Сочинение на тему как вы считаете важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам
7 вариантов
Верность и преданность, измена и беспринципность – это противоположные понятия, которые в жизни часто встречаются и приносят разочарование, погасив в себе огонек любви ли, молодости, страсти, когда чувства угасают, если не сберечь и пренебречь ими ради чего-то непостоянного, ради мимолетного, призрачного и зыбкого “счастья”.
Многие люди продаются и покупаются: кто ради денег, кто ради любви… Напротив, оставаясь себе верными, в итоге более счастливы те, кто сохранили свои взгляды, идеалы и остались собой, в гармонии, с честью выходя из разных ситуаций, даже если что-либо приходилось приносить в жертву, терпеть тяготы. Другие же, кто пошли на поводу у обстоятельств, не сохранив своих идеалов, веры в лучшее, больше страдали, даже если получали взамен много материальных благ или добивались быть рядом с человеком, не получив ответной любви и искренних чувств.
Когда “прогадаешь” и позволишь себе излишества в обмен на идеалы, то потом горько жалеешь.
Примеров в литературе очень много! Сразу вспомнился роман “Граф Монте-Кристо”, где несчастная Мерседес не дождалась возлюбленного, выйдя замуж за нелюбимого и не подозревая, что тот причастен к аресту Дантеса. А потом горько ей было, когда спустя столько лет узнала дорогого человека, потеряв его доверие…
Таких примеров очень много! Есть преданные женщины, которые ждут своего человека с войны, зная в душе, что тот не вернется и все равно не смея разделить семейной счастье с другим – таков образ Клавдии Никулиной из книги и к/ф “Тени исчезают в полдень”, на которую молодежь смотрела с уважением.
Пример из классической литературы: образ Данко из произведения Горького М. “Старуха Изергиль”. Парень молод, он искренне любит народ свой и поэтому не думает о собственной судьбе, когда дарит пылающее сердце, лишь бы помочь людям выбраться из леса. Он верен представлениям о том, как енму надо поступить и не сомневается ни на миг. Пример подвига для подражания.
Другой пример – это Понтий Пилат у Булгакова М. в “Мастер и Маргарита”: человек понимает, что перед ним ни к чему не причастный Иешуа, которого приговорили без вины… Понтий должен выполнить предназначение: казнить. Несмотря, что симпатизирует герою, он все же вынужден пойти на сделку с самим и исполнить роль палача… Попытки спасти не увенчались успехом. Понтий совершает недоброе дело и потом упрекает себя в трусости, чувствует раскаяние и сожаление… Хуже на месте того, кто покривил душой из каких-либо причин, чем тому, кто потерял в жизни какие-то ценности, но остался верен себе!
Тема: Важно ли оставаться верным себе и своим идеалам. Введение: Каждый человек индивидуален и отличается от других не только внешне, но и характером, повадками. Помимо всего прочего у всех свои идеалы и принципы, которым они следуют по жизни. Только вот некоторые готовы предать их, как только подвернется стоящее предложение. Поэтому стоит ответить на следующий вопрос: нужно и важно ли оставаться верным идеалам.
Я считаю, что именно наши ценности определяют сущность, и если мы готовы отречься от них, то соответственно не будем верны никому и ничему. Однако бывают и такие ситуации, когда из-за своих принципов мы заблуждаемся и не видим очевидное. Подобная проблема поднимается во многих произведениях как отечественных, так и зарубежных. Попробуем на примере литературных героев ответить на поставленный вопрос. Аргументы: Рассмотрим роман Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка», в которой рассказывается про восстание Пугачева и разворачивается история любви. Главным героем является молодой человек, Петр Гринев, который отправился служить родине в Белогорскую крепость. Там он нашел свою любовь, встретился лицом к лицу с предателем и понял, что даже злодей может оказаться гораздо глубже, чем может показаться.
Несмотря на то, что первоначально юноша не хотел идти в военное ремесло, все же оставался верен не только профессии, но и собственным идеалам. Это как раз и поразило Емельяна Пугачева, который пощадил героя и не позволил, кому бы то ни было причинить тому вред. Да и у самого восставшего были принципы, которым он следовал даже тогда, когда его борьба казалась бессмысленной.
А вот другой персонаж, офицер Алексей Швабрин, наоборот, при первой же встрече с Пугачевым предал родину и тех, кто был ему верен, чтобы только сохранить собственную жизнь. Именно за это и понес соответствующее наказание.
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» показана иная ситуация. Евгений Базаров – молодой человек, который на каникулы приезжает в имение близкого друга, Аркадия Кирсанова. Он предстает перед читателями нигилистом, который отрицает все вокруг и не готов идти на уступки, даже если не прав. Именно это сыграло с ним злую шутку. Во время этого скромного путешествия герой встречает девушку по имени Анна Одинцова, за которой начинает ухаживать. Однако не может быть с ней, ведь тогда придется изменить свое отношение к жизни, с чем, разумеется, нигилист не готов поступиться. Поэтому, возможно, Базаров упустил шанс быть с любимой девушкой, а главное быть счастливым. Выводы: Таким образом, многие литературные персонажи являются прекрасным примером того, как важно следовать своим идеалам и быть верным себе. Именно такое поведение если не спасет жизнь, то, как минимум станет прекрасным примером того, как надо себя вести. В большинстве случаев только так можно достичь чего-то, не потеряв собственную индивидуальность и близких людей, которые поддерживают в любой момент. Однако не стоит забывать, что при изменении взглядов на какие-то вещи могут открыться новые возможности, которые сделают все вокруг лучше.
Противопоставить Татьяне можно Катерину из пьесы Островского «Гроза». Девушка изменила не только своему мужу, но и себе. Измена подкосила ее, поэтому молодой женщине пришлось совершить не менее тяжкий грех – самоубийство: жизнь тяготила ее. Даже если бы муж Катерины простил ее, она все равно не смогла бы жить, потому что она предала не только его, но и себя. Героиню этого произведения можно понять, но нельзя оправдать. Она осознанно пошла на предательство, а когда осознала по-настоящему, что сотворила, решилась на еще более тяжкий грех. Островский говорит нам, что человек склонен совершать разного рода ошибки, и за них приходится платить. Катерина поплатилась за измену своей жизнью.
Проанализировав эти два примера, я убедилась, что всегда и во всем нужно оставаться верным самому себе. Восприятие и отношения к людям меняются, а базовые принципы остаются неизменными в течение многих столетий. Если бы Катерина неукоснительно следовала разуму, а не пылким чувствам, беды можно было бы избежать.
Каждый сам выбирает свой путь в жизни, иногда это случается методом проб и ошибок. Я уверена, что опыт героев литературных произведений – это подсказка читателям, как поступать в похожих ситуациях и к чему это может привести.
Сложная философская тема – оставаться ли верным самому себе, своим принципам. Нельзя забывать, что человек живет в обществе и он от него неотделим – можно сказать, что есть взаимозависимость и взаимное влияние как человека на общество, так и общества на человека.
Принципы верности должны закладываться в человеке с детства – верность семье, родным, близким людям, на их основе и воспитывается верность Родине.
Если рядом есть поддержка в виде близких и понимающих тебя людей, человек ощущает свою полноценность, то, что он небезразличен кому-то.
Однако верность самому себе тоже нельзя рассматривать как незыблемость жизненных принципов. Человек по мере взросления обретает мудрость, опыт, соответственно может меняться его отношение к предметам или действиям – это и есть развитие личности, ее взросление. Главное, чтобы это развитие стало конструктивным, которое только идет на пользу человеку как личности, что оно действительно развивает лучшие качества – благородство, честь, взаимовыручка и поддержка ближнего, неравнодушие к судьбе ближнего, смелость, понимание того, что все люди разные и они совсем не должны соответствовать чьему-то представлению о некоторых качествах, и поэтому необходимо проявлять терпимость к людям, при этом не теряя собственное лицо, слушать голос своей совести.
Благодаря своей индивидуальности человек выделяется из толпы как личность, но общественное мнение тоже может участвовать в его развитии. Конечно, прежде всего нужно думать собственной головой и оценивать влияние со стороны: негативным проявлениям нельзя поддаваться, однако положительным моментам нужно отдавать должное, если они изменяют человека в лучшую сторону.
Главное – оставаться верным человеческому достоинству, общепринятым моральным ценностям, которые существуют испокон веков, не падать в своих собственных глазах и слушать голос совести.
Как вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
Я думаю, что важно оставаться верным себе и своим идеалам, если эти идеалы не противоречат общепризнанным ценностям. А если твои идеалы ошибочны, наверное, неизбежно, что рано или поздно им придётся изменить. И чем раньше, тем лучше.
Попробую это доказать на примерах из литературы.
Давайте вспомним Татьяну Ларину из первого русского романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», которая не изменяет своим идеалам. В первой части романа мы встречаем юную, неопытную девушку, сердце которой разбивает столичный франт Евгений Онегин. Она не имеет возможности даже видеть его и в отчаянии пишет ему письмо:
Я Вас люблю, чего же боле,
Что я могу ещё сказать.
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…
После чего состоялась их встреча в саду, где Онегин отчитывает Татьяну за неосторожность и вежливо объясняет, что он не способен дать ей счастья. Проходит время, боль Татьяны утихла, прочитав его книги, ей открылся другой Онегин, его мысли, чувства. Во второй части Татьяна выходит замуж за немолодого генерала по настоятельной просьбе своей матери. Перед нами Татьяна, которая занимает высокое положение, законодательница мод в высшем свете. Она быстро усвоила основные правила света и строго придерживается их. Онегин даже не сразу узнал её. Теперь он влюбляется в Татьяну и пишет ей любовное письмо. Одно, второе, третье. Ответа нет. Происходит объяснение, где говорит уже Татьяна, Евгений молчит. Вспомним её слова:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана,
И буду век ему верна.
Кто-то осуждает Татьяну, что она отказывается от своего счастья, но я, как и большинство, понимаю Татьяну. Она вышла замуж за достойного человека, предать его – поступить бесчестно. Долг и честь для героини выше любви. И она не изменяет своим идеалам.
А теперь обратим свой взгляд на другого героя Евгения Базарова, нигилиста, из романа И.А.Гончарова «Обломов». Нам симпатичен этот герой. Его желание трудиться, заниматься наукой, его неравнодушное отношение к общественному устройству. Он верит, что сможет послужить России. Но что он предлагает, как нигилист? Разрушить всё, а строят пусть другие. Он отрицает всё. Всё не годится для новой жизни. Базаров смеётся над отцом и дядей Аркадия Кирсанова, друга. Его удивляет их сентиментальность, как, впрочем, и своих родителей. И вот герой влюбляется в холодную расчётливую женщину Анну Сергеевну Одинцову. Он борется с этой любовью мучительно, но она побеждает. Все его взгляды, его теория рушатся. Истинным ценностям место в любом мире. Доброта, любовь, забота. В романе герой умирает от нелепой случайности. А жаль, перед нами уже совсем другой человек. И такой он нам нравится ещё больше. Ложным идеалам надо изменять, нельзя делать из них икону.
Таким образом, мы видим, что настоящим идеалам изменять нельзя. Изменяя им, ты изменяешь себе. Но ложным, выдуманным изменять не только можно, но и нужно. Для этого надо, как можно чаще задумываться: твои принципы ложные или истинные? Не заблуждаешься ли ты? И точно понимать, что настоящие идеалы соответствуют вечным ценностям. Это жизненный путь, взгляды, принципы, фундаментом для которых служат человечность, честь, доброта. Не забывайте это.
Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются не только по отношению к своему долгу, к Отечеству, но и по тому, изменяют ли они своим идеалам, жизненным принципам. Только человек нравственно крепкий сохранит в душе идеалы юности, не изменит своим правилам жизни несмотря ни на какие испытания. Об этом говорится и во многих художественных произведениях.
Обратимся к примерам.
Чацкий – это главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вернулся в Москву после трёхлетнего отсутствия и снова попал в дом Фамусова, московского чиновника. Чацкий выделяется среди всех членов фамусовского общества тем, что он человек с иными жизненными принципами и идеалами. Он готов служить на благо общества, Родины, но не желает прислуживаться («Служить бы рад, прислуживаться тошно.»), искать тёплого местечка, заботиться только о карьере и доходах. В своём монологе «А судьи кто?» Чацкий резко отзывается о крепостничестве и крепостниках, которые не считают простой народ людьми, продают, покупают и обменивают своих рабов. Также герой пьесы непримиримо относится к поклонению всему иностранному, которое так распространено было в то время в России. Чацкий – защитник просвещения, потому что он считает, что книги, учение приносят только пользу людям, делают их разумнее. Принципы Чацкого противоречат взглядам членов фамусовского общества. Но я думаю, что грибоедовский герой не изменит себе, будет верен своим идеалам и принесёт пользу своей стране.
Нелегко сохранить верность идеалам юности. Человек взрослеет, и меняется его отношение к жизни. Об этом говорится в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Герой произведения – Александр Адуев – совсем ещё молод, полон надежд на счастливое будущее. Он верит в неизменную любовь, в крепкую дружбу, готов отдать свои силы службе на благо Отечества. Таков он в начале романа. Но иного героя мы видим в конце произведения. Пополневший, благополучный чиновник женится на девушке с богатым приданым, но даже не может вспомнить её имени в разговоре с дядюшкой. Теперь Адуев служит иным богам: богатству, карьере, выгодной женитьбе. Изменились его жизненные принципы и исчезли идеалы юности. Почему же это произошло? Я думаю, потому, что не сумел этот человек, взрослея, сохранить лучшее, что в нём было. Под влиянием людей и обстоятельств он изменил самому себе, стал таким же, как люди, окружающие его.
Трудно оставаться верным и не изменить своим взглядам и принципам в современной жизни. Но только преодолев эти трудности, можно остаться человеком и найти своё место в обществе.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
Какие темы будут на итоговом сочинении 2017-2018, выпускники узнают только за 15 минут до начала экзамена. Но не стоит паниковать! Вы можете потренироваться в написании сочинений, используя примерные темы от школы «САМАРУС». Скачать тренировочные темы декабрьского сочинения 2017-2018 можно здесь. «Верность и измена»
1. Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
2. Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
3. « Для измены родине нужна чрезвычайная низость души» (Н. Г.Чернышевский)
4. Лучше красота верности или красота внешности?
5. Можно ли простить измену? «Равнодушие и отзывчивость»
1. Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
2. Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
3. Согласны ли Вы с утверждением Н.С.Лескова: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»?
4. Каким стал бы наш мир, если бы исчезли доброта и отзывчивость?
5. Что, на ваш взгляд, может быть хуже равнодушия? «Цели и средства»
1. Как Вы понимаете мысль Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства: только будущее — наша цель»?
2. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
3. Как найти цель своей жизни?
4. Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?
5. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Н. Н. Миклухо-Маклай «Смелость и трусость»
1. Согласны ли Вы с утверждением А.В. Суворова: «Только трусы жестокосердны»?
2. Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?
3. Трусливый друг страшнее смелого врага?
4. Где смелость, там и победа.
5. Всегда говорить правду – смелость или глупость? «Человек и общество».
1. Человек для общества или общество для человека?
2. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
3. Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
4. «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
5. Может ли один человек изменить общество? Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС» (при использовании материала, указывайте, пожалуйста, авторство).
No related posts.
Верность и преданность, измена и беспринципность – это противоположные понятия, которые в жизни часто встречаются и приносят разочарование, погасив в себе огонек любви ли, молодости, страсти, когда чувства угасают, если не сберечь и пренебречь ими ради чего-то непостоянного, ради мимолетного, призрачного и зыбкого “счастья”.
Многие люди продаются и покупаются: кто ради денег, кто ради любви… Напротив, оставаясь себе верными, в итоге более счастливы те, кто сохранили свои взгляды, идеалы и остались собой, в гармонии, с честью выходя из разных ситуаций, даже если что-либо приходилось приносить в жертву, терпеть тяготы. Другие же, кто пошли на поводу у обстоятельств, не сохранив своих идеалов, веры в лучшее, больше страдали, даже если получали взамен много материальных благ или добивались быть рядом с человеком, не получив ответной любви и искренних чувств.
Когда “прогадаешь” и позволишь себе излишества в обмен на идеалы, то потом горько жалеешь.
Примеров в литературе очень много! Сразу вспомнился роман “Граф Монте-Кристо”, где несчастная Мерседес не дождалась возлюбленного, выйдя замуж за нелюбимого и не подозревая, что тот причастен к аресту Дантеса. А потом горько ей было, когда спустя столько лет узнала дорогого человека, потеряв его доверие…
Таких примеров очень много! Есть преданные женщины, которые ждут своего человека с войны, зная в душе, что тот не вернется и все равно не смея разделить семейной счастье с другим – таков образ Клавдии Никулиной из книги и к/ф “Тени исчезают в полдень”, на которую молодежь смотрела с уважением.
Пример из классической литературы: образ Данко из произведения Горького М. “Старуха Изергиль”. Парень молод, он искренне любит народ свой и поэтому не думает о собственной судьбе, когда дарит пылающее сердце, лишь бы помочь людям выбраться из леса. Он верен представлениям о том, как енму надо поступить и не сомневается ни на миг. Пример подвига для подражания.
Другой пример – это Понтий Пилат у Булгакова М. в “Мастер и Маргарита”: человек понимает, что перед ним ни к чему не причастный Иешуа, которого приговорили без вины… Понтий должен выполнить предназначение: казнить. Несмотря, что симпатизирует герою, он все же вынужден пойти на сделку с самим и исполнить роль палача… Попытки спасти не увенчались успехом. Понтий совершает недоброе дело и потом упрекает себя в трусости, чувствует раскаяние и сожаление… Хуже на месте того, кто покривил душой из каких-либо причин, чем тому, кто потерял в жизни какие-то ценности, но остался верен себе!
Тема: Важно ли оставаться верным себе и своим идеалам.
Введение: Каждый человек индивидуален и отличается от других не только внешне, но и характером, повадками. Помимо всего прочего у всех свои идеалы и принципы, которым они следуют по жизни. Только вот некоторые готовы предать их, как только подвернется стоящее предложение. Поэтому стоит ответить на следующий вопрос: нужно и важно ли оставаться верным идеалам.
Я считаю, что именно наши ценности определяют сущность, и если мы готовы отречься от них, то соответственно не будем верны никому и ничему. Однако бывают и такие ситуации, когда из-за своих принципов мы заблуждаемся и не видим очевидное. Подобная проблема поднимается во многих произведениях как отечественных, так и зарубежных. Попробуем на примере литературных героев ответить на поставленный вопрос.
Аргументы: Рассмотрим роман Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка», в которой рассказывается про восстание Пугачева и разворачивается история любви. Главным героем является молодой человек, Петр Гринев, который отправился служить родине в Белогорскую крепость. Там он нашел свою любовь, встретился лицом к лицу с предателем и понял, что даже злодей может оказаться гораздо глубже, чем может показаться.
Несмотря на то, что первоначально юноша не хотел идти в военное ремесло, все же оставался верен не только профессии, но и собственным идеалам. Это как раз и поразило Емельяна Пугачева, который пощадил героя и не позволил, кому бы то ни было причинить тому вред. Да и у самого восставшего были принципы, которым он следовал даже тогда, когда его борьба казалась бессмысленной.
А вот другой персонаж, офицер Алексей Швабрин, наоборот, при первой же встрече с Пугачевым предал родину и тех, кто был ему верен, чтобы только сохранить собственную жизнь. Именно за это и понес соответствующее наказание.
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» показана иная ситуация. Евгений Базаров – молодой человек, который на каникулы приезжает в имение близкого друга, Аркадия Кирсанова. Он предстает перед читателями нигилистом, который отрицает все вокруг и не готов идти на уступки, даже если не прав. Именно это сыграло с ним злую шутку. Во время этого скромного путешествия герой встречает девушку по имени Анна Одинцова, за которой начинает ухаживать. Однако не может быть с ней, ведь тогда придется изменить свое отношение к жизни, с чем, разумеется, нигилист не готов поступиться. Поэтому, возможно, Базаров упустил шанс быть с любимой девушкой, а главное быть счастливым.
Выводы: Таким образом, многие литературные персонажи являются прекрасным примером того, как важно следовать своим идеалам и быть верным себе. Именно такое поведение если не спасет жизнь, то, как минимум станет прекрасным примером того, как надо себя вести. В большинстве случаев только так можно достичь чего-то, не потеряв собственную индивидуальность и близких людей, которые поддерживают в любой момент. Однако не стоит забывать, что при изменении взглядов на какие-то вещи могут открыться новые возможности, которые сделают все вокруг лучше.
Противопоставить Татьяне можно Катерину из пьесы Островского «Гроза». Девушка изменила не только своему мужу, но и себе. Измена подкосила ее, поэтому молодой женщине пришлось совершить не менее тяжкий грех – самоубийство: жизнь тяготила ее. Даже если бы муж Катерины простил ее, она все равно не смогла бы жить, потому что она предала не только его, но и себя. Героиню этого произведения можно понять, но нельзя оправдать. Она осознанно пошла на предательство, а когда осознала по-настоящему, что сотворила, решилась на еще более тяжкий грех. Островский говорит нам, что человек склонен совершать разного рода ошибки, и за них приходится платить. Катерина поплатилась за измену своей жизнью.
Проанализировав эти два примера, я убедилась, что всегда и во всем нужно оставаться верным самому себе. Восприятие и отношения к людям меняются, а базовые принципы остаются неизменными в течение многих столетий. Если бы Катерина неукоснительно следовала разуму, а не пылким чувствам, беды можно было бы избежать.
Каждый сам выбирает свой путь в жизни, иногда это случается методом проб и ошибок. Я уверена, что опыт героев литературных произведений – это подсказка читателям, как поступать в похожих ситуациях и к чему это может привести.
Сложная философская тема – оставаться ли верным самому себе, своим принципам. Нельзя забывать, что человек живет в обществе и он от него неотделим – можно сказать, что есть взаимозависимость и взаимное влияние как человека на общество, так и общества на человека.
Принципы верности должны закладываться в человеке с детства – верность семье, родным, близким людям, на их основе и воспитывается верность Родине.
Если рядом есть поддержка в виде близких и понимающих тебя людей, человек ощущает свою полноценность, то, что он небезразличен кому-то.
Однако верность самому себе тоже нельзя рассматривать как незыблемость жизненных принципов. Человек по мере взросления обретает мудрость, опыт, соответственно может меняться его отношение к предметам или действиям – это и есть развитие личности, ее взросление. Главное, чтобы это развитие стало конструктивным, которое только идет на пользу человеку как личности, что оно действительно развивает лучшие качества – благородство, честь, взаимовыручка и поддержка ближнего, неравнодушие к судьбе ближнего, смелость, понимание того, что все люди разные и они совсем не должны соответствовать чьему-то представлению о некоторых качествах, и поэтому необходимо проявлять терпимость к людям, при этом не теряя собственное лицо, слушать голос своей совести.
Благодаря своей индивидуальности человек выделяется из толпы как личность, но общественное мнение тоже может участвовать в его развитии. Конечно, прежде всего нужно думать собственной головой и оценивать влияние со стороны: негативным проявлениям нельзя поддаваться, однако положительным моментам нужно отдавать должное, если они изменяют человека в лучшую сторону.
Главное – оставаться верным человеческому достоинству, общепринятым моральным ценностям, которые существуют испокон веков, не падать в своих собственных глазах и слушать голос совести.
Как вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
Я думаю, что важно оставаться верным себе и своим идеалам, если эти идеалы не противоречат общепризнанным ценностям. А если твои идеалы ошибочны, наверное, неизбежно, что рано или поздно им придётся изменить. И чем раньше, тем лучше.
Попробую это доказать на примерах из литературы.
Давайте вспомним Татьяну Ларину из первого русского романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», которая не изменяет своим идеалам. В первой части романа мы встречаем юную, неопытную девушку, сердце которой разбивает столичный франт Евгений Онегин. Она не имеет возможности даже видеть его и в отчаянии пишет ему письмо:
Я Вас люблю, чего же боле,
Что я могу ещё сказать.
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…
После чего состоялась их встреча в саду, где Онегин отчитывает Татьяну за неосторожность и вежливо объясняет, что он не способен дать ей счастья. Проходит время, боль Татьяны утихла, прочитав его книги, ей открылся другой Онегин, его мысли, чувства. Во второй части Татьяна выходит замуж за немолодого генерала по настоятельной просьбе своей матери. Перед нами Татьяна, которая занимает высокое положение, законодательница мод в высшем свете. Она быстро усвоила основные правила света и строго придерживается их. Онегин даже не сразу узнал её. Теперь он влюбляется в Татьяну и пишет ей любовное письмо. Одно, второе, третье. Ответа нет. Происходит объяснение, где говорит уже Татьяна, Евгений молчит. Вспомним её слова:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана,
И буду век ему верна.
Кто-то осуждает Татьяну, что она отказывается от своего счастья, но я, как и большинство, понимаю Татьяну. Она вышла замуж за достойного человека, предать его – поступить бесчестно. Долг и честь для героини выше любви. И она не изменяет своим идеалам.
А теперь обратим свой взгляд на другого героя Евгения Базарова, нигилиста, из романа И.А.Гончарова «Обломов». Нам симпатичен этот герой. Его желание трудиться, заниматься наукой, его неравнодушное отношение к общественному устройству. Он верит, что сможет послужить России. Но что он предлагает, как нигилист? Разрушить всё, а строят пусть другие. Он отрицает всё. Всё не годится для новой жизни. Базаров смеётся над отцом и дядей Аркадия Кирсанова, друга. Его удивляет их сентиментальность, как, впрочем, и своих родителей. И вот герой влюбляется в холодную расчётливую женщину Анну Сергеевну Одинцову. Он борется с этой любовью мучительно, но она побеждает. Все его взгляды, его теория рушатся. Истинным ценностям место в любом мире. Доброта, любовь, забота. В романе герой умирает от нелепой случайности. А жаль, перед нами уже совсем другой человек. И такой он нам нравится ещё больше. Ложным идеалам надо изменять, нельзя делать из них икону.
Таким образом, мы видим, что настоящим идеалам изменять нельзя. Изменяя им, ты изменяешь себе. Но ложным, выдуманным изменять не только можно, но и нужно. Для этого надо, как можно чаще задумываться: твои принципы ложные или истинные? Не заблуждаешься ли ты? И точно понимать, что настоящие идеалы соответствуют вечным ценностям. Это жизненный путь, взгляды, принципы, фундаментом для которых служат человечность, честь, доброта. Не забывайте это.
Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются не только по отношению к своему долгу, к Отечеству, но и по тому, изменяют ли они своим идеалам, жизненным принципам. Только человек нравственно крепкий сохранит в душе идеалы юности, не изменит своим правилам жизни несмотря ни на какие испытания. Об этом говорится и во многих художественных произведениях.
Обратимся к примерам.
Чацкий – это главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Вернулся в Москву после трёхлетнего отсутствия и снова попал в дом Фамусова, московского чиновника. Чацкий выделяется среди всех членов фамусовского общества тем, что он человек с иными жизненными принципами и идеалами. Он готов служить на благо общества, Родины, но не желает прислуживаться («Служить бы рад, прислуживаться тошно.»), искать тёплого местечка, заботиться только о карьере и доходах. В своём монологе «А судьи кто?» Чацкий резко отзывается о крепостничестве и крепостниках, которые не считают простой народ людьми, продают, покупают и обменивают своих рабов. Также герой пьесы непримиримо относится к поклонению всему иностранному, которое так распространено было в то время в России. Чацкий – защитник просвещения, потому что он считает, что книги, учение приносят только пользу людям, делают их разумнее. Принципы Чацкого противоречат взглядам членов фамусовского общества. Но я думаю, что грибоедовский герой не изменит себе, будет верен своим идеалам и принесёт пользу своей стране.
Нелегко сохранить верность идеалам юности. Человек взрослеет, и меняется его отношение к жизни. Об этом говорится в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Герой произведения – Александр Адуев – совсем ещё молод, полон надежд на счастливое будущее. Он верит в неизменную любовь, в крепкую дружбу, готов отдать свои силы службе на благо Отечества. Таков он в начале романа. Но иного героя мы видим в конце произведения. Пополневший, благополучный чиновник женится на девушке с богатым приданым, но даже не может вспомнить её имени в разговоре с дядюшкой. Теперь Адуев служит иным богам: богатству, карьере, выгодной женитьбе. Изменились его жизненные принципы и исчезли идеалы юности. Почему же это произошло? Я думаю, потому, что не сумел этот человек, взрослея, сохранить лучшее, что в нём было. Под влиянием людей и обстоятельств он изменил самому себе, стал таким же, как люди, окружающие его.
Трудно оставаться верным и не изменить своим взглядам и принципам в современной жизни. Но только преодолев эти трудности, можно остаться человеком и найти своё место в обществе.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
Какие темы будут на итоговом сочинении 2017-2018, выпускники узнают только за 15 минут до начала экзамена. Но не стоит паниковать! Вы можете потренироваться в написании сочинений, используя примерные темы от школы «САМАРУС». Скачать тренировочные темы декабрьского сочинения 2017-2018 можно здесь.
«Верность и измена»
1. Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
2. Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
3. « Для измены родине нужна чрезвычайная низость души» (Н. Г.Чернышевский)
4. Лучше красота верности или красота внешности?
5. Можно ли простить измену?
«Равнодушие и отзывчивость»
1. Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
2. Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
3. Согласны ли Вы с утверждением Н.С.Лескова: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»?
4. Каким стал бы наш мир, если бы исчезли доброта и отзывчивость?
5. Что, на ваш взгляд, может быть хуже равнодушия?
«Цели и средства»
1. Как Вы понимаете мысль Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства: только будущее — наша цель»?
2. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
3. Как найти цель своей жизни?
4. Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?
5. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Н. Н. Миклухо-Маклай
«Смелость и трусость»
1. Согласны ли Вы с утверждением А.В. Суворова: «Только трусы жестокосердны»?
2. Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?
3. Трусливый друг страшнее смелого врага?
4. Где смелость, там и победа.
5. Всегда говорить правду – смелость или глупость?
«Человек и общество».
1. Человек для общества или общество для человека?
2. Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
3. Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
4. «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
5. Может ли один человек изменить общество?
Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС» (при использовании материала, указывайте, пожалуйста, авторство).
No related posts.