Сочинение на тему как я работаю над ошибками в диктанте

10 вариантов

  1. ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ.
    1.        Заглавная буква в начале предложения.
    Знаки препинания в конце предложения.
    Выпиши предложение правильно. Выдели орфограмму.
    Делай так:  Птицы улетели.
    2.        Гласная после шипящих. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
    Выпиши слово. Выдели орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
    Делай так: мыши, жизнь, щавель.
    3.        Перенос слова.
    Раздели слово на слоги для переноса.
    Делай так: ру-чеи-ки.
    4.        Пропуск, замена, перестановка искажение букв.
    Выпиши слово, раздели его на слоги.
    Делай так: прилежные, при-леж-ные.
    5.        Заглавная буква в именах собственных.
    Выпиши слово. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
    Делай так:  Маша, Алёша, Миша.
    6.        Слова с непроверяемым написанием (словарные).
    Напиши слово три раза. Подчеркни букву, в написании которой допущена ошибка.
    Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
    7.        Ь – показатель мягкости.
    Выпиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
    Делай так: огонь, учитель, морковь.
    8.        Разделительные ъ и ь знаки.
    Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Выдели орфограмму.
    Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил .
    3апомни! Разделительный ь знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
    Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: е, ё, ю, я.
    9.        Правописание приставок.
    Напиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
    Делай так: приехал, заехал, уехал.
    Запомни! Приставка — часть слова. Она пишется слитно.
    10.        Гласные и согласные в приставках.
    Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё слова с этой же  приставкой.
    Делай так: полетели, побежал, потянули.
    11.        Правописание предлогов.
    Напиши слово вместе с предлогом.
    Делай так: у_дома, у (какого?) дома, у_6ольшого дома.
    Запомни! Предлог — это отдельное слово.
    Предлог со словом пишется раздельно.
    12.        Проверяемый  безударный гласный в корне слова.
    Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
    Делай так: гористая — горка.
    Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
    13.        Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
    Выпиши слово грамотно. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой
    допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
    Делай так: берёзка — берёза..
    Вспомни правило проверки парных согласных в корне.
    14.        Непроизносимые согласные в корне.
    Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный.
    Напиши проверочное слово.
    Делай так: честный — честь.
    Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
    15.        Удвоенные согласные.
    Выпиши слово правильно. Выдели орфограмму. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
    Делай так: группа, групповой, подгруппа.
    16.        Буквосочетания чк, чн, нщ, щн.
    Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
    Делай так: дочка, речка, мощный.
    17.Разбор слова по составу.
    Выпиши слово. Разбери его по составу. Делай так:  пришкольный
    18.        Разбор предложения по частям речи.
    Впиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
    пр. сущ.    глаг.   прилаг.    сущ,
    Делай так:  С  гор побежали звонкие  ручейки.
    19.        Разбор по членам предложения.
    Выпиши предложение.
    Делай так: С гор побежали  звонкие ручейки.  Выпиши словосочетания: побежали с гор, звонкие ручейки.
    Запомни! Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание. Это нераспространенное предложение
    20.        Неверно выполнено какое-нибудь задание.
    Выпиши только его и выполни задание.

  2. Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.
    Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

    Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

    При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:
    консультация,
    коррекция знаний и умений,
    диагностика результатов,
    оценочная деятельность.
    Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.
    Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.
    Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).
    При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.
    При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.
    Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

    Алгоритм действий

    Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.
    Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:
    Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
    Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
    Поставить ударение, выделить орфограммы.
    Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
    Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.
    Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.
    После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

    Памятка-помощник

    Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
    Тема.
    Примеры.
    При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

    Проверка и подведение итогов

    В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
    самопроверка;
    работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
    работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
    работа со всем классом.
    Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.
    В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.
    Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

  3. Как делать работу над ошибками?
    Разработчик   Корымова Е.В.
    Сначала просмотри работу и попробуй устно проанализировать свои ошибки.
    План работы над ошибками.
    Орфография.
    – Выпиши из работы правильно слово, в котором ты допустил орфографическую ошибку.
    – Выдели в слове только ту морфему, в которой ты допустил ошибку.
    – Подчеркни орфограмму.
    – Поработай над орфограммой: безударная гласная в корне, парная согласная в корне, непроизносимая согласная в корне – подбери проверочное слово, выдели в нём требующуюся морфему, подчеркни орфограмму; ошибка в окончании имени прил. – задай вопрос к слову, выдели окончание у вопроса и у слова; безударное личное окончание глагола – запиши н.ф. глагола, подчеркни, на что она  оканчивается, напиши спряжение глагола, если это глагол-исключение, отметь это; словарное слово – пропиши его две строчки, подчеркни в нём непроверяемую орфограмму; предлоги со словами – поставь между словом и предлогом соответствующий вопрос или слово, доказав, что все предлоги со словами пишутся раздельно и т.д.
    Слова, которые требуют орфографической работы, выписывать в столбик, орфограммы подчёркивать и выделять зелёной ручкой.
    Пунктуация.
    – Выпиши из работы правильно предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
    – Выдели в нём грамматическую основу, посмотрев внимательно на то, какое оно: простое или сложное.
    – Подчеркни те члены предложения, которые его осложняют: однородные, уточняющие, причастный, деепричастный и сравнительный обороты, приложения; если предложение осложнено обращением, поставь над ним букву «О».
    – Составь схему предложения, обязательно  укажи в ней главные члены и те члены предложения, которые его осложняют.
    Предложения, которые требуют пунктуационной работы, каждое начинать писать с новой строки, подчёркивания делать по линейке зелёной ручкой, а также надписи – зелёной ручкой.
    Грамматическое задание.
    Оно требует полного переделывания.
    У тебя должна получиться отличная работа над ошибками, а не работа с ошибками!!!

  4. Урок 38 (7 класс)
    Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте
    Цели: а) провести работу с текстом на определение типа, стиля,
    способа связи предложений и т. д.;
    б) провести работу над ошибками, допущенными в тексте;
    в) р/р. *Составить текст, используя опорные слова
    Ход урока
    1. Орг. момент.
    2. Вторичное знакомство с текстом диктанта.
    3. Работа с текстом.
    Прочитайте и перескажите текст контрольного диктанта.
    — Какова его основная мысль?
    — Из скольких частей состоит текст диктанта?
    — Какова его тема? Есть ли микротемы? Какие?
    — Каков тип текста?
    (рассуждение, повествование, описание или смешение нескольких типов)
    — Определите стиль?
    Найдите средства связи и подчеркните.
    — Какая здесь связь: цепная или параллельная?
    — Какие предложения в большей степени употребляет автор:
    сложные, простые? Почему?
    — Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
    Урок 38
    (7 класс)
    Найдите ключевое слово, выпишите его в тетрадь.
    — В прямом или в метафоричном смысле даётся нам это слово в тексте?
    (Повторы, метафоры.)
    Выписывание из текста ключевых слов. Составление схемы:
    — В каком предложении заключён весь смысл текста?
    4. Выполнение работы по овладению
    орфографическими и пунктуационными нормами.
    Выпишите из текста слова или предложения, в которых вы допустили ошибки, выделяя орфограммы и пунктограммы (объяснить графически правило).
    Урок 38
    (7 класс)
    *5. Даны словосочетания:
    Автора волнует тема…;
    данный текст относится к … стилю;
    по способу изложения текст является (описание, рассуждение, повествование);
    по мнению автора, мы должны…;
    автор убедительно призывает нас …;
    я считаю, что автор прав ( не прав…).
    Охарактеризуйте текст диктанта, используя данные выражения (во вновь составленном тексте их нужно подчеркнуть).
    ……………………………………………………………………………………………………
    Домашнее задание.
    Составьте карточку для своего соседа по парте: словарные слова с пропущенными буквами (15 слов).

  5. Памятка работы над ошибками в изложении и сочинении.
    Условное обозначение
    ошибки
    Ошибка
    Способ исправления
    Ф (№4)
    ————————————–
    V
    ————————-
    Z
    ————————————–
    (.)
    ————————————–
    1,2,3, …
    ————————————–
    Н
    ————————————–
    П
    ————————————–
    (   )
    Фактическая ошибка
    ————————————————
    Пропуск важного слова или предложения.
    ————————————————-
    Не выделен абзац
    ————————————————————————–
    Нет точки в конце предложения
    ———————————————————–
    Неудачный порядок слов.
    ——————————————————
    Неудачное слово или предложение.
    ————————————————————————–Повтор
    ————————————————————————-
    Лишнее
    Исправить см. памятку
    ———————————————–
    Вставить пропущенное слово или предложение.
    ———————————————–
    Начать с красной строки.
    ————————————————————————-
    Поставить точку в конце предложения.
    ————————————————————————-
    Изменить порядок слов.
    ————————————————————————-
    Заменить другим словом или составить другое предложение.
    ————————————————————————-
    Заменить или исключить повторяющееся слово
    ————————————————————————-
    Убрать лишнее
    Памятка работы над ошибками в изложении и сочинении.
    Условное обозначение
    ошибки
    Ошибка
    Способ исправления
    Ф (№4)
    ————————————–
    V
    ————————-
    Z
    ————————————–
    (.)
    ————————————–
    1,2,3, …
    ————————————–
    Н
    ————————————–
    П
    ————————————–
    (   )
    Фактическая ошибка
    ————————————————
    Пропуск важного слова или предложения.
    ————————————————-
    Не выделен абзац
    ————————————————————————–
    Нет точки в конце предложения
    ———————————————————–
    Неудачный порядок слов.
    ——————————————————
    Неудачное слово или предложение.
    ————————————————————————–Повтор
    ————————————————————————-
    Лишнее
    Исправить см. памятку
    ———————————————–
    Вставить пропущенное слово или предложение.
    ———————————————–
    Начать с красной строки.
    ————————————————————————-
    Поставить точку в конце предложения.
    ————————————————————————-
    Изменить порядок слов.
    ————————————————————————-
    Заменить другим словом или составить другое предложение.
    ————————————————————————-
    Заменить или исключить повторяющееся слово
    ————————————————————————-
    Убрать лишнее

  6. Это важный элемент формирования орфографической зоркости. Главная цель – добиться более высокой успеваемости, лучшего качества знаний и умений школьников, сэкономить при этом затраты учительского труда.
    Я остановлюсь на двух типах уроков работы над ошибками: после диктанта и после творческой работы (сочинения или изложения). Для решения этой задачи необходим дифференцированный подход к учащимся, забота о том, чтобы они своевременно и систематически ликвидировали пробелы в своих знаниях и навыках, чтобы полученная итоговая оценка отражала их действительный уровень подготовки, так как пробелы, обретенные в младших классах, не позволяют успешно усваивать программу в старших классах. В своей работе мы обращаемся к «Нормам оценок…», которые позволяют вести индивидуальный учет ошибок. На основе этого мы и проводим работу над ошибками. Как уже сказано выше, в основу такого урока закладывается принцип разноуровневой, дифференцированной работы, так или иначе связанной с текстом диктанта. Проверяя работу, выписываем все ошибки, а потом группируем их по видам орфограмм. На доске перед уроком выписываем по одному слову с каждой орфограммой. Например:
    Находим орфограмму в каждом слове, устно объясняем, повторяем соответствующее правило (можно найти в учебнике и прочитать). Потом ошибка в слове объясняется графически.
    Далее соответствующая запись в тетради. И следующий этап. Выписать и объяснить допущенный орфографические ошибки в словах, где ученик допустил ошибку. Такая работа помогает развить орфографическую зоркость учащихся.
    Как показывает опыт, ошибки можно разделить на 3 группы.
    3 группы орфограмм начальной школы (по легкости-трудности усвоения их учащимися).
    1 группа – орфограммы, усвоенные большинством учащихся (70%) почти на уровне навыка:
    правописание Ь как знака мягкости согласного (радость, судьба);
    правописание с большой буквы фамилий, имен, отчеств русского происхождения (Иван Андреевич Крылов);
    кличек животных (кошка Мурка);
    названия крупных рек, озер, морей (река Волга);
    названия населенных пунктов страны (город Москва);
    правописание безударных окончаний имен прилагательных в Им. падеже (суровая, алые);
    правописание буквы Э в начале слова (этот, эмблема).
    2 группа – написания, правила употребления которых учащиеся в общем-то знают, однако навыки грамотного письма не являются устойчивыми:
    правописание гласных и согласных в корне слова (страна, травка, страстный);
    правописание разделительных Ъ и Ь (подъезд);
    название континентов (Европа, Америка);
    название улиц (Пушкинская улица);
    написание предлогов с именами существительными и особенно местоимениями (ко мне, со мной);
    НЕ с глаголами (не знаю);
    правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК,ЧН, НЩ (жизнь).
    3 группа – трудные для усвоения написания:
    правописание в корнях трех- четырехслоговых слов с безударными гласными (отдаленный, удивительный);
    правописание в корнях трех- четырехслоговых слов с непроверяемыми гласными (конституция);
    правописание изученных приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов (смотришь, сделать);
    употребление Ь после шипящих в конце слова или его отсутствие (тишь, луч);
    правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ (смеяться).
    II. Пунктуационные ошибки. В 5 классе синтаксис представлен однородными членами предложения, тире между подлежащим и сказуемым.
    Также анализируем и объясняем задания.
    Заключительный этап – обобщение по вопросам типа: какие орфограммы мы повторили в ходе анализа ошибок? Какие правила надо повторить, чтобы ликвидировать пробелы?
    Д/з – дифференцированное.
    Те, кто получил «5» получают индивидуальные задания, связанные с текстом диктанта. Можно предложить найти слова с определенной орфограммой, выписать, подчеркнуть орфограмму, составить текст, предложения и т.д.
    Работа над ошибками после творческих работ строится аналогично.
    Речевые ошибки нередко устранить труднее, чем орфографические. Обычно начинаем с изучения речи учащихся.
    Вот, по моим наблюдениям, наиболее характерные речевые ошибки:
    I. Синтаксико-стилистические.
    СПП: употребление придаточного предложения без главного: Когда встанешь на бугор и увидишь вдали лес.
    Придаточное по смыслу не соответствует главному: Когда идешь лесом, то воздух очень свежий.
    Неправильное оформление СПП предложения: Мы идем в школу, бывает туман.
    Лишнее сказуемое: В упражнении надо было сделать, подчеркнуть окончание.
    Отсутствие связи слов в предложении.
    Неправильный порядок слов: На кадке стоял кувшин разбитый.
    II. Морфолого-стилистические ошибки.
    Усечение окончания прилагательного, местоимения.
    Путаница окончаний.
    Отсутствие Н личных местоимений (у ей).
    III. Лексико-стилистические ошибки.
    Неумение выбрать синонимы. Деревья стоят голые, дни стоят унылые.
    Неправильное словообразование. От листьев пахло прелостью.
    Искажение устойчивых сочетаний.
    При разборе творческой работы выясняем сущность той или иной ошибки, находим способ ее исправления.
    Приложение 1
    Приложение 2
    Приложение 3

  7. Как сделать работу над ошибками диктанта.
    Найди в диктанте слово с ошибкой, напиши его в тетрадь без ошибки. Выдели орфограмму, в которой ты сделал ошибку. Докажи правильность написания. Приведи свои примеры на эту орфограмму.
    Орфограммы:
    1. Жи-ши пиши с буквой и
    Ча-ща пиши с буквой а
    Чу-щу пиши с буквой у
    2. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласных ( день, коньки)
    3. Буква ъ пишется после приставки на согласный звук перед гласными е, ё, ю, я (подъём)
    4. В окончаниях существительных после ц пишется ы ( синицы)
    5. В корне слова после ц пишется и, кроме слов исключений: цыган, цыплёнок, цыц, на
    цыпочках) ( цирк, милиция)
    6. Проверяемая безударная гласная в корне слова (сады – сад)
    7. Непроверяемая безударная гласная в корне слова (молоко)
    8. После шипящих в корне слова под ударением пишется ё, если слово можно проверить (шёл, жёлудь, но: шов)
    9. Парная согласная в корне слова ( варежки – варежек, плод – плоды)
    10. Непроизносимая согласная в корне слова ( солнце, но: интересный)
    11. Приставки из-, раз-, без- и другие на з ( разбавить)
    12.Соединительные гласные о, е (пароход, вездеход)
    13.Прописная буква в именах, названиях рек, городов и другие (Анна)
    14. Буква ь после шипящих  в конце слова у существительных женского рода (речь)
    15. Суффикс –ик, если гласный при склонении не выпадает; суффикс –ек, если гласная выпадает  (путник – путника, но: листочек  – листочка)
    16. Суффикс –ичк- пишется у существительных образованных на –ица, в остальных случаях пишется суффикс –ечк- (синичка – синица, но: кошечка)
    17. После шипящих под ударением пишется суффикс –ок, без ударения –ек (сверчок, барашек)
    18. После шипящих под ударением пишется суффикс –онок-, (медвежонок )
    19. Слова с удвоенными согласными (касса)
    20. Предлог со словом пишется раздельно  ( в лесу)
    21. В окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о (кирпичом, кольцом)
    22. У существительных 1 склонения во множественном числе родительного падежа после шипящих ь не пишется (много туч)

  8. 7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).
    8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).
    Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.
    9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.
    10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) – у большого дома.
    11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.
    12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая – горка, теоретический – теория.
    13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный – честь. НО: чувствовать, лестница.
    14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.
    15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
    16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога  как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.
    17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу – к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.
    18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) – е; смотрит – смотреть (2 спр) – и (исключение).
    19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.
    20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.
    21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.
    22. НЕ с глаголом.  Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.  Не_пришёл, не_выучил.
    23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.
    24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.
    25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).
    26. Гласные в суффиксах глаголов,  причастий, деепричастий.  Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.
    27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).
    28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.
    29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.
    30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.
    31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.
    32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например:   “П,”- а.     А: “П!”
    33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
    34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

  9. Памятка по выполнению
    работы над ошибками по русскому языку.
    Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка!
    Необходимо проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое главное – чтобы ошибки эти больше не повторялись в ваших работах!
    В работе над ошибками главное слово – работа.
    Итак, цель работы над ошибками – так проработать ошибки, чтобы они не повторялись в дальнейшем. Как проработать?
    Работа состоит из трех частей:
    Объяснение допущенных орфографических ошибок.
    Работу над ошибками начинай всегда со списывания по целой строчке слова, в которых ты допустил исправления: буква на букве, грязь, или где ты описался (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчёркивай то место, где у тебя исправления.
    Далее идёт работа над ошибками, которые нашел учитель.
    Сначала определи, на какую орфограмму твоя ошибка.
    Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).
    Слово, в котором допущена ошибка
    Напиши слово верно.
    Правило, объясняющее написание
    Три примера (чем больше, тем лучше) на это правило
    Не_выучил
    НЕ с глаголами пишется отдельно.
    Не_знать
    Не_ был
    Не_ читают
    объяснил
    Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.
    Съезд
    Объём
    Подъехать
    у нас
    Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
    ко мне
    с тобой
    к нему
    вьюга
    Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
    Деревья
    Обезьяна
    Воробьи
    2. Объяснение допущенных пунктуационных  ошибок.
    1. Указать причину, по которой необходимо поставить знак препинания (например: обособленное определение, однородные члены предложения, сложное предложение, вводное слово…)
    2. Выписать  предложение, графически объясняя постановку знака препинания, составить схему, подобрать из учебника или из художественной литературы  3 предложения на это правило и записать, объясняя пунктограмму.
    ОБРАЗЕЦ:
    Знаки препинания при однородных членах
    Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О
    Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу. (А. Чехов)
    Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)
    У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи. (А. Серафимович)
    Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
    Программа, ¦написанная в спешке¦, выполнила недопустимую операцию.
    Матушка,¦ знавшая наизусть все его свычаи и обычаи¦, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее.(А.С.Пушкин)
    Я видел только верхушки лозняка, ¦теснившегося на этом берегу¦. (А.П.Чехов)
    С утра до утра шел мелкий дождик, ¦превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь¦. (А.И.Куприн)
    3. Работа над грамматическими ошибками.
    Грамматическая ошибка – это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
    Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. Записать без ошибок всё предложение.
    Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок

    п/п
    Вид ошибки
    Примеры
    1
    Ошибочное словообразование
    Трудолюбимый, надсмехаться
    2
    Ошибочное образование формы существительного
    Многие чуда техники, не хватает время
    3
    Ошибочное образование формы прилагательного
    Более интереснее, красившее
    4
    Ошибочное образование формы числительного
    С пятистами рублями
    5
    Ошибочное образование формы местоимения
    Ихнего пафоса, ихи дети
    6
    Ошибочное образование формы глагола
    Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
    7
    Нарушения согласования
    Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом
    8
    Нарушения управления
    Нужно сделать свою природу более красивую
    Повествует читателей
    9
    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Большинство возражали против такой оценки его творчества
    10
    Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
    Он написал книгу, которая эпопея
    11
    Ошибки в построении  предложения с однородными членами
    Страна любила и гордилась поэтом
    В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю
    12
    Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
    Читая текст, возникает такое чувство…
    13
    Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
    Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами
    14
    Ошибки в построении сложного предложения
    Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве
    Человеку показалось то, что это…
    15
    Смешение прямой и косвенной речи
    Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента
    16
    Нарушение границ предложения
    Когда герой опомнился. Было уже поздно.
    Для более глубокого анализа ошибок напиши отчет
    «Почему я сделал ошибки?»
    Примерный план
    1.   Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.
    2    Причины, послужившие плохому (хорошему ) результату:
    А.  Не усвоил новый материал.
    Б.  Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).
    В.  Допустил ошибку в словарном слове,
    Г.  Обстановка в классе во время диктанта.
    Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог                      сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).
    Оценка собственных знаний, выводы.

  10. Работа над ошибками по русскому языку.
    Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка.
    Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами, как морфологическое осознание слова, чёткое различение морфем. Активизация действий этих факторов имеет большое значение для предупреждения ошибок.
    На каждом уроке сталкиваешься с различными видами ошибок, с необходимостью их исправления.  Целенаправленная работа над ошибками требует их систематизации.
    В начальной и средней  школе для этой цели используются различные виды упражнений:
    Соотнесение орфограммы с определённым правилом, звуковой анализ слова, чёткое его проговаривание;
    Применение правил с обязательным объяснением;
    Широкое использование предупредительных диктантов разного вида
    ( слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное
    письмо);
    Соблюдение орфографического и гигиенического режима.
    Соблюдение орфографического режима это и определённый порядок ведения тетрадей, их регулярная проверка и обязательная работа над ошибками.
    Работа над ошибками.
    Казалось, что все уже отработано, испробованы разные упражнения, выполнены различные задания, но ожидаемого результата приходится ждать. И тогда задаешься вопросом: почему опять допущена ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и правило знает, и комментирует правильно, а результата нет. Каковы же основные причины, порождающие ошибки учащихся?
    Невнимание, рассеянность, поспешность; ученик не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста; работает медленно, не успевает применить свои знания; не видит орфограммы (нет орфографической зоркости).
    И снова возвращаемся к работе над ошибками. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
    Многое приходилось попробовать. Сначала словарные диктанты на уроках, затем комментированное письмо (объяснительные диктанты), разные формы зачетов, опросов.
    Открытий я не сделала. Хочу поделиться тем, как работаю сама. Работа над ошибками проводится после каждого диктанта, изложения, сочинения. В рабочих тетрадях, выполняя домашнее задание, сначала делают работу над ошибками и только потом упражнение.
    После очередного диктанта для этой цели отводится целый урок. Сначала идет коллективная работа, и ее я веду по тем ошибкам, которые допущены большинством учащихся.
    Эффективность работы над ошибками в условиях школы зависит от:
    Систематичности её проведения;
    Разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;
    От максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;
    Для дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации самостоятельной работы детей над ошибками желательно, начиная с начальной школы, предложить учащимся работу по памятке «Работа над ошибками по русскому языку», в которой последовательность орфограмм соответствует  порядку их изучения по программе. Например:
    1.Пропуск, замена буквы.
    Выпиши слово правильно.
    Подчеркни в нем пропущенную букву.
    Делай так: ученик, ученик, ученик.
    2.Большая буква в начале предложения.
    Выпиши предложение правильно.
    Придумай и напиши еще одно предложение.
    Подчеркни заглавную букву.
    Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
    3.Слог.
    Выпиши слово.
    Подчеркни гласные.
    Раздели слово на слоги.
    Запиши еще два слова на эту орфограмму.
    Делай так: у/чи/тель, ча/сы, пра/виль/но.
    Организация и методика проведения урока над ошибками в средней школе.
    Ориентируясь на проведенный анализ контрольного диктанта, сочинения, изложения, отбираю для фронтальной работы слова, которые написаны неверно большинством детей.
    Слова для коллективного анализа следует группировать вокруг не более двух-трех правил, с которыми ведется работа на протяжении последних уроков, предшествующих контрольной или творческой работе.      Урок работы над ошибками строится по следующему плану:
    Сообщение о результатах письменной работы – 2 мин.
    Коллективный анализ типичных ошибок класса – 10-15 минут.
    Самостоятельная работа над ошибками – 10-15 минут.
    Самостоятельную работу предлагается оформить в таблице:
    Пишу слово правильно (подчеркни свои ошибки, выдели морфему, где эта ошибка).
    Объясняю (графически комментирую орфограмму, подбираю проверочное слово и т.д).
    Привожу пример слова на данную орфограмму.
    Время на отдельные этапы урока регулируется в зависимости от количества материала, значимости данного этапа для  закрепления орфографического правила, степени подготовленности детей к работе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *