Сочинение на тему в чем трагедия катерины

12 вариантов

  1. Катерина теперь живет в мире, который провоцирует и подталкивает девушку врать и обманывать. Героиня по своей природе другой человек. Борис притягивает ее не только тем, что он другой человек, нежели те, кто окружает героиню. Просто Катерина не нашла ответной любви в муже, ей хочется внимания и любви, но его нет. Ей нужно было обманывать и проявлять хитрость, но это не для нее. Героиня устала, и она решается рассказать свекрови и мужу о своем грехе.
    Других вариантов, кроме признания ей не остается. Все, что ей можно сделать в этой ситуации, так это смирится и стать покорной женой и рабыней свекрухи. Но, снова героиня показывает, что она другой человек, у нее другой характер. Катерина нашла выход, она умрет. В последние дни она никого не винит, она просто устала и уже не может жить на этом свете. Все решено, и уже бесповоротно. Катерина больше не намерена жить такой ничтожной жизнью. Свекровь для нее стала  злой и бесчеловечной женщиной, а муж как был слаб, таким же и остался. Спасение только одно от всего этого – смерть.

    Трагедия Катерины в пьесе Островского Гроза

    Действия пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются на берегу Волги, в городе Калинов. Название вымышленное, эти события могли произойти в любом городе России, как в приволжском, так и нет. Но все же мощь и красота великой русской реки играет определенную роль в истории. Ведь именно Волге доверяет себя главная героиня повести.
    Жестокие нравы в городе, об этом нам повествует мещанин и механик Кулигин. Бедному человеку не заработать больше куска хлеба, сколько бы он не трудился. Простые жители города спят не больше трех часов в сутки. А богатые их трудами «даровыми» еще больше наживаются. Россия конца 19 века – это мир самодуров, тиранов, деспотов, богатеющего купечества. В таком суровом мире, названным критиком Николаем Добролюбовым «темном царством», приходится выживать героям произведения.
    Каждый здесь приспосабливается как может. Кто-то приживается и становится частью темного царства, кто-то мучается и страдает. Дикой и Кабанова заправляют Калиновым. Один богатеет, вторая – благодетельная напоказ, но совсем «заела своих домашних». Кулигина греет мысль о находке вечного двигателя и о премии, которую сможет потратить на изменение жизни в городе. Конторщик Ваня Кудряш весел, «зубаст», не дает спуску Дикому в словесной перепалке и легко на все реагирует. Борис Григорьевич терпит нападки и издевательства родного дядя, надеясь получить часть бабушкиного наследства. Тихон – сын Кабанихи страдает от суровой матери, но выполняет все ее требования беспрекословно. Поэтому периодически уходит в загул, много пьет, вырвавшись из-под жесткого контроля любимой «маменьки». Варвара адаптировалась к условиям семьи и характеру мамаши, научилась приспосабливаться.
    Каждый при своем. И только Катерина – жена Тихона не может отыскать здесь свое место. Она скромная, добрая девушка, благодетельная, но с горячим нравом. Когда была не замужем, мама, души в ней не чаяла, одевала «как куклу», не заставляла работать, все разрешала, да ей и трудно было что-то запретить. Как-то Катя, будучи еще ребенком, обиделась на родителей за что-то. Так выбежала в ночь на реку, залезла в лодку и оттолкнулась от берега. Нашли ее только к утру. Вот такой у нее пылкий, свободолюбивый нрав. Она совсем не терпит несправедливости и неволи. А ведь в доме Кабановых, при внешнем сходстве с обычаями родной семьи, все как раз «из-под неволи».
    Катя мечтает стать птицей и улететь, лишь бы не сносить больше упреков, несправедливых обид, тьмы свекрови и ее дома. Она не любит мужа, но жалеет. И был бы он самостоятельным мужчиной, а не безвольным сыночком при маменьке, стала бы ему хорошей и верной супругой. Тихон по-своему любит жену. Но никогда слова поперек матери не скажет. Марфе Игнатьевне просто нравится тиранить сына и невестку особенно. Прикрывает она этот порок великой благодетелью. Ведь глупые молодые не смогут без нее прожить своим умом, ошибок понаделают, да пропадут.
    И нет в трагедии Катерины вины кого-то одного. Виноваты все, кто-то больше, кто-то меньше. Чья-то тирания, чье-то безмолвствие и равнодушие. Ведь она всей душой хотела быть чистой, безупречной, хорошей женой, мечтала о детях. Вина Бориса в трагедии тоже есть. Он никак не попытался изменить ситуацию, спасти возлюбленную и уезжая только и молится о ее скорой смерти как избавлении от мук. Этот путь и выбирает Катя. Она не видит другого способа избавиться от гнета и неволи темного царства. Хоть и поступок ее противоречив. Н. Добролюбов в своей критической статье отметил, что самоубийством героини: «дан страшный вызов самодурной силе». А саму девушку он назвал лучом сета в темном царстве.

  2. Трагедия главной героини случается на глазах у жителей Калинова. Она признается публично в измене мужу, она сводит счеты с жизнью у всех на виду.
    Островский показывает нам Катерину, как очень чуткую натуру с богатым внутренним миром. На страницах произведения мы видим главную героиню в различных эмоциональных состояниях. Она, то грустить, то радуется, то тоскует, то находится в смятении чувств, то в порыве страсти. Катерина словно возрождается, влюбляясь в Бориса. Конечно же, она пытается гнать от себя любовные мысли, она не готова предать своего мужа, но потом признается сама себе, что образ Бориса постоянно находится перед ее глазами. В конечном итоге, главная героиня остается верна своим принципам. Она продолжает терпеть издевательства Кабанихи.
    В сцене прощания с Тихоном, Катерине снова пришлось испытать силу своего терпения. Девушка была обижена отношением своего мужа, ведь в его речах были слышны слова его матери. В этот момент Катерина почувствовала, что произойдет непоправимое после отъезда Тихона.
    В эпизоде с ключом девушка пытается разобраться в своих чувствах. Но понимает, что себя не обмануть. В этом мы видим всю силу характера Катерины. Она не хочет и не может притворяться, быть не честной с собой. Девушка сетует на горечь своего положения. Именно оно и подтолкнуло Катерину на решительные действия. Главная героиня принимает окончательное решение быть с Борисом, а последствия ее уже не волнуют.
    Находясь у калитки в сад, Катерина все еще сомневается в правильности своего поступка, но потом идет по зову своего сердца.
    Главная героиня не испугалась общественной молвы. Она публично заявила о своей измене мужу. Катерина понимала всю греховность своего поступка, но готова была переступить через свои принципы и быть с любимым человеком.
    В финале пьесы Катерина погибает. Ее поступок можно оценивать по-разному. Она не смогла реализовать свою мечту – быть с любимым человеком, но смогла показать всю трагедию «темного царства», что погубило ее.
    Катерина смогла предать свои принципы ради любви. Для нас она никогда не будет падшей женщиной. Мы запомним ее как человека, который боролся за свою мечту пусть даже таким образом.

  3. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.
    Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.
    Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.
    Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
    Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).
    После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.
    Еще одна боль Катерины — непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения — он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.
    Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».
    Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный позор!».
    Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков
    характер у меня».
    Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

  4. В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
    В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.
    Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.
    Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.
    Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
    Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).
    После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.
    Еще одна боль Катерины — непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения — он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.
    Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».
    Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный позор!».
    Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков
    характер у меня».
    Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.

  5. В чем трагедия Катерины? В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60-х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назрева­ют революционные выступления народа. Они направлены на улучшение жизни и быта простых людей, на свержение ца­ризма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию, На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.
    Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» поряд­ков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.
    Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужа­ла духовно и морально. Катерина была незаурядной лично­стью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная пре­лесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
    До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужи­ла, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал де­лать то, что ей, Катерине, не хотелось.
    Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катери­на была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету: «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Ког­да стоишь на горе, так тебя и тянет лететь, Вот так бы разбе­жалась, подняла руки и полетела».
    Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомо­лок, которые каждый день были в доме, и на шитье по барха­ту (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).
    После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна ее мир, ее -душу ник то не мог понять, Это одиночество было первым шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи приту­пили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.
    Еще одна боль Катерины — непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравне­нию с Катериной, у него не было никогда своего мнения — он подчинялся мнению другого, более сильного человека, Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.
    Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, толь­ко образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины, Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружаю­щие, Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не му­читься долго! Прощай!».
    Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду вве­ла? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный позор!».
    Нравы города Калинова, его грубость да «бедность наголь­ная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков характер у меня».
    Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Кате­рину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее тра­гическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла­шенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролю­бов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Кате­рины неоднозначен.
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является пре­красным образом русской женщины в русской литературе.
    Александр Николаевич Островский — великий русский драматург» автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения, вершиной его творче­ства» где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепоще­ние. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпа­дают с сюжетом драмы. Молодая женщина из купеческой се­мьи покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу. Она не хотела мириться со своеволием властной и недоброже­лательной свекрови. Удивительно совпадала и история ее тай­ной любви с обстоятельствами жизни Катерины, и основные черты характера мужа с образом Тихона. Драма «Гроза» ос­нована на фактах достоверных.
    Основное внимание Островский уделяет образам Марфы Игнатьевы Кабановой и ее невестки Катерины. Два противо­положных характера. Кабаниха тиранит своих близких, она «поедом ест», «точит, как ржа железо», подавляя мысль, живое существо, стремление к воле, утверждая страх и повинове­ние. Лицемерная, хитрая и злая ханжа, она оделяет нищих, окружает себя льстивыми странницами, говорит о любви к детям и в то же время делает их жизнь невыносимой.
    С особенной глубиной раскрывает Островский образ Катери­ны — прекрасной русской женщины, в характере которой соче­тается поэтичность, непосредственность и нежность с огромной волей и способностью к решительному бунту против гнета и бес­правия. Страстная и вольнолюбивая Катерина не могла смириться с грубым произволом, не могла довольствоваться жизнью, кото­рую вели окружающие. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!», — говорит она Варваре. В ее рассказах о пре­жней жизни, в мечтах отражается цельная, поэтическая нату- ра, ее стремление к воле, любви, счастью. Она не может лгать и приспосабливаться, как Варвара; и вместе с тем, сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями и бежать с Борисом. В образе Катери­ны Островский создал самобытный» цельный русский характер, который, по утверждению Добролюбова, «выдержит себя, не­смотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то по­гибнет, но не изменит себе».
    Автор наделяет героиню такими человеческими качества­ми» которые не ценятся в мире Кабановых и Диких.
    Катерина ни в ком и нигде ие находит поддержки, Лавина неприятностей обрушилась на нее. И конфликт становится неразрешимым, Катерина настолько совестливый человек, что не может жить во лжи, с грехом в душе. Она не приемлет сочетание любви и лжи. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. До последней минуты пронесла Кате­рина горячую веру в любовь, надежду на сострадание. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»— ее последние слова, подчерки­вающие трагическую высоту духа героини, делающие ее иде­алом русской женщины.

  6. Катерина – главная героиня драматического произведения А. Н. Островского «Гроза». Она – супруга Тихона, и, соответственно, невестка его матери – Кабанихи. Главный замысел этой драмы – противостояние Катерины с «тёмным царством», полчищем самодуров, грубиянов и деспотов.
    Выяснить причину конфликта и трагичность концовки драмы можно, узнав представления главной героини о самой жизни. В пьесе показываются истоки характера Катерины. Она сама повествует о своём детстве и юности. Здесь изображена совершенная версия патриархальных взаимодействий и всей патриархальной сферы. Катерина жила свей жизнью, была вольна в своих действиях. И такая свобода не противоречила вековым формированием замкнутого бытия, бытия, сложенного лишь из домашних трудов. От разных путниц и богомолок, которых было много в доме её семьи, она наслушалась рассказов о мире, где человек не ставит себя против общего и вне данной общности. В этом мире нет насильственных деяний и принуждения. У Катерины сформировался чёткий нравственный идеал – тихая семейная гармония в рамках патриархата. Однако девушка живёт в то время, когда дух такой морали иссяк. А основами здесь стали насилие и приказы.
    Катю выдали замуж в молодом возрасте. Её судьбу определила её же семья. И для девушки такое казалось вполне нормальным делом. Она появляется в семье Кабановых. Она готова любить и чтить свекровь. При этом ожидает, что супруг станет господином над ней, а ещё будет оберегать и защищать её. Но Тихон оказывается слабым и не годным для лидерства в патриархальной семье.
    Жизнь Катерины кардинально изменилась. Из вольного, радужного мира она попадает в мир, пронизанный ложью и жестокостью. Они искренне хочет стать чистой и совершенной.
    Девушка посещает церковь, уже не испытывая былого восторга. Её религиозный настрой только усиливается по степень развития её душевной грозы. И дисбаланс между её внутренними переживаниями и тем, что требуют библейские заповеди, не позволяют ей молиться с прежним упоением. Катерину переполняет тревога, не дающая её спокойно любоваться природными пейзажами. И она вынуждена терпеть и грезить. Ей уже сложно жить своими мыслями, ведь суровая реальность возвращает её в мир унижений и мучений.
    Девушка живёт в обстановке, вынуждающей её обманывать. Но Катя – не такая. Она испытывает сильное влечение к Борису. Ведь он отличается от всего её окружения, а также девушка остро нуждается в любви. Эта потребность не нашла откликов в муже. Также Катерина смертельно устала от монотонной жизни. От такой жизни нужно было таиться и вовсе убегать. Но Катя покорно к ней возвращалась. И от этого ей было очень горестно. Кате не даёт покоя её грех. И страх перед надвигающейся грозой становится всё сильнее. И тогда девушка решается покаяться и признаться во всём своему супругу и его матери.
    В этом случае её ждёт судьба безропотной рабыни мужа и исполнительницы повелеваний свекрови. Но характер девушки иной. Она не желает такой судьбы, она хочет испытывать былое чувство свободы. А если ей запрещают быть вольной, то ей уже ничего не надо в жизни, да и сама жизнь ей уже чужда. Девушка решается на крайний шаг – самоубийство. Её пугает мысль, что это деяние – грех. Катя больше никого не обвиняет, просто её жить уже не вмоготу. И в последние мгновения в её воображении мелькает весь тот бытовой кошмар. С неё хватит! Она больше не будет подчиняться бездушной свекрови и жить взаперти с мужем – тряпкой. Смерть – её путь к свободе.

  7. 7
    Текст добавил: +ОТОШЁЛ БЫСТРО+

    Характер Катерины веет на нас
    Новой жизнью, которая
    Открывается нам в самой
    Ее гибели.
    Н.А.Добролюбов.
    Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”, и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху. Женщина должна была во всем повиноваться мужу, позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Она должна была делать все напоказ, соблюдая старые обряды.
    Катерина- “русский сильный характер”, для которого, правда и чувство долга превыше всего.
    Детство и юность Катерины прошли беззаботно. Как она сама говорит: …”жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле”. Маменька в ней души не чаяла, наряжала ее, как куклу, работать не принуждала. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую- нибудь работу, так проходил весь день.
    С детства Катя была очень смелой, решительной, горячей девушкой. Если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, она становилась упрямой и непокорной. Это подтверждает случай с лодкой. Когда Катерине было шесть лет, она обиделась на родителей, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. И нашли ее только утром верст за десять.
    Отданная замуж за Тихона, она очутилась в злой среде бессердечности и глупого рабского преклонения перед могуществом старых. Кабанова пытается внушить Катерине свои законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз. Так воспитан ее сын. Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо.
    Но Катя пытается отстаивать свое право на уважения, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Тихон не дает ей этой любви, а потребность в этом влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он нее похож на других жителей города Калинова, и воображает, что он единственный человек, который решится увезти ее из “темного царства” в сказочный мир. Героиня ищет объяснения своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания.
    Самая главная черта ее характера – это честность. Честность перед собой, мужем и другими людьми. Она не может врать, таиться.
    Самая большая ценность – свобода души. Живя в родительском доме, она ни о чем не тужила, точно птичка на воле, но, попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере назойливой опеки, унижения, подозрительности и лжи. Не желание принять мораль “темного царства”, способность сохранить чистоту своей души – свидетельство силы характера героини. Она сама о себе говорит: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”.
    С таким характером не могла Катя после измены Тихону оставаться в его доме. Ей трудно находится там, где ее не понимают. Перед смертью говорит: “Что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше…”Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений. Грустно такое освобождение, но чего, же делать, когда другого выхода нет.
    Героиня погибает, отстаивая свою независимость. Умирая, она спасает свою душу и приобретает желанную свободу.
    Добавил: boska08

  8. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд.
    Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: “Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю”. Но это была “воля”, совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: “Да ведь у нас то же самое”. “Да здесь все как будто из под неволи”, – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.
    Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь (“Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…” – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: “Мне жалко его очень!” И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.
    Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
    Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.
    Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

  9. 9
    Текст добавил: Мамина радость

    Тема: “В чем трагедия Катерины в пьесе Островского “Гроза””
    Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского “Гроза” является Катерина. Она выросла в доме небогатого купца. Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету: “Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”.
    После замужества её жизнь изменилась. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь “Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…” – говорит она Кабанихе, заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Любимый ею Тихон оказался “маменькиным сынком”. В доме Кабановых Катерина оказалась одна, ее мир, ее душу никто не мог понять. Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному. С этих пор душа её замкнулась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной. Правило установленное Кабановой заставляло таиться, хитрить. Она этого не хотела, да и не умела. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Трагедия её в кроткости характера. По моему мнению, Катерина с Тихоном могли стать счастливыми только после смерти свекрови. Будь Катерина другой, то Тихон никогда бы не уехал без любимой. Измены бы не было, если её поддержал бы муж: вниманием, любовью.
    От одиночества её влечёт к Борису. Ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее. Влечет и потребность любви, не нашедшая отзыва в муже. Оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание простора , свободы.
    Многие люди совершают поступки, не отдавая себе отчёта о последствиях. Последствия поступка Катерины – это душевная рана и беспокойство о грехопадении. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Не умея хитрить и притворяться она признаётся во всём мужу. Оскорбляя и унижая Катерину, свекровь ставит последнюю точку в отношениях.
    Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Она действует по первому зову сердца, по первому душевному порыву. И в этом выходит ее беда. Такие люди как Катерина не приспособлены к реальной жизни и все время чувствуют, что они лишние. Она не может жить дальше со своим грехом, и решается на самоубийство. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше “в неволе”. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы.
    Смерть Катерины протест обществу и ее освобождение. Многие женщины той эпохи проживали жизнь именно так, не решаясь освободиться.
    катерина островский гроза
    Размещено на Allbest.ru

  10. Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.
    Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой.
    Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.
    Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.
    Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
    Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.
    Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.
    Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *