.
    Высокоразвитая ориентировочная деятельность и разделение функций между передними и задними конечностями были существенными предпосылками к дальнейшему морфофизиологическому прогрессу обезьян при переходе их в новую среду – на открытые безлесные пространства с далеким и широким горизонтом. В этих условиях прямохождение стало со временем биологически необходимым. В организации наземных человекообразных обезьян произошли значительные изменения. Особенно важным было возникновение прямой походки, что привело ко многим изменениям тела обезьян. Так, увеличились его размеры и вес, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придававший ему гибкость; образовалась сводчатая пружинящая стопа; расширился таз, упрочился крестец; челюстной аппарат стал более легким и т.д. Прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс, который предположительно длился миллионы лет.
    Замечательным изменением было и освобождение руки от функции хождения. Решающий шаг от обезьяны к человеку, по мнению Ф. Энгельса и ранее Ч. Дарвина, заключался в прямохождении.
    Возникновение этих изменений невозможно объяснить одним естественным отбором. Ведь все прямостоящие обезьяны вымерли, за исключением только той ветви, которая привела к человеку. Ни для одной из современных человекообразных обезьян прямохождение не служит основным способом передвижения по земле.
    Морфофизиологические преобразования у наших обезьяноподобных предков не были чисто биологическими ароморфозами, как у других животных. Этим преобразованиям подверглась лишь та ветвь человекообразных обезьян, которая и привела к человеку. Следовательно, изменения, которые она претерпела, правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавшие их факторы были специфичны только для эволюции человека.
    Каковы же те факторы, которые вызвали антропоморфозы?
    Ф. Энгельс указал, что факторами превращения обезьяны в человека были развитие общественного образа жизни, превращение руки в орган, производящий орудия труда, и возникновение членораздельной речи.
    Рука – орган и продукт труда. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к вращательным движениям. Руки получили возможность метать камни и сучья для защиты от врагов, срывать плоды, выкапывать подземные съедобные части растений, пользоваться орудиями труда. Обезьяноподобные предки человека превратились благодаря этому в существа, грозные для других, животных, так как получили преимущества перед ними. Руки стали совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов.
    В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи с изменениями верхних конечностей, полезными при защите и нападении, а также полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись естественным отбором, который продолжал еще иметь большое значение. Но прошли многие сотни тысяч лет, прежде чем рука обезьяны превратилась в руку человека. В этом смысле Ф. Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда.
    Различие между рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их изготовлению.
    Развитие общественности у наших обезьяноподобных предков. Труд начался с изготовления самых простых орудий, наподобие ножа или топора из камня. Но с самого начала труд был общественный, так как обезьяны жили стадами. Ф. Энгельс указывал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных.
    Стадность обезьяньих предков человека развилась в общественность под действием особого фактора. Таким фактором был труд, тесно связанный с преобразованием руки в орган труда. В отличие от животных человек сам создает орудия труда.
    Труд способствовал сплочению членов общества. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, а также учили приемам охоты и сохранения огня; коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. С развитием трудового процесса все яснее становилась полезность взаимной поддержки и взаимопомощи.
    Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности к общению друг с другом с помощью звуков, жестов, мимики.
    Возникновение членораздельной речи. В условиях общественного труда возникла жизненная необходимость в органе речи. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян претерпели ряд изменений, в результате которых появилась способность к членораздельной речи. Возникла вторая сигнальная система, под которой И.П. Павлов понимал слово. Это специфическая человеческая сигнальная система. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.
    Благодаря слову возможно отвлечение от реально существующих предметов и обобщение, т.е. человеческое высшее мышление. Слово – важнейшее средство общения между людьми, передачи опыта старших поколений последующим и воспитания человека.
    Возникновение речи усилило общение наших предков на почве совместного трудового процесса и в свою очередь способствовало развитию общественных отношений. Таким образом, эволюция наших предков происходила под совместным действием социальных и биологических факторов. Но естественный отбор постепенно утрачивал в эволюции человека роль ведущего фактора.
    Значение разнообразной пищи и огня. На земле наши предки нашли более разнообразную растительную пищу по сравнению с той, которой они питались при жизни на деревьях. Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли свидетельствуют о том, что наши предки уже на ранних стадиях развития употребляли мясную пищу. Последующее приручение животных обеспечило постоянные запасы мяса и дало новый продукт питания – молоко.
    Обработанная и приготовленная на огне, размягченная пища уменьшала нагрузку на жевательный аппарат. Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные мышцы, сделался бесполезным и постепенно исчез. Череп стал гладким. При переходе от растительной пищи к смешанной укоротился кишечник.
    Применение огня помогло нашим предкам защищаться от холода, отпугивать зверей, а также расселяться по земному шару. Все это обеспечило нашим предкам преимущественное положение в природе.
    Возникновение социальных закономерностей. Археологические раскопки показывают, что формирующиеся люди вели общественный образ жизни. Коллективная охота и защита от зверей, особенно совместно производимые трудовые операции сближали людей. Все усложнявшиеся трудовые процессы для изготовления орудий труда и предметов быта, звуковая сигнализация и жесты мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств.
    Развитие же головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность поколении в трудовом опыте. Только в обществе могли развиться высшие формы мышления, свойственные человеку.
    Так обезьяноподобные предки человека благодаря труду вступили на особый путь развития – человеческий – на основе новых законов – законов человеческого общества, раскрытых К. Марксом и Ф. Энгельсом. Люди вступали в новые социальные отношения между собой, труд их становился более многообразным. Они уже занимались не только сбором растений, охотой, рыбной ловлей, но и земледелием, разведением животных. Появились отрасли труда, связанные с изготовлением предметов быта: прядение, ткачество, гончарное дело, обработка металлов и т.п. Возникли торговля, искусство, религия, наука. Племена образовали нации и государства.
    Список литературы
    1.
    Азимов А. Краткая история биологии. М., 1997.
    2. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., 2000.
    3. Либберт Э. Общая биология. М., 1978
    4. Льоцци М. История физики. М., 2001.
    5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М., 1999.
    6. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., 1993.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *