Сочинение на тему как я понимаю поведение софьи

12 вариантов

  1. Борис Голлер
    Поведение Софьи
    с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в
    себе вызов!  Факт, который следовало
    осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих
    критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”.  “…Все это, – писал, едва ли не самый
    благожелательный к Софье, Гончаров, – не имеет в ней характера личных пороков,
    а является, как общие черты ее круга”. Поступки Софьи оттеснялись, таким
    образом, в область обыденного аморализма фамусовского круга.
    Это была грубая
    ошибка! Не было подобного аморализма. Если на что другое здесь и закрывали
    глаза, то уж поведение барышни судили весьма строго.  Чем, собственно, и занимается всю пьесу Фамусов – отец Софьи? Как
    не тем, чтоб оградить дочь от каких-нибудь шагов на скользком пути? /…/
    Барышню,
    нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества. /…/
    И когда мы
    слышим первые слова Софьи в пьесе – еще из-за двери ее комнаты, где она
    просидела всю ночь, запершись с Молчалиным: “Который час?” И потом опять то же
    ленивое “Который час?” – “Неправда” (когда Лиза всячески торопит ее). Мы должны
    представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
    Что на самом
    деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
    “Ты находишь
    главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и
    исполнению: девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не
    потому чтобы ум у нас грешных был обыкновенен – нет! и в моей комедии 25
    глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется в
    противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить
    не хочет, зачем он немножко повыше прочих…” Известный ответ Грибоедова на
    критику Катенина.
    Отрешимся от
    привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову?
    Вернее, о ком? о нем или о ней?  Ну
    конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже – о нем. Об
    этом самом – “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”.
    Кстати, отметим про себя эту несколько заниженную по нашим меркам оценку
    главного героя: “немножко повыше прочих…”
    Если бы
    Грибоедов мыслил свой план иначе – по Кюхельбекеру, он и высказался бы
    по-другому: “Молодой человек… (таких-то достоинств) приезжает в дом…
    (такой-то и такой-то), и тут с ним происходит… (то-то и то-то)”. Короче, дан
    Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе…”
    Но какое
    действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как
    главную пружину ее?
    Единственное.
    Любовь этой девушки.
    Это она – Софья
    – держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все
    остальные персонажи – в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и
    Скалозуб, и батюшка Фамусов , не говоря уже про гостей бала, – зависят от этой
    ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее – как от
    некой оси. (Гости бала ведь тоже не сами по себе, так, за здорово живешь,
    объявляют Чацкого сумасшедшим. Но по манию ее – Софьи, “с подачи” Софьи!..)
    Кстати, лишь
    такое объяснение выдерживает нагрузку первых вступительных сцен пьесы, занятых
    лишь одним: историей любви Софьи к Молчалину. Перипетиями этой любви. И
    разрешает сомнения – от странного списка действующих лиц: в нем просто
    поименованы сперва все персонажи подлинной завязки пьесы.
    “Горе от
    ума” – это пьеса Софьи.
    Это вовсе не
    значит – “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком – и,
    может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о
    гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” – общество.
    Но Софья
    “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться
    шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
    Невероятная
    дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий – “главное лицо” –
    приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. Еще Гончаров отметил
    это “страдательное” положение Чацкого. Герой поставлен в пьесе в “страдательном
    залоге”. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны
    объекта” (по определению).
    А объект этот –
    Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого
    абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/
    Сколь ни
    страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных
    камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже. И прежде
    его появления. А на его долю остается задача (неблагодарная, прямо скажем,
    особенно в глазах Софьи!) – по мере сил служить катализатором. Помочь нечаянно
    выявлению или обнаружению этого взрыва.
    Ах! Боже мой!
    что станет говорить
    Княгиня Марья
    Алексевна!
    А в самом деле,
    что она станет говорить?.. если все откроется? Что Чацкий воротился в Москву?
    был на бале у Фамусова, надерзил всем, его даже сочли немного не в себе?.. Ну,
    и это, разумеется, – так, вскользь, отчасти! Но главное, что скажет она (и чего
    боится Фамусов)… И здесь, как ни парадоксально, присоединяется к ней, кроме
    всей толпы фамусовского бала, еще и Чацкий … и Катенин, и Пушкин:
    – Софья
    преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила
    приличия!..
    Среди
    “универсалий” пьесы, в силу сложных причин с самого появления пьесы на свет и
    долго еще остававшихся в тени, может, на первом месте следует назвать саму
    конкретную (и довольно простую) историю, рассказанную в пьесе драматическими
    средствами. Единство противоречий равноправных мотивов. Драматургию комедии.
    “баррикада,
    перегородившая дворец”…
    Вступительный
    мотив пьесы – беспокойство.
    Беспокоится
    Лизанька – “служанка… на часах”. Притом “на часах” – в буквальном смысле…
    Переводит часы, устраивает трезвон: барышня слишком засиделась с Молчалиным.
    Вбегает Фамусов – его поднял с постели этот трезвон. Ему снилось ночью, что
    где-то – музыка. /…/
    Подземная
    музыка глубинного беспокойства будоражит дом.
    Фамусов чуть
    было не застукал дочь в ее комнате с Молчалиным. Но отступился… Лизе удается
    спровадить его. Он не поверил ей – сделал вид, что поверил. Его тревога явно не
    сегодня родилась.
    Спокоен только
    один человек. Сама Софья! Хоть все это ходит кругами возле нее и подступается к
    ней. /…/
    В промежутке
    между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным
    словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/
    Этот день
    ожидания – и есть время пьесы.
    Этой девушке не
    повезло в общественном мнении. После – в истории русской литературы… Софья
    была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.
    Нет, не автор!
    При всем, мягко скажем, неоднозначном отношении к ней он-то выслушал ее до
    конца. Ей единственной, пожалуй, даны по пьесе все или почти все мотивировки
    поступков. Из всех персонажей комедии, включая Чацкого, этот, несомненно,
    результат самой филигранной отделки и психологической разработки. Может, это
    вообще – самое тонкое, что написано автором “Горя от ума”.  И вместе с тем ( в какой-то мере потому)
    Софью как раз и трудно понять. Куда трудней, чем других. “Бог с вами, остаюсь
    опять с моей загадкой”, – скажет ей Чацкий.
    София
    Грибоедова – главная загадка комедии. /…/
    Но эта любовь к
    Молчалину! – скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только – что к Молчалину!
    Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства
    определялись предметом, на который оно обращено? /…/
    К Молчалину и
    впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту.
    Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего,
    может быть, недоставало ей самой… /…/
    Только не
    “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! – сотворила! Любви дано творить
    собственную действительность – “по образу и подобию своему”… Пусть даже после
    творение окажется недолговечно.
    Это –
    творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский
    находил в Софье, была энергия творческая.
    То, что назвал
    Толстой – “энергией заблуждения”…
    Счастлива ли
    она – Софья – в этом заблужденьи своем?..
    Несмотря на
    резкую очерченность основных конфликтов и почти откровенный “фельетонизм”
    многих сцен, образы Грибоедова написаны в манере “сфумато”. Они грешат или,
    напротив, они удивляют своей неопределенностью. И первые критики Грибоедова
    были правы, когда винили его в отсутствии “плана”. То есть той самой
    “определенности”. Бесконечно чуткий Пушкин уловил это сразу, возможно, только
    сразу не осознав как систему: “Софья начертано неясно… Молчалин не довольно
    резко подл… Что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров”.
    Иначе,
    наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое:
    безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/
    Сейчас “пьеса
    Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к
    опасному рубежу, упрется в другую – в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая
    только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
    Параллельное
    голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/
    Чацкий с самого
    приезда своего добивается любви Софьи – или правды о Софье… Продолжает
    добиваться – с упорством влюбленного и слепотой влюбленного, – и даже тогда,
    когда все давно ясно.
    Что ж! Его
    право!..
    А Софья столь
    же упорно защищает свою любовь. И это право ее!..
    Поединок их
    двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух
    близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но
    равновелики – по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской
    природе своей. А тот, другой конфликт – Чацкого “со всем обществом”, с
    фамусовским кругом – возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже
    нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом
    конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный –
    общественным.
    Это и есть
    драматургия Грибоедова. /…/
    Софья – главная
    ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он
    и вернулся сюда. Но она и – главная цена, которую он должен заплатить за свой
    непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/
    Софья – прямая
    родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное,
    что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, –
    это тоже она!
    Грибоедов
    создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии.
    Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

  2. Софья Павловна Фамусова является главной героиней комедии Грибоедова «Горе от ума». Девушка наделена очень противоречивым характером. Однажды Гончаров И.А. подметил, что в Софье смешались хорошие манеры и ложь, острый ум и отсутствие каких-либо убеждений. Она не была «стандартом» девушки тогдашнего общества. Именно за это ее и полюбил Чацкий.
    Грибоедов показывает нам Софью, как очень умную и образованную девушку, способную по-настоящему переживать свои эмоции. Ей не чуждо сострадание и любовь всем сердцем. Софья Павловна очень любила читать произведения французских писателей и поэтов. Девушка была очень мечтательна и чувствительна. Окружающих она воспринимала через призму романтических произведений. Скорее всего, именно поэтому Софья обратила свой взор на Молчалина, ведь он так был похож на ее любимых литературных героев. Кроме того, будучи властной женщиной, Софья нуждалась в человеке, который будет слушать ее во всем. Молчалин оказался именно таким.
    Сблизившись с Чацким, Грибоедов показывает нам еще одну сильную черту характера Софьи. В своем юном возрасте девушка была независима в своих суждениях и мнении касательно происходящих событий. Чацкий видел это и очень ценил. Он считал Софью своим единственным другом и единомышленником.
    После приезда в Москву, Чацкий замечает, что Софья начала меняться под воздействием окружающих. Это очень опечалило Чацкого. Но Софья обеспокоена совсем по другому поводу. Жизнь преподнесла ей урок. Оказывается, Молчалин был рядом с девушкой, только ради того, чтобы получить высокий чин. В этот момент она потеряла такого «угодного» мужа. Софья не может, да и не хочет быть с Чацким. Это не удобный для нее человек. Но именно он открыл ее глаза на происходящие события. Нарисовав себе романтический образ, девушка выбирает его. Из-за чего девушка страдает больше всех.
    Грибоедов показал нам Софью Павловну, как драматический образ. Благодаря своему характеру девушка была очень похожа на Чацкого, но в конечном итоге стала его противником. Именно поэтому образ Софьи является одним из самых оригинальных женских образов в русской литературе.

  3. Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.
    Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами. Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться. У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.
    Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.
    Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться. И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было. Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.
    В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.

    Вариант 4

    А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы  Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.
    Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.
    Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.
    На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.
    Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»
    А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к  «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.
    Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.
    Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.
    Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»
    Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.
    Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.
    Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.
    В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.

  4. Противостояние Софьи фамусовскому обществу
    Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом
    Трагедия Софьи Фамусовой
    Выводы
    В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

    Противостояние Софьи фамусовскому обществу

    Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.
    Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.
    С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
    Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.
    В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

    Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

    Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
    Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье.
    Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.
    Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

    Трагедия Софьи Фамусовой

    В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.
    Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.
    Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.
    Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

    Выводы

    Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.
    Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.
    Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.
    Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.
    Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»
    Образ Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник

  5. К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично» (И. А. Гончаров). (Софья вызывает сочувствие: она умна, но не разбирается в людях. У нее не сформированы идеи и убеждения. Преувеличенное самолюбие, желание покровительствовать более слабому, доверчивость, «книжное» представление о жизни — вот качества, которые объясняют ее любовь к Молчалину и неприятие Чацкого.)
    Противоречивость в моей оценке личности и поведения Софьи.
    Искренность поведения девушки в отношениях с людьми — прекрасное качество. (Софья никому, кроме отца, не лжет. Отец — исключение: она предвидит скандал, если тот узнает о ее любви к «безродному» секретарю («кто беден, тот тебе не пара»). Разлюбив Чацкого, она холодна с ним, видит недостатки в том, что раньше казалось ей достоинствами, достаточно язвительна и иронична. В Молчалине видит (увы!) искреннего, честного, влюбленного в нее, порядочного, но зависимого, а оттого робкого человека. Стремится подбодрить его, а потому не скрывает своей нежности.)
    Ей только семнадцать! (Софья очень молода, поэтому ее трогает кажущаяся искренность Молчалина, его робость, неуверенность в себе, стремление всем понравиться, даже бессловесность, над которой издевается Чацкий. Я думаю, семнадцатилетней девушке, знающей жизнь только по французским романам, это можно простить.)
    Уродливость воспитания Софьи в доме отца. (Меня поражает, что у Софьи нет собственных идей, убеждений. Но откуда им быть? Отца не заботило ее воспитание. Может, это и к лучшему: чему он мог научить дочь?! Сентиментальные романы, Кузнецкий мост, «вторая мать» — француженка, нанятая отцом, светские сплетни — вот откуда черпала она знание жизни. Умная от природы, Софья не получила духовной пищи и создала свой выдуманный мир, в котором чувствовала себя госпожой, покровительницей слабых. Из жалости к Молчали- ну родилась любовь. Я ее понимаю, а потому прощаю многое.)
    Что повлияло на отношение Софьи к Чацкому? (Приезд Чацкого, его активность, язвительные высказывания о том, что ей стало дорого, Софья восприняла (и правильно!) как покушение на выдуманный ею мир. Я думаю, будь Чацкий осторожнее в своих высказываниях (особенно о Молчалине!), она бы спорила с ним, отстаивая свою правоту, а так, его злость, язвительность вызвали в ней враждебное отношение к нему (ведь она верила в любовь Молчалина). Мне трудно осуждать Софью за это. Опять-таки виноваты ее неопытность, незнание жизни и людей. Я понимаю ее состояние, искреннее волнение, когда Молчалин упал с лошади, и мне жаль девушку, которая позволила так себя обмануть.)
    Как повлияет на Софью преподанный ей жестокий урок? (Думаю, что он изменит ее, хотя не уверена, что к лучшему. Возможно, лицемерие Молчалина разрушит ее веру в людей, в их искренность и порядочность. Что же останется ей в жизни? Идей, убеждений, общественных интересов и раньше не было, да и неоткуда им взяться. Случайно пущенный ею слух о сумасшествии Чацкого, который к тому же стал свидетелем ее унижения, навсегда отдалил их друг от друга. Станет Софья госпожой Скалозуб? Это — окончательная моральная гибель. Жаль девушку!)
    Сложность отношения к Софье неизбежна. (Юная Фамусова соткана из противоречий. После Чацкого она самая трагическая фигура в комедии).
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  6. А. С. Грибоедов создал бессмертную комедию, образы которой настолько типичны, что вышли далеко за рамки одного произведения. Одним из центральных образов ко­медии является образ Софьи, поскольку он не только объе­диняет многие сюжетные линии, но и влияет на цельность композиции всего произведения.
    Мы не очень много знаем о Софье, но этого вполне достаточно, чтобы понять, почему она отвергла достойного человека, а избранником ее стал «жалчайшее созданье» Молчалин.
    Софья в доме отца достаточно одинока. Ее мать давно умерла, с отцом у девушки нет теплых отношений и взаи­мопонимания. Всю жизнь Софью окружают чужие люди, а самые доверительные отношения у нее сложились только со служанкой Лизой.
    Софья достаточно умна и самостоятельна, но перед ее глазами — множество примеров неблаговидного поведе­ния типичных представителей фамусовского общества, ко­торые не могут не влиять на становление ее характера. Поэтому, хотя Софья и любит читать, но читает она фран­цузские сентиментальные романы. Образы этих романов входят в ее жизнь и во многом определяют ее восприятие окружающих людей, в том числе и Молчалина. Она наде­ляет его выдуманными качествами, не замечая лицемерия, малодушия и трусости. Даже бедность Молчалина превра­щается в Софьиных глазах в преимущество, которое дает ей возможность пожертвовать собой. Таким образом, ка­чества, подчеркивающие ограниченность и ничтожность Молчалина, Софья возводит в ранг совершенства и идеала («уступчив, скромен, тих», «враг дерзости»).
    Тот факт, что «дружбу всех он в доме приобрел», стал уважаемым человеком, которому многие доверяют и лю­бят (именно за подхалимство, лесть, низкопоклонство), при­обретает в глазах Софьи особый вес и значение.
    Возможно, вначале в сердце девушки не было любви к этому неискреннему и хитрому человеку, но теперь она проснулась и властной рукой определяет поведение Со­фьи. Именно в любви раскрываются многие качества де­вушки, привлекающие наше внимание к ней, интерес и ува­жение, демонстрирующие, что, несмотря на зависимость от фамусовского общества, Софья достаточно незаурядна и самостоятельна, способна и готова бороться и отстаивать свои чувства.
    Любимый человек стоит у Софьи превыше всяких ин­тересов, затмевает весь мир:
    Молчалин!.. Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
    Ради него девушка готова на самопожертвование, по­скольку, если связь будет открыта, общество и отец их осудят:
    Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
    Смешно? — пусть шутят их; досадно? — пусть
    бранят.
    Люди, даже близкие, которые каким-то образом неодоб­рительно отзываются о Молчалине, вызывают у Софьи не­приятие, обиду, беспокойство. За «злословие» Чацкого, ког­да-то бывшего ее близким другом, девушка даже готова отомстить, пуская слух о его безумии.
    Но вот коварство и лицемерие Молчалина раскрыты, когда он, не подозревая о присутствии Софьи, признается:
    Я в Софье Павловне не вижу ничего
    Завидного…
    Оказывается, что не из высоких чувств и побуждений Молчалин был рядом с Софьей, а из корыстных интересов, возможности продвижения по служебной лестнице:
    …любовника я принимаю вид
    В угодность дочери такого человека…
    Эти признания застают врасплох влюбленную девушку, но, разобравшись, что к чему, она не теряет самообладания и готова защищать свои чувства и собственное достоин­ство от предательства Молчалина:
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их…
    Софье во всей полноте раскрывается ничтожная душа ее избранника и ее собственные ошибки, но она старается не уронить чести и стойко принимает удары судьбы:
    Не продолжайте, я виню себя кругом…
    Я думаю, что эта ошибка для Софьи не прошла бесслед­но, ведь то, что произошло, навлекло на голову девушки безудержный гнев отца: «Не быть тебе в Москве, и не жить тебе с людьми». Ей обеспечено осуждение общества, воз­можно, и слухи о грехе и позоре. Но, самое главное, она за своими иллюзорными представлениями не рассмотрела че­стного, порядочного и достойного человека, готового пожертвовать жизнью ради нее. Я сочувствую Софье, но не жалею ее, ведь произошедшее с ней — хоть горький, но опыт, которым она может правильно воспользоваться в дальнейшей жизни.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  7. Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы, но истина, как всегда, находится где-то посередине. Итак, попробуем ответить на вопрос, кто же такая Софья: невольная виновница любовной драмы Чацкого или жертва сложившихся обстоятельств? По мнению В. Орлова, Софья принадлежит к фамусовскому миру, она достойная дочь своего отца. Несмотря на живой ум, сильный характер и чувство собственного достоинства, по своим взглядам, привычкам и склонностям она кровно и неразрывно связана со всей окружающей средой. В действительности Софья – это капризная, эгоистичная «московская барышня», отдающая дань модным, романтическим увлечениям, мечтающая о любви, проводящая ночи напролет с Молчалиным за фортепьяно. Софья не поняла и не приняла Чацкого, и тем самым она неотделима от толпы «25 глупцов », о которой писал Грибоедов в письме к Катенину.  Вспомним, что писал великий драматург:
    «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». Итак, Софья не выдержала трехлетней разлуки с Чацким, не смогла его простить, стала главной виновницей распространения о нем злостной сплетни.
    Однако существует противоположное мнение. Анализируя поведение Софьи, Ю. П. Фесенко задается вопросом, искренна ли она, проводя ночи напролет с Молчалиным. Софья легко обманывает отца, уверяя, что испытывает платоническую любовь, и тем вызывает к себе недоверие: у читателя невольно возникает сомнение в правдивости девушки, а вместе с тем в присутствии у нее чувства собственного достоинства, и это сомнение окончательно снимается только в финале, когда Софья дает гневную отповедь Молчалину:
    Я с этих пор вас будто не знавала.
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их.
    Критик видит в этой двусмысленности художественный прием драматурга: «Определенный интерес читателей (зрителей), вызванный двусмысленностью которая задана автором, является мнимым, так как на фоне этого интереса драматург успел сообщить героине нечто более значительное, общественно значимое». Кто же такая Софья? Первый упрек критиков девушке – ее непонятная любовь к человеку недостойному. Но вспомним оправдания Софьи, когда батюшка застал ее в недвусмысленных обстоятельствах. Вначале она то ли действительно не догадывается о побудительных причинах фамусовского негодования («Я гнева вашего никак не растолкую»), то ли понимает, что тот хочет скрыть что-то неладное, но находит в оправдание удачный ход:
    Когда давиче вы с Лизой были здесь.
    Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
    И бросилась сюда я со всех ног…
    Далее Софья пытается заинтриговать отца необычным сном. Прерывистость ее речи связана с тем, что сюжет сна она придумывает по ходу рассказа. При этом автор выделяет в отдельную строчку слово «трава». Е. А. Маймин объяснял это тем, что «втретьем стихе… естественно возникает ритмическая пауза, которая предшествует слову «трава». Эта пауза соответствует внутреннему состоянию Софьи: девушка выдумывает сон, по этой причине задумывается и невольно делает паузу. Можно предположить, что Софья не просто придумывает определенный сюжет, а складывает его из отдельных «эпизодов», почерпнутых из сонника. Таким образом, запнувшись на слове «трава», Софья вспоминает значение данного сна и пытается выбрать для него счастливое окончание. Так, согласно старинному соннику, «луга, виденные во сне, суть знак хороший, обещающий всякое благополучие». На миг девушка даже забывает об истинном назначении своего рассказа и пересказывает явь:
    Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
    Увидим – будто век знакомы,
    Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен.
    Но робок… Знаете, кто в бедности рожден…
    Отец напоминает, что бедный для Софьи не пара, и девушка, словно очнувшись, продолжает рассказ, придав ему необходимую форму: все пропало, раскрылся пол, оттуда появился бледный, как смерть, батюшка, также какие-то «не люди и не звери». Тот же сонник толкует продолжение «сна» Софьи так: «Чудовищ видеть во сне, таких, каких нет в природе, значит тщетную и пустую надежду». Мы видим, что рассказ Софьи в символической форме предвосхищает развитие любовного сюжета в комедии. Но возникает еще один вопрос: кто же был тот милый молодой человек, так живо представший в ее воображении? Любой ответ служит оправданием героине. Если Молчалина, что менее вероятно, то становится понятным, Что Софья не возлагает на него особых надежд.
    Если же в образе молодого человека Софья воображала Чацкого, то ее рассказ является предвестником событий, происходящих в комедии. Именно Чацкий приходит в дом Фамусова в седьмом явлении: он рожден в бедности, умен, но не вкрадчив и не робок. Чудовища, которые мучили молодых людей, – это фамусовский мир. И Софья, и Чацкий врозь противостоят этим грозным монстрам. Девушка стремится к возлюбленному, но чудовища тянут ее с собой в бездну:
    Он будто мне дороже всех сокровищ.
    Хочу к нему – вы тащите с собой:
    Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ.
    Вспомним, что Чацкий покидает московское общество под хохот и рев «25 глупцов», назвавших его карбонарием, опасным человеком и даже сумасшедшим. Софья боится Чацкого, боится его резких, злых нападок в отношении привычного и одновременно опротивевшего ей общества. Как женщина, она боится человека, который восстановил против себя весь мир. Пытаясь оправдать Молчалина в глазах Чацкого, она на первое место ставит его способность понравиться всем. Софье нравится, что Молчалин способен развеять ее грусть, предупредить последствия ее беспечности, иными словами – окружить заботой. От Чацкого она получает только пламенное признание в любви, наблюдая при этом его желчь, злость в отношении окружающих.
    В героине есть сила характера, самоотверженность, ей присущи недовольство размеренным, скучным ходом жизни. Девушка пытается устроить свою судьбу по моделям чувствительных, сентиментальных романов, во многом придумывая свои чувства. В драме Софьи автор дает свою интерпретацию типично сентиментальной коллизии: несчастная любовь героини к человеку низшего социального происхождения.
    В природе женщины заложена забота о будущем потомстве. Вероятно, Софья любила Чацкого, и в иных обстоятельствах она могла бы понять и принять его точку зрения. Кто может обвинять Софью, что она оказалась не способной положить свою жизнь на алтарь благородных идей и несбыточных фантазий? Да разве требуется от женщины проявление подобного самопожертвования! Можно вспомнить яркий исторический пример – судьба жен декабристов, последовавших за своими опальными мужьями в Сибирь. Но работу над пьесой Грибоедов закончил за два года до восстания декабристов. Вполне возможно, что в других исторических реалиях образ Софьи приобрел бы новые грани.
     Кроме того, Грибоедов отошел от канонов классицизма, предписывающих финальное наказание порока и торжество добродетели в финале. В этом случае Чацкий должен был бы жениться на Софье, преодолев все препятствия, возникшие на его Жизненном пути. Но по мере развития действия из обычной комедийной ситуации вырастает серьезная тема судьбы Чацкого. Очевидно, что благополучная развязка только снизила бы драматическое напряжение пьесы, отделив изображаемое от реальной жизни.

  8. Ей только семнадцать! (Софья очень молода, поэтому ее трогает кажущаяся искренность Молчалина, его робость, неуверенность в себе, стремление всем понравиться, даже бессловесность, над которой издевается Чацкий. Я думаю, семнадцатилетней девушке, знающей жизнь только по французским романам, это можно простить.)
    Уродливость воспитания Софьи в доме отца. (Меня поражает, что у Софьи нет собственных идей, убеждений. Но откуда им быть? Отца не заботило ее воспитание. Может, это и к лучшему: чему он мог научить дочь?! Сентиментальные романы, Кузнецкий мост, «вторая мать» — француженка, нанятая отцом, светские сплетни — вот откуда черпала она знание жизни. Умная от природы, Софья не получила духовной пищи и создала свой выдуманный мир, в котором чувствовала себя госпожой, покровительницей слабых. Из жалости к Молчали- ну родилась любовь. Я ее понимаю, а потому прощаю многое.)
    Что повлияло на отношение Софьи к Чацкому? (Приезд Чацкого, его активность, язвительные высказывания о том, что ей стало дорого, Софья восприняла (и правильно!) как покушение на выдуманный ею мир. Я думаю, будь Чацкий осторожнее в своих высказываниях (особенно о Молчалине!), она бы спорила с ним, отстаивая свою правоту, а так, его злость, язвительность вызвали в ней враждебное отношение к нему (ведь она верила в любовь Молчалина). Мне трудно осуждать Софью за это. Опять-таки виноваты ее неопытность, незнание жизни и людей. Я понимаю ее состояние, искреннее волнение, когда Молчалин упал с лошади, и мне жаль девушку, которая позволила так себя обмануть.) Материал с сайта //iEssay.ru

  9. Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди.
    Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе “Горе от ума” наделена Софья. Очень хорошо об этом сказано в статье И. А. Гончарова “Мильон терзаний”. Он говорит о смешении в Софье “хороших инстинктов с ложью”, “живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения”. Но она “загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха”. Гончаров увидел в ней “задатки недюжинной натуры”, и поэтому “недаром ее любил и Чацкий”.
    От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев.
    Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически: к Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит. Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Любовь Чацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только “расцвела прелестно”, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”.
    Чацкий это понимает и свои речи адресует прежде всего Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебали в нем “ни даль”, “ни развлечения, ни перемена мест”. Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Софья также очень переживает, но уже из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием и получить повыше чин. Софья получает первый жестокий урок.
    Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Однако она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Но, по замечанию того же Гончарова, “тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого” именно Софье. Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому. Критики Н. К. Пиксанов и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусову с Татьяной Лариной.
    Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини. Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что “громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее…”
    Н. К. Пиксанов совершенно справедливо отмечал, что “драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже”. Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорил Гончаров, “Горе от ума” держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью.

  10. Софья в
    комедии Грибоедова “Горе от ума”.

    Борис Голлер
    Поведение Софьи
    с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в
    себе вызов!  Факт, который следовало
    осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих
    критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”.  “…Все это, – писал, едва ли не самый
    благожелательный к Софье, Гончаров, – не имеет в ней характера личных пороков,
    а является, как общие черты ее круга”. Поступки Софьи оттеснялись, таким
    образом, в область обыденного аморализма фамусовского круга.
    Это была грубая
    ошибка! Не было подобного аморализма. Если на что другое здесь и закрывали
    глаза, то уж поведение барышни судили весьма строго.  Чем, собственно, и занимается всю пьесу Фамусов – отец Софьи? Как
    не тем, чтоб оградить дочь от каких-нибудь шагов на скользком пути? /…/
    Барышню,
    нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества. /…/
    И когда мы
    слышим первые слова Софьи в пьесе – еще из-за двери ее комнаты, где она
    просидела всю ночь, запершись с Молчалиным: “Который час?” И потом опять то же
    ленивое “Который час?” – “Неправда” (когда Лиза всячески торопит ее). Мы должны
    представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
    Что на самом
    деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
    “Ты находишь
    главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и
    исполнению: девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не
    потому чтобы ум у нас грешных был обыкновенен – нет! и в моей комедии 25
    глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется в
    противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить
    не хочет, зачем он немножко повыше прочих…” Известный ответ Грибоедова на
    критику Катенина.
    Отрешимся от
    привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову?
    Вернее, о ком? о нем или о ней?  Ну
    конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже – о нем. Об
    этом самом – “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”.
    Кстати, отметим про себя эту несколько заниженную по нашим меркам оценку
    главного героя: “немножко повыше прочих…”
    Если бы
    Грибоедов мыслил свой план иначе – по Кюхельбекеру, он и высказался бы
    по-другому: “Молодой человек… (таких-то достоинств) приезжает в дом…
    (такой-то и такой-то), и тут с ним происходит… (то-то и то-то)”. Короче, дан
    Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе…”
    Но какое
    действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как
    главную пружину ее?
    Единственное.
    Любовь этой девушки.
    Это она – Софья
    – держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все
    остальные персонажи – в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и
    Скалозуб, и батюшка Фамусов , не говоря уже про гостей бала, – зависят от этой
    ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее – как от
    некой оси. (Гости бала ведь тоже не сами по себе, так, за здорово живешь,
    объявляют Чацкого сумасшедшим. Но по манию ее – Софьи, “с подачи” Софьи!..)
    Кстати, лишь
    такое объяснение выдерживает нагрузку первых вступительных сцен пьесы, занятых
    лишь одним: историей любви Софьи к Молчалину. Перипетиями этой любви. И
    разрешает сомнения – от странного списка действующих лиц: в нем просто
    поименованы сперва все персонажи подлинной завязки пьесы.
    “Горе от
    ума” – это пьеса Софьи.
    Это вовсе не
    значит – “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком – и,
    может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о
    гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” – общество.
    Но Софья
    “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться
    шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
    Невероятная
    дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий – “главное лицо” –
    приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. Еще Гончаров отметил
    это “страдательное” положение Чацкого. Герой поставлен в пьесе в “страдательном
    залоге”. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны
    объекта” (по определению).
    А объект этот –
    Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого
    абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/
    Сколь ни
    страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных
    камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже. И прежде
    его появления. А на его долю остается задача (неблагодарная, прямо скажем,
    особенно в глазах Софьи!) – по мере сил служить катализатором. Помочь нечаянно
    выявлению или обнаружению этого взрыва.
    Ах! Боже мой!
    что станет говорить
    Княгиня Марья
    Алексевна!
    А в самом деле,
    что она станет говорить?.. если все откроется? Что Чацкий воротился в Москву?
    был на бале у Фамусова, надерзил всем, его даже сочли немного не в себе?.. Ну,
    и это, разумеется, – так, вскользь, отчасти! Но главное, что скажет она (и чего
    боится Фамусов)… И здесь, как ни парадоксально, присоединяется к ней, кроме
    всей толпы фамусовского бала, еще и Чацкий … и Катенин, и Пушкин:
    – Софья
    преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила
    приличия!..
    Среди
    “универсалий” пьесы, в силу сложных причин с самого появления пьесы на свет и
    долго еще остававшихся в тени, может, на первом месте следует назвать саму
    конкретную (и довольно простую) историю, рассказанную в пьесе драматическими
    средствами. Единство противоречий равноправных мотивов. Драматургию комедии.
    “баррикада,
    перегородившая дворец”…
    Вступительный
    мотив пьесы – беспокойство.
    Беспокоится
    Лизанька – “служанка… на часах”. Притом “на часах” – в буквальном смысле…
    Переводит часы, устраивает трезвон: барышня слишком засиделась с Молчалиным.
    Вбегает Фамусов – его поднял с постели этот трезвон. Ему снилось ночью, что
    где-то – музыка. /…/
    Подземная
    музыка глубинного беспокойства будоражит дом.
    Фамусов чуть
    было не застукал дочь в ее комнате с Молчалиным. Но отступился… Лизе удается
    спровадить его. Он не поверил ей – сделал вид, что поверил. Его тревога явно не
    сегодня родилась.
    Спокоен только
    один человек. Сама Софья! Хоть все это ходит кругами возле нее и подступается к
    ней. /…/
    В промежутке
    между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным
    словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/
    Этот день
    ожидания – и есть время пьесы.
    Этой девушке не
    повезло в общественном мнении. После – в истории русской литературы… Софья
    была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.
    Нет, не автор!
    При всем, мягко скажем, неоднозначном отношении к ней он-то выслушал ее до
    конца. Ей единственной, пожалуй, даны по пьесе все или почти все мотивировки
    поступков. Из всех персонажей комедии, включая Чацкого, этот, несомненно,
    результат самой филигранной отделки и психологической разработки. Может, это
    вообще – самое тонкое, что написано автором “Горя от ума”.  И вместе с тем ( в какой-то мере потому)
    Софью как раз и трудно понять. Куда трудней, чем других. “Бог с вами, остаюсь
    опять с моей загадкой”, – скажет ей Чацкий.
    София
    Грибоедова – главная загадка комедии. /…/
    Но эта любовь к
    Молчалину! – скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только – что к Молчалину!
    Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства
    определялись предметом, на который оно обращено? /…/
    К Молчалину и
    впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту.
    Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего,
    может быть, недоставало ей самой… /…/
    Только не
    “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! – сотворила! Любви дано творить
    собственную действительность – “по образу и подобию своему”… Пусть даже после
    творение окажется недолговечно.
    Это –
    творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский
    находил в Софье, была энергия творческая.
    То, что назвал
    Толстой – “энергией заблуждения”…
    Счастлива ли
    она – Софья – в этом заблужденьи своем?..
    Несмотря на
    резкую очерченность основных конфликтов и почти откровенный “фельетонизм”
    многих сцен, образы Грибоедова написаны в манере “сфумато”. Они грешат или,
    напротив, они удивляют своей неопределенностью. И первые критики Грибоедова
    были правы, когда винили его в отсутствии “плана”. То есть той самой
    “определенности”. Бесконечно чуткий Пушкин уловил это сразу, возможно, только
    сразу не осознав как систему: “Софья начертано неясно… Молчалин не довольно
    резко подл… Что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров”.
    Иначе,
    наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое:
    безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/
    Сейчас “пьеса
    Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к
    опасному рубежу, упрется в другую – в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая
    только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
    Параллельное
    голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/
    Чацкий с самого
    приезда своего добивается любви Софьи – или правды о Софье… Продолжает
    добиваться – с упорством влюбленного и слепотой влюбленного, – и даже тогда,
    когда все давно ясно.
    Что ж! Его
    право!..
    А Софья столь
    же упорно защищает свою любовь. И это право ее!..
    Поединок их
    двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух
    близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но
    равновелики – по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской
    природе своей. А тот, другой конфликт – Чацкого “со всем обществом”, с
    фамусовским кругом – возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже
    нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом
    конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный –
    общественным.
    Это и есть
    драматургия Грибоедова. /…/
    Софья – главная
    ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он
    и вернулся сюда. Но она и – главная цена, которую он должен заплатить за свой
    непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/
    Софья – прямая
    родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное,
    что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, –
    это тоже она!
    Грибоедов
    создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии.
    Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

  11. Столкновение «века минувшего» с его меркантильными интересами и «века нынешнего» с его новыми взглядами на жизнь разделило героев произведения на два лагеря. Но есть персонажи, которых нельзя однозначно отнести ни к первой, ни ко второй группе. Так, например, на рубеже двух поколений стоит Софья Фамусова, которая достаточно умна для уходящего века, но все же была воспитана в «фамусовском обществе».
    С одной стороны, девушка умеет искренне любить, переживать эмоции, обладает невероятной смелостью и решительностью. Софья любит проводить время за чтением, даже ее отец, который считает это дело глупым и бессмысленным, подчеркивает, что «ей сна нет от французских книг» и то, что «все по-французски вслух читает запершись». Она не боится мнения общества. В отличие от Молчалина, для которого «злые языки страшнее пистолета», Софья привыкла слушать сердце: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит».
    Несмотря на то, что во многом взгляды на жизнь Софьи отличаются от принципов дворян, девушка выросла и воспитывалась в «фамусовском обществе», которое, безусловно, повлияло на нее. Главной ошибкой героини стало то, что она решила связать свою жизнь с ярким представителем «века минувшего» – Молчалиным.
    Умная от природы, смелая девушка с прогрессивными взглядами на жизнь становится заложницей и общества, в котором выросла, и любви к человеку, который ее не достоин. В один момент образ героя Молчалина, который Софья нарисовала себе, разбивается, а вместе с ним и борьба, которую девушка вела за свою любовь, становится напрасной. Образ Софьи  достаточно сложен и противоречив, но в тоже время – это один из самых трагичных образов комедии.

  12. | Печать |
    Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является одним из выдающихся произведений первой половины XIX века.
    Все герои пьесы являют собой типичные образы, обладают неповторимыми индивидуальными чертами характера. Грибоедов стремится изобразить своих героев такими же сложными, каким сложными бывают реальные люди.
    Представителем наиболее противоречивых характеров в пьесе “Горе от ума” является Софья. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” очень хорошо говорит о смешении в Софье “хороших инстинктов с ложью”, “живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения”, что она “загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха”. Автор обнаружил в ней “задатки недюжинной натуры”, потому-то “недаром ее любил и Чацкий”.
    От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Поэтому она не — случайно обратила внимание на Молчалина, своими чертами и своим поведением напоминавшего ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:
    Конечно, нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивит.
    Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Для отца Софьи в книгах — все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и “уездной барышне”, пушкинской Татьяне — Ричардсон, Руссо, де Сталь. По ним-то, скорее всего, Софья и сконструировала тот идеальный образ, который ей видится в Молчалине.
    Героиня грибоедовской пьесы, по сути, получает лишь первый жесткий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые выпадают ей на долю. Поэтому Софья — характер, который может быть еще развит и раскрыт “до конца” только в будущем. Уже первые явления пьесы рисуют натуру живую, увлекающуюся, своевольную, обещающую своим поведением бурное развитие событий. Вспомним гончаровские слова о том, что в ее “физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное”. Грибоедову было необходимо наметить эти качества героини уже в первых явлениях пьесы, до того как в действие включится главный герой. Это было важно именно потому, что в контактах с ним Софья все же замыкается в себе, ускользает, и для зрителей может остаться не до конца ясной внутренняя мотивировка ее поступков.
    Любовь Чацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи в чем-то главном под стать самому Чацкому. В свои семнадцать лет она не только “расцвела прелестно”, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Об этом говорит такая реплика Софьи: “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”. Чацкий это понимает и свои речи адресует, прежде всего, Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры не поколебали в нем “ни даль”, “ни развлечения, ни перемена мест”. Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Софья также очень переживает, но уже из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием и получить повыше чин. Софья получает первый жестокий урок.
    Возможно, когда-нибудь Софья узнала бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужамальчика, мужаслуги. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Однако она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. Но, по замечанию того же Гончарова, “тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого” именно Софье.
    Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, задуманный и выполненный, очень близкий Чацкому. Критики Н. К. Писарев и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусову с Татьяной Лариной. Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что “громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее…”
    Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софьи знаменателен для постижения ее характера, как и сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини.
    Совершенно справедливо Н. К. Писарев отмечал, что “драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже”.
    В своеобразную борьбу с Чацким Софья постепенно втягивается и в какой-то момент утрачивает возможность чувствовать грань, отделяющую колкие, раздраженные от поступка явно бесчестного действия. Но видимо, именно потому-то ее можно отнести к одному из самых живых и деятельных персонажей комедии. Софья — яркая индивидуальность, а не только определенный социальный тип и определенная нравственная модель.
    А. С. Грибоедов в своей комедии сумел показать не только жизнь современников, но и создал ряд незабываемых образов, не менее интересных современному читателю и зрителю. Как говорил Гончаров, именно поэтому “Горе от ума” “держится ос

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *