Сочинение на тему как жили земледельцы и ремесленники в египте

4 варианта

  1. Теперь вам известно, как жили земледельцы. И ремесленники в Египте не пировали. Их жизнь также была непростой.
    В 1905 г. было обнаружено целое поселение ремесленников, занятых на строительстве храмов Долины царей. Его изучение позволило археологам и историкам составить картину жизни ремесленников в Древнем Египте. Населявшие Дейр-эль-Медину, они занимали более привилегированное положение по сравнению с остальными. За свою работу они получали плату продуктами (зерном, рыбой, мясом), тканями или серебром.
    Трудились ремесленники в специальных мастерских, принадлежавших египетской знати. Там их работой руководили мастера, оценивавшие качество изготавливаемых изделий, а писцы строго вели учет расходуемых материалов. В свободное от заказов время ремесленники могли подрабатывать, выполняя заказы частных лиц, ведь им, как и земледельцам, нужно было платить довольно высокие налоги. А где жили ремесленники в Древнем Египте? Часто бывало, что жили и трудились они в одной мастерской. Или же имели отдельную, но очень скромную хижину.

    Виды ремесел Древнего Египта

    Чем занимались ремесленники? Высоко ценились в Древнем Египте ювелиры. Они обслуживали нужды фараона, знати и жрецов, создавая удивительные украшения и культовые предметы – статуи египетских богов покрывались золотом и инкрустировались драгоценными камнями, жертвенные чаши выполнялись из серебра, гробницы фараонов наполнялись многочисленной золотой утварью, призванной служить усопшему после его смерти в загробном мире. Это ремесло нередко передавалось по наследству от отца к сыну.
    Кузнецы делали оружие и орудия труда из меди и бронзы, позднее – из железа.
    Еще чем занимались ремесленники? Плотники работали в основном на привозном сырье – ведь в Египте росли только пальмы, древесина которых шла на изготовление обычной простой мебели. Для нужд двора в страну экспортировалась сосна и черное дерево.
    Гончары наладили массовое производство утвари, нередко украшали ее глазурью или рельефами.
    Ткачи плели льняные полотна. Существовала даже специальная краска для окрашивания тканей. Кожевники, корабельщики, сапожники – простые ремесленники, как и земледельцы, трудились с раннего утра до глубокой ночи.
    Не нужно забывать и о ремесленниках, занимавшихся обработкой тростника и изготовлением папируса, который сохранил для нас многие ценные сведения древнеегипетской истории.

    Рыночные отношения

    Разделение труда в обществе предполагает дальнейший обмен товарами и услугами между представителями различных профессий и ремесел. Денег в Древнем Египте не существовало, но был их эквивалент – вероятнее всего, стоимость того или иного изделия измерялась весом зерна.
    Труд ремесленника в Древнем Египте был нелегок, но хорошо оплачивался, а сами они пользовались уважением в обществе. Несмотря на некоторую примитивность инструментов, качество работ древнеегипетских мастеров было очень высоким.
    Теперь вам известно, как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Их жизнь нельзя назвать простой и беззаботной. На плечи ложилось содержание многочисленной фараоновой знати и войска. Уплата налогов была тяжелым бременем для простолюдинов, им приходилось трудиться целыми днями, чтобы прокормить свои семьи. Но именно благодаря их трудам и усилиям Древний Египет смог достигнуть такого небывалого расцвета и величия и оставить памятники древности, дошедшие до наших дней.

  2. Урок истории в 5 классе
    Цели: ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся.
    Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», картина «Гончарная мастерская».
    Информация для учителя
    В ходе изучения истории Древнего мира учащиеся должны научиться давать устный отзыв на ответы своих одноклассников. Для более эффективной работы над этим требованием программы учитель может предложить учащимся специальную памятку. Целесообразно положить ее на каждый стол, за которым сидят ученики. Устный ответ слушают все, а подробно анализирует кто-то один. Остальные учащиеся дополняют или высказывают свою точку зрения.
    План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе
    1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
    2. Обрати внимание, по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
    3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.
    4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
    5. Есть ли вывод в конце выступления.
    6. Попробуй оценить ответ.
    Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
    Оценка «4» — в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
    Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
    Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила»
    1. Подготовка устного ответа у доски по карточке № 9.
    КАРТОЧКА №9
    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»
    Для этого вспомни:
    — Где находится Египет?
    — Какой климат и рельеф имеет страна?
    — Какую роль в жизни египтян играла река Нил?
    — Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?
    — Какие занятия существовали у жителей Египта? Сделай вывод.
    Примерный ответ учащегося
    Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливался. В ноябре вода спадала, оставляя черный плодородный ил. Такая земля давала хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Кроме земледелия развивалось ткачество, гончарное производство, ювелирное дело. Таким образом, труд людей преображал долину Нила. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тыс. до н. э. превращался в густонаселенную страну.
    2. Индивидуальная работа (письменно) по карточкам (5 человек).
    Задание: внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»
    Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!
    Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.
    Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.
    Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.
    Еда появляется после его разлива.
    Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.
    3. Работа с классом.
    а) Заполните контурную карту «Древний Египет».
    Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 23 (с. 20).
    б) Фронтальная беседа по вопросам:
    — Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон.)
    — Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус.)
    — Какой город был столицей Египта? (Мемфис).
    — Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.)
    4. Заслушивание устного ответа по карточке № 9. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. выше).
    III. Переход к новой теме
    Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.
    — Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта?
    IV. Изучение новой темы
    План
    1) Жители Египта.
    2) Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.
    3) Сбор налогов.
    На доске: тема урока, новые слова.
    1. Самостоятельная работа с текстом учебника.
    — Прочитайте п. 1 § 7 на с. 35 Вигасина или пп. 1,2 § 12 на с. 70-71 Михайловского.
    — Ответьте на вопрос: «На какие группы делилось население Древнего Египта?» (Фараоны, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники.)
    Информация для учителя
    Прежде чем начать работу по документу, можно смоделировать игровую ситуацию. Например, сказать детям, что они сегодня настоящие исследователи и что в их руках древнегреческий папирус. Поскольку текст документа достаточно большой, то в зависимости от уровня развития детей его можно разделить на три части (так он и размещен ниже). Каждую часть документа можно распределить между тремя группами учащихся (или рядами). Задание для каждой группы одно. Выяснить: какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники? В тетрадь вписать виды ремесел.
    2. Работа с историческим документом.
    Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи
    Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).
    Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.
    Для 1-й группы
    О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.
    Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.
    Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.
    Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, оружие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.
    Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.
    Для 2-й группы
    Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…
    Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб — отдает он его домой; избиты, избиты его дети…
    У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»… Устает он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.
    Для 3-й группы
    Ткач — внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…
    Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…
    У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, .. .рука его не останавливается.
    Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.
    Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Неспокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…
    Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…
    Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.
    Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 40-41.
    3. Беседа по вопросам к документу.
    Записи в тетрадь видов ремесел Древнего Египта. О работе горшечников можно рассказать по картине «Гончарная мастерская».
    4. Работа над новым понятием.
    Налоги — это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением или налоги — это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.
    V. Закрепление изученного материала
    — На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы.)
    — Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.)
    — Что обозначает понятие «налоги»? (Платеж чем-либо фараону или государству.)
    — Кто платил налоги? (Все зависимые от знати категории населения.)
    — Как называли сборщиков налогов? (Писцы.)
    VI. Подведение итогов урока
    Выставление оценок.

    Вариант урока 10. Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте (урок-игра)

    Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.
    I. Игра
    Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от чужеземного странника «Путешествуя по Фивам». При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия XVIII в. до н. э. На задание дается 25 минут.
    Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».
    II. Подведение итогов урока
    В конце урока учитель напоминает учащимся, что весь Египет служил фараону, обслуживал хозяйственные надобности дворца. Это накладывало свой отпечаток и на образ жизни египтян Нового царства.
    Домашнее задание: прочитать § 7 Вигасина или § 12 Михайловского; составить рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед, описать дом, в котором он жил.

  3. Благоприятные природные условия в долине Нила способствовали развитию сельского хозяйства. В сезон наводнений, когда работы в полях не проводились, фермеры должны были работать на государственных объектах, они участвовали в строительстве храмов, пирамид.
    В сентябре, когда паводковые воды отступали, земледельцы сажали пшеницу, ячмень, лен, лук, чеснок, бобы, чечевицу и пр. Вегетационный период продолжался с октября по февраль. Фермеры пахали, а, чтобы земля не страдала от недостатка воды, рыли специальные каналы. Осадки не часты в этой части Египта, поэтому крестьяне полагались только на себя и на живительную влагу Нила.
    С начала марта и по май месяц проходил сбор урожая. Урожай собирали вручную с помощью обычных серпов – занятие тяжелое и трудоемкое.
    Зерно отправляли на молотилку, затем измельчали ??в муку. Часть зерна шла на приготовления пива.
    Помимо зерновых культур земледельцы выращивали лен, из которого делали нити и ткали одежду.
    Крестьяне жили в небольших домах из глиняных кирпичей. Окна в домах находились высоко над землей, благодаря чему внутри всегда было прохладно и зеваки не могли заглянуть внутрь. Полы дома были земляные. Еду готовили в маленьких печах, которые топили навозом крупного рогатого скота.
    Вот так выглядел дом земледельца в Древнем Египте:
    Мужчины и мальчики работали на полях. Женщины выпекали хлеб, варили пиво, занимались прядением и ткачеством. Жизнь была тяжелая и безрадостная.
    Описание одного дня земледельца Древнего Египта можно найти в этом вопросе.

  4. «Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте».
    Ход урока:
    I.Микромодуль интригующего образа.
    Учитель: «Ребята,  вы верите в чудеса? Говорят, что в Древне Египте существовало необыкновенное  животное, которое приносило счастье. Как вы думаете, кто же это мог быть? (Дети высказывают свои предположение, и после нескольких фраз учитель продолжает). «Сегодня тот, кто будет правильно отвечать на все вопросы, делать красивые записи в тетради получит это «счастье», изображение которого я предусмотрительно запечатала в конверт. Поэтому предлагаю вам начать «погоню за счастьем» и ответить на мои вопросы».
    II. Микромодуль мышления на основе «воспоминания».
    За каждый правильный ответ дети получают жетончики, в конце урока подсчет.
    1. Фронтальный опрос – это очень быстро задаёт вопросы, а дети мгновенно отвечают.
    Что такое дельта Нила?
    Что такое оазис?
    Когда начинается разлив Нила?
    Благодаря чему в Египте высокие урожаи?
    Какие два царя были изначально в Египте?
    В каком году Египет объединился? (Учитель предлагает написать эту дату всем детям в тетради, затем спрашивает одного ученика)
    Благодаря какому фараону произошло объединение Египта?
    2. Индивидуальное задание – двум детям раздаются  конверты, которые содержат задания.
    В первом конверте лежат красная и белая  короны, карта Египта и следующее задание:
    «С помощью карты и двух корон подготовить рассказ об объединении Египта»
    Во втором конверте лежат карандаш, «ленту времени» и задание:
    «На ленте времени отметьте примерную дату объединения Египта»
    3. Творческое задание  – ученик получает квадратики из цветной бумаги. Его задача – придумать слово, написать буквы на отдельных кусочках, перемешать, сформулировать вопрос и предложить отгадать слово классу.
    «Придумать и зашифровать слово, которое относится к теме «Государство на берегах Нила». Разгадайте зашифрованное слово.
    III. Изучение нового материала
    Учитель: «Сегодня мы с вами будем разговаривать о том, как жили древние египтяне. Во всех домах находились маленькие вещицы, которые считались оберегами от всех злых духов. Я предлагаю повесить такой оберег и в нашем классе. (Учитель крепит первый амулет на доску, после рассказа каждой логической части должен появляться очередной амулет).
    Логические части:
    1.Жители Египта
    Актуальное: Ребята, а кем работают ваши родители? Существует много профессий, занятий людей. (Ответы детей)
    Историческое: «В древнем Египте люди по занимаемым должностям делились немного иначе. Всесильным владыкой Египта был фараон. Ему подчинялись вельможи. На службе у фараона и вельмож стояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. (По ходу этого рассказа на доске должны появляться выделенные слова виде транспарантов и дети должны записывать их в тетради).
    На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского народа.
    Земледельцы платили налоги – отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота: телят, козлят, ягнят.
    Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле о другого. Страна была похожа на шахматную доску. Для орошения копали каналы. (Затем учитель дожжен обратиться к учебнику и вместе с детьми посмотреть на картинки параграфа 7 «Рыхление земли»,на  странице 36.)
    Вопрос: Ребята, повторите пожалуйста,  кто жил в древнем Египте?
    Интересный факт: А чтобы обмолоть выращенное зерно египтяне раскладывали колосья на твердой ровной площадке и прогоняли по ним скот.
    2.В гостях у египтянина
    Актуальное: Ребята, а чем вас сегодня кормили в столовой? Или что было у вас на завтрак? ( Дети включаются в разговор, бурно обсуждают их завтрак.)
    Историческое: «Сейчас я предлагаю отправиться на завтрак в дом египтянина…  (На столе учителя должно стоять заранее подготовленное блюдо, накрытое салфеткой. На этом блюде могут лежать продукты: мука, булочка, луковица, рыбка, финики, виноград).
    Из зерна, растертого между камнями, получилась мука. Из муки женщина замесят тесто и испечет горячие лепешки. Но чтобы разжечь костёр необходимо дерево, которого в Египте очень мало, поэтому дети собирают сухую траву, сучья и навоз.
    На обед, кроме лепешки, может быть одна – две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград.
    Только по праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и вино.
    Дом же построен из тростника, обмазан илом, вместо крыши тростниковая циновка. Двери запираются редко. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.) «На самом деле они не запираются потому, что красть в таком доме нечего. На полу вместо кровати циновки, около очага стоит глиняная посуда. Хозяева в малом количестве одежды – очень жарко. Но у них есть амулеты.
    Вопрос: Ребята, давайте еще раз посмотрим в учебник, на странице 37 есть картинка удивительно изобретения египтян. Как называется это изобретение?»  (Дети ищут, смотрят, отвечают на вопрос – «шадуф».)
    Интересный факт:» «А вы знаете, что в каждом доме были свои оберегающие амулеты и статуэтки. Вот, например, одна из них… (Учитель показывает статуэтку или же браслет.)
    3. Мастера. Писцы и налоги
    Актуальное: Ребята, как вы думаете, можно составить рассказ по какой- нибудь картинке? Давайте мы с вами попробуем это сделать?
    Историческое:  Египетские художники, жившие 4 тыс. лет назад, изобразили строительство дома. (Дети смотрят на картинку, пытаются самостоятельно предположить как же проходило строительство.)
    «В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить.
    Сохранилось и изображение, которое есть у нас в учебнике на странице 39, оно показывает нам меновую торговлю.
    На древнеегипетских изображениях можно увидеть и писцов. Писцы очень нужны фараону. Они считают и записывают всё, что им прикажут. Но все земледельцы бояться писцов, потому что они забирают у них зерно.
    Вопрос: Ребята, перечислите всех мастеров древнего Египта. (Дети перечисляют: горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители.)
    Интересный факт:  «Земледельцы боялись писцов и жаловались на свою судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидит писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому,  у кого не хватает зерна для уплаты налога!»
    IV. Микромодуль действенного закрепления:
    Учитель показывает транспаранты с главными словами урока и задаёт следующие вопросы:
    Перечислите всех жителей древнего Египта .
    Чего требовала земля?
    Расскажите о труде земледельца.
    Что ели египтяне?
    Что носили египтяне?
    Чем занимались египтяне?
    Кто собирал налоги?
    V. Раскрытие интриги.
    Ребёнок, заработавший наибольшее количество жетонов получает конверт со «счастьем», вскрывает его и показывает всем картинку со священным жуком-скарабеем.
    Не все дети знают, почему этого жука почитали египтяне. Пэтому в качестве домашнего задания им будет необходимо помимо параграфа приготовить рассказ о скарабее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *