Сочинение на тему какой он современный учитель

10 вариантов

  1. Администрация города Дубны Московской области Управление народного образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3 г. Дубны Московской области» (МОУ «Гимназия №3 г. Дубны Московской области»)
    141983, г. Дубна Московской области ул.Центральная, д.23 тел\факс 212-32-09
    Современный учитель: какой он?
    Работу подготовила
    Фефелова Елена
    Учитель
    Мадигожина Н.В.
    Приложение № 3 к приказу МУ ЦРО
    От 17.09.2010 № 67/1-05
    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Гимназия № 3»
    141980, Московская область, г. Дубна
    _ул.Центральная, д.23; 212-32-09__
    Адрес, телефон ОУ
    Номинация
    _________Социальный поиск________
    Тема сочинения
    __Современный учитель — какой он?
    Учитель (руководитель):
    Мадигожина
    Наталья Валентиновна
    учитель литературы
    телефон 8-496-215-64-61
    Автор:
    Фефелова
    Елена Александровна
    Учащаяся 11 А класса
    (03.07.1994 г.р.)
    Современный учитель: какой он? Вопрос может показаться тривиальным, однако от этого он не теряет своей актуальности, ведь пока живо человечество, будут существовать как учителя, так и ученики. Я могу показаться необъективной, может быть, даже предвзятой, однако у меня, как у ученицы, есть на этот счет своё мнение.
    Я считаю, что учитель должен идти в ногу со временем и со своими подопечными. Ведь человечество не стоит на месте, свершились большие технические прорывы, изменилось даже само восприятие мира. Каждый год к преподавателю приходят новые ребята, уже не такие, как были до них, и нельзя говорить нынешним ученикам то, что говорили, скажем, десять лет назад.
    Об этом хорошо писал в своих небольших произведениях Антон Павлович Чехов. Очень часто писатель рисует сатирические образы учителей, показывая ту или иную отрицательную, пагубно сказывающуюся на процессе обучения черту. Так в его рассказе «Учитель словесности» учитель истории и географии Ипполит Ипполитыч говорил скучные, всем известные истины, например, «без пищи люди не могут существовать» или «лето не то, что зима». Даже на смертном одре в бреду он постоянно повторял заученные им когда-то фразы: «Волга впадает в Каспийское море», «лошади кушают овес и сено». А в рассказе «Человек в футляре» перед нами раскрывается образ учителя Беликова. Герой панически боится что-то менять в своей жизни, в своём стиле преподавания и ведет урок так, как было заведено давно. Если в циркуляре запрещено – баста, нельзя, а то, что времена и нравы меняются – неважно.
    Современный учитель должен соединять в себе любовь к своему делу и уважение к детям. Если он будет слишком много сил отдавать предмету, то дети, даже добросовестно изучая его дисциплину, будут учить урок не с интересом и увлечением, а лишь как назойливую «необходимость», только потому, что педагог поставит «неудовлетворительно». Однако и обратная картина столь же безрадостна, а эффект у неё может быть даже более плачевным. Человек разносторонний, но не любящий своё дело, не только не сможет заинтересовать им других, но и не вызовет уважения.
    Вообще в идеале наставник должен обладать целым комплексом положительных качеств. Умный, талантливый, любящий детей, добрый и требовательный одновременно, щедрый и великодушный, справедливый и сдержанный. И, хотя у учителя могут быть свои, и даже очень серьезные проблемы в личной жизни, он должен при детях оставаться веселым или хотя бы спокойным.
    Учителю ни в коем случае нельзя терять самообладание. Крик, а уж тем более оскорбление вряд ли благотворно повлияют на дальнейшие взаимоотношения учеников с преподавателем. Например, в телепередачах часто рассказывают о том, как учитель, выведенный из себя поведением ребенка, наносит ему телесные увечья. А всё потому, что ученик не уважает педагога, порой не знает своего места, поэтому и ведет себя вызывающе, некорректно по отношению к преподавателю. Так что учитель должен держать себя в руках и не поддаваться на провокации, от кого бы они ни исходили.
    Учитель – не просто тот, кто передает свои знания другим людям. Это ещё и личность, наделенная нравственностью, способная возбудить в учениках добрые, человечные чувства, воспитать в них ощущение прекрасного. Я могу привести пример. Энн Бронте, знаменитая английская писательница, одна из трех сестер Бронте, долгое время работала гувернанткой, и свои впечатления она позже изобразила в романе «Агнес Грей». Молодая девушка, Агнес Грей, одаренная умом и прекрасными моральными качествами, долго воспитывала детей, которых родители слишком сильно избаловали . Подчас её подопечные вели себя жестоко, безжалостно, например, разоряли гнезда птиц, желая помучить маленьких птенцов, но мисс Грей не теряла надежды перевоспитать своих учеников.
    Конечно, сочетая в себе эти качества, все учителя были бы как на подбор, одинаково хороши. Но нужно всё-таки помнить: учитель – человек, а каждый человек индивидуален. Стремление к совершенству, безусловно, похвально, но в реальной жизни для того, чтобы стать или оставаться хорошим учителем, достаточно быть самим собой, любить свой предмет и детей. И уже даже это бывает в современных условиях так непросто…

  2. 2
    Текст добавил: бабушкин пирог

    Приложение №3
    Эссе на тему «Современный педагог – новая школа»

    «…Если учитель соединяет в себе любовь к делу
    и к ученикам, он – совершенный учитель». 


    Л.Н. Толстой.

    Задумываясь о том, каким должен быть современный педагог, я невольно вспоминаю о тех людях, у которых я еще совсем недавно училась сама. Я считаю, что мне очень сильно повезло, потому что в школьные годы наставниками для меня были поистине талантливые учителя, живущие своим делом и по- настоящему любящие тот предмет, который они преподают.
    В детстве я всегда мечтала быть учителем: играла с младшими сестрами в школу, писала мелом на доске с мамой в школе (она тоже учитель), читала много литературы, пыталась «научить» чему-то своих родителей за обеденным столом…
    Через несколько лет моя мечта сбылась, хотя и первое образование я получила непедагогическое, а экономическое. Хотя моя душа всегда была где-то в школе!
    Наверное, качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь.
    Личностные качества ребенка, его жизненные принципы и стремления закладываются еще в школе, и успешность работы педагога определяется тем, удалось ли ему своим личным примером зажечь в детях стремление к саморазвитию, пробудить в них требовательность к себе и ответственность перед самим собой.
    Образование всегда было источником развития общества. Но и общество оказывает постоянное влияние на образование и его роль. Меняется мир, общество, люди в нем, меняются условия жизни. К сожалению, на сегодняшний день ситуация такова, что зачастую человеку в течение жизни приходится несколько раз менять профессию и постоянно повышать свою квалификацию.
    На мой взгляд, в современном обществе все более ценится человек, способный и готовый к самосовершенствованию, поиску новых знаний, умеющий мыслить нестандартно. В связи с этим меняется роль педагога в образовании и, соответственно, задачи, стоящие перед ним; педагог, прежде всего, должен научить ребенка «учиться», работать самостоятельно. Работа учителя должна быть направлена на развитие у ребенка нестандартного, творческого мышления. Однако ребенок может мыслить творчески только в том случае, если ему предоставляют свободу выбора, возможность самостоятельно принимать решения.
    Cовременный педагог – это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Важными чертами современного педагога дополнительного образования являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями.
    И самое главное: современный педагог должен шагать в ногу со временем. Требования, которые предъявляет наше время – это электронно-дидактические пособия, электронные учебники, образовательные программы должны широко использоваться на всех занятия педагогом. Использование современных электронных средств обучения на занятиях активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу.
    Cовременный педагог – это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать  психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, современный педагог должен плодотворно работать с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка, а также активно взаимодействовать с профессиональными психологами.
    Я поняла, что особенно важно не только учить, но и самой иметь способность учиться и развиваться. Профессионализм педагога определяется не только его профессиональной пригодностью, но и саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе именно тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессионалом в своей области стать, несомненно, трудно, но все же легче, чем стать Личностью для ученика.
    Книжные знания и сухая информация – ничто без проявления человеческой души преподавателя. Любая тема занятия все равно преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. И самое сложное – это не разработать урок, не провести занятие, не устроить коллоквиум, а расположить детей, мотивировать, настроить на учение, пригласить к сотрудничеству.
    Главное для преподавателя – быть cчастливым! Несчастный, утонувший в заботах и депрессии, человек никогда не воспитает счастливого ребенка. Cовременный педагог – человек, способный улыбаться и интересоваться жизнью детей. Профессия учителя стала для меня возможностью самореализация личности, приносит удовлетворение и новую энергию. Личность учителя – важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Как мне кажется, без интереса к личности нет и интереса к предмету, личность сегодня как средство активизации интереса к предмету.
    Главные качества педагога – терпение, выдержка и cамообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах обязан сохранить за собой ведущее положение. Повышение голоса, растерянность и беспомощность педагога помогают ему потерять авторитет в глазах детей. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на детей. Oчень важно систематически и непременно справедливо оценивать знания, умения, поступки учащихся. Tолько человек уважаемый будет способен оказывать влияние. Учитель сегодня это помощник, советчик и союзник для ребенка.
    Исходя из всего этого, я рассматриваю урок как совместный труд детей и педагога. Успех труда определяется теми отношениями, которые сложились между преподавателем и ребенком. Kаждый гражданин учился, учится или будет учиться. Каждому из нас нужен хороший преподаватель. Одни находят его в себе, другие – во внешнем мире. Многие обретают учителя в книгах, музыке, танцах, религии, поэзии. Oдни учатся на своих ошибках, другие – на чужих. Мы взаимодействуем с социумом, с окружающей средой и пытаемся научиться чему-то у них. Одни из нас становится хорошими педагогами, у других этого не получается. Кому-то способность учить дана свыше, а кто-то, даже с заслуженными титулами, званиями и должностью так и не способен научить. Oт того, какой педагог встретится на пути человека, зависит его увлеченность предметом, его мотивация, умение искать и находить новое.
    Oдной из главных составляющих положительного эмоционального фона является личность педагога и его стиль общения. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического стиля руководства. В творческой практической деятельности  залогом успеха является процесс сотворчества.
    Cовременный педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Cотворчество исключает высокомерный взгляд на ребенка с позиции взрослого опыта.  Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и создавать необходимые условия для развития творческого потенциала ребенка. Oн должен принимать активное участие в различных конкурсах, мастер-классах, конференциях. Повышать свой профессионализм на курсах повышения квалификации и семинарах.
    Cовременный педагог, используя багаж знаний и новые электронные средства обучения, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности на занятиях, более эффективно осуществляет целостный образовательный процесс обучения, воспитания и развития детей в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами.
    Я считаю свою работу очень важной и горжусь своими детьми. В каждом из них заложен большой творческий потенциал, который предстоит мне раскрыть.
    Учитель, педагог – сколько в себе таят эти слова!
    Я-учитель! Это звучит гордо!

  3. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.Педагогическое эссе “Педагог XXI века”

  4. Современный учитель. Какой он?
    У учителя самая важная задача – формирование человека, личности. Учитель всегда стремится выпустить в жизнь воспитанного, умного, подготовленного человека. Учитель всегда идёт в ногу со временем.
    Мы живём в стремительно меняющемся мире. Что самое главное для учителя, работающего в 21 веке? Современный учитель. Какой он?
    Считаю, что самое ценное качество – это увлеченность, влюблённость в свою профессию. Я согласна с высказыванием Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Такой учитель всегда современен, в таком всегда нуждаются.
    Современный учитель должен быть готов к переменам, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственный. Он должен квалифицированно использовать средства ИКТ при решении профессиональных задач. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Педагог должен стремиться к профессиональному росту, постоянно заниматься самообразованием, использовать инновационные методики, быть творческой личностью, уметь получать знания из разных источников, владеть новыми технологиями.
    Миссия современного учителя заключается в том, чтобы не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Важно сформировать у ребёнка желание учиться, а потом, используя различные средства, учить.
    Учитель сегодняшнего дня – это профессионал в своём деле, который никогда не останавливается на достигнутом, а движется вперёд. Он эрудированный и образованный, знающий свой предмет, уважающий мнение ученика, готовый всегда прийти к нему на помощь, коммуникативный и стремящийся к сотрудничеству.
    В своей педагогической деятельности учитель должен учить воспитанников мыслить, слушать и слышать, чувствовать и переживать, искать и познавать, постигать себя и своё место на планете людей.
    Нельзя забывать и о нравственном воспитании. И задача учителя не только давать знания, но и воспитывать их личность, влиять на формирование характера, нравственных убеждений. Я хочу, чтобы у моих воспитанников было открытое сердце к добру, милосердию, человечности, чтобы помнили очень простой секрет Лиса из «Маленького принца»: «… зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», «… ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», «Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать».
    Учитель должен учить своего воспитанника трудиться, думать, творить, строить свою работу так, чтобы ученик всегда был соавтором: отстаивал свою точку зрения, делился мнениями, спорил.
    Важным в работе считаю и патриотическое воспитание. Нужно, чтобы школьники задумывались над проблемами отношения человека к родной стране, испытывали гордость за свой народ, знали и любили свой родной язык и традиции своего народа.
    Современный учитель – это человек влюблённый в жизнь, оптимист, жизнерадостный и открытый, с горящим и зорким сердцем, с широко распахнутыми глазами, идущий по жизни с доброй улыбкой.
    Нельзя забывать, что мы воспитываем прежде всего ЧЕЛОВЕКА. И я согласна со словами Марка Львовского:
    Достучаться до самого сердца
    Тех, кого ты решился учить,
    И откроется тайная дверца
    К душам тех, кого смог полюбить!

  5. Много веков прошло с момента появления первого учителя, но неизменным остается то, что знания ,опыт, мудрость, дети получают от учителей. “В воспитании все дело в том, кто воспитатель” (Дмитрий Иванович Писарев).
    Но я думаю,что, никакая разумная техника не сможет заменить живого учителя.
    Дети,как никто другой, видят и чувствуют несправедливость и неискренность в отношениях со взрослыми. Поэтому учитель должен быть строг, справедлив, честен и обязательно любить детей. “Учитель- не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их”(С.Соловейчик).
    Конечно современный учитель должен обладать множеством качеств. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношение с людьми. Так ,в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Учитель должен быть добрым, но не добреньким, справедливым,уметь разговаривать с детьми на одном языке.
    Учитель должен хорошо знать свой предмет ,чтобы отвечать на самые неожиданные вопросы.Уметь эти знания рассказать детям, да так ,чтоб они всё поняли и запомнили.
    Современному учителю приходится обладать огромным терпением, потому что дети иногда бывают несносны. Надо быть мудрым чтобы помирить детей, никого не обидеть. Учитель должен знать психологический климат в классе, уметь брать инициативу в свои руки при решении возникших конфликтов , при этом учитывать, что каждый ребенок – это личность.
    Учитель должен придерживаться золотой середины, чтобы не унизить ребенка и в тоже время тактично указать на неверные высказывания или поступки ребенка.
    Учитель- это человек ,с которого стоит брать пример.
    Задача учителя -дать детям ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире. Вот настоящее богатство каждого человека – это то, что внутри нас.
    Никакие перемены в жизни общества не смогут снизить значение профессии учителя. Чуткий ,грамотный, компетентный, любящий свою профессию и детей – идеал учителя на все времена.
    Мы столько требований предъявляем учителю, и совсем забываем ,что и сами должны относится к учителю с любовью и уважением, с глубокой благодарностью за его тяжелый труд.Ведь учитель нам открывает двери в мир науки и знаний, учит дружить , работать в команде, ставит нам цели и помогает их достигать, учит решать сложные задачи а науке и в общении со сверстниками.
    Нани учителя переживают за наши неудачи и промахи, радуются вместе с нами нашим успехами, могут смеяться над нашими проделками и строго наказать за невыученные уроки.
    Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности,порядочности как и отношение к родителям,Родине.Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим.
    Учитель – это не профессия,а образ жизни.
    Учитель – это единственный человек, который большую часть времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.
    Каждый урок у настоящего учителя превращается в спектакль,какие только маски не приходится ему менять в течение даже одного школьного дня: наставника, друга, мамы, судьи, лидера, оратора, клоуна… Это человек, у которого нет нормированного рабочего дня, который вне зависимости от времени дня и ночи что-то придумывает и изобретает.

  6. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    «ГИМНАЗИЯ №11
    с изучением иностранных языков»
    Российская Федерация, г. Королев, ул. Комсомольская, 12
    Тел./факс (495) 515 05 79, 515 08 62, 515 64 37
    E-mail:[email protected]
    Эссе на тему:
    “Современный учитель”
    Выполнила учитель начальных классов
    Невзорова Г. А.
    МО, 2016 г.
    Жила-была в лесу сороконожка. И славилась она быстротой и ловкостью. Но однажды её спросили, как это она ловко управляет своими сорока ножками. Сороконожка задумалась, замерла и больше не смогла сдвинуться с места.
    Так, многие учителя чувствуют трепет, волнение, ощущая , что не в состоянии работать по высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, это: желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознавать свои недоработки.
    Ещё в  январе 2010 года Д.А.Медведев, будучи президентом РФ, утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».
    Президент подчеркнул, что основная цель реализации «Нашей новой школы» : «… в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны».
    Сейчас у каждого из нас на слуху-новый учитель, современный учитель.
    Что значит современный? А в будущем требования к учителям будут другие? Или раньше, в прошлом учителя были другими?
    Да, мы всегда были и будут разными: разными по характеру, уровню знаний, темпераменту и т.д. Но понятия о качествах, которыми должен обладать настоящий учитель сложились за годы и века.
    Вспомним прекрасных учителей, с которыми повезло А.С.Пушкину и его друзьям в лицее. А чуткий, тонкий и педагог, которая воспитывала П.И.Чайковского, её бережное отношение к нему. В дневниковой записи она назвала будущего композитора «стеклянным ребёнком», почувствовав его застенчивость и ранимость. И таких педагогов, вероятно, было множество.
    Поэтому правомерно говорить о качествах, присущих настоящему учителю, т.е. о том, каким должен быть “современный учитель”.
    Учитель, прежде всего, должен любить детей.
    А что это означает? Это значит, что общение с ними будет нам интересно, что их суждения не покажутся нм глупыми и скучными, что их дела будут нас искренне волновать.
    Сегодня ребёнок не может интересовать учителя как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его  сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребёнок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику  учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Ещё в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал:” Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить”.
    Отсюда вытекает и второе требование к учителю. Это – профессионализм. И если первое – любовь к детям – даётся человеку свыше, не приобретается, то профессионализм – вполне приобретаемое качество.  Ведь учитель -это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, только большой багаж знаний даёт право учить других.
    Учитель сегодняшнего дня – это человек, преданный своему  делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, а потребуется – писатель, спортсмен, певец.
    Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребёнку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
    Ведь ещё древние говорили, что тот, кто не идёт вперёд, тот идёт назад. Значит, учителю необходимо на протяжении творческого пути саморазвиваться, самообразовываться. Самообразование нужно для самоуважения, для уверенности в себе, чтобы всегда можно было сравнивать себя нынешнего с тем, каким был несколько лет назад и понимать, сколь многому ещё надо учиться.
    Современный учитель – человек, которого интересует всё то, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку.
    И вот, при таком сплаве любви к своему делу, вдохновении, компетентности и дальновидности получается формула современного учителя.
    На мой взгляд, меняется время, условия труда, средства, технологии, требования, но сущность учителя остаётся прежней. Это – ученики. Когда они вырастут, мы не знаем, кем они станут, но верим – настоящими людьми, потому что каждому из них  дарю частичку тепла, любви.
    Ещё Сократ более двух тысяч лет назад сказал: “В каждом человеке солнце, только дайте ему светить”

  7. Учитель… Сколько смысла в этом слове! Для каждого человека слово «учитель» имеет свои представления, своё место в жизни, оставаясь в памяти навсегда.
    Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, – главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ…
    Я всегда мечтала стать учителем. Сто раз представляла себе свой первый класс, первый урок, первое родительское собрание, прокручивала, как в кино. Видела во сне своих первых учеников. Дети, дети… Эти неугомонные человечки каждый день загадывают нам, взрослым, такие загадки, что не сразу найдёшь ответ, а иногда преподают уроки жизни. Надо всего лишь понять ребёнка, улыбнуться ему, взять за руку, заглянуть в его глаза и не оставить его «загадку» без внимания. Осознать, что любой ребёнок – это Человек. Воспринимать его как равного себе, сделать его своим единомышленником, разбудить его мысль и дать ему возможность гордиться собой. Именно с такой философией – философией добра, уважения Человека в ребёнке – и шла в школу.
    Мне 55 лет, я учительница. И теперь абсолютно уверена, что учитель – это не профессия, это образ жизни. Учитель – это тот, кто несет в себе особый свет, дар сердца, чувствующего любое неблагополучие. Это осознание огромной ответственности, прежде всего, перед ребенком, который приходит ко мне на урок. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, глаза, не умеющие прощать равнодушия, но зато умеющие любить бескорыстно, на всю жизнь. Можно завоевать авторитет профессионализмом, прекрасным знанием преподаваемых предметов, высокими требованиями, дисциплиной на уроках, но заставить полюбить – никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым…
    Но я не просто учитель. Я – первая учительница. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. А проникнуть в самые далёкие галактики детского мира невозможно без осознания того, что, «если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы». Именно от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Именно я, первый учитель, должна помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. И поэтому всегда стараюсь создавать такую атмосферу в классе, чтобы дети постоянно впитывали доброту, чуткость, внимание, чтобы школа была для них убежищем от всего злого, что их окружает, чтобы они шли в школу с великой радостью.
    Прошло более 30 лет с тех пор, как я сама, еще ребенком, впервые вошла в свой первый класс. Кто помог осуществить мою мечту, помог в выборе профессии? Моя первая учительница – Екатерина Ильнична Кузнецова. Её пример – мой первый шаг к мечте стать учителем начальных классов. У Льва Николаевича Толстого есть высказывание: «Если учитель имеет любовь к делу, то он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, то он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, то он – совершенный учитель». Такой для меня являлась моя первая учительница.
    О ее методике преподавания говорить не буду, тогда я даже не знала значения этого слова. Я вспоминаю свой первый день в школе. Я очень боялась, не знала, что меня ожидает, но очень хотелось поскорее узнать неизвестное. Игрушки и куклы остались дома, мне их так не хватало в те минуты. Я поборола свою робость и вместе с мамой переступила ступеньку во взрослый мир. Я даже сразу не поняла, что моя рука очутилась в руке моей первой учительницы. Ладони у неё были тёплые и нежные (я это отчетливо помню, как сейчас). Она улыбнулась мне, и у меня в душе появилось летнее солнышко…
    Получив диплом учителя начальных классов, я нетерпеливо ждала того дня, когда по-настоящему смогу попробовать свои силы в педагогической деятельности. В школу я шла уверенно, потому что знала, что с детьми найду общий язык. Войдя в класс на свой самый первый урок, вспомнив мою первую учительницу, я улыбнулась. Это была та ниточка, с которой начался клубочек моей дружбы с детьми и которая тянется уже столько лет. А школа стала моим вторым домом, где проходит значительная часть моей жизни. Здесь я и учитель, и ученик. Каждый день и час школа воспитывает меня, в чем-то переубеждает, меняет мои взгляды и привычки, заставляет смирять естественный гнев, отучает от скоропалительных выводов, учит предвидеть ход событий.
    За время работы с детьми я поняла, что начальная школа всегда была и остается тем местом и периодом в жизни каждого человека, от которых незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей жизни. Меняется время и люди, живущие в нем. А это значит, что и учитель должен идти в ногу с этим временем, чтобы стать посредником между детством и взрослостью, а также между людьми разных поколений. Ведь учитель всегда следит за временем: урок идёт 45 минут, перемена – 10. …Но, к сожалению, ни на одних часах стрелки не указывают, как жить. И только настоящий учитель имеет моральное право направить маленького человека, подсказать ему путь в незнакомый мир.
    Каким же должен быть современный учитель?
    Соглашусь с мнением Дмитрия Медведева, выраженным в национальной образовательной инициативе «Новая школа», что новый учитель – это творческая, независимая, конкурентоспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Это человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Понятно, что идеальным учитель не может быть вообще; он может быть таковым лишь для конкретного человека. И во все времена для каждого образ этот индивидуален.
    На мой взгляд, современный учитель должен создавать вокруг себя такое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, с коллегами и учениками и всеми заинтересованными в процессе воспитания и образования людьми. Только совместными усилиями можно создать будущее, и только тогда оно станет новым, когда все мы посмотрим на окружающее нас «обновленным взглядом». А будущее – уже здесь…
    Приблизить настоящее к будущему, я уверена, во все времена помогут известные многим принципы, также необходимые в работе современного учителя. Во-первых, помоги ребёнку почувствовать в себе уверенность. Во-вторых, люби своих учеников уже за то, что им дано право жить на земле. В-третьих, поддерживай учеников в их делах и начинаниях; найди то лучшее, что есть в них и постарайся развить. В-четвертых, делай зависящее от тебя добро, не ожидая, чтобы тебя об этом просили. В-пятых, сделай озорников и шалунов своими помощниками. И наконец, дари свет своим ученикам.
    Думаю, что в современной школе все это возможно. Более того, это нам нужно! Я руководствуюсь этими принципами, и, каждым утром, проходя «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ, я вижу в каждом из них доказательство того, что эти идеи – верны. Ребята торопятся мне что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что у них появилось, что их озадачило или тревожит. Они – люди будущего и прекрасно знают, что я тоже очень хочу их понять, хочу удивиться вместе с ними и помочь им создать такой Новый мир, который будет лучше и счастливее. На самом деле, понять окружающее самому ребенку очень сложно, и он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Я думаю – нет. Помочь может только тот, кто сам в достаточной мере овладел знаниями об этом новом, живет в нем, принимает новое, верит в будущее и самое главное – сам способен измениться в соответствии с требованиями времени. Это человек Настоящего и Будущего – современный учитель. Таков будет мой ответ на не столь простой вопрос.
    А завтра еще один школьный день… Завтра в классе я вновь увижу удивительные и любопытные замечательные глаза – глаза моих учеников. И начнем мы новый день с улыбки друг другу, улыбки новому дню – продолжению того клубочка, который я начала 33 года назад.

  8. Гисматуллина Д.Ф.
    учитель информатики и физики
    МБОУ СОШ №11 г.Зеленодольск
    Эссе «Что  значит быть современным учителем?»
    Задумываясь о том, каким должен быть современный учитель, я вспоминаю о  людях, у которых еще совсем недавно училась сама. Мне очень повезло, потому что в школьные годы моими наставниками были поистине талантливые и чуткие учителя, живущие своим делом. И я думаю, никакие изменения, происходящие в современном мире, обществе, не заменят это самое главное качество педагога – любовь к делу и ученикам. Особенности современных детей  таковы, что они требуют постоянного внимания, четко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит.  Любовь учителя к ребенку должна быть основана на уважения его личности, умении  принять его таким, какой он есть.
    И если я приду на урок без блеска в глазах, без душевной теплоты и желания передать все свои знания , умения и навыки в интересной форме – это будет бесполезный урок, безрезультатный…Дети уйдут с урока со знаниями,  но без желания изучать этот предмет, а в дальнейшем мне будет сложно вернуть их интерес .
    Современные ученики любят говорить, рассуждать, их интересуют самые далекие загадки Вселенной и не только, учителю нужно быть готовым к любому повороту событий на уроке. Поэтому вторым немаловажным принципом современности  педагога является склонность к самообразованию, самосовершенствованию. Учитель должен осознавать необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании не только своего предмета, но и смежных с ним наук.
    Я думаю, ученикам скучен и неинтересен учитель, который не идет в ногу со временем. А так как я учитель информатики, то свои уроки я стараюсь проводить с применением ИКТ технологий, мобильных телефонов в учебных целях, что качественно повышает интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы.
    У учеников в такой работе появляется возможность реализовать свои творческие качества.
    Современный педагог должен создавать условия, для того чтобы ученик самостоятельно получал знания, воспитывать потребность в образовании, иначе на выходе из школы мы не получим думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказать и отстоять свое мнение выпускника. То есть учитель должен быть прекрасным организатором, консультантом,  помощником.
    И, конечно, педагог должен обладать суммой высоких личностных качеств: гуманизмом, честностью, справедливостью, трудолюбием, эрудицией и другими.
    Пусть пока я только учусь, изучаю образовательные технологии,  осваиваю новые методы и формы преподавания, покоряю новые проекты, но данная профессия дала мне возможность самореализоваться как личность!
    Конечно, иногда бывает тяжело, но для современного учителя важно никогда не сдаваться, не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед!

  9. Каким должен быть современный учитель?»
    Искусство обучения
    есть искусство будить
    в юных душах
    любознательность и
    затем удовлетворять ее.
    А. Франс.
    Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным!  Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным! У  Лихачёва Д.С. есть замечательные слова о том, что «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.»
    На наших глазах меняется страна, меняется и школа. Меняется и жизнь современного ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни. Поэтому учитель в современной школе должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Важно быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Но главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле.
    Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главной задачей  работы учителя в настоящее время является  помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий  интерес.
    Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает   детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. И конечно же, как не вспомнить слова Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.»
    Учитель, прежде всего, должен любить детей. Это значит, что общение детьми  будет ему  интересно, что их суждения не покажутся учителю глупыми и скучными, что их дела будут его  искренне волновать. Это значит видеть в детях –  людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами, гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. Учитель должен входить в класс с улыбкой на лице и всем своим видом показывать, что он рад видеть своих учеников, рад общению с ними. Учитель должен чувствовать, что его опыт, его знания ведут за собой учеников. Он учит своего воспитанника трудиться, думать, творить, стремится к тому, чтобы ученик был его соавтором: спорил, делился мнением, выступал, отстаивал свою точку зрения. Настоящий учитель обращается к истокам народной культуры, которые обогащают человека, облагораживают его душу, учат его ценить прошлое и настоящее. Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя передают знания следующим поколениям. Мне кажется, настоящий  учитель должен быть прежде всего отзывчивым, понимающим и умеющим поддержать ученика, подбодрить его в трудную минуту. Но в то же время педагог должен быть строг и справедлив, это дисциплинирует детей и учит быть ответственными. Современный  педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом со своими коллегами, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи.  Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников.
    Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей,  быть всегда непредсказуем и интересен, потому что УЧИТЕЛЬ большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.

  10. Современный учитель.… Какого учителя можно назвать современным? Каким он должен быть? Этот вопрос всегда волновал и волнует людей. Он должен быть самым – самым… Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным! У Д. С. Лихачёва есть замечательные слова о том, что «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.»
    На наших глазах меняется страна, меняется и школа. Меняется и жизнь современного ученика. И это уже не те ученики, читающие захватывающие романы, переживающие за судьбу героев Великой Отечественной войны. Это дети, свободно общающиеся в Интернете, владеющие планшетами и смартфонами. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни. Поэтому учитель в современной школе должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Важно быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Но главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле.
    Л.Н. Толстой сказал однажды, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главная задача учителя в настоящее время – помогать детям в получении новых знаний, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь формировать у ученика информационную компетентность, развивать любознательность, познавательный и творческий интерес.
    Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. И конечно же, как не вспомнить слова Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.»
    Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они – современные учителя? А они – то оказываются совсем разные. Среди них есть учителя – фанатики своей профессии, они могут «наступить на горло» своей творческой песне да еще вовремя заполнить журналы, проверить все тетради, подготовиться к разным семинарам, коллоквиумам и многое-многое другое. У них неестественно большое чувство долга. Женщины – учителя больше времени уделяют не своим детям, а чужим и в то же время считают их своими, называя «мой Петя», «наш Иванов». Они хронически больны школой, им скучно дома во время каникул, они не находят себе места даже во время болезни. Но это счастливые люди. И я могу причислить себя к их числу. Да, я, проработав в школе уже 46 лет, по –прежнему скучаю по «своим» детям во время каникул, да, я чувствую себя молодой, когда общаюсь со своими семиклассниками. Пусть они не золото, хулиганят, бывают невыносимыми, но это моя жизнь. Моим родным детям всегда доставалось меньше времени и тепла, с них больше спрашивалось, чем с моих учеников. Теперь они взрослые и с улыбкой вспоминают те времена, когда мама, оставив их, уходила к другим детям, говоря, что это ее долг, ее работа. И работе этой не было конца. Радость удачного урока, улыбка ученика, теплое слово от выпускника всегда согревало и согревает душу педагога во все времена.
    Так, может быть, это и есть одно из качеств современного учителя, работающего в школе XXI века, в школе, где создаются все условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях?
    Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги.
    Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развитие у учеников стремления к творческому восприятию знаний, научить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.
    Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.
    Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Он дирижер, от которого зависит, как зазвучит класс – оркестр.
    Цель моей работы – это не только формирование знаний, умений, навыков учащихся. Я должна помочь каждому ребенку сформироваться как личность, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение ориентироваться в сложных ситуациях, решать проблемы, которые ставит перед ними жизнь, не спасовать перед трудностями, не остаться на обочине жизни.
    Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.
    Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспоминаем советы психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней». Всегда найдутся те, кто смогут в этом вам помочь, те, кто вас окружает: учителя – единомышленники и ученики.
    С первого января 201 5года начинает работать профессиональный Стандарт. И там очень ярко дан образ педагога нынешнего поколения, современного учителя. Некоторые положения Стандарта перекликаются с мыслями наших великих педагогов, таких как К. Ушинский. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», – писал К. Ушинский, а в Стандарте говорится, что «педагог – ключевая фигура реформирования образования». И далее: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу». Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
    Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
    Педагог· должен работать как с одаренными детьми, так и в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавать русский язык детям, для которых он не является родным. Должен работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии и с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
    Эти положения Стандарта перекликаются со словами из выступления российского педагога и общественного деятеля, директора Центра образования №109 города Москвы, известного как «школа Ямбурга». Е. Ямбург в своем выступлении прокомментировал Стандарт, указал на его положительные стороны. Он отметил, что нельзя требовать от педагога то, чему его никто никогда не учил. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. И в то же время педагог должен уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность, владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков, уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля, владеть ИКТ-компетенциями. Стандарты в образовании должны привести к изменениям стандартов подготовки учительских кадров. Педагог и учитель раскритиковал ошибочное мнение, что «нам нужны не учителя, а нужны инженеры, аспиранты, доценты»; такие педагоги приемлемы не во всех школах. «Сокращение педагогической практики до 30 часов за весь период обучения будущих педагогов – это очень мало». – сказал Е. Ямбург. В его интервью прозвучали неутешительные слова о том, что «контингент детей будет все хуже и хуже, т. к. много детей с отклонениями в психике в развитии. И к этому мы должны быть готовы. «Один педагог в школе не воин, он не семи пядей во лбу, стандарты не удавка. Надо добиваться, чтобы учитель переучивался, но все это произойдет не сразу а постепенно, чудес не бывает», – такими словами закончил свое выступление Е. Ямбург.
    Его слова – лишнее подтверждение тому, что настоящим учителем не каждый может стать. Загляните в наши школы. Много ли вы увидите молодых преподавателей?
    Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. Примерно шестая часть из педагогов – 213 тысяч – пенсионного возраста. Почему такая статистика? Пока в народе учительская профессия остается мало популярной и практически непрестижной – у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа – молодежь не идет в школы, она выбирает более престижные профессии.
    Какая часть педагогов стремится повысить свою квалификацию? Как же это мало для нашего стремительного времени, времени инновационных компетенций, времени нанотехнологий, времени диалогов со временем!
    И все – таки хочется закончить мое размышление на мажорной ноте. Есть учителя – романтики, учителя – фанаты, учителя, готовые отдать себя, свою душу, свои знания своим «чужим» детям, ибо, как сказал Фридрих Ницце: «Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе».
    Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
    Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
    Профессия учителя – это возможность для самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию. А еще у каждого учителя есть формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих: любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.
    Но главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед: учить, общаясь, а не поучая».
    Таким образом, учитель, как и 100 лет назад, должен быть широко образованным, добрым, интеллигентным, красивым, понимающим детей, быть всегда непредсказуем и интересным, потому что учитель большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением детей.
    Я считаю себя современным учителем. Проработав в школе 46 лет, стремлюсь не отставать от моих учеников, не останавливаюсь на достигнутом, иду вперед вместе со своими воспитанниками. Мне очень близки слова С. Соловейчика: «Учитель – не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания – не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни.»
    Закончить свое размышление мне хочется словами – призывом великого педагога Ш. Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»
    Литература.
    1. Федеральный Государственный образовательный Стандарт основного общего образования
    2. Выступление Е.Ямбурга, директора московского Центра образования №109. http://www.youtube.com/watch?v=33k1YmD8jO8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *