Сочинение на тему как сохранить в себе человека

12 вариантов

  1. (по произведениям А. П. Чехова)
    Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения — в человеке. И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.
    Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павловича Чехова.
    Антон Павлович Чехов — насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию — вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
    Жизненная позиция писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности. Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, а за ними — очередную недвижимость, которую он купит в городе.
    Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной — с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака — заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца. Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: «А приданого дадут, должно быть, немало!»
    Захотелось наживы — и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с «обширной практикой», разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел. И — страшная чеховская деталь! — утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что «Ионыч» — это предупреждение о возможности потерять свое лицо. В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется. Сложатся обстоятельства — и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек — будет тепло и светло от него тебе и людям.
    Учитель греческого языка Беликов — человек в футляре, ходя — чий циркуляр «как бы чего не вышло», добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он «влюбился». Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике? Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что «малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий»…
    Сохрани он в себе этот свет, не подумай: «Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю» — кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей — и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить. А еще — это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.
    Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского («Крыжовник ») — участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу.
    И вот — достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась. И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, тоже «похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает «тяжелое чувство, близкое к от — чаянию».
    Действительно, — человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой. Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле». А вот герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие — даже не живущие, а прозябающие — условной, чуждой им жизнью («филолог, но служит в банке», «его женили», «не любит бывать дома», «никак не могла объяснить, где служит ее муж», знала только, что он по натуре «лакей»), совершающий такие же нелепые поступки и промахи (ест арбуз в номере, когда у женщины нехорошо на душе), вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь — «все, что было для него (Гурова) важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни». Они рядом, как очень близкие, родные люди, «оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.
    Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие «душеньки», не «хамелеоны», меняющие свои мнения и взгляды, не «попрыгуньи», не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. «Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.
    В этом и суть литературы — не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе. В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В. Высоцкого:
    Если путь прорубая отцовским мечом,
    Ты соленые слезы на ус намотал,
    Если в жарком бою испытал, что почем, —
    Значит, нужные книги ты в детстве читал.
    К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.

  2. В человеке все должно быть прекрасно…
    А. П. Чехов
    Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия и эгоизма. Нравственные законы эти выработаны веками, передаются из поколения в поколение, их сохраняют в семьях и завещают детям, они перерастают в строчки кодексов государств. Несколько меняясь во внешних проявлениях, нравственные законы постоянны в самой своей сути, помогая сохранить самое лучшее, самое светлое в венце творения — в человеке. И хранилищем этих законов, тем зеркалом, которое отражает жизнь, сфокусировав, подчеркнув главное, были, есть и будут книги. Ее Величество Художественная Литература.
    Столетие отделяет нас от времени создания этих небольших по объему, но таких глубоких по содержанию рассказов Антона Павловича Чехова.
    Антон Павлович Чехов — насмешливый и гневный, иронически улыбающийся и грустный. Доктор не только по медицинскому образованию своему, но и по таланту, по призванию — вскрывать человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
    Жизненная позиция писателя: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, объясняет ненависть Чехова к любому нравственному и умственному убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности. Скрупулезно и точно, как в истории болезни, шаг за шагом показывает Чехов, как добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а “разноцветные бумажки”, которые он считает по вечерам, а за ними — очередную недвижимость, которую он купит в городе.
    Неправда, что его романтическая любовь к Екатерине Туркиной — с поездкой на кладбище, с хлопотами по доставанию фрака — заканчивается, когда девушка отказывает ему, не приняв предложение руки и сердца. Любовь его заканчивается коротенькой, едва мелькнувшей мыслью: “А приданого дадут, должно быть, немало!”
    Захотелось наживы — и променял счастье самоотверженной работы на жизнь врача с “обширной практикой”, разучился ходить пешком, обрюзг, ожирел. И — страшная чеховская деталь! — утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. Так что “Ионыч” — это предупреждение о возможности потерять свое лицо. В каждом человеке горит искорка доброго, хотя иногда она ох как глубоко прячется. Сложатся обстоятельства — и она разгорится в яркое пламя. Сумеешь сберечь этот огонек — будет тепло и светло от него тебе и людям.
    Учитель греческого языка Беликов — человек в футляре, ходячий циркуляр “как бы чего не вышло”, добровольно замкнувшийся от бушующей вокруг жизни. Как-то даже странно говорить, что он “влюбился”. Но ведь была же фотография Вареньки у него на столике? Сказал же он пусть и первый в своей жизни комплимент, что “малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий”…
    Сохрани он в себе этот свет, не подумай: “Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю” — кто знает, чем бы кончился этот рассказ? Но не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненужный барьер условностей — и оказался в гробу, как в последнем своем футляре. Казалось бы, вся история. Какой-то мелкий конкретный случай, даже, наверное, утрированное автором изображение. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: “А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”… Цель в жизни должна быть у каждого человека. Это его путеводная звезда, то, что придает силы, а иногда вселяет само желание жить. А еще — это тот индикатор, по которому мы определяем путь самого человека.
    Цель Николая Ивановича Чимша-Гималайского (“Крыжовник “) — участок земли, обязательно с крыжовником, который надо купить, во что бы то ни стало, даже отправив на тот свет жену, доведя ее до смерти своей экономией. Клочок земли, который заслонил собой весь мир, почти как новая шинель гоголевскому Акакию Акакиевичу.
    И вот — достиг! И ничего больше не надо. Жизнь остановилась. И первое, что бросается в глаза брату: кухарка, “похожая на свинью”, собака, тоже “похожая на свинью”, сам хозяин, который “того и гляди хрюкнет в одеяло”. Вся его кротость и скромность исчезли, вся его доброта превратилась в барские благодеяния. При виде этого счастливого человека, который доволен своей судьбой, самим собой, овладевает “тяжелое чувство, близкое к отчаянию”.
    Действительно, — человеку, личности нужно “не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”. Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, определяющее во многом путь человека, окрыляющее его великой силой. Умный, порядочный Алехин полюбил жену своего знакомого, знает о ее ответном чувстве к нему, но… “Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим: и вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись перемен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то “нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле”. А вот герои “Дамы с собачкой”, казалось бы, уже навсегда погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие — даже не живущие, а прозябающие — условной, чуждой им жизнью (“филолог, но служит в банке”, “его женили”, “не любит бывать дома”, “никак не могла объяснить, где служит ее муж”, знала только, что он по натуре “лакей”), совершающий такие же нелепые поступки и промахи (ест арбуз в номере, когда у женщины нехорошо на душе), вдруг просыпаются для настоящей, новой жизни, обретая силы. Загорается огонь души, зарождается новая жизнь — “все, что было для него (Гурова) важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни”. Они рядом, как очень близкие, родные люди, “оно простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих”. И пускай много сложностей еще на пути этих людей, мы верим, что оно смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас. Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям.
    Так уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень “положительного жениха” Надя Шумина, шагнет в неизвестное создавать свой “вишневый сад”, свою красоту и свежесть Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям. Именно они, личности, хранящие в себе что-то свое, а не слепо подражающие “душеньки”, не “хамелеоны”, меняющие свои мнения и взгляды, не “попрыгуньи”, не видящие под носом настоящего человека, заставляют нас задуматься над важными вопросами. “Берегите в себе человека!” — восклицает мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.
    В этом и суть литературы — не только отражение действительности, пропущенное через сердце писателя, не только иллюстрация к тем или иным временным отрезкам жизни нашего общества, изучаемым по школьной программе. В этом суть ее нравственной, воспитательной роли, ее уроков в жизни каждого из нас. Это борьба литературы за формирование человеческой личности, за сохранение лучших человеческих качеств в любых испытаниях. Недаром же у В. Высоцкого:
    Если путь прорубая отцовским мечом,
    Ты соленые слезы на ус намотал,
    Если в жарком бою испытал, что почем, —
    Значит, нужные книги ты в детстве читал.
    К таким книгам я отношу и произведения А. П. Чехова.

  3. Эта повесть рассказывает о судьбе простого русского человека Андрея Соколова ,который в своей жизни совершил ряд поступков ,вызывающих восхищение и уважение читателя ,потому что в разных жизненных ситуациях герой сумел сохранить в себе  человеческое достоинство ,силу воли и  душевную красоту .
    Во – первых ,он создал семью и делал всё ,чтобы его близкие были счастливы .Во – вторых ,когда началась война ,он не прятался от неё ,а пошёл воевать .Был фронтовым шофёром .Попал в плен В плену он вызвал восхищение немецкого офицера ,начальника концлагеря . А было так :после побега Соколову грозила смерть ,но его пригласили к коменданту .Независимое и смелое поведение русского солдата спасло ему жизнь .Он получил  в дар ещё буханку хлеба и кусок сала ,который принёс в барак и отдал голодным товарищам .Эта история – просто симфония о русском характере ..Бежал из плена наш герой  несколько раз .В последний раз побег удался ,Андрей даже прихватил с собой языка – фрица .
    Но война полностью уничтожила его семью  .Дом был разрушен прямым попаданием снаряда ( погибли жена и дочки) А сын Анатолий был убит снайпером в самый последний день войны .Что остаётся человеку ? Да ещё когда  в душе саднит незатухающая вина перед женой ,которая так рыдала .провожая Андрея на войну ,что он прикрикнул на неё .А теперь понимает ,что она чувствовала ,что никогда они не увидятся больше.
    Но ,как это ни удивительно ,герой сумел преодолеть в себе ожесточение ,которое могли вызвать в его душе трагические события войны.
    Андрей Соколов взял на воспитание мальчонку – сироту ,которого увидел побирающимся у придорожного кафе в городе Урюпинске .”Не бывать тому ,чтобы нам поодиночке погибать !” Он сказал ему ,что он и есть его отец .Ванюшка поверил ,и два одиноких несчастливых человека стали опорой друг другу .Автор встретил их у переправы ( с этого и начинается повесть ),и ,глядя им вслед ,Шолохов говорит :”Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.”
    Андрею часто снятся его близкие .Они тянут к нему  руки ,но колючая проволока не даёт им встретиться .Эта колючая проволока – символ душевных мук ,которые терзают душу героя .И опять авторский комментарий:”Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за  годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза..”.
    Произведение очень поучительно .Оно учит  любви к родине ( Андрей умел её защищать ) Любви к людям ( и к своим близким ,и к тем ,кто нуждается в помощи ) .Книга учит стойкости и несгибаемости ,твёрдости и вере!
    Это прекрасное произведение о русском несгибаемом  характере .

  4. В человеке все должно
    быть прекрасно…
    А. П. Чехов
    Есть писатели — художники, под пером которых оживают яркие, пронизанные солнцем пейзажи, возникают выпуклые, живые фигуры. Есть творцы музыки сло­ва, когда хочется читать вслух, наслаждаясь музыкальностью фразы, ее необыч­ной звукописью. Есть конструкторы, цель которых — выстроить необыкновенно сложный сюжет, с запутанной интригой. Есть великие моралисты и учителя.
    А вот Антона Павловича Чехова я представляю врачом. Доктором не только по медицинскому образованию, но и по таланту. По призванию вскрывать человечес­кие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.
    Кредо писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Этим и объясняется ненависть Чехова к любому убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности — умственной и нравственной.
    Скрупулезно, точно, как в истории болезни, описывает Чехов деградацию док­тора Старцева в рассказе «Ионыч».
    Мы видим, как шаг за шагом добросовестный земский врач, интеллигентный, думающий человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, который видит уже не больных, а «разноцветные бумажки», и пересчитывает их по вечерам, приобретая уже не новых знакомых и книги, а недвижимость. Соб­ственно говоря, его романтическая любовь к Котику закончилась еще до отказа девушки выйти за него замуж. Она закончилась в тот момент, когда в голове Стар­цева промелькнула мысль: «А приданого дадут, должно быть, немало!»
    И вот результат — вместо самоотверженной работы земского врача появляется обширная практика, он разучился ходить пешком, обрюзг. Страшная чеховская деталь: герой утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. То, что от него осталось — «Ионыч», скорее напоминает кличку.
    Учитель греческого языка Беликов —- человек в футляре, ходячий циркуляр «как бы чего не вышло» — замкнул себя добровольно от бушующей вокруг жизни. Вро­де вспыхнула, разгорелась в нем искорка — влюбился, даже поговаривал о семей­ной жизни. Не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненуж­ный барьер условностей — и искорка эта навсегда угасла. Гроб стал его последним, окончательным футляром. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
    У каждого человека должна быть цель в жизни. Путеводная звезда, что придает силы, само желание жить. Цель Николая Ивановича Чимши-Гималайского — уча­сток земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже доведя до смерти своей экономией жену. Этот клочок земли заслонил ему весь мир, подобно новой шинели гоголевского Акакия Акакиевича.
    Когда достигнет цели, жизнь остановится: идти дальше некуда. Первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, «тоже похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». При виде этого счастливого человека, довольного своей судьбой, самим собой, овладевает «тяже­лое чувство, близкое к отчаянию». Это как болезнь, еще не ощущаемая пациентом, но уже видимая близкими.
    Прав Чехов, человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и осо­бенности своего свободного духа».
    Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, окрыляющее человека, опре­деляющее во многом его путь.
    Умный, порядочный человек Алехин полюбил жену своего знакомого, знает об ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим». И вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись пере­мен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исхо­дить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или доброде­тель в их ходячем смысле».
    Лечение затруднено, когда больной сам опускает руки. Болезнь отступает, если человек активно борется с ней. Герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсег­да погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие условной чуждой им жизнью вдруг просыпаются для новой жизни. «Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих двух любящих, мы верим, что они смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас.
    Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям. Так, уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное — создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть, Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям.
    «Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень доб­рый Антон Павлович Чехов, прививая своими книгами вакцину от ограниченнос­ти, пошлости и злобы. И пусть слова, пережившие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.

  5. Одним из ярких образцов поэтики раннего Чехова является “Смерть чиновника” (1883).
    Фабула этой предельно динамичной, краткой новеллы получила особенную известность. Ранний, смешливый, юмористический Чехов, по сути, не так уж прост. Наивный с виду рассказ имеет внутренние секреты, ходы и сдвиги. “Маленький человек” Иван Дмитриевич Червяков, будучи в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Тяжело переживает это событие герой: он “посягнул” на “святыню” чиновничьей иерархии. Рассказ построен на любимом у раннего Чехова принципе резкой утрировки. Чехов виртуозно сочетает стиль “строгого реализма” с повышенной условностью. Генерал во всем рассказе ведет себя в высшей степени “нормально”, реалистически в узком смысле слова. Ведет себя именно так, как и повел бы себя действительный человек его склада в подобном эпизоде. Он сначала раздражен: вытирает платочком лысину. Потом он успокаивается, удовлетворен, так как неудобство миновало и перед ним извинились. Он еще более удовлетворен, но уже как-то настороженно: перед ним усиленно извиняются, слишком усиленно. И естествен ответ генерала: “Ах, полноте.. . Я уж забыл, а вы все о том же! ” Затем он, как и следует, начинает входить в раж из-за глупости, чрезмерной трусости и, наконец, назойливости чиновника.
    На этом фоне условность и утрированность характера, поведения чихнувшего видны особенно резко. Чиновник чем далее, тем более по-идиотски ведет себя; он еще и “помирает” от всего этого. Вот как описана смерть Червякова: “Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван, и.. . помер”. Уже и во всей второй половине рассказа его поведение переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим “помер” он выводит рассказ (новеллу) за рамки бытового реализма, между “…чихнул… ” и “…помер” внутренняя дистанция чересчур велика. Здесь — прямая условность, насмешка, казус. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово “смерть” не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения.
    Так смешное у Чехова переходит в обличительное. Идея абсолютной власти над людьми обыденных мелочей чужда и даже враждебна писателю. Повышенное, болезненное внимание человека к мелочам повседневности — это следствие незаполненности его духовной жизни.
    Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, — говорил он.

  6. Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского «Ионыча»
    Антона Павловича Чехова, известного писателя, создающего уникальные образы, нередко называют «доктором». Не только как медика по образованию, но и по художественному таланту, умению раскрывать человеческие слабость и безнравственность, выявлять с помощью литературы общественные недуги, излечивать их истинные причины.
    Обстоятельно, точно, как бы историю заболевания пациента, выписывает Чехов этапы деградации земского врача Старцева в своем рассказе «Ионыч». Высокоинтеллигентная особа, добропорядочный лекарь, Дмитрий Ионыч Старцев преобразовывается в рядового стяжателя, пациентов уже не замечает, а увлечен исключительно «бумажками разноцветными». Он в вечерний час тщательно эти бумажки складывает и пересчитывает, приобретает теперь не книги, а недвижимость. И его искренние романтические чувства к Котику заканчивается еще раньше, чем девушка ответила на его предложение отказом. Они испарились тогда, когда Старцева начали донимать мысли: «Сколько же приданого я получу? Должно быть, немало!». Своим отказом девушка разбивает его сердце, он теряет смысл жизни и начинает – существовать. Он не видит красок жизни, вливается в скучную атмосферу городка.
    Чехов особо подчеркивает ужасающую деталь: герой теряет голос, здоровье, человеческий облик, но самое страшное – и собственное имя. Все, с чем он остался – «Ионыч», наименование, скорее даже кличка.
    «Ионыч» – это авторское предупреждение человеку об угрозе потерять свое лицо. Мудрый писатель своим произведением как бы делает прививки от обыденности, злобы и ограниченности. «Берегите в себе человека» – следуя этому правилу, возможно обезопасить душу от разложения и опустошенности, которому подвергся Ионыч.

  7. И вот результат — вместо самоотверженной работы земского врача появляется обширная практика, он разучился ходить пешком, обрюзг. Страшная чеховская деталь: герой утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. То, что от него осталось — «Ионыч», скорее напоминает кличку.
    Учитель греческого языка Беликов —- человек в футляре, ходячий циркуляр «как бы чего не вышло» — замкнул себя добровольно от бушующей вокруг жизни. Вро­де вспыхнула, разгорелась в нем искорка — влюбился, даже поговаривал о семей­ной жизни. Не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненуж­ный барьер условностей — и искорка эта навсегда угасла. Гроб стал его последним, окончательным футляром. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
    У каждого человека должна быть цель в жизни. Путеводная звезда, что придает силы, само желание жить. Цель Николая Ивановича Чимши-Гималайского — уча­сток земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже доведя до смерти своей экономией жену. Этот клочок земли заслонил ему весь мир, подобно новой шинели гоголевского Акакия Акакиевича.
    Когда достигнет цели, жизнь остановится: идти дальше некуда. Первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, «тоже похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». При виде этого счастливого человека, довольного своей судьбой, самим собой, овладевает «тяже­лое чувство, близкое к отчаянию». Это как болезнь, еще не ощущаемая пациентом, но уже видимая близкими.
    Прав Чехов, человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и осо­бенности своего свободного духа».
    Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, окрыляющее человека, опре­деляющее во многом его путь.
    Умный, порядочный человек Алехин полюбил жену своего знакомого, знает об ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим». И вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись пере­мен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исхо­дить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или доброде­тель в их ходячем смысле». Материал с сайта //iEssay.ru

  8. эта повесть рассказывает о судьбе простого человека андрея соколова ,который в своей жизни совершил ряд поступков ,вызывающих восхищение и уважение читателя ,потому что в разных жизненных ситуациях герой сумел сохранить в себе человеческое достоинство ,силу воли и душевную красоту .во – первых ,он создал семью и делал всё ,чтобы его близкие были счастливы .во – вторых ,когда началась война ,он не прятался от неё ,а пошёл воевать .был фронтовым шофёром .попал в плен в плену он вызвал восхищение офицера ,начальника концлагеря . а было так : после побега соколову грозила смерть ,но его пригласили к коменданту .независимое и смелое поведение солдата спасло ему жизнь .он получил в дар ещё буханку хлеба и кусок сала ,который принёс в барак и отдал голодным товарищам .эта – просто симфония о характере ..бежал из плена наш герой несколько раз .в последний раз побег удался ,андрей даже прихватил с собой языка – фрица .но война полностью уничтожила его семью .дом был разрушен прямым попаданием снаряда ( погибли жена и дочки) а сын анатолий был убит снайпером в самый последний день войны .что остаётся человеку ? да ещё когда в душе саднит незатухающая вина перед женой ,которая так рыдала .провожая андрея на войну ,что он прикрикнул на неё .а теперь понимает ,что она чувствовала ,что никогда они не увидятся больше.но ,как это ни удивительно ,герой сумел преодолеть в себе ,которое могли вызвать в его душе трагические события войны.андрей соколов взял на воспитание мальчонку – сироту ,которого увидел побирающимся у придорожного кафе в городе урюпинске .”не бывать тому ,чтобы нам поодиночке погибать ! ” он сказал ему ,что он и есть его отец .ванюшка поверил ,и два одиноких несчастливых человека стали опорой друг другу .автор встретил их у переправы ( с этого и начинается повесть ),и ,глядя им вслед ,шолохов говорит : “два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной что-то ждет их впереди? и хотелось бы думать, что этот человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.” андрею часто снятся его близкие .они тянут к нему руки ,но колючая проволока не даёт им встретиться .эта колючая проволока – символ душевных мук ,которые терзают душу героя .и опять авторский комментарий: “нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. плачут они и наяву. тут главное – уметь вовремя отвернуться. тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза..”. произведение поучительно .оно учит любви к родине ( андрей умел её защищать ) любви к людям ( и к своим близким ,и к тем ,кто нуждается в ) .книга учит стойкости и несгибаемости ,твёрдости и вере! это прекрасное произведение о несгибаемом характере .

  9. Положение пленных усугублялось тем, что СССр не подписал Женевскую конвенцию
    об обращении с военнопленными конвенцию, хотя и объявил в начале войны, что будет
    соблюдать ее основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз
    отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и
    об,,обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы
    конвенций по отношению к советским военнопленным.
    Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года
    приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен
    командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались
    пособий и помощи, что обрекало их на голод.
    Из 6, 3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших
    почти половина служила немцам, в большинстве своем­ чтобы не умереть с голоду, а не
    из идейных соображений. Многие вернувшиеся из плена наши солдаты оказались в
    ГУЛАГе»
    5. Шолохов ввел в рассказ описание плена, что было не свойственно советской
    литературе той поры, для того, чтобы показать, как героически, достойно вели себя и в
    плену советские люди, сколько невзгод преодолели. Он говорит: « Тяжело мне, браток,
    вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как
    вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, друзей, какие
    погибли, замученные в лагерях, сердце уже в горле бьется, и трудно становится
    дышать.» (СЛАЙДЫ 8,9,10)
    Укажите, какие из записанных нами черт характера помогли Соколову
    пережить трудности плена? В каких эпизодах они проявились особенно ярко?
    (Инсценировка эпизода «Соколов и Мюллер в комендантской»)
    ­ Почему Мюллер «великодушно» подарил Андрею жизнь?
    ­ Мюллер назвал Соколова настоящим русским солдатом. Важны ли эти его слова и
    почему? ( их произнес враг, ненавидевший всех, кроме себя)
    ­ Как повел себя герой, получив от Мюллера хлеб и сало? Съел все сам?
    ­ Можно ли добавить в наш список качеств характера на экране еще какие­ нибудь
    черты? ( бескорыстие, щедрость)
    ­ Остался ли в плену Соколов?
    ­ Чего ожидает герой от будущего, о чем его мысли? (о семье, доме)
    ­ И что же готовит ему судьба?
    ( звучит песня «Враги сожгли родную хату», на экране ­ фотографии военных лет) ­
    Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.(«…в июне 42­го немцы
    бомбили авиазавод…)
    Судьба жестоко обошлась с Соколовым. Дом разрушен, семья погибла. Вместе с этой
    утратой теряются надежды, смысл жизни, счастье. Остается пустота. Лишь на миг
    блеснула ему радость­ нашелся сын Анатолий. Но лишь на миг…

  10. Одним из ярких образцов поэтики раннего Чехова является “Смерть чиновника” (1883).
    Фабула этой предельно динамичной, краткой новеллы получила особенную известность. Ранний, смешливый, юмористический Чехов, по сути, не так уж прост. Наивный с виду рассказ имеет внутренние секреты, ходы и сдвиги. “Маленький человек” Иван Дмитриевич Червяков, будучи в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Тяжело переживает это событие герой: он “посягнул” на “святыню” чиновничьей иерархии. Рассказ построен на любимом у раннего Чехова принципе резкой утрировки. Чехов виртуозно сочетает стиль “строгого реализма” с повышенной условностью. Генерал во всем рассказе ведет себя в высшей степени “нормально”, реалистически в узком смысле слова. Ведет себя именно так, как и повел бы себя действительный человек его склада в подобном эпизоде. Он сначала раздражен: вытирает платочком лысину. Потом он успокаивается, удовлетворен, так как неудобство миновало и перед ним извинились. Он еще более удовлетворен, но уже как-то настороженно: перед ним усиленно извиняются, слишком усиленно. И естествен ответ генерала: “Ах, полноте.. . Я уж забыл, а вы все о том же! ” Затем он, как и следует, начинает входить в раж из-за глупости, чрезмерной трусости и, наконец, назойливости чиновника.
    На этом фоне условность и утрированность характера, поведения чихнувшего видны особенно резко. Чиновник чем далее, тем более по-идиотски ведет себя; он еще и “помирает” от всего этого. Вот как описана смерть Червякова: “Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван, и.. . помер”. Уже и во всей второй половине рассказа его поведение переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим “помер” он выводит рассказ (новеллу) за рамки бытового реализма, между “…чихнул… ” и “…помер” внутренняя дистанция чересчур велика. Здесь — прямая условность, насмешка, казус. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово “смерть” не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения.
    Так смешное у Чехова переходит в обличительное. Идея абсолютной власти над людьми обыденных мелочей чужда и даже враждебна писателю. Повышенное, болезненное внимание человека к мелочам повседневности — это следствие незаполненности его духовной жизни.
    Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, — говорил он.

  11. Сочинение на тему как сохранить в себе человеческое достоинство? (На примере рассказа “Судьба человека”)

    Ответы:

    Эта повесть рассказывает о судьбе простого русского человека Андрея Соколова ,который в своей жизни совершил ряд поступков ,вызывающих восхищение и уважение читателя ,потому что в разных жизненных ситуациях герой сумел сохранить в себе  человеческое достоинство ,силу воли и  душевную красоту .
    Во – первых ,он создал семью и делал всё ,чтобы его близкие были счастливы .Во – вторых ,когда началась война ,он не прятался от неё ,а пошёл воевать .Был фронтовым шофёром .Попал в плен В плену он вызвал восхищение немецкого офицера ,начальника концлагеря . А было так :после побега Соколову грозила смерть ,но его пригласили к коменданту .Независимое и смелое поведение русского солдата спасло ему жизнь .Он получил  в дар ещё буханку хлеба и кусок сала ,который принёс в барак и отдал голодным товарищам .Эта история – просто симфония о русском характере ..Бежал из плена наш герой  несколько раз .В последний раз побег удался ,Андрей даже прихватил с собой языка – фрица .
    Но война полностью уничтожила его семью  .Дом был разрушен прямым попаданием снаряда ( погибли жена и дочки) А сын Анатолий был убит снайпером в самый последний день войны .Что остаётся человеку ? Да ещё когда  в душе саднит незатухающая вина перед женой ,которая так рыдала .провожая Андрея на войну ,что он прикрикнул на неё .А теперь понимает ,что она чувствовала ,что никогда они не увидятся больше.
    Но ,как это ни удивительно ,герой сумел преодолеть в себе ожесточение ,которое могли вызвать в его душе трагические события войны.
    Андрей Соколов взял на воспитание мальчонку – сироту ,которого увидел побирающимся у придорожного кафе в городе Урюпинске .”Не бывать тому ,чтобы нам поодиночке погибать !” Он сказал ему ,что он и есть его отец .Ванюшка поверил ,и два одиноких несчастливых человека стали опорой друг другу .Автор встретил их у переправы ( с этого и начинается повесть ),и ,глядя им вслед ,Шолохов говорит :”Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.”
    Андрею часто снятся его близкие .Они тянут к нему  руки ,но колючая проволока не даёт им встретиться .Эта колючая проволока – символ душевных мук ,которые терзают душу героя .И опять авторский комментарий:”Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за  годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза..”.
    Произведение очень поучительно .Оно учит  любви к родине ( Андрей умел её защищать ) Любви к людям ( и к своим близким ,и к тем ,кто нуждается в помощи ) .Книга учит стойкости и несгибаемости ,твёрдости и вере!
    Это прекрасное произведение о русском несгибаемом  характере .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *